Конспекты: Александр Торбахов, Вымпелком, отвечает на вопросы аналитиков и журналистов

Генеральный директор "Вымпелком" Александр Торбахов сегодня встречался с аналитиками телеком-рынка и представителями отраслевых и деловых медиа. Вашему вниманию, мой конспект встречи.
Часть 1. Александр Торбахов - вступительное слово - читайте по ссылке. 


Как работает Билайн в пандемию? Компания сохраняет режим удаленной работы?

АТ: Мы продлили режим удаленной работы до конца марта 2020 года. Как вы знаете, Билайн умел работать удаленно и до начала всех карантинных мероприятий. Для Билайна это был понятный стандарт работы, только измерялся он другими процентами. Если раньше это было 10%-20% сотрудников, работавших удаленно, то теперь этот процент увеличен до 90, но никакой революции ради этого не потребовалось. 

А благодаря тому, что теперь все научились пользоваться Zoom и другими средствами удаленной коммуникации, мы уже думаем, что в исходное состояние, в котором компания находилась до весны 2020 года, мы уже никогда не вернемся.

Можно подробнее поговорить про стереотипы восприятия, которые мешают абонентам адекватно воспринимать компанию Билайн? Когда и как вы его хотите изменить?

АТ: Восприятие людей, абонентов, всегда идет с заметной задержкой относительно изменений реального положения дел с той или иной компанией.  

В свое время Билайн от этого долго выигрывал. Качество услуг компании из-за недофинансирования развития сети объективно ухудшалось, а восприятие компании абонентами оставалось по-прежнему неплохим. Постепенно восприятие догнало реальность, а теперь оно работает против нас. Качество сети Вымпелком объективно улучшается, а изменения восприятия этого процесса будет идти с заметной задержкой. 

Мы эту проблему хорошо понимаем. Так что и эта встреча, в том числе, для того, чтобы информировать вас и ваших читателей о ходе событий, чтобы довести до всего рынка информацию о том, что Билайн вернулся! Что Билайн сегодня, это намного лучше, чем Билайн вчера. 

Сколько уйдет времени на то, чтобы это восприятие укоренилось? Думаю, что на это уйдут кварталы, а не годы.  Возможно, не 2, не три квартала, но все же и не годы. Где-то, например, в местах, где мы предпринимали концентрированные усилия, прежде всего, в Москве, в Санкт-Петербурге, это скажется на восприятии быстрее. 

Безусловно мы не везде одинаково активно инвестируем, где-то качество услуг растет не такими высокими темпами. В Москве восприятие начнет улучшаться уже в 2021 году, мы на это рассчитываем. 

В стране уже происходит интересное. Почти всегда речь идет не об абсолютном качестве сети, а о результатах сравнения услуг Билайн и услуг других операторов. Был момент когда разница стала драматичной, измерялась 30-40 пунктами в терминах NPS. Сейчас Билайн продолжает оцениваться не слишком высоко, но и оценки остальных участников рынка начали сильно деградировать. То, что мы в этой ситуации показываем стабильные оценки - уже хорошо. Сейчас начинает расти - это еще лучше. А сверху к нам приближаются наши конкуренты, которые также испытывают ряд проблем. Дистанция в оценках начала сокращаться. Уверен, что и в следующем году она будет сокращаться.

Билайн активно инвестирует в расширение и улучшение сети в Москве, в Санкт-Петербурге. А что происходит с сетями Билайн в регионах?

АТ: Это своего рода наследие прежнего периода. К сожалению Билайн мало инвестировал в развитие сетей на протяжении пяти лет. И когда эти процессы возобновились, компания должна была расставить приоритеты, где вести улучшение сети, прежде всего. Понятно, что потери позиций в Москве, в Санкт-Петербурге были для компании наиболее чувствительными, именно поэтому восстановление позиций началось именно с этих регионов. 

При этом у нас нет иллюзий. В Москве и Санкт-Петербурге живет менее четверти населения страны. Оставаться успешным федеральным игроком, имея качественные сети только в Москве и Санкт-Петербурге, невозможно. 

К счастью, в ряде регионов Вымпелком удерживает высокие позиции. И если в этом году мы инвестировали примерно в 10 регионах, то в 2021 году мы будем прилагать усилия по улучшению конкурентных позиций практически во всех остальных регионах. 

В Новосибирске, например, в 2020 году мы построили столько, сколько не строил ни один оператор ни в один из предшествующих годов. Это была рекордная стройка и люди уже чувствуют, что мы возвращаемся. 

В Волгограде мы 2.5 года занимались рефармингом частот и, к сожалению, потеряли лидерские позиции, чуть не угробили наш бизнес.  Волевым усилием этот рефарминг мы завершили в начале осени и теперь активно восстанавливаем возникшее отставание.

Понятно, что основная задача для Билайн сейчас - быстро усилить сети. Но что планируется в плане ценовой политики? Ранее компания не раз повышала цены, нередко первой, а за ней "подтягивались" другие операторы. Но теперь есть, минимум, один конкурент, который также активно инвестирует, но при этом еще и удерживает цены ниже, чем у других операторов. Как это влияет на ценовую политику?

Анна Айбашева: Мы всегда честно предупреждали о планах подъема цен. В пятницу вечером, как делают иные, на сайте какие-то новые тарифы с увеличенными ценами, начинающие действовать со следующего дня, не выставляли. 

АТ: Как я уже говорил, несколько лет подряд Билайн неплохо выглядел по ряду верхнеуровневых показателей. В последние три года у компании не падала выручка, даже прирастала немного. И удерживалась на хорошем уровне EBITDA. В этом году все увидели "страшную правду" - одновременно упавшие выручку и EBITDA, а еще сократившуюся абонбазу. Проблемы, которые копились "под капотом", выплеснулись наружу. 

Среди причин этого - компания долго игнорировала качество своих услуг. Отток клиентов компания компенсировала, поднимая цены, тем самым удерживая показатели. То есть остающиеся клиенты по сути брали на себя расходы, которые ранее несли ушедшие клиенты. В этом году мы с этой "игрой" закончили. Понятно, что эта игра имеет предсказуемый конец. Если останется один абонент, ему придется заплатить за все десятки миллионов ушедших. Вряд ли найдется такой абонент. 

Так что в 2020 году мы перестали повышать цены так, как это делали раньше. Мы перестали оказываться в разных регионах оператором с самыми высокими ценами. 

Сотовая связь так устроена, что "федеральные стратегии" имеют мало смысла. В одном регионе компания может занимать первое место, в другом регионе - последнее. Так что и стратегии должны быть разными,  в зависимости от специфики региона и конкурентной ситуации в нем. Но у нас чуть не в каждом регионе цены на услуги компании могли быть самыми высокими, независимо от качества услуг компании конкретно в этом регионе. 

Сейчас все это меняем. Там, где мы занимаем 1-2 позицию, мы можем себе позволить быть премиальными по цене, во всех других регионах, где мы отстаем по покрытию или качеству услуг, мы перестали быть ценовыми лидерами. 

Важно при этом понимать, что рынок телекома это по сути абсурдный рынок. Нездоровая борьба за доли рынка привела его в то состояние, в котором он сейчас находится. Российский телеком чуть ли не самый дешевый телеком на свете. У операторов не растет выручка, а когда растет, то на единицы процентов, что не компенсирует даже инфляции. И уж, тем более, не компенсирует рост CAPEX, который объективно необходим для поддержания качества услуг на приемлемом уровне. 

Мы считаем эту ситуацию абсолютно нездоровой. Считаем, что на этом рынке каким-то образом цены должны расти. ARPU в 350 рублей в 2010 году и в 2020 году - это бред. Цена на макароны может вырасти на 60% за три недели. А телеком не может вырасти за 10 лет на 1 рубль. 

Возможно необходимость повышения цен на телеком услуги может раздражать регулятора. Но  небольшая инфляция расценок на услуги телекома объективно необходима всем участникам рынка. Так что Билайн точно не будет тем игроком, который попытается продавливать рынок вниз своими ценовыми предложениями.

Есть регулятор, который не хочет повышения цен. Причина в том, что люди очень остро реагируют на попытки повышения цен, хотя вроде бы понятно, что связь в России очень хорошая, при этом ее предлагают за непропорционально небольшие деньги. Поднять цены одномоментно вдвое невозможно. Это может быть можно сделать очень постепенно. Собственно этим и занимаются практически все операторы - плавным и постепенным подъемом цен. К какому уровню цен мы можем прийти через 5 лет? 

На самом деле роста цен сейчас практически нет. Да, на каком-то тарифе какие-то расценки могут поменяться. Но если взять ценники за последние 10 лет, вы увидите, что как было 200 рублей за самый бюджетный тариф, 400 рублей за средний и какие-то премиальные тарифы, так эта ситуация и сохранилась. И доказательство тому - все тот же ARPU, который практически не изменился за все прошедшие годы. Разницы между 2010-м годом, 2015-м, 2020-м особой нет. 

Если коллективно включить мозг, то нетрудно было бы понять, что если перестать бороться за изменение доли рынка с 23% до 24%, или с 33% до 34%, то счастья было бы больше, если бы при этом цены на рынке повысились бы на 5 рублей. К сожалению, в атмосфере всеобщего недоверия, к этому простому выводу участники рынка за все эти годы не пришли. Так что никакой ответственный прогноз относительно поведения цен, в принципе, невозможен.

Как компания предполагает компенсировать доходы, выпавшие из-за снижения числа сезонных работников из Средней Азии?

АТ: Компенсировать это никак невозможно, потому что эти расходы выпали. Теперь только ожидать, когда они вернутся. К счастью, для компании это не было основным источником доходов. Так что сейчас развиваем другие направления. Как вы знаете, у нас B2B успешно развивается во всех аспектах. В целом растет выручка от передачи данных. Мы инвестируем в развитие передачи данных, так что выручка от этого сегмента будет расти.  

Если бы еще и мигранты приехали, то плюсы бы работали не на компенсацию минусов, а пошли бы на увеличение результатов компании и итоги квартала выглядели бы намного лучше.

Кадровые изменения. В 2020 году Билайн столкнулся с серьезными кадровыми изменениями. Что будет 2021 году?

АТ: Хорошая новость заключается в том, что Билайн значительно усилил кадры в регионах. Очень важно, кто и как управляет бизнесом на местах. 

Если говорить про штаб квартиру, то здесь также значительные изменения, в частности, сформирована хорошая команда в рознице на уровне члены правления минус 1. Это люди, которые отвечают за дистрибуцию, за продукт, за онлайн. Это очень сильные ребята. Осталось определиться с лидером для этой команды, в ближайшее время мы это сделаем. Сейчас у команды есть и.о. руководителя и нет сомнений, что даже в таком составе будут достигаться цели, и что сейчас достигнуто более качественное состояние, чем то, в котором ситуация находилась полгода тому назад. 

Аналогичная ситуация - с рядом других направлений, там также обеспечено улучшение за счет кадровых изменений.  

Наверное странно, если бы замены не произошли, учитывая состояние, в котором оказалась компания по итогам действия предыдущего состава руководителей. Очевидно, что компании, находящейся в кризисе, требуются кадровые изменения. 

Для меня это принципиальный вопрос.  Я убежден, что сильные люди делают сильное дело, не сильные - не делают.

Вы говорили про технологический паритет. Говорили, что хотите догнать рынок, сократив технологическое отставание.  Но у всех игроков сети в разном состоянии. Кого именно необходимо догнать? Сколько времени это займет?

АТ: Я не говорил, что мы хотим сократить отставание. Хотя де-факто оно сокращается, а где-то мы занимаем лидерские позиции. Скорее идет речь об адекватности запросам клиентов. Сегодня высокоскоростная передача данных - норма жизни. Если вы не обеспечиваете достаточные скорости и непрерывность оказания услуг, то вы теряете клиентов. То есть нет задачи в городе N догнать по числу базовых станций конкурента Х. Нужно в городе N обеспечить клиента качественной услугой. 

Сегодня, в терминах NPS, клиенты говорят нам: для меня мобильный оператор - это оператор, который дает мне качественный мобильный интернет по адекватной цене. Да, сервисы, call-центры, магазины, все это тоже важно и имеет значение. Но мобильный интернет - первичен. Так что первичен для нас не паритет с конкурентами, а качество услуг, которые мы можем предлагать нашим клиентам.  И по этому показателю в ряде регионов мы являемся лидерами рынка. В других пока что нет. 

В 2021 году в регионах будем тратить на развитие сети больше, чем в 2020 году и намного больше, чем во все предыдущие годы. 

При этом у нас кардинально поменялся подход к планированию сети. Теперь планированием сетей занимаются не только технари, но и наш "клиентский опыт". Все идет от клиента. И покрытие обеспечивается прежде всего там, где сосредоточены клиенты. В 2021 году будет рекордная стройка. 

Для того, чтобы привести сети Билайн по всей стране в... разумное состояние, потребуется еще до двух лет.

Извечное соревнование в продажах SIM-карт. В этом году операторы стали чуть спокойнее с этим. Будут здесь какие-то изменения в 2021 году?

Эта гонка, этот телекомовский абсурд нас точно не интересует. Рекордное количество магазинов нас не интересует. Рекордное количество проданных SIM-карт нас не интересует, 95% из которых вскоре отправляются в помойку.  Нас интересуют качественные клиенты. Этот сигнал мы постоянно нашим партнерам по бизнесу посылаем. И хотелось бы, чтобы прекратился этот "подогрев атмосферы". 

Рекламные бюджеты на ТВ нас тоже не интересуют. 4 оператора связи в стране входят в топ-10 рекламодателей страны... и это представители индустрии, которая за 10 лет выросла на героические 15%? 

Из всех этих гонок мы вышли, участвовать в них более не хотим.

Стоит ли ожидать значительного сокращения розницы Вымпелком?

Нет, сильно сокращать розницу не будем. Мы не верим, что в ближайшие 5 лет будет только один онлайн. Будет сосуществование офлайна и онлайна. Будем, конечно, давить на развитие сервиса онлайн, офлайновая торговля будет незначительно сжиматься, но каких-то драматичных сокращений не планируем.

Сейчас проявлена идея, чтобы перенос номер осуществлялся в считанные часы. Какая у вас позиция по теме?

Иногда озвучиваются благие цели, а затем начинается шапкозакидательство. Мы за благие цели, но против шапкозакидательства. Безусловно MNP не должен тянуться днями, как это происходит сегодня. Не будем показывать пальцами, но некоторые этими днями пользуются очень некорректно. Кто-то блокирует переход клиента, например. Мы в такие игры не играем. Как технологическая процедура, MNP должна происходить быстрее. Возможно это стоит делать за день. 

Главное, чтобы были отработаны протоколы взаимодействия, чтобы это надежно работало.  

Сегодня процветает воровство мобильных номеров. Зачастую это делается ради взлома социальных сетей, привязанных к номеру. MNP за три часа упростит подобные действия. Клиент даже толком не поймет, к какому оператору ему звонить, когда у него украдут номер, ведь он уже может быть переведен на другого оператора. 

Именно поэтому так важно отработать протоколы взаимодействия, в том числе, с учетом вопросов обеспечения безопасности пользователей. Если все сделать разумно, то можно переход за 3 часа сделать безопаснее, чем текущий переход за 8 дней. 

Уровень осознания проблем мошенничеств в стране растет. Уровень взаимодействия между участниками рынка также растет. Даже без участия государства, которое не спешит заниматься решением этих проблем, "горизонтальное" взаимодействие участников рынка, в частности, операторов и банков, обеспечивает значимый прогресс в этой области.

Ранее сети были переданы в управление компаниям Nokia и Huawei. В штат этих компаний было передано большое число инженеров Вымпелком. Многие были "оптимизированы". Как планируется развернуть эту ситуацию?

АТ: Несколько недель назад я был в Новосибирске в одном из центров управления нашей сетью. Был рад видеть людей, которые ранее были переведены из Билайн в вендорские структуры, а теперь оказались вновь в Билайн. Очень благодарен Huawei за то, что лучшие люди сохранились. Более 1500 специалистов вернутся на работу в ВымпелКом. У кого-то даже не поменяется помещение, где они работают, софт, с которым они работают. Только вывеска на двери.

Был ли достигнут эффект от внедрения managed services?

Когда все это затевалось, у вендоров была надежда на получение еще одного крупного игрока. Тогда бы была возможность совместного использования инженерного ресурса под нужды двух участников рынка, была бы возможность выиграть на издержках. Этого не произошло, Билайн оставался единственным пользователем профессиональных услуг. По сути, произошло усложнение системы без заметного выигрыша в экономике. Где-то даже это привело к какой-то деградации качества.

Какое место планы в отношении 5G занимают в остальных планах компании? Важна ли эта тема?

Мы были бы счастливы что-то делать в этой теме. Весь мир сейчас "улетает на ракете" в 5G. Какие-то мелкие, незначительные эксперименты мы тоже делаем. Никакого влияния на миллионы наших клиентов эти действия не оказывают, никакого влияния на нашу многомиллиардную выручку не оказывают. 

Глобально 5G в России нет и в ближайшее время не предвидится. Не принято соответствующее решение, не выделены соответствующие частоты. Те частоты, о выделении которых идет речь, в диапазоне 4,8-4,99 ГГц, сто раз уже было повторено о них, что оборудования под него меньше, инвестиций потребуется больше (прим.АБ - плюс трансграничные проблемы). Поэтому даже когда развитие 5G в России начнется, наша страна будет отставать. 

В прошлом году рынок еще как-то бился... обсуждался вопрос с совместным предприятием. Сейчас уже меньше интереса к этому всему?

Интереса не меньше. Но темы уже проработаны. Все уже понятно. То, что диапазон 3.5 ГГц лучше, чем диапазон 4,8 ГГц, и чем он лучше, это известно. То, что мы готовы действовать в составе СП, это тоже так. Все слова сказаны. Нужно что-то делать. Делать пока ничего невозможно, поскольку не приняты соответствующие решения. Вот, собственно, вся ситуация с 5G.

Можно ли ожидать, что до 2023 года что-то в области 5G появится в коммерческой эксплуатации?

Считать можно только в относительном масштабе. Вначале должен случиться момент Т. От него можно вести отсчет. Сеть 5G начнет постепенно развиваться. Через год-полтора начнут появляться сервисы. За 3-4 года сеть 5G будет работать много где. Поскольку момент Т не произошел, все остальные события сдвигаются все далее в будущее. В теории уложиться до 2023 года все еще возможно. Если соответствующие (регуляторные) решения будут приняты весной 2021 года. 

Моментом Т вы называете выделение частот или создание СП?

Совместное предприятие это технический вопрос.  Глобальный вопрос - это выделение частот для развития 5G в России. 

Все же сейчас еще идет противостояние с регулятором, который хотел бы, чтобы СП не только вопросами выделения частот занималось, рефармингом частот, а чтобы был создавалась единая, общая инфраструктура сети 5G?

Это одно из возможных решений, которые еще не приняты. Все это остается в режиме обсуждения.  

На следующей неделе завершится срок рассмотрения ФАС-ом заявки на создание СП, которую подавали операторы. Операторы сделали то, что ФАС их просил сделать?

Насколько я знаю, да. Но это все настолько незначительно и сиюминутно. 

Представим, что 5G в России появился. Что для этого должно произойти, есть несколько опорных точек.  Все, что обсуждается, это какие-то "боковые ручейки", не имеющие отношения к главным, принципиальным решениям. 

Вспомните, как появлялась в России сотовая связь каждого следующего поколения. Сокращения вначале сокращались, примерно к 2010-му году. После 3G оно вновь начало нарастать, если помните, в Москве все никак не выделяли частоты. C 4G мы не сильно отставали от мира. Сейчас, к сожалению, с 5G начинаем серьезно отставать, как в прежние времена. 

Факты говорят сами за себя. В мире более сотни запущенных в коммерцию сетей 5G, у нас нет 5G. 

Все ли закупаемое Билайн сейчас оборудование, базовые станции, с функциональностью 5G ready?

Да, все современное оборудование такое. 

Значит ли это, что к моменту, когда произойдет "момент Т", дискуссия об отечественном оборудовании сама сойдет на нет? Ведь к этому моменту у каждого оператора уже будет огромная сеть, которая "поворотом программного тумблера" может стать сетью 5G?

Поворота недостаточно, все равно понадобятся дополнительные инвестиции. Да, мы инвестируем сегодня так, чтобы инвестиции были оптимальными, чтобы не перестраивать потом сеть. 

Что касается отечественного оборудования, мне в целом не нравится это понятие. Хочется рассуждать в терминах "качественное оборудование" или "некачественное оборудование". Мир сегодня глобален. Так называемый "американский" iPhone собирается усилиями нескольких государств и совсем не в США. Столь же глобально собирается то оборудование, которое мы закупаем. 

И проблема запуска нового оборудования, именно нового, а не выпуск оборудования, на котором шильдик переклеили, подразумевает некий технологический цикл, от дизайна и проектирования до производства и тестирования.  На такие циклы уходят годы, независимо от того, какая страна, какие компании этим занимаются. 

Мы готовы к использованию любого качественного оборудования.

Выделенные сети (private networks) представляются возможным дополнительным источником дохода для компании. Планируете ли вы их активное развертывание для бизнес клиентов из добывающих и других вертикальных отраслей, для производственных компаний?

Мы видим перспективы этого рынка и работаем с целым рядом клиентов в этом направлении. Считаем, что это хороший рынок и хороший сервис для наших клиентов.

Не изменилась ли политика Билайн применительно к теме MVNO? Прежнее руководство компании не верило в перспективность данного направления и не стремилось привлекать MVNO на инфраструктуру Билайн. Ждать ли изменений в этой политике?

Если коротко - мы смотрим на эту тему, как должны смотреть коммерсанты. Будет какая-то интересная возможность этой темой заниматься, будем заниматься, не будет ее - не будем. 

Пока что нет какого-либо контракта, который уже был бы подписан или который мы планируем подписать в ближайшее время.

В последнее время складывается ощущение, что государство все более относится к операторам, как к какой-то дойной корове, которую вовсе не обязательно кормить, но при этом следует все более интенсивно доить с помощью косвенных налогов, все время накладывать на них какие-то все новые обязательства. Вы это внутри оператора тоже ощущаете или возможно наш взгляд со стороны не совсем верен?

Отношение к телеком-операторам, как к "дойным коровам" встречается на рынке. Удивительно, но даже в среде телеком-специалистов оно встречается. Давайте посмотрим, откуда взялось такое заблуждение.

Понятно, что оно может возникать у тех, кто привык в отчетах компаний смотреть на такой показатель, как EBITDA и маржа EBITDA. У операторов сотовой связи, маржа EBITDA, как правило, высокая. 10 лет тому назад она могла быть выше 50%, сейчас она у кого-то в районе 40%+, у кого-то 30%+. И это все равно заметно больше, чем в каких-то других индустриях. Создается иллюзия, что сотовый оператор делает деньги из воздуха. И это абсолютно некомпетентный и неграмотный взгляд. 

В каждой индустрии есть своя специфика. И в телеком индустрии эта специфика заключается в том, что в отличие от целого ряда других индустрий, в телеком-индустрии необходимо очень много инвестировать ежегодно! CAPEX у телеком операторов равен 15%, 20%, 25%! 

Разумная оценка бизнеса - не EBITDA, а способность бизнеса генерировать наличные, его free cashflow. И если вычесть из EBITDA CAPEX, то сразу становится понятно, что возможностей по генерированию денежного потока у операторов весьма скромные. Никакой денежной феерии вы не увидите, если с пониманием посмотрите на цифры отчета любого сотового оператора. К сожалению, далеко не все, кто готов рассуждать о успешности бизнеса сотового оператора, понимают это и подходят к анализу показателей соответственно. 

Из этого вытекают и оценки операторского бизнеса. Если 10 лет назад операторы России оценивались десятками миллиардов долларов, то сегодня эти оценки снизились до единиц миллиардов.

Так что если какой-то высокопоставленный чиновник сошлется на отчетность компании-оператора, как на подтверждение тезиса о том, что сотовые операторы "богаты" и потому не нуждаются в поддержке, субсидиях или льготах, подскажите такому человеку, что смотреть нужно не на строку EBITDA, а на разницу строк EBITDA и CAPEX, как минимум.

Как вы оцениваете ситуацию в области магистральной связи в России? Иногда можно наблюдать, что при доступе из Москвы к какому-то интернет-сервису в Москве, трафик проходит через Стокгольм

У нас недавняя хорошая новость. Мы сделали еще один азиатский стык. Это серьезно изменило "географию" нашего трафика. Большая часть трафика азиатской части России, от Новосибирска и до Владивостока и Хабаровск, которая ранее гонялась через Европу, теперь идет через Азию. Это позволило заметно снизить задержку. Этой оптимизацией занимаются все операторы и мы, в частности. 

Большие усилия предпринимают и провайдеры контента. Растет число ЦОД, которые контент-провайдеры строят по стране, в том числе, с нашей помощью. Это делается для создания хабов, ускоряющих доступ к контенту в различных регионах. В этом смысле мир телекома совершенствуется на глазах.

Что вы ожидаете от 2021 года?

2021 год станет годом выздоровления Билайн. Причем это станет заметно не только внутри компании, но и снаружи. Сейчас идет интенсивное лечение. 

А если говорить про макроэкономику? Чего можно ожидать от 2021 году телеком-оператору?

Каких-то кардинальных изменений не ожидаю, ситуация будет примерно как в этом году.

Рынок онлайн-видео (VoD) растет. Планирует ли Билайн какие-то активности в этом направлении? Конкуренты компании такую активность проявляют. Или пока вы не видите особых перспектив в этом направлении?

Доля VoD на фоне, например, онлайн-ТВ, пока у всех небольшая. Мы в этом плане особо не отличаемся от других операторов сотовой связи. И наши бизнес-модели мало чем отличаются, все играют роль агрегаторов контента. Соответственно и доли рынка примерно одинаковые. 

Мы сейчас думаем, что с этим дальше делать. Идеи производства собственного контента на рынке возникают. Мы к этим идеям относимся с осторожностью. Пока что нам представляется, что модель агрегатора контента для телеком-оператора более эффективна, чем затратные и рискованные ставки на производство собственного контента. Но будем внимательно наблюдать за рынком. 

На этом встреча с Александром Торбаховым, генеральным директором ПАО Вымпелком завершилась, как и мой конспект. Надеюсь, вам было интересно! Подписывайтесь на мои телеграм-каналы с телеком-новостями: @abloud и @abloudrealtime 

Комментариев нет:

Популярные сообщения

Желающие следить за новостями блога, могут подписаться на рассылку на follow.it (отписаться вы сможете в один клик). 

Еще можно подписаться на Telegram-каналы @abloud62 @abloudrealtime, где также дублируются анонсы практически всех новостей блога. 

 

Translate