Конспекты: Экосистема 5G для цифровизации промышленности. Часть 2

15 сентября 2021 года в Москве прошла встреча MOBILE 360 EURASIA 2021, организованная GSMA (https://www.mobileworldlive.com/mobile360eurasia). Вашему вниманию - фрагмент конспекта сессии "Экосистема 5G для цифровизации промышленности" - промышленным внедрениям сетей 5G. Сессию вел Леонид Коник, ComNews.ru. 

Участники панели: Чжао Лэй, вице-президент региона Евразия, Huawei; Андрей Зименков, коммерческий директор сегмента B2B компании МТС; Герман Бородов, директор по работе с ключевыми клиентами, Билайн; Алексей Яковенко, генеральный директор компании "Цифра Роботикс"; Александр Кудинов, руководитель направления цифровизации и цифровой трансформации компании NORNIKEL; Денис Семенихин, руководитель направления цифровых технологий угольного дивизиона компании СУЭК; Дмитрий Елисеев, начальник отдела систем управления карьером, BELAZ; Рустам Абдулгапаров, служба главного конструктора инновационных автомобилей, KAMAZ. 

Начало - здесь


Леонид Коник, ComNews.ru: Все пилотные сети 4G/LTE и 5G в России были запущены с участием операторов. Хочу спросить Андрея Зименкова из МТС - вы реализовали не одну и не две частные сети LTE/5G ready, какие отрасли наиболее активны, где вы наблюдаете наибольший эффект. 

Андрей Зименков, коммерческий директор сегмента B2B компании МТС: Я бы поговорил в разных контекстах о 5G и о частных сетях LTE. Объясню почему. Во-первых, частные сети LTE, в отличие от 5G, это уже сформировавшийся рынок, более, чем миллиардный только в России. А что до 5G... сегодня я наблюдал за участниками панелей... и для себя сделал вывод, что скептики начинают брать верх. В 2018 году, когда впервые масштабно 5G обсуждали в Барселоне.. я вернулся с кучей слайдов из которых следовало, что скоро хирургия будет дистанционной благодаря 5G и медицинским роботам. Эксперименты такие действительно были, но, быть может к счастью, такого пока массово не происходит. И, конечно, много ожиданий от 5G сейчас "приземляется" на реальность. Скептики в индустрии это здорово, они не позволяют нам отрываться от земли и улетать в космос чистой теории. 

Что мы видим на практике с 5G. В России в понимании, что в целом можно делать и на какой экономический эффект рассчитывать, мы здорово отстаем от остального мира. Никакого секрета здесь нет. С одной стороны, это плохо, быть догоняющими - не очень здорово. С другой стороны, нам не нужно изобретать велосипед. Можно посмотреть, что делают наши коллеги по цеху в том же Китае, это сейчас однозначно мировой локомотив, и попробовать применить в наших реалиях. Не все хорошо приживается, поскольку есть разница в специфике. Кроме того, заметно отличаются между собой различные индустрии. 

Мы анализировали рынок, основной интерес есть у крупных промышленных компаний, входящих в РБК Топ-500. Структура нашей экономики оказывает влияние на интересы нашей промышленности. Если на Западе и в Китае технология 5G здорово двигается на телемедицине, у нас пока что интерес к этому есть, но кто за это будет платить - непонятно. Бюджетов на это нет. Хотя у нас есть классные кейсы по телемедицине. Например, с Philips. У нас на ВДНХ развернута вместе с ДИТ Москвы сеть 5G. И мы на ВДНХ делали тест, например, по дистанционной УЗИ-диагностике. Когда непосредственно в зоне покрытия 5G врач скорой помощи может проводить диагностику совместно с экспертом на другой стороне. Конечно, пока что это уровень эксперимента. 

Где мы видим более конкретный спрос? В основном, это промышленность. У нас порядка 60 сейчас пилотов, от маленьких до больших, полноценных.  Все бизнес-сценарии я бы разделил на 3 группы. 

Сценарий 1. Требует высокоскоростной передачи данных в аплинке. 90% кейсов - это видеонаблюдение с видеоаналитикой в облаке. Особенно, если камера стоит на движущемся объекте, куда оптический шнур не бросить или это сложно сделать... Краны передвижные, сложные зоны с высокой температурой у металлургов. У нас этот сценарий востребован более других. 

Сценарий 2. Это AR, дополненная реальность в промышленных условиях. ТАИРы, ремонты, обучения инженеров. На КАМАЗе в нашей пилотной зоне 5G мы это тестировали. И это тоже, похоже, очень жизнеспособный сценарий для промышленного применения. 

Сценарий 3: Дистанционное управление автономным транспортом. Это уже не только в промышленности. В ближайшее время мы об этом еще расскажем публично и с большими деталями. Для городского беспилотного транспорта 5G будет востребован. Объемы накапливаемых данных, которые нужно будет быстро сбрасывать с беспилотных автомобилей, очень велики. 5G для этого подходит.  

Леонид Коник, ComNews.ru: Не могу не задать вопрос. В Барселоне на ранних этапах обсуждения перспектив 5G модным тезисом было - нужно дать рынку инфраструктуру и на рынке появятся сервисы, которые мы сейчас и вообразить не можем. Применим ли этот подход для индустриальных сетей? 

Андрей Зименков, МТС: Откуда взялось такое представление? Не оттого, что в индустрии все ленивы и не хотят придумывать что-то новое. Это те уроки, которые мы выучили с 4G/LTE. Появление 4G позволило появиться таким новым индустриям, как Uber, Airbnb. Даже Netflix вряд ли был бы нетфликсом, если бы мы все еще сидели на 3G. Отсюда и идея - давайте включим 5G, а дальше все само начнет бурлить и что-то сварится. Бурлить уже начало, но мне кажется, что ключевая разница 4G и 5G в том, что если 4G дал кардинальную разницу в пользовательском опыте относительно 3G, то с 5G это не так. Эта технология тоже дает прирост скоростей. У нас 13 пилотных зон 5G в Москве, любой из вас может пользоваться, если телефон позволяет - можно до 1.5 Гбит/c получить. Но процессоры с этим не сильно справляются пока что... и контента на это потребление пока что нет. Так что какой-то кардинальной разницы со стороны пользователя пока что незаметно. 

Мы пока что смотрим на 5G под другим углом. Мало дать инфраструктуру 5G тем же предприятиям, пусть сами придумывают, что с ней делать. Так не пойдет. В 5G очень важно создавать вертикальные решения. Можно назвать это экосистемой, хотя сейчас это слово немного переоценено. Тем не менее, партнерскую экосистему для конкретных отраслей создавать нужно, это "толкнет" 5G. Поэтому мы верим в партнерство, например, с нашими уважаемыми коллегами из "Цирфа Роботикс" в горнорудной промышленности. Мы верим в партнерство с Huawei и с производителями транспорта. Когда общими усилиями мы сделаем комплексное решение, которое будет понятно коллегам из Норникеля и СУЭКа, это даст совсем другой импульс росту востребованности 5G. 

Леонид Коник, ComNews.ru: Билайн не менее активен по части пилотных зон 5G и частных сетей  4G/LTE/5G-ready. В каких отраслях возможен спрос? Или где-то уже достигнуты реальные бизнес-эффекты? 

Герман Бородов, ВымпелКом: Также разделю вопрос на две части - отдельно скажу про 5G, отдельно про частные сети 4G/LTE. Это разные стандарты, так что и подходы к ним разные. Года 2-2.5 назад мы для себя выбрали направление, создали программу, она называется SmartMining. На базе нашей дирекции создано специальное подразделение. Собраны решения, в том числе, по беспилотному управлению транспортом. Самый наш нашумевший проект - это проект с Алексеем Яковенко, по СУЭКу. Там мы впервые протестировали беспилотные БЕЛАЗы. 

Как и телемедицина, когда-то казались невозможными беспилотное такси Яндекс или беспилотный БЕЛАЗ. На деле это все уже работает и приносит пользу. Соглашусь с Андреем, мы уже перестали считать пилоты, которые мы делали или делаем на технологии private LTE. Их десятки, не вспомню сейчас их общее количество. В моменте, сейчас у нас есть 10 пилотных зон private LTE. 

Из наиболее интересного, у нас есть большое внедрение, на текущий момент самое большое в России внедрение private LTE. И изначально, мы не планировали там внедрять 5G. Заказчик сказал - мне достаточно private LTE, расписал сценарии, приложения, сервисы, которые будут работать на этой сети... Но где-то две недели тому назад, он позвонил и спросил - а 5G там будет работать? Кстати, используем там базовые станции Huawei. Мы конечно ответили, что будет. Изначально 5G не планировался, но мы еще на этапе подготовки поняли, что следующим неизбежным этапом будет применение у этого клиента беспилотного транспорта.  

Так что возвращаясь к дискуссии, что первично, курица или яйцо, 5G или приложения под 5G, знаете... клиент зреет, созревает и приходит. Отрадно, что у заказчика появляется потребность в новой технологии.  

Технология Private LTE зрелая, рынок создан, есть тяга с рынка. И появляются запросы на 5G. Могу сказать, что после нашего успешного пилота на СУЭК, мы пошли под землю, с одной горнодобывающей компанией протестировали 5G под землей. И после этого мы получили запрос на "тяжелые горизонты", где температура 50С и где человек просто не может работать - недостаточно воздуха и высокая температура. Сейчас отрабатываем два технических задания по управлению беспилотным транспортом на низких горизонтах. Это очень интересная задача, причем мы понимаем, как ее решить. 

Александр Кудинов, Норникель. На самом деле, это не то, что клиент созреет, это прогресс технологий, это он подталкивает к другим стандартам передачи данных. В отношении Норникеля, если перейти уже от "подземки" к производству, где мельницы, печи, сгустители, расщепители, флотация... сложный производственный процесс, который используется после того, как руда добыта. Ведь когда она добыта, все только начинается. 

В производственном процессе, на мой взгляд, все еще сложнее, чем обеспечивать подключение беспилотных самосвалов. Важно понимание особенностей обеспечения передачи данных именно в производственных процессах. Где агрегаты и производственные системы интегрированы, где одно зависит от другого, где важна последовательность производственного технологического процесса. Там технологическая связь также имеет жизнеобеспечивающее значение. 

Так что лично мое мнение - клиенты, в том числе в России, в частности, Норникель, давно готовы к 5G. 

Герман Бородов, ВымпелКом: Я бы еще добавил. Что есть очень интересный кейс, который нам показывал Игорь Акулинин, Huawei. Насколько я помню, китайский кейс. Как карьерный грузовик задним ходом бодро заезжает в воронку карьера. Время реакции человека недостаточно, чтобы так ездить. А технология 5G и автопилотирование это позволяют делать. Есть место для технологий в промышленности, а значит и возможность для нас предоставлять соответствующие услуги. Мы точно туда ворвемся! 

Алексей Яковенко, "Цифра Роботикс": Я бы отметил еще одно свойство, применительно к роботам. Сейчас из-за большого объема необходимых вычислений, мы не можем необходимые для этого данные передавать с робота - не хватает канала. Из-за этого мы вынуждены устанавливать непосредственно на робота очень дорогое, очень высокопроизводительное оборудование, в защищенном исполнении. Это негативно влияет на бортовую сеть. Это влияет на стоимость самого решения. Если каналы связи позволят нам отдать эти данные или хотя бы существенную их часть с борта робота на какой-то сервер, который априори более дешевый и более производительный, мы сможем запускать больший парк техники с более низкой стоимостью решений для предприятия.  

То есть если у предприятия уже есть сеть 5G, то роботизация транспорта для него может быть заметно дешевле, чем если быстрые беспроводные каналы отсутствуют. Сеть строиться один раз и на много лет, тогда как роботы - это "расходный материал", поэтому если считать ТСО полного решения, включающего связь и роботы, может возникать заметная экономия за счет использования 5G.  

Леонид Коник, ComNews.ru: Компания Huawei работает далеко не только в России, с точки зрения глобального вендора, какие отрасли в большей степени идут в сферу сетей 5G, есть ли какие-то существенные отличия Китая от России в этом плане? 

Чжао Лэй, Huawei: Пару лет назад пошли разговоры о том, что 4G улучшает качество жизни людей, а 5G поменяет то, как люди живут сейчас коренным образом. Но тогда мы возможно еще не до конца понимали. 

В Китае сейчас 5G фокусируется на промышленных применениях. 5G внедряется в производство, горнодобычу, в портах и в виде виртуальных и частных сетей на основе публичных сетей. В Китае отрасли, куда можно продвигать 5G в первую очередь отбирались по 4-м основным факторам: если есть актуальные требования, если есть желание внедрять, возможность тиражирования решения на другие предприятия, техническая реализуемость. 

Если говорить о России, то в первую очередь - это металлургия, это горнодобыча, это нефтегаз. В этих индустриях уже есть желание наращивать свою эффективность, при повышении безопасности рабочих процедур. 

В последние 2-3 года, мы с партнерами из разных стран, включая российских партнеров, мы сделали много пилотных зон, проработали набор бизнес-кейсов. Уже нет сомнений, что промышленность будет активно применять 5G. 

Кроме того, Россия очень богата ресурсами. С точки зрения размера рынка, с точки зрения масштабов промышленности, это очень перспективный и интересный рынок. 

Если говорить в целом о мире, то там к промышленным применениям еще следует добавить телемедицину, умный город, общественная безопасность, умные светофоры. 

Леонид Коник, ComNews.ru: Андрей сказал принципиальную вещь об отличиях LTE и 5G. LTE была выброшена на рынок просто как технология и рынок сам создал под нее сервисы. 5G требует конкретных индустриальных решений. Возникает вопрос. Уже сегодня мы знаем о более, чем двух десятках пилотных зон 5G в России, вероятно их намного больше. То есть много предприятий пойдут в эту сторону. Не пора ли задуматься, прошу прощения за это слово, о создании промышленной экосистемы и/или цифровую платформу промышленных решений с тем, чтобы не создавать для каждого предприятия решение, что называется "с нуля". Понятно, что технологические и бизнес-процессы у каждого предприятия свои, но есть что-то и общее, предприятия, по крайней мере, в одной отрасли, во многом похожи. Имеет ли смысл подобный подход?

Андрей Зименков, МТС: Нам ничто не мешает, и мы это сейчас делаем - вертикальные партнерские решения на базе частных сетей LTE. Почему я говорю про частные сети LTE? Потому, что 80% сценариев мы сегодня на базе этой технологии "закрываем". Вектор однозначно в эту сторону. 

Теперь о 5G. В том состоянии, в котором мы сейчас находимся, я имею в виду правила игры и регуляторику, сделать какую-то экосистему у нас не получится. Для любой технологии, а для 5G тем более, нужна критическая масса. У нас сейчас есть сценарии различного типа, в частности, беспроводное производство. Мы верим в то, что и производство станет беспроводным. Верим в беспроводной офис. Верим и тестируем. 

Позднее мы еще расскажем подробнее - у нас развернута самая большая indoor сеть 5G. И мы столкнулись... конечных устройств, которыми можно было бы наполнить такую сеть, их на сегодня в России нет, официальных. И это реальная проблема. Нет критической массы. 

Я понимаю стратегию Китая, где 5G ставят на роль локомотива развития всей экономики. Поражают масштабы инвестиций. Я сравнивал инвестиции в 5G в Великобритании и в Китае, они различаются на 3 порядка! То, во что в UK инвестируют в миллионах фунтов стерлингов, в это в Китае инвестируют в миллиардах долларов. Понятно, что эти инвестиции приведут к созданию критической массы, к тому, что появятся необходимые экосистемы. Но пока мы собираем в России какие-то точечные пилоты, никакой экосистемы не будет. 

Пока у нас сохраняется неопределенность по частотам... Вот мы разворачиваем пилот на 4.9 ГГц, можем в тестовом режиме такую сеть использовать. Разрешат нам далее или не разрешат использовать уже развернутые тестовые сети? Непонятно. Сможем мы использовать "золотой диапазон" 3.5-3.6 ГГц? Непонятно. Какие будут правила использования оборудования? Непонятно.

В качестве предложения... можем ли мы как-то ускорить получение ответов [регуляторов] на все эти вопросы? Наверное, совместно с регуляторами, можем. 

Частные сети 5G для промышленного использования наверное не требуют жестких ограничений. И в качестве "пробного шара" могли бы пойти раньше, чем полноформатные сети с полной локализацией оборудования. Если бы вы меня спросили о моих предложениях, я бы именно это предложил в качестве ближайшего шага. И тогда вокруг промышленного использования в частном исполнении сетей 5G начала бы возникать какая-то экосистема. 

Алексей Яковенко, "Цифра Роботикс":  Хотел бы добавить. Андрей затронул проблему технической недостаточности, что мешает созданию экосистемы 5G уже сейчас. Но у маркетплейса есть две стороны - есть сторона предложения, это, в частности, операторы связи или компании-разработчики решений типа нас. Но есть также сторона потребителей. И мы, работая с достаточно обширным спектром промышленных компаний видим, что не каждая компания готова пользоваться решением из маркетплейса. 

Во-первых, потому что у них есть понимание собственной индивидуальности, уникального производственного процесса. 

Во-вторых, потому что компания видит какое-то know how внутри производственных процессов, позволяющие ей производить дешевле и продавать дороже. Если мы типовым решением уравниваем всех, то на чем будет строиться конкуренция? 

Стоит адресовать вопрос к промышленным компаниям, готовы ли они потреблять продукты таким вот образом - из маркетплейса, как на B2C рынке. 

Леонид Коник, ComNews.ru: Когда вы смотрите на сеть 5G, как вы на нее смотрите? Как на инфраструктуру, на базе которой своими силами или силами привлеченных партнеров реализуете сервис? Или вам нужен магазин приложений, когда вы решаете какую-то производственную задачу, а связь просто часть инфраструктуры, как лампочка на потолке. 

Денис СеменихинСУЭК: Оба кейса применимы. Вопрос, прежде всего, в цене. Кроме того, первый случай более интересен, т.к., как уже было отмечено, унифицировать решения под все процессы просто невозможно. Каждая компания - частный случай. 

Леонид Коник, ComNews.ru:  Александр, глазами Норникеля, так это? Сырая инфраструктура, которую вы "насытите" или готовые решения? 

Александр Кудинов, Норникель: Соглашусь с Денисом. Было бы интересно посмотреть на готовое решение. Оценить возможный экономический эффект от внедрения, результаты внедрения, - если бы было такое "коробочное" решение. 

Эксклюзивность действительно присутствует. Причем во многих аспектах производства и инфраструктуры. Приведу отвлеченный пример. После прошлогодней нашумевшей аварии, мы стали разрабатывать систему мониторинга в Норильске. Безусловно в ней очень активно используются каналы связи. В частности мы тестируем и LTE и 5G для целей нашей системы. Но те решения, которые мы смотрели на наших предприятиях, на других российских предприятиях - в Роснефти, в Газпром нефти, в атомной промышленности, они нам просто не подходят. Есть эксклюзивность в размещении объектов, особенностей природы, много чего. 

Предполагаю, что коробочное унифицированное решение было бы интересно, было бы просчитываемо и быстрее реализовываемо. 

Леонид Коник, ComNews.ru: Дмитрий, видите ли вы возможность коробочных решений на базе  сетей 5G или каждое предприятие, это отдельный и уникальный случай?

Дмитрий Елисеев, БЕЛАЗ: Соглашусь, что конкретное предприятие, конечно, уникально и требует осмысленного подхода к внедрению той или иной технологии. Создание коробочных решений на базе того, что делаем мы, в принципе, возможно. Подготовить самосвалы, другую спецтехнику так, чтобы предприятие горнодобывающей отрасли могло собирать себе свое уникальное решение, как из кубиков, это возможно. На сегодня такие примеры в мире есть, мы стараемся им следовать. Как я уже говорил, самосвалы наши готовятся к роботизации, некоторые уже готовы. 

Леонид Коник, ComNews.ru: Рустам, на взгляд КАМАЗа, какие перспективы у коробочных решений 5G? 

Рустам Абдулгапаров, КАМАЗ: Думаю, что оба подхода имеют право на жизнь, если, например, коробочное решение будет открытым, расширяемым, будет обеспечивать адаптируемость к потребностям того или иного предприятия. Как и то, что выполнение проекта индивидуально под заказчика - тоже важный вариант для ряда случаев.  

Герман Бородов, Билайн: Как вы сказали, Леонид, LTE было "вброшено" в рынок, переварено им, появилось много применений. Но это было прежде всего потому, что это было более B2C решение, нежели B2B. Потому что через LTE вы вызываете Uber, смотрите Youtube, пользуетесь Facebook с телефона. 5G - это все же B2B история. Пока что пользователь, гуляя по ВДНХ, где развернуты пилотные зоны 5G, если он, например, смотрит ролик на Youtube, он даже разницы не почувствует. Для него какая разница - 4G, 5G? Мы пока что ориентируемся на B2B заказчиков. И я бы хотел всех призвать заниматься своим делом. Huawei будет поставлять 5-звездочные базовые станции и ядра сети, мы с коллегами по цеху будем строить 5-звездные сети с бесшовным покрытием. А уважаемые коллеги из Цифры Роботикс будут заниматься своим делом - они делают софт, и это крутой софт, и очень крутое железо, чтобы работали беспилотные технологии. Нужно быть специалистами в своем деле. 

Леонид Коник, ComNews.ru: Есть и другой подход, характерный для цифровой экономике, когда все занимаются всем. Банки становятся виртуальными операторами, сотовые операторы занимаются финансовыми сервисами. В мире немало примеров того, что промышленные предприятия своими силами без привлечения сотового оператора разворачивают сотовые сети. Что, наверное, операторам не очень нравится, зато нравится вендорам, поскольку расширяется круг клиентов. Сейчас практически у каждого крупного российского предприятия есть в структуре собственная компания, занимающаяся IT и связью. Такая компания вполне может заняться эксплуатацией сети 5G своими силами. Как вы относитесь к такому сценарию в России?

Герман БородовБилайн: Пока что частоты для сетей LTE есть у четырех компаний в этой стране. Можно иметь кэптивного оператора, можно даже как-то приобрести базовые станции, но как их вывести в эфир? С этим пока вопрос..  Так что нам, операторам пока что отрадно, что без нас эта история не взлетит. Не знаю, что будет дальше... мы не хотим, чтобы это развивалось без нас. Мы видим свой вклад, свою роль и свою полезность.  

Леонид Коник, ComNews.ru: Позволю себе заметить, что есть монополия операторов на частоты в LTE, но с 5G уже не так. Тот единственный диапазон, который на сегодня выделен для сетей 5G в России, то есть миллиметровый диапазон 24+ ГГц, выделен неопределенному кругу лиц. С равным успехом им может воспользоваться МТС и напрямую СУЭК. Никто не запрещает обратиться за соответствующей лицензией, которую себе оформили в МТС. Законодательство построено так. С другими частотными диапазонами пока что ситуация не ясна, какие по ним будут приниматься решения. Возможно будет тот же подход, если и когда частоты найдутся. 

Андрей Зименков, МТС: Мы готовы работать в любой модели с нашими клиентами. С тем же Газпром нефть ИТО мы успешно взаимодействуем. По частным сетям у нас с ними большой проект, где мы, например, соединили объект в Санкт-Петербурге и в Ленобласти, и объект на Ямале в единую сеть. 

В долгосрочной перспективе выигрывает все равно тот, кто лучше в своей специализации. Допускаю, что любая крупная компания может позволить себе создавать подразделения айтишные и связевые, замещающие какие-то функции операторов. Но с точки зрения долгосрочной эффективности, делать это в массовом масштабе нецелесообразно. Это не вопрос "хотим, не хотим", мы все хотим быть богатыми и здоровыми. Мы не хотели бы, чтобы были еще трое кроме нас, предпочли бы, чтобы мы были одни. Но жизнь иная, и мы работаем вчетвером, сможем работать с большим числом участников рынка. Мы не запираемся в лицензии, в монополии на лицензии и частоты, мы делаем ставку на развитие наших компетенций. Рынок знает и голосует рублем за нашу команду. На этом мы и строим свой бизнес. 

Леонид Коник, ComNews.ru: Денис, возможен ли для СУЭК сценарий развертывания сети своими силами, включая прямое получение частот? Или такие сценарии вы не рассматриваете?  

Денис СеменихинСУЭК: Предполагаю, что это вопрос рентабельности. Безусловно, мы можем закупить оборудование, базовые станции, модемы, все это смонтировать. Но последующая поддержка - вот здесь вопрос. С точки зрения снижения стоимости, выполнения какого-то объема работ, это да, но в полном объеме... считаю, что каждое предприятие должно заниматься своим бизнесом. 

Леонид Коник, ComNews.ru: А знаменитая схема managed services, когда оператор покупает у вендора оборудование и тут же отдает его вендору эту сеть в эксплуатацию, в вашем случае этот вариант возможен? Например, вы покупаете у Huawei 15 базовых станций, и тут же вендору, не оператору, отдаете в профессиональное управление.  

Денис СеменихинСУЭК: Совершенно верно, мы примерно так уже делаем на разрезе Изыхкском. Закупаем оборудование у вендора и отдаем в аренду компании МТС. 

Леонид Коник, ComNews.ru: Александр, а как эта идея выглядит "глазами Норникеля"? Возможна ли такая схема в принципе?

Александр Кудинов, Норникель: В Норникеле схема работы с вендором напрямую прорабатывается очень активно. Мы рассматриваем эту модель даже не исходя из рентабельности, а больше из соображений IT-безопасности. Данная модель сотрудничества нам близка. На данный момент такая модель не может существовать. По LTE в нашем законодательстве все прозрачно, действительно все частоты на данный момент у операторов, у "большой четверки", в отношении 5G не все так прозрачно, остается немало "белых пятен", которые, к моему личному сожалению, пока что не прописаны регулятором. Очень мы очень ждем. 

Второй момент чисто технический. Следует признать, что LTE, Wi-Fi, эти средства связи были предназначены для условий работы "над землей". Если же говорить о "под землей"... под землю мы идем на равных, об операторе речь или о большой промышленной компании, которая в этом заинтересована.  

Если брать поверхность, разрезы, то там связь серьезно задействована - по автономке и дистанционке с позиционированием. Внизу, под землей, у нас этого нет. Момент передачи связи  и построения производственных процессов в отношении передачи данных мы сейчас совместно исследуем. На мой взгляд, у операторов в этом, естественно, больше опыта, но под землей ситуация иная.

Резюмируя, - Норникель заинтересован в работе по модели "без  оператора", но на данный момент это пока невозможно.   

Рустам Абдулгапаров, КАМАЗ: На текущий момент работать нужно совместно. Мы, как и МТС, как БЕЛАЗ, являемся поставщиками для горнодобывающей, для нефтедобывающей промышленности. Позднее каждый сможет решить, как лучше - идти дальше вместе или самостоятельно. 

Дмитрий Елисеев, БЕЛАЗ: Соглашусь с коллегой с КАМАЗа, что сейчас, когда технология относительно новая, еще рано говорить, что предприятия готовы сами под себя выделять частоты. Так же, как в примере про B2C сегмент (Uber и другие аналогичные), в процессе совместной работы появится какая то схема, но на сегодня мы ее еще не видим. В любом случае это будет элемент коробочных решений, о которых мы ранее говорили.  

Леонид Коник, ComNews.ru: Телеком - тема зарегулированная, но в последнее время государство занимается регулированием и сферы цифровой экономики - видим огромное количество различных инициатив. С вашей точки зрения эти инициативы помогают, в том числе, тому, чтобы появились сети 5G как коммерческая реальность в практике ваших компаний? Если нет, то что можно было бы сделать на государственном уровне, чтобы это произошло? Помимо выделения частот 

Денис СеменихинСУЭК: У нас, как у производственного бизнеса, есть только одна проблема - частоты. Если решится вопрос с частотами, мы сможем планировать стоимость проекта. Сейчас, если мы определяемся с какой-то частотой, под нее проектируем и внедряем проекта 5G, а затем нам приходится переходить на другую частоту, для нас это торможение проекта, это простои оборудования, риски срыва сроков проекта. Нам нужно, чтобы частота "не прыгала", чтобы стоимость проекта не росла в процессе или после завершения. Так что нужно именно выделение частоты. 

Александр Кудинов, Норникель: От государства требуется грамотное регулирование. На данный момент в отношении 5G этого еще не сделано, на мой взгляд. Каких-то других мероприятий в "плюс" или в "минус", я не вижу. Пока что все остается в "подвешенном" состоянии. 

Алексей Яковенко, "Цифра Роботикс":  Андрей говорил о направлениях, которые стимулируют внедрения технологий. Одно из них это, собственно, роботизация. Непрямое регулирование применения 5G, применения автономных технологий в промышленности, тоже тормозит внедрение новых стандартов связи. Чем медленнее мы внедряем новые технологии, тем медленнее предприятие "созревает" для нового поколения стандартов связи. 
Поэтому сейчас ведется активная дискуссия, создаются особые правовые зоны для тестирования автономного транспорта. Я в несколько подкомитетов вхожу, где обсуждается правовое регулирование, но работа идет очень медленно. Хорошо, что идет. Сейчас общие правила, как для человека, так и для робота работают плохо. Затруднено для предприятий внедрение новых технологий, соответственно и предприятия еще не очень заинтересованы во внедрении новых стандартов связи, в частности, не видят большой ценности в быстром переходе к 5G.

Герман БородовБилайн: Хочу заметить, что государство уже кое-что делает для того, чтобы обсуждаемые технологии развивались быстрее. Есть постановление Ростехнадзора, которое регулирует работу под землей. Оно заставляет компании, которые ведут операции в шахтах, внедрять диспетчеризацию персонала. Это уже импульс. Раньше это можно было делать, можно было не делать. Сейчас есть законодательное регулирование, которое заставляет и подталкивает компании к внедрению связи под землей. 

Александр Кудинов, Норникель: Не совсем там понятно, это п.76, мы непосредственно этим занимаемся. действительно сказано, что должна быть система позиционирования, но Роспотребназдор не регулирует расстояние этого позиционирования, не говорит на каком расстоянии мы должны позиционировать людей. У нас есть Министерство угольной промышленности. В России угольная промышленность исторически была локомотивом в добыче. В угольной тематике есть определенная регламентация. Мы, в Норникеле, берем эту регламентацию для наших проектов. 

Герман БородовБилайн: Есть другие инициативы, которые косвенно подталкивают внедрение обсуждаемых нами сегодня технологий. 

Алексей Яковенко, "Цифра Роботикс":  Хочу отметить, что правоприменение и регулирование 5G сейчас лежит за рамками, собственно 5G. 

Андрей Зименков, МТС:  Повторю еще раз свой тезис, более кратко. Что государство могло бы сделать, чтобы подтолкнуть развитие? Считаю, что промышленные сети 5G следует выделить в отдельный класс регулирования и к ним применять другие, возможно упрощенные требования выделения частот и правила применения оборудования. 

Леонид Коник, ComNews.ru:  Давайте выйдем после этой сессии с инициативой создания Министерства промышленных сетей связи - Минпромсвязи. 

Мой завершающий вопрос адресую Чжао Лэю. Исторически рынок телекома ведут вендоры. Мы все раньше приезжали в Барселону и узнавали, какие новые технологии появились за прошедший год. Помимо регуляторики, что Huawei может сделать, чтобы промышленные сети 5G из пилотных проектов стали коммерческой реальностью? 

Чжао Лэй, вице-президент региона Евразия, Huawei: Думаю частично задача уже поставлена Германом - чтобы Huawei поставлял "пятизвездное" оборудование. Тогда вы с вашими коллегами-операторами построите "пятизвездные" сети - публичные и промышленные. Кроме того, мы постоянно делимся международным передовым опытом и успешными бизнес-кейсами в сфере проектов B2B. А также рассказываем о практике китайских и европейских регуляторов, которые субсидируют промышленные внедрения 5G, которые позитивно влияют на увеличение объемов производства, рост производительности труда и снижения расходов на водоснабжение и электричество. Мы надеемся, что это позволит изменить сообщество целиком.  

Леонид Коник, ComNews.ru:  Наша сессия подошла к концу. Осталось еще много вопросов, но  регламент свят. Я лично убежден в том, что сети 5G в России появятся вначале в промышленном секторе, и лишь затем появятся сети B2C. Время покажет. 

--

Комментариев нет:

Популярные сообщения

Желающие следить за новостями блога, могут подписаться на рассылку на follow.it (отписаться вы сможете в один клик). 

Еще можно подписаться на Telegram-каналы @abloud62 @abloudrealtime, где также дублируются анонсы практически всех новостей блога. 

 

Translate