Поскольку твиттер, на мой взгляд, как канал полемики неудобен, поскольку все заставляет формулировать предельно примитивизируя из-за длины сообщений, напишу свой ответ всем, кто в четверг и пятницу мне возражал по данной теме.
В целом всем предлагаю пока не стараться ломать копья. Еще прошло слишком мало времени, чтобы изменения стали общезаметными. Пока мы слышим некоторые заявления (которые, в основном, мне нравятся, в частности прицел на клиенториентированность). И некоторые считают их пустыми, не подтвержденными действиями. Я так не считаю, поскольку, напротив, вижу немало действий, не идущих вразрез с заявленной стратегией:
- отказ от закрывания глаз на мошенничество VAS-провайдеров с целым спектром сопровождающих это решение реальных мер
- запуск действительно более удобного ЛК
- переформатирование счетов в более понятные
- упрощение тарифной линейки
- интересный набор тарифов на мобильный ШПД
- интенсивное строительство сети (упор был первоначально на Москву, здесь заметные любому потребителю успехи вряд ли кто-то будет отрицать по итогам 2013 года)
- выстраивание схем типа "псевдосубсидирования", как в ситуации с "пошел за батоном, вернулся с телефоном".
Это то, что уже может наблюдать каждый клиент! Это неполный список уже сделанного, и он еще будет расти в 2014 году.
Вторая группа изменений - те, которые конечному клиенту не видны, неинтересны и непонятны, но без которых сегодня у Билайн Россия не получится успешный бизнес.
1. Работа в области снижения долговой нагрузки
Частичное погашение кредитов, отказ от наращивания займов
2. Отказ акционеров от дивидендов - абсолютно необходимая сегодня мера
3. Готовность акционеров терпеть еще, минимум, год просаживание результатов, неизбежное для "эпохи перемен" и связанное с инерционностью восприятия компании абонентами.
Лундер уже признал, что хотел нездешнего по части темпов разворота, и что готов ждать год. Уже хорошо.
4. Существенные кадровые изменения.
Раз уж тема кадров столько внимания привлекла, давайте подробнее ее обсудим. Ещё при Изосимове, которого многие почему-то зачислили в мега-менеджеры, на мой взгляд, в момент поглощения Голден-телекомом Вымпелкома ^^ была допущена потеря управления. Что немедленно отразилось на кадровой ситуации, в частности, развалилась отличная, сложившаяся за годы, команда Билайн.
В период двуглавого руководства и затем Шматовой новая эффективная команда так и не была создана, зато коллектив наблюдал бесконечную ротацию менеджмента 1-2 звена, что создавало "чемоданное настроение" и работу не стимулировало.
Кудряшов начал отстраивать команду, благо в МегаФоне шли сокращения, но у перед ним не ставили тех задач, которые сейчас призван решать М.С.
Поэтому сейчас команду приходится создавать, конечно, не с нуля, но здесь действительно нельзя было обойтись косметическими заменами. Действительно требовался тщательный хантинг.
Мы знаем кого и на какие позиции с рынка взяли. Безусловно, я готов одобрить не каждую из приглашенных или оставшихся в команде персоналий. В итоге сформирована команда, которую я, без обид, господа (!), не считаю "dream team". С другой стороны, команда безусловно усилилась по-сравнению с ее версией 2012-1H2013 года, и я не считаю, что конкуренты обладают безусловно лучшими командами, особенно после зачистки, прошедшей в МегаФоне. (Кстати, некоторые департаменты в МегаФоне, конечно, вызывают симпатию достигнутыми результатами!).
Главное, на мой взгляд, что работа по формированию 1-2 линий управленцев, в основном, завершена и люди могут, наконец, "разобрать чемоданы" и начать работать. Возможно, кто-то в новой команде себя еще покажет не очень, и придется проводить тюнинг. Это нормальный рабочий процесс. Учитывая, что пожизненный найм остался в прошлом, я не вижу проблем в ситуации, когда приходящий человек что-то привносит новое в жизнь компании, запускает какие-то успешные проекты, и затем уходит делать что-то другое в другом месте.
Еще вижу сетования на сокращения инженерного персонала. Сам, как радиоинженер по образованию, не могу радоваться таким сокращениям, но если говорить о бизнесе, то ситуация выглядит по-другому. Если приобретается решение вендора в пакете с профуслугами, если вендору выставляются при этом грамотные KPI, то для чего могут использоваться собственные инженеры? В домино играть? Они безусловно подлежат сокращению, благо зачастую их подгребает в свою структуру вендор. И это не должно засчитываться компаниив в минус.
Конечно, тема профуслуг и их полезности для компаний пока не всеми оценивается однозначно. Но это уже совсем отдельная тема, не буду в нее углубляться здесь. Отмечу только, что и конкуренты идут той же дорожкой.
5. Переориентация на лоукостеров.
Вслух это, кажется, не говорилось, поэтому здесь мы вступаем на тропу спекуляций. Да, немало индикаторов на это указывают, так что имеет смысл обсудить эту тему подробнее.
В Билайне внимательно смотрели на то, что делали в Tele2. И, вероятно, эта схема понравилась. Да и правильно это - работать с абонентами лоукост сегменат - ведь именно он в России наиболее массовый! Конечно, это непросто, с ними работать - они суетливые, нелояльные, оттокогенерящие, но зато их в России много и будет только больше, исходя из происходящего. Поэтому в стратегическом смысле переориентация на этот сегмент может быть грамотным ходом, при условии, что компания сумеет успешно в нем работать. Уже выбранные меры, которые объединены общим девизом "клиенториентированность" вполне убедительны. Может получиться.
6. Выстраивание собственной розницы в параллель к Евросети.
Очень сложная и рискосодержащая тема. Боюсь, что моих знаний не хватает компетентно ее оценить. В моем понимании большой собственный монобренд сегодня - это очень затратная, низкоприбыльная структура, балансирующая между "большая польза для компании" и "высокая операционная нагрузка для компании". Я бы здесь больше нажимал на всемерное развитие интернет-магазина, где можно пытаться довести до идеала "витрину", процедуры и интерфейсы, логистику, с тем, чтобы минимизировать затраты на фоне близкого к идеальному обслуживания клиентов. Будущее операторских компаний - это много надежной автоматики и надежного софта, а не армии плохо обученных и вечно недовольных сотрудников.
* *
Этот список изменений тоже неполный, хотя бы из-за того, что я не работаю в Вымпелком и не обладаю всей полнотой информации о происходящих изменениях.
И это не все!
Есть еще ряд направлений, действий, изменений, которые пока не видны тем, кто не пытается знать о компании больше, как я, например. Мне эти изменения тоже нравятся, но не хочу делиться в этом плане ни своими мыслями, ни чужими секретами. И вообще, нужно же что-то и для консалтинга оставить. Так или иначе, постепенно многое из этого станет заметно и понятно специалистам телеком-рынка.
Есть еще направления (например, технологические, инновационные и не только), куда, как мне кажется, должны быть сейчас направлены дополнительные усилия и инвестиции. Будет интересно, совпадут ли мои оценки их важности и возможности их реализации с теми, что сейчас у М.С. и его команды, будет ли приняты соответствующие решения. Если и здесь замечу сдвиги, то... выдам себе медаль :)
Не обойдусь без дисклеймера
Столь масштабными изменениями, которые я могу сравнить с революцией, разумеется, очень сложно дирижировать. Поэтому здесь очень многое зависит от команды и от ее лидера. Причем ничья личность, харизма и т.п. здесь не "зарешает", как ни банально звучит, все определит слаженная командная игра. Получится ли у М.С. добиться такой игры от его команды, потянет ли команда и сам М.С. выбранный масштаб перестройки на фоне высокой и не очень рыночной (Мегателекомчик!) конкуренции? Да еще на фоне наличия амстердамского звена, которое может в ряде вопросов быть настоящими веригами на ногах...
Я не гадалка и не собираюсь предсказывать, что получится в итоге. Буду смотреть, как и сейчас это делаю, за конкретными делами, за конкретными результатами. Пока что того, что нравится, НАМНОГО больше, чем того, что не нравится. Так что вектор, с моей точки зрения, установлен верный. Теперь только вперед, желательно энергично. Первые же заметные успехи помогут вдохновить команду.
Готовность компании к общению с рынком
Что особенно мне приятно, так это то, что Билайн дал многочисленные поводы и обширные материалы для обсуждения рынком. В отличие от конкурентов. Именно поэтому мы сейчас имеем возможность столь детально разбираться в тонкостях реализации новой стратегии. Мне это также весьма импонирует. М.С. безусловно, поднял ставки в игре, так что на телеком-рынке России в 2014 году будет нескучно.
==
Кто еще не читал, рекомендую в тему:
Оглашение результатов 4q2013 и 2013 Билайн Россия 06.03.2014:
- Выступление Михаила Слободина (стратегия)
- Выступление Андрея Патоки (сеть)
- Выступление Александра Поповского (услуги)
- Выступление Сергея Петрова (B2B)
- пресс-релиз Билайн Россия по итогам 4q2013 и 2013 года
а также
- что говорят о Билайн Россия в штаб-квартире в Амстердаме с моими комментами