Мнение:
Учитывая глобальное потепление и облегчение ледовой ситуации, Северный Морской путь приобретает новое значение. Для подготовки портовой инфраструктуры к росту трафика цифровизация - абсолютно необходима. То же касается и канала связи, желательно, конечно, не Мурманск-Владивосток, а Санкт-Петербург - Владивосток.
Отдельная тема - канал Азия- Европа. Он необходим, но насколько в Европе и Азии хотят взаимодействовать с современной Россией? Впрочем, низкая задержка может оказаться важнее политических разногласий.
То, что проект государственный - не радует от слова совсем. Это, скорее всего, означает более высокие издержки и не слишком высокое качество. Выбор в пользу отечественных подрядчиков дело в целом неплохое, но смущает отсутствие у них опыта в подобных глобальных проектах.
То, что не назвали сумму финансирования смущает и пугает.
Кто должен напрячься. Конечно, в перспективе это ударит по доходам Ростелекома и ТТК. МегаФон с его участием в альтернативной прокладке кабеля практически по тому же маршруту теперь в каком-то смысле конкурент госпрограмме. С другой стороны, каналы на севере России необходимы и на случай любых неудач с государственным проектам, неплохо будет иметь альтернативу в качестве проекта в котором участвует МегаФон. Вот только теперь МегаФону стоит пересчитывать рентабельность своего проекта с учетом госальтернативы.
Тезисы, прозвучавшие в ходе конференции:
Развитие арктической зоны требуется для развития страны. Есть соответствующее поручение Президента РФ.
ГУП Морсвязьспутник будет отвечать за прокладку подводной ВОЛС.
ПВОЛС соединит Мурманск с Владивостоком и, в перспективе, Европу с Азией.
"Управление перспективных технологий" будет выполнять весь комплекс работ. И прокладку линии, и работы с береговой инфраструктурой.
Будет задействовано 9 судов, из них 2 кабелеукладчика, 2 судна поддержки, 4 изыскательских судна. Выход с суши будет методом горизонтально-направленного бурения, затем будет идти заглубление кабеля в основном на 1.5 метра. Там, где невозможно, будет использоваться усиленный кабель. На трассе будет 150 оптических усилителя (ретранслятора), 100 Гбит/c. Проектная задержка в линии не превысит 90 мс. Это минимально возможная задержка, учитывая выбранный маршрут.
Кабель на 6 пар оптических волокон, с двойной броней - в тяжелых участках (до 50 тонн на разрыв), в заглубленных участках - до 30 тонн на разрыв. Кабель выдерживает от минус 50 до +50, рабочие -10 плюс 40. Температура на дне - минус 2 градуса. Вес кабеля - 2 тонны за км. На побережье строится в Мурманске завод по производству подводного кабеля, в мае он вступит в строй. Выпускаемый кабель сразу поступает на судно.
Напряжение в линии будет 15кВ. Певек, Териберка, Владивосток - точки обеспечения питания линии. Обычно ПВОЛС питают с двух сторон, чтобы при разрывах оба фрагмента продолжали работать, Певек - точка промежуточного питания. 13 тыс км - протяженность. В основном кабель идет под плуг. Водолазные работы нужны только в прилегающих к берегу участках.
Линия выйдет из поселения Териберка рядом с Мурманском, где уже создана береговая структура, выполнены прибрежные работы. Проведены изыскания до Андермы. Начинается глубоководная прокладка, которая должна быть завершена в 2022 году (корабли с кабелями выйдут в июне 2021 года). Параллельно идут изыскания по маршруту Диксон и Тикси. К 2025 году должна завершиться прокладка. Завершение проекта - подключений - до 2026 года.
Росморпорт. У нас 18 портов в Арктической зоне. В основном перевозят нефть, СПГ, уголь. Нужен быстрый и надежный канал связи, спутники его обеспечить не могут.
Основная отраслевая задача - обеспечить связью порты, сверхзадача - цифровизация Арктики в целом.
Будут сооружаться ЦОДы. Плюс в том, что на охлаждение тратиться не придется.
Проект полностью финансирован Россией. Привлечение иностранных инвесторов на постройку ПВОЛС Мурманск-Владивосток не планируется. Готовы к сотрудничеству с иностранными партнерами в части достройки ПВОЛС до Европы и до Азии. Переговоры уже идут, договоренности пока не достигнуты.
Конспект трансляции пресс-конференции проведенной на онлайн-площадке пресс-центра ТАСС (фрагменты).
Андрей Журанков, ТАСС: "Наша конференция посвящена историческому событию. Северный морской путь, который определен как исторические сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике, приобретет новое качество и даже новое значение в связи с тем событием из-за которого мы здесь сегодня собрались. Будет объявлен старт глубоководной прокладки трансарктической ВОЛС Мурманск-Владивосток.
Участники конференции:
- Зам. министра транспорта РФ Александр Иванович Пошивай
- Зам. руководителя федерального Агентства морского и речного транспорта Денис Владимирович Ушаков
- Генеральный директор ФГУП Морсвязьспутник Андрей Дмитриевич Куропятников
- Генеральный директор ФГУП Госморпорт Александр Александрович Смирнов
- Генеральный директор Управления Перспективных технологий Алексей Алексеевич Стрельченко
Александр Пошивай, зам.министра транспорта РФ: Проект строительства подводной трансарктической ВОЛС Мурманск-Владивосток был анонсирован на выставке Транспорт России в ноябре 2020 года. Проект осуществляется под эгидой Министерства транспорта РФ, федерального Агентства морского и речного транспорта при помощи двух его подведомственных организаций: Морсвязьспутник и Госморпорт. Головным исполнителем по строительству ПВОЛС определено АО Управление Перспективных технологий.
Реализация проекта позволит подключить к новой подводной магистрали районы арктического побережья и Дальнего Востока, что безусловно будет способствовать выполнению требований Указа президента РФ от 26 октября 2020 года №645. Этим приказом была утверждена Стратегия развития Арктической зоны РФ для обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Данная линия связи обеспечит надежными и высокоскоростными каналами передачи данных и связью портовые инфраструктуры в Арктике, на трассе Севморпути, и в ДВФО, способствуя тем самым целям цифровой трансформации отрасли водного транспорта.
В мае 2021 года Российская Федерация примет на себя обязанности Председателя в Арктическом совете на новый двухлетний цикл. Реализация данного проекта, в том числе в рамках международного сотрудничества с другими государствами, участниками Арктического совета, станет значимым вкладом РФ в мировую телекоммуникационно-информационную инфраструктуру. Это особенно важно в условиях всевозрастающей потребности в увеличении мощности магистральных каналов связи, требуемой как для развития цифровой экосистемы РФ, так и в интересах развития транзитного потенциала между Европой и Азией.
Уникальный проект трансарктической ПВОЛС Мурманск-Владивосток получил название "Полярный экспресс". Новая система общей протяженностью 12650 км будет проложена по географически кратчайшему и не имеющему аналогов маршруту между Европой и Азией. Цель пресс-конференции - информирование о начале этапа глубоководной прокладки кабеля, который начнется в конце мая - начале июня 2020 года.
Мы говорим о том, что этот проект сейчас является ключевым для развития информатизации прежде всего Севморпути, Арктического региона, также рассматривается вопрос о создании проекта Большой Северный морской путь, который пройдет от Санкт-Петербурга до Владивостока. Это говорит о том, насколько сейчас расширяется интерес не только нашей страны, но и всего мирового сообщества на водное пространство в Арктической зоне. Освоение арктической зоны без цифровизации, без информатизации просто невозможно. Все детали, которые могут быть доведены до участников нашей встречи, сообщат мои коллеги.
--
Денис Ушаков, зам. руководителя федерального Агентства морского и речного транспорта: Развитие арктического и дальневосточного регионов РФ в настоящее время серьезным образом меняет требования в том числе к портовой инфраструктуре. К реализации планируется более 900 проектов или уже стартовали в этих регионах. Все они требуют скорейшего и приоритетного совершенствования ИКТ.
Основная задача проекта Полярный экспресс - обеспечение надежными и высокоскоростными каналами связи и передачи данных портовой инфраструктуры в Арктике, на акватории Севморпути, в ДВФО, заказчиками которых является в том числе и подведомственный ФГУП Госморпорт.
Наряду с развитием телекоммуникаций Полярный экспресс также будет способствовать созданию и совершенствованию инфраструктуры ЦОД в этих регионах. Прогресс магистральных сетей и сопутствующих технологий это поддержка новых торговых маршрутов из Европы по трассе Севморпути и далее в Азию, стимулирование цифровой трансформации в отрасли, внедрение новых технологий и, как итог, достижение нового качества жизни людей. Цифровизация и изменение общего мирового климата становится фундаментом изменений и двигателем развития. Оператором, строящим трансарктическую ПВОЛС определен ФГУП Морсвязьспутник, подведомственный Росморречфлоту. В настоящее время Морсвязьспутник ведет переговоры с потенциальными партнерами с целью обеспечения стыковки системы Полярный экспресс с существующими национальными и международными магистральными сетями. Также идет работа по привлечению потребителей.
--
Андрей Куропятников, Генеральный директор ФГУП Морсвязьспутник: Кратко расскажу о роли ФГУП Морсвязьспутник в этом проекте. Как было отмечено, поручением Президента предприятию было поручено выступить оператором строящейся ПВОЛС. Также за ФГУП Морсвязьспутник закреплены обязательства по международному взаимодействию, чтобы встроить проект Полярный экспресс в международную инфраструктуру ПВОЛС, чтобы это стало частью международной инфраструктуры. Как известно, 98% мирового интернет трафика транспортируется именно по подводным ВОЛС. Бум, который сейчас переживает эта индустрия, соизмерим с бумом начала нулевых годов, когда интернет начал развиваться высокими темпами. Сейчас в период трудной поры пандемии спрос на телекоммуникационную инфраструктуру, на интернет каналы растет кратно и это послужило еще одним фактором при принятии решения в отношении строительства ПВОЛС Полярный экспресс.
Конечно, основная задача - это обеспечить растущие потребности портовой инфраструктуры, а также сопутствующих проектов, которые осуществляются сейчас в арктическом регионе и в ДВФО. Но кроме этого, существует потребность также транзита международного трафика между Европой и Азией.
Прежде, чем о запуске проекта было объявлено, были проведены немалые маркетинговые исследования, было взаимодействие с рядом консалтинговых компаний, российских и зарубежных. В ходе таких работ было получено подтверждение значимости проекта и безусловную его востребованность. Не буду вдаваться в цифры, но приведу пару примеров.
Инфраструктура ПВОЛС пережила свой первый бум в начале нулевых годов. Тогда были построены масштабные сети, которые соединили Европу с Америкой, с Азией. Известно, что средний срок жизни данных ВОЛС - порядка 25 лет. То есть созданная тогда инфраструктура подходит к окончанию сроков своего полезного использования. Дефицит в емкостях ПВОЛС становится все более значимым. В связи с этим мы еще больше укрепились в своем понимании того, что востребованность линии связи Мурманск-Владивосток и Европа-Азия будет очень высокой.
--
(на этом пока все)
Комментариев нет:
Отправить комментарий