Конспект выступления:
Нам удалось показать рост абонентской базы, рост выручки по всем основным стримам бизнеса. При этом у нас значительно улучшились показатели эффективности, как в абсолютном, так и в относительном значениях.
Особенно хотелось бы отметить показатель маржи EBITDA, который во втором квартале стал рекордным за последние 5 кварталов.
Мы по-прежнему видим уверенный рост в сегменте передачи данных, как в мобильном, так и в фиксированных стримах. При этом особенно хочется отметить, что наибольшая динамика, как по операционным, так и по финансовым показателям наблюдается в сегменте Small Screen (Прим. АБ: небольшие экраны), который является для нас приоритетным.
Мы продолжаем инвестировать в развитие нашей сети на всех уровнях для предоставления клиентам качественного продукта, как в области базового голоса, так и передачи данных. Особый фокус приходится на расширение транспортной сети и развитие сети 3G. В ближайшее время эти задачи будут находиться в зоне нашего особого внимания, что будет способствовать улучшению связи и зоны покрытия, а также подготовке сети к запуску услуг 4G/LTE.
Мы также добились значительных успехов в реализации наших стратегических проектов - Appraisal Excellence, а также повышения клиентской удовлетворенности. Об этом я еще скажу подробнее.
Получение лицензий LTE стало, безусловно, одним из ключевых событий прошедшего квартала, как для отрасли, так и для компании. В настоящее время мы финализируем нашу стратегию и, по большому счету, уже приступаем к реализации этого проекта на некоторых территориях.
АБ: Из дальнейших выступлений я сделал вывод, что пока LTE для "Билайн" не рассматривается, как направление бизнеса, денег на этот проект особенно не выделяют и заниматься им будут вынужденно, чтобы не выглядеть лузерами рынка. Ровно в той мере, чтобы не выглядеть.
В целом квартал был очень удачным для бизнес-единицы. Хотел бы проиллюстрировать это с помощью некоторых цифр.
Мы продемонстрировали рост абонентской базы во втором квартале, которая достигла по итогам квартала 55.7 млн человек. При этом число абонентов растущего сегмента мобильного ШПД выросло на 5% год к году.
АБ: Воспользуемся оценками AC&M. Абсолютные цифры, когда речь идет об абонентах, лукавы, интереснее сравнить рыночные доли операторов. За второй квартал доля рынка Билайн в России по числу абонентов составила 24%, показав небольшое снижение год к году.
Доли рынка России по числу подключений в 2q2012
Доли рынка России по числу подключений в 2q2011
Консолидированная выручка и выручка в мобильном сегменте росли примерно одинаковыми темпами, 8% и 7% год к году. При этом консолидированная выручка достигла 70,3 млрд рублей.
АБ: Консолидированная выручка в долларовом выражении, на мой взгляд, выглядит не ахти как.
Главными драйверами остаются услуги мобильной передачи данных, дополнительные услуги и доходы от продажи клиентского оборудования.
Операционные показатели также продемонстрировали позитивную динамику, ARPU вырос на 3% под влиянием роста MoU на 14% год к году.
АБ: Рост MoU достигнут не столько эффективным маркетинговым продвижением продуктов компании, сколько банальным снижением цен. Раньше Билайн пытался удерживать этот показатель на традиционно высоком уровен, но теперь "священную корову" разрешили забить и оператор последовательно снижает цены. Не удивительно, что абоненты реагируют ростом MoU, повышая нагрузку на сеть. Даже и ARPU вот слегка подтянулось, но до показателей прошлого года не добралось.
Сегмент мобильной передачи данных демонстрировал высокие темпы роста. Доходы увеличились на 35% год к году. А приоритетный для нас сегмент small screens вырос на 46% год к году.
АБ: К сожалению, оператор не приводит абсолютных цифр по small screens. Но настораживает, что число пользователей USB модемами в 2q2012 года сократилось на 100 тысяч.
Сегмент фиксированного ШПД также динамично рос - выручка на 40%, абонентская база на 35%, превысив отметку 2.3 млн человек.
Нам особенно приятно, что удалось достичь высоких показателей динамики маржинальности, закрепив успех первого квартала. Показатель EBITDA вырос на 12% в абсолютном выражении, опережая рост доходов, почти в 1.5 раза. Основными факторами стали рост выручки и оптимизация расходов, причем маржа EBITDA выросла до рекордных значений - 43.1%, превысив показатель годовой давности (2q2011) на 1.6 % п.п. Главным образом в результате реализации инициатив Operation Excellance.
АБ: Здесь, пожалуй, Билайн выглядит неплохо. Но мне интересно, удастся ли продолжить рост в 3q и 4q2012. Кроме того, понятно, что активно зажимая расходы, можно за счет инерции получить хорошие показатели по прибыльности, но это обычно оборачивается негативными последствиями в перспективе. Надеюсь, что в Билайн это учитывают и действуют разумно.
Во 2q2012 мы продолжали активно инвестировать в развитие сети и соотношение CAPEX к выручке за последние 12 месяцев составило 21%.
АБ: Наблюдаю иную картину. Инвестиции заметно сокращены. Вновь. Надеюсь, что теперь хотя бы изменили модель инвестиций с "все для Москвы" на более разумную. Но абсолютный размер... маловато будет, чтобы догонять конкурентов?
Отношение CAPEX к выручке? В долларах никаких 21% нет. Есть менее 13% в 2q2012, чуть приоткрыли вентиль с ничтожных 9% в 1q2012. И среднее за год до 20% не дотягивает. В общем и целом, инвестиции привязаны к выручке компании. Так сейчас принято на российском рынке - "по одежке протягивай ножки". Никакого быстрого развития, или там резкого рывка на опережение конкурентов не ждем от Билайна, нет, с таким подходом. Или инвесторы инвестируют, или все идет... как идет.
Кратко остановлюсь на прогрессе двух стратегических программ, которые мы реализуем с конца 2011 года.
Прежде всего, мы активно продолжаем реализовывать программу Operational Excellence, которая способствует росту эффективности по ключевым направлениям. Это оптимизация затрат на поддержку и оптимизацию сети. Один из примеров, которые мы анонсировали в прошедшем квартале - это строительство ЦОД в Ярославле, пару месяцев назад мы с коллегами ездили в Ярославль, закладывали первый камень. В первой половине 2013 года планируем запустить этот ЦОД в работу. Эта инициатива позволит сэкономить операционные расходы на содержание центров обработки данных, снизить их примерно на 30-40%.
АБ: ЦОД - это неплохо. Не знаю, откуда в Ярославле столько дешевого электричества, но, наверное, в Билайне кейс просчитали.
Продолжается оптимизация в области повышения эффективности продаж, взаимодействия с дилерами. В этом направлении мы видим продолжение позитивного тренда по снижению затрат на привлечение одного абонента на 9% год к году и на 9% к 1q2012.
АБ: Здесь существенный вопрос - удастся ли прогнуть Евросеть по взаиморасчетам. Мы знаем, что Малис давненько уже продолжает работать без контракта, это в России обычно способствует переговорам. Но тут крепкий орешек, в Билайне в успехе переговоров вряд ли уверены на 100%.
Мы продолжаем оптимизировать свою организационную структуру, повышать производительность труда. Предпринят ряд мер, например, централизация ряда функций, снижение количества уровней управления с тем, чтобы ускорить и облегчить принятие решений. Пересматриваем, оптимизируем часть бизнес-процессов. Продолжается перевод ряда функций на аутсорсинг.
АБ: Хорошее дело. Но объем замен в команде - на критическом уровне. Люди в таких условиях обычно работают плохо. Ситуация, когда следующим уволенным можешь стать ты всех нервирует. Уход Сергея Лядового, смелое продвижение Юлии Коневой (хм, хм...), Михаил Герчук в качестве стратега. Мне будет очень интересно посмотреть, чего сможет добиться эта команда. Если это команда.
Как вы знаете, еще в 1q2012 года мы перевели часть функционала обслуживания сети на расширенную поддержку компании NSN. Буквально на днях был завершен тендер на выбор партнера по аналогичному проекту, который будет распространяться на Волгу и Дальний Восток. В данный момент мы находимся на этапе финализации коммерческих условий. Вскоре сможем озвучить официальные результаты тендера - победителя и сроки реализации проекта.
АБ: "Заграница нам поможет" (с). Пожалуй, это вариант. Жаль только кадры, которые утекают в NSN и к другим вендорам. Случись что, придется их возвращать уже на других условиях.
Еще один инновационный проект реализуется нами в Ярославле. Это объединенный центр обслуживания, который станет обособленным подразделением, оказывающим структурным единицам Вымпелкома весь спектр услуг по бух. учету, финансовому управлению персоналом и закупкам. В общей сложности, порядка 400-500 рабочих мест будет создано и туда будет переведены эти функции из Москвы и ряда других городов. Мы считаем, что это позволит повысить скорость и эффективность работы сотрудников в целом на 20-30%, сократить операционные издержки до 25%. Планируемая дата начала работы этого центра - 1q2013.
АБ: Не буду повторяться, по ссылке уже я высказался, меня этот проект не вдохновляет, кроме как если не рассматривать его в качестве "социальной ответственности бизнеса".
В результате многочисленных инициатив, связанных с оптимизацией оргструктуры, производительность труда увеличилась по итогам 2q2012 на 6,3% по-сравнению с 1q2012 и на 9.9% год к году. Измеряемые, как выручка на одного сотрудника.
АБ: Да. Увольнения и аутсорсинг - вот ключ к повышению производительности труда, когда динамика выручки особенно не впечатляет. На выходе иногда закладываются системные проблемы в дальнейшем. Но это не обязательно.
Второй приоритетной для нас задачей в рамках стратегических программ, которые мы реализуем, - это достижение лидерства по показателю удовлетворенности клиентов. Мы отмечаем положительную динамику показателя TRIM-Index (это оценки абонентами их опыта в различных точках соприкосновения с нашим брендом, нашим продуктом). По этому показателю мы являемся лидерами в Москве.
АБ: Цену этим оценкам мы знаем. Объективности здесь искать не приходится. Лучше оставаться в рамках MoU, churn и других, более наглядных показателей. Динамика оттока в 2q2012 вроде подтверждает заявление об удовлетворенности абонентов. Поглядим, что будет далее, ведь до прошлогодних показателей еще не дотянули в 2q2012.
Для повышения эффективности коммуникаций с клиентами был также проведен тендер по выбору партнеров по планированию и разработке интегрированных коммуникаций бренда Билайн. Думаю нам об этом позднее расскажет подробнее Юлия Конева, директор по маркетинговым коммуникациям и управлению брендом. По совокупности параметров была сформирована команда из трех агентсов, которые будут теперь с нами работать. Они уже начинают работать в 2012 году и будут работать в следующем. Это GWTE International, Contrpunto и текущее медийное агентство Initiative в качестве стратегического проекта по медиапланированию.
АБ: Ничего не могу сказать по этим агентствам. С MForum.ru они почему-то не работают. Ну и ладно.
В результате предпринимаемых усилий, компания стала лауреатом премии "Права потребителей и качество обслуживания", проводимой под патронажем Федеральной службы надзора в сфере защиты прав потребителей. Также Билайн стал победителем в категории "Связь и телекоммуникации".
На этой позитивной ноте я передаю слово Дмитрию Урываеву, который подробнее остановится на прогрессе развития нашей сети и расскажет об основных проектах в этой области.
АБ: Вывод в целом - квартал не ужасный, но и радоваться пока на месте акционеров я бы не стал. Возможно, кадровые перетасовки Антона Кудряшова еще выстрелят. Как именно, я прогнозировать не берусь, ясно, что было все не слишком хорошо, а как стало... будем надеяться, что изменения были к лучшему, а не к худшему. От покупки ценных бумаг компании я пока воздержусь, а вы - как хотите.
также по теме:
2012.08.16 Антон Кудряшов, генеральный директор "Билайн" о результатах 2q2012
2012.08.16 Дмитрий Урываев, Билайн в 2q2012. Вести со стройки.
2012.08.17 Юлия Конева, Маркетинговые инициативы "Билайн" в 2q2012
2012.08.17 Андрей Патока, "Билайн", о достижениях корпоративного сегмента в 2q2012
2012.08.18 Антон Кудряшов, краткие итоги развития "Билайн" Россия в 2q2012
2012.08.18 Билайн в 2q2012. Вопросы и ответы
Комментариев нет:
Отправить комментарий