BigData: ВымпелКом фиксирует рост потребления трафика в аэропорту Сочи в 1.5 раза за 7 месяцев 2023 года

По данным ВымпелКом, потребление интернет-трафика в сети компании в аэропорту Сочи выросло в 1,5 раза год к году. При этом, говорить туристы стали заметно меньше - на 40%. 



В 2023 году билайн расширил сеть 4G в Сочи-Парке, в президентском образовательном центре Сириус, в Олимпийском парке, в ряде туристических мест, например, у достопримечательности "33 водопада" возле аула Большой Кичмай. 

В Сочи компания ВымпелКом применяет технологию самооптимизируемой сети (SON - Self Optimizong Networks), которая на базе ИИ обеспечивает бесшовную передачу сигнала от одной базовой станции к другой, когда это требуется для оптимальной загрузки сети. Для клиентов использование SON означает, что сеть работает более стабильно.  \\ 

Китай, похоже, расширяет ограничения на использование iPhone в стране

Китай расширяет существующий запрет на использование Apple iPhone в служебных целях, действовавший в центральных правительственных учреждениях Китая с 2020 года. Появился слух, что нельзя будет использовать эти аппараты в служебных целях также сотрудникам местных органов власти и работникам госкомпаний. Об этом пишет MobileWorldLive, ссылаясь на Nikkei Asia.




Если слухи подтвердятся, то запрет коснется не только Apple, а всех гаджетов, которые не выпущены в Китае. Так что эта новость не нацелена конкретно на популярные американские смартфоны, но лежит вполне в рамках общего тренда на деглобализацию. И все же именно владельцам айфонов узнать о ней будет особенно обидно. Поскольку владельцам какого-нибудь условного Samsung под Android будет сравнительно легко перейти на условный Huawei или Xiaomi, а вот переехать из экосистемы Apple на Android, это драма для многолетнего пользователя iOS.

Зачем в Китае идут на такие меры (опять же, если слух подтвердится)? Причин может быть больше одной.

В определенных кругах, где верят в то, что американские спецслужбы подслушивают и подглядывают через айфоны практически за каждым, уверены, что подобный запрет послужит усилению защиты чувствительной информации, которая может утекать из госучреждений и правительственных структур Китая.

Другая гипотеза ближе к экономике, а потому правдоподобнее. Создавая препятствия в использовании зарубежных смартфонов, Китай стимулирует потребителей приобретать смартфоны made in China. Это попытка помочь собственным производителям микроэлектроники и гаджетов, поддержать экономику страны, ограничив тот поток средств, который уходит в США в качестве платежей пользователей за покупаемые у Apple аппараты, а также в рамках платежей за множество услуг, предоставляемые экосистемой Apple.

В целом одна гипотеза не противоречит другой, то есть Китай может приговорить двух зайцев одним выстрелом. Возможно, есть и другие причины, которые не пришли мне в голову - поделитесь ими, пожалуйста.

Глядя на действия Китая, нетрудно предположить, что нечто подобное может произойти и на российском рынке. Первые запреты за пользование iPhone в служебных целях уже прозвучали - в РЖД, Минпромторге, Ростехе и еще кое-где. Ждем расширения запретов по мере готовности отечественных производителей производить российские смартфоны миллионами штук в год? \\

Развитие сетей: МегаФон в Ленобласти, Приамурье, Приморье, Арктике и вдоль M-12

Ленобласть. МегаФон сообщает о росте скоростей на 30% год к году в своей сети в Гатчинском районе, также улучшилось покрытие сети и выросла его площадь. Для этого было модернизировано 80% базовых станций - добавлена поддержка еще одного частотного диапазона (какого - не сказано), также была повышена мощность передатчиков базовых станций, кое-где регулировались углы наклона антенн - такие работы называют оптимизацией сети.



Арктика. B2B. МегаФон построил для ФГУП «Росморпорт» защищенный канал связи протяженностью 50 км, чтобы передавать данные с радаров и метеоданные. Устойчивый канал между автоматизированным радиотехническим постом в акватории Баренцева моря и Центром системы управления движением судов позволит повысить контроль за движением танкеров-газовозов к плавучему хранилищу газа в акватории губы Ура Баренцева моря. Скорость передачи данных в канале - до 500 Мбит/с.

Приамурье. МегаФон провел рефарминг в Тынде и в Сковородино, частоты среднего диапазона были задействованы под LTE. По информации оператора, это позволило нарастить скорости мобильного интернета на 15%. Актуальный результат, учитывая скорость, с какой растет объем потребления трафика абонентами МегаФон в регионе - на 26% за год. Тында - узловая станция Байкало-Амурской магистрали, в Сковородино - объекты нефтяной промышленности.

Приморье. Мегафон запустил базовую станцию с поддержкой 4G/LTE в селе Синий Гай в Приморском крае. В селе живет около 400 человек, теперь им стали доступны скорости до 30 Мбит/с и звонки в режиме VoLTE.

Автотрасса М-12. МегаФон построил покрытие на новом участке трассы M-12, движение по которому открылось сегодня, 8 сентября. Это участок от Москвы до границы с Владимирской области. До конца 2023 года покрытие планируется дотянуть до Арзамаса (415 км от Москвы), в 2024 году - до Казани. Развернуты базовые станции с поддержкой 2G и 4G/LTE - 1800 МГц. Максимально возможные скорости вдоль трассы - до 150 Мбит/с. 

--

RuStore адаптируют под Аврору

Как сообщают Ведомости, это планируют сделать до конца 2023 года. Это делается в надежде на то, что разработчики мобильных предложений захотят инвестировать в доработку своих приложений под Аврору. Адаптацией магазина занимается команда «Открытой мобильной платформы» (ОМП). 

Можно предположить, что разработчики мобильной ОС «Аврора» считают, что собственный магазин мобильных приложений «Аврора маркет» годится для B2B, но не для массового потребителя, которому удобнее единый магазин мобильных приложений, в роли которого в России видят RuStore.

Приманкой для разработчиков должны быть такие опции, как возможность подключения платежей и push-уведомлений, которые станут доступны разработчикам в рамках магазина.

Пока что тема не слишком актуальна, устройств под Аврора выпущено порядка 0.5 млн, пользуются ими в основном в B2B формате, сотрудники госсектора и отдельных корпораций. Вместе с тем, ожидается, что в ближайшие годы их число начнет измеряться единицами миллионов.

ОС Аврора пока что не слишком заинтересовала пользователей и разработчиков мобильных приложений. Проблема типичная, как с «курицей и яйцом», трудно нарастить популярность ОС, которая не установлена на десятках или сотнях миллионов устройств. И мало кто хочет ставить ОС на множество устройств, пока она не является массово востребованной. Аналогично и с мобильными приложениями. Какой смысл инвестировать в портирование решений под Аврору, если невелико число потенциальных пользователей? Стронуть с места эту «тройку», ОС, приложения и устройства, весьма непросто и очень затратно. И если нетрудно дать денег на развитие ОС и магазина, то с финансированием адаптации приложений и производством устройств все сложнее - потребовалось бы очень много денег, а эффективность таких вложений не слишком велика.

Есть и технические сложности, не так много специалистов готовы разрабатывать мобильные приложения на С++ во фреймворке Qt - это не самая типичная связка для разработчиков мобильных приложений. Впрочем, соответствующий курс есть, например, на Stepic.

Поможет ли адаптация RuStore «раскрутке» Авроры? Конечно. Но быстрым этот процесс все равно не будет. \\ 

Операторы тестируют оборудование зарубежных вендоров 3-го эшелона

Тему сегодня предложил «КоммерсантЪ». Со ссылкой на Сколтех, утверждается, что операторам сегодня не хватает порядка 50 тысяч базовых станций. Что означает это утверждение? По идее, то, что операторы откуда-то все же получают 20-30 тысяч BS (включая б/у оборудование), поскольку суммарная потребность российских сетей не менее 80 тысяч BS.

Также в газете говорится, что операторы в 2023 году тестируют китайского оборудование вендоров «третьего эшелона», то есть продукцию не Huawei и не ZTE. Таких в Китае немало, вспомнить хотя бы Datang Telecom Equipment или Baicells.




пример продукции BS LTE Baicells 


Китайцы выпускают продукты и LTE, и 5G. Проблема с закупками базовых станций для российских сетей решена? Нет так все просто.

Давайте вспомним, что это за «эшелоны». Говоря о вендорах базовых станций и другого оборудования для сетей сотовой связи, включая ПО, к первому эшелону принято относить поставщиков комплексных решений. Я бы включал в эту категорию только Huawei, Ericsson и Nokia. Решения этих компаний занимают большую часть мирового рынка.

Второй эшелон, на мой взгляд, это такие поставщики как ZTE, Samsung Electronics, NEC.

К третьему относятся компании типа Datang, Baicells и другие.

Особняком пока что стоят разработчики решений OpenRAN. От них не требуют комплексных решений, поэтому потенциально, здесь могут быть десятки и сотни новых участников рынка. Но на сегодня это все же особая категория, на которую операторы, особенно российские, смотрят с осторожностью

Компании «третьего эшелона» не случайно относятся к нему, а не к первому. Что это означает для оператора?

Существуют немалые риски перехода на 3-й эшелон:

🔹 оборудование производителей не из Топ-5 скорее всего не будет надежным, что может приводить к сбоям на сетях;

🔹 проблемы совместимости с другим проприетарным оборудованием - из разряда трудно решаемых, а без этого будет сложно управлять сетями и их обслуживать;

🔹 небольшие производители как правило не способны обеспечить необходимый уровень поддержки и обновления ПО;

🔹 выбор небольшого производителя закладывает проблемы при его внезапном исчезновении; оборудование "аннейм" производителя может отличаться малым набором функциональностей и высокими ценами.

В целом, продолжение роста зависимости российского телекома от Китая представляется мне опасным трендом.

В свете перечисленного вряд ли можно удивляться тому, что первые тесты решений поставщиков «третьего поколения» российских операторов особо не порадовали. Зарубежные партнеры готовы дорабатывать свои решения по просьбе заказчиков… но это займет время, и при этом вряд ли решатся некоторые другие из перечисленных выше проблем.

Кроме того, процесс не может быть быстрым. Доработки займут месяцы. Затем новые испытания. В случае успеха - сертификация в России. Все это быстро не случится. Но сам факт того, что эти попытки идут, демонстрирует «веру» отечественных операторов в «отечественное оборудование». Да и вопрос неприемлемо высоких цен никуда не делся с повестки. \\ 

Ericsson и Kcell подписали большое рамочное соглашение о сотрудничестве по 5G RAN

Очень интересный, на мой взгляд, рамочный контракт о котором сообщает Mobile World Live. В нем нет ничего удивительно, Ericsson и Kcell сотрудничают уже четверть века.

По части 5G RAN Ericsson взяла на себя обязательства обеспечить поставки радиооборудования, которое будет развернуто примерно на 50% территории Казахстана, включая Алматы и Шымкент. С идеей охвата «значительной части населения» в городских и сельских районах.



(Другая половина, предположу, будет обеспечена поставками 5G RAN Huawei? Если, вдруг, это будет RAN от Nokia, я удивлюсь больше, но пойму это решение).

Интересно то, что Ericsson и KCell договорились сотрудничать не только в области 5G RAN, но и по части цифровизации, для которой 5G создает необходимую транспортную среду. Развитие пойдет «по классике», как это принято сейчас во всем мире, где очень активно строятся сети 5G. В частности, будет рассматриваться потенциал использования этой технологии для оказания услуг 5G FWA, поддержки AR/VR, летающих беспилотников, IIoT и роботов.

В Казахстане, похоже, решили не ждать, пока у России появится собственное решение 5G, чтобы его приобрести. По крайней мере, если речь о KCell. Не удивлюсь, если и частоты 3.5 ГГц вдруг станут одним из основных диапазонов для развития 5G в Казахстане, впрочем, давайте не гадать, а подождем масштабных запусков сетей 5G в Алматы и Шымкенте.

А у меня в связи с этим контрактом возникает еще один вполне очевидный вопрос - не появится ли в связи с большим строительством 5G в Казахстане у российских операторов возможность немножко нарастить свой парк радиооборудования сотовой связи. Мало ли. Бывает же такое, что караван со снаряжением где-то в пустыне сбивается с маршрута, и его следы пропадают в песках. \\ 

Российскому рынку долгосрочной аренды девайсов обещан быстрый рост

Рынок долгосрочной аренды смартфонов (и других гаджетов, включая, например, самокаты), или, как его называют DaaS (от англ. device as a service) растет. Это прежде всего "американская фишка", где этот рынок рос особенно активно. Впрочем, и в Европе он понемногу начал развиваться. Драйверы роста - удобство и финансовая выгода для потребителей. Людей может привлекать возможность ежегодного обновления смартфона без значительных единовременных вложений. Для кого-то немаловажным фактором является и возможность экологично избавиться от старого устройства. 



С обычным опозданием, долгосрочная аренда начала распространяться и в России. В MTS StartUp Hub российский рынок оценили в 900 млн рублей в 2022 году, к 2027, согласно прогнозу аналитиков компании, рынок может вырасти в 17 раз, превысив 15 млрд рублей. 

Росту рынка, кроме названных выше причин, будет способствовать неизбежный рост цен на электронику, скажем спасибо деглобализации и инфляционные процессы. 

Аналитики MTS StartUp Hub подчеркивают, что часть подписных устройств будет из категории б/у. Это выгодно арендодателям, на них получается заработать больше, чем на новых. 

Можно смело прогнозировать существенное развитие инфраструктуры для обмена и ремонта устройств, а также компаний, которые смогут обеспечить стабильный поток восстановленной техники. 

По мере роста конкуренции на рынке долгосрочной аренды, игроки будут вынуждены предоставлять клиентам различные кредитные инструменты - беспроцентную рассрочку, кредит,  BNPL (Buy Now, Pay Later) то есть покупка с оплатой по частям. Важно, чтобы в ходе этой конкуренции участники рынка его не разрушили, сделав основные модели бесприбыльными. Так, увы, бывает и нередко - посмотреть хотя бы на то, что делают маркетплейсы в надежде разорить друг друга. 

«Рост потребления по моделям аренды и совместного использования – устойчивый долгосрочный тренд. Для нас, как экосистемного игрока, это важный и комплементарный бизнес. Мы сами уже запустили сервис подписки на смартфоны и видим в нём большой потенциал», — отметил вице-президент по стратегии и развитию МТС Александр Горбунов

В целом, я с прогнозом согласен. Не в части цифр, я не стал бы приводить какие-либо цифры, говоря о периоде в 5 лет. Но в целом. Тема долгосрочной аренды, безусловно, перспективная и при грамотном к ней подходе участников (и отсутствия медвежьих услуг регуляторов), может стать новым дополнительным источником дохода для многих на российском рынке. 

То, как начал ею заниматься МТС, мне показалось интересным. Будет любопытно посмотреть за продолжением и за тем, насколько окажутся готовы другие участники большой четверки, показать свои предложения в этой области. \\ 

  

Huawei судится в Португалии

Ситуация напоминает ту, что была в Швеции несколькими годами ранее, когда в стране было принято регуляторное решение, ограничивающее возможность закупки оборудования китайских компаний местными операторами и Huawei обратилась в суд в связи с этим решением.


Вот и на этот раз Huawei Portugal подала иск, оспаривая решение комиссии по оценке безопасности страны, которая, как сообщает Mobile World Live со ссылкой на местные СМИ, фактически запрещает операторам использовать оборудование 5G. 

В источнике говорится именно об использовании оборудования, что по идее подразумевает необходимость его демонтажа и замены на оборудование 4G/LTE. Впрямую не говорится о том, что запрещено использование именно китайских поставщиков, речь, как я понял, идет о том, что в Португалии нельзя будет пользоваться сетевым оборудованием, которое произведено за пределами стран, не входящим в Европейский Союз, НАТО или Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Впрочем, от того что что-то не названо напрямую, суть не меняется, ограничения вводятся именно для того, чтобы предотвратить покупку и использование португальскими операторами китайских телеком-решений.

Huawei подала апелляцию на это решение в Административный суд Лиссабона, ссылаясь на то, что Huawei Portugal имеет законные интересы и права, как компания, должным образом зарегистрированная в Португалии.

Мне кажется, что перспектив у иска немного. Разделение мира на блоки идет активно, и Европа на сегодня - в стане США настолько, насколько это возможно. А значит, с разной степенью энтузиазма, европейские страны будут поддерживать США, следовать в русле политики этой страны в вопросе отношения к закупкам китайского телеком-оборудования.  \\ 

ESG отчет ВымпелКом за 2022 год

Компания ВымпелКом выпустила отчет  в области устойчивого развития за 2022 год. Компания, как видим продолжает придерживаться международного стандарта отчетности GRI Standards, а также учитывает требования SASB по раскрытию ключевых метрик для телеком-отрасли. С отчетом поработали аудиторы, в общем, все сделано "по феншую".

Некоторые проекты компании широко известны - тесное взаимодействие с поисково-спасательным отрядом ЛизаАлерт и участие в проектах Эверлэнд (более 580 трудоустроенных), сосредоточенных на инклюзивных сервисах. Это стоит приветствовать. 

В отношении "экологического воздействия", "зеленых технологий" и "углеродного следа", я предпочту промолчать. Впрочем, и здесь стоит позитивно отметить такую инициативу, как внедрение энергоэффективных решений в ЦОД компании. 

Полную версию ESG-отчета компании интересующиеся могут скачать на сайте компании

А я приведу несколько цифр, которые мне показались интересными.


Кадры


Средняя численность сотрудников в 2022 году - 22 963 человек, но на конец года их было уже 28 135 человек. За 2022 год на работу было принято 15 205 человек! 

Минимальные зарплаты могут удивить



Рост средней заработной платы составил 16,9% год к году. 




Любопытно, как в течение года сместились предпочтения людей в отношении работы на удаленке в пользу "гибрида". 




В 2022 году стажировку в билайн прошли 146 студентов. ~40% студентов, прошедших стажировку, становятся сотрудниками. 


Сеть

В отчете нашлись интересные данные о росте объеме мобильного трафика. Он растет - в 2022 году на 22,4%.  Хорошим подспорьем для этого стал прирост средней скорости мобильного интернета в сети на 33% год к году. Это свидетельствует о том, что компания заметно нарастила пропускную способность сети - спасибо, прежде всего, рефармингу. Но и развертывание новых базовых станций не стоит недооценивать. 

11 млн клиентов ВымпелКом в 48 регионах пользуются технологией VoLTE. 

В 2022 году компанией построено 22 500 базовых станций (к вопросу, остановилось ли строительство сети - нет, не остановилось). 





В настоящее время их насчитывается более 196 тысяч штук. Из диаграмм понятно, что строились в основном базовые станции LTE. Конечно, правильнее было бы строить 5G, но от компании это НИКАК не зависит, в этой части операторы являются заложниками госполитики в области телекома.


pLTE / b2b

Смутил только один упомянутый в отчете проект pLTE, да и то - тестовый. Направление очень важное, перспективное, вряд ли стоит его упускать из фокуса.


ВОЛС

Компания продолжала строить ВОЛС, несмотря на известные проблемы со сломом привычных цепочек поставщиков.


M2M

После отключения платформы Jasper компанией Cisco (в рамках страновых санкций) компании Вымпелком пришлось в срочном порядке мигрировать на российскую платформу. Это заняло 6 месяцев, и сейчас компания утверждает, что функционал отечественной M2M платформы не уступает решению Cisco. 

В любом случае, следует признать, что платформа работает, обслуживает 4.5 млн клиентов M2M (и, между прочим, формирует выручку 1+ млрд рублей. 

Тема безусловно перспективная, востребованная, можно с уверенностью прогнозировать рост выручки и числа подключений к платформе.


Региональное развитие


Как известно, региональное развитие телекома операторами Б4 в последние годы идет в тесном сотрудничестве с местными администрациями - региональными правительствами. 

При этом соглашения принято делить на немонетарные, когда обе стороны, что называется, договариваются "о дружбе и жвачке" (простите за мой школьный сленг образца 70-х), и на "монетарные", когда оператор подписывается на инвестиции в регионе в том или ином размере. 

Здесь стоит отметить, что по сравнению с 2021 годом, объем монетарных соглашений заметно сократился. С 6,7 млрд до 1,9 млрд. Тем не менее, региональное развитие продолжается (см. число построенных за год баз), как в рамках монетарных, так и в рамках немонитарных договоренностей, причем в 2022 году были заключены соглашения еще с 12-ю регионами.


Облака, ЦОДы, AdTech, BigData

Было бы интересно посмотреть на цифры B2B доходов от AdTech, BigData и облачных сервисов, но в отчете нашел только процентную оценку роста - 52% от Adtech+BigData и x3,4 рост доходов облачных сервисов. Без абсолютных цифр не очень интересно. Но очевидно, что ЦОД строились своевременно, что спрос на их мощности и на развернутые в них услуги резко вырос, опять же, по понятным причинам. 

Российские операторы сотовой связи выручили своими услугами многие бизнесы из других отраслей, обеспечив им необходимые IT-мощности и экспертизу, что позволило им в критический момент мигрировать с более недоступных зарубежных платформ на созданные в кратчайшие сроки отечественные платформы. Понятно, что трудно за месяцы сделать то, что создавалось годами с огромными инвестициями. Но это чрезвычайная ситуация, поэтому стоит только удивиться, что это вообще удалось сделать. 

Это свидетельство в пользу того, что операторы сумели сформировать эффективные команды с высокой IT экспертизой. Опять же, "несмотря на".


Взаимодействие с клиентами


Компания, как видим, готова взаимодействовать с клиентами по самым различным каналам, включая соцсети от ОК и ВК до Youtube, а также мессенджеры - Telegram и WhatsApp. 

Анализировать цифры не возьмусь, возможны самые разные их интерпретации. Отмечу разве что заметное общее снижение числа обращений клиентов - на 15,3 тысячи (21%), а также снижение роли розничного канала, как канала сбора обращений клиентов. 

Основной поток обращений по-прежнему идет через IVR-звонки (что для меня почти непредставимо, не помню случая, чтобы мне помогла IVR-система или чат-бот, а не человек). 

Впрочем, люди разные, возможно кто-то обращается с вопросами, которые посильны для решения "электронным помощникам", которые для меня пока что остаются лишь досадным барьером на пути к специалисту, способному решить ту или иную мою проблему.


Антифрод

Отмечу антифродовые меры, которые предпринял ВымпелКом. Пока ЕПВВ еще не заработала, в билайн разработали облачный сервис, позволяющий подключиться к текущему антифродовому взаимодействию Б4 и в дальнейшем, бесшовно, переключиться на использование ЕПВВ. Кто-то может быть скажет, что это излишне, и можно сразу идти подключаться к ЕПВВ. Что же, кто-то готов платить за удобство, а кто-то готов набивать шишки самостоятельно. Так или иначе, но к этому облачному сервису ВымпелКом подключилось 27 операторов.


Соцответственность 

Некоторые "соцответственные" проекты компании широко известны - тесное взаимодействие с поисково-спасательным отрядом ЛизаАлерт и участие в проектах Эверлэнд (более 580 трудоустроенных), сосредоточенных на инклюзивных сервисах. Это стоит приветствовать.  

Технические и аналитические возможности ВымпелКом  активно задействованы в работа ПСО ЛизаАлерт - здесь и общероссийская горячая линия, и SMS-информирование о поисках рядом, и использование BigData для выявления и оповещения потенциальных свидетелей, и нейросеть, анализирующая снимки с дронов для поиска потерявшихся людей, а также размещение ориентировок на медиаэкранах в сети Пятерочка. 

Трудно было бы выделить вклад именно ВымпелКома в поиск людей, но он, безусловно, есть и немалый. А найдено живыми было 31 383 человек из 42 485 тех, кого просили искать ПСО ЛизаАлерт. И это только за 2022 год. 

Кстати, обеспечение мобильной связи и доступа к интернету, к www, соцсетям и мессенджерам в целом - это по сути тоже важная социальная инициатива, как любая из коммунальных услуг, наряду с водо-, электро- и теплоснабжением. Так что даже если бы ВымпелКом занимался только своим основным делом, нельзя было бы упрекнуть компанию в недостатке соцответственности. Тем не менее, как видим, находятся ресурсы и желание заниматься и другими направлениями, включая благотворительные. Все это, при желании, можно найти в отчете. 


Климатическая повестка

Так называемую "климатическую повестку" я обсуждать не стану, верующих в "ветрогенезис" отошлю к с.89 - с.104. 

Впрочем, и на этих страницах можно почитать, что ВымпелКом заменяет монолитные BS на распределенные, а в базовой конфигурации термобоксов применяет FreeCooling, что повышает энергоэффективность сети. 


Тем не менее, за 2022 год потребление энергии компанией выросло значительно, с 1 трлн кВтч до 1,34 трлн кВтч. К вопросу о том, почему так непрост операторский бизнес - расходы растут непрерывно. И если доходы растут медленнее, то кейс может перестать сходиться. К счастью, этого пока не происходит, но искусственно сдерживать тарифы - так себе идея. Впрочем, регуляторы это, похоже, начали понимать. 

На этом все - ссылка на отчет целиком дана выше. \\ 


Готова запись вчерашнего стрима "Актуальный телеком" (выпуск 14-й)

Стрим прошел в нетипичном формате, больше похожем на интервью, с участием Виталия Элконовича Шуба, в.н.с. Центра прикладной фотоники и квантовых технологий Сколтеха, члена Международной Академии Связи. 




Обсуждали тему "Идеальный шторм в российском телекоме - причины и возможные последствия". Получилось, на мой взгляд, интересно, но не в привычном формате дискуссии. Поклонникам позиции "у нас всегда все хорошо" слушать не рекомендую, может подгореть в известном месте. 

Выпуск можно слушать там, где вам удобно, например,  Mave или Yandex.Music  

Авторы программы: 

💥 Алексей Слукин, Телекоммуналка @telecommunal

💥 Сергей Половников, Content-Review @contentreview  

💥 Алексей Бойко, "Бойко про телеком" @abloud62 

МТС создала Секретаря с ИИ

Это новый сервис МТС, адресованный всем пользователям. В основе услуги - возможность принять звонок вместо абонента, если он занят, не хочет отвечать на вызов или недоступен. Если звонящий вступит в общение с Секретарем, то по завершению разговора сервис преобразует его в текст, отправит по SMS превью разговора (до 150 символов), предложит использовать Telegram-бота, который сможет показать всю расшифровку разговора, там же будет доступна аудиозапись диалога. Секретарь постарается распознать, кто звонил и, соответственно, "тегнуть" информацию, например, "служба доставки" или "Родственник". 



За расшифровку отвечает ИИ-платформа Audiogram, разработка дочки МТС - MTS AI. Платформа обеспечивает не только преобразование "голос-текст", но и обеспечивает озвучивание ответов бота. На выбор у пользователя есть 9 различных голосов, включая "дерзкий мужской" и "мудрый женский". Функция "антимат" маскирует нецензурные слова и выражения в расшифровке. Также проводится "денормализация". Этот термин используется специалистами, работающими с базами данных. В нашем случае речь идет том, что пока с распознанным текстом работал ИИ, текст был нормализован, в частности, в нем не использовались прописные буквы, знаки препинания - в таком виде с ним удобнее работать машине. Перед тем, как направить текст человеку, специальная программа обеспечивает его денормализацию, то есть разбивает на фразы, добавляет прописные буквы и знаки препинания, чтобы человеку было удобнее воспринимать информацию в привычном виде. 

Секретарь, приняв звонок, здоровается, по ключевым словам собеседника пытается понять тему звонка. Посчитав, что это кто-то из близких он может сказать, например, "всегда приятно, когда звонит родственник", вычислив звонок с работы - "кажется, вы коллега". Посчитав звонок спамом, секретарь будет общаться со звонящим "в ироничном стиле".

Сервис основан на использовании платформы JAICP (от англ. Just AI Conversational Platform Ultimate), это программное решение для разработки, внедрения, эксплуатации и сопровождения "интеллектуальных" разговорных чат-ботов и голосовых ассистентов. В компании намерены продолжать развивать эту платформу, в частности, внедрять в нее дополнительные сервисы, улучшающие когнитивные способности бота по пониманию пользователей, улучшать распознавание вызывающих для присвоения им верной категории. 

Как сообщает МТС, на август 2023 года Секретарь может взаимодействовать со звонящими в рамках более, чем 100 сценариев диалога. В его распоряжении "револьвер" из фраз, набор шуток и несерьезных вопросов, некоторые считают, что их вставление в разговор делает общение более приятным. 

Не буду давать подробностей о расценках и о том, где можно подключить Секретаря, а то вдруг эту информацию сочтут рекламой, законы нынче суровы. Отмечу, что есть возможность пользоваться новинкой в том числе, в бесплатном режиме - это сократит выбор доступных голосов до двух базовых.   

МегаФон о развитии сетей - Челябинская, Саратовская, Псковская, Курганская области

Несмотря на проблемы с закупкой оборудования, МегаФон продолжает работать над развитием своей сети в различных регионах. Основной фокус усилий приходится на рефарминг, но кое-где появляются и новые базовые станции. Впрочем, это, на текущий момент это, скорее, исключения. Отечественное оборудование в России по прежнему не выпускается серийно, а зарубежное, от Ericsson, Nokia и Huawei практически недоступно в плане закупки. Так что то, что оператор все же умудряется делать, вызывает особое уважение. Не удивительно, что основные усилия сейчас сосредоточены на рефарминге сетей, это основное, что помогает отдалить момент начала деградации качества услуг, а где-то и улучшить их качество, хотя бы на время.




Челябинская область

Специалисты МегаФон провели масштабный рефарминг частот 2G и 3G, задействовав освобожденные частоты под сеть LTE/4G. Средняя скорость передачи данных в Челябинской области, по утверждениям оператора, выросла на 15% год к году. Впрочем, и по данным Ookla, МегаФон - самый быстрый в регионе. Медианная скорость скачивания данных в Челябинске - 28,88 Мбит/с.

Рефарминг затронул такие города, как Челябинск, Магнитогорск, Озерск, Чебаркуль, Снежинск, Миасс, Троицк, Златоуст, Кыштым и ряд других. Улучшения затронули более 60 населенных пунктов. Среди них - Кулевичи, Долгодеревенское, Акбашева, Халитово, Курга, Шумово, Катенино, Мирный, Светлое, Воскресенское и другие. Всего рефармингом и соответственным повышением доступных скоростей затронуто более 200 локаций в регионе.


Саратовская область

МегаФон провел модернизацию сети в городе Вольск, включая пригород. Емкость сети в городе выросла на 30%, сообщает оператор. В рамках рефарминга под LTE переданы частоты в диапазоне 1800 МГц. На сегодня 91% объема передачи данных приходится на LTE. Интересный факт - самые распространенные устройства при работе в мобильным интернетом это: Apple iPhone 11, Xiaomi Redmi 9A, Samsung Galaxy A12.


Псковская область

Новая базовая станция обосновалась на территории Успенского Псково-Печерского монастыря. С инженерной точки зрения задача по обеспечению связью этого объекта была непростой, учитывая, что покрытие должно было появиться не только на открытых местах, но и в сооружениях монастыря, от пещер до церквей и крепостных стен с башнями. С начала года МегаФон построил более 20 объектов связи - в Гдовском, Палкинском, Печорском, Псковском и других районах области.


Курганская область

Новые базовые станции 4G/LTE МегаФон установил в поселке «Теплый стан» и в Заозерном микрорайоне Кургана. Улучшения в качестве покрытия можно заметить на территории всего поселка «Теплый стан», в районе городских улиц Мостостроителей, Баумана, Редькина, проспектов Маршала Голикова, Машиностроителей, Гвардейской, а также в Ландшафтном парке Кургана. Всего в зоне покрытия новых BS находятся порядка 70 тысяч жителей и гостей города. 

МТС обеспечила облачное хранение данных fin-tech стартапу "Самозанятые"

Востребованность портала "Самозанятые.рф" в последние годы растет. Что не удивительно, поскольку число граждан в этой категории превысило 7 млн человек. Выручка одноименного fin-tech стартапа составила 208,7 млн рублей в 2022 году. Персональные данные клиентов и платежную информацию сервис хранит в защищенном сегменте облака МТС. 



Выбор в пользу внешнего облака в качестве места, где будут храниться данные и обрабатываться платежи, для стартапа был однозначным. С персоналом в 25 человек заводить собственную защищенную инфраструктуру было бы неоптимальным решением. Как с точки зрения необходимости соблюсти требования 152-ФЗ по части хранения персональных данных, так и с учетом того, как быстро росло число пользователей, что подразумевало необходимость постоянного масштабирования. На 2023 год услугами сервиса пользуются около тысячи компаний. Все платежи проводятся через облачную инфраструктуру МТС, сертифицированную на соответствие международному стандарту безопасности PCI DSS, что позволяет работать с данными банковских карт. 

Такой подход позволяет компании не волноваться о быстром изменении ее рыночной доли. К концу 2024 года сервис планирует в 5 раз нарастить свою долю рынка, что потребует соответствующего наращивания объема облачных ресурсов, арендуемых у МТС. 

Этот любопытный кейс - один из множества аналогичных для МТС. Стартапы и небольшие клиенты обращаются к МТС Cloud, поскольку это снимает вопросы как по высокому уровню экспертизы, который потребовался бы от специалистов компании, если бы она решилась создавать собственную IT-инфраструктуру, так и в отношении капитальных вложений, поскольку использование облачных ресурсов позволяет начать предоставление клиентам услуг без стартовых вложений. Специалисты МТС Cloud при необходимости обеспечивают необходимую поддержку в части использования услуг и продуктов сервиса. \\  

Спутниково-сотовая связь - Vodafone заключил сделку с Amazon Project Kuiper

Цель договоренности - расширение покрытия в труднодоступных районах, в Европе и в Африке. Это часть проекта компании по повышению доступности услуг 4G / 5G малообеспеченным сообщества.

Project Kuiper - это еще одна американская низкоорбитальная спутниковая технология, конкурент Starlink и других аналогичных проектов. Спутники Amazon начнут раздавать услуги подключения к сетям сотовой связи и интернет в 2024 году. Планируемое число спутников - 3236 штук. 



Генеральный директор Vodafone Group заявила, что договоренность с Amazon позволит ей обеспечить мобильную связь «многим из примерно 40% населения планеты, кто еще не имеет доступа к интернету».

Vodafone Group планирует обеспечивать как услуги прямой сотово-спутниковой связи, так и VSAT и услуги для предприятий, например, обеспечения для них резервных подключений в случае непредвиденных событий или подключения к услугам связи удаленных площадок.

Прямая спутниково-сотовая связь и удаленные подключения сегментов сотовых сетей, предприятий или домохозяйств к связи и интернету за счет низкоорбитальных спутниковых группировок - набирающий силу тренд. К счастью, важность данной темы осознают и в нашей стране и пытаются двигаться в том же направлении. К сожалению, к сложностям, связанным с отсутствием собственного производства электронных компонентов, прибавляются устаревшие космические технологии, в рамках которых нет возможностей для запуска спутников группировок многими десятками за раз. Это оказывает существенное негативное влияние на цену проекта, ведь если запускать эти небольшие спутники поштучно, проект получится слишком дорогим.

Обеспечивать подключенность удаленных и небольших населенных пунктов и производственных площадок, а также предоставлять услуги связи там, где вовсе нет жилья, дешевле через низкоорбитальные группировки - не удивительно, что их массово создают, а операторы активно договариваются с их владельцами о сотрудничестве. \\

Вымпелком обеспечил покрытием общественный речной транспорт в Москве

Современный пользователь ожидает от своего оператора сотовой связи качественной услуги связи. В 2023 году это означает, прежде всего, непрерывное, бесшовное покрытие там, где это важно абоненту. По мере развития городской транспортной системы операторам приходится достраивать сеть - так происходит, в частности, с новыми станциями московской подземки. 


ВымпелКом сегодня поделился информацией о том, что специалисты компании проверили надежность связи на новых речных трамвайчиках, которые с июня 2023 года курсируют по Москве-реке. Это привело к росту трафика на маршруте Киевская - "Сердце Столицы" на 20% год к году (на 15% к маю этого года). 

Как показали проведенные замеры, клиентам доступен мобильный доступ к интернету со средними скоростями около 40 Мбит/с. Максимальные скорости могут достигать 181 Мбит/с. Среднее время загрузки страниц популярных поисковиков - менее 2 с, время от открытия до запуска ролика на Youtube - не более 5 с, видео проигрывается без зависаний или прерываний. 

Виктор Емелин, технический директор Московского региона ПАО «ВымпелКом» (билайн):

«Мы регулярно мониторим качество работы нашей сети в cтолице, в том числе на новых маршрутах общественного речного транспорта. Во время проведения замеров по пути следования речного трамвая не было ни одного обрыва связи билайн, что говорит о стабильности нашего сервиса». 

--  

МегаФон в Пермском крае запустил сеть NB-IoT для Лукойл-Пермь

Сеть NB-IoT развернул МегаФон на основе 6 BS в Уинском и Бардымском округах на территории цеха добычи нефти и газа №6 ООО "Лукойл-Пермь". Сеть служит основой для цифровизации процесса добычи, в частности, она позволяет дистанционно собирать информацию о нефтедобывающих скважинах с замерных установок и управлять работой скважин.



Почему выбрали NB-IoT? По мнению участников проекта, этот протокол связи оптимален для передачи небольших объемов данных, прежде всего потому, что отличается низким энергопотреблением. Кроме того, датчики NB-IoT могут устанавливаться в труднодоступных местах, в закрытых помещениях, подвалах и подземных сооружениях. Вдобавок, каждая базовая станция способно обслужить одновременно до 50 тысяч устройств, что снижает требования к количеству BS и затраты на автоматизацию производства. 

Это не первый проект МегаФон и Лукойл в области NB-IoT, ранее в 2019 году аналогичный совместный проект был реализован для цеха №7 той же компании. А в 2022 году запустили первую BS LTE/NB-IoT для цеха №6. У компаний есть планы по тиражированию успешно апробированного решения на другие объекты нефтяников. 

Все базовые станции также обеспечивают покрытие LTE, что позволяет работать как операторам системы "Мобильный обходчик", так и поддерживает работу кадрового электронного документооборота на удаленных объектах "Лукойл-Пермь". Задействованы частоты в диапазонах ниже 1 ГГц и ниже 3 ГГц, что гарантирует обширное покрытие при сохранении высоких скоростей передачи данных. 

Кроме того, развернутые компанией МегаФон базовые станции 4G обеспечивают телеком-услуги для специалистов, работающих на месторождениях, а также для жителей ряда близлежащих населенных пунктов: Амировка, Аспа, Асюл, Большой Ась, Забродовка, Малое Рогожниково, Нижний Сып, Печмень, Старый Ашап, Султанай, Сюзянь, Усаклы, Усть-Ашап и Чесноковка.   \\ 

Интересный ход на рынке рекрутинга - от МТС

МТС сообщает о запуске программы дистанционного трудоустройства МТС Hello. В 9 регионах России появилась возможность пройти все этапы отбора и оформления на работу без необходимости посещать офисы компании. 



Логичный ход компании в условиях, когда все больше людей работают в условиях удаленки. Кроме трудоустройства, программа включает пребординг кандидатов, то есть все необходимые взаимодействия с кандидатами вплоть до оформления их на работу, включая подписание трудового договора. Программа интегрирована с HR-платформами МТС. 

Пока что воспользоваться программой можно только в таких регионах, как: Барнаул, Владивосток, Екатеринбург, Краснодар,  Москва, Нижний Новгород, Орел, Самара, Ульяновск. Общим для этих регионов является наличие в них "центров клиентского сервиса", которые постоянно нуждаются в притоке свежих кадров. Впрочем, еще до конца 2023 года компания планирует расширить программу на всю территорию России. 

«Сотрудники МТС сегодня – это 63 000 человек разных профессий, работающих по всей стране во всех компаниях экосистемы. Развитие HRTech-сервисов – один из инструментов для достижения этой цели, который, помимо заботы о сотрудниках, повышает эффективность внутренних процессов и влияет на бизнес-результаты», – прокомментировала вице-президент по управлению персоналом МТС Лариса Бодягина.  

--  

В Китае затеяли «приземление» глобальных мобильных приложений?

В Китае идет ужесточение правил в отношении магазинов мобильных приложений. Ведущие китайские технологические компании, включая Tencent, Huawei и Xiaomi, начали соблюдение регуляторных мер, требующих, чтобы при публикации приложений в апсторах компании, разработчики раскрывали бизнес-данные. Об этом рассказывает MobileWorldLive.




Новые правила могут значительно затруднить для разработчиков приложений их публикацию в Китае. При этом есть вероятность того, что и многие уже опубликованные приложения сейчас будут удалять.

До конца августа разработчики должны были предоставить информацию регулятору, а магазины приложений настроить систему обеспечения контроля соответствия приложений регуляторным требованиям.

Для глобальных разработчиков нововведения могут потребовать создание в Китае локального предприятия или создание СП с местным партнером.

Магазины приложений, работающие в Китае, начали рассылать «письма счастья» издателям, в которых их предупреждают, что новые услуги будут отключены, если разработчики не предоставят необходимой документации.

Интересно, коснутся ли новые меры российских приложений, которые можно скачивать, например, из магазина AppGallery Huawei?

ВымпелКом рассказал о некоммерческом сервисе межоператорского взаимодействия

Речь идет о платформе, запущенной подразделением билайн-бизнес в начале 2020 года. Эта платформа выступает в роли некоммерческого сервиса, позволяющего всем заинтересованным выбирать доступные для аренды каналы связи. Доступ к сервису обеспечивается всем желающим оператором связи, включая как международных, так и региональных. По данным ВымпелКом, к платформе на текущий момент подключено более 1 тысячи пользователей. 





Оператор постепенно дорабатывает платформу, в частности, были обновлены разделы Лоты и Предложения. В "лоте" увеличено поле для просмотра комментариев, добавлены контакты менеджера, который обеспечивает поддержку проекта. Появился раздел "Что нового", в нем собирается информация по обновлениям системы. Работая с вложениями и коммерческим предложением можно получить дополнительную информацию при нажатии на символ '?', можно удалять ранее присоединенные файлы. 

Согласно оценкам ресурсов по SUS (System Usability Scale), внутренние пользователи в среднем дают платформе 84 балла, внешние - 73 балла. Общую эффективность взаимодействия с интерфейсом внутренние пользователи оценили в 93 балла, внешние - более критичны, 76 баллов. 

Объем выбора предложений на платформе составляет более 2 тысяч лотов, это немало. 

-- 

Популярные сообщения

Желающие следить за новостями блога, могут подписаться на рассылку на follow.it (отписаться вы сможете в один клик). 

Еще можно подписаться на Telegram-каналы @abloud62 @abloudrealtime, где также дублируются анонсы практически всех новостей блога. 

 

Translate