Доля Open RAN оборудования на российских сетях 5G может достичь 80% через 10 лет?

КоммерсантЪ обсуждает тему перехода российских операторов сотовой связи на оборудование с открытым интерфейсом OpenRAN после прогноза Deloitte. Суть прогноза в том, что доля оборудования с открытым интерфейсом в сетях российских операторов связи может достичь 80%. 

Рассуждая о таких возможностях следует выделять два тренда: понимание желательности хотя бы частичного перехода на отечественное оборудование при условии его конкурентоспособности с зарубежным, и желание снизить издержки и зависимость от немногочисленных вендоров проприетарных комплексных решений за счет перехода к использованию более конкурентного оборудования OpenRAN при условии, что это не повлечет роста издержек и снижения качества работы сетей. 

Операторы сейчас действительно внимательно приглядываются к теме OpenRAN. 

Причина в том, что некоторые считают, что появление на рынке множества вендоров отдельных элементов сети обеспечит повышение уровня конкуренции и заметное снижение цен на сетевые элементы. 

Есть и не менее обоснованные мнения, что общая стоимость владения сетью, "сшитой" из элементов, закупаемых у множества отдельных вендоров, может оказаться не ниже, чем при покупке комплексных решений под ключ у существующих крупных вендоров. Здесь и логистика, и необходимость в собственном квалифицированном персонале и возможное снижение качества и набора функциональностей такой сети по сравнению с сетями на частично проприетарных решениях.

В итоге мы можем наблюдать, что на рынке часть операторов очень активны в теме OpenRAN, есть также японская Rakuten, которая уже запустила сеть 5G с использованием подходов OpenRAN. Все внимательно смотрят за этими инициативами. Также можно видеть, как другие операторы спокойно заключают мега-контракты на закупки традиционных решений в течение ближайших 5 лет. 

В России, как всегда, особенная ситуация. Здесь сейчас царствует идея срочного создания на коленке собственных решений 5G. И понятно, что поскольку в схеме 5G NSA предусматривается тесное взаимодействие оборудования 5G и оборудования 4G, то при переходе на отечественные решения 5G может потребоваться и замена на отечественные решения всего остального парка оборудования, прежде всего, сети 4G/LTE. А это, как минимум, очень дорого. 

Печальнее всего то, что никакого отечественного оборудования, особенно если говорить о комплексных и проверенных решениях, все еще не существует. Да и когда оно появится, тотально заменять оплаченное, закупленное, установленное и хорошо работающее оборудование 4G на непроверенное отечественное решение - идея весьма спорная. Как и идея декретировать строительство 5G на принципах OpenRAN. Тем не менее, уже прозвучала идея АНО "Телекоммуникационные технологии" строить сети 5G на оборудовании с открытыми интерфейсами. А вот в "Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники" уверены, что операторам пока что удобнее и дешевле использовать готовые решения традиционных вендоров. 

В общем, тема сложная, комплексная и лучше бы предоставить ее решение исключительно операторам. Хотя бы потому, что это они инвестируют в закупку оборудования свои средства, потому что именно им предстоит эксплуатировать это оборудование, потому что с них будут спрашивать за качество работы сетей. Но, конечно, на это рассчитывать не приходится, с каждым годом государство, чиновники, стремятся забрать себе решение как можно большего числа вопросов. Так что решение по теме OpenRAN может оказаться сколь угодно волюнтаристским. Крайними, как обычно, окажутся абоненты - именно нам придется платить за любые решения, ошибочные или верные, именно нам придется столкнуться со снижением темпа развития сетей связи в стране, а может быть и со снижением качества сетей в случае любых ошибочных решений.  

--

Масштабного покрытия 5G в Японии придется ждать еще несколько лет

Несмотря на высокий спрос на услуги 5G, услуги 5G пока что доступны только с ограниченным покрытием. 

Операторы NTT DoCoMo Inc., KDDI Corp. и SoftBank Corp. начали предоставлять услуги 5G в марте 2020 года. Полугодом позднее услуги 5G начал предоставлять "плохой мальчик" Rakuten Mobile Inc. 

MM Research Institute Ltd. оценивает число отгруженных в Японию за 2020 фискальный год (который завершается в марте 2021 года) телефонов 5G в 8,33 млн, что составит 28% от общего объема поставок смартфонов в год. 

Строительство сетей 5G в Японии планируется активное. В частности, к 2023 году планируется нарастить число базовых станций в 4 раза - до 280 тысяч. Кроме того, решено разрешить операторам переиспользование базовых станций 4G для оказания услуг 5G с использованием тех же частот. 

Некоторые отраслевые специалисты в Японии считают, что услуги 5G станут доступны по всей стране примерно к 2025 году. Кроме того, специалисты предупреждают, что понуждение операторов к снижению тарифов на мобильную связь, может негативно повлиять на решимость операторов инвестировать в развитие сетей 5G. Чиновники - везде чиновники, даже в Японии. 

japantimes.co.jp 

Во Вьетнаме не разрешат продавать телефоны без поддержки 4G/5G с июня 2021 года

Смартфоны, продаваемые во Вьетнаме, должны будут обеспечивать поддержку 4G/5G в соответствии с новыми национальными стандартами, которые вступят в силу в июле 2021 года. Соответствующее предложение в стандарт внес национальный регулятор Vietnam Telecommunications Authority (VNTA). 

Министерство предложило операторам Viettel, VinSmart, Bkav и VNPT задуматься об отечественном производстве решений для поддержки 5G, поскольку их импорт окажется дороже. 

Звучит знакомо? Что же, посмотрим, как это получится у вьетнамцев. Так или иначе, во Вьетнаме планируют запустить покрытие 5G национального масштаба. К 2030 году.  

Источник: e.vnexpress.net  

 

Ericsson получил контракт APT на построение сети 5G на Тайване

Asia-Pacific Telecom Co Ltd (APT) подписал контракт на модернизацию своей сети LTE на Тайване на базе готового к 5G оборудования и предоставление соответствующих услуг с шведской компанией Ericsson

Ericsson обеспечит готовность сети APT к переходу в режим инфраструктурной сети 5G, которой смогут пользоваться другие операторы, в частности, в рамках интеграции с Far EasTone Telecommunications в диапазоне 3.5 ГГц

Контракт предусматривает поставку готовой к 5G радиоподсистемы и перевод сети на использование последней версии Ericsson Network Manager OSS.   

FET и APT еще в сентябре 2020 года объявили о партнерстве в предоставлении услуг 5G в диапазоне 3.5 ГГц на базе мультиоператорской сети (в России это называют RAN sharing и frequency sharing). Общей будет и сеть RAN на 700 МГц, которую используют в режиме DSS для оказания услуг LTE/5G. 

Ericsson сообщает, что у компании на сегодняшний день 124 коммерческих соглашения в области 5G с поставщиками услуг связи по всему миру, о 74 из которых было объявлено публично (в моем списке 83 оператора). 

Выбор в пользу европейских вендоров 5G ожидаем, на Тайване исповедуют политику "Чистый путь 5G". 

Xiaomi внесена в "запретительный" список Минобороны США

Китайская компания Xiaomi внесена в один из списков компаний, чьи ценные бумаги запрещено покупать из-за того, что как невнятно утверждают американцы, эти компании связаны с ВПК Китая. Соответствующий указ подписал президент Трамп, запрет начал действовать с 11 января 2021 года, избавиться от китайских акций следует до 11 ноября 2021 года. 


В целом это решение идет в общей канве экономической войны, которую ведет США и понуждаемые к ней союзники против Китая. Как и в любой войне, искать какие-то юридические основания соответствующим запретам нет смысла. Крестовый поход против Китая начал Трамп, основным  вопросом для меня остается, продолжит ли его новая администрация США. 

-- 

Huawei проигрывает апелляции в Швеции

В Швеции отменили основную апелляцию Huawei в отношении частотного аукциона, так что теперь он скорее всего пройдет так, как и планировалось шведским регулятором. 


Эту новость представило агентство Reuters, которое сообщает, что шведский суд постановил, что предыдущее постановление, которое разрешало проведение аукциона, несмотря на юридические возражения Huawei, не может быть обжаловано. Тем не менее, Huawei все еще ожидает завершения еще ряда юридических действий, и, похоже, предупредила о "серьезных последствиях", в случае, если аукцион продолжится до того, как эти действия завершатся. 

Управление почты и телекоммуникаций Швеции (PTS) предложило условие, что победители частотного аукциона 5G не должны будут использовать на своих сетях решения Huawei или ZTE. Huawei выступил против этого условия и PTS передало эти возражения в административный суд Стокгольма, который вынес решение, отклоняющее возражения китайского вендора. А теперь отклонена и апелляция Huawei по поводу этого решения. Так что теперь можно признать, что для Huawei рынок Швеции окончательно потерян. 

Парадоксально, но возможно это решение огорчит гендиректора Ericsson, который выступал в пользу Huawei. О мотивах такого поведения можно догадываться, в Ericsson могут опасаться, что в Китае могут предпринять симметрические меры против этой компании. И тогда потери шведского вендора могут оказаться куда как большими, чем если бы все шведские сети 5G были бы построены на базе оборудования китайских производителей.  

Источник: telecoms.com 

Как ни печально, мир все более поляризуется. Чем далее, тем более, остается все меньше возможностей оставаться нейтральным в конфликте США и Китая. И это тот выбор, когда оба варианта не привлекательны. 

Каждый второй австралиец может подключиться к услугам 5G оператора Telstra

Но пока далеко не все абоненты спешат это сделать. Оператор объявил о том, что его сеть 5G обеспечивает покрытие территории, где проживает половина населения Австралии. Конечно, до какой-то степени это маркетинг, но и доказательно отрицать весьма активную стройку 5G в Австралии вряд ли кто-то решится. 


Говоря о маркетинге, я имею в виду то, что высокий уровень урбанизации (>90%) весьма упрощает задачу австралийских операторов. То есть охват половины 25 миллионного населения покрытием 5G, это не столь сложная задача, достаточно обеспечить им Мельбурн и Сидней, добавить Брисбен и Перт и можно смело делать заявления про 50% австралийцев в зоне действия 5G. С другой стороны, при плотности населения порядка 3.2 человека на кв.км никто сплошное покрытие территории строить и не собирается. А в городах, понятное дело, покрытие 5G пока что далеко не сплошное. 

Тем не менее, Telstra запустила в Австралии уже более 2650 базовых станций 5G и вхолостую они не работают, покрытие 5G в отдельных районах можно найти более, чем в 100 городах (в Австралии городом считается любой населенный пункт с населением более 1000 человек). 

В сети компании зарегистрировано более 750 тысяч терминалов с поддержкой 5G, еженедельно это число растет на несколько тысяч. Однако оператор скромно умалчивает о числе абонентов, которые пользуются 5G. Несмотря на то, что число подключений к мобильным сетям компании насчитывает 19 млн, набор абонентов 5G пока что явно идет не столь высокими темпами. Что не удивительно. Виной тому не только проблемы со скромными связностью и площадью покрытия 5G, но также то, что для пользования 5G абонентам оператора требуется специальные тарифы с 5G, которые обходятся дороже, чем LTE. 

Зря маркетологи Telstra решили идти этим путем, впрочем, возможно им виднее - ведь цель оператора, не абстрактное счастье абонентов, а вполне конкретные доходы. Которые пока что и пытаются собирать с тех, кто хочет пользоваться 5G здесь и сейчас. Точнее не здесь, в России, где сети 5G операторы пока что не могут строить из-за отсутствия частот и требований строиться на несуществующем пока что отечественном оборудовании, а там, в Австралии. Так или иначе, но ход выглядит странным, ведь абоненты Австралии сегодня могут только гадать, какой пользовательский опыт они получат, если рискнут перейти на более дорогой тариф. Не всем по душе эти эксперименты за свой счет. 

А пока что Telstra обещает довести долю людей, охваченных покрытием 5G до 75% до конца июня 2021 года. И это опять мало что говорит потенциальным пользователям. 

Источник: telecoms.com  

В Австралии власти создали для операторов весьма благоприятные условия. В частности, 125 МГц в полосе 3.6-3.8 МГц были проданы операторам Dense Air Australia, Mobile JV, Optus Mobile и Telstra. У Telstra в итоге оказалось от 50 МГц до 80 МГц в зависимости от региона в n78 3.5 ГГц - вполне неплохо. С 2021 года можно будет также задействовать диапазон 26 ГГц n258. Также Telstra планирует задействовать для расширения покрытия такие диапазоны как 850 МГц и 900 МГц, что безусловно удешевит строительство покрытия. Поставщики решений - Ericsson и Intel. Сеть 5G запущена в мае 2019 года.  

Аналитики обещают рост цен на телеком-услуги из-за пандемии и инициатив "сверху"

Информационно-аналитическое агентство Content Review подготовило прогноз роста стоимости услуг связи в 2021 году. В течение года услуги связи подорожают на 15-16%, однако рост будет неравномерным. Базовые услуги, включая голосовые звонки и интернет, на тарифах нижней ценовой категории подвергнутся корректировке в меньшей степени, нежели тарифы средней и высокой категории. Также операторы будут компенсировать выпадающие доходы и дополнительные расходы на законодательные инициативы государства через сопутствующие услуги и корпоративные контракты. Совокупно ежегодные расходы операторов на исполнение законодательных инициатив в случае их принятия в текущей конфигурации могут превысить 200 миллиардов рублей.



Главным фактором, повлиявшим на динамику доходов операторов, стала пандемия коронавируса и последовавшие за ней режим самоизоляции, финансовый кризис, волатильность курса национальной валюты и общая неопределённость. Некоторые статьи доходов операторов не смогут восстановиться в объемах даже 2019 года, например, услуги международного роуминга. В 2021 году негативные последствия могут быть ослаблены в первую очередь за счёт вакцинации населения и снятия ограничений. В июле 2020 года агентство Content Review оценило финансовый ущерб мобильным операторам в 30 миллиардов рублей.

Факторы роста расходов операторов на предоставления услуг связи делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

К краткосрочным факторам относятся:

Ежегодное подорожание товаров и услуг, участвующих в производственной цепочке операторов. Помимо традиционных корректировок цен на электроэнергию и ГСМ в эту статью расходов в 2020 году добавилось требования дополнительного оснащения офисов и точек продаж и персонала средствами защиты.
Динамика курса национальной валюты. В связи с пандемией рубль по отношению к доллару снизился на 18,5%. В 2021 году девальвация национальной валюты прогнозируется на уровне 5-10%.

К среднесрочным факторам относятся государственные инициативы, расходы на которые операторы вынуждены резервировать ежегодно:

«Пакет Яровой» и «Суверенный интернет» — реализация данных законов продолжает буксовать, пандемия коронавируса лишь замедлила данный процесс. В конце 2020 года этот блок инициатив дополнился требованием государства от операторов использовать лишь отечественное ПО и оборудование в строительстве сетей 5G.

«Социальный интернет» — инициатива, выдвинутая президентом РФ, была направлена на предоставление бесплатного и безусловного доступа к сайтам государственного значения — «Госуслуги», сайты муниципалитетов и других органов власти. Однако в профильном министерстве данная инициатива трансформировалась в требование предоставить бесплатный доступ к коммерческим сайтам и сервисам. Операторы связи оценили реализацию данной инициативе в формате, предлагаемом министерством, в 150 миллиардов рублей в год, что составляет до 10% выручки операторов.

Обязательное использование единой биометрической системы для идентификации абонентов. На данный момент удалённая идентификация абонентов происходит с помощью платформ операторов в связке с идентификацией на «ГосУслугах». Новая инициатива направлена на поддержку оператора «Ростелеком», который является оператором ЕБС. При использовании ЕБС ставится под вопрос функциональность eSIM и возможность удалённого подключения абонентам, не являющихся резидентами РФ. В случае принятия данной инициативы потери её от внедрения операторы оценивают 10 миллиардов рублей в год.

Режим самоизоляции, введённые в большинстве регионов РФ, а также объявленные президентом РФ нерабочие дни и режим удалённой работы, внедрённый большинством организаций, привело к тому, что интенсивность использования услуг мобильной связи в городах сместилось из деловых центров в спальные районы. Это привело к необходимости создать избыточные мощности сетей в новых местах скопления абонентов, что, в свою очередь потребовало перераспределение расходов в рамках CAPEX (капитальных затрат).

К долгосрочным факторам относится внедрение 5G:

Частоты для запуска 5G в России так и не были выделены. При этом государство отказывается выделять частоты в диапазоне C-Band. Выделение частот в иных диапазонах приведёт к увеличению расходов на создание инфраструктуры из-за необходимости использования нестандартного оборудования. В докладе, подготовленном операторами связи, посвящённому сравнительному анализу развития 5G в разных частотных диапазонах, убыток от использования предложенных государством частот оценивается в 354 миллиарда рублей в ближайшие десять лет, что составит более 30 миллиардов ежегодно.

Совокупно ежегодные расходы операторов на исполнение законодательных инициатив в случае их принятия в текущей конфигурации могут превысить 200 миллиардов рублей. В связи с отсутствием государственного финансирования и отказом правительства как-либо компенсировать расходы операторов на исполнение новых законов и инициатив, операторы будут вынуждены поднимать цены на услуги. Наибольший рост расходов ожидает абонентов в основном на тарифах с абонентской платой от 500 до 900 рублей и клиентов, приобретающих услуги операторов для обеспечения удалённого режима работы, включая облачные услуги.

«Среди всех факторов, повлиявших на выручку операторов, стоит особо выделить пандемию, уничтожившую выручку от ритейла и роуминга, и стремление отдельных чиновников внедрить разумные инициативы в популистском ключе, когда за „бесплатное“ заплатят сами абоненты, как это уже было в прошлом при „отмене“ роуминга», — комментирует руководитель Content Review Сергей Половников. — «Операторы связи сегодня являются одними из немногих компаний, не получающих финансирование и компенсаций из бюджета РФ, а потому любые новые инициативы законодателей и правительства будут оплачены абонентами и клиентами операторов, хотят они того или нет».

--

Можно поспорить с автором в отношении тех или иных конкретных цифр, можно вспомнить и другие факторы в пользу роста, например, программу "доступный интернет", но в любом случае в целом нельзя не согласиться с автором. Цены на услуги телекома в 2021 году будут расти, это неизбежно. И, безусловно, удар по телеком-бизнесу операторов сотовой связи наносит не только пандемия, но и чиновники, депутаты, силовики - все, кто придумывает и делает обязательными для частных компаний перечисленные выше инициативы. Платить за это придется, разумеется, абонентам, то есть практически всему населению страны. 

Есть и еще одна составляющая, которая толкает вверх цены на мобильный доступ. Не будем забывать, что цены на услуги мобильного ШПД в России давно уже находятся на абсурдно низком уровне, не меняясь годами, несмотря на падение курса национальной валюты. Об этом говорит и крайне низкая доля расходов на связь в потребительской корзине, если сравнивать эти расходы с расходами на транспорт, на ЖКХ, электричество и т.п., не говоря уже о расходах на питание или платную медицину. Кто-то может этому радоваться, не понимая, что низкие расходы абонентов, это сокращение инвестиционного потенциала операторов. Без повышения тарифов, даже при отсутствии таких факторов, как пандемия или реализация дорогих фантазий "охранителей", отрасль уже не может обходиться. Особенно с учетом грядущей стройки 5G. Так что в этом плане повышение тарифов должно быть, причем, в идеале, одномоментно высокое, например, на 50%. Но и здесь, из-за позиции регуляторов, которые очень любят изображать приверженность идеям социального государства, нет надежды на то, что такое повышение будет возможным. А значит и далее нам, скорее всего, придется наблюдать скрытое, ползучее повышение тарифов в стиле Tele2. 

Отдельная тема - отчего в России установились такие низкие цены на телеком? Кто-то видит в этом неумелую работу маркетологов, которые буквально "вымораживали" целые регионы в ходе ценовых войн, сводя доходы региональных отделений чуть не к нулю. Кто-то показывает пальцем на регуляторов, которые почему-то спокойно смотрят на рост стоимости продуктов питания или услуг подачи горячей воды, но при этом бдительно следят за тем, чтобы не росли цены на телеком-услуги. Да, в России в целом в торговлю и управление умеют немногие. Но есть и другая причина - в целом не слишком высокий уровень жизни. Особенно, если брать медианные расчеты, а не складывать доходы безработного и "абрамовича", вычисляя средний уровень. И это является безусловным ограничителем потенциала роста тарифов. После роста тарифов до того уровня, которые бы позволил операторам развивать свои сети активнее, чем сейчас, слишком многие в нашей стране будут вынуждены отказываться от слишком дорогих для них услуг. И получится, что охват населения услугами связи будет не расти, а сокращаться, несмотря на затраченные на развитие сетей миллиарды. Отсюда и желание властей сдерживать рост цен, раз уж не получается поднимать доходы населения. 

--

UPD: Пресс-служба Минцифразы оперативно откликнулась на сегодняшние публикации.

Замглавы Минцифры России Олег Иванов сообщил об отсутствии оснований для увеличения тарифов мобильной связи.

«Оснований для повышения тарифов в январе мы не видим. В России операторы обязаны публиковать свои тарифы на сайтах и информировать об их изменениях своих абонентов заранее. Никаких извещений об изменении тарифов на данный момент операторы не разместили.

Все существенные повышения тарифов проходят согласование ФАС. Если оснований для их повышения нет, то операторы получают соответствующее предписание антимонопольной службы. В еженедельном режиме операторы также направляют в ФАС информацию о тарифах».

--

Не поверю, что регуляторы оторваны от реалий рынка. Неужели они не знают, что можно, например, вечером в пятницу объявить о том, что тариф Х становится "архивным", и выпустить новенький с иголочки тариф Х (с тем же названием), но с более высокими расценками. И тогда никакого "повышения тарифов" никто не заметит, ведь речь пойдет просто о новом тарифе. 

Производство чипов и инвестиции

Тайваньская TSMC в 2020 году инвестировала в новые технологии и развитие производственных мощностей $17 млрд. В 2021 году сумма капиталовложений вырастет до фантастических $28 млрд.  Эти деньги пойдут как в развитие основного производства, так и в проект компании по строительству производства в США, в Аризоне, которое будет обслуживать в основном правительственные заказы. 

Поскольку в TSMC обычно весьма консервативно относятся к трате средств, такие планы капиталовложений могут говорить о двух вещах - во-первых, о том, что в компании уверены в росте спроса на полупроводники, во-вторых, что компания намерена укреплять свои позиции лидера мирового рынка контрактного производства. 

Важно отметить, что несмотря на гигантские инвестиции TSMC демонстрирует рекордные доходы и уровень прибыли. В частности, ежеквартальные доходы в 2020 году достигали почти $12.9 млрд. Таким образом компания намерена инвестировать порядка 50% от получаемого за год дохода. 

Вернуть эти вложения поможет спрос на чипы, связанные, прежде всего, с 5G и автопромом.

В Австралии убедились в дальнобойности 5G в миллиметровом диапазоне

Австралийская NBN Co. претендует на установление очередного рекорда по части дальнобойности 5G, что должно быть интересно не только австралийцам, но также и жителям США, Канада, а в какой-то перспективе, и нам с вами.


Оператор NBN Co. с участием Ericsson и других компаний организовал стабильную передачу данных в режиме беспроводного фиксированного доступа 5G на расстояние 7.3 км. Не так и много? Особенность теста была в том, что он проводился с использованием частот миллиметрового диапазона, про который любят заявлять, что связь в нем якобы ограничена десятками метров. "Проверку концепции" проводили рядом с Mortlake, Viktoria, на юге Австралии. 

В ходе теста удалось удвоить дистанцию на которую передавались данные по сравнению с тестом, проведенным на этой же площадке всего три месяца тому назад. Более того, участники теста не сомневаются, что в дальнейшем смогут еще более увеличить предельное расстояние. 

NBN Co. проводит эти тесты не из праздного любопытства. Всякий, кто следит за рынком Австралии, знает, что NBN Co. занимается обеспечением фиксированного беспроводного доступа для людей в малонаселенных местностях Австралии, где расстояния имеют первостепенное значение. 

В зоне покрытия cети NBN Co. находится порядка 620 тысяч домохозяйств, разбросанных по сельской местности и малонаселенным районам Австралии. Более 90% этих домохозяйств расположены не далее, чем в 7.3 км от существующих сайтов. То есть, как минимум, в теории, можно размещать оборудование фиксированного доступа 5G миллиметрового диапазона на тех же сайтах, которые сейчас отвечают за LTE, добиваясь значительного роста пропускной способности сетей. 

Когда такие услуги станут доступны жителям Австралии пока что не ясно. В NBN есть программа развития сети LTE и пока что в приоритете именно она. Тем не менее, тест дальнобойности 5G интересен сам по себе, поскольку опровергает распространенные мифы о том, что миллиметровые волны хороши только для обеспечения 5G в помещениях и деловых центрах мегаполисов. 

Источник: telecoms.com 

T-Mobile US подписала многомиллиардное соглашение с Nokia и Ericsson

T-Mobile US подписала многомиллиардный контракт на расширение и развитие крупнейшей в США сети 5G. Сообщение подписано на 5 лет с компаниями Ericsson и Nokia, которые останутся основными поставщиками решений для национальной сети 5G в США. Точная сумма контракта не разглашается. 

В целом ничего нового или неожиданного. T-Mobile US работает с этими поставщиками уже практически двадцать лет. Тем не менее, на фоне активности вокруг Open RAN решение оператора выглядит консервативным. Пока что классические вендоры оператора не подводят, благодаря их поддержку T-Mobile запустил сеть 5G SA летом 2019 года, а также испытал режим NR CA. В планах оператора - внедрение поддержки VoNR (аналога VoLTE, но для 5G), слайсинга и многопользовательского Massive MIMO на сети 5G. 

В зоне покрытия сети 5G T-Mobile Extended Range уже 280 млн жителей США. Территория покрытия - 2.59 млн кв. км. Это примерно в 2.5 раза больше, чем покрытие сети 5G AT&T и примерно вчетверо больше, чем у Verizon. В сети 5G T-Mobile Ultra Capacity обеспечиваются скорости от 300 Мбит/c с пиковыми скоростями до 1 Гбит/c. Покрытие этой сети можно заметить более, чем в 1000 городов и населенных пунктов США, в зоне ее действия - порядка 106 млн человек. Это в 50 раз больше, чем у Verizon в зоне ее сети 5G Ultra-Wideband. 

Источник: seekingalpha.com  

Карту 5G покрытия T-Mobile в США следует раздать позорникам из Минцифры, да и в правительстве где-то на видное место повесить. Чтобы осознавали, насколько велико отставание России от США по части 5G.  

Российский рынок мобильных приложений в 2020 году / App Annie

Американская платформа App Annie подготовила очередной ежегодный отчет о состоянии рынка мобильных приложений в мире и в России. Вашему вниманию - основные тренды и краткие данные, основанные на реальной статистике. 


Финансы

На 45% больше времени год к году стали проводить пользователи в финансовых приложениях. Это по миру, а в России в мобильный финтех ринулись чуть не все - средние показатели выросли на 85%, а суммарное время составило 629 млн часов. При этом речь идет именно о том, что люди стали уделять теме финансов больше времени, число скачиваний таких приложений выросло в РФ всего на 5%. Лидером названо приложение Сбербанк Онлайн, на второе место ожидаемо вырвались Тинькофф Инвестиции. Приложение Тинькофф завершило список Топ-3. 



Соцсети

Все знают, что в России на первом месте по числу пользователей уверенно держится WhatsApp. Второе и третье места занимают VK и Instagram, что заставляет меня удивленно пожать плечами, почему они, а не Telegram, который остался на 5-м месте, причем без динамики роста. Хуже того, по вовлеченности всех опережает TikTok с его высокими показателями по удержанию аудитории. Именно TikTok отнимает более всего времени у российских пользователей, опередив VK. 16,5 часов в среднем в месяц! 
TikTok в 2020 году рос быстрее всех других соцсетей, включая WhatsApp, Instagram, Telegram и VK. 

Следующая картинка, представленная Apps Annie говорит, если я правильно понял об активности пользования мессенджерами. MAU - monthly active users? Если так, то все справедливо, Telegram выполняет роль нового медиа, но не только, функциональности этого "мессенджера" намного более широкие. Но может быть здесь речь и о чем-то ином, ведь ниже будет сказано, что по числу активных пользователей в месяц в России лидером является мессенджер WhatsApp. 



Видеостриминговые сервисы

Статистика не в пользу нашей страны - Россия опережает все страны Европы по количеству времени, проведенного в приложениях для просмотра видео. В среднем в квартал каждый житель нашей страны тратил на просмотр видео 29 часов, это на 45% больше, чем в 2019 году. Причин две - во-первых, сохранение широких возможностей доступа к пиратскому контенту, во-вторых, очевидная недостаточная занятость россиян, которые массово могут себе позволить такой расход времени на досуг, связанный с просмотром видеостримов. 


Топ-5 приложений, которые использовались для просмотра: You Tube, MX Player, Twitch, YouTube Детям, КиноПоиск. Кто-то там покушается на запрет YouTube в России? Это не понравилось бы очень и очень многим людям, которые предпочитают эту платформу всем остальным. 

А если посмотреть отдельно на YouTube, то на его долю приходилось в среднем 30 часов в месяц, аудитория за год выросла более всего у КиноПоиска - на 175% (эффект низкой начальной базы в действии). 

КиноПоиск отличился также по показателю общего совокупного роста за год, увеличив время, проводимое пользователями в онлайн-кинотеатре на 360%, тогда как второе место сохранила платформа, которая также выросла - на 50%. 


Отметим Megafon.TV - четвертое место в списке Топ-5 видеостриминговых платформ, это хороший результат, который не смог показать ни один другой российский оператор мобильного интернета.


Шопинг

Мобильный шопинг в условиях пандемии не мог не выстрелить, и он выстрелил - в мире пользователи стали проводить в соответствующих приложениях на 30% больше, чем в 2019 году. Россияне и здесь оказались первыми на фоне других европейцев - на шопинг было потрачено 1,6 млн часов, на 45% больше в годовом исчислении. 

Все знают основное приложение для мобильного шопинга. И это, конечно, Avito (c годовым ростом в 70%), на втором месте - Wildberries (145%), на третьем - AliExpress (20%). 



Доставка еды

Пандемия придала мощный импульс развитию в том числе мобильного сегмента компаний, обеспечивающих доставку еды и продукты, как ритейлеров, так и достаточных служб. Количество сессий в категории Еда и напитки в России удвоилось год к году. Лидером стало приложение доставки продуктов магазина Пятерочка (+200% к 2019), а такие два очевидных конкурента, как Delivery Club (105%) и Яндекс.Еда (95%) оказались на втором и третьем месте. Удивительный факт, ведь набор продуктов Пятерочки не каждому по душе. В общем, для меня удивительно, что Сбермаркета в этом списке нет. Впрочем, я вообще не представляю, как можно заказывать продукты с помощью мобильного телефона, без большого и удобного экрана. 



Топ-приложения 2020

Если сравнивать приложения по числу активных пользователей в месяц, то первым в России стал мессенджер WhatsApp, опередивший Instagram. Третью позицию занимает, чур меня, приложение Сбербанк Онлайн. Самые активные пользователи - у игр Brawn Stars, Minecraft Pocket Edition, ROBLOX. 

Если брать не по количеству пользователей, а по числу загрузок, то здесь на первом месте - TikTok, на втором - Мой говорящий Том, очередная ипостась бесконечного ряда тамогочи. 


Больше всего денег из карманов российских пользователей мобильными приложениями вытащил VK, на втором месте по данному показателю - музыкальный плеер BOOM, на третьем - онлайн-кинотеатр ivi, настоящая машина по отжиму средств у пользователей. Занимая лишь 5-е место по проведенному за просмотром видеоконтента времени, этот сервис больше всех заработал. Учитесь у ivi продавать дорого, но так, чтобы клиент об этом даже не догадывался. 

-- 




 














Билайн осваивает маркетплейсы - goods.ru

Операторы осваивают маркетплейсы, и Билайн не исключение. Сегодня компания сообщает о подключении к маркетплейсу Goods.ru. 



Здесь можно купить смартфоны, аксессуары и SIM-карты Билайн, согласно пресс-релизу компании, всего более 4000 наименований. Поиск по "Билайн" в каталоге товаров пока что показывает только 14 товаров, вероятно еще не все загружено на платформу. 

Goods.ru стал первым маркетплейсом, с которым Билайн заключил партнерство по схеме «Закажи и забери». Схема подразумевает, что можно выбрать на goods.ru товары, зарезервировать их и отметить на карте собственный офис Билайн, где удобно будет получить покупку. Покупателю придет SMS с подтверждением заказа. Оплатить и забрать покупку можно будет в выбранном салоне. Пока что к платформе подключено почти 300 собственных офисов Билайн в Москве и Московском регионе. 

Товары Билайн участвуют в программе лояльности goods.ru, за каждый заказ обещаны "бонусные рубли", зачисляемые на бонусный счет. Ими можно оплатить до 50% стоимости последующих покупок.

Ильгиз Азизов, вице-президент по дистрибуции Билайн:

«Партнерство с Goods.ru увеличивает количество мест, в которых клиент может приобрести наши SIM-карты и оборудование. Наша задача – упростить людям подключение к телеком-сервисам Билайн и дать им возможность заказать необходимые товары и услуги не только в собственном интернет-магазине, но и на привычных маркетплейсах».

Константин Маслов, коммерческий директор goods.ru:

«Билайн» – один из крупнейших операторов связи в России, и мы очень рады, что для партнерства была выбрана наша площадка. Мы планируем развивать географию сотрудничества и подключать к платформе больше собственных офисов продаж Билайн по всей России».

SIM-карты Билайн также можно приобрести в собственном интернет-магазине Билайн и на крупных интернет-площадках T-Mall AliExpress, OZON, Wildberries. Также SIM-карты компании продаются в профильных интернет-магазинах, среди них МВидео, Ноу-Хау, Связной, Samsung, Re-store, Цифроград и другие. 

На площадке Goods.ru кроме Билайн присутствует также МегаФон, поиск находит SIM-карты для четырех разных регионов. Есть также следы сотрудничества с Tele2, но, похоже, оно осталось в прошлом, во всяком случае симки этого оператора не находятся. МТС также по большинству позиций "нет в наличии". 

ZTE поставит роутеры и другие решения доступа для транспортной сети МегаФон

Компания ZTE Corp. выиграла тендер на поставку оборудования IPBH для IP Backhaul транспортной сети ПАО "МегаФон". Это подготовит транспортную сеть оператора к предоставлению услуг 5G. В частности, будут поставляться роутеры уровня агрегации и ядра серии M6000-S, а также высокопроизводительное оборудование уровня доступа ZXCTN 6100. 

Линейка роутеров M6000-xS обширна и включает такие модели, как ZXR10 M6000-18S, ZXR10 M6000-8S Plus, ZXR10 M6000-8S, ZXR10 M6000-5S, ZXR10 M6000-3S Plus, ZXR10 M6000-3S. Роутеры собраны на чипсетах, разработанных в ZTE. 

 
Источник картинки: zte.com.cn  


Источник картинки и подробнее о устройствах линейки ZTE ZRX10 M6000-xS, здесь





ZTE ZXCTN 6100. Подробнее об этом устройстве, например, здесь

Это решение промышленного уровня, то есть надежное - заявленное среднее время между отказами 1 млн часов, заявленная работоспособность - около 17 лет. Также обещаны хорошие показатели в отношении синхронизации. В частности, ZXCTN 6100 поддерживает ITU-T G.8261 Ethernet (layer 1 PNT), ACR (service clock) и IEEE 1588v2 (layer 2 PNT). Также поддерживается традиционный тайминг E1 in/out. Другие сигналы тайминга: 2*BITS (1in/1out), 1pps. 
Поддержка Pseudo-Wire обеспечивает дополнительный механизм восстановления тайминга для поддержания высокой точности за счет использования возможностей ретайминга E1 с высокой температурной стабильностью. ZXCTN 6100 поддерживает SSM и установки приоритета таймингов. В частности, может поддерживаться до 18 slave clocks. 

Техническое решение ZTE основано на комплексном end-to-end решении MPLS и предполагает
упрощение работы по обслуживанию сети. 

Как видим, после свопа радиоподсистемы МегаФон в Челябинске, сотрудничество с МегаФон не завершилось. К сожалению, нет данных об объеме нового соглашения. 

Билайн и новогодняя статистика

В среднем ежедневно с 1 по 10 января 2021 клиенты использовали на 56% больше интернет-трафика, чем в 2020 году. Это чуть больше, чем средний годовой прирост трафика, что иллюстрирует улучшение качества сети компании, которая за последние 3 года более, чем удвоила количество базовых станций 4G. 


На Москву пришлось 17% общего российского интернет-трафика клиентов компании 31 декабря и 1 января 2021 года. Понятно, что в Новый год все "понаехавшие" стремятся пообщаться со своими родными и близкими, остающимися на родине - отсюда и такая гигантская доля московского трафика. Конечно, это не единственная составляющая, у многих москвичей в силу гигантского размера мегаполиса, интернет это основная возможность пообщаться с родными и знакомыми в Новый год. Размеры города влияют также на то, сколько времени москвичи проводят в транспорте, и, заодно, в мобильном интернете. Не будем сбрасывать со счетов и переход с телесмотрения низкопробного линейного ТВ на смотрение интернет-ресурсов среди которых проще найти более интересный видеоконтент. Совокупность всех этих причин и привела к такой высокой доле московского трафика в общероссийском.  

В 4 раза вырос трафик LTE в московском метро по отношению к НГ2019/2020. Конечно, это говорит не столько о росте востребованности интернет-трафика в метро, этот процесс имеет место, но он дал бы лишь обычные 30-40% прироста. Рекордный прирост трафика LTE в сети Билайн в московской подземке, объясняется безусловно, прежде всего, рекордной стройкой: модификацией и расширением сети LTE Билайн в метро.  В первую очередь это стало возможным благодаря рекордным темпам строительства сети Билайн в метро – на сегодняшний день компания обеспечила стабильный сигнал на всех станций и 90% тоннелей между ними, а в марте 2021 года в планах обеспечить 100% покрытие на всей территории метрополитена. Так что весь этот рост трафика, это, прежде всего, реализация отложенного спроса клиентами компании. Оператор записал себе "плюсик в карму" от абонентов-москвичей, пользующихся метро, а это миллионы людей. 

Перебоев в работе сети Билайн в Новый год и во-время последующих праздников не наблюдалось, что говорит о том, что пока что ресурсы сети еще позволяют справляться с запросами абонентов. Следует понимать, что вечно так не будет, т.к. спрос на передачу данных растет, а государство не спешит выделять операторам новые частоты и максимально затрудняет переход российских операторов к технологии 5G. Если ситуация не изменится в самом ближайшем будущем, все российские операторы и их абоненты неизбежно столкнутся либо с заметным повышением тарифов, либо с деградацией качества услуг мобильного интернета.

Еще несколько цифр новогодней статистики:

Более 80% мобильного трафика клиенты Билайн скачали в сетях 4G. На новогодних праздниках лидерами по доле 4G-трафика стали Москва и Санкт-Петербург, где через сеть 4G прошло около 90% всего трафика.
 
В Санкт-Петербурге в новогоднюю ночь активность горожан по сравнению с прошлым годом сместилась из центра в спальные районы и Ленинградскую область. В Ленинградской области объем интернет-трафика вырос на 74 % по сравнению с тем же периодом в прошлом году. Здесь также выполняется программа оператора по существенному развитию и модернизации сети. 
 
В первый час нового года клиенты Билайн в России чаще отправляли SMS – их количество выросло в 2 раза по сравнению с пиковыми часами нагрузки в обычный рабочий день. Удивительно, но кто-то еще пользуется этим каналом для общения. Не знаю, какой опыт у вас, но меня никто не поздравил с Новым Годом по SMS (кроме рекламных роботов), абсолютное большинство поздравлений пришло по Telegram, WhatsApp и Facebook Messenger. 
По телефону клиенты Билайн предпочли поздравлять друзей и близких до нового года – голосовой трафик 31 декабря вырос на 4%. 
 
На новый год москвичи чаще смотрели онлайн-фильмы, в том числе в метро.
 
Больше всего трафика использовали московские клиенты Билайн. 31 декабря и 1 января в Москве было скачано 17% от общего объема интернет-трафика, использованного клиентами в России. Наибольший прирост трафика в Москве пришелся на навигационные сервисы и онлайн-кинотеатры (+39% и +31% соответственно). На третьем месте находятся мессенджеры – доля трафика в этой категории выросла на 27%. 
 
Выросло количество путешественников по стране. Пандемия продолжает оказывать влияние на туристические предпочтения россиян. Большинство клиентов в новогодние праздники предпочли остаться дома, разумное решение. Количество клиентов, путешествующих на новогодних каникулах за границу, сократилось на 68%, а количество путешественников по России выросло на 5%, не все верят в серьезность пандемии, что способствует распространению инфекции, включая различные штаммы ковида-2019. 
 
Среди самых популярных направлений поездок внутри страны стали Москва, Ростов-на-Дону, Краснодар и Сочи, Санкт-Петербург, Ставрополь. При этом жители Санкт-Петербурга и Новосибирска по сравнению с прошлым годом стали чаще отправляться в путешествия за пределы своих регионов.
 
Несмотря на ограниченное количество открытых международных направлений из-за пандемии, некоторые россияне все же отправились за границу. Странами-лидерами по количеству посетивших клиентов стали (в порядке убывания): Беларусь, Турция, Украина, Грузия, Казахстан.
 
Успешная работа мобильной связи в новогодние праздники стала результатом развития сети по всей стране и эффективной подготовки к работе в условиях повышенной нагрузки. Перед Новым годом для увеличения пропускной способности традиционно были расширены все ключевые элементы сети связи, и во время праздников организованы дополнительные круглосуточные дежурства технических специалистов. Это из года в год делают все операторы. 

В целом стоит отметить готовность сети ВымпелКом к новогодним нагрузкам, во всяком случае ни о каких авариях, локальных сбоях, которые бы затронули какой-то город, область или республику, или даже о значительных перегрузках, которые мешали бы пользоваться мобильными услугами Билайн, я не слышал. 

--

Итоги года с Юлией Тишиной

Сергей Половников, Content Review, продолжает публиковать серию интервью с отраслевыми инфлюэнсерами и аналитиками телекома, записанных в его новой студии и посвященных итогам года. Очередная встреча - с Юлией Тишиной, КоммерсантЪ. Посмотреть ее можно здесь


Самые заметные события года? 

Пандемия поставила телеком-рынок в центр внимания. Люди стали более требовательными к провайдерам мобильного и домашнего интернета. При этом операторы были лишены возможности открыто поднимать цены, несмотря на заметный рост нагрузки на сети. Сети справились с этим ростом. Удалось обойтись без ограничений по пользованию, подобных тем, что были введены в ЕС. 
Внимание к сетям выросло поскольку в условиях пандемии интернет стал основным средством коммуникации людей, как личной, так и по работе. Свою роль сыграли и цифровые пропуска, которые вводились в Москве. 

Во второй половине данных часто стала обсуждаться то, что собираемые государством данные плохо защищаются и легко становятся доступными любым желающим. 

На фоне антимонопольной активности в США и Европе, направленной против крупных корпораций, в России также попробовали ужесточить регулирование иностранных IT-сервисов. Идеи старые - локализация хранения данных в России, реагирование на требования, которые к ним предъявляют. Сюда же можно отнести недовольство последовательной контентной политики Youtube, которое почему-то именуют не иначе, как цензурой. Отдельная тема - борьба с фейками. 

2020 год показал силу операторского лобби - телеком-отрасль не слишком пострадала от пандемии, но операторы все же сумели получить ряд льгот от государства. И прежде всего, сдвинулись в очередной раз сроки "яровизации". Да, есть проблема с диапазоном 3.5 ГГц, но в Минцифре не сидят сложа руки, пытаются этот диапазон "пробить" для операторов, предлагают пока что экспериментировать с другими альтернативами типа 4.8 ГГц, миллиметрового диапазона. 

Печатная журналистика постепенно "загибается". Но на фоне волны фейков в 2020 году вырос спрос на достоверные источники информации. Расширилась аудитория деловых СМИ. 

Удаленка для всех или части работников останется одной из популярных опций для многих компаний. 

Экосистема устройств с поддержкой 5G. Статистика

По данным GSA на конец 2020 года в мире было анонсировано 559 устройств с поддержкой 5G. Оценка числа доступных на рынке устройств - почти 60% от числа анонсированных. То есть только за 4q2020 число анонсированных устройств с поддержкой 5G выросло на 25,9%. А число доступных на рынке устройств и вовсе - на 50,9%, достигнув 335. 

Еще оценки рынка устройств 5G от GSA на конец декабря 2020:

🔹  20 различных форм-факторов (если считать отдельно "робот с 5G", "дрон с 5G", то можно очень много насчитать. Но зачем, ведь по сути речь идет о различных устройствах с модулем 5G на борту. В GSA "умножают сущности"). 

🔹  108 производителей выпустили или анонсировали выпуск тех или иных терминалов с поддержкой 5G. 

🔹  559 - число анонсированных устройств с 5G (включая региональные варианты и те несколько ранних аппаратов, которые можно было апнуть в 5G с помощью внешнего адаптера, но не включая брендированных операторами моделей, отличающихся от базовых лишь логотипом). 

🔹 335 - примерная оценка числа аппаратов 5G, выпущенных или выпускаемых и более-менее доступных на рынке. Это очень завышенная оценка, если кто-то попробует закупить аппараты с 5G для России, то выбирать придется между намного меньшим числом актуальных моделей. 

🔹 233 - примерная оценка числа смартфонов 5G. Выросла на 28 за месяц. Также является завышенной, если говорить о реалиях рынка. Интересна лишь как способ судить об изменениях на рынке. 

🔹 108 FWA CPE (как для использования в помещениях, так и для использования за пределами помещений), включая пару нестандартных устройств, которые использует Verizon. Коммерчески доступны порядка 35. 

🔹  72 модуля из которых не менее 25 коммерчески доступны (по оценкам GSA). 

🔹  29 роутера/маршрутизатора/модема промышленного уровня, из них порядка 11 коммерчески доступны.

🔹 26 мобильных роутеров (включая региональные варианты), из которых порядка 16 коммерчески доступны.

🔹 9 ноутбуков со встроенной поддержкой 5G. Из которых пока что лишь 1 считается коммерчески доступным. 

🔹 8 планшетов, из которых не менее 6 коммерчески доступны. 

🔹 29 других устройств (вот сюда и посчитали БЛА, наголовные дисплеи, устройства для установки в автомобиль, роботов, донглы, адаптеры, коммутаторы, телевизоры, USB-терминалы, камеры, банкоматы и энкодер). 

И вся эта красота пока что не работает на территории великой и могучей нашей страны. Кто за это в ответе - вы знаете. 

Товары из Детского мира можно будет подбирать в салонах Связной

Розница сотовой связи давно и уверенно идет по пути превращения в сервис типа "чего изволите". Салоны, в частности, играют роль пунктов самовывоза для различных партнеров. Связной сообщает о заключении соглашения с ГК Детский мир, сотрудничество обеспечивает ООО ДРХ-Сервис, логистический интегратор компании Связной. 

Теперь при покупке товара в интернет-магазине или мобильном приложении Детского мира можно будет выбрать опцию "самовывоз" и найти удобный для подбора заказа салон Связного. Забрать заказ можно в любой день, включая выходные, до 22 часов. Услуга доступна не во всех точках присутствия Связного. Стоимость доставки до салона составит 99 рублей, при стоимости заказа от 1900 рублей - доставка до салона бесплатна. 

Клиенты, которые зашли в Связной за тем, чтобы подключиться к услугам связи или пополнить счет мобильного (да, такие люди существуют), будут "счастливы" тому, что их время ожидания в очереди вырастет из-за повышения числа посетителей. Впрочем, не буду преувеличивать, очереди в салонах связи в наше время редкость, зачастую кроме скучающих продавцов там никого не видно.  

Спутниковый интернет. Север Хабаровского края

Сам по себе факт вряд ли кому-то интересный, малозначительный. Но ради картинок упомяну. РТКОММ (стопроцентная дочка Ростелекома) подключила спутниковый интернет предприятию "Арктик Катеринг Сервис". Которое, как нетрудно догадаться по его названию, оказывает услуги общественного питания, логистики, материально-технического снабжения и гостиничного сервиса добывающим компаниям, ведущим разработки в труднодоступных районах севера Хабаровского края. 





Станции фиксированной спутниковой связи установлены в удаленных населенных пунктах Албазино и Оглонги. Спутниковый канал позволяет скачивать данные со скоростью до 45 Мбит/c (про задержку и канал "вверх" промолчим). Тем не менее, даже спутниковый интернет РТКОММ, это безусловно лучше, чем отсутствие интернета. 

Итоги года с Леонидом Коником

Сергей Половников, Content Review, продолжает публиковать серию интервью с отраслевыми инфлюэнсерами и аналитиками телекома, записанные в его новой студии и посвященные итогам года. Очередная встреча - с Леонидом Коником, ComNews. Посмотреть ее можно здесь

У Леонида Коника много регалий - формальных и неформальных. Большинство людей, интересующихся телекомом, знают его как главного редактора и генерального директора информационной группы ComNews. Было интересно его послушать. Краткий пересказ - ниже, но лучше смотрите целиком. 

О конференсинге

Рынок конференций, основной для бизнеса ComNews, в 2020 году понес потери. Соответственно и для Comnews Conference год был тяжелым. Пришлось быстро переориентироваться на перевод мероприятий в формат онлайн и с этим удалось неожиданно легко справиться в техническом плане. Хуже с финансовой стороной вопроса. Спонсоры уверены, что проведение онлайн мероприятия подразумевает уровень затрат примерно вдвое меньший, по сравнению с затратами на оффлайн мероприятия. 

Еще сложнее продать "билеты" делегатам мероприятий. Люди ходят на оффлайн мероприятия далеко не только и не столько для того, чтобы послушать выступления. Онлайн на сегодня практически полностью исключил то доверительное общение и возможность расширения круга знакомств "в кулуарах", которое так ценится участниками мероприятий. Осталась разве что возможность оказаться замеченным тем или иным "большим человеком", поскольку на правильно организованном онлайн-мероприятии остается возможность задать вопрос выступающему. 

В итоге доходность онлайн мероприятий оказывается практически вдвое меньшей, чем при их организации в традиционном формате.  

Частичным решением проблемы для ИГ ComNews стал переход в гибридный формат "фиджитал", когда в мероприятии предусматривается физическое участие желающих, а также онлайн участие для тех, кто предпочитает удаленный формат. В целом, ничего принципиально нового в этом нет, и ранее зачастую был возможен онлайн-доступ к ряду мероприятий, а кто-то из докладчиков подключался для выступления удаленно. Частичным решение является потому, что доходность такого мероприятия оказывается на 20-30% меньше, чем ранее. 

Редко бывают минусы без плюсов. Не удивительно, что есть плюсы и у более активного использования цифрового формата. Появилась возможность привлечения в статусе докладчика или делегата в том числе тех людей, которые ранее по тем или иным причинам не посещали традиционные встречи. В частности, это существенно упростило жизнь участникам из других стран, а также для людей из российских регионов. В итоге появились новые участники, которых привлек новый формат мероприятий. Это радует спонсоров.

Леонид Коник уверен, что независимо от того, как будут развиваться дальнейшие события, гибридный формат мероприятий, уже не уйдет никуда.  

О 5G

Все три частных федеральных оператора сотовой связи хотят и готовы вкладывать свои частные деньги в развертывание в России сетей 5G. Не просят на это денег у государства. Напротив, готовы платить за использование тех частот, которые им необходимы для развертывания сетей 5G. Государство на сегодня занимает абсурдную роль "собаки на сене", не предоставляя частоты операторам. 

Если вдруг реализуются все хотелки государства последних лет - "яровизация", "суверенный интернет", "доступный интернет", то нет никаких сомнений в том, что услуги сотовой связи подорожают, уверен Леонид Коник и с этим, конечно, не поспоришь. 

Государство заняло крайне неконструктивную позицию по всем ключевым вопросам. В плане выдачи частот операторам предлагаются не те диапазоны, которые стали де факто стандартными в Европе и в целом мире. Вместо 3.5 ГГц предлагается 4.5-4.99 ГГц, который мало где используется в мире, причем и в России его потенциальное применение будет затруднено известными трансграничными проблемами. Этот диапазон не может рассматриваться как основной для развития 5G в России. 

Что может "выстрелить" в 2021 году? 

5G пока что не так важен для людей, для "физиков", для них пока что хватает ресурсов сетей LTE. Но эта технология критически важна для ряда индустрий. И при определенных лоббистских усилиях, можно решить проблему выдачи частот в 3.5 ГГц для создания частных сетей 5G предприятиями. 

В целом 2021 год будет годом всепобеждающей цифры. 

Vantage Towers получит доступ к британским вышкам связи

Vodafone передаст свою долю в 50% в британском башенном бизнесе Cornerstone компании Vantage Towers. Как ожидается, это произойдет в январе 2021 года. Благодаря этому ходу Vantage Towers получит доступ к 14 200 большим сайтам и 1400 микросайтам Cornerstone в Объединенном Королевстве. Доступ к британским вышкам значительно повысит потенциал прибыли компании Vantage и, с учетом предстоящего IPO этой компании, может обеспечить ей заметно большую привлекательность в глазах инвесторов. 


Как ожидается, это улучшит позиции и британского бизнеса Cornerstone. В частности, Vodafone и Telefonica, которым принадлежит по 50% в Cornerstone, согласовали коммерциализацию этого предприятия, договорившись предлагать его услуги другим операторам, которым сейчас требуются вышки в свете необходимости уплотнения и расширения покрытия сетей сотовой связи в Объединенном Королевстве. 

В 2012 Vodafone и Telefonica создали совместное предприятие, которое занялось управлением общей пассивной инфраструктуры этих операторов. Эти два оператора так и останутся якорными арендаторами, подписаны соответствующие сервисные соглашения с Cornerstone - на 8 лет с возможностью продления данных соглашений еще на три таких же 8-летних периода. 

Vodafone и Telefonica ведут переговоры о совместном использовании сети в городах, включая Лондон, где особенно высоки объемы трафика. Если соглашение будет достигнуто, у Cornerstone появится еще больше активов.  

Vantage Towers располагает собственными башенными активами в Германии, Испании, Греции, Чехии, Польше, Румынии, Венгрии и Ирландии, всего это 45,5 тысяч вышек. Также в совместном управлении у компании есть вышки в Италии и теперь вот в Объединенном Королевстве, это еще 36,3 тысяч вышек, всего Vantage Towers имеет доступ к 81,8 тысячам вышек в Европе. 

Источник: telecoms.com 

На пути к прозрачным солнечным панелям

В Инчхонском национальном университете Кореи исследователи под руководством профессора Джундонг Ким создали прозрачный элемент для фотоэлектрических батарей на основе таких полупроводников как диоксид титана и оксид никеля. 


Обычные фотоэлектрические батареи имеют ряд недостатков. Один из них - их непрозрачность. Прозрачные солнечные панели, хотя бы в теории, могут найти большее распространение, например, их можно будет задействовать в качестве панелей для облицовки зданий или в конструкции теплиц. 

Как ученые добились прозрачности? Для этого было решено воспользоваться комбинацией двух распространенных в природе материала. 

Первый - диоксид титана TiO2, нетоксичный, уже и ранее его пробовали применять в фотовольтаике. Этот материал поглощает ультрафиолетовую часть спектра, невидимую глазу человека. При этом, большую часть света видимого диапазона, TiO2 пропускает. У диоксида титана неплохие электрические свойства. 

В качестве второго материала выбрали оксид никеля, NiO. Это также полупроводник, обладающий высокой оптической прозрачностью. Добыча никеля производится в значительных количествах, его оксид получается при сравнительно низких температурах, так что он тоже вполне годится для производства фотоэлектрических элементов в больших объемах. 


Элемент собрали на тонкой стеклянной подложке, на которой нанесли металлооксидное покрытие, а поверх слои полупроводников - TiO2 и NiO. Сверху этот пирог покрыт серебряным нанонитями, играющими роль второго электрода. 

Эффективность преобразования у новых элементов скромная - 2.1%, это плата за то, что они поглощают только малую часть невидимого диапазона света. Видимый свет новые элементы ослабляли на 43%, это много, но можно продолжать работать над улучшением прозрачности и энергоэффективности новых элементов.

Для демонстрации элементов, ученые подключили к ним микромотор, который способен работать при напряжении 0.2 В, потребляя 10 мА. 

Ericsson и Samsung Electronics займутся выяснением отношений в суде

Вспыхнул очередной патентный конфликт. На этот раз отношения взялись выяснять Ericsson и Samsung. Европейцы первыми обратились в Комиссию по международной торговле, требуя заблокировать ввоз в США телефонов, планшетов и телевизоров Samsung из-за того, что по мнению Ericsson, компания Samsung недоплачивает Ericsson за патенты, используемые при производстве этих изделий. 


И вот, спустя неделю, прилетела "ответочка" от Samsung, корейцы просят заблокировать ввоз в США базовых станций 5G Ericsson. Разумеется, повод тот же, в Samsung утверждают, что это Ericsson недоплачивает Samsung за патенты, используемые при производстве базовых станций. 

Еще одна тема, в которой не сходятся компании - какой из судов будет рассматривать размер гонорара, который должна выплачивать Samsung за использование патентов Ericsson - в американском Техасе или в китайском Ухане.

В Ericsson уверены, что баланс по взаиморасчетам за интеллектуальные права, должен быть в пользу Ericsson, поскольку, во-первых, у шведов больше существенных патентов в области телекома, чем у Samsung, кроме того, Samsung наверняка выпускает больше устройств, требующих лицензирования патентов Ericsson. 

Весьма вероятно, что так и обстоят дела на самом деле, все же Ericsson намного дольше специализируется в области телекома, а Samsung является лидирующим производителем смартфонов в мире. 

Кроме того, в Samsung и вовсе хотят нездешнего - корейцы утверждают, что несправедливо разрешать Ericsson использовать патенты Samsung для производства продукции, которая используется в США, где Ericsson активно работает, а Samsung еще не имеет собственного производства. Это вряд ли соответствует духу подхода FRAND, который используется для взаимного лицензирования патентов производителями телеком-оборудования. Решать, кто прав, будет суд, если компании на пойдут на мировое соглашение, что также вероятно. 

Tele2 выбрала Nokia поставщиком решений 5G SA Core и Vo5G

Компания Tele2 (не путать с российским арендатором бренда Tele2) выбрала Nokia поставщиком решений 5G SA Core и Vo5G в такие страны, как Швеция, Латвия, Литва и Эстония. 

Развертывание, как ожидается, начнется в 2021 году. Ядро Cloud Packet Core обеспечит поддержку сетей 5G и 4G. Также будут поставляться такие решения, как NSP (Network Services Platform), NetAct, NetGuard Security. Tele2, Швеция, ранее подписала контракт с Ericsson на поставку решений 5G.


Популярные сообщения

Желающие следить за новостями блога, могут подписаться на рассылку на follow.it (отписаться вы сможете в один клик). 

Еще можно подписаться на Telegram-каналы @abloud62 @abloudrealtime, где также дублируются анонсы практически всех новостей блога. 

 

Translate