Когда будет реализована поддержка LTE на сетях МТС для Apple iPhone 5c / 5s?
В.Л. На сегодняшний день мы проделали большую работу и после длительного тестирования и отработок запустили поддержку LTE на Apple iPad air, где есть соответствующий чипсет. Ими сейчас можно пользоваться на сетях LTE МТС. Что касается iPhone 5c/s - это полностью в руках Apple. С нашей стороны сеть готова. Тестирование готово к запуску. Все необходимые для компании Apple параметры - выданы. Мы знаем, что Apple живет по своим правилам, по своим часам. И когда эти часы протикают, что время заниматься Россией, они, очевидно, придут и сделают то, что необходимо, чтобы в наших сетях тоже работали эти смартфоны. От нас в данном случае, к сожалению, ничего не зависит. Остается только теребить Apple, что мы без устали постоянно делаем.
Когда по вашим оценкам технология NFC получит достаточное распространение в России, чтобы начать активное пользование гаджетами, которые эту технологию поддерживают?
Проникновение устройств с поддержкой NFC в абонентской базе МТС пока что составляет менее 1%. Это не тот уровень, с которого начинается взрывной рост. Мы посмотрели, как росли услуги, как росло потребление услуг сетей 3G и увидели, что оно практически полностью зависит от наличия устройств. Так что мы-то сеть строим, но откровенно говоря, нам не хватает абонентов, которые могли бы пользоваться этой сетью из-за низкого проникновения устройств. Проблема, которую мы сейчас видим - это относительно высокая цена комплектующих для модемов и роутеров, которые поддерживают сеть LTE. А также дороговизна устройств, планшетов и модемов, с поддержкой LTE. Они сейчас выпускаются только для самых верхних сегментов. Поддержка есть только в самых дорогих моделях основных производителей. Производитель декларирует свою готовность встраивать LTE модемы в более дешевые смартфоны, на что мы очень рассчитываем, и в следующем году ждем роста проникновения таких устройств на нашей сети в несколько раз. Вот когда наступит наконец счастье и трафика будет много, что для нас, как для оператора очень важно, мы рассчитываем, что к концу 2014 года. Счастье для абонентов наступит ранее, поскольку сети мы строим с опережением и поскольку пока что они заполняются слабо, это означает, что на них очень несложно достигать высокие скорости.
АБ: Василь Лацанич, похоже, не понял вопроса - спросили его про NFC, а отвечать он стал про LTE. Ладно, про LTE тоже ведь интересно, да? Вот только, похоже, он подзабыл, что МегаФон уже продает смартфон с поддержкой LTE за 5 тысяч рублей, тогда как МТС пока что предлагает МТС 978 за 9.5 тысяч рублей? И как это стыкуется с "только самыми дорогими моделями основных производителей"? А ведь есть еще Yolong и другие "китайцы". Ценовой диапазон от 5 до 10 тысяч рублей - вполне наполнен моделями смартфонов с LTE, которые мог бы предлагать МТС.
Инвестиции в 2014 году будут ориентированы на сети 4G / LTE или на сети 3G?
АУ: Как я уже говорил в начале своего выступления, мы ориентируемся и на LTE и на 3G. Больше будет инвестироваться в сети LTE, поскольку сети 3G у нас и так достаточно хорошо отстроены. Дальнейшая модернизация сетей 3G происходит только в рамках каких-то ограниченных улучшений, тюнига, увеличения емкости, где-то улучшения качества покрытия. Развиваться будут обе технологии, 3G мы, безусловно, должны поддерживать. Тем более, что проникновение терминалов с LTE сейчас достаточно низкое, соответственно, основной трафик сосредоточен в сетях 3G.
Когда можно ожидать 95% покрытия территории Москвы сетью 4G / LTE компании МТС? На каких частотах будет развиваться эта сеть? Какому стандарту - FDD или TDD будет отдано предпочтение?
АУ: Если говорить о частотных диапазонах, которые мы предполагаем использовать на нашей сети, то безусловно мы смотрим на весь доступный спектр на данный момент. Это диапазон 800 МГц, это диапазон 2.5-2.7 ГГц. И также вы наверное знаете, что буквально на прошлой неделе было принято решение ГКРЧ, которое позволяет использовать диапазон 1800 МГц также для построения сети в стандарте LTE. Ориентироваться будем на все диапазоны, не только в Москве, но также в других регионах.
В отношении 95% покрытия Москвы, мы ожидаем, что в следующем году оно будет обеспечено. Ориентация в первую очередь, пока что, будет на FDD LTE, поскольку эта технология более продвинута в части терминального оборудования. Сеть TDD мы будем продолжать использовать, поскольку это хороший инструмент для оффлоада (разгрузки основной сети от трафика), для модемов, которые поддерживают данный режим.
Как "технейтральность" приведет к ускорению развития сетей 4G / LTE, есть ли у МТС конкретные планы по использованию разрешения регулятора?
АУ: Мы очень позитивно оцениваем данное решение регулятора. Безусловно, перед его принятием министерство связи проводило консультации со всеми операторами. Решение не было для нас сюрпризом, оно согласованное. Во-первых, это общемировой тренд, во вторых в России всегда существовала проблема свободного частотного ресурса. Это не скажется на краткосрочных, квартал-два, планах развертывания сетей. Но в долгосрочной перспективе это необходимо и все операторы будут это использовать. Есть ограничение. В 1800 МГц сейчас достаточно большой объем голосового трафика. Всем операторам придется провести большую работу по миграции этого трафика в другие диапазоны или другие стандарты, например, в 3G. По мере высвобождения диапазона 1800 МГц, мы будем его использовать под LTE. Особенно он будет полезен для внедрения технологии LTE-A, когда можно будет объединять полосы в разных частотных диапазонах.
Когда технология NFC станет массовой, что мешает?
Как и с LTE росту проникновения мешает отсутствие большого числа и выбора недорогих устройств с поддержкой NFC. Мы пытаемся бороться с этой проблемой. Даже сами участвуем в производстве и распространении NFC-терминала. Например, наш смартфон МТС 975 поддерживает данную технологию. Все равно это капля в море. До тех пор пока не будут массово представлены такие устройства во всех магазинах, пока их нельзя будет купить за нормальные деньги, технология останется премиальной. В данном случае есть ограничения со стороны вендоров.
Также на ситуацию влияет распространение терминалов, которые могли бы принимать NFC-платежи. Сейчас такие терминалы появляются, их, например, можно встретить в московских сетях общепита, в некоторых торговых сетях. Но это пока единицы. Особенно в регионах, там NFC технология представлена очень очень мало. А здесь история зависит от банков и от международных платежных систем. Они взяли на себя лидерство и пытаются сейчас обеспечить рост проникновения терминалов. Будем откровенны, и в Европе этих терминалов немного, они пока являются экзотикой.
Нам необходимы усилия участников рынка для того, чтобы рост ускорился, чтобы как можно больше людей могли пользоваться этими услугами. Абсолютно важнейшим фактором для распространения этой услуги является транспорт. Установлено, что как только NFC приходит в общественный транспорт - в метро, автобусы, пригородные поезда, технология резко начинает распространяться, быстро охватывая множество людей.
Эта технология очень удобна, прозрачна, легко осваивается клиентами. Однако ее внедрение требует переоснащения тех транспортных сетей, где хотелось бы платить за услуги. Будем надеяться, что и Московский метрополитен, и метрополитен С.Петербурга, станут лидерами по внедрению данной технологии в России. И тогда, поверьте, за нами дело не станет.
Как будете выстраивать отношения с OTT? Как будете добиваться законодательного закрепления за ними обязательств по части распространения услуг и контента?
ВЛ: В данном вопросе у нас позиция взвешанная и долгосрочная. Рынок создается общими усилиями и есть ряд операторов, которые получали лицензии, строили сети, инвестировали миллиарды, оплачивали лицензионные сборы и налоги. Между ними есть определенные отношения. Будет крайне несправедливо и неправильно, а с точки зрения дальнейшего развития, и опасно, если теперь на эти сети, без какого-то дополнительного договорного базиса будут входить все, кому не лень и будут использовать эти сети для своих нужд и потребностей.
Мы считаем, что OTT-игроки - это важный сегмент рынка и у них есть прекрасные, очень популярные услуги. Но и качественные параметры этих услуг, и юридическое поле, в котором эти услуги работают, пока что является очень размытыми. Мы считаем, что лучше предоставлять качественные услуги. А для этого необходима определенная регуляторика, которая бы определяла условия подключения к другим операторам, необходимость межоператорских связей и пропуска трафика, а также определенные SLA и стандарты качества. Думаю, что в целом это ложится в канву того, чтобы у всех были равные права, равные уровни ответственности. А абоненты, в конце концов, получали высокое качество за очень приемлемые цены.
АБ: Нет слов :(
Какое число заявок на переход в рамках MNP получила МТС? Есть ли среди них заявки корпоративных клиентов? Отпускала ли МТС абонентов к другим операторам?
ВЛ: Дело в том, что пока что технология MNP проходит такое "живое" тестирование. Мы не раз заявляли, что отведенного [регулятором] времени на построение и тестирование услуги MNP крайне недостаточно. Для иллюстрации скажу, что мы тестировали услугу менее двух месяцев, тогда как минимальный порог тестирования в Европе составлял 13 месяцев. Мы об этом узнали у многих операторов с которыми общались по поводу этой технологии.
На сегодняшний день мы получили определенное количество заявок. Это уже не десятки и не сотни, это больше. Среди них есть заявки корпоративных клиентов. Мы их обрабатываем в установленном порядке. Мы также получаем информацию о заявках наших клиентов, поступающих в сети других операторов. На данный момент большинство заявок подразумевают портацию в середине и в конце января. Мы считаем, что это правильно, так как тестирование услуги было проведено в недостаточном объеме. И даже к 10-му января объем тестирования еще не будет достаточным.
Услуга запущена сырой и мы не хотели бы подвергать ни существующих, ни потенциальных наших клиентов рискам перебоев в оказании основных или дополнительных услуг связи. Так что мы всем абонентам предлагаем устанавливать сроки портирования после новогодних праздников, после 10 января. Таких заявок принято уже достаточно много, и мы готовимся к портированию. Будет ли полноценная готовность других операторов на это время мы, к сожалению, сказать не можем.
Есть ряд услуг, которые подвержены большему влиянию портирования и могут быть предоставлены с перебоями из-за недостаточного тестирования. Это касается, прежде всего, услуг роуминга, внутрисетевого роуминга. А также дополнительных услуг, которые теперь придется перенаправлять с одного оператора на другой, если абонент портирован.
Это все технологические сложности, они все преодолимы. Но требуется время, а также определенные инвестиции, которые мы сделали. И готовность всех сторон работать слаженно.
На данный момент с точки зрения количества обращений и интереса абонентов, как мы и предполагали, спрос на услугу MNP гораздо меньше того, чего ожидали некоторые люди, которые промотировали идею портирования. Нас результаты не удивляют, мы изучали опыт MNP в различных странах и поняли, что, как правило, интерес поговорить на эту тему возникает намного больший, чем желание воспользоваться этой услугой.
Что сделано, то сделано, будем работать в рамках, установленных законом. Как сказано, как предписано.
Билайн вводит разделимый интернет - возможность пользования одним интернет-пакетом на нескольких SIM-картах. Когда у МТС?
Дело в том, что это просто один из принципов тарификации, который особо популярен в США. Меньшая его популярность в Европе, наверное, объясняет то, что мы не особенно спешим с внедрением этого подхода. Откровенно говоря, коммерческую сторону и потребительские качества данного предложения нам сложно ощутить, как исключительно положительные, поскольку если у вас несколько SIM-карт, то сложно подключить разные квоты к этим SIM-картам, например, чтобы иметь большую квоту на модеме и меньшую квоту на смартфоне и контролировать каждую эту квоту в отдельности.
В США популярны семейные тарифы, когда несколько телефонов подключаются на один общий пакет услуги, несколько SIM-карт. Считаю, что это подлежит большому осмыслению, так как непонятно, кто выкачивает больше трафика, кто меньше трафика. У кого-то трафик может заканчиваться раньше, поскольку кто-то другой весь трафик уже выкачал. Думаю, что этот вопрос нужно себе задать, если вы считаете, что сильно ждете такую услугу. Действительно ли вы готовы принимать все ее плюсы и минусы.
С точки зрения развития тарифов - это возможный путь. Он у нас на столе лежит. Если мы увидим, что или рынок к этому готов, или есть спрос, мы обязательно такую тарификацию запустим.
Будут ли предлагаться брендированные смартфоны МТС флагманского уровня?
ВЛ. Для нас это было до какой-то степени философским вопросом. Было время, когда мы предлагали брендированные смартфоны в разных ценовых категориях. В какой-то момент мы решили, что нам не имеет смысла тягаться с лидерами этой индустрии, пытаясь сделать телефон в верхней ценовой позиции. Все смартфоны, которые мы выпускаем сейчас, должны быть в нижней границе ценового сегмента данного уровня. Если мы выпускаем смартфон с поддержкой LTE, это должен быть самый дешевый смартфон.
АБ. Трудно удержаться и не вспомнить о МегаФон Turbo 4G за 5 тысяч, в девичестве - ZTE. У МТС пока ценник вдвое выше, не так ли?
ВЛ: Если мы выпускаем телефон под Android, как 970-й, это будет самый дешевый телефон с Android, который можно найти на рынке. Возможно мы чьи-то амбиции так не удовлетворяем, кто хотел бы видеть лучший и дорогой телефон с логотипом МТС, но мы понимаем, что самый большой рынок находится в нижней части ценового диапазона. Мы хотим помочь людям получать те сервисы наших сетей, которые в данный момент для них недоступны из-за ценовой недоступности для них смартфонов в существующих ценовых категориях.
Сколько базовых станций планирует МТС установить в 2014 году - LTE, 3G, GSM?
АУ: Наш фокус будет на сети LTE. В 2014 году мы планируем установить более 8 тысяч базовых станций LTE. И порядка 4 тысяч BS 3G. И не более 1.5-2 тысяч баз 2G - это будет "точечная застройка", выполнение требований федеральных программ, улучшение качества связи в отдаленных регионах России.
В этом году МТС в Красноярском крае активно развивала сеть в пунктах с населением до 100 человек. Сколько денег потрачено на это, какова модель монетизации таких инвестиций?
АУ: Сложно ответить сколько было инвестиций именно на эти цели. Когда мы планируем развитие нашей сети, мы ориентируемся не только на конкретный населенный пункт, но и на обеспечение федеральных трасс, трасс внутреннего значения. Мы не делим инвестиции на населенные пункты по числу проживающих там людей. Исходим обычно из коммерческой целесообразности.
Ведет ли МТС переговоры с Apple о заключении прямого контракта? Или МТС устраивает схема, которая есть сейчас?
ВЛ: В целом нас схема устраивает, поскольку в наших сетях iPhone и iPad продаются по стандартной цене, которая практически везде одинакова. Когда телефон есть в наличии, а у Apple, к сожалению, случаются дефициты продукции, он есть и в нашей розничной сети. Прямой или не прямой контракт - это всего лишь форма наших взаимоотношений с Apple. Как вы знаете, в один прекрасный момент прямой контракт оказался для нас менее выгоден, и мы от него отказались. Если будут условия, что прямой контракт станет для нас более выгоден, мы пойдем на него. В данный момент мы не видим каких-либо преимуществ, которые бы подталкивали нас к заключению именно прямого контракта.
Вам придется покрыть все населенные пункты с населением от 1000 человек покрыть 3G и все населенные пункты с населением от 2000 человек покрыть LTE 1800?
АУ: Решение ГКРЧ в части GSM актуально тогда, когда речь идет о продлении лицензии или о получении нового частотного диапазона. Обременения, принятые на последнем заседании не автоматически вступают в силу. У нас сейчас нет обязательств, которые бы предписывали покрывать населенные пункты в соответствие с теми критериями, что прописаны в решении ГКРЧ.
Я бы не хотел сейчас комментировать. Но если вы посмотрите на решение, то там заложено внутренний конфликт. С одной стороны это решение позволяет использовать частоты 900 и 1800 МГц под более перспективные технологии, с другой стороны тем же решением вводится обременение для развития технологий старых, как GSM. Думаю, что конфликт, заложенный в это решение еще будет предметом обсуждений с регулятором. В рамках сложившегося обсуждения надеюсь, что удастся найти решение, поскольку сейчас одно решение противоречит другому. Получается, что возможность развивать новые технологии содержит обременение в отношении старых технологий.
Вопрос продления лицензий для МТС станет актуальным не ранее 2018 года.
Все ли, намеченное на 2013 год, удалось реализовать?
АУ: Да, стоит отметить, что практически все цели, которые мы ставили перед собой в плане развития инфраструктуры, развития сети, нам удалось реализовать. Возможно, есть какие-то отдельные направления, где мы что-то не успели. Все это не оказало негативного влияния на бизнес-показатели компании. Год можно считать успешным. Удалось улучшить качество голосовой связи, выйти на лидерские позиции по части мобильного интернета, запустить в коммерческую эксплуатацию сети LTE.
ВЛ: Мне бы тоже хотелось сказать, что все удалось, все сделали. Но у меня было громадье планов, которые сделать не успели, на которые не хватило ресурсов. Надеюсь, что то, что мы сделали - заметно. Но если бы сделали все, вам было бы более заметно, а нам - приятно. В общем, есть, чем заниматься и дальше.
Как МТС в 2014 году планирует развивать свою сеть монобрендовых салонов?
ВЛ: Наша розничная сеть - более 4 тысяч салонов в России, часть которых - собственные салоны МТС в арендованных помещениях, а часть - салоны, открытые по франшизе, нашими партнерами. Это самая большая в России монобрендовая сеть, близкая по-размерам к оптимальной. Наши основные усилия направлены на то, чтобы сеть становилась более качественной. Чтобы локации были максимально удобны для наших клиентов. В этом смысле количественный рост мы не предвидим. Есть конечно места, куда мы хотим дойти, например, мы выяснили, что у нас есть потенциал открытия нескольких десятков салонов в Ленобласти, где как мы считали, у нас было хорошее проникновение салонов. Но развивать сеть будем, в основном за счет закрытия малоэффективных салонов, которые открывали для изучения спроса. Количественные параметры сети не изменятся. Качественные - по охвату населения, по качеству обслуживания, по обороту, по продажам, мы надеемся, будут улучшаться. Спектр услуг, которые мы предоставляем, увеличивается с каждым годом. Например, в 2013 году мы предоставили целый пакет финансовых услуг в наших салонах. В 2014 году планируем расширять спектр услуг - настройка телефонов, настройка гаджетов, помощь людям в конфигурировании их устройств и услуг.
Какие планы по развитию покрытия сетей LTE в городах с населением менее 100 тысяч жителей?
АУ: Мы не исходим в своей стратегии из населения. У нас есть лицензионные требования, с одной стороны. Мы должны обеспечить покрытие LTE все города с численностью населения от 50 тысяч. У нас разделено направление "закрытия лицензий" и коммерческое направление. Коммерческое ведет развитие сетей LTE, ориентируясь на спрос на передачу данных. Анализируя трафик в сетях 3G мы можем видеть те зоны, где потребление выше, чем в среднем по стране. Безусловно, ориентируемся в развитии LTE на такие зоны. Где есть потребность в трафике, там и будем приоритетно развивать сети LTE.
Как вы рассматриваете последствия пересмотра операторского взаимодействия на рынке SMS рассылок? Утверждается, что от "борьбы со спамом" региональные операторы пострадали, зато федеральные операторы резко увеличили доходы
ВЛ: Я бы хотел резко увлеичить доходы компании, но когда вы посмотрите наш отчет, вряд ли вы найдете там это увеличение. Что есть, так это резкое уменьшение объема спама. Мы принимали на нашу сеть миллиарды спам SMS от региональных операторов. При нашей 70-миллионной базе посчитайте сколько SMS приходилось на абонента. Большая часть этих SMS было "купи-продай", "у нас то, у нас это". Это то, с чем мы обязаны бороться. Когда такие рассылки идут с региональных операторов, мы должны этим процессом управлять, эти рассылки "минимизировать". Это было сделано.
Что касается получения каких-то денег, то сама модель рынка, при которой оператор принимает SMS от какого-то регионального или другого федерального оператора Х совершенно бесплатно в любых объемах, которая работала до сегодняшнего дня... В то время, как оператор Х может себе позволить привлечь клиента и за деньги обеспечить рассылку его сообщений в адрес абонентов МТС, является неправильной. Получается, что оператор МТС привлекает абонента, обслуживает абонента, взаимодействует с ним, работает над его лояльностью/удовлетворенностью. А оператор Х, Y или Z могут посылать любой объем SMS на этого абонента? А абонент при этом жалуется не оператору Х, а нам! И в государственные органы тоже жалуется на нас, как на оператора, который позволяет такое количество рассылок.
Для вашей информации, на нашу сеть, мы сами, как оператор, никаких рекламных рассылок мы не принимаем. Не принимали до сегодняшнего дня. Все это делали другие операторы. Такая конструкция, считаю, в принципе, неправильная. Если кто-то хочет послать нашему абоненту SMS, ему нужно, прежде всего, договориться с нами. В соответствующем контракте мы определяем, что может третье лицо по отношению к нашему абоненту, а что запрещено. У региональных операторов тоже есть абонентские базы и они могут, как и мы, предоставлять услуги по SMS-рассылке на свою собственную базу. И строить таким образом свои отношения с клиентами. Но не нужно этого делать на чужие базы, на базу МТС, в частности. Мы на чужие базы никогда не пересылали потоки SMS даже технического характера. Не говоря уже о рассылках рекламы.
Разрешение ГКРЧ на строительство сетей 3G в диапазоне 900 МГц в России как то повлияет на строительство сетей МТС в России?
АУ: Стоит отметить, что UMTS900 мы уже достаточно давно эксплуатируем в Москве и в Хабаровском крае. Наблюдаем хорошие результаты. Безусловно, диапазон 900 МГц позволяет делать более широкое покрытие, обеспечивает лучшее проникновение внутрь зданий. Поэтому мы планируем UMTS 900 использовать. Если говорить о динамике, то наверное в долгосрочной перспективе что-то серьезно изменить не удастся никому, поскольку эти частоты используются под GSM и нужно проводить достаточно сложные работы по рефармингу для того, чтобы высвободить сплошную полосу. Но в дальнейшем это должно сказаться на качестве предоставляемых услуг. За счет использования диапазона 900 МГц под 3G, можно улучшить качество покрытия, улучшить качество связи внутри зданий.
Есть ли понимание того, насколько на российском рынке будут востребованы новые устройства - надеваемые (их также называют носимыми, что не передает сути) - смартчасы и прочие? Есть ли у МТС планы по запуску брендированных надеваемых гаджетов.
ВЛ: Российский потребитель, по нашим наблюдениям, является одним из наиболее легко воспринимающих новые продукты. Этим, наверное, объясняется большой рост потребления планшетов, быстрый переход от комьпютеров на лэптопы. На наш взгляд, носимые устройства, в том числе часы с SIM-картами, пульсометры и т.п.будут первоначально тестово-пилотными. Наверняка найдутся форматы, которые востребованы абонентами и это направление будет развиваться в России не медленнее, чем в остальном мире. От операторов здесь, к сожалению, или к счастью, зависит мало. Мы эти устройства не выпускаем, мы готовы их тестировать, мы можем их распространять, обслуживать, в том смысле, что готовы обслуживать их трафик. Но не готовы брать на себя функции в которых мы не профессионалы.
На сегодня даже такие гиганты, как Samsung, Sony еще не сделали массовых, популярных и удобных устройств такого типа. Мы будем строить сеть и ожидать момента, когда такие устройства появятся и смогут безотказно работать в нашей сети.
Что ожидает абонентов МТС в Сочи, готовы ли сети к приему абонентов?
АУ: Думаю, что в Сочи нашим абонентам следует ожидать высококачественных услуг компании МТС, т.к. мы провели достаточно масштабную работу по подготовке нашей сети в данном регионе, в том числе, с учетом всех построенных олимпийских объектов и планов размещения гостей. К олимпиаде мы считаем, мы полностью готовы.
(АБ: Напомню, что поскольку МТС не является "олимпийским" оператором, услуги LTE в Сочи во время игр и еще немало месяцев спустя, компания предоставлять не сможет).
Как вы представляете себе бизнес МТС через 10 лет? Останется ли голос в сетях GSM?
АУ: Скажу с технической точки зрения. У нас тяжелая ситуация с частотными диапазонами. Для того, чтобы полноценно предоставлять услуги мобильного ШПД, необходимо максимальное число частотных диапазонов использовать под перспективные технологии. В настоящее время, это LTE, в дальнейшем - LTE-A. Мы будем максимально стремиться к переводу трафика из сетей GSM в другие сети, чтобы освободить частоты. Как вы знаете, в ближайшее время будет доступна технология VoLTE, то есть голос поверх сетей LTE. Мы заинтересованы в максимальном повышении проникновения терминалов с поддержкой LTE и 3G, переводить голос в эти стандарты, чтобы освободить частоты, занятые GSM и иметь возможность переиспользовать эти частоты под LTE и LTE-A.
Планирует ли компания МТС создать сервис, который бы позволял просто отписываться от спама? Например, отправляя его на короткий номер? Такой сервис есть у конкурентов МТС. Услуга "платный черный список" - не интересна.
ВЛ: Дело не в платном черном списке, а в том, что до недавних времен мы не могли ограничивать эти рассылки, как я раньше рассказывал. Главную перспективу мы видим в том, чтобы установить правила, такие, которые бы запрещали кому угодно посылать сообщения нашим абонентам, если абонент сам того не пожелал. В данном случае мы не можем нести ответственность за то, что получают наши абоненты, поскольку все это происходит даже за пределами нашей видимости.
Мы надеемся, что те изменения, которые произошли в рамках борьбы со спамом, борьбы с мошенническими рассылками, будут развиваться и через какое-то время вопрос отпадет сам по себе, черный список окажется ненужным. Мы не заинтересованы в развитии подобных сложных форм услуг, мы, скорее, хотели бы сделать так, чтобы для абонентов эта проблема не возникала в принципе, массово.
Планируется ли выпуск смартфонов с кнопками под брендом МТС?
ВЛ: Смартфоны с кнопками, к моему сожалению, перестали выпускаться всеми производителями. Я уже говорил, что мы не планируем и не стремимся быть "впереди планеты всей" по технологиям. Мы берем существующие технологии и используем их так, чтобы для абонента это был самый дешевый способ получения доступа к технологии. Разрабатывать смартфон с кнопками мы точно не будем. Если появятся смартфоны с кнопками, если будет развиваться такое направление, то конечно же, мы будем предлагать абонентам такие продукты. Но на данный момент днем с огнем вы не сыщите телефон с кнопками, к моему сожалению.
На тарифе Супер МТС абонентам автоматически подключается три услуги: 1. Гудок - 35 руб. в месяц, 2. Вам звонили - 0.5 руб. в день, 3. пакет SMS. Планируется ли чистый тариф без скрытых опций?
ВЛ: Я бы не назвал это скрытыми опциями. Это все изначально декларируется на пакете. Написано на обложке, есть брошюра, объясняющая как это работает. В данном случае мы предлагаем человеку попробовать наши услуги. От всего этого можно отказаться - отписаться или изменить тариф. Существование "чистого" тарифа, как потребности рынка мы пока не зарегистрировали. Кроме того, мы наблюдаем за процентом людей, которые продолжают пользоваться услугами, видим, что только небольшое количество абонентов отключают эти услуги, несмотря на то, что мы для себя приняли, на мой взгляд, очень честный подход, - детально информируем человека на входе, а затем предупреждаем о дальнейшем использовании, о коммерческой составляющей услуги. Т.е. у нас человек информируется и имеет возможность выбирать. Можно отказаться от услуги, можно продолжить ею пользоваться. Мы, как оператор, предлагаем пакет услуг. Не предлагаем просто килобит, или просто секунду звонка. Для того, чтобы была коммерция, услуги пакетируются таким образом, чтобы пакет был выгоден оператору, но чтобы при этом он оставался достаточно интересен для абонента.
Конспект выступлений Андрея Ушацкого и Василя Лацанича можно почитать здесьОтзывы не стесняйтесь оставлять в комментариях.