Singtel расширяет сеть 5G SA в Сингапуре

Компания Singtel развертывает сотни сайтов сети 5G SA по всему Сингапуру, стремясь нарастить покрытие этой автономной сети. Кроме того, компания активно увеличивает охват 5G в зданиях. 



Singtel начал предоставлять услуги 5G NSA с сентября 2019 года в рамках расширенных испытаний. Пиковые скорости могут достигать 1.2 Гбит/с. Также оператор строит и отлаживает сеть 5G SA с использованием частот 3.5 ГГц, чтобы снизить задержки. B2B тесты этой сети компания начала в октябре 2020 года. Также у компании есть частоты в диапазоне 28 ГГц. Поставщиком выступает Ericsson. Коммерческий запуск этой сети планируется в ближайшие месяцы в 2021 году. Для пользования ею придется приобретать специальные SIM-карты. 

Компания также планирует развернуть периферийную вычислительную инфраструктуру 5G для B2B клиентов с поддержкой опции Microsoft Azure Stack для доставки "быстрых и безопасных" приложений. Как ожидается, задержки не будут превышать 10 мс. Испытания этой инфраструктуры планируется начать в 2021 году. 

-- 

Платформа CraftTalk получила премию

CraftTalk – это AI-платформа для оказания услуг контакт-центра, работающая в web-чатах, мессенджерах, социальных сетях, e-mail. Разработана одноименной компанией, ключевой контакт - Денис Петухов. В составе решения: омниканальная чат-платформа, база знаний, чат-боты, система аналитики и мониторинга. Бот на базе ИИ обучается у операторов и полностью обрабатывает 30–85% типичных запросов. В итоге повышаются скорость и качество поддержки, - обещает компания. Рекомендуемый диапазон применений - компании с числом операторов от 3 человек. 



Программа CraftTalk входит в реестр отечественного ПО - важный фактор для госкомпаний. Еще один факт в ее пользу - есть внедрения "в крупнейших контакт-центрах, банках и логистических компаниях". Публичные кейсы - внедрение сетью магазинов Магнит в качестве платформы для коммуникации с клиентами по модели SaaS, также внедрена в РАНХиГС, в апреле 2020 года "Альфа-Банк Казастана" перевел клиентов с голосовой поддержки на поддержку в чатах с помощью этой платформы, есть внедрения в банке ПСБ и на Почте России. Средняя нагрузка, обрабатываемая платформой в месяц - более 1 млн диалогов. Идет ее внедрение еще у ряда клиентов. В общем, судя по всему, продукт состоялся.   

Вспомнил я об этой платформе потому, что получил пресс-релиз, в котором сообщается о том, что она награждена в категории "Клиентский опыт в условиях кризиса" в категории "Информационные услуги, технологии" международной премии CX WORLD AWARDS 2021. 

-- 

Микрон представил итоги 2020 года - выручка выросла на 32%, операционная прибыль на 29%

ГК Микрон отчиталась за 2020 года. Выручка достигла 15 617 млрд руб (+32% гг). Несмотря на столь значительный рост на положительную чистую прибыль выйти не удалось. Учитывая то влияние, которое оказали противоэпидемические меры на производство и логистику, удивляться не приходится. Мало этого, по целому ряду причин цены на материалы и комплектующие также существенно выросли, что подняло себестоимость продукции Микрон. Тем не менее, группа показала по итогам года рост операционной прибыли на 29% до 1 199 млн





«В 2020 году, на фоне глобального снижения деловой активности, благодаря поддержке мажоритарного акционера, государства и партнёрским проектам группе компаний удалось сохранить положительную динамику выручки и операционной прибыли за счет аппаратурного направления, новых сегментов, развития экспорта и несмотря на снижение в сегменте производства микросхем для потребления внутри РФ, - сообщила генеральный директор ПАО «Микрон» Гульнара Хасьянова. – Наша задача сейчас - обеспечить потребности экономики в компонентной базе российского производства, в том числе для локализации технологической инфраструктуры и сквозных проектов, которые сегодня являются кроссотраслевым инструментом развития промышленности».

За год клиентская база Микрона выросла на 60 новых клиентов из различных сфер - социальной, легкой промышленности, строительства, медицины, агро, транспорта, энергетики, розницы. 

В 2020 году Микрон сформировал линейку продуктов для сегмента автоэлектроники, включая регуляторы и стабилизаторы напряжения, микросхемы управления светодиодными приборами освещения, драйверы спидометра и тахометра, а также других. Микрон напоминает, что является единственным российским производителем микросхем для автоэлектроники, который прошел международную сертификацию IATF16949:2016. 

В 2020 году Микрон на 25% нарастил объемы поставок чип-модулей для банковских карт НСПК Мир до 5 млн штук. Можно ожидать, что и в 2021 году карты Мир будут эмиттироваться активно, что позволит Микрон зарабатывать на этих чипах. 

Микрон участвует в 23 опытно-конструкторских разработках, оформлены 4 патента на объекты интеллектуальной собственности, а 18 продуктов Микрона включено в Реестр российской радиоэлектронной продукции. 

За год было освоено в производстве 40 новых микросхем, включая 18 для промышленного применения. Линейка RFID-изделий пополнилась 27 разработками, включая метки с электрической и графической персонализацией. В среднем RFID лаборатория Микрон ежегодно разрабатывает и выпускает более 20 изделий под уникальные задачи. Микрон открыл интернет-магазин RFID продукции для розничной продажи физлицам. Первым клиентом стала зеленоградская строительная компания РемКомСтрой. 

В рамках программы поддержки отечественных производителей Микроном в 2020 году получены субсидии от Минпромторга России и от Правительства Москвы, которые позволили предприятию частично компенсировать затраты на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры, на лизинг оборудования для сборки чип-модулей, смарт-карт и RFID меток, а также на транспортировку экспортной продукции.


-- 

История связи в подземке Санкт-Петербурга. 2021 год и немного предыстории

МТС сегодня рассказывает о развитии в метро Санкт-Петербурге. Но очень скудно, не упоминая о нюансах. А они есть. Давайте вспомним об истории вопроса. Она началась далеко не вчера. 


Изображение Peter H с сайта Pixabay

Метро в Санкт-Петербурге операторы строили (да, операторы любят этот термин, хотя они и не метростроевцы) не один год. Первым в метро северной столицы и уже сравнительно давно построился МегаФон - с использованием излучающего кабеля. 

До этого МегаФон приобрел Метроком за 2 млрд рублей. Кабели Метрокома были проложены через метро, оператор обслуживал Петербургский метрополитен, это позволило МегаФон начать освоение питерской подземки. 

Тогда все было сделано "по уму", на современных технологиях, разве что опорная сеть не отличалась высокими пропускными скоростями, наверное считалось, что тяжелого трафика пассажиры не нагенерят. Время показало, что это не так, что люди в метро любят не только пользоваться мессенджерами, но и смотреть видео со стриминговых платформ. 

Пока шла та стройка, остальные операторы считали, что излучающий кабель прокладывается в общих интересах "большой четверки", была соответствующая договоренность, но затем оказалось, что это не так. Разочарованные участники проекта даже в суд подали и какое-то время шли процессы. Но фактом осталось то, что МегаФон пользуется плодами своей стройки самостоятельно. 

Опоздавшие на пару лет со стройкой остальные операторы прикинули варианты и решили, что будут строиться в питерском метро вскладчину, на троих. Не то, чтобы они однозначно склонялись к этому варианту, как к оптимальному, просто метро было категорически против, чтобы каждый из них городил свою отдельную инфраструктуру. Как ни странно это звучит, места в туннелях мало и 4 дополнительных кабеля кроме тех, что уже занимают там все стены, администрация метро получить не хотела. 

Наученные горьким опытом, операторы на этот раз не стали выбирать застройщиком кого-то одного, а поделили метро на три части и договорились, что каждый будет строить сеть на своих линиях, а затем позволит пользоваться своей инфраструктурой двум другим участникам "колхоза". Благо законодательство RAN sharing дозволяет и от них даже не потребовали создавать "единого инфраструктурного оператора". Стройка пошла втрое более высокими темпами и обошлась заметно дешевле. Бюджетнее окажется и эксплуатация сети, так как все общие операционные расходы будут делиться на троих. 

Сегодня Билайн рассказал, что свои две линии завершит в первые месяцы лета 2021 года. Процитирую Валерия Шоржина, исполнительного вице-президента по технике, Вымпелком:  

Мы строим питерское метро совместно на трех операторов (Прим АБ: МТС, Билайн и Tele2), каждый из участников "кооператива" строит свою часть, а затем все будут совместно эксплуатировать построенной инфраструктурой (в режиме RAN-sharing). На долю Билайн приходится 2 ветки - станции и тоннели. Свою часть закончим, думаю, в июне 2021 года. Связь включаем не дожидаясь завершения общего проекта, на части веток она уже появилась.

Инвестиции в развитие в питерском метро - более 1 млрд руб, это общий объем, освоение которого началось еще в 2020 году и продолжается сейчас в 2021 году. То есть часть от этого миллиарда входит в общий объем инвестиций на 2021 год.

МТС выпустила пресс-релиз, где рассказывает о обеспечении своих двух линий - "Лахтинско-Правобережной" (оранжевой) и "Московско-Петроградской" (синей). О том, что проект освоения метро совместный, оператор не упоминает. 

Итак, что сделала МТС в метро Санкт-Петербурга:

  • "Московско-Петроградскую" линию обеспечили связью и интернетом в декабре 2020 года. 
  • "Лахтинско-Правобережную" линию - в 2021 году. Оператор заявляет, что пиковые скорости достигают 250 Мбит/c. 

Сеть МТС развернута не только на платформах, но также в вестибюлях и на экскалаторах. Насчет тоннелей сказано туманно - "связь МТС в большинстве тоннелей Петербургского метрополитена появится в течение года". Как это понимать? То ли, что в течение года - это когда партнеры по проекту запустят свои сегменты и RAN-шеринг заработает в полную силу, то ли, что МТС также пока что не обеспечила покрытие в тоннелях "своих" двух линий и соответствующие работы будут тянуться еще несколько месяцев. Скорее всего речь идет все же о партнерах, ведь МТС обеспечила связь на перегонах синей линии еще в декабре 2020 года. Стоило как-то четче высказаться.


Оборудование МТС в тоннеле метро Санкт-Петербурга, фото пресс-службы МТС

Построенная система способна работать с использованием диапазонов 800, 900, 1800, 2100 и 2600 (FDD + TDD) МГц. Сейчас поддержка LTE обеспечена в диапазонах 1800, 2600 FDD (b7) и 2600 TDD (b38). В других частотных диапазонах запущена поддержка технологий UMTS и GSM, рассказали в МТС, что позволяет обслужить абонентов, которые пока что не перешли на смартфоны с поддержкой LTE. По мере обновления парка абонентских устройств, МТС планирует переводить под LTE и другие частотные диапазоны. 

«Перед стартом проекта мы изучили опыт наших международных коллег, протестировали подобные системы в метрополитенах крупнейших мегаполисов — Москвы, Гонконга, Дубая, Рима, железнодорожных тоннелях в Альпах. Так мы смогли учесть преимущества и недостатки имеющихся систем. К примеру, при проектировании системы наши инженеры разработали абсолютно новые крепления кабеля и опоры для установки оборудования с учётом всех требований метрополитена. В декабре прошлого года 5G-ready сеть МТС появилась в перегонах «синей» линии метрополитена, и мы уже видим стабильный рост трафика на протяжении всей ветки. Строящаяся новейшая система позволяет нам быстро реагировать на растущие потребности абонентов и, при необходимости, локально расширять сеть», — сообщил в своем аккаунте директор МТС в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Павел Коротин.

Общую сумму инвестиций в проект в питерской подземке МТС не раскрывает, но исходя из того, что объем работ компании сравним с тем, что делает на своих линиях Вымпелком, можно предположить, что каждый из партнеров вложит примерно по 1 млрд. Итого 3 млрд на троих. Было бы интересно сравнить с затратами МегаФона, который построил аналогичную сеть в одиночку. И получившиеся в итоге параметры сетей - средние скорости, бесшовность покрытия.  

Мобильный интернет и голосовая связь в метро Санкт-Петербурга наконец-то будет представлена каждым из четырех операторов где-то к середине лета 2021. 

У МегаФона, очевидно, затраты на обеспечение связи в питерском метро должны быть выше, но, с другой стороны, оператор имел значительную фору во времени и, возможно, успел капитализировать свои инвестиции. Кстати, срок жизни излучающего кабеля в тоннелях метро недолог, так что МегаФону придется опять инвестировать в его замену или во внедрение каких-то иных технологий в метро Санкт-Петербурга. Не окажется ли, что выигрыш в прошлом обернется значительными расходами в настоящем и будущем? Ведь строить в одиночку существенно дороже, чем в режиме шеринга. С другой стороны, сетью одного хозяина намного проще управлять. Кто знает, окажутся ли участники колхоза одновременно готовы к необходимым инвестициям в развитие сети, когда они понадобятся. В мире модель шеринга встречается намного реже, чем параллельное строительство каждым из операторов, и это о многом говорит. 

-- 

Конспекты: Финансовые результаты Билайн. 1q2021

Сегодня Билайн представил результаты 1q2021 и провел  по этому случаю онлайн-встречу с представителями СМИ и аналитиками. Вашему вниманию - конспект этой встречи. 


От компании во встрече принимали участие:
Александр Торбахов, генеральный директор ПАО "Вымпелком";
Людмила Смирнова, исполнительный вице-президент и главный финансовый директор;
Валерий Шоржин, исполнительный вице-президент по технике;
Светлана Кирсанова, исполнительный вице-президент по розничному бизнесу;
Джордж Хелд, исполнительный вице-президент по развитию цифрового и нового бизнеса;
София Иванова, вице-президент по коммуникациям и устойчивому развитию Билайн. 


Александр Торбахов, генеральный директор ПАО "Вымпелком": 

Приятная новость для нас сегодня такая. Если в предыдущие встречи мы вам рассказывали прежде всего об изменениях в компании. При этом итоги ее работы были в основном негативными, т.к. в больших бизнесах изменения результатов следуют за предпринимаемыми командой действиями далеко не мгновенно. Сегодня впервые за последний год мы можем отчитаться хоть о небольшом, но приросте нашей общей выручки - на ~1,5% год к году по итогам 1q2021. 

Основные цифры вы видите. По-прежнему EBITDA остается негативной, но, думаю, что это последний квартал, когда вы наблюдаете ее сокращение. 

Основные наши усилия по-прежнему сконцентрированы на системном изменении компании. Кратко наши инициативы перечислены на картинке. 

Корпоративный сегмент нашего бизнеса по-прежнему чувствует себя очень хорошо и растет высокими темпами, как и фиксированная связь. Мы по-прежнему тратим немало сил для того, чтобы оставаться интересными для наших клиентов, причем не только по части телеком продуктов. Сегодня Джордж Хелд расскажет об успехах в области продуктов, основанных на данных и в области рекламных технологий. 

Мы продолжили тренд на очень небольшой пока что рост клиентской базы. Перелом с падения на рост произошел в середине лета 2020 года. Рост пока что незначителен, но все же это рост. 

Качество связи и мобильного интернета для нас по-прежнему остается одним из основных приоритетов, о развитии сети сегодня расскажет Валерий Шоржин. В связи с этим можно упомянуть и московское метро, которое мы с вами не раз обсуждали. Также на днях будем запускать наш сервис в метро в Санкт-Петербурге. 



Валерий Шоржин, исполнительный вице-президент по технике Вымпелком:

В 1q2021 году в отношении развития сети "Вымпелком" стоит отметить три вещи. 

Прежде всего, и это самое важное, мы продолжили быструю стройку и развитие сети. Об этом свидетельствует и размер капитальных затрат, который в 1q2021 вырос до 14,79 млрд руб (+35,2% гг), это конечно отражается на росте натуральных показателей сети. 

Вторая важная вещь, которая произошла в 1q2021, - мы завершили проект insourcing, то есть забрали у наших партнеров (Nokia и Huawei) все те функции, которые собирались забрать. Завершение этого проекта позволило нам начать массивную, масштабную оптимизацию нашей сети. Цифры на карте это процент роста доступных пользователям скоростей мобильного интернета 1q2021 к 1q2020. Видно, что рост идет на десятки процентов, от 15% до более 50%. 
На карте показано 11 таких регионов, где обеспечен рост за счет оптимизационных мероприятий, дополнительной стройки. Этими регионами не исчерпывается список регионов, где шла и идет сейчас оптимизация. В 1q2021 мы запустили в работу систему SON (self optimized networks), которая в реальном масштабе времени управляет параметрами сети с целью оптимизации ее работы в 23 субъектах Российской Федерации. И останавливаться на этом не собираемся. 

Мы продолжаем развертывание и внедрение технологии VoLTE (голос через сеть LTE) в ряде регионов РФ. В Москве это внедрение привело к тому, что уже более 35% всего голосового трафика идет через сеть 4G в режиме VoLTE. Санкт-Петербург показывает 26%, хотя мы включили здесь VoLTE только в феврале 2021 года. До конца 2021 года планируем развернуть поддержку VoLTE более, чем в 20 субъектах РФ. 

Параллельно у нас идет запуск технологии VoWiFi, которая позволяет абонентам пользоваться голосовой связью и посылать SMS даже в ситуации, когда они находятся вне зоны покрытия сети Вымпелком, но в зоне покрытия Wi-Fi. Эта услуга у нас уже запущена в коммерческую эксплуатацию в Московском регионе, мы активно работаем с производителями абонентского оборудования на предмет получения нужных прошивок (нужных версий ПО). 

Активно идет рефарминг частот, которые применялись для GSM или 3G и теперь более эффективно могут быть задействованы сетями LTE. На этот год у нас есть активный план по рефармингу в различных регионах, который уже отрабатывается. 

Как уже упоминал Александр, мы завершили работы в московском метрополитене, обеспечив близкое к 95% покрытие всех туннелей. Сейчас идет активное строительство в метро Санкт-Петербурга. Думаю, что вы скоро услышите о результатах этой работы. 


Светлана Кирсанова, исполнительный вице-президент по розничному бизнесу 

Мы продолжаем сохранять положительный тренд роста платящей абонентской базы. Общий размер активной абонбазы оператора вырос до 50,0 млн (рост относительно 49,8 млн по итогам 4q2020 года).  

Количество абонентов с lifetime > 12 месяцев выросло на 85 тысяч за квартал. 

Мы также фокусируемся на продажах мобильного оборудования, в частности, выручка от продаж выросла на 27% и, что важно, продажи в интернет-магазине - на 71%.   

Доля пользователей мобильным приложением Мой Билайн в марте 2021 года выросла на 5,7%. У нас идет большая работа по изменению клиентского опыта. В частности, с тем, чтобы абоненты могли осуществлять в этом приложении все основные операции, которые им необходимы. Будем и далее внимательно следить за тем, как абоненты компании вовлекаются в пользование приложением Мой Билайн. 

Выручка от фиксированных услуг связи продолжила расти. По итогам 1q2021 она выросла на 3.7% год к году. Среднее потребление мобильного интернета у нас выросло на 50%, причем LTE трафик вырос на 53%. Важно, что доля LTE трафика в общем объеме по результатам 1q2021 выросла год к году на 4,2% и составила 83,3%. 




Александр Торбахов: К сожалению, Максим Зайков, лидер нашего корпоративного (B2B) бизнеса сегодня не смог участвовать во встрече, простыл и потерял голос, так что расскажу за него о блестящих успехах его подразделения. 

B2B - это одно из наиболее сильных направлений нашего бизнеса. Мне приятно озвучить цифру +11% роста выручки в сегменте B2B год к году по итогам 1q2021. При этом, как мы уже несколько раз отмечали, мы очень активно развиваем нетелекоммуникационные предложения в сегменте B2B. И наблюдаем все больший интерес клиентов к услугам, о которым подробнее расскажет Джордж Хелд. 


Джордж Хелд, исполнительный вице-президент по развитию цифрового и нового бизнеса.

Реализация продуктов и услуг на базе Big Data значительно выросли, на 156% гг, это феноменальный результат. Произошло это прежде всего из-за развития услуг на базе геоаналитики, видеоаналитики, аудиоаналитики, где обезличенные данные клиентов используются для решения самых разнообразных бизнес-задач госкомпаний, больших, средних и даже небольших SOHO бизнесов.

Хотелось бы отметить тренд, который мы активно капитализируем, - услуги, основанные на Big Data используются теперь не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других регионах страны. У нас есть клиенты от Кавказа до Сахалина, которые активно используют услуги, основанные на Big Data для того, чтобы решать всевозможные задачи - от того, где ставить автобусные остановки, до контроля качества дорог и даже нахождения мест свалок. Есть целый ряд очень интересных решений, связанных с этим. 

Было запущено большое количество таргетированных рекламных инструментов. Это направление мы называем AdTech и доход от него вырос на 128% год к году. Мы сейчас работаем практически со всеми ведущими цифровыми агентствами и множеством FMCG брендов, которые используют таргетированную рекламу, предоставляемую на правильный девайс, в правильном формате, в правильный момент времени, чтобы делать жизнь наших клиентов более удобной и эффективной. 

Также хочется отметить значительный рост спроса на интегрированные IT-решения со стороны больших бизнесов и государства. Этот спрос вырос в 4 раза, что подтверждает правильность нашей стратегии, сфокусированной на яркие и красивые решения. 


Безусловно хотелось бы отметить еще три бизнес направления, которые показывают большой рост.  

Это развитие нашего телевизионного предложения Beeline TV доход от которого вырос год к году на 28%, так же и количество пользователей выросло на 28%. Сейчас абонентская база сервиса насчитывает 3 млн подписчиков.  

Mobile ID - очень интересное решение, которое мы делаем не только как Beeline Россия, но и на глобальном уровне, вместе со всеми мобильными операторами здесь в России и многими другими операторами в мире. Это услуга аутентификации и управления персональными данными, когда вы со своего мобильного телефона можете управлять своими персональными данными, разрешая кому-то ими пользоваться, кому-то - нет. На текущий момент, после того, как в 1q2021 мы эту услугу запустили у нас уже 300 тысяч пользователей этой услуги, которая позволяет людям очень эффективно и удобно заходить на веб-сайты, e-commerce - сайты, а также помогает управлять большим количеством операций. 

Наверное самый яркий пример - это возможность заполнения анкеты при оформлении заявки на получение нашей ко-брендовой кредитной карты совместно с Альфа-банком. Благодаря Mobile-ID оформление карты занимает 25 секунд. Абсолютно прорывное решение для телеком-рынка, когда пользователь сам, со своего мобильного телефона, может управлять - разрешать передачу данных, запрещать ее. Это один из инструментов, которые позволяют нам очень активно развивать наш совместный проект с Альфа-банком. У нас есть целый ряд финтех направлений - денежные переводы, погашения кредитов, страховые продукты. Они хорошо растут год от года. Сегодня хотелось бы отметить наш проект по кобрендовым кредитным и дебитовым картам. Только за 1q2021 мы получили более 200 тысяч пользователей до 80% из которых - новые. 

В целом наблюдаем активный рост практическим по всем вертикалям, которые комплиментарны коннективити-бизнесу. Будем продолжать делать ставки на эти направления и в ближайшие кварталы 2021 года. 


На этом краткие выступления топ-менеджеров Вымпелком завершились и началась сессия вопросов и ответов. 


Хотелось бы уточнить в отношении размера капитальных затрат Вымпелком в 2021 году. В 2020 году у компании и так был рекордный по объемам CAPEX. В этом году вы показываете заметный прирост инвестиций в 1q2021 - из этого следует, что компания решила еще более увеличить инвестиции в развитие?

Людмила Смирнова, исполнительный вице-президент и главный финансовый директор "Вымпелком". Как прогрессивный телеком-оператор, мы стараемся как можно раньше в начале года осуществить планируемые инвестиции, чтобы как можно раньше начать получать от них возврат. Общий объем инвестиций в 2021 году не будет превышать объем инвестиций в 2020 году по нашим предварительным прогнозам. Однако инвестиции в сеть будут увеличены в соответствии с нашим планом интенсивной стройки мобильной сети Вымпелком. 

Валерий Шоржин, исполнительный вице-президент по технике. И смещены в первое полугодие.

Александр Торбахов, генеральный директор ПАО "Вымпелком". Мы работаем над многими внутренними процессами. К сожалению, процесс инвестирования в Билайне был построен таким образом, что бизнес-планы принимались поздно. CAPEX требует немалого времени, чтобы его осуществить. Немало месяцев проходит от момента начала инвестиций до ввода в строй и того момента, когда можно отразить в бухгалтерии рост доходов, связанных с проведенными инвестициями. Ранее у Билайна даже при сравнительно небольших инвестициях первый и второй кварталы бывали провальными, во второй половине года компания строила больше. В 2020 году мы много работали над тем, чтобы исправить эту управленческую проблему. В 2021 году цикл инвестирования будет уже более равномерным, инвестиции распространятся по году по другому. Поэтому получилось, что эти инвестиции выглядят как значительный рост на фоне провальных цифр 1q2020. Более разумная организация цикла инвестирования это один из наших управленческих успехов. 


Вы упомянули, что в скором времени будет запущен сервис Билайн в метро Санкт-Петербурга. Интересны детали - когда, сколько станций? 

Валерий Шоржин, исполнительный вице-президент по технике. 

Мы строим питерское метро совместно на трех операторов (Прим АБ: МТС, Билайн и Tele2), каждый из участников "кооператива" строит свою часть, а затем все будут совместно эксплуатировать построенной инфраструктурой (в режиме RAN-sharing). На долю Билайн приходится 2 ветки - станции и тоннели. Свою часть закончим, думаю, в июне 2021 года. Связь включаем не дожидаясь завершения общего проекта, на части веток она уже появилась. 

Инвестиции в развитие в питерском метро -  более 1 млрд руб, это общий объем, освоение которого началось еще в 2020 году и продолжается сейчас в 2021 году. То есть часть от этого миллиарда входит в общий объем инвестиций на 2021 год.    


Ожидается заключение ФАС по заявлению Вымпелком на вступление в СП операторов, которые собираются строить 5G в России. Есть какие-то новости по этому проекту?

Александр Торбахов, генеральный директор ПАО "Вымпелком".

Что касается 5G, каких-то значительных новостей в этой теме нет. По-прежнему можем повторить, что позитивно смотрим на создание данного СП, мы за сотрудничество и кооперацию в сложных технологических вопросах, очень ресурсоемких. Поддерживаем диалог с регулятором. Каких-то существенных проблем по части вхождения в СП мы не видим. Главная проблема с 5G в России это отсутствие частот, которые принято во всем мире использовать для развертывания сетей 5G. А СП точно не является преградой или проблемой. 


Интересны планы Вымпелком в связи с таким актуальным направлением, как онлайн кинотеатры. МТС недавно запустил KION, Ростелеком продвигает Wink, есть ли аналогичные планы Вымпелком в этом направлении, ведь переговоры с рядом игроков рынка вы вели?

Джордж Хелд, исполнительный вице-президент по развитию цифрового и нового бизнеса. 

Онлайн-телевидение - это важное стратегическое направление, т.к. оно решает важную для клиента задачу, клиенту нужны не только услуги связи, но также и свежие фильмы, сериалы. Поэтому мы постоянно развиваем это направление. Одна из уникальных вещей, которые мы делаем это развитие рекомендательной платформы, чтобы правильно предлагать человеку фильм. Мы делаем большие ставки на развитие этой платформы, работая в партнерстве практически со всеми онлайн-кинотеатрами, представленными сейчас на рынке. Через Beeline TV вы можете сейчас смотреть контент ivi, СТС. Практически все большие онлайн кинотеатры представлены на нашей платформе, которую мы продолжим развивать и популяризировать среди наших пользователей.  


Предустановка российского ПО на гаджеты. Заметили ли вы какие-то изменения в связи с этим, не выявились ли какие-то проблемы, например, в продажах оборудования в салонах Вымпелком? 

Джордж Хелд, исполнительный вице-президент по развитию цифрового и нового бизнеса. 

Мы наблюдаем интересный и уникальный тренд. Мы много говорили о Beeline TV, одна из уникальных вещей внутри Beeline TV это возможности поддержки сурдоперевода, что позволяет людям с ограничениями по слуху смотреть фильмы. Beeline TV уникален в смысле такой поддержки, кроме нас есть еще лишь один участник рынка, который поддерживает возможности сурдоперевода. Сообщество людей с проблемами слуха обратилось к ряду государственных организаций с просьбой включить Beeline TV в список предустанавливаемых программ, поскольку сервис решает реальную задачу для реальных людей. Приятно видеть, когда твои клиенты борются за твой продукт, за его предустановку. Видим огромную перспективу в этом. 

Александр Торбахов, генеральный директор ПАО "Вымпелком".

Каких-то проблем в связи с предустановками российских приложений мы не наблюдаем у нас или у клиентов. 

--

Телеграм-канал https://t.me/joinchat/APly0UisCqg1MmE6 - текстовые онлайн-трансляции. 

Официальный пресс-релиз Билайн с итогами 1q2021, MS Word 

Результаты VEON в 1q2021, .pdf, англ. 

Бизнес Huawei пострадал от американских санкций, но о катастрофе говорить не приходится

Huawei отчиталась об итогах 1q2021, показав заметное снижение доходов. Это следствие тех санкций против этой китайской компании, которые применяют США. 




Несмотря на них Huawei сумела заработать за квартал $23,5 млрд (152,2 млрд юаней), что на 16.5% меньше, чем годом ранее. В кратком заявлении в связи с публикацией итогов квартала, китайская компания заявляет, что ее бизнес сетевого оборудования все еще растет, а сокращается только потребительский бизнес, в частности, из-за продажи Honor. Деталей нет, какая часть сокращения вызвана операцией по передаче Honor в другие руки, а какая часть - проблемами бизнес по производству смартфонов Huawei. Учитывая, что они потеряли возможность доступа к Google Play, можно предположить, что этот бизнес также испытывает немалые проблемы. 

"2021 год будет для нас еще одним сложным годом", - говорит Эрик Сюй, ротируемый председатель Huawei. Сомнений в этом нет. 

Впрочем, Huawei продолжает активно вкладывать в инновации и бороться за сохранение непрерывности поставок, по которым эффективно бьют санкции и противоэпидемические мероприятия. 

Huawei показал рост чистой прибыли на 3.8 пп на 11,1%, так что деньги на продолжение разработок у компании есть. 

В 2021 году компания Huawei скорректировала курс, сейчас она все более переходит в сегмент B2B, все более активно разрабатывает ПО, облачные технологии и AI. Окажется ли она успешной в этих разработках. 

-- 

Вымпелком сообщает об улучшении качества услуг LTE в Сочи

Вымпелком заявляет об улучшении качества сети в Сочи, достигнутого за счет развертывания неназванного числа базовых станций, внедрения SON - системы автоматической настройки сети, а также рефарминга частот 1800 МГц с GSM в LTE (пока что задействована в основном полоса 2х10 МГц). В результате скорость мобильного интернета выросла в 1.5 раза, улучшились и другие показатели работы сети, утверждает компания в пресс-релизе. 

Билайн построил новые базовые станции в центре Сочи, в Лазаревском и Адлерском районах. Сеть LTE появилась в поселках Беранда, Атарбеково, Совет-Квадже, Барановке, Ачипсе, Нижней Шиловке. Благодаря этому, по данным компании, в Большом Сочи покрытие сети 4G выросло на 44% (по сравнению с весной 2020 года).

Частоты, используемые в Краснодарском крае операторами LTE:


--

пресс-релиз

Билайн ускорил мобильный интернет в Сочи накануне майских праздников
 
28 апреля 2021 года, Сочи – ПАО «ВымпелКом» (бренд Билайн) улучшил работу сети в Сочи накануне начала нового туристического сезона. Оператор построил новые базовые станции, запустил искусственный интеллект для управления телеком оборудованием и провел расширение полосы LTE (рефарминг), увеличив емкость сети для передачи данных абонентов.

В результате скорость мобильного интернета выросла в 1,5 раза, улучшились и другие показатели работы сети. (*)




Билайн построил новые базовые станции в центре Сочи, в Лазаревском и Адлерском районах. Связь «четвертого поколения» появилась в поселках Беранда, Атарбеково, Совет-Квадже, Барановке, Ачипсе, Нижней Шиловке. Таким образом, за год в Большом Сочи покрытие сети 4G, обеспечивающей скоростной мобильный интернет, выросло на 44% (по сравнению с весной 2020 года).

Максим Романько, директор Сочинского отделения Билайн:

«Интернет-трафик в сети Билайн ежегодно увеличивается в 1,5 раза: мобильным интернетом все больше пользуются и туристы, и жители Сочи. Поэтому мы постоянно модернизируем сеть для того, чтобы она успешно справлялась с растущими нагрузками, в том числе, в течение курортного сезона».

Помимо проведения рефарминга частот, который позволил увеличить в 1,5 раза ширину полосы LTE 1800 и скорость мобильного интернета, Билайн в Сочи начал использовать новую технологию SON (Self Optimized Networks – самооптимизирумая сеть). Она работает на базе искусственного интеллекта и помогает адаптировать работу оборудования под индивидуальные запросы клиентов. Такой «бесшовный» переход сигнала от одной базовой станции к другой ощутимо улучшает связь для туристов, которые традиционно много путешествуют по горному и прибрежному кластерах Сочи.

(*) по данным внутренней аналитики ПАО «ВымпелКом»

--

Платформа Билайн Бизнес поможет Горводоканалу Новосибирска собирать данные с беспроводных приборов учета

Билайн Бизнес и МУП ГОРВОДОКАНАЛ Новосибирска сообщают об успешном завершении тестовой эксплуатации платформы Билайн.City для автоматизации сбора и передачи показаний приборов учета. Платформа подключена к приборам учета через сеть NB-IoT, развернутую ранее компанией Билайн в Новосибирской области. Билайн выступает администратором сервиса.



Данные, собираемые приборами учета, отображаются в личном кабинете каждого пользователя Билайн.City. 

Функционал платформы был доработан и адаптирован под индивидуальные требования МУП "ГОРВОДОКАНАЛ". Доступны данные о текущих показаниях любого прибора, статистика, а также формируются необходимые отчеты по каждому контрагенту. 

Внедрение платформы позволило повысить достоверность данных, упростить их сбор, что в итоге снижает количество споров между конечным потребителем и МУП Новосибирска ГОРВОДОКАНАЛ. 

Максим Зайков, исполнительный вице-президент по корпоративному бизнесу ПАО «ВымпелКом»: «Мы видим большие перспективы в развитии технологичных решений для автоматизации городской инфраструктуры. Со своей стороны, Билайн вкладывает ресурсы как в создание «умных» продуктов, так и в развитие своей сети. В частности, реализация проекта с МУП «ГОРВОДОКАНАЛ» стала возможна благодаря качественному покрытию сети 4G LTE Билайн в Новосибирске, на базе которого был запущен стандарт NB-IoT, обеспечивающий бесперебойную передачу данных. Мы используем индивидуальный подход и самые современные технологии IoT для решения задач своих клиентов. По итогу тестового периода мы планируем расширять применение Билайн.City внутри МУП «ГОРВОДОКАНАЛ», подключая и другие их направления. Также Билайн Бизнес готов помогать развивать умные города, транслируя свой опыт на новые проекты, в том числе и в других регионах».

Николай Семериков, начальник службы сервисного обеспечения МУП г. Новосибирска «ГОРВОДОКАНАЛ»: «Удаленный сбор показаний сегодня является одним из фокусных направлений для развития нашей компании. Это решение позволяет своевременно получать данные о реальном расходе ресурса, что позволит сократить время на обработку и выставление счетов, повысить прозрачность расчетов с потребителями и в перспективе приведет к более точному прогнозированию производства. К тому же, распространенные сейчас другие решения, которые передают информацию через стандартные каналы связи, сравнительно дороже и имеют высокое энергопотребление, что выгодно отличает стандарт NB-IoT с применяемым на нем оборудованием. Явные преимущества стандарта NB-IoT – емкость, позволяющая подключить тысячи датчиков, небольшое энергопотребление и низкая стоимость устройств».

Билайн.City – комплексное решение, которое объединяет в себе разнообразные IoT-устройства, среду передачи данных и интерфейс пользователя. Он призван служить рабочим столом, объединяя информацию от разных устройств, интегрированных систем, картографических и статистических данных. Билайн. City отличают гибкость, универсальность, надежность, а также возможность настройки и доработки под задачи заказчика. Билайн.City не требует от заказчика специальных серверных мощностей, собственных системных администраторов. Его поддержка осуществляется на стороне Билайн.

К сожалению, нет данных, какие используются приборы учета, прежде всего, кто выпустил модуль NB-IoT посредством которого обеспечивается беспроводное подключение прибора к сети Вымпелком и к платформе Билайн.City - российского или зарубежного производства. 

Появление у Билайн Бизнес платформы Билайн.City означает появление у компании зрелого комплексного продукта. Оператор постепенно расширяет покрытие NB-IoT, соответствующие сети развернуты уже примерно в двух десятках российских регионах. 

По покрытию NB-IoT лидерами российского рынка являются МТС и МегаФон. Объем доходов операторов от данного направления бизнеса начал расти. В ближайшие годы можно ожидать дальнейшего роста, если только регулятор не "подкинет проблем".

-- 
-- 

Частную сеть на частотах Tele2 запустил Норникель на одной из шахт рудника Скалистый

ГМК "Норильский никель" завершил тестирование частной беспроводной сети Private LTE/5G в одной из шахт рудника "Скалистый" на Таймыре. Сеть развернута на оборудовании Nokia, партнером от операторов выступает Tele2. В проекте принимала участие компания СПБЭК - Майнинг. 



Рудник Скалистый с его шахтами глубиной до 2.5 км - образец высоких технологий в горнодобыче, а теперь и в телекоме. Были проверены такие возможности частной сети, как обеспечение надежной и безопасной передачи голоса и данных, видеонаблюдения, передача телеметрии от оборудования, связь между распределенными производственными площадками и центром управления и другое. 

В составе сети - оборудование и ПО ядра сети 4G и 5G, базовые станции Flexi Zone Micro LTE, Nokia AirScale 5G, а также решение для групповой оперативной связи.  

Компании не сообщают, какой диапазон частот был задействован для испытаний услуг 5G. 

Для Tele2 это один из нескольких проектов частных сетей "для ряда крупных заказчиков". Среди них - Якутская топливно-энергетическая компания (ПАО ЯТЭК), Чепецкий механический завод. Все ли из этих проектов перейдут из статуса "пилотная сеть" в статус "коммерческая эксплуатация" - неизвестно. 

В целом в России наиболее активной по части развертывания частных сетей выглядит компания МТС с ее проектами для ЕВРАЗа (шахта Шерегешская), Уралкалия (рудник БКПРУ-2), КАМАЗа. 

Если МТС выбирает для своих проектов частных сетей решения Ericsson, то Tele2 - Nokia. Есть проект частной сети и у МегаФона - на Удоканском месторождении меди с планами запуска в 2022 году. 

В этом плане российские проекты частных сетей - в тренде мирового развития, где число частных сетей LTE для предприятий исчисляется многими десятками. 

--

Telefonica Spain выбрала маршрутизаторы Nokia для завершения трансформации IP-сети

Оператор получит маршрутизаторы Nokia для обеспечения доступа первого уровня и агрегации - доступ обеспечат продукты линейки Nokia 7250 IXR, включая 7250 IXR-e используемые для сайтов сотовой связи, а агрегацию - 7250 IXR-R6. Внедрение этих решений Nokia позволит Telefonica оказывать услуги FTTH и мобильной сети 5G в сельской местности и для удаленных потребителей. 

--

пресс-релиз компании

Nokia selected by Telefonica Spain to complete its IP network transformation

Nokia’s IP interconnect routers for first-layer access and aggregation complete the end-to-end transformation of Telefonica’s IP architecture

Deployment will enable Telefonica to further expand Fiber-to-the-Home (FTTH) fixed access and 5G mobile services to consumers and enterprises in Spain in rural and remote sites

28 April 2021

Espoo, Finland – Nokia today announced it has been chosen by Telefonica Spain to bring 5G and Fiber-to-the-Home (FTTH) connectivity to more people in Spain by upgrading the operator’s IP network. This hardware and services deal is the final piece in a long-term architecture project that has positioned Nokia products across all layers of Telefonica’s end-to-end IP network. Its routers in the access and aggregation network will enable Telefonica to offer high-speed connectivity to consumers and enterprises especially in rural and remote sites.

Nokia has already been providing its IP solutions for mobile backhaul, edge, core and peering as part of Telefonica’s IP Network Fusion project. The operator designed the project as a platform for incorporating services into a single network infrastructure, offering advanced communications services and transforming the customer experience for mobile, residential and business services.

Under the final deal in the project, Telefonica will deploy the Nokia 7250 IXR products, including the 7250 IXR-e cell site router for access and the 7250 IXR-R6 for aggregation. Both are specifically designed to support edge clouds, moving applications closer to end users for a better customer experience.

The Nokia 7250 IXR products also bring unique advantages in this part of Telefonica’s IP network. They provide end-to-end support for advanced IP routing protocols such as segment routing that will lay the foundation for network slicing, providing fast and efficient automated service delivery and service assurance. The 7250 IXR products also enhance the reliability of cellular service by providing advanced timing, synchronization and quality of service capabilities, which are critical for cellular radio performance.

With the incorporation of this Nokia solution, Telefonica continues to optimize its network in order to offer high capacity and quality connectivity with wide capillarity in rural and remote locations.

Javier Gutiérrez, Strategy and Network Development Vice President, Telefonica Spain, said: “The network extensions from Nokia will help Telefonica provide a full service catalogue to our customers. Services including video streaming and multicast live video, including Telefonica´s TV platform Movistar+, voice, internet broadband, and a range of enterprise services will be available through both our fixed access and mobile infrastructure, providing increased network coverage for rural and remote sites in particular.”

Vach Kompella, Head of IP Networks Division, Nokia, said: “As one of the foremost operators in Europe, Telefonica has always focused on modernization of the network, and the connectivity of the access network is critical to success. With its end-to-end IP network now complete, Telefonica can bring new services to its customers faster, provide better service assurance and prepare for anticipated growth, with the evolution to 5G and edge computing. We are pleased to partner with Telefonica to prepare for the future.”

 -- 

Дефицит медной фольги для печатных плат, как отражение дефицита на медь

Цены на медь достигли 10-летнего максимума. И это не случайность. Факторов для роста цен на медь много, поэтому нельзя исключить, что этот рост продолжится и в дальнейшем.




Медь все более активно используется автопромом в связи с переходом на электромобили, где общая протяженность проводников измеряется километрами. Если объем производства электромобилей вырастет с текущих 5,1 млн (прогноз на 2021 год) до 31,51 (прогноз на 2030 год), то текущее мировое производство меди потребуется, минимум, удвоить, либо даже утроить. Ведь электромобили - это не только они сами, но также зарядные станции и другая силовая инфраструктура, для производства которой требуется медь. 

Еще один гигантский потребитель медной фольги - это производители печатных плат. Всплеск производства микроэлектроники, когда некоторые производители расконсервировали производства чипов, ранее закрытые из-за устаревания и недостаточных объемов заказов, привел и к всплеску производства модулей и электронных плат для различных приборов и устройств, где они используются. И вот уже некоторые производители печатных плат сталкиваются с нехватками необходимой для этого медной фольги. Согласно прогнозам этот дефицит сохранится и в 2q2021. 

С дефицитом медных кабелей, необходимых для обустройства в доме электропроводки, сейчас столкнулись, например, строители в США. 

Локальный фактор - угроза забастовки на крупнейшем в мире комбинате по добыче меди в Чили - там что-то не так с пенсионными выплатами. А в целом, именно в Андском медном поясе следует ожидать бурного развития добычи меди в предстоящие годы, здесь идет активная геологоразведка месторождений красного металла компаниями Solaris Resources, EcuaCorriente и SolGold. Не зря медь уже называют новой нефтью, как и микроэлектронику. 
Мировая выплавка меди в марте упала до самого низкого уровня за последние 5 лет, т.к. Китай, лидирующий по объемам выплавки меди не смог получить сырье, требующееся для ее производства в необходимых объемах. 

В Goldman Sachs прогнозируют дефицит меди к 2030 году в объемах 8,3 млн тонн. Не снизится спрос на медь и после этого. Так что производствам, где активно используется медь, впору делать запасы этого металла. В некоторых странах уже начали говорить о меди, как о факторе национальной безопасности и, минимум, как о стратегическом сырье. Там, где есть возможность для добычи этого металла, самое время инвестировать в расширение этой добычи. Остальным следует готовиться к росту цен на медь и изделия из нее. 

Есть, конечно, и более консервативные прогнозы. Поэтому вряд ли можно с уверенностью говорить о непременном кратном росте цен на медь и ее постоянном дефиците. Как обычно, все будет зависеть от баланса спроса и предложения. В чем можно быть уверенным, так это в росте объемов потребления данного металла, независимо от того, вызовет ли этот рост дефицит меди и существенный рост цен на нее. И если этот рост спроса не будет подкрепляться ростом объемов добычи сырья и производством из него меди, турбулентности на рынке не избежать. 


-- 

Arm представил новые платформы для серверов ЦОД, высокопроизводительных вычислений и машинного обучения

Это платформы Arm Neoverse V1 и Arm Neoverse N2. 

Arm Neoverse V1 - основана на первом разработанном в Arm ядре с поддержкой инструкций микропроцессора Scalable Vector Extension. Как утверждает компания, это дает выигрыш в 50% в производительности, а также расширяет в 1,8 раз диапазон векторных рабочих нагрузок, а также улучшает в 4 раза скорость машинного обучения, если сравнивать с N1. 

Arm Neoverse N2 - также по своему уникальна. Это первая платформа на чипе, выполненном по архитектуре Armv9, представленном в марте. По заявлениям Arm, это платформа обладает на 40% более высокой однопоточной производительности в сравнении с N1. 

Компания сообщает также о готовности Arm Neoverse CMN-700, мэш-решении для соединения платформ между собой. 

Подробнее на англ.  и здесь, а еще на русском:  servernews.ru 

-- 

Штраф почти на 1 миллиард рублей выписали в ФАС компании Apple

Это так называемый оборотный штраф, то есть штраф, исчисляемый в процентах от оборота компании (суммы ее доходов и расходов). Инициатором выступила Лаборатория Касперского, которая обратилась в ФАС с жалобой на Apple. 






В ФАС тут же заметили, что оказывается, Apple "нарушает", предоставляет своим продуктам конкурентные преимущества, а распространение конкурентных приложений "родительского контроля", напротив "зажимает". И внезапно, ведь до этого многие годы такое положение дел никого не напрягало, возбудились против права, которое Apple оставила за собой на "неограниченное усмотрение ответчика" отклонять приложения сторонних разработчиков "по любой причине", которое вписано в правила App Store. 

В итоге 26 апреля 2021 года ФАС России наложила... на Apple оборотный штраф в размере 906 млн с копейками "за нарушение антимонопольного законодательства". 

В общем, из-за обиженных сироток из "Лаборатории Касперского" Apple может лишиться миллиарда рублей. Понятно, что для начала в Apple попробуют отбиться от претензий чиновников в суде, а до этого никто никакой штраф платить не станет. Компания уже успела заявить, что уважительно относится к ФАС, но будет обжаловать решение в установленном порядке. 

Скорее всего с этим не заладится. Если суд будет российским, то вероятно его решение в пользу чиновников. И если Apple придется заплатить, то компании, вероятнее всего придется в очередной раз поднять цены на будущие модели своих гаджетов. Так что все эти штрафы, выписываемые в пылу лоббирования интересов российских компаний могут обернуться дальнейшим ростом расходов для российских пользователей при покупке и без того дорогой по меркам доходов россиян с нашим МРОТ в 12,8 тысяч рублей продукции Apple. 

 --  

Билайн и АльфаСтрахование предлагают защиту от повреждений экрана

Говорят, это популярная услуга. В Билайн можно оформить страховой полис онлайн, ходить для этого куда-то не потребуется. Цена полиса зависит от марки и модели, то есть за защиту бюджетной модели с вас не возьмут столько же, сколько за страховку новенького изделия Apple. Страховать можно не только новый, но и бэушный аппарат, лишь бы он еще работал и, конечно, при условии, что его экране еще не поврежден. В качестве пруфа используется фото дисплея после оплаты полиса на сайте или в приложении. 



Оформить страховку можно в приложении Мой Билайн (12+) в разделе Финансы, либо на сайте alfa.beeline.ru

-- 

пресс-релиз

Билайн и «АльфаСтрахование» запустили онлайн-продажи страховых полисов для защиты экрана смартфона

27 апреля 2021 года, Москва – Билайн и «АльфаСтрахование» запустили услугу «Защита экрана» для подержанных устройств с сохранением минимальной стоимости на рынке. Полис можно оформить как в приложении «Мой Билайн» (12+) в разделе «Финансы», так и на сайте https://alfa.beeline.ru/insurance/phone. Цена полиса формируется в соответствии с маркой и моделью смартфона, поэтому владельцам недорогих телефонов комфортнее решиться на покупку. Теперь вы можете оформить полис где бы вы ни находились, удобным для вас способом.

Вместе с «АльфаСтрахование» мы сверили цены на ремонт дисплея у разных сервисных центров и постаралась сделать такое страховое покрытие, которого точно хватит для ремонта. При этом вам необязательно ездить в сервисный центр самостоятельно: курьер доставит смартфон на ремонт и обратно вам в руки, услуга уже доступна во всех крупных городах России.

Экран можно застраховать, если на нем нет механических повреждений. Чтобы активировать защиту экрана, нужно загрузить фотографию дисплея телефона после оплаты полиса на сайте или в приложении. Полис будет отправлен на почту, указанную в анкете. До загрузки фотографии ваш телефон будет защищен полисом от поломок из-за воздействия воды, электрического тока и внезапной потери работоспособности без видимых повреждений. А еще у клиентов есть целых 15 дней на загрузку фотографии своего телефона. Теперь процесс оформления услуги стал проще, а завершить его можно, когда это удобно именно вам.

Полис на год доступен для абонентов всех операторов России, и его можно оплатить банковской картой. Ежемесячная подписка доступна только абонентам Билайн, её легко подключить к банковской карте или к счету мобильного телефона.

Джордж Хелд, исполнительный вице-президент по развитию цифрового и нового бизнеса:

«Забота о клиентах является самым важным стратегическим фокусом для нашей компании. Именно поэтому, когда мы создаём каждый новый продукт, мы смотрим, как он сможет сделать жизнь клиента лучше, удобнее, эффективнее. Защита экрана – это один из тех шагов, которые мы делаем в направлении создания реальных ценностей для клиентов. Защищая телефон, мы защищаем самый важный инструмент общения человека с цифровым миром».

Евгения Смирнова, руководитель направления управления по работе с сетевыми партнерами «АльфаСтрахование»:

«Экран – самая уязвимая часть смартфона, которая больше всего страдает из-за падений, залива водой, перепадов напряжения. Сломанный экран может показаться мелочью на фоне других проблем, однако от таких мелочей зависит наш комфорт и настроение. А если смартфон дорогой, то и ремонт экрана будет стоить дорого, поэтому его защита также избавит от неожиданных трат. Подобные продукты всегда создаются с заботой о клиентах. А возможность передать телефон курьеру и не обращаться в сервисный центр самостоятельное сэкономит время – самую большую ценность в жизни современного человека».

Услуга предоставляется АО «АльфаСтрахование» (лицензия СИ № 2239 от 13.11.2017 г.). Подробнее об услуге https://alfa.beeline.ru/insurance/phone.

-- 

Билайн построил канал связи до Гыданского полуострова

Пока подводные ВОЛС еще не прошли вдоль арктического побережья России проблема обеспечения надежного канала передачи данных остается актуальной для многих компаний добывающего сектора. В том числе и для франко-американской компании TechnipFMC, которая сейчас занята сооружением завода по производству сжиженного природного газа Арктик СПГ 2 для Новатэк на Гыданском полуострове.


Схема не отражает реального маршрута РРЛ "Сургут-Гыданский п-в", но дает примерное представление о том, где она проходит. 

 

Задачу по созданию такого канала, который должен объединить площадку на территории Гыданского полуострова и дата-центр TechnipFMC в Париже, доверили Билайн Бизнес. Для  решения этой задачи была сооружена автономная радиорелейная линия связи длиной порядка 420 км, которая связала Сургут и Гыданский полуостров. Задача непростая, учитывая условия вечной мерзлоты. 

Благодаря этой радиорелейной линии, был создан канал от месторождения на Гыдане через Ямальский полуостров, Сургут и Москву до Франкфурта и далее. К сожалению компания не приводит данные о пропускной способности канала и уровне задержки распространения сигнала. 

Герман Бородов, директор по работе с ключевыми клиентами ПАО «ВымпелКом»:

«Благодаря высокому уровню компетенций Билайн Бизнес в реализации сложных проектов в арктическом регионе, партнерство с TechnipFMC стало логичным продолжением предыдущего опыта сотрудничества наших компаний. Организованный канал позволит ускорить темпы освоения Арктики и поспособствует дальнейшему развитию телекоммуникационных сервисов в этом регионе.»

-- 

Сотрудников контактного центра МегаФона будет тренировать искусственный интеллект

Голосовой робот компании SkyTrainer обеспечит возможность тренировок сотрудников контактного центра МегаФон. Робот на базе AI должен помочь сотрудникам этого подразделения отработать навыки голосового общения с клиентами. Как ожидается, такие тренировки повысят эффективность и комфорт переговоров клиентов и сотрудников.



Как это выглядит? 

Робот SkyTrainer выступает в роли клиента. Общаясь с сотрудником, он имитирует различные человеческие эмоции: страх, злость, радость, печаль, отвращение, удивление или заинтересованность. В процессе разговора "настрой" робота может меняться, как и темп речи. Как ожидается, в ходе такой подготовки растут навыки общения оператора, ему становится проще общаться с реальными клиентами. 

Платформа SkyTrainer анализирует речь сотрудника, фиксирует ошибки, дает индивидуальные рекомендации и проводит экзамены. Руководитель получает подробный отчет и советы по каждому из сотрудников. 

По результатам пилотных испытаний SkyTrainer подписан договор с компанией МегаФон. 

 «В процессе повышения качества клиентского сервиса мы традиционно отдаем предпочтение новым технологиям, проверяя эффект на конкретных пользовательских сценариях. Мы убедились, что применение голосовых тренажеров действительно сокращает срок подготовки сотрудника к переговорам и повышает качество его работы, что заметно по отзывам наших клиентов», — прокомментировал директор по клиентскому сервису ПАО «МегаФон» Игорь Доронин

Генеральный директор SkyTrainer Алексей Балакирев добавил: «Мы начали сотрудничество с МегаФоном с направления обслуживания клиентов и телемаркетинга, но уже сейчас видим перспективы развития отношений. Партнёры такого уровня имеют высокие стандарты и обогащают продукт новыми идеями для доработок. Я уверен, что наши взаимоотношения принесут значимые результаты обеим компаниям».

Применение роботов в образовании - пока что спорная тема. И все же идея кажется вполне понятной. Учитывая высокую текучку кадров, присущую практически любому колл-центру, задача обучения кадров профессиональному общению с клиентами - актуальная и требует немалых ресурсов. Применение AI в этом плане позволяет сократить время обучения, "проиграть" самые распространенные сценарии общения, а также сымитировать ряд сложных кейсов. 

Можно прогнозировать, что опыт МегаФона не останется незамеченным, интерес к разработке проявят и другие компании, обладающие крупными контактными центрами, как из телекома, так и из других отраслей. 

-- 

Apple инвестирует в развитие в США фантастические $430 млрд

Даже несколько миллиардов долларов - это гигантская сумма. На них, например, можно построить современную фабрику для производства полупроводников по техпроцессам, которые недоступны российским производителям (если, конечно, в вашу страну США не запретили поставлять соответствующее производственное оборудование). Что же сказать о сумме в более, чем $430 млрд!  




Именно такие средства в течение ближайших 5 лет в бизнес в США планирует вложить Apple. В частности, это будут инвестиции в 5G и связанные с этой технологией разработки и производства в области микроэлектроники. Как ожидают в компании, в рамках этих инвестиций будет создано 20 тысяч новых рабочих мест. 

Для реализации новых планов развития, компания повысит на 20% инвестиции в рынок США, первоначальная их сумма, запланированная еще в 2018 году составляла $350 млрд. В рамках этих планов Apple выделит десятки миллиардов долларов на "разработку микросхем и инновационных технологий 5G в 9 штатах США". 

Apple планирует работать с 9 тысячами поставщиков и компаний во всех 50 штатах, поддерживая создание рабочих мест. Компания планирует также инвестиции в развертывание ЦОД, в десятки продуктов Apple TV+ и в развитие технологий ML/AI. 

Apple уже выделила более $1 млрд на строительство кампуса и инженерного центра в кампусе Северной Каролины и $100 млн на поддержку школ и сообществ в городах Роли и Дарем. 

--

Германия аккумулирует инвестиции, чтобы ускорить развитие 5G

Гонка за лидерство в 5G - существенная составляющая процесса развития современного телекома. В лидерах безусловно Китай с его сотнями тысяч развернутых базовых станций 5G и сотнями миллионов пользователей новой технологией, с заметным отрывом, но также на передовых позициях - Южная Корея, Япония и США. Но и в Европе понимают значимость 5G и также проявляют активность.




Федеральное министерство транспорта и цифровой инфраструктуры Германии сообщает, что обеспечит финансирование для 48 консорциумов, по 4 млн евро на каждый проект в области 5G. Финансирование должно поддержать развитие услуг на базе 5G в таких областях как сельское хозяйство, здравоохранение, образование и администрация. 

Чиновники надеются, что эти вложение помогут не только развитию мобильной связи в стране, но и в качестве подкрепления экологической повестки, обеспечив снижение выбросов окислов углерода в атмосферу. 

Первые 10 проектов услуг с использованием сетей 5G уже выбраны, как и выделены 38 млн евро на их разработку. 

Bell Canada выбрал Ciena поставщиком решения 400G для умощнения опорной сети

Канадский оператор сотовой связи начал развертывать поддержку режима 400G (400 Гбит/c) на своих оптоволоконных магистралях, используя технологию Ciena WaveLogic 5 Extreme. 


Ванкувер, Канада, 2001 год

Иван Михалевич, президент подразделения Bell Canada BCE Global, пояснил изданию Fierce Telecom, что такое умощнение улучшит возможности обслуживания крупных облачных провайдеров, операторов, сетей доставки контента и других крупных клиентов из разных отраслей. Это реакция компании на взрывной рост спроса на объемы передачи данных. 

«Благодаря технологии 400G наши клиенты получат сниженные цены на порты маршрутизатора и снижение платы за кросс-соединения в центрах обработки данных, поддерживающих эту технологию», - сказал Михалевич.

Технология, которую реализует Ciena позволяет поддерживать в оптоволоконной магистрали скорости 800G, но пока что интерфейс к клиентам не будет выше 400G. 

Новая технология уже развернута на "основных участках" оптоволоконной сети Bell Canada, общая протяженность которой составляет 17 тысяч километров. В 2021 году продолжится расширение этих участков с тем, чтобы повысить доступность услуги 400G в крупных городах Канады. 

В феврале 2021 года Bell Canada заявила о том, что планирует увеличить свои инвестиции в ближайшие 2 года в развитие сети на US$160 млн до US$960 млн. Развитие оптоволоконной сети компании - один из ее приоритетов, а внедрение 400G отвечает этому плану. 

--  

МТС представил первый документальный фильм в рамках недавно запущенного проекта KION

МТС Медиа, дочерняя компания ПАО МТС, развивающая кабельное, спутниковое телевизионное вещание и собственную мультимедийную платформу, сообщает, что в онлайн-кинотеатре KION стал доступен документальный фильм «Дуров» от режиссера Родиона Чепеля.



Не буду напоминать, что пока что все это - лишь дорогой эксперимент с неизвестными перспективами. Тем не менее, будем за ним наблюдать, раз уж у истоков - телеком-оператор. 

--

Пресс-релиз МТС

KION представил премьеру документального фильма «Дуров»

26 апреля 2021 г.

МТС Медиа, дочерняя компания ПАО МТС (NYSE: MBT, MOEX: MTSS), развивающая кабельное, спутниковое телевизионное вещание и собственную мультимедийную платформу, сообщает, что в онлайн-кинотеатре KION стал доступен документальный фильм «Дуров» от режиссера Родиона Чепеля.

Документальный фильм «Дуров» — первая кинобиография основателя социальной сети «ВКонтакте» и кроссплатформенного мессенджера Telegram, созданная компаниями «Амурские волны» и МТС Медиа. Премьера полнометражного документального фильма «Дуров» состоялась 24 апреля в рамках 43-го Московского международного кинофестиваля, где картина участвует в конкурсе документального кино. Сейчас фильм доступен для просмотра в новом онлайн-кинотеатре KION.

Специально для фильма эксклюзивное интервью дал Илья Перекопский — один из ближайших соратников Дурова, с которым они подружились еще во время учебы на филологическом факультете СПбГУ. Перекопский пришел во «ВКонтакте» практически с первых дней, был вице-президентом компании, но покинул ее после того, как Павел ушел в 2014 году. Сегодня они вместе работают над развитием Telegram, где Илья занимает пост вице-президента компании.

Уникальная история о лидере нового поколения, о человеке, который создал инструмент влияния на будущее, рассказанная его ближним кругом. Павел Дуров – гениальный менеджер, миллионер, визионер, затворник, ещё в школе решивший стать «интернет-тотемом». О нём, его личной жизни и отношениях с властью существует множество мифов. Этот фильм создан для того, чтобы их развеять, и ответить на главный вопрос: «Who is mister Дуров?».

«Дуров» — фильм-портрет, сотканный из историй его знакомых, друзей и коллег. Режиссер собирает огромный пазл под названием «Павел Дуров» из разных воспоминаний, свидетельств и эпизодов, всплывающих в памяти всех людей, кто окружал его на разных этапах жизни. В фильме присутствует уникальная, ранее нигде не фигурирующая хроника, на которой запечатлен сам Дуров, играющий в школьном спектакле.

Упоминается и об одном из первых интернет-проектов Павла. Малоизвестный факт — замысел «ВКонтакте» родился на популярном петербургском форуме Durov.com, где выкладывались материалы — шпаргалки и ответы — для подготовки к зачетам и экзаменам филфака СПбГУ. В будущем пользователи форума образуют костяк команды «ВКонтакте».  Среди них будут как первые пользователи еще закрытой социальной сети, так и первые программисты компании, которые займутся совершенствованием сайта.

Среди спикеров фильма: пресс-секретарь «ВКонтакте» Георгий Лобушкин, разработчики «ВКонтакте» Олег Илларионов и Андрей Лопатин, журналист издания «Деловой Петербург» Эльнара Петрова, главный советник Telegram по инвестициям Джон Хайман, сооснователи «ВКонтакте» Лев Левиев и Вячеслав Мирилашвили, заместитель генерального директора «Вконтакте» по стратегии и бизнесу Александр Круглов, блогер Александр Горбунов, более известный как «Сталингулаг» и многие другие.

Продюсер фильма — генеральный директор МТС Медиа Игорь Мишин. Режиссером проекта выступил журналист и документалист Родион Чепель. Среди документальных работ Чепеля история о матерях Беслана «Комитет», тревел-шоу «Местные» о российских городах, а также двухсерийный телефильм «Листьев. Новый взгляд», посвященный расследованию убийства телеведущего Владислава Листьева, произошедшего в 1995 году.

Родион Чепель, режиссер фильма: «Мы давно наблюдали за Павлом Дуровым. Все началось с программы «Парфенов», где Леонид рассказывал о его отъезде из России. И я, и Павел из Петербурга, мы учились в одном университете. В фильме хотелось передать понимание того, как именно этот человек запрыгнул в новую технологическую эпоху, а впоследствии стал одним из главных ее представителей. К счастью, замысел нашел отклик у Игоря Мишина, благодаря которому во многом и появился этот проект».

Георгий Медников, преподаватель гимназии им. Д.К. Фадеева: «Поступало 7-8 человек на место, Павлу удалось пройти. Он выделялся, был у него ряд особенностей, которые, кстати, нравились не всем одноклассникам. С частью класса у него были непростые отношения. Его волновало, как его оценивают».

Илья Перекопский, вице-президент Telegram: «С Павлом мы познакомились на первом курсе университета, учились мы на филфаке СПбГУ. Буквально с первого сентября с Павлом начали общаться, с тех пор и сдружились. Нам всегда было скучно, если нет вызова. Будь это конкурс красоты, который мы устраивали в стенах филфака, работа над «ВКонтакте», блокировка Telegram в России или создание TON — у каждого из нас должен быть вызов, мы никогда не стоим на месте».

Павел Черкашин, венчурный инвестор: «Как бы мы ни ругали этот инструмент, Telegram Павла Дурова по сей день остается оплотом свободы слова, это надо признать. При всем многообразии инструментов именно Telegram остается главным рупором даже в таких странах как сегодняшняя Беларусь. Я не думаю, что в ближайшее время что-то придет на замену детищу Дурова».

--

Роботов на платформе VoiceBox от МТТ внедрят предприятия ЖКХ

Чем только не промышляют в наше время операторы. ОАО "МТТ" рассказывает о поставках голосовых роботов оповещателей различным предприятиям ЖКХ. В частности, такой софт внедряет ООО "Башкирские распределительные тепловые сети", а также некоторые другие "крупные расчетные центры", которые МТТ не называет. 

Роботы разработаны на основе платформы VoiceBox МТТ. Они способны принять показания счетчиков и сформировать ежемесячные счета для клиентов. На сегодня они уже обрабатывают в компаниях, где их внедрили, более 50% обращений клиентов. 

В МТТ за это направление отвечает Иван Артемьев, руководитель отдела управления проектами компании МТТ. Планируется расширить список функций, доступных роботам - им доверят также сбор обратной связи, прием жалоб и оповещение о ремонтных работах. 

Внедрение таких "роботов" это палка о двух концах. 

С одной стороны, они "расшивают" бутылочное горлышко, связанное с тем, что зачастую количество операторов контактного центра не соответствует потребностям клиентов. Спрос на контакты как правило меняется во времени весьма значительно, подгадать с соответствующим объемом специалистов контакт-центра практически невозможно. Кроме того, роботы не хамят клиентам, если конечно это не предусмотрено их программой. 

С другой стороны, всегда ли человек хочет при звонке в компании удовольствоваться "общением" с роботом? Особенно, если речь идет о приеме жалоб или другой "обратной связи". Там, где человек потенциально мог бы успокоить раздраженного клиента, робот может довести его уже до более решительных действий, например, до жалобы в те или иные инстанции. Впрочем, в ЖКХ этого вряд ли всерьез опасаются. 

Еще один минус роботов - они все еще недостаточно сообразительны. Например, чтобы передать показания приборов учета придется продиктовать номер лицевого счета (а что, нельзя определить его по номеру звонящего?), "ПО СЛОГАМ" назвать фамилию собственника, а затем озвучивать показания счетчиков...  

Как по мне, так гораздо удобнее передать показания через веб-интерфейс, а не голосом. Но, конечно, есть люди, которые всегда предпочтут голосовое общение текстовому. Кстати, а почему до сих пор нет возможности передавать данные текстом, сообщениями в Telegram или WhatsApp ? Это выглядит куда более удобным, чем все эти диктовки по слогам. 

Платформа VoiceBoх от МТТ позволяет собрать уникального робота в зависимости от специфики и потребностей конкретной компании. При этом компания утверждает, что "интерфейс платформы прост и интуитивно понятен", впрочем, так все говорят о своих продуктах. Так что это и другие заявления желательно проверить мнениями тех, кому доведется попробовать на себе новую услугу. 

Процитирую из релиза: "Работать в нем [интерфейсе] может любой специалист без навыков программирования. Робот собирается из готовых функциональных блоков: входящие и исходящие вызовы, распознавание и синтез речи, интерактивное меню, логическая обработка, переадресация, интеграция с внешней базой данных. В зависимости от целей компании можно выбрать подходящий номер: городской или в формате 8-800. Голосовой робот может быть интегрирован с большинством CRM-систем, например, Битрикс24 или amoCRM, что позволяет оперативнее формировать отчеты и повышать качество обслуживания".

Автоматизация неизбежна, она наступает на нас одновременно по самым разным направлениям. Важно только, чтобы жизнь человека от этого не становилась менее комфортной, чем была до этого. В конце концов это роботы должны служить людям, а не люди - роботам. По крайней мере, пока ИИ не победил человечество. 

--

Кадры: Татьяна Мудрецова стала директором по клиентскому опыту МТС

Это новая для оргструктуры МТС должность создана специально под Татьяну Мудрецову. 


Татьяна Мудрецова, директор по клиентскому опыту МТС,
фото пресс-службы МТС

Татьяна в 1995 году закончила Государственную академию управления им. С. Орджоникидзе по специальности «Информационные технологии в управлении».

Карьеру в телекоме начала в Билайн, где работала в период с 2005 по 2011 год - начальник отдела по маркетингу массового рынка Московского региона; руководитель службы целевого маркетинга и лояльности; директор по маркетингу массового рынка России в ПАО «Вымпелком».

Затем была работа в АО "Основе Телеком" в должности директора по маркетингу. Впрочем, до маркетинга "Основа Телеком" так и не добралась по сути.

С 2014 года Татьяна попала в орбиту АФК Система - работала членом правления, директором по маркетингу ПАО Детский мир. 

В 2020 году поучаствовала в развитии "ЭР-Телеком Холдинга", как раз здесь Татьяна впервые примерила на себе должность директора по развитию и клиентскому опыту, также в статусе члена правления. 

И вот - МТС. 

В этом операторе Татьяна будет заниматься обеспечением того, чтобы продукты и сервисы МТС были удобными для каждого пользователя. Это коснется и новых продуктов, которые добавляются в пресловутую "экосистему". 

Татьяна будет рапортовать непосредственно Вячеславу Николаеву, что должно подчеркивать значимость клиентского опыта для компании. 

Что же, клиентский опыт это действительно важное дело. Юзабилити - это один из важнейших в 21-м веке показателей, поскольку никто не хочет за свои же деньги или в ситуации гигантского количества альтернатив пользоваться чем-то, чем пользоваться неудобно или неэффективно. Создавать действительно удобные, привлекательные продукты и услуги с грамотными, интуитивно понятными интерфейсами пока что не ремесло, а искусство. Получится ли у Татьяны Мудрецовой выстроить процессы так, чтобы поставить создание произведений искусства на поток - это вопрос, ответ на который мы узнаем не сразу. 

-- 

Tele2 активно строится в Бурятии

Оператор Tele2 обещает нарастить число базовых станций LTE в Бурятии на 30% в 2021 году. Означает ли это, что в республики стартует масштабный проект или то, что сейчас у оператора немного базовых станций в регионе, поэтому обеспечить рост их количества на 30% совсем нетрудно, можно только гадать, проценты лукавы. 

Все же, исходя из списка населенных пунктов, где можно заметить покрытие LTE оператора, а также по таким косвенным признакам, как то, что оператор начал использовать под LTE не только "классические" b3/b7, но также b20 и даже рефармить b1, Tele2 действительно активно строится в Бурятии и намеревается всерьез бороться за местную аудиторию. 



Подробнее о телекоме в Бурятии

Популярные сообщения

Желающие следить за новостями блога, могут подписаться на рассылку на follow.it (отписаться вы сможете в один клик). 

Еще можно подписаться на Telegram-каналы @abloud62 @abloudrealtime, где также дублируются анонсы практически всех новостей блога. 

 

Translate