Сеть LTE b20 Билайн замечена в эфире Волгограда

Об этом сообщают нам Ярослав Франк и Александр Боков, которые прислали пруфы этой любопытной информации (см. картинки).

Компания ВымпелКом еще не сообщала о коммерческом запуске сети LTE в Волгоградской области, поэтому речь, вероятно, идет о этапе ее тестирования. Сигнал LTE замечен в диапазоне b20 800 МГц, задействована полоса 5 МГц, которой располагает Билайн в Волгоградской области, так что высоких пиковых скоростей не ждите, зато покрытие возможно будет неплохим.

Билайн LTE в Волгограде


Билайн LTE в Волгограде

Билайн LTE в Волгограде

Билайн LTE в Волгограде   Билайн LTE в Волгограде

Билайн LTE в Волгограде  Билайн LTE в Волгограде

Ранее, в декабре 2014 года были замечены попытки использования компанией диапазона 1800 МГц для сети LTE, но чем они завершились пока не ясно.
У Волгоградской области статус "особенного региона". Здесь до сих пор оказывает услуги оператор эфирного ТВ, использующий частоты b7 2.5-2.7 МГц, что не позволяло операторам "большой четверки" развернуть сети LTE в этом наиболее распространенном в российских сетях LTE диапазоне.
Каждый из операторов выходит из ситуации по-разному, например, МегаФон задействовал в регионе частоты в диапазоне 1800 МГц, но также были замечены запуски баз LTE в диапазоне 800 МГц еще в апреле 2014 года. МТС также предоставляет в Волгоградской области услуги LTE.
Ждем запуска LTE Билайн в Волгограде в ближайшее время?
Кстати, "по агентурным данным" в городе также замечена в эфире сеть LTE 2.5-2.7 компании МегаФон. Нарушают или каким-то образом договорились о запуске?

Скрипты: Николай Никифоров, выступление на годовой расширенной коллегии Минкомсвязи РФ

Просто оставлю это здесь для вас. То, что хотят отжать 3 млрд для латания дыр бюджета даже из Фонда Универсальной Услуги, вполне симптоматично. Впрочем, есть и другие поводы посмеяться или погрустить, читая выступление. В текст добавил подзаголовки для удобства быстрого нахождения нужной темы, в оригинале по ссылке их нет. 


Москва, 24 апреля 2015 года. — Сегодня в пресс-центре международного информационного агентства «Россия сегодня» прошло расширенное заседание коллегии Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, которое традиционно проходит в середине весны. В мероприятии приняло участие более 300 представителей органов государственной власти и руководителей отрасли инфокоммуникаций. Мероприятие открыл заместитель Председателя Правительства РФ Аркадий Дворкович. На коллегии также выступили помощник Президента РФ Игорь Щеголев, заместитель Председателя Государственной думы Федерального собрания РФ Сергей Железняк, Председатель Общественного совета при Минкомсвязи России Андрей Быстрицкий, президент ОАО «Ростелеком» Сергей Калугин, генеральный директор ФГУП «Почта России» Дмитрий Страшнов и генеральный директор Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко. С отчетным докладом выступил глава Минкомсвязи России Николай Никифоров. Приводим полный текст его выступления.




«Уважаемые коллеги!

Хотел бы поблагодарить всех вас за то, что нашли время принять участие в заседании коллегии. Сегодня с нами и представители Администрации Президента, Аппарата Правительства, Государственной думы, члены Совета Федерации, представители субъектов Российской Федерации, те, кто реализует государственную политику в области связи, информационных технологий на местах. Все вместе мы с вами реализуем большой объем задач. Главная цель — повысить качество жизни, обеспечить необходимый экономический рост в тех сферах, которые имеют отношение к работе нашего министерства: связь, почта, информационные технологии, медиаотрасль, электронные госуслуги и большое количество точечных проектов, о которых уважаемые руководители в своих выступлениях тоже сегодня упомянули.

Разрешите начать с отрасли связи. В 2014 году мы продолжили работу над стратегическими проектами: реформой универсальных услуг связи, переносимостью номера, развитием рынка услуг широкополосного доступа в интернет. Отрадно, что усилия России были объективно отражены в конкретных цифрах, фактах и экспертных оценках, прозвучавших, в том числе, в различных международных рейтингах. Основываясь на официальной российской статистике, мы констатируем, что проникновение широкополосного доступа в интернет составляет 58,3%. В качестве одного из докладов, который непосредственно отметил серьезный прогресс Российской Федерации за отчетный период, хотел бы отметить доклад Всемирного банка. Подготовлен отдельный подробный отчет, характеризующий, что сделано в Российской Федерации, какие ключевые стратегические задачи перед нами стоят.

Выступая на различных международных площадках, я очень горжусь тем, что представляю Российскую Федерацию, потому что мы сегодня находимся в безусловных лидерах по масштабу осуществляемых реформ. У нас самая большая по территории страна и при этом самые амбициозные планы. Мы ведем сегодня именно такую агрессивную государственную политику. Мы вошли в список 24 стран мира с наибольшей скоростью доступа в интернет, лидируем по уровню цен на услуги доступа в интернет, сохраняем один из самых низких уровней в мире цен на мобильную связь.

Устранение цифрового неравенства 

В 2014 году мы продолжили работу по устранению цифрового неравенства. Хочу вам напомнить, что здесь, в этом зале, на этой сцене, на прошлой коллегии, 13 мая 2014 года, был подписан десятилетний контракт, который стал основой для реформы универсальных услуг связи. Сегодня это самая крупная телекоммуникационная стройка в мире, по крайней мере, если говорить о подключении малых населенных пунктов.

Более 215 тыс. километров волоконно-оптических линий связи будут проложены в нашей стране. Норма закона прямо предусматривает подключение всех сел с населением от 250 до 500 жителей. Очевидно, что по пути в эти села кабель зайдет во многие другие населенные пункты, где интернета никогда не было, и без этой реформы он никогда бы и не появился.

Потенциал этой реформы — условия для недорогого высокоскоростного подключения к сети для 97% населения. Три оставшихся процента населения проживают в населенных пунктах менее 250 жителей. Это не значит, что там не будет интернета. Наша спутниковая связная программа позволит обеспечить интернет и там.

Хотел бы отдельно отметить важный социальный аспект. Как мне удалось пошутить на одной международной площадке, это было мероприятие Международного союза электросвязи, которое проходило в Дохе, там, в ходе дискуссии про перспективы широкополосного доступа я дал публичное обещание мировому сообществу, что в России доступ в селах 250–500 человек будет дешевле, чем чашка кофе в Европе. Мы спорили с одним европейским коллегой. Это обещание сегодня выполнено. Правительство утвердило базовый тариф за интернет: 45 рублей в месяц или полтора рубля в день за 10 Мбит.

На деле средний чек у оператора будет выше, по той причине, что люди покупают сегодня всегда пакет услуг. Это и современное телевидение, и телефонные услуги. В этом смысле надеюсь, что бизнес Ростелекома как государственного оператора не будет находиться в отрицательной зоне.

Уважаемые коллеги, такие планы у нас заложены на 2015 год. Наш контракт, наш адресный план предусматривает реализацию проекта в 11 субъектах Российской Федерации. Начнется работа в 62 субъектах РФ. Надо отдать должное, что в 2014 году был проведен огромный объем работ по подготовке, проектированию. И сейчас, особенно с учетом сезонного климатического строительного цикла, приступаем к непосредственной их реализации.

О чем хотелось бы сказать. Ведь коллегия должна быть не только отчетным мероприятием, нужно открыто говорить о проблемах. Вызывает серьезную тревогу позиция в рамках оптимизации закона о бюджете, который недавно рассматривался в Государственной Думе.

Нас серьезно тревожит тот факт, что этому подвергается фонд универсальной услуги связи, в который мы, связисты и все граждане, платим 1,2% от своих расходов на связь. Это даже не налоговый сбор. Это отдельный специальный целевой фонд, предусмотренный отдельной статьей Федерального закона “О связи”. Собираем мы с вами в этом году 14,5 млрд рублей — огромную сумму денег. Но на реализацию услуги мы получим меньше. У нас с вами, не побоюсь этого слова, отняли три миллиарда. Пока в проекте бюджета записано, что на реализацию мероприятий пойдет лишь 11,5 млрд. Три млрд пошли на различные другие нужды, которые стоят перед бюджетом страны. Мы как отраслевое министерство будем последовательно отстаивать позицию, что эти средства должны расходоваться исключительно целевым образом. Если мы собрали 14,5 млрд, мы должны выполнить тот огромный объем задач, те публичные обязательства, которые мы взяли перед населением, перед жителями всех малых населенных пунктов в субъектах и реализовывать задачу, не меняя правила игры на ходу.

Мы не сможем выполнить весь объем десятилетних работ, мы не сможем выполнить самую большую стройку в мире, если нас постоянно по ходу этой стройки будут лишать финансирования. Мы рассчитываем на поддержку и депутатов Государственной Думы, и экономического блока правительства. В ходе осенних поправок в закон о бюджете восстановить это временное изъятие 3 млрд рублей и не допускать подобных изъятий в будущем. Это критически важно для проекта.

Хочу также обратить ваше внимание, что речь идет не просто о том, что в деревню приходят интернет, оптика, Wi-Fi. Это возможность через эту оптику подключить все ключевые социальные объекты: школы, больницы, почтовые отделения, библиотеки, органы местного самоуправления. Как можно эффективно управлять регионом, если муниципальное образование или сельсовет, исполком не имеют постоянной надежной связи? Видеоконференцию не сделаешь, информационно-аналитические системы не запустишь, и так далее.

Обращаюсь к коллегам в регионах. Там, куда приходит оптика, просьба поддержать наш проект и нашего оператора тем, что вы обеспечите дополнительный спрос, платежеспособный спрос за эти услуги. Это не бесплатная услуга. За это должны платить соответствующие бюджеты: либо муниципальные, либо региональные.

Мы прокладываем дорогу. Нужно сделать так, чтобы по этим дорогам ездило максимальное количество машин.

Спецпроекты 

Каждый раз я говорю о наших специальных проектах. Они находятся на особом контроле министерства и имеют чрезвычайную значимость. Мы единая страна, но у нас по-прежнему есть целый ряд субъектов Российской Федерации, где проживают не сотни людей и даже не тысячи, а более сотен тысяч наших граждан, где сегодня нет наземного, вообще никакого канала подключения для скоростной передачи информации.

Самый главный проект, который уже находится в стадии реализации, это — подводная оптика через Охотское море: Сахалин — Магадан и Сахалин — Камчатка. У нас есть хорошие новости: проект реализуется, контракт подписан, уже выполнены определенные работы по прибрежной инфраструктуре, рассчитываем, что в июле начнется фаза прокладки кабеля.

Отдельный, пока еще проблемный проект, это Норильск. Мы находимся в стадии поиска правильного проектного решения. Здесь вызов нам бросает природа: это вопрос перехода через Енисей, это очень сложные климатические и геологические условия. Тем не менее, “Норильский никель”, “Ростелеком”, многие другие заинтересованные структуры, местные власти мы все находимся в поиске правильной схемы технической реализации и финансирования этого важнейшего проекта. Около 180 тыс. жителей ждут его реализации. И мы это обещание обязательно исполним, каких бы усилий это не потребовало.

Кроме того, на стадии ожидания финансирования находится проект по подключению Курил. Расчеты проведены, все это есть в проекте соответствующих программ. При соответствующей поддержке это может быть реализовано. Это также критически важно для нашей страны.

Если мы реализуем те спецпроекты, которые приведены на слайде, у нас с вами останется один-единственный субъект Российской Федерации, не имеющий такого подключения — Чукотка. Но даже там у нас есть определенные задумки. Не будем забегать вперед, мы сделаем все возможное, чтобы в рамках работы нашей команды министерства и Анадырь также получил наземную высокоскоростную оптику. Тогда мы скажем, что все субъекты Российской Федерации подключены на должной скорости.

Мировые рейтинги и место России 

Уважаемые коллеги, позволю себе кратко остановиться на положении России в мировых рейтингах, имеющих отношение именно к связному блоку вопросов. Мы входим сегодня в десятку стран с самым высоким уровнем доступности услуг широкополосного доступа. Это составляющие «Индекса готовности к сетевому обществу Всемирного экономического форума». По доступность услуг сотовой связи — 25-е место в мире. По показателю индекса развитости информационно-коммуникационных услуг нам удалось достичь 41-й позиции. Рост на 9 позиций относительно прошлого года. И отдельно подчеркну, это самое высокое место из всех стран БРИКС. В контексте, того что 2015 год — год БРИКС под председательством России, мне кажется, это тоже имеет серьезное значение.

Технологическая нейтральность и LTE

Эффективным инструментом для того, чтобы решать проблему цифрового неравенства стала технологическая нейтральность. Мы были впечатлены, как операторы воспользовались этой нормативной регулятивной возможностью, и с каким темпом они разворачивали свои сети. Эта возможность сегодня существует в диапазонах 450 МГц, 900 МГц и 1800 МГц. Это уже реализовано в 77 субъектах Российской Федерации.

Кроме того, отмечу высокий темп роста количества базовых станций новейшего стандарта связи LTE. Конец 2014 года — 42 тысячи базовых станций LTE. Рост за год — пять раз: с 12,4 тыс. В 2012 году их было всего 2247. Вот такими темпами сегодня в мире и в России идет внедрение самых современных технологий связи. Не будем сбавлять темпы.

Если посмотреть обратную связь с гражданами, потребителями услуг, действительно, технология LTE и требования покрытия, справедливое требование высокоскоростного мобильного интернета сегодня присутствует практически в каждом обращении.

Изменение принципа платы за частоты 

Важно, что развитие инфраструктуры связи невозможно без соответствующего диалога между регулятором и представителями отрасли. Важны реформы, важны изменения в нормативных актах, которые оптимизируют затраты и позволяют снижать издержки, делать больше за те же деньги для наших жителей. Из важных внедренных новелл хотел бы отметить внедрение нового принципа платы за радиочастотный спектр, когда плата осуществляется за территорию, на которой осуществляется работа, а не за количество базовых станций. Раньше как будто мы наказывали оператора, который хотел оказывать более качественные услуги и ставил больше базовых станций. Больше ставишь базовых станций, больше платишь. Сейчас мы смогли развернуть эту ситуацию наоборот.

Совместное использование инфраструктуры и частот 

Кроме того, в контексте той ситуации экономической турбулентности, в которой оказалась наша страна, огромное значение имеет разрешение на совместное использование инфраструктуры связи, а в дальнейшем и радиочастот. Соответствующие нормативные акты были приняты и операторы уже этим воспользовались. Мы были снова приятно удивлены, с какой скоростью были подписаны соглашения о совместном развитии сети между крупнейшими федеральными операторами.

Для защиты интересов администрации связи России на международном уровне были утверждены Постановлением Правительства РФ соответствующие правила проведения в РФ работ по международно-правовой защите присвоения радиочастот. Специалисты, присутствующие в зале тоже знают, какое значение имеет эта работа.

Экономические показатели 

Хотел бы кратко остановиться на некоторых экономических показателях. Отрасль связи сегодня — третья отрасль по объему оказываемых услуг населению после ЖКХ и услуг транспорта. Связисты это примерно такой же объем оказываемых услуг, как транспорт. Мы там идем практически рядом.

Тем не менее, мы сегодня констатируем определенное замедление темпов роста доходов. Здесь приводим как некий аргумент сумму доходов трех крупнейших федеральных операторов сотовой связи. Это говорит о том, что насыщение рынка произошло, и сегодня, в том числе, за счет правильной регуляторики, мы должны биться за качество, за повышение эффективности, рентабельности, оптимизации издержек, которые позволят нам осуществлять дальнейшие инвестиции в развитие инфраструктуры.

MNP 

Переносимость мобильного номера стала услугой, которой воспользовалось 1,3 млн абонентов. Темпы использования услуги потихоньку начинают возрастать. Если в 2014 году за день в среднем переносилось 2,5 тыс. номеров, в 2015 году — уже 3,5 тыс. номеров переносится. Услуга важна самим фактом своего существования, а не количеством перенесенных номеров, потому что это усиление конкуренции. Это возможность голосовать рублем, чтобы конкретный абонент имел возможность забрать свой номер с собой и перейти к тому оператору, кто окажет лучшие по качеству услуги за меньшие деньги.

Мы не планируем отдельных мероприятий по популяризации переносимости номера. Считаем, что эта услуга уже хорошо себя зарекомендовала. Видим это и по крупнейшим тендерам. Будем и впредь придерживаться принципа развития конкуренции во всех сферах оказания и услуг связи и многих других отраслей, за которые отвечает наше министерство.

Уведомительный порядок запуска объектов связи 

Мы давно говорили о том, что необходимо значительно сократить расходы на строительство сетей связи и сроки их ввода в эксплуатацию. Очень часто здесь именно сроки имеют даже большее значение. Это позволил сделать разработанный в 2014 году приказ Минкомсвязи, который облегчает запуск сетей связи. Ключевым изменением в требовании стало то, что объекты связи вводятся в эксплуатацию в уведомительном порядке. Это позволяет ускорить развитие сетей, в том числе на тех самых малодоступных территориях.

Попытка защиты абонентов от изменения ТП операторами

Постановлением Правительства РФ №1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи» мы утвердили целый ряд новаций. Среди них хотел бы отметить возможность абонентов менять тарифный план, состав оказываемых услуг, условия договора, которые могут производиться через так называемый личный кабинет или другие инструменты современного электронного взаимодействия. Также новые правила установили обязанность операторов как подвижной, так и фиксированной связи, не менее чем за 10 дней уведомлять абонента об изменении тарифов. Раньше это была некая серая зона. К сожалению, мы сталкивались по обращениям граждан с целым рядом фактов такой не вполне добросовестной работы в этой части.

Спутниковая связь 

Минкомсвязь России уделяет большое внимание развитию спутниковой группировки. По ленте новостей вы можете видеть информацию о тех успешных запусках, которые у нас происходят в последнее время. Предстоит запуск еще двух спутников. В целом стратегическую задачу, которую мы ставим перед Россвязью, перед ФГУП “Космическая связь”, да и в целом перед отраслью, которая представлена как минимум еще одним оператором — “Газпром космические системы”, — значительное увеличение количества российских спутников на геостационарной орбите. Да и не только на геостационарной. Мы считаем, что спутниковая связь — это стратегическое перспективное направление, которое может работать по принципам эффективного инвестиционного подхода. Проще говоря, без бюджетных средств, при правильных рыночных тарифах, при разделении ответственности между производителем спутника и оператором, который позволит правильным образом страховать риски и быть эффективными.

Сегодня Российская Федерация занимает 14-е место. Это недостойная позиция для такой космической державы, как Россия. На первых позициях вы можете увидеть конкурирующие космические державы, например, такую страну, как Люксембург, который занимает первое место на мировой арене.

Я считаю, что Российская Федерация с ее космической программой должна выйти в лидеры. Вы знаете, что новая редакция Федеральной космической программы сейчас обсуждается, активно идет стройка космодрома Восточный, все это должно быть основой для лидерства нашей страны. Мы сделаем все возможное, чтобы вернуть свою позицию в пятерку лидеров по объему спутников на орбите, по объему оказываемых услуг. Это потребует тесного международного сотрудничества, совместной проработки различных спутниковых позиций, привлечения не бюджетного, а долгового финансирования для работы спутниковых операторов и принципиально новых принципов производства спутников, их запуска, гарантий их работы и так далее. Это большая, сложная, интересная работа, которая нам еще предстоит.

Госуслуги и электронное правительство

Расскажу, как развитие услуг связи способствует развитию других отраслей. Аркадий Владимирович Дворкович в своем выступлении большое внимание уделил вопросам оказания электронных услуг и электронного правительства.

В 2014 году утвержден план мероприятий по реализации “Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде”. Такое сложно название сводится к одному простому принципу. Нужно сделать так, чтобы получение госуслуг для граждан было максимально простым и удобным. Чтобы оно было не сложнее, чем покупка авиабилета на самолет. Здесь никуда не нужно ходить, можно все сделать через интернет, заплатить, выбрать удобный рейс, место в самолете и так далее. Минимум посещения государственных органов, минимум предоставляемых бумаг, минимум потраченного времени.

Звучит все просто, но когда мы идем широким фронтом, не удается, в том числе нашим коллегам из федеральных органов власти, сфокусироваться на приоритетах. Согласно статистике, 80% всех фактов оказания услуг в стране связано всего лишь с 35 видами услуг. Из них 20 региональных и муниципальных и 15 федеральных. Это вопросы регистрации прав на недвижимость, вопросы, связанные с различными социальными аспектами, налоговыми аспектами и так далее. Все эти услуги выделены непосредственно в концепции, по всем идет подготовка конкретных планов.

Зачастую на наших заседаниях Правительственной комиссии, подкомиссии мы говорим даже о том, чтобы из плана перевода услуг в электронный вид исключать некоторые экзотические услуги, объем оказания которых делает их полноценный перевод в электронный вид нецелесообразным. В качестве примера приведу услугу по лицензированию космической деятельности, услугу по включению в реестр нефтеперерабатывающих заводов, выпас скота на приграничных территориях. Вообще, в нашей стране различных видов государственных региональных и муниципальных услуг очень много.

Смысл концепции в том, что мы хотим сделать все возможное, включая принципиальное изменение самих процедур оказания услуг, включая изменение базовых федеральных законов по 35 видам услуг. Таким образом, мы на 80% обеспечим наших граждан гарантированно качественным сервисом на высоком уровне.

Очевидно, что от субъекта к субъекту тоже есть разный регламент, разные процедуры, разные нормативные документы. Но с точки зрения гражданина Российской Федерации мы хотим, чтобы было единое поле, единое пространство, единый формат получения услуг. В качестве примера хочу привести такую популярную социальную услугу, как запись ребенка в детский сад. Эта услуга региональная. Сегодня 83 субъекта подключено. Надо еще полностью завершить работу по двум регионам. В каждом регионе она оказывается отдельно. Но мы создали систему под условным названием “концентратор услуги”, когда любой гражданин страны может взаимодействовать с любым регионом через одно окно, не вдаваясь в детали или различие наших регламентов и административных процедур. В каком-то смысле нам этот путь предстоит пройти по всем 20 видам региональных и муниципальных услуг. Призываю коллег из регионов к режиму открытого взаимодействия.

Значительно растет количество зарегистрированных пользователей Единого портала госуслуг. Если быть точным, пользователей Единой системы идентификации и аутентификации. Мы видим, какая динамика роста — почти в два раза за 2014 год. План на 2015 год — 23 млн граждан. Из них по итогам первого квартала уже с 13 млн мы выросли до 15. Каждые шесть секунд в стране регистрируется новый пользователь. Но этот темп должен наращиваться, потому что, уважаемые коллеги, мы все несем ответственность за выполнение ключевого показателя, который установил президент нашей страны в своем указе №601 от 7 мая 2012 года. 70% граждан должны пользоваться госуслугами в электронном виде в 2018 году. В соответствии с этим нужно определить планы для каждого региона, территории, федерального округа. Мы все работаем на эту задачу. Она имеет очень большое значение.

У нас также изменились принципы регистрации на Едином портале госуслуг: появилась упрощенная регистрация. На наш взгляд, это очень важная инициатива, которая позволяет быстро, буквально в течение нескольких секунд стать клиентом электронных госуслуг. Появилась необходимость, человек попал на портал, тут же зарегистрировался по своему номеру мобильного телефона или адресу электронной почты. Это позволяет в последующем заполнить все дополнительные поля, пройти дополнительную проверку, вплоть до идентификации личности в отделении почтовой связи, офисе Ростелекома. Мы видим, что подтвержденных регистраций сегодня больше — 62%. 9,2 млн наших сограждан прошли весь путь, чтобы получить весь набор услуг. Упрощенная регистрация дает лишь усеченный набор, но тем не менее, действительно вовлекает наших граждан в большую армию пользователей Единого портала государственных услуг. Нужно нам эту работу с вами продолжать.

Объем оказания услуг тоже вырос, считаем эти цифры недостаточными. Требуется дополнительная популяризация и повышение эффективности самих процедур по электронному оказанию услуг.

Новых услуг появилось 144. Считаю, нам важно гнаться за качеством, а не за количеством. Выверенные 35 услуг позволят действительно обеспечить основной объем предоставления их в электронном виде.

Хотел бы также обратить внимание на очень важные цифры, опубликованные Росстатом, по результатам свежего исследования. Оно носило масштабный характер. Было опрошено около 52 тысяч граждан во всех регионах РФ. Есть социально-демографический разрез, возрастной состав и так далее. Все эти данные опубликованы на сайте Росстата. Призываю всех детально их изучить. С коллегами из регионов мы эту работу уже проводили. В том числе, здесь есть ключевой показатель в контексте указа Президента. Сегодня 35,2% граждан России — те, кто пользуется теми или иными госуслугами — использовали различные способы получения услуг в электронном виде.

Не может не беспокоить серьезный разрыв между регионами-лидерами и теми регионами, которые находятся в конце этого рейтинга. Я это воспринимаю и как критику в свой личный адрес, считаю, что мы должны усилить работу в тех регионах, кто идет ниже планки 35% и особенно по тем регионам, где цифры крайне низкие. Мы должны продумать целевой комплекс мероприятий, чтобы эту проблему решить. Это может быть, что угодно: оргработа на местах, мероприятия по популяризации, информационные кампании, информационные кампании, привязанные к местам оказания услуг. Мы должны рассказать жителям об этих возможностях. Жители в этих регионах не знают, что эти возможности есть.

Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)

Хотел бы также отметить серьезные темпы развития Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Миллиард запросов за 2014 год. Рост составил 400%. Готовится к запуску новая версия СМЭВ 3.0. Есть пилотные регионы. Смысл задачи прост: мы хотим уйти от унаследованных проблем — перегрузки, неработоспособности сервисов. Все это позволит в итоге обеспечить максимально эффективное взаимодействие в электронном виде. Это значит отказ от бумаг, повышение скорости, переход к той самой “Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде”.

В качестве примера тех масштабных реформ, которые реализует государство на основе электронного взаимодействия, не могу не отметить проект по совершенствованию таможенного администрирования. Именно благодаря СМЭВ мы смогли оптимизировать работу и взаимодействие по документам работу 25 ведомств. Через эту единую систему уже прошло 7,5 млн запросов. Это востребовано, это действительно платформа, основа, технологический фундамент для любых административных процедурных реформ в стране. СМЭВ нужно использовать. Давайте будем это учитывать в нашей работе.

Для нас всегда очень важна внешняя независимая оценка проводимой нами работы. С точки зрения мониторинга качества оказания госуслуг эту работу осуществляет Министерство экономического развития. На слайде приведены конкретные цифры и факты по федеральным и региональным услугам. Эти цифры должны стать основой для глубокого изучения тех проблем, которые сохраняются при предоставлении конкретных услуг. Динамика хорошая, плюс 40% прироста за год. Это хорошо, но база, с которой мы стартуем, очень низкая. Сегодня мы с вами работаем на два с половиной, а должны работать на “пять”. Мы это отдельно разбирали на заседании подкомиссии. Знаем лидеров, знаем отстающих. Здесь должна быть жесткая непрерывная работа. К сожалению, есть целый ряд федеральных органов власти и региональных структур, которые существенно отстают по предусмотренным ранее срокам реализации концепции перевода услуг в электронный вид. Контроль будет жесткий, Аркадий Дворкович сегодня уже об этом сказал, у нас было с ним отдельное совещание на эту тему. Прошу всех максимально мобилизоваться и усилить работу в этом направлении.

Электронные торги. Система Независимый регистратор.

Есть также отдельные направления, которые нужно отметить. Запускается система “Независимый регистратор”. Российская Федерация сегодня одна из самых электронноторгующих стран в мире. Почти ни в одной стране мира нет такого количества электронных торгов, не реализуется такого количества закупочных процедур. По Федеральному закону №223 на 17,7 трлн рублей закупают компании с госучастием, по Федеральному закону №44 — на шесть трлн рублей. 223-й закон совсем либеральный. Мы часто сталкиваемся с обращениями и часто работаем вместе с правоохранительными органами, когда сталкиваемся с фактами мошенничества.

Нередко недобросовестные мошенники подтасовывают те или иные факты. Система “Независимый регистратор” полностью исключает такую возможность. Даже если мы на полпроцента повысим эффективность этих закупок, простая арифметика покажет, какой огромный эффект будет иметь эта работа для экономики страны и бюджета. Работа уже началась, система работает. Рассчитываем, что 2015 год будет переломным с точки зрения повышения эффективности этих процедур. 

ГИС ЖКХ

Также не могу не остановиться на такой популярной услуге, которая касается всех без исключения, это набор услуг, связанный с жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ). Принят отдельный федеральный закон. В стране 50 млн домохозяйств и как минимум каждый месяц мы с вами получаем счет-фактуру. Это перечень оказанных услуг, сколько оплачено, сколько начислено, какие тарифы. Казалось бы, банальная информация и процедура, но здесь точно не хватает порядка.

Наша задача на федеральном уровне гарантировать каждому жителю, каждому представителю домохозяйства гарантированную возможность получение этой информации в электронном виде, возможность ее независимого, а, значит, неизменяемого гарантированного хранения, и возможность взаимодействия, в том числе, с управляющими компаниями для того, чтобы защитить свои права.

Это объективно одна из востребованных услуг. “ГИС ЖКХ” идет по стране: подписываются соглашения, начинаются пилотные проекты. 2015 год здесь будет переломным. Работу мы ведем совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. У нас создана отдельная рабочая группа. Это действительно проект федерального масштаба.

Реализацию всех этих инициатив позволяет нам осуществлять работа соответствующих коллегиальных органов. Как вы знаете, Правительственную комиссию по информационным технологиям возглавил Дмитрий Анатольевич Медведев, состоялось четыре заседания за отчетный период. Есть соответствующая подкомиссия по электронным госуслугам, которая проходит под председательством Минкомсвязи, состоялось 14 заседаний в режиме видеоконференцсвязи. Было рассмотрено 80 вопросов, утвердили 34 документа. В таком же темпе будем продолжать работу и в этом году.

Проекты, связанные с качеством госуправления 

Разрешите остановиться на информационных системах и проектах министерства, связанных с качеством госуправления. Это опять вопрос законодательства. Все инициативы мы реализуем сообща с коллегами-законодателями. Приняты в первом чтении изменения в закон об электронной подписи. Роль электронной подписи в условиях информационного общества продолжает возрастать.

Целый ряд демонополизирующих моментов: это и запрет ограничения сферы применения квалифицированной электронной подписи (КЭП). Многие жалуются, что на каждый отдельный случай нужно получать отдельную электронную подпись, то есть платить отдельные деньги. Закон позволит нам эту проблему снять. Он также рассматривает вопросы использования КЭП на мобильных устройствах. Также усиливается ответственность удостоверяющих центров.

Отдельный блок работы министерства связан с координацией расходов других органов власти. Огромный масштаб работы, особенно в условиях постоянного сокращения бюджетного финансирования. Через нас проходят так называемые планы информатизации каждого федерального органа власти (ФОИВ). Мы рассмотрели 576 документов. Было одобрено 430 планов на 60 млрд рублей. На сумму 138 млрд рублей эти планы были отправлены на доработку. Эти цифры дают определенную оценку масштабу реализуемых проектов.

Если говорить о структуре расходов ФОИВ, видим, что в 2014 году на приоритетные направления внедрения инфокоммуникационных технологий удалось направить 21 млрд рублей. Из них почти 12 млрд на повышение качества предоставления госуслуг, 6,8 млрд — на повышение эффективности деятельности госорганов, 2,3 млрд — на повышение уровня открытости органов госвласти.

Основную базу расходов составляют эксплуатационные затраты. Это около 70% всех расходов, и оптимизация этих эксплуатационных затрат должна стать важнейшим приоритетом. Одной из идей, которая рассматривается в рамках оптимизации, является проект по единой сети передачи данных для госорганов.

С 1 января 2015 года у федеральных органов появилась возможность принять решение работать в рамках этой единой сети передачи данных. Объединение потребностей госорганов позволяет в конечном итоге оптимизировать расходы, увеличить объем оказываемых услуг. Ряд госорганов уже ежегодно переключают до 10% своих объектов без увеличения стоимости контрактов.

Электронный паспорт

Большие надежды мы питаем к проекту внедрения электронного паспорта. Основой является тот набор российских технологий, которые используются в биометрических паспортах нового поколения с бесконтактными микрочипами. Уже почти 400 тысяч паспортов выдано. Но нельзя останавливаться на достигнутом. Нужно идти на полноценную реформу и отказываться от бумажного общегражданского паспорта. Его должен заменить современный электронный документ с соответствующими степенями защиты, как физического носителя, с соответствующей электронной начинкой, который каждому жителю дает возможность безгранично использовать весь набор электронных услуг, который он захочет. Проект этот мы развиваем вместе с коллегами из Федеральной миграционной службы, ждем определенных решений, чтобы приступить к фактическому пилотированию.

Связи и спорт
Отчетный период для нас ознаменовался проведением Олимпиады, годом ранее проводилась всемирная Универсиада, теперь готовим инфраструктуру связи и информационные системы к Чемпионату мира по футболу 2018 года. В этом году уже планируются мероприятия, по которым проведена соответствующая работа. В апреле 2015 года была утверждена концепция, на ее основе будем разворачивать свою работу.

Наша задача в условиях ограниченных бюджетных средств, максимального переиспользования всех технологий, которые уже были разработаны и апробированы на предыдущих мероприятиях, достойно держать высокую планку по качеству услуг связи и надежности инфокоммуникационной инфраструктуры на ЧМ-2018.

Евразийский экономический союз

В рамках Евразийского экономического союза проводится работа по созданию интегрированной информационной системы, которая увязывает между собой процессы взаимной и внешней электронной торговли всех участников союза. Без этой системы вряд ли возможна полноценная реализация всех государственных процедур в рамках этого непростого периода объединения.

Единое экономическое пространство должно быть основано на самых современных технологиях, и наше министерство вместе с соответствующими профильными ведомствами из членов союза эту работу ведет. Это и контроль перемещения товаров, транспортных средств через таможенную границу и так далее. Это такой межстрановой СМЭВ с системами электронного взаимодействия внутри каждой из стран.

Единая система управления кадровым составом

Начинает свою работу Единая система управления кадровым составом. К ней подключится ряд пилотных ведомств. Внедрение системы продолжается. Это можно считать началом внутреннего интранета для ФОИВ. Все мы знаем, какой масштаб в РФ имеет государственная муниципальная служба. Важно, чтобы эта работа была основана на самых современных технологиях.

В своем отчетном выступлении в Государственной думе и на заседании Правительства Председатель Правительства Дмитрий Анатольевич Медведев обозначил приоритеты правительства и даже выделение дополнительного финансирования субъектам РФ на завершение программы по строительству детских садов и школ. Чтобы всем этим эффективно управлять и региональному, и федеральному правительствам важно пофамильно знать весь контингент обучающихся в различных учреждениях, четко планировать, в какой год и где возникнет та или иная потребность. Основываться не на обобщенных стандартах, а на данных первичного учета.

Разработана соответствующая концепция. Работа продолжается и будет реализовываться как некий интеграционный проект.

Электронный документооборот

Активно развивается электронный документооборот. 70% исходящих документов из Минкомсвязи России, в том числе, в Аппарат Правительства, отправляются в электронном виде. Ряд ФОИВ и регионов находятся в пилоте. Всем ФОИВ нужно в рамках соответствующих планов информатизации обеспечить приоритет этой работы. Странно сегодня документы в Белый дом отвозить на бумаге. Это необходимо делать для архива, но не в рабочем режиме. Все это должно быть электронным. Будет электронным, значит, будет быстрее доходить, значит, более четко будем реализовывать те задачи, которые перед нами ставит руководство.

Региональная информатизация. 29 декабря 2014 года утверждена новая концепция. Эта концепция — лишь некий набор предложений по развитию. Для наших коллег в регионах это возможность прийти к губернатору, потребовать дополнительного финансирования. В условиях общей сложной ситуации с бюджетом очень часто информационные технологии (ИТ) оказываются в зоне якобы не приоритетных направлений. Хочу с этим категорически не согласиться. Именно ИТ являются основой всех реформ повышения эффективности госуправления.

Региональные программы информатизации

Концепция региональной информатизации должна использоваться в качестве основы для обоснования региональных программ информатизации. Мы ежегодно продолжаем поддерживать субъекты соответствующими субсидиями. В феврале 2014 года 61 субъект РФ у нас получил субсидии более 1 млрд рублей. Сейчас прошел очередной этап. Считаем эту работу крайне важной. Используйте наши субсидии для того, чтобы увеличивать объем регионального финансирования, отстаивайте свою позицию.

Поддержка ИТ в России

Информационные технологии. Россия по праву может отнести себя к державам, которые обладают полным набором ИТ. Такие страны в мире можно пересчитать по пальцам. Мы работаем над тем, чтобы сделать условия ведения ИТ-бизнеса в России максимально привлекательными. Сегодня у нас действуют низкие ставки по страховым взносам для ИТ-компаний от 7 человек. Планка была снижена до 14,2%. Мы сразу увидели значительную активизацию, получили почти 1800 новых запросов на аккредитацию. Уже почти 4600 компаний получили эту аккредитацию. И только за 2014 год сумма доходов аккредитованных компаний превысила 300 млрд рублей, средняя зарплата сотрудников составила 84 тыс. рублей в месяц. Очевидно, что это в разы больше, чем в среднем по РФ. И говорит о том, что это серьезная точка для правильного, сбалансированного, наукоемкого роста нашей экономики.

Эту работу нужно обязательно продолжать. Мы находимся в непростой дискуссии с социально-экономическим блоком Правительства, отстаиваем позицию, что эти пониженные ставки должны сохраняться, что они являются, по сути, оборотным налогом на ИТ-отрасль. Потому что доля фонда оплаты труда в нем максимальна. Показатели экономического роста и зарплаты должны быть основой нашего обоснования для сохранения этих льгот.

Значительно удалось совместно с коллегами из Министерства образования и науки увеличить число бюджетных мест для ИТ-специалистов в вузах. Отрадно, что нам удается это сделать второй год подряд. В 2014 году было 25 тыс. мест, а в 2015 году — уже 43 тыс. Каждый год будет выпускаться такое количество специалистов. И хотя количество не заменяет качество, такое увеличение контрольных цифр приема на 30% каждый год — это весьма впечатляющий результат.

ИТ и образование

2014 год также стал годом проведения самой масштабной образовательной акции в области ИТ. Нам удалось вовлечь 70% школьников страны в “Час кода”, когда в игровой форме даже самые маленькие дети могли попробовать себя в роли начинающего программиста, запрограммировать поведение виртуального живого существа в лабиринте. Планируем развивать эту акцию. Более того, перед ИТ-компаниями мы поставили задачу превратить ее в настоящую виртуальную школу, когда ведущие технологические лидеры интернет-индустрии при программировании могли бы в дистанционном режиме готовить определенный набор онлайн-уроков.

Масштаб вовлечения школьников впечатляет. В рамках этой акции более 5 миллионов школьников приняли в ней участие. Представляете, какой потенциал для роста ИТ-индустрии. Нужно обязательно усиливать это направление.

ИТ и технопарки

В 2014 году мы завершили, наконец, фазу строительства всех технопарков в сфере высоких технологий в рамках соответствующей федеральной программы. Строили долго, сложно. Любая стройка в России — целое происшествие. Наша стройка полностью завершена. Ряд технопарков был построен раньше и уже смог показать свою чрезвычайную эффективность.

В 2014 году только по введенным до этого технопаркам выручка превысила 40 млрд рублей, рост составил 30% в год. Общая площадь по итогам реализации программы составила 411 тыс. метров. Уже работает 775 компаний, почти 19 тысяч специалистов. Треть объема площадей мы ввели в декабре 2014 года. Поэтому потенциал роста, как минимум, у нас есть из объективных показателей квадратных метров, да еще и к этому добавился органический рост отрасли. Инвестиции из федерально центра составили 13 млрд рублей, субъекты вложили 17 млрд рублей. Пожалуй, это одна из самых эффективных программ по созданию рабочих мест из средств федерального бюджета.

Импортзамещение и планы Минкомсвязи

Аркадий Владимирович Дворкович упомянул о планах импортозамещения. Игорь Олегович Щеголев четко обозначил роль РФ на международной арене как некоего законодателя по пересмотру сложившихся подходов к тому, как развивались информационные технологии.

Наша позиция проста: мир находится в монополизированном состоянии. ИТ-отрасль, отрасль программного обеспечения монополизированы одной страной и несколькими компаниями. Нет ничего удивительного, что Еврокомиссия возбуждает сегодня масштабные антимонопольные дела. Такие дела возбуждаются и в РФ. Эту проблему разделяют большинство стран мира, все страны блока БРИКС.

Только в 2015 году я лично побывал в Индии, Китае, Бразилии, где поговорил с моими коллегами, министрами. В ближайшее время планирую поездку в ЮАР. Все разделяют эту повестку. Мы хотим сделать так, чтобы ИТ-отрасль и отрасль программных продуктов была конкурентна, при этом мы против полных запретов. Нужно говорить не языком санкций — это не наш подход, нужно идти путем завоевания рынка за счет поддержки своих производителей.

План импортозамещения Минкомсвязи состоит из трех блоков. Первый — прямая финансовая поддержка государства не требуется. Есть целый ряд направлений, где компании без господдержки сами смогли добиться впечатляющих результатов. Второй блок проектов — системное базовое программное обеспечение (ПО). Здесь необходима коллективная разработка ПО. Ни одна компания, ни одна страна, даже страна БРИКС, не сможет это сделать в одиночку. Мы сможем сделать это только сообща. Роль правительств должна быть в том, что мы должны предоставить гранты разработчикам. Мы против поддержки отдельных компаний. Компании должны сформировать свое сообществ, они сами должны принимать решения. Это то, что называется саморегулируемой организацией (СРО). Эта СРО должна быть международной. В таком режиме мы планируем поддерживать разработку мобильных операционных систем, серверных операционных систем, систем управления базами данных, офисных приложений.

Эта работа уже начинается. Минкомсвязь России отстаивает необходимость выделения грантов со стороны Правительства, которые пойдут на компенсацию заработных плат российских программистов, которые остаются работать в своих компаниях. Просто какое-то время они посветят такой коллективной разработке. Не только страны БРИКС хотят в этом участвовать. Интерес к этой разработке уже обозначают многие другие страны. Уверен, что это будет масштабный мировой проект, где РФ будет находиться у истоков. Посмотрите наш план импортозамещения и присоединяйтесь к работе, мы готовы к диалогу.

Развитие медиаиндустрии

Развитие медиаиндустрии. Мы отмечаем, что практически 83% жителей страны имеют доступ к 10 эфирным каналам в цифровом качестве — это “первый мультиплекс”. 49% имеют доступ и к первому и ко второму мультиплексу. Это уже 20 каналов в сумме. 60% населения имеют возможность приема ТВ в режиме высокой четкости. Это очень быстро стало отраслевым стандартом и неотъемлемой частью требований жителей нашей страны.

Значительно удается повышать долю детских и юношеских образовательных программ. В июне 2014 года вышел в эфир отдельный детский отечественный канал.

14 тысяч часов эфирных ТВ-программ были снабжены скрытным субтитрированием. Эти ключевые инициативы в соответствии с утвержденными планами мы продолжим реализовывать и в дальнейшем.

Интернет 

Интернет — это не просто средство получения информации, это огромная роль интернет-экономики. Было создано 1,2 млн рабочих мест так или иначе с участием интернет-индустрии как базовой инфраструктуры. В 2014 году рост на 100 тысяч. 6,7 трлн рублей — объем интернет-зависимых отраслей. 1,6% ВВП нашей страны — триллион рублей — объем рынков, непосредственно связанных с интернетом, с электронными платежами.

Отдельно констатируем результаты применения законодательных инициатив, связанных с борьбой с интернет-пиратством. На 4 млн человек выросло число покупателей легального контента. Наша цель — 30 млн потребителей легального контента в 2018 году.

Печатные СМИ

Резонансным был вопрос отказа от субсидирования со стороны федерального бюджета доставки печатных СМИ. Была очень тесная работа издательского бизнеса, наших почтовиков, хотел бы поблагодарить стороны за конструктивные взаимодействие в этот непростой период. Мы создали отдельный экспертный совет по региональным СМИ. Нам удалось сохранить тарифы на доставку на уровне 2014 года, снизить пороговый тираж для получения скидок, в первом полугодии 2015 года вместе смогли остановить падения тиражей. Это было непросто, мы планируем и дальше наращивать объем усилий.

Хотел бы анонсировать один из ИТ-проектов в этой сфере— онлайн-подписное агентство. Раньше мы часто слышали про целую сеть посредников, которая опутывала “Почту России” и не давала издателям работать с ней напрямую, со следующего сезона подписки “Почта России” открывает полноценный онлайн-инструмент в режиме “бизнес-ту-бизнес” для того, чтобы каждый издатель мог напрямую с почтой вести свои дела. Они смогут напрямую определять, где, куда, что доставляется, заключать прямой контракт, видеть прямые прозрачные тарифы, и делать все в автоматическом электронном режиме. Честные правила игры также позволят поддержать рынок печатных СМИ.

Отдельное внимание мы уделяем вопросам распространения печатной прессы. Значительно были утрачены позиции сети распространения во многих регионах, тем не менее, сегодня хочу поблагодарить регионы-лидеры, где выполняется или даже перевыполняется норматив — один киоск на 1500 жителей.

Медиаграмотность

Есть отдельный показатель в рамках нашей программы информационного общества медиаграмотности. Медиаграмотность это — умение пользоваться поисковыми системами, возможность отличить достоверную информацию от информации из недостоверных источников, знание систем родительского контроля и так далее. Сегодня доля медиаграмотности на уровне 20% — пятипроцентный рост по отношению к прошлому году. Но шаг за шагом нужно наращивать этот показатель.

И о Почте 

Уважаемые коллеги, разрешите перейти к блоку развития почтовой отрасли. Она находится в активной фазе реформ. Утверждена стратегия развития ФГУП “Почта России”, концепция развития почтовой связи, в первом чтении принят Федеральный закон “О почте”. Сейчас мы находимся в стадии работы с законом на площадке Государственной думы для того, чтобы вывести его на второе чтение.

Но судить нужно не по наличию тех или иных нормативных документов, а по объективным показателям. Мы видим двукратный рост объема международных посылок, которые поступают в нашу страну. Вы помните, в каких условиях принимались в том числе и кадровые решения по этому предприятию. Это был практически полный коллапс на международном направлении, когда мы на несколько дней были вынуждены закрывать прием посылок в РФ, когда посылки лежали на взлетной полосе в крупнейших международных аэропортах.

Несмотря на общее увеличение объема доставки в два раза и рост в пиковый период ноября-декабря в два раза, уже два года подряд мы справляемся без серьезных задержек. Это и новая инфраструктура сортировочных центров и реформа внутри самого предприятия, которая сегодня осуществляется.

Остановлюсь на сути реформы почтовых отправлений. Утвержден новый приказ, который позволяет от бумажных отправлений перейти в электронную форму. За этим большое будущее. Это отдельно отражается и в новой редакции соответствующего федерального закона и позволит, на наш взгляд, осуществить гармоничный переход от традиционных бумажных способов предоставления информации к электронным.

Не могу не отметить финансовые показатели. Рост выручки на 5% позволил повысить зарплату на 11%. Это говорит о том, что коллектив “Почты России”, а это второй крупнейший работодатель в стране, является приоритетом для руководства этого предприятия. Средняя зарплата составила 18,6 тыс. рублей. Проводится оптимизация многих затрат для того, чтобы направить эти деньги на повышение зарплаты.

Прибыль предприятия значительно выросла и составила 1,235 млрд рублей — это хороший показатель. Предприятие должно быть прибыльным. Эта прибыль должна, в том числе, идти на то, чтобы дальше модернизировать и совершенствовать свою инфраструктуру.

Аспекты международного сотрудничества. За нами традиционно закреплен целый ряд ключевых отраслевых международных организаций, прежде всего, Международный союз электросвязи (МСЭ). В этом году предстоит немало событий: 150 лет МСЭ, в конце года пройдет Всемирная конференция по радиосвязи и другие мероприятия.

Работа со странами БРИКС

На карте отмечены наши партнеры по блоку БРИКС, отмечены и страны, где Минкомсвязь является сопредседательствующей в Межправительственных комиссиях. Это: Словения, Лаос, Камбоджа. Есть Межправкомиссия с Австралией. Но нормальная работа с этой страной так и не была инициирована. Тем не менее, мы открыты для сотрудничества, если австралийские коллеги посчитают возможным, мы готовы развивать это сотрудничество.

Безусловный приоритет — работа со странами БРИКС. Считаем, 2015 год в этом отношении будет переломным. Надеемся, в октябре этого года мы сможем собрать отдельную встречу министров БРИКС в области информационных технологий. Планируем, что она пройдет в Москве, будет отдельная встреча министров связи и отдельная встреча медиарегуляторов. Предварительное согласие коллеги нам уже дали, будем это выносить на суд глав стран БРИКС на встрече, которая состоится в Уфе. При их политическом одобрении эту работу начнем.

Думаю, все согласятся, что страны БРИКС должны координировать свои усилия. Это половина населения Земного шара. И это серьезная сила для того, чтобы влиять на процессы инфокоммуникационных технологий. 

Крым

Присоединение Крыма, вхождение его в состав РФ по итогам общенародного референдума было определенным вызовом для связистов, почтовиков, практически для всех отраслей, за которые отвечает наше министерство.

Хотел бы поблагодарить своих коллег за их решительную позицию. Мы были первым из гражданских министерств, которое буквально десантировалось в Крыму 20 марта 2014 года. 20 марта 2015 года мы также приезжали туда все вместе. Для нас это была своя внутренняя связная годовщина: в рекордные сроки был проложен подводный волоконно-оптический кабель, были быстро выделены соответствующие коды нумерации, проводилась работа по гармонизации радиочастотного спектра, работы цифровых мультиплексов, развернута подписная кампания, выделены новые подписные индексы, ИТ-компании присоединились к принципу аккредитации и воспользовались льготами. Был выполнен огромный объем работ.

Мы также определили перспективную зону строительства технопарка — в разных точках Крымского федерального округа. Пока не решен вопрос с выделением финансирования. Считаю эту задачу тоже очень важной.

Мы уже знаем, как эффективно и быстро строить технопарки, они обязательно должны появиться в Крыму и Севастополе. Нужно продолжать эту работу. Требуется соответствующая поддержка федерального бюджета, но ИТ-индустрию Крыма мы должны поддержать, создать необходимую инфраструктуру

Хотел бы отметить, что есть и конкретные прямые инвестиции, которые идут со стороны федерального бюджета на развитие связной инфраструктуры Крыма. Более 450 млн рублей были направлены на модернизацию почтовой инфраструктуры: 205 новых автомобилей и новое компьютерное оборудование. За последние 20 лет в Крыму никакой модернизации по многим направлениям там не проводилось.

Жители Крыма справедливо требуют от нас и связь третьего поколения, и четвертого поколения. Она локально уже начинает работать. Надеемся, что к 9 мая ряд операторов, которые уже развернули свою работу в Крыму, обеспечат качественную скоростную связь, по крайней мере, в местах праздничного проведения мероприятий. Но уже шаг за шагом с этого времени будут запускаться новые базовые станции. Новый курортный сезон Крым должен встретить с полноценным набором современных услуг связи.

Приоритетные цели

Уважаемые коллеги! Подводя итог своего выступления, хотел бы показать приоритетные цели, которые наша команда выработала, начиная работу в министерстве. Они и сегодня доступны на нашем сайте. Эти цели неизменны. Сегодня мы констатируем определенное достижение соответствующих параметров.
ШПД — 60% из 80%;
Доля населения, использующих электронные госуслуги, — 35% из 70%;
Все технопарки введены в эксплуатацию;
Темп роста ИТ-отрасли превышает темп роста ВВП страны;
49% граждан из 95% имеют доступ к 20 ТВ-каналам в цифровом качестве;
Конкретные показатели по срокам доставки почтовых отправлений.

Здесь еще предстоит усиливать работу, но определенные достижения уже есть. Согласно официальной статистике Роскомнадзора, серьезный рывок почта уже совершила. Планируется, что в ближайшие годы, в рамках реализации стратегии, почта должна действительно изменить свой облик, в том числе и визуальный, отделения должны стать современными, граждане должны испытывать исключительно позитивные эмоции от визита во все 42 тысячи офисов “Почты России”. Это требует и кадрового подкрепления, и повышения зарплаты, инвестиций в основную инфраструктуру.

Уважаемые коллеги, благодарю вас за внимание!

Нас ждет интенсивная и очень интересная работа.

Хотел бы поблагодарить всех наших партнеров, законодателей, наше руководство, коллег из регионов, всех заинтересованных организаций, организации отрасли, чьими руками все это реализуется, за поддержку инициатив министерства и большую совместную работу.

Мы работаем для повышения качества жизни в стране, мы работаем для поддержания экономического роста. Это действительно главные цели государства, правительства и нашего министерства.

Всегда остаемся на связи и двигаемся только вперед!

Большое спасибо!»

++
++

Mediatek запускает программу сертификации устройств быстрой зарядки

Речь идет о зарядных устройствах, подерживающих технологию MediaTek Pump Plus (PE+). Это технология быстрой зарядки для устройств на базе процессоров MediaTek, позволяющая за полчаса зарядить батарею примерно на 75% от ее полной емкости. Ожидается, что это будет способствовать распространению этой технологии, как нового стандарта зарядки на мировом рынке. Зарядное устройство PE+ обеспечивает напряжение 12В через стандартный USB-адаптер, а также выходную мощность 15 Вт и выше.

++
О компании MediaTek и ее продуктах
пресс-релиз компании
++

Встречи: Человек и робот - от управления к диалогу. В Москве

Запоздалый анонс мероприятия. Сегодня состоится лекция доктора технических наук Аркадия Ющенко о взаимодействии робота и человека сегодня и в будущем.

Начало мероприятия - в 19 часов в Коворкинг-центре «Точка кипения» Москва, 2-я Тверская-Ямская, д. 14, стр. 15 (2 этаж).

Участие бесплатное, но нужно зарегистрироваться: https://leader-id.ru/event/1206/

Вопросы, которые будут обсуждаться:
  • Каким образом сегодня решается проблема взаимодействия робота и человека?
  • Что такое «кооперативное» управление роботом?
  • Зачем роботу способность к обучению и как это реализуется в современных робототехнических системах?
  • Должен ли робот понимать эмоции человека? И должен ли испытывать их сам?
  • Какие этические, юридические и технологические сложности нам предстоит решить на пути к новому социуму, в котором взаимодействие человека и робота станет тотальным?
++
++

Встречи: Digital World Forum

Так уж вышло, что в 2014 году почил в бозе #vasforum, а его извечный конкурент "Мир мобильного контента" MoCO 2014 переформатирован, и в этом году пройдет в расширенном формате под названием Digital World Forum.


К участию приглашаются представители операторов связи, OTT-сервисов, агрегаторов и провайдеров цифрового контента, поставщиков и интеграторов платформенных решений, медиа- и интернет-компаний, рекламных агентств и сетей.

Запланирован ряд сессий:
- операторы и OTT
- M2M & IoT экосистема
- Цифровые сервисы на службе общества
- Мобильный бизнес
- Digital Entertainment
- Мобильный маркетинг и реклама, SMM

Из уже заявленных спикеров отмечу: Александра Пятигорского и Екатерину Огневу из ВымпелКома, а также представителей компаний Viber, ЛитРес, Яндекс, Tvigle и других.

Если соберетесь на встречу, то до 10 мая стоимость участия - 24900 рублей, после 10 мая - 27900 рублей. Использование промо-кода DWAB10 при онлайн регистрации на сайте обеспечит вам скидку 10%.

МегаФон Ритейл увеличил выручку на 18%

Сегодня МегаФон сообщил об итогах работы собственной розницы в 2014 году. Компания представила сравнительно подробную информацию, чтобы показать, как нарастила выручку на 18% гг до 30 млрд рублей.


Общее количество салонов связи превысило 2 тысячи в 537 городах, что на 8% больше, чем годом ранее.

Собственная розница обеспечивает МегаФону 34% новых подключений и 56% продаж брендированного оператором оборудовани.

Компания отмечает рост продаж вендорских смартфонов на 27%, что объясняется смещением спроса в сторону бюджетных моделей, смартфоны ценой до 5 тыс рублей составили половину продаж.

Число проданных LTE-устройств в 2014 году увеличилось втрое год к году. В настоящее время 30% ассортимнта собственной розницы поддерживают LTE.

Важно отметить желание собственной розницы МегаФон еще более интегрировать online и offine среду.

++
Розница МегаФон
Розница на телеком-рынке России
++


Экспресс-АМ7 ввели в эксплуатацию в позиции 40ВД

С 24 апреля 2015 года с КА Экспресс-АМ7 начнется трансляция пакета федеральных программ, а также первого и второго мультиплексов на вещательные зоны М (европейская часть РФ) и Г (Урал) РФ. Спутник успешно прошел программу летных испытаний и принят в эксплуатацию.
Зоны обслуживания Экспресс-АМ7 охватывают Россию, Европу, Ближний Восток, Африку южнее Сахары, а также Южную Азию.
Зоны вещания
Платформа создана европейской компанией Airbus DS по заказу ГП КС. Число транспондеров - 80, аппарат оснащен 9-ю антеннами C-, Ku- и L-диапазонов.
Экспресс-АМ7 позволит мобильным операторам создавать сети привязки удаленных BS сотовой связи, что повысит уровень проникновения и расширит линейку услуг связи в труднодоступных и удаленных регионах.
Ввод в эксплуатацию Экспресс-АМ7 позволит ГП КС укрепить позиции компании на российском и зарубежных рынках, а также выйти на новые для предприятия быстрорастущие рынки Африки и Южной Азии.
Финансирование проекта Экспресс-АМ7 осуществлялось с привлечением ресурсов Внешэкономбанка - общая сумма составила порядка E152,8 млн. В рамках сделки было подготовлено более 40 специалистов РКК Энергия и ФГУП НИИР - обучение проводилось, как в России, так и на производственных площадках во Франции. Обучение затрагивало вопросы управления проектами, гарантия и стандарты качества, проектирование и создание космической платформы и полезной нагрузки, проведение испытаний полезной нагрузки и космического аппарата.

Tele2 запускает сеть 3G в Калининграде и Калинградской области

Это уже 7-й регион, где Tele2 предоставляет услуги мобильного ШПД по технологии 3G. Tele2 модернизировала центр коммутации и остальную инфраструктуру, развернула новые базовые станции и сопутствующее оборудование.


По заявлению компании, 3G Tele2 обеспечила покрытие в Калининграде, Светлогорске, Зеленоградске, Пионерска, Балтийска, Светлого.

Пользователям предложены пакетные тарифы: Черный, Очень черный, Самый черный. Тарифы различаются включенным объемом интернет-трафика (1, 3, 5 ГБ в месяц), а также количеством минут и SMS.

Те, кто предпочитают использовать текущий тариф, могут воспользоваться опцией Пакет интернета, которая дает 6 ГБ в месяц за 190 рублей; Портфель интернета - 25 ГБ в месяц за 300 руб; Чемодан интернета - 45 ГБ за 450 рублей.

Количество устройств с поддержкой 3G у абонентов Tele2 в России - 33% от общего количества устройств в сети. Около 40% абонентов Tele2 постоянно пользуются мобильным интернетом.

В ближайшие месяцы можно прогнозировать существенное расширение сети 3G оператора Tele2 в России, я также ожидаю и ряд запусков сетей LTE.

В Калининградской области теперь действуют сети 3G всех операторов "большой четверки". Кроме того, МТС, Билайн и МегаФон предоставляют в регионе услуги 4G/LTE.

++
подробнее о Tele2 в Калининградской области
телеком-рынок Калининградской области
о компании Tele2
пресс-релиз компании Tele2
++

В мире запущено 64 сети LTE-A в 39 странах, 80% поддерживают устройства Cat.6

Такие данные представила GSA. Запуск поддержки LTE-A операторами LTE - это основной тренд в сетях 4G. 116 операторов, т.е. порядка 30% всех операторов LTE инвестируют в поддержку агрегации частот.

Агрегация частот - это первая фича LTE, которая была запущена в коммерческую эксплуатацию. Она помогает повысить пропускную способность сетей передачи данных, а также обеспечить эффективное использование частотных ресурсов операторов, обеспечив улучшенный пользовательский опыт в отношении мобильного ШПД. В настоящее время каждый шестой оператор LTE предоставляет услуги LTE-A в коммерческой эксплуатации.

Большинство сетей LTE-A обеспечивают поддержку работы устройств Cat.6, т.е. устройств, которые обеспечивают поддержку пиковых скоростей вплоть до 300 Мбит/с в направлении к пользовательскому терминалу и до 50 Мбит/с в направлении к базовой станции. Есть 52 коммерчески запущенных сети Cat.6, 30 из которых обеспечивают пиковые скорости 300 Мбит/с. Эти 30 сетей работают в 20 странах: Австралия, Австрия, Бельгия, Германия, Гонконг, Греция, Джерси, Испания, Норвегия, Объединенные Арабские Эмираты, Объединенное Королевство, Португалия, Россия, Румыния, Сингапур, Словения, Финляндия, Швейцария, Эстония, Южная Корея.

Алан Хадден, вице-президент, GSA заявляет: "Более 80% коммерческих систем LTE Advanced поддерживает устройства Cat.6. Еще 38 сетей LTE-A Cat.6 находятся в состоянии развертывания, тестирования или лабораторных испытаний, представляя почти четверть всех запущенных сетей LTE в мире".

Коммерчески запущенные системы LTE-A:
  • 11 сетей с поддержкой LTE-A Cat.4 (до 150 Мбит/с)
  • 52 сети с поддержкой LTE-A Cat.6 (до 300 Мбит/с)
  • 1 (требуется уточнение поддерживаемой категории)
Всего - 64 системы LTE-A

Экосистема устройств LTE-A быстро становится зрелой. Согласно данным GSA 858 устройств (т.е. порядка 30%) поддерживают Cat.4 и 69 устройств (включая малые соты, роутеры, мобильные роутеры, смартфоны и планшеты) поддерживают Cat.6.

13 систем с поддержкой LTE-A Cat.9 находятся в стадии развертывания, испытаний или тестирования в Австралии, Анголе, Катаре, Объединенных Арабских Эмиратах, Объединенном Королевстве, Португалии, Турции, Финляндии, Швейцарии, Южной Корее, Японии. 3GPP стандартизовала системы LTE-A Cat.9, как часть Rel.11, способные поддерживать пиковые скорости 450 Мбит/с. Возможности систем Cat.9 уже были продемонстрированы в множестве тестов LTE-A Cat.9.

++
Подробнее о LTE-A
++

МТС запустила сеть LTE в Салехарде, ЯНАО

По данным оператора сеть 4G МТС доступна в большинстве районов Салехарда, в том числе покрывает такие значимые объекты городской инфраструктуры как аэропорт, речной порт, городской парк и главную площадь у центра культуры и спорта «Геолог», монумент «Полярный круг», выезды на Лабытнанги и Аксарку.

Кроме того, возможность пользоваться высокоскоростным мобильным интернетом от МТС появилась у жителей микрорайонов Арктический, Изумрудный, Солнечный и Ямальский, вблизи большинства учебных учреждений города, культурных и спортивных объектов, в частности, Окружного дома ремесел, Окружного центра национальных культур, музейно-выставочного и культурно-делового центров, молодежно-развлекательного комплекса «Полярис», Ледового дворца и других.

Вместе с тем, МТС последовательно расширяет LTE-покрытие в населенных пунктах, где сеть 4G появилась в 2014 году. С момента запуска услуги МТС практически вдвое увеличила охват сети «четвертого поколения» в Губкинском и Муравленко и на данный момент обеспечивает полное покрытие этих городов. В целом, на текущий момент услуги высокоскоростного 4G-интернета МТС доступны более 60% населения округа, проживающего в Салехарде, Ноябрьске, Новом Уренгое, Губкинском и Муравленко.

В планах компании на 2015 год продолжить расширение охвата 4G как за счет выхода в новые населенные пункты, так и посредством улучшения существующего покрытия в городах. В том числе, за счет внедрения indoor-решений в крупнейших торговых и бизнес-центрах, вузах и других социально-значимых объектах.

По мере развития сети 4G в регионе растет популярность мобильных устройств с поддержкой технологии LTE. В первом квартале 2015 года количество проданных LTE-смартфонов в розничной сети МТС в ЯНАО увеличилось в три с половиной раза в годовом исчислении. Сегодня каждый четвертый смартфон, продаваемый в розничной сети МТС в ЯНАО, поддерживает технологию LTE. В целом, в Розничной сети МТС сегодня продается более 60 моделей LTE-смартфонов и планшетов МТС, Nokia, Samsung, HTC, Sony, Asus, Huawei, а также LTE-модемы и роутеры МТС.

В ЯНАО также работают сети LTE компаний Билайн и МегаФон, собираются запускать в регионе сети LTE также МОТИВ и Tele2.

++
МТС в ЯНАО
телеком-рынок ЯНАО
Все сети LTE МТС в России
Все сети LTE в России
пресс-релиз МТС
++

Российский рынок операторских девайсов - будет ли рост?

По данным J&P: 1.2% в 2012, 6.3% в 2013, 5.4% в 2014 и аналитики ожидают дальнейшего роста. В основном это бюджетный сегмент смартфонов. Операторам интересны либо лояльность, стимулированная залоченностью и "брендированностью" аппарата, либо возможность дать абоненту оценить возможности своей сети ШПД - смартфоны нередко продают с подключенными на 1-3 месяца пакетами услуг.

Лидер рынка операторских смартфонов в РФ в 2014 году - МТС во всяком случае, так утверждает компания. В собственной рознице МТС, их доля достигает почти 20%.

МегаФон называет абсолютные данные - 1.5 млн операторских устройств (смартфоны и планшеты) продано с начала 2013 года. Эти устройства занимают 26% в собственной рознице оператора.

У Билайна тоже были в 2014 году удачные выходы на рынок с "коробочками" типа операторский девайс+пакетный тариф (Билайн Про, Билайн Смарт и Смарт2, Билайн Таб и Билайн C201), но абсолютных цифр оператор не называет. Цены на эти устройства предлагались хорошие, так что в компании, насколько я понимаю, результатами продаж довольны.

В Tele2 заниматься брендированными и кастомизированными устройствами пока только собираются - в ноябре 2014 года Роман Володин говорил о планах продаж брендированных модемов, в отношении смартфонов есть планы как в отношении появления брендированных Tele2 девайсов, в том числе кастомизированных под сервисы компании. Но это уже речь о 2015, а не о 2014 годе.

Нет сомнений, что в 2015 году операторы продолжат свою практику. Не исключаю, что к набору поставщиков white label устройств для российских операторов прибавится индийская ‪#‎Micromax‬. С другой стороны, в России растут продажи устройств B-брендов, что усиливает конкуренцию за потребителей в бюджетном сегменте, это может объяснять сокращение с 6.3% до 5.4% доли рынка операторских смартфонов в 2014 году, поэтому я не готов уверенно прогнозировать рост доли операторских смартфонов в 2015 году. Что не помешает операторам активно работать в этом сегменте.

В конечном итоге для российских операторов важно не столько то, что приобретенный абонентом устройств носит на себе логотип компании, сколько то, что это еще один смартфон, подключенный к мобильному ШПД - именно здесь основной потенциал заработка для операторов.

++
Мои журналы: Terminal ;  ABloud PRO LTE/5G 
++ 

Билайн объявил о запуске сети LTE в Череповце Вологодской области

В зоне действия по данным компании - все 4 района города. Это второй город Вологодской области после Череповца, где трафик за последние три месяца по данным компании вырос более, чем вдвое.

++
Билайн в Вологодской области
телеком-рынок Вологодской области
Все сети LTE Билайн в России
Все сети LTE в России
пресс-релиз компании Билайн
++

Обсудим итоги Tele2 в 2014 году

Сегодня компания разослала пресс-релиз с консолидированными финансовыми и операционными результатами деятельности компании в 2014 году. Результаты учитывают итоги работы 7 дочерних сотовых компаний Ростелекома с апреля 2014 года и ЗАО РТ-Мобайл с августа 2014 года.

Давайте посмотрим на результаты.


Основное:
  • операционная выручка выросла на 33.3% в сравнении с прошлым годом и составила 87.4 млрд рублей;
  • показатель EBITDA составил 25 млрд рублей, вырос на 3.2% к 2013 году
  • рентабельность EBITDA - снизилась до 28.7%, что на 8.4 п.п. ниже результата 2014 года
  • в 2014 году объем инвестиций Tele2 Россия в инфраструктуру и технологическое развитие сети составило 13.2 млрд рублей

В 2014 году были улучшены ключевые операционные показатели:
  • абонентская база компании увеличилась на 47,8% по сравнению с 2013 годом, совокупное число абонентов на 31 декабря 2014 года составило 35,1 млн человек;
  • средний доход на одного абонента (ARPU) вырос на 5,2% в рублевом исчислении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 247 рублей;
  • среднее количество используемых минут (MoU) в целом по России составило 274, в сравнении с 2013 годом этот показатель вырос на 2,9%.

Михаил Носков, генеральный директор Tele2:
«2014 год стал знаковым для Tele2. В августе мы закрыли сделку по созданию нового федерального оператора, а уже через три месяца запустили первые сети 3G и 4G в пяти регионах. При этом мы остаемся наиболее быстрорастущим сотовым оператором не только за счет присоединения новых активов, но и упрочения позиций в «старых» регионах Tele2. В 2015 году мы продолжим активный рост: будут введены в строй новые сети, запущены операции под брендом Tele2 в регионах сотовых компаний «Ростелекома», осуществлен выход на рынок московского региона».
++

Выручка
Рост выручки с 65,3 млрд руб. до 87,4 млрд руб. сам по себе важен для компании, но это не органический рост, а результат появления в отчетности итогов работы присоединенных компаний Ростелекома с апреля 2014 года. Также добавилась выручка ЗАО РТ-Мобайл с августа 2014 года. Соответственно, сравнивать этот показатель "год к году" почти бессмыленно, а в от абсолютная величина  - неплохой результат консолидации активов Ростелекома и Tele2 Россия. 

EBITDA
Осталась почти неизменной - 25 млрд рублей (почти без изменений к 2013 году с его 24.2 млрд рублей). Это можно было прогнозировать, более того, можно было ожидать даже снижения, а не отсутствия роста, поскольку компания, во-первых, активно расходовала средства в связи с интеграцией, а во-вторых немалые средства инвестировала в строительство сетей в новых регионах, прежде всего, в Москве. Список городов, где запущены новые сети в 2014 году не слишком длинный, хотя и включает, например, С.Петербург (а также Новосибирск, Челябинск, Тамбов и Тулу), но инвестиции шли и в других городах, где запуски состоятся в ближайшие месяцы. 
Говоря о интеграции, можно говорить о сокращении затрат вследствие перехода на централизованные закупки для всех регионов присутствия, а также из-за интеграции внутренних процессов.  В 2014 году был начат процесс перевода абонентов мобильных активов Ростелекома на биллинг Tele2. В 1q2015 этот процесс продолжается, в частности, переведены на биллинг Tele2 клиенты СкайЛинк. Единый биллинг - еще одна существенная возможность экономии расхоов компании.  

EBITDA margin
28.7% (было 37.1% в 2013 году).  Причины снижения те же, что я перечислил, рассуждая о EBITDA. Здесь также можно было ожидать даже более высокого проседания - по сути речь идет о сооружении федеральной сети мобильного ШПД, что требует инвестиций на уровне нескольких миллиардов долларов США. Компания пока вложила далеко не все необходимые суммы, соответственно, я бы не ждал быстрого восстановления EBITDA/EBITDA margin.
CAPEX
Капитальные затраты Tele2 в 2014 году составили 13.2 млрд рублей, что на 126% больше, чем годом ранее. В основном, эти инвестиции пришлись на 4q2014 - 5,6 млрд рублей.
Интересно отметить, что отношение капзатрат в выручке по итогам 2014 года все еще остается меньше, чем у конкурентов из "большой четверки", составляя 15.1%. Между тем, в 2014 году даже МегаФон не почивал на лаврах - 17,9%, а ВымпелКом и МТС инвестировали щедро (по российским, конечно, меркам) - 21,7% и 23% соответственно.
Здесь хочется в очередной раз покритиковать российскую модель "реинвестирования" доходов, что затягивает строительство сетей на многие годы. С другой стороны, раз уж такая практика сложилась, трудно осуждать операторов и их акционеров в нежелании вначале быстро построить сеть, а уж затем "отбивать" вложения в течение нескольких лет.
Если вернуться к Tele2, то стоит прогнозировать дальнейший рост инвестиций в строительство и развитие сетей компании. Только на Москву требуется несколько сот миллионов долларов, но компания строится далеко не только в Москве, думаю, что ближе к лету запуски новых регионов пойдут, что называется, кучно.
FCF
Резкое снижение свободного денежного потока до 3.3 млрд рублей тоже понятно, поскольку также связано с активным строительством. Но FCF достиг уровня, который близок к тревожному, компании нужны средства для обслуживания выросшего из-за активного строительства долга. 

Выручка на сотрудника и тысячи абонентов на сотрудника
Почему-то принято считать, что эффективность бизнеса описывают показатели, опирающиеся на число сотрудников. В России по моему убеждению, этот показатель не является представительным. Часть сотрудников просто выводят за штат, оформляя в различные агентства и партнерские компании, поэтому получаемая на выходе "эффективность" далеко не всегда отражает истинное состояние дел. 
Тем не менее, раз уж принято меряться этим показателем, давайте сравнивать:
  • Р11,5 млн - ВымпелКом;
  • Р10,8 млн - Tele2
  • Р10,5 млн - МегаФон
  • Р~7 млн - МТС
Если сравнивать с абонентами, получается
  • 4,4 тыс - Tele2
  • 2,9 тыс - ВымпелКом
  • 2,5 тыс - МегаФон
  • 1,6 тыс - МТС 
APPM
Тема "дискаунтера" - это то, что в Tele2 с тем или иным усердием поднимали на щит в различные годы. После смены акционеров сразу возник вопрос - сохранит ли обновленная Tele2 прежнюю ориентацию. Сомнения в этом некоторыми уважаемыми участниками рынка высказываются.
Данные, которые приводит Tele2 в отношении ARPU и MoU позволяют утверждать, что APPM Tele2 хотя и подросла, но остается на самой нижней границе диапазона значений этой величины у разных операторов в 2014 году.
  • 0.9 руб - Tele2
  • 0.9 руб - МТС
  • 1 руб - МегаФон
  • 1.1 руб - Вымпелком 
И это при том, что в Tele2 самый маленький MoU - 274 минуты! Расти есть куда - у МТС, например, 372 минуты, на треть выше.
И не будем забывать, что в Tele2 не учитывают в MoU входящий внутрисетевой трафик, в отличие от других операторов. Есть и другие тонкости расчетов, которые занижают показатель MoU относительно результатов других операторов.
Позволяет ли это по-прежнему говорить о том, что Tele2 продолжает следовать модели дискаунтинга? Вряд ли массовый рынок будет считать все эти скучные цифры, достаточно и того, что Tele2 продолжит напирать на сохранение подхода "без звездочек" в описаниях тарифов.
Число абонентов и доля рынка
14.6%, т.е. рост порядка 4.8% к 2013 году. 
Абонентская база T2 по итогам 2014 года - 35.1 млн. Можно было, наверное, ожидать большего, но как всегда при слияниях произошли массовые списания абонентов из-за разницы в учетной политике операторов. Это не единственная причина - до завершения реорганизации и перехода под единый бренд уже не имело смысла вкладываться в рекламу бренда Ростелекома применительно к мобильной связи. 
Не будем забывать о такой причине, как желание ряда абонентов компании активно пользоваться мобильным интернетом уже сегодня. Это вызывает дополнительный отток.  
Есть и отличия в модели работы Tele2 с дилерами - если опустить детали, то периодически ритейлу выгоднее продавать подключения конкурентов, нежели подключения T2. Уверен, что в компании это понимают. С другой стороны, судя по активному строительству собственной розницы, оператор хочет быстрее снизить значимость внешних каналов продаж. А еще на выходе такой политики Tele2 - качественные абоненты, что выражается в более низком показателе оттока. Соответствующей цифры у меня нет, поэтому это утверждение предлагаю оставить в статусе "оценки".  
В целом, ситуация пока не простая для T2 и в 1q2015 вполне может быть зафиксировано снижение размера абонентской базы компании. По мере массированных запусков 3G / 4G во все новых регионах летом 2015 года влияние фактора нехватки мобильного интернет-доступа будет снижаться.  Не возьмусь прогнозировать результаты года в целом по показателям "число абонентов" и "доля рынка", но понятно, что в компании постараются их нарастить, скорее всего это заложено в KPI руководства. 

++
О компании Tele2 Россия
++

Популярные сообщения

Желающие следить за новостями блога, могут подписаться на рассылку на follow.it (отписаться вы сможете в один клик). 

Еще можно подписаться на Telegram-каналы @abloud62 @abloudrealtime, где также дублируются анонсы практически всех новостей блога. 

 

Translate