Конспект Индустриальной сессии "Телеком и Индустрия 4.0" конференции "Телеком 2021" газеты Ведомости

Участники

  • Кирилл Алифанов, генеральный директор, Т-Платформы и Денис Кусков, гендиректор Telecom Daily, модераторы Индустриальной сессии "Телеком и Индустрия 4.0" конференции "Телеком 2021" 16 апреля 2021 года. 
  • Александр Антонов, директор по информационным технологиям компании "Т Плюс". 
  • Владислав Беляев, член правления, директор по информационным технологиям Группа "Черкизово". 
  • Алексей Ноздрин, зам.гендиректора по коммерческой деятельности ТТК.
  • Ярослав Свинцов, исполнительный директор госкомпании ГЛОНАСС Мобайл 
  • Наталья Талдыкина, директор по развитию корпоративного бизнеса компании ПАО МегаФон


Кирилл Алифанов представил подборку фактов в отношении Индустрии 4.0. 

3 минуты требуются квантовому компьютеру, чтобы совершить вычисления, на которые современному суперкомпьютеру на кремниевых чипах потребовалось бы 10 тысяч лет. 

105 млрд рублей до конца 2024 года потребуется для развития беспроводных технологий в России. 

2.5 трлн рублей составит общая стоимость проекта "Цифровая экономика" за 5 лет. 

Эти факты говорят о том, что к Индустрии 4.0 есть значительный интерес государства. Есть кейсы, подтверждающие, что Индустрия 4.0 это не только красивые слова, но и реализованные проекты. 

21 млрд штук - количество подключенных к интернету IoT-устройств в мире на конец 2020 года.

Денис Кусков. Как меняются внутри себя операторы?  


МегаФон и цифровые решения для бизнеса

Наталья Талдыкина, директор по развитию корпоративного бизнеса компании ПАО МегаФон. В МегаФон я отвечаю за корпоративный сегмент, давно работаю в этом сегменте, около 20 лет, прошла с телекомом путь от простой SIM-карты к сложносочиненным технологическим решениям. 

Что могу сказать по цифрам. В структуре наших доходов в корпоративном сегменте доля доходов от цифровых решений растет и составляет уже около 25%. Это тренд. И это драйвер роста нашего бизнеса. Наше общение с заказчиками происходит уже не на уровне простых телекомовских решений, мы начинаем разговор с того, что обсуждаем потребности, которые есть у промышленного предприятия. Технологии, которые мы используем для собственной инфраструктуры, мы конечно применяем и для развития наших цифровых сервисов. 

КА: Можете рассказать про какой-то интересный кейс?

Наталья Талдыкина. МегаФон это один из ведущих операторов по направлению IoT. На конец 2020 года у нас 10 млн пользователей M2M. Доходы от этого направления год от года прирастают. Мы анализируем рынок, анализируем потребности наших заказчиков. В конце 2020 года провели исследование "IoT индекс в телекоме". В опросе приняли участие 780 компаний, которые ответили на наши вопросы, предоставив следующую статистику. 

- 41% компаний подтвердили, что сократили свои затраты на 17% при внедрении технологии IoT;

- 22% компаний подтвердили, что увеличили доходы за счет внедрения технологии IoT на 35%.

Немаловажно, что компании нам подтвердили, что инвестиции, которые они делали в это направление окупились в течение 1.5 - 2 лет.

Компания "Т Плюс" - наш давнишний партнер, который на базе своей компании реализует интересные решения и проекты в теме IoT, Александр Антонов может об этом рассказать.


Про ТТК, Технологию 4.0, цифровые двойники и сеть считывающих рамок

Алексей Ноздрин, зам.гендиректора по коммерческой деятельности ТТК. Квинтэссенция всего или многого из того, о чем говорится на сегодняшнем форуме, заключается вот в чем - практически ни один из крупных, смотрящих в будущее операторов связи, не удовлетворен своей ролью исключительно в телекоме и желает принимать самое активное участие в процессах цифровизации, цифрового развития и индустриализации в том числе, с точки зрения внедрения Технологий 4.0.   

Безусловно ТТК не стоит в стороне. Свою будущее, свою цифровую повестку в горизонте 2025 года мы видим в Технологиях 4.0. Мы будем смещать фокус внимания на ключевых заказчиков и на материнскую компанию РЖД с точки зрения участия в проектах цифровой трансформации и цифрового развития. Безусловно определенный опыт в этой сфере нами уже накоплен и одним из успешных, на наш взгляд, кейсов хотелось бы сегодня поделиться. 

Речь идет о технологии, уже в значительной степени внедренной на полигонах РЖД. Это платформа постов диагностики и приемки подвижного состава. Это сеть металлоконструкций, сеть рамок, размещенных на сортировочных станциях и подъездах к ним и оснащенных большим количеством датчиков различного масштаба и технологического содержания. Эти датчики считывают порядка 80 параметров с каждого из "вагонов" проезжающего мимо состава.

Так мы решаем одну из ключевых задач, которая прописана в программе цифровой трансформации РЖД до 2025 года. Это создание "цифрового двойника" всей инфраструктуры железной дороги, в данном случае - конкретно подвижного состава. И стационарные объекты, и мобильные, и все бизнес-процессы, подлежат в рамках этой программы полной оцифровке и паспортизации. 

Мы считаем, что для того, чтобы совершить индустриальный рывок любому промышленному предприятию, в том числе, любому предприятию транспортно-логистической сферы, крупнейшим из которых является компания РЖД, необходимо наличие базовой инфраструктурной платформы в виде качественного покрытия участвующих в процессе сетей связи, как базовых, так и сетей IoT. И, конечно, это платформа, позволяющая создавать "цифрового двойника". 

Искренне считаем, что по-настоящему проинтегрировать, оцифровать и получить значительные эффекты в сквозных бизнес-процессах крупнейших предприятий без создания "цифровых двойников" практически невозможно. Кумулятивный эффект, который мы получаем даже при внедрении частичных решений, связанных с цифровым двойником, действительно очень масштабен.

Если ранее, в случае с конкретным железнодорожным вагоном, он носил на себе атрибуты индивидуальной идентификации, на каждый вагон заводился паспорт, то сейчас этот паспорт становится цифровым. Благодаря цифровизации мы знаем не только прошлое каждого вагона, но и его настоящее, а с помощью предиктивных моделей также можем анализировать будущее каждого вагона. И это уже сейчас оказывает существенное влияние на бизнес-процессы РЖД, включая планирование, управление процессом перевозки, а также помогает решать вопросы связанные с эксплуатацией и ремонтом подвижного состава. То есть экономический эффект, который обеспечивается сегодня и планируется в дальнейшем, поистине невероятен. 

А как это влияет на цену билетов для конечного заказчика?

Алексей Ноздрин, ТТК: В данном случае мы говорим о грузоперевозках. Внедрение технологии о которой я рассказал, благоприятным образом сказывается на цене взаимодействия с заказчиками грузоперевозок. В первую очередь, с точки зрения наблюдения за грузом, гарантий его сохранности, гарантий его целостности и своевременности доставки, а также наших возможностей влияния на ускорение его доставки - во всех этих направлениях технология оказывает положительный эффект самым непосредственным образом. 

Соответственно, с точки зрения взаимодействия со всеми участниками процесса, технология в дальнейшем позволит удешевлять решения, связанные с ремонтом подвижного состава, с их повторной эксплуатацией, с планированием их текущего использования. Соответственно это, как минимум, потенциально, может повлиять на ценовую политику.   


ГЛОНАСС Мобайл и eSIM

Давайте зададим вопрос Ярославу, представителю облачного оператора ГЛОНАСС Мобайл. Какие вы видите тренды в Индустрии 4.0? Как вы их применяете?  

Ярослав Свинцов, исполнительный директор госкомпании ГЛОНАСС Мобайл: Акционерное общество ГЛОНАСС это 100% государственная компания. В какой-то момент она заинтересовалась новой технологией, которую мы привыкли называть eSIM или embedded SIM, то есть встроенными SIM-картами. С этой целью был создан новый проект, он как раз называется ГЛОНАСС Мобайл. Задача этого проекта заключается в том, чтобы апробировать новую технологию, создать конкретные кейсы. На текущий момент у ГЛОНАСС Мобайл более 7 млн клиентов, которые с нашей точки зрения заинтересованы в сервисе eSIM, и они об этом прямо заявляют. 

Почему так? Потому что большая часть наших клиентов - это корпоративные клиенты у которых есть какой-то транспортный парк. Данный парк транспортных средств конечно требует работы в части его мониторинга, отслеживания грузоперевозок, отслеживания состояния каких-то инженерных систем. Все это делается с помощью специального инженерного оборудования, которое устанавливается на автомобили, которое работает как навигационное. И естественно там присутствует SIM-карта для обеспечения услуги связи. 

За несколько лет эксплуатации мы столкнулись с тем, что выявления какой-либо проблемы на устройстве, требует снятия соответствующего транспортного средства с маршрута. Стоимость эксплуатации транспортного средства на сегодня - от 12 тысяч и выше - столько по сути стоит снятие автомобиля с маршрута и направление его на какое-то техобслуживание. Зачастую проблемой оказывается потеря услуги связи. Для выявления проблемы требуется провести мониторинг работы устройства, а затем устранить выявленную проблему. Это занимает, минимум, 1 день. 

Технология eSIM заинтересовала нас потому, что она позволяет создать более качественное устройство в котором уже не будет дополнительного модуля для подключения SIM-карты с его механическим разъемом. Вместо этого интеллектуальный модуль eSIM будет встроен непосредственно в устройство (как чип на плате). Заводская сборка - гарантия заметного снижения отказов, связанных с модулем идентификации. Переход на eSIM естественно приведет к снижению расходов транспортных компаний в связи с внештатными ситуациями, возникающими из-за поломки устройств. 

eSIM это уже зрелая, достаточно известная технология. Мы больше ведем разработки в части M2M и IoT. Не только автомобильные трекеры сейчас изучаем, но и другие устройства, предназначенные для других сфер нашей жизнедеятельности. В связи с этим у нас появилось много интересных идей, как по развитию eSIM технологии в России, так и по развитию некоторых бизнесов, которые могут создаваться рядом с этой технологией. 

Приходят наши партнеры и сами генерят эти идеи, которые им кажутся интересными и рентабельными с коммерческой точки зрения. 


Какие из технологий Индустрии 4.0 уже использует Группа Черкизово?

Владислав Беляев, член правления, директор по информационным технологиям Группа "Черкизово". 

Мы - компания, которая "серьезно пострадала" от Индустрии 4.0, уже не первый год занимаемся этой темой. Стоит отметить, что одно дело "продавать" эти технологии, их продвигать, а совсем иное - ими пользоваться. 

Самый известный наш кейс, три года тому назад мы построили в Кашире, Московская область, мясоперерабатывающий завод. Это завод-робот. Людей на нем практически нет. Можете поискать в Youtube ролики "Черкизово, Кашира, роботы". Действительно выстроена сложнейшая технологическая цепочка, сложная и с айтишной точки зрения и с точки зрения производственного оборудования. Чуть меньше трех лет завод-робот работает. На момент его открытия аналогов не существовало не только в России, но и в Европе. Нас не догнали и за прошедшие 3 года. А мы, тем временем, проектируем следующий роботизированный завод, который также будет построен на принципах Индустрии 4.0 с тем же полностью безлюдным подходом к технологиям.  

Важный момент. Мы построили этот завод, дорогой (обошелся в 7 млрд рублей) не из любви к Индустрии 4.0. К нам часто приходят вендоры, интеграторы, которые говорят о самоценности технологий. Мы не разделяем этот подход. Технология не самоценна. Когда мы 5 лет назад начинали проектировать завод термин "Индустрия 4.0" еще практически никто не использовал. И мы строили завод-робот, не потому, что хотели построить именно завод робот, самый автоматизированный, самый роботизированный завод в мире. Мы хотели добиться качества нашей продукции. Качество для FMCG бизнеса, для пищевки, как вы понимаете, это безлюдность, которая заодно и биобезопасность, - чем меньше людей контактирует с полуфабрикатом, тем более качественный, вкусный и безопасный продукт вы получаете. Кроме того, люди зачастую ошибаются в соблюдении рецептур, вольно или невольно. Так что для нас вопрос тотальной автоматизации это вопрос, прежде всего, качества продукции. 

Важно понимать, что не технологии ради технологий важны, но технологии ради продукта. Важно исходить из потребностей бизнеса. Что бизнесу необходимо. В нашем случае был кейс про качество. У кого-то кейс про скорость. И тоже не всегда очевидно, что история с цифровизацией, с диджитализацией, непосредственно даст вам value. Из того, что мы каждый день слышим об успешных кейсах, реально работает процентов 10. Если речь про то, что работало хотя бы несколько лет, причем не на полигоне, а в реальных условиях, и не на тестовом участке или в тестовой песочнице. Хайпа в теме Индустрия 4.0 больше, чем реально реализованных программ. 

Хайп, с одной стороны, это позитивное явление. Он привлек внимание к этой теме руководства компаний, людей, принимающих решения. Мы видим, что интерес к IT-технологиям безусловно вырос. Но у хайпа есть и обратная сторона, можно видеть, что продающие компании, интеграторы, консультанты, зачастую затирают само понятие. 

Недавно ко мне приходили продавцы источников бесперебойного питания. Они начинают с презентации, в общем, достаточно типовой. Заявляют, что ИБП - это первый шаг к цифровизации. Ребята, теме ИБП - под сотню лет, не нужно продавать ИБП под знаменами цифровизации. Это отрицательная сторона хайпа, тема становится заезженной. 

Сейчас немало руководителей предприятий, IT-директоров заняты поиском "серебряной пули". Рассуждения у них примерно такие. Вот, сейчас есть такая "цифровизация". И там в наборе технологий есть Такая, которую я использую и немедленно весь бардак, который царит на моем предприятии или в цепочке холдинга будет устранен. Коллеги, так это не работает. Наш завод-робот - это годы труда, годы вложенных серьезных усилий и технологических разработок. 

Мы занимаемся и другими темами, кроме роботизации. Например, более трех лет мы успешно занимаемся темой компьютерного зрения. Внедряем, используем уже на нескольких фабриках. Если говорить о направлениях использования, то используем например для учета производительности труда. Вот уже год мы занимаемся другим аспектом - использование машинного зрения для контроля качества в условиях массового производства. Когда что-то, что вы выпускаете в течение дня измеряется десятками или сотнями тысяч, тогда машинное зрение - это очень эффективная и полезная технология, на наш взгляд. Но применить ее, встроить в производственные процессы - не такая простая задача. Натренировать сеть на распознавание чего-либо это несложная задача. Намного сложнее провести интеграцию с производственным процессом, например, решить вопрос - как бракованное изделие убирать с конвейера, как его обработать, кто за это отвечает. Все эти вещи, связанные с Индустрией 4.0, с моей точки зрения "выстреливают" только тогда, когда они встроены в процесс.  

К счастью, нас миновала блокчейновская волна хайпа. Но я помню, как одна уважаемая компания рассказывала, как на блокчейне был сделан документооборот, подписывались какие-то внутренние документы. Я понимаю, что кому-то наверху был продан проект блокчейна. Но реальный выхлоп... айтишники понимают, что его нет, что это просто смешно. Я бы краснел, если бы рассказывал о том, что мы такое внедрили, люди не краснеют. 


Какие из технологий 4.0 вы применяете в производстве? Какие задачи они помогают решить?

Александр Антонов, директор по информационным технологиям компании "Т Плюс"

Т Плюс это генерация, производство тепла, электроэнергии и доставка этого всего потребителю. По поводу IoT. У энергетиков интернет вещей используется очень давно. На станциях очень много приборов, которые по проводам, без проводов передают данные. IoT используется уже более 10 лет. У нас, применительно к IoT, среди наиболее интересных вещей можно назвать проект, когда мы полностью оприборили наши тепловые сети, ЦТП, камеры, поставили приборы у потребителей и собираем данные с них. Это требуется для того, чтобы решить несколько задач. С одной стороны, ты начинаешь более оперативно строить тепловые балансы, с другой стороны, ты начинаешь получать информацию по утечкам, по парениям. То есть чуть раньше идентифицировать зоны, где у тебя могут происходить потери. Потери это зачастую социальный эффект, это финансовый эффект. Так что формируя систему технологического и коммерческого учета, основываясь на приборах, которые передают данные без проводов, мы большей частью, "закрываем" эту задачу. Но это только одна сторона, применительно к IoT. 

Из наиболее интересных тем, связанных с интернетом вещей, сейчас можно пробовать использовать уже не SIM-карты, которые мы ставим в СПД-модемы, чтобы они обеспечивали передачу информации, а eSIM. Большого распространения они пока не получили, смотрим пока что на это. Потому что переоснащение это опять деньги. 

Можно поговорить еще об одной технологии, которую продвигает телеком, которая может быть весьма востребована, это Private LTE. Мы на нее можем завязывать сервисы, которые происходят внутри станций. На базе Private LTE можно организовать сбор информации с приборов, которые стоят на станции. Следует учитывать, что на станции есть различное оборудование - генераторы, котельная, эти устройства генерируют помехи. Так что есть нюансы. 

Кроме сбора показаний интересна также тема видеоаналитики. Видеоаналитика позволяет снимать с камер видеоряд для последующего анализа этого видеоряда. Это может использоваться для решения вопросов промышленной безопасности, а также на решение вопросов охраны труда. Самые простые кейсы, которые мы решаем, пример у нас есть и в Екатеринбурге на Академке, это контроль СИЗ (средств индивидуальной защиты). Очень нередкими являются несчастные случаи, связанные с тем, что люди передвигаются по станции без сизов. Без этого может произойти тот или иной несчастный случай. Хуже когда сотрудник идет без них выполнять работы. К счастью, такого у нас не бывает. Видеоаналитика позволяет контролировать наличие у работника СИЗ. Кроме этого, видеоаналитика позволяет контролировать наличие персонала в тех или иных зонах и сопоставлять реальное положение дел с заказ-нарядами, которые получены для выполнения этих работ. Проще говоря, контролируем - может ли данный человек находиться в данной зоне, есть ли у него соответствующее разрешение на работу.  

Кроме того, есть система, которая контролирует, имеет ли право данный человек получить заказ-наряд на выполнение данного класса работ. 

Мы рассматриваем возможность организации диспетчерской связи на базе Private LTE. Пока что идут испытания, посмотрим, что получится. Плюс необходимо будет согласовать в нескольких инстанциях, чтобы была именно такая связь. Интересно использовать Private LTE для обеспечения безопасности объекта. Поскольку есть камеры, которые находятся по периметру станции, в определенных корпусах. Соответственно, через Private LTE можно эту проблему решать чуть менее затратными средствами. 

А что с конечными потребителями? Когда можно будет организовать беспроводное снятие данных со всех приборов учета воды, тепла, электричества? 

Снять показания не проблема с любого счетчика, который установлен у потребителя. Основное, чем можно заинтересовать потребителя - это контроль тепла в его квартире. Случается такая вещь, как перетопы. Что это такое? Идет очень горячая вода, в итоге батареи перегревают помещение, жители открывают окна и мы, как поставщики тепла, по сути отапливаем улицу. Решение здесь такое - ставятся поквартирные приборы учета тепла и подача тепла регулируется уже внутри квартиры. И тогда жители сами могут контролировать, сколько тепла они хотят потребить. Для многих это будет выгодно. Рынок в этом направлении идет. Раньше многие сомневались, что приживутся счетчики объемов воды, теперь настала очередь ставить счетчики тепла. 

(на этом конспект завершен, 32'48", хотя сессия продолжалась еще 47 минут)

--

Комментариев нет:

Популярные сообщения

Желающие следить за новостями блога, могут подписаться на рассылку на follow.it (отписаться вы сможете в один клик). 

Еще можно подписаться на Telegram-каналы @abloud62 @abloudrealtime, где также дублируются анонсы практически всех новостей блога. 

 

Translate