И вновь о запрете использования зарубежных базовых станций LTE

В заметке Ведомостей вновь речь о "возможностях ограничений" на установку базовых станций "нероссийского производства". На этот раз в наименее серьезной форме - речь не о законе или о постановлении, а о том, что в Минцифре "рассматривают возможность". Сообщил об этом глава Минцифры Максут Шадаев. 



Странное заявление на фоне УЖЕ принятого обременения продления лицензий на частоты 800 и 2600 МГц. Какая еще возможность, если уже обязательным является, что с 2023 года для строительства сетей LTE, работающих на частотах 800 МГц и 2600 МГц, операторы должны будут использовать только оборудование, включенное в реестр российской электронной продукции, которое к тому же применяет софт из реестра российского ПО?!

При этом регулятор, похоже не понимает или не задумывается о том, что сейчас системы связи не являются "мозаичными". Их большие фрагменты (как правило, макрорегионы) выстроены на комплексных решениях одного производителя. И если начать добавлять в такие системы кусочки "сделано в России", то комплексность решений нарушится, а с ней возможно нарушится и стабильность работы такой критической инфраструктуры, которой на сегодня несомненно являются российские сети LTE. 

Идет ли речь о том, что в Минцифре теперь задумались о требовании замены уже развернутого на сетях импортного оборудования LTE на российское? А это точно в интересах страны - заставить операторов нести уже двойные расходы - вначале они закупили импортное оборудование, а теперь их будут заставлять заменить его, вполне действующее, на российское (вполне вероятно худшее по качеству)? Впрочем, рассуждать об этом рано. Пока что нет точной информации о том, что за возможности рассматривают в Минцифре. Но с точки зрения здравого смысла, следовало бы ограничиться темой только 5G и не лезть в то, что и без того работает - в LTE. 

Идея помощи российским производителям конечно красивая, но она не стоит того, чтобы ради нее разбомбить существующие сети связи. 

--

Билайн договорился с властями Оренбургской области

Билайн сообщает о достигнутой с правительством Оренбургской области договоренности о сотрудничестве с целью развития цифровой экономики на территории региона. Договор подписали губернатор Оренбургской области Денис Паслер и президент ПАО "ВымпелКом" Рашид Исмаилов. 



Соглашение подразумевает сотрудничество с целью развития телеком инфраструктуры и другие совместные проекты. Также внимание будет уделяться цифровизации населенных пунктов - оператор продолжит строить новые базовые станции на территории города и области, чтобы повысить качество услуг. 

В течение ближайших 2 лет компания инвестирует порядка 300 млн рублей в сетевую инфраструктуру в Оренбургской области. 

-- 


Рашид Исмаилов, президент ПАО «ВымпелКом»:

«Прошедшая в июне стратегическая сессия «Цифровая прокачка региона. Оренбургская область» наглядно показала, что цифровая трансформация уже невозможна за счет внедрения отдельных сервисов, нужны комплексные платформенные решения, устойчивые к нагрузкам и доступные повсеместно.

Билайн сегодня — это не только оператор связи, но и системный интегратор, предлагающий вертикальные решения: от получения данных с различных устройств до предоставления на их основе цифровых сервисов (включая самые современные решения на основе видеоаналитики, геоданных, BigData и т.д.). Мы готовы в тесном сотрудничестве с Правительством Оренбургской области сделать все возможное, чтобы цифровые сервисы, делающие жизнь её жителей все более комфортной и насыщенной, не заканчивались за порогом цифрового дома, а следовали за ними повсюду в цифровом городе и далее в цифровом регионе».

Денис Паслер, губернатор Оренбургской области:

«За последние пять лет зона покрытия Оренбургской области мобильной связью значительно увеличилась. В 2020 году операторы сотовой связи продолжили строительство и модернизацию сети. Установлено 488 базовых станций, построено 340 км волоконно-оптической линии связи. Проведена модернизация оборудования на 263 базовых станциях. Тем не менее, небольшая часть сел с численностью населения меньше 1000 человек пока остается без голосовой сотовой связи и мобильного интернета. Вчера я лично убедился в этом во время рабочей поездки в Илекский район. Также предлагаю в будущем обсудить возможность рассылки абонентам экстренных сообщений, которые не входят в систему оповещения МЧС. Учитывая опыт работы с населением во время пандемии, такая потребность у региона имеется».

В 2021 году 86% территории Оренбургской области охвачено сетями 2G. По данному показателю регион входит в ТОП-5 субъектов Российской Федерации. До 2030 года в рамках реализации федерального проекта «Устранение цифрового неравенства» планируется построить точки доступа к интернету в 392 населенных пунктах и 56 из них оборудовать средствами мобильной связи. В 2021 году операторами связи будет построена 21 базовая станция мобильной связи стандарта 2G/4G.

--

Ростелеком отчитался за 2q2021

Ростелеком отчитался за 2q2021 (и за полугодие). Капвложения слегка вниз, зато выручка, прибыль, читая прибыль и OIBDA вверх. И даже какой-то свободный неотрицательный денежный поток робко проявился. Можно еще сотрудников подсократить для еще более красивых цифр. 

Чистый долг компании, впрочем, вырос еще на 6% до 493,8 млрд руб. Но на фоне красивых прибылей/доходов показатель "Чистый долг / OIBDA" опустился до 2,4х. 

Нет, увы, новых данных по абонбазе Tele2. Опять говорится о 46,6 млн. ("Tele2 Россия является крупным игроком на рынке мобильной связи, обслуживающим совместно с «Ростелекомом» более 46,6 млн абонентов). Точно та же цифра была по итогам 1q2021. 

Ростелеком отмечает 12% рост доходов мобильного бизнеса, связанный с ростом услуг потребления мобильного интернета и базовых голосовых сервисов. 

пресс-релиз (в .pdf)

Выручка за II квартал 2021 г. выросла на 9%, OIBDA [1] увеличилась на 15%, чистая прибыль — на 46%, FCF [2] улучшился на 10,7 млрд руб.

Москва, 5 августа 2021 г. — ПАО «Ростелеком» (MOEX: RTKM, RTKMP; OTCQX: ROSYY), крупнейший в России интегрированный провайдер цифровых услуг и решений, объявляет результаты деятельности за II квартал и I полугодие 2021 г. по данным консолидированной отчетности по МСФО.

ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИТОГИ II КВАРТАЛА 2021 г.

Выручка по сравнению с II кварталом 2020 г. выросла на 9%, до 138,6 млрд руб.
Показатель OIBDA вырос на 15%, до 55,9 млрд руб.
Рентабельность по OIBDA увеличилась на 2,0 п. п., до 40,4%.
Чистая прибыль выросла на 46%, до 11,2 млрд руб.
Капитальные вложения [3] без учета госпрограмм снизились на 2%, до 24,4 млрд руб. (17,6% от выручки).
FCF улучшился на 10,7 млрд руб. и составил 1,1 млрд руб.
Чистый долг [4] вкл. АО увеличился на 6% с начала года и составил 493,8 млрд руб. или 2,4х показателя «Чистый долг вкл. АО/OIBDA».

ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИТОГИ I ПОЛУГОДИЯ 2021 г.

Выручка по сравнению с I полугодием 2020 г. выросла на 9%, до 270,5 млрд руб.
Показатель OIBDA вырос на 16%, до 111,4 млрд руб.
Рентабельность по OIBDA увеличилась на 2,6 п. п., до 41,2%.
Чистая прибыль выросла на 52%, до 23,0 млрд руб.
Капитальные вложения без учета госпрограмм выросли на 11%, до 51,6 млрд руб. (19,1% от выручки).
FCF улучшился на 19,1 млрд руб. и составил 3,2 млрд руб.
Чистый долг вкл. АО увеличился на 6% с начала года и составил 493,8 млрд руб. или 2,4х показателя «Чистый долг вкл. АО/OIBDA».

[1] Здесь и далее показатель OIBDA рассчитывается согласно приложению 1.
[2] Здесь и далее свободный денежный поток (FCF) определяется на основании «Отчета о движении денежных средств» как чистые денежные средства от операционной деятельности минус CAPEX, плюс поступления от продажи основных средств и нематериальных активов, плюс полученные проценты, плюс государственные субсидии.
[3] Здесь и далее показатель капитальных вложений (CAPEX) определяется на основании «Отчета о движении денежных средств» как денежные средства, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов.
[4] Здесь и далее чистый долг рассчитывается как долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы, (а) увеличенные на долгосрочные и краткосрочные обязательства по аренде (сокр. - АО), (б) уменьшенные на величину денежных средств и их эквивалентов, (в) а также величину прочих финансовых активов.


Основные показатели II квартала 2021 г., млн руб.


Основные показатели I полугодия 2021 г., млн руб. 


Президент ПАО «Ростелеком» Михаил Осеевский:

«Во втором квартале 2021 года компания продолжила уверенно наращивать финансовые и операционные показатели, продемонстрировав двухзначный темп роста выручки от цифровых услуг и мобильной связи, OIBDA и чистой прибыли. Второй квартал подряд мы заметно улучшаем показатель свободного денежного потока, что важно для формирования базы роста дивидендных выплат в будущем. Главным событием прошедшего квартала стало принятие обновленной стратегии “Ростелекома”. Наша ключевая цель на ближайшие пять лет — дальнейшее развитие компании по модели интегрированного провайдера цифровых услуг и решений с акцентом на умный рост в традиционном бизнесе, а также лидерство в таких инновационных кластерах, как дата-центры и облачные сервисы, кибербезопасность, онлайн-медицина, цифровые регионы, государственные цифровые сервисы. В нашей компании работает сильная профессиональная команда, которой по плечу не только заявленные в стратегии цели по росту бизнеса, но и радикальное сокращение издержек. Это обеспечит устойчивое развитие компании и создаст дополнительную стоимость в интересах всех наших акционеров и стейкхолдеров. Для успешной реализации стратегических инициатив “Ростелеком” постепенно переходит к сегментно-кластерной модели управления и раскрытию результатов деятельности по каждому из них. Это позволит проводить мониторинг деятельности компании согласно приоритетам обновленной стратегии.»


Первый вице-президент ПАО «Ростелеком» Владимир Кириенко:

«Амбициозный рост бизнеса, заложенный в новой стратегии, — серьезный вызов для нашей команды. Вместе с тем результаты, которых мы добились в рамках цифровой трансформации в последние годы, вселяют уверенность, что “Ростелеком” сможет перешагнуть отметку в 700 млрд руб. по выручке в 2025 году с ростом OIBDA в полтора раза и чистой прибыли — не менее чем в два раза. Мы делаем ставку на быстрорастущие цифровые сегменты, где сможем формировать уверенную лидерскую позицию и обеспечивать привлекательный возврат на инвестиции. Набранный темп, сплоченная профессиональная команда и поддержка акционеров позволят нам реализовать эти цели.»


Старший вице-президент — финансовый директор ПАО «Ростелеком» Сергей Анохин:

«Во втором квартале и первом полугодии 2021 года компания продемонстрировала стабильный рост бизнеса и высокий уровень контроля затрат, что в совокупности обеспечило сильные финансовые результаты. Начавшаяся программа трансформации, предусмотренная обновленной стратегией, уже дает результаты, в том числе по сдерживанию роста затрат на фоне активного масштабирования бизнеса. Реализация этой стратегии закладывает основу для роста акционерной стоимости компании и отдачи на вложенный капитал. Перевыполнение намеченных планов по итогам первого полугодия 2021 года, умеренный характер факторов макроэкономического риска, способных оказать негативное влияние на динамику результатов последующих периодов, позволяют оптимистично смотреть на прогноз итогов второго полугодия и дают возможность улучшить опубликованный ранее годовой прогноз на 2021 год. Мы поднимаем прогноз ожидаемого увеличения консолидированной OIBDA до 8–10% с возможностью дополнительного уточнения по результатам третьего квартала 2021 года; в части выручки сохраняем ранее данный прогноз обеспечить рост не менее чем на 5%; в части СAPEX ожидаем расходы в пределах 110–115 млрд рублей (без учета реализации госпрограмм)».


ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ ИТОГИ

Показатели фиксированного бизнеса


[5]  Средний доход, получаемый с одного абонента.
[6]  Blended ARPU включает в себя выручку от одного подписчика, который пользуется несколькими услугами одновременно (ШПД, IPTV и цифрового кабельного телевидения).

1. Количество интернет-абонентов в сегменте домохозяйств в II квартале 2021 г. выросло на 0,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 12,4 млн. ARPU увеличился на 0,5% и достиг 396 руб.

2. Количество абонентов доступа в интернет и VPN в корпоративном сегменте выросло на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 1,1 млн. ARPU увеличился на 8% и составил 3 623 руб.

3. Количество абонентов платного ТВ выросло на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 10,8 млн со средним ARPU 254 руб. по частным пользователям;
из них количество абонентов IPTV выросло на 8%, до 6,3 млн подписчиков, показатель ARPU для частных пользователей составил 302 руб.

4. Количество активных пользователей мобильного интернета в II квартале 2021 г. выросло на 19,7% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г., при этом рост интернет-трафика в мобильных сетях достиг 31%, показатель оттока сотовых абонентов снизился до 7,2%.

5. Количество абонентов местной телефонной связи уменьшилось на 11%, до 13,3 млн.

КЛЮЧЕВЫЕ СОБЫТИЯ II КВАРТАЛА 2021 г. И ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА

Операционные новости

  • «Ростелеком» продолжил расширять и улучшать продуктовое предложение для своих клиентов:
+ в рамках развития тарифного плана «Игровой»: 
 
проведена масштабная федеральная рекламная кампания «Присоединяйся к команде победителей» с участием амбассадоров бренда «Игровой» — профессиональных геймеров RAMZES666, LeBwa, AlinaRinRin;
в игре World of Tanks проведены турниры «Стальной охотник» и «Время танков» с эксклюзивными условиями для абонентов тарифного плана «Игровой»;
на 10% выросла выручка от подписчиков тарифа «Игровой» в II квартале 2021 г.;

+ в рамках развития цифровой платформы впечатлений Wink, вошедшей в топ-5 онлайн кинотеатров страны:

запущен новый сервис «Обмен фильма», позволяющий клиентам бесплатно заменить купленный фильм, если просмотрено не более 20 минут от картины;

по итогам I полугодия 2021 г. до 2,3 млн выросло число клиентов Wink, которые смотрят контент цифрового видеосервиса на двух и более устройствах;

+ дополнены возможности сервиса «Ростелеком. Ключ»:

расширена линейка совместимого оборудования, интегрирована домофонная панель «Спутник»;
реализована возможность получить учетную запись для управления домофоном прямо из приложения, без дополнительных звонков и контактов с продавцами;
по итогам I полугодия 2021 г. сервис «Ростелеком. Ключ» охватил более 165 тыс. квартир;

+ в рамках развития услуг «Умный дом» и домашнее видеонаблюдение:

реализована опция «Автоплатеж»;
реализован комплекс мероприятий по повышению устойчивости сервиса к DDoS/Brutforce-атакам;
на 36% выросла сервисная выручка по сравнению с предыдущим кварталом по услуге «Умный дом» и домашнее видеонаблюдение;

+ запущен облачный сервис «Умный офис» для дистанционного управления служебными помещениями из любой точки мира, где есть интернет;
+ запущен сервис «Мониторинг транспорта», позволяющий отслеживать состояние автопарка;
+ запущена услуга «Аналитика речи» в рамках сервиса виртуальной телефонии;

 

  • «Ростелеком» продолжил расширять цифровой сегмент:
+ в рамках развития сервисов кибербезопасности:

выведены на рынок:
      • первая в России система мониторинга продуктивности персонала Solar addVisor; 
      • обновленная версия флагманского программного продукта Solar Dozor 7.4;
      • новая версия шлюза веб-безопасности с функциональностью обратного прокси-сервера (Reverse Proxy) Solar webProxy 3.6; 
      • новая версия продукта для контроля защищенности исходного кода Solar appScreener 3.9;
«Ростелеком» и футбольный клуб «Зенит» заключили договор на поставку комплекса защиты от утечек информации Solar Dozor;
на национальном киберполигоне «Ростелекома» прошли киберучения, в которых приняли участие Минэнерго и ключевые игроки электроэнергетической отрасли, представители силовых ведомств, регуляторов и госорганов;
реализован проект по поставке анализатора кода Solar appScreener в «Единый накопительный пенсионный фонд» Республики Казахстан для повышения безопасности обслуживания клиентов в цифровой среде;
финтех хаб Банка России и «Ростелеком-Солар» провели в «Сириусе» образовательную программу по кибербезопасности финансового сектора;
  • в части развития операторского направления бизнеса:
+ доходы «Ростелекома» по проекту О2О (оператор для операторов) выросли на 4% в I полугодии 2021 г.;
+ предоставлены два канала 100 Гбит/с для China Telecom на условиях долгосрочной аренды;
+ реализован сервис IP-транзит для лидера рынка мобильной связи Киргизии компании «Альфа Телеком» (ТМ Megacom);
 
  • в части реализации прочих крупных проектов и контрактов:

«Ростелеком» предоставил инфраструктуру автоматизированных рабочих мест для компании «РСХБ-Интех»;
«Ростелеком» заключил договор на оказание услуг центра обработки вызовов для нужд АО «Мособлгаз»;
«Ростелеком» заключил договор на оказание технологических услуг по предоставлению доступа к облачным ресурсам для компании ООО «Каршеринг Руссия» («Делимобиль»);

 

  • Мобильный бизнес «Ростелекома» на базе дочерней компании Tele2 продолжает динамично развиваться:
+ клиенты компании теперь могут:  
менять минуты на кино;
заказать доставку сим-карты через «Яндекс.Лавку», а также получить ее в постаматах PickPoint; 
приобрести сим-карты на AliExpress;
+ запущена услуга для контроля передвижения транспорта и сотрудников, а также образовательный портал;
+ Tele2 Россия первой связала eSIM с Единой биометрической системой;
+ Tele2 Россия завоевала восемь наград престижной премии в области рекламы и маркетинговых коммуникаций «Серебряный Меркурий».

Другие новости

  • «Ростелеком» представил одобренную советом директоров стратегию до 2025 года и дивидендную политику на 2021–2023 годы;
  • Акционеры «Ростелекома» одобрили дивиденды в размере 5 руб. на акцию  и избрали новый совет директоров;
  • Андрей Патока стал генеральным директором Tele2 Россия;
  • «Ростелеком» разместил биржевые облигации на 15 млрд руб. со ставкой купона 7,7% годовых;
  • «Ростелеком» занял первое место по количеству публичных точек Wi-Fi;
  • «Ростелеком» лидирует на российском рынке по количеству абонентов и выручке на рынке ШПД для юридических лиц;
  • «Ростелеком» лидирует на рынке услуги «Бесплатный вызов»;
  • «Ростелеком» занял первое место по количеству клиентов виртуальной АТС;
  • «Ростелеком» сохранил безоговорочное лидерство на рынке ЦОД;
  • Видеосервис Wink завоевал премии «Золотой луч» и «Большая цифра» в категории лучший ОТТ-сервис;
  • Контакт-центры «Ростелекома» получили сертификат качества международного образца ISO;
  • «Ростелеком» построил цифровую инфраструктуру для Марченковской ветроэлектростанции;
  • «Ростелеком» стал лидером ESG-ренкинга по версии Национального рейтингового агентства.
ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Анализ выручки

Структура выручки по видам услуг



Выручка в II квартале 2021 г. увеличилась на 9% по сравнению с II кварталом 2020 г. и составила 138,6 млрд руб. Рост выручки обеспечен влиянием следующих факторов:

12% рост доходов мобильного бизнеса, связанный с ростом услуг потребления мобильного интернета и базовых голосовых сервисов;
19% рост доходов от цифровых сервисов, связанный с развитием платформенных решений для цифрового государства и проектов «Цифровой регион», продвижением сервисов информационной безопасности, услуг дата-центров и облачных услуг;
7% рост выручки от услуг ШПД за счет роста абонентской базы и ARPU, а также отражения
выручки по контрактам подключения к интернету.
Выручка в I полугодии 2021 г. увеличилась на 9% по сравнению с I полугодием 2020 г. и составила 270,5 млрд руб. Рост выручки обеспечен влиянием следующих факторов:
12% рост доходов мобильного бизнеса, связанный с ростом услуг потребления мобильного интернета и базовых голосовых сервисов;
16% рост доходов от цифровых сервисов, связанный с развитием платформенных решений для цифрового государства, продвижением решений в области информационной безопасности, облачных услуг и услуг дата-центров;
8% рост выручки от услуг ШПД за счет роста абонентской базы и ARPU, а также отражения выручки по контрактам подключения к интернету.


Анализ факторов, определивших динамику операционной прибыли

Структура операционных расходов


В II квартале 2021 г. операционные расходы увеличились на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. и составили 116,8 млрд руб. На динамику оказали влияние следующие факторы:

16% рост (на 4,5 млрд руб.) амортизационных отчислений и убытков от обесценения внеоборотных активов, в том числе из-за роста амортизационных отчислений по новым объектам основных средств, нематериальных активов и прав аренды;
19% рост (на 3,8 млрд руб.) прочих операционных расходов, в том числе обусловленный разворачиванием проектов «Цифровой регион» и расходами на рекламу и продвижение услуг компании;
12% рост (на 1,1 млрд руб.) расходов на материалы, ремонт и обслуживание в том числе из-за увеличения расходов на коммунальные платежи;
178% рост (на 1,7 млрд руб.) прибыли от выбытия основных средств и нематериальных активов, главным образом по причине лучших результатов деятельности по реализации портфеля недвижимости.

В I полугодии 2021 г. операционные расходы увеличились на 7% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. и составили 226,1 млрд руб. На динамику оказали влияние следующие факторы:

17% рост (на 9,4 млрд руб.) амортизационных отчислений и убытков от обесценения внеоборотных активов, в том числе из-за роста амортизационных отчислений по новым объектам основных средств, нематериальных активов и прав аренды;

  • 11% рост (на 4,1 млрд руб.) прочих операционных расходов, в том числе обусловленный разворачиванием проектов «Цифровой регион» и расходами на рекламу и продвижение услуг компании;
  • 5% рост (на 2,1 млрд руб.) расходов по услугам операторов связи в том числе из-за роста прямых затрат, а также трафика в связи с пандемией и обусловленным ею ускоренным развитием форматов дистанционной коммуникации;
  • 10% рост (на 1,8 млрд руб.) расходов на материалы, ремонт и обслуживание в том числе из-за увеличения расходов на коммунальные платежи;
  • 125% рост (на 2,9 млрд руб.) прибыли от выбытия основных средств и нематериальных активов, главным образом по причине лучших результатов деятельности по реализации портфеля недвижимости;
  • изменение (на 2,4 млрд руб.) по статье прибыль от обесценения финансовых активов, оцениваемых по амортизированной стоимости, в связи с эффектом применения в 1 квартале 2021 года новой методики резервирования, основанной на ожидаемых кредитных убытках для индивидуальных контрагентов и групп.
Операционная прибыль в II квартале 2021 г. увеличилась на 15%, до 21,8 млрд руб., а в I полугодии 2021 г. выросла на 16%, до 44,5 млрд руб., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Показатель OIBDA в II квартале 2021 г. увеличился на 15%, до 55,9 млрд руб., а в I полугодии 2021 г. вырос на 16%, до 111,4 млрд руб. На динамику OIBDA повлиял рост выручки, а также перечисленные факторы изменения операционных расходов. Рентабельность по OIBDA в II квартале 2021 г. выросла на 2,0 п. п. и составила 40,4%, а в I полугодии 2021 г. — на 2,6 п. п., до 41,2%, по сравнению с аналогичными периодами прошлого года.

Анализ факторов, определивших динамику чистой прибыли

Прибыль до налогообложения в II квартале 2021 г. выросла на 44% и составила 14,2 млрд руб., в I полугодии 2021 г. — на 50%, до 29,3 млрд руб., по сравнению с аналогичными периодами прошлого года. Динамика прибыли до налогообложения в II квартале и I полугодии 2021 г. определялась ростом операционной прибыли, снижением финансовых расходов и отсутствием убытков от курсовых разниц в 2021 г.

Налог на прибыль в II квартале 2021 г. составил 3,0 млрд руб. против 2,3 млрд руб. за аналогичный период прошлого года, в I полугодии 2021 г. тот же показатель достиг 6,4 млрд руб. против 4,5 млрд руб. за аналогичный период прошлого года. Динамика налога на прибыль обусловлена изменением прибыли до налогообложения.

Чистая прибыль в II квартале 2021 г. выросла на 46%, до 11,2 млрд руб., по сравнению с аналогичным периодом 2020 г., а за I полугодие 2021 г. — на 52%, до 23,0 млрд руб., по сравнению с аналогичными периодами прошлого года.

Финансовый обзор

Чистый операционный денежный поток по итогам II квартала 2021 г. вырос на 67% и составил 25,4 млрд руб. по сравнению с аналогичным периодом 2020 г., за I полугодие 2021 г. — на 71%, до 31,7 млрд руб., по сравнению с аналогичными периодами прошлого года.

По итогам II квартала 2021 г. денежный отток по инвестициям во внеоборотные активы без учета госпрограмм снизился на 2%, до 24,4 млрд руб. (17,6% от выручки), с учетом госпрограмм этот показатель вырос на 11%, до 30,8 млрд руб. (22,2% от выручки). По итогам I полугодия 2021 г. денежный отток по инвестициям во внеоборотные активы без учета госпрограмм вырос на 11%, до 51,6 млрд руб. (19,1% от выручки), с учетом госпрограмм этот показатель вырос на 15%, до 61,5 млрд руб. (22,7% от выручки). 

Свободный денежный поток за II квартал 2021 г. составил 1,1 млрд руб., улучшившись на 10,7 млрд руб. по сравнению с аналогичным периодом 2020 г., а за I полугодие 2021 г. тот же показатель улучшился на 19,1 млрд руб. и достиг 3,2 млрд руб. На улучшение свободного денежного потока в II квартале 2021 г. повлияли рост OIBDA, а также неравномерное авансирование и выполнение работ внутри календарного года. На улучшение свободного денежного потока в I полугодии 2021 г. помимо перечисленных выше факторов повлияли более низкие объемы погашения кредиторской задолженности по сравнению с аналогичным периодом 2020 г.



Общий долг группы компаний на 30 июня 2021 г. (с учетом АО) изменился незначительно по сравнению с началом года, составив 531,0 млрд руб. 100% общего долга группы компаний на указанную дату составляли рублевые обязательства.

Чистый долг группы компаний на 30 июня 2021 г. (вкл. АО) составил 493,8 млрд руб., увеличившись на 6% к началу года. Долговая нагрузка компании за последние 12 месяцев снизилась с 2,7х до 2,4х по показателю Чистый долг вкл. АО/OIBDA (OIBDA за последние 12 месяцев).

--

IoT: LoRaWAN в строительстве

Для мониторинга осадки строящегося в Сколково технопарка Сбербанка задействовали технологию LoRaWAN. Внедрение обеспечила компания СОДИС Лаб. Для оценки осадки здания технопарка внедрена система автоматизированного сбора данных с использованием технологии беспроводной передачи информации LoRaWAN. 

В состав беспроводной системы сбора данных на базе LoRaWAN входит базовая станция с GSM-модемом, которая стоит на объекте, а также установленные в плиту фундамента датчики и регистрирующие устройства. То есть датчики взаимодействуют с базовой станции по протоколу LoRaWAN, а далее информация по сети сотовой связи передается облачной платформе SODIS.IO, что позволяет обойтись без развертывания полноценной IT-инфраструктуры на стройплощадке. Доступ к результатам обработки данных - через веб-интерфейс платформы. 

В процессе работы системы достигнуто высокое качество и надежность - сигнал хорошо проходит через конструкции из железобетона, этому способствует и то, что в Сколково нет сильных радиопомех на частоте 868 МГц и неплотная застройка. В СОДИС Лаб планируют использовать LoRa и на других объектах, в частности, на Павловском судоходном шлюзе в Башкортостане. 

SODIS.IO — облачная платформа, обеспечивающая онлайн-доступ к данным мониторинга несущих конструкций зданий на любом этапе строительства и эксплуатации. Решение предназначено для строительных организаций, которым необходим оперативный доступ к данным о техническом состоянии несущих конструкций зданий или сооружений, расположенных в труднодоступных регионах, в тяжёлых климатических условиях или на ранних стадиях производства строительно-монтажных работ. 

У СОДИС Лаб есть и другие решения, в частности, система мониторинга SODIS Building M, позволяющая следить за техническим состоянием объекта, объединяя данные от множества датчиков. В систему входит хранилище больших данных, алгоритмы обработки, технологии визуализации и BIM-модель. Система мониторинга компании задействована более, чем на 300 строительных объектах, в частности, в Лахта-центре, в небоскребах Москва-Сити, на стадионах ЧМ-2018, на ряде крупных промышленных объектов. 

-- 

Конспекты: «Дефицит чипов: как выжить в новой реальности», Вячеслав Гришин, Субмикрон

Сегодня на площадке Алабушево прошла встреча ТехноКлуба с темой «Дефицит чипов: как выжить в новой реальности». Вашему вниманию предлагаю фрагмент конспекта встречи, первую часть конспекта можно найти здесь, целиком встречу можно посмотреть в Youtube.

+

Карина Абагян (директор по стратегическому развитию группы компаний Микрон): Следующая тема, к которой я хотела бы перейти, это космос - интересная отрасль, значение и массовость которой несомненно будет расти. Я уже говорила о таких последствиях пандемии, как "удаленка", некоторые компании, увели людей на удаленку и решили их не возвращать, увидев эффективность такого формата для IT-сервисов и ряда других направлений бизнеса. Все это создает дополнительный рост спроса на телеком-трафик, дополнительный спрос на связь, включая спутниковую связь. 

Мы видим климатические изменения. Причем не все так однозначно, риторика СМИ постепенно меняется со слова "потепление" на слово "изменение". Видим неустойчивость климата. Это создает спрос на космическую аппаратуру, на мониторинг и дистанционное зондирование Земли, на узкополосную и широкополосную связь. Хочу обратиться к Вячеславу Юрьевичу Гришину, представляющему компанию АО НИИ "Субмикрон", производителя техники для космических аппаратов. Еще задолго до санкций, дефицита чипов и так далее, сделал ставку на российские чипы, которые он максимально применяет.  

Космос в мировом масштабе становится массовым рынком, но массовый рынок - это совсем другие законы - экономические и технические. Ощущает ли Субмикрон дефицит чипов? Какова стратегия Субмикрон в отношении микросхем - партнерства, собственная сборка? Сборка чипов это не развитая в России отрасль, причем весьма востребованная, это ниша, куда стоит инвестировать. Какой вы видите идеальную модель развития нашей космической отрасли? Рыночная модель, госплан, какие-то гарантированные цепочки поставок из партнеров? Что нужно для того, чтобы не уступать другим странам в космической гонке? 





Вячеслав Гришин, Субмикрон: Хочу начать с истории. В период перестройки, мы начинали дружить со всем миром. Я выступал на одной конференции в Калифорнии. Я уже работал в нашей космической отрасли, поэтому попал в США впервые. Это удивило и американцев. На закрытой секции шло обсуждения военных продуктов американцев, и вот выступает представитель российской космической отрасли. Тогда шел поиск возможностей для сотрудничества. В 2008-2009 году дошло до того, что вместе с военно-промышленной комиссией с Госдепом обсуждали возможность снятия запретов на поставку американских электронных компонентов. Это было пиком наших достижений. Но затем случился 2014 год и мы знаем, как развернулись события. 

Дошло до того, что когда обсуждалась возможность наладить производство для Роскосмоса всего, что им было необходимо. Минпромторг готов был финансировать. Микрон, Ангстрем готовы были выслушать пожелания по изделиям. Но позиция Роскосмоса тогда была такой - а зачем нам российская элементная база? Мы все делаем на импорте и меня все устраивает. С учетом предыстории на тот момент это было логичным решением. Были поставщики, включая Aeroflex, которые все необходимое поставляли. Качественное, сертифицированное. 

Если бы в 2014 году не случилось разворота, то микроэлектроника Субмикрон под задачи российского космоса, наверное бы схлопнулась. Не было финансирования, не было рынка, не было потребности. Наше предприятие было изначально ориентировано на создание приборов для космоса на отечественной элементной базе. У нас были в Зеленограде партнеры, которые четко решали наши задачи. Несмотря на то, что наше предприятие решает широкий круг задач в рамках космических кораблей, прежде всего, это сбое и отказоустойчивое управление кораблем в условиях реального времени, это обработка сигнальной информации, это ФАР и АФАР. Системы связи, накопители информации, процессоры, все это радстойкое, устойчивое. Несмотря на широкую номенклатуру, мы с решением соответствующих задач справляемся. И это не только направление космических кораблей, но также крылатые ракеты, подводные лодки. 

С 2014 года началась совсем иная жизнь. И мы видим, что друзей у России никогда не будет, а производство, соответственно, должно быть собственным. Но не нужно впадать в крайности, нужно смотреть на рынок, нужно искать и находить партнеров, временных партнеров с которыми можно решать задачи на том или ином участке времени. Мы хорошо работаем с французами, с недавних времен - с китайцами. Партнеры приходят, уходят, собственное производство должно быть. Нужно знать перспективы и на них ориентироваться. 10 лет тому назад мы смотрели на проектные нормы 0.35 мм и они нас устраивали, мы на них спокойно все делали, сейчас мы имеем 95 нм и 65 нм, на них решаем наши задачи, где-то с использованием импортных компонентов.  До 2030 года мы знаем, как развивать наши фабрики, чего ожидать от партнеров. Надеемся, что придем к доступности 28 нм. Из этих соображений строим нашу техническую политику. Что-то закупаем. По памяти у нас беда. Не понимаю, как будет развиваться это направление. Все что сейчас делается, все вокруг ИИ, это обработка и накопление данных. Без памяти это не может развиваться. А что у нас по памяти делается... кто-то знает, что что-нибудь делается?

Мы понимаем, что задачи должны решаться интегрированно. Нельзя сделать просто какую-то платформу управления космического корабля, нельзя сделать перспективный самолет, как отдельный фрагмент, нужно создавать интегрированные, комплексные решения. В последние годы в России такие системы практически не создавались, за редкими исключениями. Мы с удовольствием порядка 3 лет тому назад узнали о появлении программы "Сфера". Это федеральная целевая программа. Пока что она практически не наполнена. Несколько раз подходили к теме ее финансирования, но команда президента останавливала эти работы, поскольку программа не была правильно поставлена, она не несет за собой решение комплекса задач. Сейчас мы пытаемся эту ситуацию изменить, сделать правильную постановку задачи. Начиная от компонентов. Чтобы в конечном итоге решались какие-то целевые задачи. 

Хорошие примеры для нас - то, что делают OneWeb, StarLink. Они действуют понятными рыночными подходами. Есть потребность в связи, она решается. Без космоса никакие стратегические задачи на этой планете решить нельзя. Это важный сегмент. Хороший пример для нас - система ГЛОНАСС. Как она появлялась, как сейчас начала давать какие-то дивиденды. То же касается и Сферы. Прежде всего нужно построить группировку. И пока что ни у кого не решенная задача - управление большими группами кораблей. Это система связи между кораблями. Их в группировке может быть тысячи. Сейчас под каждый отдельный корабль, запускаемый Роскосмосом, строится отдельный Центр управления полетами, отдельное здание. Хотя можно было бы строить единую гетерогенную сеть для управления, которая позволяла бы управлять всеми группировками сразу. Но под это, под связь между кораблями нужна элементная база, которой на сегодня просто нет. Перспективное направление - лазерная связь, радиофотоника - очень важное направление. Перед нашими фабриками стоит задача перехода на новые физические принципы передачи информации, нужны оптические компьютеры, квантовые компьютеры. Они будут лежать в основе ИИ, нейросетей.

Как итог моего выступления - нужно ли собственное производство? Да, нужно. Но при этом нужно работать с партнерами, нужно опережающее развитие дизайн-центров. Если мы говорим, что к 2030 году запустим фабрику 28 нм, то наши дизайн-центры должны к этому времени уметь работать на 5 нм, на 4 нм, владеть этим инструментом. 
Нужны интегрированные программы, нужен регламент, который бы вводило государство на эти работы. Без господдержки рентабельности не будет. Нужно формировать рынок. 
Вот перспективные направления, в рамках которых мы должны работать. 

Карина Абагян: Резюмируя, хочу отметить, что интересные, перспективные направления, которые отметил Вячеслав Юрьевич, это радиофотоника, гетерогенные межспутниковые сети связи. Подход в таких проектах конечно должен быть интегрированным. Нужна государственная программа, например, "Сфера", которая бы скоординировала задачи и обеспечила интеграцию. 

-- 

Конспекты: «Дефицит чипов: как выжить в новой реальности» - Абагян и Волостнов

Сегодня на площадке Алабушево прошла встреча ТехноКлуба с темой «Дефицит чипов: как выжить в новой реальности».

Вашему вниманию предлагаю фрагмент конспекта встречи, целиком вы ее можете посмотреть в Youtube.

+

Карина Абагян (директор по стратегическому развитию группы компаний Микрон): Мы сегодня хотели бы обсудить уникальную ситуацию, которая сложилась на рынке, когда спрос на материалы, на чипы, на электронику превышает предложение. Такого не было очень давно, но сразу несколько факторов сложились так, чтобы спрос вырос, а предложение уменьшилось. 

Первый фактор - это пандемия и большое число создаваемых в связи с ней удаленных рабочих мест. Это также рост спроса на услуги связи и развитие космической связи, что мы сейчас наблюдаем в виде OneWeb, Starlink. Космические программы начинают даже страны, которые ранее в космосе представлены не были, например, Тайвань и Малайзия. 

Второй фактор, который привел к сегодняшнему состоянию дел, это торговые войны, которые разрушили глобальные цепочки. США попробовали блокировать Китай на международных рынках, попробовали перенести производственные мощности из Китая в другие страны, например, в Индию. Это удалось частично. Huawei подвергся беспрецедентным санкциям, в основном в области микроэлектроники. Глобальные цепочки поставок сейчас вынужденно перестраиваются. Из-за противопандемийных мер они стали работать медленнее, стали дороже, возник дефицит.  

Третий фактор, пока что малозаметный, но постепенно входящий в силу, это наступление так называемых "зеленых" технологий. Все это наступление "зеленой" энергетики, которая, как, надеюсь, все мы понимаем, менее эффективна, чем традиционная, приведет к удорожанию энергии и другие ресурсы. С другой стороны она повысит спрос на электронику, которая необходима для управления "зеленой" энергетикой.  

Все эти факторы наложились друг на друга и вырос спрос на микроэлектронику, которая лежит в основе практически любого современного устройства. При этом, по ряду причин, производства микроэлектроники не могут мгновенно повысить объемы выпуска, поэтому дефицит чипов продлится, как минимум, еще 3 года. 

Предлагаю рассмотреть эту ситуацию, как возможность, потому что когда рынок входит в динамику, когда цепочки поставок перестраиваются, то для новых и для старых игроков открываются новые шансы по встраиванию в них. 

Как сыграть на этой ситуации?

Спросим об этом Алексея Васильевича Волостного, партнера консалтинговой компании "НЭО-центр", компании, которая сопровождает высокотехнологичные проекты.

Если посмотреть на мировых лидеров - Apple, Google, Samsung, они все выпускают собственную микроэлектронику, компания Bosh даже собственное производство микроэлектроники открыла. Расскажите, куда высокотехнологичным компаниям стоит инвестировать, с кем строить партнерства, как заработать в сложившейся ситуации?

+



Алексей Волостнов: Все те предпосылки, которые вы перечислили действительно имеют место. Более того, важно подчеркнуть... у нас мероприятие озаглавлено "дефицит чипов", но можно говорить также, что на рынке наблюдается дефицит кремния, то есть материала на основе которого практически вся микроэлектроника создается. Дефицит кремния есть. По одному из проектов, который мы сопровождали, мы делали долгосрочные прогнозы, цены на кремний будут расти в период до 1927 года. То есть уже сейчас наблюдается дефицит не только готовых изделий, но и сырья для них. Этот дефицит распространяется далее по цепочке. 

Если говорить о том, насколько управляема ситуация для таких некрупных участников рынка микроэлектроники, каким является на сегодня Россия, это вопрос для серьезных размышлений. Крупные компании, как например, Apple, входят в глубокие партнерства с крупными производителями, как TSMC - это позволяет им бронировать производственные мощности под себя, по сути, превращая "международное" контрактное производство в свое собственное. Отдельный вопрос, конечно, куда Apple будет девать чипы в таком количестве... продавать кому-то? Но на сегодня они получили эксклюзивный доступ к ряду производственных площадок. Apple может себе это позволить, позволить длинную контрактацию, позволить инвестиции в развитие производства, авансирование. В общем все то, что не может себе позволить российский производитель, даже если не брать в расчет санкционную тему. На крупных игроков работает эффект масштаба, они могут даже управлять какими-то рынками. Крупные производители потребительской электроники, например, ряд других участников рынка, сейчас стремятся себя обезопасить, выстраивая "гарантированную" цепочку поставок, для чего готовы идти на гарантированные долгосрочные закупки. 

Не всем это удается. Были публикации крупных компаний из Южной Кореи в которых они предупреждают, что не смогут реализовать все намеченные ранее планы в 2021-2022 году в сложившейся ситуации. В частности, это коснется ряда моделей смартфонов, релизы некоторых новинок будут пропущены из-за дефицита чипов. Аналогичная ситуация наблюдается в автомобильной промышленности, где также выпуск продукции "завязан" на микроэлектронику, чипы и модули, которая оказалась в дефиците. Проблему решают по разному, в частности, как упомянула Карина, Bosh пошел даже на создание собственного производства чипов, чтобы гарантировать себе в дальнейшем стабильность получения чипов. 

Дошло уже до того, что модели ВАЗа предлагаются дилерам без мультимедийного центра! 

Российские клиенты все чаще сталкиваются с дефицитом электронных компонентов. Подписанные еще прошлой осенью на широкую номенклатуру изделий контракты исполняются с задержками. Со стоков исчез ряд позиций, которые были доступны еще зимой, либо на них значительно выросла цена. В условиях контрактации с госзаказчиком сроки поставок и, тем более, рост цены изделия, это проблемный, сложный вопрос, особенно когда по каким-то комплектующим идет рост на десятки процентов, в разы. 

Как себя обезопасить в таких условиях?

Хорошего решения нет. Хорошим ответом было бы что-то вроде "стоило инвестировать в производственные мощности 5 лет назад", в строительство фабрики нового поколения. Тема даже дискутировалась. Но тогда вопрос решен не был, были не очевидны перспективы сбыта, если бы такое производство было развернуто в России. Не были очевидны и какие-то технологические перспективы как строить такую фабрику. 

Сейчас вопрос о строительстве фабрики в России вновь стоит на повестке, судя по всему, даже какие-то решения есть, если не финальные то промежуточные. Но быстро развернуть фабрику невозможно, даже если России продадут соответствующие технологии.  

Как это использовать?

Это вопрос к производителям, их вы наверное спросите, могут ли они что-то предложить международному рынку с его колоссальным дефицитом чипов. Какую-то продукцию, которая бы пользовалась спросом, будь то в потребительском сегменте (что вряд ли) или в сегменте изделий IoT, где востребованы относительно несложные и недорогие решения, наверное могли бы они предложить. Безусловно сложившейся ситуацией нужно и можно пользоваться для того, чтобы хотя бы попытаться выходить на мировой рынок. 

Да и внутри страны ситуация интересно складывается. Учитывая то, что по ряду позиций мы на 70-100% зависим от импорта, очевидно, что в критических областях - в оборонной промышленности, в части радстойких изделий, необходимо либо выстраивать собственное производство, либо входить в более глубокие партнерства с азиатскими производителями, гарантируя какой-то хотя бы минимальный уровень закупок, в объемах, необходимых для обеспечения обороноспособности страны. То же касается и темы ряда нацпроектов, "заявязанных" на микроэлектронику. Затем смотреть на потребительский рынок. 

Карина Абагян: Резюмируя ваши слова:

  • сейчас выгоднее пробиться, как производитель, а не как fabless разработчик, нужно идти в производство. 
  • сейчас, наряду с производством чипов и электроники выгодно создавать производство материалов, прежде всего, кремния, фоторезистов. 
  • следует ориентироваться на экспорт. 

+

Алексей Волостнов:  Производство материалов это давняя боль, об этом давно говорится, но так ничего не поменялось. 

+

Карина Абагян: Выросли цены на материалы.

Алексей Волостнов: Не изменилось то, что есть потребность. А цены выросли на кремний и будут расти и далее. Что до fabless бизнес-модели она, уверен, имеет право на жизнь. Но к нему должен прилагаться доступный foundry (контрактный производитель) либо в стране, либо за рубежом. Если нет доступного контрактного производителя, то можно обладать любой технологией, но, как показала сейчас ситуация на мировом рынке, даже если ты крупный покупатель с объемом заказов больше, чем весь рынок России, ты не можешь получить исполнение заказа на чипы в том объеме, который необходим. Возможно это временная ситуация, но возможно она затянется еще на 3 года. 

Карина Абагян: В TSMC уже сталкиваются с нехваткой воды и электричества на Тайване, что не позволяет расширить это производство. И те же Qualcomm и Broadcom не могут выпустить на TSMC столько чипов, сколько у них хотели бы приобрести производители электроники. Спасибо, Алексей! 

-- 

Лицензии на частоты LTE продлены - как теперь выживать операторам

Решился острый вопрос с продлением разрешений на использование частот 4G, сообщает РБК. Операторам разрешили продолжать пользоваться этим общенародным ресурсом, но с рядом обременений, которые являются беспрецедентными в истории российского телекома и потребуют от операторов очередных (вслед за расходами на "яровизацию") гигантских инвестиций. Видимо нет смысла говорить о корреляции таких требований и цен на услуги связи, а также темпах развития сетей, качестве услуг и т.п. Но давайте ближе к теме. 





1. С 2023 года для строительства сетей LTE, работающих на частотах 800 МГц и 2600 МГц, операторы должны будут использовать только оборудование, включенное в реестр российской электронной продукции, которое к тому же применяет софт из реестра российского ПО. 

Возможное развитие событий - к 2023 году в реестр сможет войти оборудование классических вендоров (минимум, Huawei), производство которого будет (как максимум) "локализовано" (крупноблочная сборка, например) в России. Это проблемы для операторов, но их лоббистские возможности могут оказаться достаточными для их преодоления. 

Пункт написан достаточно расплывчато, из него не совсем ясно - касается ли требование российскости всего сетевого оборудования или только вновь развертываемого. Рискну предположить, что речь идет о вновь развертываемом. Но тогда встанет вопрос совместимости отечественного оборудования и уже используемого на сети импортного и можно будет начать беспокоиться о возможных сбоях из-за их стыковки. Время на пилоты, впрочем, пока что кажется достаточным, чтобы поотлаживать сырые российские решения. 

С учетом сроков поставки чипов из-за так называемого "глобального кризиса поставки полупроводников", есть еще вопрос - а готова ли российская промышленность к 2023 году обеспечить операторов необходимыми объемами оборудования? Это, кстати, тоже может стать лазейкой для операторов - если оборудования в надлежащих объемах не будет, придется сдвигать сроки на более реалистичные.


2.  Второе требование - популистского толка, к 8.09.2024 - обеспечить покрытие LTE в 100% населенных пунктов численностью более 1 тысячи человек. 

Практически нигде в мире не замахиваются на 100%. Просто по той причине, что не в 100% населенных пунктов можно добраться по земле, не в 100% населенных пунктов есть электричество. И чтобы добраться транспортным каналом до некоторых таких пунктов нужно потратить в десятки или сотни раз больше денег, чем для тех пунктов, где связь уже обеспечена. Именно 100% и позволяют мне говорить о популистском характере требования. 
Рачительный хозяин такого бы требовать не стал, либо просубсидировал бы процесс, если такие цели нужно достигнуть из, скажем, политических соображений. Что же, операторы должны быть рады, что в обременение не вписали, скажем 500 или 100 человек. Не, у что, если уж устранять "цифровое неравенство", то какие могут быть исключения. К каждой избушке в тайге - по базухе, операторы, как те коровы, к доению уже привыкли. Так что условия льготные, мягкие, но, конечно, потребуют десятков миллиардов на исполнение. Кто конечный плательщик этих миллиардов? Мы с вами, готовьте денежки. 


3. Третье требование - к 8.09.2031 года - покрыть сетями LTE 99,9% дорог федерального значения. 

Это понятное требование. Скоро из Европы в Китай и из Китая в Европу потянутся вереницы робогрузовиков. Им, конечно, нужно подключение к системе мониторинга транспортными роботами. Так что российские операторы должны обеспечить инфраструктуру. Отобьются ли эти инвестиции? Сказать сложно, возможно, постепенно. Но пока что, опять же, предлагается инвестировать с очень значительными сроками окупаемости. В добровольно-принудительном порядке, как говорится. А кто не хочет, отключим газ (не продлим частоты). 
Денежки готовьте, как я уже, впрочем, говорил.  


4. Особенно циничным выглядит продление до 31 декабря 2022 года разрешения на использования частот в диапазоне 700 МГц. 

ГКРЧ давным-давно "выдал" операторам эти частоты, но выдал он им то, что де факто оккупировано и считается своим у телевизионщиков, потому операторы воспользоваться выданными им частотами вот уже сколько лет не могут (такое оказывается возможно не только в Зазеркалье). Минцифры конечно же "будет работать" над реальным перераспределением. Не привыкать, не первый год работают чиновники над этим. Но выглядит это конечно пародийно, простоквашино какое-то "... Принёс посылку, только я вам её не отдам". Если (ну, а вдруг!) частоты 700 МГц когда-то станут доступны операторам не только в виде виртуальных лицензий, а в формате реальных присвоенияй, то операторов еще жестче обременят, снизив порог числа населения в пунктах, где требуется обеспечить покрытие LTE до 500 человек. Не, ну а что? Кто-то против? А вы точно не нарушаете санитарные нормы?

-- 

МегаФон поможет автоматически выявить потенциально конфликтные беседы с клиентами

МегаФон предлагает B2B-услугу, которая анализирует тональность бесед операторов службы поддержки с клиентами. Услуга позволяет бизнесу выявлять потенциально конфликтные беседы с клиентами, что позволит улучшить качество обслуживания. 



Компании, которые заботятся о качестве обслуживания клиентов, тратят немало времени на анализ звонков отделов продаж и обслуживания. Предлагаемая услуга поможет автоматически выделить в записи моменты, когда разговор мог привести к конфликтной ситуации. 

Выявлением таких моментов занимаются алгоритмы машинного обучения, которые проводят спектральный анализ файлов записи и выделяют паттерны, характерные для эмоциональных реплик. Важно отметить, что система реагирует не на громкость речи, а на изменение голоса на фоне стресса. 

Систему обучили на 30 тысячах разговоров общей длительностью 750 часов. Планируется ее дообучение в процессе эксплуатации. 

Новая услуга будет интегрирована в решение МегаФон "Виртуальная АТС", позволяющее принимать неограниченный поток звонков на единый многоканальный номер, распределять вызовы на мобильные и стационарные телефоны, анализировать статистику звонков. 

Потребность в таких решениях растет, по данным МегаФон, выручка от реализации решения "Виртуальная АТС" выросла на 20%. 

«Рынок речевых технологий в России, по прогнозам аналитиков, вырастет в 2,5 раза в течение пяти лет. Все чаще компаниям не просто необходимо организовать канал коммуникации с клиентом, но и автоматизировать работу для улучшения пользовательского опыта. Наше решение «Разговоры на повышенных тонах» открывает малому и среднему бизнесу возможность усовершенствовать работу с обращениями клиентов, ускорить этот процесс и экономить рабочее время сотрудников для выполнения более сложных задач», – говорит руководитель по интеллектуальным продуктам и развитию онлайн-экосистемы МегаФона Татьяна Плотникова.

Подключить опцию анализа эмоциональной окраски разговоров можно в личном кабинете "Виртуальной АТС" и бесплатно потестировать в течение первых 6 месяцев. Записи разговоров доступны в течение года. В интерфейсе решения можно настроить чувствительность, выбрать необходимый уровень эмоциональности, который будет выявляться в ходе мониторинга. 

-- 

Ростелеком называет себя лидером рынка ЦОД

Ростелеком называет себя лидером рынка ЦОД, ссылаясь на данные CNews Analytics. 

По данным на конец 2020 года, сумма стоек в ЦОД Ростелекома, Ростелекома-ЦОД и ДатаЛайн составляет 13170 в 31 ЦОД, что составляет 32% от общего числа стоек на российском рынке ЦОД. Общая площадь залов ЦОД Ростелеком - 29858 кв.м, совокупная потребляемая мощность - 145,7 МВт. 



Только в 2020 году запущены в работу новые площадки общей емкостью 1 681 стойка, включая ЦОД в Москве на 600 стоек и в Санкт-Петербурге на 800 стоек. 

«В 2021 году мы продолжаем расширять наши региональные площадки: в январе мы открыли новую площадку в Новосибирске на 300 стоек, а осенью запустится вторая очередь мега-ЦОД в Удомле на 800 стоек. В Москве флагманским проектом остается дата-центр уровня Tier IV на 2000 стоек — Москва-V. Также в этом году мы планируем запустить ЦОД на 400 стоек на действующей московской площадке NORD», — сказал генеральный директор «Ростелеком-ЦОД» Павел Каплунов

CNews Analytics отмечают, что рынок ЦОД продолжает расти и консолидироваться: совокупная емкость 30 крупнейших коммерческих ЦОД-провайдеров России выросла на 12%, до 40 992 стоек. 

В общей сложности в 2020 году было запущено почти 4,5 тысячи новых стойко-мест. По прогнозам аналитиков, в 2021 году операторы крупнейших площадок обещают превзойти данный показатель более чем в 2 раза.

Спрос на места в ЦОД сохраняется за счет процесса цифровизации отраслей, где пока что проникновение ИТ незначительно, а также за счет процессов все более активного использования облачных услуг, а также экпоненциального объема собираемых и обрабатываемых данных.

-- 

МегаФон создал опытно-промышленную зону с видеоаналитикой и геопозиционированием на месторождении Лукойла в Перми

На месторождении Шершневское МегаФон внедрил ряд инновационных телеком-решений: систему видеоаналитики автотранспорта и систему позиционирования сотрудников на территории месторождения. Как ожидается, использование решения повысит безопасность труда сотрудников на производстве, также снизится риск возникновения чрезвычайных происшествий. 



МегаФон задействовал собственную цифровую платформу видеоаналитики транспорта. На территории цеха добычи нефти и газа (ЦДНГ) №11 в тестовом режиме настроена автофиксация и распознавание государственных регистрационных знаков всего въезжающего и выезжающего автотранспорта. Это решение обеспечило мониторинг несанкционированного доступа на объекты цеха. 

Здесь же, на ЦДНГ запущена тестовая система мониторинга перемещения сотрудников и онлайн-контроль входа в опасную зону. Задача этого проекта - повысить эффективность техпроцессов и дополнительно обеспечить промышленную безопасность бригад. Решение МегаФон собирает данные о маршруте в режиме онлайн, а также следит за перемещениями работников по территории цеха. На основе этих данных можно вести аналитику использования трудовых ресурсов и оптимизировать время сотрудников. 

Кроме того, на территории производственных объектов ООО "Лукойл-Пермь" впервые протестировали онлайн-мониторинг состояния здоровья работников. Для этого они обеспечены браслетами-датчиками, которые позволяют в режиме реального времени контролировать показатели пульса сотрудников цеха. 

«Сегодня на предприятии трудятся более 4 тысяч человек, и для нас важно добиться максимального снижения возможных производственных рисков. Наша компания на протяжении многих лет в числе лидеров в области охраны труда и производственной безопасности. А современные цифровые технологии позволяют совершенствоваться и находить новые решения», - подчеркнул главный инженер ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» Игорь Мазеин.

«МегаФон успешно завершил опытно-промышленные испытания систем видеоаналитики и онлайн-мониторинга на территории Шершневского месторождения.  Внедрение современных телеком-решений на производстве открывает новые возможности для оперативного контроля ситуации и рационального недропользования. Мы готовы делиться своей экспертизой и масштабировать этот проект, чтобы сделать работу в цехах более комфортной», – отметил директор МегаФона в Пермском крае Илья Головнин.

--

Билайн рассказал об устойчивом развитии в 2020 году

Новая погремушка геополитики и крупных компаний - EGS (не путать с Epyc Games Store!) от английского Environment (окружающая среда) Social (социальная ответственность) Governance (корпоративное управление). Упрощенно - это об управлении компании с учетом новой общепланетной религии - экологии, а также социальной ответственности. В некоторых компаниях срочно появляются вице-президенты по EGS, и, соответственно, EGS-отчеты. Что же, ВымпелКом всегда немало работал в сегменте соцответственности, привет, Евгения Чистова!, так что оператору есть о чем рассказать. 



Пробежимся по свежему EGS-отчету ВымпелКом за 2020 год. (Кому интереснее читать в первоисточнике, вот ссылка на .pdf)

Начну с цифр:

Highlights: непрерывность бизнеса

  • В 2020 году: новая базовая станция Билайн появлялась примерно каждые полчаса. За год компания увеличила сеть 4G на 25%.
  • 60 тысяч предприятий воспользовались технологиями обеспечения удаленной занятости Билайн для обеспечения непрерывности своей деятельности.

Highlights: поиск пропавших людей

  • 31 988 заявок получено отрядом «ЛизаАлерт» на поиск пропавших людей
  • 23 294 человек были найдены живыми.
  • 70 тыс. звонков принято на горячей линия по поиску пропавших людей, организованной Билайн специально для «ЛизаАлерт».
  • 9,7 млн SMS разослано для привлечения волонтеров на спасательные операции с помощью сервиса SMS-информирования Билайн.

Highlights: реализация инклюзивных инициатив

  • 542 собственных офисов Билайн являются доступными для клиентов с инвалидностью
  • Сайт www.beeline.ru и приложение «Мой Билайн» получили сертификат доступности для пользователей с нарушениями моторики и зрения.
  • Более 650 пользователей зарегистрированы на инклюзивной платформе Everland
  • 700 телеканалов Билайн ТВ оснащено субтитрами.
  • 30 часов в месяц в среднем была востребована клиентами услуга «облачный сурдоперевод».
  • BeeInclusion – запущен единый портал инклюзивных проектов и сервисов Билайн
  • Йога для слепых – онлайн проект, запущенный в период самоизоляции.

Highlights: развитие технологических решений для некоммерческого сектора в 2020 году

  • Более 700 млн рублей – сумма пожертвований в благотворительные фонды через сервис «Мобильная благотворительность» Билайн.
  • 18,2 тыс. человек получили помощь специалистов горячей линии паллиативной помощи фонда «Вера».
  • 4,3 тыс. человек получили консультативную помощь по вопросам семейного устройства специалистами фонда «Волонтеры в помощь детям – сиротам».

Highlights 2020: обеспечение достойных условий труда, баланса работы и личной жизни, возможностей профессионального развития и роста

  • 29 329 – численность сотрудников Компании на конец года, 59,5% среди них – женщины.
  • Минимальная заработная плата в Компании в 1,7 раз выше, чем уровень минимальной заработной платы в России.
  • На конец 2020 года 94% сотрудников офиса и 60% от общей численности персонала Компании, включая офисы продаж, работали удаленно на платформе BeeFREE.
  • 20,6 ч – среднегодовое количество часов обучения на одного сотрудника
  • 0,22 составил уровень производственного травматизма LTIFR
  • На 10,4% увеличились затраты Компании в 2020 году на страхование жизни и здоровья, а также ДМС.

Highlights 2020 Экологическая повестка

  • Принята экологическая политика.
  • 88% охлаждения модулей Ярославского ЦОД обеспечивается за счет технологии Natural Free Cooling.

Highlights 2020 Корпоративное управление

  • В результате независимой комплексной оценки управления противодействия коррупции по методике Антикоррупционного рейтинга российского бизнеса по критериям международного стандарта ISO 37001:2016 Компании был присвоен класс рейтинга А2, подтверждающий статус организации с высоким уровнем противодействия коррупции, характеризующейся низким уровнем сопряженной угрозы инвесторам, кредиторам, деловым партнерам и иным заинтересованным сторонам.
  • 91% общего объема затрат по закупочным категориям пришлось на российские юридические лица.



Как в компании Вымпелком комментируют итоги EGS в 2020 году?

Процитирую пресс-релиз компании.

Отчет подготовлен в соответствии с международными стандартами отчетности в области устойчивого развития GRI Standards, существенными темами для телекоммуникационной отрасли, определяемыми Sustainability Accounting Standard для телеком-индустрии (SASB), а также с руководящими принципами ООН по предпринимательской деятельности в аспекте прав человека. Существенные темы для раскрытия в отчете определялись, в том числе, путем опроса представителей внутренних и внешних заинтересованных сторон. Отчет прошел процедуру независимого заверения ФБК Грант Торнтон.

Как один из крупнейших игроков телеком-отрасли «ВымпелКом» сохраняет приверженность Целям устойчивого развития ООН. В рамках своей деятельности Компания выделяет девять ЦУР, релевантных с точки зрения специфики бизнеса и пересекающихся с ее стратегическими приоритетами. При этом фокусными для Билайн являются ЦУР 3, 8, 9, 10, 17, направленные на поддержание здоровья и благополучия, обеспечение устойчивого экономического роста, строительство инфраструктуры, внедрение инноваций, уменьшение неравенства и развитие партнерства в интересах устойчивого развития.  

Основная стратегическая цель Билайн в области устойчивого развития и суть ESG- стратегии остается неизменной: использовать свою бизнес-экспертизу, силу бренда и технологические ресурсы для достижения экономического, социального и экологического прогресса и улучшения жизни людей с помощью цифровых технологий.

Александр Торбахов, генеральный директор ПАО «Вымпелком»:

«Билайн из года в год совершенствует свою стратегию устойчивого развития. Мы рады, что наше партнерство с поисково-спасательным отрядом «ЛизаАлерт» и инклюзивным проектом Everland длится уже много лет и приносит свои плоды. Стратегия устойчивого развития для Билайн – это в первую очередь возможность влиять на социальные и экономические проблемы с помощью современных технологий: разрабатывать или поддерживать новые проекты, делиться экспертизой, предоставлять платформу для развития. Мы верим, что технологии - важный инструмент для объединения и преобразования мира, поэтому будем и дальше заниматься их развитием в том числе и в целях устойчивого развития»

Актуальность данного видения подтвердилась в  2020 году, прошедшего под знаком пандемии COVID-19. Телеком-сектор в этот период стал центром компетенций для многих отраслей экономики: непрерывность бизнеса и бесперебойный доступ ко всем онлайн-сервисам и услугам, разворачиваемым государством, бизнес-сообществом и некоммерческим сектором, стали гарантом социальной и экономической стабильности – от обеспечения массового доступа к удаленной форме занятости и дистанционного обучения до разворачивания сервисов телемедицины и онлайн-заказа продуктов до доступа к важнейшей информации по противодействию эпидемии коронавируса. Для обеспечения устойчивости всех процессов в 2020 году Билайн внедрил рекордное количество цифровых бизнес-решений на основе собственных разработок в области Big Data, видеоаналитики, облачных платформ для поддержки деятельности малых и средних предприятий. Более 60 тыс. компаний воспользовались технологией Билайн для организации удаленной работы сотрудников, получив не только технологические решения, но и соответствующую юридическую и административную поддержку.

Главный приоритет бизнеса ПАО «ВымпелКом» - непрерывность и надежность предоставления услуг. В 2020 году компания продолжила рекордное наращивание темпов строительства сети: несмотря на пандемию, новая базовая станция Билайн появлялась примерно каждые полчаса, включая выходные, праздники и ночное время суток. Сохранив темпы строительства 2018-2019 года, за 2020 год компания увеличила сеть 4G еще на 25%. Отдельным акцентом усилий компании стало обеспечение связью удаленных и труднодоступных территорий: первая станция стандарта LTE была успешно выведена в эфир на Гыданском полуострове на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, значительный объем инвестиций направлен на развитие сети на Алтайском крае и обеспечен высокоскоростной доступ к зарубежному контенту на Дальнем Востоке. Качество связи было улучшено и под землей: в Московском метрополитене покрытие сетью 4G достигло 100%, в 2021 году Компания продолжила наращивание темпов строительства в метрополитене Санкт-Петербурга.

С точки зрения инвестиций в развитие социальной сферы, Билайн продолжил системно развивать два стратегических направления ESG-стратегии: поиск пропавших людей совместно с ПСО «ЛизаАлерт» и развитие инклюзивных технологий в рамках приверженности целям международного движения The Valuable 500, первым российским участником которого ПАО «ВымпелКом» стало в 2019 году.  Инфраструктурные решения Билайн позволили ПСО «ЛизаАлерт» в 2020 году реализовать более 30 тыс поисков пропавших людей, 23 294 человек спасены. Всего было принято более 100 тыс звонков на совместную горячую линию Билайн и «ЛизаАлерт» по пропавшим людям, нейросеть «Beeline AI - Поиск людей» впервые помогла спасти потерявшегося человека с помощью анализа снимков с дронов.

В области развития ассистивных технологий Билайн продолжил реализацию проектов по созданию универсального дизайна цифровых услуг: была проведена адаптация сайта www.beeline.ru и мобильного приложения «Мой Билайн» для людей с нарушениями зрения и моторики, реализован проект по оснащению более 700 каналов «Билайн ТВ» субтитрами для повышения доступности услуги для людей с нарушениями слуха. В эпоху пандемии и объявленной самоизоляции Билайн выступил партнером создания онлайн-курса по йоге для людей с нарушениями зрения, помогая им сохранить физическую активность в ситуации массового перехода на занятия спортом в домашних условиях. Социально-предпринимательский проект по трудоустройству людей с инвалидностью Everland, запущенный в 2019 году при поддержке Билайн, помог получить работу более 200 специалистам, в том числе с тяжелыми нозологиями. Еще 600 человек продолжает проходить обучение и стажировку на платформе и будет трудоустроено в ближайшее время. Осенью 2020 года Билайн запустил единую экосистему инклюзивных проектов – платформу BeeInclusion, и принял участие в масштабном проекте по изучению образа жизни и ценностей людей старшего поколения, результаты которого показали, что онлайн-формат общения и самореализации становится неотъемлемой частью жизни людей старшего возраста. В 2021 году Билайн поддержит создание онлайн-платформы для знакомства, общения и досуга людей старшего поколения.

В рамках ESG-повестки Билайн в 2020 году разработал и принял экологическую политику, в которой зафиксированы основные обязательства, цели и задачи Компании в области движения к концепции GreenTech. Основными направлениями усилий компании стало повышение энергоэффективности, борьба с изменениями климата с помощью соответствующих подходов и технологий, в том числе разрабатываемых для корпоративных клиентов, рациональное использование ресурсов, обращение с отходами, а также механизмы управления экологическими рисками.

Практики корпоративного управления, добросовестность, прозрачность и высокие стандарты раскрытия информации остаются главными приоритетами деятельности ПАО «ВымпелКом». Усиление внимания всех заинтересованных сторон к управлению социальными и экологическими аспектами деятельности компаний стало основой включения ESG-аспектов в Годовой отчет за 2020 год. Компания продолжила развивать комплаенс-практики, комплексное управление рисками, ответственную цепочку поставок и внимание к правам человека.  В 2020 году «ВымпелКом» получил статус организации с высоким уровнем противодействия коррупции, прошел сертификацию на международной платформе ответственных закупок EcoVadis, разработал комплекс мер по социальной поддержке сотрудников в условиях пандемии, усовершенствовал процедуры взаимодействия с заинтересованными сторонами и выбора существенных тем.

Ознакомиться с ESG-отчетом Билайн за 2020 год, .pdf


Не буду детально комментировать тему ESG. Крупные компании, к числу которых относится Билайн, безусловно не могут игнорировать современную повестку, тем более, что для компании это ни что-то внезапно возникшее, на что срочно требуется отреагировать какими-то новыми действиями. Нет, по сути речь идет о том, чему компания уделяла немало внимания и ранее, так что ESG это лишь новая упаковка, призванная подчеркнуть высокое внимание бизнеса к E и S (не зря G поставлена на последнее место в аббревиатуре). Но не будем забывать, что без активного развития бизнеса, вряд ли останется возможность для инициативы типа E и S, так что первичен все же бизнес в его гармоничном развитии, с учетом S и E, конечно. 

-- 

Apple Music поможет МегаФону нарастить базу пользователей тарифов #БезПереплат

Акция, которую запускает МегаФон, несомненно привлечет внимание аудитории, которая пользуется музыкальными стриминговыми сервисами. Вы можете как угодно относиться конкретно к Apple Music, но пройти мимо предложения бесплатной годовой подписки, будет сложно. 




Кому адресована акция? 

Сегодня, по данным МегаФон, порядка 20 млн абонентов оператора, не реже раза в месяц пользуются музыкальными стриминговыми сервисами. Не сомневаюсь, что в этой аудитории Apple Music сможет нарастить долю своих подписчиков. Может ли эта акция привлечь в ряды абонентов МегаФона абонентов других операторов? Не исключено, но о каком-то массовом переходе вряд ли можно говорить. 


Что такое Apple Music сегодня? 

Это более 75 млн песен, которые можно слушать без назойливой рекламы, как в режиме онлайн, так и загружать на свое устройства для прослушивания оффлайн. Поддерживается формат Dolby Atmos (не для всех треков), при условии, что у вас "правильное" устройство из списка совместимых: AirPods, AirPods Pro, AirPods Max, BeatsX, Beats Solo3 Wireless, Beats Studio3, Powerbeats3 Wireless, Beats Flex, Powerbeats Pro и Beats Solo Pro. Другие устройства тоже подходят, включая Android, но формат будет другим. 


Кто может участвовать в акции?

Любой новый пользователь тарифной линейки #БезПереплат, вне зависимости от выбранного тарифа. 

Действующие абоненты также не забыты, но для них акция выглядит скромнее, хотя и остается привлекательной, любой их них, независимо от тарифа может получить бесплатный доступ к Apple Music на 6 месяцев на любом тарифе. 

Apple Music в рамках акции не расходует интернет-трафик. Если покупать услугу без акции, то индивидуальная цена - 169 руб. в месяц.


Где активировать подписку? 

В личном кабинете мобильного приложения МегаФон в разделе "Для меня". 


Откуда взялась такая идея?

МегаФон проводил исследования актуальных потребностей абонентов и выявил, что бесплатный доступ к музыкальным стриминговым платформам считают привлекательной опцией многие. Акция - ответ на эти пожелания. 


Немного статистики

57% от 20 млн абонентов МегаФона, использующих музыкальные стриминговые платформы, это мужчины. Наибольшая группа - абоненты в возрасте 31-40 лет. Наиболее распространено прослушивание музыки в режиме онлайн-стриминга в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Самаре, Уфе, Ханты-Мансийске, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. 


Когда можно начать участвовать в акции?

Прямо сейчас, но не позднее 20 августа. Более подробно о ее условиях можно почитать на сайте МегаФон, а о сервисе Apple Music - здесь

+ +

Пустые хлопоты в казенном доме - Дэникомо Групп предъявила иски

Дэникомо Групп (еще помните MVNO Danycom.Mobile?) пытается затянуть процедуру банкротство, которое представляется мне неизбежным, путем подачи исков к операторам "большой четверки" и их партнерам и дочкам. Об этом сегодня пишут Анастасия Гаврилюк и Дмитрий Шестоперов в Коммерсанте

К МегаФону и Мегалабс обращен иск на 6,2 млрд руб, к МТС и ООО "СМС Трафик" - иск на 1,7 млрд руб. 

Это намного меньше, чем с прошлого года требуют со структур Danycom МегаЛабс (934 млн) и МТС (384 млн) - эти иски уже поддержаны в нескольких инстанциях, еще более 500 млн требует СМС Трафик. 

Что же, еще в самом начале 19 века Джованни Альдини, племянник Луиджи Гальвани, проводил опыты, которые наглядно показали, что при пропускании электрического тока через мертвое тело наблюдаются спазматические подергивания мускулов.  Стоит ли напоминать, что во время модных в тот период экспериментов с гальванизмом, ни один мертвец не был воскрешен?

-- 

Популярные сообщения

Желающие следить за новостями блога, могут подписаться на рассылку на follow.it (отписаться вы сможете в один клик). 

Еще можно подписаться на Telegram-каналы @abloud62 @abloudrealtime, где также дублируются анонсы практически всех новостей блога. 

 

Translate