Российская электроника: Смарт счетчик Булат переведут на российские микроконтроллеры

АО НИИЭТ и дизайн-центр БУЛАТ в рамках форума Микроэлектроника-2020 подписали соглашение о сотрудничестве с компанией Булат (аналогичное соглашение Булат подписал и с ПАО Микрон).  

В рамках сотрудничества с отечественными производителями микроэлектроники планируется, в частности, повышение локализации линеек оборудования компании Булат. То есть проще говоря, перевод некоторых уже выпускаемых и вновь проектируемых приборов компании на российские электронные компоненты. 

В частности, российский счетчик Булат-32 с поддержкой подключения к сетям NB-IoT до недавнего времени выпускался на основе импортного микроконтроллера, планируется перевести на электронные компоненты, произведенные на Микрон, а также на платы и модули на их основе. 

Новый счетчик Булат-24 разрабатывается сразу с ориентацией на отечественные электронные компоненты. Это будет счетчик нового поколения, способный работать в режиме двухуровневой системы учета. В нем планируется применить отечественный микроконтроллер К1921ВК01Т, разработанный в НИИЭТ. По информации @RUSmicro, эти микроконтроллеры производятся на фабрике TSMC, по процессу 180нм. 

микроконтроллер К1921ВК01Т, НИИЭТ

НИИЭТ уже подал заявку на включение микроконтроллера К1921ВК01Т в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции. Идет тестирование микроконтроллера в научно-исследовательском центре компании Булат. Испытания завершены на 80%, до сих пор микросхема показывала высокие результаты. 

Как ожидается, в продажу первые счетчики Булат-24 на базе микроконтроллера НИИЭТ поступят через год. Первоначально планируется выпустить не менее 100 тысяч экземпляров, которые будут поставляться, прежде всего, на Дальний Восток. 

Булат-24 предназначен для использования, как в многоквартирных домах, так и в частном секторе. Применение для подключения к сети учета данных технологии сотовой связи NB-IoT позволяет говорить о низкой себестоимости. Сети NB-IoT отличают большая емкость. 

Микроконтроллеры НИИЭТ производства АО НИИЭТ планируют применять и другие предприятия, выпускающие умные счетчики. В частности, компания Телематические решения, которая также подписала соглашение с НИИ электронной техники и получит первые образцы микросхемы в ноябре 2020 года. 

--

telegram - @RUSmicro ; facebook, Instagram - подключайтесь, чтобы получать анонсы о новых публикациях

--

пресс-релиз

Уникальные умные счетчики с российским дизайном появятся в России уже в следующем году

В России появится умный счетчик электроэнергии с полностью российским дизайном на базе отечественного микроконтроллера, который производится в Воронеже в рамках программы по обеспечению импортозамещения в промышленности Российской Федерации, которая реализуется в стране.

Новый счетчик получит название «Булат 24» и поступит в продажу до 1 января 2022 года. В счетчике будет применяться современная технология сотовой связи NB IoT, среди достоинств которой низкая себестоимость, гибкое управление энергопотреблением устройств, большая емкость сети.

Коммерческий директор АО «НИИЭТ» Сергей Смешнов сообщил о подписанном в рамках форума «Микроэлектроника – 2020» соглашении о сотрудничестве с компанией «Булат». Они направлены на использование российской электронной компонентной базы в оборудовании для стремительно расширяющегося рынка Интернета вещей, в частности в приборах учета электроэнергии, тепла и природного газа.

«Микроконтроллер К1921ВК01Т, который будет поставляться для умных счетчиков в рамках этого соглашения, должен войти Единый реестр российской радиоэлектронной продукции, заявка на включение специалистами НИИ электронной техники уже подана», - отметил Сергей Смешнов.

Как сообщил, в свою очередь, директор научно-исследовательского центра компании «Булат» Андрей Желтов, в настоящий момент микросхему тестируют. 

«Сегодня наша компания выпускает счетчик «Булат-32», он российский, но микроконтроллер там импортный. Следующий счетчик, который мы сейчас разрабатываем, получит название «Булат-24». Это счетчик нового поколения, предназначенный, в том числе для двухуровневой системы учета. В нем будет применяться отечественный микроконтроллер АО «НИИЭТ». Мы полностью удовлетворены результатами тестирования этого микроконтроллера. Испытания завершены на 80 %, и микросхема показала высокие результаты», - рассказал он.

Как отметил Андрей Желтов, в продажу «Булат-24» поступит через год. Первая партия составит не менее 100 тысяч экземпляров, которые будут поставляться, в первую очередь, на Дальний Восток. Ранее Правительство Российской Федерации потребовало от крупных российских компаний отказаться от импортных комплектующих к началу 2022 года.

По словам Андрей Желтова, «Булат-24» предназначен, в том числе для установки в многоквартирных домах и в частном секторе. На сегодняшний момент в России больше нет подобных, полностью российских счетчиков, поэтому его смело можно назвать уникальным. Кроме того, в нем будет применяться технология сотовой связи NB IoT, среди достоинств которой низкая себестоимость, гибкое управление энергопотреблением устройств, большая емкость сети.

Как отметил технический директор НИИ электронной техники Игорь Семейкин, микроконтроллеры К1921ВК01Т производства АО «НИИЭТ» ждут и на других предприятиях, производящих умные счетчики. В частности, в них заинтересована компания «Телематические решения», которая также подписала соглашение с НИИ электронной техники и получит первые образцы микросхемы уже в ноябре.

АО «НИИЭТ» – один из ведущих производителей электронных компонентов в России. Предприятие специализируется на разработке и производстве сложных изделий микроэлектроники специального и гражданского назначения: микроконтроллеров, микропроцессоров, цифро-аналоговых и аналого-цифровых преобразователей, интерфейсных интегральных микросхем, СВЧ-транзисторов и модулей усиления мощности СВЧ-диапазона. Постоянное улучшение качества выпускаемой продукции – одно из наиболее приоритетных направлений политики руководства нашей компании.

Предприятие входит в состав ГК «Элемент».

БУЛАТ — российская компания-разработчик и производитель телекоммуникационного и ИТ-оборудования, а также решений в сфере Интернета вещей и промышленного интернета. Компания входит в Концерн «АВТОМАТИКА» Радиоэлектронного кластера ГК «РОСТЕХ» и является дочерним обществом ПАО «Ростелеком». Компания является партнером Инновационного центра «Сколково» и размещает в нем собственный научно-исследовательский центр.


Конспекты: Виталий Шуб, Перспективы развития проекта локализации оборудования 5G ORAN Сколтеха

Виталий Шуб, руководитель Лидирующего Исследовательского Центра по Технологиям 5G при Сколтехе, выступил на Форуме 5G Future Russia 2020. Вашему вниманию - конспект выступления. 

Виталий Шуб, руководитель ЛИЦ по Технологиям 5G при Сколтехе

ВШ: Несколько слов о перспективах развития нашего проекта. Своего рода тизер следующей презентации, которую мы готовим на конец ноября 2020 года, в рамках которой некоторые вопросы сможем осветить подробнее. 

В Сколтехе был запущен проект создания оборудования 5G OpenRAN. Пробежимся по основным вехам (project milestones). 

Цель проекта - разработка максимально локализованного оборудования 5G RAN, а именно BBU (CU + DU) и RRU на уровне предсерийных образцов, в соответствии с парадигмой открытой архитектуры OpenRAN. Были жестко определены все остальные форматы проекта, срок выполнения - 4q2022, участники консорциума (Сколтех, Элтекс, РГБ, ТУСУР), источники финансирования и адресуемый рынок. 

Стратегическая задача проекта - создание открытого рынка ПО и модулей 5G. 

Риски проекта - это частотное регулирование в России. До сих пор нет ясности, на какие частотные диапазоны можно и стоит ориентироваться проектировщикам оборудования, когда и на каких условиях будет осуществляться рефарминг частот 2G/3G/4G. 

К рискам относятся ограничения импорта оборудования 5G, включая оборудование для использования в миллиметровых диапазонах частот. 

Вопросы вызывают критерии попадания того или иного оборудования в ТОРП. 

Следует обращать внимание на восприятие рынка. Операторы связи в целом "за" отечественное оборудование когда-нибудь, но при этом иногда высказывают скепсис.

Конечно же стоит рассматривать вопросы технической конкурентоспособности, поддержки в течение жизненного цикла и ценовой конкурентоспособности. 

Стратегически следует обеспечить минимум рисков при максимизации доли адресуемого рынка.  

Критериями разработки системы 5G ORAN Сколтеха были:

  • максимальная свобода от экспортных и санкционных ограничений по ЭКБ и ПО 
  • максимально полные IPR (права интеллектуальной собственности) на локализованное ПО и КД
  • минимальные технические и коммерческие риски
  • минимальная себестоимость локализованного оборудования как на уровне ПО, так и аппаратной платформы
  • максимально открытая сетевая архитектура на базе OpenRAN (7.2)
  • локализация производства и разработки ПО в РФ

Стратегически требовалось обеспечить конкурентоспособность по сравнению с закрытыми решениями традиционных вендоров. 

Какой задел обеспечен? 

  • получен грант РВК.
  • сформирован консорциум Сколтех - ЭЛТЕКС - РГБ (ООО Радио гигабит) - ТУСУР.
  • получены вводные: технические характеристики и техзадания от "большой операторской пятерки".
  • сформированы облик и ТТХ сетевого оборудования 5G O-RAN.
  • начато проектирование оборудования 5G O-RAN.
  • локализован стек ПО 4G / 5G O-RAN, включая mmWave.
  • локализован стек ПО ядра сети 4G / 5G O-RAN.

 Решается стратегическая задача обеспечения лидерства в локализации 5G!

Статус проекта по состоянию на 4q2020

  • Получены права на ПО операторского класса OpenRAN для сетей 4G/5G с поддержкой работы в диапазоне миллиметровых волн. ПО получено в виде исходных кодов с правами на модификацию, локализацию и выдачу (суб-) лицензий. 
  • Получены права на ПО ядра сети 4G/5G операторского класса, также в исходных кодах, с правами на модификацию, локализацию и (суб-) лицензии. 
  • Запущено тестирование отладочных плат BBU (DU+CU).
  • Началось проектирование радиоголов RRU band 78 / band 79.
  • Рассматриваются подходы к проектированию RRU для работы в диапазоне миллиметровых волн.
  • Фазы локализации: от ПО к BBU и далее к RRU. 

Решается тактическая задача - запущена пилотная зона 5G в Сколково. 

Задел Сколтеха в области 5G
  • Осуществлен запуск пилотной зоны 5G 5 ГГц с МТС и Фондом Сколково.
  • Создан "Клуб 5G", в него входят индустриальные партнеры в сотовой связи - удобная площадка для дискуссий будущих членов экосистемы 5G.
  • Создана Секция OpenRAN "Клуба 5G" - дискуссионный клуб операторов большой операторской пятерки: МТС, МегаФон, Вымпелком, Tele2 и Ростелеком.
  • Идет создание корпоративных партнеров B2B в Сколково. Они будут активно участвовать в работе пилотной зоны 5G.
  • Начали процедуры вхождения в международные альянсы OpenRAN и TIP (Telecom Infrastructure Project).

Запущенная пилотная зона состоит из двух частей - слоя МТС на базе решения Huawei, который обеспечивает покрытие 5G на большей части территории Сколково, предназначенного для исследований различных операторских кейсов в условиях indoor и outdoor, и слоя на базе ПО Open RAN для indoor. 

Развернутая пилотная зона 5G работает в диапазоне 4.8-4.99 ГГц, состоит из 7-10 базовых станций в Сколково, работающих как внутри помещений, так и снаружи. Покрытием обеспечена большая часть Сколково, возможно оно будет расширяться.  

Основная задача - получить возможность отлаживать различные кейсы в области B2B. 

Основные сценарии применения:

  • Транспортный сегмент
  • Контент сегмент
  • Индустриальные применения
  • Медицинский сегмент
  • Телекоммуникационный сегмент
  • Умный город / офис / дом

ЛИЦ 5G - использование для тестирования в реальных условиях разрабатываемого ЛИЦ оборудования, включая хэндоверы и т.п. 


В рамках открытия пилотной зоны мы показали первый прототип базовой станции OpenRAN и скорости, которые достигаются - значительные превышения относительно скоростей, достижимых в сети LTE.


На слайде показаны те приложения, которые будут тестироваться в рамках созданной пилотной зоны, обкатываться на созданном оборудовании 5G OpenRAN.

Это касается, прежде всего, приложений eMBB: передачи видео / 3D, AR/VR, автоматизация, машинное зрение; приложений uRLLC чувствительных к задержкам, а также mMTC, обеспечивающая автономность: диспетчеризация, логистика, трекинг. 

Мобильные системы связи 6G (2026-2030 годы)

Еще один проект, который у нас сейчас входит в активную фазу, который также находится в моей зоне ответственности, это проект 6G, "шестого поколения", некая фокусировка деятельности различных исследовательских групп, как внутри Сколтеха, так и вне его по созданию материальной базы сетей 6G с учетом тех спецификаций, которые в настоящее время в первом приближении сформулированы международным телекоммуникационным сообществом, в том числе 6G Flagship и другими организациями. 

На слайде показана "сумма" того, что ожидается в 2030 году от сетей 6G по основным характеристикам - ширине полосы, задержкам, скоростям передачи, спектральной эффективности и т.п.

  • Скорости передачи к абоненту - до 1 Тб/c (1000 Гб/с) на соту/сектор. 
  • Скорости передачи от абонента - до 500 Гб/c на соту / сектор
  • Задержки сигнала (RTT) - от 100 мкс до 1 мс
  • Ширина несущих - до 1-10 ГГц
  • Спектральная эффективность - до 100+ б/c/Гц
  • Спектральный диапазон - от 300-400 МГц до 1 ТГц (1000 ГГц)
  • Эффективный радиус соты - от 50+ км (300+ МГц) до 100+ м (ТГц)
  • Плотность объектов IoT (интернета вещей) - до 10 млн на 1 кв. км

Сколтех уже приступил к формированию мощных исследовательских команд, как внутри Сколтеха, так и с привлечением организаций, расположенных в других городах. Цель - создание исследовательской экосистемы, разработки новых материалов и электронных компонентов, схемотехнических решений и алгоритмов для будущих систем 6G. 

Мы говорим о том, что сети шестого поколения будут отличаться значительно расширенными возможностями, что позволит говорить об их высокой потребительской скорости. Заявленные параметры могут быть значительно улучшены. Речь идет о качественно новом уровне работы и возможностей сотовых сетей. 


Преимущества сетей 6 поколения над сетями 5 поколения.

Как видим, ожидается резкое улучшение практически всех основных параметров. На сегодня мы заняты выяснением того, какими физическими способами это может быть достигнуто. 

 


Хочу суммировать. Наш проект развивается очень быстро. Мы действуем в соответствии с теми грантами, которые получили, и контрактами, которые были заключены. Одновременно расширяем фронт работ как над бизнес-приложениями, так в области перспективных технологий, приглашаем желающих присоединяться - проект носит открытый характер. 

Контакты: iot@skoltech.ru 

--

Оглавление всех выступлений Форума 5G Future Russia 2020.

--

telegram ; facebook - подключайтесь

Телемедицина, ПР: Цифромед, Доктис и РФПИ будут совместно развивать цифровую медицинскую платформу

Какой бы шляпой не были бы телемедицинские услуги в их современной реализации, нет сомнений, что компании и государство будут прокачивать это направление, пытаясь часть населения "подсадить" на использование телемедицины. Зачем это компаниям - понятно, но зачем это людям?

В целом это, конечно, удобнее, чем ехать в клинику в другой город или даже на другой его конец и сидеть в очереди под дверью кабинета. При условии, что медицинская помощь не превращается в профанацию. Впрочем, посещение поликлиники сегодня также не гарантирует ни качества диагноза, ни даже тщательного осмотра, особенно, если речь идет о "бесплатной медицине". 

В общем, телемедицину, несмотря на ее слабые стороны, все же следует развивать, поскольку иногда даже такие услуги могут быть полезными и безальтернативными. Вашему вниманию пресс-релиз Ростелекома. 


--

«Цифромед», «Доктис» и РФПИ будут совместно развивать цифровую медицинскую платформу

«Цифромед» (дочерняя организация АО «РТ Лабс» и «Национального центра информатизации»), «Доктис» и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) создают совместное предприятие для развития платформы телемедицины, использующей ресурсы сети клиник «Мать и дитя». Дистанционные консультации будут оказываться в рамках программы ОМС и на коммерческой основе, в том числе на базе портала госуслуг.

«Доктис» передаст совместному предприятию исключительные права на ИТ-систему компании, «Цифромед» обеспечит экспертную и методологическую поддержку для соответствия стандартам государственных систем и сервисов в области здравоохранения.

«Во время пандемии нагрузка на систему здравоохранения существенно выросла, из-за масштаба распространения заболевания возник дефицит врачей и ресурсов. В условиях действующих ограничений нежелательно посещать места скопления людей, в том числе и медицинские учреждения, а людям пожилого возраста рекомендовано не выходить из дома. В этих обстоятельствах самым безопасным и простым способом получения помощи стали дистанционные медицинские консультации, их востребованность многократно выросла. Наша общая работа в рамках совместного предприятия, объединение ресурсов, экспертиз и возможностей по развитию телемедицинской платформы помогут снизить нагрузку на систему здравоохранения, повысить доступность и эффективность дистанционной медпомощи», — отметил президент «Ростелекома» Михаил Осеевский.

Совместное предприятие аккумулирует экспертную базу по разработке перспективных продуктов и сервисов телемедицины, центр разработки программных продуктов, которые позволяют проводить врачебные онлайн-консультации, а также офисы управления развитием технологий.

«По экспертным оценкам, объем российского рынка телемедицины в 2019 году составил 1,5 млрд рублей. Пандемия COVID-19 стимулировала рынок дистанционных медицинских консультаций, ожидается его кратный рост. В связи с этим совместно с “Доктис” мы приняли решение запустить собственную медицинскую платформу. Услуги будут оказываться как в рамках программы ОМС, так и на коммерческой основе, в том числе на базе единого портала государственных услуг», — отметил заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Александр Назаров

«Востребованность медицинских услуг с применением передовых цифровых технологий растет, особенно с учетом ограничений, связанных с пандемией коронавируса. Инвестиции фонда в группу “Мать и дитя” и проект “Доктис”, а также их последующее успешное развитие стали основой для дальнейшего масштабирования телемедицинской платформы, при этом важно сохранить высокое качество услуг и обеспечить доступность передовых медицинских технологий на рынке, объем которого в ближайшее время может превысить 100 млн человек», — отметил генеральный директор РФПИ Кирилл Дмитриев.

СП предполагает внедрение платформы телемедицинских консультаций «врач — пациент» на базе сети медицинских клиник «Мать и дитя», основного медицинского партнера «Доктис», а также государственных медицинских учреждений. «Совместное предприятие с “Цифромед” это еще один шаг в развитии телемедицинского сервиса “Доктис, в котором дистанционно уже консультируют более 1200 врачей группы компаний “Мать и дитя” и других ведущих клиник. 

Телемедицинские консультации — отличный инструмент для модернизации всей системы первичной медико-санитарной помощи в стране, который позволит повысить доступность квалифицированной медицинской помощи для большинства граждан РФ», — заявил основатель сервиса «Доктис», создатель и генеральный директор сети клиник «Мать и дитя» Марк Курцер

-- 

«Цифромед» — дочерняя структура АО «РТ Лабс» (входит в группу компаний «Ростелеком») и ООО «Национальный центр информатизации» (входит в госкорпорацию «Ростех»). Основная задача компании — разработка, внедрение и эксплуатация информационных систем и их компонентов в сфере здравоохранения. 

Единая цифровая платформа (ЕЦП) создана компанией «Цифромед» на производственных площадках крупнейших отечественных разработчиков и выполняет комплексное решение задач цифровизации медицинских организаций в рамках создания Единого цифрового контура в здравоохранении (ЕЦК). ЕЦП обеспечивает бесшовную интеграцию между отраслевыми решениями, входящими в ее состав, и создает необходимые условия для последовательного развития ЕГИСЗ. В состав ЕЦП входят продуктовые решения компаний «БАРС Груп», «РТ МИС», «РТ КИС», «РТК Радиология».

-- 

«Доктис» — сервис онлайн-консультаций врачей и медицинского сопровождения пациентов.  Основным медицинским партнером является ГК «Мать и дитя» — одна из крупнейших российских сетей частных клиник. Компания активно работает над интеграцией медицинских гаджетов в мобильное приложение.

В «Доктис» действует лаборатория искусственного интеллекта, работающая над автоматизацией диагностики и контроля процесса лечения. С апреля 2018 года «Доктис» — резидент кластера Сколково. Компания активно работает со страховыми компаниями. 

Помимо телемедицинского приложения, «Доктис» является разработчиком мобильных приложений пациента и врача для ГК «Мать и дитя».

Конспекты: Встреча с Александром Торбаховым, ВымпелКом, по итогам 3q2020

 

Кратко об итогах квартала. 

Не буду рассказывать вам о сложностях текущего момента, все их понимают. Время в целом непростое для телекома, для Билайн, в частности. Результаты у нас смешанные. Есть ряд показателей которые все еще носят негативный характер. Но если по итогам 2q2020, когда мы с вами встречались, все цифры были негативными, то сейчас я вижу "под капотом" благоприятные перемены, это станет заметно и снаружи в ближайшем будущем, как для клиентов, так и для акционеров. 

В 3q2020 наша выручка упала на 7%, это меньшие темпы падения, чем в 2q2020, но, конечно, это падение. Мобильная сервисная выручка при этом упала на 10%. За этим есть два фактора, как мы с вами обсуждали в прошлый раз. У Билайн есть системные проблемы, над преодолением которых мы работаем, кроме того, в наша деятельность страдает от эпидемии ковида и сопутствующих ему явлений. Это в сумме негативно повлияло на наши результаты. В частности, падение выручки от роуминга составляет 68%, что лучше, чем кварталом ранее, но все равно весьма существенно. 

Отрадно, что растет наша выручка от передачи данных. В целом передача данных в последнее время - самый востребованный нашими клиентами сервис. Важно отметить, что Билайн в этом перестал отставать от рынка.  

Что касается наших отношений с корпоративными клиентами, здесь все намного позитивнее. На этом рынке Билайн продолжает лидировать даже в эти нелегкие времена. Реализуемая нами уже несколько лет подряд стратегия дает свои плоды. Это позволяет нам надеяться на то, что и в сегменте B2C мы можем заметно улучшить результаты. 

Мобильная выручка от корпоративных (B2B) клиентов выросла почти на 5%, фиксированная - на 6%. При этом выручка от перспективных продуктов, например, от использования больших данных, растет десятками процентов. Также мы хорошо себя чувствуем в сегменте отношений с государством. Продавая государственным и муниципальным органам наши сервисы, видим существенный рост выручки.  

Как я уже отмечал, наша деятельность не сводится к тому, чтобы получать выручку только в текущем периоде. Мы должны развивать наши сервисы с тем, чтобы отвечать растущим и меняющимся запросам клиентов или даже с некоторым опережением. Огромные усилия мы тратим на то, чтобы наше техническое качество вывести на лучший уровень. Поэтому мы продолжаем очень активно инвестировать в развитие наших сетей передачи данных, прежде всего, в развитие сети 4G/LTE. Доля LTE трафика в нашей сети достигла 79%. Темпы роста нашей сети сегодня - 23% год к году в числе развернутых базовых станций. Несмотря на очень быстрый рост потребления трафика, за счет наращивания инфраструктуры сети и, что также очень важно, за счет оптимизационных мероприятий, нам удается наращивать скорость передачи данных. Поэтому по многим городам обеспечиваем десятки процентов в росте скоростей передачи данных! 

Это достигнуто не в последнюю очередь и потому, что завершилось внедрение такой важной технологической возможности, как автоматизированной оптимизации сети в трех крупнейших городах: в Москве, Санкт-Петербурге и в Краснодаре. Сейчас идет работа по масштабированию этой технологии на всю сеть ВымпелКом. Это позволяет нам заметно улучшить количественные и качественные параметры сети без ее физического увеличения, которое также продолжается. 

Как раньше мы уже рассказывали, приоритетом для нас является обеспечение качественного сервиса в метрополитене Москвы и Санкт-Петербурга. В Москве стройка будет завершена до конца 2020 года, но уже сегодня на 4-х линиях московского метро мы даем отличный сервис. Клиенты на это реагируют очень позитивно. Наблюдаем многократный рост трафика в сети в метро. Наш сервис в метро там, где уже завершилась реновация, вероятно лучший. В Санкт-Петербурге этот проект стартовал позднее, чем в Москве, поэтому улучшенный сервис на Первой линии клиенты увидят в 1q2021. Сейчас мы всеми силами стимулируем эту стройку. 

По поводу наших стратегических приоритетов. Как мы уже говорили несколько месяцев назад, одним из наших важнейших приоритетов является внедрение цифровых сервисов. В этом смысле нам очень отрадно говорить, что в отличие от наших конкурентов мы смогли запустить качественную технологию eSIM, которая сегодня доступна в 1400 магазинах Билайн по всей России. Кроме того, вчера мы стартовали продажи eSIM в сети нашего партнера re:Store. Наши клиенты позитивно реагируют на этот сервис. К сожалению, пока что не так много абонентских терминалов способны работать с этой технологией, но нет сомнений в том, что в ближайшие годы это станет доминирующим стандартом, и клиенты постепенно начнут забывать о физических SIM-картах. 

Мы начали интенсивно менять функциональность нашего мобильного приложения Мой Билайн. Сегодня через него уже можно приобрести новую SIM, подать заявку на подключение личного кабинета, выбирать способ доставки-получения симки. 

Как я уже говорил тремя месяцами раньше, телеком сегодня не является передовой отраслью на фоне других, с точки зрения функциональности, представленности услуг в мобильном приложении это так. К сожалению, пока что клиент может сделать через приложение существенно меньше, чем в физическом магазине. Мы ставим перед собой задачу это изменить, приняв общемировую концепцию mobile first, то есть приоритет функциональности и удобству мобильного приложения. То, что в других индустриях уже несколько лет как принято, мы сейчас стараемся быстро нагнать. Клиенты на это реагируют позитивно, у нас растет аудитория пользователей. Более 10 млн клиентов пользуются нашей платформой, мы зафиксировали 20% прирост год к году. 

Наш ключевой и центральный приоритет - отношения с нашими клиентами. Как бы не набило оскомину это слово, - клиентоцентричность. Быть клиентоцентричной компанией существенно сложнее, чем говорить об этом. Вокруг этого сосредоточено много усилий. Один из главных показателей, которые характеризуют отношения с нашими клиентами, это NPS. Он у нас все еще самый низкий на рынке, но стабильный. Чего нельзя сказать о рынке в целом. Клиенты стали строже на фоне карантинных явлений, мы наблюдаем серьезные падения показателя NPS у других операторов. Мы свой уровень сохранили, при этом дистанция от конкурентов стала меньшей. В наших лучших регионах, на юге и на востоке мы наблюдаем рост нашего NPS. Этот показатель не мгновенно реагирует на изменения, происходящие с компанией, так что мы с осторожным оптимизмом наблюдаем, что клиенты эти изменения замечают и позитивно на них реагируют. 

Наверное этого достаточно в качестве подведения основных итогов. Готов ответить на ваши вопросы. 

Какую долю занимают онлайн продажи SIM-карт в общем объеме их продаж?

Пока что, к сожалению, единицы процентов. Нас эта ситуация абсолютно не устраивает. Работаем над тем, чтобы ее изменить, для этого, прежде всего, расширяем функциональность мобильного приложения. Это уже сделано по части возможностей покупки SIM-карт. Но большинство клиентов об этом пока что не в курсе. Это связано с тем, что если банковскими приложениями клиенты обычно пользуются часто, иногда ежедневно, они к ним быстро привыкают и хорошо осваивают. В приложение мобильного оператора абоненты заходят реже, соответственно и об изменениях в них узнают далеко не сразу. Наращивая функциональность приложения, мы сделаем пользование им более популярным у клиентов. 

Несколько лет назад Билайн высказывал интерес к рассмотрению возможностей продажи башенной инфраструктуры. Это по-прежнему актуально для компании? Есть интерес к продаже?

Мы постоянно рассматриваем разные возможности в плане оптимизации и повышения эффективности того, чем мы занимаемся. Продажа башен это одна из таких возможностей. Сообщать здесь пока не о чем, мы анонсируем подобные вещи обычно после того, как достигается то или иное соглашение. Постоянно различные возможности такого рода рассматриваем. В принципе, такие истории возможны.   

Еще раз, мы все время рассматриваем различные возможности, это постоянно действующий процесс. Ни о какой продаже "сегодня", речь не идет. Если мы что-то и соберемся продавать, то скажем об этом не ранее, чем договоримся о такой продаже. Никаких анонсов на эту темы мы не делали, никакими спекуляциями эту тему не подогревали. Идет нормальная, планомерная работа, которая велась и год и 5 лет тому назад. Мы постоянно рассматриваем различные возможности, постоянно с кем-то разговариваем. 

Вымпелком начал продавать eSIM, вы говорите о том, что люди скоро забудут, что такое физические SIM-карты. Но ведь продажи SIM-карт это часть выручки и прибыли оператора, как вы планируете заместить выпадающие из-за eSIM доходы?

Никак не планируем, так как никаких выпадающих доходов не предвидится. Если пользоваться аналогиями из финансовых сервисов, жители России все чаще сегодня платят за товары и услуги своими телефонами, и все реже достают из кармана пластиковые карты или наличные. И это приводит только к росту бизнеса, поскольку платеж телефоном легче и проще. Так что ожидаем не потерь, а роста бизнеса в связи с eSIM. Потребность в телеком-услугах будет только нарастать. Активировать встроенную в свой телефон eSIM намного проще, чем сходить за ней в магазин или даже чем заказать доставку на дом. Это не потеря, это лишь переход из одного форм-фактора, в другой форм-фактор, более удобный. От этого популярность наших сервисов только вырастет за счет снижения барьера подключения. eSIM постепенно начали замещение физических SIM-карт. Производители будут выпускать все больше телефонов с eSIM, что будет стимулировать процесс замещения. 

Когда мы сможем подключать eSIM удаленно без похода в офис? Это могло бы подстегнуть продажу SIM-карт туристам, позволив им подключаться еще до приезда в Россию.

Совершенно с вами согласен, и мы уже готовы к такому формату работы. Проблема заключается в том, что у нас есть регулятор со своей позицией в этом вопросе. И пока что он требует от нас такой способ аутентификации клиента, как визит клиента в офис. Сейчас идет интеграция с госсистемой ЕСИА (системой идентификации и аутентификации), те клиенты, которые зарегистрированы в ЕСИА, а их уже десятки миллионов в стране, смогут регистрировать eSIM не вставая с дивана. Мы продолжим работать над тем, чтобы и наши способы аутентификации клиента не вызывали вопросов у регуляторов. Способов аутентификации будет все больше и больше. Рано или поздно, но придем к "сервису на диване" для всех клиентов, это наша цель, которой будем добиваться. 

Как продвигается ваша сделка с интернет-кинотеатром Megogo?

Разговоры с Megogo ведет Veon, вопрос не к нам, следует представителям Veon его задавать. Вымпелком переговоры с Megogo не ведет.

Насколько велико влияние от эпидемии и сопутствующих ей явлений на доходы компании?

Цифры здесь могут быть различными. Кто-то смотрит радикальнее, кто-то не так радикально. Не будет сильным преувеличением сказать, что в результате этого неприятного события и его последствий мы потеряли несколько процентов в выручке и в размере клиентской базы.

Как планируете развивать 5G, если золотой диапазон 3.5 ГГц так и останется у силовиков? Будет ли компания развивать 6G в обход 5G?

С удовольствием займемся 6G, когда оно начнет материализовываться. Но пока что идет стадия раннего R&D. Говорить нам об этом несколько преждевременно, особенно на фоне того, что мир сейчас увлечен активным развертыванием сетей 5G. Нас заботит, что Россия в этом сейчас, к сожалению, отстает. Проблему вы знаете, по диапазону 3.4-3.8 ГГц пока что не принято позитивного решения регулятором. О проблемах диапазона 4.8-4.99 ГГц мы говорили уже много раз (прим АБ: намного дороже, мало оборудования, есть нерешенные трансграничные проблемы). Экономическая проблема самая главная. Пока что нет бизнес-кейсов, которые бы обещали, что очень серьезные инвестиции в 5G окупятся. В мире ищут такие сценарии, Россия, к сожалению, в этих процессах отстает. Но мы сохраняем оптимизм, верим в то, что мы поотстаем, поотстаем, а потом быстро наверстаем. Решение в одно лицо, только оператором, здесь найти невозможно. Только с государством можно проблему решить, надеюсь, придет понимание, что пора решать. 

Какие требования у ФАС к совместному предприятию операторов, которое создается для получения частот 5G? Недавно они продлили срок рассмотрения операторской заявки?

Мы только на днях получили новые требования ФАС, изучаем их. Не хотел бы сейчас спекулировать на эту тему.  Идет нормальный рабочий процесс, не вижу ничего непреодолимого. Нет ничего, что ставило бы под сомнение возможность реализации этой идеи. Обычный рабочий процесс. 

Вы сказали, что делаете ставку на цифровые сервисы, но назвали только eSIM и мобильное приложение Мой Билайн. Какие еще сервисные рынки вам интересны? Есть ли планы по развитию новых цифровых услуг самостоятельно или в партнерствах с другими игроками?

Мы постоянно говорим о нашем розничном клиенте, об отношениях с розничным клиентом. Но, как я уже говорил, Билайн очень успешен и является лидирующим участником рынка в отношениях с бизнес-клиентами. И как раз в части отношений с B2B-клиентами у нас все больше и больше цифровых сервисов, включая, например, облачные услуги, интеграционные, рекламные. Помогаем нашим клиентам более качественно таргетировать рекламу, они нам за это с удовольствием платят. 

Если вернуться к физическим лицам, то кроме eSIM и мобильного приложения у нас есть еще Билайн ТВ. Клиентская база Билайн ТВ растет очень активно, десятками процентов. Есть целый ряд пионерских сервисов. Есть услуга Mobile ID, которая незаслуженно забыта и не получила должного развития. Мы сейчас это стараемся изменить, она появляется в первых сервисах. Эта услуга позволяет клиентам авторизовываться на различных сайтах с помощью номера мобильного телефона. Можно вспомнить сервис, который позволяет заниматься вашим  здоровьем. Не буду занимать эфир длинными перечислениями, у нас не один десяток сервисов, мы в них инвестируем.  

МТС и МегаФон объявили, что будет инвестировать в спутниковую связь. Есть ли аналогичные планы у Вымпелком?

Спутниковая связь давно является частью инфраструктуры Вымпелком, наверное 10 или 15 лет назад уже этим занимались. В ряде труднодоступных мест частью нашей транспортной инфраструктуры являются спутниковые каналы. Там где мы не можем обеспечить подключения по наземной радиосвязи или кабелю, мы активно используем спутниковые каналы. И не планируем прекращать этим заниматься. Выходить на розничный рынок, предлагать какие-то розничные сервисы нашим клиентам мы пока что не планируем. 

Насколько в Билайн ощущают конкурентное давление Tele2 в Москве?

Я не стал бы сейчас как-то отдельно выделять Tele2 в Москве. Были разные времена, сейчас все операторы, что называется, "подравнялись" с точки зрения на какое-то конкурентное давление. Москва это крупнейший рынок, важнейший для операторов. Здесь идет плотная конкурентная борьба. Не могу сказать, чтобы она в этом квартале стала более интенсивной или менее. Выделить на этом фоне как-то особенно Tele2 не могу, все конкуренты пытаются какие-то действия совершать, искать оптимальную стратегию. 

Как дела с продажей собственного оборудования, в частности, с продажей ТВ-приставки и роутеров?

ТВ-приставки постепенно будут уходить. Люди меняют свои телевизоры, практчически всегда в качестве нового ТВ приобретается смарт-аппарат с возможностью прямого подключения к операторским услугам. Так что необходимость в ТВ-приставках постепенно отпадает. Тем не менее, у нас по-прежнему очень большой парк таких приставок. В них есть целый парк преимуществ, поэтому мы не собираемся сворачивать эту деятельность. Более того, продолжаем изучать возможности, которые обеспечивают приставки. Билайн был одним из пионеров. Наше направление Билайн ТВ, как я уже говорил, показывает очень высокие темпы роста. Приставки - это одна из двух опор нашего бизнеса Билайн ТВ. Продолжаем развивать это направление. 

Всем спасибо за вопросы и участие!

--

telegram ; facebook - подключайтесь

Конспекты. Анатолий Ильяич, Ericsson, Апдейт информации по рынку 5G

Конспект выступления Анатолия Ильяича, Ericsson  на III Всероссийском бизнес-форуме 5G Future Russia "Развитие сетей беспроводной связи в России" 28 октября 2020 года. 


У компании Ericsson есть свое видение и обширный опыт внедрения технологий 5G во всем мире. Поделюсь несколькими фактами, расскажу о трендах, которые мы наблюдаем в последнее время. 

По информации GSMA в настоящее время действует 106 сетей 5G в статусе коммерческой эксплуатации. На конец сентября 2020 по данным международной ассоциации производителей-поставщиков на рынке есть порядка 200 различных моделей абонентских устройств с поддержкой работы в сетях 5G, что вдвое больше, чем было еще в начале 2020 года. 

В настоящее время в зонах покрытия сетей 5G по всему миру проживает уже порядка 7% населения планеты. Наиболее яркий пример успешного внедрения 5G в мире демонстрирует Южная Корея, где потребление данных в сети на абонента выросло до 27 ГБ в месяц, трафик в сетях 5G достигает 32% от всего трафика южнокорейских сетей. 

Ericsson принимает самое активное участие во внедрении 5G в Южной Корее и во многих других странах. В целом, Ericsson  поставляет свои решения 5G для 65 операторов, запустивших сети 5G в 33 странах мира. Известная инновация Ericsson, ставшая стандартом в индустрии, ESS/DSS устанавливается на сетях более 80 операторов. В 12 странах поддержка ESS внедрена в коммерческом режиме, обеспечивая распределение спектра между технологиями. Функциональность ESS используют более 100 тысяч сот в мире. 


Несколько слайдов о том, что происходит в мире. Конечно, об этом можно рассказывать бесконечно, но сейчас давайте пройдемся по основным фактам. 

Коллеги интересно рассказывали про Китай и другие страны, но я остановлюсь на моментах, которые сегодня не были освещены. Мы наблюдаем, что конкуренция между США и Китаем ведет к активному развитию в целом 5G в мире. Конкретно в США развитие 5G началось с миллиметрового диапазона. Это связано с особенностями жилой застройки в этой стране. Verizon был первым, затем подключились Sprint, AT&T и T-Mobile. Все поняли, что необходим более низкий частотный диапазон для формирования устойчивого бесшовного покрытия. Практически ради этого, ради частот, T-Mobile приобрел компанию Sprint. Благодаря этому появилась возможность агрегации спектра 600 МГц. T-Mobile начал развитие 5G с диапазона 600 МГц в национальном масштабе и для повышения емкости, практически ради новых частот, T-Mobile приобрел компанию Sprint. Благодаря этому появилась возможность агрегации спектра 600 МГц со спектром 2.5 ГГц. Располагая частотами в низком и среднем частотных диапазонах, можно обеспечить оптимальный баланс между пропускной способностью сети 5G и размерами ее покрытия. 

AT&T начал формирование покрытия с использованием частот 850 МГц. 

Меня всегда при внедрении новых технологий волновал вопрос, какие же цели ставят перед собой оператор или регулятор? В разных странах ответ на этот вопрос разный. В AT&T, например, задались целью обеспечить покрытие 5G для 200 млн человек с использованием 700 МГц и 850 МГц к середине 2020 года. Диапазон 850 МГц в итоге используется в основном для широкополосных услуг eMBB, для массовых подключений смартфонов и другого абонентского оборудования, а диапазон 700 МГц - для специальных применений, в частности, для подключения аварийных служб (first responders). Сейчас, по данным AT&T в зоне покрытия ее сетей 5G проживает 205 млн человек. 

Еще интересный момент. Ранее считалось, что миллиметровый диапазон используется в основном для создания хот-спотов с небольшим радиусом покрытия, для обеспечения FWA (фиксированного беспроводного доступа). Но, недавно, совместно с Qualcomm и рядом операторов, в частности, с UC Cellular и с бразильским Claro, мы показали, что за счет агрегации полосы 4х100 МГц в миллиметровом диапазоне для даунлинка в режиме 5G NSA и с использованием для аплинка частот среднего диапазона LTE, можно добиваться радиуса соты 5G от 3.5 до 5,1 км. Таким образом, диапазон миллиметровых волн можно использовать для самых разных инновационных сценариев, получая высокую емкость и низкие задержки. 

Ericsson ведет постоянный мониторинг и анализ того, что происходит с 5G в разных странах, анализирует интерес абонентов к различным услугам. Согласно проведенным опросам, к 2025 году в США порядка 75% абонентов перейдут на 5G. Их привлекают не только потенциально более высокие скорости, но также онлайн гейминг, видеостриминг и другие новые услуги. 

Мы в Ericsson уверены, что режим 5G SA это та топология сети, та архитектура, которая предоставит операторам не только емкость и уменьшение задержек, но также обеспечит возможность новых пользовательских сценариев. Оператор T-Mob SA показал это на своем примере, запустив услуги на базе сети 5G SA 4 августа 2020 года. В частности, за счет перевода в аплинк не только сигнализации, но и потоков данных с терминалов клиентов, оператор увеличил зону покрытия на 30%, а задержки сократил на 40% по сравнению с dual connectiity NSA. 

Можно прогнозировать вторую волну внедрений 5G на американском континенте, в основном это коснется Латинской Америки в связи с открытием диапазона C-band 3.7 ГГц, а также с переходом к использованию в 5G средних частотных диапазонов в США.  

На наш взгляд, очень интересным является опыт Южной Кореи. В настоящее время доля пользователей 5G в абонентской базе операторов этой страны уже превысило 10%. Можно наблюдать резкий рост потребления трафика в сети 5G, он в 2.5 раза больше, нежели тот, что был годом ранее. Министерство связи Южной Кореи активно публикует отчеты о внедрении 5G на сетях, в частности, можно видеть, что в стране за 2020 год развернуто примерно 300 тысяч радиомодулей 5G. 

В целом в Азии фокус сделан на использовании диапазона 3.5 ГГц (3.4-3.8 ГГц). Активно внедряется Massive MIMO 32x32, а также Centralized-RAN (C-RAN), чему способствует высокое проникновение ВОЛС в стране.  

Любопытна маркетинговая политика южнокорейских операторов. Можно заметить два основных направления. Первое - формирование услуг для населения за счет комбинации фиксированного беспроводного доступа с VR / AR. Активно продвигаются спортивные стриминги. Услуги продаются в комплекте со смартфонами, что позволяет операторам увеличивать ARPU и доходы от внедрения 5G.   

Интересен кластерный подход, характерный для частных или технологических сетей. Уже сегодня об этом упоминали в связи с Китаем, но Южная Корея в этом плане впереди. Сеть 5G развивается на двух планах, как национальная сеть, которой пользуется население, а также формируются кластеры или слои 5G для разнообразных индустрий. Южнокорейские операторы предоставляют услуги выделенных сетей 5G предприятиям различных отраслей. Интересный опыт национальных масштабов. К нему стоит присмотреться большим российским корпорациям с филиалами в различных частях страны.  

В Китае рост 5G идет взрывными темпами. Развернуто порядка 700 тысяч базовых станций 5G в 300 городах. Внедряются различные механизмы использования среднего диапазона частот, разные методы агрегации. 

В Японии также фокус сделан на диапазон 3.5 ГГц. Оператор Rakuten который совсем недавно начал выход на рынок с сетью LTE, запустил недавно и небольшую сеть 5G на принципах Open RAN, что привлекает сейчас к нему всеобщее внимание операторов всего мира. Есть и много вопросов, Ericsson внимательно следит за этим экспериментом. Кстати, еще в 2016 году мы открыли направление Cloud RAN, показывали его в Барселоне. 

На днях состоялся запуск продуктовой линейки Cloud RAN, которую мы считаем гораздо более применимой для современных технологий, нежели направление Open RAN. Ознакомиться с этой продуктовой линейкой можно на сайте Ericsson, она является развитием первоначальной концепции, с такими современными функциональностями, как поддержка кластеризации и выделенных сетей. Это один из примеров, показывающих динамику развития Ericsson, как одного из ключевых участников процессов стандартизации новых технологий. 

В Австралии также сделан фокус на использовании диапазона 3.5 ГГц. Пока что Telstra обеспечивает покрытие сетями 5G территорий, где проживает примерно 30% населения страны. В планах на 2021 год - в зоне покрытия 5G окажется 75% населения. В Австралии прошли тесты использования диапазона миллиметровых волн для оказания услуг фиксированной беспроводной связи и ШПД. Проверялось качество услуг в сотах 5G с диаметром до 5 км и использованием диапазона 28 ГГц, планируется добиться возможности создавать соты диаметром 10 км с использованием частот этого диапазона. Так что следует признать, что возможностей для внедрения новых пользовательских сценариев и услуг появляется все больше. 


Коротко о развитии 5G на Ближнем Востоке и в Африке. 

Здесь мы видим, что лидирующие операторы активно внедряют 5G с использованием частот среднего диапазона. То есть диапазон n78 (3.5 ГГц) агрегируется с частотами 2.3 ГГц (b40) или 2.5 ГГц (b41), то что могли бы делать и операторы в России. 

Основной пользовательский сценарий это eMBB, предоставление скоростного беспроводного ШПД. Миллиметровый диапазон начали внедрять, причем n257 тестируют для оказания услуг фиксированного беспроводного доступа, а в диапазоне n258 уже запущены первые две сети в коммерцию. 

Оператор Ooredoo формирует коммерческие кластеры с поддержкой скоростей 1 Гбит/c и 2 Гбит/c по всей стране. Оператор намеревается обеспечить услугами с двухгигабитными скоростями до 30% страны. Конечно есть разные дискуссии, например, как это измерять, на границе соты или где-то еще? Или чтобы 90% абонентов имели гарантированные скорости скачивания информации? Или стоит ориентироваться на средние скорости? Эти вопросы пока что каждый оператор решает сам для себя. В любом случае поставленная цель оператора Ooredoo весьма интересна и выглядит провокационно для конкурирующих операторов в регионе.   

Пара слов о том, что происходит с 5G в Европе. 

Основным является диапазон 3.5 ГГц, во многих странах также появляются сети 5G 700 МГц. 

Основные пользовательские сценарии это широкополосный доступ, увеличение пропускной способности сетей при работе с мобильными абонентами со смартфонами. Мейнстрим это создание выделенных сетей, которые можно разделить на два больших направления - локальные, создаваемые для какого-то завода в рамках Industry 4.0, например, или порта, а также выделенные сети critical IoT. Это направление стало развиваться относительно недавно. Стандартизовано 3GPP в Release 15. В каждом следующем релизе видим развитие темы critical IoT, видим развитие выделенных сетей для железнодорожного транспорта, для v2x (подключенные автомобили) и так далее. В этих направлениях Европа заметно впереди, множество внедрений различных сценариев, например, для швейцарских железных дорог, для самых разных производств таких как Daimler, Audi, Airbus и др.   
   


Распространению 5G способствует то, что минимальные цены на терминалы 5G быстро идут вниз. Видна значительная заинтересованность в 5G у так называемых front runners (лидирующих операторов) в Азии, Америке и в Европе. Если поначалу развитие технологии 5G шло по пути развертывания сетей NSA, то все чаще мы наблюдаем развертывание сетей 5G SA, о таких запусках, в частности, заявляют операторы США, Китая и некоторых других стран. Но в Европе в ряде стран использование 5G началось с внедрения ESS и переиспользования для 5G частот LTE/3G. 

Большое спасибо!

--

Оглавление всех выступлений Форума 5G Future Russia 2020.

--

telegram ; facebook - подключайтесь

Билайн представил результаты 3q2020

 

Увы, пока что итоговые цифры остаются красными, особенно неприятно выглядит падение выручки в мобильном сегменте на 10% и EBITDA на 18%. Мы помним, что причины - снижение числа мигрантов и падение выручки от роуминга на 68%, которая, кстати, начала понемногу восстанавливаться, но далека от доковидных времен. 

В Вымпелком продолжают недосчитываться клиентов - за год их число сократилось на 5,1 млн (-9%), впрочем, по сравнению с 2q2020 сокращения практически нет, -0,1 млн это ниочем. Снизился ARPU в фиксированном сегменте, на 4.2%, что несколько обесценивает прирост числа клиентов на 0,3 млн. 

Что же, достаточно о грустном, теперь о более приятном. Компания продолжает возвращать свой долг за прошлые годы - усиленно развивает сеть - видим рост капитальных вложений даже столь же активной стройки прошлого года, 20 млрд руб., вложенные оператором за 3q2020 не могут не сказываться позитивно на качестве услуг самым заметным образом. Доля LTE трафика в сети выросла до 79% и даже на этом фоне растут средние скорости. Развернута система автоматизированной оптимизации сети.  

Компания довольна результатами B2B сегмента, растет выручка от больших данных, от услуг государственным и муниципальным структурам. 

В Московском метро продолжается активная стройка, которая должна завершиться до конца года. Уже сейчас оператор говорит о лидерских позициях в обеспечении услуг в Московском метро. Унылый бесплатно-рекламный Wi-Fi абоненты Билайн смело могут забыть как страшный сон. 

Оператор активно развивает тему eSIM (насколько это возможно в условиях известных госограничений). Да, пока что из-за политики "охранителей", за электронными симками нужно идти в салоны. В Билайн готовы в любой момент перейти на дистанционные подключения как во всем мире, стоит только измениться позиции "регуляторов". В целом в компании пересмотрели приоритеты онлайна, сейчас активно развивают функциональности мобильного приложения с целью сделать так, чтобы в приложении можно было сделать практически все, что сейчас можно сделать при посещении салона связи. 

Оператор ставит в фокус развития клиентоцентричность и уже отмечает рост NPS на юге и востоке страны. Конечно, здесь неизбежна инерционность, абоненты не сразу готовы заметить даже существенные улучшения качества услуг. Репутация это то, что зарабатывается годами, поэтому здесь быстрых успехов ожидать не стоит. 

Более подробно пересказывать то, что говорилось на сегодняшней встрече с генеральным директором компании ВымпелКом не стану, т.к. постараюсь напрячься и подготовить для вас полноформатный конспект. 

А пока что - пресс-релиз компании:

--

Финансовые и операционные результаты VEON Ltd. за 3 квартал 2020 г. – бизнес-единица «РОССИЯ»

«Финансовые результаты 3 квартала 2020 года в сравнении с предыдущим кварталом демонстрируют некоторые улучшения в части выручки и EBITDA, несмотря на операционные вызовы, стоящие перед компанией, ̶̶ в частности, критическое восприятие качества сети и сервиса, а также последствия коронавирусных ограничений. Для их преодоления Билайн продолжает реализацию обновленной клиентоцентричной стратегии, вкладывая значительные ресурсы в модернизацию сети, развитие цифровых каналов обслуживания и создание позитивного клиентского опыта на массовом рынке, сохраняя при этом устойчивый рост бизнеса в B2B-cегменте. Наши клиенты уже отмечают улучшение пользовательских параметров сети, что отражается в увеличении количества 4G-пользователей в абонентской базе до 21,7 млн и в росте проникновения 4G-смартфонов. Также мы видим рост удовлетворенности абонентов прозрачностью списаний и продолжаем активную работу по улучшению клиентского опыта в этом и других направлениях», - прокомментировал генеральный директор Билайн Александр Торбахов.

В 3 квартале 2020 года Билайн в России продолжил фокусироваться на улучшении качества обслуживания клиентов, в том числе в цифровых каналах, одновременно работая над стабилизацией показателей операционной деятельности. В результате этого в первом полугодии 2021 года мы ожидаем дальнейшее улучшение ключевых для компании операционных показателей, включая параметры качества сети и динамику абонентской базы, а также рост общей выручки компании.

Общая выручка снизилась на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, продемонстрировав небольшое улучшение по сравнению со 2 кварталом 2020 года (когда было зафиксировано сокращение общей выручки на 10% год к году) в основном за счет роста продаж абонентского оборудования после открытия магазинов. Сервисная выручка в мобильном сегменте снизилась на 10% год к году в результате сокращения выручки от международного роуминга на 68% в связи с ограничениями на поездки (в 3 квартале 2019 года на выручку от роуминга приходилось 4,0% сервисной выручки). Также на сервисную выручку повлияло снижение выручки от контентных сервисов на 21% год к году как результат предпринятых Билайн мер по борьбе с ненужными клиентам услугами контент-провайдеров. Реализация этих мер оказала положительное влияние на NPS. Это снижение было частично компенсировано ростом сервисной выручки в фиксированном сегменте на 9% год к году, поскольку клиенты продолжали активно пользоваться услугами Домашнего интернета.

Билайн продолжает уделять особое внимание развитию корпоративного бизнеса, результатом которого стал рост выручки сегмента B2B на 4,8% год к году, обусловленный расширением портфеля предложений за счет новых цифровых сервисов и решений. Значительная часть наших клиентов в сегменте В2В продолжает работать удаленно, поэтому разработанный Билайн продукт BeeFree на основе концепции Workplace-as-a-Service, который обеспечивает решения в области IT, связи и управления персоналом, остается востребованным. Кроме того, на 103,7% год к году выросла выручка от решений на основе Big Data (включая решения с применением искусственного интеллекта) в основном за счет расширения услуг по гео- и видеоаналитике. В сентябре Билайн приобрел оператора связи «ВестКолл», который работает в Москве, предоставляя услуги в сфере ШПД, IP-телефонии и облачных сервисов почти 10 000 клиентам.

Абонентская база Билайн сократилась на 9% по сравнению с 3 кварталом 2019 года, что было обусловлено недостаточным уровнем восприятия качества связи и сервиса в прошлом. Однако Билайн удалось стабилизировать абонентскую базу, которая почти не изменилась к концу 3 квартала по сравнению со 2 кварталом 2020 года. В этих условиях Билайн показывает в России положительную динамику роста базы абонентов 4G, которая увеличилась в 3 квартале на 10% год к году, чему способствовал рост пользования высокоскоростным мобильным интернетом на фоне отсутствия строгих карантинных ограничений.

Число активных пользователей сервиса «Билайн ТВ» выросло на 41% год к году – до 2,5 млн. В 3 квартале 2020 года Билайн запустил новые предложения и таргетированные клиентоориентированные сервисы для пользователей ТВ.

Билайн уделяет много внимания развитию продаж в онлайн-каналах, особенно продуктам с саморегистрацией. Число активных пользователей приложения «Мой Билайн» выросло на 33% год к году, что отражает усилия компании по переходу к новой модели дистрибуции и развитию мобильного приложения в концепции интернет-магазина. В рамках нашей работы по повышению эффективности розницы и усилению фокуса на онлайн-каналах дистрибуции за последние 12 месяцев в общей сложности было окончательно закрыто 637 магазинов. В настоящее время компания не планирует дальнейшего закрытия собственных магазинов, но ожидает, что тенденция к увеличению онлайн-продаж может оказать положительное влияние на рынок в целом и способна сформировать более сбалансированный подход к распределению продаж с меньшим количеством розничных магазинов в будущем.

Показатель EBITDA снизился на 18% год к году, что было обусловлено, в первую очередь, сокращением выручки, а также более высокими структурными затратами вследствие роста расходов на содержание и эксплуатацию сети и повышением расходов на интерконнект из-за возросшей доли межсетевого трафика. В 3 квартале 2019 года Билайн в России аннулировал некоторые резервы, что также оказало отрицательное влияние на показатели статистики год к году.

Капитальные затраты без учета лицензий выросли на 37,2% год к году. Соотношение капитальных затрат к выручке (показатель Capex Intensity) составило 28%, что отражает высокий уровень инвестиций в развитие сети в 3 квартале 2020 года. Билайн увеличил количество базовых станций 4G на 23% по сравнению с 3 кварталом 2019 года (по данным на 30 сентября 2020 года). Компания продолжает уделять особое внимание развитию сети в крупнейших городах, в частности в Москве и Санкт-Петербурге, стремясь создать современную инфраструктуру высокого качества, готовую к внедрению новых технологий. В Москве скорость передачи данных в сети 4G увеличилась на 18% год к году с одновременным развертыванием сети 5G-ready и запуском 4G в столичном метро. В целом по стране покрытие 4G увеличилось до 87% (по сравнению с 84% в 3 квартале 2019 года), поскольку Билайн продолжает постоянно инвестировать в улучшение качества сети, чтобы обеспечить своих клиентов неизменно высоким уровнем сервиса, где бы они ни находились.

Полную версию пресс-релиза VEON Ltd. можно найти по ссылке: https://www.veon.com/media/2882/veon-3q20_full-announcement.pdf

МегаФон 1440 раздаст интернет с низкой орбиты

Запуски глобальных низкоорбитальных систем спутникового интернета это серьезный новый вызов для операторов сотовой связи, мобильного ШПД и фиксированных сетей доступа. Строить свои стратегии необходимо с учетом этого фактора и отрадно видеть, что отечественные операторы не только внимательно присматриваются к данному направлению, но и готовы в него инвестировать - МегаФон сообщает о начале исследований в области использования низкоорбитальных спутниковых группировок для предоставления услуг передачи данных. Оператор намерен вложить в данное направление до 6 млрд рублей в ближайшие 2 года. 

Заниматься орбитальной темой будет дочерняя структура - МегаФон 1440 (число в названии - столько витков вокруг Земли совершил Спутник-1). Руководителем станет Алексей Шелобков, знакомый нам по компании YADRO. В команду войдут специалисты МегаФона, YADRO и других компаний ЮэСэМ Телеком. План работ - от построения эффективной бизнес-модели до разработок прототипов оборудования, спутников и инфраструктурных решений, их испытания. Одна из задач - сделать оборудование бюджетным с тем, чтобы пользоваться услугами спутниковой передачи данных могло как можно больше людей. Первые выводы спутников МегаФон 1440 на орбиту могут состояться не позднее, чем через 5 лет. 

Рискну предположить, что работами может заинтересоваться и государство, поднять такой проект без госсубсидий может оказаться непросто. 

Почему стоит заниматься спутниковой связью в России. Ответ простой - большие территории. Обеспечить каждый населенный пункт оптоволокном - мало реальная задача. Обеспечить всю территорию сотовым покрытием LTE/5G/6G - практически невозможная задача. Обеспечить высокоскоростным спутниковым интернетом - решаемая. По-сути, речь идет о новом витке конвергенции. Несколько лет назад операторы осознали, что их клиентам интересно получать от одного провайдера услуги фиксированного и мобильного доступа, теперь приходит понимание, что оператор ближайшего будущего должен иметь в своем продуктовом портфолио также услуги спутникового доступа, так что инициативу МегаФон считаю шагом в правильном направлении, несмотря на то, что на этом пути компанию будет подстерегать множество опасностей. Что же, дорогу освоит идущий! 

--

Пресс-релиз

МегаФон инвестирует 6 млрд руб. в разработку системы спутниковой передачи данных

29 октября 2020

16 ноября начнет свою работу компания «МегаФон 1440», которая займется исследованиями использования низкоорбитальных спутниковых систем для предоставления высокоскоростной передачи данных. На проведение прикладных исследований, разработку технических решений и испытания МегаФон намерен направить 6 млрд рублей в ближайшие два года.

«МегаФон 1440» возглавит Алексей Шелобков, который совместит руководство исследовательской компанией с текущей должностью управляющего директора технологической компании YADRO. На старте проекта его команда будет сформирована из топ-менеджеров YADRO, а также специалистов МегаФона и компаний группы «ЮэСэМ Телеком». Исследовательский офис сфокусируется на построении эффективной экономической модели и технологической базы для спутниковых систем, разработает прототипы оборудования – как самих спутников, так и инфраструктурных решений для внедрения технологии на массовом рынке, – и испытает их на земле и в космосе.

МегаФон – технологический лидер телекоммуникационной отрасли. Первым в России внедрил стандарты 3G, 4G, первым в мире запустил в коммерческую эксплуатацию сеть LTE Advanced. МегаФон – многолетний чемпион по скорости интернета в стране по результатам международного исследования Ookla Speedtest. Оператор обладает самым широким покрытием сети по данным Роскомнадзора. Услугами компании пользуются 75,4 млн клиентов. МегаФон – лидер по количеству обслуживаемых IoT-устройств в стране. Компания уже реализует масштабный проект Arctic Connect по прокладке подводной волоконно-оптической линии связи из Европы в Азию по дну океана вдоль Арктической зоны России с совокупным объемом инвестиций около 70 млрд рублей.

«Наша цель – перенести опыт и подходы технологической индустрии в аэрокосмическую отрасль. За два года нам предстоит решить сразу несколько задач, - говорит Алексей Шелобков. - Во-первых, экономическую. Мы нацелены разработать такую модель, которая позволит сделать использование низкоорбитальных спутников для передачи данных рентабельным. Для этого сфокусируемся на сокращении стоимости производства спутников и наземного оборудования. Во-вторых, мы намерены привлечь к проекту широкий пул экспертов и инвест-партнеров. Цель, которую мы ставим перед собой, – достаточно абмициозная, достичь ее планируем за счет привлечения в проект лучших умов из разных сфер. Наконец, третья задача – протестировать новые технологии в реальных условиях. Первые орбитальные миссии спутников от «МегаФон 1440» мы рассчитываем совершить уже на горизонте пяти лет».

Основные преимущества низкоорбитальной спутниковой связи – возможность обмена информацией с низким уровнем задержки сигнала (от 20 мс) и высокой скоростью передачи данных – от 50 Мбит/с до 1 Гбит/с.

«Мы уверены, что за гибридными орбитально-наземными телекоммуникационными сетями – будущее, – говорит генеральный директор МегаФона Геворк Вермишян. – Такие сети смогут дать высокоскоростную связь по всей территории России, вне зависимости от удаленности до абонента или рельефа местности. Это делает их сверхвостребованными не только для развития в дальних областях страны, но и в части применения новых поколений связи, а также интеграции IoT-решений для всех секторов реальной экономики в стране. 

Сегодня наземной связью покрыто порядка 35% территории страны, а в зонах с низкой плотностью населения прокладка оптоволокна требует все более существенных инвестиций. Эти расходы уже сопоставимы с вложениями в спутниковые системы. Единственным способом обеспечения повсеместного покрытия является конвергенция наземной и спутниковой связи. С ее появлением мы получим универсальную транспортную сеть для всех поколений связи – нынешних, завтрашних и послезавтрашних. 

МегаФон всегда мыслит технологиями будущего, мы первые дали стране 3G и 4G, мы подключили рекордное количество обслуживаемых «умных» устройств Интернета вещей, наш  мобильный интернет – самый быстрый в России. Мы готовы к серьезному изучению и – главное – созданию коммерчески успешных спутниковых сетей.

Новый способ доставки сигнала до наших клиентов даст серьезный импульс развитию телекоммуникационных технологий, который почувствуют все абоненты – от массового сегмента до корпоративного и государственного секторов. Появление этой технологии позволит предоставлять услуги высокоскоростной связи не только в России, но и по всему миру. Мы уже лидеры по покрытию и скорости на земле, мы прокладываем арктический канал между Европой и Азией под водой, мы готовы сделать шаг в космос».

-- 

МегаФон 1440 – 100%-ное дочернее предприятие МегаФона, проектный офис для исследований использования низкоорбитальных спутниковых систем для высокоскоростной передачи данных. Цифра «1440» в названии компании символична. Ровно столько оборотов вокруг земли сделал первый искусственный спутник Земли, космический аппарат «Спутник-1». Для МегаФона выбор такого названия для новой компании – не только дань уважения историческому техно-рекорду в области космонавтики, но и символ новых, кажущихся на первый вгляд недостижимыми, возможностей.

Алексей Шелобков родился в Москве в 1979 году, в 2002 году окончил с отличием Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана. С 1999 по 2014 год занимал руководящие должности в лидирующих глобальных технологических компаниях. В 2014 году с единомышленниками создал компанию YADRO, собрав команду из более 500 российских инженеров и программистов.

YADRO – ведущая российская технологическая компания, разработчик и производитель вычислительных систем, платформ обработки и хранения данных. Входит в группу компаний «ИКС Холдинг». R&D центры компании находятся в Москве и Санкт-Петербурге, собственная производственная площадка – в Московской области. В состав YADRO входят российские разработчики микропроцессорных и микроконтроллерных ядер (Syntacore), умных устройств для Интернета вещей (NotAnotherOne) и средств развертывания и автоматизации облачных сред (Digital Energy). Компания занимает лидирующие позиции на отечественном рынке вычислительной техники, впервые в истории прервав многолетнее доминирование иностранных корпораций. Клиенты компании пользуются более чем 8000 вычислительных систем от YADRO c общей емкостью хранения данных более 2 экзабайт. Компания активно развивает бизнес на международных рынках – от Китая до США. 

--

telegram ; facebook - подключайтесь

5G. Конспекты. Андрей Канцуров, Минцифра - частоты 4.8-4.99 готовы выдать совместному предприятию с единой инфраструктурой

Конспект выступления Андрея Канцурова, Минцифра (Минкомсвязи) на форуме 5G Future Russia (эксклюзив на текущий момент). 

АК: Что касается мер поддержки отечественных операторов связи, эти меры разработаны, но пока что рано их обсуждать. Они переданы в правительство, и мы надеемся, что в ближайшее время их комиссия посмотрит. Вероятно будут какие-то замечания, возможно они будут учтены. Возможно будут выработаны какие-то концептуальные походы, которые будут заложены в эти меры. Пока что мы заложили 12 мер, но подробнее об этом я не стану рассказывать. 

По части поддержки, которую сейчас оказывает регулятор, есть отдельные проблемные точки, я их повторю: во-первых спектр, во-вторых единая информационная инфраструктура - создание совместного предприятия и понимание как будет функционировать это предприятие, третье - создание сетей связи 5G исключительно на базе отечественного оборудования, которое включено в ТОРП.

Если последовательно раскрывать эти точки... начну со спектра.

Частоты для 5G

Что мы сейчас имеем. Имеем выделения частот для пилотных проектов 5G, которые успешно сейчас реализуются. Все операторы создают пилотные проекты 5G, в том числе промышленной направленности. 

Второе выделение - это 400 МГц в миллиметровом диапазоне. 

Это пока все. Мы понимаем, что этого пока что недостаточно для начала внедрения сетей 5G, мы знаем, что основным диапазоном для внедрения 5G на территории РФ признан диапазон 4.8-4.99 ГГц. Как регулятор, мы понимаем проблематику внедрения 5G в этом диапазоне. 

Это, во-первых, более, чем в 2 раза увеличенная стоимость (прим. АБ: по-сравнению с использованием диапазона 3.4-3.8 ГГц), это отсутствие на сегодняшний день оборудования под этот диапазон. Это ожидаемые трудности с международной правовой защитой в приграничных районах. Да, у этого диапазона есть недостатки. 

Мы понимаем важность использования C-band (Прим. АБ, вероятно Андрей Канцуров имеет в виду C-band low 3.4-5.25 ГГц, а не C-band high 5,725-7,075 ГГц, но скорее всего это C-band прозвучало лишь для того, чтобы не произносить всуе 3.4-3.8 ГГц) для развития сетей 5G, но к сожалению, пока что не удается этот диапазон получить для развития сетей 5G. Но мы продолжаем дискуссию.. Я не могу давать каких-то процентов, насколько успешной будет эта дискуссия. Мы ее продолжаем. 

Что касается 700-го диапазона, тоже понимаем его важность (прим.АБ речь про использование для 5G полос в диапазоне 700 МГц), но он по-прежнему распределен телевидению. По-прежнему, для того, чтобы его перераспределить требуется согласие вещателей. Эта процедура пока сложна. Надеемся на принятие в скором времени концепции телерадиовещания, которая возможно ответит на вопросы, в том числе и по этому диапазону частот, вопросы по дальнейшему количеству мультиплексов, вопросы по эфирному ТВ высокой четкости. Может быть после этого будет продолжение дискуссии. Насколько я знаю, в АНО Цифровая экономика есть специальная рабочая группа, посвященная 700-му диапазону, которая активно занимается этими вопросами. 

Что делается в управлении частот. В принципе, есть готовность в выделении частот 4.8-4.99 ГГц. Но пока не будет ясности по совместному предприятию, я думаю, что выделять его преждевременно. Совместное предприятие у нас пока находится в стадии согласования в ФАС. ФАС продлил сроки рассмотрения ходатайства о создании совместного предприятия практически до конца декабря 2020, поэтому мы ждем результатов. 

Разработан план конверсии частотного спектра. Сейчас он находится на доработке в Минобороны. В этом плане отсутствует диапазон 3.4-3.8 ГГц, к сожалению. Предусмотрены меры по расчистке двух полос по 20 МГц вокруг городов миллионников в 700-м диапазоне. Есть мероприятия по 4.8 ГГц, есть мероприятия по миллиметровому диапазону. 

Мы надеемся, что план будет утвержден и поможет нам начать какое-то движение по конверсии. 

Вот, коротко о том, что касается частот. 

Про совместное предприятие

Требуется понимание, как оно будет создано, как оно будет функционировать, как будет использоваться единая инфраструктура. И, самое главное, как будет ему выделяться спектр. 

Вот пока этого понимания не будет, мы пока вопрос выделения спектра откладываем. Опять же, выделение спектра для 5G совместному предприятию - это огромный вклад государства в развитие сетей 5G. Поскольку, если этот спектр будет выделен бесплатно, это даст большие бонусы. По моим расчетам, это высвободит для операторов не менее 6 млрд рублей, для того, чтобы эти деньги отдавать не на аукцион, а отдать на развитие сетей. 

Про отечественное оборудование

Следующая проблема это отечественное оборудование. Главная проблема - это сроки. В проекте Дорожная карта, о котором сегодня говорилось, сроки - 2024 год. Пока эта мера касается и создания, и развития сетей 5G. И, к сожалению, пилотного проектирования, которое сейчас будет происходить, и далее. Но опять же мы находимся в дискуссии и мы надеемся, что для пилотов будет смягчение, до момента создания производства отечественного оборудования, можно будет использовать импортное оборудование в пилотных проектах. 

Что касается остальной регуляторики. Да, у нас уже написаны правила, касающиеся коммутационного оборудования, абонентских устройств и базовых станций... но мы в таком процессе... согласования этих документов с ФСБ, поскольку пытаемся решить вопрос с применением отечественной криптографии. Есть мнения наши, есть мнение ФСБ, не буду сейчас о них говорить. Мы пока в процессе согласования. Надеемся, что скоро эти правила все-таки выйдут. И можно будет начинать сертифицировать оборудование. 

Ведущий: уточняющий вопрос. Какова позиция государства по поводу единого оператора? А можете ее пояснить - это же государство считает, что он должен быть единым? Операторы, как я понимаю, готовы строиться и сами. А в чем плюсы единого оператора?

АК:  Мы считаем, что во-первых, единый инфраструктурный оператор сможет сэкономить за счет совместного использования сетевой инфраструктуры. Второе - это возможность выделения ему спектра без аукциона. Третий момент - планируется государственное участие в этом едином инфраструктурном операторе. То есть государство будет каким-то образом...

Ведущий: государство будет статегом в теме. 

АК: ...управлять этим процессом.  

Ведущий: все операторы видимо приняли эту позицию?

Виктор Белов, вице-президент по технике МТС. В порядке комментария. В принципе, формат СП, которое создают сейчас операторы, он не предусматривает, что этот оператор будет эксплуатировать какую-то сеть. Предусмотрены определенные механизмы взаимодействия, определенные механизмы совместного использования в разных ситуациях и спектра, и инфраструктуры. Но это не будет оператор сети в том понимании, которое...вот, звучит.. "единый инфраструктурный оператор". 

Напомню, что изначально идея единого инфраструктурного оператора продвигалась под эгидой частотного дефицита. Подразумевалось, что использование этого дефицитного частотного ресурса на одной сети для всех операторов может эту проблему решить. Речь при этом шла про диапазон 3.4-3.8 ГГц, который пока что растворился в небытии и непонятно, что с ним будет происходить. А единый инфраструктурный оператор изначально привязывался именно к этому диапазону. 

У нас видимо самый обширный в стране опыт совместного использования активной инфраструктуры с компанией Вымпелком, мы во многих регионах по этой схеме работаем. Могу сказать, что определенные плюсы в этом конечно есть, но то, что это не решает вопрос дефицита частотных ресурсов, это совершенно точно. Да, есть определенный плюс, когда складываются частотные ресурсы, технологии так работают. Но если частотного ресурса мало и туда посадить четырех операторов на одну сеть, это никакие проблемы не решит. И, более того, ничем хорошим это не кончится. Нагрузок такая сеть выдерживать не сможет. 

Ведущий: Я Андрея Николаевича понял, если на пальцах, следующим образом. Если вы хотите получить частотные ресурсы, чтобы продолжать заниматься бизнесом, то мы ждем, пока вы договоритесь по СП. В том числе с ФАС. Договоритесь, приходите. Мне кажется примерно так.

АК: Так. Либо частоты придется выносить на аукцион. И тогда будет 4 лота, торги, участники. И большие деньги. Реально большие деньги за этот диапазон. По крайней мере, за 4.8-4.99 ГГц. 

Ведущий: тогда и увидим, действительно ли операторы готовы к инвестированию в 5G, действительно ли у них есть бизнес-кейсы по этому поводу.

АК: Как вариант, попробовать так можно.   

--

Цензурно сложно отозваться о позиции регулятора и государства в теме 5G. Любому кто это слушал или читал, должно стать понятно, что ничего хорошего нас не ожидает, что за прошедшие годы позиция чиновников осталась прежней. Либо операторы пойдут на аукцион, где их хорошенько растрясут на деньги и не факт, что "выигранными" частотами можно будет воспользоваться в любом регионе России (не раз уже бывало такое, что продавалось то, чем воспользоваться нельзя без потерь времени или дополнительных денег), либо им придется создавать колхоз, да еще с госучастием и добровольно лезть в эту петлю. И ради чего? Чтобы получить доступ к жалкому куску спектра в проблемном диапазоне. Сомнительно, чтобы операторам это было для чего-то необходимо. 

--
Оглавление всех выступлений Форума 5G Future Russia 2020.
--
telegram ; facebook - подключайтесь

Популярные сообщения

Желающие следить за новостями блога, могут подписаться на рассылку на follow.it (отписаться вы сможете в один клик). 

Еще можно подписаться на Telegram-каналы @abloud62 @abloudrealtime, где также дублируются анонсы практически всех новостей блога. 

 

Translate