6G: Технология, которая будет соответствовать нашим несбывшимся ожиданиям от 5G

Отвлечемся от неприятной информации об очередях на госпитализацию в Москве и поговорим о технобудущем, которое в любом случае настанет. Как известно, пока операторы занимаются развертыванием и эксплуатацией сетей 5G, ученые ряда передовых стран активно разрабатывают технологии, которые будут положены в основу стандартов и систем следующего поколения сетей мобильной связи и доступа в интернет.


Кому-то это может казаться странным - сейчас бы сети LTE еще до ума доводить, да поскорее развертывать покрытие 5G. Но если смотреть на то, насколько быстро растет потребление трафика абонентами и системами IoT, нетрудно понять, что сети предыдущих поколений не смогут обеспечивать эти потребности. И это лишь одно из целого ряда "невозможностей" для сетей LTE/5G. Так что сети 6G нам нужны, будут нужны через несколько лет, поэтому уже сейчас нужны работы по их разработке. В странах, где о необходимости разработки новой технологии задумываются не тогда, когда в мире уже приняты стандарты и развернуты первые сети на основе ее основе, разработками 6G занимаются уже с 2018 года.

Одна из таких стран - Финляндия. Здесь, как и в Китае и Японии приступили к разработке технологий 6G, которые должны быть готовы к практическому внедрению к 2030 году. Программу реализует Академия Финляндии, на вопросы RCR Wireless News отвечал Матти Латва-ахо, профессор академии и директор 6G Flagship программы. Вашему вниманию - мой пересказ беседы.

Кто работает в программе, в каких областях идут исследования?

Финская программа исследований 6G реализуется прежде всего в Университете Оулу. Финансирование осуществляется Академией Финляндии, государственным агентством, отвечающим за проведение научных исследованиях. В программе также участвуют Университет Аалто, Бизнес Оулу, Nokia, Университет прикладных наук Оулу, Технический исследовательский центр Финляндии - VTT. В последнее время к программу вошли еще две компании - Keysight Technologies и InterDigital.

Программа 6G это не только о 6G, поскольку сейчас идет фаза активного развертывания 5G, в рамках программы 6G занимаются и совершенствованием технологии 5G, прежде всего, в рамках совместных проектов, испытаний и демонстраций. Одновременно идет работа над основными технологическими компонентами и решениями, которые потребуются к 2030 году.

Перспективные исследования организованы по четырем взаимосвязанным стратегическим направлениям: беспроводная связь, технологии устройств и схем; распределенные интеллектуальные вычисления; новые приложения и услуги.

Когда технология 6G станет реальностью? Какими будут основные применения этой технологии?

Ожидаем, что к 2030 году общество будет управляться данными и обеспечиваться практически мгновенной неограниченной беспроводной связью. Сети 6G начнут появляться в районе 2030 года, чтобы оправдать ожидания, которые не оправдали сети 5G, а также дать возможность для создания новых приложений, прежде всего, приложений на базе искусственного интеллекта практически во всех сферах общества.

Предположительно использование 6G будет происходить в вертикалях, основы такого внедрения сейчас закладывает технология 5G. Будут появляться решения для малой дальности с очень высокой пропускной способностью, а также решения для обеспечения подключенностью отдаленных и сельских районов.

Какими будут основные движущие силы, с какими проблемами столкнутся технологии?

Программа ставит своей задачей формирование глобального видения исследований 6G с учетом, прежде всего, требований к производительности и качеству обслуживания. Также учитывается Программа устойчивого развития человечества, сформулированная в ООН. В рамках программы создается экосистема 6G.

Для создания технологий 6G требуется решить обширный набор проблем, как технических, так и нормативных и бизнесовых. Работа на более высоких частотах, растущее использование данных, приводят к необходимости решения таких вопросов, как - кто может использовать данные, кто может использовать спектр в будущей инфраструктуре 6G.

Каковы основные цели флагманской программы? Есть ли какие-то конкретные временные рамки выработки тех или иных решений?

Flagship 6G запущена в мае 2018 года, как восьмилетняя программа. Основные ее задачи - помочь компаниям завершить разработку стандарта 5G, выполнив пилотные испытания технологий и систем, разработать фундаментальные технологически компоненты, позволяющие создать системы 6G, а также ускорить надежную, устойчивую и безопасную цифровизацию общества на базе 5G и 6G. Все эти направления реализуются параллельно.

Результаты работ в рамках программы документируются в виде научных публикаций, сейчас их число уже достигает 838 (считаются только рецензируемые научные публикации). Кроме того, каждые два года 6G Flagship выпускает отчеты для Академии Финляндии, но это непубличные документы. В сентябре 2019 года 6G Fllagship опубликовала официальный отчет о разработке 6G, подготовленный по итогам семинара, который проводился на первом 6G Wireless Summit в 2019 году. В нем описывается концепция 6G и приводятся основные направления исследований, необходимых для разработки 6G.

В документе рассматриваются основные проблемы, возникающие в ходе иссделований и другая информация, которая должна помочь тем, кто составляет программы исследований на ближайшее десятилетие.

Сейчас сформировано 12 исследовательских групп, каждая из которых выпустить итоговый документ, доступ к которым будет возможен с конца апреля.

Источник: https://www.rcrwireless.com/20200407/5g/6g-satisfy-expectations-not-met-5g-6g-flagship-program

Также смотрите подборку информации, посвященной теме 6G:

----

Новости телекома и IT удобно читать в телеграм-канале abloud62, телеграм-трансляции и анонсы пресс-релизов вы найдете в канале abloudRealTime. Также подписывайтесь на страницу facebook.com/ABloud/

Антикризис: МегаФон запустил CDN, чтобы улучшить качество отгрузки видео и ТВ

В ситуации, когда потребление трафика, особенно видеотрафика, растет из-за частичной самоизоляции людей и перевода их удаленку, есть два варианта борьбы за устойчивость сетей и качество услуг.

Один - неуклюжий, путь запретов и ограничений, когда чиновники, мало соображающие в предмете, который им доверили "регулировать", пытаются вводить ненужные ограничения на качество передачи контента в сетях передачи данных.

Другой путь требует инвестиций и активных усилий оператора. Но именно он является единственно правильным. В ситуации, когда растет спрос людей на те или иные услуги сети и, соответственно, ее ресурсы, нужно наращивать эти ресурсы, в том числе, путем оперативного внедрения новых решений и технологий. Именно так поступили в сегодняшней кризисной сиутации в МегаФоне.



Компания МегаФон объявляет о запуске собственного решения Multi-CDN, которое существенно сокращает паузу между кликом и запуском видео, а также минимизирует задержки в ТВ-трансляциях. Улучшение качества услуг должны ощутить прежде всего пользователи в отдаленных регионах.

За последние несколько недель потребление онлайн-видео и цифрового МегаФон ТВ выросло на 30%.  Это много, но не катастрофично. Компания отвечает на этот рост трафика запуском в дополнение к уже существующей распределенной системы из 17 дата-центров, платформы кэширования данных Multi-CDN с общей пропускной способностью 400 Гбит/с. Зачем это нужно? Это позволит абонентам получать видеоконтент с сервера, расположенного в непосредственной близости, а не в тысячах километров от региона абонента. Особенный выигрыш, как ожидается, ощутят пользователи в Сибири и на Дальнем Востоке.

Чего конкретно можно ожидать? Хорошего качества картинки, отсутствия "замираний", снижения задержки от момента, когда вы кликнули по кнопке Play и до момента запуска воспроизведения кино. То же касается ТВ каналов, особенно тех из них, что транслируются в формате HD. Система в режиме реального времени кэширует более 200 ТВ-каналов. Одномоментно в системе хранится более 250 ТБ востребованного контента.
«В условиях, когда многие абоненты вынуждены оставаться и работать дома, мы продолжаем повышать качество и скорость просмотра телеканалов и фильмов из нашей обширной медиатеки. Общая пропускная способность системы составляет 400 Гбит/с, что позволит просматривать контент большому количеству пользователей даже при повышенной нагрузке на сеть», – отметил генеральный директор МегаЛабс Андрей Кушнарев.
Рост трафика МегаФон ТВ в 30% во второй половине марта во-многом обусловлен мерами самоизоляции. Самый большой рост потребления обеспечило юное поколение. Дети не ходят в школу, стоит ли удивляться, что количество просмотров мультфильмов и кино для детей и подростков выросло на 40%? Здесь и немалая "заслуга" родителей, работающих из дома - мультфильмы это самый простой способ хотя бы на время занять ребенка, чтобы можно было поработать.

Сервис МегаФон ТВ доступен на самых разнообразных устройствах - смартфонах под Android, iOS, Apple TV, смарт-ТВ: Samsung, LG, Sony, Philips. Panasonic, Mi TV, медиплейерах Cinemood, а также через браузер ПК и ноутбуков. Услугой могут пользоваться абоненты МегаФон и клиенты других операторов.

----

Новости телекома и IT удобно читать в телеграм-канале abloud62, телеграм-трансляции и анонсы пресс-релизов вы найдете в канале abloudRealTime. Также подписывайтесь на страницу facebook.com/ABloud/

Аналитика: Клиенты Билайн стали общаться с родными больше и дольше

Вчера я уже публиковал интересную аналитику по различным странам мира - из нее видно, как меняются тренды в загрузке сетей и поведении абонентов. Сегодня тему продолжают данные Билайн.Аналитика, посвященные тому, как поменялся профиль потребления клиентов Билайн, как сказался на нем режим самоизоляция. 

Очевидно, что общение по-прежнему играет важную роль. В последнюю неделю клиенты Билайн стали вдвое чаще пользоваться "любимыми номерами" родных и близких, а также разговаривают в среднем на 50% дольше обычного. Очень заметен рост потребления дата-трафика в мессенджерах, на 63%, выросло и количество сообщений, и количество голосовых и видеозвонков в мессенджерах. 

Голосовые вызовы в тренде

По данным Билайн.Аналитика, с момента перехода части россиян на самоизоляцию, востребованность голосовых вызовов заметно подросла. Это следствие, минимум, двух факторов - удаленного формата работы и желания постоянно оставаться на связи с родными и близкими. Часть людей компенсирует нехватку "живого" общения звонками. Звонки от 30 минут и выше чаще всего приходятся на групповые вызовы с помощью услуги "Билайн-секретарь", с переходом на удаленку эту услугу стали подключать активнее. 

Вдвое выросло число вызовов на "любимые номера", при этом порядка 15% общего голосового трафика приходится на звонки в другие города и регионы страны. 

Мессенджеры

Абоненты Билайн с переходом на удаленную работу и самоизоляцию стали намного активнее пользоваться мессенджерами. По данным Билайн.Аналитика трафик мессенджеров из расчета на одного пользователя в так называемую "нерабочую неделю" (не знаю, как у вас, а все мои знакомые в эту неделю продолжали работать), вырос на 63% относительно данных за последнюю неделю февраля. Это результат роста личной переписки и общения в групповых чатов, а также ростом объемов голосовых и видеозвонков в мессенджерах. 

Лидером по росту трафика в "нерабочую неделю" по данным Beeline оказался Skype, потребление данных этим сервисом выросло почти на 100%. Также значительно выросла активность пользователей сервиса FaceTime (среди пользователей продукцией Apple), потребление данных выросло на 75%. Трафик мессенджеров WhatsApp и Viber в тот же период вырос на 55%

Женщины, оставшись дома, активнее мужчин пользуются мессенджерами, - трафик у женщин вырос на 69% против 58% у мужчин. Отличаются и предпочтения по месенджерам. Мужчины стали больше пользоваться Skype, рост средних объемов потребления трафика практически вдвое, женщины тоже, но средний рост объемов потребления для этой группы пользователей - 86%. Есть "гендерная разница" и в пользовании Face Time, Viber и Whats App - у женщин 76%, 65%, 61% против 72%, 42% и 48% у мужчин. 

Жаль, что нет данных по таким более, чем востребованным сервисам, как Zoom, которым пользуются многие московские школьники и Telegram - мессенджер, которым активно пользуются даже в Минцифразе. 

География

Билайн.Аналитика выявила 10 регионов с максимальным ростом активности абонентов (в плане потребления трафика) после перехода на самоизоляцию. Вряд ли вы удивитесь, узнав, что в лидерах остались Москва и С.Петербург, список топ-8 участников рынка выглядит так (в порядке убывания объемов мобильного интернета и голосовых вызовов). 
  • Краснодарский край
  • Нижегородская область
  • Ярославская область
  • Ивановская область
  • Омская область
  • Владимирская область
  • Костромская область
  • Вологодская область
  • Челябинская область
  • Коми республика
Было бы, конечно, интересно с цифрами роста этот список посмотреть. 

----


В целом, несмотря на приведенные выше цифры роста числа и объемов голосовых вызовов, связанный с вынужденным затворничеством, голосовой трафик все более уходит в мессенджеры. Нетрудно убедиться, что среди соответствующих приложений нет ни одного продукта, разработанного в России, кроме Telegram, который российские операторы все еще стесняются упоминать в своей статистике и пресс-релизах. Печальный результат, учитывая, как любят у нас говорить о высоком уровне развития IT и программирования в стране. 

---- 

Новости телекома и IT удобно читать в телеграм-канале abloud62, телеграм-трансляции и анонсы пресс-релизов вы найдете в канале abloudRealTime. Также подписывайтесь на страницу facebook.com/ABloud/

Тренды: Влияние COVID-19 на сети операторов, что ожидать

Сегодня у меня вновь гостевой материал, актуальный, - собранные Ericsson данные и мнения на актуальную тему - как эпидемия ковида-19 влияет на сети операторов. Что нам подсказывает опыт других стран, нужны ли какие-то действия операторов или регуляторов в сложившейся ситуации.

--



Алексея Турчина, отвечающего в Ericsson за ИТ & Цифровые решения многие из вас знают, как впрочем, и Анатолия Ильяича, руководителя направления развития сетей радио и транспорта Восточная Европа и Центральная Азия.

СМИ уделяют много внимания антикризисным мерам операторов связи. Кто-то раздает абонентам дополнительный бесплатный трафик, какие-то сети уже сталкиваются с проблемами из-за роста спроса на услуги голоса, роста продолжительности голосовых вызовов, снижением роумингового трафика и перегрузок каналов в направлении к базовой станции, а также из-за перераспределения спроса на трафик из центра города в спальные районы и пригороды.

Про меры, предпринимаемые руководством Евросоюзом из-за резкого роста дневной нагрузки на сети вы уже слышали. В США Verizon решил добросить к ранее запланированным $17-18 млрд капиталовложений в 2020 году еще $500 млн, прежде всего, из-за эпидемии ковида. Так что 5G в США построят быстро, не сомневайтесь.

Во Франции, как водится, вместо денег на развитие говорят о необходимости "дисциплины" в управлении полосой пропускания сетей связи в ситуации карантина. Тем временем Free Mobile 13 марта пообещал подбросить дополнительный бесплатный 1 ГБ трафика на свой самый бюджетный тарифный план (до конца апреля).

В общем, действуют все, кто как может и кто как хочет. Единый вектор из представленных новостей не вырисовывается, нужно анализировать цифры и в Ericsson это сделали.



Чего ожидать в ситуации самоизоляции/карантина

Рост трафика достигает от 20% до 100%.

Большая часть этого выросшего трафика успешно "абсорбируется" сетями фиксированной связи, благо там FTTH и существенные запасы пропускной способности. Некоторые операторы отмечают, что на 90% вырос трафик голоса через Wi-Fi (а кто там у нас в России все еще не поддерживает эту услугу?). Рост потребления данных со стриминговых сервисов (кинцо) все же приводит на некоторых сетях к перегрузкам.

Хуже с мобильными сетями. Здесь трафик перераспределился. И если на каких-то базах фиксируется заметное снижение трафика (районы закрытых офисов), то на других заметен рост объемов передачи данных на 10-20% (что, в большинстве случаев, терпимо).
В частности, стало больше голосовых вызовов, а их длительность возрасла (привет, МТС, который оперативно и правильно отреагировал, молодцы), на 20-70% фиксируется рост голоса.

В отношении передачи данных - совсем не здорово, основной рост показала двунаправленная передача данных, и если даунлинк еще более-менее справляется, то аплинк часто не готов к такому изменению нагрузки на сеть. А давно была ясна порочность идеи значительной асимметрии сетей. Аплинк с каждым годом растет, мы все генерим контент, а не только потребляем.

Что еще происходит в связи с карантином, локдауном, самоизоляцией и т.п.

- Трафик переместился из деловых центров города на периферию - в спальные районы и в районы дачных поселков.

- Некоторые соты сталкиваются с существенным ростом нагрузки, хотя в целом какого-то взрывного роста потребления _мобильного_ трафика, нет.

- абоненты сталкиваются с тем, что где-то снижаются скорости передачи данных - это касается сайтов, которые и так были близки к перегрузу, а теперь на них свалился еще и дополнительный трафик от осевших дома работников. В то же время кто-то, напротив, замечает рост скорости в своей локации - это происходит, например, если из того же сектора съехала, например, какая то турфирма, которая ранее грузила этот сектор.

- Мобильность пользователей снизилась, что в ряде случае существенно улучшила качество работы сети и ее устойчивость.


Как выглядели изменения в мобильном потреблении данных по отдельным мобильным приложениям по-состоянию на 22 марта 2020.

Очень значительный разброс от страны к стране и от приложения к приложению.

Facebook: В Америках - без изменений; В UK и в Италии - гигантский рост - на 52% и 30% соответственно.

WhatsApp: +117% в Италии, +3% в Северной Америке (или это Мексика, не очень понятно, на что именно показывает метка). Но ясно, что разброс гигантский.  В России, думаю, на WhatsApp свалился большой рост нагрузки - одни только родительские чаты "взорвались" попытками получать ДЗ и его отправлять фотками.

Twittter: Формат твиттера явно не про корону и не про работу. Упало потребление много где - на 15-20%, но есть и рост от 2% до 19%.

Instagram: В Италии рост на +24%, в остальных странах - до до инстаграммов, очевидно. Люди сидят дома, чего им фоткать?

TikTok: Чем занять себя со скуки? Рост везде, кроме Британии. Чопорные британцы еще не оценили этот фу-фу-фу сервис? А рост достигает 36% кое-где.

Youtube: Никакого "дикого" роста потребления трафика через Youtube нет и в помине. От незначительного снижения трафика в Америках и Британии до незначительного роста в Европе и Азии - на 2-6%. И на кой черт было ограничивать качество видео в Youtube?

Netflix: Не нужно быть аналитиком,  - видно от +12% до +38% роста трафика. И это ведь большие объемы трафика, гигабайты на нос. Только британцы опять в стороне, меньше стали смотреть на 7%.

Amazon Prime:  Явно проигрывает Netflix битву за экраны, вызывал рост трафика только на 7-10%, а где-то и показал снижение на 5-7%.

В общем и целом - Ни одно из мобильных приложений не стало "убийцей сетей". По-сути, какие-то ограничивающие потребление трафика меры пока что не были нужны. Но это на март, напомню.


Неприятный прогноз от Juniper, думаю, все операторы давно уже видели.

Поскольку никто никуда в ближайшие месяцы не полетит, операторы в ближайшие 9 месяцев недополучат $25 млрд от роуминговых поступлений. (И тут сразу мечта - если операторы научатся жить без этих денег, может быть уже будем обслуживать абонентов на всей территории мира по цене домашнего региона? Ведь технологией никакие дополнительные наценки на географию не обоснованы). Из этих средств примерно половина потерь придется на период с июня по август 2020. Это $12 млрд. Впору просить субсидий от правительства...

И, конечно, это безвозвратные потери. Никакой "отложенный спрос" на поездки не компенсирует эти потери уже никогда. Деньги останутся у людей и бизнесов и уйдут на другие цели, не к операторам.


Более детально - по-состоянию на середину марта. 

Ситуация варьирует от страны к стране - от -9% до -43%. Больше других уже теряют Польша, Испания, Италия, виден общий тренд на рост потерь. Что же, ничего удивительного, уже и производство самолетов сокращают, не то, что число полетов. Мир уже не будет прежним, хотим мы того, или нет.



 Очень любопытная картинка - обобщенная по данным европейских операторов. Из нее узнаем, что голосовой трафик уже _в-основном_ идет в VoLTE (привет, отстающим операторам и странам, где это все еще не так). И что по GSM уже практически вдвое меньше голоса идет, нежели чем  в VoLTE. Жаль, что здесь нет данных по голосу через мессенджеры.

Второе интересное наблюдение - был пик трафика, когда народ обустраивался после локдауна, а затем трафик вроде бы стал падать, выходя на новые уровни - они выше "довирусных", но не более, чем на треть. То есть особого повода для тревог не должно быть в связи с голосом, особенно, если продолжать расширять емкость сети. В пике рост голоса достигал порядка 70%. Это чересчур для типовой сети, которую никто не строил из расчета на такую нагрузку.


Продолжительность вызовов. Она выросла. На картинке динамика изменений продолжительности звонков в Милане (итальянцы в целом любят поговорить, а тут еще и ситуация...) Не знаю, что там по шкале ординат - надеюсь, что секунды, но ясно, что рост в пике 15 марта был двойным и в целом еще не вышел на плато. Так что решение МТС грамотное, будто они на эту картинку ориентировались. 


И всего за несколько дней, сети мобильной связи в Милане превратились в ... нет, не в тыкву, но в сети FWA - беспроводного фиксированного доступа. На картинке показано, что число хендоверов упало вдвое. Это заметно сняло нагрузку с сетей, что позволяет им значительно легче справляться с ростом потребления трафика. Так что, как говорится, нет худа без добра. Принцип работает.  



Итак, как выглядели изменения трафика в Италии в начальный период локдауна. 

Видим, что нагрузка упала на Wi-Fi и фиксированные сети, для которых такой рост - не проблема. А трафик данных в сетях LTE/4G вообще в плане даунлинка демонстрирует стабильность (мне странно это видеть, я вот уже 20 дней не пользуюсь мобильной передачей данных), находясь в зоне действия своей точки доступа. Но снижения не видно. 

То же можно сказать и о сетях 3G. Собственно, в них и трафика то нет никакого, по крайней мере, в Италии. 


Куда интереснее динамика аплинка. Здесь видим непрерывный рост в период с 1 марта по 19 марта. Будет ли выход на плато? Скорее всего на каких-то уровнях он случится, но до этого рост может оказаться существенным. 

И если в ситуации, когда растет трафик через Wi-Fi-FTTH этим пока можно пренебречь, то ситуация удвоения трафика в аплинке в сетях LTE выглядит критичной и требует немедленных действий. Как минимум, операторских. 

Давайте подумаем - что это за трафик и что можно сделать?

Это трафик, прежде всего, видеозвонков и видеоконференций. 

Что сделать вам лично - перевести телефон в режим Wi-Fi и "посадить" на домашнюю точку, если вы этого еще не сделали. Если дома нет Wi-Fi, хорошо бы его попробовать организовать. Например, можно договориться с соседями. Не грузите мобильную сеть своим видеостримом  без нужды, она сейчас нужна врачам и другим экстренным службам. 

Что сделать операторам? Здесь я промолчу, они лучше знают. Но настройками можно поиграть. 

Что сделать регулятору. Вместо того, чтобы лично министру заниматься важной работой по составлению с помощью Telegram списков эвакуируемых с Пхукета (этим успешно могли бы заняться чиновники с зарплатами и аппаратным весом поменьше), стоило бы срочно подбросить операторам частот. Пусть временно. Для обслуживания атипичного трафика на время эпидемии. Как сделали в Южной Африке. В Южной Африке сделали, а у нас, что-то мне подсказывает, не сделают.


Ситуация в Латинской и Центральной Америке. Видно, что от старны к стране все по-разному, с большим разбросом. 

В целом - особо критичного давления сети не испытывают, в сетях, где был достаточный запас по емкости в целом не снизились показатели качества услуг. Но есть и страны, где качество услуг страдает, причем существенно. 

Что лишний раз напоминает, что "в тучные годы" следует закладывать в строительство сетей больше, чтобы потом, в тот или иной кризис, не было мучительно больно. Но так мало кто поступает, т.к. KPI руководителей под это не заточены. 

Проблемы мобильных сетей в отдельных странах связаны с недостаточным развитием сетей фиксированного доступа. 

Операторы по-разному действуют. Кто-то вынужден срочно наращивать емкость сайтов, кто-то, напротив, раздает дополнительные 5ГБ обладателям самых бюджетных тарифов и убирает лимиты на передачу данных для пользователей самых дорогих тарифов, что дополнительно наращивает нагрузку на сеть. Лояльность абонентов это здорово, но сеть должна тянуть. 


Исход абонентов из центра города и из города в пригороды. Данные сети одного из операторов Бразилии. Но в Москве, думаю, примерно так же дела обстоят.  

Вполне прогнозируемое явление в рамках локдауна/карантина. Сети в московском регионе сталкиваются примерно с тем же. Хотя общая нагрузка на сеть может оставаться неизменной (как мы видели) или даже снижаться из-за снижения мобильности, но проблема в том, что опорная сеть в пригородах не рассчитана на тот уровень трафика. который обслуживают сети в центре города. Здесь может быть для некоторых операторов бутылочное горлышко.



В развитие той же темы. С трафиком данных наблюдаем перераспределение, уход из центра на окраины и в пригороды. В плане голоса - практически повсеместный рост, но +20% не страшно.



Как мне объяснил @Igor Kharlashkin, на графике отмечено значительное увеличение инцидентов при установлении соединения VoLTE (темно-синяя линия). Возможные причины не объяснены. Странно то что это произошло только на одной неделе. 

Поправьте меня, если я не так понимаю этот график. 


Прогноз в отношении того, как будет развиваться ситуация с "перегрузкой" сетей в Европе и США и борьбой с этой "перегрузкой". 

В таблице во втором столбце показаны даты завершения локдауна (если его не будут продлять). В третьем столбце - даты, когда начнут снимать различные противоэпидемиологические меры (на основе опыта Хубея), ориентировочный прогноз даты завершения эпидемии, основанный на опыте Хубея. Высчитывается, как две недели с момента последнего выявленного факта заражения.


Выводы. 

1. Большинство операторов НЕ наблюдают какого-то критического для качества функционирования сетей мобильной связи и ШПД роста потребления трафика. 

При этом наблюдается:
- Рост трафика из-за антикризисных раздач бесплатных пакетов и услуг;
- на рынках с низким проникновением фиксированного ШПД рост потребностей в мобильном трафике может оказываться в разы меньшим;
- наблюдаются существенные "географические" изменения спроса на трафик. Даже в случаях когда суммарно объемы трафика не поменялись. Иногда это может приводить к перегрузке отдельных баз в пригородах и сельской местности.

2. Существенно выросла голосовая нагрузка, практически у всех операторов. У операторов с отсутствием VoLTE или низким проникновением этой технологии, большинство проблем или узких мест наблюдается в сетях 2G/3G. 

3. Качество услуг может ухудшаться и число связанных с этим инцидентов может возрастать из-за "географических" изменений в распределении трафика, - вниманию планировщиков и O&M.  

--

А теперь ответы Анатолия Иляича, Ericsson, на вопросы по теме. 

Необходимы ли в России те меры по снижению потребления трафика, что были предприняты в Европе - там Youtube и Netflix понизил качество воспроизведения видео. Надо ли нечто подобное делать сервисам в России? Тем же онлайн-кинотеатрам нашим?

АИ: Такие меры имеют две основные причины: обеспечение качества сети и социальная ответственность.

Провайдеры обеспокоены тем, что их сетевые ресурсы, какими бы они ни были, рассчитаны на предсказуемые статистические пики в трафике, имеют риск не справиться с большим увеличением трафика. Такая ситуация обычно возникает, когда проводятся крупные так называемые специальные мероприятия, такие как спортивные мероприятия, национальные выборы, крупные музыкальные фестивали.

Большинство провайдеров, которые заботятся о пользовательском опыте, обычно заранее готовят сети к новым пиковым уровням, чтобы пользователи были удовлетворены мероприятием в целом. В качестве примера можно привести повышенный уровень готовности технической поддержки Ericsson в период Нового года или других массовых событий, как,  например, сотрудничество Ericsson с МТС на Чемпионате мира по футболу в 2018 году, когда 7 из 11 городов были оснащены новым радиооборудованием, поддерживающим механизм увеличения пропускной способности Massive MIMO в LTE. 

У такого оператора, который заботится о наилучшем пользовательском опыте, всегда будет иметь возможность отрабатывать максимально возможные пиковые уровни и взаимодействовать с новой реальностью.

Разница с Covid19 заключается в том, что максимальная продолжительность вышеуказанных событий составляет до двух месяцев, включая время до и после события, а продолжительность Covid19, к сожалению, непредсказуема. Другое отличие состоит в том, что Covid19 имеет глобальное распространение в отличие от специальных событий. Поэтому поставщики услуг испытывают длительный пик, который должен быть смягчен рядом мер, таких как преднамеренное снижение качества, пересмотр определения параметров сетевых ресурсов, сокращение предложения услуг. 

И, наконец, Covid19 в Европе продемонстрировал новый профиль трафика: схема распределения трафика изменилась с центра города на пригород, а мобильный трафик от конечного пользователя в сторону сети увеличился в несколько раз из-за «работы из дома», теле- и видеоконференций и других причин. 

Мы видим, что общий мобильный и фиксированный трафик в сетях может немного увеличиваться или оставаться на прежнем уровне, но распределение трафика изменилось в сторону увеличения в сегменте фиксированной связи из-за того, что люди остаются дома, школы переходят на полное online образование, и т.д. Сейчас вся жизнь крупных городов перешла в online: от йоги до совместного времяпрепровождения.

В настоящее время операторы в Европе в основном применяют принцип нейтральности, когда доступ ко всем поставщикам приложений одинаково разрешен. Но в такой критической ситуации, возможно, из-за необходимости передачи увеличенного объема данных и если увеличенная нагрузка станет регулярной, провайдеры будут думать о внедрении большего контроля интернет трафика.

Кризис отрицательно скажется на рабочих местах, т.е. уровень безработицы будет расти. При этом существует высокая вероятность того, что новое распределение и структура трафика изменятся, и новые пиковые уровни станут стандартом. С этой точки зрения, провайдерам услуг имеет смысл пересмотреть свои принципы расчета и планирования аппаратного и программного обеспечения в будущем.

Наконец, с точки зрения социальной ответственности операторы и поставщики услуг могут предпринимать определенные специальные действия, чтобы стимулировать правильное использование трафика и обучать пользователей новому поведению: вести поиск ответственно, не злоупотреблять потоковым видео и т. д.

Как вы оцениваете надежность инфраструктуры в России? Грозит ли нам, что с ростом числа людей, которые перейдут на удаленную работу, сети могут не выдержать нагрузку?

АИ: Ericsson работает с инфраструктурой операторов связи, которая является надежной и безопасной, так как она подчиняется стандартной архитектуре 3GPP и принципам защиты информации, встроенным в технологии RAN от 2G до 5G. Сеть является надежной, когда оператор вместе с поставщиком оборудования проводит исследование развития сети для выявления узких мест, критических областей, потребностей в емкости или покрытии, развертывает новейшие наиболее оптимизированные функции ПО, анализирует покрытия приложений (WhatsApp, YouTube, Yandex,В Контакте), качество мобильной связи на границе соты, максимальное использование доступного спектра и другие действия.

Почему операторы говорят о росте объема трафика, если изменилось лишь место его потребления - вместо работы люди сидят в интернетом теперь дома? целесообразно ли говорить о росте потребления трафика в таком случае?

АИ:  Здесь важно понять, какой трафик рассматривается. В Европе мы видим, что наибольший удельный вес в увеличении трафика занимает сеть фиксированной связи, рост в марте в разных странах составил около 20-100%. Некоторые операторы, естественно, испытывают перегрузки. Голос по Wi-Fi или VoLTE у некоторых операторов увеличился до 90%. Таким образом, если оператор является только фиксированным или интернет провайдером, то его сеть в значительной степени подвержена влиянию и требует скорее всего пересмотра и расширения.

Однако основные операторы мобильной связи демонстрируют гораздо более скромный рост - до 20% роста трафика, и даже некоторые операторы, напротив, испытывают снижение мобильного трафика до -10%. Последнее происходит из-за перехода трафика в направлении фиксированной инфраструктуры, отражающего поведение людей.

Кроме того, важно изменение профиля трафика. Если до карантинных мероприятий трафик был в основном в направлении от базовой станции к абоненту, то сейчас картина существенно меняется и в направлении от абонента к базовой станции наблюдается существенный прирост объема передаваемых данных.  И абоненты перестают быть мобильными, у большинства европейских операторов мы наблюдаем существенное уменьшение хэндоверов, т.е. абонент обслуживается существенно меньшим количеством БС, что конечно же, не было учтено при планировании сети. 

Другими словами, даже при сохранении общего объема передаваемых данных, изменение поведения абонентов может приводит  к перегрузкам на определённых участках сети, если не предпринять определённых действий. Программное обеспечение Ericsson имеет ряд специальных опций, которые помогут операторам минимизировать подобного рода проблемы. Безусловно  необходим анализ сети, поскольку в некоторых сотах в любом случае будет требоваться увеличение пропускной способности.

Поведение абонентов будет изменяться под влиянием ситуации, и ответ операторов будет опираться как на возможности обеспечения связи, так и на их ориентацию на улучшение пользовательского опыта». 

Частные сети: Nokia построит частную сеть LTE для польских энергетиков

Nokia объявила о заключении контракта с компанией PGE Systemy, Польша, на поставку энергетикам решения частной сети LTE450. Решение относится к категории 5G-ready. Контракт был заключен после успешных испытаний сети LTE в диапазоне 450 МГц для демонстрации работоспособности концепции.


Кейс интересный, поскольку предусматривает массированное использование решений LTE450 на предприятиях распределительной энергосети в Польше. После завершения развертывания сети, она потенциально будет обслуживать 15-20 тысяч пользователей услугами профессиональной радиосвязи, но уже на базе LTE. Также к сети планируется подключить до 14 млн умных счетчиков и 35 тысяч терминалов SCADA (терминалы для управления или сбора данных, которые устанавливаются, например, на ветроэлектрогенераторах).

Министерство энергетики Польши выбрало PGE Systems оператором частной сети LTE450, которая будет обеспечивать как критическую, так и рабочую связь на энергосетях следующего поколения. 

Это далеко не единственный и не первый проект частных сетей Nokia. Но впервые для этого задействован диапазон 450 МГц. Месяц назад Nokia анонсировала проект с Engie Solutions - развертывание частной сети LTE для новых автоматизированных линий Grand Paris Express. В рамках проекта предстоит обеспечить LTE 200 км новых линий, включая 68 новых станций метро, а также все поезда, обслуживающие 15, 16, 17-ю линии парижского метро.

По идее, в России также можно было бы поступить, задействовать диапазон 450 МГц под частные индустриальные сети LTE, предоставляя их различным отраслевым пользователям. Но нет, на частотах плотно сидит Ростелеком, и назначение LTE450 придумали совсем иное - "соцпользователи" и силовики. А реальный бизнес пускай обходится  профессиональной радиосвязью. 

Источники: telecomtv.com ;  fiercewireless.com 

----

Новости телекома и IT удобно читать в телеграм-канале abloud62, телеграм-трансляции и анонсы пресс-релизов вы найдете в канале abloudRealTime. Также подписывайтесь на страницу facebook.com/ABloud/

B2B | B2G: МегаФон поможет навести порядок в кадастре недвижимости

МегаФон сообщает о запуске обновленного решения "Цифровой двойник города". В сервисе, запущенном в июне 2019 года, появилась синхронизация данных с государственным кадастром недвижимости. Благодаря такой интеграции муниципалитеты и региональные власти смогут точнее контролировать использование муниципальных земель.

Услуга "Цифровой двойник города" поможет повысить эффективность работы муниципальных и региональных властей. Сервис позволяет анализировать состояние систем жизнеобеспечения города - для этого используется 3D карта с подключаемыми слоями данных. Можно видеть на модели, например, загруженность дорог, расположение тепло- и водомагистралей, состояние кровельного покрытия жилых зданий и так далее. В системе более 10 различных настраиваемых слоев.

Новинка услуги - модуль учета земельных участков. После аэрофотосъемки территории сервис объединяет полученные данные с информацией государственного кадастра, что позволяет выявлять земельные участки, статус и границы которых необходимо уточнить. Это позволяет существенно оптимизировать время работ кадастровых инженеров.

«Отсутствие точных сведений в едином государственном реестре недвижимости часто приводит к спорам между землепользователями. Имея на руках предварительные данные от “Цифрового двойника”, местные власти могут точнее и быстрее вести кадастровые работы и вносить обновленные данные в реестр недвижимости. Если раньше для первичного выявления незаконно используемых земель требовались месяцы и усилия большого количества специалистов, то благодаря воздушной съемке и машинному зрению теперь на это уйдет всего несколько недель», – сообщила директор по развитию корпоративного бизнеса МегаФона Наталья Талдыкина.

Для города с населением около 1 млн, развертывание "цифрового двойника", с учетом проведения аэрофотосъемки, занимает около 1 месяца. Если у города уже есть собственные ГИС и платформа "умного города", их можно объединить с решением МегаФона с помощью API.

Пресс-релиз МегаФон на сайте компании.

----

Новости телекома и IT удобно читать в телеграм-канале abloud62, телеграм-трансляции и анонсы пресс-релизов вы найдете в канале abloudRealTime. Также подписывайтесь на страницу facebook.com/ABloud/

Услуги: МегаФон запустил курсы подготовки к ЕГЭ

МегаФон запустил специализированные онлайн-курсы для школьников, готовящимся к сдаче ЕГЭ. Это не только набор видеолекций и заданий, но и возможность отправить выполненное задание на автопроверку. До конца апреля 2020 года доступ к платформе будет предоставляться бесплатно.

На платформе МегаФон Образование появились уроки по подготовке к ЕГЭ по математике, русскому языку и обществознанию. В видеороликах преподаватели рассказывают об алгоритмах решения заданий, а также уделяют внимание правильному оформлению ответов и заполнению бланков - тому, из-за чего ученики нередко теряют баллы.


Курс по математике, кроме видеолекций и текстовых конспектов, включает также разбор решений практических задач.

«Дистанционные курсы помогут школьникам подготовиться к ЕГЭ и получить более высокие баллы. Особенно это актуально, когда продолжаются школьные каникулы, и готовиться нужно удаленно. Мы планируем активно развивать это направление, добавлять другие предметы, а также подключать новые форматы. В ближайшее время на платформе появятся занятия в формате вебинаров, которые обеспечат интерактивную связь учеников с преподавателями», – отмечает генеральный директор «МегаЛабс» Андрей Кушнарев

На платформе МегаФон Образование есть курсы и для учеников средних и старших классов, включая возможность подготовиться к олимпиадам. 

Новый образовательный контент расширяет возможности платформы, где сейчас собрано немало курсов для студентов и молодых специалистов по таким направлениям, как IT, менеджмент, маркетинг, финансы. Есть на платформе и специализированные курсы. 


----

Новости телекома и IT удобно читать в телеграм-канале abloud62, телеграм-трансляции и анонсы пресс-релизов вы найдете в канале abloudRealTime. Также подписывайтесь на страницу facebook.com/ABloud/

Операторские приложения: Билайн представляет mWellness - приложение поможет оставаться здоровым и в хорошей форме

mWelness это мобильное фитнесс-приложение, которое может помочь подобрать комплекс спортивных упражнений и программу питания. Актуально для тех, кто на время оказался "в ловушке" собственного дома? Да и когда мы вернемся ко временам "мирной жизни", может пригодиться.



Приложение разработали совместно компания Билайн и СКМ. Оно позволяет следить за полученными и потраченными калориями, водным балансом, режимом сна. Есть напоминания о необходимости регулярных тренировок, даже для тех (особенно для тех), кто остается дома.

До конца апреля абоненты Билайн получают бесплатный доступ ко всем возможностям приложения. В дальнейшем, после активации приложения, бесплатный доступ ко всем возможностям будет бесплатным первые 7 дней, а затем стоимость пользования планом питания составит 5 рублей в день, такая же стоимость и у услуги программы тренировок.  С учетом ситуации, в приложении есть серия тренировок, не требующих спортивного инвентаря.



При первом запуске приложения, в него вводят информацию о своем возрасте, весе, росте. Далее следует выбрать одну из предложенных целей, а также задать желаемый вес. Данные в приложение можно загрузить из своего профиля в Google Fit.

Приложение mWellness будет подсчитывать калории, которые человек получает в течение дня и учитывать расход калорий на основе вводимой в приложение информации об активности пользователя - количестве шагов и выполненных упражнений за день. Ориентируясь на эти данные, приложение формирует рекомендации по питанию и занятиям спортом, оптимальные с точки зрения возможности достичь заданную цель.



Пользователь может настраивать напоминания о времени приема пищи, тренировках, о необходимости выпить воды. Если регулярно пользоваться приложением, могут выработаться полезные привычки, утверждают разработчики.

Приложение смогут поставить себе владельцы смартфонов с ОС Android (от 5-й версии) и iOS (от 10-й). Полный функционал приложения доступен только абонентам Билайн и только на территории России.

Исполнительный вице-президент по развитию цифрового и нового бизнеса Билайн Джордж Хелд: «Билайн уделяет особое внимание теме здорового образа жизни, и приложение mWellness дополняет существующие предложения компании в этой сфере. В перспективе мы рассматриваем возможность интеграции mWellness с нашими тарифными предложениями, а также с акциями «Гиги за шаги», «Гиги за сон», «Гиги за мозги» и «Гиги за детокс». Благодаря этому абонентам Билайн станет еще проще формировать полезные привычки».

Скачать приложение можно по ссылкам:

Google Play https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.beeline.mwellness
AppStore https://apps.apple.com/ru/app/mwellness/id1479975862https://apps.apple.com/ru/app/mwellness/id1479975862

Пресс-релиз компании на сайте ВымпелКом

----

Новости телекома и IT удобно читать в телеграм-канале abloud62, телеграм-трансляции и анонсы пресс-релизов вы найдете в канале abloudRealTime. Также подписывайтесь на страницу facebook.com/ABloud/

Oracle Telco Day: Как справиться с «цунами данных» и подготовить ИТ для бизнеса операторов в эпоху 5G

Актуальные вопросы цифровой трансформации, необходимой в связи с появлением новых телеком-стандартов, прежде всего, с началом распространения технологии 5G, обсуждались с телекомами при поддержке Oracle. Вашему вниманию - конспект основных выступлений встречи.

«Новые стандарты требуют от операторов переосмысления существующего IT, изменений архитектуры и модернизации решений», - отметил Дмитрий Юдин, директор по развитию бизнеса технологий и облачных решений Oracle в России и СНГ.

Изменения идут по двум генеральным направлениям. Во-первых, требуется адаптировать решения для большого объема потоковых данных, характерного для сетей 5G. Во-вторых, важно оставаться конкурентоспособными при разработке и предоставлении клиентам новых сервисов, с точки зрения работы биллинга и обеспечения безопасности сервисов и данных. И это при ожидаемом росте числа подключений на порядки!

Видением глобальной трансформации телеком-отрасли, на пороге которой мы находимся, поделился Штефан Ракебрандт, советник по цифровой трансформации в телеком-индустрии в корпорации Oracle. Он представил Топ-10 основных изменений, которые произойдут в ближайшие 5-10 лет.

1. С рынка практически уйдут привычные нам SIM-карты, которые заменит технология eSIM, возможно, на базе блокчейна. Абонентам станет доступен сценарий, когда недорогую услугу передачи голоса они получают от одного оператора, при этом, для пользования услугой передачи данных они выбрали другого оператора, а какие-то дополнительные услуги они докупают у третьего. И все это без необходимости замены SIM-карты.

2. Метаморфоза ожидает и абонентские устройства, будет меняться их форм-фактор и функциональность. Например, можно ожидать, что аппараты с большим объемом встроенной памяти будут все менее востребованы, поскольку хранение данных все в большей мере возьмут на себя облака.

3. В области обслуживания продолжатся те тренды, которые мы уже наблюдаем, в итоге до 80% людей перестанут звонить в колл-центры, получая обслуживание от чат-ботов в популярных мессенджерах.

4. Уменьшится востребованность банковских карт в пользу Google Pay и Apple Pay, а может быть и платежных сервисов оператора связи в каких-то странах. В любом случае, только операторы смогут предоставлять банкам возможность проводить защищенные операции платежей.

5. Изменится операторская розница - операторы будут смещать фокус от продаж к обслуживанию обращений клиентов.

6. Продолжится тренд на консолидацию рынка, это позволит мобильным операторам предоставлять конвергентные услуги, заходить в домохозяйства.

7. Линейное ТВ будет все более уступать позиции видеостримингу. Youtube заберет еще большую долю аудитории.

8. Общение людей друг с другом продолжит перемещаться в мессенджеры, причем не только текстинг, но также голосовая и видеосвязь. Это предъявляет значительные требования к сети оператора, она должна быть готова к стримингу большого потока данных.

9. Поскольку, как мы уже говорили, операторы будут брать на себя все больший объем финансовых операций, безопасность и защищенность сетей мобильной связи приобретет еще большее значение.

10. Переход к сетям 5G обещает операторам возможность стать центром предоставления услуг для клиентов. Но заставит операторов по-другому работать с IT-технологиями. Потребуются бизнес-модели, поддерживающие различные технологии: голос, облачные сервисы, IoT...

В Нидерландах, например, один из операторов предложил фермерам тариф в 1 евро в месяц за каждую корову, подключенную к сети IoT, что позволяет фермеру не только постоянно получать данные о ее местоположении, но также собирать данные о том, как она себя чувствует. Такие сервисы требуют иного биллинга, здесь уже мало пригодны привычные системы.


Многие операторы все еще задаются вопросом – достаточно ли развиты их текущие IT-ресурсы для того, чтобы поддержать сервисы 5G в ближайшем будущем. Ответ очевиден - существующие ЦОД не смогут обеспечить необходимую поддержку операторского бизнеса. В частности, для России потребуются десятки новых ЦОД и мощная магистральная сеть с тем, чтобы обеспечить потребности развертываемых сетей 5G.


Сети Wi-Fi не обеспечивают достаточную защищенность, которая требуется для современного предприятия, поэтому распространение получат частные сети 4G/5G.
Операторам мобильной связи следует быть готовыми к обслуживанию самых разных заказчиков. Нужно пересматривать тарификацию, брать деньги не за минуты и гигабайты, а используя другие единицы измерения, например, одна подключенная корова в месяц или 1000 куб. м воды, прошедшей через IoT-счетчик.

Операторам стоит обратить внимание на такие трансформирующие технологии, как блокчейн. Например, для организации работы роуминга.

Искусственный интеллект будет находить все большее применение в ЦОДах. Oracle уже задействовал ИИ для защиты от хакеров. Люди более не способны реагировать на атаки хакеров с требующейся быстротой, с этим могут справляться только системы на базе ИИ.

Важно научиться работать в рамках партнерских экосистем, что позволяет ускорить вывод на рынок все новых сервисов. Сервисы должны работать на базе открытых API, на базе единой версии облачной инфраструктуры.

Все перечисленное требует от оператора высокой гибкости, подвижности и быстроты.

Следует признать, что к настоящему времени операторы в значительной степени превратились в поставщиков неинтеллектуальной полосы пропускания. Это нужно менять. Oracle - это тот партнер, который может помочь изменить ситуацию, помочь в цифровой трансформации, в создании новых цифровых площадок и сервисов.

«5G - это особенная технология, развитие которой не будет возможным без использования надежной IT-инфраструктуры», - подчеркнул Дарио Визер, директор по развитию бизнеса Oracle Engineered Systems в регионе EMEA.

Подключенные устройства 5G будут генерировать гигантские потоки данных, которые придется получать, сохранять и анализировать. Приэтом, данных самого разного толка.
Отсюда рост требований к пропускной способности сети, ее устойчивости и защищенности. Для обеспечения взаимодействия устройств потребуются локальные системы, инфраструктура и ПО.


Следует ожидать значительного роста в области периферийных вычислений. К сетям сотовой связи подключено уже порядка 20-25 млрд устройств. Согласно прогнозам аналитиков, это количество вырастет к 2025 году – минимум в 3 раза. Большинство из этих устройств будут работать с сетью через граничную инфраструктуру (Edge Computing), поскольку это проще и быстрее. Операторы построят небольшие ЦОД рядом с генераторами и потребителями данных. При этом сохранится и необходимость взаимодействия с ядром сети, поскольку именно в ядре сосредоточатся основные мощности ИИ, там будет идти работа с консолидированными данными, проходить их анализ и архивация. Таким образом, работа с данными, начинаясь на периферии, будет перемещаться в ядро сети, а затем «цепь замкнется», полученные от ядра сети данные, можно будет использовать на периферии.

В Oracle готовы помочь операторам справиться с «цунами данных» – в том числе с помощью семейства оптимизированных программно-аппаратных комплексов Oracle Engineered Systems. Это защищенные ИТ-решения, созданные для максимально быстрой и безопасной обработки данных, что позволяет реализовать на их основе обслуживание множества клиентов, предоставление кастомизированных услуг, обеспечивая при этом низкий уровень задержки. Особенно важно, что в программно-аппаратных комплексах интегрированы средства аналитики, системы AI и ML.


Топовое решение семейства Oracle Engineered Systems – это Oracle Exadata, специально разработанная среда для работы СУБД Oracle. Этот интегрированный комплекс демонстрирует заметный отрыв от других решений с точки зрения эффективности работы систем хранения данных, наивысшую производительность, наименьшие задержки.
Система допускает масштабирование, позволяя нарастить емкость и производительность в 100 раз, и хорошо защищена, что позволяет обслуживать одновременно несколько заказчиков.

При этом семейство постоянно развивается. Недавно было объявлено о выходе такой новинки, как Exadata X8M (M здесь - это первая буква слова memory - память).

Одним из важных отличий новой модели X8M является использование для интерконнекта всех компонент системы технологии Ethernet 100 Гбит/с, вместо сетевого стандарта Infiniband 40 Гбит/с.

Второе нововведение – в системе появилось дополнительное интегрированное хранилище данных емкостью 1.5 ТБ типа Persistent Memory (PMem). Это новая технология Intel Optane, основанная на памяти, которая имеет сходство, как с DRAM, так и с flash. Эта память почти столь же быстрая, как DRAM, намного более быстрая, чем обычная flash, но в отличие от DRAM способная сохранить информацию при отказе питания.

Оба аппаратных новшества позволяют СУБД осуществлять доступ к удаленной памяти PMEM серверов хранения с помощью RoCE (RDMA по конвергентному Ethernet), что позволило в 10-25 раз сократить задержки по сравнению с моделью X8!

Важно, что для получения новых технологических преимуществ нет необходимости что-
либо менять в приложениях, т.к. они реализуются на уровне внутренних механизмов СУБД Oracle 19c. В каждой стойке Exadata X8M содержится дисковое пространство емкостью 3 ПБ, 920 ТБ NVMe Flash и 27 ТБ PMem. Благодаря этому и другим нововведениям, достигается производительность в разы более высокая, чем у предыдущей версии системы.


Клиентам предлагаются три модели развертывания. Exadata может работать на территории клиента, то есть непосредственно на предприятии, или в облаке Oracle Cloud, или в облаке у потребителя (Exadata Cloud at Customer). В последнем случае оплата идет по подписке, но система функционирует за файерволлом потребителя, такие клиенты есть в России. Модель Exadata Cloud at Customer как раз учитывает требования регуляторов и особенности законодательства в области работы с персональными данными. В нее добавлено много функциональных возможностей по модели «все включено».

При этом достигается максимальная экономия, обеспечивается значительный, в разы, выигрыш в затратах, в зависимости от характера нагрузки. При использовании этой модели все работы по обслуживанию берут на себя службы Oracle. Это еще одно отличие Exadata Cloud at Customer от развертывания Exadata on Premises, где функциональность необходимо лицензировать отдельно.

В сложившейся на рынке ситуации операторские компании озабочены обеспечением пропускной способности сетей, достаточной, чтобы обслуживать экстремальный рост нагрузки из-за перевода многих рабочих процессов в режим дистанционного взаимодействия. Для оперативного решения соответствующих задач операторам помогут решения на основе оптизированных программно-аппаратных комплексов, технологий разработки и развертывания микросервисных приложений Dockers, Kubernates, Helidon и GraalVM, готовых облачных IoT приложений.

----

Новости телекома и IT удобно читать в телеграм-канале abloud62, телеграм-трансляции и анонсы пресс-релизов вы найдете в канале abloudRealTime. Также подписывайтесь на страницу facebook.com/ABloud/ 

Тренды: GSA представила краткие оценки и прогнозы по мировому рынку сотовой связи

Представляю очередные картинки и цифры от GSA. Синим цветом на картинке показан уверенный рост числа подключений к сетям LTE в мире. Красным - число пользователей "другими стандартами". 


Очевидно, что LTE уже опередил все предыдущие стандарты, тем более, что число тех, кто пользовался какими-то иными технологиями (GSM, CDMA), уверенно снижается.

Всего в мире, на конец 2019 года GSA по данным Omdia насчитывает 5.27 млрд пользователей сетями связи LTE.

За 2019 год добавилось более 1 млрд подключений к сетям LTE (+1,032 млрд), что соответствует приросту 24.4% год к году.

Подключения к сетям LTE - это более 57,7% от общего числа подключений к сетям мобильной связи всего мира.

Число подключений к сетям 5G на конец 2019 года, согласно оценкам GSA учетверилось и составило 17.73 млн, что пока что эквивалентно лишь 0.19% от общего числа подключений к сетям мобильной связи и ШПД.


Картинка дает наглядное представление о том, какие регионы активнее с внедрением LTE, а какие так и "не раскачались" и продолжают развивать сети других стандартов. 

И  о прогнозах. В Omdia, на данные которого ссылается GSA, прогнозируют, что к 2024 году в мире будет насчитываться порядка 10.4 млрд мобильных подключений.  

В 2022 году на долю LTE будет приходиться 64,8% от общемирового числа подключений. И это будет год пика технологии, после чего число пользующихся ей абонентов медленно пойдет на спад в связи с массовым переходом на пользование 5G. 

В период 2020-2024 доля пользователей GSM, как уверены в Omdia сократится с 16.1% до 7.5%, а доля WCDMA с 20.1% до 13,4%. 


На картинке показаны прогнозные итоги 2024 года, а не текущий момент, когда на долю 5G приходится 0.19% рынка. В 2024 году, по оценкам Omdia/GSA, доля пользователей технологией 5G вырастет до 19.3%.

Если, конечно, современные луддиты не будут продолжать массово жечь вышки с оборудованием сотовой связи, поскольку у них есть мнение, что они плохо влияют на их здоровье.

----

Новости телекома и IT удобно читать в телеграм-канале abloud62, телеграм-трансляции и анонсы пресс-релизов вы найдете в канале abloudRealTime. Также подписывайтесь на страницу facebook.com/ABloud/

Кадры: Обновление оргструктуры и кадровые подвижки в Билайн

Как уже обсуждалось, Билайн получил нового старого гендиректора - Александра Торбахова. У него уже есть опыт работы на этом посту, Александра помнят в компании таким:

Александр Юрьевич Торбахов, 2009

Кто еще будет руководить в обновленной команде ВымпелКом и как изменилась структура организационной модели компании. 

В "ВымпелКом" сформирован Коммерческий блок. В эту структуру вошли подразделения, отвечающие за бренд и маркетинг, а также за продажи на массовом и корпоративном (b2b) рынках. Региональные директора регионов Большая Москва, Запад, Центр, Юг, Восток - также станут работать в составе Коммерческого блока, построенного по матричной схеме.

С 13 апреля 2020 года к команде Билайн в должности вице-президента по развитию массового рынка присоединяется Антон Кондратов, у которого есть опыт нескольких лет работы в команде Tele2 (на позициях вплоть до коммерческого директора Московского региона) и в Ростелеком. В Билайн Антон Кондратов займется наращиванием доли компании на массовом рынке, расширением клиентской базы и развитием сетевой дистрибуции.

Вновь созданный Блок по стратегии и коммерческому опыту возглавит исполнительный вице-президент Дмитрий Дорофеев, который ранее занимал в Билайн позицию исполнительного вице-президента по управлению активами, закупками и логистикой. Дмитрий будет отвечать за разработку корпоративной и клиентской стратегий, развитие качества клиентского опыта и клиентских сегментов, управление клиентской базой, за деятельность ВымпелКом в области слияний и поглощений, за руководство ИТ-функцией Компании. Александр Поповский перешел на позицию советника (эпоха уходит). Ирина Лебедева назначена вице-президентом по клиентскому опыту, Олег Алдошин стал вице-президентом по IT (Олег ранее был коммерческим директором Билайн в Казахстане).

Блок по юридической поддержке, взаимодействию с органами государственной власти и комплаенсу. Главой блока становится Виктор Бирюков в должности исполнительного директора по взаимодействию с органами госвласти и по деловой этике и комплаенсу. Также в блок вошли функции, которые ранее были объединены в Блоке по юридической поддержке и корпоративным отношениям под руководством Виктора.

Биографические справки

Дмитрий Дорофеев

Дмитрий присоединился к ПАО «ВымпелКом» в 2016 году и руководил департаментом по трансформации. В 2018 году Дмитрий возглавил новый блок по управлению активами, закупками и логистикой. 

До прихода в ПАО «ВымпелКом» Дмитрий занимал должность Директора по контролю за управлением активами «Альфа-Групп». С 2012 по 2016 являлся членом Наблюдательного Совета «Альфа- Групп», Председателем Наблюдательного Совета X5 Retail Group, членом Консультативных комитетов ГК «Росводоканал», А1 и «Алтимо». 
До этого работал на руководящих позициях в крупнейших консалтинговых и аудиторских компаниях мира, включая McKinsey & Company и «Эрнст энд Янг». 

На счету Дмитрия многочисленные успешно реализованные проекты в области стратегии, организационного дизайна, операционных улучшений, а также корпоративных трансформаций. Дмитрий окончил Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д.Ф. Устинова по направлению «Международный промышленный менеджмент». Имеет степень магистра международного бизнеса Высшей школы бизнеса Буде, Норвегия. 

Биография Антона Кондратова

Антон присоединился к ПАО «ВымпелКом» в 2020 году в качестве вице-президента по развитию массового рынка. До прихода в ПАО «ВымпелКом» Антон работал в качестве инженера эксплуатационно-технического отдела в ОАО «Центральный телеграф», а затем в компании «Ростелеком», где отвечал за запуск и развитие мобильного бизнеса. 

За годы работы в команде Tele2, с 2015 года до 2017 года Антон прошел путь от директора Иркутского филиала до коммерческого директора Московского региона. На счету Антона более 15 лет опыта работы в с телекоммуникационной отрасли, а также многочисленные успешно реализованные проекты в области коммерческого и регионального управления в сфере мобильного бизнеса.

Антон окончил Московский Технический Университет Связи и Информатики.
Имеет степень магистра техники и технологий по направлению «Телекоммуникации», а с 2009 года степень кандидата технических наук.

Биография Олега Алдошина

Олег присоединился к ПАО «ВымпелКом» в 2020 году в качестве вице-президента по информационным технологиям. Ранее Олег успешно работал на различных должностях в операционной компании Билайн Казахстан, пройдя путь от директора по стратегии и трансформации до коммерческого директора по новому бизнесу. 

В 2012–2015 гг. он работал в Штаб-квартире Билайн в качестве руководителя стратегических проектов. Олег принимал активное участие в программе по улучшению клиентского опыта, в управлении проектом по запуску сети 4G/LTE и в программе повышения операционной эффективности. 

До прихода в ПАО «ВымпелКом», с 2006 по 2009 год Олег занимал должность руководителя группы новых технологий и сервисов в МТС, где занимался бизнес-анализом и организацией процесса по тестированию инновационных продуктов и услуг. У Олега 10-летний опыт работы в телекоммуникационной отрасли и широкая экспертиза в области разработки бизнес-стратегий, улучшения операционной эффективности, а также внедрения сложных системных изменений в организации и построении команд. 

Олег окончил Московский институт радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА) по специальности «Автоматизированные системы обработки и управления информацией», а также Московскую международную высшую школу бизнеса МИРБИС по специальности «Стратегический менеджмент и корпоративное управление».

----


----

Новости телекома и IT удобно читать в телеграм-канале abloud62, телеграм-трансляции и анонсы пресс-релизов вы найдете в канале abloudRealTime. Также подписывайтесь на страницу facebook.com/ABloud/

Популярные сообщения

Желающие следить за новостями блога, могут подписаться на рассылку на follow.it (отписаться вы сможете в один клик). 

Еще можно подписаться на Telegram-каналы @abloud62 @abloudrealtime, где также дублируются анонсы практически всех новостей блога. 

 

Translate