Глобальные вендоры готовятся к локализации производства в России

CNews со ссылкой на Интерфакс сообщает, что Nokia находится на финишной прямой подготовки к началу локализации производства базовых станций сотовой связи на территории России. Вендор готовится к подписанию соответствующего соглашения с Минцифры. Нет сомнений и в том, что аналогичные переговоры ведут, как минимум, Huawei и Ericsson, а может быть и ZTE. 



Интерес к локализации у зарубежных вендоров безусловно вынужденный, он объясняется регулированием. В России принят запрет с января 2023 года на установку на сетях LTE оборудования, произведенного за ее пределами. 

Чтобы продолжить продавать в России свое оборудование, вендоры должны будут наладить в России хотя бы сборку своих решений. Но здесь есть, минимум, два подводных камня. 

Во-первых, такие производства, чтобы быть рентабельными, должны выпускать больше оборудования, чем требует российский рынок. Вот только есть ли на сегодня рынки, готовые потреблять телеком-оборудование "сделано в России"? 

Во-вторых, если "вчера" был принят запрет на использование зарубежного оборудования, произведенного за рубежом, то кто может гарантировать, что в дальнейшем не будет принят запрет на применение зарубежного оборудования, произведенного в России? Например, с момента, когда российские производители (желательно государственного разлива) сумеют сделать хоть что-то более-менее похожее на современные LTE-решения? Успеют ли до этого окупиться все эти "локализации" западных вендоров - вопрос открытый. 

Забавно, что ситуация повторяется. 

Nokia еще в 2011 году создавала совместное предприятие НПФ Микран и Nokia Siemens Networks - ООО "Центр беспроводных технологий". Планировалось собрать 10 тысяч базовых станций до конца 2012 года. Выпускать собирались базовые станции LTE, включая системные модули, радиомодули и узлы для сетей LTE. Сборка предполагалась "на оборудовании NSN, с использованием технологий и ноу-хау NSN". Даже что-то собирали какое-то время. 

Nokia была не одинока в этих попытках, в тот же период времени Ростехнологии и Alcatel-Lucent также создавали совместное предприятие, тоже шла речь о "локализации производства". 

Все эти проекты, конечно же вскоре умерли на российской почве, плохо приспособленной к сотрудничеству с зарубежными компаниями. 

Но, похоже, вендоры обладают короткой памятью, игнорировать российский рынок им не хочется и они вновь готовы к авантюрам типа "локализации" даже зная, что Ростех будет всячески лоббировать свои разработки решений LTE/5G, даже если они будут существенно уступать в качестве зарубежным решениям.  

--

MediaTek Dimensity 9000 готова на равных состязаться со Snapdragon 898

MediaTek Dimensity 9000 - топовая платформа для флагманских мобильных гаджетов по процессу 4нм TSMC. Устройства на базе новой платформы появятся в 1q2022.



CPU платформы - трехкластерное:

  • 1 ядро ARM Cortex X2 3.05 ГГц;
  • 3 ядра ARM Cortex-A710 2,85 ГГц;
  • 4 ядра Cortex-A510 1.8 ГГц.

GPU - 10 ядерный ARM Mali-G710 MC10.

Ускоритель - 6-ядерный модуль APU.

Новый сигнальный процессор обеспечивает поддержку камер с разрешением до 320 Мп и возможностью записи до 3 потоков видео 4K HDR одновременно или одновременной съемки 3 фото разрешением 32 мпикс.

Память LPDDR5X 7500 Мбит/c.

Поддержка экрана Full HD @180 Гц или WQHD+ @144 Гц.

Встроенная поддержка 5G Release 16, Wi-Fi 6E, BT 5.3.

Платформе прочат возможность на равных конкурировать с ожидаемой через пару недель Snapdragon 898.

--

Российские операторы получат частоты цифрового дивиденда под 5G?

Новости из Минцифры (с подачи Интерфакса). До конца года в этом ведомстве собираются подготовить очередную "дорожную карту". Ее темой будет грядущая передача частот так называемого "цифрового дивиденда" операторам мобильной связи. 




Это хорошая новость, но операторам нужны частоты для 5G, а не карты. На карте сеть 5G не построить, можно ее только нарисовать. 

Теме "цифрового дивиденда" немало лет. Хорошо, если вопрос с передачей этих частот от телевещателей операторам сотовой связи сдвинулся с мертвой точки. Но как быстро операторы смогут получить частоты в низком частотном диапазоне в пользование - пока что не ясно. В каком объеме будут выделены частоты на каждого оператора, как и чем их обременит регулятор - все это бесконечные вопросы без ответов. 

Основное, что следует понимать, так это то, что только в диапазоне низких частот (до 1 ГГц), как и в диапазоне только миллиметровых волн (от 20 ГГц и выше), сеть 5G экономически целесообразно не построить. Для того, чтобы проект развертывания сетей 5G был жизнеспособным, необходимо решать вопрос с передачей операторам частот 3.5-3,99 ГГц после их высвобождения от использования системами спутниковой связи и от других пользователей. Без этого диапазона 5G в России может появиться в лучшем случае, как имитация, буковка на экране смартфона будет, а какого-то нового пользовательского опыта получить не получится. 

Частоты цифрового дивиденда, несомненно, полезны для операторов. Это хороший диапазон для формирования обширного и непрерывного покрытия 5G в сельской местности, вдоль автотрасс и железных дорог. Сети 5G в диапазоне частот "цифрового дивиденда" - это прекрасный диапазона для ряда IoT-применений. Если дойдет до внедрения в России VoNR, то можно вообразить себе неплохую 5G SA сеть с поддержкой IoT и голоса. Но для быстрого мобильного интернета, нужны, конечно, также частоты среднего частотного диапазона (2-7 ГГц). 

Опять же, пока что регулятор не сообщает, какие обременения он собирается придумать для частот "цифрового дивиденда". Не будет ли там "совместного использования", например, или "только на российском оборудовании", сколько будет требований по "ликвидации цифрового неравенства" и тому подобных нагрузок, которые смогут обратить полезный ресурс в тыкву. 

-- 

Яндекс становится еще одним участником быстро растущего рынка российских серверов

На рынке серверов появился еще один участник, претендующий на ощутимую долю - это Openyard - бренд совместного предприятия Яндекса и Ланита, доли в котором также должны получить Gigabyte и ВТБ. Об этом сообщают Forbes и Яндекс (пресс-релиз). Ланит обеспечит дистрибуцию и сервисное обслуживание. ВТБ станет основным финансовым инвестором. Яндекс и Gigabytr обеспечат для проекта патенты и технологии, а также разработку. 

Собирает сервера пока что зеленоградский контрактный производитель - "АЛТ Мастер", в 2022 году планируется перевести их производство на собственное предприятие под Рязанью с мощностью до 60 тысяч серверов в год. Участники СП готовы инвестировать в производство более 1 млрд рублей. 



Одним из основных потребителей этой продукции на первых порах будет сам Яндекс. Выпущены первые 200 серверов, после их тестирования, планируется их активно использовать, в частности, для расширения Yandex.Cloud.

Также планируется продажа этих серверов участникам рынка в B2B и B2G сегментах.




Серверы спроектированы для работы в больших ЦОД, где требуется высокая производительность и энергоэффективность. В Yandex говорят, что Openyard стал первым производителем серверов в России, который использует новейшие серверные процессоры AMD EPYC Milan наряду с Intel Ice Lake.
 
"Зарубежность" процессоров снизит конкурентоспособность решений совместного предприятия, по крайней мере в сегменте B2G.




Конкуренция за растущий рынок серверов и СХД в России быстро обостряется, число участников, заявляющих о "российском происхождении" выпускаемых ими серверов того и гляди превысит десяток. Формат "совместное предприятие" далеко не всегда в истории оказывался успешным, у партнеров со временем могут накопиться взаимные претензии и недовольство. Вместе с тем, партнерства - это хороший способ для быстрого старта. 

-- 

Tele2 созрел для конвергента - в Москве и в Туле

Tele2 предлагает клиентам подключить домашний интернет к своему действующему мобильному тарифу и настроить оптимальную скорость. 





Верный ход оператора, хотя и запоздалый. Все уже знают и конкуренты Tele2 уже проверили масштабной практикой, что конвергентные абоненты заметно лояльнее мобильных, что их время жизни на порядок выше. 

Что же, пусть и запозданием и в ограниченных по географии масштабах, но и Tele2 начал предлагать конвергент. Пока что услуга стала доступна в Московском регионе и в Тульской области. Фиксу, понятное дело, обеспечивает Ростелеком. 

Новое решение доступно не всем, а лишь на тарифах «Мой онлайн», «Мой онлайн+» и «Везде онлайн», «Премиум», «Игровой» и «Безлимит». Интересный нюанс - возможность выбрать скорость фиксированного подключения. 

Оборудование для подключения можно приобрести самостоятельно, либо у Tele2, за полную стоимость или в рассрочку на 1 или 2 года. 

Заявку на подключение можно подать не только в салоне, но и через сайт или мобильное приложение. Придется проверить адрес на наличие технической возможности подключения. 

В общем, все правильно сделали, странно, что так долго к этому шли. 


--

О степени готовности российских решений для сетей сотовой связи

"Прототипы российских базовых станций стандарта LTE, на использование которых с 2023 года обязаны перейти операторы связи, не показали «необходимой функциональности». Об этом Минцифры сообщили «МегаФон», МТС, «Вымпелком», «Ростелеком» и Tele2. Такое оборудование разрабатывает, в частности, «Ростех». Операторы предлагают создать рабочую группу для координации внедрения российских станций. В правительстве недовольны позицией операторов и считают, что те могли совместно с производителями разрабатывать необходимое оборудование", - подробнее об этом читайте в сегодняшнем "КоммерсантЪ" Никиту Королева и Анастасию Гаврилюк. 



Претензии и сомнения российских операторов совершенно справедливы. Современные базовые станции LTE, поставляемые на российский рынок крупнейшими вендорами, будь то Ericsson, Huawei или Nokia, это плод многолетних разработок, в которые были вложены десятки, если не сотни миллиардов долларов. Это комплексные программно-аппаратные продукты, зачастую основанные на собственных чипах, разработанных компаниями. Все эти продукты прошли горнило международной конкуренции. 

Российские попытки создать собственное оборудование безусловно похвальны, но следует понимать, что у нас на сегодня нет ни необходимого уровня микроэлектроники, чтобы создавать аналогичные по производительности и другим важным параметрам отечественные чипы, ни экспертизы в создании комплексных продуктов, какими являются решения для радиоподсистемы сетей сотовой связи 4G/LTE. 

Достичь уровня зарубежных разработок просто невозможно в заданные сроки, независимо от объемов выделяемых средств. К тому же зарубежные вендоры вложили в разработку заметно более существенные средства, чем сейчас выделяются в России. 

Отечественная промышленность может создавать небольшие решения, например, для частных сетей pLTE c небольшим числом пользователей. Но не оборудование, способное обслуживать десятки миллионов потребителей с привычным уровнем надежности. 

При надлежащей последовательности, при инвестировании год за годом в соответствующие разработки, можно было бы повторить западные разработки уровня сегодняшнего дня. Но это не может занять 2 или 3 года, для этого необходимо больше времени и средств, чем выделяется. Кроме того, у меня в целом есть сомнения в возможности создания качественных продуктов в отсутствии рыночной конкуренции. Правила типа "второй - лишний", которые придумываются сейчас для "защиты" отечественных производителей  не дают им стимула к созданию конкурентоспособных отечественных продуктов. Это до какой-то степени "медвежья услуга" для тех компаний, кто возможно видит себя участником международных рынков в будущем.

--

МТС и Hytera обеспечили Восточную горнорудную компанию единой системой диспетчерской связи на базе LTE

Компания Hytera совместно с партнером ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) предложили единую систему диспетчеризации с использованием технологии Hytera Push-to-Talk Over Cellular (PoC) - 3000 на основе технологии LTE для сотрудников Солнцевского угольного разреза Восточной горнорудной компании (ВГК).

ВГК добывает уголь, это крупнейший в России его производитель с объемом добычи 11 млн тонн в 2020 году. Используемые компанией аналоговые системы профессиональной радиосвязи перестали удовлетворять требованиям компании. На помощь пришли новые технологические решения. 

Hytera PoC 3000 - это мультимедийное решение для критически важной связи, которое реализует межсетевое соединение между узкополосными и широкополосными системами связи. Система предоставляет услуги передачи голоса, видео и данных, а также предоставляет функции, включая управление мобильностью, вызовами, распределение ресурсов и диспетчеризацию мультимедиа.



МТС построила на разрезе сеть из 2 базовых станций LTE и 3-х выносных секторов, которые будут переноситься по мере смещения разработок угля. 




Сотрудникам ВГК розданы терминалы LTE Hytera PNC370 - более 120 штук, водители грузового транспорта получили более 250 возимых терминалов Hytera MNC580, устанавливаемых в автомобиль.

пресс-релиз Hytera

--

Презентация МТС итогов 3q2021 и 9М2021

Группа МТС представила подробные итоги третьего квартала и 9 месяцев 2021 года. Лидер рынка охотно раскрывает большинство интересных показателей. Давайте по ним пройдемся, посмотрим, из каких показателей куется победа. 


Результаты и ключевые события


Основным для компании является безусловно российский рынок, все эти млрд драм или миллионы белрублей - слезы на фоне выручки группы МТС в России. 

Отметим рост выручки в России - на 8,5% до 136,4 млрд. Зачем его показывать красным? Наверное, на радостях. Но глаза приходится напрягать. 

Чем объясняют рост мобильной выручки? Ростом потребления трафика и других услуг. Так что уход от безлимитов, похоже, был разумным решением. Сейчас чем больше трафика, тем больше доход оператора. Это справедливо и дает компании средства для дальнейшего развития. Важно понимать, что "другие услуги" - не менее важный источник дохода, чем рост трафика. 

Для группы выручка от Телекома, хотя и является самым значительным сегментом в структуре доходов, но все же совокупно уже дает менее половины от всех доходов. В МТС насчитали, что доля выручки телекома - 39%. Пора признать, что операторы, по крайней мере МТС, могут быть успешными и на "чужих" для них рынках типа Финтеха или Медиа?  



OIBDA в 61,3 млрд руб (+4,6% гг) - достойный итог 3-го квартала. Это суммарный результат телеком и финтех направлений, прежде всего. Доходы от телекома росли как на росте потребления трафика, так и на частичном восстановлении доходов от роуминга, поскольку самолеты опять начали летать в целый ряд стран.  



Чуть пристальнее посмотрим на новые направления бизнеса МТС. 

Стабильный рост показывает выручка медианаправления. Пока что это скромные 3,5 млрд, но зато стабильно растущие. +30% год к году и ежеквартальный рост. 

Финтех дает еще больший вклад в выручку, это уже 12,6 млрд руб за квартал. Что важнее - здесь сохраняется столь же стабильный и столь же заметный рост, +40% год к году!

И, наконец, выручка от розницы. Здесь, если смотреть поквартально, присутствует турбуленция, выручка скачет, а ее суммарный рост год к году - скромные на фоне новых направлений 5.4%. Но, во-первых, это все же рост (если забыть про инфляцию), во вторых, это весомые 22,2 млрд руб. 
Что там с прибыльностью этого направления... впрочем, прибыль можно считать по-разному. 


Экосистема и медиа 


В МТС либерально считают, что если клиент пользуется хотя бы парой сервисов или услуг МТС, это это уже "экосистемный клиент". Что же, тоже вариант определения, но тогда таких клиентов должно быть много?

Пока что насчитали 7,8 млн.. ну, такое. С другой стороны, год назад их было 6,2 млн, то есть это +26%. Вроде как и неплохо. 

Почему эта база так важна, потому, что экосистемные клиенты, привязанные к МТС более, чем одной "ниточкой", куда лояльнее и живут дольше. И платят, платят. В частности, их NPS (верите вы в значимость этого показателя или нет) не 13, как у рядовых абонентов, а 20, а то и 33. Замечу, как позитивно сказывается на лояльности масс cashback, который многие аналитики считают пустым звуком. Лишнее доказательство того, что личный опыт может давать неправильную основу для оценок. Сокращение оттока и вовсе разительное, может снижаться в 11 раз для ряда клиентов. 

Если что-то пока что и огорчает МТС, так это то что среднее количество продуктов, используемых одним клиентом, не превышает 1,39 - это маловато.



Основные экосистемные направления МТС. 

Видим позитивное влияние единой подписки (главное, чтобы это не сочли навязыванием услуг), а как давно говорилось о том, что единая подписка - это удобно, и как много лет не могли сделать единой подписку хотя бы на фиксу и мобильные услуги? Теперь, когда есть вариант с единой подпиской, видно, что дело это хорошее, правильное. 

Второе наблюдение - ударный рост пользования кэшбеком. Нравится людям эта опция, судя по представленным цифрам. Отличный способ сравнительно малой кровью растить лояльность, главное как-то сильно не разочаровать тех, кто привыкнет к кэшбеку.  

Рисунок должен показать синергию отдельных направлений, даже странно, что средний коэффициент использования различных услуг все еще меньше 2. Впрочем, это хорошая "точка роста" для компании МТС.



Как я уже отмечал выше, наблюдается стабильный рост абонбазы услуг платного ТВ, включая KION и IPTV. Растет абонбаза, растет выручка. С OIBDA не так стабильно, поэтому что из всего этого получится пока что по пословице "бабушка гадала, да надвое сказала: то ли дождь, то ли снег; то ли будет, то ли нет". 


Телеком, B2B и розница



Телеком бизнес, может быть и дает МТС уже менее половины от доходов, но это все же основной бизнес для группы. Надеюсь, в экосистемном разлете об это в компании не забудут. 

И что же телеком? Наблюдаем уверенный рост абонбазы? И откуда только берутся эти новые абоненты? Ведь все остальные вроде как демонстрирую, минимум, стабильность? Так или иначе, но видим заметный квартальный прирост и такой же в абсолютных цифрах прирост год к году, что уже не так красиво. Но ведь это, в любом случае, прирост. 

Стабильно генерящая доходы фикса вдруг дала заметный прирост квартал к кварталу. Это покупки Зеленой точки и МТТ. Но и без этого рост бы был, но скромнее - 8.6% год к году. Интересно, это меньше реальной инфляции или больше?

Покупка операторов дала также и рост абонбазы фиксы, скромный, но рост. Интересно, а без покупки, не могло быть, напротив, снижения абонбазы в каком-то из кварталов?    


 


Пока в Telecom Daily фиксируют снижение средних скоростей в сетях операторов сотовой связи, МТС сообщает о наращивании на 30% средних скоростей LTE сети оператора в Москве. Абоненты, вы заметили? 30% легко заметить, это ощутимое ускорение работы сети. 

С начала 2021 года оператор МТС запустил в России более 16 тысяч базовых станций LTE. Что молодцы, то молодцы. Это куда убедительнее заявлений "мы интенсивно строим сеть", "мы заметно улучшили сеть", не подкрепленных данными о числе развернутых базовых станций. 

МТС говорит о более, чем 15 проектах корпоративных сетей LTE/5G-ready. Проекты - это считая пилотные? А сколько коммерческих? В целом, сегмент важный, его нужно столбить именно сейчас, не дожидаясь, когда в России появится 5G. Кстати, в Китае было запущено более 10 тысяч проектов частных сетей LTE/5G. Успешны не все, но само отношение 15 и 10000... показывает, что все еще впереди. Впрочем, у других российских операторов все еще скромнее по этой части. 

Не "национальным чемпионом" единым живы наши медвежьи углы. Где-то и МТС занимается устранением цифрового неравенства, более 5 тысяч социально значимых объектов подключены к интернету. Но МТС почему-то для этого 100 МГц в диапазоне средних частот не подарили, такое - только для самых любимых участников рынка. 



Розница для телеком-оператора - это как сельское хозяйство для государства. Тяжелый участок с неизвестными перспективами. 

Забавным мне показалось, что после немалого числа заявлений о необходимости и даже намерениях розницу сокращать, в итоге число салонов все же выросло. 

Выручка розницы колеблется, но в целом представляют из себя стабильный и немалый поток.  OIBDA... в 3q2021 вернулась к значениям 4q2021, но в целом годовой даунтренд. И что будет в 4q2021 трудно сказать, слишком много факторов действует на рынке. 

Муторная тема - сотовая розница. Но отказаться от нее операторы пока что почему-то не могут, сколько бы не говорилось о дистанционной активации или eSIM. Тем более, что теперь надо продавать не только контракты и смартфоны, но еще и продукты экосистемы. 


Финтех



Красивая цифра чистой прибыли, двузначный рост операционных доходов, 16% рентабельности капитала - видимо у МТС Банка все неплохо. 

Правда все это в значительной степени опирается на кредитный портфель... что же, пока что ростовщичество в нашем обществе не считается чем-то неприличным. 











Финансы



Компания поясняет, что чистая прибыль снизилась за счет роста расходов на износ и амортизацию вследствие дополнительных инвестиций компании в развитие сети и новые направления, а также за счет роста затрат на финансирование из-за повышения процентных ставок по сравнению с аналогичным кварталом 2020 году и другими факторами. 

Чистая прибыль за 9М выросла на 3.2% год к году до 49,9 млрд руб. Солидно!



Компания МТС только за 3q2021 запустила 6478 базовых станций LTE в 82 регионах России. Это солидно. Это потребовало значительных инвестиций в сеть - за год получится более 100 млрд руб. Если бы еще не расходы на "яровизацию, не отсутствие частот 5G, мы бы уже и сеть 5G МТС получили (и не только МТС), но... такие нынче времена. 

В любом случае, наращивая сеть, МТС инвестирует в будущие доходы от мобильной передачи данных, будь то в интересах массового, корпоративного или правительственного сегмента. Всем нужна качественная сеть с обширными и желательно связным покрытием. 



Я уже отмечал, что 1,8 это приемлемое отношение. Но абсолютный его размер немал - $449,7 млрд рублей. 


Итоги и прогнозы



В МТС с оптимизмом смотрят на потенциал 2021 года. Основания для этого у компании, безусловно, имеются. Рост выручки на 6% на фоне инфляции не кажется достаточным, но не все в этой истории зависит от МТС. Потенциал роста выручки есть, если, конечно, не обеднеет стремительно население, что может случиться. Впрочем, телеком - это последнее (после еды и воды), от чего люди начнут отказываться. 



В МТС стараются не обижать акционеров, дивиденды в 2021 году будут симпатичные.

На этом все. Публикация по пресс-релизу компании - здесь

-- 

Итоги квартала: МТС представила итоги 3q2021 - хорошо, даже очень хорошо!

МТС представила итоги 3q2021. 



---- 


1) Финансовые показатели за 2020 год пересчитаны в связи с деконсолидацией «Энвижн Груп».
2) Без учета поступлений по договорам о совместной эксплуатации сетей связи.

Сразу отметим заметный, на +8,5% рост выручки, до 138,2 млрд руб., практически полностью это выручка от деятельности в России. В компании это объясняют частичным восстановлением доходов от роуминга. 

OIBDA показана на очень симпатичном уровне в 61%. Рекордные результаты. 

Также отметим существенный рост капиталовложений компании, они составили внушительные 33,1 млрд (+41,5% гг). Компания отмечает, что в основном эти средства шли на развитие сетей, с акцентом на расширение емкости сети LTE, а также на развитие новых сегментов бизнеса.  

Также компания показывает и итоги за 9 месяцев 2021 года.

(3) без учета лизинговых обязательств
(4) с учетом эффекта от стандартов МСФО 15 и 16
(5) без учета поступлений от продажи Vodafone Украина
(6) без учета 

Можно отметить значительный рост чистого долга. Не очень хороший показатель на фоне снижения свободного денежного потока. С другой стороны, отношение 1,8 - вовсе не тревожное. А свободный денежный поток уменьшился потому, что компания выделила значительные средства в развитие сети и в развитие новых цифровых направлений. Здесь же уместно вспомнить о происходящих покупках бизнесов. 
Средневзвешенная процентная ставка - 7,1%, что также вполне симпатичный показатель. 

Как комментирует результаты президент компании. 

Вячеслав Николаев, президент и председатель Правления Группы МТС:

«МТС продолжает реализовывать долгосрочную стратегию развития экосистемы цифровых сервисов на базе основного телекоммуникационного бизнеса. За отчетный период выручка Группы МТС выросла на 8,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, чему способствовал вклад всех направлений нашего бизнеса. Важно отметить, что более 60 процентов прироста выручки пришлось на нетелекоммуникационные сегменты, в частности, — на финансовые сервисы и МТС Банк; медиа, в том числе онлайн-кинотеатр KION; розничный бизнес, включая интернет-магазин; облачные технологии и цифровые сервисы для наших B2B-клиентов.

Мы рады, что в сентябре текущего года акционеры поддержали стратегические инициативы по выделению облачного бизнеса и телекоммуникационной инфраструктуры, а также башенных активов в новые дочерние компании. Эти шаги полностью соответствуют нашим амбициям по повышению операционного фокуса бизнеса и поиску новых возможностей для роста капитализации компании. 

Я воодушевлен нашими результатами в преддверии заключительного этапа года. Заглядывая в будущее, уверен, что мы успешно завершим 2021 год по основным финансовым показателям, и продолжим поступательный рост на благо наших акционеров за счет укрепления лидерства на основном телекоммуникационном рынке, прогресса в действующих экосистемных направлениях, выхода на новые рынки и совершенствования нашей продуктовой культуры».

Теперь более пристально посмотрим на российские результаты

(7) Количество действующих собственных и франчайзинговых салонов продаж на конец отчетного периода. 

Выручка от мобильных услуг продолжает быть основным источником выручки компании МТС, но уже далеко не единственным. Эта выручка подросла на 4,2% до внушительных 89,1 млрд руб. 
Мощно растет выручка от фиксированных услуг, на 24,1% гг, причем это не от какой-то низкой базы, а от вполне ощутимых 15,2 млрд руб, всего по итогам квартала до 18,9 млрд руб. Объясняют это, в том числе, консолидацией приобретенных активов. 

МТС Банк показывает рост выручки на 41,1% до 12,5 млрд руб. 

Розница почти не росла, но также дала свои 19,6 млрд руб. - на дороге не валяются. Выручка от продажи телефонов и аксессуаров в 3q2021 выросла до 17,7 млрд руб (+4,7%). 

Число салонов продаж, что удивительно, опять выросло, несмотря на то, что мы не раз и не два слышали в том числе и от МТС, что в целом число салонов следует сокращать. 

Абонбаза мобильной связи - не тот показатель, к которому на рынке в двадцатые годы относятся серьезно, и все же здесь МТС показывает рост более, чем на 1.5 млн абонентов до 79,7 млн гг. 

Растет число пользователей приложением "Мой МТС" - до 25,2 млн пользователей (+8,2% гг).

Важно отметить, что хорошо выступил не только Телеком-бизнес группы МТС, но также и два других ее основных сегмента развития, то есть Финтех и Медиа. 

Финтех в основном представлен активностями МТС Банка. И там тоже видим рост комиссионного дохода до 9,6 млрд руб, 50%-ный рост операционной прибыли по итогам 9М2021.

Рост розничного кредитного портфеля - для меня показатель спорный. С одной стороны, это как бы база для доходов, с другой стороны, собрать с нее доход это та еще задача. 

Медийное направление пока что остается скромным ручейком дохода, но опять же растущим, на 30% год к году до 3,5 млрд руб. Выросло количество абонентов платного ТВ - на 39,3% год к году по итогам 3q2021 до 7,8 млн пользователей. 

Пожалуй, никак кроме как хорошими, такие результаты МТС не назвать, даже если смотреть на них через увеличительное стекло. Этот вывод подтверждают  и прогнозы компании, которая с уверенностью смотрит в будущее, обещая одноцифровой рост выручки группы в целом по 2021 году и повышая прогноз по показателю OIBDA до "роста не менее, чем на 6%" (было 5%). 

Компания не намерена снижать капиталовложения (читай - "интенсивное развитие сетей LTE"), а также МТС намеревается в 2021 году внедрять коммерческие решения 5G на российском рынке (здесь уместно спросить - о чем идет речь, ведь пока что в России нет коммерчески доступных сетей 5G, - в МТС знают что-то, чего не знаем мы?).  
Всего планируется инвестировать около 110 млрд рублей, включая, увы, затраты на реализацию "закона Яровой". 

Пресс-релиз МТС, .pdf - подробнее 

Средняя скорость мобильного интернета в России начала снижаться. О возможных причинах

ИАА TelecomDaily впервые зафиксировало небольшое снижение средней скорости мобильной передачи данных в сетях LTE — с момента их запуска в России в 2011-2012 годах с помощью своего приложения "Мегабитус". Так, в ноябре 2020-го, по данным агентства, средняя скорость мобильного интернета в сетях большой четвёрки (МТС, «МегаФон», «Вымпелком», Tele2) составляла 24,3 Мб/сек, в ноябре 2021-го данный показатель снизился до 21,7 Мб/сек. 


Photo by Luis Villasmil on Unsplash

Как это стоит прокомментировать?

Снижение средних скоростей вполне возможно, поскольку растет, как покрытие сетей сотовой связи, так и рост числа подключенных к ним устройств, и, самое главное, растут объемы потребления трафика "на абонента". При этом у операторов не появляется новый частотный ресурс, они лишены возможности задействовать для пропуска трафика новые технологии, прежде всего 5G. 

В этих условиях неизбежна деградация качества услуг сотовой связи в России, которая произойдет в ближайшие годы. Возможно зафиксированное снижение средних скоростей - это первые признаки наступающей деградации качества услуг, которая усилится в ближайшие годы, если регулятор не предпримет экстренные меры по освобождению частот 3.4-3.8 ГГц и их передаче для развертывания сетей 5G гражданскими операторами.

Операторы не первый год страдают от нехватки частот. В итоге строительство сетей LTE обходится им существенно дороже (эти расходы частично перекладываются на потребителей, разумеется). Чтобы сохранять качество услуг им пришлось вводить множество технологических ухищрений - агрегацию частот, специальные виды модуляции сигнала, а, главное, ставить больше базовых станций. Этот процесс нельзя продолжать до бесконечности, т.к. растет уровень электромагнитного излучения и взаимных помех. Необходимо принципиальное решение. 

Пресс-релиз TelecomDaily 

КоммерсантЪ на эту же тему

-- 

ВымпелКом обеспечил идентификацию клиентов АльфаСтрахования через Мобильный ID

Для клиентов АльфаСтрахование стала доступна опция автоматического заполнения клиентских данных при покупке полиса страхования квартиры. Реализовано это с помощью услуги ВымпелКом - "Мобильный ID".





Для пользования автозаполнением достаточно при расчете полиса нажать на кнопку "Автоматически заполнить форму с помощью "Мобильного ID", указать номер мобильного телефона и предоставить страховой компании согласие на использование данных: ФИО, паспорт, дата рождения и адрес регистрации. 

Необходимые для оформления полиса данные подтянутся автоматически и останется только проверить правильность заполнения полей, а затем оплатить полис. 

Евгений Черешнев, Исполнительный вице-президент по развитию цифрового и нового бизнеса билайн:

«В среднем современный человек постоянно использует около 27 интернет-сервисов и только три пароля на всех. Количество сервисов растет, но человек-то один! Мы каждый день тратим время на сизифов труд - заполянем анкеты, которые нам, как пользователям, не нужны, ради создания учетных записей, которые тоже нужны кому угодно, но не нам. Современный человек хочет одного - простого и понятного пути пользователя, в котором о нем хоть кто-то подумал. «Мобильный ID» — это наш ответ на проблему. Это единая учетная запись, в которой достаточно один раз стать клиентом сотового оператора, чтобы навсегда забыть про зоопарк учетных записей и проблем, от неудобства до более серьезных, таких, как кибербезопасность и утечки личных данных. Смартфон, или, как минимум, телефон, есть почти у 100% населения страны. Не использовать телефон в качестве универсального цифрового ключа, надежного, простого и защищенного, - ошибка. Мы рады, что у нас есть воля, ресурсы и технологии, чтобы ее исправить. И надежные партнеры в лице «АльфаСтрахования», которые разделяют наше видение развитие интернета и помогают нам в прямом смысле менять привычный порядок вещей уже сегодня».

Инфраструктурные операторы могут заняться развертыванием частных сетей 5G

Сделка о которой стоит упомянуть, сама по себе крайне малозначительна. Башенная компания Cellnex выиграла контракт на развертывание частной сети 5G в деловом районе британского городка Бейзингсток.


Почему стоит об этом знать? Да потому, что это, вполне вероятно, еще один импульс нового тренда - тренда, который подразумевает, что частные сети 5G будут строить далеко не только операторы сотовой связи, но и различные другие участники рынка, причем одним из основных кандидатов видятся инфраструктурные операторы - башенные компании. Они вполне способны начать забирать со стола сотовых операторов все больше крошек, а где-то и вполне заметных кусочков операторского бизнеса. И кто знает, как далеко зайдет этот процесс.

Частные сети - больше по теме.

--

B2B: МТС поможет Башкирэнерго искать хищения в электросетях с помощью Big Data и AI

МТС заключила соглашение с ООО "Башкирэнерго, дочерней структурой БЭСК, в рамках которого предоставит услуги по выявлению коммерческих потерь в электрических сетях компании на всей территории республики Башкортостан.





В опытно-коммерческую эксплуатацию будет запущен программный комплекс, который с помощью технологий Big Data и AI поможет выявить приборы учета, передающие заниженные показания. Самообучающаяся модель обучена на данных счетчиков, по которым уже были выявлены хищения и умеет выявлять счетчики, трафик с которых похож на фродовый. Выявленные подозрительные потребители отображаются на карте в интерфейсе, в каждый такой адрес может выезжать бригада для проверки на месте. 

Платформа будет мониторить данные примерно 200 тысяч приборов учета Башкирэнерго, расположенных на различных объектах республики. 

Партнеры уже имеют успешный опыт выявления недобросовестных потребителей. С конца 2020 года на городских электрических сетях Уфы специалистами МТС и Башкирэнерго было выявлены следы взлома счетчиков для занижения показаний в 7-10 раз. В отдельных случаях обнаружились производственные цеха вместо жилых помещений, заявленных в документах. 

«Потери российских электроэнергетических компаний из-за незаконных подключений к электросетям, злоупотреблений и вмешательства в работу приборов учета оцениваются более чем в 250 миллиардов рублей в год, коммерческие потери достигают 30%. МТС обладает высокой экспертизой в цифровизации разных отраслей промышленности, мы рады подключиться к работе по внедрению инновационного решения на стыке IoT, Big Data и искусственного интеллекта совместно с нашим партнером «Башикэнерго» на территории ключевого региона России», — прокомментировал вице-президент по интернету вещей и промышленной автоматизации МТС Армен Аветисян.

МТС не первый год занимается этим сегментом рынка. Компания, в частности, разработала собственное решение для учета потребления электроэнергии, оно включает электросчетчик со встроенным модулем NB-IoT, платформу АСКУЭ в облаке МТС. Оператор также обеспечивает передачу трафика от прибора учета.  


-- 

Отряд «ЛизаАлерт» и билайн подводят итоги использования совместных технологий в ходе высокого поискового сезона 2021 года

пресс-релиз

16 ноября 2021 года, Москва - Поисково-спасательный отряд «ЛизаАлерт» и билайн подвели итоги высокого поискового сезона 2021 года.



По статистике отряда «ЛизаАлерт» всего в период с 1 мая 2021 года по 31 октября 2021 года было принято 26 823 заявки на поиск пропавших, было спасено 20 115 человек. Найдено погибшими 1 890 человек, 618 раз отряд искал родных и близких найденных и дезориентированных людей. Максимальное число заявок пришлось на неделю с 13 по 19 сентября: за этот период поступило 1 564 заявки на поиск.

Всего с начала года отряд получил уже более 38 000 заявок на поиск пропавших на территории всей страны, более 27 000 раз прозвучало «Найден, жив!», погибшими найдено 2 704 человека. На сегодняшний момент отряд представлен в 64 регионах РФ.

Горячая линия отряда 8(800)700-54-52, работающая с 2012 года при поддержке билайн, в 2021 году приняла уже около 72 000 звонков. Ежегодно отряд увеличивает количество операторов-добровольцев Горячей линии — сегодня их более 180 человек — тех, кто поддерживает ее работоспособность в режиме 24/7.  

В сентябре 2021 года зафиксирован абсолютный рекорд по количеству обращений за всю историю Горячей линии (10 695 входящих звонков), что на 58% больше, чем в сентябре 2020 года (6 731 обращение).  

Основные запросы, с которыми звонящие обращаются на Горячую линию, являются: свидетельства по актуальным поискам, непосредственно заявки на поиск, информация об обнаружении дезориентированных людей, запросы на проведение лекций по детской безопасности, запросы от СМИ и т.д. Около 10% обращений от всех звонков — это вопросы о деятельности отряда и о возможности присоединиться к нему: как помочь отряду, как узнавать об активных поисках.

Сервис sms-информирования, призванный оповещать людей о поисках, проходящих рядом, на сегодняшний день объединяет около 75 000 человек по всей стране. За летний период разослано более 1,6 млн сообщений с информированием о возможности присоединиться к поисково-спасательным операциям. Подписка на sms-информирование бесплатна и доступна для абонентов всех операторов: https://lizaalert.beeline.ru/.

BeelineAI-Поиск людей. Поиски с использованием беспилотной авиации и использованием технологии «Beeline AI-Поиск людей» — алгоритма анализа снимков с дронов для выявления потенциального присутствия на них потерявшегося человека — проводились более 600 раз; в 476 случаях использование технологии привело к обнаружению человека. Непосредственно с воздуха в процессе полета квадрокоптера найден 41 человек.

Билайн.Поиск. В октябре 2021 года билайн предоставил отряду новое технологическое решение — Билайн.Поиск. Технология основана на анализе больших данных и призвана помочь найти и оповестить потенциальных свидетелей, которые на пути своего следования могли встретить пропавшего человека. Их свидетельства во много раз увеличат скорость поисковой операции и, соответственно, шансы на спасение.  

Григорий Сергеев, председатель поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт»: «Лето и начало осени — традиционно самый активный период для отряда: количество еженедельных поисков и, как следствие, необходимого количества добровольцев и ресурсов возрастает в десятки раз. Технологии и партнерства с бизнесом помогают отряду быть максимально продуктивным: на протяжении 10 лет совместно с билайн мы развиваем технологическую инфраструктуру для поисков, чтобы внедрять новые алгоритмы. Сотрудничество с ритейлом и АЗС — важная составляющая ресурсной поддержки отряда. Активно развивается социальный проект «Островок безопасности», представленный в торговых сетях «Пятерочка», «Перекресток» и в магазинах «ВкусВилл». С помощью бонусных программ и акций наших партнерских АЗС («Газпромнефть», Shell и ЕКА) появилась возможность обеспечить топливом выезжающих на поиски добровольцев — все это неоценимая поддержка, особенно в регионах. Только объединяя усилия, мы можем строить эффективную систему поиска пропавших по всей стране». 

-- 

МТС внедрила биометрическую систему контроля доступа на складе в Ростове-на-Дону

Систему внедрили на входе в оптово-розничный склад компании RUNA TEX. Терминал обеспечивает быстрый и бесконтактный контроль права доступа на территорию. В базе данных системы могут храниться данные до 6 тысяч лиц. 




Это не первый проект МТС в области биометрии, весной была внедрена система безопасности на основе биометрии в кадетской школе ДГТУ. 

Для персонала новая система контроля доступа удобнее прежней, не нужны более карточки-пропуска, которые ломались и терялись, которые многие иногда забывали взять с собой из дома. Скорее всего, такие системы будут постепенно все чаще встречаться на предприятиях. 

«В России биометрические системы пользуются наибольшей популярностью в ритейле, сфере услуг. Также значительную долю занимают производственные и медицинские предприятия. В последние годы их активно начали применять финансовые и учебные учреждения. К примеру, весной МТС внедрила интеллектуальную систему безопасности в кадетской школе ДГТУ, которая ведет контроль за посетителями и помогает повысить уровень безопасности детей и преподавателей. Растущая популярность биометрии объясняется легкостью использования и надежностью», — комментирует директор компании МТС в Ростовской области Игорь Марьясов.


-- 

GaN on Si - на стыке миров

Радиочастотные усилители мощности (PA) необходимы для различных применений, но одним из массовых вариантов их использования будут, как ожидается, устройства 5G. И поскольку речь идет о массовом применении, должны выполняться противоречивые требования - высокая производительность и низкая цена. 




В настоящее время в основе RF PA, как правило, лежат устройства, создаваемые по технологии LDMOS. Конкурентом являются устройства на базе менее распространенной на сегодня технологии GaN, которые обеспечивают более интересные RF параметры, потребляя меньше энергии. 

К сожалению, GaN on SiC пока что куда более дорогая технология. Это привлекает интерес к компромиссной комбинации GaN on Si, которая может быть реализована с использованием распространенного технологического оборудования и при этом также обеспечивает весьма привлекательные параметры. В частности, она вполне подходит для выпуска приборов для устройств 5G. 

От таких приборов требуется способность работать на частотах до 7 ГГц (если мы говорим о среднем диапазоне частот), поддерживать работу с полосой вплоть до 400 МГц, модуляции высоких порядков, множество каналов и режим MIMO. При этом нужно, чтобы и вес и потребление энергии были бы минимальными. Технология GaN on Si всем этим требованиям удовлетворяет. В частности, у транзистора, выполненного по этой технологии, показатель плотности мощности может достигать в разы более высоких значений, чем у транзистора LDMOS. 

Компания Infineon разработала техпроцесс GaN on Si, позволяющий выпускать RF-приборы на стандартных пластинах 8", позволяющие раскрыть потенциал технологии. Благодаря этому мы приблизились к тому, чтобы GaN on Si стал мейнстримовой технологией. 

Слабым местом GaN on Si в сравнении с GaN on SiC является термосопротивление. Карбид кремния в этом плане более привлекателен, но за счет утонения кремниевой пластины, правильного расположения элементов прибора и других ухищрений, удается сблизить параметры. И если не требуется способности работать на пределе допустимых напряжений, можно добиваться сравнимой надежности приборов, выпускаемых по этим технологиям. 

Таким образом, можно говорить о достижении технологией GaN on Si начального уровня зрелости. 

За подробностями рекомендую заглянуть в ноябрьский выпуск Microwave Journal, с.22-37. 

-- 

Seagate показала NVMe жесткий диск

Означает ли выход жестких дисков NVMe (Non-Volatile Memory Express), что вскоре мы должны будем попрощаться с привычными SATA? 



Компания Seagate представила концепцию диска со встроенным NVMe на саммите во вычислительной технике в Сан-Хосе, США на этой неделе. 

Возникает вопрос - зачем на такое не слишком быстрое устройство, как жесткий диск ставить поддержку более быстрого протокола NVMe? Ведь SATA III с его потенциалом скоростей до 600 МБ/c вполне достаточен для дисков, обеспечивающих до 524 МБ/c? 

В Seagate объясняют, что переход на NVMe позволит упростить обмен данными с ними, что важно в связи с массовым распространением ЦОД, которые используют множество накопителей. В частности не нужен мост, и можно использовать единый интерфейс для работы с жесткими дисками и SSD-накопителями. В итоге можно рассчитывать на снижение общей стоимости владения (TCO), экономию энергии, выигрыш в производительности, а также снижение числа необходимых электронных компонентов. 

-- 

МТС и BI.ZONE предлагают взять под защиту от кибератак веб-приложения российских компаний

МТС сообщает о запуске провайдером #CloudMTS совместно с компанией BI.ZONE сервиса по многоуровневой защите веб-приложений. 



Сервис называется MTS WAF Premium, он включает, в частности:

- защиту от кибератак;
- анализ потенциальных уязвимостей;
- мониторинг и реагирование на угрозы в круглосуточном режиме
- поддержку работы системы

Сервис адресован бизнесу и госструктурам, средним и крупным компаниям, работающими с клиентскими веб-приложениями. Это могут быть банки, страховые компании, предприятия ЖКХ и ТЭК. Все, кто управляет  

Идея в том, что с помощью данной услуги заказчик может сэкономить примерно вдвое, чем если заниматься этой темой самостоятельно. 

Услуга по задумке может защитить от кражи персональных данных и денежных средств пользователей, нарушения работоспособности и подмены веб-страниц, проникновения в IT-инфраструктуру. 

Плюс сервиса в том, что защищаемый сервис может находиться как в облаке МТС, так и на собственных мощностях клиента, либо на платформах других провайдеров. 

Сервис построен на технологиях BI.ZONE и виртуальной инфраструктуре облака МТС.  облаке провайдера развернута отказоустойчивая сеть фильтрации WAF [фильтрующие узлы блокируют атаки и отправляют статистику по трафику], которая способна ежесекундно обрабатывать сотни тысяч внешних запросов к сайтам клиентов. Если запросы содержат следы кибератаки, то трафик помечается как зловредный и блокируется не доходя до веб-приложения клиента. Сервис задействует разнообразные механизмы защиты — от сигнатурного и динамического анализа до настраиваемых правил безопасности. Для каждого клиента в облаке #CloudMTS создается основной и резервный фильтрующий узел WAF, что должно обеспечивать высокую надежность и бесперебойную работу сервиса.

Решение способно централизованно анализировать одновременно большое число крупных интернет-ресурсов федерального и международного масштабов. Решение доступно в облаке #CloudMTS в формате подписки. Его стоимость зависит от числа защищаемых приложений и объема обрабатываемого входящего трафика в секунду. Например, защита веб-ресурса крупного федерального банка будет стоить от 170 тысяч рублей в месяц без НДС. 

пресс-релиз МТС

-- 

BigData: В МегаФон подсчитали, что интерес россиян к распродажам вырос в 1,5 раза

На днях прошел "Всемирный день шопинга". Специалисты МегаФон с помощью инструментов BigData проанализировали мобильный трафик и делятся наблюдениями.




В период с 11 по 12 ноября 2021 года мобильный интернет-трафик в сторону онлайн-магазинов вырос в 2 раза по отношению к акции 2020 года, число посетителей онлайн-магазинов выросло в 1.5 раза. 

Основной поток посещений пришелся на маркетплейсы, за время распродажи их посетили 86% всех интернет-пользователей. По оценкам МегаФон, больше всего приросла аудитория AliExpress - она выросла на 135% в сравнении со средним днем ноября. Второе место досталось Ozon - с ростом в 74%. Тройку лидеров замыкает СберМегаМаркет с показателем в 51%. 

Какой категорией товаров интересовались более всего?

Одеждой и обувью - 57%. Все остальные категории отстают с большим отрывом, на долю бытовой техники и электроники пришлось 13%, на книги - 6%, на товары для детей - 5%. 

Ожидаемо покупки чаще совершали жители крупнейших городов страны - Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Ростова на Дону, Краснодара, Уфы, Казани и Тюмени. 

Южные регионы России продемонстрировали самый высокий рост интереса к шопингу: в Северо-Кавказском федеральном округе мобильный интернет-трафик в маркетплейсах и интернет-магазинах вырос в 3 раза, а в Южном федеральном округе – в 2,5 раза. Интересно, это связано, прежде всего, с ростом внутреннего туризма в южные регионы или с какими-то другими причинами?


--

ВымпелКом запустил единое централизованное решение мониторинга IT-инфраструктуры

Компания ВымпелКом запустила единое централизованное решение мониторинга IT-инфраструктуры. Партнером выступила компания Инфосистемы Джет. В качестве решения было выбрано открытое ПО Zabbix и Grafena. 




Новое решение помогает оператору отслеживать работу и прогнозировать состояние более 180 различных приложений и бизнес-сервисов: информация наглядно отображается на дашбордах, фиксируется в событиях мониторинга. Это помогает не только в контроле за работой сервисов, но и в планировании развития IT-инфраструктуры компании. 

Для внедрения системы пришлось настроить способы сбора информации для нетипового оборудования, а также разработать "модель здоровья", набор правил (триггеры), при срабатывании которых система сообщает о рисках сбоев. 

Система мониторинга интегрирована с базой данных управления конфигурациями (CMDB). 

«Системы мониторинга ИТ-инфраструктуры обычно не используются за пределами ИТ-подразделения. Но не в нашем случае. Внедренное решение дает продуктовым командам и бизнесу понимание того, как работа инфраструктурного слоя и сервисов влияет на клиентский опыт наших потребителей, — отмечает Сергей Агеев, директор по развитию сервисов «ВымпелКом». — Теперь ИТ-команда при обосновании затрат опирается на реальные данные, сопоставляя их с приоритетами компании и конкретных продуктовых команд, а не на экспертные прогнозы».

Визуализация работы ИТ-мониторинга на основе ПО Grafana имеет трехуровневую структуру. 
  • Комплексный дашборд представляет обзор 9-ти основных направлений. 
  • На втором уровне отображается суммарная статистика по каждому направлению. 
  • Третий уровень дает сведения о конкретных устройствах, их промежуточных наблюдаемых состояний с визуализацией текущей и предыдущей нагрузки и динамики ее изменений. 
Так специалисты «ВымпелКома» в одной консоли контролируют состояние всей ИТ-инфраструктуры по ключевым параметрам и индикаторам от бизнес-сервиса до датчика работы вентилятора. Выход метрики за пределы нормативного диапазона фиксируется в предупреждающем или аварийном событии.

Внедрение системы должно повысить стабильность работы сервисов компании, их доступность для абонентов. 

Пресс-релиз компании ВымпелКом

-- 

МТС старается пополнить абонбазу, предлагая новый тариф - Smart для своих. Новогодний

Компания представила тариф "Smart для своих. Новогодний". Хотя в названии и декларируется "для своих", как раз действующие абоненты компании МТС к нему подключиться не смогут. Нужно или купить новую SIM-карту, или перейти к МТС по MNP от другого оператора. Новым абонентам предлагаются симпатичные условия. Попытка поднакачать абонбазу перед концом года? 



 -- 

Регулирование: Требование сбора данных о конечных пользователях может оставить без связи часть российских абонентов с 1 декабря 2021 года

В связи с принятыми в декабре 2020 года поправками к закону "О связи" требуется зарегистрировать в ЕСИА (Госуслуги) данные о конечных пользователях SIM-карт. Сделать это требуется до 30 ноября 2021 года. В противном случае операторы обязаны остановить оказание услуг связи по данным картам. Это грозит неудобствами абонентам и бизнесам, а для операторов может обернуться заметным падением доходов.





Минцифры России сообщает, что с 1 июня 2021 года через портал Госуслуг успешно подтверждено 13,3 млн корпоративных сим-карт, включая сим-карты для М2М-устройств, в рамках поправок в закон «О связи». Всего, по оценке аналитиков, в России около 32 млн корпоративных сим-карт, то есть пока что очень многие владельцы SIM-карт не спешат их регистрировать, что чревато массовыми отключениями.

Закон о регистрации корпоративных сим-карт через Госуслуги вступил в силу с 1 июня 2021 года. Сведения по корпоративным номерам, выданным в рамках договоров, заключенных после этой даты, подлежат обязательной регистрации на портале для активации. Номера, которые использовались до 1 июня 2021 года, продолжат работать, но их необходимо зарегистрировать на портале до 30 ноября 2021 года, чтобы избежать блокировки, которую будет обязан применить оператор связи в соответствии с требованиями закона.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны предоставить сведения о корпоративных пользователях сим-карт оператору связи, а самим пользователям необходимо подтвердить использование данных сим-карт через портал Госуслуг. Соответствующий механизм закреплен в Федеральном законе от 30 декабря 2020 года № 533 «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи».

Для сим-карт, которые установлены в различном оборудовании интернета-вещей — в банкоматах, навигаторах, счетчиках, датчиках мониторинга, предусмотрен срок до 1 марта 2023 года.

Читать пресс-релиз Минцифры целиком, включая отклики МТС, билайна, МегаФона и Tele2 можно здесь.

Общая тональность высказываний операторов - нужно регистрироваться, но есть понимание, что многие клиенты об этом по-прежнему или не знают, или не готовы это делать через "госуслуги". Если срок отключения не будет смещен, то значительное число российских абонентов после 1 ноября 2021 года может столкнуться с отключениями своих номеров.

--

Китайская SMIC планирует утроить производственные мощности в ближайшие годы

SMIC планирует утроить производственные мощности в ближайшие годы. При этом китайский производитель полупроводниковых изделий рассчитывает прежде всего на спрос внутри страны. Учитывая, что SMIC находится в американском "черном списке", намерения вполне понятные. Компания уже сегодня получает примерно 67% доходов от клиентов в Китае, в дальнейшем, весьма вероятно, эта доля будет расти.



 

В то же время, как отмечают в компании, отмечается рост и заказов из-за границы. В условиях перестройки цепочек поставки и кризиса нехватки микросхем, далеко не все покупатели готовы руководствоваться американскими "черными спискам".

Порядка 31-32% всех доходов SMIC обеспечивают чипы, интересующие производителей смартфонов. Учитывая то, что китайские смартфоны - это львиная доля мирового рынка, внутренний спрос велик и обеспечен на годы вперед.

SMIC строит новые фабрики в Пекине, Шанхае и в Шеньчжене, проектам предоставляется поддержка государства. В целом планируется утроить производственные мощности по выпуску пластин 12".

Суммарные инвестиции в этот проект составят $19 млрд. Как ожидается, они обернуться возможностью производить на 240 тысяч пластин 12" в месяц больше. Сейчас мощности компании - около 120 тысяч пластин в месяц. Первой, как ожидается, заработает фабрика в Шеньчжене, со 2-й половины 2022 года.

Несмотря на санкции США и проблемы в связи с известными процессами на рынке полупроводниковых материалов, нехваткой электроэнергии и т.п., компания планирует, что ее доходы по итогам 2021 года превысят $5,4 млрд (+39% гг). В 2021 году капиталовложения компании достигнут $5,4.

--

Популярные сообщения

Желающие следить за новостями блога, могут подписаться на рассылку на follow.it (отписаться вы сможете в один клик). 

Еще можно подписаться на Telegram-каналы @abloud62 @abloudrealtime, где также дублируются анонсы практически всех новостей блога. 

 

Translate