Roberto Di Pietro, вице-президент, бизнес-развитие Qualcomm Europe, Inc. открыл встречу с журналистами.
Роберто ди Пьетро пообещал "Мы поделимся с вами накоторыми новостями по части очередных инноваций по части платформ Qualcomm 4G, поговорим об эволюции 4G. А также уделим внимание пользовательскому опыту в области 4K. Мы уверены, что эта фича найдет своих поклонников и будет привлекать к продуктам дополнительное внимание. И конечно обеспечит доходность производителям устройств и операторам связи".
Роберто представил второго докладчика - энергичного г-на Raj Talluri, который отвечает за развитие платформы Snapdragon. Raj покажет вам впечетляющее демо 4K, пообещал Роберто. Забегая вперед, так и получилось. Роберто также представил г-на Laurent Fournier, отвечающего за маркетинг и развитие Qualcomm в Европе, в основном, в связи 4G и другими современными технологиями.
Проектирование поддержки 4K в Snapdragon
Радж Тэллури занимается менеджментом развития продуктов, которые объединены брендом Snapdragon, флагманских продуктов Qualcomm. Радж пообещал, что после встречи у каждого из нас улучшится представление о том, какими будут продукты на базе Snapdragon в самом ближайшем будущем - в конце 2014 - начале 2015 года, чего смогут ожидать конечные потребители, которые приобретут эти продукты.
Задача Раджа и его команды - определять, поддержку каких опций должен обеспечивать тот или иной чип Snapdragon. Задача непростая, если учитывать цикл разработки новых продуктов, который от идеи до массовых отгрузок готового продукта клиентам, может занимать 2-3 года. Порядка полугода занимает процесс проектирования новых опций. 4-5 месяцев - наладка производства нового изделия. Затем чипы возвращаются к разработчикам и наступает этап написания под них ПО, в циклах этих процессов зачастую принимают участие клиенты компании. Нужно также учитывать процессы сертификации чипсета у операторов - это еще несколько месяцев. Соответственно сегодня команда Раджа работает над теми изделиями, которые будут стоять в смартфонах и планшетах в 2017 году. А в изделиях, которые пойдут в продажу осенью 2014 года стоят чипсеты, разработка которых началась в 2011-2012 году. Основной проблемой становится правильный выбор тех функциональностей, которые могут оказаться востребованными рынком через 2-3 года. Задачка не рутинная.
Когда в Qualcomm приступали к проектированию Snapdragon 805 пару лет назад, было решено, что новинка должна будет поддерживать несколько новых функциональностей. Одной из ключевых должна была стать поддержка видео в принципиально новом качестве. Специалисты компании просчитали, что к моменту выхода изделий на новом чипе, на рынке уже начнется формирование спроса на устройства с поддержкой экранов разрешением 4К.
Что такое процессоры семейства Snapdragon сегодня? Это одно из наиболее востребованных на мировом рынке семейств процессоров приложений, которые используются не только в смартфонах хай-энд сегмента. но в других сегментах рынка мобильных устройств, включая смартфоны начального уровня. Более 1350 устройств на базе чипсетов Snapdragon анонсированы или коммерчески доступны на рынке. Более 85 производителей в мире выпускают такие устройства.
Безусловно речь идет не только о смартфонах, множество OEM полагаются на чипсеты Snapdragon при проектировании планшетов и смартшетов.
Разрешение экрана - это один из ключевых факторов для формирования потребительского опыта. В Qualcomm убеждены, что разрешение WQHD (2560 x 1440) очень скоро станет мейнстримом на рынке мобильных устройств. В 2014 году будет отгружено порядка 41 млн устройств с экранами с таким разрешением. Разрешение 4K (3840 x 2160) тоже не за горами - появление флагманов с соответствующими дисплеями можно ожидать в 2015 году - их отгрузят порядка 26 млн. Такие прогнозы на сегодня.
Согласно опросам пользователей, когда они говорят о преимуществах нового планшета, на первое местое 75% опрошенных ставят высокое разрешение дисплея. Второе место с большим отрывом занимает длительное время автономной работы - 22%, третье место занимает желание иметь встроенную поддержку 4G / LTE - 21%, более быстрый процессор - 20%, SMP камеры 18%, большое число приложений - 13%, легкость в использовании - 12%, поддержку технологий распознования голоса - 10%; размеры экрана - 9%; размеры и вес - 9%.
Убедительно?
В плане смартфонов, на вопрос - что вам нравится в вашем новом смартфоне люди отвечают: разрешение экрана - 49%, камера - 32%, качество работы тачскрина - 30%, легкость в пользовании - 25%, мессаджинг - 22%, продолжительность автономной работы - 21%, приложения различных производителей - 20%, быстрый интернет - 18%.
Возникает естественный вопрос - а способны ли люди продолжать замечать отличия дисплеев по мере дальнейшего роста их разрешения. Ведь уже давно муссируется тема, что разрешение дисплеев стало соизмеримо с разрешением человеческого глаза. Это так, но из этого не следует делать поспешный вывод, что поднимать разрешение и далее не для чего не нужно.
Если говорить с позиций практики, то в магазине вы без труда сможете отличить по качеству смартфон с разрешением 4К от смартфона с резршением 2К. Почему это происходит?
Дело в том, что человеческий глаз обладает особенностью. Базовый параметр, описывающий способность различать детали, это так называемая острота зрения. Традиционно считается, что если у человека острота зрения составляет 1, он может различать близко расположенные точки пока их плотность не превышает 344 точки на дюйм. Но есть также и понятие "гиперостроты зрения" - это когда глаз замечает более мелкие отличия. Гиперострота может превышать обычную остроту зрения примерно в 10 раз! Гиперострота зрения позволяет замечать относительные смещения объектов, даже если сами объекты глаз не различает. Например, на таком объекте, как картинка ниже, самих черно-белых полос глаз не различит, но разницу между верхней и нижней частью квадрата легко уловит.
Разница между средним зрением и качественным зрением не столь велика. Если среднее зрение принять за 1 при различении элемента дуги, то качественное зрение может различать дугу размером 0.6. Минимальный различаемый элемент на экране смартфона для человека со типовым зрением - 0.0029" (разрешение 344 dpi). При условии, что мы смотрим на экран смартфона с расстояния 10". А для планшета, на который мы обычно смотрим с расстояния 15", минимальный различимый элемент - 0.0044", что соответствует плотности точек в 229 на дюйм. Те, у кого качественное зрение, легко различат детали на смартфоне с разрешением 573 dpi и на планшете с разрешением 382 dpi.
Так что не удивляйтесь, зачем это производители запускают поддержку дисплеев WQHD и WQXGA. Достаточно посмотреть на устройства с таким экраном и на современные, чтобы можно было без дополнительных увещеваний, ощутить разницу!
Какой вывод из всего этого, помимо того, что разрешение дисплеев в очередной раз вырастет?
Очень простой и очевидный - нужны новые процессоры, намного более производительные!
Именно это понимание было у разработчиков Snapdragon 805 - MSM8084. Чтобы обеспечить обновление картинки 4К на экране со скоростью 60 кадров в секунду нужно успевать обрабатывать вчетверо больше данных, нежели в современных смартфонах.
Какие новые графические возможности обеспечивает MSM8084
- Это первый процессор с возможностью поддержки дисплея устройства с разрешением UltraHD (4K) и интерфейсом для подключения внешнего устройства ультравысокого разрешения. Т.е. не только кодирование и декодирование 4K, но и возможность выдавать 4K на внешний экран.
- Это первое устройство с поддержкой игры с разрешением UltraHD с использованием графического процессора Adreno 420 GPU.
- Это первый процессор с поддержкой видеодекодера HEVC (H.265). Намного более эффективный стандарт кодирования с точки зрения использования полосы частот.
- Это первый процессор с со встроенным Image Signal Processor для работы с камерой с гигапиксельным разрешением. Это означает, что камера с разрешением 15 Мпикс или выше будет работать на новых смартфонах очень быстро!
- Это первое устройств с разрешением 2х64 бита POP памяти для быстрой многозадачной работы с UHD-контентом. Т.е. пришлось организовать больше шин передачи данных на чипе.
- Это единственный на сегодня процессор для мобильного телефона с тактовой частотой CPU в 2.5 ГГц. Четыре ядра таких.
По сути, это самый высокопроизводительный процессор для использования в мобильных устройствах. Впрочем, он может поспорить и с множеством процессоров для ПК.
Каковы основные (ударные) характеристики Snapdragon 805 (8084 Fusion)
- Мощные вычислительные возможности - 4 ядра Krait, модули вычислений с плавающей запятой VeNum.
- Поддержка Adreno 405 GPU (игры и т.п.) - заново разработанное GPU.
- Поддержка Hexagon DSP (сниженное энергопотребление, обработка сенсора голоса и т.п.)
- Совместимость с сетями сотовой связи: модем Gobi 9x35 и поддержка радиотехнологий 4G LTE-A)
- Мультимедийный функционал: воспроизведение и кодирование видео; работа с изображениями в различных стандартах кодирования; поддержка работы с ISP дисплеями высокой разрешающей способности.
- Безопасность системы: Snapdragon StudioAccess, Security for Enterprises and BYOC.
- Память высокой производительности, включая PC DDR.
- Совместимость: Wi-Fi, BT & FM, местоположение
Первым устройством на базе процессора 8084 стал планшет, действующий прототип которого нам показали. Работает он на базе ОС Android. Вы можете и не знать, что у него "под капотом", но достаточно его подержать в руках, вы захотите себе такой же.
Итак, на что можно рассчитывать, если в руки к вам попало устройство на базе процессора семейства Snapdragon 805?
Прежде всего, это устройство, наилучшим образом подходящее для того, чтобы играть на нем.
Основное, что бросается в глаза - потрясающая графика. На мобильном устройстве можно наблюдать то качество картинки, которое до сих пор возможно получить только с помощью настольных систем или игровых приставок (консолей). Кроме того, поддерживается доступ к памяти по технологии DirectX11 FL 11.2, идет разработка поддержки доступа OpenGL ES 3.1. Обеспечивается поддержка динамической тесселяции (разбиения полигонов на мелкие части) и шейдеров геометрии.
Если, например, процессоры Exynos 5430 или семейство Snapdragon 800 не обеспечивали тесселяцию на базе "железа", то в Snapdragon 805 поддержка тесселяции реализована на аппаратном уровне.
Среди прочего нам показали на прототипе планшета на базе Spandragon 805 работу движка Epic Unreal Engine 4. Вплоть до разрешения 4К.
Движок и устройство поддерживают выставление направленных источников света и проработку теней SDF Shadows.
Мобильное устройство впервые обеспечивает такую детализацию прорисовки.
Освещенность картинки рассчитывается с опорой на источники освещения.
Отрабатываются модели светящихся ниш, цветы и т.п. сложные объекты.
Перечислю только базовые фичи постпроцессинга HQV (видео голливудского качества). Напомню, речь идет о разрешении 4K.
- Динтерлейсинг: адаптивная фильтрация движущихся объектов; выявление каденции (cadence Detection), анти алиасинг, возможность записи видео "кинокачества" с помощью планшета.
- Снижение шумов: spatial (random, mosquito, block) и временных (случайных)
- Масштабирование: поддержка цифрового зума, сжатия, обрезки; поддержка различных соотношений сторон, проработка деталей, STI
- Анализ видеопотока: выявление черных прямоугольников, спектральный анализ, построенне гистограммы, определение интенсивности
- Автоматизация HQV: автоматическое снижение зашумленнсти, ACE, автоматическая детализация, автоматический выбор соотношения сторон.
Когда разрабатывался новый графический процессор, в Qualcomm еще не знали, будет ли к этому моменту на рынке доступен какой-то контент с разрешением 4K, поэтому в ряд новых процессоров заложены возможности с помощью мобильного устройства создавать контент 4К с помощью встроенной камеры устройства (она должна быть с разрешением от 8 Мпикс). Это касается целого ряда флагманских смартфонов.
Предлагая сравнить качество работы издели на базе нового графического процессора с конкурентами, Raj показал видеоролик, который каждый из вас может посмотреть в YouTube (рекомендую открыть на весь экран). Сравнивалось качество видео с камеры аппарата 5D Mark III и смартшета Galaxy Note 3. Качество картинки с SGN3 было заметно лучшим во всех приведенных примерах.
Что в точности с чем сравнивалось:
А теперь посмотрите ролик!
Он убедительно доказывает - с контентом 4К скоро проблем не будет. И эти результаты получались с использованием процессора Smapdragon 801. С 805-м все будет еще лучше!
Далее началась демонстрация прототипа планшета на базе Snapdragon 805 с экраном разрешением 4К.
Вы можете посмотреть мой видео ролик, он обеспечит вам примерное представление, что показывали в Париже.
Запись я делал телефоном средней ценовой категории, это не SGN3, так что не ждите эффекта присутствия. Все же, надеюсь, вы почуствуете, что показ был впечатляющим, а главное, я уверен в том, что вам понравятся устройства на базе нового чипсета, вы захотите их приобрести, когда они начнут поступать на рынок в начале 2015 года! В ролике кроме возможностей HQV показаны также такие функциональности, как Ubi Focus или суперпозиция снимков со вспышкой и без нее (устранение эффекта chromo flash).
Отвечая на вопросы журналистов об энергопотреблении нового процессора, Raj Talluri пообещал, что за счет различной оптимизации, удалось свести рост энергопотребления в связи с поддержкой 4K примерно к 10%, что может быть скомпенсировано более высокой емкостью батареи смартфона.
В первом квартале 2015 года можно будет ожидать появления новостей по части CPU процессоров Snapdragon.
==
Конец первой части конспекта встречи с Qualcomm. К сожалению, в этой части не удалось добраться до темы LTE Broadcast и, тем более, до большого тенниса. Об этом я еще напишу в этой подборке конспектов/репортаже. На днях. А пока представляю еще одну часть - к части второй, где говорится о рынке LTE, его трендах и успехах Qualcomm этим трендам соответствовать.
В части 3 читайте подробнее о LTE Broadband
Комментариев нет:
Отправить комментарий