Тайская dtac активизирует развертывание 5G 700 МГц

Оператор dtac, Таиланд, активизировал стройку сети 5G, использующей недавно закупленную полосу частот в диапазоне 700 МГц. Оператор намеревается развернуть 4 тысячи базовых станций  в 1q2021, а в 4q2020 включил 2400 BS 5G. 



Кроме стройки 5G 700 МГц, оператор также развернул в 2020 году еще 3 тысячи базовых станций в диапазоне 2100 МГц, что нарастило их общее число до 20 400. 

В 2020 году оператор начал оказывать услуги 5G в диапазоне 700 МГц в отдельных районах шести крупных городов страны, в 2021 году эта сеть будет расширяться в том числе и на другие районы с высокой востребованностью трафика. 

Оператор запускает DSS 5G/4G в диапазоне 700 МГц. 

Абонентская база сети LTE - 12.2 млн, что соответствует 64% от общего количества абонентов. 

Источник:  mobileworldlive.com  

Huawei заявила о том, что каждая вторая из запущенных в мире сетей 5G использует ее решения

Даже более того, Huawei утверждает, что из 140 коммерчески доступных сетей 5G, развернутых в 59 странах, более половины построены с использованием решений 5G. И это несмотря на американский крестовый поход против этой компании и ограничительные меры, предпринятые во многих европейских странах. Один минус - компания Huawei не публикует списки операторов, чьи сети построены на ее решениях, поэтому проверить эту информацию не так уж просто.

Photo by Dmitry Rodionov on Unsplash
 

Это заявление сделал Райан Динг (Ryan Ding), президент Huawei Carrier Business Group, на предварительном брифинге берез MWC Shanghai 2021. Он также заявил, что "5G развивается быстрее, чем ожидалось" и что эта технология "больше не для ранних пользователей". 

По его словам более 68% поставленных в Китай смартфонов в течение 2020 года обеспечивают поддержку 5G. 

Динг оптимистично оценивает перспективы внедрения 5G в сегменте промышленного применения в 2021 года, по его словам внедрение 5G делает производство "более безопасным, интеллектуальным и эффективным" в таких отраслях, как угледобывающая, сталелитейной и в прочих производственных отраслях. 

Масштабные внедрения 5G в различных отраслях в 2021 году потребует от операторов готовности к планированию, развертыванию, оптимизации и обслуживанию сетей 5G. 

По оценкам Ричи Пенга (Ritchie Peng), президента продуктовой линейки 5G компании Huawei, количество пользователей 5G в мире достигло 200 млн, а число развернутых в мире базовых станций 5G - 800 тысяч, трепещите, радиофобы! Он также отметил, что нижний порог цены на смартфон с поддержкой 5G снизились уже до $350.  

Источник: mobileworldlive.com  

-- 

МегаФон расширяет список стран в которых возможен 5G-роуминг

К моменту, когда откроют границы, мы ведь верим, что это обязательно случится, пусть и в обмен на паспорта прививок, абоненты МегаФон смогут насладиться тем, чего нет в России - 5G и скоростями до 1.1 Гбит/c. Именно такую скорость с терминала с SIM-картой МегаФона зафиксировали в Хельсинки. Использовался обычный коммерчески доступный смартфон Samsung Galaxy S20 Ultra 5G, симка МегаФона в режиме автоматического роуминга и приложение Speedtest. 




«Полученный результат в пять раз превышает необходимую скорость для комфортного использования мобильного интернета в 5G-роуминге, но с таким стремительным развитием технологий, возможно, и этот показатель вскоре станет для нас привычным. МегаФон традиционно уделяет большое внимание качеству связи, в том числе скорости передачи данных – мы лидируем по этому показателю среди российских операторов и хотим быть уверены, что с постепенным открытием границ наши абоненты и в зарубежных поездках будут с самым быстрым интернетом», — комментирует коммерческий директор МегаФона Влад Вольфсон

Зачем могут быть нужны такие скорости? Пока что, возможно, только для того, чтобы можно было похвастать результатом в дружеской компании. Но по мере развития технологий AR / VR и приложений на их основе или при использовании смартфона в качестве модема, раздающего интернет на несколько устройств, такие возможности могут стать более востребованными.

В феврале 2020 года, МегаФон первым среди российских операторов предложил своим абонентам международный 5G-роуминг. Сейчас список стран, где он поддерживается, расширен уже до 17: Бахрейн, Вьетнам, Гонконг (Китай), Китай, Кувейт, Латвия, Монако, Нидерланды, ОАЭ, Румыния, Саудовская Аравия, Тайвань, Финляндия, Швейцария, Швеция, Эстония, Южная Корея. 

Подключение к сети 5G в любой из этих стран возможно с любого смартфона с симкой МегаФон при условии, что аппарат поддерживает 5G. 

Таких устройств, несмотря на отсутствие сетей 5G в России у российских абонентов все больше. В сети МегаФон, например, по итогам января 2021 года их уже более 200 тысяч (рост в 500 раз за год!). 

-- 

Билайн в Тольятти сделал мобильный интернет быстрее

Билайн объявил о завершении масштабного проекта в Тольятти по улучшению скоростных параметров в сети 4G/LTE. Повышения доступных скоростей оператор добился за счет рефарминга еще 5 МГц в диапазоне 1800 МГц для использованию сетью LTE. Теперь сеть LTE1800 работает с полосой 15 МГц. Оператор заявляет о росте средних скоростей, доступных жителям в Тольятти почти на 60%.


Жители города все активнее пользуются мобильным интернетом Билайн, в частности, только за январь 2021 году мобильный трафик в сети LTE/4G Вымпелком вырос еще на 13%. Сейчас его доля в общем объеме мобильного трафика в сети Билайн достигает почти 90%.

Дмитрий Фомин, директор отделения Билайн в Самарской области:

«Сейчас на сеть «четвертого поколения» приходится основная часть мобильного трафика, особенно в городах. В Тольятти мы видим рост трафика в сети 4G на 50% год к году. Увеличение частотного диапазона в сети LTE позволило нам в короткий срок улучшить скоростные параметры мобильного интернета и увеличить надежность обслуживания, что очень важно в период пандемии. В этом году мы продолжим работы в интересах наших клиентов, чтобы предоставлять хорошее качество мобильных сервисов».

Телеком-рынок Самарской области

--

Билайн инвестировал в Волгоградской области 1 млрд рублей

В 2020 году ВымпелКом по данным компании инвестировал в развитие сетевой инфраструктуры в Волгоградской области 1 млрд рублей - весьма ощутимое вложение. Одновременно модернизировались существующие базовые станции и строились новые в Волгограде, Волжском, Михайловке, Котельниково, Камышине, Дубовке, Фролово, Краснослободске и других населенных пунктах. В 2021 году развитие сети Билайн в Волгоградской области также продолжится, причем планируется построить больше базовых станций, чем в 2020 году. 


Компания не называет абсолютное число своих базовых станций в регионе, но говорит, что сеть 4G/LTE выросла почти в 1.7 раз. 

«В 2020 году Билайн в Волгоградской области поставил собственный рекорд по количеству построенных базовых станций, несмотря на сложности работы в условиях пандемии. Емкость сети выросла, связь стала стабильнее, а мобильный интернет - быстрее, - прокомментировал директор Волгоградского отделения ПАО «ВымпелКом» (бренд Билайн) Денис Долгов. - В регионе остается все меньше «белых пятен» с недостаточным уровнем сигнала. Более устойчивое покрытие стимулирует абонентов больше пользоваться онлайн сервисами, в том числе, для удаленной учебы или работы. За год трафик в сети 4G вырос на 74%, а число жителей Волгоградской области - пользователей мобильного интернета 4G увеличилось на 62%. В 2021 году мы планируем строить еще больше базовых станций по сравнению с  2020 годом, это значительно расширит зону покрытия сети 4G в Волгограде и небольших населенных пунктах региона». 

Вымпелком напоминает, что инвестиции осуществлялись в соответствии с заключенным с администрацией Волгоградской области соглашением о развитии телеком-инфраструктуры и поддержке социально-ориентированных проектов. 

В частности, в 2020 году был запущен пилот для анализа туристического потока на территории Волгоградской области с использованием технологии Big Data. 

Телеком-рынок Волгоградской области

--

Конспекты: Встреча с топ-менеджментом Билайн по итогам 2020 года. Q&A

Сегодня в Москве прошла встреча с топ-менеджерами Билайн, посвященная итогам 2020 года. В ней принимали участие генеральный директор Билайн Александр Торбахов, исполнительный вице-президент, главный финансовый директор Людмила Смирнова, исполнительный вице-президент по технике Валерий Шоржин. Конспект выступлений можно найти здесь, пресс-релиз по итогам - здесь. А здесь представляю вам конспект сессии вопросов и ответов, которая прошла в завершении встречи топ-менеджеров компании с представителями медиа. 


Когда вы планируете достигнуть дна от которого компания сможет оттолкнуться, чтобы пойти вверх? Пока что можно наблюдать, как растет только выручка от передачи данных, а большинство остальных показателей падают. Увидим ли мы перелом в 2021 году?

Александр Торбахов: Дна мы достигли в мае 2020 года по большинству показателей. Это был самый страшный месяц для Билайна, когда проблемы компании сложились с карантином, тогда случилось максимальное падение абонбазы, максимальное падение финансовых показателей, все это негативно отразилось на результатах 2q2020. С тех пор идет прирост по многим показателям, но суммарно мы все еще "в минусах" к 2019 году. Декабрь 2020 года стал первым и единственным месяцем в 2020 году, когда выручка стала выше, чем месячная выручка декабря 2019 года. В январе 2021 года эта ситуация сохранилась. Речь о суммарной выручке с продажами девайсов. Где-то примерно к середине 2021 года по всем показателям, думаю, мы будем выше 2020 года. В этот прогноз не закладывается какое-то кардинальное улучшение ситуации с пандемией/карантином. Если закончатся ограничения на перемещения и все поедут по заграницам, вернутся к активному пользованию роумингом, дела будут чуть лучше. 


Выросла выручка от продаж оборудования? Вы стали лучше продавать или снизилась средняя цена продаж?

АТ: Цена не менялась существенным образом. Выросла не только выручка, но и количество штук проданных изделий. У нас изменилась команда, которая отвечает за продажи, за продвижение в электронных каналах. Что мне особенно приятно... Раньше под Новый год, многие операторы, включая Билайн, "баловались" кампаниями. Билайн, в частности, торговал в этот период с отрицательной маржой, этим достигались повышенные показатели продаж. Рекордные для нас продажи декабря 2020 года сделаны с нормальной маржой. Мы не искали компромисса с продажами и избыточной агрессией в ценах. В целом, все что мы сегодня делаем, реставрируем Билайн, все это НЕ связано с агрессией в ценах. Мы считаем, что российский телеком-рынок неразумно дешев и нездоров в этом отношении. Объективно мы сегодня не самый успешный игрок и нам бы как раз пускаться "во все тяжкие". Мы это делать не будем, а будем действовать здоровыми методами, двигаться в сторону здорового состояния. 


Расскажите пожалуйста о проекте "Суперсити" в Санкт-Петербурге. 

Валерий Шоржин: Про Санкт-Петербург я не упомянул в выступлении, но там также был реализован проект Суперсити. Как и в Московском регионе, это сочетание большой стройки в городе и в Ленобласти, где много курортных зон, дачных поселков, и оптимизации сети. Был развернут SON в Санкт-Петербурге. Прошли рефарминг и оптимизация частотного ресурса. Мы строимся в метро, пока что эта работа не завершена. Мы договорились построить покрытие в метрополитене Санкт-Петербурга "на троих" (Билайн, МТС, Tele2) в режиме шеринга. Мы в рамках этой договоренности строим 2 ветки, МТС строит 2 ветки, Tele2 - одну ветку. Это рациональный подход и сейчас строительство идет полным ходом. У нас в Санкт-Петербурге такая же современная сеть, как в Московском регионе. Со всеми новыми функциональностями, технологиями, возможны пиковые скорости и 200 Мбит/с, и 300 Мбит/c. VoLTE в Ленобласти запустили в феврале 2020 года, сейчас наблюдаем, как стремительно растет число абонентов, пользующихся VoLTE. 


Какие планы у компании в отношении VoWi-Fi?

Валерий Шоржин: VoWi-Fi идет у нас следом за VoLTE. Сейчас проводим альфа-тестирование. Понятно, что как и VoLTE эта технология включается в режиме "регион за регионом". Потому что в каждом регионе нам нужно сдавать соответствующие узлы регулятору, проходить приемо-сдаточные испытания. Также ведем активную работу с производителями абонентского оборудования, т.к. многие производители выпускают прошивки под конкретного оператора. Нам, например, важно получить прошивку iPhone, которая поддерживает VoWi-Fi от Билайн. 


Какие планы в отношении NB-IoT?

Валерий Шоржин: У нас сейчас технология NB-IoT развернута в ключевых регионах, в 16-ти, если не ошибаюсь. Дальнейшие планы обсуждаем. Эти обсуждения связаны с тем, что в стране по части IoT можно наблюдать различные "движения" по части регуляторики. Как вы знаете, NB-IoT не включили как стандартную технологию для подключения электросчетчиков. Поэтому мы смотрим в том числе на развитие страновой регуляторики. Технологически мы готовы включить поддержку NB-IoT. 


Какие планы у Билайн в отношении частных сетей?

Валерий Шоржин: Мы сказали, что позиции Билайн весьма сильны на рынке корпоративных заказчиков. И это правда. В том числе, многие корпоративные заказчики сейчас смотрят в сторону создания и развития своих частных сетей. Мы видим такой тренд по всему миру. Вы знаете, что много частных сетей 5G реализуется в США, например. В GSMA прогнозирует, что 50% value от 5G будет получено в рамках создания и обслуживания корпоративных частных сетей. Массовый сегмент 5G монетизировать значительно сложнее. Поэтому мы активно развиваем тему частных сетей. В том числе выстраиваем эффективные партнерства с производителями и поставщиками вертикальных решений. У нас, например, был проект, когда БЕЛАЗ управляется через сеть 5G. В партнерах была компания Цифра с системой телеуправления. За этой темой есть будущее, поэтому мы в нее активно инвестируем, у нас уже есть коммерческие контракты. 


За счет чего произошел рост выручки +3.6% гг в декабре? Не повлияла ли на это сезонность, присущая декабрю? 

Людмила Смирнова: Как мы и отметили, основными драйверами роста 4q2020 и декабря, в частности, были наши успехи в сегменте b2b и в сегменте продаж девайсов. Но и наш основной мобильный сегмент в декабре показывал оптимистичную динамику. Так что рост в декабре обеспечен сложением всех частей нашего пирога доходов. 

Александр Торбахов: Сезонность равно влияла на результаты декабря и годовой рост в 3.6%. Причем, отмечу, что сравнивается 4q2019 - сезон здорового года и 4q2020 - сезон "больного" года. 


eSIM - просьба подробнее рассказать о статусе и планах?

Александр Торбахов: Мы не раскрываем точную цифру наших продаж. Лимиты существовали в рамках пилотного периода. Наши регуляторы переживают, что эта технология может оказаться небезопасной с разных точек зрения. Мы считаем, что полностью электронная технология на порядки надежнее и безопаснее, чем технологии, связанные с физическими SIM, с бумажными договорами. И планомерно работаем с регулятором. Во-первых, имплементировав эту технологию, во-вторых, отрабатывая все возможные риски, которые кто-то себе представляет. Нам кажется, что мы правы, считая эту технологию безопасной во всех смыслах этого слова. Работаем над тем, чтобы пилоты прекратить, лимиты расширить до бесконечности и отдать все на откуп рынку. Думаю, мы не очень далеко от этого момента. Но пока что мы остаемся в периоде пилотного проекта. 
По числу подключений - кратный рост, клиенты с удовольствием пользуются этой технологией. 


Рефарминг частот 2100 МГц в Москве не привел к ухудшению возможностей голосового общения абонентов с трубками 2G/3G? Планируется ли этот опыт использовать в других регионах. 

Валерий Шоржин: С Московским регионом нам повезло, поскольку здесь для 3G есть еще диапазон 900 МГц в котором у нас почти 10 МГц непрерывного диапазона. Его достаточно, чтобы обслужить трафик всех абонентов, которые пользуются аппаратами 3G. А также для M2M применений, где также остаются модули и другие устройства, работающие по 3G. Конечно, пришлось инвестировать в постройку ряда базовых станций в 900 МГц. Так что в Московском регионе проблем с рефармингом диапазона 2100 МГц не испытываем. 

Александр Торбахов: В других регионах планируем идти тем же путем, то есть рефармить 2100 МГц и другие доступные диапазоны под 4G/LTE, и наращивать "поддерживающий 3G" слой сети. 


Предполагает ли компания более активно участвовать в конкуренции на рынке фиксированного доступа?

Александр Торбахов: Предполагаем активное развитие. Способ этого активного развития вам пока что раскрыть не могу. Как только формальные решения будут зафиксированы, мы вам о них немедленно расскажем. Будет очень активное движение в развитие этого сегмента. Мы верим, что развитие конвергентного направления востребовано клиентами как розничного, так и корпоративного типа. Так что мы никоим образом в дальнейшем не планируем выход из фиксированного сегмента, будет активно его развивать, активнее, чем сегодня его развиваем. 


Несмотря на улучшение, 47% это огромный показатель годового оттока. На 7% - 10% выше, чем у конкурентов. В основном это происходит из-за некачественных продаж SIM-карт, которые затем выбрасываются чуть ли не сразу после приобретения. И так уже много лет. Собираетесь ли вы переломить этот тренд и быть хотя бы как конкуренты? Хотя и у них высокий отток, если сравнивать, например, с европейскими операторами. Может ли это произойти уже в 2021 году?

Александр Торбахов: Как человеку недолгое время работающему в телекоме, мне до сих пор режут ухо слова "продажа" и "отток". Потому что в какой-то части "продажи" и "отток" таковыми не являются, т.к. за ними просто нет никаких реальных клиентов. В различных каналах у нас, к сожалению, различное качество клиентов. Если посмотреть на ежегодный рынок продаж SIM-карт, то он по размеру сопоставим с общим числом населения страны, что противоречит здравому смыслу. Каждый из нас знает из собственной жизни, из жизни людей, которые нас окружают, что номера мобильной связи все мы меняем крайне редко. Никакого объема в размере населения России нет и рядом. В этом плане телеком-рынок по-прежнему "болеет", но выздоравливает. 
Участники рынка, которые этим занимались годами, признаемся, с подачи операторов, сейчас постепенно уходят на второй план. В целом рынок постепенно оздоравливается. Я бы не сказал, что в этом плане у Билайна есть какие-то особенность, что ситуация заметно хуже, чем у других операторов, примерно у всех одно и то же. Мы нацелены на клиента, на настоящего клиента. А не на какую-то SIM-карту, которую где-то выбросили. Поэтому будем двигаться дальше по снижению показателя оттока. Вряд ли эта проблема окончательно уйдет за 2021 год, но за несколько лет мы эту проблему решим.  


Планируется ли дальнейшее сокращение розницы в 2021 году?

Александр Торбахов: Планируется небольшая оптимизация, но уже не теми темпами, что были в 2020 году. Пока что мы думаем, что розничная сеть будет чуть-чуть сокращаться, а значение цифровых каналов продаж будет существенно расти. Но если будем видеть, что в каких-то точках присутствия мы неправильно отсутствуем, там будем и открывать салоны. Какой-то догматичной позиции не придерживаемся. 

Роль розницы меняется, все больше простых сервисных операций уходит в онлайн. А в физические точки присутствия оператора люди обращаются за все более сложными консультациями, за выбором девайса, например. Каждый канал все более начинает специфицироваться на том, что другой канал делает хуже.  


Правда ли, что Tele2 обогнал Вымпелком по абонентской базе?

Александр Торбахов: Мы традиционно не комментируем слухи и сплетни, мы комментируем официальную отчетность. В официальной отчетности ничего подобного мы не видели.   


Удалось ли сэкономить за счет отказа от аутсорсинга? Какие у компании планы по CAPEX на следующий год?

Валерий Шоржин: Проект перехода к инсорсингу это не проект экономии. Сэкономили в предыдущий раз, когда отдали на аутсорсинг, отрезав "по-живому". Мы стремились к тому, чтобы проект инсорсинга был бы для нас в "зеленом нуле". Мы даже чуть проинвестировали в закупку нового более современного оборудования для тех людей, которые к нам приходят. Но этот проект не про экономию. Он про скорость, про возможность строить больше, про возможность быстрее чинить проблемы клиентов, а не про снижение затрат.

Людмила Смирнова: Мы говорим не про экономию, а про положительный бизнес-кейс. Для нас инсорсинг это возможность повысить удовлетворенность нашей абонентской базы. Другое дело, что это может дать рост выручки.  

Про CAPEX. Мы в 2020 году показали исторически один из самых высоких уровней вложения в 2020 году, 27% от нашей выручки или 74 млрд рублей. Наши планы на 2021 год - не скромнее. Наоборот, темпы строительства и объемы инвестиций в 2021 году планируем еще более увеличить. Но наш CAPEX это не только мобильная сеть, это также строительство фиксированной сети. Это также продолжение инвестиций в нашу IT инфраструктуру. Фактически по всем нашим направлениям мы продолжаем активные инвестиции в 2021 году для того, чтобы ускорить разворот компании. 


Какая доля продаж смартфонов пришлась на интернет в 2020 году? Сколько было в 2019 году? 

Александр Торбахов: В динамике этот показатель год к году не скажу. Но отмечу, что прирост существенный. Подсчеты затрудняет то, что каналы смешанные, например, клиент может сделать заказ онлайн, но прийти забирать покупку в салон. Если все направления считать, то есть онлайн с доставкой, онлайн с пикапом, есть существенный рост. Не удивительно, ведь это в целом рост рынка. Клиенты ищут удобства, а телефоны и смартфоны это тот товар, который удобно выбирать в интернете.  


Ваши коллеги по рынку с разной степенью интенсивности пытались зайти на рынок устройств для дома. У кого-то колонка с голосовым помощником, у кого-то наборы устройств для "умного дома". Вы за год представили только ТВ-приставку. Планируете ли что-то предложить абонентам в этой сфере? 

Александр Торбахов: Если кратко, то да, планируем. Пока что наверное не будем заниматься самостоятельной разработкой девайсов, но в партнерстве с производителями будем заниматься, будем делать, чтобы получались продукты, которыми легко и удобно пользоваться. Будем наращивать усилия в этом направлении. 


Вопрос, связанный с учетом физлиц в рамках корпоративного договора. А также в целом о перспективах операторских систем аутентификации и идентификации абонентов. 

Александр Торбахов: Это, наверное, самая больная сейчас точка. До сих пор таких требований не было. Реализовать это будет не совсем просто. Надеюсь, что разумности достанет у всех сторон, и у операторов, и у регулятора, и у клиентов - юрлиц и физлиц. Что какой-то разумный компромисс в переходе к новым требованиям будет найден. 

Что касается наших собственных систем идентификации и аутентификации абонентов, то мы последовательно выступаем за то, что те системы, которые созданы различными участниками рынка, в том числе наша система, что они быть может не имеют большую надежность, чем государственная биометрическая система, но при этом эта наша система намного более надежна, чем системы, которые используются для традиционной торговли SIM-картами. Пытаемся убедить в этом регуляторов, но пока что сильно не преуспели. Диалог продолжается, но думаю, что постепенно все будет двигаться в сторону ЕБС (единой биометрической системы). Главное чтобы у сторон нашлось достаточно разумности, чтобы не вредить коммерческой деятельности участников рынка. 


Вопрос, связанный с ожидаемой динамикой абонбазы. 

Александр Торбахов: Нижняя точка падения абонбазы Билайна была в мае 2020 года. Это был результат наложения системных проблем Билайна и карантина. С того момента мы начали рост. В годовом выражении пока что не по всем показателям плюс, но уже в выручке тотальной в декабре 2020, в январе 2020 уже виден плюс. В мобильной сервисной выручке пока что минус. В 2H2021, думаю, по всем основным показателям будем в зеленой зоне год к году. 


Вопрос о перспективах рекламных сервисов Билайн.

Александр Торбахов: Выручка от этих проектов в обозримом будущем станет уже материальной для нас. Это несколько рекламных продуктов. Амбиция там заключается в том, что мы можем таргетировать рекламные предложения наших клиентов так, что уровень отклика от клиентов гораздо выше, чем при обращении в компании... не будем называть их по именам. Эти большие компании знают клиента на уровне - может быть примерно возраст, может быть примерно пол. Мы знаем чуть точнее, при том, что мы очень аккуратно относимся к персональным данным, они никому не раскрываются, но мы можем строить предположения о том, что кому может быть интересно, гораздо лучше. За это наши клиенты готовы платить премию. За то, что их рекламный бюджет не тратится впустую, когда вам, например, показывают колбасу при том, что вы - вегетарианец. Мы претендуем на роль рекламного посредника, который утверждает, что с нашей помощью вы будете более точно и более точечно рекламировать. Сырые данные мы не продаем, нам это совсем не интересно. 

То, что "данные это новая нефть", это байка. Сырые данные почти ничего не стоят. Нам интересно делать решения, основанные на данных. На этом мы хотим зарабатывать и строить свое имя на этом рынке. 


Вопрос о хранении данных. 

Валерий Шоржин: Мы на днях сообщали, что втрое нарастили мощность нашего ЦОД в Ярославле. Это не только под Big Data, но и под остальную нагрузку. В 2021 году мы планируем еще удвоит мощность. Трафик у нас растет, его нужно где-то хранить, обрабатывать. Растут и масштабы Big Data.  В Ярославском ЦОД изначально планировалось до 6 модулей по 1.2 МВт. 


Сталкиваетесь ли с дефицитом в поставках решений для хранения и обработки данных?

Валерий Шоржин: Нет, поставки идут по плану. У нас много производителей в партнерах. 


Когда (если) вернутся мигранты, хотите ли вы с ними возобновлять работу?

Александр Торбахов: Обязательно! И очень ждем этого момента. Разворот лицом к клиенту в истории с мигрантами это не просто какой-то тарифчик запустить типа Х рублей за минуту звонка в вашу родную страну, мы, например, уже запустили обслуживание в нашем колл-центре на родном языке таких абонентов. Будет и соответствующая поддержка в приложении, это еще в разработке. Мы хотим делать решения для клиентов, а не какой-то тариф. Мигранты - важный для нас клиентский сегмент, хотим с ними дружить и быть полезными. 


Сейчас идет частичное возвращение сотрудников в офисы. Заметен ли в связи с этим отказ бизнес-клиентов от тех решений, которые они бодро закупали в разгар пандемии, выводя своих сотрудников на удаленку?

Александр Торбахов: Мы себя в корпоративном сегменте чувствуем очень хорошо. Вся эта пандемия толкнула топ-менеджеров разных бизнесов к новому осознанию. Что сделало востребованными сразу целый набор технологий, многие из которых создавались в предыдущие годы. Сейчас идет постепенное освоение этого интереса. 

Полное возвращение в офисы вряд ли произойдет - в ближайшее время или даже в более отдаленной перспективе. Пока что наблюдаем, что интерес к нашим решениям только растет. Качество решений растут, мы будем давать услуги все с более высоким качеством. Так что мы преисполнены оптимизма по части данного направления. 

--

на этом встреча завершилась, как и мой конспект. 


Конспекты: Встреча с топ-менеджментом Билайн по итогам 2020 года

Сегодня в Москве прошла встреча с топ-менеджерами Билайн, посвященная итогам 2020 года. В ней принимали участие генеральный директор Билайн Александр Торбахов, исполнительный вице-президент, главный финансовый директор Людмила Смирнова, исполнительный вице-президент по технике Валерий Шоржин. 


генеральный директор Билайн Александр Торбахов,
исполнительный вице-президент, главный финансовый директор Людмила Смирнова



Александр Торбахов
: Билайн сделал серьезные шаги в трансформации компании, поэтому сегодня мы с разумным оптимизмом смотрим в наше будущее.


АТ: Мы уже несколько раз говорили о пандемии, которая принесла с собой серьезные вызовы: упал поток мигрантов, упали наши доходы от роуминга, нам пришлось закрыть половину офисов продаж, при этом очень серьезно выросла нагрузка на нашу фиксированную сеть. Но и без пандемии, Билайн находился в сложной ситуации. Поэтому требовались решительные действия, в компании многое требовалось поменять. 




АТ: Приоритет этих перемен быстро был сформулирован. Прежде всего, в центр наших усилий был поставлен клиент. К сожалению, телеком-индустрия в России на сегодня не является образцом клиентоцентричности. Мы решили, что будем играть на этом поле. Это с одной стороны.

С другой стороны, Вымпелком много лет инвестировал в развитие инфраструктуры сети существенно меньше индустрии. В конце концов было принято решение, что мы будем наращивать инвестиции в нашу сеть и мне приятно отметить, что мы справились с этими объемами. При том, что технический блок компании проходил через очень серьезную трансформацию про которую мы сегодня еще расскажем.  

 


АТ: Также одновременно мы серьезно усиливали направление цифровых продуктов и каналов. Все это вместе привело к тому, что год для нас оказался противоречивым в финансовом плане. В 2q2020 мы испытали очень серьезное падение по сравнению с 2q2019. В 1q2020 результаты также были "не очень". Нельзя сказать, чтобы в 4q2020 нам удалось серьезно переломить тренды на падение показателей по всем направлениям, но показатели этого падения уже существенно меньше в мобильном бизнесе, а в фиксированном бизнесе мы растем в терминах год к году. 





Мы серьезно поменяли подход к управлению компанией. И если раньше компания в серьезной степени управлялась из Амстердама, из штаб-квартиры, а в России очень много функций было централизовано в Москве, а не в регионах, то сейчас структура управления кардинально изменена. Полномочия в управлении бизнесом переданы из штаб-квартиры в Россию. А российская штаб-квартира передала значительную часть полномочий на места. Мы добавили целый ряд позиций директоров филиалов по нашим крупнейшим регионам. И сосредотачиваемся на росте региональной экспертизы, поскольку телеком-рынок это набор очень разных региональных телекомов, бизнес в которых очень сильно отличается друг от друга. Мы не верим в то, что компания может за счет какой-то единой федеральной стратегии хорошо выступать на каждом из локальных рынков. 

С другой стороны в штаб-квартире мы двигаемся к тому, чтобы формировать продуктовые команды. Присущая телекому болезнь, когда тариф 1 меняется на тариф 2, мы от этого уходим. Мы хотим делать для клиентов решения. И за разработку этих решений отвечают владельцы продуктов, у которых есть для этого все ресурсы. По этому пути трансформации сегодня идет штаб-квартира. 




Валерий Шоржин, исполнительный вице-президент по технике: Самое яркое воспоминание о 2020 годе, - за этот год мы поменяли операционное управление сетью в компании. Как вы знаете, в свое время Билайн аутсорсил ключевые технические функции вендорам. Мы нашли в себе силы признать, что это было нерационально, и изменить ситуацию. Около 1600 человек мы забрали от вендоров обратно в Билайн. Это такие ключевые функции, как планирование сети, управление отношениями с арендодателями, оптимизация, управление строительством, управление эксплуатацией, контроль эксплуатации. 

Мы уже наблюдаем, как этот переход положительно сказывается на снижении аварийности, она снизилась на 53%, на ускорении основных технических процессов, таких, как стройка, например. 

Хочется поблагодарить партнеров, удалось с ними остаться в хороших отношениях, продолжить сотрудничество, поменяв границы этого сотрудничества. 




ВШ: Все это позволило нам существенно "прокачать" мобильную сеть. Рекордный объем инвестиций трансформировался в рекордный объем стройки. Столько компания Билайн не строила за последние 5 лет, как по количеству модернизированных базовых станций, так и по количеству новых сайтов. 

Все это привело к тому, что с одной стороны мы наблюдаем существенный (+49% гг) рост трафика передачи данных, прежде всего, наших абонентов LTE сети, но несмотря на такой рост объемов потребления, средние скорости, доступные абонентам также выросли на 20-40% в крупных городах. Все это произошло за счет той дополнительной емкости, которую удалось построить, а также получить за счет проведенных оптимизационных мероприятий. 

В 2020 году мы сообщали, что запустили систему SON - умного управления сетью на базе AI/ML, которая в каждый конкретный момент времени подбирает оптимальные параметры настроек сети, перераспределяет оптимальным образом ресурсы различных сетевых элементов. 


ВШ: Также мы фокусировались на развитии фиксированной сети. Следует отметить, что фиксированная сеть приняла на себя основной удар во время ухода людей на самоизоляцию. Когда люди начали массово работать из дома, мы увидели существенный рост трафика в сети. Нам удалось достаточно оперативно расширить фиксированную сеть. Также по данному направлению в 2020 году была большая стройка у Билайн. Это дало свои результаты. По количеству подключений абонентов в течение года мы попали в Топ-3 среди операторов на российском рынке. Рост трафика составил +41% год к году. Мы его сумели "переварить" и в целом фиксированный бизнес у нас растет достаточно хорошо. 




ВШ: Отдельно я хотел бы сказать несколько слов по столичному рынку, поскольку столица для нас, как и для других компаний - ключевой рынок. В Москве реализовывалась отдельная программа под названием "Суперсити". Она включала в себя рекордную стройку - более 10 тысяч базовых станций, активную стройку в московском метро - к концу 2020 года мы запустились с LTE на всех станциях и в большинстве тоннелей и перегонов (90%). 

Строилось дополнительное покрытие в Москве и МО, за год мы покрыли услугами связи порядка 600 тысяч жителей (коттеджные поселки и многоквартирные дома в приоритете). 

Производилась оптимизация спектрального ресурса в Москве. В 2020 году первыми из московских операторов мы осуществили рефарминг частотных полос в диапазоне 2100 МГц, перезадействовав эти частоты в сети LTE/4G. Это заметно увеличило частотные ресурсы, доступные абонентам сети 4G/LTE, появилось дополнительно 15 МГц для LTE. 

Мы обновили платформу и перезапустили услугу VoLTE в Московском регионе. И уже наблюдаем, что каждый третий звонок идет через VoLTE. И трафик таких звонков уже обогнал трафик звонков в GSM. 

Все это суммарно привело к тому, что в столичном регионе у Билайн на сегодня самая свежая, самая современная сеть 5G ready! Полностью "фаршированная", "тюнингованная", в Москве и в Московском регионе. У других игроков более старые сети на сегодня.  




ВШ: Не Москвой единой... большую работу Билайн проделал в регионах, как в области нового строительства, так и в области повышения качества.  Не буду зачитывать цифры с картинки. На ней для примера показан ряд ключевых регионов, Алтайский край, Новосибирская область - за год мы здесь провели стройку, показав абсолютный рекорд за все время существования мобильной связи среди всех операторов. Никто в этих регионах с начала строек столько в регионе за год не строил. Причем, вся эта стройка делалась в основном с упором именно на область, на пригородные районы, а не на областной центр. В городе у нас, и у других операторов, как правило и без того нет особых проблем с покрытием.  

В Татарстане мы за 2020 год построили столько нового, сколько обычно идет в постройку с нуля среднего российского региона. 

За счет этих строек значительно "прокачали" характеристики наших услуг в этих регионах. 




Александр Торбахов: Благодаря этим усилиям технического блока Билайн одновременно и трансформировался, и осваивал рекордные объемы. Нам удалось начать разговаривать с клиентом на базе более высокого качества услуг. При этом мы прекрасно понимаем, что не только техническим качеством, технической стройкой, можно наращивать доверие клиентов к компании, наращивать удовлетворенность клиентов. Большой объем работы был выполнен нашими коммерсантами по части развития нашего продуктового ряда. 

Очень хорошо воспринят рынком наш новый продукт Связь Z, который по сути является очень гибким конструктором, очень высокие оценки получаем за него от наших клиентов. Билайн традиционно был и остается сильнейшим игроком на рынке с точки зрения позиционирования семейных решений. За 2020 год достигнуто более 20% роста в этом сегменте. 

Мы не сторонники идеи создания экосистем и попыток заниматься всем подряд. При этом мы безусловно считаем, что есть ряд сопредельных индустрий с которыми безусловно мы комплиментарны и с которыми мы можем выстраивать интересные совместные решения. Одним из таких решений стала наша кобрендинговая с Альфа-банком карта, которая реализуется через нашу сеть. Результаты превзошли наши ожидания, мы сегодня являемся крупнейшим клиентом для Альфы и наши клиенты очень позитивно воспринимают этот продукт. Сегодня Билайн продает кредитные и дебитовые карты в объемах на уровне среднего солидного российского банка. 

eSIM. Это наше будущее, как я считаю. Билайн летом первым запустил поддержку этой технологии на федеральном уровне. Еще раз подчеркну, для нас любая технология, это не столько технология, сколько возможность сделать хорошее решение для наших клиентов. И eSIM у нас именно так реализованы. Тот путь, который проходит наш клиент, подключая эту услугу, является лучшим, причем не только в России. Внутри нашего приложения буквально нажатием нескольких кнопок можно загрузить eSIM, не нужны никакие дополнительные девайсы. Растет популярность этой услуги. К сожалению, еще не у всех клиентов в стране есть смартфоны с поддержкой данной технологии, но с каждым днем их количество растет. 



АТ: Как я уже говорил в начале встречи, мы за 2 последних года закрыли почти 900 офисов продаж. Частично это было связано с пандемией, частично это было связано с нашей программой оптимизации. Мы ни в коем случае не говорим о том, что стремимся к полному закрытию нашей розничной сети, не верим в монополию цифрового мира, считаем, что большинство наших клиентов хотят получать омниканальный опыт, хотят иметь возможность обслуживаться и в цифровых каналах, и в физических. По этому пути мы сегодня и идем - одновременно развиваем наши физические и цифровые каналы. 3-4 года тому назад Билайн уменьшил свое присутствие в так называемых альтернативных каналах продаж, в 2020 году мы вернулись на этот рынок. Много было сделано для укрепления отношений с крупнейшими ритейлерами в соседних сегментах, чтобы предлагать через них наш продукт. 

О цифровых каналах я уже говорил в начале, здесь сейчас наш основной фокус. Темпы роста здесь хотелось бы видеть выше, чем сегодня получается. Нельзя сказать, что мы полностью удовлетворены тем, как мы представлены в онлайн. Команда у нас сейчас подобралась такая, что я не сомневаюсь, что в этом направлении Билайн будет лидером на рынке цифрового телекома. 




АТ: Повторю: клиент сейчас в центре наших усилий. Для нас клиент это не абонент, не SIM-карта. Для нас клиент это физическое лицо с его потребностями, склонностями, и мы серьезно усилили эту функцию. Опять же, у нас лучшая команда на рынке, которая занимается сегодня клиентским опытом и клиентский сервис, клиентский путь, это язык, на котором мы сегодня разговариваем.  

К сожалению, наш NPS на сегодня не лучший на рынке, поскольку это такой показатель, который мгновенно не меняется. Но динамика у нас позитивная. Тем более, что мы постоянно предпринимаем усилия для того, чтобы его улучшить. Одна из таких инициатив, это решение проблемы с токсичным контентом, мы от него отказались (еще один удар по нашей выручке). Но мы готовы были на это пойти, чтобы восприятие нас клиентами было позитивным. 

Развитие функциональности в "Мой Билайн", развитие функциональности в колл-центре, разговор с клиентами на их национальных языках, упрощение доступа в колл-центр, приход в основные мессенджеры, в корпоративном канале, скоро будет обслуживание физических лиц. Все это шаги, которые уже скоро сделают Билайн самым удобным, самым клиенториентированным оператором на рынке. 



АТ:  В решениях для бизнеса мы традиционно являемся лидерами и не сокращаем темпы роста и развития нашего корпоративного сегмента. Цифры можно посмотреть в пресс-релизе, на картинке также есть дополнительные цифры. Нашим корпоративным клиентам мы предоставляем решения не только в области телекома, но и в продуктах, которые все более и более востребованы. Это системная интеграция, эта продукты, основанные на Big Data. 

В частности, наши рекламные технологии занимают уже заметное, серьезное место на бурно развивающемся российском рынке. 





Людмила Смирнова, исполнительный вице-президент, главный финансовый директор "Вымпелком": Рада поделиться с вами нашими позитивными новостями. Те усилия, которые компания проделала в 2020 году в области улучшения клиентского сервиса и в области улучшения качества сети о чем рассказали мои коллеги, не могли не оказать позитивное влияние и на наш основной критерий роста - качество абонентской базы. Мы рады отметить, что наша база LTE-пользователей показывает устойчивый рост на протяжении всего 2020 года. При этом трафик, который потребляет один наш абонент год к году, вырос на 63%. 

Наш фокус на клиенте привел к сокращению квартального оттока, и вы видите, что к концу 2020 года наш квартальный отток сократился на 2.2 п.п.

В 4q2020 мы смогли переломить действовавший негативный тренд и в 4q2020 показываем положительную динамику прироста абонентской базы квартал к квартал. Количество наших абонентов фиксированного ШПД растет в течение года, мы закончили год с ростом +8.2 к итогам 2019 года. 

Сегмент клиентов, которые потребляют наш конвергент, то есть сервисы мобильной связи и фиксированного ШПД, вырос на 54%. 




ЛС: Эти успехи со стороны абонентской базы, конечно, нашли свое отражение в выручке. В частности, показатель в 4q2020 вырос относительно 3q2020 на 3% (с 69,6 млн руб до 71,9 млн руб). При этом можно заметить, что динамика сервисной выручки выросла втрое по отношению к 2019 году. Наша фиксированная сервисная выручка показывает серьезный рост год к году - на 7,2%. 

Декабрь 2020 года был особенно успешным, общая выручка компании выросла на +3.6%. При этом, такие сегменты как B2B и выручка от продаж абонентского оборудования, показали двузначный рост. B2B выручка выросла на +11,4% гг, а выручка от продаж абонентского оборудования в 4q2020 показала существенный прирост на +16% кк. 



ЛС: Успехи 4q2020 позволяют нам смотреть в будущее с большим оптимизмом. И вот уже два месяца 2021 года мы подтверждаем наметившиеся тренды. Будем рады поделиться с вами позитивными новостями на следующей нашей встрече. 

-- 

На этом выступления топ-менеджеров Билайн завершились и началась сессия вопросов и ответов, которую я вам представлю в ближайшие часы в отдельном конспекте. 

Вымпелком представил итоги 2020 года и 4q2020 (ПР)

 

Начнем с пресс-релиза:

2020 год стал для Билайн Россия годом значительных инвестиций. Основные усилия Билайн были направлены на стабилизацию показателей операционной деятельности и улучшение качества обслуживания клиентов, в том числе в цифровых каналах и 4G-сервисах. В первом полугодии 2021 года мы ожидаем дальнейшее улучшение ключевых для компании операционных показателей, включая параметры качества сети и динамику абонентской базы, а также рост общей выручки компании в России год к году.

Общая выручка показывает положительную динамику, продемонстрировав в России лишь небольшое снижение на 2% год к году в 4 квартале 2020, что является значительным улучшением по сравнению с предыдущими кварталами (когда было зафиксировано сокращение общей выручки на 7% год к году в 3 квартале 2020 года и на 10% год к году во 2 квартале 2020 года). Это обусловлено ростом продаж абонентского оборудования и продолжающимся ростом выручки в фиксированном сегменте и B2B, а также улучшением динамики сервисной выручки в мобильном сегменте. Сервисная выручка в мобильном сегменте снизилась на 4% год к году, что является улучшением относительно снижения на 10% год к году в 3 квартале 2020 года, в значительной мере в результате сокращения выручки от международного роуминга на 41% год к году в связи с ограничениями на поездки и сокращения мигрантов в базе. Также на сервисную выручку повлияло снижение выручки от контентных сервисов на 31% год к году как результат предпринятых Билайн мер по борьбе с ненужными клиентам услугами контент-провайдеров. Реализация этих мер оказала положительное влияние на NPS и квартальный отток абонентов, который снизился на 2,3 п.п. год к году в 4 квартале 2020 года. Без учета снижения выручки от роуминга и контентных сервисов сервисная выручка снизилась на 0,6% год к году в 4 
квартале 2020 года.

В фиксированном сегменте сервисная выручка продолжила устойчивый положительный 
рост, продемонстрировав в 4 квартале 2020 года увеличение на 7% год к году, поскольку клиенты продолжали активно пользоваться услугами Домашнего интернета. Абонентская база клиентов ШПД в 4 квартале 2020 года увеличилась на 8%.

Билайн продолжил уделять особое внимание развитию корпоративного бизнеса, результатом которого стал рост выручки сегмента B2B на 11% год к году в 4 квартале 2020 года, обусловленный расширением портфеля предложений за счет новых цифровых сервисов и решений в ответ на растущий запрос клиентов на решения системной интеграции. Кроме того, выручка от решений на основе Big Data (сервисы на основе обработки больших массивов данных) увеличилась на 44% год к году, в основном за счет роста проникновения услуг геоаналитики и цифровых маркетинговых решений. Выручка от услуг в сфере рекламных технологий выросла на 14% год к году. Спрос на IT-решения для цифровой трансформации бизнеса увеличился в 9 раз год к году. 

Абонентская база Билайн сократилась на 9% год к году в 4 квартале 2020 года, главным образом по причине оттока клиентов в первом полугодии 2020 года, обусловленным недостаточным восприятием качества сети, снижением продаж на фоне строгих карантинных ограничений и сокращением мигрантов в базе. Тем не менее Билайн удалось стабилизировать абонентскую базу в 3 квартале 2020 года, и в 4 квартале 2020 года компания зафиксировала рост абонентской базы на 0,3% в сравнении с 3 кварталом 2020 года. Это было вызвано рядом инициатив, включая ускорившееся строительство сети, клиентоцентричные продуктовые предложения и защиту клиентов от некачественных контентных сервисов

Билайн демонстрирует в России положительную динамику роста базы абонентов 4G, которая увеличилась в 4 квартале 2020 года на 11% год к году, чему способствовал рост пользования высокоскоростным мобильным интернетом. 

Число активных пользователей сервиса «Билайн ТВ» выросло в 4 квартале 2020 года на 33% год к году - до 2,7 млн в месяц. В октябре 2020 года Билайн запустил новое контентное предложение, а также таргетированные сервисы на основе рекомендательной системы.

Билайн продолжает уделять много внимания развитию продаж в онлайн-каналах, особенно продуктам с саморегистрацией. Число активных пользователей приложения «Мой Билайн» выросло на 27% год к году, что отражает усилия компании по переходу к цифровой модели общения со своими клиентами и партнерами. В рамках нашей работы по повышению эффективности розницы и усилению фокуса на онлайн-каналах дистрибуции за последние 2 года в общей сложности было окончательно закрыто 872 магазина, как монобренда, так и франшизы. В настоящее время компания не планирует дальнейшего закрытия собственных магазинов, но ожидает, что тенденция к увеличению онлайн-продаж может оказать положительное влияние на рынок в целом и способна сформировать более сбалансированный подход к распределению продаж с меньшим количеством розничных магазинов в будущем.

Показатель EBITDA снизился на 12% год к году, что было обусловлено, в первую очередь, сокращением выручки от высокодоходных сегментов (выручка от роуминга и контентных сервисов), а также более высокими структурными затратами, вследствие роста расходов на содержание и эксплуатацию сети и повышением расходов на интерконнект из-за возросшей доли межсетевого трафика. 

Капитальные затраты без учета лицензий и капитализированной аренды (показатель Operational Capex) выросли на 33,5% год к году в 4 квартале 2020 года. Соотношение капитальных затрат к выручке (показатель Capex Intensity) составило 27%, что отражает по-прежнему высокий уровень инвестиций в развитие сети в 4 квартале 2020 года. Билайн увеличил количество базовых станций 4G на 25% год к году, уделяя особое внимание развитию сети в крупных городах, в частности в Москве и Санкт-Петербурге, а также в других регионах, стремясь создать современную инфраструктуру высокого качества, готовую к внедрению новых технологий. В 2020 году Билайн втрое увеличил скорость развития сети в Москве по сравнению с 2019 годом, обеспечив полное покрытие станций московского метрополитена связью 4G, перераспределил частотные диапазоны для предоставления услуг высокоскоростного мобильного интернета и завершил переход на VoLTE (передача голоса по сети LTE).

--

Инесса Галактионова, МТС, встретилась с представителями медиа. Из услышанного

Что сегодня рассказывала Инесса Галактионова, первый вице-президент МТС по телекоммуникационному бизнесу. Вашему вниманию - отдельные тезисы ее выступления c моими комментариями. 

Photo by Mike Kononov on Unsplash

МТС приступила к реализации программы Smart roll-out (умная стройка, если вы учили в школе китайский). 

По-русски это означает то, что компания направляет инвестиции в основном не для "стрельбы по площадям", а туда, где наблюдаются "массовые скопления людей" (не подумайте, что речь про так называемые митинги). Речь о том, что МТС будет приоритетно обеспечивать связью то новое строительство, которое сейчас идет в Московской области: человейники, бизнес-центры, торговые центры. К СНТ и прочим дачникам это относится в меньшей степени. Отток части населения из Москвы в период необъявленного карантина показал МТС "больные точки" в области. Теперь оператор будет модернизировать сеть в том числе и для того, чтобы их "закрыть". 

Умная стройка это до какой-то степени вынужденный подход. По-хорошему, чтобы поддерживать в хорошем состоянии все, что уже построено (от 2G до LTE/5G-ready) и вдобавок вести новое строительство, нужно было бы собирать с абонентов больше денег - хозяйство-то с годами растет, как растут и вложения в него и суммы, необходимые для обслуживания созданного зоопарка. Основной способ это сделать для оператора - поднимать тарифы. Но государство уперлось, и не дает частным операторам повышать тарифы на связь (хотя на услуги ЖКХ, и не только на них, они почему-то бодро прирастают), по крайней мере, декларируется, что повышения тарифов экономически не обоснованы. Забавно это слышать от чиновников, которые явно не являются гуру в экономике телекома, ну да и фиг бы с ними.  

В сложившихся условиях, поскольку чудес не бывает, операторы вынуждены "кроить", то есть по поводу каждой имеющейся копеечки начинать думать, куда именно ее инвестировать, чтобы в рамках существующих доходов все же обеспечивать приемлемое или хорошее качество сети. Хотя бы там обеспечивать, где эти доходы формируются. Отсюда совсем несложный вывод - инвестировать приоритетно нужно не в бескрайние просторы любимой Родины, а во вполне конкретную Москву и в ее окрестности. И не всюду, как бы мы не мечтал обыватель о бесшовном покрытии везде, а лишь в самые трещащие от нагрузки точки, где трафик генерится массово и является востребованным. Тем более, что есть Big Data и сейчас проектировщикам все видно, как под микроскопом. 

Так что в 2021 году в МТС занялись переаллокацией инвестиций с учетом данных, получаемых от техблока. В приоритете - наращивание емкости сети, чтобы средние доступные скорости не падали, абоненты не ныли и не утекали бы к конкурентам, впрочем, часть средств обещают инвестировать и в наращивание покрытия. 

"Мы удвоили бюджет инвестиций на Москву и Московский регион". Бюджет составит порядка 16 млрд рублей. Дополнительно будет построено более 6 тысяч базовых станций в Москве и МО. "Параллельно новой стройке в 2020 году мы запустили модернизацию сети в Москве. Будет swap оборудования с удвоением емкости. Исторически рекордные инвестиции будут направлены в Московский регион". 

Рекорд? В 2020 году Билайн, по данным этой компании, построил в Московском регионе не 6 тысяч, а 10 тысяч базовых станций. Так что запланированная МТС стройка будет заметной, но не рекордной. 

На рынке фиксированной связи МТС оценивает свою долю на московском рынке на уровне выше 40%. И фикса, то есть GPON, также будет развиваться ударными темпами и объемами в 2021 году. В Московском регионе основные инвестиции в GPON будут осуществляться в Московской области. В частности, GPON  потянут в 10 городов МО: Домодедово, Королев, Лыткарино, Звенигород, Ногинск, Подольск, Ступино, Апрелевка, Наро-Фоминск и Красноармейск. К этой сети подключат 400 тыс квартир. Скорость доступа - до 1 Гбит/c. Интересно, чтобы отключиться от МГТС по-прежнему необходимо ехать в офис этой замечательной конторы? 


Облака

Была вскользь затронута тема "облаков". Здесь есть хороший рост. Если на середину 2020 года у МТС было порядка 500-600 клиентов облачных сервисов, то на текущий момент их уже порядка 1600. Среди них есть крупные, с которыми "заключены миллиардные сделки". 


IoT

МТС верит в IoT, в возможности заработка на этой технологии. И не слабо вложилась в нее. МТС является обладателем самой крупной в России по покрытию сети NB-IoT, сейчас у МТС, как заявляет Инесса Галактионова, 72 региона с поддержкой NB-IoT. В МТС надеются на прорыв в 2021 году в работе с ЖКХ сектором, который может стать крупным пользователем услуг на базе сети NB-IoT МТС. 


На этом краткая вводная часть завершилась и начались вопросы-ответы. Опять же, давайте кратенько пробежимся по тому, что обсуждалось. 


Какие планы у МТС по части сокращения розницы? Как собираетесь наращивать продажи в онлайн-канале?

По словам Инессы Галактионовой, МТС первой заявила о том, что готова сокращать число салонов. По ее мнению это было в конце 2019 года. На самом деле МТС заявляла о необходимости сокращать розницу на много месяцев раньше, но обычно эти заявления не подтверждались делом, число салонов только прирастало. 

И вот вновь звучит "число салонов исторически сформировалось избыточным, все любят большие продажи". И все же "выстроив дистрибуцию, мы поняли, что готовы к оптимизации". Звучит неплохо, теперь давайте ждать цифр по итогам этой готовности к оптимизации. 

ИГ: "Мы объявили в 2019 году о готовности сократить 600 салонов, эту тему подхватили наши коллеги по цеху и нужно отдать должное, все выполнили свои обещания. Мы закрыли на 2q2020 года 600 салонов по всей стране". 

Напомню, на 2q2020 пришелся период "великого запирания" по домам из-за ковида, закрывать салоны в этот период было легко, т.к. в них все равно мало кто ходил. 

ИГ: "Коллеги по цеху сделали те же шаги, пусть и в меньшем объеме, поскольку у них меньше розница, а может быть были меньше возможности по сокращению". 

ИГ: "Если бы не пандемия и так далее, мы бы наверное были готовы и дальше оптимизировать, может быть не в таких объемах. У нас в голове было порядка 200-300 салонов, которые можно было бы "оптимизировать" вдобавок к 600. Но когда все встало, стало понятно, что трудно в сложившихся условиях рассчитывать на франшизные салоны, для малого бизнеса в 2020 году настали не лучшие времена. Получилась такая "зона неопределенности", которую мы должны были нивелировать. Что будет происходить дальше с локальными партнерами, не франшизерами, с федеральными партнерами - тоже непонятно, они тоже в 2q2020-3q2020 столкнулись с серьезными сложностями. Часть больших федеральных сетей с которыми мы работаем просто оказалась закрыта. В итоге мы с оптимизацией остановились, не понимая как изменится сплит продаж по рынку. И стали пересматривать подходы к нашей рознице с тем, чтобы понять - а наша розница она только для телекома? До сих пор это было так, ведь продажи телефонов это основная возможность продать SIM-карту. Человек пришел за телефоном, возьми SIM-карту, нужно - не нужно, это другой момент. А дальше встал вопрос - а действительно ли розница нужна только для этого?

Поскольку мы с 2019 года идем в новую стратегию, в создание экосистемы, и мы понимаем, что основные каналы продвижения экосистемы это цифровые каналы. Но, как оказалось, офлайн для экосистемы это тоже очень интересная площадка. Наша розница хорошо выстроена, она находится в высокотрафиковых местах. Мы поняли, что хотим на этой площадке выстраивать экосистему, сделать больше, чем продавать телефоны и аксессуары. В конце 2020 года мы стали формировать - что можно сделать с нашей розницой. 

Вы наверняка читали и приходили в наш салон на Большой Дмитровке. Это попытка представить разные форматы розницы МТС". О планах расширения числа форматов салонов МТС заявляла еще в марте 2020 года. До 90% розницы МТС это стандартные салоны площадью 30 кв.м. "Мы сокращаем количество стандартных салонов, их будет порядка 60%, делаем мини-формат с базовыми услугами, а процентов 20% будут представлять флагманские салоны - шоу-румы в которых будет выстраиваться экосистема. Сейчас у нас на ближайшую перспективу нет задач по дальнейшей оптимизации, точно в 1H2021 никакого сокращения розницы происходить не будет, дальше посмотрим: вернутся ли туристы, вернутся ли мигранты". Будем смотреть - все ли площадки нам нужны, не нужно ли какие-то из них переместить, какие салоны стоит расширить, какие - сжать до мини-формата". 

Онлайн розница. 

ИГ: Здесь есть "органика". Сайт МТС очень-очень популярный, один из ключевых среди всех телеком-операторов. Есть, конечно, и неорганика, мы инвестируем деньги в генерацию трафика к себе на сайт, прежде всего на сайт shop.mts.ru, где мы продаем оборудование. А дальше мастерство... привлечения к различным товарным категориям, включая продажи SIM-карт. Например, у нас очень большой объем продаж приходится на часы и другие гаджеты, браслеты "здоровья" и т.п. В 2020 году мы хорошо выстроили логистику. Мы можем срочно доставлять в течение 2-3 часов, что раньше было в принципе невозможно. Причем это не только Москва - Санкт-Петербург, но это и в регионах России. Все эти элементы будут давать кратный прирост по объему. У нас задача - занять достойное место с нашим онлайн магазином в доле онлайн продаж. 


Лет 15 назад МТС был первым оператором, который полез в тему MVNO. Сейчас есть несколько небольших виртуалов на базе МТС. Как вы видите развитие темы MVNO в России, в том числе применительно к МТС?

ИГ: Сошлюсь на ответ на этот вопрос гендиректора компании МТС Алексея Корня на одной из конференций конца 2020 года, поскольку это выражает нашу текущую идеологию: "Мы не верим в перспективность направления MVNO, по крайней мере в том формате, в котором оно развивается. Любая такая тема должна быть прежде всего коммерчески привлекательной. Сейчас, для обоих партнеров, которые участвуют в проектах MVNO, тема не является коммерчески привлекательной. Заходить в тему, которая для одного участника является интересной, а для другого убыточной, это конечная история. Сколько мы с вами за последние 10 лет слышали названий MVNO, которые начинали работать на российском рынке? Они закрывались.  


Насколько перспективны eSIM? В том числе, не повлияет ли eSIM на тему MVNO?

ИГ: Я так на это смотрю - все, что интересно потребителю, будет рынком востребовано. Потребитель сам выбирает ту или иную технологию. Даже если бы нам очень не хотелось, чтобы eSIM существовала, в силу того, что в какой-то момент ты теряешь контроль над выбором потребителя, все равно в этом направлении рынок пойдет.  

Поэтому нужно сделать такой крутой продукт, что независимо от того, насколько легко подключиться к оператору, насколько легко переключиться на другого оператора, чтобы потребитель всегда был с тобой. Это напрямую связано с качеством предоставляемых услуг, с дополнительными дифференциаторами, которые нужно создавать. Не вижу здесь поводов опасаться, что если eSIM станет в России массовой технологией, то МТС от этого проиграет. Напротив, есть вероятность того, что МТС получит больше абонентов, если для них барьеры перехода снизятся. 

Мы говорим о том, что все базовые потребности абонентов мы уже удовлетворили - качество связи, тариф, бренд. Далее уже идут дополнительные элементы, важные для абонентов. Если вы, например, являетесь потребителем каких-то финансовых услуг, а МТС дает вам какие-то преференции, то вы будете оставаться в клиентском контуре.  Вам не нужно проходить какую-то лишнюю идентификацию. Мы о таком абоненте знаем, что он абонент МТС, но еще и клиент банка. да еще поклонник нашего ТВ-контента. Зачем такому абоненту куда-то еще выходить, когда он уже удовлетворен.  

И это не только для МТС верно. Все операторы в какой-то момент, получив хорошую абонбазу, далее все понимают - ок, базовые услуги это хорошо, но они не исчерпывают интересы клиента, он идет "на сторону", почему бы ему не оказать и дополнительные услуги, чтобы замкнуть в контуре его оператора? Вопрос только в том, у кого это лучше получится сделать. 


Будет ли МТС строить сети 5G на отечественном оборудовании? 

ИГ: Ой... ну... мы же работаем в формате регуляторики... абсолютно законопослушная компания. Все, что государство говорит в формате регуляторики, мы исполняем. Если государство скажет - делать все полностью российским, мы... ждем... сейчас все упирается в регуляторику. Но технология 5G неминуемо в какой-то момент появится на нашем рынке и мы с вами станем счастливыми обладателями этих возможностей. Далее закономерный вопрос - насколько это значимо для нас, "физиков". Сейчас мы видим в 5G уникальные возможности для бизнеса. Ряд вещей невозможно реализовать на базе существующей технологии 4G. Мы видим совершенно сумасшедшие кейсы, которые показывают наши западные партнеры, что можно делать на основе 5G. Чисто технически на базе 4G это нельзя сделать. Для "физиков"... я интенсивно, уже 1.5 года смотрю различные кейсы...  ну, пока скорее такая игрушка. Вы же не будете сейчас фильм в 4K смотреть на вашем телефоне с его экраном размером с ладонь? Разница 720p и 1080p уже не видна на телефоне. Дома? Дома вам мобильный телефон не нужен. Будете вы с телефона играть в игру, где принципиально нужен 5G? Пока для потребителя 5G это модная фишка, не более того. Виртуальное присутствие? Наверное это интересно, но это когда-нибудь позднее будет. А вот для бизнеса есть реально крутые кейсы. 


Удаленное заключение договоров на услуги связи. Насколько этот способ был востребован в 2020 году? Как будет меняться востребованность этого способа в ближайшие годы?

ИГ: Объем заключения договоров на услуги связи в удаленном режиме пока что совершенно не значим. Но это не какая-то показательная история. Мы интенсивно не занимались продажей каких-то услуг, особенно для бизнеса. Технологически у нас все это есть, но мы пока что не педалируем. Мы понимаем, что это будет востребовано в определенных сегментах, в основном - для малого и среднего бизнеса. По итогам 2021 года думаю мы сможем более значимую статистику показать. Более крупные клиенты - у них совершенно другой формат договоров, общения. Там техника заключения договоров в онлайне вообще не нужна. 
Для потребителей-физиков это было в основном связано с eSIM. Из того объема eSIM, которые нам выдали на пилот пришлось порядка 30% на новые подключения и половина из них произошли полностью в онлайне. Это 15%, но это копейки, конечно, в абсолютном выражении. 
Конечно у онлайн есть перспективы, поэтому все, что связано с операциями в онлайн должно сразу делаться удобно. 

 

Вы упомянули, что с eSIM был эксперимент, что eSIM вам давали квотированно. Давал, видимо, регулятор. Каковы итоги этого эксперимента - что-то говорит регулятор о дальнейших планах в отношении eSIM в России?

Мы предоставляем только ту информацию, которую регулятор запрашивает. Регулятора интересовала, прежде всего, технология - как все реализовано. Основная тема эксперимента - убедиться, что все, что связано с обеспечением безопасности, с противодействием терроризму (АБ: читай - обеспечение "привязки" реальных физлиц к данным конкретной eSIM) соблюдается. Далее мы предоставляли только общую информацию - какое количество людей подключилось и не более того. Проверяется ли что-то параллельно, без вовлечения нас? Нам об этом неизвестно. 


Сейчас заметен тренд на рост объемов потребления аудиостримов и видеостримов. Насколько сильно это влияет на загрузку сетей? Стоит ли ожидать в дальнейшем каких-то ограничений в пользовании этим видом услуг? Ведет ли это к тому, что оператор должен увеличивать капитальные затраты? Сможет ли оператор компенсировать эти затраты в рамках существующих тарифов за счет роста потребления трафика клиентами? Нужно ли каждому оператору иметь собственные стриминговые сервисы онлайн музыки, онлайн видео, чтобы достигался какой-то синергетический эффект?

Конечно потребление контента, видеоконтента, ведет к росту трафика. Соответствующее развитие сети безусловно требует капитальных затрат. Всем приходится постоянно наращивать емкость сетей. Это одна из значительных статей затрат любого телеком оператора.

Может ли оператор переложить эту стоимость на потребителя?  Не может, поскольку есть конкуренция. Даже если бы все очень хотели, потребитель "выбирает рублем". Вы видите, что в среднем трафик в 2020 году вырос на 40%. А цены на 40% не выросли ни у кого. Далеко от этой цифры. И не потому, что ФАС регулирует. Это, конечно, тоже является определенным ограничителем. Если повысить цену, то потребитель уйдет к другому игроку на рынке, который этого не сделал. Здесь возникает очень много, связанного с тем, какие технологии использовать. Почему, например, мы в Москве занимаемся реорганизацией сети? Потому что мы как раз хотим повысить пропускную способность. Мы видим, что растет потребление. Вы едете в метро, вы смотрите фильм. Вы садитесь в автобус, вы где-то на Youtube находитесь. И это уже далеко не только текстовый контент. Эффективен тот оператор, который может этим балансировать, который понимает, что нужно сделать с технологиями, который понимает, каким образом сеть модернизировать, где ее настроить, как "спрессовать" трафик, как повысить емкость. Это уже мастерство техслужб. И все, что связано с оборудованием, это месяцы работы. 

АБ: Здесь можно отметить, мягко говоря, натяжки в рассуждениях. Трафик вырос на 40%, ОК, причем тут цены, которые не выросли на 40%. С каких пор между этими двумя показателями прямая зависимость 1:1? Можно подумать, что все затраты оператора - это затраты на обеспечение емкости сети. Да в структуре затрат оператора обеспечение роста емкости сети занимает лишь долю. Было бы интересно услышать, какую именно, но вряд ли даже половина капитальных затрат приходится на этот сегмент затрат. 

И, с другой стороны. Если все так плохо, если конкуренция не дает поднимать цены, а потребление трафика растет, то не означает ли это, что с каждым годом оператор все больше тратит на развитие и поддержание работоспособности сети, зарабатывая примерно столько же? Но это обязательно приведет к тому, что прибыльность оператора с годами станет нулевой, а затем отрицательной? Не следует ли из этого, что подъем тарифов необходим для того, чтобы сотовая связь оставалась хотя бы на том же уровне качества, который был достигнут ранее? 


Вопрос об СП для сетей 5G

Алексей Меркутов. В СП идут все. Должны договориться о том, в каком виде это будет реализовано. ФАС дал рекомендации относительно того, кто должен быть в этом СП. Все это движется не так быстро, как ожидалось. Но, вероятно, в конце концов это будет единственным инструментом в высвобождении частот 3.5-3.9 МГц. 


Насколько перспективым в МТС видят использование миллиметрового диапазона при реализации 5G?

ИГ: Здесь вопрос про эффективность. Про то, насколько использование тех или иных частот в перспективе целесообразно, насколько это позволит телеком операторам выжить. Это не вопрос о том, на каких частотах можно предоставлять 5G. Оптимальным с точки зрения и покрытия, и затрат, является диапазон 3.5-3.9 МГц. Все остальное, это определенный компромисс в худшую сторону. Если идти на какие-то компромиссы, то стройка будет очень долгой, Россия - огромная страна, которую непросто покрыть, чтобы возможность 5G была в любой точке. И это огромные инвестиции. Телеком оператор будет это все очень медленно делать, непонятно когда будет все это реализовано. Потому что это бизнес, который должен быть экономически целесообразным. Использование частоты, которая изначально неэффективна с точки зрения ее использования... 
Если говорить про какие-то точечные внедрения, использование миллиметрового диапазона для 5G возможно. Но не для массовой сети. 

--

Конец конспекта. 

Nokia и Elisa займутся развертыванием частных сетей связи в Финляндии

Nokia будет сотрудничать с оператором мобильной связи Elisa для совместного предоставления услуг развертывания частных сетей мобильной связи 4G/5G промышленного уровня. 




Планируется использовать для этого вновь развертываемую и уже существующую инфраструктуру для обеспечения частными сетями финских предприятий. 

Компании также объединят ресурсы для проведения маркетинговых кампаний, обмена опытом и развития технического сотрудничества. 

В качестве приоритетных направлений определены: морское и портовое, горнодобыча, производство, логистика и коммунальные услуги. 

Частные сети позволяют этим отраслям развертывать решения интернета вещей, машинное обучение и AI для автоматизации, повышения безопасности и производительности. 

Источник: seekingalpha.com 

Билайн о развитии сети в Новосибирской области

В 2020 году Билайн на территории НСО внедрил решение, которое позволило нарастить доступные для абонентов скорости мобильного интернета в среднем на 20% год к году. 




В декабре 2020 года среднее потребление мобильного трафика на одного абонента Билайн в Новосибирске составило 15 ГБ, что в 1.5 раза больше, чем в декабре 2019 года. 

Сеть LTE/4G Билайн в НСО в 2020 году выросла на 25%. Сфокусировавшись на агломерации, новых жилых комплексах, коттеджных поселках, Билайн по состоянию на конец ноября 2020 года возвел порядка 150 новых вышек связи. 

Более 60 вышек появилось непосредственно в Новосибирске, еще порядка 15 в таких городах-спутниках и крупных рабочих поселках, как Бердск, Обь, Искитим, Кольцово, Колывань. Остальной объем работы, а это порядка 50% от общего числа новых вышек связи, пришелся на ближайшие к областному центру районы: Новосибирский, Искитимский, Черепановский, Коченевский, Ордынский, Мошковский и Тогучинский районы. 

В Новосибирске новые вышки связи появились практически в каждом районе, например, поблизости от жилых комплексов «Лев Толстой», «Инские Холмы», жилого дома «Марсель», на территории крупных жилых массивов и микрорайонов Чистая слобода, Горский, Затулинский, Станиславский, Юго-Западный, Южно-Затулинский, Весенний, Ипподромский, МЖК Восточный, Расточка, Пашино, Академгородок и др. 

пресс-релиз

--

Популярные сообщения

Желающие следить за новостями блога, могут подписаться на рассылку на follow.it (отписаться вы сможете в один клик). 

Еще можно подписаться на Telegram-каналы @abloud62 @abloudrealtime, где также дублируются анонсы практически всех новостей блога. 

 

Translate