"ВымпелКом" отчитался за 3q2016 в основном "красными" цифрами.
Не будем забывать такие общие для всех операторов негативные тренды, как ухудшение экономической ситуации в России и ослабление рубля. В условиях кризиса, все операторы ужесточают конкуренцию, что делает рыночную ситуацию окончательно неблагоприятной. Такой она и будет оставаться в ближайшие месяцы, как минимум.
Из позитива отмечу следующие моменты.
Выросло число пользователей мобильным ШПД - на 8% год к году, а также активность в потреблении данных - до 2 ГБ в месяц (+27% гг). Это дало мощный рост доходов от мобильного ШПД - они выросли до 13,656 млн руб за квартал, что соответствует росту на 21%. Доля этого дохода в общем доходе поднялась до 22,7%, то есть потенциал дальнейшего роста сохраняется.
Пройдемся по таблице в целом.
Компании в целом удалось удержать выручку от мобильного бизнеса, несмотря на ряд объективных сложностей. Результаты могли бы быть хуже, но за счет действий менеджмента, сокращение оказалось в пределах 1%. Это если смотреть на результаты квартала и сравнивать их с прошлогодними. Если же взять период в 9М, то выручка и вовсе поступает стабильно, изменения год к году - нулевые.
Компания заметно снизила свои капиталовложения в сеть. Тем не менее, с учетом целого ряда заключенных договоренностей о RAN Sharing, это позволило ВымпелКом готовить запуски LTE услуг в целом ряде регионов. О запусках было объявлено в октябре - Архангельской, Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Кировской, Курской, Липецкой, Смоленской, Рязанской областях и в республике Удмуртия.
Соотношение CAPEX/revenue за 9М2016 составило 9.7%, снизившись относительно прошлогоднего значения 13,9%.
База пользователей мобильной связью ВымпелКом сократилась на 2% год к году до 58,1 млн по итогам 3q2016. Отток год к году вырос на 1.3 пункта до 55%. Здесь сказалось и сокращение числа сезонных работников в РФ, и рост конкуренции на рынке, и возросшую чувствительность абонентов к цене услуг - это в чистом виде влияние общей негативной экономической ситуации в стране. При этом NPS у ВымпелКом на сегодня лучший по Б3. Выше результаты только у Tele2.
Доходы от услуг мобильной связи сократилось на 1% до 57.9 млрд руб., этому способствовало, прежде всего, снижение доходов от голосовых услуг (связанных с миграцией абонентов на новые тарифные предложения) и, конечно, снижением доходов от роуминга.
FMC-предложение Билайн (Фиксированный интернет за рубль), которое компания сделала в 1q2016, хорошо принято клиентами - услугой пользуются уже 355 тысяч клиентов, обеспечивая не менее 1% мобильного дохода в 3q2016. Доходы от услуг фиксированного ШПД сократилась на 3% до 11 млрд. Основной причиной здесь стал переход B2B клиентов с долларовых контрактов на рублевые.
EBITDA снизилась на 6% до 26.7 млрд руб. Если не учитывать расходы на трасформацию бизнеса в размере 379 млн руб. , то EBITDA снизилась на 5%. Сказалось снижение доходов, рост затрат на приземление и интерконнект, что связано с введением пакетов. Сокращение EBITDA было бы еще большим, если бы оператор не предпринял известные инициативы по трансформации бизнеса, которые обеспечили существенную экономию на расходах.
+ +
Пресс-релиз
ПАО "ВымпелКом" объявляет финансовые и операционные результаты за 3 квартал 2016 года
Замедление макроэкономического роста и ослабление рубля продолжили оказывать негативное влияние на рост выручки и рентабельности в России. Кроме того, уровень конкуренции усиливается на протяжении 2016 года, и компания ожидает, что сложные рыночные условия сохранятся и в оставшуюся часть года.
Абонентская база «Билайн» в мобильном сегменте в III квартале 2016г. снизилась в годовом сопоставлении на 2%, до 58,1 млн клиентов. В годовом выражении показатель оттока вырос на 1,3 п.п. – до 55%, что говорит об усилении конкуренции на рынке и чувствительности клиентов к ценам в условиях нестабильной макроэкономической обстановки. Показатель лояльности клиентов (NPS) был стабилен, а относительный показатель NPS продолжал улучшаться, что позволило компании выйти на первое место среди трех крупнейших операторов по данному параметру.
Общая сервисная выручка в III квартале 2016г. сократилась на 1% до 68,9 млрд рублей, в основном в результате снижения выручки от услуг фиксированной связи и сервисной выручки в мобильном сегменте. Сервисная выручка в мобильном сегменте снизилась на 1% – до 57,9 млрд рублей, что объясняется сокращением выручки от голосовых услуг и роуминга за счет уменьшения средней стоимости минуты разговора ввиду продолжающегося перехода существующих клиентов компании на новые тарифные планы. В I квартале этого года «Билайн» успешно запустил конвергентное тарифное предложение (FMC), объединившее услуги мобильной связи и фиксированного широкополосного доступа. Данная услуга пользуется большой популярностью: ее подключили свыше 355 тыс. клиентов, а выручка по FMC уже составила более 1% от общей сервисной выручки по мобильному сегменту в III квартале 2016г.
Выручка от мобильной передачи данных продолжила уверенный рост, увеличившись на 21% – до 13,7 млрд рублей за счет активного продвижения пакетных предложений, активного распространения смартфонов, увеличения числа пользователей мобильных данных и роста клиентского трафика.
Сервисная выручка в фиксированном сегменте снизилась на 3% – до 11,0 млрд рублей, в основном в результате перевода корпоративных контрактов с расчетов в долларах США на расчеты в рублях, а также сокращения выручки в сегменте B2C.
Показатель EBITDA для России уменьшился на 6% до 26,7 млрд рублей. Базовый показатель EBITDA, скорректированный на разовые издержки в размере 379 млн рублей, связанные с программой трансформации деятельности компании в III квартале 2016г, сократился на 5%. Эффект от снижения выручки, увеличения стоимости терминации трафика и роста стоимости интерконнекта, вызванного увеличением исходящего мобильного трафика в другие сети в результате расширения проникновения.