МегаФон модернизировал инфраструктуру связи в Апатитах и Оленегорске Мурманской области

МегаФон сообщает об обновлении сетевой инфраструктуры в Апатитах. Кроме того, улучшено покрытие и ускорен мобильный интернет в Оленегорске, райцентре, расположенном на 100 км южнее Мурманска. Около 70 тысяч местных жителей получили возможность пользования мобильным интернетом на скорости до 30 Мбит/с. 


Дополнительный высокочастотный слой LTE в Оленегорске обеспечил рост скоростей на 25%, сообщает оператор. Объем потребления трафика абонентами МегаФон в Оленегорске в феврале 2024 года превысил 150 ТБ.

Модернизация инфраструктуры оператора помогла разгрузить сеть МегаФон в Апатитах. Пришлось решать проблемы территории с высокой плотностью застройки.

«Благодаря развитой транспортной инфраструктуре Апатиты являются не только промышленным, но и одним из туристических центров, своеобразной перевалочной базой для лыжников и горнолыжников, любителей гонок на кайтах, сплавов и пеших походов, а также рыбаков. При проведении работ мы проанализировали потребление мобильного трафика, определили места с повышенной нагрузкой, увеличили емкость сети и модернизировали более 10 базовых станций в городе. Также только за первые месяцы текущего года мы апгрейдили и построили более 50 базовых станций, расположенных в разных уголках Мурманской области», — отмечает Владимир Чуйко, директор МегаФона в Мурманской области.  

МТС в Омской области - новая BS появилась в микрорайоне Амурский-2

МТС улучшила качество связи в мкр Амурский-2 Омска. Новая базовая станция, по данным компании, обеспечила прирост скоростей в 1.5 раза. Эти возможности стали доступны не только жителям многоквартирных домов, но и владельцам недвижимости в СНТ «Ромашка», которое находится на территории микрорайона.


 

«Первые жилые дома в микрорайоне Амурский-2 появились в 2012 году. Всего за несколько лет на его территории «выросли» десятки многоэтажек, детский сад, школа, многочисленные магазины и кафе. Ежегодно мы фиксируем рост спроса на мобильный интернет в этом районе на 20-30%, а потому активно развиваем свою сеть. Увеличение скорости и зоны охвата LTE обеспечит потребности жильцов в быстром интернете, а также даст основу для внедрения цифровых решений в жилых домах и на территории общественного пространства, что также необходимо для повышения качества жизни новоселов», — отметил директор МТС в Омской области Михаил Синюгин

МегаФон в Татарстане - мобильный доступ к интернету ускорили в Сапеево, Чалпы, Урсаево

Примерно для двух тысяч жителей сел Азнакаевского района Татарстана ускорился мобильный доступ к сети интернет за счет развития сети компанией МегаФон. Это результат развертывания оборудования 4G в Сапеево, Чалпы, Урсаево. В зоне покрытия не только территория сел, но и дорога к горе Чатыр-Тау, самой высокой точке Татарстана.

«В Татарстане более трех тысяч сельских населенных пунктов, и мы планомерно работаем над обеспечением устойчивого сигнала в каждом из них. В результате это позволит улучшить качество жизни людей и создать новые возможности для образования, работы и общения. После строительства инфраструктуры скорость мобильного интернета в селах Азнакаевского района достигает 80‑100 Мбит/c. Ранее до отдалённых сел "долетал" слабый сигнал связи», — сообщил директор МегаФона в Татарстане Михаил Русинов

Модернизация сети сказалась на пользовании мобильным интернетом. Среднее потребление трафика на пользователя в Урсаево выросло до 25 ГБ в месяц. 

За последние 3 месяца МегаФон запустил новые BS 4G/LTE также в Кукморском, Арском, Заинском, Лаишевском и Зеленодольском районах. Новое качество связи стало доступно в селах Средняя Серда, Бишня, Село-Чура, Бухарай, Ташкичу, Наласа, Старое Чурилино и в деревнях Матюшино, Старая Юмья.  

МТС в Чеченской республике - скорости LTE в Грозном выросли на 25%

МТС сообщает о развертывании дополнительного оборудования во всех районах города. По оценкам компании, в результате проведенных работ покрытие и скорости в Грозном выросли на 25%. 


Улучшение качества услуг моно заметить еще на подъездах к городу, в частности, на трассе Кавказ и на Петропавловском шоссе. Ускорился мобильный доступ на главных улицах, возле железнодорожной станции Грозный, у основных достопримечательностях столицы. 

В частности, новое телеком-оборудование появилось в районе ТЦ Гранд Парк, в зоне покрытия -  Цветочный парк, территория комплекса Грозный-сити, ЧГУ, территория около ТЦ Грозный Мол. МТС обновила сеть и в районе Ахмат арены. Сеть умощнена не только в центре города, но и в жилых микрорайонах, включая частный сектор.

«По данным Big Data МТС, турпоток в Чеченскую Республику в прошлом году вырос на 22%, а самым посещаемым в регионе все еще остается Грозный. Также наши специалисты отмечают, что рост количества туристических поездок в республиканскую столицу начинается в апреле, когда зацветает сакура. Поэтому уверен, что обновление сети в городе придется кстати - туристы смогут быстро делиться своими фото из цветущего Грозного», – прокомментировал директор МТС в Чеченской Республике Евгений Филиппов.   

Облачный сервис beeline cloud поделился успехами - рост выручки в 2023 году составил 60%

Облачные услуги - одно из наиболее быстро растущих направлений бизнеса ИТ-компаний, в том числе, операторов связи, которые занимаются этой темой. ВымпелКом активно развивает облачные услуги под брендом beeline cloud и делится результатами развития в 2023 году. 


Выручка beeline cloud выросла на 60% - до 2,7 млрд руб год к году. Этот рост объясняют расширением спектра услуг, а также наращиванием присутствия на рынке облачных услуг, что привело к значительному росту числа клиентов - на 21%. 

Капитальные вложения составили 0.9 млрд руб., +29% гг. Выросла и прибыльность бизнеса, EBITDA, на 25% до 0,9 млрд руб. 

Компания представила в 2023 году 12 новых продуктов:
  • Cloud MailGate, 
  • Cloud compute, 
  • Cloud Managed Kubernetes, 
  • Private cloud platform, 
  • Cloud BI, 
  • Cloud MDM, 
  • Cloud Kubernetes Clusters, 
  • BeeCloud Stack, 
  • Cloud Arenadata DB, 
  • Cloud Security Awareness, 
  • Cloud NGFW, 
  • Cloud 1C

Инфобез - один из наиболее востребованных сегментов. Сервисы в области инфобеза дали значительный вклад в выручку, 417 млн рублей, это результат годового роста на 40,4%. 

Наиболее востребованные решения компании в этой области показали рост годовой выручки в разы:

  • Cloud WAF, облачный межсетевой экран для защиты веб-приложений, рост в 3,1 раз за год;
  • Cloud NGFW, сервис сетевой защиты на базе межсетевого экрана нового поколения, рост в 1,9 раз за год;
  • Cloud MFA, сервис многофакторной аутентификации пользователей, рост в 3 раза
 Устойчивый рост в 1.5 раза показали IaaS-решения, в 40 (!) раз выросли SaaS решения. В эксплуатацию за год введено 189 серверных стоек, на 16% больше, чем годом ранее. 

В области решений "платформа как услуга" компания запустила востребованные рынком сервисы Managed Kubernates (управления кластерами и бессерверная платформа управления контейнерами в кластере), а также платформы данных и первого сервиса DBaaS на базе Greenplum. 

Компания сменила архитектуру платформы оказания услуг IaaS, что по ее данным повысило доступность облачных вычислений, позволило усилить защищенность. Были запущены 3 новых продукта в области cloud compute, а также сервис SD-WAN. 

В 2023 году запущены продукты для управления почтовыми сервисами поверх платформы Communigate Pro: Cloud Mail Gate и Private Cloud Mail Gate - с их помощью можно безопасно управлять почтовыми сервисами в облаке. 

Полностью российская платформа виртуализации BeeCloud Stack позволяет предоставлять услуги по модели частного, гибридного или публичного сервиса, управляя ими в рамках единого интерфейса. Для миграции в облако создан сервис MIND Migrate, позволяющий переехать как с другого облака, так и on-premise.  

МТС предоставила возможность клиентам Московского региона подключать к GPON собственные устройства

Решение безусловно хорошее, передовое. Хотя могли бы и раньше так делать. До сих пор абонентам предлагались только устройства провайдера, штатные ONT-роутеры. Теперь желающие смогут подключить свой роутер или другое устройство - через "PON-розетку", абонентский PON-терминал D-Link DPN-101G/R1, который предоставит МТС практически бесплатно (1 рубль в месяц - не в счет).





Простенький, компактный девайс, с одной "розеткой" PON (SC/APC) и LAN (10/100/1000, RJ-45). Небольшие размеры: 90 х 72 х 26 мм. 

Простейший вариант его использования - поставить "розетку" вместо штатного МТС-роутера, и уже к нему подключить свой роутер, либо другое устройство. Как вариант - воспользоваться предлагаемым МТС прозрачным оптическим кабелем, если помещение не оборудовано скрытой оптоволоконной проводкой. Размещение роутера в произвольном месте квартиры с использованием прозрачного кабеля - платная услуга, а замена роутера МТС на PON-розетку на штатном месте (обычно над дверью квартиры) - бесплатная.  

Розетка поддерживает фильтрацию по MAC-адресам. Выходная мощность порта 0.5-5 дБм. 

Скорости подключений домохозяйств в ближайшие годы будут расти, постепенный переход на оптику и FTTH неизбежны.  

МегаФон в Дагестане - улучшено покрытие в Буйнакске

МегаФон сообщает об установке в Буйнакске дополнительного телеком-оборудования. По данным компании, пиковые скорости выросли до 80 Мбит/с в направлении к абоненту. 


По официальным данным в Буйнакске живет около 70 тысяч человек, прогнозы говорят о росте населения, редкость для городов с населением до 100 тысяч. Растет и востребованность мобильной связи. 

«Комфортные условия общения и круглосуточный доступ в интернет мы обеспечиваем как в больших городах, так и в отдаленных населенных пунктах. За последние три месяца наши инженеры модернизировали и построили оборудование сразу в нескольких городах Дагестана, с населением меньше 100 тысяч человек. Среди них – Избербаш, Дагестанские огни и Кизилюрт. Сейчас пришла очередь Буйнакска. Мы продолжаем развивать сеть и сейчас ведем работы еще в десяти районах республики», — прокомментировал директор МегаФона в Дагестане Магомед Насруллаев.  

Средний объем трафика в месяц в Буйнакске в январе-феврале 2024 года составлял 400 ПБ. Проведенная модернизация сети меняет структуру потребления трафика, абоненты чаще стали использовать видеохостинги. Социальными сетями и мессенджерами пользуются около 80% абонентов.  

Итоги квартала: МТС отчиталась за 4q2023

МТС представила итоги 2023 года и 4q2023 - как всегда подробные, с раскладками по статьям выручки и с числом абонентов. Вашему вниманию - презентация компании в моем прочтении.


Соблюдем формальности.




Компания отмечает рост выручки на 13.5% за год - неплохо, 4-й квартал, как обычно, внес мощный вклад в достижение хорошего годового результата - традиционно для телекома. 

OIBDA выросла значительно, но здесь основной рост обеспечили другие кварталы, в 4-м прирост составил 3.9%. 

Чистый долг - менее 2, вполне комфортный для группы. 

Отметим, МТС тоже не напирает на тему числа абонентов на первом слайде, все же для бизнесов основной показатель - это деньги.



Ах, нет, вот уже и пресловутая трехмесячная база. 

Но мне интереснее, что с выручкой. Выручка от услуг связи растет, но не так бодро как выручка группы МТС. Зато стабильные результаты. Кроме 1q2023, в любом квартале года рост на 7% год к году (данные по РФ). Могло бы быть и больше, если бы не позиция, занимаемая ФАС. 

Зато в сегменте B2B оператор показывает почти вдвое больший рост, +13% гг. 

Доходы от оказания B2B услуг ШПД и вовсе выросли на 15% гг. 

Но настоящий рекорд показывают доходы от вертикальных решений на базе IoT - плюс 62% гг. Пусть их вклад и не гигантский, но рост хорош. 




Компания отмечает успешное развитие ключевых продуктов. 

Идет развитие МТС Линк, растет число внешних разработчиков, использующих Exolve - платформу взаимодействия с клиентами МТС. 

В плане инфобеза, можно отметить, что антиспам-система МТС Защитник, отработала 940 млн вызовов за год, что в 2.5 раза больше, чем годом ранее. 

Интересно, от чего, в основном, зависит формирование этого показателя? Это число попыток спама так выросло, или оператор заметно улучшил свои навыки по выявлению и блокировке спам-вызовов?



Любимое детище МТС - экосистема. Она лежит в основе стратегии развития. И если смотреть на представленные цифры, с ней все не просто хорошо, а  замечательно - взглянуть хотя бы на рост доходов программы МТС Premium +43% по итогам 4q2023 год к году. 

Клиенты активно покупают премиальную программу и пользуются кэшбеком, средняя сумма списания за год выросла в 2 раза. Следовательно, все больше клиентов активно пользуются услугами, за которые начисляется этот кэшбек. 


Все представленные сервисы показывают существенный рост, в случае с KION, Защитник, Музыка, Строки он измеряется двузначным числом процентов в 4q2023. 

Конечно, хотелось бы кроме процентов видеть и абсолютные цифры, т.к. в некоторых случаях это может быть рост с низкой базы.




Сравнительно новые для компании продукты - МТС Travel и Urent. 

Компании, занимающиеся средствами  индивидуальной мобильности сейчас активно растут, не удивляюсь, если растет и Urent. 

Что касается путешествий, то я не очень представляю себе конкуренцию с Booking за рубежом, да и в России сервисам подбора и бронирования отелей еще только предстоит много поработать над собой, чтобы предлагать услуги так, чтобы ими было удобно пользоваться. 

Тем не менее, мы видим, что быстро растет представленность отелей на витринах МТС Travel, в 10 раз для зарубежных отелей. Рост бронирований в конце года, 4q2023 к 3q2023, число бронирований выросло в 2.3 раза. 



МТС Live показывает рост выручки в сфере офлайн-развлечений на 78% год к году - это много. 

GMV (Gross Merchandise Volume) - это общий объем продаж товаров или услуг, в данном случае, видимо, билетов, выручка в 2023 году составила 20 млрд. Сколько из них осталось у МТС после расчетов с партнерами - не ясно, но направление, похоже растет. 



Adtech - одно из трех основных направлений, которые дают дополнительные доходы операторам Б3 (наряду с облаками и кибербезом). 

Реклама сейчас очень востребована бизнесом. И поскольку операторы готовы предоставлять хороший, высокотехнологичный инвентарь, их услуги пользуются спросом. 

Выручка от рекламы у МТС и без того была немалой, ее рост на более чем 50% год к году, это прекрасный результат, который не может не радовать компанию. Неплох и рост числа контрактов на более, чем 60%. Даже если этот рост дают не самые крупные контракты, рост их числа обещает стабильный спрос на рекламные услуги компании в ближайшем будущем. 



МТС Банк традиционно оставлю без комментариев 



Медийное направление. Основной фактор его развития - ориджиналс, но их производство требует денег, то есть это сегмент, требующий постоянных и немалых капиталовложений. 

Важен баланс, когда аудитория получает радующие ее ориджиналс в достаточном объеме, но при этом компания остается в плюсе. 

Как видим из картинки, у МТС получается так балансировать показатели, что и выручка растет на 18,3% до 18,8 млрд руб в год, и OIBDA выросла уже до 9.8 млрд, то есть +19,4% гг. В такой ситуации, вложения в контент на уровне 8.8 млрд - это нормально.


Как я уже отмечал, основа успешности онлайн-кинотеатров, это ориджиналс, у МТС они есть, - в производстве 100+ фильмов. 





Итак, выручка, с разбивкой по сегментам. Размер более, чем внушительный - 606 млрд, рост - на 13,5% гг. Это, конечно, уже не прошлогодние рубли, но все же рост в текущих условиях неплох. 

Телеком дал не более трети прироста выручки МТС в 2024 году, компания получила сравнимый рост выручки и от финтеха. Существенными были вклады Aftech и ритейла, вместе эти две категории дали практически такой же вклад в прирост выручки, как и финтех. 

МТС отмечает успешное восстановление продаж в рознице, будет интересно сравнить с итогами МегаФон, у которого этот сегмент изрядно вырос. 

Конечно же отмечается рост доходов от B2B услуг в телекоме - это общерыночный тренд.


 Что касается прибыльности, то все же, как ни крути, такие прибыли, как в телекоме, в других видах бизнеса получить трудно. Даже очень трудно. 

И если выручка, как мы видели, растет практически по всем сегментам бизнеса МТС, то значимый рост прибыльности (двузначный) показали только телеком и финтех.



Чистая прибыль группы выросла солидно, на 67% до 54,6 млрд рублей. 

Владельцы акций, вероятно, не будут разочарованы дивидендами. 


Можно видеть, как выросла стоимость заимствования денег в 3q2023-4q2023. 

Несмотря на значительный в абсолютном выражении общий долг группы МТС, на фоне высокой выручки и прибыльности компании, соотношение чистого долга к операционной прибыли за год (LTM OIBDA  - last twelve months operating income before depreciation and amortization) остается на уровне 1,9. Это хороший показатель для телекома.

Рейтинговые агентства оценивают деятельность группы МТС на высшем уровне кредитоспособности.


Капитальные затраты ГК МТС в 2023 году немного снизились, но все равно описывались трехзначным числом в млрд рублей. 

Снижение связано с группой причин, основные из которых - сокращение возможностей компании по закупкам нового радиооборудования для развития сетей. Это позитивно сказалось на росте свободного денежного потока группы (без банка). 

С другой стороны, компании вскоре может быть придется покупать российское оборудование, которое наверняка будет более дорогим, чем зарубежное. Так что капиталовложения могут вырасти, если не в 2025 году, то в 2026. 


МТС - компания стабильно платящая дивиденды держателям своих акций. Будем надеяться, что и дальше так будет.



Как-то мало про телеком в презентации, не находите?

К счастью, МТС - биржевая компания, так что раскрывается много интересной информации. Заглянем в Excel. 

Здесь есть все цифры по основным направлениям деятельности (по России). 

Наглядно видно, что телеком по прежнему дает компании основную выручку. Вместе с тем, доля суммарной выручки от Adtech, банка и прочих направлений выросла за 2 года с менее, чем четверти до более, чем трети.  

Отдельно отмечу продажи телефонов. В 2022 году они просели значительно по известным причинам, в 2023 году этот сегмент показывает восстановление. У МТС - до 52,5 млрд руб, неплохо. Тем не менее, по этому показателю в лидерах российского рынка, похоже, оказался МегаФон с 68 млрд руб, как у МТС было в 2021 году.


Еще одна интересная картинка с цифрами по общему трафику минут и данных, числу абонентов GPON, проникновению смартфонов, пользователям OTT, платного ТВ, пользователи сервиса Музыка. 

Можно посчитать прирост трафика за 2023 год (на смартфонах) - 11,8%, не так много, учитывая рост проникновения смартфонов и мобильного интернета. 

Жаль, что мы не получаем столь же подробных данных по другим операторам.

Excel-табличку с итогами МТС за 2023 год и итогами квартала - 4q2023 можно взять здесь

На этом, наверное, завершу разбор итогов МТС в 2023 году и 4q2023.

В целом, МТС остается на рынке телекома лидером по выручке и по ряду других существенных для акционеров категорий. 

Несмотря на сравнительно детальную отчетность, от МТС хотелось бы больше подробностей по развитию сети, включая динамику роста количество сайтов и базовых станций, пусть эти показатели и являются интегральными и не отражают качества телеком-услуг.  

-- 

Конспекты: ВымпелКом отчитался за 2023 год. Антикризисная программа сработала и завершается. Часть 2

Вчера состоялась встреча с топ-менеджментом компании Вымпелком по итогам 2023 года, первая встреча по итогам года после выхода из Veon. Вашему вниманию - вторая часть эксклюзивного конспекта встречи, подготовленного Алексеем Бойко, аналитиком MForum Analytics, ведущим авторского telegram-канала @abloud62 , посвященного телекому. 

Максим Зайков, исполнительный вице-президент по развитию корпоративного бизнеса "Билайна"




Максим Зайков. Мы очень вовремя купили компанию DataFort, начали предоставлять клиентам облачные сервисы, компания всегда была ориентирована на работу с Enterprise игроками. За 1 год мы практически х2 число клиентов и x3 выручку. И продолжаем расти темпом 60%, что практически вдвое выше, чем по рынку. Гордимся этим направлением, наращиваем экспертизу команд.  

Сегодня для многих клиентов насущная необходимость - не заниматься покупкой своего железа и созданием собственной инфраструктуры. Вместо этого предпочтительными являются различные схемы - от аренды мощностей в облаке, до размещения своего железа где-то у провайдера услуг и т.п. Это логичное продолжение и развитие телекома и мы считаем необходимым свое присутствие и рост в этом сегменте. Кибербез сегодня это своего рода необходимое дополнение к облачным сервисам, облака без кибербеза по сути уже сегодня вряд ли кого-то интересуют. Данные клиента должны быть надежно защищены, поэтому кибербез это еще одно стратегически важное для билайн направление. 

Вторая большая тема - сервисы на основе больших данных и ИИ. Это, прежде всего, рекламное направление, основанное на тех глубоких знаниях о клиенте, которыми располагают операторы связи.

Речь идет не о "просто рекламе", а о формировании осознанной цепочки потребления от момента, когда клиенту показали рекламу и до момента покупки. Чтобы, в том числе, когда покупка состоялась, не "преследовать" клиента на всех экранах уже ненужной ему рекламой аналогичного или того же продукта или услуги. Для этого мы купили две компании с платформами, DSP- и SSP-. Одна из них предоставляет возможность купить рекламу, как в магазине. А вторая, с элементами аукциона, позволяет рекламодателям разместить эту рекламу. 

Здесь мы тоже очень хорошо растем. Запустили новый продукт, который неплохо катализировал рынок - продукт рекламы для ритейла. У нас очень много рекламных поверхностей во всех крупных сетях магазинов. Благодаря удобному софту можно показывать в том числе точечную рекламу потребителям. Стараемся сделать так, чтобы эта реклама была релевантна той потребительской группе, которая эту рекламу видит. 

И, конечно, нельзя не сказать про сервис "Этикетка", Мечта в том, чтобы поднять этот сервис на уровень, когда он станет большой корпоративной записной книжкой. Когда та организация, которая вам звонит, четко обозначена, и вы понимаете, что номер принадлежит этой организации и еще и цель звонка подписана. Это может быть автосервис, это может быть курьер - то, с чем вы постоянно сталкиваетесь. 

Можете нас поздравить - у нас случился первый миллион вызовов в рамках Этикетки! Сформировалась даже очередь на подключение B2B клиентов в сервису. Ряд крупных клиентов начали пилоты по подключению, больше других - сервисы доставки, и бизнесы, которым нужно общаться с VIP-клиентами. Для них подпись звонка особенно релевантна. Мечта - замахнуться на 1 млрд вызовов, тогда и получится сформировать общерыночную "записную книжку" верифицированных бизнесов. 




Ольга Рамина, директор по развитию сети радиодоступа 

Расскажу об успехах, которые мы достигли в развитии сети. 

В 2023 году мы продолжали развивать инфраструктуру сети, уделяя особенное внимание качеству ее работы, покрытию и проникновению современных технологий. 


За 2023 год общее количество базовых станций (BS) на сети выросло чуть больше, чем на 10%, при этом общее количество сайтов (площадок), где размещаются BS, выросло на 3,6%.  

Было обеспечено связью билайн 1829 малых населенных пунктов, где мы присоединились более, чем к 2.5 тысячам сайтов, построенных по программе УЦН. Благодаря рефармингу, мы нарастили скорость передачи данных в 31 регионе России. 

Доля голосового трафика через VoLTE достигает уже 40%, сегодня этой технологией пользуется более 15 млн абонентов. 

Количество пользователей услугой VoWiFi достигло 1,7 млн в 70 регионах. Трафик передачи данных в сети год к году вырос почти на 19%, при этом качество работы сети сохраняется на стабильно высоком уровне.


Мы создали собственные полноценные ИТ ресурсы и компетенции. 

Еще 3 года тому назад в компании практически не было полноценного ИТ направления.  Практически все необходимые компании ИТ-системы были вендорные, разработка находилась на аутсорсе. 

Мы не только заново создали ИТ-департамент. Теперь ИТ ресурсы распределены по всей структуре компании. Они есть не только в бизнес-подразделениях,  но и в административных и в поддерживающих функциях. 

Любое подразделение компании может создать собственный ИТ-продукт, включая HR и юристов. Юристы, например, создали digital contract, полностью цифровой процесс заключения договоров с контрагентами.

Мы получили исходный код и права на ядро нашего ИТ-ландшафта, а также сертификат на собственную биллинговую систему. 

Особое внимание уделяем доступности и надежности ИТ-систем. Общее количество аварий год к году снизилось на 10% 

прим. @abloud62 - в телекоме грозным словом "авария" обозначается практически любой, даже незначительный сбой в работе телеком оборудования, сети или сервиса, которые приводят к нарушению качества предоставляемых услуг, даже вполне локально, на уровне 1 или нескольких из >200 тысяч базовых станций. В любом случае, снижение этого показателя на 10% - хороший результат. 

Время влияния этих аварий на абонентов компании сократилось на 28%

Доля аварий, обнаруженных собственным мониторингом компании, выросла на 38 п.п. до 72% !

Прим @abloud62 - можно поздравить компанию и ее абонентов, улучшения очень существенные, и это все достигнуто на фоне ухода вендоров и усложнения цепочек поставок телеком оборудования и зарубежного софта.


Ренат Насретдинов, вице-президент по корпоративному развитию, слияниям и поглощениям ПАО «ВымпелКом»  



Ключевое событие года - наш выход из группы компаний Veon. 


Выход из Veon - большая сделка, которую мы завершили в 2023 году. О ней мы рассказывали подробно, не буду повторяться, но отмечу, что мы выкупили большую часть облигаций - это наш вклад в поддержку российского финансового рынка. 

Завершение этой сделки позволило снять с компании многие бизнесовые ограничения, связанные с контролем компании иностранным участником. 


Прошлый год был активным для компании по части сделок M&A, часть этих сделок мы здесь "подсвечиваем".  

В частности, купили 95% лидирующего игрока российского CDN-рынка, компанию CDNvideo. Покупка очень актуальная, видим рост трафика в сети, видим изменения логистики трафика - все больше трафика концентрируется внутри страны. Также наблюдаем постепенный уход западных участников этого рынка из России. Все это индикаторы растущей востребованности CDN-услуг. 

Прим. @abloud62: CDN (Content Delivery Network) - это вид сетей, которые предназначены для оптимизации доставки контента (например, веб-страниц, видео, аудио и других файлов) пользователям. CDN состоит из нескольких серверов, расположенных в разных точках мира, и использует географически распределенную инфраструктуру для кэширования и быстрой доставки контента пользователям. Когда пользователь запрашивает контент, CDN сначала проверяет, есть ли копия этого контента в ближайшем кэше. Если да, то контент быстро доставляется пользователю. Если нет, то запрос перенаправляется на сервер, где расположен оригинальный контент, и после получения ответа, он кэшируется на ближайшем CDN-сервере и доставляется пользователю. Это позволяет ускорить загрузку контента, снизить нагрузку на основной сервер и улучшить производительность сайта для пользователей, особенно при большом трафике.  

Платформкрафт / Platformcraft, это развитие этой же истории - решение для хранения тяжелого контента. 

В развитие martech - направления мы приобрели компанию Колибри / Callibri, занимающуюся call-трекингом.


Мы также не останавливали развитие нашего венчурного фонда. Второй год подряд мы инвестируем в стартапы, в русский бизнес. Портфель вырос до 15 компаний. 

В 2023 году ООО Хайв проинвестировал в 7 стартапов:  Новая школа, TargetAI, Restik, Restomaia, K-ampus, T-one, Eshopmedia. Один проект списали, с из Khomary вышли с прибылью.



Закрытие сделки с Veon привело к росту долговой нагрузки компании Вымпелком, но на меньшую величину, чем ожидал рынок, 2,67 EV/EBITDA. Это нашло отражение в улучшении нашего кредитного рейтинга до аа-(ru) АКРА, с "развивающийся" до "стабильный". 


София Иванова, вице-президент билайн по коммуникациям и устойчивому развитию 



София Иванова кратко прошлась по событиям компании в сфере устойчивого развития. 

Компания билайн – один из лидеров ESG повестки в России, причем не только в своем сегменте. 

Мы пересмотрели ESG политику после выхода из Veon, в ней по-прежнему будут сервисы, комплиментарные нашему основному бизнесу. Как уже сегодня было сказано, мы активно помогаем благотворительным фондам, предоставляем услуги нашего call-центра. 

Наш новый проект – созданы курсы для незрячих детей и подростков по пользованию смартфонами и компьютерной средой. Не только для того, чтобы «закрывать» свои ежедневные потребности, но и в рамках инклюзивного трудоустройства в сфере цифровых профессий (например, тестировщик сайтов). Эти курсы прошло более 5 тысяч человек, более 2 тысяч из них нашли работу. Мы, признаться, такой активности не ожидали. А курсы развиваются, ими уже и взрослые заинтересовались – в этом году мы будем работать над тем, чтобы сделать их доступными не только детям и подросткам. 


Вы наверняка знаете о многолетнем сотрудничестве билайн и поисково-спасательного отряда ЛизаАлерт

Наше сотрудничество идет по двум направлениям, мы анализируем с помощью нейросети фотографии, получаемые с дронов в ходе поисков с воздуха, ищем на них людей или следы, которые могли оставить пропавшие люди. 

Кроме того, мы объединяем людей, готовых помочь в поисках, сервисом SMS-информирования «Потеряться – не значит пропасть». Будем продолжать эту работу, безопасность и спасение людей – важная тема.



Александр Торбахов, генеральный директор Вымпелком

Мы считаем, что форма, в которой находится компания билайн, это лучшая форма, в которой рынок видел компанию за последние 15 лет. 





Ни один из результатов, которые мы достигли, не получен за счет "продажи будущего". Как вы понимаете, и человек может показать какой-то рекордный результат, за счет подрыва своих сил и здоровья, так и компанию можно надрывать ради красивой отчетности и у билайна в прошлом были такие периоды, когда такое делалось. В десятые годы билайн показывал неплохие финансовые результаты, но делалось это за счет потери хороших долгосрочных отношений с клиентами. Тогда клиенты, которые обслуживались билайном по 10-15 лет, к сожалению, расставались с компанией. 

Сегодня ни один из представляемых вам результатов не "выжимается" таким образом, мы не злоупотребляем отношением нашего самого дорогого актива, наших клиентов. Становимся лидером в клиентском опыте для наших клиентов. 

Ряд представленных сегодня показателей достигают исторических максимумов для компании. CLTV, который мы выбрали как показатель эффективности работы менеджмента, растет. О рекордах говорить пока сложно, мы не так уж давно начали рассчитывать этот показатель и ориентироваться на него, как на основной. Тем не менее, он тоже сейчас на высоком уровне. 

Денежный поток. Хотя нам пришлось нарастить долг для совершения сделки с Veon, как сегодня уже рассказывал Ренат, мы продолжаем генерировать cash, даже с учетом обслуживания выросшего долга. Уверены, что и в ближайшие годы справимся с его обслуживанием. 

И, как говорила Ольга, состояние нашей инфраструктуры сети, радиоподсистемы, транспорта, систем мониторинга, ИТ-систем, наши компетенции по разработки ИТ-продуктов, - в таком высококачественном состоянии, в такой форме билайн не был, наверное, никогда.  

Резюмируя, - мы выбрали не самый простой путь, в чем-то мы идем против рынка, делаем что-то, что не делают другие коллеги. Мы верим, что постепенно все к этому придут. Мы не боимся в этом плане лидировать.


Ренат Насретдинов, вице-президент по корпоративному развитию, слияниям и поглощениям ПАО «ВымпелКом»   


 Общая выручка в 2023 году впервые в истории билайна превысила 300 млрд рублей, 6% год к году. 


Будем специально показывать результате на длительном периоде, чтобы понимать как сработала антикризисная программа, которая длилась 3 с небольшим года. Можно оценить период пребывания в составе Veon и при реализации других видов стратегий. 

Сервисная выручка - это выручка без учета продаж девайсов и one-time сервисов. Наглядно видно, как в течение 3-х последних лет идет стабильное движение вверх. В 2023 году рост составил фактически 5%. 

Обращу внимание на то, что последовательная отработка компанией выбранного курса привела к стабильным результатам в плане сервисной выручки. 

Это и результат выстраивание с клиентами доверительных отношений, и качество той абонбазы, которая сейчас есть у компании. 

Мы не пытаемся заместить хороших ушедших от нас ранее клиентов новыми продажами, мы работаем прежде всего с существующей базой. И этот подход позитивно отражается в росте доходов компании.


CLTV, о котором сегодня так часто говорим. Это, напомню, оценка прибыльности текущей абонбазы на периоде lifetimе абонента. Важно отметить, речь идет о b2c сегменте. Для b2b компания готовится к запуску прогнозов показателя CLTV, он будет другим, выше. 


EBITDA повторяет схему изменений CLTV. В 2020-м году мы наблюдали значимое падение, после чего и началось формирование, а затем реализация антикризисного плана. 
Обратите внимание - темпы роста EBITDA в последние 2 года, по 9% в год - это существенное опережение роста выручки. 

Это итог сложения двух основных элементов - аккуратного отношения к затратам, мы ничего не "сушим", никого не "морозим", но оптимизируем затраты так, чтобы смотреть в будущее с уверенностью. 

Вторая составляющая. Отказавшись от участия в гонке за распространением сим-карт, мы на этом самым существенным образом экономим. И это положительно отражается в EBITDA. 

По EBITDA margin у нас 42.5% (+1.2 гг) - по этому показателю мы одни из лидеров рынка. 


CAPEX. На длительной перспективе любопытно смотреть на этот график. Видно, как в период 2016, 2017, 2018 год был период реализации стратегии light assets ("сушка"). Которая и привела к событиям 2019 года, когда EBITDA рухнула (@abloud62: клиенты стали реагировать на эту стратегию компании, точнее на связанное ухудшение качества услуг и замедление развития покрытия, переходами к другим операторам). 

Вновь вернемся к графику CAPEX, видно как в 2020-м, 2021-м годах компания по-сути отдавала долги своей абонентской базы, повышенными вложениями в развитие сети. 

Сейчас мы вышли в 2022-2023 году на нормальный уровень инвестирования для поддержания роста трафика в сети. Задействованы все виды механизмов развития сети - рефарминги, новое строительство, УЦН и так далее.   

Текущий CAPEX, порядка 60-63 млрд, и соотношение Capex к выручке (интенсивность Capex) на уровне 21% - считаем оптимальными для компании. 
Они позволяют компании оказывать качественные услуги абонентам, а также развивать новые услуги по всем направлениям, от b2c до b2b.


Завершая тему, не буду повторяться, но отмечу, что рентабельность по EBITDA растет последние 3 года и достигает хорошего результата в 42,5%. 

Долговая нагрузка компании даже после роста на 13,2% из-за сделки с Veon, остается на комфортном для отрасли уровне 2,6.  Весь наш долг рублевый и по фиксированным процентным ставкам, сравнительно низким, что дает нам уверенность в возможностях обслуживания этого долга без проблем.

Чистая прибыль в 2023 году составила 3,4 млрд рублей. Точно будем расти дальше. 

Александр Торбахов. Дополню по теме рентабельности EBITDA. Он не просто вырос, но это весьма высокий для сегодняшнего рынка показатель. 3 года тому назад он был на уровне 37.5%. Мало того, что компания тогда жестко экономила, но она еще и с этой экономии получала низкую рентабельность. А сейчас мы нормально развиваем компанию, но при этом умудряемся иметь высокую рентабельность бизнеса.   

--

На этом завершились презентации менеджмента. Далее была сессия Q&A, с кое-какими интересными вопросами, но она в конспект не входит.  

Популярные сообщения

Желающие следить за новостями блога, могут подписаться на рассылку на follow.it (отписаться вы сможете в один клик). 

Еще можно подписаться на Telegram-каналы @abloud62 @abloudrealtime, где также дублируются анонсы практически всех новостей блога. 

 

Translate