Чего еще нет в России, так это доступного интернета в самолетах. Если вы летите из Москвы во Хабаровск регулярным рейсом, то ваши шансы залезть в интернет близки к 0. Иное дело в США, где здорово продвинулись в вопросе обеспечения подключенности для пассажиров авиарейсов, и где планируют сделать очередной серьезный шаг вперед. Об этом рассказывает статья в WSJ, которую для вас пересказываю.
Gogo Inc. - крупнейший провайдер интернета "в полете" в США. Вчера компания заявила о планах запуска системы, использующей, как спутники, так и башни сотовой связи, чтобы обеспечить пассажирам возможность подключения к интернету на скоростях в 6 раз выше, чем лучшие из доступных сегодня вариантов.
Virgin America Inc. намеревается запустить на своих бортах услугу Gogo во второй половине 2014 года, речь идет об апгрейде, который планируется провести для
53 самолетов.
Неделей ранее
JetBlue Airways Corp получила разрешение правительства на оснащение многих своих самолетов новыми, более мощными спутниковыми подключениями, а также бортовым WiFi, что, как ожидается, позволит обеспечивать видеостриминг на мобильные устройства пассажиров контента таких OTT, как Netflix, Hulu и т.п.
JetBlue пока не обеспечивает клиентам интернет-доступ, но планирует начать предоставлять услуги доступа на некоторых бортах уже в этом году с тем, чтобы обеспечить доступом пассажиров любого из
180 самолетов до конца 2015 года.
Gogo установила ценник на бортовой WiFi, включая $14 за день пользования интернетом и $50 за месяц пользования.
JetBlue пока что изучает вопросы ценообразования, но пока что склоняется к идее сделать интернет-пользование бесплатным для базовых услуг типа браузинга. А вот любителям посмотреть кино, что требует существенно большей пропускной способности, будет предложено приобрести "флайер", который "добавит скорости". Ряд других компаний, которые уже предоставляют услуги интернет доступа в полете, пока что блокируют доступ к стриминг-платформам типа Netflix. Не потому, что интернета жалко, а потому, что это лишает перевозчика возможности получать доходы от собственных услуг развлечений на борту (вероятно, речь о возможности платного просмотра кино в полете на портативных или встроенных в кресла устройствах).
Новая технология может означать, что скорости доступа к сети интернете в полете будут, как минимум, не хуже средних скоростей, доступных американцам на земле - как ожидается, это сможет сломить барьер нежелания платить за интернет на борту, с которым столкнулись многие компании на ранней стадии внедрения услуги, когда еще не было технологий, позволяющих обеспечить требуемые скорости доступа так, чтобы услуга при этом была рентабельной.
9 из 10 авиапассажиров в США заявляют, что считают необходимым, чтобы каждый борт предоставлял услуги WiFi, согласно опросу 2000 человек, проведенному на прошлой неделе Honeywell International Inc (производитель решений для обеспечения интернет-подключений на борту самолета). В то же время, по данным Gogo лишь около
6% от потенциальных клиентов в настоящее время покупают интернет-доступ на борту.
Tim Farrar, Menlo Park, Ca, консультант в области спутниковой связи, заявляет, что тот же "менее, чем ожидалось" процент пользователей наблюдается в целом по данном сегменту услуг. "И нет признаков, что что-то изменится".
(светлее - борта, что уже с WiFi)
Некоторые винят в таких результатах скромные скорости, из-за чего возникает разрыв между ожиданиями покупателей услуги и тем, что они получают на практике. Пассажиры "сидят" на общей "трубе в интернет", ресурсы которой им приходится делить, что означает, что чем больше пассажиров подключается к услуге, тем медленнее она работает. Davod Cush, гендиректор Virgin America, рассказывает, что в типовом случае лишь 5 пассажиров на рейсе оплачивают WiFi, тогда как качество сервиса начинает заметно снижаться лишь после того, как к нему подключается 30-35 человек.
Планы Gogo предусматривают, что новая услуга будет обеспечивать каждый борт подключением с 60 Мбит/с, против нынешних 3 Мбит/с (сейчас эта услугой обеспечено 1700 бортов) и 10 Мбит/с (примерно на 300 самолетах с 2012 года). Panasonic Avionics Corp., которая обеспечивает WiFi примерно для 2000 самолетов по всему миру, говорит, что средняя скорость подключения каждого борта сейчас составляет 5-10 Мбит/с.
Средняя скорость интернет-подключения в США для "наземных" пользователей -
8.6 Мбит/с, это данные Akamai Technologies Inc.
JetBlue будет подключать свои самолеты к спутникам
ViaSat Inc., это будет, возможно, первым случаем подключения коммерческих бортов к спутниковому интернету в Ka-дипазоне, в котором некоторые видят будущее бортового интернета. Gogo намеревается использовать другого провайдера спутниковой связи.
JetBlue говорит, что сможет предоставить каждому подключенному пользовательскому устройству вплоть до 12 мбит/с! Не борту, а пассажиру.
Это означает, что "практически каждый в самолете при желании сможет активно пользоваться интернетом, а не 1-2 человека", - заявляет Don Buchman, директор ViaSat по направлению мобильного ШПД.
Консультанты говорять, что JetBlue, возможно, сможет обеспечивать подключения с такими скоростями для пользователей, который занимаются веб-серфингом, но если люди в полете предпочтут пользоваться приложениями, "жадными" до полосы пропускания, т.е. смотреть видеоконтент, JetBlue может не справиться с исполнением их желаний.
Авиаперелеты - это одна из немногих причин, которые сегодня заставляют людей "отрываться" от сети на несколько часов. Но с 2008 года, когда оборудование Gogo появилось на первом борту American Airlines, авиационная индустрия США быстро развивала тему WiFi на борту, так что к настоящему времени услуги интернет-доступа предоставляются примерно на
2500 самолетах. (В России пока что WiFi доступ есть лишь на нескольких самолетах, да и то, речь идет скорее об не вполне серьезном эксперименте, чем о настоящем коммерческом сервисе).
Сегодня около 60% коммерчески доступных пассажирских самолетов в США оснащены подключениями к интернет, не считая малой авиации, согласно данным опроса WSJ 12 крупнейших авиакомпаний. Сравните с оценкой 35% двухлетней давности. К концу 2015 года планируется, что подключенными будет более 85% бортов на домашних линиях США.
"Это сладкая услуга с привкусом горечи", комментирует Jason Cupp, независимый консультатнт из Канзаса, который в прошлом году летал 150 раз. "С одной стороны, это здолрово, поскольку я успел сделать массу работы. С другой, самолет - это единственное место в моей жизни, где я не был подключен к интернету".
Matt Nevans, который налетал более 200 тысяч миль за год, занимается запуском систем электронной почты для местных правительств. Он говорит, что был лояльным пассажиром Unitel Continental Holdings Inc. Но в последние годы компания не спешила вводить на своих бортах услугу интернет подключения, что заставило Matt сменить перевозчика, поскольку для него важно постоянно оставаться онлайн.
В United намереваются оснастить 200 из 700 бортов WiFi-интернетом до конца 2013 года, сейчас услуга работает на 90 бортах. Полностью флот компании будет оказывать услугу доступа к интернету до конца 2015 года.
"Слишком долго", говорит м-р Nevans.
Различные зарубежные операторы пытались фокусировать услугу на бизнес-пользователях, обеспечивая им подключенность во время длительных и межконтинентальных перелетов. Но здесь не всем удалось получить ожидаемые доходы. Как считают консультанты, это во-многом потому, что большинство таких перелетов выполняется в ночное время.
При полетах на короткие дистанции, есть опасение, что стриминговое видео не окажется приманкой для клиентов. Southwest Airlines Co., которая специализируется на таких перелетах, ранее начала предоставлять такую услугу на платной основе. Но в данный момент, возможно временно, услуга предоставляется бесплатно, если не считать, что клиенты вынуждены просматривать небольшую рекламу Dish Networks, которая выступила спонсором услуги.
Gogo показала убытки в $70.5 млн в первой половине 2013 года. По оценкам г-на Farrar, аналитика с Wall Street, доходы Gogo в ближайшие 2-3 года вырастут до примерно $500 млн с прогнозируемых по итогам 2013 года $300 млн. Между тем планы по улучшению гибридной сети Gogo обойдутся компании в миллионы долларов, которые нужно будет инвестировать в этот период.
Jimmy Schaeffler, который консультирует Carnel Group в области спутниковой связи, говорит, что гибридная спутниково-сотовая система "может столкнуться с проблемами, связанными с облачностью и другими факторами".
Авторы: Jack Nicas at
jack.nicas@wsj.com and Andy Pasztor at
andy.pasztor@wsj.com
==
О ситуации с "самолетным ШПД" в России справка здесь >>