MCN Telecom подготовился к росту

Виртуал MCN Telecom сообщает о запуске коммерчески доступных услуг сразу в 10 новых регионах страны. Теперь услуги мобильной связи в режиме "домашнего региона" оператор оказывает в Москве, Санкт-Петербурге, Барнауле, Екатеринбурге, Ижевске, Казани, Кемерово, Кирове, Краснодаре, Красноярске, Новосибирске, Омске, Перми, Ростове-на-Дону, Самаре, Саратове,  Томске, Челябинске и в соответствующих областях. В оставшиеся дни к списку, возможно, успеют добавит Калининград, а в 1q2021 обещают добавить также Брянск, Воронеж, Волгоград, Калугу, Орел и Оренбург. 


Абонентская база у MCN Telecom пока что скромная, по данным оператора она составляет "около 20 тысяч" подключений. Оператор располагает ресурсом нумерации в объеме более 40 тысяч мобильных номеров в кодах DEF 993, 958, 931 и 995. Благодаря этому общая номерная емкость выросла до более, чем 50 тысяч мобильных номеров. 

В B2C сегмент оператор вышел с сентября 2020 года, до этого компания ориентировалась прежде всего на малый и средний бизнес, предоставляя ему конвергентное решение, прежде всего, создание корпоративных сетей мобильных и офисных телефонов с короткой нумерацией. 

Оператор стремится привлекать абонентов B2C, за счет тарифа "Бесплатный" и подхода True cost, когда абонентам предлагаются услуги связи по себестоимости при условии выплаты также ежемесячной фиксированной платы, в которую включено вознаграждение оператора. Абонентам предлагают также бонусную программу, подразумевающую начисления бонусов за входящие звонки на номер MCN Telecom с номеров других сетей. Бонусы предлагается тратить на услуги мобильной связи MCN Telecom.  

МТС получит льготный госкредит под отечественные IT

МТС получил симпатичный подарок под елочку. В рамках программы Минцифры по поддержке "цифровой трансформации российских компаний с использованием отечественных IT", МТС открыли в ВЭБ.РФ льготную кредитную линию общим объемом до 4.5 млрд рублей



«Для нас очень важно, что государство через механизм субсидирования процентных ставок по кредиту поддерживает компании, использующие отечественные ИТ-разработки. Кредитная линия, подписанная с ВЭБ.РФ, позволяет нам привлекать рублевое финансирование с низкой процентной ставкой на весь срок реализации проектов. Такие способы поддержки, организованные Минцифры России, дают возможность бизнесу окупить значимую часть инвестиций в собственное цифровое развитие на базе российских ИТ-решений и тем самым поддержать рынок отечественных разработок», – отметил вице-президент по финансам МТС Андрей Каменский.

Кредиты по программе Минцифры выдаются на приобретение российского программного обеспечения и оборудования, лицензий и патентов, оплату труда сотрудников, обучение специалистов и другие цели в рамках цифровизации бизнеса. Минцифры обеспечивает субсидиями кредиторов для предоставления заемного финансирования по низкой ставке, которая составляет от 1% до 5%. При реализации нескольких взаимосвязанных проектов в рамках программы, льготное финансирование может быть увеличено до 10 миллиардов рублей. 

Что же, порадуемся за МТС, да и за нас с вами - выделение кредитных линий для крепкого частного бизнеса, это далеко не худший вариант применения государственных средств, в отличие, например, от их закачивания в унылые госпредприятия. 

Рынок облачного видеонаблюдения в России - оценки и прогнозы

В агентстве TelecomDaily оценили динамику развития российского рынка облачного видеонаблюдения. Рынок быстро растет, оценка его объема в 2020 году составила 3.53 млрд рублей, а уже в 2021 году ожидается рост еще на 22%, до 4.3 млрд.

На фоне общего объема российского рынка видеонаблюдения, который еще в 2019 году достиг 76 млрд руб, 2.76 млрд руб., полученных в сегменте облачного видеонаблюдения, это совсем немного, но динамика позволяет предположить, что в дальнейшем доля облачных сервисов будет расти, согласно прогнозам - до 6,36 млрд руб. к 2024 году. В любом случае быстрее всего развивается видеонаблюдение в цифровом формате, включая хранение данных в облаке (VSaaS).

 

Пока что этот сегмент рынка нацелен практически только на корпоративных пользователей, b2b клиенты обеспечили почти 90% выручки, физлица - лишь около 9%. 



Если говорить о B2B-сегменте рынка облачного видеонаблюдения, он фрагментирован, за него активно конкурирует много различных компаний, не только телеком-операторов, но также системных интеграторов и специализированных провайдеров. 

На частном рынке есть выраженный лидер, занимающий практически монопольное положение, Ротелеком с долей в 86%, у крупнейших конкурентов лишь по 5%, 2%. 




В гибридном сегменте B2B2C рынок также конкурентный, на долю компании "Мой двор", работающей по франчайзинговой схеме, приходится 46%, у "ЭР-Телеком" - 17%, у "Ростелеком" - 15%, у Invideon - 8%, на долю всех остальных приходится менее 12%. 


В мире облачное видеонаблюдение растет также быстрее других сегментов. В 2019 году его объем оценивали в $1553 млн, прогнозная оценка 2020 года - $1829 млн (+18% гг). В ближайшие 5 лет прогнозируется среднегодовой рост в 12%, то есть российский рынок, как ожидается, будет расти опережающими темпами. 



России занимает вполне заметную долю (порядка 2.6%) на мировом рынке выручки от услуг облачного видеонаблюдения. 

А по такому показателю, как количество камер видеонаблюдения на 1000 человек, наша страна занимает уже третье место в мире, уступая только Китаю и США. Это уже 13,47 млн камер. К сожалению, это не привело к высоким показателям индекса безопасности. По этому показателю Россия уступает Японии, Южной Корее и Китаю, а также ряду европейских стран - от Дании и Нидерландов до Испании и Германии. Не знаю, впрочем, насколько можно доверять оценкам индекса преступности в России, которые приведены в таблице. 


Кроме того, рост проникновения услуг облачного видеонаблюдения может способствовать не только росту индекса безопасности, как происходит там, где доступ к ним имеют только организации, занятые борьбой с преступностью, но и снижению этого индекса. Достаточно вспомнить истории о получении злоумышленниками доступа к установленным в квартирах и домах системам видеонаблюдения, и напрашивается вывод, что такой доступ может способствовать росту преступности.  

Очевидно, что прозрачность жизни растет, а приватность, и без того не слишком ценимую в России, обеспечивать все сложнее и дороже. Этот процесс многовекторный, и распространение видеонаблюдения, это лишь одно из тех теплых течений, которые приводят к таянию айсберга приватности. 

ФАС разрешил создать СП, но чем именно оно займется, так и не ясно

Операторы ожидаемо не хотят записываться в колхоз, в который их пытается затолкать регулятор. И правильно делают - без конкуренции нет качества, нет надежности. Формула "одна страна, один банк, один оператор" порочна, как порочны идеи любых монополий, занимающихся оказанием услуг, государственные они или нет. 


Под серьезным регуляторным давлением СП, тем не менее, было создано. И вот теперь и ФАС создание этого СП одобрил. То есть сделал ФАС это еще 21-го декабря, но сообщил об этом на своем сайте только сегодня. 

Вот только чем займется СП, а также точный состав его учредителей до сих пор не ясны.

Операторы видят СП своим единым интерфейсом для взаимодействия с государством для получения частот под 5G. Это приемлемо. 

Конечно, лучше бы частоты просто раздали поровну операторам Б4. В крайнем случае, продали бы с аукциона, как это делается в абсолютном большинстве стран. Но Россия это не большинство стран, это особый мир. И у нас для получения частот нужно оказывается создавать совместное предприятие. 

Представители регулятора, как правило, высказываются в отношении СП в том смысле, как будто бы они всерьез верят в то, что это СП примется строить совместными усилиями единую сеть, а затем каждый из большой четверки окажется чем-то типа MVNO, получив возможность доступа к ресурсам этой единой сети. 

Операторам такой подход разумеется не нравится. Они бы предпочли строить каждый свою сеть 5G. Как это было со всеми сетями предыдущих поколений. Причем замечательно работало и работает, с этим вряд ли кто-то может поспорить сейчас, пользуясь качественными услугами мобильного ШПД. 

При этом операторы сами прекрасно умеют решать - где им выгодно объединить усилия в плане совместного строительства или совместного использования инфраструктуры. Даже в плане совместного использования частот они также поднаторели. Как мы знаем, в сетях 4G шеринг инфраструктуры и частот применяется вполне активно. 

Но зачем-то на этот раз продавливается именно идея "единого инфраструктурного", то есть наиболее вредный и порочный вариант, чреватый снижением надежности оказания услуг. 
В отношении такого варианта развития 5G в России в ФАС, казалось бы, должны высказываться категорически против. Ведь "единый инфраструктурный" в телекоме, это чистая монополия, минусы без плюсов. Если не считать за плюсы чьи-то корыстные интересы. 

Но ФАС громко не протестует, а другие регуляторы готовы месяцами ожидать от операторов решения в пользу навязываемого им варианта, как будто только операторы заинтересованы в дальнейшем развитии телеком-сетей в России. 

Некоторые думали, что на этапе прохождения ФАС бумагами СП станет, наконец, ясно, какой же будет структура СП и чем конкретно оно будет заниматься. Только ли вопросами получения частот, их конверсии, их рефарминга? Или также стройкой сети,  а в самом неприятном случае - эксплуатацией единой сети? Будут ли в составе СП только операторы или туда (зачем бы это?) войдет и какой-то представитель государства? Позиция государства в отношении этих вопросов в течение года так четко и не прояснилась, звучало разное вплоть до "золотой акции". 

Ответы так и не появились и по сей день. 

ФАС одобрило ходатайство операторов "в целом", но просит "разработать и согласовать с антимонопольным органом условия использования инфраструктуры и (или) совместного использования радиочастот". А ведь как раз в этой части "договора" консенсуса бизнеса и власти, по-прежнему, нет. 

Такое впечатление, что все чего-то ждут. Вспоминается ходжа Насреддин с его "либо ишак, либо падишах..."

Что же, подождем и мы, даром, что Китай и США день за днем расширяют свои сети 5G, пока в России эта тема застряла на точке замерзания в угоду чьим-то интересам.

Для вашего удобства приведу текст пресс-релиза ФАС. Оригинал - по-ссылке.   

--

ФАС России согласовала ходатайство операторов связи о создании совместного предприятия по 5G.

При этом ведомство предписало ее участникам сохранить недискриминационный доступ к радиочастотам для всех представителей рынка подвижной радиотелефонной связи

21 декабря Федеральная антимонопольная служба рассмотрела ходатайство о даче предварительного согласия на заключение операторами подвижной радиотелефонной связи соглашения о совместной деятельности на территории Российской Федерации по построению сетей стандарта 5G. ФАС России согласовала сделку при условии выполнения предписания, направленного на обеспечение конкуренции на рынке оказания услуг связи.

Предписание направлено на создание равного доступа к радиочастотам для всех участников рынка подвижной радиотелефонной связи. В частности, операторам связи, участвующим в сделке, необходимо разработать и согласовать с антимонопольным органом условия использования инфраструктуры и (или) совместного использования радиочастот и условий предоставления инфраструктуры для MVNO операторов связи.

«Доступ к высвобождаемому радиочастотному спектру для строительства сетей стандарта 5G и последующее оказание услуг подвижной радиотелефонной связи на сетях 5G - это возможность оказывать на территории Российской Федерации услуги связи нового поколения», - отметил заместитель руководителя ФАС России Алексей Доценко.

В Китае уже планируют запуск 6G, а в США попробуют не отстать

Заголовок кликбейтный, но суть отражает. Замминистра промышленных и информационных технологий Liu Lihong заявил, что в Китае построена крупнейшую в мире сеть 5G и теперь в Китае приступили к планированию сетей 6G. 

На сегодняшний день в Китае развернули 718 тысяч базовых станций 5G. Это фантастически много, и это далеко не все. Yu Xiaohui, вице-президент Китайской академии информационных и телекоммуникационных технологий, заявил, что в ближайшие четыре года будет продолжаться масштабное строительство и расширение сетей 5G. Основная стройка завершится к 2025 году и в 2025-2028 году сети 5G будет совершенствоваться. 

С 2029 года в Китае планируют начать развертывание сетей 6G. 

По оценкам Китайской академии, в 2025 году на рынке будет доступно более 3200 моделей устройств 5G, что приведет к появлению десятков миллионов новых абонентов. 

В ноябре 2019 года в Китае объявили о создании Национальной рабочей группы по продвижению исследований и разработок 6G и Общей экспертной группы для продвижения исследований и разработок в области 6G. 

Эксперты прогнозируют, что 6G будет превосходить 5G по производительности в 10-100 раз, в  частности, пиковая скорость передачи данных в сети 6G может превышать 100 Гбит/с, постепенно стремясь к 1 Тбит/c.

Google и Apple присоединяются к исследованиям 6G

В США болезненно отнеслись к отставанию, которое сформировалось у стран западного блока в области 5G. И на этот раз постараются двигаться к 6G в том же темпе, что и Китай. Сделать это будет сложно, учитывая насколько щедро Китай инвестирует в разработку технологий. 

Развитие 5G в мире продвигается стремительно (если не брать в расчеты Россию), у большинства стран уже есть либо сети 5G, либо, минимум, планы в отношения запуска 5G в ближайшие месяцы или годы. В структурах ведущих производителей уже выделены команды, которые не первый месяц заняты темой 6G. Впрочем, речь пока что идет об очень ранней стадии, от первых запусков коммерчески доступных сетей 6G нас отделяет еще порядка 10 лет. 

Google и Apple в этом году присоединились к Альянсу Next G. Это североамериканская торговая группа, которая проведет свою первую конференцию на следующей неделе. Возглавляет Альянс торговая ассоциация ATIS (Alliance for Telecommunications Industry Solutions). 

ATIS известна тем, что ранее работала над созданием "безопасных цепочек поставок", решениями для роботизированного обзвона, современными слуховыми аппаратами. Основная цель, которую ставит перед собой эта группа - "развить лидерство Северной Америки в области мобильных технологий 6G и далее в ближайшие 10 лет, опираясь на развитие технологий 5G. Кроме Apple и Google в Alliance Next G вошли также Charter Communications, Cisco, Hewlett Packard Enterprise, Intel, Keysight Technologies, LG Electronics, Mavenir, MITER и VMWare. 

Next G Alliance уже заявлял, что "В США должны предпринять своевременные и критически важные меры для обеспечения стране безоговорочного лидерства в области инноваций и развития 6G". Красивые слова, но есть ли чем их подкрепить? Генеральный директор ATIS Сьюзен Миллер уверена: "Старые модели лидерства не будут работать в новом будущем из-за изменений геополитического ландшафта. Если в США действительно замахиваются на мировое технологическое лидерство, придется действовать по-новому". 

Все осложняется сложившейся в США политической ситуации - страна то ли оказалась на грани перестройки, то ли и вовсе в преддверии гражданской войны. Смена команды у власти в США не обязательно означает, что в Китае могут расслабиться. Независимо от того, кто будет у власти в США, американцы всерьез настроены на опережения Китая в основных технологиях. Насколько высокими могут быть ставки в этой игре, мы узнаем в ближайшие годы.  

Источник: gizchina.com 

Вот куда должны бы быть направлены усилия государства в целом и Минпромторга, в частности. В разработку технологий 6G, в участие в их стандартизации, в формирования портфеля ключевых патентов, в разработку программно-аппаратной части. Только в этом случае созданные в России решения могут оказаться востребованными на мировом рынке. И это будет лучшей иллюстрацией того, что их имеет смысл использовать и российским операторам. 

Кто где в 5G? Итоги года

Несколько чисел для вас по оценкам GSA на середину декабря 2020 года.

412 операторов из 131 страны / территории, включая РФ, инвестируют в 5G. Под "инвестируют" понимается любой выраженный интерес к 5G, включая, например, ситуацию, когда оператор публично показал решение 5G, привезенное вендору на недельку-другую. То есть все лабораторные тесты, пилотные проекты и т.п. Для сравнения - в мире сейчас действует 806 доступных для подключения сетей LTE.


5G услуги доступны во всех макрорегионах мира, включая 85 сетей в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка), 35 - в APAC (Азиатско-Тихоокеанском регионе) и 15 - в Америках. Всего, соответственно, 135 сетей 5G в мире. В России коммерческих сетей 5G до сих пор нет, хотя этому, казалось бы, не мешает ничто, кроме упрямого нежелания властей заниматься конверсией частот 3.4-3.8 ГГц и разрешить российским операторам использовать оборудование зарубежного производства. Учитывая отсутствие альтернативы в виде российского оборудования, это упорство ведет к растущему отставанию России от тех десятков стран, которые уже запустили и расширяют сети 5G, прежде всего, от США, Китая, Южной Кореи и Японии. 

Из 185 запущенных в мире частных сетей (в России их почему-то называют выделенными), включая пилотные запуски, 65% используют технологию LTE, 28% - 5G, 7% - комбинацию LTE/5G.

136 операторов располагают лицензиями и/или развернули и/или находятся в процессе развертывания сетей 5G с использованием частот C-band, в основном с использованием все того же диапазона 3.5 ГГц. В России использование этого диапазона по каким-то неведомым причинам все еще считается невозможным, хотя скорее всего все сводится к торгу - сколько именно придется заплатить операторам, чтобы нынешние пользователи частот их освободили, перебравшись в другой частотный диапазон, или переместили свои наземные системы туда, где им не будут мешать доступные для населения сети 5G, использующие тот же частотный диапазон. К сожалению, договориться у операторов пока что явно не получается, хотя шансы, конечно, не нулевые. Можно предположить, что интересы каких-то конкретных лиц ставятся выше, чем интерес к развитию в стране связи 5G? Вполне очевидно, что диапазон 3.5 ГГц является в мире основным на сегодня диапазоном для развития систем 5G, хотя в дальнейшем будет расти интерес и к полосам частот в диапазоне 4-8 ГГц. 

85 операторов получили лицензии и частоты в диапазонах миллиметровых волн 26/28 ГГц, из них 24 развернули сети 5G с использованием этих диапазонов или находятся в состоянии подготовки к запуску сети 5G в этих диапазонах. Cтроить 5G только в миллиметровых волнах в национальном масштабе на старте перехода к 5G вряд ли уместно, по крайней мере не в странах с большой территорией, малой плотностью населения и низкими доходами населения. В таких странах как Россия уместно строить частные сети 5G в миллиметровом диапазоне для B2B-сценариев, кроме того, 5G в миллиметровом диапазоне превосходно решает задачи обеспечения высокой пропускной способности там, где это трудно сделать иными способами, например, на стадионах или в деловом центре мегаполиса. 

В связи с 5G и IoT существенно вырос интерес операторов к частотным диапазонам ниже 1 ГГц. Собственно, вырос интерес операторов к любым частотам, все, наконец, пришли к пониманию тезиса "частот много не бывает", но диапазон ниже 1 ГГц стал особенно привлекательным, поскольку позволяет быстро и с небольшими затратами достигать высокого покрытия 5G, обеспечивая, в частности, indoor покрытие с использованием внешних макро-базовых станций. Американские кейсы это наглядно демонстрируют. Регуляторы в странах с адекватной телеком-политикой оперативно реагируют на потребности операторов, до конца 2022 года запланировано 36 аукционов / раздач частот в диапазоне 700 МГц в различных странах. 

Растет выбор абонентских устройств с поддержкой 5G. 104 различных производителя выпустили или анонсировали выпуск терминалов с 5G, всего есть сведения о 519 различных устройствах с 5G, в коммерческой доступности - порядка 303 из них. Всего полгода назад, в конце июля 2020 года, выбирать можно было лишь из 162 устройств. Так что можно констатировать, что устройства с 5G - это уже мейнстрим. Они уже есть и на российском рынке, на руках у абонентов. Тем обиднее отсутствие запущенных сетей с поддержкой 5G. Часть денег, заплаченных абонентом за аппарат с 5G, заплачены за возможность использования 5G, но в России абоненты пока что так и не могут воспользоваться этой возможностью. 

В 2021 году развитие 5G в мире еще более ускорится, поскольку до конца 2022 года в мире запланировано проведение более 75 частотных аукционов (или других видов распределения частот), что будет крайне благоприятно влиять на желания/возможности все новых операторов запускать все новые сети 5G, как в странах, где они уже есть, так и там, где их все еще нет. 

Весь этот праздник жизни и технологического развития, похоже, будет происходить без участия в нем России. Делается это в угоду лобби производителей отечественного телеком-оборудования, которые пытаются бежать по шпалам за ушедшим от станции поездом 5G, рассчитывая на госсубсидии и "подгон" им гарантированного спроса в лице отечественных операторов, которым запретили строить 5G на импортном оборудовании. Есть сомнения, что даже в столь льготных условиях, госпредприятия смогут произвести пригодное для использования в сетях национального масштаба комплексное оборудование 5G, обеспечить надлежащий уровень надежности и обслуживания этого оборудования. Стоит ли игра свеч? Часто приводимый в пример Китай не пытался перейти на разрабатываемое в стране оборудования в течение смены одного поколения сотовой связи, это заняло намного более продолжительный период, что вполне логично и ожидаемо. Происходящее сейчас больше напоминает шапкозакидательство, чем серьезную политику технологического развития. Эксперимент может обойтись стране во вполне ощутимые средства, недополученные экономикой из-за запаздывания с 5G. 

В GSA прогнозируют, что на конец 2021 года в мире будет более 500 различных коммерчески доступных терминала с поддержкой 5G. Также ожидается, что в 2021 году число запущенных в мире сетей 5G превысит 200. 

На текущий момент в мире запущено всего 3 сети 5G SA, но возможностью перехода к 5G SA интересуются, минимум 56 операторов в мире, а в отношении 13 из них известно, что они готовятся к запускам таких сетей. 

Микрон получит субсидию от московских властей

Микрон получит от ДИиПП Москвы субсидию в размере 51,8 млн рублей, которая пойдет на частичную компенсацию затрат на лизинг оборудования для сборки чип-модулей смарт-карт и производства RFID меток. 

«Мы постоянно расширяем линейку выпускаемой продукции, осваивая более 30 новых изделий и модификаций ежегодно, это влечет за собой потребность в модернизации производства. Субсидия правительства Москвы по частичной компенсации затрат на лизинговые платежи – является реально работающим инструментом государственной поддержки высокотехнологичных предприятий», - отметил Алексей Коршак, руководитель направления стратегических коммуникаций ПАО «Микрон».

Финансовая поддержка промышленным предприятиям оказывается в соответствии с постановлением Правительства Москвы №152 от 20 апреля 2012 года «Об утверждении порядков предоставления субсидий из бюджета города Москвы организациям, осуществляющим на территории города Москвы деятельность в сфере промышленности». 

TelecomDaily - тест интернета в метро

Драйв-тесты в метро - это один из немногих вариантов применения оборудования TEMS, когда получаются результаты, интересные не только операторам, но и абонентам. Данные, собранные в случайные моменты времени в машине, которая проезжала по той или иной дороге в городе или пригороде, далеко не всем полезны. Другое дело данные, полученные в ходе замеров в вагоне электропоезда метро, или вдоль перрона станции, или в тоннеле. При правильном подходе, анализ этих данных позволяет получить характеристику качества услуг, которыми пользуется практически каждый, кто ездит в метро. 


Конечно и здесь для получения объективных результатов следовало бы задействовать слишком большие ресурсы, например, провести замеры строго в один и тот же момент времени одновременно во всем метро. Что невозможно по естественным причинам. Так что к результатам, полученным в ходе исследования, проведенного в Telecom Daily (скачать его можно здесь, .pdf), относиться нужно соответственно. Они не дают абсолютных оценок, но позволяют сравнивать между собой возможности, которые показывают операторы, позволяют порассуждать о том, происходили ли в метро изменения с качеством услуг, предоставляемых операторами сотовой связи. 

Мы знаем, что все действующие в Москве операторы сотовой связи после длительного периода, когда развитие их сетей в метро было практически приостановлено, в последние годы, а особенно в 2019-2020 году смогли так или иначе добиться возможности возобновить стройку. И не преминули этим заняться, выбрав при этом различные стратегии. Кто-то не пожалел денег, кто-то предпочел объединить усилия. Даже цели развертывания или расширения сетей ставились различные. Тест, проведенный в Telecom Daily, дает возможность примерно оценить результаты этих усилий. 

На текущий момент, когда в метро действуют все операторы, и покрытием LTE обеспечены не только перроны и вестибюли всех станций, но также зачастую перегоны и некоторые пересадочные маршруты, на передний план, если смотреть на результаты глазами абонентов, вышла не скорость доступа, а связность покрытия. Главное для большинства абонентов сегодня - это возможность непрерывного, бесперебойного доступа к интернет, независимо от того, находитесь ли вы в вагоне поезда или перемещаетесь по метро своим ходом. Понятно, что никакие Wi-Fi сети этому критерию не отвечают. 

Какие основные профили пользования мобильным интернетом встречаются в метро?

1. Активная переписка в соцсетях. Что важно для такого абонента? Чтобы его сообщения быстро уходили, а адресованные ему сообщения - быстро приходили. Чтобы после вопроса, например, "Ты меня любишь?", не возникала пауза на 3-4 минуты, т.к. за это время, не получив ответа, некоторые горячие головы успеют написать что-нибудь типа "Ах так, тогда не пиши мне больше" и удалить собеседника из списка контактов. То есть важна связность сети, непрерывность предоставления мобильного интернета. Скорость в канале для такого варианта использования не важна от слова "совсем". 

2. Веб-серфинг / https. Можно листать Instagram, фейсбук или открывать одну за другой какие-то новости, полученные в виде списка с url-адресами, можно ходить по страничкам новостного сайта. Здесь задержка с открыванием очередного сообщения не критична, пока речь об ожидании в несколько секунд. Но задержки, скажем, на 30 секунд или на минуту, многих будут раздражать. То есть здесь вновь речь идет о связности сети или непрерывности предоставления мобильного интернета. И практически не важной будет скорость в канале, лишь бы она была достаточной, чтобы при наличии покрытия, необходимые странички и картинки быстро прогружались.  

3. Просмотр видео в режиме онлайн. Youtube или стриминговые платформы, онлайн-фильмы. Здесь уже начинает быть важной до какой-то степени скорость в канале, чтобы видео успевало прогружаться в телефон быстрее, чем показываться, но первична все же опять связность сети. Поскольку в большинстве случае приложения для показа видео буферизуют поток, то кратковременный рост задержек сигнала не так важен, даже короткие разрывы в покрытии могут быть не заметны пользователю, он в это время продолжает смотреть фрагмент видео, который уже попал на его устройство и возобновленное быстро соединение не позволит заметить такого рода разрывы. Но остановка воспроизведения фильма, например, в каждом туннеле или в некоторых длинных туннелях - это, конечно, не вариант. 

Таким образом, если мы говорим о проведении исследования в интересах абонентов, то замерять и обсуждать нужно, прежде всего, связность сетей операторов в метро и сравнивать их исключительно по данному параметру. Насколько я знаю, соответствующие измерения проводились, но в публикуемых результатах акцент на них не сделан, к сожалению. Вновь, традиционно, речь идет прежде всего о скоростях доступа. 

Важны ли они? Безусловно, если речь идет о каких-то принципиальных отличиях. Например, если бы существовал оператор, которые не обеспечивает средние скорости выше 1 мбит/с, это было бы печально. К счастью, даже у владельца сети с самыми скромными возможностями, у Tele2 - средние скорости по данным исследования достигают 24 Мбит/c. Конечно, это гигантское отставание от Билайна с его 53 Мбит/c, но для абонентов это НЕ ИМЕЕТ значения. 

Никто не скачивает в метро файлы в объемах, измеряемых десятками или сотнями гигабайт в час. (Никто не в смысле "никто-никто", но безусловно таких пользователей и 1% не наберется). А значит, все эти средние скорости это лишь возможность сравнить между собой ПОТЕНЦИАЛ сетей по приему новых абонентов. То есть, даже в том случае, если, например, число абонентов у Билайн удвоится, сеть этого оператора в московском метро будет продолжать обеспечивать более высокие скорости, чем сеть Tele2.  

Так что эти показатели, пиковые и даже средние скорости доступа, на мой взгляд, для абонентов не важны. Все же отметим, что по скорости от смартфона до базовой станции в метро на первом месте оказался Билайн. Это означает, что если вы что-то сфотографировали, ваша фотография или короткое видео быстрее улетит в сеть, чем если бы вы были абонентом других операторов. Причем это касается и станций, и туннелей. 

В этом плане исследование вполне подтвердило измеренными данными недавние заявления оператора о гигантской работе, которая была проделана в метро Москвы. Аутсайдер развития услуг мобильного интернета в московской подземке по скоростям доступа также определен - это Tele2 с его меньшими среди всех операторов скоростями. Эта компания также вела развитие сети в метро, но результат получился скромным, твердое 4-е место по скоростям как вниз, так и вверх. 

Справедливости ради отмечу, что исследователи все же  попытались оценить "стабильность сервиса" в тоннелях и на станции. Но выбрали для этого такой показатель, как средняя задержка. На мой взгляд, это совершенно нерепрезентативный показатель. Ну кого всерьез может волновать, составляет ли средняя задержка 70 мс или 80 мс. Важно лишь время, когда связи вообще нет и задержка, условно, равна бесконечности. Было бы интересно вычислить и сравнить суммы протяженности таких периодов для каждой ветки метро. Звучит сложновато? Что поделать. В любом случае, средние задержки не выявляют лидеров или аутсайдеров по качеству услуги применительно к упомянутым выше трем основным моделям пользования телефоном в метро. 

Спору нет, работа исследователями Telecom Daily проделана гигантская, но, как ни обидно, выбранный формат предоставления результатов минимизировал полезность этого исследования для абонентов.

Все же два вывода можно сделать. Во-первых, мобильный интернет в метро Москвы еще никогда не был так хорош, как сегодня. И в этом можно с ответственностью уверять абонентов, независимо от того, услугами какого оператора они пользуются. Учитывая его стоимость, о всяких эрзац-услугах, типа "Wi-Fi в метро" можно забыть, как о страшном сне. 

Во-вторых, если говорить о динамике изменений, то максимум позитивных изменений показал Билайн, который в 3.5 раз поднял средние скорости скачивания данных и в 3+ раз - скорости загрузки данных в сеть (от абонента к базовой станции). 

Было бы замечательно, чтобы в следующий раз в результатах исследований Telecom Daily мы смогли увидеть прежде всего данные о "связности" / "бесперебойности" предоставления услуг.

Tele2 расширяет каналы сбыта SIM-карт с саморегистрацией

Tele2 во второй половине 2020 года активно занята попытками повысить доходы. Для этого используется самый простой, но изрядно раздражающий некоторых абонентов способ - раз за разом компания отправляет текущие тарифы в архив, выпуская вместо них новые. Отличие между тарифами, как правило небольшое - те или иные услуги в новом и старом тарифе отличаются ценой. В новом некоторые услуги становятся дороже (зачастую даже без увеличения их объема или наполнения). А архивные тарифы. как мы хорошо знаем, могут быть закрыты в любой момент - с переводом абонента на менее ему интересный или более дорогой тариф. 

В общем, оператор активно занимается "ползучим" подъемом расценок на свои услуги, причем так, чтобы контролирующим ведомствам это было незаметно или чтобы рост цен не попадал под само определение роста цен.  Вот такие "маленькие хитрости". Которые государство конечно же простит детищу "национального чемпиона".  

Вот только среди абонентов хватает внимательных людей, которым такая техника оператора заметна и некоторых из них она, само собой, раздражает. Кто-то даже меняет экс-любимого оператора, другие задумываются о такой смене. 

Тем более, что после не очень разумных маркетинговых практик, сеть оператора местами изрядно загружена трафиком, если не сказать перегружена. Отдадим должное Tele2 и Ростелекому, инвестиции в развитие сети продолжают поступать. Не будь их, качество просело бы заметным образом. И все же люди уходят не только из-за скрытых повышений расценок, но также из-за все менее устраивающего их качества услуг. 

Не удивительно, что в Tele2 стараются искать все новых абонентов, развивать самые разные каналы продвижения, постоянно быть на виду у потенциальных абонентов. Отсюда и очередная инициатива, о которой оператор сообщает сегодня - заключено партнерство с Schell, и теперь SIM-карты Tele2 появятся на более, чем 200 заправочных станциях почти во всех макрорегионах, где есть Tele2.  Эти симки потребуют самостоятельной регистрации.  

Intel теряет Microsoft. Софтверный гигант взялся за разработку собственных чипов

По данным Bloomberg, в Microsoft начали разрабатывать собственные процессоры для использования в облачных системах и компьютерах Surface, снижая зависимость от Intel. 

Микросхемы проектируют с использованием архитектуры ARM. Основное их назначение - использование в ЦОД и системах облачных вычислений Microsoft, включая Azure для бизнеса и OneDrive для физических лиц. 

Сейчас большинство ЦОД комплектуются серверами, построенными на основе чипов Intel Xeon, построенных по архитектуре x86. Они хорошо справляются со своими задачами, но бюджетными их не назовешь. Отчасти это объясняется доминирующим положением Intel на рынке, отчасти это связано с тем, что даже для небольшого увеличения вычислительных возможностей требуются существенные инвестиции. 

Новые потребности в специализированных вычислениях, например, для систем AI, проще удовлетворять с использованием специализированных микросхем, а не решений общего назначения. Архитектура ARM к тому же позволяет достичь экономии расходов электроэнергии. Когда речь идет о десятках ЦОД, разбросанных по миру и десятках тысяч серверов, компаниям масштаба Microsoft приходится задумываться и о вычислительной мощности, и об энергопотреблении, и о затратах на охлаждение. 

Microsoft официально не подтвердила и не опровергла заявление Bloomberg, но вероятность достоверности информации сравнительно велика, ведь другие гиганты облачных вычислений, уже разработали свои чипы. Google, например, начала разрабатывать собственные чипы в 2017 году, первоначально для своих смартфонов Pixel, но затем расширила свою облачную архитектуру с помощью чипа с исходным кодом OpenTitan. Amazon поставила уже два поколения собственных чипов для ЦОД, Graviton и Graviton2 - первое было представлено в конце 2018 года, второе - годом позднее. В сентябре 2019 года о выпуске чипа Hanguang 800, собственного процессора для серверов ЦОД, заявила Alibaba.   

Microsoft проектирует не только чипы для ЦОД, но и чипы для ПК, также с использованием архитектуры ARM. 

Неприятные новости для Intel? Впрочем, учитывая растущий спрос на процессоры, работы для Intel в ближайшие годы хватит и без Microsoft. 

Источник: telecoms.com 

Замену китайского телеком-оборудования в США простимулируют на сумму $1.9 млрд

Американские законодатели проголосовали за выделение до $1.9 млрд (в составе пакета помощи операторам, пострадавшим от пандемии) в качестве компенсации за устранение из операторских сетей оборудования Huawei и ZTE. 


В США, как известно, связывают компании Huawei и ZTE и их продукцию с угрозой национальной безопасности. Это позволило исключить данных поставщиков из списка провайдеров, у которых можно приобретать оборудование, оплачивая покупки из средств Фонда универсального обслуживания (USF). И вот теперь сделают доступными $1.9 млрд для тех операторов, которые займутся заменой оборудования китайских вендоров. Впрочем, эти средства предназначены не столько для национальных, сколько для региональных операторов. 

Для региональных операторских бизнесов, даже американских, тема замены оборудования, конечно, болезненная и без господдержки они не горят желанием выполнять директивы FCC. В частности, против запрета на закупки и использование решений Huawei и ZTE выступал Rural Broadband Alliance (RBA), где подсчитали, что на замену китайского оборудования членов альянса потребуется около $1 млрд. 

С расчетами компенсаций неясностей пока что больше, чем ясности. Кому, как, сколько, за что именно? Это вопросы, на которые в США еще только предстоит найти ответы.

В Европе все еще печальнее. Денег здесь меньше, а китайцы "закопались" уже намного глубже. Для того, чтобы выкорчевать Huawei с европейского рынка 5G, по оценкам GSMA может потребоваться $62 млрд. Но это GSMA, а в Strand Consult аналитики утверждают, что достаточно будет $3.5 млрд. Столь значительную разницу в оценках в Strand Consult объясняют тем, что в GSMA в оценку включили стоимость того оборудования, которое так и так придется заменять, независимо от антикитайской истории, поскольку его жизненный цикл подошел к концу. 

Положение о финансировании замены оборудования на $1.9 млрд, это часть общей инвестиционной программы на $7 млрд, которая предусматривает расширение возможностей доступа к широкополосной связи, включая пособие на "экстренную ШПД", чтобы помочь миллионам студентов, семейным и безработным людям пользоваться ШПД, что особенно необходимо в период пандемии. 

Источник: telecoms.com  

МТС переименовал мобильное приложение МТС Банк в смартбанк

Финтех манит операторов связи. Логика в этом, конечно, есть. Операторы взаимодействуют с десятками миллионов абонентов, получают толику их внимания и рассчитывают на возможность приобщиться к их тратам. Мобильные приложения операторов рассматриваются как хороший интерфейс между абонентом и оператором. И поскольку основные операторские приложения давно уже перегружены всевозможными опциями, в МТС решили собрать финтех услуги в приложении МТС-Банка. Вторая мысль которая приходит в голову, - сбор различных интересных данных об абонентах, которыми они поделятся добровольно, привлеченные рассказами оператора о том, какие интересные возможности абоненты получат, если установят себе приложение и начнут им пользоваться. 


В чем состоит основная идея приложения? 

В МТС хотят предложить абонентам решение для управления личными финансами. Не клиентам МТС-Банка, эта аудитория слишком мала. Вообще всем желающим, какими бы банками они не пользовались. Замах на рубль, как говорится.

Первоначально обновленное мобильное приложение будет отображать данные по продуктам банков клиента, формировать персональную подборку организаций для совершения платежа. Это на первом этапе, а в 2021 году оператор обещает адаптировать продукты индивидуально под каждого клиента. Среди прочего будет "копилка" на те или иные цели, рекомендации по вариантам вложения средств, прогнозы финансового состояния клиента и советы по управлению личными финансами. Тем, у кого деньги есть, такие советы вряд ли нужны, остальным они вряд ли помогут. Впрочем, это лишь личная оценка, кому-то, возможно, такое приложение покажется интересным.

Процитирую пресс-релиз оператора:

Два новых функционала «Импорт данных из других банков» и «Персонализация платежей» уже доступны на iOS не только абонентам МТС и клиентам МТС Банка, но и всем желающим на главном экране приложения. В первом квартале 2021 года появятся и на Android.

«Мы создаем смартбанк – единую витрину, где пользователь сможет управлять личными финансами из разных банков. Сейчас клиентам нескольких банков не очень удобно следить за своими финансами – для этого необходимо устанавливать несколько приложений, а чтобы понять, сколько осталось денег, нужно складывать остатки из разных банков в уме, в таблице или в блокноте. Консолидация данных из разных банков в одном приложении решает эту проблему. А благодаря цифровому финансовому помощнику, клиент получает индивидуальные рекомендации для совершения платежей», – сказал вице-президент, руководитель кластера Daily Banking МТС Банка Владимир Стасевич.

Импорт данных из других банков

Банк предлагает пользователям мобильного приложения воспользоваться кнопкой «Попробовать» в разделе «Подключить сторонний банк», где каждый сможет следить за балансом своих счетов и карт других банков в одном месте. На первом этапе такая возможность доступна пользователям iOS, которые являются клиентами трёх ведущих российских банков. При успешном бета-тестировании банк планирует реализовать импорт операций и из других банков, а также внедрить возможность просмотра суммы сразу по всем счетам и операции по картам сторонних банков.

Чтобы воспользоваться сервисом, пользователю необходимо выбрать на экране один из предложенных банков, ввести свои авторизационные данные от приложения подключаемого банка и выбрать счета, которые хотел бы видеть в приложении МТС Банк, а также ознакомиться с правилами использования сервиса «Импорт данных». Далее следует перейти на экран для ввода кода из СМС/push-сообщения от подключаемого банка, при успешном подключении на экране всплывает окно «Карты и счета подключены». После подключения счетов сторонних банков, которое занимает не более двух минут, пользователь видит остатки по подключенным счетам/вкладам, картам и кредитам на главной странице мобильного приложения МТС Банка.

Пользователи могут не беспокоиться о сохранности своих персональных данных. Банк гарантирует их конфиденциальность и не передает третьим лицам, данные остаются в контуре банка. Сервис «Импорт данных из других банков» реализован на базе технологии компании Coinkeeper – одного из лидеров рынка PFM[1] приложений в России. В сентябре 2020 года корпоративный венчурный фонд МТС объявил об инвестициях в выпускника пятого набора акселератора центра по инновациям и инвестициям MTS StartUp Hub – компанию Coinkeeper.

Персонализация платежей

Умный финансовый помощник научился подбирать для клиента релевантные организации для оплаты. На главной странице приложения помощник предлагает пользователю совершить платеж как в организации, которые он ранее уже оплачивал, так и в те, по которым оплата не совершалась, но банк считает их релевантными. Например, оплата услуг оператора сотовой связи, домашнего интернет провайдера или услуг ЖКХ. Банк поэтапно будет расширять этот список, добавляя возможность пополнения парковочного счета, транспортной карты, кредитов в других банках и т.д.

В 2021 году МТС Банк планирует внедрить полную аналитику по всем банковским продуктам клиента, прогнозировать все возможные сценарии его финансового состояния, своевременно давать эффективные советы по управлению личными финансами, например, как вернуть налоговый вычет от покупки квартиры или заработать дополнительный кэшбэк.

Цифровой код вместо персональных данных попросят для консультации в Билайн

Билайн объявляет о запуске бесплатной услуги "Цифровой код", - вместо персональных данных для идентификации владельца номера будет использоваться цифровой код. 

При подключении услуги клиенту по SMS будет направляться уникальная комбинация цифр. Эти цифры примут в call-центре вместо персональных данных для того, чтобы дать необходимую клиенту информацию по номеру или выполнить с ним какие-либо действия. 

Для получения кода необходимо отправить бесплатное SMS со словом код на номер 6011. В ответ придет сообщение с кодом, который будет действовать до 48 часов с момента получения. 

Услуга доступна для физлиц, а также для участников программы "Моя компания" от Билайн Бизнес. 

Как подключить услугу?

1. звонком по номеру 8 800 700 0611/0611 и назвать фамилию, имя и отчества, продиктовать паспортные данные. 

2. отправив заявление на адрес otvet@beeline.ru 

3. в офисе Билайн или салонах официальных дилеров Билайн. Понадобится паспорт. 

Подробнее - http://beeline.ru/DCODE 

Можно отметить, что в Билайн задумались о дополнительной защите абонентов, и не просто задумались, но сделали соответствующий шаг. Неплохая инициатива, уровень защиты она повышает. 

К сожалению, этот способ не защитит от перевыпуска мошенником с фальшивой доверенностью новой SIM-карты на номер абонента. Было бы неплохо, если бы для получения Цифрового кода нужно было бы, например, использовать также PIN-код, известный только абоненту и IT-системе оператора. Или чтобы можно было заказать получение цифрового кода по email, опять же, с использованием запароленного файла. Также стоит добавить возможность получения кода через мобильное приложение Билайн. 

Билайн завершил переход на новую платформу для предоставления VoLTE в Московском регионе

Билайн официально объявил о завершении миграции пользователей услугой VoLTE в Москве и Московской области на новую платформу от Huawei. Оператор заявляет о связанном с этим значительном улучшении качества голосовых услуг. И приводит очень интересный результат - голосовой трафик в ноябре 2020 года в сети LTE в Москве вырос в 300 раз, в Московской области - в 500 раз, если говорить о сравнении с ноябрем 2019 года. 


Такой результат обеспечен сложением двух эффектов - переходом на новую платформу VoLTE, а также заметным улучшением покрытия сети LTE Билайн в Москве и области. 

VoLTE позволяет разговаривать с собеседником и одновременно пользоваться мобильным интернетом. Поддерживается высокое качество передачи звука за счет HD Voice, соединение устанавливается почти мгновенно, вероятность обрыва связи из-за перегрузки становится минимальной. Пользование VoLTE не расходует интернет-трафик из оплаченного пакета. Единственный минус - услуга VoLTE доступна только там, где есть покрытие LTE. С учетом того, насколько выросло покрытие Билайн в Московском регионе, это уже перестало быть жестким ограничивающим фактором. 

Для операторов внедрение VoLTE очень выгодно - во-первых, снижается нагрузка на сетевую инфраструктуру, во вторых, у компании появляется возможность переиспользовать частоты, ранее занятые для GSM, 3G для сети LTE, что обеспечивает большую спектральную эффективность, позволяет повышать скорости передачи данных в сети и ее пропускную способность. Платформу в дальнейшем можно будет задействовать и для оказания голосовых услуг в сети 5G (плюс-минус требования отечественности решений в сети 5G).

Дмитрий Машин, директор Московского региона ПАО "ВымпелКом" (Билайн):

«Важным шагом на пути к новому уровню качества связи и предоставлению непрерывного сервиса нашим клиентам является не только строительство новой инфраструктуры, но и модернизация существующих технологий. Билайн был первым оператором, который запустил VoLTE в Москве и Московской области в 2015 году, когда проникновение смартфонов, поддерживающих эту технологию, было значительно ниже. Сегодня, когда доля пользователей 4G стремится к 100%, мы увеличиваем зону покрытия 4G и доступность VoLTE для удобства своих клиентов и повышения качества голосовых услуг».

Чжао Лэй, вице-президент Huawei в Евразии, президент бизнес-группы по работе с операторами:

«Являясь стратегическим партнером Билайн, Huawei предоставляет одни из самых передовых технологий, чтобы помочь оператору в развертывании сети с высоким качеством обслуживания: VoLTE может обеспечивать высокое качество голосовой связи, а современная сеть в Москве – хорошее качество передачи данных. Мы продолжим наше сотрудничество, чтобы сделать цифровые услуги доступными многим людям и организациям с помощью одних из самых передовых технологий». 

В России тоже задумались о диапазоне 6-7 ГГц. И это хорошо

Об этом свидетельствует протокол плана работы ГКРЧ на 2021 год - в 4q2021 комиссия планирует рассмотреть результаты проведения научных, исследовательских, экспериментальных и конструкторских работа на пилотной зоне 5G (6425-7100 МГц), - об этом сообщают Ведомости

Интересны несколько моментов в связи с этой новостью.

1. В кои веки российская (китайская?) инициатива совпадает с общемировым трендом. Группа из 23 операторов, вендоров и исследовательских институтов "топит" за решение ВКР о перераспределении как раз этого диапазона под мобильный ШПД. Подробнее можно почитать здесь. Так что если эта инициатива будет одобрена для всего мира или хотя бы для Европы, в России уже будет сформировано свое видение в отношении данного диапазона. Всегда бы так. 

2. Несмотря на вопли со всех трибун относительно обязательности отечественности оборудования для сетей сотовой связи, работы, результаты которых собирается рассматривать ГКРЧ, будут проводиться на импортном решении - к ним привлекут Huawei, не только железо, но и специалистов. Учитывая то, что "под капотом" "отечественных решений" каких-нибудь очередных "булатов", в конечном итоге с большой вероятностью могут оказаться китайские платы, ничего удивительного. Да и практику стесывания шильдиков китайских производителей, с заменой этих шильдиков на наклейки с русскими буквами тоже никто не отменял. 

3. Диапазон 6-7 ГГц, конечно, лишним не будет. Высвобождать его под мобильный интернет необходимо. Но "панацеей" он не станет, расходы на обеспечение равного покрытия 5G в диапазоне 3.4-3.8 ГГц и 6-7 ГГц будут различаться в разы, не в пользу нового диапазона. Что поделать, возможно, если посчитать "на круг", то отказ от систем спутниковой связи в диапазоне 3.4-3.8 ГГц в сумме с развертыванием в этом диапазоне систем 5G может обойтись еще дороже. А в этом свете развертывание 5G в 6-7 ГГц могут оказаться более экономически обоснованным делом применительно к России. И если операторам еще и раздадут по 100 МГц или более на нос в 6-7 ГГц, то перспективы 5G в России могут оказаться не столь уж удручающими. Ведь открытие диапазона 6-7 ГГц, если до этого дойдет, решит также проблему диапазона 4.4-4.9 ГГц - проблему невозможности использования этих частот вдоль границ нашей страны. То есть можно будет использовать внутри страны 4.4-4.9 ГГц, а вдоль границ и вообще везде, где хочется - 6-7 ГГц. Это серьезно поменяло бы "расклад". Такое "комбо" выглядит уже далеко не столь удручающе, как только 4.4-4.9 ГГц и невозможность строить 5G в Санкт-Петербурге и Калининграде. 

4. Конечно, операторы продолжат ныть, что без 3.4-3.8 ГГц счастья нет и не будет. Спору нет, это основной в мире диапазон и строиться в нем намного (НАМНОГО!) дешевле, чем в 4.4-4.9 + 6-7 ГГц. Но давайте будем реалистами. Выкинуть/заменить системы спутниковой связи, если они действительно кому-то нужны (это не худо бы проверить, конечно), это тоже очень дорого. И сравнивать нужно расходы на стройку в диапазонах 4ГГц-7ГГц с расходами на стройку в 3.4-3.8ГГц + расходами на конверсию. А последние - лошадка темная, т.к. оценки со стороны операторов сотовой связи почему-то отличаются от оценок нынешних пользователей этими частотами. От многомесячной, измеряемой уже в годах, задержки с достижением договоренности по конверсии страдает государство в целом и все население страны, ведь задержка с запуском 5G в России обходится экономики в недополученные средства. Вполне ощутимые на фоне ВВП. С этим стоит что-то делать.  

Государство может подсластить пилюлю для операторов двумя ходами - быстро разрешить рефарминг под 5G любых имеющихся у операторов частот и отменить требование полной отечественности оборудования. В этом случае коммерческое развертывание 5G в России начнется сразу же, уже в 2021 году и разрыв с ведущими странами не будет столь драматичным, каким он будет в ином случае. Впрочем, на столь позитивный сюжет до смены кормчего, я бы не рассчитывал. 

Популярные сообщения

Желающие следить за новостями блога, могут подписаться на рассылку на follow.it (отписаться вы сможете в один клик). 

Еще можно подписаться на Telegram-каналы @abloud62 @abloudrealtime, где также дублируются анонсы практически всех новостей блога. 

 

Translate