Введение
Информационно-аналитическое агентство Content Review представляет сравнительный анализ роуминговых тарифов операторов мобильной связи РФ. Главным отличием этого исследования от анализа, проведенного в 2012 году, является сфокусированность на услуге передачи данных в роуминге. За прошедший год все российские операторы значительно снизили тарифы
на голосовую связь в роуминге и запустили массу тарифных модификаторов, однако наибольший интерес абонентов сохраняется именно к передаче данных.
Этому способствует увеличивающееся проникновение смартфонов и гиперсоциализация пользователей мобильных устройств. На первый план в роуминге выходит использование приложений навигации, обмена сообщениями и социальных сетей.
Согласно данным Всемирной туристской организации, в 2013 году количество туристических поездок в зарубежные страны достигло рекордных 1,09 миллиарда. Лидирующее положение сохранил Европейский союз, который посетили 563 миллиона путешественников.
Услуга передачи данных в роуминге становится популярной у туристов. По данным Juniper Research, передача данных принесла 36% всех доходов операторов от роуминговых услуг в 2013 году, а в течение ближайших пяти лет ее доля увеличится до 47%.
Главной проблемой для операторов остаются «молчаливые» роумеры (абоненты, находящиеся в роуминге). По оценкам компании Syniverse, ежемесячно в международном роуминге по всему миру находятся 75 миллионов человек, 50% из которых не пользуются голосовыми услугами в роуминге, а 70% не пользуются услугой передачи данных. В Syniverse подсчитали, что из-за этого индустрия недополучает как минимум 17 миллиардов долларов. Именно столько туристы
тратят на Wi-Fi в гостиницах и других местах, а также на приобретение SIM-карт местных операторов.
Российские операторы проделали в 2013 году масштабную работу, направленную на снижение стоимости услуг в роуминге, и особенных успехов им удалось достичь в сегменте передачи данных. Именно анализу тарифов на этот сервис и посвящено данное исследование.
Зарубежный опыт
Снижение тарифов на передачу данных в роуминге наблюдается во всех странах мира, однако мотивация операторов к снижению тарифов различается. В России мощным стимулом к снижению роуминговых тарифов стал ряд случаев, когда абоненты получали чрезмерно большие счета за услуги связи и успешно оспаривали их в суде, или же оператор шел на снижение суммы долга в индивидуальном порядке. Как следствие, на протяжении последних двух лет российские операторы в целях снижения маркетинговых и PR-рисков самостоятельно снижали и продолжают снижать тарифы на связь в роуминге.
В Европе операторов подталкивает к активному снижению тарифов Европейская комиссия. Для этой организации отмена внутриевропейского роуминга является политическим вопросом. Эта инициатива была вынесена на рассмотрение межгосударственной организацией еще в 2010 году, и доведение данного обещания до логичного завершения является личной инициативой Нили Крос, вице-президента Европейской Комиссии. Согласно результатам последнего голосования ЕК, роуминговые тарифы внутри Европейского союза будут полностью отменены к концу 2015 года. Это мало повлияет на ценообразование роуминговых тарифов для европейцев, посещающих страны вне ЕС.
В США оператор T-Mobile USA впервые для местного рынка ввел низкий тариф на передачу данных в роуминге по всему миру. Абонентам предлагался пакет, включающий в себя 100 мегабайт интернет-трафика в сутки. Низкая цена в 15 долларов была обусловлена не только желанием оператора получить новых корпоративных абонентов, для которых роуминговые тарифы зачастую являются важным фактором выбора поставщика услуг, но и тем, что для всех абонентов в роуминге действовало ограничение по скорости 128 kbps. Для сравнения, 100 мегабайт в роуминге у Verizon стоили тогда 25 долларов, а абоненту AT&T 135 мегабайт в роуминге обходились примерно в 30 долларов.
Российские операторы используют две бизнес-модели предоставления роуминговых услуг:
• базовые тарифы, предполагающие отсутствие дополнительных действий со стороны абонента;
• опциональные тарифы, предполагающие совершение абонентом действий, например, подключение тарифного модификатора, приобретение пакета услуг и т.д.
Роуминговые услуги подразделяются на базовые услуги (голосовая связь, передача сообщений SMS и MMS, USSD-запросы и т.д.) и услугу передачи данных (подключение абонентского устройства к сети интернет для приема или передачи данных). В рамках данного исследования проводится анализ исключительно тарифов на передачу данных в роуминге. Подробнее об этой особенности данного исследования рассказано в разделе «Введение».
В 2013 году на российском рынке сформировалось несколько типов опциональных тарифов на передачу данных в роуминге:
• подключение тарифного модификатора, снижающего стоимость передачи 1 мегабайта данных;
• подключение пакета трафика, включающего в себя определенное количество мегабайт данных;
• подключение тарифного модификатора, предлагающего ограниченное количество мегабайт данных в ограниченном периоде времени. Данная модель предполагает абонентскую плату.
Стоимость услуг в роуминге зависит от страны пребывания. Российские операторы разделяют страны на несколько групп, в каждой из которой действуют собственные стоимость и ограничения в применении тарифов. Группы стран у каждого оператора разные, со значительным пересечением по составу. Условно их можно разделить на группы стран Азии, Востока, Европы и другие. При этом на популярных туристических направлениях операторы стараются
установить низкие тарифы, чтобы стимулировать потребления услуг абонентами.
установить низкие тарифы, чтобы стимулировать потребления услуг абонентами.
В рамках данного исследования будут проанализированы тарифы на передачу данных в роуминге в 15 странах дальнего зарубежья и 5 странах СНГ, как базовые, так и опциональные.
Сравнительный анализ тарифов операторов РФ на мобильный интернет в международном роуминге, май 2014.
Сравнительный анализ тарифов операторов РФ на мобильный интернет в международном роуминге, май 2014.
Методология исследования
В рамках данного исследования будет проведен сравнительный анализ тарифов на передачу данных в роуминге в соответствии с исходными данными профиля абонента и моделью его поведения. В соответствии с данными, полученными от операторов РФ, за основу портрета абонента, находящегося в роуминге, были взяты следующие параметры:
• абонент обслуживается по предоплатной системе расчетов;
• абонент, совершающий путешествие, обслуживается по тарифам столичного региона (Москва);
• абонент пользуется передачей данных в роуминге на протяжении 6 дней;
• абонент в случае применения опциональной бизнес-модели тарифов на передачу данных в роуминге придерживается принципа одного действия;
• абонент соответствует одному из двух профилей:
1) «Начинающий турист» потребляет 7 мегабайт данных в день;
2) «Активный турист» потребляет 27 мегабайт данных в день.
Принцип одного действия подразумевает, что абонент способен совершить одно действие, например, подключение услуги, опции, пакета трафика. В случае, если абонент готов к трудностям, связанным с дополнительными действиями, с большей степенью вероятности он приобретет SIM-карту местного оператора. Наиболее «дружественными» по отношению к абоненту являются тарифы, следующие принципу нулевого действия, то есть базовые тарифы.
Профили «начинающего туриста» и «активного туриста» были рассчитаны на основе оценок, данных операторами связи и экспертами рынка. Профиль «начинающего туриста» предполагает, что абонент, находящийся в роуминге, будет ежедневно пользоваться приложениями «браузер» (поиск, просмотр страниц, 4 мегабайта) и «навигация» (просмотр карт, построение маршрута,
3 мегабайта). Итого – 7 мегабайт ежедневно.
3 мегабайта). Итого – 7 мегабайт ежедневно.
Профиль «активного туриста» предполагает, что абонент, находящийся в роуминге, будет ежедневно пользоваться приложениями «браузер» (поиск, просмотр страниц, включая информационные ресурсы и прогноз погоды, 12 мегабайт), «навигация» (просмотр карт, построение маршрута, 5 мегабайт), «фото» (размещение фотографий, 6 мегабайт), «социальные сети» (отметка о пребывании, просмотр ленты сообщений, написание сообщений, 3,5 мегабайта), «чат» (обмен сообщениями, 0,5 мегабайта).
Приложения «браузер» — Safari, Chrome, Internet Explorer и т.д.
Приложения «навигация» — Google Maps, Apple Maps, Here, «Яндекс.Карты» и т.д.
Приложения «фото» — Instagram и т. д.
Приложения «социальные сети» — Facebook, VK, «Одноклассники» и т. д.
Приложения «чат» — WhatsUp, iMessage и т.д.
Страны, в которых будут анализироваться тарифы на роуминг в данном исследовании, были выбраны на основе данных, предоставленных операторами РФ, онлайн-сервисами по продаже авиабилетов и по бронированию отелей.
Приложения «навигация» — Google Maps, Apple Maps, Here, «Яндекс.Карты» и т.д.
Приложения «фото» — Instagram и т. д.
Приложения «социальные сети» — Facebook, VK, «Одноклассники» и т. д.
Приложения «чат» — WhatsUp, iMessage и т.д.
Страны, в которых будут анализироваться тарифы на роуминг в данном исследовании, были выбраны на основе данных, предоставленных операторами РФ, онлайн-сервисами по продаже авиабилетов и по бронированию отелей.
Столь широкая выборка для исходных данных была использована с целью снижения влияния на формирующийся список стран «молчаливых» роумеров.
Операторы могут отследить тех абонентов, которые включают свои телефоны в роуминге, но не могут отследить тех абонентов, кто при выезде за рубеж меняет SIM-карту или не включает мобильное устройство. Онлайн-сервисы по продаже авиабилетов позволяют отследить, куда вылетают из Москвы абоненты операторов, однако эти данные не являются полными, так как пункт назначения может быть иным, а страна используется туристом для транзита. Онлайн-сервисы по бронированию отелей отслеживают, где туристы действительно проживают
во время пребывания в странах зарубежья. Совокупные данные представляют более объективную картину популярности туристических направлений.
Для соблюдения принципа объективности в исследование были включены страны СНГ. Отдельный анализ тарифов на передачу данных в странах СНГ связан с тем, что в большинстве из них российские операторы имеют дочерние структуры, что значительно влияет на ценообразование, а также в связи с геополитической обстановкой и сложностями отдельных операторов по ведению бизнеса в отдельных странах СНГ. Наконец, зачастую жителями России страны СНГ не воспринимаются как зарубежные, и в случае постоянных поездок в эти страны они обзаводятся SIM-картами местных операторов.
Страны дальнего зарубежья:
• Испания
• Франция
• Турция
• Германия
• Италия
• Греция
• Болгария
• Черногория
• Чехия
• Латвия
• Египет
• Таиланд
• Польша
• Литва
• Кипр
• Украина
• Беларусь
• Казахстан
• Узбекистан
• Азербайджан
Следует отметить самостоятельные действия абонентов по оптимизации расходов на услугу передачи данных при нахождении на территории иностранного государства:
• использование «туристических» SIM-карт;
• использование SIM-карт местных операторов;
• использование Wi-Fi, как платного, так и бесплатного.
В качестве тарифных модификаторов, используемых при расчете расходов по опциональным тарифам, использовались следующие сервисы и услуги операторов:
• МТС: «БИТ за границей», «Макси БИТ за границей», «Супер БИТ за границей»
(с учетом изменений, внесенных оператором в мае 2014 года);
• «МегаФон»: «Отпуск-Онлайн», «10 МБ Европа», «30 МБ Европа», «10 МБ Азия»,
«30 МБ Азия»;
• «Билайн»: расчет производился по базовым тарифам в виду отсутствия
тарифных модификаторов для услуги передачи данных в роуминге.
• МТС: «БИТ за границей», «Макси БИТ за границей», «Супер БИТ за границей»
(с учетом изменений, внесенных оператором в мае 2014 года);
• «МегаФон»: «Отпуск-Онлайн», «10 МБ Европа», «30 МБ Европа», «10 МБ Азия»,
«30 МБ Азия»;
• «Билайн»: расчет производился по базовым тарифам в виду отсутствия
тарифных модификаторов для услуги передачи данных в роуминге.
Тарифные опции и модификаторы, а также их выбор и применение в конкретных случаях брались с расчетом на минимальные затраты абонента при соблюдении всех условий, заложенных в методологии данного исследования.
Сравнительный анализ тарифов операторов РФ на мобильный интернет в международном роуминге
Сравнительный анализ тарифов операторов РФ на мобильный интернет в международном роуминге
В рамках данного исследования были проанализированы тарифные предложения на услуги передачи данных в роуминге операторов МТС, «МегаФон» и «Билайн», размещенные на официальных сайтах. В расчет были приняты финансовые условия тарифов и дополнительных опций по состоянию на 22 мая 2014 года для столичного региона (Москва). Необходимо учитывать, что ограничение конкретным регионом введено для того, чтобы исключить применение дополнительных особенных условий, свойственных приграничным регионам. В частности, это справедливо для дальневосточных регионов, в которых существуют специальные тарифы на роуминговые услуги при поездках в азиатские страны, например, Китай.
Анализ проводился отдельно по странам дальнего зарубежья и по странам СНГ. В рамках каждой группы стран был проведен анализ по профилю «начинающего туриста» и «активного туриста». В рамках каждого профиля были проанализированы как базовые, так и опциональные тарифы.
В соответствии с принципом одного действия, в расчетах не рассматривались сценарии поведения, в рамках которых абоненту приходится во время пребывания за рубежом производить отключение и подключение услуг, пакетов трафика и тарифных опций. Предполагается, что все необходимые действия по подключению услуг абонент должен произвести самостоятельно или с помощью сотрудника в салоне оператора перед поездкой.
В ходе анализа тарифов на передачу данных в роуминге было выявлено, что зоны роуминговой тарификации у операторов МТС, «МегаФон» и «Билайн» во многом пересекаются, что указывает на достижение общих договоренностей с операторами данных стран. В то же время, значительная разница в тарифах, порою – на порядок, указывает на то, что некоторые операторы взимают со своих абонентов необоснованно завышенную плату за услугу передачи данных в роуминге.
Помимо этого, выяснилось, что «Билайн» является единственным оператором, который установил базовые тарифы на передачу данных по принципу нулевого действия, на уровне цен опциональных тарифов.
«МегаФон» является единственным оператором, предлагающим абонентам приобрести необходимый пакет трафика для поездок в те страны, где не действует услуга «Отпуск-Онлайн», удешевляющая стоимость 1 мегабайта передачи данных в роуминге. Подключение этой опции платное.
МТС придерживается бизнес-модели, в рамках которой абонент подписывается на услугу, предполагающую предоставление ему определенной ежедневной квоты трафика за абонентскую плату. Семейство опций «БИТ за границей» различается размером квоты трафика и абонентской платой. В расчет принималась та опция, квота трафика которой равнялась или превышала указанное в методологии исследования количество мегабайт для соответствующего профиля.
Поездки в страны дальнего зарубежья
В данном разделе проанализированы тарифы операторов МТС, «Билайн» и «МегаФон» в странах дальнего зарубежья, список которых закреплен в разделе «Методология». Анализ производится по двум профилям абонента, различающимся количеством ежедневно потребляемого трафика, которые закреплены в разделе «Методология».
Расходы «начинающего туриста»
Профиль «начинающего туриста» подробно описан в разделе «Методология».
Базовые тарифы
На графике 1 представлены расчеты расходов абонента по базовым тарифам операторов. В таблицах 1 и 2 представлены данные об операторах, абоненты которых несут наибольшие и наименьшие расходы в конкретных странах в течение всей поездки, параметры которой закреплены в разделе «Методология».
Опциональные тарифы
На графике 2 представлены расчеты расходов абонента по опциональным тарифам операторов. В таблицах 3 и 4 представлены данные об операторах, абоненты которых несут наибольшие и наименьшие расходы в конкретных странах в течение всей поездки. Параметры поездки и выбор опций, применяемых к базовым тарифам операторов, закреплены в разделе «Методология».
Наименьшие расходы на передачу данных в роуминге в странах дальнего зарубежья при подключении дополнительных опций к базовым тарифам понесут абоненты «Билайна» и «МегаФона». При этом сумма расходов абонентов «МегаФона» в некоторых странах меньше, чем абонентов «Билайна», в связи с тем, что базовые тарифы «Билайна» (опции у оператора на момент фиксирования тарифных условий отсутствовали) предполагают тарификацию с большим шагом (30 мегабайт), чем тарифы «МегаФона» (1 мегабайт). В сочетании с профилем «начинающего туриста», включающим 7 мегабайт трафика ежедневно, абоненты «МегаФона» оказываются в более выгодном положении в тех странах, где работает услуга оператора «Отпуск онлайн». В большинстве случаев в наихудшем положении оказываются абоненты МТС, что связано со сложностью тарификационной модели опции семейства «БИТ за границей», предполагающей определенную квоту трафика, размер которой значительно расходится с профилями абонентов, закрепленными в разделе «Методология». Однако, в ряде случаев наименее выгодные тарифы в конкретных странах фиксируются и у «МегаФона», и у «Билайна».
Наименьшие расходы на передачу данных в роуминге в странах дальнего зарубежья при подключении дополнительных опций к базовым тарифам понесут абоненты «Билайна» и «МегаФона». При этом сумма расходов абонентов «МегаФона» в некоторых странах меньше, чем абонентов «Билайна», в связи с тем, что базовые тарифы «Билайна» (опции у оператора на момент фиксирования тарифных условий отсутствовали) предполагают тарификацию с большим шагом (30 мегабайт), чем тарифы «МегаФона» (1 мегабайт). В сочетании с профилем «начинающего туриста», включающим 7 мегабайт трафика ежедневно, абоненты «МегаФона» оказываются в более выгодном положении в тех странах, где работает услуга оператора «Отпуск онлайн». В большинстве случаев в наихудшем положении оказываются абоненты МТС, что связано со сложностью тарификационной модели опции семейства «БИТ за границей», предполагающей определенную квоту трафика, размер которой значительно расходится с профилями абонентов, закрепленными в разделе «Методология». Однако, в ряде случаев наименее выгодные тарифы в конкретных странах фиксируются и у «МегаФона», и у «Билайна».
Расходы «активного туриста»
Профиль «активного туриста» подробно описан в разделе «Методология».
Базовые тарифы
На графике 3 представлены расчеты расходов абонента по базовым тарифам операторов. В таблицах 5 и 6 представлены данные об операторах, абоненты которых несут наибольшие и наименьшие расходы в конкретных странах в течение всей поездки, параметры которой закреплены в разделе «Методология».
Как и в случае с расчетами по профилю «начинающего туриста», наиболее выгодными базовыми тарифами стали предложения «Билайна», а наименее выгодными – МТС. Причиной лидерства «Билайна» в базовых тарифах на услуги передачи данных в роуминге в странах дальнего зарубежья стала политика тарифообразования, предлагающая, с одной стороны, более низкую цену в перерасчете на 1 мегабайт (5 рублей), а с другой стороны, увеличенный шаг тарификации (30 мегабайт). В случае с МТС, оператор не предпринял никаких усилий по снижению базовых тарифов на передачу данных в роуминге в странах дальнего зарубежья, что потенциально может приводить к повышенным расходам абонентов оператора в роуминге из-за их недостаточной осведомленности.
На графике 4 представлены расчеты расходов абонента по опциональным тарифам операторов. В таблицах 7 и 8 представлены данные об операторах, абоненты которых несут наибольшие и наименьшие расходы в конкретных странах в течение всей поездки. Параметры поездки и выбор опций, применяемых к базовым тарифам операторов, закреплены в разделе «Методология».
Наиболее выгодные тарифы, модифицированные дополнительными опциями, в странах дальнего зарубежья, за исключением Египта, предлагает оператор «Билайн». Наименее выгодными оказались опциональные тарифы МТС, хотя в ряде стран проблемы со стоимостью услуги передачи данных в роуминге есть и у «МегаФона», и у «Билайна». Египет выделяется не только из-за несговорчивости местных операторов, но и из-за негативного шлейфа, связанного с самим громким случаем чрезмерных расходов, которые понесли абоненты одного из российских
операторов во время посещения египетских курортов.
Поездки в страны СНГ
В данном разделе проанализированы тарифы операторов МТС, «Билайн» и «МегаФон» в странах СНГ, список которых закреплен в разделе «Методология».
Анализ производится по двум профилям абонента, различающимся количеством ежедневно потребляемого трафика, которые закреплены в разделе «Методология».
Расходы «начинающего туриста»
Профиль «начинающего туриста» подробно описан в разделе «Методология».
Базовые тарифы
На графике 5 представлены расчеты расходов абонента по базовым тарифам операторов. В таблицах 9 и 10 представлены данные об операторах, абоненты которых несут наибольшие и наименьшие расходы в конкретных странах в течение всей поездки, параметры которой закреплены в разделе «Методология».
Наиболее выгодные тарифные предложения для поездок в страны СНГ предлагает оператор «Билайн», хотя дочерние структуры оператора в списке стран, участвующих в исследовании, есть только на Украине, в Казахстане и Узбекистане. Наихудшие условия предлагает своим абонентам МТС, хотя у оператора есть собственные дочерние предприятия на Украине и в Белоруссии. Отсутствие дочерних предприятий в странах СНГ, участвующих в исследовании, у оператора
«МегаФон» не помешало предложить своим абонентам тарифы, в разы ниже, чем МТС.
Опциональные тарифы
На графике 6 представлены расчеты расходов абонента по опциональным тарифам операторов. В таблицах 11 и 12 представлены данные об операторах, абоненты которых несут наибольшие и наименьшие расходы в конкретных странах в течение всей поездки, параметры которой закреплены в разделе «Методология».
Вхождение Украины и Беларуси в список стран, где действует тарифная опция «Отпуск онлайн», позволило «МегаФону» предложить наиболее выгодные тарифы в этих странах. «Билайн» предлагает во всех странах, участвующих в исследовании, свои базовые тарифы, и в трех из пяти стран они стали наиболее выгодными.
Наименее выгодными стали предложения МТС, при этом тарифы, сравнимые с тарифами лидеров, оператор предлагает лишь на Украине.
Расходы «активного туриста»
Профиль «активного туриста» подробно описан в разделе «Методология».
Базовые тарифы
На графике 7 представлены расчеты расходов абонента по базовым тарифам операторов. В таблицах 13 и 14 представлены данные об операторах, абоненты которых несут наибольшие и наименьшие расходы в конкретных странах в течение всей поездки, параметры которой закреплены в разделе «Методология».
Увеличенное потребление трафика, предусмотренное профилем «активного туриста», помогло «Билайну» единолично стать оператором с наиболее выгодными условиями по базовым тарифам в странах СНГ. В то же время МТС стал оператором с наименее выгодными базовыми тарифами в путешествиях по странам СНГ, расходы в некоторых из стран у оператора сопоставимы с расходами в странах дальнего зарубежья.
Опциональные тарифы
На графике 8 представлены расчеты расходов абонента по опциональным тарифам операторов. В таблицах 15 и 16 представлены данные об операторах, абоненты которых несут наибольшие и наименьшие расходы в конкретных странах в течение всей поездки, параметры которой закреплены в разделе «Методология».
Выводы и рекомендации
В ходе сравнительного анализа были подсчитаны 240 позиций: два профиля абонента трех операторов в двадцати странах по двум бизнес-моделям тарифного образования (базовые и опциональные).
В ходе анализа было выявлено 80 позиций, которые заняли операторы с наилучшими ценовыми предложениями, исходя из соответствующих условий подсчета (страны, профиль абонента, тип тарифа) и 80 позиций с наименее выгодными предложениями.
Оператор «Билайн» в 65 из 80 случаев предложил наиболее выгодные тарифы и лишь в 2 случаях из 80 — наименее выгодные тарифы. Отличительной особенностью оператора является отсутствие дополнительных опций для удешевления базовых тарифов на услугу передачи данных в роуминге.
В большинстве стран (18 из 20) применялся базовый тариф 150 рублей за 30 мегабайт трафика. Тарифы в Египте и Таиланде выше, однако, оператор последовательно увеличивает количество стран, для которых применяются базовые тарифы, аналогичные европейским.
Оператор «МегаФон» в 15 случаях из 80 предложил наилучшие цены, а в 10 случаях из 80 тарифы оператора оказались наихудшими. Главной тарифной опцией, удешевляющей тарифы на передачу данных в роуминге, у оператора является услуга «Отпуск онлайн», абонентская плата за которую не взимается, но подключение которой обходится в 30 рублей. Эта опция снижает стоимость 1 мегабайта, что дает преимущество перед другими операторами, тарифицирующими по пакетному принципу. В странах, где опция «Отпуск онлайн» не применяется, абонентам предлагается заранее приобрести необходимое количество трафика с шагом в 10 мегабайт. Стоимость пакета зависит от конкретной страны.
Оператор МТС ни в одном из случаев, рассчитанных в данном исследовании, не предложил «лучшую цену», но в 68 из 80 случаев стал оператором, предложившим своим абонентам наихудшие тарифы. Это обусловлено довольно сложной схемой применения опций семейства «БИТ за рубежом»: существует три вида опций для четырех групп стран, при этом количество трафика, входящего в каждую из 12 разновидностей «БИТ за рубежом» — разное. Большие расходы абонентов, полученные при расчетах в рамках данного исследования, обусловлены тем, что во многих странах за стандартную абонентскую плату оператором предлагается слишком мало ежедневного трафика (5 мегабайт), что, в соответствии с методологией исследования, было причиной применения в расчете более дорогой опции с достаточным количеством включенного в нее трафика. Также МТС стал единственным оператором, который за прошедший год практически не изменил базовые тарифы на передачу данных в роуминге, что может обернуться финансовыми проблемами для его абонентов.
В 2013 году и у «Билайна», и у МТС работали единые базовые тарифы на передачу данных в роуминге — 750 рублей за 1 мегабайт. В 2014 году столь высокая стоимость базового тарифа осталась лишь у МТС. Базовые тарифы «МегаФона» в ряде случаев увеличились, но остались в сравнении с тарифами МТС невысокими. «Билайн» значительно снизил базовые тарифы, но увеличил шаг тарификации до 30 мегабайт. Это позволило снизить стоимость 1 мегабайта до 5 рублей – цены, сравнимой с базовой ценой на передачу данных в России.
В 2014 году операторы в значительной степени оптимизировали собственные интернет-сайты, что позволило в 2-4 клика узнать стоимость услуг в роуминге в конкретной стране и отследить эффект тарифных опций, отметив необходимые непосредственно на странице тарифов. К сожалению, операторы по-прежнему не указывают полную стоимость 1 мегабайта данных в роуминге. На странице тарифов указывается стоимость за несколько десятков килобайт. Более низкая цена вводит абонента в заблуждение.
Абонентам, выезжающим за пределы РФ и планирующим пользоваться своим мобильным устройством для доступа к передаче данных, включая использование приложений, можно дать следующие рекомендации:
• вне зависимости от оператора, необходимо уточнить, в какую именно зону тарификации попадает страна, в которую планируется поездка. В европейских странах расходы на роуминг значительно ниже, чем в Азии;
• вне зависимости от оператора, посетить сайт оператора и в разделе «роуминг» (название может отличаться) уточнить тарифы в конкретной стране, а также изучить все доступные для подключения опции;
• абонентам оператора «Билайн», подключенным на «постоплатную» систему расчетов, необходимо обратить внимание на дополнительную опцию, позволяющую сделать базовые тарифы такими же, как на «предоплатной» системе расчетов;
• абонентам оператора «МегаФон» необходимо обратить внимание на то, что если в стране потенциального пребывания доступны и опция «Отпуск онлайн», и пакеты трафика, то наиболее выгодным будет подключение опции «Отпуск онлайн»;
• абонентам оператора МТС рекомендуется вне зависимости от планируемого потребления интернет-услуг подключить опцию из семейства «БИТ за границей», так как ее подключение окупится в любом случае — первые же килобайты, которые передаст устройство абонента в роуминге, обойдутся ему по тарифу 750 рублей за 1 мегабайт;
• по возможности, следует пользоваться альтернативным подключением к интернету, например, Wi-Fi;
• в случае путешествия в группе потенциально выгодным будет использование мобильного Wi-Fi-роутера, к которому устройства участников группы будут подключаться по Wi-Fi. Однако, необходимо помнить обо всех ограничениях, предусмотренных подключенными тарифом и опциями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий