Сегодня на площадке Алабушево прошла встреча ТехноКлуба с темой «Дефицит чипов: как выжить в новой реальности».Вашему вниманию предлагаю фрагмент конспекта встречи, целиком вы ее можете посмотреть в Youtube.
+
Карина Абагян (директор по стратегическому развитию группы компаний Микрон): Мы сегодня хотели бы обсудить уникальную ситуацию, которая сложилась на рынке, когда спрос на материалы, на чипы, на электронику превышает предложение. Такого не было очень давно, но сразу несколько факторов сложились так, чтобы спрос вырос, а предложение уменьшилось.
Первый фактор - это пандемия и большое число создаваемых в связи с ней удаленных рабочих мест. Это также рост спроса на услуги связи и развитие космической связи, что мы сейчас наблюдаем в виде OneWeb, Starlink. Космические программы начинают даже страны, которые ранее в космосе представлены не были, например, Тайвань и Малайзия.
Второй фактор, который привел к сегодняшнему состоянию дел, это торговые войны, которые разрушили глобальные цепочки. США попробовали блокировать Китай на международных рынках, попробовали перенести производственные мощности из Китая в другие страны, например, в Индию. Это удалось частично. Huawei подвергся беспрецедентным санкциям, в основном в области микроэлектроники. Глобальные цепочки поставок сейчас вынужденно перестраиваются. Из-за противопандемийных мер они стали работать медленнее, стали дороже, возник дефицит.
Третий фактор, пока что малозаметный, но постепенно входящий в силу, это наступление так называемых "зеленых" технологий. Все это наступление "зеленой" энергетики, которая, как, надеюсь, все мы понимаем, менее эффективна, чем традиционная, приведет к удорожанию энергии и другие ресурсы. С другой стороны она повысит спрос на электронику, которая необходима для управления "зеленой" энергетикой.
Все эти факторы наложились друг на друга и вырос спрос на микроэлектронику, которая лежит в основе практически любого современного устройства. При этом, по ряду причин, производства микроэлектроники не могут мгновенно повысить объемы выпуска, поэтому дефицит чипов продлится, как минимум, еще 3 года.
Предлагаю рассмотреть эту ситуацию, как возможность, потому что когда рынок входит в динамику, когда цепочки поставок перестраиваются, то для новых и для старых игроков открываются новые шансы по встраиванию в них.
Как сыграть на этой ситуации?
Спросим об этом Алексея Васильевича Волостного, партнера консалтинговой компании "НЭО-центр", компании, которая сопровождает высокотехнологичные проекты.
Если посмотреть на мировых лидеров - Apple, Google, Samsung, они все выпускают собственную микроэлектронику, компания Bosh даже собственное производство микроэлектроники открыла. Расскажите, куда высокотехнологичным компаниям стоит инвестировать, с кем строить партнерства, как заработать в сложившейся ситуации?
+
Алексей Волостнов: Все те предпосылки, которые вы перечислили действительно имеют место. Более того, важно подчеркнуть... у нас мероприятие озаглавлено "дефицит чипов", но можно говорить также, что на рынке наблюдается дефицит кремния, то есть материала на основе которого практически вся микроэлектроника создается. Дефицит кремния есть. По одному из проектов, который мы сопровождали, мы делали долгосрочные прогнозы, цены на кремний будут расти в период до 1927 года. То есть уже сейчас наблюдается дефицит не только готовых изделий, но и сырья для них. Этот дефицит распространяется далее по цепочке.
Если говорить о том, насколько управляема ситуация для таких некрупных участников рынка микроэлектроники, каким является на сегодня Россия, это вопрос для серьезных размышлений. Крупные компании, как например, Apple, входят в глубокие партнерства с крупными производителями, как TSMC - это позволяет им бронировать производственные мощности под себя, по сути, превращая "международное" контрактное производство в свое собственное. Отдельный вопрос, конечно, куда Apple будет девать чипы в таком количестве... продавать кому-то? Но на сегодня они получили эксклюзивный доступ к ряду производственных площадок. Apple может себе это позволить, позволить длинную контрактацию, позволить инвестиции в развитие производства, авансирование. В общем все то, что не может себе позволить российский производитель, даже если не брать в расчет санкционную тему. На крупных игроков работает эффект масштаба, они могут даже управлять какими-то рынками. Крупные производители потребительской электроники, например, ряд других участников рынка, сейчас стремятся себя обезопасить, выстраивая "гарантированную" цепочку поставок, для чего готовы идти на гарантированные долгосрочные закупки.
Не всем это удается. Были публикации крупных компаний из Южной Кореи в которых они предупреждают, что не смогут реализовать все намеченные ранее планы в 2021-2022 году в сложившейся ситуации. В частности, это коснется ряда моделей смартфонов, релизы некоторых новинок будут пропущены из-за дефицита чипов. Аналогичная ситуация наблюдается в автомобильной промышленности, где также выпуск продукции "завязан" на микроэлектронику, чипы и модули, которая оказалась в дефиците. Проблему решают по разному, в частности, как упомянула Карина, Bosh пошел даже на создание собственного производства чипов, чтобы гарантировать себе в дальнейшем стабильность получения чипов.
Дошло уже до того, что модели ВАЗа предлагаются дилерам без мультимедийного центра!
Российские клиенты все чаще сталкиваются с дефицитом электронных компонентов. Подписанные еще прошлой осенью на широкую номенклатуру изделий контракты исполняются с задержками. Со стоков исчез ряд позиций, которые были доступны еще зимой, либо на них значительно выросла цена. В условиях контрактации с госзаказчиком сроки поставок и, тем более, рост цены изделия, это проблемный, сложный вопрос, особенно когда по каким-то комплектующим идет рост на десятки процентов, в разы.
Как себя обезопасить в таких условиях?
Хорошего решения нет. Хорошим ответом было бы что-то вроде "стоило инвестировать в производственные мощности 5 лет назад", в строительство фабрики нового поколения. Тема даже дискутировалась. Но тогда вопрос решен не был, были не очевидны перспективы сбыта, если бы такое производство было развернуто в России. Не были очевидны и какие-то технологические перспективы как строить такую фабрику.
Сейчас вопрос о строительстве фабрики в России вновь стоит на повестке, судя по всему, даже какие-то решения есть, если не финальные то промежуточные. Но быстро развернуть фабрику невозможно, даже если России продадут соответствующие технологии.
Как это использовать?
Это вопрос к производителям, их вы наверное спросите, могут ли они что-то предложить международному рынку с его колоссальным дефицитом чипов. Какую-то продукцию, которая бы пользовалась спросом, будь то в потребительском сегменте (что вряд ли) или в сегменте изделий IoT, где востребованы относительно несложные и недорогие решения, наверное могли бы они предложить. Безусловно сложившейся ситуацией нужно и можно пользоваться для того, чтобы хотя бы попытаться выходить на мировой рынок.
Да и внутри страны ситуация интересно складывается. Учитывая то, что по ряду позиций мы на 70-100% зависим от импорта, очевидно, что в критических областях - в оборонной промышленности, в части радстойких изделий, необходимо либо выстраивать собственное производство, либо входить в более глубокие партнерства с азиатскими производителями, гарантируя какой-то хотя бы минимальный уровень закупок, в объемах, необходимых для обеспечения обороноспособности страны. То же касается и темы ряда нацпроектов, "заявязанных" на микроэлектронику. Затем смотреть на потребительский рынок.
+
Карина Абагян: Резюмируя ваши слова:
- сейчас выгоднее пробиться, как производитель, а не как fabless разработчик, нужно идти в производство.
- сейчас, наряду с производством чипов и электроники выгодно создавать производство материалов, прежде всего, кремния, фоторезистов.
- следует ориентироваться на экспорт.
+
Алексей Волостнов: Производство материалов это давняя боль, об этом давно говорится, но так ничего не поменялось.
+
Карина Абагян: Выросли цены на материалы.
+
Алексей Волостнов: Не изменилось то, что есть потребность. А цены выросли на кремний и будут расти и далее. Что до fabless бизнес-модели она, уверен, имеет право на жизнь. Но к нему должен прилагаться доступный foundry (контрактный производитель) либо в стране, либо за рубежом. Если нет доступного контрактного производителя, то можно обладать любой технологией, но, как показала сейчас ситуация на мировом рынке, даже если ты крупный покупатель с объемом заказов больше, чем весь рынок России, ты не можешь получить исполнение заказа на чипы в том объеме, который необходим. Возможно это временная ситуация, но возможно она затянется еще на 3 года.
Карина Абагян: В TSMC уже сталкиваются с нехваткой воды и электричества на Тайване, что не позволяет расширить это производство. И те же Qualcomm и Broadcom не могут выпустить на TSMC столько чипов, сколько у них хотели бы приобрести производители электроники. Спасибо, Алексей!
--