Вымпелком отчитался за 2q2025 - на позитиве
МегаФон представил итоги 1H2025
Как видим, цифры не все «зеленые», но компания показала не только рост сервисной выручки на 9.26%, но и рост абонбазы, который заявлен на 1.58% до 78,4 млн. И это несмотря на неизбежное похудание абонбазы из-за регуляторных изменений, особенно в части приезжих из других стран.
В компании рост сервисной выручки до 210,04 млрд рублей объясняют не только ростом числа активных клиентов и потребления трафика данных, но и расширением спектра предоставляемых услуг. Речь идет прежде всего о B2B сегменте: наибольший прирост по выручке обеспечил блок Cybersec (+53% год к году по итогам 1H2025), а также направления IoT (+59.1%) и AdTech (+22.5%). Стоит отметить, что в МегаФон категорию AdTech, в которой я ожидаю увидеть выручку от рекламы, почему-то расшифровывают как «цифровой маркетинг». AdTech обычно лишь подмножество MarTech или цифровой рекламы, его технологическая основа или инструмент.
Потребление трафика год к году выросло на 15%, это больше, чем у некоторых других операторов. Количество пользователей мобильным интернетом выросло на 6.4%.
Хорошо работают продажи абонентского оборудования – они дали оператору внушительные 31.21 млрд (+4.4%).
В итоге показатель OIBDA показал прирост на 8.8% гг до 106 979 млрд (за полугодие).
Если говорить о развитии инфраструктуры, компания утверждает в своем пресс-релизе, что несмотря на некоторое снижение CAPEX, сохраняла инвестиции в развитие инфраструктуры сетей. В частности, компания продолжала массированный рефарминг сети более, чем в 75 регионах, расширяла покрытие на автомагистралях, в основном это коснулось трасс M-11 Нева, M-12 Восток и M-4 Дон.
Были запущены 2 новых ЦОД – в Екатеринбурге и в Твери. Компания оптимизировала пропускную способность сети, чтобы равномернее распределять нагрузку.
Рейтинговые агентства Эксперт РА и АКРА в июне 2025 года подтвердили наивысший рейтинг кредитоспособности МегаФон.
Ситуацию с чистой прибылью в МегаФон связывают с высокой стоимостью привлечения и обслуживания заемного капитала на фоне высокой ставки КС ЦБ (в отчетном периоде она только-только в конце начала снижаться).
В B2C-сегменте отмечен спрос на услугу МегаСемья, где теперь можно подключать к своему тарифу M2M-устройства, спрос на эту услугу в 1H2025 вырос на 25%.
Оператор традиционно представляет лишь небольшой набор показателей своей деятельности, что затрудняет анализ происходящих изменений.
- -
МТС займется проектом 5G D2C на базе низкоорбитальных спутниковых платформ
Приятно было узнать, что в МТС решились взять на себя реализацию столь же амбициозного, сколь и актуального проекта. В самом деле, в США этой темой уже не первый год занимаются более, чем активно, в Китае - не менее активно, даже в Европе приступили к его реализации. И то, что в России эту задачу берет на себя МТС - логично. Кому, как не лидеру рынка?
Что известно на сегодня?
Что проект уже некоторое время развивался в МТС без особой огласки. В частности, был создан макет, имитирующих работу абонентского терминала с бортовой базовой станцией 5G, были проведены его стендовые испытания – имитировалась работа смартфона через спутниковый канал.
С помощью эмулятора канала «спутник-земля» имитировались условия эффекта Допплера, увеличенных временных задержек, повышенного затухания сигнала. Испытания проводились в трех частотных диапазонах: n1 (1950-1965/2140-2155 МГц), n256 (1980–2010 / 2170–2200 МГц), n254 (1610-1626,5 /2483,5-2500 МГц).
В марте 2024 года МТС получила разрешение ГКРЧ на использование этих частот для проведения натурных испытаний прототипов космических аппаратов при организации прямой сотовой связи «спутник-земля» с использованием технологии 5G NTN.
Это делает возможным движение далее - переход к тестированию непосредственно на орбите. Для этого необходимо создать и запустить несколько спутников с БС на борту на низкую орбиту – 500-600 км (я бы порекомендовал использовать орбиты пониже, чтобы минимизировать задержку).
Требуется сделать принципиальный выбор, по какой модели строить спутники. Сейчас есть два варианта: «как у Starlink» (и не только у него) – небольшие, недорогие платформы с небольшими антеннами или «как у AST SpaceMobile» - существенно более тяжелые, более дорогие платформы, с существенно большими по площади антеннами.
Первые могут обслуживать сравнительно немного абонентов, поэтому их требуется запускать тысячами (чтобы сформировать покрытие), лучше – более 10 тысяч (ради пропускной способности). Вторые могут обслуживать больше абонентов, их достаточно несколько сотен, лучше – единицы тысяч.
Каким путем пойдут в МТС – пока не ясно, поскольку многое будет зависеть от партнеров.
Зачем нужны партнеры?
Уверен, что такие проекты уместно делать не в одиночку, даже если речь о таком крупном участнике рынка как группа МТС. Все же у МТС нет собственных космодромов и ракетоносителей, да и серийного роботизированного производства спутников – тоже нет. Здесь желательно партнерство, консорциум, - какое-то объединение финансовых и технических возможностей, компетенций.
У МТС есть что вложить в проект – прежде всего, компетенции в области 5G, терминалов, оборудования базовых станций, NTN сетей.
Кто может стать партнерами?
На мой взгляд, это могли бы быть коллеги-конкуренты, МегаФон и ВымпелКом. Они, как известно, взаимодействуют с Бюро-1440, но там пока что речь шла о других классах задач. А здесь – о D2C, инструменте, который в условиях российских просторов не может не быть востребован.
Желательно привлечь и производителя электроники, такие у нас есть. Может быть Спутникс?
И кого-то из космической индустрии – есть у нас коммерческие компании, способные выводить на низкие орбиты спутники связи? Если таковых не найдется, останется взаимодействовать с Роскосмосом.
Сколько это может стоить?
Чтобы система «задышала», чтобы покрытие было постоянным во времени и пространстве, нужно хотя бы полтысячи спутников, может быть 300-400. Это потребует не менее 300-400 млрд рублей – в этом плане консорциум тоже пригодится.
Когда можно ожидать результатов?
Если удастся быстро собрать подходящих желающих участвовать в проекте и найти деньги, то вполне вероятно уложиться с началом предоставления услуг в 3-4 года, то есть еще до 2030 года.
Это, конечно, гипер оптимистичный сценарий, но у нас больше нет времени на то, чтобы продолжать «тормозить» относительно других высокотехнологичных стран. Если не будет предложена «российская альтернатива», то люди найдут способ пользоваться подключениям к американским или китайским спутникам – вряд ли это порадует государство, так что начинание МТС стоит поддержать и с этой стороны. Хотя бы регуляторно.
- -
МWS сообщает о запуске платформы полного цикла производства ПО с AI-агентами
МТС сообщает, что ее дочерняя компания МТС Web Services (MWS) запустила технологическую платформу MWS DevRails на базе AI для разработки цифровых продуктов.
Как заявляет компания, это решение позволяет управлять жизненным циклом продукта и контролировать все этапы создания ПО: от проектирования и анализа до разработки, тестирования и выхода официального релиза. В платформу интегрированы ролевые ИИ-агенты, которые автоматизируют до 40% задач, позволяя, тем самым, увеличить скорость разработки.
MWS DevRails подойдет крупному и среднему бизнесу, который хочет трансформировать процесс разработки и обеспечить прозрачное управление десятками и сотнями продуктов. Платформа содержит комплекс интегрированных между собой инструментов для аналитиков, разработчиков, DevOps-инженеров и тестировщиков, включая решения для управления архитектурой, работы с кодом, отслеживания производственных метрик и бизнес-показателей, проведения мобильного и кросс-браузерного тестирования и так далее.
Встроенные AI Copilot-программы, как обещает MWS, позволяют экономить до 40% рабочего времени специалистов за счет автоматизации. К примеру, Product Owner Copilot в таск-трекере описывает требование к разработке, Analytic Copilot оценивает качество написанного и дает рекомендации по улучшению описания, а Test Designer Copilot готовит 50% тест-кейсов.
Платформа MWS DevRails доступна как для развертывания на инфраструктуре заказчика, так и в облаке.
«Прежде чем предлагать MWS DevRails внешним заказчикам, с помощью ее инструментов мы организовали управление производственным процессом для более чем 400 цифровых продуктов и сервисов МТС - от финтеха до онлайн-кинотеатра. За счет отказа от разрозненных решений в пользу единой платформы, внутри которой собраны интегрированные между собой инструменты для разработки, нам удалось на 40% сократить срок вывода новых продуктов на рынок, а также значительно повысить надежность ИТ-систем. Используя нашу экспертизу, средний и крупный бизнес сможет улучшить процесс разработки, а также оптимизировать ресурсы команд за счет ИИ-агентов», – прокомментировал генеральный директор МТС Web Services Павел Воронин.
Очень интересное решение, которое лежит в тренде ориентации на Low code / AI. Но у одних участников рынка фокус на Low-code, а не на "классику" разработки, у других нет единой платформы, нужно заниматься интеграцией. Даже если смотреть не только на российские решения, но и зарубежные, то прямого аналога я не нахожу, а продукт MWS DevRails выглядит интересным. Как минимум, стоит обратить на него внимание, воспользоваться предложением демонстрации (MWS такое предлагает), возможно это то, что может существенно помочь бизнесу той или иной компании. В целом, агентские копилоты - это наше ближайшее будущее, к которому MWS позволяет прикоснуться уже сегодня.
--
Билайн в Башкортостане - оператор обеспечил покрытие 4G/LTE еще в 23 малых населенных пунктах
Билайн обеспечил 23 малых населенных пункта республики Башкортостан возможностью использовать мобильный интернет в сети 4G. Поддерживается услуга VoLTE голосовых вызовов через сеть LTE. Услуга появилась в деревнях и селах, где живет менее 500 человек. Это произошло в рамках федерального проекта по устранению цифрового неравенства (УЦН), реализуемого по инициативе Минцифры РФ.
В Башкирии - это населенные пункты Новые Багазы и Тульгузбаш в Аскинском районе, Новошахово в Ермекеевском районе, Подлубово в Караидельском районе, Идрисово в Салаватском районе, Покровка в Федоровском районе и другие.
«С момента нашего присоединения к УЦН прошло уже два года, и за это время в рамках программы мы запустили скоростной 4G почти в 250 малых населенных пунктах республики. Это значительная цифра, но что гораздо важнее – за ней скрываются десятки тысяч сельчан, которые сегодня могут свободно выходить в интернет и пользоваться возможностями современных технологий на базе нашей сети», – комментирует директор Уфимского отделения Билайна Максим Тюрихин.
Вымпелком сообщает, что и далее продолжит работать над сетью в республике, устанавливать новое оборудование, заниматься модернизацией развернутого ранее.
- -
МТС в Новосибирской области - оператор улучшил покрытие в Бердске
«Перевод частот мы проводим для цифрового комфорта жителей региона. Стандарт 3G обеспечивает абонентов обеими базовыми услугами связи — возможностью звонить и выходить в интернет. Однако даже при хороших условиях скорость мобильного интернета при подключении к 3G по современным меркам уже слишком медленная, её не хватает для загрузки больших файлов, например, видео в 4К. Для этого нужен стандарт LTE. Кроме того, LTE позволяет вести стримы и даже играть в «тяжёлые» игры», — комментирует директор МТС в Новосибирской области Алексей Пахомов.
МТС поможет с трудоустройством жителям Перми с инвалидностью
Компания запустила "инклюзивный марафон" "Карьера без лимитов", адресованный профессионалам с инвалидностью. С 13 августа по 30 сентября 2025 года они смогут получить практические инструменты для трудоустройства и изучить актуальные вакансии МТС.
В частности, в рамках марафона можно научиться создавать правильное резюме с помощью AI-проверки, потренироваться проходить собеседования, получить обратную связь от HR-специалистов МТС.
Будут проводиться короткие онлайн-встречи, в ходе которых эксперты компании познакомят желающих с направлениями бизнеса - от финтеха, медиа и рекламы до IT и телекома.
Карьерный марафон пройдет на онлайн-платформе, адаптированной в том числе для людей с инвалидностью по зрению и с инвалидностью по слуху. Для участия в марафоне достаточно зарегистрироваться по ссылке inclusion-mts.
«В Пермском крае живут очень активные и талантливые люди, которые находят способы развиваться, несмотря на сложные жизненные ситуации. Мы в МТС поддерживаем желание пермяков расти профессионально, запуская различные программы и конференции в онлайн-формате. Уверена, что наш новый курс «Карьера без лимитов» также откликнется многим, поможет получить поддержку, полезные практически навыки, а также уверенность в себе и мотивацию», — подытожила директор МТС в Пермском крае Оксана Кайгородова.
- -
Билайн в Курганской области - оператор нарастил зону покрытия 4G/LTE в рамках рефарминга
Вымпелком реализовал масштабный проект по переиспользованию частот 3G сетями LTE в районных центрах Курганской области. Это позволило увеличить зону покрытия сети 4G/LTE, повысить средние скорости доступа в регионе.
В рамках рефарминга технические специалисты оператора расширили частоты 4G/LTE, отдав под эту технологию дополнительный диапазон 2100. Кроме того, увеличилась и пропускная способность сети за счет перевода полосы частот с 10 до 15 МГц. В результате – во всех районах области улучшилось качество передачи данных, и больше пользователей могут одновременно выходить в сеть, а главное – скорость 4G-интернета возросла в среднем на 20%.
Перенос частот из 3G в 4G сделал более доступными и голосовые звонки с помощью технологии VoLTE. Этот сервис от Билайна работает в Курганской области с осени 2022 года.
В компании отмечают, что рефарминг проходит поэтапно. На сегодняшний день работы успешно проведены во всех районных центрах региона, в том числе, в крупнейших городах – Катайске, Шадринске, Шумихе, Щучье и другие.
Владислав Божеев, директор Курганского отделения Билайна:
«С каждым годом спрос на 3G неуклонно снижается – наши клиенты все чаще выбирают связь 4G, ведь она в разы быстрее и надежнее, а также больше соответствует современному ритму жизни. Мы проактивно ответили на этот запрос абонентов, проведя рефарминг в районах области и перераспределив ресурсы в пользу LTE. Это решение позволило нам значительно увеличить емкость сети и улучшить ее параметры без масштабного обновления инфраструктуры».
- -
МегаФон в Костромской области - МегаФон подключил к мобильной сети валидаторы в городских автобусах
Терминалы оплаты в общественном транспорте в наше время требуют онлайн-подключений. Это необходимо для передачи транзакций в реальном времени. Сети операторов мобильной связи (пока их не отключают) - наиболее надежный способ для обеспечения подключенности валидаторов в городской среде. МегаФон обеспечил поставку SIM-карт и предоставил необходимые услуги организатору перевозок.
«Цифровые сервисы становятся неотъемлемой частью экономики региона. Уверен, что наше сотрудничество поможет развитию и совершенствованию процессов цифровизации в Костромской области. Мы проанализировали рынок и провели тендер с основными игроками телекома. Основными критериями выбора МегаФона стали лучшая цена и максимальное покрытие мобильной связью городских дорог для обеспечения наиболее корректной работы аппаратов для бесконтактной оплаты проезда», — разъясняет Сергей Будько, директор ОГКУ «Организатор перевозок Костромской области».
«У МегаФона уникальный набор компетенций, активов и партнеров, а также обширный опыт внедрения высокотехнологичных проектов для городской среды, начиная от устройства Wi-Fi зон в общественном транспорте до организации онлайн-мониторинга с уникальной функцией распознавания лиц на пляжах. Наша цель – стать основным партнером органов самоуправления в развитии «умных» городов». Мы рады помочь департаменту транспорта и дорожного хозяйства Костромской области в развитии бесконтактных способов оплаты проезда, чтобы сделать жизнь горожан еще удобнее», — отметил Александр Мартынов, директор МегаФона в Костромской области.
Ежедневно в Костроме на городские маршруты выходит более 220 автобусов, в будние дни совершается более 3000 рейсов. Суточный пассажиропоток составляет более 130 тысяч пассажиров.
- -
В MWS запустили платформу для работы с LLM и моделями компьютерного зрения
«Без активного внедрения искусственного интеллекта практически невозможно рассчитывать на лидерство на рынке. Только в MWS Cloud спрос на инфраструктуру для ИИ за год вырос в два раза. При этом недостаточно просто обучить AI-модель. Её ещё нужно интегрировать в бизнес-процессы компании, наладить её бесперебойную работу, отслеживать успешность её работы. Inference Valve позволяет сделать это из коробки с помощью нескольких простых команд. С её помощью LLM и CV-модели в десятки раз быстрее интегрируются с ИТ-системами компании, операционная нагрузка на ML-команды при эксплуатации моделей снижается на 70%, степень автоматизации CI/CD повышается более чем на треть, а затраты на GPU снижаются более чем на 15%», — отметил CEO MWS Cloud, исполнительный директор МТС Web Services Игорь Зарубинский.
В T2 проанализировали использование БС Булат с помощью big data
По случаю включения 500-й базовой станции Булат на российских сетях, компания T2 провела анализ потребления трафика в малых населенных пунктах, где ставят такие БС в рамках программы устранения цифрового неравенства. Юбилейную БС установили в селе Петрово-Хатарь Черемесиновского района Курской области.
фото - пресс-службы T2
Выводы анализа: 4 из 5 наиболее качающих БС находятся в сибирских деревнях, преимущественно в населенных пунктах Омской области, это в том числе Краснопутиловка, Красный Восток и Карымская. На четвертом месте по доле скачанного трафика – деревня Сомово Орловской области, а на пятом снова Сибирь и деревня Веселые Рощи Омской области.
Среди проживающих в исследуемых малых населенных пунктов - 53% мужчин, однако наиболее активны в сети клиенты-женщины – на них приходится больше половины трафика. Больше всего «качают» клиентки 35-44 лет – 16% трафика, на втором месте – мужчины этой же возрастной группы – 13%. Женщины в возрасте 45-54 лет скачивают больше, чем мужчины того же возраста, хотя их меньше по численности – 11% против 9% от общего количества данных.
Многочисленность членов группы, не обязательно свидетельствует о большом объеме индивидуального потребления интернета. В малых группах, которые выделяются из множества "сельских пользователей", показатели зачастую куда выше. Например, молодежь 18-24 и 25-34 лет, на представителей которой приходится 22% проживающих в малых населенных пунктах, демонстрируют максимальный показатель потребления на пользователя. Это связано с большей цифровой "продвинутостью" и глубокой погруженностью в цифровой мир людей этих возрастных групп. Самое высокое потребление трафика на человека показали молодые мужчины 25-34 лет.
Пожилые люди остаются менее активными пользователями мобильного интернета, как по общему объему скачанного трафика, так и по доле на человека. Снижение среднего уровня потребления становится заметным после 55 лет.
Алексей Дмитриев, технический директор Т2:
«Для нас как для оператора связи крайне важно повышение уровня цифровой насмотренности в малых населенных пунктах. Когда люди привыкают к цифровым сервисам – от онлайн-образования и телемедицины до онлайн-госсервиса и удаленной работы – растет спрос на интернет, что, в свою очередь, стимулирует развитие телеком-инфраструктуры. Лучшее покрытие ведет к более активному использованию технологий, а высокая вовлеченность пользователей оправдывает инвестиции в модернизацию сетей. В итоге мы видим сокращение цифрового неравенства, рост качества жизни в регионах и новые возможности для развития локальной экономики».
В ходе исследования анализировались обезличенные данные абонентов в малых населенных пунктах в таких российских регионах, как: Алтайский край, Белгородская, Брянская, Ростовская, Рязанская, Вологодская, Воронежская области, Забайкальский край, Иркутская, Калининградская, Кировская области, Красноярский край, Курская, Липецкая, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Орловская, Саратовская, Смоленская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области, республика Удмуртия, республика Татарстан, республика Мордовия, Хабаровский край.
- -
МТС в Магаданской области - оператор модернизировал телеком-инфраструктуру в Магадане
МТС сообщает о завершении очередного этапа модернизации телеком-инфраструктуры в столице Колымского края. Специалисты МТС обновили сеть LTE в микрорайонах и №3 и «Строитель» в центре Магадана.
Модернизация затронула все базовые станции, расположенные в двух крупных спальных районах Магадана. В зоне, где можно ощутить результат, находятся жители более 85 многоквартирных жилых домов.
«С завершением сезона отпусков жители Магадана стали больше проводить время дома, и мы видим, как возрастает нагрузка на сеть в спальных районах. Чтобы обеспечить стабильную работу телеком-сети, проводится комплекс технических и программных работ в ключевых городских районах. Это важно в перспективе приближающегося начала учебного года, когда ученики и их родители будут больше проводить времени дома, используя образовательные ресурсы, мессенджеры и платформы онлайн-конференций и совещаний. Традиционно трафик к этому времени увеличивается кратно», - рассказал директор филиала МТС в Магаданской области Евгений Никишин.
Ранее МТС обновила сеть LTE в микрорайонах «Речная», «Звезда», «6-й км» и «Пивзавод».
- -
Билайн в Липецкой области: Оператор сообщает о росте востребованности VoWiFi
По данным компании ВымпелКом, количество клиентов, регулярно пользующихся VoWiFi, в регионе увеличилось на 35% год к году. Растет и общая продолжительность телефонных разговоров через VoWiFi: только за последние 12 месяцев через VoWiFi липецкие клиенты Билайна проговорили более 17 млн минут.
В районах с плотной застройкой, на верхних этажах высоток, в цокольных этажах и там, где много помех, смартфону сложнее «ловить» сигнал. При подключении VoWiFi передача сигнала идет уже не через сеть мобильной связи, а через точку доступа WiFi, как правило это обеспечивает более стабильную связь (если у Wi-Fi достаточная пропускная способность).
«В Липецкой области ежемесячно увеличивается количество клиентов, подключивших VoWiFi. Растет и продолжительность звонков через эту технологию. Только в июне липчане суммарно проговорили более 1,5 миллиона минут. VoWiFi в Билайн предоставляется бесплатно, активируется за пару минут и дает важные преимущества. Например, звонки и СМС за рубежом по домашнему тарифу без необходимости установки дополнительных приложений», — комментирует директор Липецкого отделения Билайн Руслан Тер-Григорьянц.
- -
Антифрод: Защитник МТС заблокировал 1.5 млрд мошеннических звонков в 1H2025
Об этом сообщает оператор. По данным МТС, мошенники в 1H2025 звонят россиянам чаще, чем годом ранее - ненамного, всего на 6% чаще, чем годом ранее, но речь идет о 1.5 млрд вызовов. Спрашивается, а как же госплатформа Антифрод, которая, как нам рассказывали, остановит мошенников?
Самая массированная атака пришлась на жителя Москвы, которому пытались дозвониться 46 627 раз. Все вызовы были своевременно классифицированы как потенциально опасные и заблокированы сервисом «Защитник».
Анализ заблокированных звонков указывает, что крупные города с населением более одного миллиона человек продолжают быть основной целью мошенников. Лидирует Москва, на которую пришлось 16,9% от всех мошеннических звонков. Далее следуют Краснодар (7%), Санкт-Петербург (6,5%), Новосибирск (3,4%), Ростов-на-Дону (3,1%).
Наиболее распространённой схемой обмана стали звонки о дополнительных доходах в инвестиционных проектах – на эту схему приходится 30% от всех мошеннических действий. Далее следуют звонки под видом представителей мобильных операторов, которые предлагают продлить действие номера телефона (17%). Также мошенники представляются сотрудниками налоговой службы и ЖКХ (по 13%). Среди новых схем, которые мошенники начали активно использовать в этом году – звонки под предлогом обновления школьных онлайн-дневников.
«Защитник» борется и со спамом. На основе Big Data сервис определяет, кто звонит абоненту, в том числе в мессенджерах, демонстрирует источник вызова на экране смартфона и маркирует вызовы в зависимости от их надёжности. За последний год структура спам-звонков значительно изменилась. Если в первом полугодии 2024 года наиболее частые спам-звонки совершались номерами, входящими в категорию «Реклама и опросы» (61% всех спам-вызовов), то в первом полугодии 2025 года лидируют звонки из категории «Банки и финансы» (50%). Далее следуют «Реклама и опросы» (31%) и «Коллекторы» (5%).
«Мошенники продолжают совершенствовать схемы обмана, а также создавать новые. Например, мы уже видим, схемы, связанные с мессенджером MAX. Сейчас это единичные случаи, но это говорит о том, что мошенники уже тестируют различные гипотезы, которые в последствии могут использовать массово. Поэтому мы регулярно внедряем новые инструменты для обнаружения и блокировки нежелательных звонков, предупреждения и защиты абонентов. Так, в этом году мы запустили подписку «Защитник+», которая включает в себя сервисы цифровой защиты, в том числе «Страхование от мошенников» на сумму до 1,5 млн рублей. Количество пользователей подписки в среднем растёт на 59% от месяца к месяцу», – комментирует директор продукта «Защитник» Андрей Бийчук.
- -
Минцифры дополнит регулирование штрафами за D2C подключения абонентских устройств к спутникам без использования наземных станций
Минцифры намерено c 1 марта 2026 года потребовать от операторов спутниковой связи обязательного использования наземных станций связи при организации прямой сотово-спутниковой связи (D2C). Соответствующий проект изменений находится здесь.
Такие станции нужны властям прежде всего для контроля трафика (СОРМ, ТСПУ и т.п.), они обеспечивают доступ к звонкам, интернет-трафику и другим данных абонентов и пользователей интернета.
В целом, это аналогично тому, как это сейчас сделано в России на сетях наземной связи и интернета.
Кроме того, для получения права работы с российскими абонентами на территории России, операторам спутниковой связи, включая зарубежных, предлагается обращаться в ГКРЧ за получением разрешений на использование частот.
По данным РБК, за неисполнение новых требований операторами спутниковой связи планируются штрафы, как для должностных лиц (до 30 тысяч рублей), так и для юридических лиц (от 500 тысяч до 1 млн рублей). Уверен, что могут появиться и штрафы для пользователей - физлиц, но в сообщении РБК об этом не говорится, так что пока что это гипотеза.
В теории - это шаг к тому, чтобы у российских компаний (если уж не у российских граждан) появилась возможность, пусть и с таким "обременением" как СОРМ и ТСПУ, пользоваться услугами зарубежных провайдеров прямой сотово-спутниковой связи. Пока что сугубо теоретическая.
В РФ нет отечественных терминалов для сотово-спутникового 5G, как нет и собственного низкоорбитального созвездия. В теории российские компании (и граждане) могли бы пользоваться американским Starlink, или его китайскими аналогами, но пока что никто из зарубежных спутниковых провайдеров D2C-услуг не просил частот в РФ и, тем более, не строил здесь наземных станций сопряжения. Поэтому пока что новая регуляторная инициатива - это, скорее, "запрещающее" решение, устанавливающая штрафы за D2C подключения зарубежных сетей спутниковой связи к российским терминалам без использования никем пока что не построенных наземных станций сопряжения.
В перспективе развитие ситуации будет зависеть от различного рода геополитических факторов. Если получится что-то действующее создать у Бюро-1440, то вряд ли даже российские компании получат возможность пользоваться услугами зарубежных провайдеров. Если не получится, то будет приниматься политическое решение - кому отдать этот вкусный кусочек - американским или китайским компаниям. Причем американские еще подумают, соглашаться ли им на постройку наземных станций в РФ. В любом случае до всех этих событий утечет еще немало воды. А пока что, если (когда) поправки в закон будут приняты, все компании, которые пытались обойти все более жесткие запреты и ограничения на использование российской связи и интернета, могут начать сталкиваться со штрафами, как только будут приняты очередные поправки в законы.
- -
Фиксированный доступ - спрос растет на фоне отключений мобильного интернета
Спрос на подключение фиксированного доступа к интернету (домашнего интернета) этим летом вырос на 20% год к году - такие данные приводит Forbes со ссылкой на операторов. Это, в основном, влияние массовых отключений властями мобильного интернета в различных российских регионах со ссылкой на соображения безопасности.
Участники рынка по разному справляются с наплывом абонентов, если некоторые федеральные игроки начали предоставлять скидки (как, например, МТС, МегаФон, ЭР-Телеком и Транстелеком), то региональные не только не предлагают скидки, но некоторые даже повысили стоимость услуг (Алмател, Уфанет, Псковлайн), стараясь компенсировать рост инвестиций в подключение новых клиентов.
В Обществе защиты интернета (ОЗИ) подсчитали, что только в июле жители России столкнулись не менее, чем с 2099 отключениями интернета. Оценка финансовых потерь от таких отключений - порядка 26 млрд рублей.
По данным «ТМТ консалтинга» за первое полугодие 2025 года, лидером на рынке ШПД для частных клиентов являлся «Ростелеком» с долей 36%, на втором месте — МТС с 13%, «ЭР-Телеком» занимает третью позицию с 10%, четвертую — «Вымпелком» с 8%. Далее следуют ТТК, «Уфанет» и «Таттелеком». По итогам 1q2025 прирост абонбазы ШПД составил 2% гг, а динамика выручки - 7%. От второго и третьего кварталов можно ожидать еще большей динамики роста абонентской базы.
- -
Популярные сообщения
-
Vivo Communications Technology выпустила свой первый смартфон с поддержкой технологии 5G - модель iQOO Pro 5G, который стал четвертым смартф...
-
Очередное пакетное предложение, в которое входит бюджетный смартфон Билайн Смарт и предоплаченные услуги связи по тарифу "Всё за 300...
-
Tele2 начинает продажи смартфонов Tele2 Mini в Московском регионе (в "девичестве" - это Haier W719). Цена девайса - 1890 р...
-
МТС сообщает о развитии сети фиксированного интернет-доступа на территории Кирово-Чепецка. В результате расширения телеком-инфраструктуры ещ...
-
Вы наверное уже видели эту неприятную фотку? Да, оплавленный Samsung Galaxy S3. Неприятное зрелище, учитывая, где обычно мы таскаем тел...
-
Значок (pin) Qualcomm. Предположительно, конец 90-х начало 00-х годов Хорошая позиция недавно открылась в Qualcomm Россия. Рекомендую о...
Желающие следить за новостями блога, могут подписаться на рассылку на follow.it (отписаться вы сможете в один клик).
Еще можно подписаться на Telegram-каналы @abloud62 @abloudrealtime, где также дублируются анонсы практически всех новостей блога.




