Компания ВымпелКом выпустила отчет в области устойчивого развития за 2022 год. Компания, как видим продолжает придерживаться международного стандарта отчетности GRI Standards, а также учитывает требования SASB по раскрытию ключевых метрик для телеком-отрасли. С отчетом поработали аудиторы, в общем, все сделано "по феншую".
Некоторые проекты компании широко известны - тесное взаимодействие с поисково-спасательным отрядом ЛизаАлерт и участие в проектах Эверлэнд (более 580 трудоустроенных), сосредоточенных на инклюзивных сервисах. Это стоит приветствовать.
В отношении "экологического воздействия", "зеленых технологий" и "углеродного следа", я предпочту промолчать. Впрочем, и здесь стоит позитивно отметить такую инициативу, как внедрение энергоэффективных решений в ЦОД компании.
Полную версию ESG-отчета компании интересующиеся могут скачать на сайте компании.
А я приведу несколько цифр, которые мне показались интересными.
Кадры
Средняя численность сотрудников в 2022 году - 22 963 человек, но на конец года их было уже 28 135 человек. За 2022 год на работу было принято 15 205 человек!
Минимальные зарплаты могут удивить
Рост средней заработной платы составил 16,9% год к году.
Любопытно, как в течение года сместились предпочтения людей в отношении работы на удаленке в пользу "гибрида".
В 2022 году стажировку в билайн прошли 146 студентов. ~40% студентов, прошедших стажировку, становятся сотрудниками.
Сеть
В отчете нашлись интересные данные о росте объеме мобильного трафика. Он растет - в 2022 году на 22,4%. Хорошим подспорьем для этого стал прирост средней скорости мобильного интернета в сети на 33% год к году. Это свидетельствует о том, что компания заметно нарастила пропускную способность сети - спасибо, прежде всего, рефармингу. Но и развертывание новых базовых станций не стоит недооценивать.
11 млн клиентов ВымпелКом в 48 регионах пользуются технологией VoLTE.
В 2022 году компанией построено 22 500 базовых станций (к вопросу, остановилось ли строительство сети - нет, не остановилось).
В настоящее время их насчитывается более 196 тысяч штук. Из диаграмм понятно, что строились в основном базовые станции LTE. Конечно, правильнее было бы строить 5G, но от компании это НИКАК не зависит, в этой части операторы являются заложниками госполитики в области телекома.
pLTE / b2b
Смутил только один упомянутый в отчете проект pLTE, да и то - тестовый. Направление очень важное, перспективное, вряд ли стоит его упускать из фокуса.
ВОЛС
Компания продолжала строить ВОЛС, несмотря на известные проблемы со сломом привычных цепочек поставщиков.
M2M
После отключения платформы Jasper компанией Cisco (в рамках страновых санкций) компании Вымпелком пришлось в срочном порядке мигрировать на российскую платформу. Это заняло 6 месяцев, и сейчас компания утверждает, что функционал отечественной M2M платформы не уступает решению Cisco.
В любом случае, следует признать, что платформа работает, обслуживает 4.5 млн клиентов M2M (и, между прочим, формирует выручку 1+ млрд рублей.
Тема безусловно перспективная, востребованная, можно с уверенностью прогнозировать рост выручки и числа подключений к платформе.
Региональное развитие
Как известно, региональное развитие телекома операторами Б4 в последние годы идет в тесном сотрудничестве с местными администрациями - региональными правительствами.
При этом соглашения принято делить на немонетарные, когда обе стороны, что называется, договариваются "о дружбе и жвачке" (простите за мой школьный сленг образца 70-х), и на "монетарные", когда оператор подписывается на инвестиции в регионе в том или ином размере.
Здесь стоит отметить, что по сравнению с 2021 годом, объем монетарных соглашений заметно сократился. С 6,7 млрд до 1,9 млрд. Тем не менее, региональное развитие продолжается (см. число построенных за год баз), как в рамках монетарных, так и в рамках немонитарных договоренностей, причем в 2022 году были заключены соглашения еще с 12-ю регионами.
Облака, ЦОДы, AdTech, BigData
Было бы интересно посмотреть на цифры B2B доходов от AdTech, BigData и облачных сервисов, но в отчете нашел только процентную оценку роста - 52% от Adtech+BigData и x3,4 рост доходов облачных сервисов. Без абсолютных цифр не очень интересно. Но очевидно, что ЦОД строились своевременно, что спрос на их мощности и на развернутые в них услуги резко вырос, опять же, по понятным причинам.
Российские операторы сотовой связи выручили своими услугами многие бизнесы из других отраслей, обеспечив им необходимые IT-мощности и экспертизу, что позволило им в критический момент мигрировать с более недоступных зарубежных платформ на созданные в кратчайшие сроки отечественные платформы. Понятно, что трудно за месяцы сделать то, что создавалось годами с огромными инвестициями. Но это чрезвычайная ситуация, поэтому стоит только удивиться, что это вообще удалось сделать.
Это свидетельство в пользу того, что операторы сумели сформировать эффективные команды с высокой IT экспертизой. Опять же, "несмотря на".
Взаимодействие с клиентами
Компания, как видим, готова взаимодействовать с клиентами по самым различным каналам, включая соцсети от ОК и ВК до Youtube, а также мессенджеры - Telegram и WhatsApp.
Анализировать цифры не возьмусь, возможны самые разные их интерпретации. Отмечу разве что заметное общее снижение числа обращений клиентов - на 15,3 тысячи (21%), а также снижение роли розничного канала, как канала сбора обращений клиентов.
Основной поток обращений по-прежнему идет через IVR-звонки (что для меня почти непредставимо, не помню случая, чтобы мне помогла IVR-система или чат-бот, а не человек).
Впрочем, люди разные, возможно кто-то обращается с вопросами, которые посильны для решения "электронным помощникам", которые для меня пока что остаются лишь досадным барьером на пути к специалисту, способному решить ту или иную мою проблему.
Антифрод
Отмечу антифродовые меры, которые предпринял ВымпелКом. Пока ЕПВВ еще не заработала, в билайн разработали облачный сервис, позволяющий подключиться к текущему антифродовому взаимодействию Б4 и в дальнейшем, бесшовно, переключиться на использование ЕПВВ. Кто-то может быть скажет, что это излишне, и можно сразу идти подключаться к ЕПВВ. Что же, кто-то готов платить за удобство, а кто-то готов набивать шишки самостоятельно. Так или иначе, но к этому облачному сервису ВымпелКом подключилось 27 операторов.
Соцответственность
Некоторые "соцответственные" проекты компании широко известны - тесное взаимодействие с поисково-спасательным отрядом ЛизаАлерт и участие в проектах Эверлэнд (более 580 трудоустроенных), сосредоточенных на инклюзивных сервисах. Это стоит приветствовать.
Технические и аналитические возможности ВымпелКом активно задействованы в работа ПСО ЛизаАлерт - здесь и общероссийская горячая линия, и SMS-информирование о поисках рядом, и использование BigData для выявления и оповещения потенциальных свидетелей, и нейросеть, анализирующая снимки с дронов для поиска потерявшихся людей, а также размещение ориентировок на медиаэкранах в сети Пятерочка.
Трудно было бы выделить вклад именно ВымпелКома в поиск людей, но он, безусловно, есть и немалый. А найдено живыми было 31 383 человек из 42 485 тех, кого просили искать ПСО ЛизаАлерт. И это только за 2022 год.
Кстати, обеспечение мобильной связи и доступа к интернету, к www, соцсетям и мессенджерам в целом - это по сути тоже важная социальная инициатива, как любая из коммунальных услуг, наряду с водо-, электро- и теплоснабжением. Так что даже если бы ВымпелКом занимался только своим основным делом, нельзя было бы упрекнуть компанию в недостатке соцответственности. Тем не менее, как видим, находятся ресурсы и желание заниматься и другими направлениями, включая благотворительные. Все это, при желании, можно найти в отчете.
Климатическая повестка
Так называемую "климатическую повестку" я обсуждать не стану, верующих в "ветрогенезис" отошлю к с.89 - с.104.
Впрочем, и на этих страницах можно почитать, что ВымпелКом заменяет монолитные BS на распределенные, а в базовой конфигурации термобоксов применяет FreeCooling, что повышает энергоэффективность сети.
Тем не менее, за 2022 год потребление энергии компанией выросло значительно, с 1 трлн кВтч до 1,34 трлн кВтч. К вопросу о том, почему так непрост операторский бизнес - расходы растут непрерывно. И если доходы растут медленнее, то кейс может перестать сходиться. К счастью, этого пока не происходит, но искусственно сдерживать тарифы - так себе идея. Впрочем, регуляторы это, похоже, начали понимать.
На этом все - ссылка на отчет целиком дана выше. \\