Название шуточное. Безусловно я даже ни на секунду не подозреваю операторов "большой четверки" в незаконном сговоре с целью поднятия цен на мобильный интернет на российском рынке мобильной связи. Давайте просто обсудим факты и поговорим о трендах.
Тренды известны. Голос постепенно, но чем дальше, тем больше, утекает в VoIP-мессенджеры. Качество звонков через мессенджеры в Москве зачастую далеко от идеального, но это мало кого останавливает. Мне уже с год звонят голосом по Google, Facebook и WhatsUpp не реже, чем, по-старинке, на номер мобильного оператора. На телефонный номер, как правило, звонят незнакомые люди, ближний круг давно перешел на условно бесплатные звонки через мессенджеры. (Стоит ли говорить, что традиционного аппарата фиксированной связи у меня нет уже несколько лет, как нет и подключения к МГТС). Полную победу мессенджеров сдерживает разве что далекое от 100% проникновение смартфонов, - многие продолжают пользоваться "звонилками", предполагая, что этим хоть немного защищают себя от тотального сбора личной информации и уменьшают возможности выставления неожиданно высоких счетов. Другие покупают не смартфон, а "звонилку" просто из экономии средств, и чтобы пореже заряжать аппарат. Так или иначе, от традиционной мобильной телефонии сейчас не откажешься, но ее объемы не растут или снижаются, а с ними и доходы операторов от этого когда-то основного источника поступлений средств.
Перед операторами встает задача (она, впрочем, всегда стоит) как-то компенсировать "выпадающие доходы". И, в целом, максимизировать доходы. Основных вариантов для этого два - можно напрять мозги, потратить еще денег, и предложить абонентам какие-то новые услуги, которые возможно сформируют новые ручейки доходов оператора. Альтернативный вариант - повысить монетизацию. Красивое слово "монета" в термине "монетизация" и данном контексте означает - "брать больше за то же самое": частный и самый раздражающий случай монетизации - начать брать деньги за то, за что еще вчера их не брали. Умелый монетизатор, ничего по-сути не меняя в оказываемых им услугах, на тех же активах умудряется отжимать из абонентского компоста больше средств. Высший пилотаж монетизации, это чтобы абоненты при этом тебя не возненавидили больше, чем других операторов на рынке и не побежали оформлять перенос номера, а еще лучше чтобы они были уверены, что их расходы на услуги связи невелики, что рост расходов от месяца к месяцу - незначителен, и можно и дальше расслабленно потреблять предложенные услуги.
Теоретически ограничителем аппетитов операторов на рынке выступает конкуренция. Регулятор заводит не одного оператора-монополиста, а несколько и, в попытках снискать любовь и деньги абонентов, операторы ведут между собой борьбу, в том числе и ценовую. В теории это должно работать - вызывать расширение наборов услуг и ограничивать рост цен. И нередко работает.
Как обычно, все просто только в теории. Как показывает практика, если отпустить операторов в свободный полет, то конкуренция способна привести рынок к ситуации, когда цены на услуги падают настолько, что уже не один оператор не зарабатывает достаточно для того, чтобы хватало не только на жизнь акционеров, но оставалось бы на развитие сети. Сети, увы, требуют непрерывных вложений, что отличает их от ряда других "средств производства", где купив станок, можно его затем полвека "монетизировать", тратясь только на техобслуживание. Примеры разрушения рынка из-за ценовой войны мы наблюдали не раз, например, в Украине. С падением расценок на связь на рынок приходит стагнация. Не запускаются новые технологии, не улучшается или падает качество оказания услуг. Российский рынок тоже был близок к той черте, за которой сотовый бизнес становится мало интересным инвесторам. До этой черты мы вроде бы не дошли, а сейчас операторы явно стараются оттолкнуться от дна и начать зарабатывать больше.
Официально собраться и договориться как на что будут повышены цены, как собираются и договариваются страны-участницы OPEK, операторам запрещено. За этим следит ФАС. Зато никто не запрещал топ-менеджерам публично высказывать свои мысли о том, куда идет индустрия, и как в связи с этим стоило бы менять тарифную политику. Юридически не подкопаешься. А значит, так тоже можно пробовать договориться. Конечно, процесс занимает немало времени, да и жесткие обязательства участники "виртуального договора" на себя не берут, а с доверием коммерческих структур друг к другу на российском рынке всегда было туго. Только то, что результат сулит выигрыш всем участникам, независимо от их доли рынка, а в ситуации с безлимитами все именно так, - стремление договориться начинает превалировать над сиюминутными интересами.
И вот мы уже наблюдаем, как от анлимов начинает отказываться бренд Yota, по-сути, на этой "фишке" зародившийся и набравший лояльных поклонников. О том, что он анлимов было бы правильно уйти заявляют руководители ВымпелКом (и предыдущий, и новый). И вот теперь, похоже, на те же рельсы подумывают перегнать локомотив МТС -
Ведомости сообщают, что в компании поговаривают уже не просто о сокращении безлимитных предложений, но также о сокращении лимитов на ряде тарифов.
Для меня - все эти факты укладываются в схему движения рынка в общем направлении. Операторы хотят и будут максимизировать доходы любыми возможными путями. Поскольку сейчас абоненты демонстрируют выраженный рост потребления мобильного трафика, естественно желание операторов повышать доходы именно на этом направлении, на направлении, где есть подкрепленный деньгами спрос. И здесь все эти анлимы и "плоские тарифы" - не вариант, а тупик для оператора. Абоненты хотят мобильный интернет, они могут и, следовательно, должны платить больше. Можно заявлять о циничности и несправедливости такого подхода и я бы обязательно это делал бы, но есть одно "но".
Мы имеем дело с объективным (до какой-то степени) процессом роста спроса на трафик. Все хотят смотреть видео на мобильных устройства, смотреть его в хорошем разрешении и без задержек и "разрывов". То есть пропускная способность сетей должна расти постоянно - это требует инвестиций. Желателен рост также частотного пула - это тоже требует инвестиций. Желательно тянуть покрытие сетей LTE к размерам покрытия сетей 2G/3G - вы прекрасно понимаете, что это тоже требует все новых и немалых вливаний.
Оптимисты говорят, пусть операторы предложат нам новые "фишки", мы заплатим им дополнительные деньги. Может быть, если услуга нам понравится. Это в целом хороший план, но задач оператора он не решает. Очень трудно находить или формировать новые потоки доходов. Вероятность, что найдешь их в достаточных объемах - далека от 100%. Поэтому операторы безусловно будут вести осторожный и неспешный поиск новых направлений, изучая зарубежный опыт и присматриваясь к придумкам конкурентов, но при этом в любом случае станут брать с нас больше денег за то, что у них есть в наличии - а это сегодня гигабайты трафика в месяц. Стенать по этому поводу бесполезно. Если рост расходов на связь вас всерьез волнует, то лучше сосредоточтесь на том, чтобы выбрать для себя тот тариф, который оптимально удовлетворит ваши потребности, не забирая из кармана последнее.
Утешать себя предлагаю идеей, что расходы на связь - это все же не налоги, операторы не все деньги отправят в бездонные карманы акционеров, и уж тем более, не потратят эти средства на бомбометание, хотя бы часть ваших денег вне всяких сомнений пойдет на латание и развитие существующих, и даже на освоение новых технологий. А это вполне благое дело, учитывая какую роль мобильная связь и интернет играют сейчас в нашей жизни.
Резюме для тех, кто дотерпел до этого момента. Я не удивлюсь, если все операторы российского рынка - кто-то позднее. кто-то раньше, минимизируют свои игры в анлимы (не скажу, что безлимиты отменят, но они могут стать существенно более дорогой опцией для немногих). Кроме того, я ожидаю, что операторы постараются уменьшить объем трафика, включенного в пакеты (или повысят цены таких пакетов, или перестанут добавлять объем трафика в пакетах). В общем, предпримут меры к тому, чтобы получать с абонента больше, чем получают сейчас. Будьте к этому готовы - морально и материально.
+ +