Аналитики обещают рост цен на телеком-услуги из-за пандемии и инициатив "сверху"

Информационно-аналитическое агентство Content Review подготовило прогноз роста стоимости услуг связи в 2021 году. В течение года услуги связи подорожают на 15-16%, однако рост будет неравномерным. Базовые услуги, включая голосовые звонки и интернет, на тарифах нижней ценовой категории подвергнутся корректировке в меньшей степени, нежели тарифы средней и высокой категории. Также операторы будут компенсировать выпадающие доходы и дополнительные расходы на законодательные инициативы государства через сопутствующие услуги и корпоративные контракты. Совокупно ежегодные расходы операторов на исполнение законодательных инициатив в случае их принятия в текущей конфигурации могут превысить 200 миллиардов рублей.



Главным фактором, повлиявшим на динамику доходов операторов, стала пандемия коронавируса и последовавшие за ней режим самоизоляции, финансовый кризис, волатильность курса национальной валюты и общая неопределённость. Некоторые статьи доходов операторов не смогут восстановиться в объемах даже 2019 года, например, услуги международного роуминга. В 2021 году негативные последствия могут быть ослаблены в первую очередь за счёт вакцинации населения и снятия ограничений. В июле 2020 года агентство Content Review оценило финансовый ущерб мобильным операторам в 30 миллиардов рублей.

Факторы роста расходов операторов на предоставления услуг связи делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

К краткосрочным факторам относятся:

Ежегодное подорожание товаров и услуг, участвующих в производственной цепочке операторов. Помимо традиционных корректировок цен на электроэнергию и ГСМ в эту статью расходов в 2020 году добавилось требования дополнительного оснащения офисов и точек продаж и персонала средствами защиты.
Динамика курса национальной валюты. В связи с пандемией рубль по отношению к доллару снизился на 18,5%. В 2021 году девальвация национальной валюты прогнозируется на уровне 5-10%.

К среднесрочным факторам относятся государственные инициативы, расходы на которые операторы вынуждены резервировать ежегодно:

«Пакет Яровой» и «Суверенный интернет» — реализация данных законов продолжает буксовать, пандемия коронавируса лишь замедлила данный процесс. В конце 2020 года этот блок инициатив дополнился требованием государства от операторов использовать лишь отечественное ПО и оборудование в строительстве сетей 5G.

«Социальный интернет» — инициатива, выдвинутая президентом РФ, была направлена на предоставление бесплатного и безусловного доступа к сайтам государственного значения — «Госуслуги», сайты муниципалитетов и других органов власти. Однако в профильном министерстве данная инициатива трансформировалась в требование предоставить бесплатный доступ к коммерческим сайтам и сервисам. Операторы связи оценили реализацию данной инициативе в формате, предлагаемом министерством, в 150 миллиардов рублей в год, что составляет до 10% выручки операторов.

Обязательное использование единой биометрической системы для идентификации абонентов. На данный момент удалённая идентификация абонентов происходит с помощью платформ операторов в связке с идентификацией на «ГосУслугах». Новая инициатива направлена на поддержку оператора «Ростелеком», который является оператором ЕБС. При использовании ЕБС ставится под вопрос функциональность eSIM и возможность удалённого подключения абонентам, не являющихся резидентами РФ. В случае принятия данной инициативы потери её от внедрения операторы оценивают 10 миллиардов рублей в год.

Режим самоизоляции, введённые в большинстве регионов РФ, а также объявленные президентом РФ нерабочие дни и режим удалённой работы, внедрённый большинством организаций, привело к тому, что интенсивность использования услуг мобильной связи в городах сместилось из деловых центров в спальные районы. Это привело к необходимости создать избыточные мощности сетей в новых местах скопления абонентов, что, в свою очередь потребовало перераспределение расходов в рамках CAPEX (капитальных затрат).

К долгосрочным факторам относится внедрение 5G:

Частоты для запуска 5G в России так и не были выделены. При этом государство отказывается выделять частоты в диапазоне C-Band. Выделение частот в иных диапазонах приведёт к увеличению расходов на создание инфраструктуры из-за необходимости использования нестандартного оборудования. В докладе, подготовленном операторами связи, посвящённому сравнительному анализу развития 5G в разных частотных диапазонах, убыток от использования предложенных государством частот оценивается в 354 миллиарда рублей в ближайшие десять лет, что составит более 30 миллиардов ежегодно.

Совокупно ежегодные расходы операторов на исполнение законодательных инициатив в случае их принятия в текущей конфигурации могут превысить 200 миллиардов рублей. В связи с отсутствием государственного финансирования и отказом правительства как-либо компенсировать расходы операторов на исполнение новых законов и инициатив, операторы будут вынуждены поднимать цены на услуги. Наибольший рост расходов ожидает абонентов в основном на тарифах с абонентской платой от 500 до 900 рублей и клиентов, приобретающих услуги операторов для обеспечения удалённого режима работы, включая облачные услуги.

«Среди всех факторов, повлиявших на выручку операторов, стоит особо выделить пандемию, уничтожившую выручку от ритейла и роуминга, и стремление отдельных чиновников внедрить разумные инициативы в популистском ключе, когда за „бесплатное“ заплатят сами абоненты, как это уже было в прошлом при „отмене“ роуминга», — комментирует руководитель Content Review Сергей Половников. — «Операторы связи сегодня являются одними из немногих компаний, не получающих финансирование и компенсаций из бюджета РФ, а потому любые новые инициативы законодателей и правительства будут оплачены абонентами и клиентами операторов, хотят они того или нет».

--

Можно поспорить с автором в отношении тех или иных конкретных цифр, можно вспомнить и другие факторы в пользу роста, например, программу "доступный интернет", но в любом случае в целом нельзя не согласиться с автором. Цены на услуги телекома в 2021 году будут расти, это неизбежно. И, безусловно, удар по телеком-бизнесу операторов сотовой связи наносит не только пандемия, но и чиновники, депутаты, силовики - все, кто придумывает и делает обязательными для частных компаний перечисленные выше инициативы. Платить за это придется, разумеется, абонентам, то есть практически всему населению страны. 

Есть и еще одна составляющая, которая толкает вверх цены на мобильный доступ. Не будем забывать, что цены на услуги мобильного ШПД в России давно уже находятся на абсурдно низком уровне, не меняясь годами, несмотря на падение курса национальной валюты. Об этом говорит и крайне низкая доля расходов на связь в потребительской корзине, если сравнивать эти расходы с расходами на транспорт, на ЖКХ, электричество и т.п., не говоря уже о расходах на питание или платную медицину. Кто-то может этому радоваться, не понимая, что низкие расходы абонентов, это сокращение инвестиционного потенциала операторов. Без повышения тарифов, даже при отсутствии таких факторов, как пандемия или реализация дорогих фантазий "охранителей", отрасль уже не может обходиться. Особенно с учетом грядущей стройки 5G. Так что в этом плане повышение тарифов должно быть, причем, в идеале, одномоментно высокое, например, на 50%. Но и здесь, из-за позиции регуляторов, которые очень любят изображать приверженность идеям социального государства, нет надежды на то, что такое повышение будет возможным. А значит и далее нам, скорее всего, придется наблюдать скрытое, ползучее повышение тарифов в стиле Tele2. 

Отдельная тема - отчего в России установились такие низкие цены на телеком? Кто-то видит в этом неумелую работу маркетологов, которые буквально "вымораживали" целые регионы в ходе ценовых войн, сводя доходы региональных отделений чуть не к нулю. Кто-то показывает пальцем на регуляторов, которые почему-то спокойно смотрят на рост стоимости продуктов питания или услуг подачи горячей воды, но при этом бдительно следят за тем, чтобы не росли цены на телеком-услуги. Да, в России в целом в торговлю и управление умеют немногие. Но есть и другая причина - в целом не слишком высокий уровень жизни. Особенно, если брать медианные расчеты, а не складывать доходы безработного и "абрамовича", вычисляя средний уровень. И это является безусловным ограничителем потенциала роста тарифов. После роста тарифов до того уровня, которые бы позволил операторам развивать свои сети активнее, чем сейчас, слишком многие в нашей стране будут вынуждены отказываться от слишком дорогих для них услуг. И получится, что охват населения услугами связи будет не расти, а сокращаться, несмотря на затраченные на развитие сетей миллиарды. Отсюда и желание властей сдерживать рост цен, раз уж не получается поднимать доходы населения. 

--

UPD: Пресс-служба Минцифразы оперативно откликнулась на сегодняшние публикации.

Замглавы Минцифры России Олег Иванов сообщил об отсутствии оснований для увеличения тарифов мобильной связи.

«Оснований для повышения тарифов в январе мы не видим. В России операторы обязаны публиковать свои тарифы на сайтах и информировать об их изменениях своих абонентов заранее. Никаких извещений об изменении тарифов на данный момент операторы не разместили.

Все существенные повышения тарифов проходят согласование ФАС. Если оснований для их повышения нет, то операторы получают соответствующее предписание антимонопольной службы. В еженедельном режиме операторы также направляют в ФАС информацию о тарифах».

--

Не поверю, что регуляторы оторваны от реалий рынка. Неужели они не знают, что можно, например, вечером в пятницу объявить о том, что тариф Х становится "архивным", и выпустить новенький с иголочки тариф Х (с тем же названием), но с более высокими расценками. И тогда никакого "повышения тарифов" никто не заметит, ведь речь пойдет просто о новом тарифе. 

Комментариев нет:

Отправка комментария

Подписывайтесь на мой Youtube-канал

и на мой Telegram-канал

Популярные сообщения

Подписаться на email - рассылку

Translate