Презентация Михаила Алексеева, неисполнительного директора AC&M Consulting, сделана на Форуме операторов и поставщиков решений инфраструктуры мобильной связи Евразии 2021, организованном компанией Huawei. Вашему вниманию конспект презентации, подготовленный Алексеем Бойко.
Как бы не был скучен рынок пассивной инфраструктуры, мачт, опор двойного назначения (ОДН), башен и других железок, мы похоже находимся сейчас в той точке во времени, когда именно на этом рынке все главное и случится.
Немного расскажу о том, как велик этот рынок и какую динамику мы на нем наблюдаем в последнее время. Несколько слов скажу об основных тенденциях, но главным образом мне хотелось бы говорить о прогнозах и ожиданиях.
Мало кто понимает, но Россия - пятый по размеру рынок пассивной инфраструктуры в мире, поскольку у нас в стране просто грандиозное количество сайтов. Так случилось и в силу особенностей географии страны, и в силу высокой концентрации населения.
Если грандиозный рынок пассивной инфраструктуры в Китае в силу его величины можно сравнить с Солнцем, то другие ведущие рынки похожи на планеты.
В Китае построено уже более 2 млн сайтов. Остальные рынки скромнее. Несмотря на сравнительно высокий уровень развития телеком-рынка США, высокий уровень развития культуры коммерциализации сайтов, американский рынок сравним с российским.
Но свою 5-ю позицию в мире Россия может утерять. Мы наблюдаем, как не самые большие в мире экономики, Вьетнам, например, в силу активного развития сетей (включая и сети 5G) быстро наращивают число сайтов сотовой связи, повышая плотность сетей.
В мире, к сожалению, нет консенсуса по части оценок числа сайтов в Южной Корее. Но можно с уверенностью утверждать, что за время развертывания 5G в Южной Корее за 2 года число сайтов выросло на 40%! Идет грандиозный по масштабам процесс.
Хотел бы обратить ваше внимание на одну цифру. Возможно, она несколько синтетическая. Интересно смотреть на соотношение абонентов (или населения, что практически одно и то же) на одну конструкцию.
Удивительно, но на грандиозном рынке Китая на один объект приходится менее тысячи абонентов - 654 в среднем. В России этот показатель в 2.5 раз больше - 1622. Это говорит о том, что сеть в России еще недостаточно густа (плотна) и есть существенный потенциал ее развития для расширения и улучшения качества пятна покрытия. Это затратный по времени и по деньгам процесс, которым нам все равно предстоит заниматься.
Посмотрев на эти цифры можно с уверенностью утверждать, что у России еще значительный потенциал развития этого рынка. Обратите внимание. в Индии, например, на один сайт приходится в среднем 2379 подключений - яркий пример недоразвитого рынка, который при этом огромен по размерам.
Мы наблюдаем один интересный феномен. Понятно, что операторы развивают сеть неравномерно и на больших временных периодах наблюдаются рывки и торможения. Поражает то, что независимо от того, сколько вводится в строй базовых станций, число сайтов. располагающихся на отдельно стоящих конструкциях стабильно растет. Причем этот процесс, очевидно, ускоряется.
Это, вероятно, хорошая новость для независимых инфраструктурных компаний, которые могут рассчитывать на адекватный рост выручки и прибыли.
Пока что, к сожалению, независимые инфраструктурные компании не столь велики, если сравнивать их с парками башенных конструкций, которыми располагают операторы мобильной связи.
НБК - Национальная башенная компания (VEON), ПБК - Первая башенная компания (МегаФон).
Даже если сложить активы всех независимых башенных операторов, Русских башен (8%), Вертикали (5%) и Сервис-телекома (3%), им будет сложно сравниваться с любым из портфелей MNO.
((Прим. АБ: Отчего же? Если сложить доли трех независимых операторов, то получим 16%, что явно сравнимо с МТС и ПБК или больше, чем, например, у Tele2 или НБК)).
Если мы посмотрим на прирост, то увидим, что независимые башенные операторы в последние годы строят примерно столько же новых объектов, сколько MNO.
Можно отметить, что данная закономерность была нарушена в 2020 "пандемийном" году. Но в целом, как мне кажется, независимые операторы убедили операторов сотовой связи, что могут строить объекты быстрее, с достаточным качеством и оперативно реагируя на потребности MNO.
В итоге некоторые операторы уже практически 100% новых объектов размещают на площадках независимых башенных операторов.
Сдерживающим фактором является макроэкономическая ситуация в России. Какого-то заметного прогресса в денежном выражении на этом рынке мы не отмечаем.
Средняя аренда, которую платит арендатор за размещение базовой станции на сайтах независимых инфраструктурных операторов, вероятно, самая низкая в мире. Меньше, возможно, платят за аналогичную услугу только в Индии.
Даже в Индонезии ставки аренды выше в пересчете на рубли.
Это, конечно, сдерживающий фактор... Тем не менее, независимым компаниям удается показывать положительную тенденцию по выручке. Прежде всего, за счет того, что они вводят в эксплуатацию много новых объектов. И, во-вторых, и это важнее, за счет того, что им удается увеличивать среднее число арендаторов, приходящихся на сайт, так называемое tenancy ratio.
Если смотреть на показатель tenancy ratio, то у некоторых представителей российского рынка этот показатель едва ли не лучший в мире. Пожалуй, только английские инфраструктурные компании могут сравниться с российскими по TR, но у них план выполняется за счет размещения радиоинфраструктуры полиции и других специальных служб..
Немного о тенденциях. Этот рынок по мере становления и перехода к цивилизованному режиму, переживает определенные изменения.
С одной стороны, идет насыщение московской, питерской лицензионных зон, других мест, где требуется сравнительно густая инфраструктура. С другой стороны все более очевидны глобальные "белые пятна".
В прошлом году активно обозначилась тенденция формирования покрытия автодорог в России. Инициаторами не всегда выступают MNO, но, например, госкомпания Автодор, либо частный оператор платных дорог, который сразу же покрывает дорогу сайтами, на которых может быть размещена радиоаппаратура сотовой связи для обеспечения надежного покрытия дороги.
Эта тенденция вероятно продолжится, т.к. мы сейчас говорим о создании транзитных коридоров, например, на север - в сторону Выборга. Во-вторых, магистральная дорога в направлении Казани (М-12) и даже дальше - в сторону крупных населенных пунктов Урала.
Вторая большая тенденция, которую мы заметили в 2020 году еще не полностью реализовалась. Пока что можно говорить, скорее, о "сигналах" со стороны властей, особенно в Москве.
Московское правительство перестал устраивать внешний вид и размещение некоторых объектов пассивной инфраструктуры, которые действительно зачастую уродуют облик города. Проходит пресловутая "реновация", появляется плитка и невысокие фонарные столбы.
Видимо, давление со стороны муниципальных властей не только в Москве будет продолжаться и возможно нарастать. Уже есть проекты документов, в соответствии с которыми облик ОДН будет регламентироваться. На средней картинке (выше) показан объект, построенный в центре Москвы на Тверском бульваре в соответствии с пилотными требованиями.
Вероятно будет некоторая унификация, вероятно будет ужесточение требований к размещению башен в непосредственной близости от памятников архитектуры.
Еще одна тенденция, как мне кажется из далекого будущего. Но в Европе этот процесс идет и, видимо, он пойдет у нас, - размещение в подземных колодцах всей радиоэнергетической инфраструктуры с выносом наверх экзотических излучающих устройств, например, излучающих крышек колодцев. Следует отметить, что некоторые европейские города, даже не самые крупные, идут по этому пути, возможно это дойдет и до нас в России, стремясь сохранить барочный или средневековый облик центра города. Пытаются скрыть объекты современных технологий от глаз туристов.
Соответствующие инициативы зачастую проходят под эгидой муниципалитета. Даже есть случаи, когда муниципалитет владеет этими объектами, как если бы это был независимый инфраструктурный оператор.
Все это, видимо, приведет к тому, что стоимость создания сайта и стоимость размещения на нем оборудования будет увеличиваться, по крайней мере, в наиболее напряженной центральной части города. Это следует принимать во внимание, особенно с учетом того, что нам еще только предстоит размещение оборудования 5G, а затем и 6G. Особенно потому, что ожидается рост числа сайтов и уплотнение сетей в связи с внедрением новых технологий.
Мы собрали внутри компании все мнения в отношении того, что же нас ожидает.
Есть консенсус, основанный на историческом опыте, что даже без 5G, в предстоящие годы у нас в России будет вводиться порядка 4000 в год отдельно стоящих конструкций. Этому будет способствовать прогнозируемый нами процесс переезда некоторых rooftop-сайтов (сайтов, размещенных на крышах) на ОДН в силу различных причин, в том числе юридического характера.
Очевидно, что будет очень высокий рост числа сайтов, если наши операторы приступят к развертыванию систем 5G и 6G.
Мы, к сожалению, не ожидаем, что в денежном выражении наш рынок значительно вырастет. Потому что средняя арендная плата так и будет оставаться в районе 28-29 тысяч рублей в месяц за базовую станцию. Разве что вернется идея индексирования. Этому может поспособствовать пересмотр Центробанком основной ставки в сторону ее увеличения.
Мы уже 10 лет говорим о том, что вот-вот кто-то из инфраструктурных операторов пойдет и выкупит портфель пассивной инфраструктуры у кого-то из MNO. В 2012 году разговоры об этом перешли в практическую плоскость, было несколько попыток приобрести пакет VEON (Вымпелком), тогда речь шла о 7+ тысячах объектов.
Жизнь показала, что по цене невозможно договориться, т.к. независимые операторы смотрели на башни, как на источник прибыли. И простой расчет не "сходился". Если взять арендную плату в месяц, умножить на 12 месяцев, понятно, что можно извлечь до 60% EBITDA marge, но при этом у нас есть стоимость денег, например, 10%, получаем стоимость объекта порядка 2,9 млн руб, то есть порядка $40 тыс.
Но такая цена казалась операторам MNO дискомфортной, т.к. зачастую не отбивала затрат на сооружение сайта.
Поэтому мы считали, что в такой ситуации очень сложно найти компромисс, и что сделок в России в ближайшее время не будет, в отличие от других географических рынков.
Сейчас мы резко поменяли наше мнение.
Мы обнаружили, что российский рынок вступает в опасную зону, когда возвратные инвестиции операторов сотовой связи асимптотически приближаются к стоимости капитала. Проще говоря, инвестиции в сеть имеют все меньше финансового смысла.
Эта тенденция не только российская, в мире наблюдается аналогичная картина (см. левый из трех графиков - он показывает, как меняется диспаритет ROIC и WACC, разница между возвратом вложенного капитала и вложенного капитала). Сейчас для ряда операторов это соотношение близко к 0 или даже является негативным.
На среднем графике показан возврат капитала для ряда крупных операторов. Опять же видим очень скромные показатели. Средняя стоимость по рынку крупных операторов сейчас порядка 5+%.
И для Telefonica, Vodafone и Orange возврат инвестиций оказывается ниже стоимости капитала.
В целом это общая проблема инвесторов в телеком. На диаграмме справа показан ожидаемый возврат для инвесторов, в %. Для телекома он отрицательный в ближайшие 3-5 лет, а на периоде в 10 лет он может быть слабо положительным. Тогда как в других секторах инвесторы могут рассчитывать на куда более привлекательные результаты.
В таких условиях привлечение любого капитала, например, за счет продажи своей пассивной инфраструктуры инфраструктурным операторам, - привлекательная для MNO идея.
Поэтому мы думаем, что в 2021 году мы увидим две крупнейших сделки на российском рынке пассивной инфраструктуры.
Это фантазии, но о них пишут газеты. Мы решили пофантазировать в цифрах. Если вдруг Русские башни приобретут Национальную башенную компанию (Veon), о чем писали в газетах, то это будет оператор с 21 тысячей объектов под управлением. Что автоматически их сделает одним из крупнейших инфраструктурных операторов в Европе. А если исключить каптивную компанию Deutsche Telekom, то Русские башни станут крупнейшим инфраструктурным операторов в Европе.
А если произойдет вторая сделка и Вертикаль (не Вертикаль, на самом деле, а холдинговая компания Kismet (SPAC-компания Ивана Таврина) приобретет портфель ПБК (Первой башенной компании), это сформирует еще один крупнейший независимый инфраструктурный оператор.
В таком случае практически половина российского рынка отдельно стоящих конструкций окажется в руках независимых инфраструктурных операторов. Это радикальным способом изменит ситуацию на рынке. Будет очень интересно смотреть, как они будут конкурировать и что будет происходить далее.
Что это даст операторам MNO, которые примут участие в сделках?
Они получат денежные средства, сравнимые с объемом капитальных инвестиций в год. Сделок такого масштаба мы не видели на российском рынке вот уже с десяток лет. Каждая из потенциальных двух сделок оценивается примерно на уровне $1 млрд.
Эти средства можно будет потратить на новый цикл капитальных инвестиций, необходимых для введения в строй сетей 5G, что как известно, требует немалых средств.
Цифры в презентации были представлены в основном по состоянию на 2020 год, ближе к концу 2021 года в AC&M собираются обновить данные. \\
Вопросы и ответы на них Михаила Алексеева
Если сценарий, который вы нарисовали в презентации реализуется, как может измениться российский телеком-рынок в целом? Какое влияние это окажет на операторов связи? Не вызовет ли еще каких-то сделок в ближайшей перспективе?
МА: Чисто академически до 2021 года люди, которые изучали рынок пассивной инфраструктуры и независимых инфраструктурных операторов в рамках различных ассоциаций, были уверены, что подобная сделка может быть одна на географический рынок. И если посмотреть на рынки, похожие на российский, то так оно и есть. Случается одна сделка и кто-то захватывает рынок.
В 2021 году, я считаю, что философское восприятие того, что происходит изменилось радикальным образом.
Очень почтенные люди, которые 2-3 года тому назад с уверенностью говорили, что этого не случится, а если случится, то это будет 1 раз, стали говорить "знаете, а в России вроде бы есть место для двух больших инфраструктурных операторов", И это правда.
У нас еще не началось 5G, но если экстраполировать ситуацию, например, с Южной Кореей, то это будет означать, что за 2 года число сайтов в России увеличится на 20-25%. То есть предстоит грандиозная стройка.
Мне кажется, что если смотреть под этим углом, то становится ясно, что рынок заметно изменится. Возможно операторы вообще перестанут строить сайты самостоятельно. Если есть два коллектива, каждый из которых эффективен, умеет управлять, строить, делает это быстро и в соответствии с известной. ожидаемой спецификацией, Если есть "Макдональдс" и "KFC", куда можно пойти и быстро купить необходимую конструкцию с необходимыми координатами. Даже готовую можно будет вероятно найти.
Этот рынок из процесса капитального строительства для оператора, возможно превратиться в услугу, которую операторам будут оказывать.
Что будет дальше, сказать сложно, но мое личное мнение - четырем операторам просто нет места на этом рынке, поэтому дальше мы также увидим и операторскую консолидацию.
Новые башенные компании купят операторов?
МА: Не обязательно. В отрасли есть определенные нормативные акты, которые не случайно возникли. Даже в реализации DAS систем, тот, кто их строит, не может управлять активной частью сети.
Думаю, что процесс укрупнения неминуем, что четыре фигуранта российского рынка MNO, это не самая оптимальная конфигурация. Возможно в ФАС меня не похвалят за эти слова, но это факт.
За счет чего независимым инфраструктурным операторам удалось достичь таких финансовых показателей и убедить MNO пользоваться их услугами? Это разные подходы и проблемы? Лучшие возможности? Непонимание операторами MNO особенностей бизнеса или иное? Верите ли вы в полный аутсорсинг данного бизнеса?
МА: Я верю в полный аутсорсинг данного бизнеса. Я вообще верю в полный аутсорсинг всего. Потому что если это не ваш core бизнес, то лучше этим не заниматься. Мы все здесь не умеем шить ботинки, мы же не пытаемся их шить? Мы идем в магазин и там их покупаем.
Стройка пассивных объектов, выбивание сервитутов, подведение питания, заправка дизель-генераторов, - это точно не core-бизнес операторов. Это заведомо неэффективный процесс и оператору совершенно необязательно этим заниматься.
Думаю, что здесь теоретически возможен 100% аутсорсинг.
Почему инфраструктурным операторам удается убедить телекомы "пересесть" на их объекты?
Думаю, это происходит потому, что неожиданно инфраструктурные операторы стали более гибкими и быстрыми, чем сами операторы.
Многие здесь имеют опыт работы в операторской компании. Если в этом году "этого" нет в бюджете, "это" не случится. А мы в 2019 году не знаем, что у нас в бюджете 2020 года должно быть строительство сотен объектов в подмосковной глуши, куда переедет все население ввиду ковида.
Это невозможно забюджетировать. И далее возникает ситуация, когда у вас нет возможности строить, и, более того, они уже построили. И у инфраструктурных операторов уже есть какая-то часть портфеля, которая расположена там, где нужно. Все на практике убедились, что это работает. Будет работать и далее. И в мире множество примеров того, что это работает и очень успешно.
Например, в США есть порядка 150 тысяч отдельно стоящих конструкций. Сколько из них принадлежат операторам связи? У Verizon на конец 1q2021 было 29 таких конструкций. Всего у операторов на балансе - менее 10% таких конструкций. Им неинтересно заниматься стройкой. они заняты бизнесом.
Как вы оцениваете планы Правительства России по созданию в стране единого инфраструктурного оператора 5G? Это работоспособная идея? В мире есть удачные примеры реализации такой модели?
МА: Я сейчас буду политически некорректен. Лично я, и моя точка зрения не обязательно совпадает с позицией компании AC&M, считаю, что создание единого инфраструктурного оператора это очень плохая идея. Она хороша ситуационно, т.к. позволила бы чиновникам решить нерешаемую проблему с частотами, но отсутствие конкуренции всегда неминуемо приводит к застою, неэффективности и прочим ужасным явлениям нашей жизни. Поэтому лично я считаю, что единственный путь - это путь конкуренции. Мы убедились в этом миллион раз.
Если говорить о примерах создания единого инфраструктурного оператора в мире, то GSMA выпустила специальный документ, короткий, 5-6 страниц в нем, содержащий опыт единых инфраструктурных операторов. Рассматривается два "флагманских" рынка - один это рынок Украины, где долго один из продвинутых стандартов долго был в руках лишь одного оператора, второй - рынок Уганды. Третьим, вероятно станет рынок Беларуси. И мы, в общем, можем оказаться в этой компании.. Чего конечно очень не хотелось бы.
Жизнь показала, что все попытки создания единого инфраструктурного оператора приводят к замедлению развития того стандарта, который находится в руках этого оператора.
Понятно, что наш регулятор, к сожалению, действует в тех рамках, в которых он действует. Но, право слово, лично мне, наблюдающему за рынком с 1991 года, с первых лицензий GSM, лучше уж сразу пропустить массовый запуск 5G и сразу пытаться выйти на 6G, но сохранить конкурентность в индустрии и стимулы к развитию. \\
телеграм-трансляции ивентов (телеком, IT, микроэлектроника, электроника, робототехника) - подписывайтесь
--