Об этом свидетельствует протокол плана работы ГКРЧ на 2021 год - в 4q2021 комиссия планирует рассмотреть результаты проведения научных, исследовательских, экспериментальных и конструкторских работа на пилотной зоне 5G (6425-7100 МГц), - об этом сообщают Ведомости.
Интересны несколько моментов в связи с этой новостью.
1. В кои веки российская (китайская?) инициатива совпадает с общемировым трендом. Группа из 23 операторов, вендоров и исследовательских институтов "топит" за решение ВКР о перераспределении как раз этого диапазона под мобильный ШПД. Подробнее можно почитать здесь. Так что если эта инициатива будет одобрена для всего мира или хотя бы для Европы, в России уже будет сформировано свое видение в отношении данного диапазона. Всегда бы так.
2. Несмотря на вопли со всех трибун относительно обязательности отечественности оборудования для сетей сотовой связи, работы, результаты которых собирается рассматривать ГКРЧ, будут проводиться на импортном решении - к ним привлекут Huawei, не только железо, но и специалистов. Учитывая то, что "под капотом" "отечественных решений" каких-нибудь очередных "булатов", в конечном итоге с большой вероятностью могут оказаться китайские платы, ничего удивительного. Да и практику стесывания шильдиков китайских производителей, с заменой этих шильдиков на наклейки с русскими буквами тоже никто не отменял.
3. Диапазон 6-7 ГГц, конечно, лишним не будет. Высвобождать его под мобильный интернет необходимо. Но "панацеей" он не станет, расходы на обеспечение равного покрытия 5G в диапазоне 3.4-3.8 ГГц и 6-7 ГГц будут различаться в разы, не в пользу нового диапазона. Что поделать, возможно, если посчитать "на круг", то отказ от систем спутниковой связи в диапазоне 3.4-3.8 ГГц в сумме с развертыванием в этом диапазоне систем 5G может обойтись еще дороже. А в этом свете развертывание 5G в 6-7 ГГц могут оказаться более экономически обоснованным делом применительно к России. И если операторам еще и раздадут по 100 МГц или более на нос в 6-7 ГГц, то перспективы 5G в России могут оказаться не столь уж удручающими. Ведь открытие диапазона 6-7 ГГц, если до этого дойдет, решит также проблему диапазона 4.4-4.9 ГГц - проблему невозможности использования этих частот вдоль границ нашей страны. То есть можно будет использовать внутри страны 4.4-4.9 ГГц, а вдоль границ и вообще везде, где хочется - 6-7 ГГц. Это серьезно поменяло бы "расклад". Такое "комбо" выглядит уже далеко не столь удручающе, как только 4.4-4.9 ГГц и невозможность строить 5G в Санкт-Петербурге и Калининграде.
4. Конечно, операторы продолжат ныть, что без 3.4-3.8 ГГц счастья нет и не будет. Спору нет, это основной в мире диапазон и строиться в нем намного (НАМНОГО!) дешевле, чем в 4.4-4.9 + 6-7 ГГц. Но давайте будем реалистами. Выкинуть/заменить системы спутниковой связи, если они действительно кому-то нужны (это не худо бы проверить, конечно), это тоже очень дорого. И сравнивать нужно расходы на стройку в диапазонах 4ГГц-7ГГц с расходами на стройку в 3.4-3.8ГГц + расходами на конверсию. А последние - лошадка темная, т.к. оценки со стороны операторов сотовой связи почему-то отличаются от оценок нынешних пользователей этими частотами. От многомесячной, измеряемой уже в годах, задержки с достижением договоренности по конверсии страдает государство в целом и все население страны, ведь задержка с запуском 5G в России обходится экономики в недополученные средства. Вполне ощутимые на фоне ВВП. С этим стоит что-то делать.
Государство может подсластить пилюлю для операторов двумя ходами - быстро разрешить рефарминг под 5G любых имеющихся у операторов частот и отменить требование полной отечественности оборудования. В этом случае коммерческое развертывание 5G в России начнется сразу же, уже в 2021 году и разрыв с ведущими странами не будет столь драматичным, каким он будет в ином случае. Впрочем, на столь позитивный сюжет до смены кормчего, я бы не рассчитывал.
Комментариев нет:
Отправить комментарий