Потери оператора Rakuten Mobile по итогам 3q2021 достигли почти $1 млрд

Японский оператор Rakuten Mobile продолжает наращивать абонентскую базу, но это дорого обходится компании, которая решила стать четвертым оператором сотовой связи в Японии. 



На фоне растущего числа абонентов и доходов идет также рост убытков, которые выросли на 44% год к году. В компании, впрочем, не унывают, готовы к продолжению роста убытков, а также обещают, что потери начнут существенно уменьшаться в 2022 году. 

Важно отметить, что абонентская база оператора продолжает расти даже после того, как завершилась кампания по выдаче годового бесплатного обслуживания. На конец сентября 2021 года у операторы было 5,1 млн абонентов, из которых менее 1 млн пользуются его старой услугой через MVNO. За 12 последних месяцев оператор добавил почти 2 млн клиентов, что является вполне заметным количеством. Конечно, это намного меньше, чем 83 млн абонентов NTT DoCoMo среди которых около 7 млн абонентов 5G. И все же абонентская база Rakuten неуклонно растет.  

Параллельно Rakuten усердно занимается развертыванием сети, что не является дешевым удовольствием. Но это расширение сети позволяет абонентам все на большем числе территорий переключаться из режима роуминга в режиме пользования своей сетью. 

Что же, фиатные деньги на сегодня, безусловно, лишь некая условность. Бизнесы могут существовать с миллиардными долгами, оставаться годами неприбыльными и быть вполне бодрыми и здоровыми. 

-- 

МегаФон и Аэрофлот поддержат российскую сборную в Хорватии

МегаФон и Аэрофлот организуют спецрейс для 180 любителей футбола в хорватский Сплит. Здесь 14-го ноября состоится решающий матч отборочного турнира чемпиона мира по футболу 2022 года между сборными России и Хорватии. 




Поддержать команду летят легенды российского футбола – Егор Титов, Дмитрий Аленичев, Руслан Пименов, Алексей Смертин, а также болельщики, в том числе абоненты МегаФона, участвовавшие в конкурсах компании, и популярные блогеры.

«МегаФон – многолетний стратегический партнер российского футбола и телеком-партнер российской сборной. В текущей ситуации в связи с ограничениями у болельщиков всё меньше возможностей сопровождать команду на внешних играх. Мы понимаем ценность поддержки для сборной, поэтому вместе с Аэрофлотом организовали этот рейс, чтобы дать возможность фанатам футбола поддержать свою команду во время решающего матча», – прокомментировал коммерческий директор МегаФона Влад Вольфсон.

«Аэрофлот традиционно поддерживает российский спорт, – отмечает заместитель генерального директора по стратегии, сервису и маркетингу ПАО «Аэрофлот» Андрей Панов. – На протяжении многих лет мы были партнёрами РФС и перевозили сборную России по футболу. Отрадно, что в непростой период пандемии мы можем подарить российским болельщикам частичку глобального спортивного праздника. Надеемся, что крылья Аэрофлота принесут удачу нашей сборной, а энергетика и драйв болельщиков придадут сил в решающей схватке». 

Решающий матч между сборными России и Хорватии состоится 14 ноября в 17:00 (по мск) на стадионе «Полюд», вмещающем 35 тысяч зрителей. Победа в итоговом матче отборочного чемпионата позволит сборной России выйти в финальный этап чемпионата мира напрямую – с первого места в группе.

--

Аналитики обещают снижение цен на DRAM в 4q2021

Несмотря на глобальный дефицит чипов, IC Insights прогнозирует, что после значительного роста цены на DRAM по итогам 4q2021 снизятся. 

Покупатели памяти DRAM осторожно относились к размещению больших заказов, вместо этого они предпочитают тщательно управлять запасами. При этом цены на DRAM за первые 8 месяцев 2021 года выросли на 41%, поднявшись с $3.37 в январе до $4,77 в августе 2021 года. 

А вот в сентябре средняя цена DRAM cнизилась на 3% до $4,77, что на 37% больше, чем было на начало года.



Столь значительный рост цены на память в 2021 году был предсказуем после 2019 года, когда средняя цена продажи DRAM упала на 44%. В 2020 году рынок мог бы расти, но помешали антипандемийные меры. В 2021 году экономика ряда стран к ним более-менее приспособилась, начав восстановление и удовлетворяя отложенный спрос. Время исполнения заказов растянулось, поскольку многие покупатели, располагая достаточными складскими запасами чипов, стараются заказать дополнительные партии, что разгоняет ценовое ралли. 

Тем не менее, ничто не вечно, и сейчас многие поставщики и потребители DRAM создали достаточные товарные запасы этих продуктов. Это стимулирует участников рынка возобновить конкуренцию за заказчиков, что может удовлетворить текущий спрос на DRAM и привести к снижению цен относительно уровней, достигнутых за 9M2021. 

Согласно прогнозам IC Insights, цены на DRAM в 4q2021 снизятся на 0-5%. 

Аналитики компании прогнозируют рост глобальных отгрузок смартфонов с 5G до 575 млн единиц в год. При этом и эти производители могут обойтись без закупок чипов в 4q2021, поскольку уже располагают значительными товарными запасами, которые они намерены сократить. Это выступит фактором охлаждения рынка и приведет, как минимум, к стабилизации цен, а, как максимум, к их снижению в 4q2021. 

Еще один ограничивающий фактор в плане спроса на чипы DRAM в 4q2021 - это нехватка других микросхем - из-за нехватки чипов драйверов, микросхем управлениям питанием и других периферийных микросхем, как ожидается, могут снизиться объемы выпуска видеокарт, что снизит потребность в микросхемах DRAM для них. 




На рисунке показана квартальная динамика рынка DRAM. Нетрудно заметить, что в 3Q2021 фиксируется самый высокий уровень средних цен, что при сравнительно стабильно-высоком уровне объема поставок чипов в штуках привело к рекордно высокому за период объему поставок в деньгах. Возможно в 4q2021 процесс "возгонки" цен остановится, хотя бы временно. 

-- 

МТС понравилось инвестировать в экосистему

МТС сообщает об увеличении размера венчурного фонда на 1 млрд рублей. В фокусе останутся проекты, которые будут развивать и усиливать позиции существующих продуктов экосистемы на рынке, а также дадут возможности выхода в новые перспективные проекты. 




До $2 млн МТС инвестирует в технологические стартапы на посевной стадии, а также в проекты на раунде А. Кроме основных направлений фонда, куда он уже активно инвестировал, то есть к финтеху, медиа, Sharing economy, EdTech и IoT, добавятся также проекты из сферы умного дома, wellness и других направлений, связанных с предоставлением цифровых решений широкому кругу пользователей. 

«За два года работы фонда большая часть его средств была проинвестирована и выделение дополнительного капитала является подтверждением ценности этого инструмента для развития группы МТС. Стратегия фонда позволяет отбирать лучшие проекты на рынке для создания новых партнерств или выхода в новые ниши. Например, у МТС уже есть собственные решения для умного дома и вложения в перспективные компании из этой сферы позволят быстро расширить текущий портфель продуктов. Также мы готовы рассматривать цифровые b2c-платформы для запуска новых экосистемных направлений, в том числе wellness», — прокомментировал директор МТС по инновациям и инвестициям Дмитрий Курин.

Венчурный фонд МТС был создан в 2019 году на базе центра инноваций и инвестиций MTS StartUp Hub. В портфеле фонда - финтех-платформа с ИИ TalkBank, платформа управления клиентскими данными KonnektU, образовательная онлайн-платформа "Академия перемен", а также другие компании. 

Рост инвестиций МТС в экосистему вероятно отражает позицию менеджмента компании, который сделал ставку на данное направление и ведет последовательную политику по достижению целей. Как любые венчурные инвестиции - этот подход несет в себе немалые риски, но в случае успеха, выигрыш может быть ощутимым. Учитывая, насколько стагнирующим стал в России телеком-рынок из-за объемного и неэффективного регулирования, телеком-операторы, чтобы не потерять в динамике развития должны искать новые направления деятельности. МТС этим активно занимается. Как, впрочем, и другие участники рынка - вспомнить хотя бы спутниковый проект МегаФона. 

--

Следует ли в России признавать майнинг предпринимательской деятельностью?

Минэкономики, Минэнерго и Госдума заявили, что майнинг криптовалют следует официально признать предпринимательской деятельностью.  И возникло сразу несколько вопросов, ответы на которые я предлагаю вашему вниманию. 



Стоит ли в России признавать майнинг предпринимательской деятельностью? 

На этот вопрос трудно отвечать однозначно, поскольку, как обычно, "есть нюансы". В целом стоит, но с рядом оговорок. Признать майнеров предпринимателями можно было бы ради учета этой деятельности. Это включило бы их в правовое поле, если мы рассматриваем такое включение не как элемент, необходимый для последующей борьбы с майнингом и теми, кто занимается этой деятельностью. 

Важным элементом такого признания был бы либо отказ от обложения майнинга налогами, либо, если налоги все же будут введены, то, что их сбор должен осуществляться в той криптовалюте, в которой производится майнинг, а не в фиатных валютах. Учитывая высокую волатильность многих криптовалют это единственный "сравнительно честный" способ налогообложения. Также следовало бы отказаться, хотя бы на ближайшие годы от налогообложения небольших майнеров - физических лиц. 


Как легализация майнинга в РФ отразится на мировом рынке криптовалют?  

Вряд ли это как-то отразится на мировом рынке. Россия не является значительным его участником в плане майнинга. Глобальный рынок криптовалют в любом случае будет расти, независимо от российской регуляторики. 


Легализация майнинга даст возможность добывать монеты российским компаниям с мощной инфраструктурой. Усложнит ли это добычу для «домашнего» и малого майнинга в стране?

Домашнему и малому бизнесу будет сложно в рамках ожидаемого перехода от модели Proof-of-work к модели Proof-of-Stake, что желательно ради экономии вычислительных ресурсов и электроэнергии. Но я бы за них особо не переживал, так как возможно, что в недалекой перспективе у людей будут большие возможности по выпуску собственных коинов, NFT-объектов и другие способы заработка на крипте, не связанные непосредственно с майнингом, роль которого в целом не столь уж велика. Да и созданную ими инфраструктуру, возможно, получится переиспользовать более полезным для людей способом - для удаленного гейминга, рендеринга, хостинга нод и т.п. 


Сейчас большинство майнеров, как владельцев ферм, так и «домашних», не уплачивает налоги. Изменит ли это легализация? Почему?

Изменения будут постепенными. Этому есть много оснований. Во-первых, сложности взаимодействия с налоговиками, которые пока что остаются в прошлом веке по уровню осознанию процессов. Пока налоговая не научится брать налоги в криптовалюте, желание взаимодействовать с ней будет не слишком большим. Во-вторых, как быть с ситуациями, когда владелец инфраструктуры не знает, что она занимается майнингом или не может с этим справиться, скажем, если на его компьютере майнингом занимается вирус? В общем, далеко не всех майнеров объявление их деятельности легальной побудит к официальной ее регистрации. 


К каким дополнительным ограничениям может привести легализация майнинга? К примеру, рост цен на электроэнергию в ряде «холодных» регионов или жесткие требования к организации фермы

Прежде всего, хотелось бы верить в то, что это будет очередным шагом в верном направлении - отказу от фиатных денег или снижению их роли. Рост цен на электроэнергию возможен, но с этим можно бороться запретом на майнинг крипты, основанной на POW, как это планируют сделать, например, в Швеции. 

С другой стороны, рост цен в "холодных" регионах приведет к тому, что объемный майнинг переместится в регионы, где цены ниже в силу избыточных энергомощностей, в регионы, где есть, например, АЭС или ГЭС.  

-- 

Микроэлектроника: Почему промышленности не хватает чипов?

Прокомментировал тему для газеты "Известия", в публикации "Запутанная микросхема: чипы для смартфонов и машин не успевают развозить" можно найти мнения других опрошенных.  


 

Photo by Laura Ockel on Unsplash


– Почему, несмотря на рекордные поставки чипов их не хватает?

Причин несколько. 

Во-первых, из-за торговой войны США с Китаем, китайские производители, да и не только они, начали массово наращивать складские запасы чипов с тем, чтобы избежать проблем их нехватки из-за нарушений в работе цепочек поставки или возможных запретов со стороны США. 

Во-вторых, мир сейчас находится в фазе активной цифровизации самых разных отраслей, включая такие гигантские, как госсектор и промышленное производство, добывающие отрасли. Идет также переход на работу с облачными вычислительными мощностями. Это требует все новых вычислительных мощностей, а, значит, чипов. 

В третьих, в связи с изменениями поведения многих жителей планеты из-за "противоковидных" ограничений, вырос спрос на гаджеты для работы и отдыха в помещениях - компьютеры, телевизоры, приставки, бытовая техника. Для большинства устройств на которые растет спрос, требуются электронные компоненты, прежде всего чипы. 

В четвертых использование криптовалют, блокчейна носит все более массовый характер, это также разогревает спрос на вычислительные мощности, опирающиеся на микросхемы. 

– Можно ли говорить, что на первый план вышла проблема доставки чипов заказчикам – логистика – а не их производство?

Нет, важно обеспечивать в необходимых объемах и то, и другое. Сейчас основная проблема все же в нехватке производственных мощностей, а не в логистике. Но и в логистике, безусловно, далеко не все гладко. 

– Почему некоторые компании копят чипы на складах и не пускают их в производство?

Сказывается стабильный рост спроса со стороны предприятий, для которых стоимость чипов - это лишь малая доля стоимости конечных изделий. Такие предприятия готовы платить за чипы и вдвое и в 5 раз дороже, чем месяц назад. Поскольку спрос не удовлетворен, цена на чипы в условиях дефицита неизбежно растет, что создает для участников цепочки поставок чипов стимул к придерживанию товара, ведь "завтра" его, как правило, можно продать дороже, чем "сегодня". 

– Кому искусственное поддержание дефицита может быть выгодно?

Прежде всего, звену распределяющему произведенные чипы. Они покупают чипы дешево и продают их все дороже и дороже. Поскольку производители не так активно поднимают цены, именно торговые компании имеют возможность получать максимальную долю прибыли от своих сделок при условии, что у них есть какой-то оборотный капитал, который можно вложить в товарные складские запасы. В то же время, конечно, идет плавный процесс подъема цен также производителями чипов, а также производителями материалов и комплектующих, необходимых для производства чипов. Это может дополнительно стимулировать рост цен на энергию в мире. 

Даже конечные производители, хотя и понимают, что дальнейший быстрый рост цен чреват снижением спроса на их продукцию, объемов покупок данного товара, но все же и они вынуждены повышать цены на конечную продукцию, пусть и не так значительно, как это делают поставщики чипов. Тем более, что люди, напуганные грядущим витком инфляции и ростом цен на многие товары, готовы сейчас платить за них практически "сколько угодно", ожидая, что завтра эти товары будут еще дороже. 

Резюмируя - повышение цен выгодно практически всем в цепочке создания товара, но различные ее участники имеют различные доли в итоговой прибыли. 

Могут ли производители смартфонов включиться в искусственное поддержание дефицита?

В целом, ранее практически все старались зарабатывать на объемах поставки, а не на росте цен на них. Тем не менее, здесь также в условиях сохранения дефицита чипов, может возникать желание придерживать товар, повышая цену на него. Впрочем, я бы не назвал это основной причиной дефицита. Все же нехватку чипов для производства смартфонов также не следует забывать - именно эта нехватка является основным драйвером создания дефицита на рынке смартфонов, а не искусственное поддержание дефицита смартфонов. 

--

Конспекты: Александр Балюк, "5G. Проблемы масштабирования технологии в России"

Конференция 5G Future Russia прошла 27.10.2021 в Москве, 5-я по счету. Поскольку из-за суеты «противоэпидемических мер» и переноса даты проведения не все смогли в ней участвовать, предложу вашему вниманию фрагменты моего конспекта этой конференции. Особая благодарность – Денису Кускову, Telecom Daily, который пригласил меня участвовать во встрече.



Открывал и вел встречу Алексей Жданов, редактор «Телеспутника».

Вашему вниманию - фрагмент конспекта встречи, посвященный выступлению Александра Балюк, ВымпелКом "5G. Проблемы масштабирования технологии в России".

--

Александр Балюк, ВымпелКом: Проблемы всем известны, мой доклад, скорее, про последствия той ситуации, в которой мы фактически уже 3 года пребываем. Начнем с B2C сегмента. Вне зависимости от политической конъюнктуры трафик в сетях передачи данных, как рос, так и продолжает расти. А у трубы под названием LTE есть физические ограничения. Это нас приводит к двум сценариям.

Первый сценарий – это ухудшение качества услуг для абонентов, второй сценарий – увеличение стоимости услуг для абонентов. А поскольку в последнее время операторов любят нагружать различными инициативами и обременениями, то возможен и третий сценарий, когда воедино сольются первый и второй сценарий. 

Кто-то, возможно, скажет, что рано говорить о 5G на массовом рынке, что мы долго раскачивались с LTE. Для меня лакмусовой бумажкой была компания Apple, в которой очень любят считать деньги и не спешат вкладывать средства в новые технологии пока считают их недостаточно зрелыми. Но если уже и Apple вложилась в какую-то фичу, то, скорее всего, «ракета полетела». Как мы знаем, уже 2 года Apple все свои продукты выпускает с поддержкой 5G в различных диапазонах.

Количество пользователей сетями 5G уже измеряется сотнями миллионов, это десятки процентов населения в том же Китае с его более, чем 300 млн подключений к сетям 5G. 

Пусть Китай и Южная Корея – это локомотивы 5G. Но и в целом по миру масштабы внедрений 5G таковы, что тезис о том, что запуск 5G на потребительском рынке пока что преждевременен, уже не очень валиден. И если невозможность запуска 5G в B2C в России это в большей мере отраслевая проблема, то, когда речь заходит о B2B/B2G, то ситуация куда более сложная. Сейчас почти все запросы на реализацию частных сетей LTE (pLTE) сопровождаются запросом на реализацию 5G. 

Роман Капустин, МТС.  Не почти, а все.

Александр Балюк, ВымпелКом: Наверное есть какие-то исключения, которые подтверждают правила. В 2019 году, может быть, в начале 2020 года, этот запрос выглядел так: 

- А давайте запустим 5G
- Зачем?
- Не знаю, но давайте запустим! Это - круто!

Сейчас у клиентов запрос на 5G более осознанный. Компании точно понимают, зачем им нужна технология 5G. И видят в этом экономический смысл. В том числе благодаря тем пилотным проектам, которые мы проводили с заказчиками. Самосвалы запускали, AR/VR на предприятиях тестировали. И с поставщиками операторского оборудования, и с некоторыми клиентами. Некоторые наши проекты выходили в публичную плоскость. Например, запуск беспилотного транспорта на угольном разрезе СУЭК, совместный с Huawei проект. (Посмотреть известные проекты сетей pLTE в России можно здесь (http://www.mforum.ru/news/article/120790.htm)). 

Подтверждаю, что есть большая востребованность со стороны промышленности, со стороны логистики, со стороны металлургов. Кейсы, которые компании для себя видят, как нишу для применения технологии 5G, это, прежде всего, безопасность. Проекты, связанные с видеонаблюдением, с видеоаналитикой. Охрана объекта, обеспечение соблюдения техники безопасности на объекте. Это различного рода беспилотные средства передвижения, перемещения грузов внутри периметра объекта заказчика. 

И, естественно, и AR, и VR технологии, которые находят самое разное применение. Это мониторинг и обслуживание инфраструктуры объекта, создание цифровых двойников, обучение персонала. Той же технике безопасности, например. И, естественно, та серая зона, которая называется, «5G в России» ставит большие вопросы не только перед операторами, но и перед крупными компаниями, которые понимая потенциал этой технологии, лишены возможности для себя определить временные рамки и бюджеты для того, чтобы цифровизоваться. 

Бизнесы понимают, что 5G – это часть их повестки цифровизации, готовы вкладывать средства, но пока для них это «серая зона», они не могут составить свои дорожные карты.

Александр Балюк, ВымпелКом:  Если посмотреть, что это за компании, это компании, которые фактически определяют экономический статус России в мировой повестке. Получается, что в B2B и в B2G сегментах проблема 5G из чисто операторской выходит на уровень общестрановой. На уровень определения места России в мире. 

К сожалению, это «серая зона» не становится более прозрачной. Вместо того, чтобы появиться правилам игры, приходится наблюдать, как возникают какие-то спекуляции, например, «нам не везет с нечетными поколениями связи, как было с 3G, давайте сразу «копать» в сторону 6G». К сожалению, но физика говорит нам, что в 6G проблемы с частотами встанут еще более остро. 

Так что можно надеяться на то, что в какой-то момент эта «серая зона» станет белой, прозрачной, с понятными правилами игры. Альтернатива этому – отстать от мирового сообщества, отстать быстро и надолго.  \\ 

Другие конспекты со встречи 5G Future Russia 27.10.2021:


Первоначально конспекты публикуются в telegram https://t.me/abloud_events  (некоторые только в нем). 

TelecomDaily: до 80% фиксированных операторов в 2022 готовы поднять тарифы

Представители телекоммуникационных сетей РФ (услуги ШПД, телефонии, ЦОД, ТВ и видеонаблюдения) ожидают, что тарифы их компаний в следующем году вырастут — среди представителей рынка за это высказались 78%. Однако это на 8% меньше, чем в конце 2020 года.

Эксперты агентства отмечают, что это связано с тем, что два года подряд операторы поднимали тарифы в среднем на 12-15%, а возможности абонентов сильно ограничены. Однако в следующем году рост тарифов произойдет в самых востребованных сегментах — фиксированный доступ в интернет и мобильная связь.

Необходимо пояснить — данное исследование ИАА TelecomDaily касается бизнеса большинства телеком-операторов, за исключением тех, кто специализируется на беспроводной связи, включая сотовых операторов. Тем не менее, фиксированные операторы также оказывают услуги мобильной связи: выпускают конвергентные предложения, закупают SIM-карты, чтобы использовать в IoT-устройствах и т.д.

В этом сегменте впервые за отслеживаемый период (TelecomDaily выпустило четыре таких отчета — с 2018 по 2021 годы) появляется динамика на снижение — незначительно сокращается доля компаний, которые планируют повышать стоимость услуг. Кроме того, доля компаний, готовых поднять цены на 3-9% сравнялось с теми, кто рассматривает рост от 10 до 15% — в обеих группах по 32% респондентов.

Сравним динамику, в конце 2018 о намерении поднять цены сообщали 81%, в 2019 — 84%, в 2020 – 86%, в 2021 — 78%.

Если годом ранее 74% компаний говорили о росте цен на 10% и выше, то сейчас доля таких прогнозов — 45%.

Есть и другой важный момент. В течение 2020-2021 гг телеком-игроки в этих сегментах активно повышали стоимость услуг (в среднем на 10-15%) и сейчас опасаются, что возможности абонентов в 2022 году сильно ограничены. Такой вывод делают эксперты ИАА TelecomDaily по итогам ежегодного опроса «Оценка факторов, влияющих на развитие телеком-бизнеса в РФ».

Операторы традиционно планируют повышение тарифов каждый год: в конце 2018 они собиралась реагировать на рост НДС и расходы по «закону Яровой», в 2019 ощутили ухудшение финансового положения и нехватку денежных средств, в 2020 — в планы вмешалась пандемия и многие бизнес-клиенты сворачивали деятельность, пользователи в частном секторе оставались без работы, в результате чего выручка проседала.

Опрос проводился в октябре-ноябре и включил данные порядка 65 операторских компаний с федеральным охватом (либо из ТОП-10 в своем регионе). Оценивается совокупность основных факторов, влияющих на бизнес: объем производства, уровень издержек, финансовое состояние, перечень рисков, планы по формированию собственных тарифов.

Из текущего опроса следует, что 2021-й проводной сектор телекома провел удачно. Зафиксирован лучший за четыре года баланс между ростом издержек и ростом объема оказываемых услуг – 58% и 81% соответственно. Кроме того, операторов с неустойчивым финансовым положением стало в два раза меньше, чем годом ранее — 6%.


Цели исследования 

Изучение мнения представителей отрасли относительно факторов, непосредственно влияющих на их бизнес, а также факторов, которые могут оказать влияние в ближайшей перспективе, в 2022 году. Исследование позволяет сформировать прогнозы по российскому телекоммуникационному рынку в целом, опираясь на данные, полученные от его участников.

Для конечных абонентов исследование интересно тем, что отвечает на вопрос о планах операторов по тарифообразованию.


Методология и порядок исследования 

В опросе приняло участие около 65 компаний, представителей рынка связи, как федерального, так и регионального масштаба. Все компании участвуют в опросе на условиях анонимности, однако их отбор проводился тщательно – опрошенные операторы играют ведущую роль в своем сегменте рынка.

Среди них 70% оказывают услуги фиксированного ШПД, телефонии – 67%, осуществляют доступ к облакам и ЦОДам – 66%, ТВ – 59%, мобильная связь — 58%, аренда каналов и VPN — 56%, видеонаблюдение и видеоаналитика — 52%.




Обязательное условие опроса – интервьюирование одного из ключевых представителей компании (владельцы, директора технических подразделений, начальники отделов бухгалтерии, маркетинга и развития). Основными параметрами опроса стали внутренние и внешние факторы, описывающие состояние операторского бизнеса: изменение объемов оказываемых услуг (производства) за последний год, изменение объемов издержек (производственные, а также инвестиционные затраты), уровень финансового состояние (хватает ли доходов на поддержание бизнеса, на его развитие), текущие риски и угрозы, прогноз по тарифам на услуги связи по рынку в целом на следующий год.


Итоги исследования

Рынок телекоммуникаций РФ в 2021 году, несмотря на давление пандемии и проблемы с платежеспособностью у части абонентов, продолжал расти.

Сразу 81% респондентов констатировали рост годового объема услуг (в прошлом году таких компании – всего 60%). Причем 31% утверждают, что это значительный рост (против 20% в конце прошлого года). Сокращение объема оказываемых услуг отметили 3% против 18% в конце 2020-го, еще 14% говорят об отсутствии динамики (18% годом ранее).




О росте издержек сообщили 57% опрошенных — это минимальная нисходящая динамика (в конце 2020-го — 60%). На значительном росте по итогам этого года настаивают 13% (год назад — 26%) респондентов. У 34% издержки за год не изменились (24% в 2020) и у 9% они снизились (16% — 2020). Общее финансовое состояние компаний за год стало устойчивее. Сразу 89% не испытывают финансовых трудностей (78% — в 2020). Из них 59% отмечают, что средств хватает в том числе на развитие (против 46% годом ранее), а 30% — что им удается поддерживать, но не развивать бизнес (32% — в 2020). Еще 6% предупреждают о финансовых проблемах (год назад — 14%).




Отрицательными факторами, которые оказывают негативное давление на рынок, опрошенные фактически назвали последствия пандемии коронавируса – 55% говорят о резком ухудшении в экономике и падении платежеспособного спроса (годом ранее так ответили 70%). Остальные факторы оказались не так заметны: рост арендных платежей — 39%, рост курса доллара — 38%, повышение налогов — 30%, вступление в силу неблагоприятных для рынка законов — 30%.




В этих условиях 78% опрошенных делают неутешительный для абонентов вывод: в 2022 году рост тарифов на услуги связи продолжится (напомним, по итогам 2020-го такой прогноз озвучили 86% компаний). Сейчас операторы ожидают менее существенного увеличения, чем в предыдущие годы. Тем не менее, 46% полагают, что этот рост существенно превысит инфляцию: 32% прогнозируют его в пределах от 10 до 15% (в конце 2020 года так ответили 64%), 14% — от 16% и более.




При этом 20% предполагают, что тарифы не изменятся — годом ранее таких было всего 6%.

Больше всего вырастет стоимость самых востребованных услуг, мобильной связи (в рамках FMC, IoT-продукта, видеонаблюдения и т.п.) и фиксированного доступа в интернет — эти варианты выбрали 52% опрошенных. Услуги для бизнеса (аренда каналов, VPN и т.д.) подорожает по мнению 31%, телефония — 28%, телевидение — 27%, облачные сервисы и ЦОДы — те же 27%.




На вопрос, какие опции/сервисы станут наиболее востребованными в следующем году, представители операторов ответили определенно — скидки, кэшбэк и бонусные программы, а также онлайн-игры и игровые сервисы. Оба эти варианта набрали по 66% голосов. «Умный дом» выбрали 56%, облачные хранилища — 45%.




Из только что проведенного опроса следует, что цены в следующем году продолжат расти. Я бы отметил, что операторы несколько снизили свои аппетиты, так как в предыдущие два года стоимость услуг в проводном сегменте в среднем росла на 12-15% каждый год. И все, в том числе сами операторы, понимают, что возможности абонентов ограничены», — прокомментировал генеральный директор ИАА TelecomDaily Денис Кусков.

--

Ericsson Spectrum Sharing, ESS, - чудеса без иллюзий

Ситуация на рынке России сложилась драматическая. Регулятор все еще не готов выделить российским операторам частоты 3.4-3.8 ГГц и обеспечить расчистку диапазона 700 МГц. Строить 5G в диапазоне 4 ГГц +, как в основном частотном диапазоне - экономически не оправдано даже если забыть про вероятные трансграничные проблемы. Что можно сделать в этих условиях?

Один из паллиативных вариантов, это развертывание решения Ericsson Spectrum Sharing (ESS). Суть решения ESS состоит в том, что можно на существующей, уже развернутой на сетях инфраструктуре 4G, с использованием имеющихся и задействованных оператором частотных назначений, запустить поддержку 5G. Причем практически сразу с покрытием любого размера (в пределах текущего покрытия LTE). Без выключения сетей LTE!

Напоминает какой-то фокус? Можно ли из сети LTE сделать комбо-сеть: LTE + сеть 5G? Можно! Это безусловно фокус, но фокус высокотехнологичный, основанный не на иллюзиях, не на "обмане зрения", а на максимально эффективном использовании имеющихся у оператора частотных назначений и инфраструктуры.

Сразу отмечу, того пользовательского опыта, который пользователи, вдохновленные публикациями в медиа, ожидают, всех этих VR-применений и 8К в восходящем канале в сетях 4G/5G на базе ESS не получить. Но зато можно будет начать обслуживать 5G смартфоны, постепенно приучая пользователей к идее, что 5G это не какая-то заморская технология, а просто очередная стадия развития сетей сотовой связи. Которая не сегодня, так завтра, наберет силу, развернется в полный рост и принесет нам новые услуги и новый пользовательский опыт.

Теперь о том, в чем суть "фокуса".

ESS использует то, что структуры радиосигналов 5G NR и 4G LTE можно сделать похожими. И тогда одновременно можно передавать часть сигнала в стандарте LTE, а часть сигнала в стандарте 5G NR. ESS позволяет менять пропорцию каждую миллисекунду.

В таком режиме сети LTE и 5G будут эффективно обслуживать как абонентов с терминалами LTE, так и абонентов с 5G. В частности, это может положительно сказаться на уровне средней задержки распространения сигнала и на времени установления соединения.

Важно отметить, что ESS - это не теоретическая придумка, эта технология уже протестирована. В Ericsson говорят, что ESS позволяет улучшить покрытие сети 5G NR среднего и миллиметрового диапазонов на 25% за счет интеграции с более низкими частотными диапазонами LTE.

Еще одно достоинство ESS - эта технология позволяет не только обеспечить рефарминг частот 4G для сетей 5G, но делать это постепенно, плавно, естественным образом распределяя пропорционально числу пользователей аппаратами с поддержкой 5G, по принципу - чем больше таких пользователей, тем больше сетевого ресурса они получают.

Картинка ниже иллюстрирует работу технологии ESS.
 



Технологию ESS уже протестировали в России в декабре 2020 года. МТС в Уфе вместе с Ericsson и Qualcomm запустили поддержку 5G NR на действующей коммерческой сети 4G. Было организовано динамическое перераспределение частотного ресурса между сетями LTE / 5G NR с использованием коммерчески-доступных смартфонов 5G.

Коммерческое решение Ericsson Radio System, поставляемое МТС еще с 2016 года, было программно модернизировано до поддержки 5G NR. Важно отметить, что это не потребовало визита на площадку, замены или монтажа дополнительного радиооборудования. Собственно, все поставляемое в Россию с 2016 года радиооборудование Ericsson способно поддерживать 5G NR и ESS.

В мире эта технология пока что остается новой, на нее поглядывают, тестируют, но массовый переход пока что не начался, все ждут первых широкомасштабных коммерческих внедрений, чтобы воспользоваться чужим опытом. Будут ли ждать и российские операторы? Ответить на этот вопрос сложно, уж очень сложна ситуация вокруг 5G в России, она давно переросла границы технологических проблем и стала во-многом “политической”.

Технологией ESS возможности решений Ericsson не исчерпываются.
 

Ericsson 5G Massive MIMO

В 2021 году компания Ericsson расширила линейку решений с поддержкой технологии Massive MIMO. В их основе собственная система-на-чипе - Ericsson Silicon. Это решение позволило снизить энергопотребление на 20% при одновременном росте производительности сети. Кроме того, чип проектировался в рамках концепции Security-by-Design - функции обеспечения безопасности ПО и передаваемых данных заложены на этапе проектирования.

Благодаря выходу на новый виток развития технологий, новые радиомодули Ericsson c поддержкой Massive MIMO отличает сравнительно компактный размер, малые вес и занимаемая площадь. И это несмотря на то, что вес модуля снижен до 20 кг, что на 45% меньше, чем у предшествующих моделей. Важный плюс - пассивная система охлаждения, жильцы близлежащих домов более не будут жаловаться на шум, реже будет возникать необходимость посетить площадку для обслуживания оборудования.

В линейке Ericsson RAN Compute - шесть новых продуктов, позволяющих формировать покрытие 4G и 5G как в условиях "вне помещений", так и в внутри помещений. Рост пропускной способности относительно предыдущих решений - почти на 50%, при одновременном снижении энергопотребления. Российским операторам доступны модели Baseband 6621 и Baseband 6631.


Радио с антенной в одном корпусе - Ericsson AIR

Ericsson AIR это, так называемое, интегрированное решение - в одном компактном корпусе находится и радиочасть базовой станции и антенна.




У компании есть решения Hybrid AIR, а также Interleaved AIR, узнать о них подробнее можно по ссылке, на сайте вендора. Оба этих решения предназначены для развертывания сетей Ericsson в диапазоне средних частот.

Что дает такое совмещение? Это решение позволяет наращивать покрытие максимально быстро, причем для размещения оборудования потребуется минимум пространства на сайте. При этом, решение обеспечивает оператору вполне высокую пропускную способность.

Скажем, решение Ericsson AIR3268 весит всего 12 кг, то есть на 40% меньше, чем решения предыдущего поколения. Энергопотребление новинки снижено на 10%, при этом выходная мощность устройства - до 200 Вт, в едином корпусе - 32 приемопередатчика, пассивное охлаждение, а также поддержка технологии Uplink Buster, которая увеличивает пропускную способность аплинка. Таким образом, оператор, который задействует решение AIR сможет сократить затраты не только на развертывание, но, возможно, и на эксплуатацию сети, обеспечит клиентам хороший пользовательский опыт.

--

Orange Business Services развернул сеть pLTE на заводе Butachimie во Франции

Чем больший интерес к частным сетям демонстрирует бизнес, тем больше желающих предоставить соответствующие решения. Можно наблюдать, как на этом рынке формируются блоки оператор-вендор и интегратор-вендор. Могут ли и на российском рынке появиться кейсы внедрения частных сетей, где роль оператора будет сведена только к предоставлению "зонтика" лицензий-частот? Пока что таких примеров я не знаю, но это не означает, что подобные сценарии исключены. 




В этом свете интересна новость Orange Business Service о разработке резервированной частной сети pLTE/5G-ready мобильного доступа на базе решений Nokia и ее внедрении на полимерном заводе Butachimie во Франции. 

Подробнее о частных сетях pLTE/5G-ready

--

Orange Business Services развернул 4G на заводе будущего Butachimie

Пресс-релиз, 10.11.2021
  • Orange Business Service разработал полностью резервированную и безопасную частную мобильную сеть 4G с возможностью модернизации до 5G
  • Кастомизированная частная 4G-сеть основана на решениях Nokia
  • Сеть стала основой для будущих приложений, которые разрабатываются в рамках проекта цифровой трансформации Butachimie
Международный сервис-провайдер Orange Business Services и телеком-компания Nokia развернули частную мобильную сеть на инновационном полимерном заводе Butachimie. Сеть на фабрике в Эльзасе (Франция) станет основой проекта цифровой трансформации Butachimie, цель которого — модернизировать и оптимизировать производство.

Сеть для решения задач индустрии 4.0

Butachimie — крупный производитель промежуточных полимерных продуктов для нейлона — приступил к оцифровке процессов, начиная с безопасности производства и его данных и заканчивая новыми бизнес-сценариями. Чтобы соответствовать задачам и предвидеть потребностям фабрики будущего Butachimie, Orange Business Services разработал полностью резервную и безопасную частную мобильную сеть 4G с возможностью обновления до 5G.

Эта кастомизированная частная сеть основана на решениях базовой сети Nokia и сети радиодоступа (RAN). За счет этого Butachimie приобрел контролируемый и эффективный доступ к ИТ-приложениям и может использовать новые услуги через подключенное к беспроводной сети оборудование в режиме реального времени. Как оборудование, так и собранные данные будут отличаться высоким уровнем сетевой доступности, превышающим 99,99%, что предотвращает сбои и обеспечивает непрерывное производство.

«Наш план цифровой трансформации и модернизации должен отвечать строгим требованиям с точки зрения безопасности и доступности. Поэтому для нас важно иметь возможность полагаться на надежных партнеров, способных обеспечить технологическую надежность, индивидуальную поддержку и глубокое знание нашего бизнеса, а также связанных с ним сценариев работы, — отметил директор по проектам Butachimie Стефан Казабон (Stphane Cazabonne). — Благодаря Orange Business Services и Nokia мы открываем новый этап в развитии нашей фабрики будущего, предлагая сотрудникам более удобные условия работы и обеспечивая производительность и конкурентоспособность в своем сегменте. Эта масштабируемая сеть позволит в конечном итоге извлечь выгоду из производительности и преимуществ таких технологий, как 5G».

Совместная работа на основе реальных сценариев

С самого начала специалисты Orange Business Services и Butachimie тесно взаимодействовали при развертывании сети, в частности — при разработке сценариев ее промышленного использования для решения конкретных задач предприятия. Было выбрано несколько сценариев, включая геолокацию в реальном времени (в пределах одного метра), push-to-talk с внутренней связью, оцифровку процессов и инструмент для управления устройствами связи предприятия.

Обладая опытом в сфере мобильных сетей, кибербезопасности и разработки бизнес-приложений, Orange Business Services оказывает консультационные и технические услуги по комплексному управлению сетью и сценариям использования в индустрии 4.0. Начиная с этапа проектирования, Orange Business Services учел масштабируемость частной мобильной сети, в частности, разработав архитектуру, адаптированную для мобильных периферийных вычислений (mobile edge computing).

Эта частная мобильная сеть 4G стала основой для будущих приложений, которые в настоящее время разрабатываются в рамках проекта цифровой трансформации Butachimie.

--

Микроэлектроника. Микрон изготовил экспериментальную партию RISC-V микропроцессора МК32 АМУР

Сегодня о выходе экспериментальной партии российского процессора RISC-V МК32АМУР, разработанного НИИМА Прогресс, сообщают Микрон, НИИМА Прогресс и Технополис Москва.



Характеристики процессора можно найти на сайте Микрон. 

Ядро:

  • RISC-V 32-бита, 32 регистра, с умножителем, отладчиком JTAG и контроллером прерываний.

Интерфейсы:

  • 2 порта SPI;
  • 1 порт SPI Flash (QSPI);
  • 2 порта I2C;
  • 2 порта UART;
  • 2 16-ти разрядных порта ввода-вывода общего назначения (GPIO);
  • 1 8-ми разрядный порт ввода-вывода общего назначения (GPIO).

Память:

  • ОЗУ: 16 КБ;
  • ППЗУ: 8 КБ;
  • Однократно-программируемая память 256 бит.

Криптозащита:

  • Блок вычисления контрольной суммы (CRC);
  • Ускоритель симметричной криптографии: ГОСТ Р 34.12-2015 и AES 128.

Там же предлагается записаться на предстоящий ознакомительный семинар, где специалисты предприятия обещают подробнее рассказать про новинку МК32 АМУР и ответить на интересующие вопросы. 

У Микрон готова и базовая отладочная плата для модулей с микроконтроллером МК32 АМУР

--

Пресс-релиз


Резидент ОЭЗ Москвы начал выпуск российского микроконтроллера для промышленности и интернета вещей

Резидент особой экономической зоны «Технополис Москва» компания «Микрон» выпустил экспериментальную партию первого полностью отечественного микроконтроллера на открытой архитектуре RISC-V, который позволит при производстве устройств и приборов снизить зависимость от иностранной компонентной базы и лицензий. Об этом сообщил руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров.

Микроконтроллер – базовый компонент электронной техники, используется в электронике потребительского и промышленного применения: инженерных инфраструктурных системах, сенсорных сетях, телекоммуникационном оборудовании, измерительных приборах.

«Новый микроконтроллер может применяться для промышленной автоматизации и интернета вещей, умного дома, инфраструктурных и охранных систем, телеметрии и мониторинга, приборов учета, ТЭК, транспорта, медицины, торговли, дорожной инфраструктуры и приборов, ЖКХ и других сферах – это универсальная базовая единица для импортозамещения в отечественной электронике», – рассказал Александр Прохоров.

Открытая архитектура дает возможность разработчикам и производителям не зависеть от владельцев патентов при создании и развитии новых электронных устройств и модулей, что снижает зависимость российской электроники от иностранных технологий и комплектующих.

«Компания «Микрон» с 2015 года является резидентом ОЭЗ «Технополис Москва» в составе кластера микроэлектроники и выпускает более 4 миллиардов чипов ежегодно. Производственные мощности резидента по выпуску микроконтроллеров на территории столичной ОЭЗ позволяют полностью закрыть текущие потребности производителей России. Это можно считать значимым шагом для отечественного приборостроения», – отметил генеральный директор ОЭЗ Москвы Геннадий Дёгтев.

Полностью российский микроконтроллер с ядром на базе открытой архитектуры RISC-V – 32-битный МК32АМУР, разработанный НИИМА «Прогресс», имеет встроенную криптозащиту и позволяет полноценно использовать его в критической инфраструктуре и объектах с повышенными требованиями к безопасности.

«Российская компонентная база первого уровня теперь доступна разработчикам OpenSource-решений в целом, и экосистемы RISC-V – в частности. Первые пластины с образцами уже получены и проходят необходимые испытания. МК32 АМУР – первый полностью отечественный RISC-V-микроконтроллер: весь цикл разработки и производства осуществляется в России. Сегодня мы уже видим высокую заинтересованность рынка, поступило более 200 запросов от производителей различного оборудования: приборов учета, телеметрии, контрольно-кассовой техники, медицинского оборудования, дорожной инфраструктуры, робототехники. И мы реализовали возможность оформления заказа с выбором периода контрактации и условий поставки, начиная с октября 2022 года, для всех, кого интересует локализация своих приборов и устройств в экосистеме RISC-V», – рассказала генеральный директор АО «Микрон» Гульнара Хасьянова.

--  

Ростовский сезон: Исследование МТС - кто из молодежи предпочитает отдыхать на Дону?

МТС делится результатами анализа Big Data в Ростовской области. Оператор отмечает, что в период май-сентябрь 2021 года регион посетило на 48% больше туристов в возрасте 18-22 года, чем годом ранее. 


Photo by Denis Demkov on Unsplash

Треть потока туристов пришлось на жителей Краснодарского края, за ними следуют те, кто приезжал из Москвы, Санкт-Петербурга, Ставропольского края, Воронежской и Белгородской областей. Турпоток из Москвы вырос в 1.5 раза - больше, чем поток из любого другого региона. 
Пик туристов на территории области пришелся на июль-август, в этот период число приехавших молодых людей выросло на 37% год к году. 

Разумеется, это не могло не сказаться на мобильном интернете, молодые туристы с 1 мая по 30 сентября 2021 года использовали на 65% больше мобильного интернета, если сравнивать с 2019 годом, впрочем, и к прошлому году объем трафика вырос на 50%. 

В 2021 году больше всего отдыхающие «серфили» в парке «Лога», у «маяка» в хуторе Мержаново, в станице Старочеркасской и на набережной в Ростове-на-Дону.

Значительная часть растущего турпотока - транзитные автомобильные путешественники из Москвы и Санкт-Петербурга, которые едут на черноморские курорты, а в Ростовской области останавливаются на 1-2 дня. Еще один тип краткосрочных визитеров - это футбольные болельщики, приезжающие поболеть за игру любимой команды на стадионе Ростов Арена. 

Молодежь обычно останавливается в бюджетных отелях, хостелах или пользуются посуточной арендой жилья в центре Ростова-на-Дону. На еде обычно не экономят, питаются в ресторанах и кафе, а экскурсиями интересуются заметно меньше, чем представители других возрастных групп. 

В Ростовской области МТС использует для LTE частоты не только b3/b7, но также частично частоты диапазона b1 и частотный ресурс b38, что позволяет достигать достаточно высокой пропускной способности там, где это особенно востребовано. Компания активно развивает сеть, в марте 2021 года сообщалось о запуске более 600 базовых станций 3G и LTE и росте покрытия в регионе на 20%. По итогам 1H2021 на 35% выросло число проектов автоматизации, которые осуществляет компания на базе своей сети. Наиболее активно сервисы IoT/M2M внедряли предприятия торговли — с их стороны спрос вырос в полтора раза. 

В Ростовской области активны и другие российские операторы, в частности, в 2021 году о росте абонентов в госсекторе и в корпоративном сегменте сообщала Tele2. 

Вымпелком в июле 2021 года сообщал, что с начала 2021 года Вымпелком запустил более 300 BS (половина - базовые станции LTE). Это в 7 раз больше, чем было построено за 1H2020. В результате по итогам 1H2021 сеть LTE Билайн в регионе выросла почти на 10%. Улучшения затронули 23 города и района. В частности, более 100 новых BS было введено в Ростове-на-Дону, еще более 100 BS - в Шахтах, Аксае, Волгодонске, Таганроге, Азове, Красном Сулине, Новочеркасске, Новошахтинске. Также сеть расширена в Донецке, Зверево, Усть-Донецке, ст. Вешенской, Октябрьском, Красносулинском, Волгодонском, Цимлянском и Неклиновском районах. В августе 2021 года компания сообщила также, что в Таганроге и Волгодонске (Ростовская область) начал подключать абонентов к проводному домашнему интернету по модели FVNO. Благодаря предложению комплексных конвергентных услуг, оператор продвигает свои услуги мобильного оператора, получая абонентов с большим временем жизни и более высокой лояльностью. В Ростовской области Билайн начал работать по схеме FVNO на сети ТТК еще в 2019 году, в Ростове-на-Дону. 


--

Исследование МТС: кто из российской молодежи предпочитает отдыхать на Дону

10 ноября 2021 г., пресс-релиз

МТС изучила итоги туристического сезона 2021 в Ростовской области. Анализ обезличенных данных абонентов (Big Data) показал, что в мае-сентябре донской регион посетило на 48 процентов больше туристов в возрасте 18-22 лет, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом на своей странице в соцсети сообщил директор филиала МТС в Ростовской области Игорь Марьясов.

Самыми заядлыми ценителями донских достопримечательностей и местной кухни ожидаемо оказались соседи краснодарцы — на них пришлась треть потока туристов в возрасте 18-22 лет, далее следуют путешественники из Москвы, Санкт-Петербурга, Ставропольского края, Воронежской и Белгородской областей. При этом количество туристов из Москвы по сравнению с прошлым годом выросло в 1,5 раза — это самый высокий показатель по сравнению с другими регионами страны. Пик интереса к отдыху на территории Ростовской области пришелся на июль и август — в этот период количество молодых туристов увеличилось по сравнению с прошлым годом на 37 процентов.

В Ростовской области также была зафиксирована повышенная «цифровая» активность - молодые туристы с 1 мая по 30 сентября 2021 года использовали на 65 процентов больше мобильного интернета, чем за аналогичный период допандемийного 2019 года, объем трафика по сравнению с прошлым годом вырос на 50 процентов. В 2021 году больше всего отдыхающие «серфили» в парке «Лога», у «маяка» в хуторе Мержаново, в станице Старочеркасской и на набережной в Ростове-на-Дону.

Аналитики МТС отмечают, что 60 процентов в молодежном турпотоке занимают транзитные автомобильные путешественники из Москвы и Санкт-Петербурга, которые останавливаются в регионе на 1-2 дня, следуя на курорты Черного моря. А также футбольные болельщики, приезжающие посмотреть на игру своей любимой команды на стадионе «Ростов Арена».

«Что касается их предпочтений, то больше половины молодых туристов останавливаются в бюджетных отелях, хостелах или арендуют жилье посуточно преимущественно в центре Ростова-на-Дону. При этом они не экономят на еде — питаются в ресторанах и кафе. А вот экскурсии интересуют таких туристов меньше, чем представителей других возрастных групп»,— отмечает в посте Игорь Марьясов.
--

Алтайские ковикулы - МТС изучила турпотоки

В период с 30 октября по 7 ноября 2021 года по данным Big Data МТС число туристов в Алтайском крае выросло на 25% относительно 2020 года.


Photo by Pavel Marianov on Unsplash


В частности, повышенная "цифровая активность" отмечалась в Белокурихе, где сосредоточены многочисленные отели и гостевые дома, здесь использовали на 30% больше мобильного интернета, чем годом ранее. Увеличилось не только количество туристов, также расширилась география мест, откуда они приезжают. Если ранее это были в основном жители Кемеровской, Томской и Новосибирской областей, то в 2021 году отмечается много гостей из центральных регионов России, в том числе, из Москвы. 

Еще одно место, где отмечался значительный рост интернет-трафика - озеро Лебединское в часе езды от Белокурихи. Сюда приезжают в основном гости курорта, а также жители Барнаула, Бийска и Новосибирска. В сравнении с прошлым годом объем скачанного интернет-трафика здесь вырос на четверть. 

«Алтайский край – одно из популярных направлений среди ценителей экотуризма, нам есть чем удивить даже бывалых путешественников. И МТС вносит свой вклад – к началу летнего сезона мы провели апгрейд оборудования в Белокурихе, на 30% увеличив скорость мобильного интернета в турзоне. Также мы улучшили покрытие вдоль автомобильных дорог, ведущих к Яровому и Завьяловским озерам, чтобы туристы могли пользоваться скоростным интернетом, быть онлайн даже в пути и делиться впечатлениями», – прокомментировал директор МТС в Алтайском крае Иннокентий Цой.

В целом в Алтайском крае отмечается высокая активность не только МТС, но и Вымпелкома с МегаФоном. 

В частности Билайн в феврале 2021 года сообщал о том, что нарастил  число вышек в Алтайском крае на 15%. Также проведен очередной этап модернизации сети 4G/LTE (прежде всего рефарминг частот 1800 МГц), что позволяет обслуживать больше абонентов на большей скорости. В декабре 2020 года жители Алтайского края по данным компании тратили в сети LTE в 2 раза больше трафика, чем годом ранее. 

МегаФон в марте рассказывал об активной стройке сети LTE в Алтайском крае, благодаря которой 250 тысяч сельских жителей края получили доступ к высокоскоростному интернету. 

В апреле 2021 года МТС в Алтайском крае обеспечила интернет по LTE/4G еще в 10 населенных пунктах с количеством жителей от 500 человек. Новые базовые станции оператора появились в селах Змеиногорского, Шипуновского, Первомайского, Заринского, Мамонтовского, Хабарского, Локтевского и Суетского. В селе Гонохово сеть LTE появилась впервые. 

В октябре 2021 года МТС вновь сообщала о расширении покрытия LTE в Алтайском крае - было обеспечено непрерывное покрытие вдоль участка железной дороги и автотрассы от Барнаула до Новоалтайска. Новые базовые станции LTE появились, в частности, на выезде из Барнаула вблизи Старого моста, у Гребного канала, в селе Присягино и на станции Развилка. Водители теперь могут пользоваться навигаторами и привычными онлайн-сервисами, а пассажиры - слушать музыку в режиме онлайн и общаться в социальных сетях. Ранее МТС сообщала об улучшении покрытия сети LTE вдоль автотрассы, ведущей к самым популярным местам отдыха в Алтайском крае — озеру Яровому и Заявьяловским озерам. 

МТС в Алтайском крае активно использует доступные компании частотные ресурсы, в частности, под LTE задействована не только "классика" - b3/b7, но также b8 и b38, что благостно сказывается на размерах покрытия и на емкости сети. 

Подробнее - на странице телеком в Алтайском крае

--

Голосовой помощник МТТ подключили к Учи.ру

EdTech манит операторов связи. В этой сфере крутятся немалые деньги, а ее IT-обеспеченность все еще оставляет желать лучшего. В этих условиях есть можно искать и находить варианты  освоения данной области. 




МТТ предоставила "цифрового помощника", собранного на базе платформы VoiceBox, который теперь будет собирать обратную связь и продавать новые услуги. Поскольку платформа предоставляет открытый API, ее можно интегрировать с любыми информационными системами.

--

Пресс-релиз

Голосовой помощник от МТТ поможет осваивать школьную программу в комфортном режиме

Провайдер интеллектуальных решений для бизнеса АО «МТТ» разработал уникального голосового помощника для Учи.ру - одного из крупнейших в России EdTech-проектов. Цифровой помощник, собранный на платформе VoiceBox от МТТ, помогает контролировать качество образовательных программ и удобство работы с платформой, а также продавать новые услуги.

Учи.ру — российская образовательная онлайн-платформа, на которой более восьми миллионов учеников со всей страны изучают школьные предметы в интерактивной форме, обучаются программированию, развивают свои навыки, готовятся к всероссийским проверочным работам (ВПР) и основным государственным экзаменам (ОГЭ), участвуют в российских и международных олимпиадах.

Голосовой помощник от МТТ предоставляет пользователям широкий спектр возможностей для автоматизации коммуникаций с аудиторией. Благодаря открытому API он может быть интегрирован с любой информационной системой компании, что позволяет повысить качество обслуживания и эффективность бизнес-процессов. Кроме того, платформа VoiceBox от МТТ позволяет использовать для озвучивания сообщений не только голоса профессиональных дикторов, но и голоса сотрудников компании, с которыми привыкли общаться клиенты.

Учи.ру использует цифрового помощника для опроса пользователей портала и сбора информации о качестве полученных услуг. Также робот может предложить консультацию технического специалиста, сообщить о новых программах и акциях, соединить с оператором для детального обсуждения и оформления заявки на подключение новой услуги. По итогам таких опросов автоматически формируются отчеты, где можно детально изучить статистику и прослушать или прочитать отзывы клиентов.

«Разработать голосового помощника для Учи.ру – интересная и нетривиальная задача. Нужно было создать сценарий, позволяющий оценить качество работы, получить обратную связь, рассказать о новых возможностях и заинтересовать новых и существующих пользователей дополнительными услугами. Мы протестировали несколько форматов и смогли найти оптимальный вариант, который не занимает много времени у клиентов и помогает руководству Учи.ру получить достаточно данных для принятия решений по развитию платформы. Надеемся, что благодаря результатам работы голосового помощника процесс изучения школьных предметов станет еще интереснее и комфортнее», – уточнил коммерческий директор МТТ Рамиль Биккужин.

«Раньше сбор обратной связи занимал почти 50% рабочего времени сотрудников контакт-центра и производительность была достаточно низкой – максимум 600 звонков в день. Сейчас эту функцию полностью взял на себя голосовой помощник, который совершает более восьми тысяч звонков в день. Операторы же обрабатывают индивидуальные вопросы, связанные с работой платформы, а также общаются с клиентами, которые заинтересованы в новых программах обучения, – говорит Святослав Федоров, продакт-менеджер контакт-центра компании Учи.ру. – Нам нравится и производительность робота и результаты кампаний. Сейчас мы рассматриваем еще несколько направлений работы, где планируем автоматизировать коммуникацию с клиентами и повысить продуктивность сотрудников».

«В арсенале компаний МТС и МТТ множество продуктов для бизнеса, которые могут упростить и автоматизировать бизнес-процессы. Платформа VoiceBox - это инновационный и одновременно простой, интуитивно понятный сервис, позволяющий собрать своего уникального робота, способного решить вполне конкретные задачи клиента без привлечения сторонних специалистов. Благодаря тому, что сервис можно интегрировать с подавляющим большинством существующих на рынке CRM, он интересен и доступен по своему функционалу любому бизнесу, ведь фактически после внедрения он берет всю рутинную работу компании на себя», - говорит коммерческий директор бизнес-рынка ПАО «МТС» Андрей Зименков.

О платформе VoiceBoх

Платформа VoiceBoх от МТТ позволяет собрать уникального робота в зависимости от специфики и потребностей конкретной компании. При этом интерфейс платформы настолько прост, что работать в нем может любой специалист без навыков программирования. Робот собирается из готовых функциональных блоков: входящие и исходящие вызовы, распознавание и синтез речи, интерактивное меню, логическая обработка, переадресация, интеграция с внешней базой данных. В зависимости от целей компании можно выбрать подходящий номер: городской или в формате 8-800. Голосовой робот может быть интегрирован с большинством CRM-систем, например, Битрикс24 или amoCRM, что позволяет оперативнее формировать отчеты и повышать качество обслуживания.

Подробнее о возможностях VoiceBox от МТТ можно узнать на сайте https://www.mtt.ru/voicebox/

МТС испытала решение 5G SA Open RAN на отечественном ПО разработки ЛИЦ Сколтех

МТС сообщает об успешном испытании первого в России телеком-решения 5G на основе международных открытых стандартов радиодоступа Open RAN с использованием отечественного программного обеспечения, разработанного Сколковским институтом науки и технологий (Сколтех).



В ходе тестирования в лаборатории Open RAN на территории Центра 5G МТС в Москве на ВДНХ была достигнута нисходящая скорость передачи данных  более 1 Гбит/с. Специалисты МТС использовали базовую станцию Open RAN, подключенную к  ядру сети МТС автономной архитектуры 5G (standalone, SA) и доступные на российском рынке смартфоны с поддержкой 5G SA, которых пока что совсем немного, впрочем и сети 5G SA в России пока что не запущены в коммерческую эксплуатацию. 

В декабре 2019 года МТС и Сколтех приступили к сотрудничеству по разработке отечественных аппаратно-программных комплексов 5G на основе открытой стандартизированной архитектуры радиодоступа Open RAN. Как ожидается, переход к использованию подходов Open RAN позволит локализовать в России производство телеком-оборудования, ускорить и удешевить строительство сетей связи новых поколений. 

«Наше партнерство со Сколтехом увенчалось успехом – за неполные два года мы первыми в России довели концепцию Open RAN до стадии технически тиражируемого решения. Все необходимое «железо» было приобретено на открытом рынке у различных поставщиков, а программное обеспечение разработано и предоставлено Сколтехом. Благодаря гибкой и открытой архитектуре специалистам МТС удалось собрать оптимальную конфигурацию сетевого решения, где каждый из компонентов работал без конфликтов в составе единого целого. Эти воодушевляющие результаты продемонстрировали верность выбранной нами концепции Open RAN. Её дальнейшее развитие будет способствовать появлению в России собственных разработок и импортозамещению телеком-оборудования, а в глобальном масштабе усилит конкуренцию среди широкого круга разработчиков и поставщиков технологических решений», - отметил вице-президент по технике МТС Виктор Белов

«Основными драйверами глобальной концепции Open RAN стали операторы связи. Благодаря открытой архитектуре операторы возвращают себе свободу выбора оптимальных решений при строительстве сетей. Именно поэтому концепция Open RAN стала быстро растущим глобальным международным проектом и получила поддержку от разных и во многом конкурирующих игроков. В России последовательным сторонником открытой архитектуры стала МТС, поддержавшая разработки Сколтеха в сфере Open RAN на самой ранней стадии. И сегодня особенно приятно, что проведенные тесты показали полную состоятельность отечественного решения», – рассказал руководитель Центра компетенций НТИ на базе Сколтеха Дмитрий Лаконцев

Cпециалисты МТС реализовали схему с физически разделенным функционалом базовой станции, что соответствует будущей архитектуре мобильных сетей и облачных сервисов для достижения наилучшего качества услуг. Основу аппаратной части составляют стандартные, "с полки", ИТ-серверы с установленным ускорителем. Для соединения компонентов между собой применено стандартное транспортное оборудование, которое объединяет сервера базовой станции, OpenRAN радиомодуль и транспортную сеть. Программная часть базируется на широко используемой операционной системе CentOS, установленные программные компоненты разработки Сколтеха реализуют полный стек протоколов базовой станции 5G. 

-- 

press-release MTS

MTS Tests Russia’s First 5G Open RAN Solution Powered by Local Software

November 9, 2021

MOSCOW, Russia – Mobile TeleSystems Public Joint Stock Company (“MTS” or “the Company”) (NYSE: MBT; MOEX: MTSS), Russia’s largest mobile operator and a leading provider of media and digital services, announces the successful test of Russia’s first OpenRAN-based 5G telecom solution leveraging locally-sourced software that was developed by the Skolkovo Institute of Science and Technology (Skoltech).

During tests at the Open RAN Laboratory in Moscow, the innovative new solution delivered blistering-fast downlink transmission speeds surpassing 1 Gbps. The demonstration was carried out with an OpenRAN base station and a standalone (SA) MTS 5G network core connected to a commercially-available 5G SA smartphone.

In December 2019, MTS and Skoltech launched a partnership to build locally-developed OpenRAN 5G hardware and software solutions. Open radio access network (OpenRAN) specifications are aimed at increasing market access for a broader array of potential telecom equipment vendors, while making the rollout of next-generation networks faster and more affordable.

MTS CTO Victor Belov commented: “Our partnership with Skoltech has delivered results: in less than two years we have become the first Russian team to implement the OpenRAN concept in a deployable prototype solution. We sourced the hardware from multiple vendors on the open market, while Skoltech developed and delivered the software. Thanks to a flexible and open architecture, the MTS team built an optimally-configured network while insuring the seamless integration of all components. These encouraging results reaffirm our decision in selecting the OpenRAN approach, which, when developed further, will encourage the emergence and adoption of Russian-made telecom solutions, while ensuring robust competition and further supporting a diverse global supply chain of high-tech vendors.”

Dmitry Lakontsev, Head of the Skoltech-based NTI Center of Excellence, said: “Telecom operators were the key drivers behind the global OpenRAN concept. Thanks to the open architecture, operators are reclaiming their freedom to choose optimal solutions when building networks. That’s exactly why the OpenRAN concept is rapidly evolving as a global international project supported by diverse players and even rivals. A consistent advocate of the open architecture in Russia, MTS supported Skoltech’s OpenRAN R&D efforts at a very early stage. Today, it is especially gratifying to see that the Russian solution works perfectly well, as proved by the recent tests.”

The MTS solution was built around an advanced base station featuring modular functionality, which is aligned with the emerging architecture of future mobile and cloud infrastructure. Commercial IT servers with installed accelerators form the core of the base station’s hardware and are connected to an OpenRAN radio module, with data transmission via standard transport networking hardware. The software runs on CentOS, with the Skoltech-designed software components supporting a full 5G stack.

МТС запустила тестовую зону 5G для студентов

МТС сообщает об открытии тестовой зоны 5G в Уральском федеральном университете (УрФУ). Сеть на базе решения Ericsson Radio System развернута в миллиметровом диапазоне частот (27 ГГц) в одном из корпусов УрФУ на улице Тургенева, 4. 

К сети 5G mmWave могут подключиться студенты, аспиранты, преподаватели университета со своими пользовательскими устройствами, если они способны работать в диапазоне миллиметровых волн. Желающие могут воспользоваться смартфонами 5G от МТС. Студенты факультета информационных технологий смогут с помощью сети смогут тестировать технические решения для выявления различных вариантов использования связи 5G. 

9 ноября состоялась презентация 5G лаборатории МТС. Планируется серия онлайн-лекций по темам ИИ, облачные технологии, нейросети, аналитика больших данных. 

«Студенты смогут использовать сверхбыстрый интернет для тестирования своих разработок: дронов, робототехники, специальных технических решений для производственных площадок, разработок в направлении умного дома и умного города. Большинство этих технологий требует высоких и стабильных скоростей мобильного интернета. Уверен, что ребята уже знают, как можно использовать сети 5G в своих текущих проектах и смогут начать работу над новыми, которые до сегодняшнего дня были недоступны из-за ограничений в характеристиках передачи данных», – отметил директор филиала МТС в Свердловской области Андрей Елизаров.

МТС отличается от других участников рынка активностью в области тестирования 5G, в частности, компания демонстрирует самую высокую активность в плане запуска пилотных зон, ей же принадлежит больше масштабных проектов в области 5G.

Запуски коммерчески доступных сетей 5G в России на сегодня сдерживается только позицией государства, которое все еще не выделило операторам большой четверки необходимые для развертывания сетей пятого поколения частоты в диапазоне 3.4-3.8 ГГц, не обеспечило другую необходимую регуляторику. Растет отставание нашей страны от стран, где сети 5G обслуживают уже миллионы абонентов и множество бизнесов. Хочется верить, что эта ситуация еще найдет решение в нашей стране, а когда-нибудь и оценку действий, связанных с задержкой запусков. 

 -- 

Ростелеком отчитался за 3q2021 - без данных по числу мобильных абонентов

Ростелеком представил отчет за 3q2021. 

Показатели фиксированного бизнеса


Показатели мобильного  бизнеса

Компания отмечает рост числа интернет-подключений домохозяйств в 3q2021 до 12,4 млн, впрочем, речь о +0,05%, то есть, что называется, на уровне погрешности. ARPU этих абонентов остается стабильным - 393 рубля, что на фоне инфляции - не лучший показатель. Бизнес становится все менее прибыльным. 

Количество B2B абонентов доступа в интернет и VPN выросло на 4% гг до 1,1 млн. ARPU этих абонентов незначительно вырос (+1%) и составляет 3 584 руб. 

Количество абонентов платного ТВ выросло на 2% гг до 10,9 млн. ARPU - 252 руб. для частных пользователей. Из них количество абонентов IPTV выросло на +7%, до 6,3 млн, для частных пользователей этой услугой показать ARPU составляет 299 руб. 

Количество активных пользователей мобильным интернетом выросло на +18,5% гг, рост трафика составил 30% гг, показатель оттока вырос до 8% гг. Число абонентов сотовой связи в таблице не приведено, нет и данных о динамике этого показателя. 

Структура выручки по видам услуг


В рост выручки до 141,2 млрд руб (+5%) гг весомый вклад внес рост выручки от мобильной связи - на 8% до 49,6 млрд руб. Чем обеспечен этот рост в большей степени - ростом ARPU абонентов мобильной связи или ростом числа этих абонентов предлагается догадываться самостоятельно. 

Рентабельность по OIBDA в III квартале 2021 г. выросла на 1,5 п. п. и составила 41,3%, за 9
месяцев 2021 г. — на 2,3 п.п., до 41,2%, по сравнению с аналогичными периодами прошлого
года.

Чистая прибыль, которую заявили в компании в III квартале 2021 г. снизилась на 29%, до 8,4 млрд руб., по сравнению с аналогичным периодом 2020 г., а за 9 месяцев 2021 г. выросла на 17%, до 31,4 млрд руб., по сравнению с аналогичными периодами прошлого года.

Свободный денежный поток за III квартал 2021 г. составил 13,3 млрд руб. против 18,9 млрд руб. за аналогичный период 2020 г., а за 9 месяцев 2021 г. тот же показатель улучшился на 13,5 млрд руб. и достиг 16,6 млрд руб.

Общий долг группы компаний на 30 сентября 2021 г. (с учетом АО) вырос на 7% и составил 544,0 млрд руб. Динамика общего долга в текущем году главным образом обусловлена ростом арендных обязательств в результате пересмотра сроков капитализации по договорам аренды. 100% общего долга группы компаний на указанную дату составляли рублевые обязательства.

Чистый долг группы компаний на 30 сентября 2021 г. (включая АО) составил астрономическую величину в 502,5 млрд руб., увеличившись на 8% к началу года. Долговая нагрузка компании за последние 12 месяцев снизилась с 2,6х до 2,3х по показателю «Чистый долг, включая АО/OIBDA». 

-- 

Популярные сообщения

Желающие следить за новостями блога, могут подписаться на рассылку на follow.it (отписаться вы сможете в один клик). 

Еще можно подписаться на Telegram-каналы @abloud62 @abloudrealtime, где также дублируются анонсы практически всех новостей блога. 

 

Translate