MTS AI купила долю в Инфоматике

Дочерняя структура МТС - MTS AI, специализирующаяся в разработке и внедрении решений ИИ, приобрела 49% российской компании "Инфоматика", которая занимается разработкой высокотехнологичных решений в сфере контроля доступа и билетных систем. 



Новый акционер даст возможность Инфоматике интегрировать собственные разработки по части турникетов и терминалов доступа с наработками MTS AI по распознаванию лиц и системами оплаты по лицу VisionLabs - дочерней структуры MTS AI. 

Компания Инфоматика работает в области IT с 1996 года и известна, как производитель билетно-пропускных систем; систем контроля оплаты проезда в общественном транспорте; специализированного оборудования контроля и управления доступом. У компании есть собственное КБ и производство в Казани, где разрабатывается и производится продукция. 

Число проектов, реализованных компанией - более 200. Оборудование компании используется, в частности, в московском, казанском и самарском метро. 

“В рамках инвестиционной стратегии MTS AI мы внимательно изучаем активы, комплементарные имеющемуся портфелю, и делаем акцент на покупке компаний-лидеров в своих сегментах как в России, так и за рубежом. Именно так была приобретена VisionLabs, которая в свою очередь имеет ряд успешных совместных с компанией “Инфоматика” на протяжении последних нескольких лет. Для нас помимо хороших финансовых показателей компании это стало ключевым фактором в принятии решения по покупке”, - сказал Дмитрий Марков, исполнительный директор MTS AI

«Логика развития компании требовала привлечения стратегического партнера для выхода на новый уровень, в том числе, в рамках развития международного бизнеса. Принятие решения о сотрудничестве с командой MTS AI и, в частности, компанией VisionLabs, как давнего технологического партнера, для нас оказалось логичным и наиболее перспективным» - прокомментировал Давид Тартаковский, генеральный директор компании Инфоматика.

Вполне логичная покупка. Просматривается возможность синергии, а различные системы доступа, особенно со смарт-функционалом, сейчас в тренде и, вероятно, будут оставаться в тренде. 

пресс-релиз МТС

-- 

МТС продолжает развивать сеть в Омской области - мобильный интернет ускорили в Тюкалинске

МТС сообщает о модернизации сети LTE в одном из старейших городов Сибири - Тюкалинске. После проведенных работ на всей территории города, по данным оператора, мобильный интернет доступен на скоростях до 100 Мбит/с.





«Последние несколько лет мы активно развиваем сеть не только в крупных городах и районных центрах, но и в тех местах, куда омичи приезжают отдыхать. В конце прошлого года мы на четверть «разогнали» интернет в Таре и обеспечили связью озеро Кадал, а сейчас улучшили связь еще в одном излюбленном месте отдыха омичей – городе Тюкалинске. Мы хотим, чтобы туристы могли без труда пользоваться навигаторами, онлайн-гидами и социальными сетями. В то же время горожане смогут еще комфортнее пользоваться различными цифровыми сервисами – от госуслуг и дистанционной записи к врачам до онлайн-кинотеатров и платформ для удаленной работы», — отметил директор МТС в Омской области Михаил Синюгин.

пресс-релиз

--  

Вымпелком подключил авторизацию Мобильный ID к соцсети VMIRE

Слышали ли вы о соцсети VMIRE? Не знаю, станет ли она хоть сколько-то популярной и востребована ли сейчас эта ниша - отечественные соцсети представлены ВКонтаке и ОК, хотелось бы в качестве их альтернативы иметь беспроблемный доступ к глобальным международным сетям, но это сейчас явно идет вразрез с попытками регуляторов. Впрочем, пост не об этом, а о том, что ВымпелКом подключил авторизацию Мобильный ID к соцсети VMIRE. 


Сервис Мобильный ID, привязанный к используемому вами телефонному номеру, позволяет упростить авторизацию (и регистрацию). Для входа вместо пароля вводятся данные из push-сообщения или SMS. 

VMIRE использует не только Мобильный ID, но и облачную платформу beeline cloud, что повышает надежность работы соцсети и защищенность данных пользователей. Также используются каналы связи ВымпелКом и платформа компании для рассылки сервисных SMS.

Машков Константин, директор корпоративного бизнеса Западного региона ПАО «Вымпелком»:

«Mobile ID - удобный и быстрый способ зарегистрироваться, войти в аккаунт или оформить заказ. Пользователям не нужно заполнять формы вручную, придумывать и запоминать сложные логины и пароли. Надеемся, что пользователи VMIRE уже оценили удобство этого сервиса».

Евгений Мутовкин, Генеральный директор ООО "ВМИРЕ":

«Высокий уровень защищённости пользовательских аккаунтов значительно снижает интенсивность и частоту хакерских атак на сеть, позволяя нам направлять меньше ресурсов на укрепление бастионов кибербезопасности, а вкладываться в совершенствование интерфейса и различных клиентских сервисов».

пресс-релиз

--  

МегаФон предлагает B2B клиентам российские ОС на базе Linux в своем облаке

Вместо зарубежных ОС, таких как MS Windows или Mac OS, МегаФон предлагает корпоративным клиентам отечественные линукс-версии: Asta Linux, Альт и Ред ОС, включенные в единый реестр российского ПО Минцифры. Облачная модель, по которой предлагается пользование российскими ОС, должна упростить российским бизнесам переход на новое ПО. 


 

«После ухода иностранных вендоров многие компании остались без обновления продуктов и поддержки. Мы предоставляем своим клиентам линейку продуктов от ведущих российских разработчиков программных решений. Использование отечественных операционных систем по облачной модели упрощает процесс импортозамещения как для крупных заказчиков, выбравших облачный подход развития информационных систем, так и для малого и среднего бизнеса, ищущего надежную инфраструктуру под небольшой объем задач», - говорит Александр Осипов, директор по облачным платформам и инфраструктурным решениям МегаФона.  

«МегаФон Облако» аттестовано в соответствии с ФЗ-152 и ФЗ-187, а также ГОСТ 57580, что позволяет размещать в нем, в том числе и государственные информсистемы, включая те, которые сейчас принято относить к критической информационной инфраструктуре. То же касается и банковских систем, в целом ПО финансового сектора, включая оказывающих финансовые услуги по лицензии ЦБ РФ. 

Программные решения доступны по модели с ежемесячной оплатой, оформить подписку можно в личном кабинете, выбрав соответствующий шаблон. 

Похоже, Мегафон предлагает быстрое и простое решение для тех, кто оказался в ситуации, когда требуется перейти на пользование "реестровым" отечественным ПО, начиная с ОС. 

пресс-релиз 

-- 

МТС сообщает о росте пользования сервисом МТС Cashback в Алтайском крае

МТС сообщает, что за год удвоилось пользование сервисом МТС Cashback в Алтайском крае. Активнее всех пользуются сервисом люди в возрасте от 35 до 44 лет, на втором месте - 18-34 лет. Особенно эта услуга востребована у женщин - в 2 случаях из 3. 


Каждый второй абонент расходует мобильный кэшбэк, прежде всего, на оплату мобильной связи. Также средства тратят на приобретение небольших гаджетов типа зарядников и смарт-часов, а также аксессуаров - чехлов и защитной пленки. 

«Программой лояльности МТС Cashback легко пользоваться – нужно просто скачать мобильное приложение и совершать свои обычные траты. Баллы будут начисляться за покупки у партнеров и оплату сервисов нашей экосистемы, таких как МТС Live или подписка МТС Premium. В «фоновом» режиме за год легко накопить как минимум на новые smart-часы, и как максимум – на новый смартфон», – рассказал директор МТС в Алтайском крае Иннокентий Цой.

МТС Cashback - не единственный экосистемный сервис, который пользуется спросом у абонентов, в списке востребованных по данным оператора также онлайн-кинотеатр KION и услуга защиты от спам-звонков. Число клиентов, которые одновременно пользуются несколькими цифровыми сервисами за год выросло на 30%, но их абсолютное число или хотя бы долю в абонентской базе  МТС не приводит.

пресс-релиз МТС

--

МегаФон развивает сеть в Калининградской области - Матросово

МегаФон запустил сеть LTE в поселке Матросово на берегу Куршского залива - популярное место у любителей рыбалки. В сезон на здешний берег выходят тысячи рыбаков. 



«В сезон рыболовства в Матросово съезжаются рыбаки со всей страны. Чтобы любители балтийской рыбалки могли всегда быть на связи как на берегу, так и на воде, мы построили новую базовую станцию в поселке. Современные технологии имеют большое значение – они повышают уровень жизни, обеспечивают комфорт и безопасность пользователей. Теперь наши абоненты в локации могут молниеносно делиться с близкими фотографиями своих трофеев и красотами Янтарного края на скорости до 150 Мбит/с», – комментирует директор МегаФона в Калининграде Сергей Лихобабин.

пресс-релиз 

--  

Операторская аналитика: Таиланд стал лидером по количеству "зимующих" туристов из России

Таков результат аналитики данных, доступных МТС Travel и МТС Исследования. Каждый четвертый из тех, кто отправлялся зимой в дальнее зарубежье в период с 1 декабря, провел за границей не менее 3 недель и вернулся домой не позднее 28 февраля, выбрал Таиланд. Не удивительно, что среднее время пребывания в Таиланде для таких абонентов составляло 1 месяц. 



По данным МТС Travel и МТС Исследования, количество российских туристов, отправившихся зимовать за рубеж в сезон 2022-2023, выросло по всем направлениям на 12% год к году. Как нетрудно заметить, популярностью пользовались южные и юго-восточные азиатские страны: трафик во Вьетнам вырос в 6 раз, в Индонезию в 5 раз, в Индию в 2 раза. 

На длинные заграничные отпуска в последние годы решалось 10% путешественников, которые отправлялись за границу в зимнее время. Превалируют куда более коротки поездки - 45% выезжавших провели зимой за границей менее 1 недели. 

Если Таиланд, Турция и ОАЭ и раньше были одними из основных зимних направлений, то Индонезия и Индия попали в Топ-5 направлений для длительных вояжей впервые, ранее эти строки занимали Испания и Германия. Выбор новых направлений во многом вынужденный, но иного ожидать в сложившейся ситуации невозможно. 

Было бы интересно узнать о том, насколько выросло или сократилось число туристов по годам, но таких данных компания не представила. 

пресс-релиз МТС

--

 



Вымпелком переключил внутренние сервисы и инфосистемы на аутентификацию через Мобильный ID

С помощью Мобильного ID теперь проходит авторизация сотрудников компании. Теперь вход на корпоративные ресурсы и в информационные системы возможен только с SIM-картой билайн. В Вымпелком уверены, что такой метод аутентификации позволяет повысить безопасность подключений и сохранность конфиденциальной данных. Интересно, как решалась проблема с сотрудниками, которым по тем или иным причинам удобнее пользоваться услугами других операторов?


Для авторизации пользователю достаточно ввести зарегистрированный в корпоративной системе номер телефона или рабочий адрес электронной почты, - на телефон придет push-уведомление с  просьбой подтвердить вход. Это, конечно, удобнее, чем запоминать и вводить пароль. 

Руководитель по технологиям продуктов идентификации билайна Сергей Бабаян:

«С начала 2023 года войти во внутренние системы билайна можно только через Мобильный ID. Это удобно для пользователя, так как нет необходимости запоминать несколько связок «логин-пароль», а главное — безопасно. В перспективе Мобильный ID позволит нам серьезно экономить на лицензиях от вендора, решение которого использовалось ранее. Кроме того, мы работаем над внедрением Мобильного ID в систему оформления пропусков для посетителей офисов и ряд других сервисов, а накопленный внутри билайна опыт по корпоративной аутентификации предлагаем в качестве готового продукта нашим клиентам».

Мобильный ID доступен для пользования любому абоненту "большой четверки". В билайн активно занимаются внедрением Мобильного ID в различные сервисы. Например, разработан плагин для авторизации на сайтах, управляемых 1С-Битрикс CMS, можно авторизоваться через Мобильный ID при покупке полиса страхования квартиры у Альфастрахования. А внедрение Мобильного ID в собственные сервисы компании началось еще 2020 году. 



-- 

Вымпелком приобрел долю Voca-Tech

Voca-Tech - это стратап, принадлежащей казахстанской компании ТОО Dybys Tech, миноритарную долю в которой купил билайн. 

В Voca-Tech разработали и продвигают систему автоматизированного контроля того, что говорит сотрудник. Это своего рода "видеорегистратор" для автомобиля, только аудио и для человека. Так называемый аудиобейдж фиксирует голос сотрудника (до 16 часов), а затем эти записи расшифровываются в текст системой Speech-to-text и подвергаются автоматизированному анализу. Основная цель - отследить качество общения сотрудников с клиентами. 

Аудиобейджами Voca-Tech пользуется уже более 50 крупных компаний. 

Максим Зайков, исполнительный вице-президент по корпоративному бизнесу билайна:

«Многим нашим заказчикам нужны инструменты оперативного контроля, управления и влияния на операционную эффективность своего персонала, который работает непосредственно с клиентами, пациентами и населением. Поэтому мы рады предложить лучшее решение на рынке: систему от Voca-Tech, объединяющую технологии сбора и аналитики данных на основе автоматического распознавания речи. Совместная работа билайна и Voca-Tech существенно ускорит проникновение комплексных систем речевой аналитики среди 300 тыс. представителей крупного и среднего бизнеса по всей России, являющихся клиентами билайн.бизнес».

Ренат Насретдинов, вице-президент билайн по корпоративному развитию, слияниям и поглощениям:

«Сделка с ТОО «Dybys Tech» — результат нашей системной работы по созданию ценности для клиентов за пределами классического телекома с помощью инвестиций в молодые, но уже показавшие быстрый рост команды. Примером тому может служить закрытие в конце 2022 года сделки с белорусской компанией Knomary, одним из лидеров L&DTech рынка. Сегодня, инвестируя в Dybys Tech, мы открываем для себя очередную нишу, которая быстро набирает обороты: цифровое управление качеством работы сотрудников. Уверен, что наше партнерство принесет плоды для обеих компаний, но в первую очередь, для клиента».

Бэлла Муталлапова, со-основатель «Dybys Tech»:

«Одержимость клиентом, нацеленность на результат и постоянное стремление создавать лучший продукт — те качества, которые объединяют нас с командой билайна. Наше партнерство началось в 2021 году и с первого дня показывает свою эффективность. Сейчас мы делаем очередной и очень серьезный шаг в развитии этого сотрудничества. Сделка дает нам возможность выйти в новые сегменты, такие как промышленное производство, транспорт, B2G, логистика. Иными словами, в те сферы, куда сами бы мы, наверное, выходили существенно дольше. Уже сегодня мы работаем в Казахстане и планируем расширять географию внедрения нашего продукта. Сложные задачи, как известно, нуждаются в инвестициях и поддержке большого партнера, заинтересованного в том, чтобы владеть одним из лучших продуктов на рынке. Для нас это безусловно билайн».

пресс-релиз билайн

--

Борьба с подменой номеров - что готово уже сегодня

Конспект выступления Алексея Фролова, руководителя департамента по операционной поддержке продаж и развития бизнеса билайн и Юрия Васькина, руководителя департамента развития антифрод продуктов, на конференции 3 марта 2023 года в пресс-центре «Россия сегодня». Выступление адресовано представителям малых операторов.

Алексей Фролов: Какие уже есть технические средства для того, чтобы вы могли защитить свою нумерацию и своих абонентов от подмены нумерации. В билайн разработана облачная верификация на базе операторского антифрода, ранее созданного четырьмя крупнейшими операторами мобильной связи России. В команду, которая занимается этим направлением в билайне входят: Петр Алферов, директор по управлению уровнем фрода и гарантированию доходов билайна; Юрий Васькин, руководитель департамента развития антифрод продуктов ; Татьяна Ковалева и Мария Черняева. В билайн темой занимаются две функции: дирекция по борьбе с фродом и маркетинговое подразделение блока по работе с операторами связи.

Проблематика

Итак, какие боли, какие проблемы у нас есть, как у оператора связи? 



Первая из проблем - ваша нумерация используется злоумышленниками в мошеннических целях. И вы этим никак не управляете. Мошенник захотел, подставил ваш номер, и у вас нет никаких инструментов для того, чтобы этот вызов заблокировать.

Второе. Когда ваш номер часто используется в мошеннических вызовах, в спам-звонках, все крупные операторы связи на сегодня уже имеют собственные системы защиты абонентов от таких вызовов. Как только набирается определенное количество таких вызовов, срабатывает триггер. Плюс коллеги из госорганов «подсвечивают» нумерацию, если она часто используется в мошеннических целях. И мы эту нумерцию блокируем. Отправляем ее в антиспам-листы, чтобы защитить своих абонентов от этих вызовов. Что происходит дальше?

За каждым таким номером потенциально может быть живой клиент, банк, нотариус, юрист, кто угодно. Компания, которая покупает ваши услуги и ценит вас, как оператора, который каждый день предоставляет непрерывные услуги связи и доводит вызовы этой компании до ее клиентов. А если нумерация оказывается заблокирована, они теряют эту возможность. Или вас, как оператора, начинают блокировать из-за того, что большая часть вашей нумерации использовалась в противоправных целях.

Достаточно 1-3 дней, как вы знаете, и ваши клиенты начинают расходиться, а вы теряете деньги.

Есть четвертый фактор. О нем мало кто говорит и, в целом, мы с этим все реже сталкиваемся. Когда какой-то недобропорядочный оператор хочет забрать вашего клиента с сохранением номера. Клиент, с которым вы сотрудничаете уже 5-10 лет, использует один и тот же номер. Его он дает в рекламе, пользователи услуг или покупатели товаров этой компании знают ее по этому номеру. Он записан в справочниках.

Когда идет борьба за такого клиента, недобропорядочный оператор предлагает такому клиенту услугу дешевле. Клиент возражает, говорит, что не хочет терять «раскрученный» номер. Оператор возражает - ты можешь перейти ко мне с этим номером, но платить будешь меньше. И вы теряете клиента. Да, это нарушение законодательства, но мы с такими случаями продолжаем сталкиваться.

Есть ли решения этих проблем?



Мы сегодня уже слышали про единую платформу верификации вызовов (ЕПВВ), которую запустили, у нее есть график подключений к ней. Пока что к ней подключены 4 крупных операторов, планируется подключение 5-го. Емкость составляет 80% всей номерной емкости в России. Надо ждать приглашения на подключение и быть готовым к затратам. Как сказали коллеги, ПО предоставляется бесплатно, но для того, чтобы это ПО у себя внедрить, завести его на свою сеть, настроить оборудование, подключить свои коммутаторы, ядро сети, вам потребуется потратиться. И, поверьте нам как компании, которая уже подключилась к этой платформе, мы знаем, что это «не 10 рублей», а значительно большие цифры. Размер необходимых расходов зависит от многих факторов, от вашей технической готовности, новизны вашего оборудования, от того, как вы сейчас оказываете услуги клиентам.

Наша облачная верификация на сегодня предоставляется бесплатно. Сейчас больше 10 операторов к ней подключены в тестовом режиме. Есть результаты, которые мы покажем на одном из последующих слайдов. Облачная верификация позволяет вам без доработок своей сети, без существенных затрат на оборудование, на перенастройку, на закупку дополнительных мощностей коммутаторов, защитить вашу нумерацию. Это способ «переложить CAPEX в OPEX». Эта бизнес модель позволяет вам уже сегодня получить защиту, а в перспективе вы сможете подключиться к ЕПВВ без дополнительных затрат.


Что сейчас умеет делать облачная верификация?

Она предотвращает незаконное использование вашей нумерации при звонках на нумерацию мобильных операторов Топ-4. Проходят только реальные вызовы абонентов, которые вы подтверждаете со своей стороны. Другой вызов на нумерацию мобильных «федеральных» операторов не пройдет. Тем самым, ваши абоненты оказываются защищены от противоправных действий с их номерной емкостью. Их номер уже никто не подставит.

А если кто-то вне контура облачной верификации использует этот номер, вызов не пройдет, поскольку вы, как оператор-владелец этого номера, не подтвердите такой вызов. Кроме того, облачная верификация значительно снижает вероятность блокировки вашей нумерации со стороны гос. органов, поскольку как показывает практика, количество попыток использования вашей нумерации резко сократится, а звонки мошенников не дойдут до реальных клиентов, цели мошенников не будут достигнуты.

Психология мошенников известна - им проще перейти на кого-то другого, чем не добиваться результатов, постоянно пробуя подставлять вашу. Так что на сегодняшний день, кто раньше подключится, тот получит преимущество.


Чего ожидать в перспективе?

Когда полноценно по всей России будет внедрена ЕПВВ, вы без дополнительных затрат, если к тому времени вы уже подключились к нашему облачному решению, не понадобится что-то еще платить за подключение к ЕПВВ. После подключения к ЕПВВ вы сможете и в обратную сторону защищать своих абонентов, верифицируя входящие на вас вызовы.

Какие-то затраты на это потребуются, в зависимости от того, какой стык мы организуем, как настроено ваше оборудование. Но не такие, как если подключаться самостоятельно и «с нуля». Например, если вы уже сейчас можете настроить работу по протоколу http, собрать все вызовы и подключиться в одной точке, это будет для вас бесплатно в плане CAPEX. Оплачивать придется только за каждый факт верификации вызова.


Как это работает?


Оператор 1 и оператор 2 - это живые операторы, которые уже подключились к нашей платформы и получают нашу услугу, статистика реальная. У них не так много вызовов, как у операторов «большой четверки», но статистика убедительно показывает, как использование платформы благотворно отразилось на результатах. Всего сейчас к нам подключено порядка 20+ операторов.

Первая картинка.



Столбец в целом - это все вызовы, которые происходят от оператора связи, в частности, от билайн, и проходят через систему Операторского Антифрода. Мы видим количество запросов от наших партнеров - операторов, верифицированных - желтый цвет и заблокированных - синий. В октябре, когда мы запускали платформу, как видите, было почти 100 млн вызовов, которые не прошли верификацию и были заблокированы.

Нам коллеги по цеху в ответ на пришедший к ним вызов с нашей нумерацией, пишут - подтвердите, совершается ли вызов с этого вашего номера моему абоненту? Если так и есть, мы подтверждаем, вызов проключается. А если наш абонент не звонит, мы не верифицируем, вызов отклоняется.

Мы запустили платформу и далее наблюдали, как мошенники начали перебирать пулы номеров, пул за пулом. За октябрь-ноябрь подустали перебирать, поняли, что бесполезно. Есть и те, что и за 5 месяцев не уяснили, что нумерацию билайн использовать более невозможно - они и в декабре-феврале продолжают пробовать подставлять нашу нумерацию, но мы эти попытки успешно блокируем. Мы сообщаем коллегам по цеху, на их запросы, что это не наш вызов, блокируйте его, поскольку если вы доставите звонок до вашего абонента, велика вероятность, что вы получите штраф от коллег из госорганов за то, что допустили пропуск трафика с подмененным номером.

Для тех, кто возможно еще не в курсе, как работает этот механизм, поясню. Как раскручивается история со штрафами? Есть абонент, пользователь банка Х. Ему звонят мошенники, подставив номер этого банка. Не важно, чья нумерация. Представьте, что звонят с вашей нумерации, а вы предоставляете услуги и абоненту, и банку. Клиент видит «правдоподобный» номер, отвечает. Далее стандартный сценарий «скажите PIN-код», «это служба безопасности банка» и т.п. Абонент этому верит, в итоге лишается денег. Абонент идет в полицию и пишет заявление, что тогда-то получил такой-то вызов, в итоге лишился всех денег с карточки. Более того, может быть даже кредит оформил со своего телефона. Открывается уголовное дело. Начинается по нему работа. Кто когда звонил, какой номер, какому оператору принадлежит? Приходят к вам, как к оператору, вы говорите - это не я. Но верификации не было, вы владелец номера. Штраф уже может быть к этому времени выписан. А еще штраф получит и «транзитер» (транзитный оператор) за то, что оператор, который данный вызов транзитил не проверил его «благонадежность».

Штраф за каждый вызов с подмененного номера составляет до 600 тысяч рублей. Десяток таких штрафов может весь наш бизнес превратить в убыточный.

ЕПВВ, облачная верификация, позволяющая также подключиться к Единой платформе верификации вызовов - это гигиенические меры, которые мы с вами должны применять. Да, понятно, это расходы. Но, поверьте, по цифрам, и по тому, что сейчас происходит, это приведет к меньшим для вас негативным последствиям. Только на штрафах, которые вы не получите, вы получите выгоду.

Как это работает?


Как сейчас работает платформа Межоператорского антифрода?

Функционал строится на базе взаимодействия четырех крупнейших российских операторов мобильной связи. Платформу образуют 4 оператора (на сером прямоугольнике в центре картинки). Слева - добропорядочный оператор, это, например, вы. С правой стороны - оператор злоумышленник.

Предположим, у вас есть реальный абонент с номером +7 495 XXX XXXX. При совершении им вызова, вы сопровождаете его действия информацией, что ваш абонент с такого-то номера совершает такой-то вызов, на такой-то номер. Информация отправляется нам, и это можно сделать по разному. Например, если мы работаем по транковой группе, вы нам направили, мы его отбили, вы перенаправляете его на выбранный вами маршрут. Или можете нас выбрать, мы тогда ваш трафик протранзитим до Б-абонента. Вы нам сообщили, что ваш абонент звонит сейчас туда-то. И этот звонок будет осуществлен.

Возьмем другой сценарий. Оператор-злоумышленник, который на картинке - справа снизу, берет ваш номер, подставляет его в качестве А-номера, и делает вызов на кого-то из операторов «большой четверки». Мобильный оператор уже знает, т.к. мы ему об этом скажем, что этот А-номер принадлежит «добропорядочному оператору», который выбрал верификацию через билайн. Соответственно мобильный оператор направляет нам запрос - подскажите, сейчас абонент с этим номером совершает вызов на такой-то номер? Поскольку в этом сценарии мы от вас не получали информацию о совершении вашим абонентом вызова, мы не подтверждаем нашим коллегам «добропорядочность» вызова. И это основание для оператора не доводить фродовый вызов до абонента, к которому он был направлен.

На картинке ниже приведена более детальная схема, как ходят вызовы, как пропускается трафик, как направляется верификация.



Эта схема согласована со всеми участниками Операторского антифрода. Путем проб и ошибок мы пришли к тому, что эта схема на сегодня является наиболее простой и технически реализуемой. И, главное, она работает уже сегодня.

Тестовые подключения операторов, которые хотят пользоваться нашей услугой мы начали еще с октября 2022 года, набили кучу шишек, но на сегодня, примерно 90% проблем мы решили, почистили, остальные решаем в рабочем порядке, надеюсь, что они вскоре будут решены.

Что мы видим на картинках наших реальных клиентов-операторов?



В октябре оператор подключился. Видно, что много попыток использования его нумерации (темно-синий), в ноябре уже меньше, в декабре-январе многие уже все поняли, остались те, кто все еще надеется, что как-то сможет обойти систему, не понимая, как она работает.

Как только мы запустили нашу платформу, сразу же в декабре-январе заметили резкий всплеск использования фиксированной нумерации и нумерации виртуальных операторов. Мы получаем теперь и от них обращения и уже тестируем на своей платформе, прорабатываем протоколы и детали их подключения.

Вернемся к схеме включения и пропуска трафика, которая сейчас действует.

Борьба с подменой номеров - что есть уже сегодня, изображение №8 Работая по облачной верификации, вы можете направлять голосовой трафик привычным вам маршрутом, который выбираете по качеству, по стоимости. Можете направлять его через билайн на любого другого «федерального» оператора. Можете направлять напрямую через них, или через каких-то других операторов. Принципиально только то, что каждый вызов будет верифицироваться через нас. Потому что все операторы будут знать, что такой-то пул номеров верифицируется через нас, включая коллег из ГРЧЦ, Роскомнадзора и их Гарды, когда будет реализовано ЕПВВ.

Как только вы получите ТУ на подключение к ЕПВВ, вы сможете сказать - у нас уже все реализовано, работаем через билайн. И ЕПВВ будет знать, что верификацию по вашим номерам следует запрашивать у билайн.

Это так работает сейчас, до внедрения ЕПВВ. 


Что же изменится, когда появится ЕПВВ?



Многие сейчас рассуждают так. Подождем еще, вот скажут нам подключаться к ЕПВВ, тогда и сделаем все. Важно понимать, что это не будет «бесплатно». Да, вы получите бесплатно ПО. Но потребуются расходы на подключение, доработку стыков и инфраструктуры. И, к тому же, вы до этого подключения будете постоянно находиться под риском штрафов за то, что не защищаете свою нумерацию и своих абонентов.


Для наших клиентов все совсем по другому. Их номерная емкость защищена уже сегодня. А после появления для них необходимости работать с ЕПВВ, вы будете работать с ЕПВВ через нас, мы будем в их интересах подтверждать ЕПВВ совершение вызовов абонентами нашего клиента-оператора.

Причем, что в этой схеме, что в предыдущей, если вы подключаетесь не транком, а по HTTP, у нас предусмотрена защита не только номерной емкости, но и абонентов. Вы сможете уже сегодня защитить ваших абонентов от подставленных номеров билайн, МегаФон, МТС, Tele2.


Юрий Васькин, руководитель департамента по развитию антифрод продуктов, билайн

Сейчас процесс подключения к нашей облачной верификации традиционными способами в целом решен, но мы на этом не останавливаемся.

Традиционные способы - это когда вы или направляете голосовой трафик на нашу сеть, или когда голосовым трафиком занимаетесь сами, но нам направляете транковые верификационные группы.

Операторы нас начали просить расширить варианты взаимодействия, и мы этим занялись. В частности, речь шла о том, что операторам мало, что их исходящие вызовы будут с нашей помощью верифицированы. Что нужна также верификация входящих, поступающих на сеть оператора. Также выяснилось, что кому-то неудобно «городить огород», создавая кучу верификационных транковых групп в различных регионах, что для них проще создать единый поток, куда будут направляться данные о всех попытках вызовов, с которым мы должны уметь работать.

Работая с этими идеями, мы пришли к тому, что облачное решение, где узел верификации стоит у нас, это только одно из возможных решений. И если мы хотим комплексно защитить оператора и от использования его нумерации, и от направления ему звонков с подмененных номеров, желательно какое-то коробочное решение, отдельный верификационный модуль, который может стоять непосредственно у оператора-клиента.



Это программное решение, оно ставится на железо оператора. На это решение оператор заворачивает все попытки вызовов, решение общается через узлы взаимодействия с ЕПВВ по уже описанному алгоритму. Модули могут быть различной модификации, пока что мы видим потребность в двух. Если еще какие-то запросы появятся, мы их обязательно учтем.

Большой узел верификации - это полный функционал платформы infrod, когда сеть оператора полностью закрывается по контуру, когда все вызовы обрабатываются алгоритмами и когда эта же платформа не только занимается верификацией, но и взаимодействует с ГРЧЦ по отдельному интерфейсу и так далее. Второй модуль поменьше занимается только верификацией. Он не закрывает спам, не умеет бороться с другими видами фрода, работает только с подмененной нумерацией.



Линейка, показанная на картинке находится на разных стадиях разработки, часть уже прошла стадию MVP, часть пока в бэклоге. Вывод в продуктив намечен на 2q2023.

Облачная верификация по транкам - с ней уже можно работать, с ней уже работает более 20 операторов. Но только с исходящим трафиком.

Облачная верификация по HTTP, если у оператора есть возможность, туда можно направлять все попытки вызовов, как входящие, так и исходящие. По исходящим вызовам сейчас ждем подтверждений от операторов «большой четверки», в дальнейшем от всех операторов, которые будут подключены к ЕПВВ. То же сделаем и с входящими, если вы нам эти попытки отдадите в HTTP потоке.

В разработке выносной шлюз по HTTP. Если вам трудно городить много транковых групп, то можно будет у себя развернуть HTTP-шлюз (ПО мы предоставим), и далее по VPN-соединениям мы уже переведем на себя все попытки вызовов.

Платформы с большим и малым функционалом я уже описал, не буду повторяться. 

--

МТС отчиталась за 4q2022 и за год

Если одним слайдом, то можно отметить рост выручки Группы МТС - на фоне всего происходящего уже очень хороший результат. Также Группа МТС показала чистую прибыль за 2022 год в размере 32,6 млрд рублей.



Компания отмечает, что в 4q2022 консолидированная выручка Группы МТС выросла в основном за счет положительного вклада таких вертикалей, как Телеком, Финтех и Медиа. 

Вячеслав Николаев, президент и председатель правления Группы МТС, отметил:

"По итогам 2022 года МТС продемонстрировала стабильную работу в условиях меняющейся внешней ситуации. В текущей обстановке мы сосредоточены на бесперебойном предоставлении качественных услуг для наших клиентов, а также на обеспечении непрерывности бизнеса.

МТС укрепила лидерство в В2В-телекоме по итогам 2022 года. Компания занимает наибольшую долю рынка М2М/1оТ-подключений и публично объявленных проектов Ргivаtе LТЕ. Также хочу отметить рост АdТесh направления, запуск платформы МТС Ехоlvе, которая позволяет клиентам создавать собственные сервисы для эффективных коммуникаций.

Важно также подчеркнуть, что реализуемая нами стратегия развития экосистемы цифровых продуктов на платформе сильного телекома в очередной раз подтвердила свою актуальность. Экосистемная выручка МТС по итогам 2022 года выросла на 67% и составила более 100 млрд рублей. Несмотря на высокий уровень внешней неопределенности, мы продолжаем фиксировать рост наших цифровых вертикалей - МТС Медиа, МТС Епtertainment и других. Мы также отмечаем успехи новых направлений и продуктов, таких как МТС Тravel и МТС Строки.

В феврале 2023 года на некоторые наши дочерние компании были наложены ограничительные меры со стороны ряда иностранных правительств. В настоящее время мы изучаем воздействие данных ограничений на бизнес. Топ-менеджмент компании принимает все соответствующие меры для смягчения возможных негативных последствий".

Основные показатели направлений:

Телеком 

  • Выручка от услуг связи в России в 2022 году выросла на 4,6% год к году до 435,6 млрд руб.
  • Абонентская база в России осталась на уровне 80,0 млн абонентов на конец 2022 года.
  • Продажи телефонов и аксессуаров в России сократились на 36,7% год к году до 43,6 млрд руб. в 2022 году.
  • Количество ежемесячных активных пользователей приложения «Мой МТС» незначительно увеличилось до уровня 26,4 млн на конец 2022 года. 

Медиа

  • Количество пользователей ОТТ   платформы увеличилось на 63,4% год к году до 6,6 млн по состоянию на конец 2022 года.
  • Общее количество абонентов платного ТВ (Спутниковое, кабельное, IРТ\/, ОТТ) выросло на 32,6% год к году до 11,1 млн на конец отчетного периода.

Финтех

  • Выручка от финансовых услуг в 2022 году выросла на 40,4% год к году, достигнув 68 млрд руб.
  • Количество клиентов МТС-Банка увеличилось на 19,4% год к году до 3,5 млн на конец 2022 года.

Экосистема

  • Количество экосистемных клиентов МТС выросло до уровня 13,5 млн на конец 2022 года, что на 52,7% выше аналогичного показателя прошлого года.
  • Показатель среднего количества продуктов экосистемы на одного клиента увеличился с 1,43 в 4кв. 2021 года до 1,6 в 4 кв. 2022 года.

 


Выручка Группы в 4q2022 увеличилась на 1,6% до 144,4 млрд руб. преимущественно за счет роста доходов от базовых услуг связи, а также финансовых и медиа сервисов.

В то же время снижение продаж телефонов и аксессуаров ввиду введенных импортных ограничений значительно ограничило рост выручки, при этом оказав слабое влияние на OIBDA Группы.  

OIBDA Группы в 4q2022 незначительно увеличилась относительно аналогичного периода прошлого года на фоне роста затрат на мотивацию персонала и признания единоразовых расходов. Вместе с тем уровень OIBDA был поддержан ростом Телеком, Финтех и Медиа вертикалей.

Чистая прибыль Группы в 4q2022 составила 5,4 млрд руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года негативное влияние оказали отрицательные курсовые разницы в связи с ослаблением курса рубля относительно окончания 3q2022, более высокие расходы по налогу на прибыль на фоне увеличения отложенного налогового обязательства в течение квартала, а также возросшие финансовые расходы.

Капитальные затраты Группы в 4q2022 и за 12 месяцев 2022 года составили 36,3 млрд руб. и 111,2 млрд руб. соответственно и были направлены на развитие и модернизацию сети, развитие цифровой экосистемы и выполнение регуляторных требований.

(Обратим внимание на заметный прирост капзатрат в 4q2022 - может ли он трактоваться как то, что компания нашла способ приобретения какого-то оборудования или "запчастей" в достаточно значительных количествах? Или причина в чем-то еще?). 

На конец 4q2022 чистый долг Группы МТС составил 383,7 млрд руб., средневзвешенная ставка по чистому долгу - 7,4%. Увеличение ставки на 0,2 п.п. по сравнению с предыдущим кварталом связано со снижением ставок денежного рынка в течение 4q2022. Соотношение чистого долга к LТМ скорректированного показателя ОIBDA Группы сократилось с 1,9х в 3q2022 до уровня 1,7х на конец 2022 года.  (Чистый долг не включает обязательств группы МТС по аренде, а скорректированная OIBDA не включает убыток от обесценения внеоборотных активов на 490 млн руб.)



Ключевые финансовые и операционные показатели по России (более 98% выручки Группы МТС)

8) Действующие салоны на конец периода, собственные и франчайзи.

🔺 Выручка от услуг связи в России в 4q2022 выросла на 5,5% год к году до 114,3 млрд руб. (В2С и В2В сегменты), а также роста рекламного направления (МТС Маркетолог). Отмечу, что выданного операторам разрешения на аккуратные корректировки тарифов в сторону увеличения, им явно не хватает. 

🔺 Доходы от банковских услуг продолжили рост преимущественно в результате расширения кредитного портфеля, и в 4q2022 увеличились на 33,1% год к году до уровня 18,0 млрд руб.  

🔺 В ритейле продажи телефонов и аксессуаров упали на 43,7% год к году (!) до отметки 11,7 млрд руб. за квартал. Результат действия санкций. Как видим, параллельный и прочий импорт, появление китайских и российских моделей пока что, если и помогает, то слабо.


МТС и акционеры

В июне 2022 на годовом общем собрании акционеров (ГОСА) акционеры МТС утвердили годовые дивиденды на основе финансовых результатов Компании за 2021 год. Дивиденды составили 33,85 руб. на одну обыкновенную акцию или итого 66,3 млрд руб., включая выплаты по квазиказначейским акциям МТС.

Выплаты дивидендов за 2021 год в размере 48,2 млрд руб. завершились 16 августа 2022 года. Владельцы АДР получают право на выплату дивидендов только после конвертации депозитарных расписок в обыкновенные акции ПАО «МТС» в соответствии с действующим российским законодательством, принимая во внимание правовые и нормативные ограничения, которые существуют и/или могут появиться в будущем. В рамках депозитарного договора гарантированный период для конвертации АДР в обыкновенные акции ПАО «МТС» закончился 12 января 2023 года (включительно), и, по в трактовке компании, депозитарий может продолжить конвертацию АДР в обыкновенные акции и/или продать нерасконвертированные акции для распределения полученных средств среди держателей АДР. В январе-феврале 2023 года была произведена выплата дивидендов по АДР, расконвертированным после даты отсечки (12 июля 2022), в размере 0,36 млрд руб.


В других странах:

В Армении выручка за 4q2022 выросла на 6,4% год к году до 13,3 млрд драмов в результате увеличения дата-трафика, большего количество активных абонентов и доходов от смс-рассылок. 

Рост выручки по итогу 2022г обусловлен более высокой туристической активностью, ростом доходов от контентных услуг и смс-рассылок. OIBDA в Армении за 4 квартал и 2022 год составила 6,9 млрд и 27,5 млрд драмов соответственно с учетом роста предоставления услуг передачи голоса и данных, смс-рассылок и оптимизации затрат по сравнению с аналогичными периодами прошлого года.

Абонентская база на конец 4 кв. 2022 года составила 2,3 млн пользователей, что сопоставимо с уровнем предыдущего квартала.



Выручка "МТС Беларусь" в 4q2022 увеличилась на 6,5% год к году до уровня 392 млн белорусских руб. 

Рост по итогам года составил 6,8% за счет роста доходов от передачи данных. 

Показатель OIBDA в 4q2022 вырос на 10,3% до 193 млн белорусских руб. на фоне роста доходов от передачи данных, роста маржи ритейл и доходов фиксированного бизнеса. Рост 01В0А в 2022 году составил 9,2%. 

Абонентская база в Белоруссии существенно не изменилась и осталась на уровне 5,7 млн пользователей на конец отчетного периода.

МТС не консолидирует финансовые результаты СООО МТС.

Корпоративные новости МТС

В мае Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации («Комиссия») удовлетворила ходатайство МТС сохранить программу американских депозитарных расписок («АДР»), Комиссия разрешила МТС продолжить обращение АДР компании за пределами России до 12 июля 2022 года включительно.

В июне МТС направила в JPMorgan Chase Bank N.A., банк-депозитарий в рамках действующей программы АДР, заявление о прекращении депозитарного соглашения с 13 июля 2022 года.

В июле МТС получила уведомление от Нью-Йоркской Фондовой Биржи (NYSE) о том, что сотрудники NYSE начали процедуру делистинга АДР ПАО «МТС». 

В августе МТС получила уведомление от Нью-Йоркской Фондовой Биржи о том, что АДР ПАО «МТС» были делистингованы 8 августа 2022. По условиям Депозитарного соглашения, гарантированный период для конвертации АДР ПАО «МТС» в обыкновенные акции ПАО «МТС» завершился 12 января 2023 года (включительно).

В августе МТС подала уведомление в адрес КБ «Дж.П. Морган Банк Интернешнл» (ООО) о начале автоматической конвертации АДР в обыкновенные акции ПАО «МТС», в соответствии с требованием российского законодательства. КБ «Дж.П. Морган Банк Интернешнл» (ООО) является российским депозитарием, в котором открыт счет депо депозитарной программы МТС. В процессе автоматической конвертации российские депозитарии, осуществлявшие учет АДР, списали со счетов держателей АДР и зачислили на счета держателей обыкновенные акции ПАО «МТС».

В феврале 2023 года Управление по контролю за иностранными активами США (OFAC) и Управление по осуществлению финансовых санкций Великобритании (OFSI) включили МТС-Банк в список лиц, подпадающих под санкции в соответствии с применимыми санкционными нормами, принятыми США и Великобританией соответственно. 

Таким образом, МТС-Банк попал под действие так называемых «блокирующих» санкций (заморозка активов) со стороны США и Великобритании. Среди прочего, эти санкции требуют от третьих сторон США и Великобритании, включая банки, заблокировать или заморозить активы, которые МТС-Банк хранит у таких сторон, или иным образом заблокировать расчеты между МТС-Банком и его контрагентами. 

В настоящее время невозможно надежно оценить полное влияние и потенциальные последствия наложенных санкций на МТС-Банк в отношении деятельности, активов и обязательств Группы. Руководство полагает, что принимаются надлежащие меры для смягчения соответствующих негативных последствий.

Облигации и займы

В декабре МТС выпустила биржевые облигации серии 001Р-23 номинальным объемом 15 млрд руб. со ставкой купона 8,40% годовых и сроком обращения - 2 года.

В ноябре МТС объявила о запросе согласия в отношении еврооблигаций со сроком погашения в 2023 году для рассмотрения и утверждения: (i) изменения порядка платежей, что даст право на осуществление прямых выплат в рублях и (ii) прочих предлагаемых поправок к Договору о доверительном управлении и положениям и условиям Облигаций.

Собрание в формате видеоконференции состоялось 13 декабря 2022 г. В соответствии с условиями внеочередного решения купонный платеж по облигациям от 30 ноября 2022 был выплачен Компанией в соответствии с измененным механизмом выплат в течение шестидесяти (60) календарных дней с 30 ноября 2022 года, то есть до 30 января 2023 года.

Слияния и поглощения

В октябре ПАО «МТС» и ООО «МТС Авто», 100% дочерняя компания МТС, объявили об инвестициях в группу компаний «Навител», российского провайдера навигационных и картографических решений. По итогам сделки МТС сможет сформировать собственную геоплатформу для развития сервисов экосистемы и решений для транспорта. Основанная в 2006 году группа компаний «Навител» является разработчиком и дистрибутором навигационного ПО, независимым в России провайдером геосервисов и услуг мониторинга. Команда «Навител» также разрабатывает навигационные устройства и видеорегистраторы.

В октябре МТС закрыла сделку по продаже NVision a.s. в Чешской республике, завода, специализирующегося на производстве и поставке Т!ег 2 электронных комплектующих для автомобильной отрасли, а также компонентов для микроэлектроники.

В феврале 2023 МТС объявила о закрытии сделки по приобретению 67% в капитале группы Buzzoola, одной из лидирующих АdTech компаний в России и СНГ. Покупка Buzzoola позволит МТС ускорить развитие собственного АdTech-направления и увеличить долю на рынке рекламы. МТС также сможет включить в свой АdTech-контур рекламную биржу (AdEx) и SSР-платформу Buzzoola, которые дополнят собственные DSP и DМР-решения компании (развиваются под зонтичным брендом «МТС Маркетолог»).

Облачные решения и Интернет вещей

В ноябре МТС объявила о разработке тревожной кнопки «Smart Click» с применением технологий интернета вещей для связи с экстренными службами, медицинским персоналом, сотрудниками социальных и торговых объектов. Оборудование мгновенно передает сигнал через сеть NB-IoT на любую платформу, работает без проводов и не требует привлечения специалистов для установки и обслуживания.

В декабре МТС объявила о запуске децентрализованной игровой платформы МТС Fog Play. Она позволяет владельцам высокопроизводительных ПК зарабатывать на аренде, сдавая мощности своих компьютеров через облачный сервис. Пользователи, не имеющие геймерских устройств, могут арендовать игровой ПК и запускать «тяжелые» игры на смартфонах, планшетах, ТВ-приставках и ноутбуках через интернет.

В декабре МТС объявила о переходе платформы интернета вещей МТС IoT Hub на собственное программное обеспечение, которое полностью заменит иностранные решения при разработке продуктов NB-IoT.

Основная задача платформы МТС IoT Hub — предоставить внутренним В2В и В2С продуктам МТС инструменты для быстрого подключения умных устройств, получения с них телеметрии, управление этими устройствами и дополнительная аналитика непосредственно на основе этих данных. Благодаря полному отказу от предложений зарубежных вендоров и развитию платформы на собственных разработках, МТС может гарантировать бесперебойную и качественную работу своих продуктов с поддержкой интернета вещей.

Private LTE

В декабре МТС объявила о подписании договора на строительство выделенной технологической LTE сети для ГМК «Норильский никель».

Технологическая сеть LTE позволит оптимизировать погрузку руды и передвижение карьерного транспорта и техники, сократить время перегонов и простоев, а также повысить уровень промышленной безопасности.

В январе 2023 МТС развернула крупнейшую в России выделенную технологическую сеть LTE для «Новой Горной Управляющей Компании». 

Сеть обеспечивает связью и телеметрическими сервисами одновременно более 800 человек и около 500 единиц горнодобывающей техники. Использование технологии мобильной связи LТЕ позволило существенно расширить радиопокрытие, улучшить качество голосовых сервисов, увеличить скорость передачи данных, обеспечить защищенность каналов связи, а также организовать обмен мультимедийными сообщениями.

В ноябре МТС объявила о переходе на технологическую платформу The Platform, объединяющую все сквозные ИТ-решения экосистемы МТС. Единая технологическая площадка The Platform освобождает ИТ-специалистов от рутинных задач: настройки системного ПО и баз данных, мониторинга, развертывания, позволяя сфокусироваться на решении бизнес-задач. В результате до 30% ресурсов продуктовых команд высвобождается за счет сокращения непрофильной нагрузки.

В ноябре МТС объявила о запуске бета-версии магазина приложений AppBazar для ОС Android, в котором российские и зарубежные разработчики могут размещать, продвигать и монетизировать свои сервисы, а пользователи скачивать приложения и оплачивать их с помощью карт российских банков или со счета мобильного телефона. 

Для монетизации программ разработчики могут применять различные инструменты, в том числе сервис внутренних покупок в приложениях, продажу премиум-версий, подписки, участие в рекламных кампаниях стора.

В январе 2023 МТС объявила о запуске облачной платформы МТС Exolve, которая предназначена для быстрого и гибкого создания коммуникационных сервисов.

Платформа позволяет разрабатывать собственные приложения для общения с клиентами, обеспечивает «бесшовную» интеграцию в существующие ИТ-системы и эффективное управление омниканальными коммуникациями.

--

И еще несколько картинок, теперь уже из презентации.












































































Скачать пресс-релиз, в .pdf: МТС 4q2022 
Скачать презентацию, в .pdf: МТС 4q2022   

--

Популярные сообщения

Желающие следить за новостями блога, могут подписаться на рассылку на follow.it (отписаться вы сможете в один клик). 

Еще можно подписаться на Telegram-каналы @abloud62 @abloudrealtime, где также дублируются анонсы практически всех новостей блога. 

 

Translate