LTE в России - промежуточный финал

Пропорционально числу запусков сетей LTE, рынок LTE в России на 20 декабря 2013 года выглядит так:


Доля МегаФон включает также всю активность по бренду Yota.

Несмотря на понукания со стороны регулятора и разговоры операторов о необходимости перехода к LTE, количество запусков в 2013 году по состоянию на 20 декабря не достигло даже количества запусков в 2012 году. В течение 2013 года активность операторов Б3 в области LTE была невысокой и только в октябре-декабре пошла череда запусков. Любят у нас откладывать дела на конец года, пытаясь за квартал наверстать все, что нужно было делать круглый год.



Соответственно, динамика изменения числа запущенных сетей LTE в России выглядит так:



В декабре уже было 9 запусков и будут еще, так что придется дорисовывать еще один пик. Но это уже в 2014 году.

Операторы Б3 обновили интернет-странички, посвященные 4G / LTE

За последнее время операторы обновили свои странички, посвященные теме 4G. Теперь на любой сайт, посвященный теме LTE можно попасть, набрав в адресной строке: 4G.доменоператора.ru.

Например, 4G.mts.ru направляет на страничку


К сожалению, карты покрытия приведены не для всех регионов, где запущены сети LTE.

Адрес 4G.beeline.ru  приводит на страницу


У МегаФон, соответственно 4G.megafon.ru забрасывает на страницу, посвященную этой теме. Но мне больше нравится другая страница, посвященная устройствам с поддержкой 4G / LTE


МТС запустила 14-ю сеть LTE в России. В Красноярске

20 декабря 2013 года компания МТС объявила о запуске сети LTE 2.5-2.7 ГГц в Красноярске. Пиковые скорости скачивания ограничены на уровне 75 Мбит/с используемой полосой частот 2х10 МГц. 

Покрытие LTE также обещано на териитории Ачинска, Железногорска, Зеленогорска, Канска. К сожалению, на сайте МТС карты покрытия LTE для Красноярска пока нет.



В салонах-магазинах МТС можно приобрести готовые комплекты МТС Коннект - с модемом за 1150 руб, с WiFi роутером - за 2950 руб. При покупке любого комплекта компания предоставит 1 месяц мобильного интернета бесплатно (в рамках опции Безлимит VP). Со второго месяца ежемесячная оплата за опцию - 650 руб в месяц.  

Для МТС - это 14-й регион с действующей сетью LTE компании в России. В Красноярске уже больше года действует сеть LTE МегаФон, поэтому общий счет российских регионов с LTE не меняется - их по-прежнему 55. Список всех сетей LTE в России - здесь

Лицензионные и коммерческие запуски LTE. В чем разница

Поводом порассуждать на эту тему, послужило сообщение Петра 


"Закрытие лицении", "лицензионный запуск" - эти термины в последние годы можно слышать при запусках некоторых сетей LTE. Что это? Зачем? Как связано с качественным оказанием услуг связи?

Чтобы ответить на эти вопросы, начну от печки. Операторские компании, являясь коммерческими структурами, созданными с целью извлечения доходов их учредителями за счет оказания услуг связи и ШПД для населения и организация, более всех заинтересованы в развертывании сетей, поскольку это ведет к потенциальному росту их доходов.

Причина очевидна - чем больше покрытие, чем больше населения в зоне покрытия, тем больше может быть подключений, тем больший доход может получить оператор. Собственно, важен не только и не столько охват населения. Например, сети 2G/3G строятся даже там, где постоянного населения может и не быть, например, вдоль автотрасс или железнодорожных путей. Зачем? Там есть спрос на трафик, т.е. возможность получения дохода при предоставлении услуг.

Именно Его Величество Трафик является основным "маяком" при составлении планов расширения сетей существующих операторов. Там, где уже есть высокий трафик в сетях 2G/3G и требуется расширять емкость сети, если она уже существует, либо строить сеть LTE, если она еще не построена. Покрытие сети "де факто" с каждым годом ее существования растет, т.к. на оператора работает эффект масштаба, например, чем больше базовых станций он покупает, тем дешевле они ему обходятся. Есть и другие возможности экономить за счет эффекта масштаба. А наращивание покрытия - это одна из возможностей получения дополнительного трафика.

Факторов, которые принимает в расчет оператор LTE, намного больше. Например, выбирая из двух регионов с высоким трафиком, стоит вначале прийти в тот регион, где нет конкурентов - первый оператор, приходящий в регион с новой технологией, за счет временного "монополизма" может рассчитывать на перетаскивание в свою сеть тех, кто не готов ждать когда подтянется "свой" оператор. И, наоборот, если ваш конкурент вышел в какой-то регион, стоит быстрее оказаться там же, чтобы не давать временного преимущества.

Число жителей города не так важно, как важен спрос на трафик в этом городе. Где-то банально не хватает фиксированного интернета, например, в ситуации малоэтажной застройки, а население и бизнес уже ощущают потребность в интернет-доступе. Где-то при небольшом населении можно наблюдать, что образование населения выше среднего, и есть немалый платежеспособный спрос на услугу мобильного доступа.

Стороннему наблюдателю видны не все факторы, которые принимаются в расчет, поэтому наблюдая за географией запуска, можно иногда испытать удивление. Но резоны у оператора, тратящего десятки и сотни миллионов долларов, как правило, серьезные и, обычно, коммерческие. За редкими исключениями, например, если прийти в регион с LTE настоятельно попросила местная администрация - иногда этот фактор тоже приходится принимать в расчет.

Итак, первая и основная схема планирования запусков сетей - это планирование с целью развития бизнеса оператора. Подход обоснованный и разумный, выгодный не только для оператора, но и для общества, для страны в целом - если есть платежеспособный массовый спрос на услугу, услуга приходит. Справедливо? Да. Чем больше платежеспособный спрос на трафик в том или ином регионе, тем быстрее приходит услуга. При таком подходе оператор больше зарабатывает, у него больше инвестиционные возможности, как правило, это приводит к тому, что сеть строится быстрее, поскольку оператор может больше доходов реинвестировать в развитие сети! Из минусов такого подхода отмечу, наверное, лишь один - оператор вовсе не пойдет в те точки на карте, где "не сходится бизнес-кейс", где его вложения в сеть не окупятся даже лет за 7, а то и никогда. Это тоже нормально, не всякая технология годится для любой точки на карте. Сделать-то можно, но связь в этой точке может оказаться "золотой", по нескольку сотен тысяч долларов за подключение каждого абонента! Чьи это должны быть деньги?

Можно ли оператора как-то заставить прийти и туда, где бизнес сотовой связи нерентабелен? Можно ли заставить инвестировать миллионы долларов, зная, что они уже никогда не вернутся?

Можно, конечно. Справедливо ли это? До какой-то степени. Т.е. если в ситуации "коммерческого подхода" рентабельность оператора может быть, скажем, на уровне 50%, то можно настойчиво попросить оператора охватить еще какие-то территории. Те, где бизнес сам по себе не рентабелен. Да, это снизит общую прибыльность оператора, но если подойти грамотно, можно соблюсти баланс - возможность для прибыльного бизнеса сохранится, но при этом услугу получат некоторые регионы, где без нажима регулятора ее бы не было.  Можно ли так обеспечить все нерентабельные регионы? Не факт... Прибыльности может и не хватить.

Справедливости ради, отмечу, что есть и другой способ, который мне кажется более правильным. Если уж в регионах, где коммерческий подход невозможен, хочется построить LTE (для кого?), то пусть за это платит общество - будет ли это государство, будет ли это сбор пожертвований "на LTE в деревне Гадюкино".

Но российскому регулятору по душе пришлась другая идея - влезть в процесс со своими ценными указаниям для операторов, как именно им следует сооружать сети. Выданные операторам Б4 лицензии, в частности, содержат требования по обеспечению LTE в регионах, которые оператор готов будет предъявить регулятору в качестве "зачетных", для "защиты" выданной лицензии. Например, среди таких требований можно найти обязательное наличие в "закрываемом" городе покрытия LTE во всех средних и высших учебных заведениях. Почему именно там? В indoor ситуациях неплохо себя показыват WiFi.

Итоги известны. Для выполнения лицензионных требований по строительству LTE, операторы не выбирают города миллионники, где соблюдение всех ценных указаний потребовало бы миллиардных (в долларах) вложений. Напротив, они идут в те регионы, где областной или республиканский центр - это тысяч сто населения или менее, где "покрыть" город с выполнением требований регулятора можно чуть не  десятком базовых станций.

Такое отвлечение оператора на имитационные "лицензионные" запуски отрывает средства и внимание компании от основной программы коммерческого строительства сети. И, на мой взгляд, замедляет строительство сетей LTE в стране.

Компании "сражаются" с дурной активностью регулятора, как могут. В частности, создают специальные подразделения, которые занимаются только "лицензионными", ради "галочки", запусками. Выбирая небольшие регионы, где сделать все можно недорого и быстро. А основные силы и средства, само собой, идут на коммерческое развитие сети. Зачем так сделано? Спрашивайте в минкомсвязи. Мое мнение - некомпетентный подход и популизм.

А в остальном все просто. Там, где коммерция, там и погоня за качеством, там и старание добиться лояльности абонентов. Где требования чиновников - там потемкинские деревни и имитация работы. А всего-то и нужно от регулятора, не мешать бизнесу операторов, а создавать для него оптимальные условия. Тогда бы и сети быстрее строились. Но об этом и мечтать не приходится...

В Беларуси завершили тестирование сети LTE

Компания "Белорусские облачные технологии" (beCloud) и МТС завершили тестирование сети LTE. (Ранее компания называлась belCloud?). Тестирование началось 1 сентября 2013 года и продолжалось до конца ноября. В Минске было развернуто 4 BS LTE-A. Во время тестирования были достигнуты скорости 240 Мбит/с в LTE-A и 150 Мбит/с в LTE.

Тестирование подтвердило очевидный факт, что в Беларуси можно построить сеть LTE. Строить предполагается "инфраструктурного оператора" с тем, чтобы его сеть в дальнейшем могли использовать другие операторы. Сейчас идет подготовка документов для конкурса на поставку решений LTE в Беларусь.

Для тестов использовалось решение Huawei, точнее, "локализованное" - от "Бел Хуавей Технолоджис". Что-то подсказывает мне, что тендер тоже выиграет этот поставщик.

У компании полно частот - 2х20 МГц в 1800 МГц, 2х35 МГц в 2.5-2.7, так что оператор сможет развернуть сеть LTE, а при желании и LTE-A.

В 2014 году компания планирует запустить в эксплуатацию 23 базовые станции в режиме LTE-A.

Источник: tech.onliner.by ; airportal.ru

Конспекты. Андрей Ушацкий и Василь Лацанич, МТС - об LTE, iPhone, NFC и т.п.

Когда будет реализована поддержка LTE на сетях МТС для Apple iPhone 5c / 5s?

В.Л. На сегодняшний день мы проделали большую работу и после длительного тестирования и отработок запустили поддержку LTE на Apple iPad air, где есть соответствующий чипсет. Ими сейчас можно пользоваться на сетях LTE МТС. Что касается iPhone 5c/s - это полностью в руках Apple. С нашей стороны сеть готова. Тестирование готово к запуску. Все необходимые для компании Apple параметры - выданы. Мы знаем, что Apple живет по своим правилам, по своим часам. И когда эти часы протикают, что время заниматься Россией, они, очевидно, придут и сделают то, что необходимо, чтобы в наших сетях тоже работали эти смартфоны. От нас в данном случае, к сожалению, ничего не зависит. Остается только теребить Apple, что мы без устали постоянно делаем.

Когда по вашим оценкам технология NFC получит достаточное распространение в России, чтобы начать активное пользование гаджетами, которые эту технологию поддерживают?

Проникновение устройств с поддержкой NFC в абонентской базе МТС пока что составляет менее 1%. Это не тот уровень, с которого начинается взрывной рост. Мы посмотрели, как росли услуги, как росло потребление услуг сетей 3G и увидели, что оно практически полностью зависит от наличия устройств. Так что мы-то сеть строим, но откровенно говоря, нам не хватает абонентов, которые могли бы пользоваться этой сетью из-за низкого проникновения устройств. Проблема, которую мы сейчас видим - это относительно высокая цена комплектующих для модемов и роутеров, которые поддерживают сеть LTE. А также дороговизна устройств, планшетов и модемов, с поддержкой LTE. Они сейчас выпускаются только для самых верхних сегментов. Поддержка есть только в самых дорогих моделях основных производителей. Производитель декларирует свою готовность встраивать LTE модемы в более дешевые смартфоны, на что мы очень рассчитываем,  и в следующем году ждем роста проникновения таких устройств на нашей сети в несколько раз. Вот когда наступит наконец счастье и трафика будет много, что для нас, как для оператора очень важно, мы рассчитываем, что к концу 2014 года. Счастье для абонентов наступит ранее, поскольку сети мы строим с опережением и поскольку пока что они заполняются слабо, это означает, что на них очень несложно достигать высокие скорости.

АБ: Василь Лацанич, похоже, не понял вопроса - спросили его про NFC, а отвечать он стал про LTE. Ладно, про LTE тоже ведь интересно, да? Вот только, похоже, он подзабыл, что МегаФон уже продает смартфон с поддержкой LTE за 5 тысяч рублей, тогда как МТС пока что предлагает МТС 978 за 9.5 тысяч рублей? И как это стыкуется с "только самыми дорогими моделями основных производителей"?  А ведь есть еще Yolong и другие "китайцы". Ценовой диапазон от 5 до 10 тысяч рублей - вполне наполнен моделями смартфонов с LTE, которые мог бы предлагать МТС.

Инвестиции в 2014 году будут ориентированы на сети 4G / LTE или на сети 3G?

АУ: Как я уже говорил в начале своего выступления, мы ориентируемся и на LTE и на 3G. Больше будет инвестироваться в сети LTE, поскольку сети 3G у нас и так достаточно хорошо отстроены. Дальнейшая модернизация сетей 3G происходит только в рамках каких-то ограниченных улучшений, тюнига, увеличения емкости, где-то улучшения качества покрытия. Развиваться будут обе технологии, 3G мы, безусловно, должны поддерживать. Тем более, что проникновение терминалов с LTE сейчас достаточно низкое, соответственно, основной трафик сосредоточен в сетях 3G.

Когда можно ожидать 95% покрытия территории Москвы сетью 4G / LTE компании МТС?  На каких частотах будет развиваться эта сеть? Какому стандарту - FDD или TDD будет отдано предпочтение? 

АУ: Если говорить о частотных диапазонах, которые мы предполагаем использовать на нашей сети, то безусловно мы смотрим на весь доступный спектр на данный момент. Это диапазон 800 МГц, это диапазон 2.5-2.7 ГГц. И также вы наверное знаете, что буквально на прошлой неделе было принято решение ГКРЧ, которое позволяет использовать диапазон 1800 МГц также для построения сети в стандарте LTE. Ориентироваться будем на все диапазоны, не только в Москве, но также в других регионах.

В отношении 95% покрытия Москвы, мы ожидаем, что в следующем году оно будет обеспечено. Ориентация в первую очередь, пока что, будет на FDD LTE, поскольку эта технология более продвинута в части терминального оборудования. Сеть TDD мы будем продолжать использовать, поскольку это хороший инструмент для оффлоада (разгрузки основной сети от трафика), для модемов, которые поддерживают данный режим.

Как "технейтральность" приведет к ускорению развития сетей 4G / LTE, есть ли у МТС конкретные планы по использованию разрешения регулятора?

АУ: Мы очень позитивно оцениваем данное решение регулятора. Безусловно, перед его принятием министерство связи проводило консультации со всеми операторами. Решение не было для нас сюрпризом, оно согласованное. Во-первых, это общемировой тренд, во вторых в России всегда существовала проблема свободного частотного ресурса. Это не скажется на краткосрочных, квартал-два, планах развертывания сетей. Но в долгосрочной перспективе это необходимо и все операторы будут это использовать. Есть ограничение. В 1800 МГц сейчас достаточно большой объем голосового трафика. Всем операторам придется провести большую работу по миграции этого трафика в другие диапазоны или другие стандарты, например, в 3G. По мере высвобождения диапазона 1800 МГц, мы будем его использовать под LTE. Особенно он будет полезен для внедрения технологии LTE-A, когда можно будет объединять полосы в разных частотных диапазонах.

Когда технология NFC станет массовой, что мешает?

Как и с LTE росту проникновения мешает отсутствие большого числа и выбора недорогих устройств с поддержкой NFC. Мы пытаемся бороться с этой проблемой. Даже сами участвуем в производстве и распространении NFC-терминала. Например, наш смартфон МТС 975 поддерживает данную технологию. Все равно это капля в море. До тех пор пока не будут массово представлены такие устройства во всех магазинах, пока их нельзя будет купить за нормальные деньги, технология останется премиальной. В данном случае есть ограничения со стороны вендоров.

Также на ситуацию влияет распространение терминалов, которые могли бы принимать NFC-платежи. Сейчас такие терминалы появляются, их, например, можно встретить в московских сетях общепита, в некоторых торговых сетях. Но это пока единицы. Особенно в регионах, там NFC технология представлена очень очень мало. А здесь история зависит от банков и от международных платежных систем. Они взяли на себя лидерство и пытаются сейчас обеспечить рост проникновения терминалов.  Будем откровенны, и в Европе этих терминалов немного, они пока являются экзотикой.

Нам необходимы усилия участников рынка для того, чтобы рост ускорился, чтобы как можно больше людей могли пользоваться этими услугами. Абсолютно важнейшим фактором для распространения этой услуги является транспорт. Установлено, что как только NFC приходит в общественный транспорт - в метро, автобусы, пригородные поезда, технология резко начинает распространяться, быстро охватывая множество людей.

Эта технология очень удобна, прозрачна, легко осваивается клиентами. Однако ее внедрение требует переоснащения тех транспортных сетей, где хотелось бы платить за услуги. Будем надеяться, что и Московский метрополитен, и метрополитен С.Петербурга, станут лидерами по внедрению данной технологии в России. И тогда, поверьте, за нами дело не станет.

Как будете выстраивать отношения с OTT? Как будете добиваться законодательного закрепления за ними обязательств по части распространения услуг и контента? 

ВЛ: В данном вопросе у нас позиция взвешанная и долгосрочная. Рынок создается общими усилиями и есть ряд операторов, которые получали лицензии, строили сети, инвестировали миллиарды, оплачивали лицензионные сборы и налоги. Между ними есть определенные отношения. Будет крайне несправедливо и неправильно, а с точки зрения дальнейшего развития, и опасно, если теперь на эти сети, без какого-то дополнительного договорного базиса будут входить все, кому не лень и будут использовать эти сети для своих нужд и потребностей.

Мы считаем, что OTT-игроки - это важный сегмент рынка и у них есть прекрасные, очень популярные услуги. Но и качественные параметры этих услуг, и юридическое поле, в котором эти услуги работают, пока что является очень размытыми. Мы считаем, что лучше предоставлять качественные услуги. А для этого необходима определенная регуляторика, которая бы определяла условия подключения к другим операторам, необходимость межоператорских связей и пропуска трафика, а также определенные SLA и стандарты качества. Думаю, что в целом это ложится в канву того, чтобы у всех были равные права, равные уровни ответственности. А абоненты, в конце концов, получали высокое качество за очень приемлемые цены.

АБ: Нет слов :(

Какое число заявок на переход в рамках MNP получила МТС? Есть ли среди них заявки корпоративных клиентов? Отпускала ли МТС абонентов к другим операторам? 

ВЛ: Дело в том, что пока что технология MNP проходит такое "живое" тестирование. Мы не раз заявляли, что отведенного [регулятором] времени на построение и тестирование услуги MNP крайне недостаточно. Для иллюстрации скажу, что мы тестировали услугу менее двух месяцев, тогда как минимальный порог тестирования в Европе составлял 13 месяцев. Мы об этом узнали у многих операторов с которыми общались по поводу этой технологии.

На сегодняшний день мы получили определенное количество заявок. Это уже не десятки и не сотни, это больше. Среди них есть заявки корпоративных клиентов. Мы их обрабатываем в установленном порядке. Мы также получаем информацию о заявках наших клиентов, поступающих в сети других операторов. На данный момент большинство заявок подразумевают портацию в середине и в конце января. Мы считаем, что это правильно, так как тестирование услуги было проведено в недостаточном объеме. И даже к 10-му января объем тестирования еще не будет достаточным.

Услуга запущена сырой и мы не хотели бы подвергать ни существующих, ни потенциальных наших клиентов рискам перебоев в оказании основных или дополнительных услуг связи. Так что мы всем абонентам предлагаем устанавливать сроки портирования после новогодних праздников, после 10 января. Таких заявок принято уже достаточно много, и мы готовимся к портированию.  Будет ли полноценная готовность других операторов на это время мы, к сожалению, сказать не можем.

Есть ряд услуг, которые подвержены большему влиянию портирования и могут быть предоставлены с перебоями из-за недостаточного тестирования. Это касается, прежде всего, услуг роуминга, внутрисетевого роуминга. А также дополнительных услуг, которые теперь придется перенаправлять с одного оператора на другой, если абонент портирован.

Это все технологические сложности, они все преодолимы. Но требуется время, а также определенные инвестиции, которые мы сделали. И готовность всех сторон работать слаженно.

На данный момент с точки зрения количества обращений и интереса абонентов, как мы и предполагали, спрос на услугу MNP гораздо меньше того,  чего ожидали некоторые люди, которые промотировали идею портирования. Нас результаты не удивляют, мы изучали опыт MNP в различных странах и поняли, что, как правило, интерес поговорить на эту тему возникает намного больший, чем желание воспользоваться этой услугой.

Что сделано, то сделано, будем работать в рамках, установленных законом. Как сказано, как предписано.

Билайн вводит разделимый интернет - возможность пользования одним интернет-пакетом на нескольких SIM-картах. Когда у МТС? 

Дело в том, что это просто один из принципов тарификации, который особо популярен в США. Меньшая его популярность в Европе, наверное, объясняет то, что мы не особенно спешим с внедрением этого подхода. Откровенно говоря, коммерческую сторону и потребительские качества данного предложения нам сложно ощутить, как исключительно положительные, поскольку если у вас несколько SIM-карт, то сложно подключить разные квоты к этим SIM-картам, например, чтобы иметь большую квоту на модеме и меньшую квоту на смартфоне и контролировать каждую эту квоту в отдельности.

В США популярны семейные тарифы, когда несколько телефонов подключаются на один общий пакет услуги, несколько SIM-карт. Считаю, что это подлежит большому осмыслению, так как непонятно, кто выкачивает больше трафика, кто меньше трафика. У кого-то трафик может заканчиваться раньше, поскольку кто-то другой весь трафик уже выкачал. Думаю, что этот вопрос нужно себе задать, если вы считаете, что сильно ждете такую услугу. Действительно ли вы готовы принимать все ее плюсы и минусы.

С точки зрения развития тарифов - это возможный путь. Он у нас на столе лежит. Если мы увидим, что или рынок к этому готов, или есть спрос, мы обязательно такую тарификацию запустим.

Будут ли предлагаться брендированные смартфоны МТС флагманского уровня?

ВЛ. Для нас это было до какой-то степени философским вопросом. Было время, когда мы предлагали брендированные смартфоны в разных ценовых категориях. В какой-то момент мы решили, что нам не имеет смысла тягаться с лидерами этой индустрии, пытаясь сделать телефон в верхней ценовой позиции. Все смартфоны, которые мы выпускаем сейчас, должны быть в нижней границе ценового сегмента данного уровня. Если мы выпускаем смартфон с поддержкой LTE, это должен быть самый дешевый смартфон.

АБ. Трудно удержаться и не вспомнить о МегаФон Turbo 4G за 5 тысяч, в девичестве - ZTE. У МТС пока ценник вдвое выше, не так ли?

ВЛ: Если мы выпускаем телефон под Android, как 970-й, это будет самый дешевый телефон с Android, который можно найти на рынке.  Возможно мы чьи-то амбиции так не удовлетворяем, кто хотел бы видеть лучший и дорогой телефон с логотипом МТС, но мы понимаем, что самый большой рынок находится в нижней части ценового диапазона.  Мы хотим помочь людям получать те сервисы наших сетей, которые в данный момент для них недоступны из-за ценовой недоступности для них смартфонов в существующих ценовых категориях.

Сколько базовых станций планирует МТС установить в 2014 году - LTE, 3G, GSM? 

АУ: Наш фокус будет на сети LTE. В 2014 году мы планируем установить более 8 тысяч базовых станций LTE. И порядка 4 тысяч BS 3G. И не более 1.5-2 тысяч баз 2G - это будет "точечная застройка", выполнение требований федеральных программ, улучшение качества связи в отдаленных регионах России.

В этом году МТС в Красноярском крае активно развивала сеть в пунктах с населением до 100 человек. Сколько денег потрачено на это, какова модель монетизации таких инвестиций?

АУ: Сложно ответить сколько было инвестиций именно на эти цели. Когда мы планируем развитие нашей сети, мы ориентируемся не только на конкретный населенный пункт, но и на обеспечение федеральных трасс, трасс внутреннего значения. Мы не делим инвестиции на населенные пункты по числу проживающих там людей. Исходим обычно из коммерческой целесообразности.

Ведет ли МТС переговоры с Apple о заключении прямого контракта? Или МТС устраивает схема, которая есть сейчас?

ВЛ: В целом нас схема устраивает, поскольку в наших сетях iPhone и iPad продаются по стандартной цене, которая практически везде одинакова. Когда телефон есть в наличии, а у Apple, к сожалению, случаются дефициты продукции, он есть и в  нашей розничной сети. Прямой или не прямой контракт - это всего лишь форма наших взаимоотношений с Apple. Как вы знаете, в один прекрасный момент прямой контракт оказался для нас менее выгоден, и мы от него отказались. Если будут условия, что прямой контракт станет для нас более выгоден, мы пойдем на него. В данный момент мы не видим каких-либо преимуществ, которые бы подталкивали нас к заключению именно прямого контракта.  

Вам придется покрыть все населенные пункты с населением от 1000 человек покрыть 3G и все населенные пункты с населением от 2000 человек покрыть LTE 1800? 

АУ: Решение ГКРЧ в части GSM актуально тогда, когда речь идет о продлении лицензии или о получении нового частотного диапазона. Обременения, принятые на последнем заседании не автоматически вступают в силу. У нас сейчас нет обязательств, которые бы предписывали покрывать населенные пункты в соответствие с теми критериями, что прописаны в решении ГКРЧ.

Я бы не хотел сейчас комментировать. Но если вы посмотрите на решение, то там заложено внутренний конфликт. С одной стороны это решение позволяет использовать частоты 900 и 1800 МГц под более перспективные технологии, с другой стороны тем же решением вводится обременение для развития технологий старых, как GSM. Думаю, что конфликт, заложенный в это решение еще будет предметом обсуждений с регулятором. В рамках сложившегося обсуждения надеюсь, что удастся найти решение, поскольку сейчас одно решение противоречит другому. Получается, что возможность развивать новые технологии содержит обременение в отношении старых технологий.

Вопрос продления лицензий для МТС станет актуальным не ранее 2018 года.

Все ли, намеченное на 2013 год, удалось реализовать? 

АУ: Да, стоит отметить, что практически все цели, которые мы ставили перед собой в плане развития инфраструктуры, развития сети, нам удалось реализовать. Возможно, есть какие-то отдельные направления, где мы что-то не успели. Все это не оказало негативного влияния на бизнес-показатели компании. Год можно считать успешным.  Удалось улучшить качество голосовой связи, выйти на лидерские позиции по части мобильного интернета, запустить в коммерческую эксплуатацию сети LTE.

ВЛ: Мне бы тоже хотелось сказать, что все удалось, все сделали. Но у меня было громадье планов, которые сделать не успели, на которые не хватило ресурсов. Надеюсь, что то, что мы сделали - заметно. Но если бы сделали все, вам было бы более заметно, а нам - приятно. В общем, есть, чем заниматься и дальше.

Как МТС в 2014 году планирует развивать свою сеть монобрендовых салонов? 

ВЛ: Наша розничная сеть - более 4 тысяч салонов в России, часть которых - собственные салоны МТС в арендованных помещениях, а часть - салоны, открытые по франшизе, нашими партнерами. Это самая большая в России монобрендовая сеть, близкая по-размерам к оптимальной. Наши основные усилия направлены на то, чтобы сеть становилась более качественной.  Чтобы локации были максимально удобны для наших клиентов. В этом смысле количественный рост мы не предвидим.  Есть конечно места, куда мы хотим дойти, например, мы выяснили, что у нас есть потенциал открытия нескольких десятков салонов в Ленобласти, где как мы считали, у нас было хорошее проникновение салонов. Но развивать сеть будем, в основном за счет закрытия малоэффективных салонов, которые открывали для изучения спроса. Количественные параметры сети не изменятся. Качественные - по охвату населения, по качеству обслуживания, по обороту, по продажам, мы надеемся, будут улучшаться.  Спектр услуг, которые мы предоставляем, увеличивается с каждым годом. Например, в 2013 году мы предоставили целый пакет финансовых услуг в наших салонах. В 2014 году планируем расширять спектр услуг - настройка телефонов, настройка гаджетов, помощь людям в конфигурировании их устройств и услуг.

Какие планы по развитию покрытия сетей LTE в городах с населением менее 100 тысяч жителей?

АУ: Мы не исходим в своей стратегии из населения. У нас есть лицензионные требования, с одной стороны. Мы должны обеспечить покрытие LTE все города с численностью населения от 50 тысяч. У нас разделено направление "закрытия лицензий" и коммерческое направление. Коммерческое ведет развитие сетей LTE, ориентируясь на спрос на передачу данных. Анализируя трафик в сетях 3G мы можем видеть те зоны, где потребление выше, чем в среднем по стране. Безусловно, ориентируемся в развитии LTE на такие зоны.  Где есть потребность в трафике, там и будем приоритетно развивать сети LTE.

Как вы рассматриваете последствия пересмотра операторского взаимодействия на рынке SMS рассылок? Утверждается, что от "борьбы со спамом" региональные операторы пострадали, зато федеральные операторы резко увеличили доходы

ВЛ: Я бы хотел резко увлеичить доходы компании, но когда вы посмотрите наш отчет, вряд ли вы найдете там это увеличение. Что есть, так это резкое уменьшение объема спама. Мы принимали на нашу сеть миллиарды спам SMS от региональных операторов. При нашей 70-миллионной базе посчитайте сколько SMS приходилось на абонента. Большая часть этих SMS было "купи-продай", "у нас то, у нас это". Это то, с чем мы обязаны бороться. Когда такие рассылки идут с региональных операторов, мы должны этим процессом управлять, эти рассылки "минимизировать". Это было сделано.

Что касается получения каких-то денег, то сама модель рынка, при которой оператор принимает SMS от какого-то регионального или другого федерального оператора Х совершенно бесплатно в любых объемах, которая работала до сегодняшнего дня... В то время, как оператор Х может себе позволить привлечь клиента и за деньги обеспечить рассылку его сообщений в адрес абонентов МТС, является неправильной.  Получается, что оператор МТС привлекает абонента, обслуживает абонента, взаимодействует с ним, работает над его лояльностью/удовлетворенностью. А оператор Х, Y или Z могут посылать любой объем SMS на этого абонента?  А абонент при этом жалуется не оператору Х, а нам! И в государственные органы тоже жалуется на нас, как на оператора, который позволяет такое количество рассылок.

Для вашей информации, на нашу сеть, мы сами, как оператор, никаких рекламных рассылок мы не принимаем. Не принимали до сегодняшнего дня. Все это делали другие операторы. Такая конструкция, считаю, в принципе, неправильная. Если кто-то хочет послать нашему абоненту SMS, ему нужно, прежде всего, договориться с нами. В соответствующем контракте мы определяем, что может третье лицо по отношению к нашему абоненту, а что запрещено. У региональных операторов тоже есть абонентские базы и они могут, как и мы, предоставлять услуги по SMS-рассылке на свою собственную базу. И строить таким образом свои отношения с клиентами. Но не нужно этого делать на чужие базы, на базу МТС, в частности. Мы на чужие базы никогда не пересылали потоки SMS даже технического характера. Не говоря уже о рассылках рекламы.

Разрешение ГКРЧ на строительство сетей 3G в диапазоне 900 МГц в России как то повлияет на строительство сетей МТС в России?

АУ: Стоит отметить, что UMTS900 мы уже достаточно давно эксплуатируем в Москве и в Хабаровском крае. Наблюдаем хорошие результаты. Безусловно, диапазон 900 МГц позволяет делать более широкое покрытие, обеспечивает лучшее проникновение внутрь зданий. Поэтому мы планируем UMTS 900 использовать. Если говорить о динамике, то наверное в долгосрочной перспективе что-то серьезно изменить не удастся никому, поскольку эти частоты используются под GSM и нужно проводить достаточно сложные работы по рефармингу для того, чтобы высвободить сплошную полосу. Но в дальнейшем это должно сказаться на качестве предоставляемых услуг. За счет использования диапазона 900 МГц под 3G, можно улучшить качество покрытия, улучшить качество связи внутри зданий.

Есть ли понимание того, насколько на российском рынке будут востребованы новые устройства - надеваемые (их также называют носимыми, что не передает сути) - смартчасы и прочие?  Есть ли у МТС планы по запуску брендированных надеваемых гаджетов. 

ВЛ: Российский потребитель, по нашим наблюдениям, является одним из наиболее легко воспринимающих новые продукты. Этим, наверное, объясняется большой рост потребления планшетов, быстрый переход от комьпютеров на лэптопы. На наш взгляд, носимые устройства, в том числе часы с SIM-картами, пульсометры и т.п.будут первоначально тестово-пилотными. Наверняка найдутся форматы, которые востребованы абонентами и это направление будет развиваться в России не медленнее, чем в остальном мире. От операторов здесь, к сожалению, или к счастью, зависит мало. Мы эти устройства не выпускаем, мы готовы их тестировать, мы можем их распространять, обслуживать, в том смысле, что готовы обслуживать их трафик. Но не готовы брать на себя функции в которых мы не профессионалы.

На сегодня даже такие гиганты, как Samsung, Sony еще не сделали массовых, популярных и удобных устройств такого типа. Мы будем строить сеть и ожидать момента, когда такие устройства появятся и смогут безотказно работать в нашей сети.

Что ожидает абонентов МТС в Сочи, готовы ли сети к приему абонентов?

АУ: Думаю, что в Сочи нашим абонентам следует ожидать высококачественных услуг компании МТС, т.к. мы провели достаточно масштабную работу по подготовке нашей сети в данном регионе, в том числе, с учетом всех построенных олимпийских объектов и планов размещения гостей. К олимпиаде мы считаем, мы полностью готовы.

(АБ: Напомню, что поскольку МТС не является "олимпийским" оператором, услуги LTE в Сочи во время игр и еще немало месяцев спустя, компания предоставлять не сможет).

Как вы представляете себе бизнес МТС через 10 лет? Останется ли голос в сетях GSM? 

АУ: Скажу с технической точки зрения. У нас тяжелая ситуация с частотными диапазонами. Для того, чтобы полноценно предоставлять услуги мобильного ШПД, необходимо максимальное число частотных диапазонов использовать под перспективные технологии. В настоящее время, это LTE, в дальнейшем - LTE-A. Мы будем максимально стремиться к переводу трафика из сетей GSM в другие сети, чтобы освободить частоты. Как вы знаете, в ближайшее время будет доступна технология VoLTE, то есть голос поверх сетей LTE. Мы заинтересованы в максимальном повышении проникновения терминалов с поддержкой LTE и 3G, переводить голос в эти стандарты, чтобы освободить частоты, занятые GSM и иметь возможность переиспользовать эти частоты под LTE и LTE-A.

Планирует ли компания МТС создать сервис, который бы позволял просто отписываться от спама? Например, отправляя его на короткий номер? Такой сервис есть у конкурентов МТС. Услуга "платный черный список" - не интересна.  

ВЛ: Дело не в платном черном списке, а в том, что до недавних времен мы не могли ограничивать эти рассылки, как я раньше рассказывал. Главную перспективу мы видим в том, чтобы установить правила, такие, которые бы запрещали кому угодно посылать сообщения нашим абонентам, если абонент сам того не пожелал.  В данном случае мы не можем нести ответственность за то, что получают наши абоненты, поскольку все это происходит даже за пределами нашей видимости.

Мы надеемся, что те изменения, которые произошли в рамках борьбы со спамом, борьбы с мошенническими рассылками, будут развиваться и через какое-то время вопрос отпадет сам по себе, черный список окажется ненужным. Мы не заинтересованы в развитии подобных сложных форм услуг, мы, скорее, хотели бы сделать так, чтобы для абонентов эта проблема не возникала в принципе, массово.

Планируется ли выпуск смартфонов с кнопками под брендом МТС?

ВЛ: Смартфоны с кнопками, к моему сожалению, перестали выпускаться всеми производителями. Я уже говорил, что мы не планируем и не стремимся быть "впереди планеты всей" по технологиям. Мы берем существующие технологии и используем их так, чтобы для абонента это был самый дешевый способ получения доступа к технологии. Разрабатывать смартфон с кнопками мы точно не будем. Если появятся смартфоны с кнопками, если будет развиваться такое направление, то конечно же, мы будем предлагать абонентам такие продукты. Но на данный момент днем с огнем вы не сыщите телефон с кнопками, к моему сожалению.

На тарифе Супер МТС абонентам автоматически подключается три услуги: 1. Гудок - 35 руб. в месяц, 2. Вам звонили - 0.5 руб. в день, 3. пакет SMS. Планируется ли чистый тариф без скрытых опций? 

ВЛ: Я бы не назвал это скрытыми опциями. Это все изначально декларируется на пакете. Написано на обложке, есть брошюра, объясняющая как это работает. В данном случае мы предлагаем человеку попробовать наши услуги. От всего этого можно отказаться - отписаться или изменить тариф. Существование "чистого" тарифа, как потребности рынка мы пока не зарегистрировали. Кроме того, мы наблюдаем за процентом людей, которые продолжают пользоваться услугами, видим, что только небольшое количество абонентов отключают эти услуги, несмотря на то, что мы для себя приняли, на мой взгляд, очень честный подход, - детально информируем человека на входе, а затем предупреждаем о дальнейшем использовании, о коммерческой составляющей услуги. Т.е. у нас человек информируется и имеет возможность выбирать. Можно отказаться от услуги, можно продолжить ею пользоваться.  Мы, как оператор, предлагаем пакет услуг. Не предлагаем просто килобит, или просто секунду звонка. Для того, чтобы была коммерция, услуги пакетируются таким образом, чтобы пакет был выгоден оператору, но чтобы при этом он оставался достаточно интересен для абонента.


Конспект выступлений Андрея Ушацкого и Василя Лацанича можно почитать здесь

Отзывы не стесняйтесь оставлять в комментариях.

Конспекты. Пресс-конференция МТС - итоги 12 месяцев, Ушацкий, Лацанич

Во встрече принимали участие  вице-президент МТС по технике Андрей Ушацкий и вице-президент МТС по маркетингу Василь Лацанич.


Андрей Ушацкий кратко рассказал об итогах развития сети МТС в 2013 году.

Хотелось бы подвести итоги 2013 года. Наверное я в своем выступлении буду больше говорить о том, как мы развивали свою сеть, как модернизровалась наша инфраструктура.

Если говорить о цифрах, то хотелось бы отметить, что количество базовых станций во всех стандартах на конец 2013 года у нас достигло 78 тысяч

В 2013 году мы установили порядка 10 тысяч базовых станций. Преимущественно - это базовые станции 3G/LTE. Поскольку основной фокус нашей компании сейчас приходится на передачу данных, то и основные инвестиции осуществляются в данные стандарты.

Если говорить о сети LTE, то 2013 год был стартовым для всех операторов в России. Мы уже запустили в коммерческую эксплуатацию сети LTE в 13 регионах. До конца 2013 года планируем запустить сети LTE еще, как минимум, в 1-2 регионах.

Если говорить о сети 3G, то была проведена большая работа по ее модернизации. У нас более 55% базовых станций 3G поддерживают DS-HSPA+ до 42 Мбит/с. Остальные станции также работают по технологии HSPA и поддерживают скорости до 21 Мбит/с.

Ежедневный трафик в сети 3G у нас достиг 4300 ТБ в день - это больше, чем объем снятых фильмов за всю историю человечества.

В целом объем трафика, потребляемого абонентами вырос в 2 раза с 2012 года. 

Безусловно, все наши работы на сети связаны с тем, чтобы обеспечить качественную услугу передачи данных. Это невозможно сделать без мощной транспортной сети, поэтому протяженность наших транспортных линий в России достигла 145 тысяч км.

Хотелось бы отметить также большую работу, которую проделывает наша дочерняя компания МГТС. Вы знаете, что там реализуется проект GPON - в рамках этого проекта мы обеспечиваем доступ в интернет, а также подачу цифрового ТВ нашим абонентам. Скорости, которые сейчас предоставляются, могут достигать 1 Гбит/с.

В завершение хотелось бы сказать, что результатом действий, которые мы предприняли в 2013 году, стало наше лидерство по скорости мобильного интернета. По результатом более 600 тысяч тестов сервисом ookla, признано, что МТС является лидером по параметру скорости мобильного интернета.


Василь Лацанич, вице-президент МТС по маркетингу.

Мы занимаем лидерскую позицию на рынке с момента основания компании. Для нас наиболее важными показателями является лояльность и удовлетворенность наших абонентов. Это тот ключ, благодаря которому мы сохраняем и укрепляем наше лидерство на рынке. Абоненты, которые довольны нашими услугами, помогают нам развиваться. Сетевые возможности, сетевые технологические параметры для нас чрезвычайно важны. Самая высокая скорость интернета в России, огромнейшее покрытие услугами передачи данных и услугами голосовой связи - для нас это ведущие факторы при определении лояльности абонентов. Не менее важным фактором является удовлетворенность наших абонентов коммерческими параметрами наших услуг, в том числе и нашими тарифами, нашими дополнительными услугами.

Лояльность определяется прежде всего тем, как много абонентов уходят от оператора. В нашем случае

отток абонентов МТС - самый низкий среди всех операторов в России - 9.1%!

и находится на уровне серьезных мировых стандартов. В 3q2013 мы достигли результата, который даже для нас является слегка неожиданным - это 9.1%! Это уровень оттока значительно ниже, чем у конкурентов. Это ниже, чем у нас было год и два года тому назад. Это цифра минимальная и рекордная для российского рынка сотовой связи. И это при том, что более 90% абонентов нашего оператора подключены на тарифы prepaid. Смена тарифного плана prepaid не сложна. А в последнее время конкуренция настолько высока, что абонентов постоянно атакуют предложениями. Но наши абоненты проявляют высокую лояльность, в том числе, за счет тех тарифных предложений, которые мы запустили еще несколько лет назад и продолжаем развивать.
Наиболее яркой является концепция бесплатного внутрисетевого трафика, которую мы воплотили несколько лет тому назад. Что еще недавно казалось в принципе невозможным в России, но за последнее время стало популярным с точки зрения тарифообразования.

Тариф Супер МТС является самым популярным в России. 

На него подключено наибольшее число абонентов. Огромное число абонентов перешли на Супер МТС со своих старых тарифов - 54%, на основной тариф, на его обновления. И пользуются бесплатным голосовым трафиком внутри сети по всей России. Сейчас мы можем говорить, что сняты все ограничения. В этом тарифе не присутствует, ни абонплата,  ни требования пополнения, ни скрытые платежи, ни, помните такой анахронизм, плата за соединение. Ничего подобного там нет, есть просто возможность говорить бесплатно, а также пользоваться другими услугами, первая из которых сейчас, это, конечно, услуга широкополосной передачи данных. Мы первыми внедрили в России тарификацию такого типа. Благодаря Супер МТС мы стали также лидером по предпочтениям абонентов в области тарифов.

Следующей нашей инициативой было внедрение еще одного нового для России метода тарификации - в тарифе МТС Smart.

Этот тариф ориентирован, в первую очередь на потребителей, которые пользуются и голосовыми услугами, и мобильным интернетом, и передачей сообщений. И им важно, чтобы все эти услуги были для них постоянно доступны с минимальными ограничениями.

МТС Smart идет в ногу с мировыми трендами и вносит новый концепт - платишь за мобильный интернет, пользуешься голосом бесплатно. 

Тарифы Smart, Smart+ - это первые варианты реализации такого концепта в России. На данный момент, учитывая, что треть нашей абонентской базы на сегодня пользуется смартфонами, этот тариф преобладает в подключениях устройств средней и высокой категорий практически по всей России. Мы видим рост, который с момента запуска этого тарифа, увеличился вдвое. Мы видим, что больше людей, приобретающих смартфоны, автоматически подключаются к тарифу Smart.  Мы понимаем, что данное предложение - правильное для данного этапа развития рынка. Мы будем его и далее развивать.

Для корпоративных абонентов мы применили аналогичную схему. Мы не сами ее придумали, мы ориентировались на лучшие мировые примеры, когда пакетируются голос и передача данных. И тарифный пакет предлагается за какую-то приемлемую абонентскую плату. Это очень популярный принцип образования тарифов в мире, в США и Европе. Мы изучили лучшие варианты и сейчас предлагаем их корпоративным клиентам.

Этот тариф преобладает в подключениях смартфонов, которые на сегодня, как я говорил, доходят до трети всех аппаратов в сети МТС, а в продажах они занимают уже больше половины. Поскольку мы управляем одной из самых больших сетей розничных продаж оборудования для подключения к сетям сотовой связи в России - это магазины МТС, в них мы можем наблюдать за тем, как развиваются тенденции потребления, как развиваются предпочтения абонентов. За последнее время мы видим, что

уже более половины всех продаваемых устройств в наших сетях - это смартфоны. Насколько мне известно, это тоже рекорд по рынку, так как в других сетях продажи смартфонов еще не достигли 50%.

Для нас эта цифра - тоже достижение, к которому мы шли несколько лет путем специальных предложений, акций, специальных тарифов для смартфонов. Существенный вклад в этот результат обеспечила наша программа предложения абонентам собственных смартфонов под брендом МТС.

Самым популярным в уходящем 2013 году устройством в рознице МТС был смартфон МТС 970

Он же был какое-то время самым продаваемым смартфоном в России. Он завоевал первое место, обогнав другие продукты всех поставщиков, включая самые именитые бренды. Это не только приятно, но и очень полезно - множество людей смогли позволить себе телефон по цене, по которой до сих пор они покупали себе простой кнопочный телефон.

Кроме того, с запуском сетей 4G / LTE мы начали закупать и распространять через наши сети планшетное оборудование и телефоны с поддержкой 4G / LTE. Надеемся, что в ближайшее время вендоры будут снижать себестоимость и отпускные цены на такое оборудование и мы сможем их массово распространять. Благо наши сети LTE массово строятся по всей России и до конца 2014 года появятся на территории 600 городов.  Эти сети требуют наполнения трафиком через смартфоны и планшеты.

Если говорить о нашей коммерческой политике, то нельзя не упомянуть о нашей теперь уже эпической борьбе с мошенничеством на мобильных сетях. Увидив в этом возрастающую проблему, мы ополчились против нее, привлекли государственные органы, попытались подать пример другим операторам и увидели, что они последовали за нами. Мы боремся с тем, что мешает нашим абонентам пользоваться нашими услугами, а также тем, что может вводить в заблуждение наших абонентов, пользоваться их доверием. В таком ракурсе следует воспринимать наши действия по ограничению SMS-трафика на наши сети.

До недавнего времени много людей жаловались на то, что получают слишком много рекламных сообщений на свои телефоны. Мы никаки не влияли на этот поток, поскольку по существующим правилам подключения сетей, кто угодно мог посылать на нашу сеть любой трафик, а мы не могли на это никаким образом повлиять.

Сейчас, благодаря обновлению законодательства, мы начали фильтрацию того трафика, который поступает на нашу сеть. 

Мы предложили всем заинтересованным лицам, в том числе банкам, розничным организациям, подключаться к нашей сети напрямую, не пользуясь услугами посредников, тем более, международных посредников через которых проходило очень много мошеннического трафика. Подключаясь непосредственно к нам, партнер имеет гарантию качества доставки, гарантию правильности восприятия абонента. С точки зрения абонента, я предполагаю, что объем ненужных сообщений уменьшится в разы, если не в десятки раз в ближайшее время, благодяря тем нововведениям, которые мы провели.

Уже можно подвести промежуточные итоги нашей борьбе с фродом на контенте. Только за последнее время, из наших отчетов видно, что мы потеряли порядка 1 млрд рублей за квартал. 

Из тех доходов, которые мы ранее получали на контент услугах. Мы провели жесточайшую ревизию контент-услуг, изъяли оттуда все услуги, которые считали хоть немного дискриминирующими возможности абонента заказывать, отказываться, конфигурировать, либо определять необходимость для него тех или иных услуг, подписок. Пошли на определенные сложные шаги внутри компании. Как вы понимаете, отказаться от миллиарда - это нужно иметь серьезную мотивацию. Этой мотивацией было построение лояльности, повышение удовлетворенности абонентов.

Мы увидили падание жалоб абонентов в 10 раз за  период с начала борьбы с фродом и до текущего дня. 

Мы наблюдаем также растущую лояльность абонентов. А это один из факторов, позволяющих нам иметь самый низкий отток на рынке сотовой связи в России и, как мы считаем, лояльных и удовлетворенных абонентов.



АБ: на этом краткие выступления Андрея Ушацкого и Василя Лацанича завершились и началась сессия вопросов и ответов. Их, пожалуй, приведу в отдельной заметке (начну ее в ближайшие минуты).

= Вопросы и ответы читать здесь

АЛТЕЛ расширил сеть LTE еще на 6 городов Казахстана

Теперь услуги казахстанского LTE монополиста доступны в Актобе, Атырау, Актау, Шымкенте, Караганде и Усть-Каменогорске. Напомню, что с декабря 2012 года сети LTE АЛТЕЛ действуют в Астане и Алматы, а в 4q2013 года началось расширение сети LTE на населенные пункты Алматинской области.

Подключающимся обещан подарок - 99 ГБ интернет-трафика в подарок при покупке абонентского устройства у компании Алтел.

МегаФон запустил сети LTE в ХМАО

Сегодня Urfotech.ru сообщает о запусках сетей LTE МегаФон в Нижневартовске и Нефтеюганске. Кроме того, с 10 октября известно об открытом тестировании LTE МегаФон в Сургуте. В планах компании также обеспечить покрытием LTE Когалым и Нягань, но, вероятно, это произвойдет уже в 2014 году.

Для МегаФон - это 45-й регион, где компания предоставляет услуги LTE хотя бы в одном городе. В целом в России покрытие LTE обеспечивается в 55 регионах, как правило, речь идет о присутствии только в областном центре, так что охват населения услугой LTE остается не слишком большим.

МегаФон продолжит запуски услуг LTE под брендом Yota

В ближайшее дни планируются запуски в Омске, Пензе, Чебоксарах, Кирове, Ульяновске, Иркутске, где уже действуют сети LTE МегаФон. В первом квартале 2014 года запуски пройдут еще в 10 городах, сообщает TelecomDaily.

Yota продолжит предлагать услуги на базе высокой абонентской платы в обмен на безлимитный трафик.

В оценках перспектив бренда я согласен с Денисом Кусковым, в настоящее время безлимитная услуга привлекает платежеспособный спрос, но через 1-2 года, по мере роста проникновения услуги LTE на базе пакетного подхода, в МегаФон, вероятно, примут решение о ликвидации бренда Yota.

МТС запустила 13-ю сеть LTE в России - в Новосибирске

МТС запустила сеть LTE 2.5-2.7 ГГц в Новосибирской области. Покрытие обеспечено “практически во всех районах” Новосибирска, а также в районных центрах Карасук, Коченево, городах Бердск, Искитим, Куйбышев, Барабинск и ряде населенных пунктов вблизи Новосибирска. Новосибирск покрыт процентов на 60%. “В краткосрочных планах” компании расширить покрытие.

Для работы в сети 4G доступны мультистандартные модемы и 4G Wi-Fi-роутеры от МТС, LTE-планшет МТС 1078 и LTE-смартфон МТС 978, а также смартфоны и планшеты от ведущих производителей.

Сеть в Новосибирской области стала 13-й сетью LTE от МТС в России.

В Новосибирской области МегаФон предоставляет услуги LTE с апреля 2012 года, а Yota - с 15 января 2012 года.

Все сети LTE в России

МегаФон запустил сети LTE еще в двух российских регионах

Сети LTE компания запустила в Черкесске, Карачаево-Черкессия, а также в Нальчике и Прохладном, Кабардино-Балкария.

Это 43-й и 44-й регионы, где запущены сети LTE компании МегаФон. До сих пор ни один из операторов не предоставлял здесь услуги LTE, так что число российских регионов с действующими сетями LTE, выросло до 54.

Полный список сетей LTE в России

5 рублей за МБ в роуминге во всех странах Европы и СНГ для российских абонентов Билайн

Вымпелком объявляет об услуге "Планета интернета", позволяющей абонентам препейдных планов Билайн пользоваться услугами мобильного интернета во всех странах Европы и СНГ по цене 5 рублей за мегабайт. Услуга не имеет абонентской платы и срока действия.

Стоимость первых 30 МБ в сутки в зонах "Льготный роуминг в СНГ", "Европа", "СНГ" - 150 рублей. Если абоненту не хватит 30 МБ, то за каждый следующий МБ со счета абонента будет списываться 5 рублей (порциями до 20 КБ).



Подключить услугу "Планета интернета" можно через Личный кабинет или командой *110*0031#, отключить - командой *110*0030# .

Условия на сайте компании "Билайн":
  

МегаФон сообщает о начале предоставления доступа к услугам LTE абонентам в Майкопе

МегаФон сообщает о начале предоставления доступа к услугам 4G абонентам в Майкопе, Адыгея. По данным компании, скорость передачи данных в новой сети достигает 50 Мбит/с, покрытие – порядка 90% территории Майкопа.

В Майкопе также предоставляет услуги LTE компания Билайн.

Для МегаФона это 42-й регион, где действует сеть LTE. Всего в России 52 региона, где действуют сети LTE.

В 2014 году смартфоны с LTE подешевеют

В 2014 году поставки смартфонов 4G LTE достигнут более 30% от общих отгрузок тайваньских ODM-производителей портативных устройств.

Такие вендоры, как Sony Mobile, Nokia и HTC размещают заказы на модели, большинство которых будут продаваться по цене ниже $200. Китайские вендоры, включая Huawei, ZTE, Lenovo, Xiaomi Technology, размещают заказы на модели с поддержкой LTE начального уровня по ценам от $165.

Источник: astera.ru

Сеть LTE Билайн в Калининграде - рост трафика и продаж устройств с LTE

За полтора месяца коммерческой эксплуатации сети LTE в Калининграде рост общего трафика передачи данных в сети Билайн в регионе составил 30%. Количество пользователей сети 4G еженедельно увеличивается на 25%. Трафик составляет десятки терабайт в неделю. Каждый второй продаваемый в Калининграде модем – с поддержкой LTE.

Средняя скорость передачи данных в сети Билайн в Калининграде – более 20 Мбит/с. Кроме того, оператор модернизирует сеть 3G в регионе, примерно на половине базовых станций активирована технология DC-HSDPA с поддержкой 42 Мбит/с. По высокоскоростным каналам IP-каналам подключено уже более 80% базовых станций.


520 Мбит/с показали на сети TDD LTE в Мельбурне!

Optus, Австралия и Huawei показали скорость скачивания данных в 520 Мбит/с на сети 4G TD-LTE. Такой результат был достигнут за счет использования комбинации из четырех частотных полос по 20 МГц в диапазоне 2.3 ГГц (band 40).

Источник: zdnet.com

У Optus сеть TD-LTE развернута в Канберре и в Мельбурне. Кроме того, у компании есть сеть FDD LTE 1800. Абонентам предлагаются двухмодовые устройства с поддержкой FDD и TDD.

В России диапазон 2.3 ГГц поделен между Ростелеком и Основой телеком, вот только в отношении частотных присвоений для Основы Телеком до сих пор идут судебные баталии. Впрочем, из-за того, что диапазон 2300 МГц распределен между двумя компаниями (у Ростелекома - 30 МГц), добиться скорости 520 Мбит/с в российской ситуации ни у одной из этих компаний не получится.

В августе 2013 года 210 Мбит/с показала компания Smart, Филиппины при поддержке Huawei. SoftBank, Япония в сентябре 2013 года показала на сети TD-LTE 3.5 ГГц скорость 770 Мбит/с, при поддержке Huawei. SK Telecom, Южная Корея при поддержке Ericsson-LG показала скорость 225 Мбит/с с использованием 20 МГц в 1800 МГц и 10 МГц в 850 МГц. Другие компании также ведут активную подготовку к запуску агрегации частот в 2014 году в коммерческом режиме, когда, как ожидается, в продажу пойдут абонентские терминалы Cat.6 с поддержкой скоростей скачивания данных до 300 Мбит/с.

«Мегафон» и Apple, вероятно, договорились о прямом контракте

«Интерфакс» сообщает, что «Мегафон» и Apple, вероятно, договорились о прямом контракте на закупку смартфонов iPhone для последующей продажи в своей розничной сети. «Мегафон» вел переговоры с Apple о закупке iPhone и был близок к соглашению, сообщил информагентству источник на рынке сотового ритейла. По информации другого источника, «есть признаки» того, что стороны уже договорились о контракте. Ранее МегаФон отказался продлевать контракт с Apple, ссылаясь на «невыполнимые требования» Apple. В настоящий момент «Мегафон» и МТС закупают iPhone не напрямую у Apple, но пользуются услугами оптовых дистрибуторов «Мерлион» и «ДиХаус».

Источник: interfax.ru

Ждем появления МегаФон в списке http://www.apple.com/iphone/LTE/

Samsung Galaxy S4 Active LTE-A пойдет в продажу в Южной Корее

Еще один смартфон на базе Qualcomm Snapdragon 800. Пойдет в продажу в розницу SK Telecom, Южная Корея. Для южных корейцев актуальная тема, с июня 2013 года оператор поддерживает в ряде регионов пиковые скорости до 150 Мбит/с. А со второй половины 2014 года можно ожидать дальнейшего роста скоростей.

Источник: aviationrecord.com 

NetCom обещает обеспечить охват в 98% населения в ближайшие 5 лет

NetCom обещает охватить услугами 3.2 млн человек в Норвегии в 1q2014. В ближайшие 5 лет компания обеспечит покрытием 98% населения страны. Сейчас покрытие составляет «около 50%».

Как только регулятор разрешит начать использование частот 800 МГц (2х10 МГц), охват вырастет сразу до 65%. Территории, где запланировано первоначально запускать покрытие LTE 800, Осло, Akershus, Vestfold, Ostfold, Buskerud, Telemark, Sor-Trondelag, More, Romsdal, Sogn, Fjordane.

Минимальная скорость, которая обещана абонентам, 2 Мбит/с.

Источник: telecompaper.com

Комменты: Когда нам ожидать VoLTE на российских сетях


Аналитик MForum Алексей Бойко считает, что VoLTE будет распространена прежде всего на тех сетях LTE, где обеспечено качественное покрытие. Особенно по мере появления большего выбора терминалов с поддержкой VoLTE и роста их проникновения. По его мнению, в России пока что вряд ли можно ожидать массовых внедрений данной технологии по ряду причин, например, потому, что покрытие LTE-сетей далеко от идеала, а также поскольку регулятор еще не провел соответствующие испытания и не принял необходимые решения. Тем не менее он не исключил ситуации, что в 2014—2015 году кто-то из российских операторов может запустить ограниченную поддержку VoLTE, например, на сети в Москве.
Коммент для hi-tech.mail.ru

Research and Markets представляет отчет о VoLTE на Ближнем Востоке и в Африке

Это коммерческий продукт от Research and Markets, 47 страниц. Подробности, включая оглавление, можно найти по ссылке: http://www.researchandmarkets.com/research/7c8kks/voice_over_lte

Syniverse предоставит IPX и Diameter для пуэрториканского Open Mobile

Syniverse сегодня объявил, что пуэрториканский Open Mobile подписал многолетнее соглашение, согласно которому Syniverse предоставит IPX Network Solution и Diameter Signalling Service. Оператор начнет тестировать роуминговое решение LTE. Syniverse поможет переходу Open Mobile с CDMA на LTE.

Источник: Businesswire.com


МТС запустила сеть LTE в Ростовской области

МТС запустила сеть LTE в Ростове-на-Дону, Волгодонске и Сальске. По данным оператора, покрытием обеспечена «большая часть» Ростова-на-Дону, более 70% Волгодонска и Сальска. МТС планирует расширить зону покрытия сети LTE в городах присутствия до 90%, а также обеспечить покрытие в городе Аксай. В 2014 году МТС намеревается продолжать наращивание покрытия LTE во всех городах региона.


Таким образом покрытие достигло 9 городов: Ростов-на-Дону, Таганрог, Новочеркасск, Новошахтинск, Батайск, Волгодонск, Сальск, Шахты и Азов

Сеть запущена в диапазоне band 7 (2.5-2.7 ГГц) и использует полосу 2x10 МГц, что позволяет рассчитывать на пиковые скорости ниже 75 Мбит/с.

До 2016 года МТС планирует вложить в развитие сетей в Ростовской области около 3 млрд рублей.

В России сети LTE действуют в 12 регионах России, всего услуги LTE предоставляются на коммерческой основе в 52 российских регионах.

Telenor Norway наращивает покрытие и число абонентов - охват достиг 50%, а число подключений - 0.5 млн

Telenor Norway сообщает, что покрытие сети 4G / LTE компании доступно в 100 муниципалиях. Это соответствует охвату покрытием сети более чем 50% населения страны. Ранее оператор обещал обеспечить к концу года охват в 50% населения.



За год предположительно развернуто 2300 базовых станций, в последние месяцы темп их установки превышал 300 в месяц. В 2014 году оператор планирует продолжать расширение сети, в том числе, и за счет использования полученных в декабре 2013 года новых частот в диапазонах 800, 900 и 1800 МГц. Оператор до сих пор строил сеть LTE в основном в диапазоне 2.5-2.7 ГГц, но с начала 2014 года планирует ввести в эксплуатацию порядка 1000 базовых станций LTE в диапазоне 800 МГц, что, как ожидается, позволит существенно нарастить охват территории страны услугой LTE. Сеть 3G обеспечивает охват в 95% населения и компания продолжает работу над повышением качества услуг.

Число активных подключений к LTE сети компании оценивается в 0.5 млн. По состоянию на декабрь 2013 года все смартфоны, которые продает оператор, поддерживают технологию LTE.

Источник: telecomlead.com и мой отчет "Статус сетей LTE в мире".

Ericsson - крупнейший поставщик технологии LTE

Ericsson - крупнейший поставщик технологии LTE с рыночной долей порядка 13%. (Ericsson is the world's largest supplier of LTE technology with approximately 13% share in the market and about 150 LTE networks worldwide).  Компания обеспечивает поставки решений LTE примерно для 150 сетей LTE в мире, в основном, радиоподсистемы. / Zacks

Неожиданная для меня оценка доли рынка. Если у лидера - 13%, то как набрать 100%? Поверим, например, что у Ericsson - 13%. Тогда у Huawei, которая постоянно стремится оспорить первенство Ericsson в области поставок LTE, скажем, 12%, у NSN, допустим, 11%, еще 10% оставим ALU. 46%?!
На самом деле, эта цифра должна быть меньше. И кто тогда обеспечил остальные 54% ?! Samsung c ZTE? Это несерьезно.

Возможно в тексте имеется в виду что-то еще, например, суммарная доля рынка Ericsson по всем технологиям. Так или иначе, но у меня есть уверенность, что в области решений LTE рыночная доля компании Ericsson заметно выше 13% и находится в диапазоне 30%-40%.

Вот и сегодня сообщается, что оператор KDDI, Япония, выбрал Ericsson в качестве одного из поставщиков LTE. http://www.reuters.com/article/2013/12/18/ericsson-brief-idUSWEB00FY320131218

NSN и Ericsson обеспечат поставки решения LTE для Chunghwa Telecom

Крупнейший оператор Тайваня планирует запустить сеть LTE во второй половине 2014 года.


Основным поставщиком решения LTE выступит компания Ericsson, вместе с ней радиоподсистему будет поставлять NSN. Ericsson эксклюзивно обеспечит поставку решения EPC, а Nokia Solutions and Networks выступит вендором апгрейда сети 3G. NSN обеспечит поставку решения для поддержки CSFB. OSS будет основано на платформе NetAct.

За 5 лет планируется установить более 7 тысяч базовых станций, что должно обеспечить охват не менее 96% населения. Оценка инвестиций - около $1.4 млрд. У Chunghwa Telecom есть частоты 900 МГц и 1800 МГц, приобретенные на октябрьском аукционе в этом году.

Источник: LightReading и данные моего отчета "LTE в мире"

В 2014 году вырастет спрос на устройства M2M с поддержкой быстрого ШПД

Клиенты с существующими приложениями M2M начнут потреблять больше данных по мере роста проникновения устройств с поддержкой скоростного подключения. Такие прогнозы на 2014 год представляет AT&T.

Те компании, которые уже внедрили услуги M2M, начнут использовать их более комплексно. Например, операторы которые пока что собирают информацию только о геопозиции активов, смогут начать фиксировать срабатывания сигнализации, а также данные об использовании оборудования. Для этого могут использоваться, как существующие приложения, так и новые аддоны.

Сейчас все чаще в приложениях M2M начинают использовать устройства с поддержкой LTE. 

Согласно отчету Machina Research, LTE станет основной сотовой технологией для M2M к 2022 году.

В AT&T также уверены, что обеспечение безопасности (security) становится одним из приоритетных направлений развития M2M приложений в 2014 году. Кроме того на рынке все более востребована глубокая аналитика, поскольку клиенты все чаще хотят использовать данные, которые собираются в рамках услуг M2M. Все больше компаний из различных отраслей внедряют решения M2M, этот тренд будет наблюдаться и в 2014 году.

Источник: telecomengine.com

Strategy Analytics обещает 2 млрд подключений к сетям LTE в 2018 году

Число подключений к сетям LTE в мире вырастет с 238 млн в 2013 году до 2 млрд в 2018 году / Strategy Analytics, 2013.12

Доля абонентской базы LTE в США, Японии и Южной Кореи наконец начала сокращаться относительно общемировых значений. Если на начало 2013 года она составляла 90%, то на конец 2013 года – 76%. В 2014 году, как ожидается, эти три рынка продолжат доминировать по числу абонентов. Также ожидается быстрый прирост числа подключений к сетям LTE в Китае.

ARPU в сетях LTE примерно вчетверо выше среднего в мире.

Источник: sacbee.com

МегаФон запустил сеть LTE в Архангельской области

МегаФон первым из операторов мобильной связи России начал предоставлять услугу доступа к сети LTE в Архангельске, Северодвинске и Котласе.



Запущено несколько десятков базовых станций LTE. Сеть построена в band 7.

Источник

Таким образом, МегаФон предоставляет услуги LTE в 41 российском регионе. А всего сети LTE в России действуют в 52 регионах страны.

EE (UK) сообщает о заключении роумингового соглашения с AT&T (США)

Абоненты AT&T из США смогут воспользоваться LTE в сети EE в Объединенном королевстве, роуминг для абонентов ЕЕ в LTE сети AT&T планируется включить в первой половине 2014 года. В 2014 году EE намеревается заключить еще ряд роуминговых соглашений.

В мире уже около 20 операторов LTE могут похвастаться услугами роуминга LTE, включая российский МТС. МТС оказалась в числе ведущих операторов мира.

Источник: androidcentral.com

LTE: Союз ЛТЕ в Ульяновской области зачистил частоты 2.5-2.7 ГГц

До сих пор сеть LTE band 7 (2.5-2.7 ГГц) в Ульяновске сумел развернуть только МегаФон. Теперь о работах по рефармингу диапазона в городе сообщает Союз ЛТЕ.

Операторы - члены Союза ЛТЕ подписали договор с ООО "Поволжье-Телеком" (Ульяновск). Согласно этому договору, оператор MMDS прекратит использование частот в полосах 2500-2700 МГц и 2620-2690 МГц.

Сумма компенсации, которая будет выплачена в адрес "Поволжье-Телеком" не анонсируется, в других регионах операторы Б4 в аналогичных ситуациях выплачивали сумму порядка двух десятков миллионов рублей.


Sprint догоняет. Компания обеспечила LTE 300 рынков в США

Компания Sprint сообщает, что в зоне покрытия сети LTE находится 300 рынков. Сегодня компания заявила о добавлении еще 70 рынков, включая Orlando, Fla.; San Diego, Calif.; и St. Louis, Mo.

Это уже более половины от числа рынков, покрытых лидером американского рынка - Verizon Wireless. У AT&T примерно на сотню рынков больше, чем у Sprint. Sprint строится и строится быстро, инвестиции, запланированные на 2014 год, составляют $8 млрд.

Источник: engadget.com

Краткие итоги и тренды на рынке LTE в ноябре 2013 года. Часть 2.

Вышло продолжение моей публикации на сайте Союза ЛТЕ, посвященной мировому статусу LTE по итогам ноября 2013 года. Немножко статистики, немножко трендов.


Целиком с второй частью обзора можно ознакомиться на сайте Союза ЛТЕ.

А здесь - первая часть обзора LTE в мире за ноябрь 2013 года.

Новый M2M-сервис от Билайн Бизнес и ГЛОНАССсофт

Можно как угодно относиться к теме ГЛОНАСС и устройств под эту систему. И все же, нельзя не признать, что рынок устройств M2M с поддержкой этой технологии есть. По крайней мере, в России. Билайн Бизнес и ООО "ГЛОНАССсофт" представляют новый M2M-сервис - абонентские терминалы с SIM-чипами Билайн. Чипы подключены к платформе Jasper, что позволяет дистанционно управлять устройством и SIM-чипом, проводить их удаленную диагностику.

Не буду повторять текст пресс-релиза (он приведен ниже). Продукт готов, можно купить две модели терминалов ADM100 и ADM300, а в 2014 году выбор будет еще более широким. Билайн  Бизнес предлагает специальный тарифный план, "оптимизированный для работы с данным типом оборудования", действующий на всей территории России.  

==

Пресс-релиз: «Билайн» Бизнес и «ГЛОНАССсофт» представляют новый М2М-сервис

16 декабря 2013 г., Москва. ОАО «ВымпелКом» («Билайн» Бизнес) совместно с ООО «ГЛОНАССсофт» представляют новый М2М-сервис: абонентские терминалы со встроенными SIM-чипами «Билайн». SIM-чипы подключены к платформе Jasper, позволяющей проводить удаленное управление и диагностику работы устройства и SIM-чипа в режиме реального времени.

Появление SIM-чипов на рынке электронных компонентов открывает новые возможности для индустрии M2M-устройств. Чипы можно использовать в транспортно-мониторинговых и охранных системах, телекоммуникационном и торгово-кассовом оборудовании, медицинских приборах и телеметрических комплексах. Абонентский терминал с SIM-чипом более компактен, в отличие от аналогичного устройства с SIM-картой, способен работать в индустриальном диапазоне температур от -40 до +105 °С, в условиях сильной вибрации и высокой влажности; не боится ударов, а также является влагонепроницаемым, срок жизни SIM-чипов гораздо больше, чем SIM-карт. Эти характеристики стали определяющими при включении SIM-чипов в обязательные технические требования автомобильной системы «ЭРА-ГЛОНАСС».

На начальном этапе SIM-чипы «Билайн» Бизнес будут встраиваться в две модели терминалов ADM100 и ADM300. Оснащение всех производимых компанией «ГЛОНАССсофт» моделей планируется с 2014 года.

Первыми покупателями оборудования с SIM-чипами стали компании из Челябинска и Барнаула: ООО «Новатор» и ООО «ИннТехСервис».

«Для проекта «Билайн» Бизнес разработал специальный тарифный план, оптимизированный для работы с данным типом оборудования и позволяющий использовать терминал конечным покупателям сразу после покупки. Компании, являющиеся потенциальными покупателями таких устройств, есть в любом регионе России, поэтому новый тарифный план для SIM-чипов действует на всей территории нашей страны», - отмечает исполнительный вице-президент по развитию корпоративного бизнеса ОАО «ВымпелКом» Андрей Патока.

«Наши устройства являются основой бизнеса компаний-партнеров, интеграторов России и стран СНГ. Разрабатывая терминалы со встроенными SIM-чипами, специалисты «ГЛОНАССсофт» решили широкий круг организационных и технических вопросов. В результате мы имеем продукт, обладающий новыми потребительскими качествами: долговечностью, надежностью и компактностью», - комментирует генеральный директор ООО «ГЛОНАССсофт» Виталий Криворотько.

Москвичи могут приобрести фемту от МТС. Стоит ли покупать? Готовы ли вы ее купить?

Интересная тема. Для тех, кто не в курсе напомню, что фемтосота - это по-сути базовая станция сотовой связи малой мощности, предназначенная для установки в помещениях. Любой человек может ее купить и поставить, например, дома, на даче или в небольшом офисе.


Небольшое устройство, внешне похожее на WiFi-роутер, подключается к фиксированной сети интернет-доступа (по Ethernet) и менее, чем за 10 минут автоматически настраивается, устанавливая защищенное соединение с МТС.

Зачем вам фемта? Ее стоит поставить, например, если у вас не идеально покрытие внутри помещения (толстые стены, высокий этаж или, напротив, подвал), либо вообще нет покрытия. Если поставите фемту, то скорее всего ваш смартфон станет медленнее разряжаться, поскольку ему не нужно будет периодически работать на максимальной мощности передатчика, а главное -  меньше будет ситуаций когда вам не дозвонились или разговор прервался.

Происходит ли прерывание голосового вызова при попадании абонента в зону действия фемтосоты? Нет, должно происходить автоматическое переключение в сеть фемтосоты.

Будет ли голосовая связь и мобильный интернет дешевле для пользователя фемтосоты? Увы, этого МТС не предлагает. Между тем, такой подход был бы справедлив - ведь вы, по сути, помогаете оператору строить сеть за свои собственные средства. Почему бы ему не сделать вам за это скидку? Нет, для частных клиентов скидка пока не предусмотрена, хотя корпоративным клиентам, предлагается тарифная опция "Уверенный прием, льготные звонки 3G" в зоне фемтосот.

Пока что решение предлагается только для клиентов в Московском регионе. За 5790 рублей. Из-за отсутствия скидок на трафик голоса и данных, а также из-за немалой цены устройства, вряд ли фемты на таких условиях будут покупать массово.

Решения можно было бы предложить и различным публичным учреждениям, скажем, кафе, обещая  отчислять владельцам фемты часть дохода за оплаченный абонентами трафик. Жаль, но операторы не спешат это делать. Может быть зря? Это бы позволило быстро и существенно улучшить indoor-покрытие.

Источник: пресс-релиз оператора (в комментах), также рекомендую обзор МТС Huawei ePico 3802B на MForum.ru

Как вам идея? Готовы купить себе домой или в офис фемтосоту МТС?

Британская EE намерена инвестировать в улучшение поддержки голоса

Оператор EE, UK сообщил, что намеревается инвестировать 275 млн фунтов стерлингов в качество и надежность голосовых услуг в 2014 году.

Для этого, в частности, будет проведен апгрейд 11 тысяч сайтов 2G и удвоить емкость 7 тысяч сайтов 3G. Компания уже вела работы над улучшением качества голосовой связи в 2013 году, добившись показателя успешного установления вызовов в 99.2%. И это несмотря на рост числа вызовов с начала 2012 года на 25%.

В 2013 году компания провела апгрейд более 6 тысяч сайтов GSM, что позволило на 50% снизить долю прерванных вызовов. Также была увеличена емкость 1600 сайтов 3G и установлен новый HLR. В 2014 году планируется апгрейд более 5 тысяч сайтов GSM, наращивание емкости еще 5.5 тысяч сайтов 3G и запуск пилотных проектов VoLTE и «голос по WiFi».

В компании ожидают, что переход от CSFB к IMS и VoLTE обеспечит оператору преимущество, как в терминах пользовательского опыта, так и в плане эффективности по цене. В EE внимательно следят за опытом, который получают южнокорейские операторы, внедрившие VoLTE.

Источник: telecom.com

Европе следует наладить использование диапазона 2.3 ГГц под LTE

Исследователи говорят о том, что разрешение совместного использования гармонизированного частотного диапазона 2.3 ГГц, обеспечит преимущества для европейских операторов, которые строят сети LTE. Предоставление европейским сервис-провайдерам доступа к частотам диапазона 2.3 ГГц и прав их совместного использования может помочь сектору заработать 12 млрд евро. Исследование было проведено агентством Plum Consulting по заказу Ericsson, NSN и Qualcomm.

Агентство Plum Consulting выяснило, что частоты диапазона 2.3 ГГц сейчас активно используются в Европе самыми разнообразными способами от любительской радиосвязи до правительственной. Пройдут годы прежде чем можно будет завершить работы по гармонизации диапазона. Вывод исследователей - нужно разрешить совместное использование новых частотных диапазонов (под лицензией LSA - Licensed Shared Access). Это позволит операторам сократить свои расходы на развертывание сетей связи по мере того, как будет расти трафик передачи данных. Ожидаемый экономический выигрыш от использования частот 2.3 ГГц может составить 12 млрд евро.

Диапазон 2.3 ГГц (band 40) стандартизован 3GPP для использования системами TDD LTE. В мире уже действует 11 сетей TDD LTE в этом диапазоне, он является самым востребованным диапазоном для систем TDD LTE, наряду с band 38 (2.5-2.6 ГГц). Диапазон 2.3 ГГц наиболее популярен в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Австралия, Китай, Гонконг, Индия). В России в этом диапазоне действует сеть Вайнах Телеком, кроме того, в нем планирует работать Основа Телеком.

Источники: totaltelecom.com, мой отчет "TDD LTE и системы TDD LTE в мире".  



МОТИВ заявил о планах развернуть сети LTE во всех регионах присутствия

Компания "завершает планирование строительства сетей 4G на всей лицензионной территории" после чего приступит к модернизации сети и установке нового оборудования LTE 1800. Сети будут развернуты  в Свердловской и Курганской областях, в ХМАО и ЯНАО. В течение 7 лет должны будут обеспечены покрытием LTE все населенные пункты регионов с численностью населения от 2 тысяч человек.

Источник: p-66.ru

Популярные сообщения

Желающие следить за новостями блога, могут подписаться на рассылку на follow.it (отписаться вы сможете в один клик). 

Еще можно подписаться на Telegram-каналы @abloud62 @abloudrealtime, где также дублируются анонсы практически всех новостей блога. 

 

Translate