Ростелеком отчитался за 2q2021 (и за полугодие). Капвложения слегка вниз, зато выручка, прибыль, читая прибыль и OIBDA вверх. И даже какой-то свободный неотрицательный денежный поток робко проявился. Можно еще сотрудников подсократить для еще более красивых цифр.
Чистый долг компании, впрочем, вырос еще на 6% до 493,8 млрд руб. Но на фоне красивых прибылей/доходов показатель "Чистый долг / OIBDA" опустился до 2,4х.
Нет, увы, новых данных по абонбазе Tele2. Опять говорится о 46,6 млн. ("Tele2 Россия является крупным игроком на рынке мобильной связи, обслуживающим совместно с «Ростелекомом» более 46,6 млн абонентов). Точно та же цифра была по итогам 1q2021.
Ростелеком отмечает 12% рост доходов мобильного бизнеса, связанный с ростом услуг потребления мобильного интернета и базовых голосовых сервисов.
Выручка за II квартал 2021 г. выросла на 9%, OIBDA [1] увеличилась на 15%, чистая прибыль — на 46%, FCF [2] улучшился на 10,7 млрд руб.
Москва, 5 августа 2021 г. — ПАО «Ростелеком» (MOEX: RTKM, RTKMP; OTCQX: ROSYY), крупнейший в России интегрированный провайдер цифровых услуг и решений, объявляет результаты деятельности за II квартал и I полугодие 2021 г. по данным консолидированной отчетности по МСФО.
ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИТОГИ II КВАРТАЛА 2021 г.
• Выручка по сравнению с II кварталом 2020 г. выросла на 9%, до 138,6 млрд руб.
• Показатель OIBDA вырос на 15%, до 55,9 млрд руб.
• Рентабельность по OIBDA увеличилась на 2,0 п. п., до 40,4%.
• Чистая прибыль выросла на 46%, до 11,2 млрд руб.
• Капитальные вложения [3] без учета госпрограмм снизились на 2%, до 24,4 млрд руб. (17,6% от выручки).
• FCF улучшился на 10,7 млрд руб. и составил 1,1 млрд руб.
• Чистый долг [4] вкл. АО увеличился на 6% с начала года и составил 493,8 млрд руб. или 2,4х показателя «Чистый долг вкл. АО/OIBDA».
ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИТОГИ I ПОЛУГОДИЯ 2021 г.
• Выручка по сравнению с I полугодием 2020 г. выросла на 9%, до 270,5 млрд руб.
• Показатель OIBDA вырос на 16%, до 111,4 млрд руб.
• Рентабельность по OIBDA увеличилась на 2,6 п. п., до 41,2%.
• Чистая прибыль выросла на 52%, до 23,0 млрд руб.
• Капитальные вложения без учета госпрограмм выросли на 11%, до 51,6 млрд руб. (19,1% от выручки).
• FCF улучшился на 19,1 млрд руб. и составил 3,2 млрд руб.
• Чистый долг вкл. АО увеличился на 6% с начала года и составил 493,8 млрд руб. или 2,4х показателя «Чистый долг вкл. АО/OIBDA».
[1] Здесь и далее показатель OIBDA рассчитывается согласно приложению 1.
[2] Здесь и далее свободный денежный поток (FCF) определяется на основании «Отчета о движении денежных средств» как чистые денежные средства от операционной деятельности минус CAPEX, плюс поступления от продажи основных средств и нематериальных активов, плюс полученные проценты, плюс государственные субсидии.
[3] Здесь и далее показатель капитальных вложений (CAPEX) определяется на основании «Отчета о движении денежных средств» как денежные средства, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов.
[4] Здесь и далее чистый долг рассчитывается как долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы, (а) увеличенные на долгосрочные и краткосрочные обязательства по аренде (сокр. - АО), (б) уменьшенные на величину денежных средств и их эквивалентов, (в) а также величину прочих финансовых активов.
Основные показатели II квартала 2021 г., млн руб.
Основные показатели I полугодия 2021 г., млн руб.
Президент ПАО «Ростелеком» Михаил Осеевский:
«Во втором квартале 2021 года компания продолжила уверенно наращивать финансовые и операционные показатели, продемонстрировав двухзначный темп роста выручки от цифровых услуг и мобильной связи, OIBDA и чистой прибыли. Второй квартал подряд мы заметно улучшаем показатель свободного денежного потока, что важно для формирования базы роста дивидендных выплат в будущем. Главным событием прошедшего квартала стало принятие обновленной стратегии “Ростелекома”. Наша ключевая цель на ближайшие пять лет — дальнейшее развитие компании по модели интегрированного провайдера цифровых услуг и решений с акцентом на умный рост в традиционном бизнесе, а также лидерство в таких инновационных кластерах, как дата-центры и облачные сервисы, кибербезопасность, онлайн-медицина, цифровые регионы, государственные цифровые сервисы. В нашей компании работает сильная профессиональная команда, которой по плечу не только заявленные в стратегии цели по росту бизнеса, но и радикальное сокращение издержек. Это обеспечит устойчивое развитие компании и создаст дополнительную стоимость в интересах всех наших акционеров и стейкхолдеров. Для успешной реализации стратегических инициатив “Ростелеком” постепенно переходит к сегментно-кластерной модели управления и раскрытию результатов деятельности по каждому из них. Это позволит проводить мониторинг деятельности компании согласно приоритетам обновленной стратегии.»
Первый вице-президент ПАО «Ростелеком» Владимир Кириенко:
«Амбициозный рост бизнеса, заложенный в новой стратегии, — серьезный вызов для нашей команды. Вместе с тем результаты, которых мы добились в рамках цифровой трансформации в последние годы, вселяют уверенность, что “Ростелеком” сможет перешагнуть отметку в 700 млрд руб. по выручке в 2025 году с ростом OIBDA в полтора раза и чистой прибыли — не менее чем в два раза. Мы делаем ставку на быстрорастущие цифровые сегменты, где сможем формировать уверенную лидерскую позицию и обеспечивать привлекательный возврат на инвестиции. Набранный темп, сплоченная профессиональная команда и поддержка акционеров позволят нам реализовать эти цели.»
Старший вице-президент — финансовый директор ПАО «Ростелеком» Сергей Анохин:
«Во втором квартале и первом полугодии 2021 года компания продемонстрировала стабильный рост бизнеса и высокий уровень контроля затрат, что в совокупности обеспечило сильные финансовые результаты. Начавшаяся программа трансформации, предусмотренная обновленной стратегией, уже дает результаты, в том числе по сдерживанию роста затрат на фоне активного масштабирования бизнеса. Реализация этой стратегии закладывает основу для роста акционерной стоимости компании и отдачи на вложенный капитал. Перевыполнение намеченных планов по итогам первого полугодия 2021 года, умеренный характер факторов макроэкономического риска, способных оказать негативное влияние на динамику результатов последующих периодов, позволяют оптимистично смотреть на прогноз итогов второго полугодия и дают возможность улучшить опубликованный ранее годовой прогноз на 2021 год. Мы поднимаем прогноз ожидаемого увеличения консолидированной OIBDA до 8–10% с возможностью дополнительного уточнения по результатам третьего квартала 2021 года; в части выручки сохраняем ранее данный прогноз обеспечить рост не менее чем на 5%; в части СAPEX ожидаем расходы в пределах 110–115 млрд рублей (без учета реализации госпрограмм)».
ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ ИТОГИ
Показатели фиксированного бизнеса
[5] Средний доход, получаемый с одного абонента.
[6] Blended ARPU включает в себя выручку от одного подписчика, который пользуется несколькими услугами одновременно (ШПД, IPTV и цифрового кабельного телевидения).
1. Количество интернет-абонентов в сегменте домохозяйств в II квартале 2021 г. выросло на 0,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 12,4 млн. ARPU увеличился на 0,5% и достиг 396 руб.
2. Количество абонентов доступа в интернет и VPN в корпоративном сегменте выросло на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 1,1 млн. ARPU увеличился на 8% и составил 3 623 руб.
3. Количество абонентов платного ТВ выросло на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 10,8 млн со средним ARPU 254 руб. по частным пользователям;
из них количество абонентов IPTV выросло на 8%, до 6,3 млн подписчиков, показатель ARPU для частных пользователей составил 302 руб.
4. Количество активных пользователей мобильного интернета в II квартале 2021 г. выросло на 19,7% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г., при этом рост интернет-трафика в мобильных сетях достиг 31%, показатель оттока сотовых абонентов снизился до 7,2%.
5. Количество абонентов местной телефонной связи уменьшилось на 11%, до 13,3 млн.
КЛЮЧЕВЫЕ СОБЫТИЯ II КВАРТАЛА 2021 г. И ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА
Операционные новости
- «Ростелеком» продолжил расширять и улучшать продуктовое предложение для своих клиентов:
+ в рамках развития тарифного плана «Игровой»:
• проведена масштабная федеральная рекламная кампания «Присоединяйся к команде победителей» с участием амбассадоров бренда «Игровой» — профессиональных геймеров RAMZES666, LeBwa, AlinaRinRin;• в игре World of Tanks проведены турниры «Стальной охотник» и «Время танков» с эксклюзивными условиями для абонентов тарифного плана «Игровой»;• на 10% выросла выручка от подписчиков тарифа «Игровой» в II квартале 2021 г.;
+ в рамках развития цифровой платформы впечатлений Wink, вошедшей в топ-5 онлайн кинотеатров страны:
• запущен новый сервис «Обмен фильма», позволяющий клиентам бесплатно заменить купленный фильм, если просмотрено не более 20 минут от картины;
• по итогам I полугодия 2021 г. до 2,3 млн выросло число клиентов Wink, которые смотрят контент цифрового видеосервиса на двух и более устройствах;
+ дополнены возможности сервиса «Ростелеком. Ключ»:
• расширена линейка совместимого оборудования, интегрирована домофонная панель «Спутник»;• реализована возможность получить учетную запись для управления домофоном прямо из приложения, без дополнительных звонков и контактов с продавцами;• по итогам I полугодия 2021 г. сервис «Ростелеком. Ключ» охватил более 165 тыс. квартир;
+ в рамках развития услуг «Умный дом» и домашнее видеонаблюдение:
• реализована опция «Автоплатеж»;• реализован комплекс мероприятий по повышению устойчивости сервиса к DDoS/Brutforce-атакам;• на 36% выросла сервисная выручка по сравнению с предыдущим кварталом по услуге «Умный дом» и домашнее видеонаблюдение;
+ запущен облачный сервис «Умный офис» для дистанционного управления служебными помещениями из любой точки мира, где есть интернет;+ запущен сервис «Мониторинг транспорта», позволяющий отслеживать состояние автопарка;+ запущена услуга «Аналитика речи» в рамках сервиса виртуальной телефонии;
- «Ростелеком» продолжил расширять цифровой сегмент:
+ в рамках развития сервисов кибербезопасности:
• выведены на рынок:
- первая в России система мониторинга продуктивности персонала Solar addVisor;
- обновленная версия флагманского программного продукта Solar Dozor 7.4;
- новая версия шлюза веб-безопасности с функциональностью обратного прокси-сервера (Reverse Proxy) Solar webProxy 3.6;
- новая версия продукта для контроля защищенности исходного кода Solar appScreener 3.9;
• «Ростелеком» и футбольный клуб «Зенит» заключили договор на поставку комплекса защиты от утечек информации Solar Dozor;• на национальном киберполигоне «Ростелекома» прошли киберучения, в которых приняли участие Минэнерго и ключевые игроки электроэнергетической отрасли, представители силовых ведомств, регуляторов и госорганов;• реализован проект по поставке анализатора кода Solar appScreener в «Единый накопительный пенсионный фонд» Республики Казахстан для повышения безопасности обслуживания клиентов в цифровой среде;• финтех хаб Банка России и «Ростелеком-Солар» провели в «Сириусе» образовательную программу по кибербезопасности финансового сектора;
- в части развития операторского направления бизнеса:
+ доходы «Ростелекома» по проекту О2О (оператор для операторов) выросли на 4% в I полугодии 2021 г.;+ предоставлены два канала 100 Гбит/с для China Telecom на условиях долгосрочной аренды;+ реализован сервис IP-транзит для лидера рынка мобильной связи Киргизии компании «Альфа Телеком» (ТМ Megacom);
- в части реализации прочих крупных проектов и контрактов:
• «Ростелеком» предоставил инфраструктуру автоматизированных рабочих мест для компании «РСХБ-Интех»;• «Ростелеком» заключил договор на оказание услуг центра обработки вызовов для нужд АО «Мособлгаз»;• «Ростелеком» заключил договор на оказание технологических услуг по предоставлению доступа к облачным ресурсам для компании ООО «Каршеринг Руссия» («Делимобиль»);
- Мобильный бизнес «Ростелекома» на базе дочерней компании Tele2 продолжает динамично развиваться:
+ клиенты компании теперь могут:
• менять минуты на кино;
• заказать доставку сим-карты через «Яндекс.Лавку», а также получить ее в постаматах PickPoint;• приобрести сим-карты на AliExpress;+ запущена услуга для контроля передвижения транспорта и сотрудников, а также образовательный портал;+ Tele2 Россия первой связала eSIM с Единой биометрической системой;+ Tele2 Россия завоевала восемь наград престижной премии в области рекламы и маркетинговых коммуникаций «Серебряный Меркурий».
Другие новости
- «Ростелеком» представил одобренную советом директоров стратегию до 2025 года и дивидендную политику на 2021–2023 годы;
- Акционеры «Ростелекома» одобрили дивиденды в размере 5 руб. на акцию и избрали новый совет директоров;
- Андрей Патока стал генеральным директором Tele2 Россия;
- «Ростелеком» разместил биржевые облигации на 15 млрд руб. со ставкой купона 7,7% годовых;
- «Ростелеком» занял первое место по количеству публичных точек Wi-Fi;
- «Ростелеком» лидирует на российском рынке по количеству абонентов и выручке на рынке ШПД для юридических лиц;
- «Ростелеком» лидирует на рынке услуги «Бесплатный вызов»;
- «Ростелеком» занял первое место по количеству клиентов виртуальной АТС;
- «Ростелеком» сохранил безоговорочное лидерство на рынке ЦОД;
- Видеосервис Wink завоевал премии «Золотой луч» и «Большая цифра» в категории лучший ОТТ-сервис;
- Контакт-центры «Ростелекома» получили сертификат качества международного образца ISO;
- «Ростелеком» построил цифровую инфраструктуру для Марченковской ветроэлектростанции;
- «Ростелеком» стал лидером ESG-ренкинга по версии Национального рейтингового агентства.
ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анализ выручки
Структура выручки по видам услуг
Выручка в II квартале 2021 г. увеличилась на 9% по сравнению с II кварталом 2020 г. и составила 138,6 млрд руб. Рост выручки обеспечен влиянием следующих факторов:
• 12% рост доходов мобильного бизнеса, связанный с ростом услуг потребления мобильного интернета и базовых голосовых сервисов;
• 19% рост доходов от цифровых сервисов, связанный с развитием платформенных решений для цифрового государства и проектов «Цифровой регион», продвижением сервисов информационной безопасности, услуг дата-центров и облачных услуг;
• 7% рост выручки от услуг ШПД за счет роста абонентской базы и ARPU, а также отражения
выручки по контрактам подключения к интернету.
Выручка в I полугодии 2021 г. увеличилась на 9% по сравнению с I полугодием 2020 г. и составила 270,5 млрд руб. Рост выручки обеспечен влиянием следующих факторов:
• 12% рост доходов мобильного бизнеса, связанный с ростом услуг потребления мобильного интернета и базовых голосовых сервисов;
• 16% рост доходов от цифровых сервисов, связанный с развитием платформенных решений для цифрового государства, продвижением решений в области информационной безопасности, облачных услуг и услуг дата-центров;
• 8% рост выручки от услуг ШПД за счет роста абонентской базы и ARPU, а также отражения выручки по контрактам подключения к интернету.
Анализ факторов, определивших динамику операционной прибыли
Структура операционных расходов
В II квартале 2021 г. операционные расходы увеличились на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. и составили 116,8 млрд руб. На динамику оказали влияние следующие факторы:
• 16% рост (на 4,5 млрд руб.) амортизационных отчислений и убытков от обесценения внеоборотных активов, в том числе из-за роста амортизационных отчислений по новым объектам основных средств, нематериальных активов и прав аренды;
• 19% рост (на 3,8 млрд руб.) прочих операционных расходов, в том числе обусловленный разворачиванием проектов «Цифровой регион» и расходами на рекламу и продвижение услуг компании;
• 12% рост (на 1,1 млрд руб.) расходов на материалы, ремонт и обслуживание в том числе из-за увеличения расходов на коммунальные платежи;
• 178% рост (на 1,7 млрд руб.) прибыли от выбытия основных средств и нематериальных активов, главным образом по причине лучших результатов деятельности по реализации портфеля недвижимости.
В I полугодии 2021 г. операционные расходы увеличились на 7% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. и составили 226,1 млрд руб. На динамику оказали влияние следующие факторы:
• 17% рост (на 9,4 млрд руб.) амортизационных отчислений и убытков от обесценения внеоборотных активов, в том числе из-за роста амортизационных отчислений по новым объектам основных средств, нематериальных активов и прав аренды;
- 11% рост (на 4,1 млрд руб.) прочих операционных расходов, в том числе обусловленный разворачиванием проектов «Цифровой регион» и расходами на рекламу и продвижение услуг компании;
- 5% рост (на 2,1 млрд руб.) расходов по услугам операторов связи в том числе из-за роста прямых затрат, а также трафика в связи с пандемией и обусловленным ею ускоренным развитием форматов дистанционной коммуникации;
- 10% рост (на 1,8 млрд руб.) расходов на материалы, ремонт и обслуживание в том числе из-за увеличения расходов на коммунальные платежи;
- 125% рост (на 2,9 млрд руб.) прибыли от выбытия основных средств и нематериальных активов, главным образом по причине лучших результатов деятельности по реализации портфеля недвижимости;
- изменение (на 2,4 млрд руб.) по статье прибыль от обесценения финансовых активов, оцениваемых по амортизированной стоимости, в связи с эффектом применения в 1 квартале 2021 года новой методики резервирования, основанной на ожидаемых кредитных убытках для индивидуальных контрагентов и групп.
Показатель OIBDA в II квартале 2021 г. увеличился на 15%, до 55,9 млрд руб., а в I полугодии 2021 г. вырос на 16%, до 111,4 млрд руб. На динамику OIBDA повлиял рост выручки, а также перечисленные факторы изменения операционных расходов. Рентабельность по OIBDA в II квартале 2021 г. выросла на 2,0 п. п. и составила 40,4%, а в I полугодии 2021 г. — на 2,6 п. п., до 41,2%, по сравнению с аналогичными периодами прошлого года.
Анализ факторов, определивших динамику чистой прибыли
Прибыль до налогообложения в II квартале 2021 г. выросла на 44% и составила 14,2 млрд руб., в I полугодии 2021 г. — на 50%, до 29,3 млрд руб., по сравнению с аналогичными периодами прошлого года. Динамика прибыли до налогообложения в II квартале и I полугодии 2021 г. определялась ростом операционной прибыли, снижением финансовых расходов и отсутствием убытков от курсовых разниц в 2021 г.
Налог на прибыль в II квартале 2021 г. составил 3,0 млрд руб. против 2,3 млрд руб. за аналогичный период прошлого года, в I полугодии 2021 г. тот же показатель достиг 6,4 млрд руб. против 4,5 млрд руб. за аналогичный период прошлого года. Динамика налога на прибыль обусловлена изменением прибыли до налогообложения.
Чистая прибыль в II квартале 2021 г. выросла на 46%, до 11,2 млрд руб., по сравнению с аналогичным периодом 2020 г., а за I полугодие 2021 г. — на 52%, до 23,0 млрд руб., по сравнению с аналогичными периодами прошлого года.
Финансовый обзор
Чистый операционный денежный поток по итогам II квартала 2021 г. вырос на 67% и составил 25,4 млрд руб. по сравнению с аналогичным периодом 2020 г., за I полугодие 2021 г. — на 71%, до 31,7 млрд руб., по сравнению с аналогичными периодами прошлого года.
По итогам II квартала 2021 г. денежный отток по инвестициям во внеоборотные активы без учета госпрограмм снизился на 2%, до 24,4 млрд руб. (17,6% от выручки), с учетом госпрограмм этот показатель вырос на 11%, до 30,8 млрд руб. (22,2% от выручки). По итогам I полугодия 2021 г. денежный отток по инвестициям во внеоборотные активы без учета госпрограмм вырос на 11%, до 51,6 млрд руб. (19,1% от выручки), с учетом госпрограмм этот показатель вырос на 15%, до 61,5 млрд руб. (22,7% от выручки).
Свободный денежный поток за II квартал 2021 г. составил 1,1 млрд руб., улучшившись на 10,7 млрд руб. по сравнению с аналогичным периодом 2020 г., а за I полугодие 2021 г. тот же показатель улучшился на 19,1 млрд руб. и достиг 3,2 млрд руб. На улучшение свободного денежного потока в II квартале 2021 г. повлияли рост OIBDA, а также неравномерное авансирование и выполнение работ внутри календарного года. На улучшение свободного денежного потока в I полугодии 2021 г. помимо перечисленных выше факторов повлияли более низкие объемы погашения кредиторской задолженности по сравнению с аналогичным периодом 2020 г.
Общий долг группы компаний на 30 июня 2021 г. (с учетом АО) изменился незначительно по сравнению с началом года, составив 531,0 млрд руб. 100% общего долга группы компаний на указанную дату составляли рублевые обязательства.
Чистый долг группы компаний на 30 июня 2021 г. (вкл. АО) составил 493,8 млрд руб., увеличившись на 6% к началу года. Долговая нагрузка компании за последние 12 месяцев снизилась с 2,7х до 2,4х по показателю Чистый долг вкл. АО/OIBDA (OIBDA за последние 12 месяцев).
--
Комментариев нет:
Отправить комментарий