Кризис в автопроме из-за нехватки микросхем вновь дает о себе знать. После ряда закрытий производств в феврале, в марте все продолжилось и не факт, что "рассосется" в ближайшие месяцы. В современных автомобилях можно насчитать от 50 до 150 чипов, а нехватка всего лишь 1-2 из них создает для производителей самые серьезные проблемы.
Brian Kostiuk on Unsplash
Ford
Ford сократит число смен на сборочном производстве Kentucky Truck Plant в Луисвилле и закроет производство Ohio Assembly Plant в Avon Lake на этой неделе. До 29 марта. Кроме того, неделей ранее Ford объявил, что будет продолжать выпуск пикапов F-150 без ряда необходимых частей. Когда необходимые модули станут доступны, компания дооснастит автомобили и передаст их дилерам. В компании говорят о том, что возможности предприятия по выпуску автомобилей сейчас упали на 20%. / eu.freep.com и eu.freep.com; cnbc.com ; driving.ca
GM
Более других страдающая от нехватки чипов GM не намерена открывать два ранее закрытых производства автомобилей, минимум, до середины апреля 2021, а еще одного - до конца марта 2021, ссылаясь на нехватку необходимых микросхем. Напомним, с 8 февраля до середины апреля (!) закрыты такие предприятия компании, как Fairfax Assembly and Stamping Plant в Канзасе (Chevrolet Malibu, Cadillac XT4. Chevrolet Equinox). Также закрыты CAMI в Ингерсоле, Канада (Chevrolet Equinox SUV); San Luis Potosi, Мехико, Мексика (GMC Terrain, Chevrolet Trax) - это предприятие может открыться в начале апреля 2021 года. До конца мая будет остановлено предприятие в Сан-Паулу, Бразилия. / driving.ca ; motor.ru.
Компания планирует временные приостановки сборки на Gravatal factory в Рио Гранде да Сол, в Бразилии.
Кроме того, столкнувшись с нехваткой полупроводников, компания решила продолжать производство без электронного блока управления отключением цилиндров. Пикапы компании "поглупели", видимо, в GM верят в то, что потребителей это устроит. / eu.freep.com
Сборочные предприятия GM в Южной Корее также затронуты нехваткой чипов.
Honda
Honda остановит на неделю сборку автомобилей в США и Канаде на нескольких предприятиях от Охио до Онтарио, где выпускают Accord и Civic. Интересно, что компания отмечает не только нехватку микросхем, но также "суровую зимнюю погоду" и "проблемы с логистикой". Обычно за неделю Honda собирает в США и Канаде до 30 тысяч автомобилей, на этот раз компания их недосчитается. / bloomberg.com
Nissan
Компания временно остановила производство на автосборочных заводах в Смирне, Теннеси, США (Rogue и Altimo); Кантоне, Миссури, США (Murano), Завод 1 в Aguascalientes, Мексика, ссылаясь на нехватку чипов. Ожидается, что выпуск продукции возобновится на следующей неделе. / asia.nikkei.com
Stellantis (Fiat Chrysler Automobile)
Stellantis / Fiat Chrysler Automobile закрывал заводы в Мексике и Канаде, где собирались автомобили марок Jeep, Chrysler и Dodge, но открыл их в феврале. Зато был закрыт Windsor Assembly в Windsor, Канада (Chrysler Pacifica). Интересно, что компания закрывала на время также некоторые другие заводы, ссылаясь на атипичные зимние шторма, которые помешали логистике. А вот задержки с выпуском грузовиков Ram 1500 Classic уже на несколько недель, компания объясняет прежде всего, задержками с поставкой чипов. Производство не остановлено, но на площадках копятся грузовики, которые затем придется дооснащать необходимой электроникой. В Stellantis ожидают улучшения ситуации не ранее второй половины 2021 года.
Toyota
Компания приостановила работу своего автосборочного предприятия в городе Kolin в Чехии на 2 недели с 22 марта, ссылаясь на нехватку чипов. Здесь собирают автомобили Aygo для европейского рынка. / bloomberg.com
Volkswagen
Производитель сталкивается с проблемами настолько серьезными, что возможно приостановит выпуск некоторых моделей автомобилей. Возможно это приведет к сокращению объема их выпуска в 2021 году на 100 тысяч штук. / edition.cnn.com ; reuters.com
Volvo
Компания была вынуждена в феврале 2021 года временно остановить сборку на своих производствах в городе Glent в Бельгии, а также в Бразилии, ссылаясь на недопоставки необходимых чипов. В итоге, по оценкам Deutsche Bank, производитель недосчитается 16 тысяч грузовиков. / reuters.com
Volvo Cars (Geely Holdings, Китай)
Временно закроет или сократит объем сборки на своих производствах в Китае и в США из-за нехватки комплектующих. / reuters.com
Почему так
Первая, но не единственная причина, это меры, которые предпринимали правительства в связи с так называемой пандемией. Ограниченная возможность людей по передвижению ожидаемо привела к снижению заказов на автомобили. Автопроизводители не нашли ничего умнее, чем отменить заказы на микросхемы (отложенный спрос? нет, не слышали). Производители микроэлектроники стали перепрофилировать свои производства на другие виды заказов, заключив договоры с другими заказчиками, благо из-за той же пандемии к их порог стали оббивать сборщики ноутбуков и серверов для ЦОДов.
После того, как ситуация с ограничением на передвижения людей стала "рассасываться", автопроизводители увидели всплеск спроса на автомобили (какой сюрприз! после зимы наступает весна, оказывается) и бросились к производителям микроэлектроники, уверенные, что несут им заказы, в ожидании которых те сидят, затянув пояса, и молят всех известных им богов о возвращении автопрома с его заказами. Но обнаружили, что производственные мощности микроэлектроники заняты на 100%, и что их заказы готовы брать в порядке общей очереди, которая у ведущих производителей простирается на несколько месяцев вперед.
Среди других проблем - временное закрытие производств чипов в Техасе из-за небывалых в этих местах морозах и снегопадов, пожар на производстве Renesas.
Производители комплектующих для автопрома, например, Bosh, также страдают от невозможности приобрести чипы в необходимом количестве и в нужные сроки. / auto.economictimes.indiatimes.com
Не только автопром
От недопоставки чипов начали страдать и другие производители. Забавно, что с этим сталкивается Samsung, компания, которая располагает гигантским собственным производством чипов, а также контрактными мощностями. В компании говорят о том, что разбалансировались спрос и предложение в сегменте микроэлектроники. И что возможно выпуск нового Galaxy Note будет задержан до 2022 года / bbc.com
С тревогой говорит о кризисе с поставками чипов также президент и гендиректор Nokia. По его мнению уже затронуты такие сектора, как телеком, автоматизация, потребительские уcтройства, IoT. Впрочем, что касается самой Nokia, то по заявлению гендиректора этой компании, с какими-то серьезными проблемами она пока не сталкивается, ситуация остается управляемой, но требует постоянного пристального внимания. / cnbc.com
С проблемами из-за недопоставок в нужном объеме или в нужный срок сталкиваются Apple, Sony и другие. Но пока что этим компаниям удается получать то, что им необходимо в приемлемые сроки, не останавливая сборочные предприятия.
В Китае говорят о беспрецедентной нехватке микросхем и необходимости решать эту проблему на мировом уровне. Местное китайское производство чипов, несмотря на десятки миллиардов долларов, вливаемых (да, не очень эффективно) в то, чтобы поднять местное производство "с колен", пока что обеспечивает менее 20% от потребностей страны в микроэлектронике. А тут еще и антикитайские санкции США, которые заметно затрудняют развитие в Китае собственного производства современных микросхем. / shine.cn
Производители микросхем
Мало нам было проблем с нехваткой чипов из-за пандемии и резко вырасшего спроса на ноутбуки и ЦОДы, так еще и производители задают проблем. У японского производителя Renesas на фабрике произошел продаж. А она, как назло, выпускает чипы, используемые Toyota, Nissan и Honda. Теперь работы в одном из зданий Naka Factory будут остановлены на месяц. Это стразу сказалось на курсе акций всех трех автопроизводителей. / ttnews.com
Оценки потерь и прогнозы завершения кризиса
Аналитики AlixPartners из Southfield оценивают потери в виде недополученной выручки в $14,3 млрд по итогам 1q2021 и в $60,2 млрд по итогам года. / bloomberg.com
Аналитики IHS Markit оценивают возможное вынужденное сокращение объемов выпуска автомобилей в 700 тысяч / pandaily.com
В американском подразделении Volkswagen ожидают, что поставки полупроводников нормализуются осенью 2021 года.
Китайское агентство Guotai Junan Securities прогнозирует, что кризис с нехваткой чипов продлится и в 3q2021. / pandaily.com
--