Покупка группой Vodafone провайдера фиксированных услуг ШПД C&WW за более, чем миллиард фунтов
стерлингов – хорошая иллюстрация одного из трендов последних лет.
Говоря о тренде, я имею в виду рост конвергенции
фиксированной и мобильной связи. Операторы мобильной связи все более зависят от
«фиксированной части» их сетей. Причина очевидна – растущий спрос на
интернет-трафик и сжимающиеся из-за эффекта «дыхания» соты 3G.
В этом плане предложение, которое поступило от группы Vodafone на
покупку C&WW - только звено в цепи. В
2008 Vodafone выкупил у миноритариев Arcor в Германии. В США, где Vodafone владеет
45% акций в крупнейшем операторе мобильной связи - Verizon Wireless, группа также
владеет 55% в провайдере фиксированной связи – Verizon Communications. Это тоже
лидер рынка.
Всего 10 лет назад казалось, что правы те, кто развивал
сотовый бизнес сепаратно. В самом деле, на фоне зарегулированного рынка
фиксированной связи с его контролем цен со стороны государств, почти
нерегулируемый рынок сотовой связи обещал массу интересных возможностей. И Vodafon ими
сполна воспользовался, вкладываясь в покупку и развитие изолированных сотовых
активов. Хотя и в то время, нашлись желающие развивать оба направления
одновременно – та же Deutsche Telekom или France Telecom.
Появление мобильного ШПД привело к катарсису, оказалось, что
не так уж неправы были те, кто все предыдущие годы считал, что у хорошего
оператора сотовой связи должны быть свои опорные, транспортные и магистральные
сети. Теперь выяснилось, что именно эти компании зачастую более готовы к
требованиям рынка.
Впрочем, здесь все не просто. Независимо от того, является
ли бизнес фиксированной связи своим или каналы арендуются у кого-то из
партнеров (конкурентов?), важно, чтобы это не были старые синхронные и дорогие
каналы типа T1/E1 (SDH и т.п.). Сейчас
«на коне» те, кто располагает доступом к инфраструктуре, способной поддержать All-IP, поскольку такие сети обеспечивают необходимую гибкость
услуги, пропускную способность и низкую себестоимость.
Если посмотреть на рынок России, то тренд в полной мере нас
не обошел. Все операторы Б3 обзавелись своей «фиксой», интегрировали ее, а
Ростелеком, напротив, потихоньку выстраивает мобильный сегмент. Смогут ли устоять на рынке те, кто не в
тренде?
Мне представляется, что новые технологии и регулирование дают неплохой шанс тем компаниям, которые еще вчера мыслили себя только операторами фиксированной связи, попробовать поработать и на поле мобильных услуг. Например, в рамках MVNO, раз уж лицензий и частот «на всех не запасено»? Как думаете, может у них это получиться?
Комментариев нет:
Отправить комментарий