Аналитическая компания App Annie предоставила отчет за 2014 год, в котором Viber объявлен самым скачиваемым мессенджером в магазинах приложений Apple AppStore и Google Play. Помимо этого, Viber занял второе место по количеству скачиваний в России среди всех приложений без учета игр. Россия, по данным App Annie входить в топ-10 стран по популярности мобильных приложений.
«Аудитория Viber в России уже составляет более 30 миллионов человек - говорит Евгений Рощупкин, глава Viber в России – мы, безусловно, рады хорошим показателям 2014 года, в новом году мы планируем открыть для пользователей еще больше возможностей».
Viber открыл свой российский офис в июле 2014 года, понимая важность активного присутствия на рынке России. В задачи российского офиса входить дальнейшая локализация различных версий Viber для обеспечения максимального удобства в работе с сервисом.
Alan Hadden, который был бессменным президентом GSA с 1998 года, становится вице-президентом. Подробнее по ссылке: http://www.mforum.ru/t4/forum/news095926?goto=312841#msg312841
По предварительной оценке J'son & Partners Consulting, по количеству базовых станций (БС) 4G на конец 2014 г. лидировал «МегаФон». Вместе со своей дочерней компанией «Скартел» (Yota) оператор развернул около 15 тыс. базовых станций или около 41% всех базовых станций LTE в России. Далее следуют МТС (около 13,6 тыс. БС, 37%) и «ВымпелКом» (около 7 тыс. БС, 19%).
Источники: предварительные оценки J'son & Partners, отраслевые источники, данные на январь 2015
МТС удалось обойти «МегаФон» по количеству базовых станций 4G в Центральном и Северо-Западном федеральном округах. По предварительной оценке J'son & Partners Consulting, в этих макрорегионах компания МТС развернула более 5 тыс. и 1,5 тыс. базовых станций соответственно.
Всего, по предварительной оценке J'son & Partners Consulting, к концу 2014 г. в России было построено 36,7 тыс. базовых станций LTE, что почти в 3 раза превышает показатель 2013 г.
Регионы-лидеры
Среди регионов-лидеров по количеству базовых станций с больших отрывом лидирует Москва, где сосредоточено более 22% всех действующих станций LTE в России. В тройку лидеров попали также Санкт-Петербург и Московская область, где было построено 2,7 тыс. и 1,9 тыс. базовых станций, соответственно (Табл. 1).
Источники: предварительные оценки J'son & Partners, отраслевые источники, данные на январь 2015
Крупнейшие города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) с большим отрывом лидируют и по такому показателю как число базовых станций на 1000 жителей – 0,56 и 0,52, соответственно. В пятерку других регионов по удельному числу базовых станций в расчете на численность населения вошли также Республика Алтай, Амурская обл. и Еврейская АО с показателями 0,48; 0,46 и 0,45, соответственно (Табл. 2).
Источники: предварительные оценки J'son & Partners, отраслевые источники, данные на январь 2015
Среди регионов-аутсайдеров по числу базовых станций LTE в каждом из макрорегионов – Костромская область (ЦФО), Республика Карелия (СЗФО), Республика Адыгея (ЮФО), Республика Северная Осетия-Алания (СКФО), Ульяновская область (ПФО), Курганская область (УрФО), Кемеровская область (СФО) и Сахалинская область (ДФО).
Наибольшее количество базовых станций LTE было развернуто в Центральном, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах (Рис. 2).
В расчете на 1000 жителей больше всего базовых станций было развернуто в Центральном (0,29), Северо-Западном (0,28) и Дальневосточном федеральном округе (0,28).
Это первый региональный запуск сети 3G Tele2 в 2015 году и пятый по счету, начиная с 2014 года: С.-Петербург, Новосибирск, Челябинск, Тамбов и теперь вот Нижний.
В 2015 году Tele2 предстоит еще много десятков включений в различных городах, благо, что многие сети 2G компании сооружались "с прицелом" на 3G.
На сегодняшнем заседании Арбитражного суда Москвы принято решение об удовлетворении иска Антареса, Арктура и Интеграла (Ройтмана) в выделении полос частот в диапазоне 1900 МГц.
У ГКРЧ и Минкомсвязи есть право обжаловать решение в Апелляционном суде в течение месяц и это скорее всего будет сделано.
Эти средства "Т2 РТК холдинг" сможет инвестировать в строительство сети 3G в Москве и в МО, а также в создание фрагментов сети LTE. Деньги выделяют по программе поддержки инвестпроектов, утвержденной правительством. ЦБ выделяет банку деньги по ставке 9%, заемщик получает их под 11%. Повышение ключевой ставки до 17% на этой программе не сказалось.
Операторы-конкуренты подали в ФАС жалобы. Об этом сообщает Roem.ru.
Суть жалоб в том, что Tele2 данной акцией формирует у абонентов мнение, что эта компания, в отличие от конкурентов оказывает честные услуги, а другие операторы постоянно нарушают закон.
Интересно будет узнать о решении ФАС по данным жалобам.
GSA подтвержает, что 20 операторов запустили в коммерческую эксплуатацию сети LTE-A Cat.6 300 Мбит/с. Сети Cat.6 функционируют в 15 странах: Австралии, Австрии, Германии, Гонконге, Испании, Объединенном Королевстве, Португалии, России, Румынии, Сингапуре, Словении, Финляндия, Швейцарии, Эстонии, Южной Корее.
Еще 22 сети LTE-A Cat.6 находятся сейчас в стадии тестовой эксплуатации. Соответственно всего 42 оператора инвестируют в сети LTE-A CA Cat.6 в 24 странах.
GSA в начале января сообщала, что в мире 107 операторов, т.е. примерно 30% от всех операторов LTE, запустили или строят/тестят сети LTE-A CA. 49 операторов запустили сети LTE-A CA в коммерческую эксплуатацию в 31 стране. Скорости в этих сетях - в диапазоне от 110 Мбит/c до 300 Мбит/c.
Кроме того, идет внедрение 9 систем LTE-A CA с поддержкой Cat.9. Тесты идут в Австрии, Катаре, Объединенных Арабских Эмиратах, Объединенном Королевстве, Португалии, Турции, Швейцарии, Южной Корее, Японии. Поддержка Cat.9 - это часть Rel.11 3GPP. Сети Cat.9 поддерживают скорости передачи данных 450/50 Мбит/с.
Верховный суд РФ подтвердил законность нового рассмотрения иска трех компаний (Восток, Профинвест и Ресурс), которые требуют признать незаконным решения ГКРЧ о выдаче Основе Телеком частот b40 (2.3-2.4 ГГц). 12 ноября 2014 года кассационная инстанция - Арбитражный суд Московского округа вернул иск на рассмотрение в арбитражный суд Москвы, отменив целый ряд судебных актов - прежде всего решение апелляционного суда 2.06.2014, признавшено законным решение о выделении компании частот.
Для Основы Телеком это очередная задержка, снижающая ценность проекта компании - рынок LTE в России продолжает формироваться, и чем позднее выйдет на него компания, тем сложнее будет конкурировать за место на рынке.
Среди регионов-лидеров по количеству базовых станций с больших отрывом лидирует Московский регион, где сосредоточено более 22% всех действующих станций LTE в России или 8 тысяч BS LTE (6763 BS в Москве и 1.945 в МО) . В тройку лидеров попали также Санкт-Петербург и Московская область, где было построено 2,7 тыс. и 1,9 тыс. базовых станций, соответственно. Общее число BS LTE в России по итогам 2014 года компания оценила в 36.7 тысяч. Такие оценки представила компания J'son & Partners в предварительных результатах исследования рынка LTE России в 2014 году.
Для сравнения, только у четвертого по величине оператора США насчитывалось 37 тысяч BS LTE на лето 2013 года. У China Mobile число BS LTE уже приближается к 600 тысячам. На этом фоне успехи российских операторов в области строительства баз LTE выглядят скромно.
Продолжение конспекта вчерашней встречи с представителями МТС, сессия вопросов и ответов. От МТС на встрече были Дмитрий Солодовников от PR, руководитель направления по взаимодействию со СМИ; Кирилл Дмитриев, директор МТС в Московском регионе; Влад Медведев, технический директор МТС в Московском регионе. Начало конспекта - здесь. Говорилось о востребованности конвергентных услуг в сегменте B2C, а какова ситуация с конвергентными услугами в сегменте B2B? Планируете ли расширять географию.
КД: Я на память не назову цифры, но это востребованная услуга в B2B сегменте. Макроэкономическая ситуация может в этом году стимулировать рост ее потребления. Основной спрос в Москве и ближайшем Подмосковье, решения о расширении будут приниматься case by case (в каждом конкретном случае).
АЕ (Андрей Ершов, МГТС): Добавлю, что мы недавно анонсировали, что начинаем предоставление услуги мобильной связи в зоне работы сети GPON. Темпы прироста в малых сегментах, таких, как SOHO, достаточно высокие, в разы рост ежегодно. До постройки GPON мы мало были представлены в сегменте B2B, сейчас мы сюда выходим.
Вы упомянули, что на сегодняшний день сеть МТС LTE работает в четырех частотных диапазонах: b20 800 МГц, b3 1800 МГц, b7 2.5-2.7 ГГц и b38 2.5-2.6 ГГц. Можно ли узнать абсолютные количества построенных базовых станций LTE или хотя бы их относительные доли?
ВМ: Доминирующее количество базовых станций запускалось в диапазоне 2600 (b7). Порядка 10% у нас сейчас баз LTE 800. Базы LTE800 - это Московская область, в Москве мы их не планируем использовать. Баз LTE 1800 пока единицы - в центре Москвы. Для Москвы продолжим конвертировать спектр 1800 под LTE. Также будет использовать LTE 1800 в Подмосковье, в городах-спутниках. Всего планы предусматривают построить тысячи базовых станций LTE 1800 (более одной тысячи базовых станций LTE 1800).
Будете использовать агрегацию только двух диапазонов? Каких? Или будут различные комбинации? Можно ли ожидать агрегации трех диапазонов?
ВМ: Мы будем использовать агрегацию диапазонов 1800 МГц и 2600 МГц (CA_3-7). Также рассматриваем вариант агрегации FDD / TDD. Есть вендоры, которые готовы нам это решение предоставить. Сейчас идет этап международной стандартизации этого варианта агрегации. В Китае появляются устройства с поддержкой соответствующей функциональности. Вопрос, вероятно, решится в середине 2015 года. Если такой вариант агрегации станет доступен, мы будем рассматривать его внедрение в Москве.
Это будет CA_7-38?
ВМ: Возможны различные комбинации. Мы следим за тем, как идет стандартизация, какие устройства будут доступны на рынке. Сочетание этих двух факторов определит наш выбор, вероятно.
КД: Пока устройств с поддержкой агрегации крайне мало. Поэтому когда некоторые наши партнеры рассказывают что-то о 300 Мбит/с, следует понимать, что на рынке есть порядка 2-3 аппаратов, способных работать в такой сети. Это пока не более, чем промоушн.
Вы говорите, что делаете ставку на data-услуги в Московском регионе. Какое сейчас соотношение выручки между data-услугами и голосовыми услугами?
КД: Главный источник выручки для операторов мобильной связи - это передача данных. На конец 2015 года в Москве выручка МТС от передачи данных будет больше, чем выручка от голоса. Это некий рубеж. Связано это с рядом факторов, например, мы сами постоянно снижаем стоимость голосовой услуги, как вы знаете. Есть даже ряд тарифов, где голосовая услуга входит бесплатно. Сейчас мы делаем акцент на пакетных предложениях. В 2015-2016 годах мы будем делать акцент на конвергентных предложениях. Т.е. за сравнительно небольшую фиксированную стоимость можно будет в Москве получить услугу и голосовой связи и мобильного интернета. Абоненты LTE уже имеют потребление в месяц более 1 ГБ данных. В конвергентных предложениях трудно сказать, какой рубль за что заплачен, что заплачено за голос, а что на данные. Это уже внутренние расчеты - 9:1 считать или как-то по-другому. Мы действуем в рамках мирового тренда. А он таков, что люди приходят и отказываются от стандартных платных голосовых вызовов в пользу пакетных предложений с фиксированной стоимостью, включающих мобильный интернет. Сейчас текстовыми сообщениями люди обмениваются в самых разных приложениях. Это стало основой для перелома, для того, чтобы доходы от передачи данных превысили доходы от голосовых услуг. И это в 2015 году произойдет. Сейчас доходы от голоса и данных близки, но пока что доходы от голоса примерно на 20-25% превышают доходы от передачи данных.
M2M в Московском регионе. Это пока символический вклад в общие доходы компании или вполне весомый?
КД: M2M устройства - это все же не основной источник выручки для операторов, поскольку ARPU одного M2M устройства может быть в 5-10 раз ниже, чем у пользователя-человека. Поэтому заявлять о том, что там какой-то значительный финансовый потенциал на сегодня, я не думаю, что справедливо. Но это хороший, интересный сегмент нашего бизнеса. Если считать не в деньгах, а в SIM-картах, то это уже на сегодня только в московском регионе "сильно за миллион" подключений. Главным образом это B2B - различные датчики, POS-терминалы, банкоматы.
Несколько лет назад МТС экспериментировала с фемтосотами. Какие решения были в итоге приняты?
КД: Фемтосоты - это решение, которое позволяет локально улучшать качество связи в том или ином помещении. Это не стратегия нашей сети. Решение в принципе доступно, бизнес-клиенты некоторые его приобретают, частные пользователи. Решение можно использовать везде, кроме 60-км зоны на юге-западе Московской области. Нужно понимать, что это только одно из решений, которое позволяет улучшить локальное покрытие. Существуют другие решения, наиболее интересным из которых сегодня представляется использованием малых сот (small cells). В опытной зоне в ЮЗАО у нас около двух сотен малых сот. Пробуем их в местах повышенной концентрации трафика. Это наружные и внутренние малые соты.
Насколько актуальна тема Wi-Fi offload?
Есть такая задача, решаем ее в фоновом режиме. Кардинальной потребности во внедрении нет, пока что находится на стадии пилота. Пока что поглядываем на эту тему, но сеть еще справляется с трафиком. Наверное интересно будет смотреть на использование диапазона 5ГГц, как менее загруженного.
Как развивается проект Fonera - расшаривания трафика через Wi-Fi?
ДС: Это был тестовый проект, который неплохо развивался в малоэтажной Испании. В России с нашей 16-этажной застройкой тема не слишком актуальной получилась. Есть нишевое пользование, но это скорее соседи, нежели прохожие. Есть база, есть оборудование, но взрывного роста тест не показал, сейчас МТС концентрируется на других решениях.
Как вы оцениваете риски для МТС в связи с известными событиями вокруг Башнефти?
ДС: На курс акций МТС влияют различные факторы. Мы уверены в генерации хорошего свободного денежного потока, в стабильности выплат акционерам. Временное влияние на компанию могут оказывать только внешние факторы. Фундаментально МТС чувствует себя хорошо и бизнес компании будет расти. В 3q2014 мы произвели ряд авансовых платежей, чтобы меньше зависеть от волатильности курсов. В конце марта 2014 года возможно представим прогнозы, таргеты в рамках квартального отчета.
Собираетесь ли вы запускать LTE800 еще где-то кроме столицы? Что это за 300 пунктов в МО, где развернуто LTE800?
ДС: По первому вопросу будет отдельное объявление.
ВМ: Базовые станции LTE800 присутствуют на всей территории Московской области. В данный момент концентрируемся на Юге и Юго-Западе, где невозможно оказывать услуги 3G 2100 МГц, а также в местах повышенной концентрации трафика. Сегодня LTE 800 это прежде всего Серпухов, Чехов, Подольск и т.п.
В каком числе регионов России МТС предоставляет услуги LTE своим абонентам?
ДС: в 76.
Есть ли сотрудничество в области RAN sharing у МТС в Москве?
Можно сказать, что нет. Слишком конкурентный регион. Но есть совместная работа с конкурентами - Билайн и МегаФон в области обеспечения indoor-покрытия в ТЦ. Это делалось и ранее, в 2015 году мы будем продолжать.
Будут ли повышаться тарифы МТС? Тарифы на международный роуминг?
Продолжение конспекта вчерашней встречи с представителями МГТС, сессия вопросов и ответов. От МГТС на встрече были Андрей Ершов, генеральный директор МГТС и Дмитрий Кулаковский, директор по маркетингу и развитию продуктов МГТС. Начало конспекта - здесь.
Будет ли улучашаться сервис МГТС в части работы с клиентами, с их заявками - не всегда понятно, почему тот или иной дом не обеспечены подключением к GPON?
АЕ: То, что мы 80% охвата завершили в 2014 году, могло бы быть и 95%. Реализуя массовую стройку, мы столкнулись с проблемой, связанной с тем, что управляющие компании узурпируют доступ к инфраструктуре в своих домах, не пуская ни нас, ни наших подрядчиков. В отдельных случаях удается привлекать к решению вопроса жильцов. Ключевой задачей 2015 года для нас является не наращивание темпов строительства, у нас на сегодня у нас и у наших подрядчиков порядка 3000 человек могут этим заниматься, а работа с управляющими компаниями. В том числе планируем привлекать правительство Москвы, т.к. понимаем, что зачастую без вмешательства жилищно-коммунального сектора или жильцов, мы с этой задачей не можем справиться. В 2015 году мы сможем определяться по срокам - когда и куда мы сможем прийти. 2015 год для нас - это год качества обслуживания. Будем добавлять в ЛК информацию о том, на каком из этапов находится процесс решения той или иной заявки абонента.
Вы сказали, что четвертая часть домохозяйств в 2015 году будет подключено к услугам MVNO? Речь идет о домохозяйствах, подключенных к GPON?
АЕ: Услугами MVNO могут воспользоваться и абоненты, подключенные по медному проводу. Когда я говорил про четверть, я имел в виду конкретных абонентов, проживающих в подключенных домохозяйствах. МГТС обеспечивает покрытие 95% жилого фонда Москвы. Ожидаем, что 500 - 700 тысяч абонентов, проживающих в Москве, будут пользоваться услугами MVNO.
А сколько всего сейчас абонентов MVNO?
АЕ: Пока мы цифру не называем, т.к. для нас первичной была цель запуска проекта и "обкатка" коммерческих условий, бизнес-процессов. Мы еще не выходили на коммерческую эксплуатацию, надеюсь, что это произойдет к началу 2q2015. К этому времени все процессы будут сделаны прозрачными и удобными, в том числе, в части ЛК (личного кабинета). После этого выйдем на нормальные темпы подключения и с горизонтом в 3 года добъемся необходимых результатов.
Вы говорите, что к вам переходят в том числе абоненты Билайн и МегаФон, как это отслеживается?
АЕ: Есть услуга MNP. Мы сейчас ее автоматизируем с тем, чтобы к нам могли переходить абоненты и пользоваться услугами нашего MVNO. Соответственно, мы видим статистику переходящих.
Идет ли отток абонентов домашних (проводных) телефонов?
АЕ: Весь отток был сформирован в 2013 и более ранних периодах. Сейчас можно говорить о стабилизации, поскольку после перехода на GPON, мы обеспечиваем абонента пакетами с различными возможностями. Это и 6play о котором мы говорили в рамках MVNO. Это и запуск услуг видеонаблюдения. Мы говорим о телематике, о возможности использовать мобильный телефон в зоне, которая подключена GPON, как фиксированный. Для абонента - это колоссальные возможности, которые ему обеспечивает МГТС, как оператор.
Есть определенное снижение зонового трафика. С фиксированных телефонов абоненты меньше звонят на мобильные. Это действительно так. Но давая конвергентную фиксированно-мобильную услугу в рамках MVNO, мы можем говорить о замещении.
В связи с переходом на GPON, высвобождаются здания ряда АТС. Какова их судьба?
АЕ: Ряд высвобожденных объектов недвижимости оценивается и продается по рыночной цене. Переход к GPON оптимизировал для нас занимаемые площади. Сейчас 1 опорная АТС замещает 3-4 традиционных АТС. Это возможности для нас монетизировать высвобожденные площади.
Какие новые услуги МГТС предлагает абонентам?
ДК: Понимая проблемы со снижением трафика, мы ищем пути, которые бы позволили привести стагнирующую услугу в соответствие с некоторыми новыми потребностями пользователя.
В мировой практике есть примеры, когда оператор, имеющий мобильные и фиксированные услуги, старается совместить их предоставление. Не только на уровне MVNO и пакетных предложений, а на уровне технологическом, когда абонент на улице пользуется мобильным телефоном. И этот же аппарат в домашней зоне подключается к определенному оборудованию и переводится на домашние тарифы. При этом у него сохраняется возможность пользования привычной ему адресной книгой, контактами. Мобильный аппарат по-сути становится универсальным, фиксированно-мобильным. Партнерство с МТС позволяет нам обеспечивать мобильную связь на улице, а дома мы можем обеспечивать беспроводную связь для мобильного аппарата. На 2015 год запланирован ряд пилотных проектов, которые позволят нам протестировать эту услугу, протестировать хендоверы. Абонентов должна будет привлечь возможность экономить на трафике и оптимизировать число телефонных аппаратов.
Также в 2014 году мы запустили новые пакеты телефонных услуг с фиксированной платой с включенными звонками по всем направлениям мобильных операторов. В 2015 году прорабатываем создание пакетов с включенными звонками по междугородным направлениям. Это будет альтернатива ненадежным решениям а-ля Skype.
Будет ли вводиться услуга временного отключения номера МГТС по заявлению абонента (например, когда он уезжает на отдых на 1-3 месяца)? Как это реализовано у мобильных операторов.
У нас это предусмотрено для интернета. Для телефонии тоже есть опция, когда абонент может сэкономить в летний период.
Сколько сейчас абонентов 6play, и сколько абонентов в целом у MVNO?
Мы сейчас говорим о перспективе 3 лет. Сейчас трудно говорить о цифрах 15-го, 16-го года. Стратегически мы ожидаем, что минимум каждый четвертый абонент МГТС будет пользоваться услугой. Пока что не началась коммерческая эксплуатация MVNO, пока что 4 месяца была опытно-коммерческая эксплуатация. Цифр на 2015-й год не заявляем. Но это будет существенным вкладом в наше лидерство на рынке Москвы, поскольку речь идет об абонентах, ARPU которых существенно превышает ARPU обычных абонентов. Сейчас самый популярный тариф МГТС - это GOLD, тысяча рублей в месяц, что заметно выше типовых значений тарифов на ШПД в Москве. Это 3 ГБ включенного мобильного трафика, 400 минут мобильной связи, безлимитный городской телефон, 100 Мбит/с фиксированный интернет и ТВ с базовым пакетом каналов. Это более половины MVNO-контрактов на сегодня.
Расскажите об экспериментах МГТС в области телематических услуг?
Мы не ограничиваемся базовыми услугами фиксированной связи, фиксированного ШПД и ТВ. Одна из задач - движение к созданию так называемого "цифрового дома". Под "цифровым домом" мы понимаем весь перечень услуг и устройств, которые могут облегчить жизнь абонента - это охранные услуги, которые мы предоставляем в партнерстве с вневедомственной охраной. Это услуги по управлению электричеством, водой, газом. Кроме того, это поможет и московским коммунальщикам перейти с ручного сбора информации на автоматический. Это проекты по объединению видеокамер, домофонов, как для улучшения ситуации с безопасностью, так и для уменьшения числа дублирующих устройств в квартирах. Наши устройства будут покрывать достаточно большой спектр потребностей наших абонентов. Целевая аудитория - семьи с детьми. В этом плане GPON дает хорошую базу, поскольку многочисленные домашние устройства (несколько ТВ, камеры видеонаблюдения и т.п. ) создают весьма весомый трафик. В ближайшие 3-4 года ряд домохозяйств уже будет испытывать потребность в полосе пропускания, измеряемой сотнями мегабит.
Сколько еще будет использоваться медь? Если абонент не хочет GPON, может ли он сохранить свою линию?
В настоящее время, если клиент не хочет переключаться на оптику, он может этого не делать. Пока будет существовать потребность в такой услуге, она будет предоставляться. Будет использоваться комбинированное решение - медное и оптическое. В частности, будет сохраняться "последний дюйм" - медь внутри квартир. Где-то будут заменяться медные кабели в магистралях, например, для высвобожения пространства под оптоволоконный кабель наших партнеров по проекту "Чистое небо". В подъездах в ДРС, как правило, медь будет сосуществовать с оптикой. В GPON также обеспечивается аккумуляторное резервирование на стороне оператора. Если клиенту тоже необходимо резервирование, имеет смысл приобрести источник бесперебойного питания и подключить к нему оборудование GPON, которое находится в квартире.
Сколько сейчас домохозяйств, подключенных к GPON?
1.1 млн в Москве и Московском регионе - это по итогам 2014 года. Сейчас их уже больше. Это выделенные оптические каналы до станции.
Как вы сами оцениваете этот проект - лучший в России, лучший в Европе?
На сегодня это самая большая сеть GPON среди всех европейских операторов, включая Россию. Схожие по объемам сети в Южной Корее, где GPON является базовой технологией. Есть целый ряд китайских городов, которые по населению сопоставимы с Москвой и где используется GPON. В США GPON пока используется ограниченно, можно вспомнить только локальные проекты Google, например в Канзасе. Массово в США используются другие технологии, обладающие меньшими функциональными возможностями.
Поскольку наша сеть подразумевает выделенный оптический канал до клиента, это обеспечивает потенциал дальнейшего наращивания скоростей, доступных домохозяйствам. На выставках сегодня демонстрируются технологии, позволяющие до 40 Гбит/c давать по такому подключению. Это наши перспективы, достаточно только менять ПО на станционной стороне. Это потенциал запуска ТВ 4K. К сожалению, для такого ТВ пока практически нет контента. Но смотреть тот же чемпионат мира по футболу в 4K - это совсем другой пользователський опыт! В 2015 году ТВ 4К возможно запустим.
Как растут нагрузки на транспортную сеть?
Прогнозы ежегодного роста трафика подтверждаются. Идет кратный рост трафика. В год рост на минимум 30-40% или более. Мы все это закладывали в расчеты при проектировании сети GPON. Межстанционные скорости на сети МГТС на сегодня - 300 Гбит/с. И они могут быть подняты в разы. Базовые станции МТС подключаются каналами от 100 Мбит/с до 1 Гбит/с.
Как GPON снижает затраты на обслуживание?
Существенно позволяет оптимизировать расходы. Например, за счет возможности удаленного мониторинга подключенных устройств. Вендоры обещают, что это позволит на 30% сократить обслуживающий персонал.
Также ведем работу по оптимизации маршрутов линейных мастеров. Боремся с тем, что монтер говорит клиенту "сегодня буду" и его ждут часами, отпросившись с работы. Идем к тому, чтобы знать на каком конкретном домохозяйстве мастер находится и сколько минут ему потребуется для того, чтобы попасть в другое домохозяйство. Эта задача уже была частично решена в 2014 году и мы ее продолжим решать в 2015 году. Идея в том, чтобы клиент в колл-центре согласовал удобное ему время визита мастера и чтобы мастер в это время и пришел. По итогам 2014 года время ожидания мастера сократили в два раза.
Мы поменяли логику подключений. Если ранее для подключений зачастую привлекали внешние компании, то в 2014 году практически ушли от этого, поскольку не могли мониториит качество услуги и не могли обеспечить диспетчеризацию работы этих компаний. Сейчас 90% подключений обеспечивают собственные технические специалисты МГТС, которые нам подконтрольны, качество работы которых мы можем оценить. В 2015 году перейдем на 100% диспетчеризацию всех заявок.
Может ли сказаться геополитическая ситуация на планах МГТС?
Мы работаем на рынке и прекрасно понимаем ситуацию. Если на рынке будут какие-то кардинальные изменения, будут соответствующие изменения политики компании. На сегодня тарифная политика в плане предоставления базовых сервисов остается неизменной, будем их держать прежними. А линейка оптимизации Xplay позволит клиентам сократить удельные затраты на приобретаемые услуги связи и доступа.
Сотрудничество с поставщиками зарубежных решений у нас долгосрочное. Они понимают нашу ситуацию и когда мы обсуждаем контракты со сроками исполнения в несколько лет, текущие события на ценовую политику поставщиков особенно не влияют. Базовая сеть в основном построена. Конечно, в этом году будем оптимизировать операционные расходы. Отказываться будем, если будем, от каких-то второстепенных проектов, от "жирка". Скажем, прокладка беспроводных сетей для сотрудников. Ремонт каких-то внутренних помещений. То, от чего можно пока воздержаться.
Наши отношения с вендорами не меняются, напротив, они крепнут, т.к. мы переходим от коротких к среднесрочным контрактам.
Кроме МТС сегодня на пресс-завтраке были руководители МГТС. В частности, Андрей Ершов, генеральный директор МГТС и Дмитрий Кулаковский, директор по маркетингу и развитию продуктов МГТС.
Предлагаю вашему вниманию конспект встречи в части, посвященной МГТС.
АЕ: Мы много обещали, рассказывая о программе GPON в рамках предыдущих встреч - в 2013 году, в начале 2014 года. По итогам 2014 года можно говорить о том, что МГТС совершила технологическую революцию в Москве. Мы создали самую современную телекоммуникационную инфраструктуру, которая наверно является лучшей не только для России, но и для Европы в целом. По крайней мере можно с уверенностью говорить о том, что в Москве обеспечено наибольшее проникновение GPON-подключений. Мы завершили постройку 90% наших магистральный линий. Обеспечен доступ для подключения к сети GPON для 3.5 млн домохозяйств в Москве. Если считать "в квартирах", то это порядка 80% всего квартирного фонда Москвы. Тем самым мы вышли на промышленную эксплуатацию сети.
Говоря о сети МГТС в Москве, нельзя говорить только об услугах фиксированной связи и ШПД. Следует говорить также о конвергентных услугах. В частности, идут эксперименты с малыми сотами МТС, которые базируются на оптоволоконной сети GPON. Пока что это ЮЗАО, в 2015-2016 году мы сможем это делать уже на всей территории Москвы. Это будет улучшать качество оказания услуг мобильной связи для абонентов МТС. Для фиксированных абонентов мы обеспечили высокое проникновение наших услуг, если сравнивать наши показатели с остальными регионами России или с другими участниками рынка, которые представлены в Москве. К сети GPON МГТС в Москве подключено уже более 1.1 млн домохозяйств в Москве. По-сути, почти каждая третья квартира в Москве сегодня подключена к GPON МГТС.
Особенно приятно говорить о том, что мы наблюдаем заметные изменения в профиле пользования наших абонентов. Подключив 1.1 млн квартир, мы фиксируем, что порядка 50% подключенных используют услуги double play. Т.е. абоненты перестают пользоваться только телефоном и начинают пользоваться комплексной услугой телефон + интернет или телефон + ТВ. По итогам 2013 года таких было порядка 40%, то есть за год проникновение конвергентной услуги выросло на 10 процентных пунтов и это при одновременно растущей базе абонентов. Можно говорить об очень неплохих результатах.
Если мы говорим о показателях, то итоги 2014 года демонстрируют наше лидерство по темпам прироста абонентов интернета в Москве. Абонбаза выросла за год на 120 тысяч абонентов. Это обеспечило нам абсолютное лидерство в приросте абонбазы. Это соответствует порядка 29% доле рынка, т.е. мы порядка 1.5 п.п. отыграли у наших конкурентов.
Если говорить о ТВ, то показатели еще лучше, поскольку мы давно работали на рынке интернет ТВ. В цифровом ТВ мы приросли на 57% и абонбаза с которой мы завершили год превышает 240 тысяч абонентов, что соответствует доле рынка в 15-18% по разным оценкам, если мы говорим о рынке цифрового ТВ.
Если мы говорим о технологических изменениях, инновационных, то чем сеть GPON принципиально отличает нас от конкурентов? Скорость межстанционных участков, магистралей передачи данных в нашей сети превышает 300 Гбит/с (да, Гбит/с). При этом скорость до конкретного домохозяйства может достигать 1 Гбит/с. В перспективе есть технологии, позволяющие этот показатель увеличить в 10 раз. Пока эти скорости не востребованы, 1 Гбит/c - более, чем достаточно.
Самое главное - с охватом порядка 80% домохозяйств, мы можем говорить, что мы первые, кто вывел на массовый рынок в Москве тариф со скоростями доступа до 500 Мбит/с. Этого не предлагает более ни один из провайдеров.
Это если говорить о традиционных услугах, которые существовали на рынке в том или ином варианте. При этом технологическое лидерство нашей компании может конвертироваться в конкурентные преимущества при формировании тарифов для потребителей.
Мы также начали монетизацию сети не только в классических услугах, но и в продуктовых направлениях. В частности, первыми из операторов, мы запустили охранные услуги на IP-каналах. Этим не занимался никто из операторов.
Совместно с коллегами мы реализовали проект MVNO, который стал первым на рынке фиксированных и мобильных операторов. Дальше безусловно начались повторения, но мы выступили первыми. И это был успешный опыт, я на нем еще остановлюсь подробнее.
Все вышесказанное касалось технологической революции и коммерческих показателей. Но мы не стояли на месте и существенно улучшили качество абонентского обслуживания. В течение 2014 года мы работали над улучшением доступа в наши контактные центры. В итоге время дозвона на сегодня составляет менее 60 секунд для 85% вызовов. Мы работали над изменением внешнего вида наших офисов - практически завершили эту работу, но будем кое-где продолжать эту работу в 2015 году. 60% наших офисов мы модернизировали, уйдя от "бойниц" для обслуживания абонентов и перейдя к open space, типичных для сервисных телеком-компаний.
Прим.АБ. Звучит красиво. Мой опыт - МГТС очень агрессивно продвигает услугу GPON - ведется обзвон квартир, в частности, моей. Не раз и не два дозваниваются и начинают что-то предлагать, с трудом останавливаются, когда сообщаешь им, что не интересуешься никакими новыми услугами компании. Недавно был звонок примерно с таким текстом: "в вашем доме ведется модернизация оборудования МГТС, в какой день вам будет удобно принять мастера, который установит в вашей квартире оборудование и проведет оптоволоконную линию?". Ответ, что мастер не нужен и я хотел бы остаться со своим старым добрым медным проводом вызывает поток пурги на тему, что медные провода, проложенные более 120 лет тому назад, более не могут нести службу. Хорошо, что пока альтернатива все же остается и на впрямую заданный вопрос - хочет ли барышня сказать, что МГТС намерена снять мои провода и лишить меня связи, если я откажусь от перехода на "оптику", отвечает честно, что я пока могу остаться в прежнем режиме. На чем и расстались. Просьбы пометить в базе, что мне не нужно звонить ни с какими новыми предложениями, увы, не действуют. При таком агрессивном продвижении я не удивлен, что компания обилетила более миллиона домохозяйств в Москве.
АЕ: Мы полностью изменили работу, связанную с технической поддержкой наших абонентов в части каналов самообслуживания. У нас полностью изменился сайт, существенно изменилась функциональность личного кабинета. Сейчас порядка 20% заявок мы собираем при обращениях клиентов через сайты МГТС. Изменение тарифных планов, изменение набора услуг через ЛК реализует порядка 50% клиентов компании. Это существенное изменение.
Прим. АБ: Модернизация ЛК - это хорошо. Плохо, что перейти на повременную систему оплаты можно только путем явки в пункт обслуживания клиентов. Плохо, что эти пункты не расположены у выходов из метро. Плохо, что за такую услугу, как АОН жлобски взимается отдельная оплата, в отличии от принятой в мобильной связи бесплатности этой услуги. В общем, здесь никаких прогрессивных изменений нет. Программа лояльности тоже странная - увязана с пользованием аппаратом МТС и предлагает какие-то "баллы" вместо настоящей скидки в деньгах. В общем, прогресс в МГТС идет, но явно не тех направлениях, которые мне, как клиенту интересны. Увы.
АЕ: Технологическая революция сопровождалась изменением технических подходов к обслуживанию клиентов. Мы завершили год переводом всех наших линейных технических специалистов, занимавшихся обслуживанием, от разделения "медиа" отдельно и "интернет и ТВ" отдельно к универсальному специалисту, который занимается удовлетворением всех заявок клиентов в одном конкретном месте. Если у вас сломался телефон или сломался интернет, то не нужно ожидать двух отдельных специалистов - это будет один конкретный человек. Особенно приятно и то, что мы занимались оптимизацией времени работы этих специалистов. Мы внедрили специальное решение, получили за это награду "лучшая сервисная компания". Сроки исполнения заявок мы сократили более, чем в два раза и продолжим работать над этим.
Прим. АБ. И вновь на этот позитив хочется отозваться своим абонентским опытом. Специалистов МГТС мне вызывать не приходилось, телефон работает без сбоев. Но уровень спама на номер МГТС буквально зашкаливает. Месяцами звонят одни и те же компании, звонят с помощью робота, т.е. соединение с оператором начинает устанавливаться уже после снятия трубки. Мне хотелось бы от компании МГТС проактивных действий по выявлению компаний, занимающихся телемаркетингом с помощью автоматического оборудования и их блокировки, но я не наблюдаю таких действий. Ситуация с мобильным номером в разы лучше. Несмотря на то, что именно мобильный номер я использую как основной, на него спама практически нет (если не считать менее раздражающие SMS), тогда как на номер МГТС спам вызовы поступают с завидной периодичностью. Возникает вопрос - не сотрудничает ли компания МГТС с этими спамерами? Или это просто неприятная бездеятельность, несмотря на явное наличие проблемы?
АЕ: Создавая цифровой оптический канал до каждой квартиры, мы создаем возможности огромного количества услуг, которые не будут мешать одна другой, каннибализируя скорость в канале. Мы обеспечим стабильную скорость подключения для всех абонентских устройств, что создает условия для оказания услуг, которые принято объединять понятием Цифровой дом. Мы сможем обеспечивать услуги телематики, услуги видеонаблюдения, включение подогрева полов, кондиционеров и т.п. Все это возможно сегодня с помощью отдельно устанавливаемых абонентских устройств, управляемых дистанционно. Для того, чтобы контролировать работу этих устройств нами в течение 2015 года будет внедрен протокол TR-069. Мы будем проактивно подходить к качеству обслуживания абонентов, обеспечивая удобство и качество.
Если говорить о стратегических целях 2015 года, то безусловно мы завершим строительство сети GPON - уже по итогам 1H2015 95% домохозйств Москвы будут обеспечены возможностью подключения этой технологии. Мы безусловно продолжим работу над качеством обслуживания наших абонентов и наши контактные центры будут доступны для абонентов в минимально возможное время.
Прим. АБ. Сейчас проверил дозвон в центр обслуживания. Попробовал получить пароль для ЛК. Первичное соединение с оператором было выполнено достаточно быстро, но для этого пришлось прорваться через мерзкое iVR-меню. Забавно, что в разгаре этого кнопконажимательства мне было предложено .... оценить качество оказанной мне услуги?! и это при том, что я еще никаких услуг не получил и только пытался добрать до оператора. Интересно, что когда я нажал заветную цифру, которая должна была меня вывести на оператора, соединение с ним произошло почти мгновенно, не пришлось ожидать даже означенных выше 60 секунд. Вот только проку от этого было мало. Узнав тему моего звонка - получение пароля, девушка попросила подождать и исчезла не менее, чем на 3-4 минуты. Вернувшись, она собрала с меня необходимые для подтверждения моей личности данные (увы, достаточно паспортных данных, т.е. этот пароль может получить любой, кто располагает сканом страниц моего паспорта) и выдала пароль. В принципе, удовлетворительно, но при чем тут 60 секунд, если ожидать ответа специалиста приходится уже после первоначального соединения?
АЕ: Если мы говорим о коммерческих показателях, мы будем работать над безусловным лидерством на рынке ШПД и ТВ, поскольку Москва привыкла видеть МГТС, как монопольного игрока фиксированной телефонии. Не могу сказать, что мы будем монополистом на рынке ШПД, но по крайней мере безусловное лидерство мы вам гарантируем. По итогам 2015 года я уверен, что мы достигнем доли до 35%, что удвоим чистый прирост по итогам 2015 года. Думаю, что эти результаты абсолютно доступны для нас.
Если говорить про проект MVNO, который я упоминал, то считаю, что это стратегически правильный подход, который позволяет нам совместно, в периметре группы МТС увеличивать свою долю рынка. Как минимум, люди проживающие в каждом четвертом домохозяйстве в Москве воспользуются нашим предложением. Мы в этом абсолютно уверены, получив первый опыт коммерческой эксплуатации. Видим, как кардинально меняется потребление. Видим, как кардинально меняется восприятие МГТС, как оператора не только фиксированной, но и мобильной услуги.
По-сути, мы были первыми, кто вывел на рынок услугу 6-play: голосовых и ШПД, ТВ услуг, мобильных и фиксированных. Все это возможно в пакетах MVNO и удобно для пользователей. Абоненты смогут оценить в 2015 году.
Вот коротко об итогах 2014 года и планах на 2015 год.
++
ДК: Попробую сконцентрироваться на продуктовых особенностях. Развивая нашу сеть, мы это делаем для конечных потребителей, прежде всего. А конечным потребителям нужны услуги, которые бы сделали их жизнь проще, лучше и экономнее. Соответственно, запустив GPON, мы на первом этапе концентрировались на скорости, на втором этапе мы кардинально изменили подход к услугам ШПД. Сконцентрировались на том, что это должен быть качественный сервис, а не только быстрый. Что должны быть услуги, наполненные дополнительными сервисами, например, управлением трафика - это востребовано семьями с малыми детьми, офисами, где не хотят паразитный интернет-трафик, где хотят сконцентрироваться на трафике, необходимом по бизнесу. Важные вопросы - это защита: антивирусы и другие сервисы, защита от вторжений злоумышленников в сети, как домашние, так и корпоративные. Мы сконцентрированы на том, что интернет-сервис не должен быть просто "шнуром", выходом в интернет с неконтролируемым интернет-трафиком. Мы говорим о том, что с тарифами, которые не отличаются в большую сторону от наших конкурентов, а зачастую даже более выгодны для наших абонентов, мы предлагаем целый комплекс доп.услуг. Мы переформатировали ЛК, теперь пользователю не нужно звонить в колл-центр, не нужно приходить в наши офисы с целым рядом вопросов. Видим, как кардинально изменилась в 2014 году динамика посещения ЛК, Количество обращений к ЛК превысило 1 млн. Это означает, что пользователи хотят получать сервис и хотят иметь возможность подстраивать сервис под себя. Для этого им достаточно дать ЛК с возможностью настройки параметров.
Прим. АБ: К сожалению, как я уже отмечал выше, ряда интересных опций в ЛК как не было, так и нет. Юзабилити ЛК далека от идеала. А рссуждения "мы не хотим быть просто шнуром в интернет" меня, как потенциального клиента отпугивают. Мне как раз требуется провайдер, готовый быть для меня просто "розеткой в интернет", который не будет "контролировать" оплаченный мной интернет-доступ.
ДК: Этот подход позволил нам сконцентрироваться на привлечении абонентов с рынка, в том числе, за счет переключения на нас с других операторов, поскольку проникновение услуг ШПД в Москве превышает 85%. Качественный сервис с доп.услугами стал основным драйвером для подключения абонентов сторонних операторов к МГТС.
Этот же подход мы применили в том числе и в ТВ. Т.е. базовый продукт дополнили дополнительными сервисами. В отличие от конкурентов, мы позиционируем контент не только в базовых пакетах, но даем пользователям возможность создавать под себя "персональное ТВ". Спектр каналов, которые мы предоставляем в персональном ТВ все расширяется. Сейчас мы делаем упор на контент в HD. Базируясь на технологии GPON, мы можем предоставлять услуги вплоть до четырех телевизоров в каждом доме даже в пиковое время. Которые могут отображать каналы в HD и UltraHD качестве даже в ЧНН (во период пиковой нагрузки).
На 2015 год у нас запланирован вывод каналов в UltraHD. Это как раз покажет наше технологическое превосходство относительно конкурентов. Соответственно эти подходы помогут нам стать лидерами по приросту в услугах ШПД и ТВ на рынке Москвы. И улучшение наших продуктовых свойств мы продолжим в этом году.
С точки зрения конвергентных услуг важно отметить, что мы наблюдали заметный интерес со стороны рынка. Прежде всего от тех абонентов, которые уже пользовались нашими услугами фиксированной связи, но при этом пользовались мобильной связью других операторов. Нам, конечно, интересно, чтобы к нам шли абоненты МегаФон и Билайн. И на сегодня - это почти половина наших подключений. Что позволяет нам с уверенностью смотреть вперед. Подключая этих абонентов на пакеты 4-play, 5-play и 6-play, мы существенно снижаем наш отток, а также увеличиваем доходы группы МТС. Поэтому фокус на конвергентные пакеты, на пакеты MVNO мы будем еще усиливать в 2015 году. Думаю, что до конца 2015 года это станет одним из ключевых наших предложений, которые мы будем продвигать во всех каналах коммуникаций.
Важно отметить, что мы не концентрируемся на B2C рынке, мы активно работаем также с другими сегментами. В частности, благодаря внедрению оптических каналов мы смогли перестроить подход по операторскому сегменту и предложить новые сервисы в операторском бизнесе. Кроме того, мы сфокусировались на дополнительных сервисах, которые также востребованы на операторском рынке. В частности, предоставление площадей для аренды комплекса ресурсов, предоставление хранилищ данных. Все это становится неотъемлемой частью общей программы модернизации бизнеса МГТС в Москве.
В 2015 году мы запускаем два объекта, которые мы называем телехаусами. Это на базе наших АТС по-сути модернизированные ЦОД, которые позволяют привлекать для установки оборудование как операторов, так и бизнес-сегмент. Отличия наших площадок в том, что они расположены близко к точкам обмена трафиком M9 и M10, что позволяет нам конкурировать с другими игроками операторского рынка, которые ранее доминировали на этом рынке.
Все перечисленное позволит нам всерьез улучшить монетизацию сети GPON, улучшить возврат наших инвестиций и в конечном итоге стать основой цифровой платформы города Москвы.
++
Еще была сессия вопросов и ответов, но сегодня на ее расшифровку в конспект уже нет времени, к сожалению. Если позднее сделаю, то будет отдельная публикация.
Сегодня был на встрече с МТС. Нелюбимый мной формат "пресс-завтрак" обернулся отсутствием слайдов, так что ниже будет много букв и никаких картинок. Частичной компенсацией станут несколько полезных и интересных цифр, надеюсь.
МТС на встрече представляли Дмитрий Солодовников от PR, руководитель направления по взаимодействию со СМИ; Кирилл Дмитриев, директор МТС в Московском регионе; Влад Медведев, технический директор МТС в Московском регионе.
Кирилл Дмитриев (прим. АБ: далее - КД) кратко рассказал об основных новостях МТС в Московском регионе. Представляю свой конспект.
КД: 2014-й год был для МТС в Московском регионе успешным. МТС является лидером по абонентской базе в Москве. Критически важным для нас является развитие ШПД, поскольку доходы от ШПД являются на сегодня основным драйвером роста доходов для операторов мобильной связи. Мы добились ряда важных вещей. Во-первых, по итогам 9М2014 года МТС по данным Ookla традиционно заняла 1-е место по скоростям в сетях LTE и по скоростям в сетях 2G/3G. Кроме того, по итогам 2014 года компания МТС в Московском регионе оценивает число подключений LTE в 1 млн.
Если сравнивать итоги декабря 2014 года с итогами декабря 2013 года, число подключений выросло примерно в 8 раз! Проникновение устройств LTE в Москве растет быстрее, чем в любом другом регионе России. Можно было видеть пиковый прирост числа абонентов в течение года в те месяцы, когда выходили флагманские модели Samsung и Apple с поддержкой LTE. Также существенным фактором роста числа пользователей стал выход ОС iOS 8 в рамках которой некоторые устройства, находившиеся на руках абонентов, стали поддерживать LTE в сетях МТС в Московском регионе.
Сеть МТС в Московском регионе сложная. Только услуга LTE предоставляется в четырех различных диапазонах и двух различных режимах (b20 800 МГц, b3 1800 МГц, b7 2.5-2.7 ГГц - FDD LTE и b38 2.5-2.6 ГГц TD-LTE). С такой сетью сложно работать, но она обещает более высокий уровень проникновения пользователей услугами LTE, поскольку с сетью МТС может взаимодействовать большое число мобильных устройств, выпускающихся в мире.
Замечена интересная закономерность. После того, как абонент переходит на пользование устройством с поддержкой LTE, а это в 85% случаев - смартфон с поддержкой LTE, потребление трафика удваивается в течение 2-3 месяцев. В среднем, пользователь смартфона с поддержкой LTE в Москве потребляет 1.5 ГБ в месяц. В прошлую нашу встречу я говорил о 1 ГБ, сейчас выросло потребление. (Прим АБ: причин тому несколько - растет качество покрытия LTE МТС, растет потребность пользователей в трафике за счет роста числа пользователей приложениями, роста объема контента, прежде всего видеоконтента, роста пользования социальными сетями).
В планах МТС - и далее развивать пользование ШПД, для этого будет наращиваться покрытие и в целом качество оказания услуг - главным образом в области. Также будут развиваться сети 3G и LTE в Москве в различных диапазонах частот. В этом мы видим и конкурентное премущество для МТС и источник роста доходов компании. Московский рынок флагманский, если говорить о проникновении LTE на душу населения, если сравнивать с любыми другими российскими регионами.
ВМ: В январе 2014 года мы запустили сеть LTE 800 b20 в Московской области. Покрытие LTE 800 есть в примерно 300 населенных пунктах. Для обеспечения наибольшего покрытия с наименьшими затратами - это очень хороший диапазон. Кроме того, в конце 2014 года МТС запустила сеть LTE 1800 в пределах Садового кольца. Это обеспечило возможность пользоваться LTE для владельцев iPhone предыдущих поколений и ряда других устройств LTE, рассчитанных на диапазон b3 (самый популярный в мире по числу сетей LTE в данном диапазоне). МТС также продолжала модернизацию собственных сетей. Как вы знаете, у МТС самая большая в Московском регионе сеть TDD LTE b38. (Прим.АБ: порядка 2 тысяч базовых станций b38. Общее число баз LTE МТС в Московском регионе оценю на уровне 4 тысяч с перспективой роста до конца 2015 года до 6 тысяч). Завершив модернизацию сети TDD LTE b38, МТС предоставила возможность использовать ее обладателям iPhone 6 и Samsung Galaxy 5S в пределах Москвы и в городах-спутниках. Кстати, наличие сети TD-LTE - это конкурентное преимущество МТС, ведь у конкурентов такой сети нет (прим. АБ: можно отметить, что МегаФон потенциально мог бы ее построить, но этого пока не сделал, благо у компании есть 40 МГц в b7, а у Билайн такой возможности нет, т.к. компания не располагает в Московском регионе частотами b38 или какими-то другими частотами, которых не было бы у конкурентов). Ранее МТС предоставляла сеть TD-LTE для пользования исключительно стационарным абонентам, пользователям роутеров и модемов, но теперь в эту сеть пускают и смартфоны с планшетами, (Прим. АБ: чтобы разгрузист сеть LTE b7).
Кроме этого мы активно занимались вопросами качества. В юго-западном административном округе Москвы совместно с компанией МГТС МТС запустила 200 small cell (малых сот). Это базы с небольшим радиусом действия, до 150 метров. Их использование призвано улучшать качество услуг МТС в местах наибольшей концентрации трафика. (Прим.АБ: нужно полагать, что МГТС обеспечивает услуги опорной сети?).
МТС в 2014 году продолжала активно развивать собственную транспортную сеть. В настоящее время свыше 90% базовых станций подключено высокоскоростными цифровыми каналами. Это позволяет предоставлять абонентам услугу с пиковыми скоростями до 100 Мбит/с.
В ближайшей перспективе у МТС есть планы и на развитие сетей 3G, но основной акцент компания планирует на развитие сетей LTE.
В частности планируется идти по пути агрегации частотных полос в диапазонах b3 1800 МГц и b7 (2.5-2.7 ГГц), т.е. LTE-A CA_3-7, добиваясь тем самым конкурентного преимущества в виде качества оказания услуг LTE.
++
На этом завершились, собственно, выступления, и началась сессия вопросов и ответов, к которой я вернусь позднее, вероятно, в отдельной публикации. Дело в том, что в пресс-завтраке участвовали также представители МГТС, поэтому половина времени была занята их выступлениями, которые я также вам представил в виде конспекта.
Хорошая новость для телеком-рынка Московского региона. Запуск и развитие сети LTE800 позволит МТС существенно нарастить охват населения услугой LTE в Московском регионе, абоненты смогут это заметить как быстрый рост числа точек, где будет доступна услуга LTE. В Московском регионе действует также сеть LTE 800 Билайн. К сожалению, МТС не сообщает точного числа базовых станций b20, что не позволяет оценить масштаб проекта. В целом, российские операторы "грешат" недостаточно большим числом базовых станций LTE в своих сетях, в том числе, исходя из параметра "число базовых станций, отнесенное к числу заявленных подключений". Впрочем, в текущей экономической ситуации ожидать большего было бы наивно.
Интересны также сообщения компании о масштабных испытаниях малых сот различных вендоров, как в условиях indoor, так и в условиях outdoor. Малые соты - это безусловно одно из направлений ближайшего развития сетей LTE в крупных городах и в этом смысле любые активности операторов по данной тематике можно только приветствовать.
Любопытна и информация об открытии сети TD-LTE b38 для пользователей смартфонами и планшетами. Пользователи смартфонами - это большинство потребителей мобильного трафика на сети МТС и раскрытие для них еще одной сети - это способ разгрузить сеть LTE b7 от трафика, что должно сказаться на росте средних скоростей, доступных абонентам сети LTE МТС. Жаль, что компания не приводит этот показатель.
Сегодня представители Московского региона МТС (и МГТС) встречались с журналистами, данные об этой встрече я приведу в отдельной публикации.
Об этом сообщает компания в пресс-релизе. Покрытие LTE появилось в райцентрах Бирск, Янаул, Чишмы, Чекмагуш, Толбазы, Месягутово, Кандры и Приютово. Средняя фиксируемая скорость в сети LTE оператора - 11.97 Мбит/с. Пресс-релиз - по ссылке http://www.mforum.ru/t4/forum/news091710?goto=312595#msg312595
Как известно, SK Telecom намеревается запустить сеть LTE-A CA_1-3-5. Как ожидается, это обеспечит абонентам возможность загрузки данных со скоростями до 300 Мбит/с. Первыми пользователями пакета услуг под названием "band LTE" станут покупатели Samsung Galaxy Note 4S-LTE.
Рекомендуемая цена аппарата - 957 тысяч вон, что примерно равно 56 тысячам рублей России на сегодня. В SK Telecom планируют частично субсидировать покупку этого аппарата для подписчиков пакета. Размер субсидии составит примерно треть цены аппарата.
Всем, кто приобретет SGN 4S-LTE предложат пакет Band LTE, включающий ваучер на 100 ГБ в облачном сервисе T Cloud и 1 ГБ данных для клиентов, которые будут играть в онлайн игры, доступные для пользователей облака.
Суд центрального района Сеула уже потребовал от SKT остановить рекламную кампанию в которой утверждалось, что компания первой в мире запускает трехдиапазонную агрегацию в коммерческое пользование, поскольку пока что услуга доступна только для отдельных клиентов, а не для всех абонентов компании. С требованием такого запрета в суд обратился конкурент SKT - компания KT.