Япония - это третья в мире экономика. Успехи страны в последние годы связывают с успехами роботизации всех сфер ее жизни. Делюсь с вами своим видением трендов, действующих в Японии в области робототехники. Их список не полон, но базовое представление о ситуации, думаю, дает.
- Япония лидирует в мире в области разработок и производства промышленных роботов, но в 10-е годы конкуренция в этой области ужесточилась и компании из Европы, США и Китая начали борьбу за лидерство с японскими производителями
- Японские компании выпускают бытовые роботы, например, роботы-пылесосы, как Panda или Panasonic, но не являются здесь "законодателями мод", как компании из США.
- В Японии роботы и дроны активно используются в сельском хозяйстве. По некоторым оценкам, в этом сегменте задействовано уже около 10 тыс. единиц такой техники. В частности, беспилотники применяют для опрыскивания растений. Японские беспилотники Yamaha для использования в сельском хозяйстве экспортируются в Южную Корею и Австралию. Компания выпустила уже более 2400 беспилотников за последние 20 лет.
- В Японии экзоскелеты начали в 2015 году использовать сотрудники различных компаний - полиция, банковские служащие, имеющие дело с тяжестями, сотрудники аэропортов, работающие с багажом.
- Япония интересуется темой ИИ, хотя и уступает в этой области США
2015.08.27 Министерство образования, спорта, науки и технологий Японии намерено запросить у правительства страны 10 млрд иен ($83.4 млн) на исследования в области технологий искусственного интеллекта. Об этом сообщило агентство Киодо. Главным центром, специализирующимся на этом направлении должен стать Институт естественных наук Рикэн.
- Строятся роботизированные сельскохозяйственные фабрики, включая вертикальные (например, Spread).
- В Японии намереваются внедрить роботакси к 2020 году.
В 2015 году создана компания Robot Taxi, идут испытания в Фудзисава. Роботакси можно использовать для поездок в супермаркет, расположенный в 3 км от города. В тестировании приняли участие 10 человек, в ходе испытаний цифра увеличится до 50. / newsader.com 2015.09.14 Компания Toyota намерена инвестировать $50 млн в разработки искуственного интеллекта для создания безопасного робомобиля. К разработкам привлечены Массачусетский технологический институт и Стенфордский университет.
- Роботы в Японии активно используются в шоу-бизе. В частности, известны роботы-исполнители эстрадных песен, робомехи для проведения боев-роботов, музыкальная робо-группа Z-Machines. В нулевые годы роботов-андроидов (актроидов) начали применять для участия в телепередачах и на выставках, а также в различных ивентах. Робот-андроид Geminoid F даже сыграл робота-андроида в кино.
2015.07.06 Компания Megabots, США в июне 2015 года бросила вызов на дуэль создателям робота-гиганта Kuratas. Вызов был принят в июле 2015 года. Дуэль запланирована на 2016 год. В своем ответе Kurata заявляет, что хотел бы сразиться не только с использованием оружия, действующего на расстоянии, но и врукопашную.
- В 2015 году в Японии появился роботизированный отель Henna Hotel, где нет людей среди обслуживающего персонала. Роботы-ресепшионисты, роботы-консъержи
- В Японии робототехника на 2015 год активно используется в медицине, например, робот-ассистивные системы или симуляторы рожениц. При этом, используются зарубежные системы - da Vinci из США и даже несколько российских симуляторов Энсим производства Эйдос-Медицина. Япония использует симулятор для обучения врачей-стоматологов Showа Hanako 2.
- В Японии, где увлечение беспилотниками носит массовый характер, задумались о создании в полиции подразделения, предназначенные специально для борьбы с дронами.
Компания ссылается на то, что частоты 2G ей нужны прежде всего для обслуживания трафика мобильной передачи данных, который вырос на 100,000% в период с января 2007 года по декабрь 2014 года.
На отдельных территориях оператор может выключить поддержку GSM/EDGE даже ранее, чем на сети в целом. AT&T обещает заранее предупреждать абонентов о прекращении услуги.
Компания уже предупреждала о планах отключения сети 2G еще в середине 2012 года. Это позволит оператору переиспользовать частоты в диапазонах 850 МГц и 1900 МГц для сетей 3G/HSPA и LTE.
Для того, чтобы решение компании не вызвало переток тех, кто до сих пор пользуется услугами сети 2G к другим операторам, компания предлагает абонентам специальные условия для апгрейда их устройств на устройства с поддержкой 3G/LTE. В частности говорится о том, что при желании можно обойтись без покупки смартфона и подключения к услуге мобильного ШПД, если клиент этого не хочет. Можно предположить, что таким клиентам будут предложены сравнительно редкие на рынке "звонилки" 3G.
AT&T - не первый оператор, который планирует выключить поддержку 2G на своих сетях. Это намерены делать также в Японии и Европе. А вот по срокам AT&T возможно окажется первым большим операторам, который реализует эти планы. Это наглядно иллюстрирует, насколько хорошо обепечен охват населения США покрытием LTE (99% у Verizon Wireless, >95% у T-Mobile USA).
Tele2 запустил услуг оплаты игр и приложений в Google Play. Оплата при этом снимается с мобильного счета абонента. Удобный и полезный сервис!
Магазин Google Play известен, наверное, всем пользователям устройств под Android. Сервис Tele2 запустила всего две недели назад и абоненты уже совершили 31 тысячу покупок на суммму более 4.5 млн рублей. Можно подсчитать. что средняя цена покупки составляет 145 рублей.
Возможность делать покупки без использования пластиковой карты или электронного кошелька - это безусловное удобство. При первой покупке понадобится аккаунт Google (кстати, хороший повод завести такой, если у вас еще его нет) и в диалоговом окне выбрать способ платежа "Со счета Tele2". Дальше сервис будет по-умолчанию предлагать этот способ оплаты.
Есть ограничения на размер платежа - 5 руб. минимум, 15 тысяч руб. - максимум. Неснижаемый остаток на счет после проведения платежа - 10 рублей после 60-ти дней с начала пользования номером, 100 рублей для новых активаций (у столичных абонентов - 200 рублей). Корпоративным клиентам услуга по понятным причинам не предоставляется.
Еще одно ограничение - услуга доступна только при условии использования на смартфоне мобильного интернета Tele2.
Доля смартфонов в сети Tele2 по итогам 2015 года - 40.9%. Абсолютное их большинство - 80.7% - под ОС Android.
Да, доходы, которые выкачали из абонентов, в том числе не совсем праведными способами, компания вложит в Российский футбольный союз.
Так что теперь, когда в очередной раз услышите о повышении расценок на своем тарифном плане, или обнаружите в списке подписок "вкравшуюся" туда нежелательную подписку, не огорчайтесь - ваши деньги пойдут на популяризацию футбола в нашей стране. Хотите вы этого или нет.
Мне конечно обидно, что вместо того, чтобы поддерживать, скажем, кружки робототехники или курсы для фермеров, деньги будут спущены на поддержку столь бездарно. Но это деньги МегаФона и куда он их пустит - это дело владельцев компании. Гендиректор МегаФона Таврин, считает, что "развитие спорта в России - одна из приоритетных задач не только на уровне государства, но и для социально ответственного бизнеса". Я с такой точкой зрения не согласен, но это не более, чем личное мнение.
Самого главного, а именно, в какую сумму обойдется акционерам компании эта инициатива, МегаФон не сообщает.
China Telecom - третий по величине оператор сотовой связи и мобильного ШПД в Китае, поэтому ему достается меньше внимания СМИ. Между тем, жизнь этого оператора активна и интересна для сторнних наблюдателей. Попробую немного восполнить пробел, уделив внимание China Telecom.
Оператор активно наращивает абонентскую базу LTE - +12.4 млн за 4q2016 и более 51,38 млн за 2015 год. Этому поспособствовало получение в феврале 2015 года лицензии на развертывание сети FDD LTE. В итоге у оператора на конец 2015 года - 58.5 млн подключений LTE. Проникновение таких пользователей выше, чем в России - 26% от общей базы в 198 млн подключений, причем выросло оно так именно в 2015 году. На конец 2014 года было скромных 4%.
Кстати, у гигантской China Mobile этот показатель еще круче - 38% на конец 2015 года от всей абонбазы в 826 млн, да и в целом компания добилась больших успехов - за 2015 год подключено более 220 млн абонентов, что обеспечило компании абонбазу LTE в 312 млн подключений. У China Unicom проникновение LTE достигло 17.5% (44 млн в абсолюте).
Компания China Telecom подписала договор с China Towers, что обеспечило возможность доступа к ее 500 тысячам башен. Это дало возможность оператору развивать LTE высокими темпами. В "ключевых городах" общим счетом 45 компания также запустила поддержку LTE-A. В планах - включение поддержки LTE-A везде, где есть LTE-покрытие компании, включая сельские регионы, где наблюдается высокий объем потребления трафика.
То, что China Telecom, как и ее конкуренты, избавилась от башен, позволит компании снизить капитальные затраты на 11% до CNY97 млрд ($14,9 млрд). Половина этих средств будет инвестировано в развитие LTE (CNY46 млрд). За год компания намерена ввести в эксплуатацию 290 тысяч базовых станций LTE, что увеличит их число до 800 тысяч.
China Mobile также слегка снизить инвестиции в развитие сети - с $30.1 млрд в 2015 году до $28.6 млрд в 2014 году.
С VoLTE в China Telecom не спешат, отложив коммерческие тесты этой технологии в национальном масштабе на 2017 год.
Китайцы умеют зарабатывать. Доходы в 2015 году слегка выросли - на 2.1% до $51.2 млрд. Чистая прибыль подросла намного больше - на 13.4% до CNY20.1 млрд. Это, в основном, эффект от продажи башенного хозяйства. EBITDA почти не изменилась (-0.8%). Доходы от оказания услуг выросли на 2%, в основном за счет роста мобильной компоненты, хотя и бизнес фиксированного доступа также показал небольшой рост доходов. Рост доходов от мобильного ШПД перекрыл сокращение доходов от голосовых услуг. Данные уже обеспечивают для компании 61% всего потока доходов (было 55% на конец 2014 года). Ежемесячное среднее потребление тарифика LTE в 2015 году выросло на 25% до 0.751 МБ.
Общее число подключений к сети компании выросло на 6.7% до 198 млн на конец 2015 года. База абонентов FTTH выросла до 71 млн (+28.4 млн в 2015 году). За аренду башен в 2015 году China Telecom заплатила компании China Tower CNY2.7 млрд, в 2016 году ожидается сокращение цены аренды. China Telecom располагает долей в 27.9% в компании China Tower.
Сети с использованием нейронов на сегодня - это наиболее эффективная платформа для компьютерного анализа данных. И в некоторых областях такой подход уже сегодня позволяют достичь большего успеха, чем обеспечивает традиционная электроника, основанная на использовании кремниевых схем. В частности, в области распознавания запахов.
В Объединенном Королевстве стартап Koniku представил детали своей разработки - беспилотник, который использует нейроны для моделирования примерно такого же уровня обоняния, каким может похвастаться пчела. По заявлению разработчиков, несмотря на то, что созданная на опытном чипе сеть состоит всего лишь из 64 нейронов, дрон с таким сенсором способен детектировать взрывчатку на расстоянии до километра.
Чипсет обеспечивает уровень чувствительности, позволяющий замечать тысячные доли триллиона. В компании уверены - это принципиально изменит современный рынок сенсоров уже на первом этапе. Затем изменения затронут рынок автопилотов для автомобилей. И так далее.
Использование нейронов для построения процессоров может изменить потенциал вычислительных устройств революционным образом. Сети на основе нейронов намного эффективнее не только современных многоядерных процессоров, но и квантовых компьютеров, которые вдобавок еще потребляют слишком много энергии.
Сложной задачей остается поддержание нейронов живыми в небиологической среде. В Koniku для этого создали небольшие капсулы, где содержится каждый нейрон, что позволяет управлять температурой, влажностью и снабжением нейрона необходимыми веществами. Капсулы также позволяют управлять тем, как нейроны взаимодействуют друг с другом, в частности, считывать и записывать информацию непосредственно в любой отдельный нейрон.
Пока что сложным вопросом остается масштабирование такой архитектуры. Если для создания чувствительного сенсора взрывчатки оказалось достаточно 64 нейронов, то для эффективного автопилота для автомобиля, по оценкам специалистов компании Konuki, потребуется не менее 500 нейронов. Понятно, что впереди у ученых еще долгий путь к воспроизведению возможностей нашего мозга, но первые шаги уже сделаны.
Вашему вниманию мой пересказ статьи Drones much more then toys for farmers / afr.com , посвященной применению беспилотных летающих аппаратов в сельском хозяйстве.
Вряд ли нужно приводить аргументы в пользу того, что беспилотники - это удобное и важное средство в точном земледелии и животноводстве. Уже сегодня существуют самые разнообразные применения БЛА, например, для сбора стада, мониторинга предпочтений овцематок и ирригации посадок. Беспилотники, оборудованные соответствующими датчиками, способны заметить нехватку полива раньше, чем это может сделать человек - все это превращает фермерство в научный метод, обещая фермерам рост доходов.
DroneAg, одна из австралийских компаний, использующих беспилотники в точном земледелии, уверена в перспективах этого направления. "Качество данных, понимание данных и умение работать с данными - это те направления, где бизнес, основанный на использовании беспилотников, входит в игру". Только не путайте это с покупкой фермером хобби-дрона, чтобы затем запускать этот "глаз в небе", и получать красивые фотографии своего стада или виноградника.
В Австралии регулятор Civil Aviation Safety выдало разрешения на коммерческое использование БЛА примерно 120 операторам. Немалое число из этих операторов ориентируются на сельское хозяйство. Дроны собирают данные
DroneAg, например, работает с хозяйствами, где беспилотники собирают данные, необходимые для повышения выхода в производстве опия. Опыт компании показывает, что к ее услугам прибегают наиболее успешные хозяйства - они уже сделали все, что могли в области обустройства дренажа, ирригационной системы и т.п. и теперь ищут любой способ, который мог бы обеспечить им еще хотя бы 10% дополнительного дохода.
Не все дроны одинаково полезны. В некоторых случаях, по опыту специалистов DroneAg, фермеры переплачивают, приобретая беспилотник в собственность, тогда как могли бы избежать лишних расходов, работая по модели дрон-как-услуга (DaaS). Конечно, если фермер хочет получить лишь "глаз в небе", который поможет ему быстро найти отбившееся от стада животное, покупка хобби-дрона может быть разумным решением. Но куда большие перспективы для точного земледелия сулит использование беспилотников для сбора тех данных, которые непросто собрать и следует затем обработать. Желательно, чтобы беспилотником занимался человек, который обладает знанием агрономии. Таких специалистов пока что немного - нужно, чтобы этот специалист разбирался в термограммах, расчетахвегетационного индекса NDVI и при этом мог полученные данные перевести в практические решения в отношении полива и других действий "на земле".
Все имеет свою цену
Несмотря на уже проверенную полезность, беспилотники не так уж легко внедрить в повседневную практику фермерство. Одно из основных препятствий - все еще высокая стоимость использования беспилотников. Только 5% ферменров на сегодня могут позволить себе использование технологии - обычно это те, кто занимается культурами с высокой прибыльностью, такими, как опийный мак. Между тем, все, кто пользуется результатами обработки данных, полученных с беспилотников, возвращают свои расходы уже при реализации первого же урожая, а иногда еще и остаются в выигрыше.
В австралийском Университете Тасмании уверены - использование БЛА в сельском хозяйстве будет идти по нарастающей, одновременно с использованием все более совершенных систем полива (с переменной скоростью, центрально-поворотные оросители). Такие поливные системы оптимально работают тогда, когда их программируют с учетом данных, собранных беспилотником. Это касается не только полива, но и опыления, а также внесения удобрений. Качество данных очень важно
Сегодня в точном земледелии нужен не беспилотник, как таковой, это всего лишь летающая платформа для установки на нее различных сенсоров. Если не выбрать правильные сенсоры и не суметь правильно обработать собранные данные, то полученные карты окажутся мало полезными.
Беспилотники в Тасмании используются не только для оптимизации выращивания опийного мака, но также в виноградарстве и виноделии - для отслеживания здоровья лозы и качества винограда. В Университете Тасмании идут разработки для того, чтобы мониторить качество пастбищ, используемых для выпаса стад в молочном животноводстве и оптимизировать перенаправление стад на новые пастбища.
Область применения дронов и сенсоров быстро расширяется. Нет сомнений, что проникновение беспилотников в сельское хозяйство будет расти в ближайшие годы, причем тем быстрее, чем более будут снижаться цены на БЛА, сенсоры и специализированное ПО для них. В частности, можно ожидать появления автоматизированных систем. Представьте себе миниатюрную погодную станцию, которая подает сигнал беспилотнику - тот автоматически заряжается и поднимается в воздух из своего небольшого ангара. БЛА пролетает по запрограммированному маршруту, пересылает собранные данные на сервер, где они обрабатываются программной системой. Данные, представленные, в удобном графическом формате с цифрами рекомендаций отправляются на смартфон фермера или агронома. До появления таких систем осталось совсем недолго.
Теоретически пиковые скорости могут достигать 225 Мбит/с. Источник: ngs24.ru
Разумеется, на практике рост скоростей не будет столь ощутимым. Кроме того, чтобы воспользоваться новой услугой нужно, чтобы у абонента аппарат поддерживал LTE-A Cat.6, а таких аппаратов на руках у абонентов - меньше процента.
Для МегаФона - это 16-й регион с LTE-A в России, по данному показателю компания лидирует, опережая МТС.
В Красноярске услуги LTE предоставляют также Билайн и МТС.
Это третья точка с LTE-A МегаФон на карте Дальнего Востока. Пиковые скорости - до 100 Мбит/с. Покрытие есть пока что только в горнолыжном комплексе Горный воздух.
МегаФон оказывает услуги LTE-A в 15 российских регионах, если считать даже столь лимитированные по-области покрытия запуски. Формально это обеспечивает компании лидерские позиции по данному показателю.
Компания Tele2 сообщила, что за 2015 год доля смартфонов в ее сети выросла на 11.1 п.п. до 40,9% от общего чиcла устройств.
Симпатичный результат, если говорить о темпах роста! Абсолютное значение пока что остается ниже среднерыночного. Ericsson обещала нам около 50% в качестве среднего уровня проникновения смартфонов в абонбазу российских операторов по итогам 2015 года, оптимисты из J&P ожидали и вовсе 59%. В реальности все скромнее, например, у МТС на конец года - 48,4%. МегаФон сообщает цифру 53%, но при этом ведет речь не о смартфонах, а об "устройствах. с поддержкой передачи данных" (вероятно, это смартфоны + роутеры + хотспоты + модемы + фичафоны, а значит проникновение только смарфтонов у компании заметно меньше).
Даже более впечатляющей стала цифра 22,4% - это проникновение устройств с поддержкой LTE в абонентскую базу компании в Москве на конец 2015 года! Это очень значительный результат, превосходящий показатели конкурентов. Например, на мой вопрос о проникновении смартфонов с LTE в абонбазу МТС по итогам 2015 в компании ответить постеснялись, сказали что-то, что вроде пройден был порог в 16% в 2015 году, пообещали прислать данные, но так и не прислали.
Причина высокого результата у Tele2 в значительной мере естественная - у компаний большой тройки в Москве есть сети 2G, поэтому и база абонентских устройств изрядно разбавлена "звонилками", не способными поддерживать ни 3G, ни LTE. Тем не менее, для Tele2 это хороший результат, обещающей компании в дальнейшем стабильный рост доходов от ШПД при грамотном подходе к теме.
+ +
"Для протокола" приведу пресс-релиз компании Tele2, в котором даны заинтересовавшие меня цифры.
Доля смартфонов в сети Tele2 продолжает активно расти
Москва – Tele2, альтернативный оператор мобильной связи, публикует рейтинг мобильных устройств, зарегистрированных в сети компании. За 2015 год доля смартфонов увеличилась на 11,1 п. п. и составила 40,9% от общего числа устройств.
Пятерку моделей смартфонов возглавил Samsung Galaxy Star Plus, а четыре последующих места заняли устройства Apple iPhone 4S/4, Samsung Wave 525 и Samsung Galaxy Core 2 Duos.
Лидером среди регионов по количеству устройств с поддержкой 4G стала Москва, где в 2015 году было зафиксировано наибольшее проникновение таких аппаратов – 22,4%. Самыми популярными телефонами, работающими в сети 4G, стали: Apple iPhone 5S/5/6, Samsung Galaxy A3 и Lenovo A2010.
За прошлый год доля планшетов увеличилась на 1,4 п. п. до 2%. Самыми востребованными среди абонентов Tele2 стали планшеты Explay, Lenovo и Qumo. Они вошли в пятерку самых популярных моделей и заняли долю в 24% от общего числа этих устройств в сети Tele2.
В рейтинге операционных систем укрепила свое положение ОС Android, увеличив долю до 80,7%. Второе место у iOS (7,1%), доля которой за год выросла на 0,8 п. п. Третье место заняла ОС Windows Phone (5,2%), вытеснившая из тройки лидеров смартфоны на базе операционных систем Symbian и Bada.
Одним из главных трендов прошлого года стало смещение предпочтений абонентов Tele2 в сторону производителей бюджетных устройств – Fly, Alcatel, Explay и Lenovo. Кроме того, наблюдается рост популярности брендов Huawei и Keneksi, которые приблизились к топ-15 производителей мобильных устройств в сети Tele2.
В 2015 году выросло количество устройств с поддержкой технологии NFC, позволяющей осуществлять бесконтактный обмен данными на коротких расстояниях. Доля таких аппаратов увеличилась на 1,8 п. п. и составила 4,8% от общего числа устройств в сети Tele2. Активнее всего эти телефоны используют абоненты оператора в Москве (14,9%), Норильске (13,7%) и Салехарде (9,7%).
В четверг у меня последнее занятие на курсах Data-MBA. Девять встреч с преподавателями пролетели быстро, понятийная сетка в области Machine Learning, Big Data, NLP, рекомендательных систем, Deep Learning сформировалась.
Некоторое представление о курсе дают вопросы сегодняшнего теста. На некоторые я ответил по-памяти, чтобы ответить на другие пришлось лезть в конспект. Полюбопытствуйте, знакомы ли вам эти темы?
Тест для слушателей курса “Data MBA”
1. Назовите задачи обучения с учителем/без учителя
2. Объясните своими словами, что означают метрики качества Precision/Recall/F-мера – почему хорошее значение
3. Что делать, если в обучающей выборке преобладают объекты одного из классов?
4. Вы решаете задачу прогнозирования дохода на данных телеком-оператора. Можно ли выбрать для этой задачи в качестве обучающей выборки сотрудников оператора? Ответ обосновать
5. Представьте, что вы решаете задачу прогнозирования b2b оттока клиента сотового оператора. Как бы вы определили понятие "оттока"? Какие признаки вы бы использовали для этой задачи? Как бы был построен "дизайн" этой задачи? Напишите подробный ответ
6. Вы решили построить аналитическую систему, в которой применяется машинное обучение. На какие вопросы вам нужно ответить, чтобы начать разработку?
7. Вы решили построить аналитическую систему, в которой применяется машинное обучение. Из чего будут состоять временные затраты? В каком процентном соотношении?
8. Опишите ситуации, в которых вам потребуется построение инфраструктуры для обработки больших данных? Иными словами, какие данные обязывают нас строить данную инфраструктуру?
9. Какие компоненты входят в экосистему Hadoop? Для чего они предназначены
10. Опишите все этапы, которые возникают при разработке алгоритмов машинного обучения
11. Для каких задач приходится использовать базы данных, хранящих <идентификатор, значение>?
12. В чем риск использования данных из социальных сетей?
13. Какие ограничения есть у API социальных сетей?
14. Какие компоненты входят в RTB систему?
15. Для каких задач имеет смысл применять методы Deep Learning?
Подробнее о курсе Data-MBA можно почитать здесь: http://bigdata.beeline.digital/datamba#schedule - приведена программа курса, данные о преподавателей, по этой ссылке возможна и запись. Следующий курс начнется 12 апреля 2016 года.
МТС отчиталась по итогам 2015 года и 4q2015 года. В этой публикации давайте посмотрим на результаты по России.
Рост выручки в годовом исчислении за счет
• Роста пользования услугами передачи данных
• Роста качественных подключений
• Высокого уровня продаж смартфонов
Стабильный уровень OIBDA несмотря на:
• Рост продаж смартфонов
• Расширения розничной сети
• Агрессивную розничную стратегию
• Влияние обесценивания рубля на размер затрат в валюте, в том числе за международные звонки, услуги роуминга и оборудование
• Влияние инфляции на общие и административные расходы
МТС – бессменный лидер по объему выручки и OIBDA в России
Андрей Дубовсков, президент группы МТС (АД): Результаты очень и очень хорошие, прирост выручки за год - 4.4%. Сравните с нашими конкурентами (АБ: -0.8% у МегаФон, -1.2% у Билайн). OIBDA под контролем, даже небольшой плюс - 165,1 млрд рублей. (АБ: 100 млн руб +0.0%, у МегаФон -4.4%, у Билайн -2.6%). Маржинальность в России также вполне достойная - 42.2%, выше, чем в целом по группе.
АБ: Справедливости ради отметим, что как раз здесь МТС выглядит слабее и в абсолюте и в динамике. У МегаФона маржа показана на уровне 42.8% (сокращение гг -1.7 пп), тогда как у МТС 42.2% - сокращение -1.8 пп гг. Билайн слабее в абсолюте - 39.2%, но почти не потерял в показателе за год -0.6 пп. Это, в основном, вклад низкомаржинальной розницы, хотя сказались и инфляционные процессы, например, рост арендных ставок и других выплат оператора.
АД: В 2015 году мы еще более оторвались от наших конкурентов по выручке (АБ: 391 млрд руб против 308 у МегаФона и 278 - у Билайн). То же и по OIBDA. То же и в отношении выручки от мобильных услуг (АБ: 296 млрд МТС, 265 - МегаФон, 222 млрд - Билайн).
Рост чистой прибыли в России в 4 кв. 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года за счет эффективного управления валютными рисками
Рост чистой прибыли в 2015 году по сравнению с прошлым годом обусловлен снижением девальвации рубля
АБ: Андрей Дубовсков отметил рост чистой прибыли на 19.7% год к году и сезонное снижение прибыли квартал к кварталу в 4q2015. Как я уже отмечал в части конспекта, посвященной итогам деятельности группы в целом, показатель чистой прибыли вторичен и уделять ему внимание я не вижу смысла. Билайн его, например, и вовсе не раскрыл.
Структура мобильной выручки в России
Рост выручки от мобильных услуг в годовом исчислении обусловлен:
• Увеличением потребления дата-услуг и ростом проникновения смартфонов и планшетов за счет реализации агрессивной розничной стратегии
• Ростом потребления услуг существующими дата-абонентами
• Ростом активной абонентской базы
• Продолжающимся ростом продаж оборудования вследствие реализации розничной стратегии компании, направленной на стимулирование продаж и проникновения смартфонов, а также привлечение качественных абонентов
АД: Отмечу 5.2 % рост выручки от мобильного бизнеса, гг. Небольшой прирост выручки гг от мобильных услуг без учета продаж телефонов и оборудования (2%), небольшой для нас, но большой, если сравнивать с конкурентами (АБ: -0.2% у МегаФон и +0.2% у Билайн). Выручка от продаж телефонов и аксессуаров - рост 37.4%, пусть и от сравнительно невысокой базы.
Годовой рост выручки от дополнительных услуг отражает фокус компании на стимулировании потребления услуг передачи данных, продвижение доступных смартфонов в розничной сети, продолжающееся инвестирование в сети мобильного интернета, успешных маркетинговых предложениях
Ключевые инициативы:
• Запуск сетей LTE во всех регионах присутствия
• Реализация розничной стратегии МТС по предложению доступных смартфонов в розничной сети
• Фокус на продвижении пакетных тарифных планов, который обеспечил трехкратный рост доли пакетных тарифов в продажах
Сокращение оттока в годовом исчислении отражает рост доли продаж контрактов через собственную розницу до 60%
Квартальное изменение показателя оттока произошло в результате сезонных факторов
АД: Отмечу 20% рост выручки от услуг передачи данных.
АБ: Учитывая, что операторы перешли на пакетные предложения, оценивать изменения выручки от тех или иных составляющих пакета более невозможно, поэтому я бы всерьез не смотрел на такие показатели, как "рост выручки от услуг передачи данных". В целом она действительно растет, т.к. растет проникновение смартфонов, прежде всего, смартфонов с LTE.
АД: Отток по-прежнему под контролем, в абсолюте менее 40% за год. За это следует поблагодарить всю коммерческую команду.
АБ: Жаль, что МегаФон не раскрывает свой показатель оттока. Возможно это следует считать индикатором того, что у компании получаются не слишком хорошие результаты. На показатели ARPU, MoU, APPM вряд ли стоит обращать внимание, учитывая, что все они "привязаны" к числу подключений, которое не отражает реальную ситуацию.
Продолжающийся рост выручки на розничном рынке ШПД в годовом исчислении за счет роста абонентской базы в Москве и регионах, а также подключения абонентов к модернизированным сетям в регионах
Квартальный рост выручки от фиксированных услуг обусловлен сезонными факторами, а также окончанием промо-кампаний и переходом абонентов на новые тарифы
Рост ARPU на розничном рынке за счет роста доли пакетов из нескольких услуг, миграции абонентов платного ТВ на цифровую платформу, подключения к модернизированным сетям в регионах и перехода ADSL-абонентов на сеть GPON в Москве.
АБ: Выручка от фиксированных услуг несколько сократилась, поэтому Андрей Дубовсков отметил рост выручки в сегменте B2C. Сокращение в B2B руководитель компаний МТС связывает прежде всего с макроэкономической ситуацией. При этом компания показывает рост числа абонентов.
В 2011 году МГТС запустила проект стоимостью 50 миллиардов рублей с целью замены устаревшей ADSL сети на современные оптические сети GPON, обеспечивающие широкополосный доступ в интернет на скорости до 1 Гбит/с на всех фиксированных линиях связи в Москве и Московском регионе
Сегодня МГТС обеспечивает широкополосный доступ в интернет на скорости до 500 Мбит/с, предлагает клиентам выбор из 230 ТВ-каналов, в том числе из 40 HD-каналов, а также услугу «видео по запросу»
МГТС наращивает абонентскую базу, переводя клиентов с технологии ADSL на технологию GPON, а также привлекая новых пользователей
Строительство сетей GPON позволило МТС увеличить долю рынка на московском рынке ШПД и платного ТВ
• В настоящее время порядка 95% домохозяйств в Москве имеет доступ к GPON • Пользователи пакетов из нескольких услуг составляют 62% абонентской базы GPON
АД: Здесь никаких серьезных изменений, кроме позитивных. Вы видете, что растет доля рынка в B2C, что растет доля рынка платного ТВ в Москве в B2C, мы уже занимаем четверть этого рынка и планируем и дальше теснить наших конкурентов.
АБ: Про МГТС я ничего хорошего сказать не смогу. Компания, на мой взляд, сохраняет генетику советской "сервисной" организации, демонстрируя "родовые черты" то там, то здесь. Я знаю тех, кто уже "напробовался" сотрудничества с МГТС и прекратил пользоваться услугами этой компании, как это сделал я, например. Безусловно, успех продвижения пакета услуг, включающего мобильную составляющую клиентам МГТС, не может не радовать МТС. Вот только зачастую оно основано на том, что, на мой взгляд, пенсионерам внушают мысль, что "это плановая замена" и "без нее никак". Насколько всё это останется прибыльным в условиях, когда люди постепенно отказываются от телефонов МГТС и в целом услуг этой компании? Учитывая, какие суммы вложили в GPON, перспективы этого проекта для меня не однозначны. К самой технологии претензий, безусловно, нет. Розничная сеть МТС
На конец четвертого квартала 2015 года, розничная сеть МТС насчитывала 5 166 салонов, включая 1 681 франчайзинговый магазин
В четвертом квартале 2015 года доля смартфонов среди всех проданных телефонов в рознице МТС составила 72%
Доля смартфонов с поддержкой LTE достигла 38,5% от всех проданных смартфонов в розничной сети оператора
Во втором квартале 2015 года МТС резко снизила цены на все модели смартфонов в собственной розничной сети с целью:
• Противодействовать усилиям конкурентов по наращиванию рыночной доли собственных розничных сетей
• Привлекать высокодоходных абонентов и стимулировать переход абонентов на пакетные тарифные планы
В результате количество продаваемых смартфонов увеличилось в годовом исчислении на 59%, проникновение смартфонов в абонентской базе составило 48,4%
АД: Здесь тоже позитивные изменения, вы можете наблюдать, что проникновение смартфонов в продажах выросло до 91% (в рублях, в штуках - 69%), а в абонбазе - до 48%. Кстати, доля смартфонов с LTE достигла 38,5% в продажах, это более, чем удвоение за год. Это не может не радовать, учитывая те усилия, которые мы предпринимаем по развитию сетей LTE.
АБ: Розница МТС, безусловно, очень интересный эксперимент, который компания вынуждена была предпринять в 2015 году после того, как потеряла Связной в качестве канала продвижения своих подключений. В целом его следует, по-видимому, считать успешным - компания не только не потеряла долю рынка в подключениях, но также сохранила выручку, о чем мы сегодня уже говорили. все остальное - это не так важно. Я сомневался, не сломает ли такой груз, как гигантская собственная розница хребет бизнесу компании. Судя по результатам этого не произошло. Более того, МТС показала, что "независимая розница" на сегодня оператору не нужна. Сейчас бы партнеры по рынку могли последовать этому примеру, отказавшись от Связного и Евросети, что, вероятно, привело бы к их закрытию и смене российского розничного рынка на операторский. Но... конкуренты уже слишком много вложили в "партнеров" (паразитов?) и готовы продолжать тащить этот "чемодан без ручки".
+ +
АБ: В завершение приведу ту табличку и графики, которые подготовили в МТС. Они позволяют в динамике наблюдать, как обстоят дела у МТС в сравнении с ее основными конкурентами.
Вывод: МТС в России выступила в 2015 году очень неплохо и у компании есть все основания для того, чтобы сохранять или даже развивать достигнутый успех.
Сегодня МТС провела раскрытие показателей 4q2015 и итогов 2015 года по группе компаний МТС. Результаты показаны ударные. Представляю вашему вниманию конспект презентации итогов г-ном Дубовсковым с моими комментариями.
Андрей Дубовсков: "Друзья, коллеги и гости, добрый день, рады вас приветствовать в нашем логове, будем вас радовать, надеюсь, вы к этому готовы"! Основные финансовые и корпоративные показатели
Андрей Дубовсков (АД): Мы представляем результаты 4q2015 и 2015 года. Есть смысл уделять больше внимания результатам года в целом, нежели итогам квартала. Только в годовом масштабе изменения и тренды становятся прозрачнее и понятнее.
Обратите внимание на то, что в 2015 году выручка группы компаний МТС выросла на +5% (до 431,2 млрд руб). Уже второй отчетный период подряд мы даем раскладку показателей, чтобы избежать спекуляций на тему, чем эта выручка объясняется. Вы, например, видете, что выручка от продажи телефонов и аксессуаров выросла за год на 37% (здесь, конечно, стоит помнить об относительной низкой базе по итогам 2014 года). Также стоит отметить, что выручка от услуг передачи данных выросла за год на +20%. Отмечу также рост на 2% выручки от мобильных услуг. Вы можете сравнить ее с показателями наших конкурентов (прим.АБ: -0.2; у МегаФон, +0.2% у Билайн).
Скорректированная OIBDA группы показывает небольшое проседание, на -2.0% за год, но если посмотреть на Россию, то здесь OIBDA удалось удержать, она даже незначительно выросла (прим.АБ: на 0.1 млрд или 0.0%, тогда как у МегаФон -4.4%, у Билайн -2.6%).
Абонентская база у нас в России сильно приросла.
Выручка группы МТС
АД: Выручка в России у нас приросла (+4.4%) - величина, достойная зависти, выручка от мобильного бизнеса росла еще заметнее. (+5.2%).
АБ: В 4q2015 по группе также рост выручки на 5.7% к 2014 годом - до 113,32 млрд руб.
АД: Сплит выручки показывает, что вырос вклад продаж телефонов и оборудования (+2% с 7% до 9%), Стабильно вела себя доля выручки в России, несколько снизился вклад Украины в выручку.
5-процентный рост всей выручки группы по итогам 2015 года - это просто замечательный результат!
Скорректированная OIBDA группы МТС
АД: Незначительное снижение на -2.0% (до 175,5 млрд руб.) показателя OIBDA год к году, а также маржи OIBDA, которую по итогам года держим на уровне 40,7%.
Наш результат в 40.1% в 4q2015 лучше, чем у наших конкурентов из большой тройки. (АБ: 36.6% у МегаФон, 37,5% у ВымпелКом). Мы единственные на рынке, кто смог удержать маржу на столь высоком уровне. Хороший позитивный вклад обеспечивает рост прибыльности услуг от передачи данных. Определенный прессинг испытываем со стороны продаж устройств и аксессуаров, голосовые услуги также не радовали динамикой. Роуминг - здесь мы теряем больше, чем конкуренты в силу масштабов нашей деятельности. Чистая прибыль группы МТС
АД: Все объяснялки по поводу того, почему получилось то, что получилось - на слайде справа. Отмечу списание в Армении на 3.5 млрд рублей.
АБ: Не устаю отмечать, что МТС Банк - это неудачный проект группы. В 2015 году он принес группе МТС убытков на 2.3 млрд руб. И, уверен, продолжит их приносить.
АБ: В целом чистая прибыль группы, которая снизилась на 3.5% (по МСФО) до 49,5 млрд руб. вряд ли как-то особо показательна. В МТС, в частности, говорят о сильной волатильности данного показателя, гле подверженности внешним, не зависящим от компании факторам. С этим вряд ли стоит спорить.
В 4q2015 года чистая прибыль группы МТС составила 7,1 млрд руб., что в 5 раз выше, чем в 4q2014, но на 50,4% ниже по сравнению с 3q2015. И о чем говорят эти показатели? Да ни о чем, практически.
Динамика абонентской базы мобильного бизнеса
В России МТС продолжает подключать и удерживать качественных абонентов за счет привлекательных тарифных предложений и управления продажами через собственную розничную сеть.
МТС поддерживает устойчивый рост абонентской базы через:
- Отличный клиентский сервис
- Отличное качество связи
- Тарифные планы и розничную сеть, ориентированные на миграцию абонентов с голосовых тарифов на пакетные с включенным интернет-трафиком
* Включая абонентов сети CDMA ** МТС владеет 49% акций в СООО «МТС» в Беларуси, учитываемыми по доле
АД: В России у нас серьезный прирост абонентской базы.
АБ: Я бы не обращал особого внимания на данные цифры. Практика показывает, что с учетом российской специфики данные числа подключений не отражают действительность и несут мало полезной информации о положении компании на рынке и ее доле рынка.
Капитальные затраты группы МТС
* За исключением расходов на приобретение 4G лицензий в размере 3,4 миллиарда рублей в 2015 году ** За исключением расходов на приобретение 3G лицензий в Украине в размере 2,7 миллиардов гривен (7,044 миллиарда рублей) в 2015 году
Капитальные затраты Группы МТС за 2015 год составили 96,1 миллиарда рублей, что включает в себя:
• Развитие сетей передачи данных на всех рынках присутствия
• Завершение проекта по развертыванию сетей GPON в Москве
• Модернизацию сетей фиксированной связи в российских регионах
• Возобновление оказания услуг связи в Узбекистане
За отчетный период доля капитальных затрат относительно выручки компании сократилась, в первую очередь, в России, Армении и Туркменистане, вслед за периодом агрессивного развития сетей МТС в этих странах
Рост капитальных затрат на украинском рынке является естественным следствием получения лицензий на оказание услуг связи в стандарте 3G/UMTS
• В первом квартале 2015 года МТС выиграла лицензию на оказание услуг связи 3G на всей территории Украины в диапазоне 1950-1965 МГц и 2140-2155 МГц.
• Капитальные затраты Группы не включают разовые платежи на приобретение лицензий 3G в размере 2,7 миллиарда гривен или 7 миллиардов рублей и стоимость рефарминга частот (358 миллионов гривен или 865 миллионов рублей)
АД: Так много мы еще никогда не тратили, 96.1 млрд рублей в 2015 году - это рекордные инвестиции компании. Обратите внимание, как распределены эти затраты по регионам присутствия группы МТС.
АБ: Г-н Дубовсков пояснил снижение капитальных затрат в России рядом факторов, прежде всего естественным технологическим циклом обновления оборудования, очередной этап которого "подошел к концу". Также он заявил о построенной в целом сети МГТС GPON в Москве, которая также давала существенный вклад в капекс 2014 года и чья доля в капексе 2015 года снизилась.
АБ: Фокус инвестиций группы сместился на страны СНГ - здесь можно наблюдать, что в Украине шли активные вложения в сеть 3G (рискованные с учетом политико-экономической ситуации). МТС активно инвестировала в Узбекистане, чтобы быстрее вернуться к значимой позиции на рынке. В целом, нетрудно заметить, что отношение капзатрат к выручке оставалось стабильным, на уровне 2014 года в целом по группе. т.е. с учетом роста выручки, вложения выросли (в рублях, в долларах, конечно, сократились). В компании говорят о том, что "показель CAPEX/sales удалось удержать под контролем" - на уровне 22.3%.
Г-н Дубовском особо отметил, что многие ожидали, что из-за девальвации национальных валют стран СНГ, компания в 2015 году не сможет полноценно инвестировать в развитие сетей, которые строятся на зарубежном оборудовании. Этого не произошло, заявил президент компании, в 2015 году в количественном плане МТС построила даже больше инфраструктуры, нежели в 2014 году. Это было достигнуто за счет своевременных, заблаговременных договоренностей с вендорами оборудования. Частично это было обеспечено предоплатами, заключением "длинных" многолетних контрактов с большим объемом закупок, фиксированием цены оборудования в рублях и т.п. мерами.
К сожалению, я не увидел в презентации соответствующих цифр, поэтому предполагается, вероятно, что мы должны принять это заявление на веру. В принципе, я готов поверить, что заявление в целом правдиво, поскольку такие практики, как "длинные рамочные контракты" существуют, и вендоры могут идти в том числе и на фиксирование цены "железа" (или на ограничения роста цены на каком-то разумном уровне). На какой период хватит этих договоренностей? Вероятно на несколько лет, на 2-3 года, минимум. Конечно, если курс рубля продолжит существенное падение, то эти договоренности вряд ли устоят, но пока что, как говорится, не о чем беспокоиться. Долговые обязательства группы на конец 4q2015
**Структура долга по валютам учитывает хеджирование валютных рисков в размере 549,5 миллиона долларов на конец 4 квартала 2015 года и финансовый лизинг
- В четвертом квартале 2015 года МТС использовала 5 миллиардов рублей из кредитной линии Сбербанка
- МТС добавила кредитную линию с банком Абсолют на 3 миллиарда рублей в свой портфель инструментов по управлению ликвидностью
- МТС выплатила десятые полугодовые купоны по рублевым облигациям серий 07 и 08. Выплаты по облигациям серии 07 составили 433,72 миллиона рублей, по облигациям серии 08
- 609,43 миллиона рублей.
МТС выкупила в рамках оферты облигации серии 08 на сумму 12,9 миллиарда рублей
В 4 квартале МТС реструктурировала часть своих валютных свопов и получила под них от банков денежное обеспечение в размере 6,9 миллиарда рублей
Годовое увеличение общего долга обусловлено переоценкой части долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте, вследствие ослабления курса рубля в 2015 году
Существенная доля долга МТС (97%) номинирована в рублях, что снижает риски, связанные с волатильностью валютных курсов, и укрепляет финансовые позиции компании
• Долговые обязательства в долларах хеджированы краткосрочными инвестициями и долгосрочными депозитами в долларах и евро
В конце 4 квартала МТС привлекла с рынка репо денежные средства в размере 10 миллиардов рублей, которые были возвращены в начале 2016 года
АБ: Как выразился Андрей Дубовсков, в плане кредитных обязательств компании не произошло ничего особенно интересного. "График выплат по-прежнему под контролем. Средневзвешенная процентная ставка уменьшалась". Согласен. Долг группы МТС она обслуживает без какого-либо "напряга", валютная составляющая долга невелика. Прогноз результатов Группы МТС на 2016 год
Выручка Группы
На 2016 год МТС прогнозирует рост выручки Группы на уровне >4%, что обусловлено:
Ростом потребления мобильного интернета и устойчивым ростом дата-пользователей среди абонентов МТС
Ростом продаж смартфонов
Ростом доли МТС на рынке услуг ШПД и платного ТВ для частных пользователей в Москве
Ростом выручки в зарубежных дочерних компаниях
OIBDA Группы
МТС ожидает, что скорректированная OIBDA будет меняться в промежутке от -2 до +1% в 2016 году. На волатильность рынков присутствия оказывают влияние следующие факторы:
Рост конкуренции на розничном рынке вследствие агрессивных действий конкурентов
Строительство сетей 3G в Украине и нерыночные факторы, влияющие на нашу рентабельность
Макроэкономические факторы и волатильность национальных валют на рынках присутствия
Капитальные затраты Группы
МТС планирует сократить капитальные вложения в 2016 году до 85 миллиардов рублей
МТС намерена пересматривать свои прогнозы в рамках будущих ежеквартальных раскрытий финансовых и операционных показателей, что позволит предоставлять рынку наиболее актуальный взгляд на текущий финансовый год
АБ: Общая выручка группы, как ожидают в МТС, вырастет в рублях на >4%. Вопрос, насколько больше, поскольку, если помнить об инфляции, рост на 4%, например, будет означать снижение реальной выручки. Осторожным выглядит прогноз по OIBDA - она то ли вырастет, то ли сократится, это и прогнозом назвать сложно. Впрочем, небольшие в абсолюте цифры должны убеждать, что в компании постараются не допустить резких изменений этих показателей.
Скорее всего у МТС достанет возможностей, чтобы справиться с этой задачей, хотя если отклонения и выйдут немного за пределы озвученного коридора, я особо не удивлюсь.
Снижение капитальных затрат - это вроде бы тревожный признак. Но в данном случае следует учитывать следующие факторы. В построенную сеть 3G МТС уже практически не нужно более вкладывать средства. Во всех крупных городах России построена сеть LTE, в расширение которой нужно бы вкладывать средства, но не факт, что это экономически оправдано - расширение пойдет, но будет делаться в спокойном режиме, благо конкуренты тоже не стремятся зарыть в инфраструктуру миллиарды долларов. А до вложений в 5G еще есть несколько лет.
В общем, прогноз реалистичный, если не возникнет какой-либо форс-мажор, внешний для компании.
Свободный денежный поток и дивиденды
Выплаты в 2015 году
МТС в четвертом квартале 2015 года выплатила 5,61 рубля на одну обыкновенную акцию (11,22 рубля на АДР), что составило 11,6 миллиарда рублей по итогам финансовых результатов первого полугодия 2015 года
За 2015 календарный год МТС выплатила рекордный объем дивидендов – 25,17 рубля на одну обыкновенную акцию (50,34 рубля на АДР), или 52,0 миллиарда рублей
Дивидендная политика
Новая дивидендная политика будет представлена Совету Директоров компании весной 2016 года
Менеджмент МТС по-прежнему стремится поддерживать стабильно высокий уровень дивидендных выплат в абсолютном выражении
МТС объявила о ликвидации дочерней компании MTS Bermuda, которая владела 67 995 335 обычных акций компании (33 997 667 АДР) или 3,3% уставного капитала
Акции переведены на счет МТС и теперь являются казначейскими акциями, по которым не начисляются дивиденды.
Средства, которые ранее направлялись в качестве дивидендов по этим акциям, будут перераспределяться между остальными акциями
АБ: Я не думаю, что МТС планирует менять дивидендную политику в этом году. Пересмотр будет в апреле 2016 года.
++
Выводы
Компания показала хорошие показатели - особенно операционные. Снижение маржи объясняю ростом конкуренции, также сказались активные продажи абонентского оборудования, низкомаржинального вида деятельности. Девальвация рубля и других нацвалют тоже внесла свой вклад.
Несмотря на снижение свободного денежного потока компания скорее всего предпочтет выплатить дивиденды. Соответствующее решение инвесторы примут в апреле 2016 года.
Безусловно МТС выглядит существенно привлекательнее МегаФона.
Рост выручки МТС может оказаться лучше прогноза, но здесь конечно влияние могут оказать внешние факторы, включая различные форс-мажорные обстоятельства.
+ +
пока что все, сегодня по-ситуации решу, смогу ли продолжить разбирать результаты.
Удержали OIBDA и показали рост выручки от мобильных услуг (Россия). На фоне МТС и Билайн, упавшая у МегаФона выручка от мобильных услуг смотрится совсем кисло. Особенно плохи дела у Меги в 4q2016. В МТС сделали табличку-сравнение. Смотрите выручку от мобильный услуг. Еще OIBDA и отток. Остальное - детали.
Группа МТС показала в 2015 году рост выручки на 5%, в 2016 году ожидает рост выручки более четырех процентов
21 марта 2016 г., Москва, РФ. пресс-релиз, через MForum.ru — ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (NYSE: MBT), ведущий телекоммуникационный оператор в России и странах СНГ, объявляет консолидированные финансовые и операционные результаты за четвертый квартал и 2015 год, закончившийся 31 декабря 2015 года.
Основные финансовые показатели Группы МТС по итогам 2015 года
- В 2015 году консолидированная выручка Группы МТС выросла за год на 5,0 процента до 431,2 миллиарда рублей;
- Скорректированный показатель OIBDA Группы МТС сократился в 2015 году на 2,0 процента до 175,5 миллиарда рублей;
- Скорректированная маржа OIBDA по итогам 2015 года составила 40,7 процента;
- Свободный денежный поток от продолжающейся деятельности в 2015 году составил 51 миллиард рублей.
Основные финансовые показатели Группы МТС по итогам четвертого квартала 2015 года
- Консолидированная выручка Группы МТС за четвертый квартал 2015 года выросла в годовом исчислении на 5,7 процента до 113,32 миллиарда рублей;
- Скорректированный показатель OIBDA Группы МТС сократился в четвертом квартале 2015 года в годовом исчислении на 1,9 процента до 43,5 миллиарда рублей;
- Скорректированная маржа OIBDA по итогам четвертого квартала 2015 года составила 38,4 процента;
Прогноз на 2016 год
- Рост выручки Группы более чем на 4 процента;
- Скорректированный показатель OIBDA может показать изменение в промежутке от -2 до +1 процента;
- Капитальные затраты Группы на уровне 85 миллиардов рублей. Бизнес в России демонстрирует позитивную динамику развития: основные финансовые показатели МТС в России по итогам 2015 года
- Общая выручка МТС в России в 2015 году выросла на 4,4 процента до 391,2 миллиарда рублей;
- Выручка от мобильного бизнеса в России за год выросла на 5,2 процента до 336,5 миллиарда рублей;
- Выручка от мобильного бизнеса в России без учета продажи товаров за 2015 год выросла на 2 процента до 296,2 миллиарда рублей;
- Выручка от услуг передачи данных в России в 2015 году выросла на 19,8 процента до 77,2 миллиарда рублей;
- Выручка от продаж товаров в России в 2015 году выросла на 37,4 процента до 40,3 миллиарда
рублей;
- Показатель OIBDA в России вырос до 165,1 миллиарда рублей со 165,0 миллиарда рублей в 2014 году;
- Рентабельность бизнеса МТС в России по итогам 2015 года составила 42,2 процента;
- Чистая прибыль МТС за 2015 год выросла на 19,7 процента до 53,1 миллиарда рублей;
- Количество мобильных абонентов МТС в России по итогам 2015 года выросло на 3,6 процента до 77,3 миллиона абонентов;
- Уровень оттока абонентской базы в России в 2015 году снизился до 39,6 процента с 41,1 процента годом ранее.
- Показатель APPM (средняя цена минуты) в России составил 0,85 рубля по итогам 2015 года. - Собственная розничная сеть МТС увеличилась за 2015 год до 5166 салонов с 4 245 магазинов ранее; - Проникновение смартфонов в базе МТС в России по итогам года увеличилось до 48,4% с 42% годом ранее. Основные финансовые показатели МТС в России по итогам четвертого квартала 2015 года - В четвертом квартале общая выручка МТС в России выросла в годовом исчислении на 4,6 процента до 102,5 миллиарда рублей; - Выручка от мобильного бизнеса в России в четвертом квартале выросла в годовом исчислении на 5,9 процента до 88,8 миллиарда рублей; - В четвертом квартале выручка от мобильного бизнеса в России без учета продажи товаров в годовом исчислении выросла на 0,4 процента до 74,9 миллиарда рублей; - В четвертом квартале 2015 года выручка от услуг передачи данных выросла в годовом исчислении на 11,2 процента до 19,6 миллиарда рублей; - В четвертом квартале 2015 года выручка от продаж товаров выросла в годовом исчислении на 50,1 процента до 13,8 миллиарда рублей; - квартальный показатель OIBDA снизился в четвертом квартале в годовом исчислении на 0,6 процента до 41,1 миллиарда рублей; - Рентабельность бизнеса МТС в России по итогам четвертого квартала составила 40,1 процента; - Чистая прибыль от бизнеса МТС в России в четвертом квартале 2015 года выросла на 161,3 процента в годовом исчислении до 11,8 миллиарда рублей; - Отток в четвертом квартале составил 10,8 процента, сократившись на 0,2 п.п. в годовом исчислении; - Показатель APPM (средняя цена минуты) в России по итогам четвертого квартала составил 0,84 рубля. Основные корпоративные и отраслевые события в четвертом квартале 2015 года и позднее - МТС выиграла аукциона Роскомнадзора на право получения лицензии на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM, стандарта LTE и последующих его модификаций в полосах радиочастот 1710-1785 МГц и 1805-1880 МГц. МТС получила частоты в Амурской области, Северной Осетии-Алании, Оренбургской области, Пермском крае и отдельно – в Коми-Пермяцком округе, что позволит расширить существующие сети GSM и LTE в данных регионах России; - МТС и «ВымпелКом» подписали соглашение о масштабном партнерстве в 2016 году по шэрингу частот LTE в 20 регионах России. Совместное использование частот позволит операторам удвоить доступную абонентам скорость передачи данных; - МТС в июле 2015 года закрыла сделку по приобретению 100% акций АО «Энвижн Груп», владельца и разработчика биллинга МТС, одного из крупнейших в России системных интеграторов и поставщиков комплексных ИТ-решений. Благодаря приобретению, МТС, в частности, получила полный контроль над собственным биллингом, а также возможность оптимизации внутренних ИТ-затрат; - МТС выплатила рекордное количество дивидендов – 25,17 рубля на акцию, общий объем дивидендных выплат составил 52 миллиарда рублей в 2015 календарном году; - МТС и девять ведущих мировых операторов (BT, Deutsche Telekom, Reliance Jio Infocomm Ltd, Millicom, MTS, Orange, Rogers, TeliaSonera и TIM) создали альянс операторов для быстрого и эффективного продвижения продуктов и услуг инновационных компаний-партнеров. Общая потенциальная клиентская база всех участников альянса охватывает около одного миллиарда человек в более чем 80 странах; - МТС выиграла аукцион по продаже 4G-частот в диапазоне 2595-2620 МГц (пригодные для построения LTE сетей в стандарте ТDD) на всей территории России (кроме Москвы, Московской области и Крыма). Победа в аукционе позволит дополнительно увеличить скорости мобильного интернета и повысить качество услуг в сети LTE для абонентов МТС; - В декабре, МТС завершила реорганизацию в форме присоединения четырех дочерних компаний – АО «Пенза ДжиЭсЭм», АО «СМАРТС-Уфа», АО «СМАРТС-Иваново» и ЗАО «КОМСТАР-Регионы», продолжая стратегию по упрощению структуры и консолидации дочерних компаний;
- МТС перевела в прямое владение собственные голосующие акции, составляющих 3,29% от уставного капитала МТС, в рамках распределения активов при ликвидации 100% дочерней компании Mobile TeleSystems Bermuda Limited (Гамильтон, Бермуды).
Президент Группы МТС Андрей Дубовсков отметил: «Мы рады объявить о завершении еще одного успешного года роста для МТС. Доходы Группы увеличились на 5% до более чем 431 миллиарда рублей в результате реализации нашей стратегии 3D. Мы видим устойчивый спрос на услуги передачи данных на всех рынках нашего присутствия, и мы рады, что смогли, наконец, обеспечить услугами высокоскоростного мобильного доступа в интернет наших пользователей в Украине после получения лицензии на оказание услуг связи 3G в начале прошлого года».
«Несмотря на сохраняющуюся макроэкономическую нестабильность мы закончили год с показателем на 0,7 процентных пункта выше ранее спрогнозированного уровня маржи скорректированной OIBDA в 40%.
По итогам года, скорректированный показатель OIBDA Группы МТС незначительно снизился - на 2% - до 175,5 миллиарда рублей, главным образом, вследствие негативных макроэкономических факторов, регуляторных изменений в Украине и агрессивных действий со стороны наших конкурентов в розничной дистрибуции в России», - продолжил А. Дубовсков.
Вице-президент МТС по маркетингу Василь Лацанич, в свою очередь, сказал: «За год доходы компании в России увеличились на 4,4% до более чем 391 миллиарда рублей. В течение этого времени мы отмечали влияние целого ряда негативных макроэкономических факторов, но устойчивый мобильный бизнес МТС успешно преодолел эти трудности. Выручка от мобильного бизнеса МТС увеличилась на 5,2% не только за счет стабильного роста доходов от наших активных абонентов, но и в результате увеличения выручки от услуг передачи данных за счет роста проникновения смартфонов и перехода пользователей на пакетные тарифные планы.
В нашем фиксированном бизнесе в 2015 году выручка незначительно сократилась на 1,5%. Тем не менее, мы воодушевлены ростом доходов на 2,9% в четвертом квартале 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост обусловлен устойчивым увеличением доли нашей компании на массовом рынке; за квартал мы увеличили нашу абонентскую базу в сегменте широкополосного доступа в интернет почти на 100 000 абонентов», - добавил В. Лацанич.
«В Украине доходы в 2015 году незначительно снизились на 0,6% до более чем 10 миллиардов гривен. Мы вели строительство 3G сетей по всей Украине, запустили сети во всех основных областных центрах под брендом Vodafone и к концу года смогли развернуть сети связи вровень с нашим главным конкурентом.
Выручка нашей дочерней компании в Армении снизилась по сравнению с прошлым годом более чем на 8% вследствие негативных макроэкономических факторов, повлиявших на пользование такими услугами, как международные звонки и роуминг. В Туркменистане выручка увеличилась на 3,9% за год в результате роста пользования услугами связи. В Узбекистане, где в четвертом квартале 2015 года число наших абонентов превысило один миллион, мы видим впечатляющий рост выручки более чем на 51% по сравнению с предыдущим кварталом 2014 года».
Вице-президент МТС по финансам и инвестициям Алексей Корня подчеркнул: «Чистая прибыль Группы МТС снизилась на 3,5% за год до 49,5 миллиарда рублей. В дополнение к тенденциям, оказавшим также влияние на OIBDA, основными факторами, повлиявшими на сокращение чистой прибыли, стали рост амортизационных расходов, связанный с расширением нашей сети, а также увеличение затрат на привлечение финансирования. Другие рыночные факторы включают убыток от обесценения активов в Армении, а также убытки от возобновления операций в Узбекистане.
Свободный денежный поток за год составил порядка 51 миллиарда рублей. Незначительное сокращение по сравнению с показателем 2014 годом отражает изменения показателя OIBDA, мы также ощутили эффект от реализации нашей коммерческой стратегии по стимулированию продаж смартфонов в собственной рознице. Незначительное увеличение уровня капитальных затрат связано с волатильностью курсов валют на рынках присутствия.
Для того, чтобы обеспечить рост выплат акционерам, МТС перевела в прямое владение собственные голосующие акции, составляющих 3,29% от уставного капитала МТС, в рамках распределения активов при ликвидации 100% дочерней компании Mobile TeleSystems Bermuda Limited. К концу отчетного периода, общий долг компании составил 348 миллиардов рублей. Соотношение чистого долга к показателю LTM OIBDA остался на комфортном уровне 1,2х, что является низким показателем для отрасли. Недавний рост этого коэффициента был обусловлен волатильностью курсов валют. В настоящее время 95% наших долговых обязательств в валюте покрывается комбинацией краткосрочных депозитов и нестабильными долгосрочными инвестициями, которые номинированы в долларах США или евро. Андрей Дубовсков продолжил: «В 2016 году мы ожидаем, что рост выручки Группы МТС превысит 4%. Ключевые факторами роста станут: - Общее состояние рынков и потребительское поведение в нестабильных макроэкономических условиях; - Рост потребления на рынках присутствия; - Реализации коммерческой стратегии МТС по продаже смартфонов в ответ на агрессивные действия конкурентов на розничном рынке; - Рост потребления услуг фиксированного ШПД и платного ТВ на розничном рынке в России. Мы ожидаем, что скорректированный показатель OIBDA может показать изменение в промежутке от -2 до +1 процента. Рынки присутствия показывают нестабильность за счет ряда факторов, которые включают: - усиление конкуренции на розничном рынке в России в ответ на агрессивные действия конкурентов; - строительство 3G в Украине и нерыночные факторы, влияющие на доходность компании; - макроэкономические факторы и волатильность валют на рынках присутствия - развитие бизнеса в других зарубежных дочерних компаниях. Мы также ожидаем сокращения капитальных затрат на 11 миллиардов рублей до 85 миллиардов рублей в 2016 году». Дополнительная информация МТС продолжает наблюдать на рынках своего присутствия макроэкономическую нестабильность, которая может повлиять на финансовую и операционную деятельность всей Группы.