7 ноу-хау из сферы продаж и обслуживания от Сергея Румянцева
АБ: Сергей Румянцев также сравнительно недавно присоединился к команде Билайн и за результаты 2014 года отвечает в небольшой степени. Посмотрим, что он представил.
АБ: Доля монобренда и франшизы в продажах выросла за счет отказа от части дорогих (низкомаржинальных) каналов. А как при этом изменились объемы продаж? Доходность операторской розницы всегда под вопросом, это вечный "чемодан без ручки", который неудобен и портит показатели, но бросать его совершенно невозможно, поскольку требуются объемы продаж, иначе как же удержать долю рынка? Соответственно, нужна тонкая настройка, чтобы и расходы на розницу по-возможности снизить и долю рынка удержать.
Понятно, что при таком подходе доля монобренда и франшизы в доходах от новых абонентов не могла не вырасти - по данным компании до 44%.
Еще более ценно, что EBITDA монобренда выросла вдвое, если я правильно понял фразу на слайде.
Идет активное развитие канала Consumer Electronics: МВидео, Эльдорадо, Юлмарт, Re:Store и Медиамаркт - это хороший альтернативный канал для продвижения.
111 салонов НОУ-ХАУ для страны немного, но если в Билайн сочли эксперимент
АБ: Билайн отмечает рост продаж девайсов в 2.5 раза в 2014 году. Мне было бы интересно знать объемы продаж, поскольку несмотря на ряд очевидных успехов, в целом есть сомнения, что объемы продаж телефонов в рознице Билайн достаточно высоки.
Доля смартфонов в базе оператора выросла до 33%. Рост - это хорошо. Но, скажем, у Tele2, сети, которая только-только начала строить сети 3G, этот показатель составляет по итогам 2014 года 30%. Поэтому от Билайн хочется ожидать более высоких показателей.
Трехкратный рост продаж смартфонов с LTE мне ничего не говорит. Известно свойство процентов быстро изменяться, когда абсолютное значение величины не велико.
Доля смартфонов с LTE в продажах - 18% (это наверняка в штучном выражении). Чуть меньше среднерыночного показателя. Есть куда расти.
АБ: В ноябре 2014 года Билайн обновил интернет-магазин. Пока что изменения коснулись Московского региона. Только в 2015 году планируется региональная экспансия. Здесь, к сожалению, Билайн отстает от конкурентов, которые распробовали этот канал раньше и сообщают о его высокой эффективности. Нужно нагонять.
АБ: Безусловно, компания Билайн в 2014 году существенно улучшила свои "интерфейсы" для работы с абонентами. Обновленное мобильное приложение - это одно из таких улучшений.
Итоги весьма наглядные - более 6.5 млн скачиваний и хорошая оценка во всех магазинах приложений. В компании говорят о снижении числа звонков в Центр поддержки клиентов от пользователей приложения на 24%. Общее число звокнов в ЦПК снизилось на 9%. Много ли это, учитывая, что компания достигла существенного улучшения в борьбе со спамом и улучшила интерфейсы самообслужэивания?
Улучшен и ЛК. Им теперь пользуется 16 млн клиентов Билайн. Примерно половина пользователей подключает услуги в ЛК. Это хороший результат. Интересно будет наблюдать за его динамикой.
АБ: Как известно, Андрей Патока в конце 2014 года ушел на повышение в СНГ, а дела принял Мартин Шкопа в должности исполнительного вице-президента по развитию инфраструктуры.
АБ: В 2014 году Билайн безусловно добился хороших результатов в области LTE. Особо стоит отметить заключенный с МТС альянс в области RAN Sharing. Де-юре он начал действовать в конце года, но на деле компании достигли договоренности и начали совместную деятельность намного ранее. Этот контракт позволил Билайн ускорить выходы в регионы без существенных инвестиций.
За 2014 год построено более 6000 BS LTE - что же, для начала это неплохо, но для того, чтобы добиться паритета с конкурентами Б3 требуется ускориться еще более. Будет ли это сделано в 2015 году?
АБ: основания для подобного заявления, вероятно, связаны с активным использованием диапазона b20 (800 МГц), в котором проще добиваться лучшего indoor покрытия. Вместе с тем, говоря о "лучшести", стоило бы описать критерии - о каких показателях лучшести идет речь и можно ли выразить их в цифровом виде, чтобы затем сравнить с данными конкурентов, которые также весьма активно развивали LTE сети в Москве.
Существенным является показатель "доля LTE в общем объеме передачи мобильных данных", в Москве у Билайн этот показатель составляет 25,4%. Это неплохой результат, но для сравнения, МегаФон заявлял о достижении показателя в 37% по России по итогам 9М2014. В США у Verizon Wireless этот показатель достигает 79%, так что здесь также есть куда стремиться в 2015 году.
АБ: Число баз 3G (30753) превысило число баз 2G (29961). Обратим внимание, что 2G учитывается по сайтам, а 3G по NodeB.
Не сказал бы, что это какое-то большое число баз, но показатели действительно выравниваются по отношению к конкурентам. За 2H2014 Билайн построил 1740 BS. У МТС, например, на конец сентября 2014 году число базовых станций 3G по данным компании составляло 34 800.
Другое дело, что в целом в России число базовых станций на "душу населения" не назовешь очень большим. Надеюсь, в 2015 году ситуация будет улучшаться, несмотря на снижение курса рубля (рост цен на базовые станции зарубежного производства).
АБ: такой уровень средних скоростей говорит о малом проникновении пользователей LTE в абонбазу, можно быть уверенными, что в 2015 году средние скорости существенно вырастут, вероятно в разы.
АБ: Без абсолютных цифр трудно говорить об устойчивости работы сети. Аварии в 2014 году, к сожалению, случались. Снижение само по себе - дело хорошее. Нужно продолжать борьбу за качество работы сети.
АБ: HD Voice - хорошая штука, ее поддержку запустили уже более, чем 100 операторов в мире. Понемногу растет проникновение телефонных аппаратов с поддержкой HD Voice. Пользователи отмечают, что качество голосовой услуги в режиме HD Voice очень высоко.
Билайн напоминает о запуске в 2014 году первой коммерческой сети LTE-A. Мне припоминается, что первый запуск LTE-A CA_7-7 в Москве был в феврале 2014 года у компании МегаФон, пусть и на ограниченной территории. Билайн запустил LTE-A CA_7-20 на всей территории, но это было уже в июле. Так или иначе, но агрегация частот действительно используется и теоретически должна обеспечивать более высокие средние скорости тем, у котого девайс умеет в таком режиме работать. На сегодня это большинство продающихся в России устройств с поддержкой LTE-A Cat.6. Их проникновение на сегодня менее 1% абонентской базы, так что этот функционал пока что скорее показывает инновационность компании, нежели дает какую-то практическую выгоду.
Smooth DBRA. Внедрение этой фичи должно сказываться на пользовательском опыте абонентов Билайн, просматривающих мобильное видео. Не знаю, замечают ли они разницу по-сравнению с тем, как обстоит дело с этими показами у конкурентов. В любом случае функционал не бесполезный.
Тесты VoLTE HD Video, которые состоялись в 2014 году - это тоже небесполезно. Возможно, что в 2015 году VoLTE будет запущено уже в коммерческую эксплуатацию, не исключено, что и с поддержкой HD Video.
АБ: Ситуация с арендной платой сейчас неприемлемая, компаниям жизненно важно ставки снижать, иначе никаких малых сот и никакого 5G не будет. Билайн предпринял определенные инициативы. Цифр в отчете за 2014 год не вижу, но меры предприняты и они должны будут дать результат.
Экономия электроэнергии для российского рынка до последнего времени не была таким уж важным фактором, но с каждым годом ее значимость растет. Здесь основную роль играют вендоры, которые постоянно снижают энергопотребление элементов инфраструктуры. Но это, разумеется, касается и конкурентов.
Повышение эффективности проектов строительства и аренды транспортных каналов. Важная тематика, которой постоянно следует уделять время при развитии сети. Понятно, что в Билайн этим занимаются, но хотелось бы видеть цифры и их динамику, иначе заявления компании будут выглядеть недоказанными.
АБ: NPS, показатели которого в 2013 году были весьма скромными, по данным Билайн выросли до уровня, когда компания может говорить, например, о лидерстве по NPS в отношении мобильного интернета. Здесь сказались несколько факторов - снижение цены на данную услугу от Билайн, рост реального качества обслуживания, прежде всего, за счет развития инфраструктуры при небольшой пользовательской базе. Так или иначе, но компания заявляет о лидерстве, что нельзя не отметить. 2-е место в Москве - тоже очень хороший результат.
Показатель NPS в последнее время подвергают критике в связи с тем, что он возможно, не дает положительной корреляции с доходами компании и ее капитализацией. Тем не менее, позитивные изменения данного показателя в случае с Билайн позволяют говорить, что "клиентцентристские" меры компании наряду с развитием инфраструктуры, не проходят незамеченными пользовательской аудиторией. Возможно, это еще конвертируется для компании в рост выручки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий