Сигналы подаются вполне благоприятные. Перечислю только некоторые из них:
- Готовится закон, призванный улучшить инвестиционное законодательство. Его внесут в парламент в июле 2014 года. Закон - это хорошо, но не будем забывать, что никуда не денутся те люди на местах, чиновники разных рангов, которые в прежние годы считали, что иностранные инвесторы - это хороший источник личного обогащения.
- Инвесторов грозятся освободить от уплаты корпоративного подоходного налога на 10 лет. Это хорошая, конкретная мера, посмотрим, будет ли принята.
- Обещаны инвестционные субсидии в размере до 30% капитальных затрат после ввода объекта в эксплуатацию.
- Обещан "догосрочный гарантированный заказ на товары и услуги инвесторов со стороны национальных холдингов, национальных компаний и госучреждений". Странная мера нерыночного характера.
- Обещан "догосрочный гарантированный заказ на товары и услуги инвесторов со стороны национальных холдингов, национальных компаний и госучреждений". Странная мера нерыночного характера.
- Обещана "стабильность законодательства" - вещь, по-моему, слабо представимая на пространстве пост-советских стран. Речь идет о введении принципа "стабильности" законодательства на 10 лет в налоговой, миграционной и экологической сферах, а также прогнозируемых регулируемых тарифов и цен на долгосрочный период.
- В Казахстане возможно введут безвизовый режим для иностранных граждан "из наиболее развитых стран" (хотелось бы увидеть список таких стран) со сроком пребывания до 90 суток. Мера, безусловно, хорошая для работодателей. Грозит ли это сотрудникам из Казахстана риском роста конкуренции за рабочие места? Не думаю, все же 90 дней - это не так много, а по мере развития экономики страны за счет иностранных инвестиций, будет только расти число рабочих мест и спрос на квалифицированных работников. Инвесторам обещают предоставить право привлекать иностранную рабочую силу на весь период реализации ивестиционного проекта + 1 год после ввода объекта в эксплуатацию, вне квоты и без разрешений на привлечение иностранной рабочей силы.
- Будут предоставляться "инвесторские виды" руководителям структурных подразделений иностранных компаний.
- Обещана помощь агентства Kaznet invest интересующимся возможностью инвестиций в РК
- Обещается создание института инвестиционного омбудсмена и в целом расширение доступа иностранных инвесторов к международному коммерческому арбитражу.
- Обещано создание 10 свободных инвестиционных зон, где будут действовать международные управляющие компании
Кроме Назарбаева по теме привлечения инвестиций в страну и улучшения инвестклимата выступают и другие руководители страны, например, министра экономики и бюджетного планирования Казахстана Ерболат Досаев, вице-премьер - министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев.
В общем и целом, движение, по-моему, в правильном направлении. Еще бы как-то "ограничить права "правоохранителей" в отношении "проверок" бизнеса. Не зря РК сейчас на 144 месте в индексе восприятия коррупции (по данным Transparency International), причем динамика пока негативная - минус 11 мест год к году. Подтверждают эту ситуацию и в Казахстане - начальник информационно-аналитического департамента Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Олжас Бектенов говорит о том, что в 2013 году коррупционная ситуация в республики только ухудшилась. Его поторопился поправить первый зам. председателя Агентства Андрей Лукин, заявивший, что "уровень коррупции в стране минимизируется". Кому поверим?
Какие направления бизнеса хотят развивать в Казахстане силами иностранных инвесторов? Туризм, фармацевтику и легкую промышленность, производство продуктов питания, металлургию, химию, нефтехимию, машиностроение и производство стройматериалов, сельское хозяйство, горнорудные проекты, геологоразведку, инфраструктуру. Телеком не упоминается, но, думаю, что введение всех перечисленных мер, возможно, улучшит общий климат и для иностранных инвестиций в телеком-бизнес РК.
До июня 2014 года Национальный банк и правительство должны разработать и внести на рассмотрение президента проект закона об амнистии капитала. Ранее такая уже проводилась в 2006-2007 году, особого эффекта не дала.
До июня 2014 года Национальный банк и правительство должны разработать и внести на рассмотрение президента проект закона об амнистии капитала. Ранее такая уже проводилась в 2006-2007 году, особого эффекта не дала.
Я пока со скепсисом отношусь к этим инициативам сверху. Они могут увязнуть в молчаливом сопротивлении среднего звена, которое, возможно, с недоверием относится к иностранному бизнесу. А кто-то и вовсе, наверное, видит в нем легкую цель для повышения собственного благосостояния. Тем не менее, сам факт того, что проблемы недостаточной инвестиционной привлекательности идентифицированы руководством страны - это уже плюс для страны. Когда за заявлениями последуют и конкретные позитивные изменения в инвестиционном климате - тогда можно будет возвращаться к этой теме уже всерьез. Буду с интересом следить за тем, что получится у Казахстана из этой инициативы, насколько долгосрочной окажется эта новая политика.
Интересно, как стыкуется с новыми инициативами и заявлениями тот факт, что иностранному инвестору, который развернул в Казахстане сеть мобильной связи и ШПД KCell не дают права включать сеть LTE. Вместо этого право на развитие 4G/LTE в стране монопольно отдано дочке госпредприятия Казахтелеком - компании Алтел. На мой взгляд, - это наглядная иллюстрация того, насколько пока далеки слова и дела по части инвестпривлекательности Казахстана.
Интересно, как стыкуется с новыми инициативами и заявлениями тот факт, что иностранному инвестору, который развернул в Казахстане сеть мобильной связи и ШПД KCell не дают права включать сеть LTE. Вместо этого право на развитие 4G/LTE в стране монопольно отдано дочке госпредприятия Казахтелеком - компании Алтел. На мой взгляд, - это наглядная иллюстрация того, насколько пока далеки слова и дела по части инвестпривлекательности Казахстана.