Конспекты: Mobile 360 Eurasia 2021 - "круглый стол" Connect the Future

В рамках Mobile 360 Eurasia 2021 проходил "круглый стол" Connect the Future (техническое измерение телекома и ИКТ). Модератором выступал Константин Анкилов, TMT Consulting, участники: Виктор Леонидович Белов, МТС; Валерий Викторивич Шоржин, ВымпелКом; Андрей Владимирович Грачев, МегаФон; Нурлан Кемалович Мейрманов, Казахтелеком; Игорь Олегович Акулинин, Huawei. Вашему вниманию - фрагмент конспекта. 


Константин Анкилов, TMT Consulting: Давайте поговорим о сетевой инфраструктуре, что происходит с ней сейчас, чего ожидать в ближайшем будущем. Чтобы это не выглядело выставкой достижений отдельных операторов, давайте поговорим о технических вызовах, которые стоят перед операторами. 


Виктор Белов, МТС. Основные вызовы, которые сейчас стоят перед всеми, это своего рода слияние операторских сетей с инфраструктурами других видов, прежде всего, с облачной инфраструктурой. Идет изменение формата того, как операторы будут строить свои сети в дальнейшем. Это, в принципе, органическое движение. Если посмотреть как работал оператор 10-15 лет тому назад, это была, как правило, более-менее моновендорная сеть. Большинство рисков оставались на стороне вендора. Оператору оставалась роль "насоса CAPEXа", который перекачивал инвестиции в сторону вендора, а далее вендор за все отвечал перед оператором.  

Далее операторов стал все более поджимать их бизнес, и они были вынуждены ужесточить конкуренцию. На сети стало возможным использовать разные компоненты, от разных вендоров. Сеть перестала быть монолитной. Операторы разделились по тому, чье решение они используют в ядре сети, в радиодоступе, в транспорте и т.д. На следующем этапе началось дробление на компоненты ядро сети. 

Сейчас мы органично подходим к этапу, когда большая часть ответственности либо уже находится, либо будет вскоре находиться на стороне оператора. Сегментация поставщиков решений и оборудования и ПО продолжит увеличиваться. Кроме того, заметно изменяется технологический стек, на котором живет оператор. 

Это требует от оператора новых экспертиз, в которые ранее он не сильно ходил. Вдобавок приходится за людей и за экспертизу бороться на совершенно другом рынке. Это уже не рынок на котором в России было примерно шесть игроков. Это уже намного больший рынок с множеством компаний из различных отраслей с другими, иногда более доходными моделями бизнеса, и это серьезный вызов для операторов. 

Требуется перестроить восприятие того, что мы делаем, и людям, и нам самим. Растет ответственность, которую все более начинают испытывать инженеры, работающие в операторе. Это также вызов для производителей-поставщиков, поскольку в какой-то момент им придется смириться с фрагментацией поставщиков,  научиться жить в этом более сегментированном рынке оборудования и ПО.   


Андрей Грачев, МегаФон. Я бы дополнил. У нас действительно сетевая инфраструктура усложнилась, особенно ее айтишная часть. Достаточно посмотреть, как сейчас, например, организуется передача голоса в сетях LTE. Сколько там одних интерфейсов... сразу все становится ясно.  

Но кроме этого у нас на рынке есть высокий спрос на реализацию цифровых проектов. Нам приходится погружаться в то, как устроена энергетика, как устроена добывающая индустрия, какие у них потребности. Понять, как это все увязать, а главное - предложить завершенное комплексное решение. 

Кроме тренда на усложнении IT составляющей, у нас продолжается агрессивный рост трафика. Вместе с ростом сложности цифровых проектов, рост потребления трафика делает для нас все более сложным поддержание качественной работы сети и ее развитие без перехода к сетям 5G. Пятое поколение, это и совсем другие сетевые возможности, это и возможность подключить к сети больше устройств, это более высокие скорости, это более низкие задержки распространения сигнала. Но все это требует дополнительных частот. Без дополнительных частот мы в современных условиях развиваться не можем, как нефтегаз не может развиваться без скважин. 


Валерий Шоржин, ВымпелКом: Сеть сейчас догоняет IT. Согласен с Виктором, что уже через 5 лет, возможно, не будет сетевых элементов. Будут какие-то нэтлэты (Netlet), запускаемые в облаке, иногда под конкретного клиента, иногда под конкретное приложение. Для того, чтобы управлять этим многообразием, понадобится робот, который управляет другими роботами. То есть сеть должна стать на порядки умнее, чем сейчас. Она должна самоорганизовываться, управляться без участия людей. Сделать это будет не просто. Не проблема разобрать на части традиционные сетевые элементы и заменить сетевую часть вычислениями на основе приложений. Проблема в том, чтобы это все грамотно собрать и затем управлять и мониторить. 

Главная проблема и вовсе не техническая. Как уже здесь говорилось, трафик в сетях растет, а доходы нашей отрасли растут совсем не такими высокими темпами. Взять хотя бы результаты 2q2021 - по трафику операторы показывают рост порядка 30%+ год к году, а финансовые итоги - гораздо более скромные. Телеком разучился монетизировать трафик. То value, которое получают другие участники пищевой цепочки, до нас перестало доходить. 

Вторая серьезная проблема связана с потреблением услуг, с клиентами. Форм-фактор потребления, к которому мы все привыкли с 2007 года - это темный параллелепипед, который называют смартфоном. Он застыл во времени, он морально устарел. У нас не появляется новых абонентов, та же носимая электроника - это не новый абонент. Отсутствие новых абонентов тормозит развитие сети. 

В отличие от технических проблем, две этих фундаментальных проблемы ни один из участников рынка не может решить в одиночку. Необходимо скоординированные усилия участников рынка телекома, возможно также и смежных рынков. Не зря в теме нашей сессии присутствует слово "экосистема". Несмотря на отношение к этому слову, которое может существовать, здесь, на мой взгляд, без новых ступеней в партнерстве между игроками нам в одиночку не разобраться, ни со спектром, ни с инфраструктурой, ни с электричеством, ни с ограничениями других ресурсов.  


Нурлан Мейрманов, Казахтелеком: Мне кажется, что главное решение, которое следует принять операторам, - отойти от телеком-принципов построения сетей будущего. Перейти на так называемые нативно-облачные архитектурные решения. Чтобы сети будущего, как максимум позволяли операторам развиваться, а, как минимум, обеспечили им возможность выжить. Учитывая конкуренцию на рынке сейчас с глобальными игроками. Так что этот переход мы считаем очень важным. Как минимум, следует переходить к дезагрегации, отделять ПО от хардверной части и стараться сделать это ПО и хардвер максимально открытыми. Строить сети не инфраструктурные, а строить сети сервисов. Всем известен микросервисный подход. Для максимального участия собственных разработчиков, для гибкости компании желательно перейти по готовности на открытое ПО, на whitebox-ы, чтобы сделать универсальные решения. Вы все видите, как глобальные игроки с их клаудами легко могут замещать закрытые решения вендоров. Это позволяет выходить на рынок решений даже стартапам, получив доступ к радиочастотам. Мировые примеры этому уже есть, тот же Rakuten. Индийские операторы также уже меняют архитектурные подходы. 


Игорь Акулинин, Huawei: Вопрос был про вызовы. Основной вызов, который мы видим, он может быть как со знаком плюс, так и со знаком минус. Это, конечно, рост трафика о котором уже говорили коллеги. 

2021 год планируется окончить с порядка 100 эксабайт (100*10E18 байт), через 5 лет ожидается порядка 600 ЭБ, через 10 лет - более 3 тысяч, это экспонента. И это большой вызов.

Почему растет трафик - очевидно, становится больше абонентов. Это не только люди, но и машины. Сейчас транспорт вызовет новую волну подключений. Это рост потребления видео всеми слоями населения, рост качества потребления. 

Одно из решений это, конечно, переход к 5G. Но переход к 5G и сам по себе будет стимулировать рост трафика. Это как с дорогой. Если она была узкой, то достаточно ее расширить и она тут же начинает заполняться автомобилями. Мы уже можем наблюдать это на примере Китая, Корея, где абоненты сейчас на порядок больше трафика потребляют. На это влияет, например, активное использование услуг FWA. 

Вторая плоскость - очень многое уходит в клауд. Как только что-то уходит в клауд, нагрузка на сети возрастает. В 2021 году межклаудный трафик обычных предприятий превысил трафик гигантов OTT - Amazon, Google, Facebook. Это наглядное свидетельство в пользу того, что цифровизация идет, сети становятся сложнее. 

Для нас, как для вендора, это конечно вызов. Мы отвечаем за свои решения, но они становятся все сложнее, а оператор не хочет, чтобы цена решений или их обслуживания поднималась. Пусть даже падает цена за бит информации, но оператору интересна прежде всего абсолютная цена. Но сети и управление сетями усложняется. Оператору это невыгодно, поэтому появляется запрос на упрощение (симплификацию) управления сетями.

Вопрос стоит остро, ведь в решении 5G буквально тысячи параметров, которыми необходимо управлять чуть ли не на ежечасной основе. Сделать это невозможно без автоматизации, дигитализации телеком оператора.  

Еще есть обще важные вещи, они включены в повестку дня оператора. Это экология, защита окружающей среды. И сейчас жесткие требования в связи с этим, мы, как международная компания ощущаем соответствующее давление. Этим приходится заниматься, и это требует немалых средств.


Константин Анкилов, TMT Consulting: 5G readyness в российских реалиях. Насколько готовы операторы, другие участники рынка? 

Виктор Белов, МТС.  Операторы - в высокой степени готовности. В прошедшие 30 лет мы постоянно сокращали отставание от других стран по части телекома. Сейчас, конечно, отстаем, но в каком-то разумном масштабе. Готовность операторов высокая, у всех есть пилотные зоны, есть понимание, как работает технология, как будет перестраиваться сеть. 

Да и рынок готов. По крайней мере мы, из общения с нашими крупными заказчиками, прежде всего, с b2b-клиентами, видим уже определенный запрос с их стороны. У многих уже начинает появляться понимание что это, зачем им это необходимо. Кто-то пробует и пытается разобраться, зачем им это может быть нужно. Спрос есть. 

На нашем рынке основное это сейчас история, связанная с готовностью регулятора, государства как-то сдвинуть эту историю с мертвой точки. (Прим. АБ - как я понимаю, в переводе с "вежливой версии" это должно звучать так: "это сейчас история, связанная с НЕ готовностью регулятора, государства, как-то сдвинуть историю с 5G в России с мертвой точки). 



Константин Анкилов, TMT Consulting: Спрос со стороны предприятий - он на какие-то конкретные сервисы? 

Виктор Белов, МТС.  Конечно. Возьмите, скажем, автозавод. У него нет задачи передавать между какими-то точками пакетики, например. У него есть своя проблема, которую нужно решить. Они у него разные. Им, например, 5G позволяет повысить мобильность оборудования, благодаря этому они могут конвейер быстрее перестроить. Или подключить по 5G сеть мобильных роботов, которые внутри территории цеха или предприятия автономной транспортировкой занимаются. 

Конечно, они хотят какие-то вертикальные решения. На сегодня есть два основных способа взаимодействия. Мы видим проблему нашего клиента, находим каких-то партнеров, чтобы с ними создать вертикальное решение и далее это решение клиенту представляем. Либо есть какие-то компании, которые на основе нашей инфраструктуры выстраивают какое-то решение. Тогда они приходят с этим решением к клиенту, а мы с нашей частью решения оказываемся там автоматически. 


Андрей Грачев, МегаФон: Согласен, что все операторы располагают пилотными зонами 5G, все "пощупали", что это такое. Но сохраняются вопросы со стороны экосистемы, я не говорю про IT-составляющую, про какие-либо личные кабинеты. У нас в стране сохраняется неопределенность с частотным спектром и мы знаем, что не все частотные диапазоны одинаково поддерживаются сетевым и абонентским оборудованием. Есть вопросы совместимости. 5G не стоит на месте, на сегодня мы тестируем 16-й релиз. В нем есть передача голоса в 5G. Кто готов подсказать - сколько есть моделей абонентских терминалов со встроенной поддержкой голоса в 5G NR. И это  при том, что во всех магазинах лежат различные устройства с поддержкой 5G. Как было в LTE, так и в 5G идет развитие и это постоянное движение. И, как сказал Виктор, без решения регулятора запустить все это полноценно мы не сможем. Здесь, наверное, основной фокус, основной вопрос на сегодня для нашего рынка. 


Валерий Шоржин, ВымпелКом: Я бы продолжил тему разграничением массового и индустриального рынков. Индустриальный рынок имеет и спрос, и интерес, и потребности, для удовлетворения которых может потребоваться 5G. Не факт, что потребуется, но может потребоваться. В B2C... не знаю, как у коллег по цеху, а у нас большой вопрос в плане окупаемости инвестиций. Понятно, что средства понадобятся огромные, а вот выручки за этими новыми инвестициями... даже если мы уладим все вопросы со спектром, с инфраструктурой... я говорю инфраструктура, т.к. я воспринимаю 5G как большое количество маленьких базовых станций - это они позволят отдать потребителю обещанные ему гигабиты. Даже если мы решим вопрос доступа операторов к муниципальной инфраструктуре. Даже если мы закроем вопросы радиофобии и жители перестанут протестовать против установки базовых станций вблизи домов. Даже в этом случае у нас останется вопрос юскейсов. 

В B2B кейсы существуют, правда, у Билайн такой опыт по частным сетям: если взять 100% требований клиента, то для реализации 60% не требуется 5G, достаточно возможностей LTE; 20% невозможно реализовать даже с использованием 5G. и только 20% требуют новой технологии, в качестве которой может быть использована 5G.  

В приватных сетях Private LTE / Private 5G мы конкурируем практически с Wi-Fi, который тоже не стоит на месте, развивается и еще непонятно, кто в итоге победит. Есть и другие открытые стандарты, например, в IoT. 


Константин Анкилов, TMT Consulting: Нурлан, расскажите о ситуации с 5G в Казахстане, возможно не все знаю подробности. 

Нурлан Мейрманов, Казахтелеком: Как и коллеги, мы долго тестировали 5G, буквально сегодня начали запускать коммерческую эксплуатацию сети 5G в одном из городов - у нас новый город на юге строится, называется Туркестан. Мы сегодня в нем запустили первую коммерчески доступную базовую станцию 5G. 

Хотел бы больше рассказать не о плакатных подходах, "запустили, запускаем и будем запускать", а больше поговорить о проблематике, связанной с запуском сетей 5G. Вы правильно поднимаете вопрос о готовности операторов сотовой связи к 5G. Технологическую готовность нет смысла обсуждать, этим занимаются огромные R&D отделы, поставщики оборудования, научные сообщества - мы туда не лезем, у нас очень много своей эксплуатационной работы. 

По моему личному мнению для запуска 5G операторы мобильной связи должны критически подойти в целом к инфраструктуре, которую они сформировали за последние 20-30 лет существования. Сейчас мы эксплуатируем, как минимум, 4 сети - сеть 2G для голоса, сеть 3G для голоса и немножко для данных, сеть LTE, которую строили для передачи данных. Но с приходом 5G мы оказались стоящими, что называется, враскорячку. Нужно понять, куда двигать голос, а голос нужно двигать в сторону 4G (VoLTE). А сеть 4G построена неправильно, она тогда, когда ее проектировали не подразумевала, что по ней будет голос ходить. Считалось, что это сеть для передачи данных, где можно придерживаться принципа best effort, где не так важно заботиться о непрерывности покрытия.  

Нужно какое-то глобальное решение, может быть даже создать community, чтобы решить как нам избавляться от 2G и 3G. Понятно, что спектр нужно высвобождать. Нужно подумать, нельзя ли привлечь государство к тому, чтобы ускорить процесс миграции абонентов в VoLTE. Может быть помочь кому-то с покупкой смартфонов, где-то нужно озаботиться улучшением покрытия с тем, чтобы оно было достаточно надежным с тем, чтобы выполнять в том числе emergency функции. 

И, конечно, нужно развивать 5G. И опять же... я уже вижу, что многие относятся к 5G, как к возможности эффективно обрабатывать трафик передачи данных. На самом деле, нужно уже задумываться, как в дальнейшем переносить в 5G голос. 

Технических проблем сейчас перед операторами стоит очень много. Возможно стоит в рамках GSMA организовать специальные обсуждения данной темы. 


Виктор Белов, МТС.  Думаю, это не какая-то региональная специфика Казахстана, т.к. проблему с sunset 2G/3G (закрытием сетей 2G/3G) начали обсуждать в технической группе GSMA наверное еще год назад, еще во время локдауна. 

На российском рынке, да и на рынке США, например, есть много проблем регуляторного и бизнес-характера. В России, например, есть такая штука "Эра-ГЛОНАСС", которая в теории ставится в каждый автомобиль, который ввозится или производится на территории РФ. И никто обычно не задумывается, что терминал этой системы работает в сетях 2G/3G. И все автомобили останутся без аварийной связи если мы "погасим" сети GSM и 3G одновременно. 

Кстати, аналогичная проблема существует и в Европе, где используется аналогичная система (это же не российская придумка). В Европе тоже по стандартам ЕС положено монтировать в автомобиле эту систему с аварийной кнопкой. И она тоже не работает в сетях LTE/4G. И для Европы это тоже огромная проблема, когда они обсуждают sunset 2G/3G. 

В США главным противником закрытия сетей выступает бизнес, прежде всего, компании, занимающиеся безопасностью, т.к. все системы, стоящие в низкоэтажной Америке, это тоже 2G/3G only устройства.  И транспортная телематика в США и у нас "живет" на 2G/3G устройствах, т.к. все любят экономить, а модули 2G/3G до сих пор дешевле, чем модули LTE. 

Кроме этого у нас есть масса терминалов, которые в LTE only сети в принципе отказываются регистрироваться. Не стану называть бренды, но это весьма уважаемые и в целом продвинутые бренды. 

Проблем много. Мое личное мнение, что 3G, конечно, погибнет первым, а 2G будет работать, к сожалению, еще очень долго.

А вот то, что в Казахстане уже под коммерческую эксплуатацию частоты 5G выдают, это интересно, надо бы обменяться опытом, как такое получилось. А мы вам в свою очередь расскажем, как VoLTE в LTE наладить. У "большой четверки" в России с этим никаких проблем нет. 


Андрей Грачев, МегаФон: VoLTE основан на IMS, а IMS стар, как мир. Чуть ли не раньше 3G появилась эта история. Первоначально использовалась для фиксы. Но то, как уважаемые международные стандартизующие организации подошли вместе с крупнейшими вендорами к реализации этой идеи... LTE для передачи голоса, это конечно... мне это представляется чем-то вроде заговора. Все операторы при запуске маялись с VoLTE, много было сюрпризов. Мы, конечно, через все это в России прошли. МегаФон недавно объявлял о запуске VoLTE по всей стране.  Сейчас у нас порядка половины всего голосового трафика находится в VoLTE.

Но с переходом к 5G сюрпризы по части голоса, конечно, тоже будут. Да и экосистема голос через 5G NR сейчас пока что практически не сформировалась. 

Согласен с позицией, что первым в России умрет 3G. Мы, как и все операторы уже не год и не два, планомерно вытаскиваем частоты из 2G/3G в LTE. И 3G у нас первым уйдет, как он ушел, например, у операторов Германии месяц-два назад. 

 

Константин Анкилов, TMT Consulting: Как ситуацию видит глобальный вендор? Где основные возможности 5G? Когда-то ведь и в России будет, наверное 5G. Есть ли перспективы для B2C? 

Игорь Акулинин, Huawei: Хотелось бы вернуться к теме 5G ready для начала. Мы в Huawei выпускаем соответствующие комплексные решения. 

Совершенно согласен с уважаемыми коллегами, стандарты 3G (WCDMA, TD-CDMA) уходят из обращения первыми. Причины простые - значительная часть экосистемы опирается на 2G, m2m - устройства, которые еще будут работать и работать. Телемедицина начала развиваться еще на GSM/EDGE, скорее всего, GSM останется с нами еще надолго. 

А 3G уже начали выключать, мы это наблюдаем. В Китае это уже происходит, практически свернуты сети 3G. 

В отношении 5G и его применения. 

Мы видим, что все больше операторов включают сети 5G, что растет экосистема терминалов. Есть три мощных центра 5G - Китай, Корея, Северная Америка, каждый со своими особенностями. В Китае есть политика по переводу всего трафика в сети 5G. Даже V2X, который разрабатывался для 4G/LTE, сразу же перевели в 5G, чтобы обеспечить этому стандарту перспективу длительного использования. 

В Корее в основном развивается B2C и связанное с ним видео. Это специфический кейс. Китай не идет по пути Кореи, в Китае свои особенности - short video, Tik-Tok и т.п. В Китае очень хорошо развивается B2B. В июне 2021 года было проведено порядка 5 тысяч опытных зоне 5G B2B. Из них тысяча ушла в коммерцию, были заключены соответствующие контракты. Много внимания уделяется тому, как именно это будет делаться, кто за что отвечает. Обкатываются различные бизнес-модели вплоть до продажи сетевого оборудования крупным корпорациям, которые затем нанимают оператора, чтобы он эксплуатировал решение. Или же традиционный private 5G, где собственником оборудования и частот выступает оператор.

Интересен высокий интерес к цифровизации на основе 5G со стороны отраслей, которые ранее не отличались особой любовью к IT. На первом месте - горнодобывающая отрасль, что, в общем, естественно. Поставить в большом карьере, где ездят самосвалы, в том числе дистанционно управляемые, оборудование Wi-Fi - не лучшая идея. Дистанционное управление, автопилоты, все это требует надежных беспроводных каналов для передачи видео высокой четкости. Две камеры высокой четкости на один экскаватор это уже поток под 30 мбит/с. Большой карьер - более 1 Гбит/c информации, то есть на 4G/LTE это не обеспечить. По сути здесь 5G вне конкуренции.

Другие яркие примеры, это предприятия сталелитейной промышленности. Тоже большие предприятия с большими и сложными территориями. Порты, где до этого уже намучались с Wi-Fi. 

И вновь 4G/LTE не является конкурентом для 5G, поскольку везде в Китае используется машинное зрение, расположенное в клауде. При этом задержка очень важна, так как зачастую управление производится большими или опасными объектами, причем в полуавтоматическом или в автоматическом режиме. 

Мы видим много возможностей для 5G в B2B секторе, причем, как показывает практика, на вполне понятных и знакомых рынках. У Huawei накопилось немало материалов уже не только по технике. но и по бизнес-моделям. Их много, т.к. предприятия разные, не все могут платить живыми деньгами. Операторы Китая поделили вертикали (отрасли народного хозяйства Китая) - 15 отраслей взял China Mobile, по 10 отраслей China Telecom и China Unicom. Разделение уместно, т.к. необходимы компетенции. Если прийти в какую-то отрасль без компетенций, то долго будет не ясно, что там можно и нужно делать, что нельзя делать. 

41:10

Комментариев нет:

Популярные сообщения

Желающие следить за новостями блога, могут подписаться на рассылку на follow.it (отписаться вы сможете в один клик). 

Еще можно подписаться на Telegram-каналы @abloud62 @abloudrealtime, где также дублируются анонсы практически всех новостей блога. 

 

Translate