В связи с этой инициативой у любого человека может возникнуть ряд опасений, связанных, прежде всего с личной безопасностью и опасением потерять остатки приватности личной жизни. Давайте разбираться, справедливы ли это опасения, какие новые риски можно видеть в связи этой инициативой?
Данные о нас могут становиться известными силовикам. Не берусь судить о соответствии практики действующим законам и статье 23 Конституции, где говорится о тайне переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений", но практика такая есть и сейчас. Возможно, в нарушении Конституции, пусть объективно об этом выскажутся юристы или ЕСПЧ. Технически получение данных о звонках гражданах, а также данные о местоположении их мобильных аппаратов была возможно и до новой инициативы, какой-то принципиальной новизны здесь нет, "кому надо" и без того мог получать соответствующий доступ к данным, если не "де-юро", то "де факто".
Важно, что сейчас это касается далеко не всех госструктур и даже не всех силовиков, так что снятие "тайны связи" безусловно расширит круг тех, кто захочет пользоваться нашими данными. И если с желанием получать наши данные у спецслужб, занимающихся вопросами безопасности граждан (если такие еще остались), еще можно было бы как-то мириться, то возможность получить доступ к этим данным муниципальной милиции, росгвардейцев или чиновников из ФНС или ЖКХ, или, скажем, медиков - это уже явный перебор. Очередной.
Не секрет, что чем шире круг тех, кому доступны геоданные, тем ниже барьер для их получения теми, кому они интересны. "Что знают двое, знает и свинья". Если данные о геолокации телефона не будут считаться "тайной связи", их доступность для криминала, недоброжелателей и просто интересующихся вырастет еще более. Так что можно смело квалифицировать данную инициативу как прекрасный подарок не только для силовиков, но и для криминального сообщества.
Кроме того, эта инициатива может создать вполне ощутимую нагрузку на операторов, которые должны будут отрабатывать запросы данных геолокации. Здесь, конечно, все зависит от реализации. Если, скажем, представить, что данные будут общедоступны через API, без ограничений на число запросов, нагрузка на оборудование может оказаться гигантской. На рынке могут появиться легальные или не очень приложения для отслеживания перемещений жен, детей или, скажем, начальника.
Если данные придется предоставлять "врукопашную", то кто оплатит человеко-часы соответствующих сотрудников?
Инициатива чиновников - это не только очередное наступление на наши с вами права, но и также она в очередной раз поднимает вопрос о том, кому принадлежат данные. Не являются ли данные о местоположении человека его собственностью? Не вправе ли только он решать, как этой собственностью распорядиться, например, сделать ее недоступной для других, продавать эти данные интересующимся по устраивающей цене?
То же и в отношении услуг оператора по техническому определению и предоставлению данных геолокации? Если этими данными хочется пользоваться, то за их получение следует платить компании, которая обеспечивает их сбор и предоставление (а она могла бы делиться этими доходами с абонентами). Предусматривает ли это инициатива чиновников?
В целом подобные инициативы заставляют вспоминать о понятии "цифровой концлагерь" и задумываться, в каком направлении развивается наше общество.
Искать пропавших - дело правильное, хорошее. Но для этого вовсе не нужно снимать с геоданных статус "тайны связи", достаточно было бы законодательно оговорить право родственников давать временное разрешение поисковым структурам (которых не так уж много) на право получения от операторов данных геолокации телефона человека, которого родственники посчитали пропавшим. Но это так, к слову, вряд ли кто-то думает, что фиговый листочек "поиск пропавших" хоть как-то связан с реальными целями инициаторов.
--
Официальная версия от пресс-службы Минцифры
По итогам состоявшегося обсуждения Президентом РФ было дано поручение Правительству РФ доработать законопроект, ранее подготовленный по инициативе членов Совета Федерации и депутатов Госдумы. Принятый 25 сентября 2019 года в первом чтении законопроект предусматривал возможность получения сведений о геолокации мобильных устройств без судебного решения по мотивированному запросу правоохранительных органов в порядке установленном Правительством РФ.
В заключении Общественной палаты к принятому законопроекту по итогам проведения общественной экспертизы в октябре 2020 года отмечено, что в целом концепция законопроекта поддерживается. При этом был обозначен ряд замечаний, касающихся необходимости отражения непосредственно в самом законопроекте условий предоставления данных. Был также предложен ряд мер для увеличения точности определения местоположения абонентов.
Доработанный Минцифры России законопроект напрямую запрещает передачу содержания переговоров или сообщений, передаваемых с использованием мобильных устройств, без согласия абонентов или в отсутствие судебного решения. Также исключены полномочия Правительства РФ по установлению порядка предоставления данных о геолокации. При этом для ранее включенной в текст законопроекта нормы, предусматривающей возможность получения по запросу правоохранительных органов сведений о геолокации мобильных устройств, введено уточнение, что данные сведения могут предоставляться только с оборудования операторов связи.
Данный законопроект направлен на согласование в федеральные ведомства для обсуждения их позиций. По результатам согласования документ будет представлен для общественного обсуждения, в том числе на площадке Общественной палаты.
--
Комментариев нет:
Отправить комментарий