Cosmote запустил сеть 5G в Греции

В Греции запущена сеть 5G Cosmote. Покрытие 5G появилось в Афинах, Тессалониках и в других городах Греции. В отдельных районах скорости превышают 1 Гбит/c. 


В планах компании - обеспечить покрытие 5G более 50% на конец 2021 года и близкое к 100% покрытие 5G основных автомагистралей до конца 2023 года, всего порядка 2000 км. 

Сеть построена на базе решения Ericsson. Задействованы частоты 3.5 ГГц. 

В планах компании в течение 4 лет вложить в развитие порядка 2 млрд евро, в основном эти средства пойдут в развитие сети 5G и FTTH. 

Источник: telekom.com 

Deutsche Telekom обеспечила покрытие LTE для 98,6% населения Германии

Для этого компания Deutsche Telekom развернула сайты 4G еще в 831 локации. Только за последние три месяца компания построила 505 сайтов LTE. 

Источник: telecompaper.com 

Rogers начала развертывание сети 5G SA в Канаде

Rogers Wireless, Канада, объявила о начале развертывания первой в стране сети 5G SA на базе решения Ericsson в Монреале, Оттаве, Торонто и Ванкувере. Автономная сеть 5G SA разворачивается с использованием инфраструктуры сети 5G Rogers. Сеть 5G SA обеспечит сверхнизкие задержки и другие функциональности, включая секционирование сети и мобильные периферийные вычисления. В частности, низкая задержка востребована при внедрении критичных ко времени приложений промышленной автоматизации. 


У Rogers - самая большая в Канаде сеть 5G NSA, обеспечивающая возможности подключения в 160 населенных пунктах в стране. 

5G SA Rogers построена на двухрежимном ядре Ericsson. Тестирование 5G SA было проведено с использованием мобильной платформы Qualcomm Snapdragon 888 5G, которая будет использоваться в смартфонах следующего поколения. 

Источник: globenewswire.com 

В Нью-Йорке испытают выделенную сеть в диапазоне 600 МГц

Оператор Omega Wireless, LLC, независимый обладатель лицензий на частоты в диапазоне 600 МГц, объявил о сотрудничестве с вендором Nokia в развертывании пилотного проекта по внедрению технологии выделенной сети LTE (private LTE) в интересах Управления энергетики Нью-Йорка (NYPA). 

В рамках проекта будет оцениваться использование промышленной выделенной сети LTE на базе решения Nokia с использованием частот band 71 на электростанции Бленхейм-Гилбоа в NYPA в округе Шохари для поддержки ряда приложений. В том числе, мобильных устройств для цифровизации коммунальных служб, передачи голоса и управления дроном с поддержкой видеострима с борта дрона. Использовать БЛА планируется при проведении критически важных полевых операций на линиях электропередачи NYPA. До сих пор для этого использовалась пилотируемая авиация, что стоит намного дороже. 

Частоты 600 МГц идеально подходят для выделенной сети. Для этих частот есть немало устройств, которые можно использовать в энергетическом секторе. Пилотный проект, как ожидается, покажет возможность использование частот диапазона 71 другими коммунальными предприятиями США. 

Источник: prnewswire.com  

Verizon обеспечил охват покрытием 5G порядка 230 млн жителей США

Verizon объявила о расширении покрытия своей национальной сети 5G еще на 24 млн жителей США. Эта масштабная сеть запущена в октябре 2020 года с использованием технологии DSS и доступных компании частот. Таким образом, общее число американцев, которые находятся в зоне покрытия сети LTE, выросло до 230 млн человек. Эта сеть использует частоты в нижнем диапазоне частот для оказания услуг 4G/5G. В планах компании - запуск 5G SA. 

Красным цветом на карте показана территория, где у американцев есть доступ к сетям LTE. Темно-красным - зоны покрытия сети 5G с использованием низкочастотного диапазона. Коричневые точки - города, где есть спотовое покрытие 5G с использованием миллиметрового диапазона частот и высокой пропускной способностью. 

Verizon заявляет, что сеть 5G Ultra Wideband, работающая в диапазоне миллиметровых волн, доступна уже в 61 городе США. Таким образом, компания выполнила свое данное ранее обещание до конца 2020 года обеспечить присутствие в 60 городах США. 

Таким образом, сеть Verizon 5G NSA удачно совмещает, как обширное покрытие, формируемое с использованием частот нижнего частотного диапазона, так и высокую пропускную способность, характерную для сетей 5G c использованием частот 28 ГГц или 39 ГГц. Сеть 5G, развернутая в низкочастотном диапазоне, обеспечивает скорости доступа, лишь незначительно более высокие, чем доступны в сети LTE в том же частотном диапазоне. Кого-то такие результаты внедрения DSS могут разочаровывать, но в Verizon результатами вполне довольны. 

Во-первых, DSS позволяет 5G работать одновременно  с поддержкой 4G LTE в нескольких диапазонах частот. Если ранее операторам приходилось проводить процедуру рефарминга частот при переходе на технологию нового поколения, то в текущей ситуации благодаря DSS Verizon может использовать одни и те же полосы частот для 5G и 4G, что позволит более эффективно использовать ресурсы. 

Благодаря использованию агрегации частот, скорость передачи данных в отдельных зонах может достигать скоростей до 4 Гбит/c. В частности, в некоторых городах, проводится агрегация до восьми отдельных каналов миллиметрового диапазона частот. 

Гигантский охват покрытием 5G обеспечивает в США не только Verizon. T-Mobile заявляет, что ее сеть 5G в диапазоне 600 МГц обеспечивает охват покрытием 5G более 270 млн человек. В 2021 году в T-Mobile планируют объединить полосы в диапазонах низких и средних частот 2.5 ГГц, полученных при объединении со Sprint, для оказания услуг 5G.  До конца 2020 года компания намерена охватить покрытием сети 5G 2.5 UUw до 100 млн жителей США и до 200 млн - до конца 2021 года. Скорости в сети 5G с использованием данного диапазона могут достигать 300 Мбит/c, что немногим выше, чем в сетях LTE. Как ожидается, это даст компании T-Mobile существенное конкурентное преимущество перед компаниями Verizon и AT&T в ближайшие 1.5-2 года. 

Источник: fiercewireless.com

Polkomtel / Plus запустил услуги 5G в Варшаве и ряде крупных городов

Polkomtel / Plus запустил услуги 5G в Варшаве и ряде крупных городов в восточной части Польши. Сеть 5G развернута на базе решения Nokia поверх существующей инфраструктуры Nokia AirScale LTE. Услуги запущены в 4q2020, как часть общенационального развертывания сети Plus 5G, которое началось в мае 2020 года. Планируется дальнейшее расширение сети в ближайшее время. 

Вторым поставщиком решений 5G для Polkomtel / Plus является Ericsson. Сеть 5G на базе решения Ericsson запущена в мае 2020 года с использованием диапазона n38 (2.6 ГГц). Ericsson поставила RAN и ядро сети 5G.  

Использование частот LTE для запуска 5G выглядит временным решением перед ожидаемым аукционом, на котором в 2021 году, как ожидается, будут проданы частоты 3.5 ГГц. 

Если вернуться к Nokia, эта компания обеспечивает поставку решения Nokia 5G AirScale Compact RRH. 

Nokia поставляет системы Polkomtel c 1996 года, первоначально с сетями 2G и 3G, а затем с 4G. 

Источник: globenewswire.com 

Singtel, Сингапур, выбрал Ericsson поставщиком решения 5G SA

По условиям сделки Ericsson обеспечит поставку RAN для двухрежимной базовой сети 5G SA. Сеть будет работать в диапазонах 3.5 ГГц и 28 ГГц, обеспечивая покрытие, как внутри, так и вне помещений. Singtel намерен разворачивать сеть 5G SA в миллиметровом диапазоне и в точках с высоким потреблением трафика по всему городу. 


Оператор уже запустил сеть 5G NSA в начале сентября 2019 года, предложив 20 тысячам клиентов трехмесячный бесплатный тестовый период оказания услуг. Сразу же компания начала готовить запуск 5G SA и мобильных периферийных вычислений (MEC). 

В октябре 2020 года компания запустила небольшую тестовую сеть 5G SA для бизнес-клиентов, также на базе решения Ericsson. Первым предприятием, который опробовал сеть 5G SA, стал поставщик облачных игр Ubitus. Переход к использованию сети 5G SA обеспечил снижение задержки на 85% относительно сети Singtel 4G. 

Источник: telecoms.com 

 

МегаФон сделал скидку пенсионерам Москвы

МегаФон нацелился на аудиторию москвичей старшего возраста - аудиторию вполне интересную для любого сотового оператора в силу повышенной лояльности относительно среднего абонента. Людям из категории старше 55 лет (при условии, что у них есть"социальная карта москвича"), которые выберут для себя тариф из новой линейки оператора #БезПереплат, предложена скидка с расценок тарифа в 20%, которая заявлена, как "бессрочнкая". Добавим к этому возможность оставаться на связи даже при нулевом и отрицательном балансе и получим вполне достойное рассмотрения предложение. 


Для людей старшего возраста, как правило, важен еще один фактор - хорошая связь должна быть не только по месте их жительства, но и на загородном участке или даче, если они есть. И если сигнал сети МегаФон в таком месте в наличии, то предложение может оказаться востребованным даже теми, кто сейчас пользуется услугами других операторов. Переход на эти тарифы МегаФона возможен с сохранением привычного номера. 

«Для нас важно, чтобы все наши абоненты имели доступ к современным технологиям и при этом могли избегать лишних расходов. Сегодня пожилые люди находятся в ситуации, когда не могут регулярно встречаться с родными и близкими, поэтому им как никогда необходимо оставаться на связи. Выгодные условия нашей линейки позволят абонентам неограниченно пользоваться мессенджерами, в том числе, видеозвонками без дополнительных затрат», — отмечает коммерческий директор столичного филиала МегаФона Светлана Сысоева.

Неизрасходованные минуты и гигабайты можно переносить в копилку для дальнейшего их использования. 

Во все тарифы линейки #БезПереплат бесплатно включена защита от нежелательных подписок. Абоненты могут бесплатно пользоваться популярными мессенджерами — независимо от выбранного тарифа, они не расходуют пакет интернета и остаются доступными даже при нулевом и отрицательном балансе в течение месяца. 

Для подключения к тарифу (или перехода на него с другого тарифа МегаФон) достаточно предъявить социальную карту москвича в салоне МегаФона. По одной карте можно подключить один абонентский номер. 


МТС и Microsoft договорились о сотрудничестве в области IoT

МТС и Microsoft подписали соглашение о развитии рынка IoT в России. Компании интегрировали платформу Microsoft Azute IoT Central и сеть NB-IoT МТС. МТС сможет предоставлять своим клиентам доступ к сервису для управления устройствами IoT - Microsoft Azure IoT Hub через провайдера облачных сервисов #CloudMTS.  


Клиенты также смогут реализовывать гибридные сценарии с использованием граничных вычислений, когда первичная обработка потоков данных проходит в месте их генерации. Российские компании смогут создавать IoT решения с использованием локальных ресурсов инфраструктуры МТС и глобального облака Microsoft Azure, выбирая где хранить данные телеметрии. Такой подход позволит упростить создание "умных" устройств и IoT-сервисов, ускорить их вывод на российский и глобальные рынки. 

Планируются создать маркетплейс для производителей, разрабатывающих решения на основе NB-IoT Development Kit МТС и Azure IoT Central. 

Как ожидается, реализация гибридных сценариев позволит снизить время отклика сети. Это станет особенно важным после распространения сетей 5G c низким временем отклика. Реализация таких сценариев возможна с использованием граничных вычислений Azure IoT Edge и локализованных сервисов Azure Stack из облака #CloudMTS.

Обработка данных непосредственно в месте их генерации помогает уменьшить объем передаваемой в ЦОД информации и, таким образом, снизить время отклика сети и нагрузку на сеть и сервер.

«Мы рассчитываем, что соглашение поможет российскому рынку интернета вещей восстановиться после спада в 2020 году. Российские разработчики IoT-устройств получат новые возможности для развития и продвижения своих продуктов, что в перспективе трех лет может привести к кратному увеличению числа «умных» устройств. К концу 2023 года мы ожидаем увидеть более 10 миллионов NB-IoT подключений. Мы также прогнозируем, что в перспективе пяти лет российский рынок граничных вычислений будет расти в среднем на 30% в год, а рынок интернета вещей – на 15%», – отметил вице-президент МТС по облачным и цифровым сервисам Дмитрий Халин.
 
«Быстрое изменение бизнес-потребностей заказчиков, сложность реализации новых проектов в текущей инфраструктуре, формирует потребность в гибридных сценариях, которые особенно актуальны в России. Microsoft и MTC сотрудничают в этом направлении с 2018 года, когда в дата-центре МТС была развернута гибридная инфраструктура Microsoft Azure на базе Azure Stack Hub, – подчеркнула Кристина Тихонова, президент Microsoft в России. – Расширение нашего партнерства в направлении IoT откроет новые возможности для развития бизнеса разработчиков IoT-решений, позволит обеспечить растущий спрос российских компаний на устройства и сервисы интернета вещей и будет способствовать развитию рынка, что позитивно скажется на экономическом климате в целом».

МегаФон завершил проект по замене RAN в Челябинской области

В Челябинской области завершился процесс замены оборудования радиоподсистемы оператора МегаФон на решения китайской компании ZTE. 

Проект предусматривал модернизацию радиосети оператора в Челябинске и области в объеме более 2 тысяч базовых станций, включая оборудование GSM, 3G и LTE. Компания ZTE обеспечила поставку радиооборудования, его монтаж и ввод в эксплуатацию. Договоренность с оператором предусматривает техподдержку и обслуживание силами вендора в течение 7 лет. Проект по переходу на оборудование ZTE завершен с опережением графика. 

Сайт на базе решения ZTE LTE в Челябинске

Использовано решение ZTE LTE на платформе SDR. Это позволяет оператору изменять технологию для любого частотного диапазона без визита на сайт. Благодаря этому на некоторых площадках был запущен слой LTE 2100, что заметно увеличило покрытие LTE и емкость сети. Также была запущена поддержка VoLTE. 

В крупных городах, Челябинске, Магнитогорске и других, задействован режим MIMO 4x4, что сказалось на улучшении качества клиентского опыта в районах с высокой концентрацией населения. 

Проведенные тесты показали, что переход на решения ZTE обеспечил рост качества передачи голоса (MOS) и достаточную пропускную способность для обслуживания растущего объема трафика мобильного интернета. 

"МегаФон сотрудничает со всеми ведущими производителями радиооборудования, применяя на своей сети наиболее технологически эффективные решения. Нам важно, чтобы любые обновления только улучшали восприятие сервисов МегаФона нашими абонентами. Компания ZTE в этом проекте продемонстрировала свои возможности и как вендора, и как интегратора. Рассчитываем на дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество", - отметил Павел Корчагин, директор по техническим инновациям и инфраструктуре МегаФона.

“Россия является важным рынком для ZTE Corporation. Мы продолжим активное сотрудничество с МегаФоном c целью расширения портфеля продуктов и решений ZTE, используемых оператором на своей сети в долгосрочной перспективе”, – заявил Тан Лухао, президент компании ZTE Corporation в России.

“Проект модернизации RAN оборудования, реализованный ZTE в Челябинской области, продемонстрировал нашу способность в решении сложной технической задачи на “живой сети”. Реализация проекта позволила с опережением графика полностью модернизировать инфраструктуру в Челябинской области, включая подготовку сети к 5G, а также значительно уменьшить операционные расходы в будущем за счёт более энергоэффективного оборудования и возможности удаленного управления сайтами. Этот успешный опыт положил начало для более широкого сотрудничества между МегаФоном и ZTE”, – комментирует старший вице-президент ООО “ЗТИ-Связьтехнологии” Тигран Погосян.

Билайн обеспечил покрытие 4G/LTE на всех станциях московского метро

Билайн продолжает работы по модернизации и расширению сети связи в Московском метрополитене. Пройден очередной этап - покрытие 4G/LTE появилось на всех станциях метро, а также на большей части прилегающих к ним тоннелей. 

По данным Билайн.Аналитика мобильный трафик в метро продолжает расти - по итогам ноября 2020 года пользователи Билайн скачали в 2.5 раза больше контента, по сравнению с ноябрем прошлого года. Учитывая, что в целом по сети трафик вырос на 60%, можно отметить, что значительное улучшение качества сети Билайн в метро привело по сути к реализации отложенного спроса - абоненты наконец получили возможность получать во время поездки столько трафика, сколько они давно хотели. 

На сегодняшний день 93% клиентов компании во время поездок в метро активно используют мобильный интернет для просмотра видео, общения в социальных сетях и прослушивания музыки. Если бы операторам сотовой связи в свое время не чинили преград, ради проталкивания проекта "бесплатного Wi-Fi" в метро, услуги сотовых провайдеров предоставлялись бы с куда более высоким качеством и все предшествующие годы. Теперь вот очередная заминка - уж в метро, где нет спутниковой связи, которой могут помешать операторы сотовой связи, 5G ничто не мешает разрешить запускать. Но нет, до этой простой идеи регулятор не додумался. 

Билайн в своей сети в метро использует уже три различных частотных диапазона, LTE1800, LTE2100 и LTE2600, и режим агрегации частот. Пиковая скорость загрузки данных на смартфон может составлять до 300 Мбит/c. 

По итогам ноября 2020 года Билайн увеличил свою инфраструктуру в метро примерно в 3 раза по сравнению с уровнем на конец 2019 года. За это время в подземке построено более 1 тысячи новых базовых станций. 

Работы по масштабной модернизации сети Билайн в метро планируется завершить в 1q2021. К этому времени, как ожидается, услуга мобильного доступа к интернет в метро Москвы станет бесшовной. Сеть Билайн в московском метро построена на базе оборудования китайской компании Huawei. 

Очередная приятная и важная веха, подтверждающая слова гендиректора "Вымпелком" Александра Торбахова - "Билайн выздоравливает!" 

Билайн и Nokia будут совместно тестировать решения 5G Open RAN

Вымпелком и Nokia объявляют о стратегическом партнерстве в области реализации концепции Open RAN, которая в будущем позволит ускорить развертывание сетей 5G. Стороны подписали меморандум, который предусматривает совместные исследования в области Open RAN, а также тестирование перспективных решений на основе этой концепции для их последующего внедрения на сети оператора. 


Концепция Open RAN (Open Radio Access Network), разрабатываемая международным альянсом O-RAN Alliance, предполагает создание оборудования для сетей радиодоступа на базе открытой архитектуры, что позволяет операторам интегрировать в одной сети элементы решения от разных вендоров. Использование такого подхода расширит возможности операторов и вендоров по развертыванию 5G и ускорит процесс внедрения новых технологий на существующих сетях. 

Партнерство продолжает совместную деятельность Билайн и Nokia в области виртуализации в сети доступа (Virtual RAN), который компании реализовали несколько лет назад. 

Билайн и Nokia планируют совместные пилотные проекты и тесты различных решений - как отдельных сетевых компонентов, так и сетей с их использованием, как для сети Билайн 4G, так и в будущем для сетей 5G. Основными площадками для пилотов и тестов станут R&D лаборатории Билайн и Nokia в Москве. 

К работе планируется привлекать и других вендоров, включая российских, поддерживающих концепцию Open RAN. Это позволит оценить совместимость сетевых элементов от разных поставщиков, сравнить эффективность мультивендорных RAN с традиционными "вертикальными" решениями. Кроме того, стороны изучат возможности локализации отдельных компонентов радиооборудования. 

Валерий Шоржин, исполнительный вице-президент по технике ПАО «ВымпелКом»:

«Концепция Open RAN в перспективе может изменить расклад сил как на российском рынке производителей телеком-оборудования, так и во всем мире. Для этого необходимо правильно организовать процессы разработки и внедрения решений на базе Open RAN и выстроить взаимодействие в этой области между операторами и вендорами. Экспертиза Nokia в этой области позволит дополнить существующие наработки опытом мирового уровня».

Деметрио Руссо, вице-президент Nokia в регионе Восточная Европа

«Nokia готова оказать необходимую поддержку компании Билайн, а также другим операторам связи по всему миру в подготовке сетевой архитектуры будущего, независимо от выбранного операторами сценария развития – c использованием технологии Open RAN или без нее. Nokia активно поддерживает развитие технологии O-RAN, последовательно увеличивая инвестиции в эту технологию, гарантируя конкурентоспособность и безопасность сетевой инфраструктуры операторов связи. Nokia является единственным крупным поставщиком оборудования, который активно развивает интерфейсы O-RAN, гарантируя, что решения Nokia 5G RAN будут поддерживать будущую открытую экосистему, к которой стремятся операторы. Nokia обладает необходимым масштабом и возможностями для удовлетворения растущего спроса на технологию O-RAN, в том числе в области высокопроизводительных сетей связи мирового уровня и безопасности».

Хачатур Помбухчан - новый исполнительный директор МегаФон

Решение о его назначении на должность исполнительного директора принял Совет директоров МегаФона. Окончательно решение о назначении должно будет принять еще собрание акционеров компании в январе 2021 года, но вряд ли кто-то сомневается в результатах этого голосования. 

В компании Хачатур Помбухчан займется вопросами развития и повышения операционной эффективности бизнеса. Рапортовать г-н Помбухчан будет непосредственно Геворку Вермишяну, генеральному директору компании. Хачатур Помбухчан входит в Совет директоров МегаФона и занимает должность коммеческого директора "ЮэСэМ Телеком", 

«В этом году пандемия внесла заметные изменения в нашу работу и еще раз продемонстрировала необходимость быстро реагировать на внешние вызовы, менять подходы, чтобы предлагать клиентам самые актуальные решения и продукты. Усиление управленческой команды МегаФона полностью отвечает этим задачам. Понимание специфики нашей компании и при этом большой опыт Хачатура Помбухчана в смежных отраслях позволит нам быть еще эффективнее, видеть новые возможности для развития и трансформации», - отметил генеральный директор МегаФона Геворк Вермишян.

Биографическая справка

Хачатур Помбухчан в 1996 году окончил факультет прикладной математики Кубанского государственного университета, а в 2000 году – Всероссийский заочный финансово-экономический институт по специальности «бухгалтерский учёт и аудит».
 
В течение десяти лет с 2008 по 2018 годы был финансовым директором ПАО «Магнит», и в 2018 году возглавил компанию. В 2018-2019 годах был членом Совета директоров ООО Городской супермаркет» - сети «Азбука вкуса». Кроме того, с февраля 2020 года входит в совет директоров компании DTS Retail. 

Videotron запустил 5G в Монреале на решении Samsung

 В декабре 2019 года канадский региональный оператор Videotron заключил контракт на поставку решений Samsung 5G. Прошел целый год и только сейчас Videotron объявил о начале предоставления коммерчески доступных услуг 5G в Монреале. 


Пока что покрытие 5G заметно уступает покрытию LTE. 


Оператор предлагает подключения с помощью 13 моделей смартфонов от Samsung и iPhone до LG, Huawei и Google Pixel 4a. 

Оператор готовится также расширить покрытие на несколько других городов в провинции Квебек. Videotron - пятый по величине оператор Канады, на 30 сентября 2020 года его абонбаза составляла 1.45 млн. 

Оборудование 5G Samsung способно поддерживать работу в частотных диапазонах 600 МГц, 700 МГц, 2.6 ГГц и AWS. Сеть 5G Videotron в настоящее время использует частоты, которые ранее оператор получил для 4G. Оператор располагает также 10 лицензиями в диапазоне 600 МГц (обошлись в 256 млн канадских долларов, диапазон: 642-647 МГц и 688-693 МГц) и собирается участвовать в частотном аукционе 2021 года, где будут выставлены на торги дополнительные частоты в среднем диапазоне.  

Ранее в Канаде услуги 5G запустили Rogers Communications - в марте 2020 года, Bell Canada и Telus - в июне 2020 года.

Источники:  videotron.com ;  itworldcanada.com ;  rcrwireless.com 

Вендоры и операторы хотят получить доступ к диапазону 6 ГГц для 5G

Пара дюжин телеком-компаний и отраслевых организаций призвали регулирующие органы и другие заинтересованные стороны зарезервировать средний диапазон частот для использования системами IMT, прежде всего, для 5G.

IMT - это сокращение от International Mobile Telecommunications - Международные мобильные системы связи. Так называют концепцию, которую члены МСЭ используют для обозначения всех широкополосных мобильных систем. 

23 оператора связи, поставщиков оборудования и отраслевых организаций выпустили совместное заявление, в котором просят политиков признать важность использования частот среднего частотного диапазона и зарезервировать частоты диапазона 6 ГГц для их использования системами 5G. 

Среди них:  China Mobile. China Unicom, China Telecom. Elisa, Etisalat, Orange, STC, Telefonica, Telia, Zain, DT Mobile. Ericsson, Huawei, Lenovo, Xiaomi, Nokia, OPPO, Unisoc, Vivo, ZTE, ECTA, ETO, GSMA. Интересно и странно, что в этом списке нет Qualcomm. 

До сих пор, как мы знаем, большинство коммерческих сетей 5G в мире были развернуты с использованием частот 3.3-3.9 ГГц. Только в некоторых странах для 5G используются также частоты ниже 1 ГГц. Заметным исключением являются США и Япония, где также развернуты сети 5G в миллиметровом диапазоне частот. 

Все уже заучили, что если мобильные сети 5G на нижних частотах дают широкое покрытие, сети на средних частотах дают хорошую комбинацию покрытия и пропускной способности, то сети 5G в миллиметровом диапазоне - это единственный способ обеспечить высокие скорости и большую пропускную способность. Миллиметровый диапазон для систем 5G дает возможности для более продвинутых вариантов использования систем мобильного ШПД. 

Группа 23, возглавляемая компаниями Ericsson, Nokia, Huawei, ZTE, а также GSMA, утверждает, что текущие частотные назначения, доступные для 5G сегодня, не будут достаточны в будущем. Операторам понадобится все больше и больше непрерывных полос частот в среднем частотном диапазоне для экономически оправданного развертывания сетей IMT/5G. 

Важно, чтобы регуляторы успели осознать эту потребность и выработать свое к ней отношение до ВКР-23, которая состоится в 2023 году и должна будет принять решение в отношении перспектив использования частот 6 ГГц под 5G и IMT. В Латинской Америке и странах Карибского бассейна это будут, возможно, частоты 6425-7125 МГц. В Европе уже принято решение о возможности использования полосы 5925-6425 МГц без лицензии, а сейчас рассматривают возможности использования диапазона 6425-7125 МГц. Интересно, в России кто-то прикидывает возможности выдачи этих частот операторам для создания сетей 5G? Или и в этих диапазонах обнаружатся важные системы силовиков, как уже произошло с диапазоном 3.4-3.8 ГГц?

А пока что в мире идет работа. В ITU-R началась подготовка к проведению ВКР-23 в части возможной идентификации полосы 6 ГГц для систем IMT. В 3GPP занимаются стандартизацией с целью создания экосистемы 5G под этой диапазоне. Тестирование IMT 6 ГГц начнется в 2021 году на некоторых передовых рынках. 

Участники группы уверены, что "существует потенциальная возможность того, что полоса будет идентифицирована под IMT и станет доступна операторам для развертывания сетей 5G, что обеспечит им преимущества при оказании услуг потребителям и бизнесам в различных отраслях. 

Источник:  telecoms.com 

Nokia меняет курс

Гендиректор Nokia раскрыл подробности смены курса компании. В частности, подразделению мобильных сетей поручено добиться лидерства в сегменте так называемых "критических сетей" и в области "открытых технологий", а также обогнать конкурентов в области решений 5G. 


Возможности компании добиться поставленных целей во всех трех направлениях вызывает определенные сомнения. Вместе с тем, с учетом текущей ситуации на рынке, шансы на победу в том или ином сегменте у компании есть. 

По части 5G все более-менее понятно, все эти накручивания коллектива компании своей первопричиной имеют известные крупные проигрыши Nokia, в частности, проигрыш в пользу Samsung контракты с Verizon Wireless. Теперь всем велено бить копытами и рыть землю зубами. И в последнее время Nokia сложила в портфель ряд контрактов на поставку 5G систем в разных странах. 

При этом гендиректор Pekka Lundmark ранее признал, что возглавляемая им компания отстает в поставке сетевых технологий последнего поколения. 

Также в Nokia ставится задача добиться лидерства в сегментах Open RAN, виртуализованных RAN, выделенных сетей (private networks). Между тем, здесь дело далеко не только в решениях (железе и софте), здесь также очень важно то, насколько хорошо компания способна работать с участниками рынка той или иной страны, с регуляторами этого рынка. 

Для того, чтобы добиться успеха сравнительно быстро, бизнес подразделениям компании, релевантным заявленным направлениям разрешено будет в 2021 году работать с операционной маржей 0%. Наверстать недополученные доходы компания надеется в дальнейшем, за счет выросшей доли рынка. Что же, это уже серьезно. На многих рынках ценовой фактор является определяющим и готовность Nokia работать без прибыли, означает серьезный рост конкуренции. Операторы будут рады. 

В Nokia ожидают рост спроса на решения для критически важных сетей. Такие сети могут строиться в том числе на оборудовании различных поставщиков, с использованием подходов Open RAN и виртуализованной инфраструктуры. В Nokia готовы выступать поставщиком соответствующих решений. В частности, решений, нативно основанных на облачных технологиях, виртуализованных решениях ядра сети и т.п., поскольку эти решения идут на смену "монолитным" сетевым ядрам. 

Под изменение стратегии в компании будут созданы новые бизнес-единицы. Подразделение сетевой инфраструктуры Network Infrastructure будет сфокусировано на решениях для фиксированной связи и элементах бэкхола, подразделение Cloud and Network Services должно будет обеспечит Nokia лидерские позиции за счет перехода к использованию нативно-облачного ПО и моделей aaS. Nokia Technologies  сосредоточится на получении прибыли за счет IP и других инициатив, связанных с лицензированием. 

Пока что конкуренты могут вздохнуть спокойно - в период активной реструктуризации бизнес меняющейся на марше компании обычно слегка просаживается. 

И конечно, любимая финансистами и акционерами тема - компания планирует "экономно" управлять корпоративными расходами. Что же, через эти "затягивания поясов" и "избавления от баланса" неизбежно проходит любая крупная корпорация. Но делать это одновременно с попытками наращивать долю рынка на стратегических направлениях - очень и очень непросто.  

Сокращение расходов в Nokia начали с ряда сокращений команды топ-менеджеров. И, как сообщает CEO Nokia Pekka Lundmark, эти сокращения еще продолжатся. А если серьезно, то более компактный коллектив управленцев, как правило, работает динамичнее. Если, конечно, не будет превышен предел нагрузки, которую может тянуть каждый из оставшихся. 

Источник: mobileworldlive.com 

Российский вертолет Ка-26 стал беспилотником

Когда-то Ka-26 был популярным в СССР вертолетом. Соосная схема и компактность, запас прочности и сравнительно низкая вероятность отказа, высокая маневренность и грузоподъемность - все это радовало современников. Сейчас, конечно, аппарат изрядно устарел, но современные технологии могут обеспечить ему вторую жизнь. Это доказала белорусская компания UVR, занимающаяся разработкой грузовых дронов. 

Беспилотник Combo Drone, созданный на базе модернизированного Ка-26, способен поднимать грузы до 1000 кг, максимальная скорость - до 160 км/ч, максимальная дальность полета - до 250 км. 

В рамках реконструкции из Ка-26 было удалено все приборное оборудование и органы управления, все электронные блоки. Это позволило поднять долю полезной нагрузки в общей взлетной массе с 900 кг до 1000 кг. 

Поскольку у Ка-26 не было системы дистанционного управления, ее пришлось проектировать, разрабатывать и устанавливать самостоятельно. Работа была непростой, поскольку на рынке исполнительных механизмов не получилось отыскать сервоприводов для беспилотника такого размера.

От покупки вертолета Ка-26 до первых тестовых полетов беспилотного Combo прошло 8 месяцев. Во время испытаний были выполнены взлет, полет по заданной программе и посадка в полностью автоматическом режиме. 

Сейчас в UVR продолжают разработку высокоуровневого автопилота с использованием компьютерного зрения. Эта система расширит функциональность дрона Combo, обеспечив полет в условиях неустойчивого приема сигнала GPS или его полного отсутствия. Например, при доставке товаров или гуманитарной помощи в труднодоступные горные поселки. 

Изначально Combo задумывался, как R&D-лаборатория для наработки базы знаний и разработки с нуля серийных дронов с грузоподъемностью 200 кг и 2 т с различными видами силовых установок. Несмотря на то, что разработка для стартапа в приоритете, команда видит перспективы коммерческой эксплуатации Combo и в течение года планирует получить сертификат на созданный экземпляр. И уже сейчас компания готова выполнять заказы на переоборудование одного или нескольких Ка-26. 

“Мы гордимся проектом по переоборудованию, но подчеркиваем, что не хотим просто принести хайп своей технической инновацией. Прежде всего мы создаем грузовые дроны с высочайшим коммерческим потенциалом, которые станут новым видом грузового авиационного транспорта”, - дал комментарий Вадим Черевко, основатель UVR

МТС запускает финтех-платформу NUUM с бонусами для геймеров

МТС продолжает попытки поиграть с геймерами. Компания объявляет о запуске платформы NUUM, отличающуюся от обычных платформ для совершения финансовых операций тем, что при этом абоненту начисляются бонусы (NUUM-пойнты), которые можно тратить на дополнительные возможности в играх для ПК, приставок, планшетов и смартфонов. МТС даже называет платформу "необанком". 


Аббревиатура NUUM в мире известна, но не в связи с детищем МТС, под этим брендом выпускают всякие витамины, масло для массажа и даже печеньки.

Чтобы пользоваться NUUM от российского оператора абоненту предлагается скачать соответствующее приложение, выпустить виртуальную карту. На нее нужно положить ваши кровные денежки. И затем пользоваться ей, а NUUM накинет пойнты, которые можно будет менять на внутриигровые валюты. 

Чтобы предложение казалось более интересным, новым клиентам обещаны 1000 приветственных бонусов, которые можно потратить на подключение премиальных аккаунтов в играх War Thunder и Crossout. Часть айтемов, которые можно будет купить за пойнты окажутся эксклюзивными, их нельзя будет приобрести в магазинах игр. 

Как по мне, так ничто так не бесит, как игры, где существенный контент нельзя не только получить бесплатно, но даже и купить за деньги. Но кому-то это, возможно нравится, мазохистов хватает. 

На первом этапе NUUM будет выпускать дебетовые карты, в перспективе планируется расширение линейки карточных продуктов, в том числе кредитных. Давать геймеру кредитную карту... так себе идея, но банкам виднее. Пополнить счет NUUM можно онлайн-переводом средств из любых банков.

Пока что NUUM запущен в открытое beta-тестирование. В начале 2021 года оператор обещает полноценный запуск. Партнеров у платформы пока немного, первым стал Gaijin Entertainment.  

В какие только ниши не забирается МТС в поисках новых источников дохода. Дадут ли эти попытки измеримый выхлоп или средства, потраченные на эти попытки лягут в статьи расходов? Покажет время. Впрочем, какая-то польза будет даже от неудачных попыток, ведь благодаря этой политике у МТС все время есть самые разные новостные поводы. 

Конспекты: Александр Торбахов, Вымпелком, отвечает на вопросы аналитиков и журналистов

Генеральный директор "Вымпелком" Александр Торбахов сегодня встречался с аналитиками телеком-рынка и представителями отраслевых и деловых медиа. Вашему вниманию, мой конспект встречи.
Часть 1. Александр Торбахов - вступительное слово - читайте по ссылке. 


Как работает Билайн в пандемию? Компания сохраняет режим удаленной работы?

АТ: Мы продлили режим удаленной работы до конца марта 2020 года. Как вы знаете, Билайн умел работать удаленно и до начала всех карантинных мероприятий. Для Билайна это был понятный стандарт работы, только измерялся он другими процентами. Если раньше это было 10%-20% сотрудников, работавших удаленно, то теперь этот процент увеличен до 90, но никакой революции ради этого не потребовалось. 

А благодаря тому, что теперь все научились пользоваться Zoom и другими средствами удаленной коммуникации, мы уже думаем, что в исходное состояние, в котором компания находилась до весны 2020 года, мы уже никогда не вернемся.

Можно подробнее поговорить про стереотипы восприятия, которые мешают абонентам адекватно воспринимать компанию Билайн? Когда и как вы его хотите изменить?

АТ: Восприятие людей, абонентов, всегда идет с заметной задержкой относительно изменений реального положения дел с той или иной компанией.  

В свое время Билайн от этого долго выигрывал. Качество услуг компании из-за недофинансирования развития сети объективно ухудшалось, а восприятие компании абонентами оставалось по-прежнему неплохим. Постепенно восприятие догнало реальность, а теперь оно работает против нас. Качество сети Вымпелком объективно улучшается, а изменения восприятия этого процесса будет идти с заметной задержкой. 

Мы эту проблему хорошо понимаем. Так что и эта встреча, в том числе, для того, чтобы информировать вас и ваших читателей о ходе событий, чтобы довести до всего рынка информацию о том, что Билайн вернулся! Что Билайн сегодня, это намного лучше, чем Билайн вчера. 

Сколько уйдет времени на то, чтобы это восприятие укоренилось? Думаю, что на это уйдут кварталы, а не годы.  Возможно, не 2, не три квартала, но все же и не годы. Где-то, например, в местах, где мы предпринимали концентрированные усилия, прежде всего, в Москве, в Санкт-Петербурге, это скажется на восприятии быстрее. 

Безусловно мы не везде одинаково активно инвестируем, где-то качество услуг растет не такими высокими темпами. В Москве восприятие начнет улучшаться уже в 2021 году, мы на это рассчитываем. 

В стране уже происходит интересное. Почти всегда речь идет не об абсолютном качестве сети, а о результатах сравнения услуг Билайн и услуг других операторов. Был момент когда разница стала драматичной, измерялась 30-40 пунктами в терминах NPS. Сейчас Билайн продолжает оцениваться не слишком высоко, но и оценки остальных участников рынка начали сильно деградировать. То, что мы в этой ситуации показываем стабильные оценки - уже хорошо. Сейчас начинает расти - это еще лучше. А сверху к нам приближаются наши конкуренты, которые также испытывают ряд проблем. Дистанция в оценках начала сокращаться. Уверен, что и в следующем году она будет сокращаться.

Билайн активно инвестирует в расширение и улучшение сети в Москве, в Санкт-Петербурге. А что происходит с сетями Билайн в регионах?

АТ: Это своего рода наследие прежнего периода. К сожалению Билайн мало инвестировал в развитие сетей на протяжении пяти лет. И когда эти процессы возобновились, компания должна была расставить приоритеты, где вести улучшение сети, прежде всего. Понятно, что потери позиций в Москве, в Санкт-Петербурге были для компании наиболее чувствительными, именно поэтому восстановление позиций началось именно с этих регионов. 

При этом у нас нет иллюзий. В Москве и Санкт-Петербурге живет менее четверти населения страны. Оставаться успешным федеральным игроком, имея качественные сети только в Москве и Санкт-Петербурге, невозможно. 

К счастью, в ряде регионов Вымпелком удерживает высокие позиции. И если в этом году мы инвестировали примерно в 10 регионах, то в 2021 году мы будем прилагать усилия по улучшению конкурентных позиций практически во всех остальных регионах. 

В Новосибирске, например, в 2020 году мы построили столько, сколько не строил ни один оператор ни в один из предшествующих годов. Это была рекордная стройка и люди уже чувствуют, что мы возвращаемся. 

В Волгограде мы 2.5 года занимались рефармингом частот и, к сожалению, потеряли лидерские позиции, чуть не угробили наш бизнес.  Волевым усилием этот рефарминг мы завершили в начале осени и теперь активно восстанавливаем возникшее отставание.

Понятно, что основная задача для Билайн сейчас - быстро усилить сети. Но что планируется в плане ценовой политики? Ранее компания не раз повышала цены, нередко первой, а за ней "подтягивались" другие операторы. Но теперь есть, минимум, один конкурент, который также активно инвестирует, но при этом еще и удерживает цены ниже, чем у других операторов. Как это влияет на ценовую политику?

Анна Айбашева: Мы всегда честно предупреждали о планах подъема цен. В пятницу вечером, как делают иные, на сайте какие-то новые тарифы с увеличенными ценами, начинающие действовать со следующего дня, не выставляли. 

АТ: Как я уже говорил, несколько лет подряд Билайн неплохо выглядел по ряду верхнеуровневых показателей. В последние три года у компании не падала выручка, даже прирастала немного. И удерживалась на хорошем уровне EBITDA. В этом году все увидели "страшную правду" - одновременно упавшие выручку и EBITDA, а еще сократившуюся абонбазу. Проблемы, которые копились "под капотом", выплеснулись наружу. 

Среди причин этого - компания долго игнорировала качество своих услуг. Отток клиентов компания компенсировала, поднимая цены, тем самым удерживая показатели. То есть остающиеся клиенты по сути брали на себя расходы, которые ранее несли ушедшие клиенты. В этом году мы с этой "игрой" закончили. Понятно, что эта игра имеет предсказуемый конец. Если останется один абонент, ему придется заплатить за все десятки миллионов ушедших. Вряд ли найдется такой абонент. 

Так что в 2020 году мы перестали повышать цены так, как это делали раньше. Мы перестали оказываться в разных регионах оператором с самыми высокими ценами. 

Сотовая связь так устроена, что "федеральные стратегии" имеют мало смысла. В одном регионе компания может занимать первое место, в другом регионе - последнее. Так что и стратегии должны быть разными,  в зависимости от специфики региона и конкурентной ситуации в нем. Но у нас чуть не в каждом регионе цены на услуги компании могли быть самыми высокими, независимо от качества услуг компании конкретно в этом регионе. 

Сейчас все это меняем. Там, где мы занимаем 1-2 позицию, мы можем себе позволить быть премиальными по цене, во всех других регионах, где мы отстаем по покрытию или качеству услуг, мы перестали быть ценовыми лидерами. 

Важно при этом понимать, что рынок телекома это по сути абсурдный рынок. Нездоровая борьба за доли рынка привела его в то состояние, в котором он сейчас находится. Российский телеком чуть ли не самый дешевый телеком на свете. У операторов не растет выручка, а когда растет, то на единицы процентов, что не компенсирует даже инфляции. И уж, тем более, не компенсирует рост CAPEX, который объективно необходим для поддержания качества услуг на приемлемом уровне. 

Мы считаем эту ситуацию абсолютно нездоровой. Считаем, что на этом рынке каким-то образом цены должны расти. ARPU в 350 рублей в 2010 году и в 2020 году - это бред. Цена на макароны может вырасти на 60% за три недели. А телеком не может вырасти за 10 лет на 1 рубль. 

Возможно необходимость повышения цен на телеком услуги может раздражать регулятора. Но  небольшая инфляция расценок на услуги телекома объективно необходима всем участникам рынка. Так что Билайн точно не будет тем игроком, который попытается продавливать рынок вниз своими ценовыми предложениями.

Есть регулятор, который не хочет повышения цен. Причина в том, что люди очень остро реагируют на попытки повышения цен, хотя вроде бы понятно, что связь в России очень хорошая, при этом ее предлагают за непропорционально небольшие деньги. Поднять цены одномоментно вдвое невозможно. Это может быть можно сделать очень постепенно. Собственно этим и занимаются практически все операторы - плавным и постепенным подъемом цен. К какому уровню цен мы можем прийти через 5 лет? 

На самом деле роста цен сейчас практически нет. Да, на каком-то тарифе какие-то расценки могут поменяться. Но если взять ценники за последние 10 лет, вы увидите, что как было 200 рублей за самый бюджетный тариф, 400 рублей за средний и какие-то премиальные тарифы, так эта ситуация и сохранилась. И доказательство тому - все тот же ARPU, который практически не изменился за все прошедшие годы. Разницы между 2010-м годом, 2015-м, 2020-м особой нет. 

Если коллективно включить мозг, то нетрудно было бы понять, что если перестать бороться за изменение доли рынка с 23% до 24%, или с 33% до 34%, то счастья было бы больше, если бы при этом цены на рынке повысились бы на 5 рублей. К сожалению, в атмосфере всеобщего недоверия, к этому простому выводу участники рынка за все эти годы не пришли. Так что никакой ответственный прогноз относительно поведения цен, в принципе, невозможен.

Как компания предполагает компенсировать доходы, выпавшие из-за снижения числа сезонных работников из Средней Азии?

АТ: Компенсировать это никак невозможно, потому что эти расходы выпали. Теперь только ожидать, когда они вернутся. К счастью, для компании это не было основным источником доходов. Так что сейчас развиваем другие направления. Как вы знаете, у нас B2B успешно развивается во всех аспектах. В целом растет выручка от передачи данных. Мы инвестируем в развитие передачи данных, так что выручка от этого сегмента будет расти.  

Если бы еще и мигранты приехали, то плюсы бы работали не на компенсацию минусов, а пошли бы на увеличение результатов компании и итоги квартала выглядели бы намного лучше.

Кадровые изменения. В 2020 году Билайн столкнулся с серьезными кадровыми изменениями. Что будет 2021 году?

АТ: Хорошая новость заключается в том, что Билайн значительно усилил кадры в регионах. Очень важно, кто и как управляет бизнесом на местах. 

Если говорить про штаб квартиру, то здесь также значительные изменения, в частности, сформирована хорошая команда в рознице на уровне члены правления минус 1. Это люди, которые отвечают за дистрибуцию, за продукт, за онлайн. Это очень сильные ребята. Осталось определиться с лидером для этой команды, в ближайшее время мы это сделаем. Сейчас у команды есть и.о. руководителя и нет сомнений, что даже в таком составе будут достигаться цели, и что сейчас достигнуто более качественное состояние, чем то, в котором ситуация находилась полгода тому назад. 

Аналогичная ситуация - с рядом других направлений, там также обеспечено улучшение за счет кадровых изменений.  

Наверное странно, если бы замены не произошли, учитывая состояние, в котором оказалась компания по итогам действия предыдущего состава руководителей. Очевидно, что компании, находящейся в кризисе, требуются кадровые изменения. 

Для меня это принципиальный вопрос.  Я убежден, что сильные люди делают сильное дело, не сильные - не делают.

Вы говорили про технологический паритет. Говорили, что хотите догнать рынок, сократив технологическое отставание.  Но у всех игроков сети в разном состоянии. Кого именно необходимо догнать? Сколько времени это займет?

АТ: Я не говорил, что мы хотим сократить отставание. Хотя де-факто оно сокращается, а где-то мы занимаем лидерские позиции. Скорее идет речь об адекватности запросам клиентов. Сегодня высокоскоростная передача данных - норма жизни. Если вы не обеспечиваете достаточные скорости и непрерывность оказания услуг, то вы теряете клиентов. То есть нет задачи в городе N догнать по числу базовых станций конкурента Х. Нужно в городе N обеспечить клиента качественной услугой. 

Сегодня, в терминах NPS, клиенты говорят нам: для меня мобильный оператор - это оператор, который дает мне качественный мобильный интернет по адекватной цене. Да, сервисы, call-центры, магазины, все это тоже важно и имеет значение. Но мобильный интернет - первичен. Так что первичен для нас не паритет с конкурентами, а качество услуг, которые мы можем предлагать нашим клиентам.  И по этому показателю в ряде регионов мы являемся лидерами рынка. В других пока что нет. 

В 2021 году в регионах будем тратить на развитие сети больше, чем в 2020 году и намного больше, чем во все предыдущие годы. 

При этом у нас кардинально поменялся подход к планированию сети. Теперь планированием сетей занимаются не только технари, но и наш "клиентский опыт". Все идет от клиента. И покрытие обеспечивается прежде всего там, где сосредоточены клиенты. В 2021 году будет рекордная стройка. 

Для того, чтобы привести сети Билайн по всей стране в... разумное состояние, потребуется еще до двух лет.

Извечное соревнование в продажах SIM-карт. В этом году операторы стали чуть спокойнее с этим. Будут здесь какие-то изменения в 2021 году?

Эта гонка, этот телекомовский абсурд нас точно не интересует. Рекордное количество магазинов нас не интересует. Рекордное количество проданных SIM-карт нас не интересует, 95% из которых вскоре отправляются в помойку.  Нас интересуют качественные клиенты. Этот сигнал мы постоянно нашим партнерам по бизнесу посылаем. И хотелось бы, чтобы прекратился этот "подогрев атмосферы". 

Рекламные бюджеты на ТВ нас тоже не интересуют. 4 оператора связи в стране входят в топ-10 рекламодателей страны... и это представители индустрии, которая за 10 лет выросла на героические 15%? 

Из всех этих гонок мы вышли, участвовать в них более не хотим.

Стоит ли ожидать значительного сокращения розницы Вымпелком?

Нет, сильно сокращать розницу не будем. Мы не верим, что в ближайшие 5 лет будет только один онлайн. Будет сосуществование офлайна и онлайна. Будем, конечно, давить на развитие сервиса онлайн, офлайновая торговля будет незначительно сжиматься, но каких-то драматичных сокращений не планируем.

Сейчас проявлена идея, чтобы перенос номер осуществлялся в считанные часы. Какая у вас позиция по теме?

Иногда озвучиваются благие цели, а затем начинается шапкозакидательство. Мы за благие цели, но против шапкозакидательства. Безусловно MNP не должен тянуться днями, как это происходит сегодня. Не будем показывать пальцами, но некоторые этими днями пользуются очень некорректно. Кто-то блокирует переход клиента, например. Мы в такие игры не играем. Как технологическая процедура, MNP должна происходить быстрее. Возможно это стоит делать за день. 

Главное, чтобы были отработаны протоколы взаимодействия, чтобы это надежно работало.  

Сегодня процветает воровство мобильных номеров. Зачастую это делается ради взлома социальных сетей, привязанных к номеру. MNP за три часа упростит подобные действия. Клиент даже толком не поймет, к какому оператору ему звонить, когда у него украдут номер, ведь он уже может быть переведен на другого оператора. 

Именно поэтому так важно отработать протоколы взаимодействия, в том числе, с учетом вопросов обеспечения безопасности пользователей. Если все сделать разумно, то можно переход за 3 часа сделать безопаснее, чем текущий переход за 8 дней. 

Уровень осознания проблем мошенничеств в стране растет. Уровень взаимодействия между участниками рынка также растет. Даже без участия государства, которое не спешит заниматься решением этих проблем, "горизонтальное" взаимодействие участников рынка, в частности, операторов и банков, обеспечивает значимый прогресс в этой области.

Ранее сети были переданы в управление компаниям Nokia и Huawei. В штат этих компаний было передано большое число инженеров Вымпелком. Многие были "оптимизированы". Как планируется развернуть эту ситуацию?

АТ: Несколько недель назад я был в Новосибирске в одном из центров управления нашей сетью. Был рад видеть людей, которые ранее были переведены из Билайн в вендорские структуры, а теперь оказались вновь в Билайн. Очень благодарен Huawei за то, что лучшие люди сохранились. Более 1500 специалистов вернутся на работу в ВымпелКом. У кого-то даже не поменяется помещение, где они работают, софт, с которым они работают. Только вывеска на двери.

Был ли достигнут эффект от внедрения managed services?

Когда все это затевалось, у вендоров была надежда на получение еще одного крупного игрока. Тогда бы была возможность совместного использования инженерного ресурса под нужды двух участников рынка, была бы возможность выиграть на издержках. Этого не произошло, Билайн оставался единственным пользователем профессиональных услуг. По сути, произошло усложнение системы без заметного выигрыша в экономике. Где-то даже это привело к какой-то деградации качества.

Какое место планы в отношении 5G занимают в остальных планах компании? Важна ли эта тема?

Мы были бы счастливы что-то делать в этой теме. Весь мир сейчас "улетает на ракете" в 5G. Какие-то мелкие, незначительные эксперименты мы тоже делаем. Никакого влияния на миллионы наших клиентов эти действия не оказывают, никакого влияния на нашу многомиллиардную выручку не оказывают. 

Глобально 5G в России нет и в ближайшее время не предвидится. Не принято соответствующее решение, не выделены соответствующие частоты. Те частоты, о выделении которых идет речь, в диапазоне 4,8-4,99 ГГц, сто раз уже было повторено о них, что оборудования под него меньше, инвестиций потребуется больше (прим.АБ - плюс трансграничные проблемы). Поэтому даже когда развитие 5G в России начнется, наша страна будет отставать. 

В прошлом году рынок еще как-то бился... обсуждался вопрос с совместным предприятием. Сейчас уже меньше интереса к этому всему?

Интереса не меньше. Но темы уже проработаны. Все уже понятно. То, что диапазон 3.5 ГГц лучше, чем диапазон 4,8 ГГц, и чем он лучше, это известно. То, что мы готовы действовать в составе СП, это тоже так. Все слова сказаны. Нужно что-то делать. Делать пока ничего невозможно, поскольку не приняты соответствующие решения. Вот, собственно, вся ситуация с 5G.

Можно ли ожидать, что до 2023 года что-то в области 5G появится в коммерческой эксплуатации?

Считать можно только в относительном масштабе. Вначале должен случиться момент Т. От него можно вести отсчет. Сеть 5G начнет постепенно развиваться. Через год-полтора начнут появляться сервисы. За 3-4 года сеть 5G будет работать много где. Поскольку момент Т не произошел, все остальные события сдвигаются все далее в будущее. В теории уложиться до 2023 года все еще возможно. Если соответствующие (регуляторные) решения будут приняты весной 2021 года. 

Моментом Т вы называете выделение частот или создание СП?

Совместное предприятие это технический вопрос.  Глобальный вопрос - это выделение частот для развития 5G в России. 

Все же сейчас еще идет противостояние с регулятором, который хотел бы, чтобы СП не только вопросами выделения частот занималось, рефармингом частот, а чтобы был создавалась единая, общая инфраструктура сети 5G?

Это одно из возможных решений, которые еще не приняты. Все это остается в режиме обсуждения.  

На следующей неделе завершится срок рассмотрения ФАС-ом заявки на создание СП, которую подавали операторы. Операторы сделали то, что ФАС их просил сделать?

Насколько я знаю, да. Но это все настолько незначительно и сиюминутно. 

Представим, что 5G в России появился. Что для этого должно произойти, есть несколько опорных точек.  Все, что обсуждается, это какие-то "боковые ручейки", не имеющие отношения к главным, принципиальным решениям. 

Вспомните, как появлялась в России сотовая связь каждого следующего поколения. Сокращения вначале сокращались, примерно к 2010-му году. После 3G оно вновь начало нарастать, если помните, в Москве все никак не выделяли частоты. C 4G мы не сильно отставали от мира. Сейчас, к сожалению, с 5G начинаем серьезно отставать, как в прежние времена. 

Факты говорят сами за себя. В мире более сотни запущенных в коммерцию сетей 5G, у нас нет 5G. 

Все ли закупаемое Билайн сейчас оборудование, базовые станции, с функциональностью 5G ready?

Да, все современное оборудование такое. 

Значит ли это, что к моменту, когда произойдет "момент Т", дискуссия об отечественном оборудовании сама сойдет на нет? Ведь к этому моменту у каждого оператора уже будет огромная сеть, которая "поворотом программного тумблера" может стать сетью 5G?

Поворота недостаточно, все равно понадобятся дополнительные инвестиции. Да, мы инвестируем сегодня так, чтобы инвестиции были оптимальными, чтобы не перестраивать потом сеть. 

Что касается отечественного оборудования, мне в целом не нравится это понятие. Хочется рассуждать в терминах "качественное оборудование" или "некачественное оборудование". Мир сегодня глобален. Так называемый "американский" iPhone собирается усилиями нескольких государств и совсем не в США. Столь же глобально собирается то оборудование, которое мы закупаем. 

И проблема запуска нового оборудования, именно нового, а не выпуск оборудования, на котором шильдик переклеили, подразумевает некий технологический цикл, от дизайна и проектирования до производства и тестирования.  На такие циклы уходят годы, независимо от того, какая страна, какие компании этим занимаются. 

Мы готовы к использованию любого качественного оборудования.

Выделенные сети (private networks) представляются возможным дополнительным источником дохода для компании. Планируете ли вы их активное развертывание для бизнес клиентов из добывающих и других вертикальных отраслей, для производственных компаний?

Мы видим перспективы этого рынка и работаем с целым рядом клиентов в этом направлении. Считаем, что это хороший рынок и хороший сервис для наших клиентов.

Не изменилась ли политика Билайн применительно к теме MVNO? Прежнее руководство компании не верило в перспективность данного направления и не стремилось привлекать MVNO на инфраструктуру Билайн. Ждать ли изменений в этой политике?

Если коротко - мы смотрим на эту тему, как должны смотреть коммерсанты. Будет какая-то интересная возможность этой темой заниматься, будем заниматься, не будет ее - не будем. 

Пока что нет какого-либо контракта, который уже был бы подписан или который мы планируем подписать в ближайшее время.

В последнее время складывается ощущение, что государство все более относится к операторам, как к какой-то дойной корове, которую вовсе не обязательно кормить, но при этом следует все более интенсивно доить с помощью косвенных налогов, все время накладывать на них какие-то все новые обязательства. Вы это внутри оператора тоже ощущаете или возможно наш взгляд со стороны не совсем верен?

Отношение к телеком-операторам, как к "дойным коровам" встречается на рынке. Удивительно, но даже в среде телеком-специалистов оно встречается. Давайте посмотрим, откуда взялось такое заблуждение.

Понятно, что оно может возникать у тех, кто привык в отчетах компаний смотреть на такой показатель, как EBITDA и маржа EBITDA. У операторов сотовой связи, маржа EBITDA, как правило, высокая. 10 лет тому назад она могла быть выше 50%, сейчас она у кого-то в районе 40%+, у кого-то 30%+. И это все равно заметно больше, чем в каких-то других индустриях. Создается иллюзия, что сотовый оператор делает деньги из воздуха. И это абсолютно некомпетентный и неграмотный взгляд. 

В каждой индустрии есть своя специфика. И в телеком индустрии эта специфика заключается в том, что в отличие от целого ряда других индустрий, в телеком-индустрии необходимо очень много инвестировать ежегодно! CAPEX у телеком операторов равен 15%, 20%, 25%! 

Разумная оценка бизнеса - не EBITDA, а способность бизнеса генерировать наличные, его free cashflow. И если вычесть из EBITDA CAPEX, то сразу становится понятно, что возможностей по генерированию денежного потока у операторов весьма скромные. Никакой денежной феерии вы не увидите, если с пониманием посмотрите на цифры отчета любого сотового оператора. К сожалению, далеко не все, кто готов рассуждать о успешности бизнеса сотового оператора, понимают это и подходят к анализу показателей соответственно. 

Из этого вытекают и оценки операторского бизнеса. Если 10 лет назад операторы России оценивались десятками миллиардов долларов, то сегодня эти оценки снизились до единиц миллиардов.

Так что если какой-то высокопоставленный чиновник сошлется на отчетность компании-оператора, как на подтверждение тезиса о том, что сотовые операторы "богаты" и потому не нуждаются в поддержке, субсидиях или льготах, подскажите такому человеку, что смотреть нужно не на строку EBITDA, а на разницу строк EBITDA и CAPEX, как минимум.

Как вы оцениваете ситуацию в области магистральной связи в России? Иногда можно наблюдать, что при доступе из Москвы к какому-то интернет-сервису в Москве, трафик проходит через Стокгольм

У нас недавняя хорошая новость. Мы сделали еще один азиатский стык. Это серьезно изменило "географию" нашего трафика. Большая часть трафика азиатской части России, от Новосибирска и до Владивостока и Хабаровск, которая ранее гонялась через Европу, теперь идет через Азию. Это позволило заметно снизить задержку. Этой оптимизацией занимаются все операторы и мы, в частности. 

Большие усилия предпринимают и провайдеры контента. Растет число ЦОД, которые контент-провайдеры строят по стране, в том числе, с нашей помощью. Это делается для создания хабов, ускоряющих доступ к контенту в различных регионах. В этом смысле мир телекома совершенствуется на глазах.

Что вы ожидаете от 2021 года?

2021 год станет годом выздоровления Билайн. Причем это станет заметно не только внутри компании, но и снаружи. Сейчас идет интенсивное лечение. 

А если говорить про макроэкономику? Чего можно ожидать от 2021 году телеком-оператору?

Каких-то кардинальных изменений не ожидаю, ситуация будет примерно как в этом году.

Рынок онлайн-видео (VoD) растет. Планирует ли Билайн какие-то активности в этом направлении? Конкуренты компании такую активность проявляют. Или пока вы не видите особых перспектив в этом направлении?

Доля VoD на фоне, например, онлайн-ТВ, пока у всех небольшая. Мы в этом плане особо не отличаемся от других операторов сотовой связи. И наши бизнес-модели мало чем отличаются, все играют роль агрегаторов контента. Соответственно и доли рынка примерно одинаковые. 

Мы сейчас думаем, что с этим дальше делать. Идеи производства собственного контента на рынке возникают. Мы к этим идеям относимся с осторожностью. Пока что нам представляется, что модель агрегатора контента для телеком-оператора более эффективна, чем затратные и рискованные ставки на производство собственного контента. Но будем внимательно наблюдать за рынком. 

На этом встреча с Александром Торбаховым, генеральным директором ПАО Вымпелком завершилась, как и мой конспект. Надеюсь, вам было интересно! Подписывайтесь на мои телеграм-каналы с телеком-новостями: @abloud и @abloudrealtime 

Новые абоненты МегаФон смогут звонить друг другу бесплатно даже при отрицательном балансе

МегаФон сделал весьма привлекательное предложение для новых абонентов, которые выберут для себя тариф из линейки #БезПереплат, основной тарифной линейки компании. Теперь на всех тарифах этой линейки внутрисетевые вызовы новых абонентов не только не расходуют пакет минут, но также доступны даже при отрицательном балансе. Учитывая, что по данным оператора, внутри сети совершается более половины всех вызовов, предложение выглядит очень щедрым.


Ничего специально подключать не требуется, безлимит внутри сети начнет действовать для всех новых абонентов линейки автоматически.

«Более половины звонков абоненты, как правило, совершают внутри сети своего оператора. Новые условия позволят не переплачивать, с большей точностью рассчитать необходимое количество минут и подобрать удобный тарифный план. Мы также сделали внутресетевые звонки доступными при отрицательном балансе - это актуально для 40% абонентов, которые регулярно забывают вовремя пополнить свой счет. Теперь те, кто предпочитает голосовые вызовы звонкам в мессенджерах, также всегда смогут оставаться на связи», - отметил коммерческий директор МегаФона Влад Вольфсон.

Тарифы линейки #БезПереплат позволяют абонентам безлимитно и бесплатно общаться, в 
том числе звонить и отправлять медиафайлы, в популярных мессенджерах – WhatsApp, Viber, eMotion, Facebook messenger, TamTam, Snapchat и Telegram, оставаясь на связи, даже если денег на счете недостаточно.

Абонентам линейки #БезПереплат доступна бесплатная опция «Копилка» - возможность сохранять неиспользованные в течение месяца минуты и гигабайты и использовать их в любое время, когда не хватило основного пакета. Опцию активировали уже 27% абонентов, накопив 20 тысяч террабайт интернета.

Все тарифы линейки предусматривают бесплатную защиту от нежелательных подписок в интернете. Также абонентам автоматически подключается бесплатный пакет «МегаФон ТВ» из 50 ТВ-каналов, трафик при просмотре которых не расходуется.

Можно предположить, что в МегаФон по-прежнему делают ставку на защиту и увеличение доли рынка оператора по размеру абонентской базы. 

Конспекты: Александр Торбахов, Вымпелком, "Билайн выздоравливает и скоро это заметят все"

Генеральный директор "Вымпелком" Александр Торбахов сегодня встречался с аналитиками телеком-рынка и представителями отраслевых и деловых медиа. Вашему вниманию - мой конспект встречи. Часть 1. Александр Торбахов - вступительное слово. 

Александр Торбахов: "Год был тяжелый для экономики в целом, для телекома в частности, для Билайна особенно. Мы с вами обсуждали результаты 1Q-3Q2020, Вымпелком на фоне не очень хорошо себя чувствующего рынка, чувствовал себя хуже всех. Понятно, что это привлекает внимание и вызывает много вопросов, - почему так? Сегодня поговорим об этом. 

Точка перелома пройдена

В целом, если кратко охарактеризовать состояние дел в компании, я бы сказал, что наша внешняя оболочка и реальное внутреннее состояние поменялись местами. Ранее накапливался ряд внутренних проблем, компания внутри "краснела", но снаружи выглядела "зеленой". В этом году все эти накопленные проблемы, усиленные негативным влиянием пандемии ковид-2019, стали очевидными и всем заметными в отчетности. Между тем, внутри компании процессы уже идут совсем в ином, в позитивном направлении. И это, как я надеюсь, все смогут заметить совсем скоро, в результатах ближайших отчетных периодов. То, что сейчас происходит в компании, существенно лучше, чем то, какими мы выглядим, если смотреть снаружи. 

Проблемы периода и инвестиционная политика

Несколько цифр, связанных с влиянием пандемии и принимаемых против нее мер. Упали продажи подключений, сократилось число визитов клиентов в нашу физическую розничную сеть. Это характерно и для телеком-индустрии в целом. Упали доходы от роуминга, снизилось количество мигрантов на российском рынке. Что касается пользования сетью действующими абонентами, объемы пользования заметно растут. И в части голоса, и, особенно, в части объемов передачи данных. Среднее пользование на абонента (MBoU) выросло в Вымпелком на 60% и это естественно накладывает свои требования на темпы развития сети. Учитывая, что наши цены в целом по рынку не растут, как не растет число клиентов на рынке, это не дает возможности расслабиться. Объем инвестиций, который мы направляем в развитие сети компании, очень высокий. 

Для Билайн это очень серьезное изменение, поскольку в последние 5 лет Билайн инвестировал в развитие сети меньше своих конкурентов. И это было одной из основных причин того, что оператор в какой-то момент начал заметно отставать от других участников рынка. Но в 2020 году мы это отставание активно наверстываем. За последние 5 лет, в 2020 году были самые большие инвестиции, в 2021 году они будут не меньшими. Это, прежде всего, инвестиции в развитие сети компании. Наша сеть LTE в этом году выросла на 1/5 часть. 

Цель - не скорости доступа, а его бесперебойность, связность покрытия

Сразу хочу сказать - несмотря на то, что наша сеть в Москве, по внутренним данным, заняла второе почетное место по средним скоростям доступа, мы НЕ считаем целью именно скорости доступа. Куда более важно то, можете ли вы пользоваться тем или иным сервисом в мобильном интернете, например, смотреть потоковое видео, бесперебойно. Включая ситуацию, когда вы перемещаетесь на транспорте или пешком. Воспроизведение не должно прерываться, а качество картинки - снижаться. Это то, за что мы сегодня переживаем. Не за то, будет ли доступно абоненту 60 Мбит/c или 80 Мбит/c. 

При этом скорости в сети Билайн достаточно высокие, и покрытие нашей сети в Москве очень качественное. Москва это рынок, где мы когда-то лидировали, где со временем мы лидерство потеряли. Мы относимся к этому рынку очень серьезно, в 2020 году вели активные работы по улучшению сети. В следующем году будем столь же серьезно работать над улучшением качества услуг сети в Подмосковье, что очень важно не только для жителей Подмосковья, но и для москвичей, т.к. многие сейчас мигрируют из города в область и обратно в зависимости от сезона. А значит непрерывность должна быть обеспечена не только внутри МКАД, но и за ее пределами.

Связь в метро 

Московское метро было для нас болезненной темой. Когда-то было принято решение - не строить в московском метро тот сервис, который построили наши конкуренты. Это, конечно, было ошибкой. Огромное количество москвичей каждый день пользуются метрополитеном и отсутствие там качественных услуг Билайн било по восприятию наших сервисов в целом. 

В этом году все изменилось. На сегодняшний момент все станции московского метро оснащены поддержкой LTE от Билайн. Более, чем в половине всех тоннелей московского метро обеспечивается непрерывный доступ (с точки зрения пользовательского опыта), работы по обеспечению беспрерывности услуг в тоннелях в Москве еще продолжаются и мы планируем их завершение на самое начало 2021 года. Видим, что клиентами это востребовано, где уже все включено, там трафик растет сразу, в разы. И, конечно, клиенты замечают изменения, ценят их. 

VoLTE

Завершая тему Москвы. Буквально на прошлой неделе завершена миграция на наше новое промышленное решение VoLTE компании Huawei. Это означает, что сегодня все наши клиенты, аппараты которых поддерживают VoLTE, могут пользоваться этим сервисом. Работает платформа хорошо, обеспечивает высокое качество передачи голоса, соединение устанавливается быстро, менее секунды от нажатия кнопки вызов до соединения с вызываемым телефоном. Клиенты безусловно оценят совсем другой уровень качества сервиса. 

Билайн в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге, втором по приоритету для нас городе, идут схожие процессы с небольшим отставанием относительно Москвы. В метро Санкт-Петербурга идет строительство совместно с нашим партнером. Мы отвечаем за 2 линии, одна из них уже сдается в тест. Завершить работы в метро мы планируем в 1H2021. 

Управление сетью - отказ от профуслуг

Параллельно мы меняем целый ряд стратегических приоритетов. В частности, это управление нашей технической сетью. В свое время было принято решение о том, что сетью Билайн управляет в самом широком смысле, то есть от планирования до стройки, эксплуатации и мониторинга, наши провайдеры оборудования и профессиональных услуг. Мы благодарны нашим провайдерам за оказанные услуги, но считаем, что такими ключевыми функциональностями, как планирование и мониторинг, мы должны заниматься самостоятельно. 

Так что сейчас от одного сервис-провайдера мы забираем эти функциональности, от второго заберем в начале 2021 года. У провайдеров по-прежнему останется работа по оказанию услуг обеспечения "последней мили". То есть работами по устранению каких-то аварий, выездами на базовые станции по-прежнему будут заниматься подрядчики. А интеллектуальной составляющей теперь будет заниматься Билайн. 

Онлайн в приоритете

Онлайн - это наш большой приоритет. Как мы уже не раз с вами обсуждали, российский телеком на сегодня это странное явление. Продажи подключений осуществляются где угодно, через весьма разнообразные каналы, но не онлайн.  

В 2020 году мы активно занимались развитием функциональности нашего мобильного приложения. Видим растущий спрос на предоставление услуг в режиме онлайн. Надеемся, что в 2021 году ситуация будет меняться кардинально, что существенно вырастет процент абонентов, которые покупают наши сервисы в режиме онлайн. 

Mobile ID

Эту тему мы уже обсуждали. Услуга запущена. Сегодня, как вы знаете, идет гонка различных способов идентификации клиентов. Многие компании предлагают свою версию аналогичных услуг, обычный шаблон, это "названиекомпании ID". Все соревнуются в удобстве сервиса для клиента. Считаю, что у нашего Mobile ID есть хорошее конкурентное преимущество. Самый удобный идентификатор для любого человека, это номер его телефона. Каждый его имеет и каждый его помнит. Мы его используем, дорабатываем и будем продвигать вместе с нашими коллегами из других телеком-компаний. 

Для тех, кто не знает - Mobile ID это способ авторизоваться на том или ином интернет-ресурсе, это способ быстрого захода на тот или иной ресурс. Если обычно для этого требуется создать уникальные логин и пароль, которые многие затем забывают, то Mobile-ID подразумевает, что логином является номер вашего мобильного телефон, а пароль и не нужен. При заходе на тот или иной сайт с логином-телефоном, вы получаете запрос подтверждения доступа на ваш телефон и нажатием буквально одной кнопки подтверждаете ваше намерение. Процедура одинакова, что для первого случая использования сервиса, что для последующих. 

В отличие от многих других, в том числе продвинутых, способов авторизации, у Mobile ID, на наш взгляд, большие перспективы стать популярным. 

Сотрудничество с Альфа-Банком

Где-то с весны мы начали продажи кобрендинговых продуктов Билайна - Альфа-Банка в сети Билайн. Результаты на ноябрь - начало декабря 2020 года внушают оптимизм. Сегодня продажи дебетовых и кредитных карт идут на уровне примерно среднего российского банка, что для старта этого проекта с учетом того, что Билайн этим ранее не занимался, очень приличный результат. 

B2B 

B2B по-прежнему остается нашим серьезным локомотивом в отличие от нашего розничного бизнеса, который испытывает проблемы. В B2B мы выступаем лучше, чем рынок в целом. Что очень отрадно, кроме стандартных телеком-сервисов, растут объемы реализации различных вспомогательных сервисов. Если так пойдет и дальше, они вскоре станут основными. Это касается, например, аналитик - геоаналитики, видеоаналитики, аналитик звука, всего, что связано с облачными сервисами. Везде наблюдаются рост в разы год к году.  

Билайн возвращается!

Мы понимаем, что период непростой. Динамика показателей Билайн в этом году не очень хорошая. Особенно не очень хорошо она выглядит на фоне того, как выглядят некоторые из наших конкурентов. Но та работа по улучшению качества, которая сейчас проводится, дает нам возможность смотреть в будущее с оптимизмом. В 2021 году мы вернемся в строй. 

--

Вторая часть встречи прошла в формате вопрос-ответы. Сделаю по ней посты в телеграм-канале @abloudrealtime

Популярные сообщения

Желающие следить за новостями блога, могут подписаться на рассылку на follow.it (отписаться вы сможете в один клик). 

Еще можно подписаться на Telegram-каналы @abloud62 @abloudrealtime, где также дублируются анонсы практически всех новостей блога. 

 

Translate