Игорь Плетнев, директор по развитию Торговой сети "Пятерочка", ответил на вопросы журналистов в связи с подписанием соглашения о предоставлении площадей под франчайзинговые точки розничной торговли для компании "Билайн".
Виктор Павлов, ВымпелКом и Игорь Плетнев (справа), директор по развитию ТС "Пятерочка"
Соглашение с ВымпелКом носит эксклюзивный характер?
"Соглашение с Билайн не носит эксклюзивный характер. У нас уже есть действующее похожее соглашение с другим оператором - с компанией Tele2. Компания Tele2 использовала магазины Пятерочка для выхода на московский рынок - мы предоставили около тысячи магазинов в Москве и Московской области для открытия точек Tele2. В принципе, сотрудничество получилось успешным, оно сейчас продолжается. Но текущее предложение, которое мы получили от ВымпелКом и вот подписали, оно намного интереснее для нас. Поскольку речь идет о большом числе операций. Точки Билайн на наших площадях появятся практически по всей России.
Если будут появляться обращения от других операторов сотовой связи, мы обязательно их рассмотрим. Не начинали общение на эту тему с МТС?
Нет, пока что нет.
В ВымпелКом надеются в дальнейшем получить эксклюзив, это реалистично? Куда денется Tele2 в этом случае?
Пока мы эксклюзив с Билайн или кем бы то ни было еще не обсуждали. Но если запросы будут, мы безусловно готовы эту тему обсуждать. Важно понимать, что у нас есть проблема - наша сеть очень быстро растет. Например, за 2015 год чистый прирост составил 1476. В этом году только за первое полугодие еще 899 салонов открыто. Больше 7 млн покупателей в день к нам приходят.
Понятно, что те цифры о которых мы сегодня договорились, хотя и большие в абсолютном выражении, но нам хотелось бы добиться более активного использования ресурсов Пятерочки. Тем более, что мы не прекращаем строительство магазинов. И если кто-то будет к нам с какими-то предложениями обращаться, то мы обязательно их рассмотрим. Приоритетны отдадим предложениям, подразумевающим, что салоны будут открываться массово, во всех регионах. Понятно, что такой компании нет, которая бы в одиночку открыла точки в каждом из наших магазинов. В целом к экслюзиву относимся положительно. Это важно, например, для того, чтобы покупатели, приходя в магазин, знали бы примерный ассортимент того, что им предлагают наши партнеры. Да и удобнее работать с одним партнером с точки зрения логистики.
Очень интересный проект. Я наблюдал за модулями Tele2 в Пятерочке. Насколько представительны наблюдения всего в нескольких московских магазинах можно поспорить, но общее впечатление осталось безусловно положительным - консультант редко оставался свободным, люди заключали договоры, подключались к сети Tele2. Вероятнее всего, Билайн также сможет эффективно распорядиться своей тысячей площадок, которые заработают еще до конца 2016 года. Если при этом Пятерочка к тому же расторгнет договоренность с Tele2, то эффективность точек Билайн в Пятерчоке вырастет еще более. Столь существенный прирост числа розничных площадок Билайн до конца года может дать заметный результат, позитивно сказаться на годовых итогах Билайн, и что еще более вероятно, поможет компании конкурировать в 2017 году.
+ +
«Билайн» будет продаваться в «Пятерочке»
29 сентября, 2016 г. Москва, пресс-релиз. ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») и торговая сеть «Пятерочка» подписали соглашение о партнёрстве, предусматривающем открытие торговых точек «Билайн» на территории магазинов «Пятерочка» по всей России.
На первом этапе партнерства, до конца 2016 года планируется открытие порядка 1 тысячи торговых точек «Билайн» в 20 российских регионах. При этом более 500 торговых пунктов «Билайн» откроется на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. В 2017 году стороны рассчитывают увеличить количество точек до более, чем 1600. Это будут торговые зоны разных форматов: от стойки и мобильного модуля до полноформатного операторского магазина.
Перечень товаров и услуг, представленных на точке, будет определяться ее форматом: например, на стойках будут продаваться ключевые тарифные планы, приниматься заявки на перенос номера и доставку абонентского оборудования, в то время как в магазинах, помимо этого, также можно будет приобрести оборудование.
Виктор Павлов, исполнительный Вице-президент по продажам ПАО «ВымпелКом»: «Сотрудничество с такой разветвленной торговой сетью как «Пятёрочка» позволит «Билайн» стать еще ближе к клиентам и повысить свою представленность в каналах продаж».
Игорь Плетнев, директор по развитию торговой сети «Пятерочка»: «Развитие партнерских отношений в приоритетных категориях дополнительных сервисов является частью стратегии торговой сети «Пятёрочка» по формированию комплексного предложения товаров и услуг в наших магазинах. Партнерство с «Билайн» поспособствует увеличению трафика и конверсии за счет предоставления покупателям дополнительных услуг».
Конспект беседы с Евгением Давыдовичем, президентом ритейлера "Связной".
Евгений Давыдович, CEO Связной
Для Билайна мы высокоэкспертный партнер, обладающий всеми навыками и экспертизой в этой области. Подбор помещений, ремонт, оснащение, запуск. Мы используем ресурсы своего корпоративного университета. У нас готова вся инфраструктура, и партнер уверен, что у нас лучшая или одна из лучших на рынке экспертиза и инфраструктура.
Используя свою инфраструктуру, мы открываем точки нашего партнера, самостоятельно ими управляем, продаем. Нарашиваем их брендированными устройствами свою товарную матрицу. Это поможет нам привлечь к себе дополнительную категорию клиентов, которые по причине любви к бренду хотят посещать именно монобрендовые салоны. На мой взгляд, можно говорить о синергии для обеих компаний.
У нас безусловно есть внутренняя финансовая модель, учитывающая все известные нам и партнеру предпосылки. Запланировано открытие 20 первых пилотных точек. На этой базе мы получим подтвержденные финансовые показатели на которые уже можно будет ориентироваться. При необходимости можно будет уточнить модель бизнеса, масштабировать этот проект.
Эти салоны будут больше по-размеру, чем обычные салоны, которые открываются по франшизе?
Они будут приближены к форматам, с которыми мы привыкли работать. И учитывая то, что в этих салонах будет продаваться большая товарная матрица, они естественно дожны быть больше, чем обычные операторские, поскольку в среднем операторы предоставляют чуть меньший выбор моделей.
Будут ли в новых салонах какие-то услуги, которые обычно предоставляют салоны "Связного"?
Да, в новых салонах будет весь спектр наших услуг, включая финансовые и другие дополнительные услуги, которыми мы занимаемся. Планируется ли вернуться к сотрудничеству с Samsung? В новых салонах будет продукция этой компании, ведь Билайн возобновил сотрудничество с Samsung?
Наши двери никогда ни для кого не закрыты. Мы всегда находимся в контакте со всеми участниками рынка. Но бизнес работает тогда, когда это выгодно для обеих сторон. Как только мы найдем условия, приемлемые для обеих компаний, мы сможем работать. В салонах в рамках нашего сотрудничества с Билайн, аппараты Samsung продаваться не будут. Как развивается Связной? Будет ли сокращение числа собственных салонов?
Год закончим примерно с тем же числом точек, с каким его начинали. Планируем 2700 точек на конец года. Мы безусловно постоянно оцениваем эффективность салонов и проводим ротацию. Если видим, что какая-то точка в течение некоторого времени перестает показывать эффективность, мы ее закрываем и ищем более выгодное место для открытия. Это постоянный процесс поиска более выгодных локаций. Такой же процесс будет осуществляться и в следующем году. Число точек на уровне 2700 считаем на сегодня для нас оптимальным.
Контракт подписан. Виктор Павлов, Евгений Давыдович. Слева - Александр Смолин.
У вас был похожий проект с Tele2, но вы не управляли салонами?
Это другой вид сотрудничества - зоны Tele2 в наших салонах. У нас есть опыт разнообразного сотрудничества с различными партнерами. Мы открыты и готовы на своей инфраструктуре оказывать услуги любым партнерам. Пока что до подписания дошли с Билайном. Мы не называем этот проект франчайзинговым, поскольку схема работы немного иная. Например, мы ничего не платим Билайну за использование бренда. Мы называем это партнерским проектом. Билайн компенсирует расходы, необходимые для открытия, далее действует схема разделения доходов от продаж SIM-карт. А весь доход от продажи оборудования - это доход Связного. Схема оплаты аренды - паритетная. Мы можем обеспечить для Билайн гарантированное качество работы персонала, соблюдение сроков. В обычной франчайзинговой схеме, с большим числом партнеров, контролировать качество персонала и партнеров для Билайн будет контролировать сложнее. Как будут оформлены салоны?
Они будут брендированы, как салоны Билайн. Но юридическим лицом будет выступать Связной. Средняя площадь салонов будет составлять от 40 до 60 кв.м. Связной использует схему франшизу для наращивания своей сети салонов?
Нет. Ожидаете ли роста выручки Связного в 2016 году?
Ожидаем, процентов на 15-20%. В целом ожидаем завершить год с более высокими финансовыми показателями за счет более эффективного управления компанией и снижения операционных расходов за счет усиления контроля издержек. Ожидаемое снижение - примерно на величину до 15%.
Сегодня в рамках выставки "International Franchise Expo" компания ВымпелКом и ее партнеры объявили о ряде интересных инициатив. В частности, изменятся условия франшизы Билайн, а также в целом стратегия в отношении розницы компании. Александр Смолин ответил на вопросы журналистов. Конспект встречи - вашему вниманию.
Александр Смолин, директор по развитию франчайзинга "ВымпелКома"
Что будет с франшизой Билайн?
АС: Франшиза у нас превращается в один из ключевых проектов на долгосрочную перспективу. Связано это не только с тем, что франшиза вообще становится модной темой в ряде индустрий. Связано это, прежде всего, с тем, что франшиза является быстро масштабируемым бизнесом. При необходимости можно быстро нарастить розницу с использованием франшизы и столь же быстро ее сократить.
Второй побудительный мотив связан с кризисом. Любая крупная компания обязана реагировать на кризис сокращением издержек. Сокращение персонала при этом - одна из основных статей для выполнения задач экономии. Франчайзинг - это хорошее решение, поскольку с одной стороны позволяет управлять издержками компании, с другой стороны позволяет использовать в розничном бизнесе персонал компании - партнера.
И, наконец, франчайзинговая схема - это экономически оправданный способ работы в регионах. Никакая, даже самыая богатая компания, не в состоянии добраться до всех "медвежьих уголков" нашей страны. Зато это могут делать партнеры, особенно партнеры из регионов. По модели франшизы развитие розницы возможно одновременно во всех регионах.
Что конкретно сегодня произойдет в рамках выставки?
АС: Сегодня у нас достаточно серьезный и важный день. Мы первый раз участвуем в Международной выставке франшиз, других телеком-операторов здесь нет. Это в том числе и потому, что разные операторы придерживаются различной рыночной стратегии развития в плане ритейла.
Сегодня будем подписывать два соглашения - с компанией Пятерочка, входящей в X5 ритейл групп. Второе стратегическое соглашение - с компанией Связной, которая на сегодня является одним из крупнейших ритейлеров России со специализацией в плане "железа" и тарифных планов для пользователей услугами компаний сотовой связи. Такие вот два важных события кроме того, что мы продолжаем собирать заявки от тех, кто хотел бы стать нашим розничным партнером. Вчера был рекордный день по числу заявок, сегодня на стенде продолжаем заявки принимать.
Каковы условия франчайзинга?
АС: Это достаточно простые условия. Мы их формулируем, как "стратегическое партнерство" 50 на 50. Это означает, что мы хотим в паритете инвестировать деньги, время и усилия вместе с нашими партнерами. Возможно несколько сценариев:
Если речь идет об объекте розницы, который будет находиться в нашей аренде, то мы готовы взять на себя до 100% капитальных расходов на строительно-монтажные работы, на приобретение торгового и рекламного оборудования. Мы готовы предоставить нашим потенциальным партнерам серьезную кредитную линию для закупки телефонов и аксессуаров для закупки абонентского оборудования - брендированного и небрендированного у компании ВымпелКом. Будем бесплатно обучать персонал партнера. В перспективе готовы помочь в отборе персонала. Также возможна оценка персонала и помощь в его удержании. Важно отметить, что наша программа сотрудничества НЕ предусматривает паушальные взносы. Кроме того, на перспективу ближайших 3 лет мы намерены отказаться от взымания роялти, что в случае франчайзинга, является "революционным" подходом к продвижению. Вот примерно такие условия для конкретно взятого объекта.
В каком объеме может быть предоставлен кредит?
АС: Для усредненной торговой точки с усредненным оборотом и партнера среднего размера, мы готовы выдать кредит с лимитом до 1 млн рублей без НДС в диапазоне от 30 до 60 рабочих дней. И до 90 дней на брендированное оборудование от компании Билайн.
Как сейчас структурирована ваша розница - сколько собственных розничных точек, какую долю составляют франчайзи?
На сегодня у нас порядка 1429 монобрендов под нашим собственным управлениям. И почти 2 тысячи магазинов, салонов и мобильных модулей, которые работают по модели франчайзинга. Некоторое время назад соотношение было 45% на 55%. В перспективе мы считаем оптимальным, чтобы число франчайзинговых салонов было вдвое большим, чем число собственных монобрендов. Полностью от собственных монобрендов мы отказываться не хотим. Для нас это своего рода школа хозяйствования, школа продвижения, тестирования новейших практик.
Насколько дешевле для Билайн открыть франчайзинговый магазин, нежели собственный монобренд?
Если говорить о прямых разовых затратах, то конечно можно быстрее открыть франчайзинговый салон. Но это не означает, что в долгосрочной перспективе эффективнее работать только с франчайзинговыми магазинами. Поскольку собственный монобренд находится под нашим постоянным и неусыпным контролем. Там работают наши собственные сотрудники, которым мы ставим наши KPI. Легче контролировать мотивацию и дисциплину.
Поэтому если по "входным" деньгам, то франшиза выгоднее. В долгосроке эта выгода заметно размывается. Так что по ROI (возврату вложенных средств) обе схемы примерно одинаковы.
Почему в качестве федерального партнера вы выбрали Связной, а не Евросеть, в которой у Билайн есть доля?
Поскольку в Евросеть есть доля, там проще ситуацию контролировать. Поставленные задачи там планомерно выполняются, клиенты привлекаются. Со Связным у нас была работа, как с мультибрендовым партнером, поэтому мы решили потестировать новый для нас подход. Для Связного это не новая схема работы. В течение полугода попробуем поработать на 20 объектах, чтобы посмотреть, насколько Связному интересны покупатели, которые обычно ходят в монобрендовые салоны. А нам интересно будет выяснить, насколько эффективна модель, когда крупный ритейлер со своим железом, аппаратами, другими гаджетами, полным набором услуг, насколько эффективно он справится с обслуживанием клиентов, которые до этого ходили к нам. Т.е. это эксперимент для того, чтобы понять, насколько эффективно мы сможем взаимодействовать.
Чем этот пилот будет отличаться от обычного билайновского монобренда?
Отличия будут, например, по части числа товарных позиций, которые может предложить Связной, как один из лидеров рынка по количеству представленных позиций, по обороту с квадратного метра. Поэтому нам очень интересно будет наблюдать, как это станет работать в салонах под нашим брендом.
Условия сотрудничества со Связным будут такими же, как с другими франчайзинговыми партнерами?
Да, это агентский договор. Мы его называем франчайзиновым. Когда мы строим объект, то партнер часть средств за строительство затем возвращает и объект остается в нашей аренде. Есть небольшие отклонения по малозначимым условиям, прежде всего, потому, что это пилотный проект. Не один десяток параметров мы будем замерять. Но в целом это франчайзинговый контракт.
Мы вкладываем, например, 100% в CAPEX, но при этом ждем, что партнер вложится в железо, оборудование и услуги. В целом затраты обеих сторон должны выйти на 50х50. Но по отдельным элементам соотношения могут быть 100х0; 70х30 и т.п.
У Билайна и раньше была франшиза. Что заставило компанию менять стратегию?
Сейчас Россия сталкивается с определенными экономическими проблемами. Можно рассматривать изменение нашей политики, как "антикризисный" ответ. Расширение франшизы поможет нам не увеличивать количество собственного персонала в монобрендовой рознице. Кроме того, привлечение локальных партнеров позволяет усилить "дух предпринимательства" в нашем бизнесе. Здесь можно говорить о взаимном обучении, взаимном обогащении. И, конечно, франшиза дает совсем иные скорости разворачивания розничной сети. Если ставить перед собой задачу открытия собственного монобренда в необходимых объемах, то с этой задачей мы бы справились наверное за 5 лет. Сейчас мы планируем с активным использованием франшизы за остаток 2016-го, 2017-2018 годы удвоить объем розничной сети, а также утроить оборот франшизы.
При этом не подвергается сомнению значение собственного монобренда розницы. Это просто еще одно яйцо в корзине.
Перед тем, как объявлять сегодня о новых условиях франчайзинга, мы провели аудит собственно сети. Нам придется закрыть какое-то количество собственных монобрендовых салонов из числа тех, что медленно окупаются. Или которые и вовсе не окупятся в обозримой перспективе. О массовом сокращении речь не идет. Прежде всего потому, что монобренд нужен не только для новых продаж и подключений, но и для сервисного обслуживания существующих клиентов. Особенно в тех регионах, где доля Билайн высока и где число новых подключений уже сравнительно невелико.
Франшиза также почистится процентов на 25. Но при этом мы прирастим франшизу до 3000 салонов за упомянутый период до конца 2018 года.
Число собственных салонов, думаю, на конец 2018 года может составить 1500 - я не отвечаю за это направление и могу ошибиться.
Получается 4500 салонов, что соответствует нашему целевому значению параметра "количество салонов на душу населения". То есть примерно на каждые 40-50 тысяч населения в регионе присутствия, нужен один полноформатный центр продаж и обслуживания. К этой цели мы будем потихоньку приближаться. Сейчас у нас порядка 3500 всего, из которых 1000 своих. И нужно понимать, что часть салонов постоянно закрывается - где-то из-за неэффективности, где-то из-за каких-то форсмажорных обстоятельств, вспомнить хотя бы "ночь длинных ковшей".
Новые объекты мы открываем уже с учетом кризисной ситуации. Каждый объект проходит серьезную экспертизу, заполняется бизнес-кейс. Вместе с партнером принимаем решение об открытии каждого салона, решения принимаются в штаб-квартире.
Насколько франшиза дешевле, чем открытие собственной розницы?
В капитальных затратах франшиза обходится чуть дешевле, просто потому, что франчайзинговые салоны чуть меньше по размеру, нежели собственные, поскольку в собственных мы предоставляем максимальный спектр товаров и услуг. Второе - это инвестиции в персонал. Третье - это средства в продвижение и раскрутку. Наш собственный салон мы должны продвигать на 100% за счет собственных средств. В случае с франчайзи, мы вкладываем только некую определенную сумму - в настоящее время это 100 тысяч рублей (торжественное открытие, раскрутка и продвижение). В общем позитивная разница, экономия, есть уже на входе в программу. Она может доходить до 30%.
Каков CAPEX одной точки?
Если взять усредненный регион, средний размер 25-28 кв метров, то сейчас мы готовы строить франчайзинговый салон приблизительно за 1.1 млн рублей капитальных расходов без НДС. С НДС, соответственно, примерно 1.3 млн рублей. Цены по стране более-менее средние, у нас эффективная система снабдения и закупок. Если аренда не на нас, а на партнере, то мы готовы строить, деля расходы пополам. Кстати, мы готовы бесплатно подыскивать объекты для создания франчайзи для наших партнеров. Можем оплатить услуги по поиску объекта и услуги по ускорению прохождения документов, а также "деньги за вход", если будт такая необходимость. Это тоже все укладывается в бизнес-кейс. Как минимум, до 2018 года мы не хотим брать ни роялти, ни паушального взноса.
Можно ли говорить о перезапуске франчайзинговой программы Билайн?
Безусловно. 25 августа у нас была национальная конференция существующих франчайзи, мы всех предупредили о грядущих изменениях. Раньше у нас действовали несколько другие условия, сложившиеся в докризисный период, в частности, мы платили фиксированное вознаграждение некоторым партнерам. Сейчас основная база нашего взаимодействия - это revenue sharing. Мы не вкладывали 100% в строительство магазинов, не помогали с поиском объектов. Не составляли бизнес-кейс в штаб квартире на каждй отдельно взятый объект. Сейчас точечная работа на каждый бизнес-объект. В обмен требует от партнера более высокий процент привлечения клиентов (conversion rate) и количество подключенных абонентов. Нас при этом волнуют не столько подключенные SIM-карты, сколько lift ARPU - дополнительный заработок на текущих партнерах, MNP, продажа брендированного оборудования. В общем - с нашей стороны полный спектр поддержки и новый уровень требований к партнеру.
У Связного будут более интересные условия, как у партнера федерального уровня?
Нет, мы предлагаем единую схему франчайзинга с revenue sharing 50x50. Детали модели - пока коммерческая тайна.
Какое количество точек будет у Связного и Пятерочки в рамках проекта?
На этапе пилота у Связного будет 20 точек. Следующая цифра еще не является окончательно, но будем стремиться в среднесрочной перспективе к 200 совместным точкам.
В проекте с Пятерочкой еще до конца 2016 года мы хотим выйти минимум на 1000 точек. В 2017 году - где-нибудь до 1600.
Какой формат точек будет в Пятерочках?
Здесь другой формат сотрудничества предполагается. Салонов, как таковых, будет сравнительно мало. В основном это будут объекты в прикассовой зоне, где высокий трафик. (Прим. АБ: сейчас в Пятерочках в этих зонах стоят модули Tele2. Сейчас, согласно договоренностям с Пятерочкой, модули Билайн не будет с ними пересекаться. Кроме того, в Билайн ожидают, что "в будущем", получат эксклюзивность и конкурирующих точек в Пятерочке не будет).
Хотим быть единственным стратегическим партнером.
Как и в случае со Связным, посмотрим по первым результатам, насколько эффективным окажется сотрудничество.
(Прим АБ: важно понимать, что в случае Пятерочки, эта сеть будет предоставлять Билайн только аренду точек, не занимаясь модулями/салонами. На предоставленных метрах, будут работать партнеры Биалайн в рамках новой франшизы). Что будет, если салон в Пятерочки не даст ожидаемых показателей?
Если это мобильный модуль, то у нас есть согласованная позиция - если за 2 месяца не произошел выход на ожидаемые параметры, то уведомляем Пятерочку и просим замены данной площадки на другую. И точку сможем перенести, например, в новый магазин. Планируем держать среднее число точек в Пятерочке неизменным. Инвестиции не пропадут, т.к. по-сути, это инвестиции в стойку, которая будет перенесена на новую точку. Раньше строили партнеры (за немногими исключениями, теперь мы это берем на себя). Пятерочка не будет отслеживать наши цели, поскольку не является франчайзи-партнером, а лишь обеспечивает площади.
Если говорить о целевых показателях, то в данном случае - это, в основном, число подключений, но они не должны быть "молчащими". Платежи на стойках не принимаются, там нет оборудования для этого. Нельзя там и продать оборудование. Но можно будет принимать заявку, после чего клиенту делают доставку, связавшись через интернет-магазин. Также нга стойке могут принять заявку на перенос номера (MNP). Разумеется, консультации - многие люди, подключающиеся на пакетные тарифы, не всегда понимают, какие возможности они получают. Сотрудники нашего партнера должны будут такому клиенту вс разъяснить.
В мобильных модулях будет продаваться оборудование. Там будут проводиться операции, мобильные модули составят примерно 10% от общего числа партнерских точек в Пятерочке. Площадь мобильного модуля около 2 кв.м., этого достаточно для представления абонентского оборудования, там представлен кассовый аппарат, есть ноутбук, Можно проводить все необходимые операции для работы с клиентами. Это мини-магазин по обслуживанию клиентов.
+ +
Видео выступления 29.09.2016
+ +
Интересный ход компании, который лежит в русле общей политики перехода в категорию low-assets. Компания сможет добиться дополнительной экономии в краткосрочном периоде, что для нее сейчас весьма важно. В дальнейшем у Билайн сохранятся возможности для маневра - сохранять эту систему, скорректировать условия с целью получения дополнительного дохода, сократить франчайзинговую часть бизнеса. В целом, современному оператору не нужно стремиться к созданию объемной сети собственной розницы, при условии, что он способен создать и контролировать другие каналы продвижения. В этом плане, новая стратегия Билайн мне представляется более разумной, нежели стратегия МТС.
Первая фаза стандартизации V2X завершилась на встрече разработчиков в Новом Орлеане. Дальнейшее совершенствование потребует новые сценарии V2X. Как ожидается, полная спецификация будет готова в марте 2017 года в рамках Rel-14.
В 3GPP в понедельник объявили о завершении работ над начальной версией стандарта Vehicle-to-Everything (V2X), которая будет включена в следующий релиз LTE Rel.14. Разработка была завершена на встрече 3GPP RAN в Новом Орлеане. В дальнейшем будут разрабатываться другие сценарии V2X, готовность которых ожидается в марте 2017 года.
V2V-коммуникации опираются на D2D-коммуникации, разработанные еще в рамках ProSe в Rel.12 и Rel.13. Новый интерфейс D2D доработан для использования быстро движущимися средствами, в частности, обеспечивается поддержка скоростей движения до 250 км/ч, и высокой плотности транспортных средств (тысячи узлов). Дизайн масштабируется для различных полос частот, включая полосы 10 МГц и двух конфигураций высокого уровня, которые уже определены. Обе конфигурации используют выделенную полосу для V2V,, а также спутники геопозиционирования для синхронизации времени.
Использование LTE (или 5G - в зависимости от того, как в итоге 3GPP решит называть новую технологию) для поддержке кейсов в автомобильной индустрии и в целом на транспорте - это ключевой аспект эволюции сетей сотовой связи и будущих бизнес-моделей оператора. Автомобильная индустрия традиционно пытались сохранять контроль над технологиями, возьмите хотя бы США, где FCC уже выдала промышленности частоты для разработки собственных решений V2V и V2X. Теперь разработки ускорятся, благо к ним подключаются телеком и интернет сектора.
Кратко о том, какие фичи были стандартизованы. Сразу прошу извинений за некачественный перевод, я не знаю терминологию в данной области. Для знающих я уже дал выше ссылку на англоязычный вариант описания.
Добавлено несколько изменений фундаментального характера в PC5.
Прежде всего, добавлены DMRS символы для того, чтобы справиться с высоким уровнем эффекта Допплера, связанным со сравнительно высокими скоростями движения транспортных средств (до 500 км/ч), а также с высокими частотами (в частности, с учетом возможности использования диапазона 5.9 ГГц ITS). Таким образом сабфреймовая структура будет теперь выглядеть следующим образом.
Можно видеть, что в сабфрейм V2V для интерфейса PC5 входит 4 символа DMRS в дополнение к символам обращения Tx-Rx в конце сабфрейма, что позволяет улучшить отслеживание сигнала на быстро движущихся объектах.
Во-вторых, были согласованы меры о присвоении расписаний и ресурсов данных. Это соглашение иллюстрирует вторая картинка. Это сделано с целью улучшения работы на уровне системы в условиях высокой плотности источников сигнала, при одновременном удовлетворении требований на уровень задержки в системах V2V. Присвоения (SA или PSCCH) передаются в сабканалы с использованием конкретных RB в течение периода времени. Передача данных, ассоциированных с этими присвоениями, занимают соседние RB в том же сабфрейме. Отметим, что стандартизован также и другой вариант, подразумевающий, что SA и ассоциированные передачи данных не обязательно передаются в соседних RB.
Также для распределенного планирования (или Mode 4) было введено понятие зондирования с использованием механизма полу-постоянной передачи. Трафик V2V исходящий от устройства по своей природе является периодическим. Это было использовано для того, чтобы можно было выявлять заторы на ресурсе и прогнозировать возможные перегрузки ресурса. На основе прогнозов выполняется резервирование ресурсов. Эта технология оптимизирована для использования канала за счет улучшения сепарации ресурсов между передатчиками, которые используют перекрывающиеся ресурсы.
Дизайн является масштабируемым для использования в системах различных полос частот, включая полосы 10 МГц.
Основываясь на этих фундаментальных ссылках и изменениях системного уровня, определены две высокоуровневых конфигурации применения, как показано на рисунке 3 и 4 ниже.
Обе конфигурации используют выделенную полосу частот для V2V, что означает, что целевой диапазон используется только для работы интерфейса PC5 и коммункации V2V на его основе. Кроме того, оба сценария используют глобальные системы спутникового позиционирования для синхронизации времени.
В конфигурации 1 планирование и управление интерферецией трафика V2V поддерживается с использованием распределенных алгоритмов (Mode 4), которые использует интерфейс PC5 для обмена информацией между собой движущихся объектов. Как уже отмечалось выше, распределенный алгоритм опирается на зондирование полупостоянной передачи. Кроме того, введен новый механизм, который предусматривает, что назначение ресурсов зависит от полученной географической информации.
В конфигурации 2 планирование и управление интерференцией тарфика V2V осуществляется при поддержке базовых станций eNB (Mode 3) за счет управляющей сигнализации по интерфейсу Uu. eNodeB будет заниматься присвоением ресурсов, используя данные сигнализации V2V в динамике.
Что еще почитать по теме?
RP-161919, О намерениях 3GPP RAN в отношении связи V2V на базе LTE. Этот документ предназначен для соообщения о том, что завершена работа по подготовке спецификации поддержки V2V с опорой на сети LTE.
Развитие TD-LTE, по-сравнению с развитием FDD-LTE идет не столь высокими темпами, и основная тому причина - лишь несколько крупнейших мобильных операторов в мире решились на использование данной технологии. 80% всех абонентов TD-LTE сосредоточены в Китае, а суммарный объем частот, выделенных под TD-LTE это лишь 52.7% частот, предоставленных под FDD LTE. Такие данные приводят аналитики Digitimes Research.
Число сетей TD-LTE в мире на июль 2016 года - 78 в 46 странах, что существенно меньше, чем 466 сетей FDD LTE. И лишь несколько из сетей TD-LTE - это сети крупнейших операторов Северной Америки и Западной Европы.
В мире насчитывалось порядка 615 млн абонентов TD-LTE на конец 1q2016, что соответствовало 49.2% всех пользователей сетями LTE, но это в основном заслуга единственного оператора - China Mobile, который благодаря своему статусу крупнейшего в мире по размеру абонбазы, существенно влияет на статистику.
В 3GPP рекомендуют использовать 33 частотных диапазона общим объемом до 2000 МГц для сетей FDD LTE и 12 диапазонов общим объемом 1054 МГц для TD-LTE. Кроме того, поскольку операторы сами устанавливают распределение частотного диапазона для скачивания и загрузки, как правило, в таких сетях upload быстротой не отличается.
Globаl TD-LTE Initiative, пытаясь повысить конкурентоспособность технологии, планирует добиться выделения частот в диапазонах 3.3 ГГц, 3.5 ГГц, 3.8 ГГц, а также 4.4-4.8 ГГц, а также частоты в диапазоне 800 МГц для расширения сетей TD-LTE.
Положение VimpelCom улучшилось после того, как норвежский Telenor начал продавать свой пакет акций компании, - заявляет Михаил Фридман.
Как известно, Telenor может реализовать до 33% пакета акций компании.
Отношения основных акционеров с давних пор нельзя охарактеризовать иными словами, кроме как "сложные". По отзывам г-на Фридмана, это приводило к ненормальной ситуации на ряде рынков присутствия, например, нередко возникали ситуации, когда "половина членов правления обычно покидали комнату, поскольку у них был конфликт интересов".
Vimpelcom не планирует географическую экспансию, заявляет Фридман, но фокусируется на преобразовании бизнес-модели от низкомаржинального инфраструктурного игрока к оператору интегрированных услуг, оказываемых совместно с контент-провайдерами, включая Uber Technologies.
Между тем, акции Vimpelcom уже упали на 9% с начала продаж пакета Telenor в сентябре 2016 года.
Кроме того, Vimpelcom подал иск к компании Orascom TMT, бывшему владельцу значительной части текущих активов Vimpelcom. Это сравнительно небольшой иск - на 128.5 млн евро, связанный с возникшими у Италии налоговыми претензиями к Wind Telecommunicazioni.
Реакция рынка представляется мне вполне адекватной ситуации. Безусловно, прекращение конфликта ационеров, которого можно ожидать после того, как Telenor выйдет из капитала Vimpelcom, это позитивный фактор. С другой стороны, положение другого акционера, вероятно, будет еще долго вызывать различные сомнения у всех потенциальных инвесторов.
Tele2 сообщает о том, что доля аппаратов с поддержкой 4G/LTE на сетях оператора в России достигла 10%, рост с начала года составил 4.9 п.п. В Москве этот показатель и вовсе достиг 28% (+5.6 п.п. с начала года).
Доля смартфонов на сети Tele2 и вовсе выросла до 48%, прибавив 7.1 п.п. Это уровень проникновения смартфонов в абонбазу МТС на конец 2015 года. У Вымпелкома этот параметр составлял 43,7% на конец 2015 года.
Проникновение устройств с LTE в абонбазу российских операторов по-прежнему остается заметно меньшим, чем у ряда зарубежных передовиков. Например, Verizon Wireless, США, отчитался о 23.7% смартфонов с LTE в своей абонентской базе на конец 2015 года.
МТС расширяет набор договоренностей с вендорами, которые ведут разработку новых технологий. Подписано MoU с Samsung на "совместную разработку" телеком-технологий нового поколения.
В списке технологий упомянуты: LTE Broadcast (eMBMS), NB-IoT, LTE-M, MIMO и агрегация, а также мультиканального TCP-подсоединения, проведение полевых испытаний, в том числе в 2018 году.
Оборудование LTE компании Samsung установлено на сети МТС в Северо-Западном регионе России, включая С.Петербург, Ленобласть, Псковскую область, Коми республику, Архангельскую область, Мурманскую область и другие.
МТС уже заключила аналогичные соглашения о сотрудничестве с Ericsson и Nokia.
Конкуренты тоже не дремлют, МегаФон договорился с Nokia и Huawei, Известно также о договоренности Tele2 и Nokia. ВымпелКом не пиарит соответствующие договоренности.
Не все аппараты "с поддержкой двух SIM-карт" обладают схожей функциональностью этих карт. Первое время в большинстве аппаратов одна SIM-карта была основной, а вторая была способна работать только в 2G. Понятно, что такие аппараты не слишком годились для сценария, когда хотелось, например, пользоваться в основном SIM-картой Оператора 1, а SIM-карту оператора 2 использовать в ситуациях, когда надо передавать сравнительно большие объемы данных.
Шло время, технологии совершенствовались, и вскоре двухсимочные модели научились поддерживать работу каждого слота в режиме 3G, а затем и в LTE. Только с одной оговоркой. Пока смартфон остается в режиме ожидания, каждая из SIM-карт работает в сети LTE или, если LTE в данной точке недоступно, то в 3G/HSPA или даже в GSM/EDGE. Но стоит одной из карт стать активной, например, вы ответили на вызов или занялись интернет-серфингом, вторая SIM-карта переходит в режим "только GSM/EDGE". Это объясняется особенностью конструкции аппарата, где модуль связи 3G/LTE один на обе SIM-карты.
Это не так страшно, если только вы не пользуетесь услугами оператора, который не располагает в вашем регионе сетью GSM, предоставляя услуги только 3G/LTE. Тогда, если симка данного оператора оказывается "второй", она просто перестает работать, а вы можете пропустить вызов.
Не таков Meizu MX6 с чипом Mediatek Helio X20. Его особенность - вторая SIM-карта, даже при активности первой, остается в 3G-диапазоне, а владелец, тем самым, остается на связи, даже если в этом регионе нет сети 2G оператора, выдавшего вторую симку.
Аппарат сейчас доступен в российской рознице. Металлический корпус, дисплей 5.5" FullHD от Sharp, 4 ГБ оперативной, 32 ГБ флеш-памяти, камера Sony IMX386 12 Мпикс с фазовым автофокусом, фронтальная камера 5 Мп, сканер отпечатков пальца. Аккумулятор на 3060 мАч. Каждая из SIM-карт может работать в LTE с поддержкой агрегации Cat.6. Цвет корпуса можно выбрать из трех вариантов: серебристый, золотой и темно-серый. Рекомендованная цена производителя - 28 тыр (27 990 руб).