МТС обещает существенное улучшение сотовой и фиксированной связи в Волгограде и области

МТС заявляет о старте масштабной программы модернизации оборудования мобильных и фиксированных сетей в Волгограде и области. В ходе работ планируется "полное обновление базовых станций стандартов 2G, 3G, 4G", что позволит улучшить качество голосовой связи, увеличить скорость мобильного интернета, в том числе в помещениях, местах плотной застройки, на территории дачных поселков и вдоль туристических маршрутов региона". 




Пользователям домашнего интернета обещаны 10х увеличение скорости интернета - до 1 гигабита в секунду. 

Первый этап затронет Волгоград и Волжский, затем работы начнутся в области. Впервые мобильная связи и интернет МТС появятся в Палласовке, Быково, Николаевске и Клетской. 

Проект обновления оборудования мобильной сети займет около полутора лет – и завершится в середине 2022 года. На установленных базовых станциях МТС внедрит технологию Massive MIMO, что позволит каждой BS обслуживать большое количество абонентов одновременно, также это позитивно скажется на скоростях. С фиксированной сетью придется повозиться дольше, работы завершатся не ранее 2H2023. Домашний интернет придет в самый южный район Волгограда - Красноармейский.

--  

Beeline Узбекистан развернул виртуальную платформу SDM на базе решения ZTE

Beeline Uzbekistan развернула крупнейшую виртуализированную платформу SDM (Subscriber Data Management) в Узбекистане, так, по крайней мере, утверждает ZTE. 



Также заявляется, что благодаря виртуализированной платформе SDM ZTE, Beeline смог повысить производительность сети, снизив одновременно общие операционные расходы на 60%. А надежность сети при этом выросла до 99,9999%. 

Платформа vSDM может служить центром управления не только пользовательскими данными, но и сетями 2G, 3G, LTE, а также EIR - регистром идентификации оборудования, что позволяет обслуживать интегрированное развитие нескольких сетей и обслуживать данные с высокой пропускной способностью. Платформа пригодится и под предстоящее развитие 5G. 

SDM - весьма критичный элемент инфраструктуры. Если на нем возникают какие-то сбои, они становятся заметны всем или большому числу абонентов компании. Будем надеяться, что решение vSDM от ZTE окажется надежным, как об этом заявляет поставщик. 

Для внедрения платформы vSDM использовалась интеллектуальная система управления инженерными проектами ZTE iEPMS. Система позволяет управлять такими KPI, как поставка оборудования, установка, отладка, первый звонок, приемо-сдаточное тестирование, переключение в коммерческое использование. 

В общем, даже противоэпидемические меры не помешали построить, ввести в эксплуатацию и сдать заказчику платформу vSDM. 

--

ARM останется японской?

Объединенное Королевство вмешалось в сделку SoftBank - Nvidia. Департамент цифровых технологий, культуры, СМИ и спорта этой страны (из названия ведомства уже понятно, где Британия и где цифровые технологии) поручило антимонопольщикам заняться расследованием сделки и спрогнозировать ее возможные последствия. Неспешно, до конца июля 2021 года.

Учитывая, что Британия практически не является участником мирового рынка микроэлектроники, достаточно забавно, что именно в этой стране заинтересовались сделкой. Понять это как-то по-другому, чем желание что-то урвать в ходе сделки объемом $40 млрд, невозможно. Информация об этом заставила цену акций NVidia пойти вниз. Есть ненулевая вероятность, что за этим пристальным интересом есть какая-то ангажированность. И тогда сделка действительно под вопросом. 

-- 


Минцифры напомнило о недопущении блокировок пропуска трафика

Минцифры вмешалось в ту войну, или скорее операцию брезгливого дистанцирования, которую провели операторы "большой тройки" и Tele2 в отношении МТТ и Транстелеком, рассказывает ComNews.ru. Tele2 Россия заблокировал пропуск трафика из МГ/МН сетей МТТ и ТТК в январе 2021 года. "Большая тройка" пошла другим путем - подняла тарифы на приземление этого трафика более, чем в 15 раз. Восстанавливая историческую справедливость. 




МТТ и ТТК ожидаемо отправили жалобы в РКН. Госмашина неспешно зашевелила шестеренками и в апреле 2021 состоялось заседание в Минцифре, по просьбе ТТК, куда, что забавно, МТТ не пригласили, хотя казалось бы пострадавшие и сидят в одной лодке. На этом  заседании МТТ громко жаловалось на жизнь и жестокосердие операторов мобильной связи. И заявляло, что в законах, включая постановление правительства РФ №1559, ничего такого не говорится о том, что как-то надо менять "сложившуюся" (на деле силовым образом навязанную ранее операторам мобильной связи необходимость пользоваться "услугами" паразитов, в биологическом смысле этого слова), практику пропуска трафика - то есть в архаичную систему разделения связи на МГ/МН, зоновую и местную, которая и заставляла операторов мобильной связи годами выступать донорами для присосавшихся к их бизнесу пиявок. 

Между тем, постановление №1559 своим пунктом 11 вполне недвусмысленно позволяет операторам сотовой связи принимать МГ/МН трафик без "услуг" нахлебников, - напрямую в зоновую и местную связь. Да, эпохи все же меняются даже в России, которая хотя и развернула голову в унылое прошлое, но все же живет в XXI веке. 

МегаФон на непонятную пока что позицию Минцифры на всякий случай отреагировал, но как именно, я из кафкианских заявлений Минцифры не понял "При изменении договора в связи с введением новой услуги оператор предложил технологически альтернативную услугу по ранее установленной цене" - э, что?! Впрочем, общей смысл понятен - согласились продолжать платить оброк.

В целом, конечно, в очередной раз мы наблюдаем, к каким диким последствиям приводит устаревшее на десятилетия законодательство в области связи и столь же устаревшие схемы ее организации. До сих пор цены на МГ/МН связь в России продолжали формироваться по понятиям коммутации каналов, хотя на деле голос давно упакован в пакеты и стоимость его передачи сократилась на пару порядков. Итого этого - МГ/МН трафик давно утекает, чем далее, тем более, в мессенджеры, пока за оставшиеся копейки идет вся эта борьба реальных участников рынка с пиявками, живущими во-многом за счет административного ресурса или материнской компании - монополиста. 

РКН, что поражает, в этом конфликте занял вполне вменяемую позицию, отметив, что фактов жалоб абонентов на проблемы с МГ/МН соединениями не наблюдает. 
В ФАС занялись проверками, но превентивно заявили, что госрегулирования в теме цен на услугу завершения вызова не требуется. И это так и есть. 

Операторам тем не менее вменили вернуться к переговорам с ТТК, посоветовали посмотреть на то, как договорились МегаФон и ТТК, и до 30 апреля проинформировать Минцифры. 

АОТС поручено направить предложение по формированию новой модели построения бизнес-модели "малых операторов связи" до 14 июня 2021 года. О каких малых операторах речь?

В Tele2 заявили, что трафик готовы пропускать, но для этого партнеры (МТТ и ТТК) должны выполнить два условия - во-первых, необходимо подписать новые договоры о присоединении, включающие пункт об услуге по завершению МГ-вызовов, во-вторых, трафик со стороны МТТ и ТТК не должен содержать фрода (ой, но как же тогда жить-то...). И мне, признаться, такая позиция Tele2 импонирует более, чем готовность "договариваться", несмотря на изменения законодательства в правильную сторону. 

--

Подмену номера или идентификатора абонента хотят признать угрозой безопасности для интернета и телефонной сети

Идет подготовка постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в Правила централизованного управления сетью связи общего пользования". 




"Проектом предлагается дополнить перечень угроз безопасности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования угрозой подмены абонентского номера или уникального кода идентификации абонента при осуществлении голосового соединения в сети связи или сети передачи данных с целью распространения заведомо ложных сообщений об актах терроризма и иной информации, создающей угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи."

Это проект Минцифры. 

Что это даст государству. По закону 90-ФЗ "О суверенном рунете", если возникает какая-либо из списка угроз, Роскомнадзор может осуществлять "централизованное управление сетью связи", то есть использовать ТСПУ и раздавать "обязательные к выполнению" указаний. 

-- 

Гейминг: Xbox включит безподписочный сетевой многопользовательский режим во free-to-play играх

В Xbox приняли решение сделать сетевой многопользовательский режим во free-to-play играх доступным на консолях Xbox без активной подписки Xbox Live Gold.

Пока что владельцы консолей получат доступ к выбору из 50 free-to-play игр.

Вот этот список:

  • 3on3 FreeStyle
  • Aegis Wing
  • APB Reloaded
  • Apex Legends
  • Armored Warfare
  • Battle Ages
  • Battle Islands
  • Battle Islands: Commanders
  • Bless Unleashed
  • Brawlhalla
  • Call of Duty: Warzone
  • Crackdown
  • Crackdown 2
  • Crimson Alliance
  • Crossout
  • CRSED: F.O.A.D.
  • Darwin Project
  • Dauntless
  • DC Universe Online
  • Dead or Alive 5 Last Round: Core Fighters
  • Dead or Alive 6: Core Fighters
  • Defiance 2050
  • Destiny 2
  • Doritos Crash Course
  • Dungeon Defenders II
  • Enlisted
  • Eternal Card Game
  • Family Game Night
  • Fishing Planet
  • Fortnite
  • Galaxy Control: Arena
  • Gems of War
  • Happy Wars
  • Harm’s Way
  • Hawken
  • Hyper Scape
  • Killer Instinct
  • Korgan
  • Minion Masters
  • Neverwinter
  • Outriders (Demo)
  • Paladins
  • Path of Exile
  • Phantasy Star Online 2
  • Phantom Dust
  • Pinball FX2
  • Prominence Poker
  • Realm Royale
  • Rec Room
  • Resident Evil Revelations 2
  • ROBLOX
  • Rocket League
  • Rogue Company
  • Skyforge
  • SMITE
Этот шаг компании, конечно, порадует многих пользователей. Ранее у них был выбор - платить за подписку или обходиться без многопользовательского режима. 

-- 
  • Spacelords
  • Spellbreak
  • Star Trek Online
  • Techwars Global Conflict
  • TERA
  • The Four Kings Casino and Slots
  • Too Human
  • Trove
  • Vigor
  • War Thunder
  • Warface
  • Warframe
  • World of Tanks
  • World of Warships: Legends
  • Yaris
-- 

МТС представила онлайн-кассы для выездной и интернет-торговли

Цены в рынке - 21500 за упрощенную МТС Кассы 5А и 26000 руб за МТС Кассу 5А LS, причем если брать кассу с подпиской на сервис МТС Касса, то цена будет ниже. Это касса "3в1", то есть касса + сканер + эквайринг. 




Модель LS с экраном 5.5" принимает любые виды платежей, кроме бесконтактного модуля она обеспечена также сканером 2D, которые воспринимает "все популярные" штрих-коды и 2D коды, включая QR, PDF-417 и Data Matrix. Сканер скоростной, справляется со считыванием за 0.1с, умеет работать с поврежденными изображениями кодов (до разумных пределов) или кодами на изогнутой поверхности - такие часто встречаются на продуктах питания и одежде. 



Кассы поддерживают работу через систему быстрых платежей с комиссией 0.4-0.7%, может печатать чеки в офлайн режиме. Обеспечивается возможность встроенного товароучета и, конечно, мобильность кассы. 

Всем пользователям МТС Касс обещано бесплатное обновление оборудования при изменениях в требованиях ФНС и техподдержка 24/7. Кассы 5A включены в реестр ККТ. Вес - 500 г. 

Каталог касс от МТС

-- 

Ericsson показывает рост доходов за счет успехов в 5G

 Ericsson показала органический рост продаж на 10% в 1q2021. Основная заслуга в этом росте - подразделения, занимающегося реализацией оборудования для сетей мобильной связи. Это связано с успехами компании в области решений 5G. Объем выручки вырос на $5,9 млрд год к году до 49,8 шведских крон, чистая прибыль на 39%. 



Росту доходов не помешало даже снижение доходов, получаемых от лицензий на 1.6 млрд шведских крон, что произошло из-за патентного спора с Samsung. В 4 из 5 основных направлений деятельности компании прирост выражался двузначным числом. 

Выручка подразделения сетевого оборудования выросла на 15% до 36,3 млрд шведских крон при высоком уровне активности во всех регионах, кроме Ближнего Востока и Африки. Доля рынка, приходящаяся на решения Ericsson продолжала расти. 

Объем продаж цифровых услуг вырос на 3% до 6,9 млрд шв.крон за счет продажи базовых пакетов в Европе и Северной Америке. Выручка от профессиональных услуг сократилась на 8% до 4,9 млрд шв.крон, в основном из-за снижения доходов от контрактов в США после слияния T-Mobile US и Sprint. Выручка в сегменте "Развитие бизнеса" и "Прочие товары" выросла на 9% до 1,7 млрд шв. крон. 

Затраты Ericsson на НИОКР составили 9,6 млрд шв. крон по сравнению с 9,1 млрд шв.крон в 1q2020. 

Ericsson утверждает, что принятые компанией меры по обеспечению устойчивости цепочки поставок позволяют ей справляться с глобальной нехваткой полупроводников без ущерба для поставок клиентам. 

Компания ожидает, что в 2021 году рынок будет развиваться, позитивную роль сыграют ставшие доступными частоты средней полосы на ключевых рынках Северо-Восточной Азии. Ericsson будет активно развивать автономное двухрежимное ядро 5G и решения для критически важной инфраструктуры. В США также ожидается ускоренное развитие 5G после завершившегося недавно аукциона, где были распределены частоты C-band. 

Источник: mobileworldlive.com 

-- 

Кибербезопасность - МГТС борется с DDoS с помощью GenieATM

МГТС смогла выявить и устранить более 200 тысяч DDoS-атак и аномалий трафика с использованием решения GenieATM6000 компании Genie Networks для защиты своей инфраструктуры и клиентских сетей. МГТС заявляет о росте качества обслуживания клиентов за счет данного решения. 

Оборудование линейки GenieATM6000 развернуто на сетях МГТС с общей пропускной способностью до 2 Тбит/c. Система обеспечивает практически мгновенные аномалии трафика, автоматизированные механизмы смягчения последствий позволяют удерживать качество сервиса на приемлемом уровне. Постоянно доступна информация, отражающая пропускную способность сети.   

-- 

Ростелеком представил обновленную стратегию и целевые показатели на 2021- 2025 год

фото пресс-службы Ростелеком

В частности, компания обещает

  • увеличить выручку до более 700 млрд рублей
  • в 1.5 раза нарастить OIBDA
  • в 2 раза увеличить чистую прибыль
  • показатель уровня долговой нагрузки привести к <2.5x
  • продолжать инвестировать на уровне 2020 года

Также объявлено, что дивиденды будут выплачиваться в размере не менее 5 руб на акцию, кроме того, они будут расти на не менее, чем 5% в год. Интересно, какой будет инфляция? 

Что будет делать компания, чтобы достичь таких показателей? 

  • доведет базу клиентов более, чем до 100 млн (кого-то придется поглотить?)
  • будет лидером на рынке и компанией выбора номер 1 для бизнеса и государства (легко за счет административных мер)
  • сохранение лидерских позиций в операторском сегменте (ой, а как же МТС?)

Направлениями главного удара выбраны: 

  • Ростелеком станет игроком номер 1 в каждом из следующих направлений: ЦОД и облачные сервисы, информационная безопасность, цифровая медицина, цифровой регион, гос. цифровые услуги и сервисы
  • привлечение стратегических партнеров и публичного капитала в отдельные бизнесы через IPO
  • доля в выручке доходов от кластеров и новых цифровых продуктов - 25%

Еще обещано нарастить OIBDA до более 40% за счет повышения внутренней эффективности (можно, например, платить сотрудникам поменьше, руководству - побольше?)

И главное, ожидаемое: "дальнейшее развитие отношений с государством в части реализации государственных проектов и программ, развития цифровой инфраструктуры и решений и цифровизации ключевых процессов." Далеко бы ушел Ростелеком в реальной рыночной конференции без иглы "отношений с государством"? 

Интересно. Раньше Ростелеком так далеко не заглядывал. У господина Осеевского появилось ощущение, что бог пойман за бороду?

Что же, если все идет по плану одна страна - один банк - один оператор, эти планы, конечно, реализуются. Впрочем, надеюсь, столь грустный сценарий - далеко не единственный.

пресс-релиз

Билайн использовал Mobile ID для подписания соглашений

Сервис Mobile ID, созданный на базе технологии Mobile Connect GSMA, это инструмент цифровой аутентификации и идентификации на основе абонентского номера. Своего рода цифровая подпись, но более легкая в обращении. 




Билайн сообщает, что использовал Mobile ID для подписания соглашений о сотрудничестве с Ижевским государственным техническим университетом (ИжГТУ) им. М.Т. Калашникова и Удмуртским государственным университетом (УдГУ). Такие договоры сейчас заключают многие компании из различных отраслей - их идея в координации действий по формировании кадрового резерва для цифровой экономики на территории Удмуртии. 

В значительной степени применение Mobile ID участниками договоренности это пиар акция, документы были подписаны и традиционным способом, а Mobile ID лишь "завизировал" их. 
Тем не менее, идея за этим есть. Сейчас все больше компаний переходит на цифровой документооборот и естественным при этом является использование цифровых способов подписания документов. 

Насколько Mobile ID может вписаться в эту систему? Плюсы есть - цифровая подпись быстро устаревает и требуется ее перевыпуск. Mobile ID может жить дольше. Вряд ли в Билайн претендуют на захват всего рынка цифровых аутентификации, но в каких-то случаях, возможно, будет удобна технология Mobile ID. 

Исполнительный вице-президент по развитию цифрового и нового бизнеса ПАО «ВымпелКом» Джордж Хелд:

«Мы впервые использовали сервис Mobile ID для подписания соглашений и считаем, что за этим будущее. Ведь такой формат позволяет не только не использовать бумагу, что важно для сохранения природы, но и существенно ускорить и обезопасить процесс подписания конфиденциальных документов. Сотрудничество с вузами крайне важно для успешного развития любой крупной компании. Будущее бизнеса в России зависит в большей степени от тех ребят, которые сейчас получают высшее образование. Поэтому им важно понимать, в каком направлении развиваются технологии: как искусственный интеллект уже сегодня помогает решать рутинные задачи и почему инновации в России более востребованы, чем в любой другой стране мира. Билайн открыт для новых идей, ведь задачи, которые стоят перед компанией, весьма амбициозны. Мы рассчитываем, что воспитанники крупнейших вузов Удмуртии помогут нам в их реализации».

-- 

Конспекты: "Полярный экспресс" - подводная линия связи 100 Гбит/c Мурманск-Владивосток и проект цифровизации Арктики

Мнение:

Учитывая глобальное потепление и облегчение ледовой ситуации, Северный Морской путь приобретает новое значение. Для подготовки портовой инфраструктуры к росту трафика цифровизация - абсолютно необходима. То же касается и канала связи, желательно, конечно, не Мурманск-Владивосток, а Санкт-Петербург - Владивосток.

Отдельная тема - канал Азия- Европа. Он необходим, но насколько в Европе и Азии хотят взаимодействовать с современной Россией? Впрочем, низкая задержка может оказаться важнее политических разногласий. 

То, что проект государственный - не радует от слова совсем. Это, скорее всего, означает более высокие издержки и не слишком высокое качество. Выбор в пользу отечественных подрядчиков дело в целом неплохое, но смущает отсутствие у них опыта в подобных глобальных проектах. 

То, что не назвали сумму финансирования смущает и пугает.  

Кто должен напрячься. Конечно, в перспективе это ударит по доходам Ростелекома и ТТК. МегаФон с его участием в альтернативной прокладке кабеля практически по тому же маршруту теперь в каком-то смысле конкурент госпрограмме. С другой стороны, каналы на севере России необходимы и на случай любых неудач с государственным проектам, неплохо будет иметь альтернативу в качестве проекта в котором участвует МегаФон. Вот только теперь МегаФону стоит пересчитывать рентабельность своего проекта с учетом госальтернативы.  

Тезисы, прозвучавшие в ходе конференции:

Развитие арктической зоны требуется для развития страны. Есть соответствующее поручение Президента РФ. 

ГУП Морсвязьспутник будет отвечать за прокладку подводной ВОЛС. 

ПВОЛС соединит Мурманск с Владивостоком и, в перспективе, Европу с Азией.

"Управление перспективных технологий" будет выполнять весь комплекс работ. И прокладку линии, и работы с береговой инфраструктурой. 

Будет задействовано 9 судов, из них 2 кабелеукладчика, 2 судна поддержки, 4 изыскательских судна. Выход с суши будет методом горизонтально-направленного бурения, затем будет идти заглубление кабеля в основном на 1.5 метра. Там, где невозможно, будет использоваться усиленный кабель. На трассе будет 150 оптических усилителя (ретранслятора), 100 Гбит/c. Проектная задержка в линии не превысит 90 мс. Это минимально возможная задержка, учитывая выбранный маршрут. 

Кабель на 6 пар оптических волокон, с двойной броней - в тяжелых участках (до 50 тонн на разрыв), в заглубленных участках - до 30 тонн на разрыв. Кабель выдерживает от минус 50 до +50, рабочие -10 плюс 40. Температура на дне - минус 2 градуса. Вес кабеля - 2 тонны за км. На побережье строится в Мурманске завод по производству подводного кабеля, в мае он вступит в строй. Выпускаемый кабель сразу поступает на судно. 

Напряжение в линии будет 15кВ. Певек, Териберка, Владивосток - точки обеспечения питания линии. Обычно ПВОЛС питают с двух сторон, чтобы при разрывах оба фрагмента продолжали работать, Певек - точка промежуточного питания. 13 тыс км - протяженность. В основном кабель идет под плуг. Водолазные работы нужны только в прилегающих к берегу участках.

Линия выйдет из поселения Териберка рядом с Мурманском, где уже создана береговая структура, выполнены прибрежные работы. Проведены изыскания до Андермы. Начинается глубоководная прокладка, которая должна быть завершена в 2022 году (корабли с кабелями выйдут в июне 2021 года). Параллельно идут изыскания по маршруту Диксон и Тикси. К 2025 году должна завершиться прокладка. Завершение проекта - подключений - до 2026 года. 

Росморпорт. У нас 18 портов в Арктической зоне. В основном перевозят нефть, СПГ, уголь. Нужен быстрый и надежный канал связи, спутники его обеспечить не могут.

Основная отраслевая задача -  обеспечить связью порты, сверхзадача - цифровизация Арктики в целом.

Будут сооружаться ЦОДы. Плюс в том, что на охлаждение тратиться не придется. 

Проект полностью финансирован Россией. Привлечение иностранных инвесторов на постройку ПВОЛС Мурманск-Владивосток не планируется. Готовы к сотрудничеству с иностранными партнерами в части достройки ПВОЛС до Европы и до Азии. Переговоры уже идут, договоренности пока не достигнуты. 



Конспект трансляции пресс-конференции проведенной на онлайн-площадке пресс-центра ТАСС (фрагменты).

Андрей Журанков, ТАСС: "Наша конференция посвящена историческому событию. Северный морской путь, который определен как исторические сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике, приобретет новое качество и даже новое значение в связи с тем событием из-за которого мы здесь сегодня собрались. Будет объявлен старт глубоководной прокладки трансарктической ВОЛС Мурманск-Владивосток. 

Участники конференции:

  • Зам. министра транспорта РФ  Александр Иванович Пошивай 
  • Зам. руководителя федерального Агентства морского и речного транспорта Денис Владимирович Ушаков 
  • Генеральный директор ФГУП Морсвязьспутник Андрей Дмитриевич Куропятников
  • Генеральный директор ФГУП Госморпорт Александр Александрович Смирнов
  • Генеральный директор Управления Перспективных технологий Алексей Алексеевич Стрельченко

Александр Пошивай, зам.министра транспорта РФ:  Проект строительства подводной трансарктической ВОЛС Мурманск-Владивосток был анонсирован на выставке Транспорт России в ноябре 2020 года. Проект осуществляется под эгидой Министерства транспорта РФ, федерального Агентства морского и речного транспорта при помощи двух его подведомственных организаций: Морсвязьспутник и Госморпорт. Головным исполнителем по строительству ПВОЛС определено АО Управление Перспективных технологий. 

Реализация проекта позволит подключить к новой подводной магистрали районы арктического побережья и Дальнего Востока, что безусловно будет способствовать выполнению требований Указа президента РФ от 26 октября 2020 года №645. Этим приказом была утверждена Стратегия развития Арктической зоны РФ для обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Данная линия связи обеспечит надежными и высокоскоростными каналами передачи данных и связью портовые инфраструктуры в Арктике, на трассе Севморпути, и в ДВФО, способствуя тем самым целям цифровой трансформации отрасли водного транспорта. 

В мае 2021 года Российская Федерация примет на себя обязанности Председателя в Арктическом совете на новый двухлетний цикл. Реализация данного проекта, в том числе в рамках международного сотрудничества с другими государствами, участниками Арктического совета, станет значимым вкладом РФ в мировую телекоммуникационно-информационную инфраструктуру. Это особенно важно в условиях всевозрастающей потребности в увеличении мощности магистральных каналов связи, требуемой как для развития цифровой экосистемы РФ, так и в интересах развития транзитного потенциала между Европой и Азией. 

Уникальный проект трансарктической ПВОЛС Мурманск-Владивосток получил название "Полярный экспресс". Новая система общей протяженностью 12650 км будет проложена по географически кратчайшему и не имеющему аналогов маршруту между Европой и Азией. Цель пресс-конференции - информирование о начале этапа глубоководной прокладки кабеля, который начнется в конце мая - начале июня 2020 года. 

Мы говорим о том, что этот проект сейчас является ключевым для развития информатизации прежде всего Севморпути, Арктического региона, также рассматривается вопрос о создании проекта Большой Северный морской путь, который пройдет от Санкт-Петербурга до Владивостока. Это говорит о том, насколько сейчас расширяется интерес не только нашей страны, но и всего мирового сообщества на водное пространство в Арктической зоне. Освоение арктической зоны без цифровизации, без информатизации просто невозможно. Все детали, которые могут быть доведены до участников нашей встречи, сообщат мои коллеги. 

--

Денис Ушаков, зам. руководителя федерального Агентства морского и речного транспорта: Развитие арктического и дальневосточного регионов РФ в настоящее время серьезным образом меняет требования в том числе к портовой инфраструктуре. К реализации планируется более 900 проектов или уже стартовали в этих регионах. Все они требуют скорейшего и приоритетного совершенствования ИКТ. 

Основная задача проекта Полярный экспресс - обеспечение надежными и высокоскоростными каналами связи и передачи данных портовой инфраструктуры в Арктике, на акватории Севморпути, в ДВФО, заказчиками которых является в том числе и подведомственный ФГУП Госморпорт. 

Наряду с развитием телекоммуникаций Полярный экспресс также будет способствовать созданию и совершенствованию инфраструктуры ЦОД в этих регионах. Прогресс магистральных сетей и сопутствующих технологий это поддержка новых торговых маршрутов из Европы по трассе Севморпути и далее в Азию, стимулирование цифровой трансформации в отрасли, внедрение новых технологий и, как итог, достижение нового качества жизни людей. Цифровизация и изменение общего мирового климата становится фундаментом изменений и двигателем развития.  Оператором, строящим трансарктическую ПВОЛС определен ФГУП Морсвязьспутник, подведомственный Росморречфлоту. В настоящее время Морсвязьспутник ведет переговоры с потенциальными партнерами с целью обеспечения стыковки системы Полярный экспресс с существующими национальными и международными магистральными сетями. Также идет работа по привлечению потребителей

--

Андрей Куропятников, Генеральный директор ФГУП Морсвязьспутник: Кратко расскажу о роли ФГУП Морсвязьспутник в этом проекте. Как было отмечено, поручением Президента предприятию было поручено выступить оператором строящейся ПВОЛС. Также за ФГУП Морсвязьспутник закреплены обязательства по международному взаимодействию, чтобы встроить проект Полярный экспресс в международную инфраструктуру ПВОЛС, чтобы это стало частью международной инфраструктуры. Как известно, 98% мирового интернет трафика транспортируется именно по подводным ВОЛС. Бум, который сейчас переживает эта индустрия, соизмерим с бумом начала нулевых годов, когда интернет начал развиваться высокими темпами. Сейчас в период трудной поры пандемии спрос на телекоммуникационную инфраструктуру, на интернет каналы растет кратно и это послужило еще одним фактором при принятии решения в отношении строительства ПВОЛС Полярный экспресс. 

Конечно, основная задача - это обеспечить растущие потребности портовой инфраструктуры, а также сопутствующих проектов, которые осуществляются сейчас в арктическом регионе и в ДВФО. Но кроме этого, существует потребность также транзита международного трафика между Европой и Азией. 

Прежде, чем о запуске проекта было объявлено, были проведены немалые маркетинговые исследования, было взаимодействие с рядом консалтинговых компаний, российских и зарубежных. В ходе таких работ было получено подтверждение значимости проекта и безусловную его востребованность. Не буду вдаваться в цифры, но приведу пару примеров.

Инфраструктура ПВОЛС пережила свой первый бум в начале нулевых годов. Тогда были построены масштабные сети, которые соединили Европу с Америкой, с Азией. Известно, что средний срок жизни данных ВОЛС - порядка 25 лет. То есть созданная тогда инфраструктура подходит к окончанию сроков своего полезного использования. Дефицит в емкостях ПВОЛС становится все более значимым. В связи с этим мы еще больше укрепились в своем понимании того, что востребованность линии связи Мурманск-Владивосток и Европа-Азия будет очень высокой.  

--

(на этом пока все)

Иски банков к операторам мобильной связи из-за SMS становятся трендом

Подавать иски к операторам мобильной связи, заявляя о "необоснованно высоких" ценах на SMS стало трендом. Самый большой иск выкатил Тинькофф-банк - на 1,1 млрд к МТС. "Ренессанс Кредит" подал иски почти на 250 млн руб. к каждому из "большой тройки" и к Tele2 (этот иск уже успели отклонить). И, как сообщает сегодня КоммерсантЪ, 137 млн руб. желает взыскать с Tele2 Совкомбанк. Забавно, что речь идет о повышении цен в уже далеком 2017 году. 




Иски банков не кажутся мне справедливыми. Двухфакторную авторизацию не обязательно делать через SMS. Оповещать абонента об операциях по его счету также можно различными способами - есть мобильные приложения, мессенджеры, email. 

Конечно, внезапные повышения цен также не должны происходить, можно было попробовать предусмотреть в договорах пункт о том, что цена на SMS не должна расти более, чем на X% в год, или привязать возможные изменения цены на SMS к уровню инфляции. 

Но если посмотреть, как государство, не задумываясь, обременяет операторов обязательствами, требующими многомиллиардных инвестиций... в таких условиях "внезапные" повышения расценок на услуги для B2B клиентов не кажутся необоснованными, - почему операторы должны нести этот крест в одиночку? 

Кто будет выигрывать эти споры? Судя по всему, суды будут ориентироваться на мнение ФАС, которое похоже заняло сторону банкиров. А значит, операторский бизнес получит очередную пробоину. Не является ли все происходящее признаком того, что государство стремится к модели "Одна страна, один банк, один оператор..." и частный операторский бизнес в России постепенно прекратит свое существование? 

-- 

Шведская Absolut внедрила ПО Opcenter Execution Process от Siemens

Новое ПО Opcenter Execution Process предназначено для цифровизации управления производственными процессами в рамках подходов Индустрии 4.0. На его базе идет поэтапная автоматизация производственных линий. Обеспечены одновременно полная прослеживаемость, мониторинг и контроль производства в режиме реального времени. Для этого решение Opcenter интегрировали с ERP системой предприятия Absolut. Внедрение платформы Opcenter создало основу для создания цифрового двойника производства, что соответствует ближайшим планам Absolut. 

Подробнее в пресс-релизе

РТ МИС и К-Скай запускают умную платформу для здравоохранения

"РТ Медицинские информационные системы" (РТ МИС, входит в группу компаний Ростелеком) и К-Скай, резидент Фонда Сколково, подписали соглашение о сотрудничестве в сфере AI. 

В рамках сотрудничества произведена интеграция единой цифровой платформы (ЕЦП. МИС) и платформы прогнозной аналитики и управления рисками Webiomed компании К-Скай. 

Webiomed анализирует обезличенные медицинские данные ЕЦП. МИС алгоритмами машинного обучения с помощью своих моделей. 

На базе этого сотрудничества запущен пилот в Карелии, в рамках которого в Петрозаводске планируется создать центр мониторинга состояния здоровья граждан с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Как ожидается, это позволит выявлять заболевания на ранней стадии, прогнозировать возможные осложнения и формировать персональные рекомендации, снижая долю врачебных ошибок. 

В перспективе - создание централизованной системы обезличенных цифровых паспортов здоровья пациентов для популяционного прогнозирования развития заболеваемости, что позволит повысить эффективность управленческих решений в области медицинской помощи. 

Подробнее - в пресс-релизе

--


РКС передало в Решетнева комплекты для управления спутниками Экспресс-АМУ3 и Эспресс-АМУ7

Спутники Экспресс-АМУ3 и Экспресс-АМУ7 это космические аппараты, собираемые  красноярским АО «Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнёва» и европейской компанией Thales Alenia Space Italia. 

Французы в ответе за изготовление, в частности, связной полезной нагрузки - транспондеров. Соответствующий контракт с Thales вступил в силу в 2018 году, с планами вывода спутников на орбиту в 2020 году. Thales должна сдать приемной комиссии готовый спутник после его вывода на орбиту. 

Как обычно, к запланированному сроку спутники готовы не были, теперь запуск планируется на 3q2021. 

Отечественный вклад в проект - это, в частности, аппаратура командно-измерительной системы. Ее разработала и изготовила РКС (Российские космические системы), входящая в Роскосмос. Здесь также разработали и изготовили аналогичную аппаратуру для запущенных в 2020 году Экспресс-80 и Экспресс-103. Разработками КИС здесь занимаются давно, первый Экспресс с КИС РКС был выведен на орбиту в 1994 году, с тех пор запустили 18 спутников 

После вывода спутников на орбиту их планируется разместить в точки стояния 96,5 ВД и 145 ВД. Декларируемый срок работы на орбите - не менее 15 лет. 

Подробнее об орбитальной группировке ФГУП "Космическая связь" можно почитать здесь. 

-- 

Осенью операторов сетей LTE в России нагрузят новыми требованиями

В сентябре 2021 года завершится срок действия многих лицензий LTE. Как стало известно РБК, автопродления ждать не стоит, в Минцифре уже думают над тем, чем обременить новые лицензии, которые будут выдаваться в ответ на просьбы операторов об их продлении.



Среди хотелок ожидаемо есть 2 основные:

1. Обеспечить покрытие вдоль автодорог общего пользования хотя бы на уровне федеральных трасс (сейчас худо-бедно покрыто 23 из 32) - вещь безусловно необходимая, но в условиях России очень и очень затратная и экономически не окупаемая. Здесь бы, возможно, стоило заходить со стороны низкоорбитальных спутниковых группировок, но пока что продолжится движение со стороны сотовых операторов. То есть не то, чтобы движение, а давление на операторов со стороны регулятора, чтобы строили покрытие вдоль автодорог. Понятно, что как любое дополнительное обременение, которое заставляет увеличивать как инвестиционную, так и операционную составляющие бизнеса, это бьет компанию по прибыльности и закладывает фундамент для неизбежного роста цен на услуги.

2. Аппетит приходит во время еды, так что если уж требовать наращивания покрытия вдоль федеральных трасс, то сразу же хочется потребовать и того, чтобы были обеспечены покрытием и те населенные пункты, которые рядом с трассами находятся. Благо в России трассы зачастую прямо через эти пункты и проходят. Дело опять же благое и опять же во множестве случаев нерентабельное. Здесь очень важно прописать в обременении, что такое "рядом с трассой". 3 км это рядом? А 10? А 20? А прописав - прикинуть затраты. 
Понимая, что если ослика грузить и грузить, то он может и сдохнуть, в Минцифре думают о скидках на оплату РЧ спектра для тех операторов, которые станут строить инфраструктуру там, где это экономически невыгодно. Тоже дело. Но опять же важно посчитать, получится ли выйти на какой-то баланс, или речь все равно операторам ничего не останется, кроме повышения тарифов. 

О субсидировании деятельности операторов в части экономически нежизнеспособных проектов никто даже не заикается. Но почему? 

-- 

Nokia поможет LG Uplus нарастить индор покрытие 5G

LG Uplus и Nokia подписали соглашение об использовании решений Nokia AirScale для улучшения покрытия 5G в помещениях для того, чтобы обеспечить бесшовное покрытие внутри и вне помещений. 

Размещение малых сот Nokia AirScale запланировано по всей Южной Корее, но компании не сообщают о каком числе малых сот идет речь, также нет данных о суммарной стоимости контракта и о том, в течение какого времени он будет действовать. 

Приоритетно малые соты ASiR будут устанавливаться в торговых центрах и в офисных помещениях. Система состоит из блока Nokia Digital Baseband и решений ASiR-pRRH (pico Remote RadioHead) и способна поддерживать работу с несколькими операторами и различными диапазонами частот, обеспечивая подключения абонентских устройств 5G. 

Элементы системы легко установить, их можно использовать и при переходе к 5G NR, поддерживается их настройка через веб-менеджер, что позволяет компании Nokia позиционировать это решение, как оптимальную замену дорогих DAS систем. 

Краткие технические данные

ASiR-pRRH



  • Tri-bands support – 3 technologies into 1 box
  • 40MHz OBW / legacy band , 100MHz OBW / 5G band
  • 50 - 250mW output power – Wide coverage, high ceiling support, cost saving
  • Integrated / External antenna variants – Extend deployment to full scenarios
  • 4G-5G chaining – 4G/5G co-site with just one Cat6a transmission

ASiR-sHUB



  • 12 x 10GBASE-T ports – The highest pRRHs connectivity in industry, perfect for adding 5G
  • 4 x 9.8G (SFP ports) backhaul to BBU – Strong backhaul capability to enable 4 Hub chaining or use 1x 9,8G for ASiR RFC connectivity
  • 4G/5G concurrent support – smooth upgrade to 5G without hardware changing
  • Rich feature support (SFN, Virtual 4T4R) – coverage or capacity driven, as customer wish

ASiR-RFC


  • Multi-tech RF conversion – GSM/WCDMA/LTE in one system
  • 3 x 4 RF ports (12 SMA connectors)– Neutral Hosting for multi-vendor scenario
  • 8 x 9.8G SFP ports (CPRI interface)– Strong connectivity to Hubs

-- 

Конспект Индустриальной сессии "Телеком и Индустрия 4.0" конференции "Телеком 2021" газеты Ведомости

Участники

  • Кирилл Алифанов, генеральный директор, Т-Платформы и Денис Кусков, гендиректор Telecom Daily, модераторы Индустриальной сессии "Телеком и Индустрия 4.0" конференции "Телеком 2021" 16 апреля 2021 года. 
  • Александр Антонов, директор по информационным технологиям компании "Т Плюс". 
  • Владислав Беляев, член правления, директор по информационным технологиям Группа "Черкизово". 
  • Алексей Ноздрин, зам.гендиректора по коммерческой деятельности ТТК.
  • Ярослав Свинцов, исполнительный директор госкомпании ГЛОНАСС Мобайл 
  • Наталья Талдыкина, директор по развитию корпоративного бизнеса компании ПАО МегаФон


Кирилл Алифанов представил подборку фактов в отношении Индустрии 4.0. 

3 минуты требуются квантовому компьютеру, чтобы совершить вычисления, на которые современному суперкомпьютеру на кремниевых чипах потребовалось бы 10 тысяч лет. 

105 млрд рублей до конца 2024 года потребуется для развития беспроводных технологий в России. 

2.5 трлн рублей составит общая стоимость проекта "Цифровая экономика" за 5 лет. 

Эти факты говорят о том, что к Индустрии 4.0 есть значительный интерес государства. Есть кейсы, подтверждающие, что Индустрия 4.0 это не только красивые слова, но и реализованные проекты. 

21 млрд штук - количество подключенных к интернету IoT-устройств в мире на конец 2020 года.

Денис Кусков. Как меняются внутри себя операторы?  


МегаФон и цифровые решения для бизнеса

Наталья Талдыкина, директор по развитию корпоративного бизнеса компании ПАО МегаФон. В МегаФон я отвечаю за корпоративный сегмент, давно работаю в этом сегменте, около 20 лет, прошла с телекомом путь от простой SIM-карты к сложносочиненным технологическим решениям. 

Что могу сказать по цифрам. В структуре наших доходов в корпоративном сегменте доля доходов от цифровых решений растет и составляет уже около 25%. Это тренд. И это драйвер роста нашего бизнеса. Наше общение с заказчиками происходит уже не на уровне простых телекомовских решений, мы начинаем разговор с того, что обсуждаем потребности, которые есть у промышленного предприятия. Технологии, которые мы используем для собственной инфраструктуры, мы конечно применяем и для развития наших цифровых сервисов. 

КА: Можете рассказать про какой-то интересный кейс?

Наталья Талдыкина. МегаФон это один из ведущих операторов по направлению IoT. На конец 2020 года у нас 10 млн пользователей M2M. Доходы от этого направления год от года прирастают. Мы анализируем рынок, анализируем потребности наших заказчиков. В конце 2020 года провели исследование "IoT индекс в телекоме". В опросе приняли участие 780 компаний, которые ответили на наши вопросы, предоставив следующую статистику. 

- 41% компаний подтвердили, что сократили свои затраты на 17% при внедрении технологии IoT;

- 22% компаний подтвердили, что увеличили доходы за счет внедрения технологии IoT на 35%.

Немаловажно, что компании нам подтвердили, что инвестиции, которые они делали в это направление окупились в течение 1.5 - 2 лет.

Компания "Т Плюс" - наш давнишний партнер, который на базе своей компании реализует интересные решения и проекты в теме IoT, Александр Антонов может об этом рассказать.


Про ТТК, Технологию 4.0, цифровые двойники и сеть считывающих рамок

Алексей Ноздрин, зам.гендиректора по коммерческой деятельности ТТК. Квинтэссенция всего или многого из того, о чем говорится на сегодняшнем форуме, заключается вот в чем - практически ни один из крупных, смотрящих в будущее операторов связи, не удовлетворен своей ролью исключительно в телекоме и желает принимать самое активное участие в процессах цифровизации, цифрового развития и индустриализации в том числе, с точки зрения внедрения Технологий 4.0.   

Безусловно ТТК не стоит в стороне. Свою будущее, свою цифровую повестку в горизонте 2025 года мы видим в Технологиях 4.0. Мы будем смещать фокус внимания на ключевых заказчиков и на материнскую компанию РЖД с точки зрения участия в проектах цифровой трансформации и цифрового развития. Безусловно определенный опыт в этой сфере нами уже накоплен и одним из успешных, на наш взгляд, кейсов хотелось бы сегодня поделиться. 

Речь идет о технологии, уже в значительной степени внедренной на полигонах РЖД. Это платформа постов диагностики и приемки подвижного состава. Это сеть металлоконструкций, сеть рамок, размещенных на сортировочных станциях и подъездах к ним и оснащенных большим количеством датчиков различного масштаба и технологического содержания. Эти датчики считывают порядка 80 параметров с каждого из "вагонов" проезжающего мимо состава.

Так мы решаем одну из ключевых задач, которая прописана в программе цифровой трансформации РЖД до 2025 года. Это создание "цифрового двойника" всей инфраструктуры железной дороги, в данном случае - конкретно подвижного состава. И стационарные объекты, и мобильные, и все бизнес-процессы, подлежат в рамках этой программы полной оцифровке и паспортизации. 

Мы считаем, что для того, чтобы совершить индустриальный рывок любому промышленному предприятию, в том числе, любому предприятию транспортно-логистической сферы, крупнейшим из которых является компания РЖД, необходимо наличие базовой инфраструктурной платформы в виде качественного покрытия участвующих в процессе сетей связи, как базовых, так и сетей IoT. И, конечно, это платформа, позволяющая создавать "цифрового двойника". 

Искренне считаем, что по-настоящему проинтегрировать, оцифровать и получить значительные эффекты в сквозных бизнес-процессах крупнейших предприятий без создания "цифровых двойников" практически невозможно. Кумулятивный эффект, который мы получаем даже при внедрении частичных решений, связанных с цифровым двойником, действительно очень масштабен.

Если ранее, в случае с конкретным железнодорожным вагоном, он носил на себе атрибуты индивидуальной идентификации, на каждый вагон заводился паспорт, то сейчас этот паспорт становится цифровым. Благодаря цифровизации мы знаем не только прошлое каждого вагона, но и его настоящее, а с помощью предиктивных моделей также можем анализировать будущее каждого вагона. И это уже сейчас оказывает существенное влияние на бизнес-процессы РЖД, включая планирование, управление процессом перевозки, а также помогает решать вопросы связанные с эксплуатацией и ремонтом подвижного состава. То есть экономический эффект, который обеспечивается сегодня и планируется в дальнейшем, поистине невероятен. 

А как это влияет на цену билетов для конечного заказчика?

Алексей Ноздрин, ТТК: В данном случае мы говорим о грузоперевозках. Внедрение технологии о которой я рассказал, благоприятным образом сказывается на цене взаимодействия с заказчиками грузоперевозок. В первую очередь, с точки зрения наблюдения за грузом, гарантий его сохранности, гарантий его целостности и своевременности доставки, а также наших возможностей влияния на ускорение его доставки - во всех этих направлениях технология оказывает положительный эффект самым непосредственным образом. 

Соответственно, с точки зрения взаимодействия со всеми участниками процесса, технология в дальнейшем позволит удешевлять решения, связанные с ремонтом подвижного состава, с их повторной эксплуатацией, с планированием их текущего использования. Соответственно это, как минимум, потенциально, может повлиять на ценовую политику.   


ГЛОНАСС Мобайл и eSIM

Давайте зададим вопрос Ярославу, представителю облачного оператора ГЛОНАСС Мобайл. Какие вы видите тренды в Индустрии 4.0? Как вы их применяете?  

Ярослав Свинцов, исполнительный директор госкомпании ГЛОНАСС Мобайл: Акционерное общество ГЛОНАСС это 100% государственная компания. В какой-то момент она заинтересовалась новой технологией, которую мы привыкли называть eSIM или embedded SIM, то есть встроенными SIM-картами. С этой целью был создан новый проект, он как раз называется ГЛОНАСС Мобайл. Задача этого проекта заключается в том, чтобы апробировать новую технологию, создать конкретные кейсы. На текущий момент у ГЛОНАСС Мобайл более 7 млн клиентов, которые с нашей точки зрения заинтересованы в сервисе eSIM, и они об этом прямо заявляют. 

Почему так? Потому что большая часть наших клиентов - это корпоративные клиенты у которых есть какой-то транспортный парк. Данный парк транспортных средств конечно требует работы в части его мониторинга, отслеживания грузоперевозок, отслеживания состояния каких-то инженерных систем. Все это делается с помощью специального инженерного оборудования, которое устанавливается на автомобили, которое работает как навигационное. И естественно там присутствует SIM-карта для обеспечения услуги связи. 

За несколько лет эксплуатации мы столкнулись с тем, что выявления какой-либо проблемы на устройстве, требует снятия соответствующего транспортного средства с маршрута. Стоимость эксплуатации транспортного средства на сегодня - от 12 тысяч и выше - столько по сути стоит снятие автомобиля с маршрута и направление его на какое-то техобслуживание. Зачастую проблемой оказывается потеря услуги связи. Для выявления проблемы требуется провести мониторинг работы устройства, а затем устранить выявленную проблему. Это занимает, минимум, 1 день. 

Технология eSIM заинтересовала нас потому, что она позволяет создать более качественное устройство в котором уже не будет дополнительного модуля для подключения SIM-карты с его механическим разъемом. Вместо этого интеллектуальный модуль eSIM будет встроен непосредственно в устройство (как чип на плате). Заводская сборка - гарантия заметного снижения отказов, связанных с модулем идентификации. Переход на eSIM естественно приведет к снижению расходов транспортных компаний в связи с внештатными ситуациями, возникающими из-за поломки устройств. 

eSIM это уже зрелая, достаточно известная технология. Мы больше ведем разработки в части M2M и IoT. Не только автомобильные трекеры сейчас изучаем, но и другие устройства, предназначенные для других сфер нашей жизнедеятельности. В связи с этим у нас появилось много интересных идей, как по развитию eSIM технологии в России, так и по развитию некоторых бизнесов, которые могут создаваться рядом с этой технологией. 

Приходят наши партнеры и сами генерят эти идеи, которые им кажутся интересными и рентабельными с коммерческой точки зрения. 


Какие из технологий Индустрии 4.0 уже использует Группа Черкизово?

Владислав Беляев, член правления, директор по информационным технологиям Группа "Черкизово". 

Мы - компания, которая "серьезно пострадала" от Индустрии 4.0, уже не первый год занимаемся этой темой. Стоит отметить, что одно дело "продавать" эти технологии, их продвигать, а совсем иное - ими пользоваться. 

Самый известный наш кейс, три года тому назад мы построили в Кашире, Московская область, мясоперерабатывающий завод. Это завод-робот. Людей на нем практически нет. Можете поискать в Youtube ролики "Черкизово, Кашира, роботы". Действительно выстроена сложнейшая технологическая цепочка, сложная и с айтишной точки зрения и с точки зрения производственного оборудования. Чуть меньше трех лет завод-робот работает. На момент его открытия аналогов не существовало не только в России, но и в Европе. Нас не догнали и за прошедшие 3 года. А мы, тем временем, проектируем следующий роботизированный завод, который также будет построен на принципах Индустрии 4.0 с тем же полностью безлюдным подходом к технологиям.  

Важный момент. Мы построили этот завод, дорогой (обошелся в 7 млрд рублей) не из любви к Индустрии 4.0. К нам часто приходят вендоры, интеграторы, которые говорят о самоценности технологий. Мы не разделяем этот подход. Технология не самоценна. Когда мы 5 лет назад начинали проектировать завод термин "Индустрия 4.0" еще практически никто не использовал. И мы строили завод-робот, не потому, что хотели построить именно завод робот, самый автоматизированный, самый роботизированный завод в мире. Мы хотели добиться качества нашей продукции. Качество для FMCG бизнеса, для пищевки, как вы понимаете, это безлюдность, которая заодно и биобезопасность, - чем меньше людей контактирует с полуфабрикатом, тем более качественный, вкусный и безопасный продукт вы получаете. Кроме того, люди зачастую ошибаются в соблюдении рецептур, вольно или невольно. Так что для нас вопрос тотальной автоматизации это вопрос, прежде всего, качества продукции. 

Важно понимать, что не технологии ради технологий важны, но технологии ради продукта. Важно исходить из потребностей бизнеса. Что бизнесу необходимо. В нашем случае был кейс про качество. У кого-то кейс про скорость. И тоже не всегда очевидно, что история с цифровизацией, с диджитализацией, непосредственно даст вам value. Из того, что мы каждый день слышим об успешных кейсах, реально работает процентов 10. Если речь про то, что работало хотя бы несколько лет, причем не на полигоне, а в реальных условиях, и не на тестовом участке или в тестовой песочнице. Хайпа в теме Индустрия 4.0 больше, чем реально реализованных программ. 

Хайп, с одной стороны, это позитивное явление. Он привлек внимание к этой теме руководства компаний, людей, принимающих решения. Мы видим, что интерес к IT-технологиям безусловно вырос. Но у хайпа есть и обратная сторона, можно видеть, что продающие компании, интеграторы, консультанты, зачастую затирают само понятие. 

Недавно ко мне приходили продавцы источников бесперебойного питания. Они начинают с презентации, в общем, достаточно типовой. Заявляют, что ИБП - это первый шаг к цифровизации. Ребята, теме ИБП - под сотню лет, не нужно продавать ИБП под знаменами цифровизации. Это отрицательная сторона хайпа, тема становится заезженной. 

Сейчас немало руководителей предприятий, IT-директоров заняты поиском "серебряной пули". Рассуждения у них примерно такие. Вот, сейчас есть такая "цифровизация". И там в наборе технологий есть Такая, которую я использую и немедленно весь бардак, который царит на моем предприятии или в цепочке холдинга будет устранен. Коллеги, так это не работает. Наш завод-робот - это годы труда, годы вложенных серьезных усилий и технологических разработок. 

Мы занимаемся и другими темами, кроме роботизации. Например, более трех лет мы успешно занимаемся темой компьютерного зрения. Внедряем, используем уже на нескольких фабриках. Если говорить о направлениях использования, то используем например для учета производительности труда. Вот уже год мы занимаемся другим аспектом - использование машинного зрения для контроля качества в условиях массового производства. Когда что-то, что вы выпускаете в течение дня измеряется десятками или сотнями тысяч, тогда машинное зрение - это очень эффективная и полезная технология, на наш взгляд. Но применить ее, встроить в производственные процессы - не такая простая задача. Натренировать сеть на распознавание чего-либо это несложная задача. Намного сложнее провести интеграцию с производственным процессом, например, решить вопрос - как бракованное изделие убирать с конвейера, как его обработать, кто за это отвечает. Все эти вещи, связанные с Индустрией 4.0, с моей точки зрения "выстреливают" только тогда, когда они встроены в процесс.  

К счастью, нас миновала блокчейновская волна хайпа. Но я помню, как одна уважаемая компания рассказывала, как на блокчейне был сделан документооборот, подписывались какие-то внутренние документы. Я понимаю, что кому-то наверху был продан проект блокчейна. Но реальный выхлоп... айтишники понимают, что его нет, что это просто смешно. Я бы краснел, если бы рассказывал о том, что мы такое внедрили, люди не краснеют. 


Какие из технологий 4.0 вы применяете в производстве? Какие задачи они помогают решить?

Александр Антонов, директор по информационным технологиям компании "Т Плюс"

Т Плюс это генерация, производство тепла, электроэнергии и доставка этого всего потребителю. По поводу IoT. У энергетиков интернет вещей используется очень давно. На станциях очень много приборов, которые по проводам, без проводов передают данные. IoT используется уже более 10 лет. У нас, применительно к IoT, среди наиболее интересных вещей можно назвать проект, когда мы полностью оприборили наши тепловые сети, ЦТП, камеры, поставили приборы у потребителей и собираем данные с них. Это требуется для того, чтобы решить несколько задач. С одной стороны, ты начинаешь более оперативно строить тепловые балансы, с другой стороны, ты начинаешь получать информацию по утечкам, по парениям. То есть чуть раньше идентифицировать зоны, где у тебя могут происходить потери. Потери это зачастую социальный эффект, это финансовый эффект. Так что формируя систему технологического и коммерческого учета, основываясь на приборах, которые передают данные без проводов, мы большей частью, "закрываем" эту задачу. Но это только одна сторона, применительно к IoT. 

Из наиболее интересных тем, связанных с интернетом вещей, сейчас можно пробовать использовать уже не SIM-карты, которые мы ставим в СПД-модемы, чтобы они обеспечивали передачу информации, а eSIM. Большого распространения они пока не получили, смотрим пока что на это. Потому что переоснащение это опять деньги. 

Можно поговорить еще об одной технологии, которую продвигает телеком, которая может быть весьма востребована, это Private LTE. Мы на нее можем завязывать сервисы, которые происходят внутри станций. На базе Private LTE можно организовать сбор информации с приборов, которые стоят на станции. Следует учитывать, что на станции есть различное оборудование - генераторы, котельная, эти устройства генерируют помехи. Так что есть нюансы. 

Кроме сбора показаний интересна также тема видеоаналитики. Видеоаналитика позволяет снимать с камер видеоряд для последующего анализа этого видеоряда. Это может использоваться для решения вопросов промышленной безопасности, а также на решение вопросов охраны труда. Самые простые кейсы, которые мы решаем, пример у нас есть и в Екатеринбурге на Академке, это контроль СИЗ (средств индивидуальной защиты). Очень нередкими являются несчастные случаи, связанные с тем, что люди передвигаются по станции без сизов. Без этого может произойти тот или иной несчастный случай. Хуже когда сотрудник идет без них выполнять работы. К счастью, такого у нас не бывает. Видеоаналитика позволяет контролировать наличие у работника СИЗ. Кроме этого, видеоаналитика позволяет контролировать наличие персонала в тех или иных зонах и сопоставлять реальное положение дел с заказ-нарядами, которые получены для выполнения этих работ. Проще говоря, контролируем - может ли данный человек находиться в данной зоне, есть ли у него соответствующее разрешение на работу.  

Кроме того, есть система, которая контролирует, имеет ли право данный человек получить заказ-наряд на выполнение данного класса работ. 

Мы рассматриваем возможность организации диспетчерской связи на базе Private LTE. Пока что идут испытания, посмотрим, что получится. Плюс необходимо будет согласовать в нескольких инстанциях, чтобы была именно такая связь. Интересно использовать Private LTE для обеспечения безопасности объекта. Поскольку есть камеры, которые находятся по периметру станции, в определенных корпусах. Соответственно, через Private LTE можно эту проблему решать чуть менее затратными средствами. 

А что с конечными потребителями? Когда можно будет организовать беспроводное снятие данных со всех приборов учета воды, тепла, электричества? 

Снять показания не проблема с любого счетчика, который установлен у потребителя. Основное, чем можно заинтересовать потребителя - это контроль тепла в его квартире. Случается такая вещь, как перетопы. Что это такое? Идет очень горячая вода, в итоге батареи перегревают помещение, жители открывают окна и мы, как поставщики тепла, по сути отапливаем улицу. Решение здесь такое - ставятся поквартирные приборы учета тепла и подача тепла регулируется уже внутри квартиры. И тогда жители сами могут контролировать, сколько тепла они хотят потребить. Для многих это будет выгодно. Рынок в этом направлении идет. Раньше многие сомневались, что приживутся счетчики объемов воды, теперь настала очередь ставить счетчики тепла. 

(на этом конспект завершен, 32'48", хотя сессия продолжалась еще 47 минут)

--

Популярные сообщения

Желающие следить за новостями блога, могут подписаться на рассылку на follow.it (отписаться вы сможете в один клик). 

Еще можно подписаться на Telegram-каналы @abloud62 @abloudrealtime, где также дублируются анонсы практически всех новостей блога. 

 

Translate