Потенциал, который обещает развитие направления mHealth велик, но реализовать его пока что сложно из-за самых различных барьеров - регуляторного, экономического, структурного и технологического. Ситуация будет оставаться такой и в ближайшие 5 лет, - предупреждает GSMA.
В отчете, который GSMA подготовила совместно с PwC, аналитики приводят оценки - 100 млрд евро может сэкономить ЕС на расходах на здравоохранение благодаря внедрению mHealth, кроме того, это обеспечит выигрыш в 93 млрд евро в ВНП к 2017 году. Я бы не советовал верить в эти цифры буквально, но они призваны дать представление о каких-то примерных ориентирах.
Впрочем и в GSMA, дав эти масштабные цифры, тут же замечают, что оценки могут сбыться только в том случае, если будут удалены существующие барьеры, мешающие коммерческому внедрению и росту масштабов использования mHealth. Если барьеры не убрать, заявленные оценки предлагается уменьшить до 10%. Не буду обсуждать ценность прогноза, который аналитики делают с точностью до порядка, тем более, что в источнике далее идут не ожидаемые 10 млрд и 9.3 млрд, а совсем иные цифры: 6.6 млрд евро - экономия ЕС, 6.5 млрд евро - прибавка к ВНП Евросоюза. Видимо в ЕС проценты считают как-то по-другому, не так, как принято... И еще пара цифры, столкнутся с mHealth в ЕС в грядущие 5 лет лишь 11.2 млн пациентов из 185 млн.
Далее в заметке идет определение того, что предлагается понимать под термином mHealth. Определения - это никогда не лишнее, так вот, GSMA предлагает считать, что mHealth (я не знаю адекватного перевода этого термина на русский язык, если буквально - то мЗдоровье) - это использование мобильной связи и устройств для предоставления медицинских услуг пациентам, профессионалам в области медицины и заботящимся о пациентах людям.
"Растущее превалирование хронических заболеваний, относительно высокая стоимость медицинских услуг и старение населения для многих стран Евросоюза означает то, что они сталкиваются с кризисом в области ресурсов здравоохранения. Мобильные технологии могут смягчить этот кризис", - заявляет Michael O'Hara, GSMA. С таким заявлением нельзя не согласиться. "Однако, многое следует сделать регуляторам и правительствам стран ЕС, чтобы обеспечить ускорение внедрения mHealth в интересах граждан". И это тоже бесспорно, причем все сказанное выше, на мой взгляд, относится и к России. Где в области mHealth, как говорится, "и конь не валялся".
GSMA уточняет, что для реализации потенциала mHealth, требуются согласованные усилия правительств, регуляторов и участников рынка, включая, например, страховщиков. Только такой подход обеспечит создание среды, где сможет расти и находить спрос mHealth. Интеграция mHealth в стратегию развития здравоохранения страны, увязывание развития услуг mHealth и специфичных для каждой страны приоритетов в области здравоохранения, ускорят массовое внедрение mHealth.
Допущение верное. Остается посмотреть, поверят ли политики и чиновники в области здравоохранения в оптимистичные оценки потенциала mHealth, будут ли они предпринимать практические шаги по подготовке регулирования этого рынка и интеграции усилий со всеми его участниками? В России, как всегда может проявиться наша обычная специфика. Здесь регуляторная активность чиновников может приводить к замедлению темпов развития рынка, как это было с рынком сотовой связи. Возможно, участникам рынка (операторам и сервисным кампаниям) имеет смысл пытаться успеть развить это направление до того, как чиновники зарегулируют ситуацию до того, что работа на этом рынке потеряет коммерческую привлекательность? С другой стороны, учитывая то, что здравоохранение в России продолжает позиционироваться, как бесплатная услуга, здесь есть простор для выбивания под развитие mHealth госзаказов - а здесь регуляторика не помешает, чтобы легитимизировать "сравнительно честное" использование госсредств для создания "потемкинских" сервисов в масштабах регионов или целой страны. В любом случае, если оценки потенциала рынка mHealth хоть с точностью до порядка соответствуют реальности, направление должно привлекать инвесторов.
==