Услуги: Билайн начинает предлагать услугу "Видеонаблюдение"

Пока что это пилотный проект, но поскольку спрос на данную услугу значительный, то если оператор все сделал правильно, услуга вскоре станет массовой. 


Пока что воспользоваться предложением компании могут жители Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова и Краснодара. Желающие устанавливают видеокамеры и могут получать видеопоток как в режиме реального времени, так и в формате записи, сохраняемой в облаке в течение 7 дней.  

Кому и для чего может быть полезна эта услуга?

Во-первых, клиентам, на попечении которых находятся пожилые родственники. Во-вторых, услуга актуальна для тех, кому приходится на время оставлять дома детей, либо домашних животных. Камера подключена к интернету, поэтому в любой момент можно подключиться к ней, чтобы посмотреть на то, что происходит внутри. Встроенные в камеру микрофон и динамик обеспечивают эффект "телеприсутствия", можно пообщаться с теми, кто находится дома по своего рода "селекторной связи". Также камера позволяет убедиться, что в доме все в порядке тем, кто находится в отъезде или на работе. Для камеры потребуется расположенная поблизости электророзетка, подключить ее к интернету поможет встроенный Wi-Fi. 
Камера реагирует на движение в кадре, звуки - можно настроить систему так, что в ответ на такие события вам придет SMS.

Как воспользоваться?

Прежде всего, понадобится камера. Активировать ее можно в мобильном приложении "Видеонаблюдение Билайн", а затем подключить услугу.  Также нужно быть клиентом "Домашнего Интернета" - услуги фиксированного ШПД Вымпелком. Камеру можно установить в любом подходящем помещении Московского региона, Санкт-Петербурга и Ленобласти, Саратовской области и Краснодарского края. 

Цена вопроса

Камеру ivideon Cute можно купить, например, в Билайн (на сайте или собственном офисе компании) - за 3990 руб. оплатив ее целиком или в рассрочку. Абонентская плата составляет 300 рублей в месяц с сохранением архива записей зафиксированных событий (движение в кадре, звуки) за 7 дней, либо, если если хочется иметь постоянный архив непрерывной видеозаписи (длиной 7 суток), то цена услуги вырастет до 350 рублей в месяц. 

Параметры камеры ivideon Cute: 120 градусов - угол обзора, разрешение 1280 х 960 точек, матрица 1.3 Мпикс, интерфейс - Wi-Fi. Можно купить также камеру для установки вне помещений - для дачи, например. 

Наталья Братчикова, вице-президент по развитию конвергентного бизнеса Билайн:

«Видеонаблюдение Билайн» — это готовое решение, которое включает в себя цифровую HD-камеру с широким углом обзора и инфракрасной подсветкой для работы в ночное время, а также хранение записей в облачном архиве. Все видеозаписи хранятся в шифрованном виде и остаются доступными даже, если с самой камерой что-то случится. Вы сможете настроить оповещение о тревожных событиях (камера реагирует на звуки и движение) и удаленно управлять чувствительностью детекторов. HD-камера работает с интернетом любого провайдера. Наша новая услуга проста в подключении и применении — все события, происходящие в вашей квартире или квартире ваших родственников, теперь доступны в одном приложении».

Услуги видеонаблюдения в более или менее похожем формате предлагают и другие участники рынка, прежде всего, компания Ростелеком. Впрочем есть аналогичные предложения и у других компаний, например, можно приобрести видеокамеру с услугой хранения записей в облаке. 
Есть и варианты, когда видеопоток с камеры направляется на установленный в той же или в другой квартире сервер (NAS). В этом случае, как правило, не придется платить абонплату. 

Опасно ли пересылать видеопоток из своей квартиры куда-то в облако? Кто сможет его увидеть? Теоретически такая опасность стремится к нулю. По крайней мере до того, как вы кого-то всерьез не заинтересовали. 

Билайн с запозданием выходит на рынок видеонаблюдения, с другой стороны пик спроса на эту услугу еще не пройден. 

-- 

Регулирование - продление лицензий LTE обременят применением российского оборудования и ПО, стройкой LTE в селах и вдоль автотрасс

Как известно, в сентябре 2021 года завершается срок действия выданных в 2011 году лицензий на использование ряда частотных диапазонов для сетей LTE. Это касается диапазона 700 МГц, которыми операторы, получив лицензии, так и не смогли начать пользоваться. Это касается также широко используемых сетями LTE диапазонов 800 МГц и 2.5-2.7 ГГц. 



Операторы уже обратились к регулятору за продлением своих лицензий на очередные 10 лет. 

Регулятор в лице ГКРЧ собирается обременить новые лицензии сразу тремя новыми серьезными требованиями, узнали Ведомости.  

Во-первых, с 2023 года операторы должны будут строить LTE cети с использованием только отечественного оборудования, внесенного в единый реестр российской электронной продукции. То же касается и программного обеспечения, оно также должно быть внесено в реестр отечественного ПО. 

Во-вторых, новые лицензии потребуют от операторов расширения зоны покрытия сетей LTE. В частности, согласно проекту решения, к 2028 году они будут обязаны обеспечивать покрытие в 99% населенных пунктов, где проживает хотя бы 500-999 человек. 

В-третьих, операторам придется обеспечивать связь вдоль 99% автодорог общего пользования федерального значения. 

Начнем с жилья

Намерения, безусловно, благие, сделать LTE повсеместным, конечно, никто не против. Но у любой инициативы должен быть экономический фундамент. Говоря проще, доходы операторов должны покрывать их капитальные затраты на стройку и операционные затраты на поддержание работы построенных сетей. В противном случае операторы разорятся и оказывать услуги будет некому. 

Оценить потенциальные расходы не очень просто, комплексного отечественного оборудования нет, нет опыта его эксплуатации, то есть экономика вопроса совсем не ясна. Непонятно, что регулятор подразумевает под "обеспечением LTE" населенного пункта - цена вопроса связана, например, с теми скоростями, которые в итоге будут доступны в населенном пункте. 

Из более очевидного - в России есть порядка 5 тысяч населенных пунктов, где проживает от 500 до 1000 человек. Есть оценки, согласно которым установка одной базовой станции LTE на готовую вышку в селе, к которой уже подведен оптоволоконный транспорт, обойдется в сумму от 3 до 5 млн рублей. А если вышки еще нет, то цена вопроса возрастает до 7 млн рублей. Нетрудно перемножить 5 тысяч и 5 млн, чтобы получить оценку в 25 млрд рублей на развертывание необходимой инфраструктуры. А ведь вырастут не только капитальные затраты, но и операционные. 

Конечно, многое будет зависеть от деталей. Скажем, если башни будут строить инфраструктурные компании, кто-то из операторов поставит на них 1 комплект радиооборудования и затем другие будут использовать его в режиме RAN sharing, потребуется меньше, чем 25 млрд. Тем более, что для особо тяжелых случаев, типа некоторых горных аулов предусмотрена индульгенция - можно будет не подключать населенные пункты, если они "труднодоступные ввиду особых природных условий расположения". 

Тем не менее, операторам придется изрядно инвестировать в стройку, а затем эксплуатировать потенциально убыточную инфраструктуру. Отбить расходы на ее содержание в ряде населенных пунктов доходами от абонентов в этих пунктах получится не во всех случаях.

А что с автодорогами?

Из 60 430 км дорог "федерального значения" сейчас худо-бедно покрыто порядка 27 тысяч км. Худо-бедно, поскольку средняя доступность LTE пока что на уровне 70%. Уровень доступности LTE вдоль 33 тысяч км дорог еще ниже. Чтобы изменить ситуацию требуются опять же десятки миллиардов рублей. Операторы не могут обеспечить покрытие дорог так, чтобы "срослась" экономика, это очевидно убыточный проект. Инфраструктуру вдоль дорог можно строить на госсредства, если государство считает, что ему по карману такую связь обеспечить. Но субсидии только на строительство вопрос не решают, есть еще и операционные расходы, которые также требуется субсидировать. 

Кроме того, есть и трудно решаемая проблема электрификации. В России даже вдоль федеральных трасс далеко не всегда доступно электричество. Между тем, для работы базовых станций требуется если не киловатты, то сотни ватт электроэнергии на каждую площадку. Вряд ли это вопрос к операторам - обеспечение каждой площадки под базовую станцию электроэнергией. 

Здесь уже вопрос встает шире - а достаточно ли мы платим налогов, чтобы их хватило на строительство LTE вдоль всех автотрасс федерального значения? Деньгами только операторов не обойтись, а государство с субсидиями как-то не спешит. 

Российскость оборудования

В целом тема отечественного оборудования при правильном к ней подходе - актуальная. Неплохо было бы разработать и выпускать отечественное оборудование LTE. Но есть нюансы. Во-первых все давно разработано и, хуже того, запатентовано. Так что, если пытаться продавать отечественные решения на мировом рынке, придется изрядно отстегивать владельцам патентов. А если не продавать их нигде, кроме России, то в силу небольшой величины внутреннего рынка России, эти решения будут заметно дороже конкурентных. 

Во-вторых, в России не очень хорошо с микроэлектроникой. Поэтому компонентная база все равно будет во-многом импортной. Так что страшилки о том, что нас могут в любой момент оставить без западного телеком-оборудования, давайте обсуждать не будем. Могли бы уже оставить, смогут и в дальнейшем, как показал пример Китая, который продвинулся в деле микроэлектроники куда дальше России. 

Так что наш удел в плане "отечественного оборудования" на ближайшие годы - это или локализованное в России "производство" (читай отверточная или крупноблочная сборка) импортного оборудования - того же Huawei, например. Или очень сырые, на коленке наспех сляпанные решения, которые не являются комплексными и неизвестно как себя поведут под реальной нагрузкой. Для сел или автодорог их еще можно пробовать применять, чтобы наработать опыт, усовершенствовать, для городов пока что было бы рано. При условии, что они не стоят дороже, чем качественные зарубежные решения. Иначе в чем смысл такой "отечественности"? 

-- 


МТС оцифрует моно-квартал группы Дом-Строй в Новосибирске

Пока в правительстве думают, как и кого из операторов пускать в подъезды домов, МТС решает проблему по-своему - комплексным заходом со стороны застройщика еще на этапе застройки. Называется это так, как того требует время - "цифровизацией". На этот раз договорились с группой "Дом-строй", пока что на пилот в Новосибирске, а там застройщик решит. 


фото пресс-службы компании "Дом-строй"

В проекте RICHMOND Residence (интересно, почему дают такие звучные называния проектам однообразных дешевых коробок из стекла и бетона?). В моно-квартале "премиум-класса" на улице Кирова будут внедрены элементы "умного дома": интеллектуальная система безопасности, а заодно комплекс услуг связи и цифрового ТВ, включая LTE-покрытие. 

Для контроля и управления доступом в различных локации и зоны моно-квартала УК задействуют умные видеодомофоны и цифровые RFID-брелоки для жителей, на территории будет осуществляться круглосуточный видеомониторинг. Потоки изображения будут поступать с 260 камер, установленных МТС. Данные будут не просто записываться, но и обрабатываться, так что при любом чрезвычайном происшествии можно будет восстановить ход событий и полюбоваться на запись действий правонарушителей. 

Жильцы смогут дистанционно открывать дверь, просматривать видео с домофонных камер в онлайн-режиме, что позволит узнать, кто заходил, пока жильцов не было дома, когда и с кем вернулся из школы ребенок. 

Конечно же МТС предоставит гигабитный домашний интернет и цифровое ТВ, телефонию, мобильный ШПД 4G. Для этого МТС строит в квартале indoor-решения, чтобы обеспечить бесшовную мобильную связь на всей территории моно-квартала. Для этого будет задействована система DAS - распределенных антенн, которые обеспечат связью и верхние этажи, и лифты, и подземную парковку. 

Вишенка на торте - инфраструктура МТС обеспечит возможность для интеграции и других операторов связи, чтобы обеспечить для жителей и их гостей возможность пользоваться любыми цифровыми сервисами. 

«Спрос новоселов на системы видеонаблюдения за год вырос в среднем на 25 процентов, а на домашний интернет и ТВ – почти вдвое. Горожан сегодня интересует не только качество строительства и доступность инфраструктуры, но и наличие в доме всего, что делает его комфортным и безопасным – цифрового телевидения, видеодомофона, мониторинга территории и, конечно, связи.  В RICHMOND Residence связь будет «ловить» везде – от нижнего уровня парковки до 25 этажа и надеюсь, новоселы это оценят. Уверен, что проект с RICHMOND Residence даст нашему клиенту дополнительные конкурентные преимущества и создаст тренд на цифровизацию строительства», - рассказал директор МТС в Новосибирской области Александр Соловенчук.

В общем, "а Васька слушает, да ест". И это правильный подход. Ждать хорошего регулирования можно годами. Как видим, здоровая конкуренция дает результаты не хуже, чем мучительные попытки создать хоть немного приемлемое регулирование из которых, бывает, рождаются нежизнеспособные или вовсе уродливые законы-монстры. 

Смущает, конечно, количество видеокамер. У кого-то может даже создаться впечатление, что строится что-то типа комфортабельной "цифровой зоны", где все в отдельных квартирах, но при этом, как на ладони. Мечта для силовиков всех мастей. Что же, похоже общество делает выбор в пользу тотального контроля, готовое поступиться свободой ради ощущения безопасности.  

--  

МегаФон укрепился на позиции лидера российского мобильного интернета по данным Ookla

Компания Ookla провела исследования качества мобильного интернета в России в 1H2021. В приведенном отчете Ookla сообщает итоги анализа более 7,35 млн пользовательских тестов, проведенных с помощью мобильных приложений Speedtest в России в период 1H2021. Данные агрегированы с тем, чтобы вычислить средние скорости загрузки данных на мобильные устройства (DL), средние скорости загрузки данных с мобильного устройства (UL) и среднюю задержку распространения сигнала (latency). 




В период 1H2021 по данным Ookla лидером российского рынка мобильного ШПД с большим отрывом от конкурентов остается МегаФон. Средние скорости скачивания данных для абонентов этой компании составляют 32,92 Мбит/c, средняя скорость в направлении базовой станции - 11,90 Мбит/c. 

Tele2 - на последнем месте, впрочем, показатели МТС, Билайна и Tele2 схожи.




База исследований - пользовательские тесты в количестве 7,35 млн с помощью мобильных приложений Speedtest в период исследования - 1H2021. 




Статистика рынка. Чаще других тестили скорость мобильного интернета пользователи "яблокофонов". На первом месте - владельцы iPhone 11 - 63,7 тысяч замеров скорости. 

Куда интереснее средние значения скоростей - у МегаФона это 32,92 Мбит/c при скачивании данных на мобильное устройство. Среднее по рынку значение для всех абонентов - 24,72 Мбит/c. То есть речь идет о заметном отрыве МегаФона от всех остальных операторов по данному показателю. 

Средние скорости МТС, Билайн и Tele2, соответственно, 21,7 ; 19,72 ; 18,86 Мбит/c. То есть, если у вас не МегаФон, то особой разницы в скоростях может и не быть, симка какого из операторов у вас в аппарате не оказалась.  

Средние скорости "к базовой станции" - та же картина, но более сглаженная. 11,9 Мбит/с - лидерские показатели МегаФона; 8,82 - МТС, 9.59 - Билайн, 8.20 - Tele2. 

По значению задержки распространения сигнала сети практически неразличимы. От 42 до 44 мс.



Как рассчитываются показатели.




Отдельно результаты теста скорости Ookla по городам. Москва в 1H2021.

Лидер по показателю скорости загрузки данных МегаФон - с заметным отрывом. Второе место у Билайн, третье - МТС, четвертое - Tele2. 

По показателю скорости в аплинке (скорость загрузки данных в сеть) лидером оказался Билайн, на втором месте МТС, МегаФон - на третьем, Tele2 заметно отстает.



 Результаты тестов скорости Ookla в 1H2021 в Санкт-Петербурге. 

Лидер по DL/UL - МегаФон с 33,19 Мбит/c и 15,78 Мбит/c, соответственно. 
Второе место по DL у МТС, третье у Билайн, последнее -Tele2. Все компании показали существенно более скромные средние скорости - около 20 Мбит/с.

По показателю UL второе место в Санкт-Петербурге у Tele2, МТС и Билайн выглядят совсем скромно с показателями 9 и 6 Мбит/c.



Результаты тестов скорости Ookla в 1H2021 в Самаре. 

Лидер - МегаФон, как по DL c 25.21 Мбит/c, так и по UL c 13.1 Мбит/c.

Что же, к тестам Ookla подходит известное выражение "сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок" 

В МегаФон прокомментировали результаты исследования Ookla в 1H2021.

«МегаФон сохраняет лидерство по скорости мобильного интернета в России пять лет подряд. За это время общий объём мобильного трафика в нашей сети увеличился в три раза. Меняется и потребление контента: если в 2017 году 65% трафика приходилось на видеосервисы и социальные сети, то сейчас он перераспределяется в онлайн-игры, мессенджеры и стриминговые сервисы. Все это мы учитываем как при развитии сети, так и в разработке тарифов и опций. Наши абоненты не только сами пользуются мобильным интернетом на максимальных скоростях, но и могут бесплатно и без ограничений раздавать интернет со смартфона своим друзьям и близким», – отмечает коммерческий директор МегаФона Влад Вольфсон

В 1H2021 МегаФон развивал сеть ускоренными темпами и это не замедлило сказаться на результатах исследований. Компания выполнила 75% годового плана по строительству базовых станций LTE. Кроме того, было принято решение о расширении инвестиционной программы во втором полугодии 2021 года. Фокус в развитии сети делается сейчас на обеспечение услугами мобильного интернета и связи населенных пунктов за пределами крупных городов. 

Также на улучшении результатов МегаФон сказалось то, что компания активно занимается рефармингом частот 2G/3G под LTE, что позволяет более эффективно использовать частотные ресурсы и, в частности, добиваться более высоких показателей средних скоростей. 

Неплохие результаты Вымпелком также объясняются активной стройкой новых базовых станций в Москве и ряде других регионов и рефармингом частот 2G/3G под LTE. 

--  

"Мегафон изменит позиционирование бренда", Василий Большаков, новый марком директор МегаФон

Василий Большаков сменил Юлию Коневу на позиции директора по бренду и маркетинговым коммуникациям. Юлия покинула компанию. Среди основных задач Василия Большакова - развитие бренда МегаФон. Одним из его первых проектов станет "запуск обновленной креативной рамки". Работой над новой рекламной компанией займется Алексей Троцюк, сценарист, обладатель ТЭФИ, продюсер видосервиса START.


Василий Большаков, директор по маркетинговым коммуникациям "МегаФон", фото - пресс-службы компании "МегаФон". 

«В планах МегаФона – изменения в позиционировании бренда, и мне особенно интересно присоединиться к команде, когда перед нами стоит такой амбициозный вызов. В августе мы запустим обновленную креативную рамку и рекламную кампанию, которая будет заметно отличаться от прежних форматов коммуникации», – отметил Василий Большаков.

 

Алексей Троцюк, креативный директор ПАО "МегаФон", фото пресс-службы МегаФон

«Наши ближайшие планы – редкая возможность реализовать творческие идеи, не ограничиваясь стандартными подходами в рекламе, присущими корпорациям. МегаФон готов отступать от традиционных рекламных форматов в пользу производства высококачественного и современного контента. Этот подход мне близок, я рад присоединиться к команде и жду августа, когда мы сможем представить первые результаты нашей совместной работы», – говорит креативный директор МегаФона Алексей Троцюк.

«Я рад представить обновленную команду коммерческого блока МегаФона. Весной на позицию директора по продажам и обслуживанию перешел Олег Телюков, который за предыдущие два года в должности гендиректора Yota показал уникальные результаты. В июне направление по развитию b2c продукта возглавил Дмитрий Рудских. Эта команда обладает всеми компетенциями и здоровыми амбициями, чтобы сделать лучший на рынке продукт, отвечающий всем актуальным потребностям абонентов. Задача Василия и Алексея – донести до абонентов преимущества МегаФона. Я уверен, что огромный опыт Василия Большакова в коммуникациях вместе с возможностями Алексея Троцюка в создании высококачественного контента помогут в очередной раз выделить наш бренд на рынке и вывести взаимодействие с аудиторией на новый уровень», – говорит коммерческий директор МегаФона Влад Вольфсон.


Биографические справки 

Василий Большаков 

окончил экономический факультет Новосибирского государственного университета, имеет диплом Executive MBA Kellogg Northwestern University. В 2002 году начал работать руководителем по рекламе в S7 Airlines, в 2006 году ушел в МТС на позицию директора по проектам. С 2011 года работал в ВТБ 24, где отвечал за весь пул маркетинговых коммуникаций бренда. В октябре 2015 года присоединился к команде «Эльдорадо» в должности директора по маркетингу, в компании отвечал за стратегическое развитие бренда, электронную коммерцию и поиск новых территорий развития. 

Алексей Троцюк 

генеральный продюсер и сооснователь видеосервиса START, совладелец компании Yellow, Black & White. В 2002-2005 годах работал сценаристом на телеканале Рен ТВ. В 2006 году перешел на СТС, где до 2011 года совмещал работу сценариста и креативного продюсера. С 2011 года является продюсером компании Yellow, Black and White, с 2017 года - видеосервиса START. В 2018-2020 годах был генеральным продюсером телеканала «Супер». Окончил Брестский политехнический институт. Алексей - обладатель двух наград ТЭФИ: 2009 года в номинации «Сценарист телевизионного художественного сериала» за ситком «Папины дочки» и 2011 года в номинации «Продюсер телевизионной программы» за скетчком «Одна за всех». 

--

Maritime VSAT - cпутниковый интернет для арктической зоны

Orange Business Services подключил суда компании "Эко Шиппинг" к безлимитному интернету с использованием решения Orange Maritime VSAT. Заявляется бесперебойный доступ в интернет и к корпоративным сервисам даже в арктических широтах. 



Решение Orange Maritime VSAT (судно - не из флота "Эко Шиппинг")


Девять судов ледового класса "Эко Шиппинг" выполняют грузоперевозки по Северному морскому пути. Экипажам необходим бесперебойный доступ как внутрикорпоративным ресурсам, так и в интернет. 

В России для работы Maritime VSAT используется собственная наземная инфраструктура Orange Business Systems. Поддерживается автоматическое переключение к трем наземным хабам и 6-ю российскими спутниками в Ku- диапазоне. Компания обещает устойчивое и бесшовное соединение на протяжении всего маршрута следования судов. 

Использованные на судах "Эко Шиппинга" антенные системы адаптированы для работы при сильных вибрациях, которая характерна для работы во льдах. На борту каждого судна развернута сеть Wi-Fi. Оборудование предоставлено по сервисной модели, что позволяет "Эко Шиппинг" обходиться без капитальных затрат, контролируя только операционные расходы. 

«Наличие постоянной связи с судами и доступ к корпоративным ресурсам во время плавания значительно повышают эффективность работы команды. Например, ускоряют процесс оформления документации при заходе в порт, позволяют оперативно координировать деятельность различных служб компании. Кроме того, члены экипажей пароходов могут общаться с родственниками и близкими через выделенный сегмент сети для частного использования», — говорит ведущий сервис-инженер по радиооборудованию ООО «Эко Шиппинг» Михаил Устинов.

-- 

Партнерства: Билайн и Альфа-Банк стали еще ближе

Главный управляющий директор Альфа-Банка Владимир Верхошинский вошел в совет директоров Вымпелкома, а гендиректор Вымпелком Александр Торбахов стал членом совета директоров Альфа-банка, об этом сообщает Вымпелком. 



Современный телеком-оператор должен иметь опору в виде банка - в своей ли структуре, либо в близкородственной. Компании оказывают схожие услуги, имеют пересекающуюся аудиторию, поэтому в совместной работе присутствует синергия. 

Вымпелком и Альфа-Банк в 2020 году объединили компетенции и ресурсы в области больших данных. Также партнеры выпустили дебетовую карту с кэшбэком и бесплатным обслуживанием "Кэшбэк 1-5-25" и кредитную карту "Билайн 100 дней без %" с готовым лимитом. Обе карты можно оформить за считанные минуты благодаря технологии Mobile ID. 

«Это яркий пример того, как партнерство Альфа-Банка с лидером другой индустрии помогло создать суперсервис, который невозможно повторить. И для этого нам не нужно строить экосистему, создавать барьеры. За лучшие продукты клиенты сами «голосуют ногами». Уже сегодня наше партнерство — выгодный бизнес, который принес Альфа-Банку сотни тысяч новых клиентов», — подчеркнул главный управляющий директор Альфа-Банка Владимир Верхошинский.
 
«Билайн в своей стратегии делает серьезную ставку на глубокое партнерство с лидерами российского бизнеса. Наша совместная работа с Альфа-Банком — один из примеров, почему такое взаимодействие является будущим, как для телеком-, так и для банковской индустрии. Мы планируем еще активнее расширять наше взаимодействие, теперь еще и на уровне советов директоров», — отметил генеральный директор ПАО «ВымпелКом» Александр Торбахов.

--  

Тренды: В Индонезии растет спрос на услуги инфраструктурной башенной компании

Как сообщает MobileWorldLive со ссылкой на Bloomberg, акционеры (Saratoga Investama Sedaya, 34%, и Provident Capital Indonesia, 22%), которым принадлежит более половины индонезийского инфраструктурного оператора Tower Bersama, обратились к банкам с просьбой подготовить предложения на покупку их доли, поскольку в стране растет спрос на совместное использование их доли. 

Сейчас суммарная доля этих компаний оценивается в $3 млрд, а всей компании - $5,3 млрд.  

Компания Tower Bersama управляет 16 400 башнями. Операторы Индонезии дано продали инфраструктурным операторам большинство своих вышек, чтобы привлечь капитал для снижения долга и для того, чтобы было что инвестировать в развитие 5G. 

В частности, Indosat Ooredoo продала более 4200 вышек дочерней компании Digital Colony EdgePoint Indonesia в марте 2021 за $750 млн. Компания Telkomsel договорилась о продаже 6050 вышек за $950 млн в октябре 2020 года. XL Axiata продала башенные активы местным компаниям Protelindo и Centratama Menara Indonesia в начале 2020 года. 

В ближайшее время, как ожидается, коэффициент совместного использования башен (tenancy ratio) вырастет, отражая рост спроса на башенные позиции со стороны операторов.

-- 

Продуктовым маркетингом Вымпелкома займется выходец из МегаФон

Александр Фетисов с 1 июля 2021 года назначен на должность вице-президента ОАО "Вымпелком" по продуктовому маркетингу.





Александр будет отвечать за продвижение продуктов B2C, разрабатывать и реализовывать маркетинговую стратегию ключевых клиентских продуктов Билайн. 

Александр Фетисов - это человек с длительным стажем и серьезным опытом в телекоме, причем именно в операторских компаниях. С 2004 года он работал в МегаФоне, прошел путь от контактного центра кавказского филиала компании до руководителя по маркетингу корпоративного бизнеса. 
С 2016 года он возглавлял маркетинг на массовом рынке в качестве директора функции, а в начале 2020 года в рамках эксперимента МегаФон организовал и возглавил "трайб-фронтраннер" "Развитие B2C", который стал основной для масштабной трансформации "МегаФон". 

В Билайн Александр Фетисов будет рапортовать исполнительному вице-президенту по розничному бизнесу Светлане Кирсановой. 

Светлана Кирсанова, исполнительный вице-президент по розничному бизнесу:

«Мы рады приветствовать в нашей команде Александра Фетисова. Безусловно, он является одним из ведущих специалистов в маркетинге российского телеком-рынка. На своем прошлом месте работы Александр сумел добиться впечатляющих результатов, которые положительно сказались на динамике абонентской базы. Доверие пользователей — это ключевой показатель новой клиентоцентричной стратегии Билайн, и опыт и идеи Александра будут как-никогда кстати. Уверена, что в нашей компании ему удастся добиться еще больших успехов».

--  

Конспекты: Михаил Алексеев, Рынок пассивной инфраструктуры в России. Темпы расширения и основные тенденции

Презентация Михаила Алексеева, неисполнительного директора AC&M Consulting, сделана на Форуме операторов и поставщиков решений инфраструктуры мобильной связи Евразии 2021, организованном компанией Huawei. Вашему вниманию конспект презентации, подготовленный Алексеем Бойко.


Как бы не был скучен рынок пассивной инфраструктуры, мачт, опор двойного назначения (ОДН), башен и других железок, мы похоже находимся сейчас в той точке во времени, когда именно на этом рынке все главное и случится. 



Немного расскажу о том, как велик этот рынок и какую динамику мы на нем наблюдаем в последнее время. Несколько слов скажу об основных тенденциях, но главным образом мне хотелось бы говорить о прогнозах и ожиданиях.



Мало кто понимает, но Россия - пятый по размеру рынок пассивной инфраструктуры в мире, поскольку у нас в стране просто грандиозное количество сайтов. Так случилось и в силу особенностей географии страны, и в силу высокой концентрации населения. 

Если грандиозный рынок пассивной инфраструктуры в Китае в силу его величины можно сравнить с Солнцем, то другие ведущие рынки похожи на планеты. 

В Китае построено уже более 2 млн сайтов. Остальные рынки скромнее. Несмотря на сравнительно высокий уровень развития телеком-рынка США, высокий уровень развития культуры коммерциализации сайтов, американский рынок сравним с российским. 

Но свою 5-ю позицию в мире Россия может утерять. Мы наблюдаем, как не самые большие в мире экономики, Вьетнам, например, в силу активного развития сетей (включая и сети 5G) быстро наращивают число сайтов сотовой связи, повышая плотность сетей.

В мире, к сожалению, нет консенсуса по части оценок числа сайтов в Южной Корее. Но можно с уверенностью утверждать, что за время развертывания 5G в Южной Корее за 2 года число сайтов выросло на 40%!  Идет грандиозный по масштабам процесс. 

Хотел бы обратить ваше внимание на одну цифру. Возможно, она несколько синтетическая. Интересно смотреть на соотношение абонентов (или населения, что практически одно и то же) на одну конструкцию. 

Удивительно, но на грандиозном рынке Китая на один объект приходится менее тысячи абонентов - 654 в среднем. В России этот показатель в 2.5 раз больше - 1622. Это говорит о том, что сеть в России еще недостаточно густа (плотна) и есть существенный потенциал ее развития для расширения и улучшения качества пятна покрытия.  Это затратный по времени и по деньгам процесс, которым нам все равно предстоит заниматься. 

Посмотрев на эти цифры можно с уверенностью утверждать, что у России еще значительный потенциал развития этого рынка. Обратите внимание. в Индии, например, на один сайт приходится в среднем 2379 подключений - яркий пример недоразвитого рынка, который при этом огромен по размерам.



Мы наблюдаем один интересный феномен. Понятно, что операторы развивают сеть неравномерно и на больших временных периодах наблюдаются рывки и торможения.  Поражает то, что независимо от того, сколько вводится в строй базовых станций, число сайтов. располагающихся на отдельно стоящих конструкциях стабильно растет. Причем этот процесс, очевидно, ускоряется. 

Это, вероятно, хорошая новость для независимых инфраструктурных компаний, которые могут рассчитывать на адекватный рост выручки и прибыли.




Пока что, к сожалению, независимые инфраструктурные компании не столь велики, если сравнивать их с парками башенных конструкций, которыми располагают операторы мобильной связи. 

НБК - Национальная башенная компания (VEON), ПБК - Первая башенная компания (МегаФон). 

Даже если сложить активы всех независимых башенных операторов, Русских башен (8%), Вертикали (5%) и Сервис-телекома (3%), им будет сложно сравниваться с любым из портфелей MNO. 

((Прим. АБ: Отчего же? Если сложить доли трех независимых операторов, то получим 16%, что явно сравнимо с МТС и ПБК или больше, чем, например, у Tele2 или НБК)).



Если мы посмотрим на прирост, то увидим, что независимые башенные операторы в последние годы строят примерно столько же новых объектов, сколько MNO.  

Можно отметить, что данная закономерность была нарушена в 2020 "пандемийном" году. Но в целом, как мне кажется, независимые операторы убедили операторов сотовой связи, что могут строить объекты быстрее, с достаточным качеством и оперативно реагируя на потребности MNO. 

В итоге некоторые операторы уже практически 100% новых объектов размещают на площадках независимых башенных операторов.



Сдерживающим фактором является макроэкономическая ситуация в России. Какого-то заметного прогресса в денежном выражении на этом рынке мы не отмечаем. 

Средняя аренда, которую платит арендатор за размещение базовой станции на сайтах независимых инфраструктурных операторов, вероятно, самая низкая в мире. Меньше, возможно, платят за аналогичную услугу только в Индии. 

Даже в Индонезии ставки аренды выше в пересчете на рубли. 

Это, конечно, сдерживающий фактор... Тем не менее, независимым компаниям удается показывать положительную тенденцию по выручке. Прежде всего, за счет того, что они вводят в эксплуатацию много новых объектов. И, во-вторых, и это важнее, за счет того, что им удается увеличивать среднее число арендаторов, приходящихся на сайт, так называемое tenancy ratio.  

Если смотреть на показатель tenancy ratio, то у некоторых представителей российского рынка этот показатель едва ли не лучший в мире. Пожалуй, только английские инфраструктурные компании могут сравниться с российскими по TR, но у них план выполняется за счет размещения радиоинфраструктуры полиции и других специальных служб..



Немного о тенденциях. Этот рынок по мере становления и перехода к цивилизованному режиму, переживает определенные изменения. 

С одной стороны, идет насыщение московской, питерской лицензионных зон, других мест, где требуется сравнительно густая инфраструктура. С другой стороны все более очевидны глобальные "белые пятна". 

В прошлом году активно обозначилась тенденция формирования покрытия автодорог в России. Инициаторами не всегда выступают MNO, но, например, госкомпания Автодор, либо частный оператор платных дорог, который сразу же покрывает дорогу сайтами, на которых может быть размещена радиоаппаратура сотовой связи для обеспечения надежного покрытия дороги. 

Эта тенденция вероятно продолжится, т.к. мы сейчас говорим о создании транзитных коридоров, например, на север - в сторону Выборга. Во-вторых, магистральная дорога в направлении Казани (М-12) и даже дальше - в сторону крупных населенных пунктов Урала.

Вторая большая тенденция, которую мы заметили в 2020 году еще не полностью реализовалась. Пока что можно говорить, скорее, о "сигналах" со стороны властей, особенно в Москве. 

Московское правительство перестал устраивать внешний вид и размещение некоторых объектов пассивной инфраструктуры, которые действительно зачастую уродуют облик города. Проходит пресловутая "реновация", появляется плитка и невысокие фонарные столбы. 

Видимо, давление со стороны муниципальных властей не только в Москве будет продолжаться и возможно нарастать. Уже есть проекты документов, в соответствии с которыми облик ОДН будет регламентироваться. На средней картинке (выше) показан объект, построенный в центре Москвы на Тверском бульваре в соответствии с пилотными требованиями. 

Вероятно будет некоторая унификация, вероятно будет ужесточение требований к размещению башен в непосредственной близости от памятников архитектуры. 

Еще одна тенденция, как мне кажется из далекого будущего. Но в Европе этот процесс идет и, видимо, он пойдет у нас, - размещение в подземных колодцах всей радиоэнергетической инфраструктуры с выносом наверх экзотических излучающих устройств, например, излучающих крышек колодцев. Следует отметить, что некоторые европейские города, даже не самые крупные, идут по этому пути, возможно это дойдет и до нас в России, стремясь сохранить барочный или средневековый облик центра города.  Пытаются скрыть объекты современных технологий от глаз туристов.  

Соответствующие инициативы зачастую проходят под эгидой муниципалитета. Даже есть случаи, когда муниципалитет владеет этими объектами, как если бы это был независимый инфраструктурный оператор. 

Все это, видимо, приведет к тому, что стоимость создания сайта и стоимость размещения на нем оборудования будет увеличиваться, по крайней мере, в наиболее напряженной центральной части города. Это следует принимать во внимание, особенно с учетом того, что нам еще только предстоит размещение оборудования 5G, а затем и 6G. Особенно потому, что ожидается рост числа сайтов и уплотнение сетей в связи с внедрением новых технологий.



Мы собрали внутри компании все мнения в отношении того, что же нас ожидает. 

Есть консенсус, основанный на историческом опыте, что даже без 5G, в предстоящие годы у нас в России будет вводиться порядка 4000 в год отдельно стоящих конструкций. Этому будет способствовать прогнозируемый нами процесс переезда некоторых rooftop-сайтов (сайтов, размещенных на крышах) на ОДН в силу различных причин, в том числе юридического характера. 

Очевидно, что будет очень высокий рост числа сайтов, если наши операторы приступят к развертыванию систем 5G и 6G. 

Мы, к сожалению, не ожидаем, что в денежном выражении наш рынок значительно вырастет. Потому что средняя арендная плата так и будет оставаться в районе 28-29 тысяч рублей в месяц за базовую станцию. Разве что вернется идея индексирования. Этому может поспособствовать пересмотр Центробанком основной ставки в сторону ее увеличения.



Мы уже 10 лет говорим о том, что вот-вот кто-то из инфраструктурных операторов пойдет и выкупит портфель пассивной инфраструктуры у кого-то из MNO. В 2012 году разговоры об этом перешли в практическую плоскость, было несколько попыток приобрести пакет VEON (Вымпелком), тогда речь шла о 7+ тысячах объектов. 

Жизнь показала, что по цене невозможно договориться, т.к. независимые операторы смотрели на башни, как на источник прибыли. И простой расчет не "сходился". Если взять арендную плату в месяц, умножить на 12 месяцев, понятно, что можно извлечь до 60% EBITDA marge, но при этом у нас есть стоимость денег, например, 10%, получаем стоимость объекта порядка 2,9 млн руб, то есть порядка $40 тыс. 

Но такая цена казалась операторам MNO дискомфортной, т.к. зачастую не отбивала затрат на сооружение сайта. 

Поэтому мы считали, что в такой ситуации очень сложно найти компромисс, и что сделок в России в ближайшее время не будет, в отличие от других географических рынков. 

Сейчас мы резко поменяли наше мнение.

Мы обнаружили, что российский рынок вступает в опасную зону, когда возвратные инвестиции операторов сотовой связи асимптотически приближаются к стоимости капитала. Проще говоря, инвестиции в сеть имеют все меньше финансового смысла




Эта тенденция не только российская, в мире наблюдается аналогичная картина (см. левый из трех графиков - он показывает, как меняется диспаритет ROIC и WACC, разница между возвратом вложенного капитала и вложенного капитала). Сейчас для ряда операторов это соотношение близко к 0 или даже является негативным. 

На среднем графике показан возврат капитала для ряда крупных операторов. Опять же видим очень скромные показатели. Средняя стоимость по рынку крупных операторов сейчас порядка 5+%. 

И для Telefonica, Vodafone и Orange возврат инвестиций оказывается ниже стоимости капитала. 

В целом это общая проблема инвесторов в телеком. На диаграмме справа показан ожидаемый возврат для инвесторов, в %. Для телекома он отрицательный в ближайшие 3-5 лет, а на периоде в 10 лет он может быть слабо положительным. Тогда как в других секторах инвесторы могут рассчитывать на куда более привлекательные результаты.

В таких условиях привлечение любого капитала, например, за счет продажи своей пассивной инфраструктуры инфраструктурным операторам, - привлекательная для MNO идея. 

Поэтому мы думаем, что в 2021 году мы увидим две крупнейших сделки на российском рынке пассивной инфраструктуры.



Это фантазии, но о них пишут газеты. Мы решили пофантазировать в цифрах. Если вдруг Русские башни приобретут Национальную башенную компанию (Veon), о чем писали в газетах, то это будет оператор с 21 тысячей объектов под управлением. Что автоматически их сделает одним из крупнейших инфраструктурных операторов в Европе. А если исключить каптивную компанию Deutsche Telekom, то Русские башни станут крупнейшим инфраструктурным операторов в Европе. 

А если произойдет вторая сделка и Вертикаль (не Вертикаль, на самом деле, а холдинговая компания Kismet (SPAC-компания Ивана Таврина) приобретет портфель ПБК (Первой башенной компании), это сформирует еще один крупнейший независимый инфраструктурный оператор. 

В таком случае практически половина российского рынка отдельно стоящих конструкций окажется в руках независимых инфраструктурных операторов. Это радикальным способом изменит ситуацию на рынке. Будет очень интересно смотреть, как они будут конкурировать и что будет происходить далее. 

Что это даст операторам MNO, которые примут участие в сделках?

Они получат денежные средства, сравнимые с объемом капитальных инвестиций в год. Сделок такого масштаба мы не видели на российском рынке вот уже с десяток лет. Каждая из потенциальных двух сделок оценивается примерно на уровне $1 млрд. 

Эти средства можно будет потратить на новый цикл капитальных инвестиций, необходимых для введения в строй сетей 5G, что как известно, требует немалых средств. 

Цифры в презентации были представлены в основном по состоянию на 2020 год, ближе к концу 2021 года в AC&M собираются обновить данные. \\


Вопросы и ответы на них Михаила Алексеева

Если сценарий, который вы нарисовали в презентации реализуется, как может измениться российский телеком-рынок в целом? Какое влияние это окажет на операторов связи? Не вызовет ли еще каких-то сделок в ближайшей перспективе?

МА: Чисто академически до 2021 года люди, которые изучали рынок пассивной инфраструктуры и независимых инфраструктурных операторов в рамках различных ассоциаций, были уверены, что подобная сделка может быть одна на географический рынок. И если посмотреть на рынки, похожие на российский, то так оно и есть. Случается одна сделка и кто-то захватывает рынок. 

В 2021 году, я считаю, что философское восприятие того, что происходит изменилось радикальным образом. 

Очень почтенные люди, которые 2-3 года тому назад с уверенностью говорили, что этого не случится, а если случится, то это будет 1 раз, стали говорить "знаете, а в России вроде бы есть место для двух больших инфраструктурных операторов", И это правда. 

У нас еще не началось 5G, но если экстраполировать ситуацию, например, с Южной Кореей, то это будет означать, что за 2 года число сайтов в России увеличится на 20-25%. То есть предстоит грандиозная стройка. 

Мне кажется, что если смотреть под этим углом, то становится ясно, что рынок заметно изменится. Возможно операторы вообще перестанут строить сайты самостоятельно. Если есть два коллектива, каждый из которых эффективен, умеет управлять, строить, делает это быстро и в соответствии с известной. ожидаемой спецификацией, Если есть "Макдональдс" и "KFC", куда можно пойти и быстро купить необходимую конструкцию с необходимыми координатами. Даже готовую можно будет вероятно найти. 

Этот рынок из процесса капитального строительства для оператора, возможно превратиться в услугу, которую операторам будут оказывать.

Что будет дальше, сказать сложно, но мое личное мнение - четырем операторам просто нет места на этом рынке, поэтому дальше мы также увидим и операторскую консолидацию.  

Новые башенные компании купят операторов?

МА: Не обязательно. В отрасли есть определенные нормативные акты, которые не случайно возникли. Даже в реализации DAS систем, тот, кто их строит, не может управлять активной частью сети. 

Думаю, что процесс укрупнения неминуем, что четыре фигуранта российского рынка MNO, это не самая оптимальная конфигурация. Возможно в ФАС меня не похвалят за эти слова, но это факт.

За счет чего независимым инфраструктурным операторам удалось достичь таких финансовых показателей и убедить MNO пользоваться их услугами?  Это разные подходы и проблемы? Лучшие возможности? Непонимание операторами MNO особенностей бизнеса или иное? Верите ли вы в полный аутсорсинг данного бизнеса?

МА: Я верю в полный аутсорсинг данного бизнеса. Я вообще верю в полный аутсорсинг всего. Потому что если это не ваш core бизнес, то лучше этим не заниматься. Мы все здесь не умеем шить ботинки, мы же не пытаемся их шить? Мы идем в магазин и там их покупаем. 

Стройка пассивных объектов, выбивание сервитутов, подведение питания, заправка дизель-генераторов, - это точно не core-бизнес операторов. Это заведомо неэффективный процесс и оператору совершенно необязательно этим заниматься. 

Думаю, что здесь теоретически возможен 100% аутсорсинг. 

Почему инфраструктурным операторам удается убедить телекомы "пересесть" на их объекты

Думаю, это происходит потому, что неожиданно инфраструктурные операторы стали более гибкими и быстрыми, чем сами операторы.  

Многие здесь имеют опыт работы в операторской компании. Если в этом году "этого" нет в бюджете, "это" не случится. А мы в 2019 году не знаем, что у нас в бюджете 2020 года должно быть строительство сотен объектов в подмосковной глуши, куда переедет все население ввиду ковида. 

Это невозможно забюджетировать. И далее возникает ситуация, когда у вас нет возможности строить, и, более того, они уже построили. И у инфраструктурных операторов уже есть какая-то часть портфеля, которая расположена там, где нужно. Все на практике убедились, что это работает. Будет работать и далее. И в мире множество примеров того, что это работает и очень успешно.

Например, в США  есть порядка 150 тысяч отдельно стоящих конструкций. Сколько из них принадлежат операторам связи? У Verizon на конец 1q2021 было 29 таких конструкций. Всего у операторов на балансе - менее 10% таких конструкций.  Им неинтересно заниматься стройкой. они заняты бизнесом.

Как вы оцениваете планы Правительства России по созданию в стране единого инфраструктурного оператора 5G? Это работоспособная идея? В мире есть удачные примеры реализации такой модели

МА: Я сейчас буду политически некорректен. Лично я, и моя точка зрения не обязательно совпадает с позицией компании AC&M, считаю, что создание единого инфраструктурного оператора это очень плохая идея. Она хороша ситуационно, т.к. позволила бы чиновникам решить нерешаемую проблему с частотами,  но отсутствие конкуренции всегда неминуемо приводит к застою, неэффективности и прочим ужасным явлениям нашей жизни. Поэтому лично я считаю, что единственный путь - это путь конкуренции. Мы убедились в этом миллион раз. 

Если говорить о примерах создания единого инфраструктурного оператора в мире, то GSMA выпустила специальный документ, короткий, 5-6 страниц в нем, содержащий опыт единых инфраструктурных операторов. Рассматривается два "флагманских" рынка - один это рынок Украины, где долго один из продвинутых стандартов долго был в руках лишь одного оператора, второй - рынок Уганды. Третьим, вероятно станет рынок Беларуси. И мы, в общем, можем оказаться в этой компании.. Чего конечно очень не хотелось бы. 

Жизнь показала, что все попытки создания единого инфраструктурного оператора приводят к замедлению развития того стандарта, который находится в руках этого оператора. 

Понятно, что наш регулятор, к сожалению, действует в тех рамках, в которых он действует. Но, право слово, лично мне, наблюдающему за рынком с 1991 года, с первых лицензий GSM, лучше уж сразу пропустить массовый запуск 5G и сразу пытаться выйти на 6G, но сохранить конкурентность в индустрии и стимулы к развитию.  \\ 

телеграм-трансляции ивентов (телеком, IT, микроэлектроника, электроника, робототехника) - подписывайтесь

-- 

Российская розница понемногу сокращает число салонов связи

В Gfk подсчитали, что в мае 2021 года число розничных салонов (телекоммуникационных магазинов) уменьшилось до 18 900 (-3.5% гг), рассказывают Ведомости



Это примерно соответствует темпам снижения числа салонов МТС (включая франчайзинговые), их по итогам 1q2021 стало 5334, что соответствует снижению на 3.2%. 

В Tele2 отказались от еще большего числа салонов-франчайзи. На конец 1q2021 их "чуть больше" 2600 (-6% к февралю 2020). 

В Связном в последние два года прошла "большая чистка", число салонов сократилось с 4 тысяч до 2600. Сеть не только закрывает, но и открывает новые салоны, в частности, в 2021 году было открыто 50 новых точек. Но баланс составляет примерно -1400. 

Вымпелком и МегаФон данные не представили, что ставит под вопрос достоверность общей оценки числа салонов в России в 18900 точек. 

Салоны связи - весьма затратная статья для операторов, по оценкам Эльдара Муртазина, содержание одного салона обходится в 12 млн рублей в год. Это не всегда позволяет его окупить. А потому скорее всего сокращение розницы продолжится. 

Куда же перетекают продажи? 

Самый интересный вариант для операторов - онлайн. Через этот канал продается по оценкам Gfk уже порядка 26% смартфонов. Некоторые операторы делают это успешнее, чем другие. Но это смартфоны, симки через онлайн по-прежнему продаются весьма в скромных объемах - единицы процентов от общего объема продаж. А потому мгновенного отказа от розницы ждать не приходится.  

// 

Fibocom представил модуль, обеспечивающий 5G-подключенность

Fibocom на днях представил беспроводный модуль встраиваемого модема FM350 5G. Основанный на чипе MediaTek T700 модуль в форм-фактор PCIe оптимизирован для применения на платформах для ноутбуков компании Intel. 



Модуль поддерживает 5G NR Sub-6 со скоростями до 4,67 Гбит/c DL и до 1,25 Гбит/c UL, как для архитектуры 5G SA, так и для 5G NSA. Также обеспечивается совместимость с предыдущими стандартами LTE/3G. 

Модуль предназначен для использования в ноутбуках, десктопах, планшетах и т.п. Он рассчитан на работу с ОС Windows, Linux, Chrome и т.п. Модуль может поддерживать различные интерфейсы для подключения, включая PCIe 3.0, USIM, I2C, Body SAR, MIPI Tuner и так далее. Модуль оборудован встроенной eSIM, он поддерживает такие системы геопозиционирования, как GPS, ГЛОНАСС, BeiDou, Galileo. 

-- 

Популярные сообщения

Желающие следить за новостями блога, могут подписаться на рассылку на follow.it (отписаться вы сможете в один клик). 

Еще можно подписаться на Telegram-каналы @abloud62 @abloudrealtime, где также дублируются анонсы практически всех новостей блога. 

 

Translate