Кратко об итогах квартала.
Не буду рассказывать вам о сложностях текущего момента, все их понимают. Время в целом непростое для телекома, для Билайн, в частности. Результаты у нас смешанные. Есть ряд показателей которые все еще носят негативный характер. Но если по итогам 2q2020, когда мы с вами встречались, все цифры были негативными, то сейчас я вижу "под капотом" благоприятные перемены, это станет заметно и снаружи в ближайшем будущем, как для клиентов, так и для акционеров.
В 3q2020 наша выручка упала на 7%, это меньшие темпы падения, чем в 2q2020, но, конечно, это падение. Мобильная сервисная выручка при этом упала на 10%. За этим есть два фактора, как мы с вами обсуждали в прошлый раз. У Билайн есть системные проблемы, над преодолением которых мы работаем, кроме того, в наша деятельность страдает от эпидемии ковида и сопутствующих ему явлений. Это в сумме негативно повлияло на наши результаты. В частности, падение выручки от роуминга составляет 68%, что лучше, чем кварталом ранее, но все равно весьма существенно.
Отрадно, что растет наша выручка от передачи данных. В целом передача данных в последнее время - самый востребованный нашими клиентами сервис. Важно отметить, что Билайн в этом перестал отставать от рынка.
Что касается наших отношений с корпоративными клиентами, здесь все намного позитивнее. На этом рынке Билайн продолжает лидировать даже в эти нелегкие времена. Реализуемая нами уже несколько лет подряд стратегия дает свои плоды. Это позволяет нам надеяться на то, что и в сегменте B2C мы можем заметно улучшить результаты.
Мобильная выручка от корпоративных (B2B) клиентов выросла почти на 5%, фиксированная - на 6%. При этом выручка от перспективных продуктов, например, от использования больших данных, растет десятками процентов. Также мы хорошо себя чувствуем в сегменте отношений с государством. Продавая государственным и муниципальным органам наши сервисы, видим существенный рост выручки.
Как я уже отмечал, наша деятельность не сводится к тому, чтобы получать выручку только в текущем периоде. Мы должны развивать наши сервисы с тем, чтобы отвечать растущим и меняющимся запросам клиентов или даже с некоторым опережением. Огромные усилия мы тратим на то, чтобы наше техническое качество вывести на лучший уровень. Поэтому мы продолжаем очень активно инвестировать в развитие наших сетей передачи данных, прежде всего, в развитие сети 4G/LTE. Доля LTE трафика в нашей сети достигла 79%. Темпы роста нашей сети сегодня - 23% год к году в числе развернутых базовых станций. Несмотря на очень быстрый рост потребления трафика, за счет наращивания инфраструктуры сети и, что также очень важно, за счет оптимизационных мероприятий, нам удается наращивать скорость передачи данных. Поэтому по многим городам обеспечиваем десятки процентов в росте скоростей передачи данных!
Это достигнуто не в последнюю очередь и потому, что завершилось внедрение такой важной технологической возможности, как автоматизированной оптимизации сети в трех крупнейших городах: в Москве, Санкт-Петербурге и в Краснодаре. Сейчас идет работа по масштабированию этой технологии на всю сеть ВымпелКом. Это позволяет нам заметно улучшить количественные и качественные параметры сети без ее физического увеличения, которое также продолжается.
Как раньше мы уже рассказывали, приоритетом для нас является обеспечение качественного сервиса в метрополитене Москвы и Санкт-Петербурга. В Москве стройка будет завершена до конца 2020 года, но уже сегодня на 4-х линиях московского метро мы даем отличный сервис. Клиенты на это реагируют очень позитивно. Наблюдаем многократный рост трафика в сети в метро. Наш сервис в метро там, где уже завершилась реновация, вероятно лучший. В Санкт-Петербурге этот проект стартовал позднее, чем в Москве, поэтому улучшенный сервис на Первой линии клиенты увидят в 1q2021. Сейчас мы всеми силами стимулируем эту стройку.
По поводу наших стратегических приоритетов. Как мы уже говорили несколько месяцев назад, одним из наших важнейших приоритетов является внедрение цифровых сервисов. В этом смысле нам очень отрадно говорить, что в отличие от наших конкурентов мы смогли запустить качественную технологию eSIM, которая сегодня доступна в 1400 магазинах Билайн по всей России. Кроме того, вчера мы стартовали продажи eSIM в сети нашего партнера re:Store. Наши клиенты позитивно реагируют на этот сервис. К сожалению, пока что не так много абонентских терминалов способны работать с этой технологией, но нет сомнений в том, что в ближайшие годы это станет доминирующим стандартом, и клиенты постепенно начнут забывать о физических SIM-картах.
Мы начали интенсивно менять функциональность нашего мобильного приложения Мой Билайн. Сегодня через него уже можно приобрести новую SIM, подать заявку на подключение личного кабинета, выбирать способ доставки-получения симки.
Как я уже говорил тремя месяцами раньше, телеком сегодня не является передовой отраслью на фоне других, с точки зрения функциональности, представленности услуг в мобильном приложении это так. К сожалению, пока что клиент может сделать через приложение существенно меньше, чем в физическом магазине. Мы ставим перед собой задачу это изменить, приняв общемировую концепцию mobile first, то есть приоритет функциональности и удобству мобильного приложения. То, что в других индустриях уже несколько лет как принято, мы сейчас стараемся быстро нагнать. Клиенты на это реагируют позитивно, у нас растет аудитория пользователей. Более 10 млн клиентов пользуются нашей платформой, мы зафиксировали 20% прирост год к году.
Наш ключевой и центральный приоритет - отношения с нашими клиентами. Как бы не набило оскомину это слово, - клиентоцентричность. Быть клиентоцентричной компанией существенно сложнее, чем говорить об этом. Вокруг этого сосредоточено много усилий. Один из главных показателей, которые характеризуют отношения с нашими клиентами, это NPS. Он у нас все еще самый низкий на рынке, но стабильный. Чего нельзя сказать о рынке в целом. Клиенты стали строже на фоне карантинных явлений, мы наблюдаем серьезные падения показателя NPS у других операторов. Мы свой уровень сохранили, при этом дистанция от конкурентов стала меньшей. В наших лучших регионах, на юге и на востоке мы наблюдаем рост нашего NPS. Этот показатель не мгновенно реагирует на изменения, происходящие с компанией, так что мы с осторожным оптимизмом наблюдаем, что клиенты эти изменения замечают и позитивно на них реагируют.
Наверное этого достаточно в качестве подведения основных итогов. Готов ответить на ваши вопросы.
Какую долю занимают онлайн продажи SIM-карт в общем объеме их продаж?
Пока что, к сожалению, единицы процентов. Нас эта ситуация абсолютно не устраивает. Работаем над тем, чтобы ее изменить, для этого, прежде всего, расширяем функциональность мобильного приложения. Это уже сделано по части возможностей покупки SIM-карт. Но большинство клиентов об этом пока что не в курсе. Это связано с тем, что если банковскими приложениями клиенты обычно пользуются часто, иногда ежедневно, они к ним быстро привыкают и хорошо осваивают. В приложение мобильного оператора абоненты заходят реже, соответственно и об изменениях в них узнают далеко не сразу. Наращивая функциональность приложения, мы сделаем пользование им более популярным у клиентов.
Несколько лет назад Билайн высказывал интерес к рассмотрению возможностей продажи башенной инфраструктуры. Это по-прежнему актуально для компании? Есть интерес к продаже?
Мы постоянно рассматриваем разные возможности в плане оптимизации и повышения эффективности того, чем мы занимаемся. Продажа башен это одна из таких возможностей. Сообщать здесь пока не о чем, мы анонсируем подобные вещи обычно после того, как достигается то или иное соглашение. Постоянно различные возможности такого рода рассматриваем. В принципе, такие истории возможны.
Еще раз, мы все время рассматриваем различные возможности, это постоянно действующий процесс. Ни о какой продаже "сегодня", речь не идет. Если мы что-то и соберемся продавать, то скажем об этом не ранее, чем договоримся о такой продаже. Никаких анонсов на эту темы мы не делали, никакими спекуляциями эту тему не подогревали. Идет нормальная, планомерная работа, которая велась и год и 5 лет тому назад. Мы постоянно рассматриваем различные возможности, постоянно с кем-то разговариваем.
Вымпелком начал продавать eSIM, вы говорите о том, что люди скоро забудут, что такое физические SIM-карты. Но ведь продажи SIM-карт это часть выручки и прибыли оператора, как вы планируете заместить выпадающие из-за eSIM доходы?
Никак не планируем, так как никаких выпадающих доходов не предвидится. Если пользоваться аналогиями из финансовых сервисов, жители России все чаще сегодня платят за товары и услуги своими телефонами, и все реже достают из кармана пластиковые карты или наличные. И это приводит только к росту бизнеса, поскольку платеж телефоном легче и проще. Так что ожидаем не потерь, а роста бизнеса в связи с eSIM. Потребность в телеком-услугах будет только нарастать. Активировать встроенную в свой телефон eSIM намного проще, чем сходить за ней в магазин или даже чем заказать доставку на дом. Это не потеря, это лишь переход из одного форм-фактора, в другой форм-фактор, более удобный. От этого популярность наших сервисов только вырастет за счет снижения барьера подключения. eSIM постепенно начали замещение физических SIM-карт. Производители будут выпускать все больше телефонов с eSIM, что будет стимулировать процесс замещения.
Когда мы сможем подключать eSIM удаленно без похода в офис? Это могло бы подстегнуть продажу SIM-карт туристам, позволив им подключаться еще до приезда в Россию.
Совершенно с вами согласен, и мы уже готовы к такому формату работы. Проблема заключается в том, что у нас есть регулятор со своей позицией в этом вопросе. И пока что он требует от нас такой способ аутентификации клиента, как визит клиента в офис. Сейчас идет интеграция с госсистемой ЕСИА (системой идентификации и аутентификации), те клиенты, которые зарегистрированы в ЕСИА, а их уже десятки миллионов в стране, смогут регистрировать eSIM не вставая с дивана. Мы продолжим работать над тем, чтобы и наши способы аутентификации клиента не вызывали вопросов у регуляторов. Способов аутентификации будет все больше и больше. Рано или поздно, но придем к "сервису на диване" для всех клиентов, это наша цель, которой будем добиваться.
Как продвигается ваша сделка с интернет-кинотеатром Megogo?
Разговоры с Megogo ведет Veon, вопрос не к нам, следует представителям Veon его задавать. Вымпелком переговоры с Megogo не ведет.
Насколько велико влияние от эпидемии и сопутствующих ей явлений на доходы компании?
Цифры здесь могут быть различными. Кто-то смотрит радикальнее, кто-то не так радикально. Не будет сильным преувеличением сказать, что в результате этого неприятного события и его последствий мы потеряли несколько процентов в выручке и в размере клиентской базы.
Как планируете развивать 5G, если золотой диапазон 3.5 ГГц так и останется у силовиков? Будет ли компания развивать 6G в обход 5G?
С удовольствием займемся 6G, когда оно начнет материализовываться. Но пока что идет стадия раннего R&D. Говорить нам об этом несколько преждевременно, особенно на фоне того, что мир сейчас увлечен активным развертыванием сетей 5G. Нас заботит, что Россия в этом сейчас, к сожалению, отстает. Проблему вы знаете, по диапазону 3.4-3.8 ГГц пока что не принято позитивного решения регулятором. О проблемах диапазона 4.8-4.99 ГГц мы говорили уже много раз (прим АБ: намного дороже, мало оборудования, есть нерешенные трансграничные проблемы). Экономическая проблема самая главная. Пока что нет бизнес-кейсов, которые бы обещали, что очень серьезные инвестиции в 5G окупятся. В мире ищут такие сценарии, Россия, к сожалению, в этих процессах отстает. Но мы сохраняем оптимизм, верим в то, что мы поотстаем, поотстаем, а потом быстро наверстаем. Решение в одно лицо, только оператором, здесь найти невозможно. Только с государством можно проблему решить, надеюсь, придет понимание, что пора решать.
Какие требования у ФАС к совместному предприятию операторов, которое создается для получения частот 5G? Недавно они продлили срок рассмотрения операторской заявки?
Мы только на днях получили новые требования ФАС, изучаем их. Не хотел бы сейчас спекулировать на эту тему. Идет нормальный рабочий процесс, не вижу ничего непреодолимого. Нет ничего, что ставило бы под сомнение возможность реализации этой идеи. Обычный рабочий процесс.
Вы сказали, что делаете ставку на цифровые сервисы, но назвали только eSIM и мобильное приложение Мой Билайн. Какие еще сервисные рынки вам интересны? Есть ли планы по развитию новых цифровых услуг самостоятельно или в партнерствах с другими игроками?
Мы постоянно говорим о нашем розничном клиенте, об отношениях с розничным клиентом. Но, как я уже говорил, Билайн очень успешен и является лидирующим участником рынка в отношениях с бизнес-клиентами. И как раз в части отношений с B2B-клиентами у нас все больше и больше цифровых сервисов, включая, например, облачные услуги, интеграционные, рекламные. Помогаем нашим клиентам более качественно таргетировать рекламу, они нам за это с удовольствием платят.
Если вернуться к физическим лицам, то кроме eSIM и мобильного приложения у нас есть еще Билайн ТВ. Клиентская база Билайн ТВ растет очень активно, десятками процентов. Есть целый ряд пионерских сервисов. Есть услуга Mobile ID, которая незаслуженно забыта и не получила должного развития. Мы сейчас это стараемся изменить, она появляется в первых сервисах. Эта услуга позволяет клиентам авторизовываться на различных сайтах с помощью номера мобильного телефона. Можно вспомнить сервис, который позволяет заниматься вашим здоровьем. Не буду занимать эфир длинными перечислениями, у нас не один десяток сервисов, мы в них инвестируем.
МТС и МегаФон объявили, что будет инвестировать в спутниковую связь. Есть ли аналогичные планы у Вымпелком?
Спутниковая связь давно является частью инфраструктуры Вымпелком, наверное 10 или 15 лет назад уже этим занимались. В ряде труднодоступных мест частью нашей транспортной инфраструктуры являются спутниковые каналы. Там где мы не можем обеспечить подключения по наземной радиосвязи или кабелю, мы активно используем спутниковые каналы. И не планируем прекращать этим заниматься. Выходить на розничный рынок, предлагать какие-то розничные сервисы нашим клиентам мы пока что не планируем.
Насколько в Билайн ощущают конкурентное давление Tele2 в Москве?
Я не стал бы сейчас как-то отдельно выделять Tele2 в Москве. Были разные времена, сейчас все операторы, что называется, "подравнялись" с точки зрения на какое-то конкурентное давление. Москва это крупнейший рынок, важнейший для операторов. Здесь идет плотная конкурентная борьба. Не могу сказать, чтобы она в этом квартале стала более интенсивной или менее. Выделить на этом фоне как-то особенно Tele2 не могу, все конкуренты пытаются какие-то действия совершать, искать оптимальную стратегию.
Как дела с продажей собственного оборудования, в частности, с продажей ТВ-приставки и роутеров?
ТВ-приставки постепенно будут уходить. Люди меняют свои телевизоры, практчически всегда в качестве нового ТВ приобретается смарт-аппарат с возможностью прямого подключения к операторским услугам. Так что необходимость в ТВ-приставках постепенно отпадает. Тем не менее, у нас по-прежнему очень большой парк таких приставок. В них есть целый парк преимуществ, поэтому мы не собираемся сворачивать эту деятельность. Более того, продолжаем изучать возможности, которые обеспечивают приставки. Билайн был одним из пионеров. Наше направление Билайн ТВ, как я уже говорил, показывает очень высокие темпы роста. Приставки - это одна из двух опор нашего бизнеса Билайн ТВ. Продолжаем развивать это направление.
Всем спасибо за вопросы и участие!
--
telegram ;
facebook - подключайтесь