Давайте посмотрим на результаты.
- операционная выручка выросла на 33.3% в сравнении с прошлым годом и составила 87.4 млрд рублей;
- показатель EBITDA составил 25 млрд рублей, вырос на 3.2% к 2013 году
- рентабельность EBITDA - снизилась до 28.7%, что на 8.4 п.п. ниже результата 2014 года
- в 2014 году объем инвестиций Tele2 Россия в инфраструктуру и технологическое развитие сети составило 13.2 млрд рублей
- абонентская база компании увеличилась на 47,8% по сравнению с 2013 годом, совокупное число абонентов на 31 декабря 2014 года составило 35,1 млн человек;
- средний доход на одного абонента (ARPU) вырос на 5,2% в рублевом исчислении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 247 рублей;
- среднее количество используемых минут (MoU) в целом по России составило 274, в сравнении с 2013 годом этот показатель вырос на 2,9%.
«2014 год стал знаковым для Tele2. В августе мы закрыли сделку по созданию нового федерального оператора, а уже через три месяца запустили первые сети 3G и 4G в пяти регионах. При этом мы остаемся наиболее быстрорастущим сотовым оператором не только за счет присоединения новых активов, но и упрочения позиций в «старых» регионах Tele2. В 2015 году мы продолжим активный рост: будут введены в строй новые сети, запущены операции под брендом Tele2 в регионах сотовых компаний «Ростелекома», осуществлен выход на рынок московского региона».
++
Выручка
Рост выручки с 65,3 млрд руб. до 87,4 млрд руб. сам по себе важен для компании, но это не органический рост, а результат появления в отчетности итогов работы присоединенных компаний Ростелекома с апреля 2014 года. Также добавилась выручка ЗАО РТ-Мобайл с августа 2014 года. Соответственно, сравнивать этот показатель "год к году" почти бессмыленно, а в от абсолютная величина - неплохой результат консолидации активов Ростелекома и Tele2 Россия.
EBITDA
Осталась почти неизменной - 25 млрд рублей (почти без изменений к 2013 году с его 24.2 млрд рублей). Это можно было прогнозировать, более того, можно было ожидать даже снижения, а не отсутствия роста, поскольку компания, во-первых, активно расходовала средства в связи с интеграцией, а во-вторых немалые средства инвестировала в строительство сетей в новых регионах, прежде всего, в Москве. Список городов, где запущены новые сети в 2014 году не слишком длинный, хотя и включает, например, С.Петербург (а также Новосибирск, Челябинск, Тамбов и Тулу), но инвестиции шли и в других городах, где запуски состоятся в ближайшие месяцы.
Говоря о интеграции, можно говорить о сокращении затрат вследствие перехода на централизованные закупки для всех регионов присутствия, а также из-за интеграции внутренних процессов. В 2014 году был начат процесс перевода абонентов мобильных активов Ростелекома на биллинг Tele2. В 1q2015 этот процесс продолжается, в частности, переведены на биллинг Tele2 клиенты СкайЛинк. Единый биллинг - еще одна существенная возможность экономии расхоов компании.
EBITDA margin
28.7% (было 37.1% в 2013 году). Причины снижения те же, что я перечислил, рассуждая о EBITDA. Здесь также можно было ожидать даже более высокого проседания - по сути речь идет о сооружении федеральной сети мобильного ШПД, что требует инвестиций на уровне нескольких миллиардов долларов США. Компания пока вложила далеко не все необходимые суммы, соответственно, я бы не ждал быстрого восстановления EBITDA/EBITDA margin.CAPEX
Капитальные затраты Tele2 в 2014 году составили 13.2 млрд рублей, что на 126% больше, чем годом ранее. В основном, эти инвестиции пришлись на 4q2014 - 5,6 млрд рублей.
Интересно отметить, что отношение капзатрат в выручке по итогам 2014 года все еще остается меньше, чем у конкурентов из "большой четверки", составляя 15.1%. Между тем, в 2014 году даже МегаФон не почивал на лаврах - 17,9%, а ВымпелКом и МТС инвестировали щедро (по российским, конечно, меркам) - 21,7% и 23% соответственно.
Здесь хочется в очередной раз покритиковать российскую модель "реинвестирования" доходов, что затягивает строительство сетей на многие годы. С другой стороны, раз уж такая практика сложилась, трудно осуждать операторов и их акционеров в нежелании вначале быстро построить сеть, а уж затем "отбивать" вложения в течение нескольких лет.
Если вернуться к Tele2, то стоит прогнозировать дальнейший рост инвестиций в строительство и развитие сетей компании. Только на Москву требуется несколько сот миллионов долларов, но компания строится далеко не только в Москве, думаю, что ближе к лету запуски новых регионов пойдут, что называется, кучно.FCF
Резкое снижение свободного денежного потока до 3.3 млрд рублей тоже понятно, поскольку также связано с активным строительством. Но FCF достиг уровня, который близок к тревожному, компании нужны средства для обслуживания выросшего из-за активного строительства долга.
Выручка на сотрудника и тысячи абонентов на сотрудника
Почему-то принято считать, что эффективность бизнеса описывают показатели, опирающиеся на число сотрудников. В России по моему убеждению, этот показатель не является представительным. Часть сотрудников просто выводят за штат, оформляя в различные агентства и партнерские компании, поэтому получаемая на выходе "эффективность" далеко не всегда отражает истинное состояние дел.
Тем не менее, раз уж принято меряться этим показателем, давайте сравнивать:
- Р11,5 млн - ВымпелКом;
- Р10,8 млн - Tele2
- Р10,5 млн - МегаФон
- Р~7 млн - МТС
Если сравнивать с абонентами, получается
APPM
- 4,4 тыс - Tele2
- 2,9 тыс - ВымпелКом
- 2,5 тыс - МегаФон
- 1,6 тыс - МТС
Тема "дискаунтера" - это то, что в Tele2 с тем или иным усердием поднимали на щит в различные годы. После смены акционеров сразу возник вопрос - сохранит ли обновленная Tele2 прежнюю ориентацию. Сомнения в этом некоторыми уважаемыми участниками рынка высказываются.
Данные, которые приводит Tele2 в отношении ARPU и MoU позволяют утверждать, что APPM Tele2 хотя и подросла, но остается на самой нижней границе диапазона значений этой величины у разных операторов в 2014 году.
- 0.9 руб - Tele2
- 0.9 руб - МТС
- 1 руб - МегаФон
- 1.1 руб - Вымпелком
И это при том, что в Tele2 самый маленький MoU - 274 минуты! Расти есть куда - у МТС, например, 372 минуты, на треть выше.
И не будем забывать, что в Tele2 не учитывают в MoU входящий внутрисетевой трафик, в отличие от других операторов. Есть и другие тонкости расчетов, которые занижают показатель MoU относительно результатов других операторов.
Позволяет ли это по-прежнему говорить о том, что Tele2 продолжает следовать модели дискаунтинга? Вряд ли массовый рынок будет считать все эти скучные цифры, достаточно и того, что Tele2 продолжит напирать на сохранение подхода "без звездочек" в описаниях тарифов.Число абонентов и доля рынка
14.6%, т.е. рост порядка 4.8% к 2013 году.
Абонентская база T2 по итогам 2014 года - 35.1 млн. Можно было, наверное, ожидать большего, но как всегда при слияниях произошли массовые списания абонентов из-за разницы в учетной политике операторов. Это не единственная причина - до завершения реорганизации и перехода под единый бренд уже не имело смысла вкладываться в рекламу бренда Ростелекома применительно к мобильной связи.
Не будем забывать о такой причине, как желание ряда абонентов компании активно пользоваться мобильным интернетом уже сегодня. Это вызывает дополнительный отток.
Есть и отличия в модели работы Tele2 с дилерами - если опустить детали, то периодически ритейлу выгоднее продавать подключения конкурентов, нежели подключения T2. Уверен, что в компании это понимают. С другой стороны, судя по активному строительству собственной розницы, оператор хочет быстрее снизить значимость внешних каналов продаж. А еще на выходе такой политики Tele2 - качественные абоненты, что выражается в более низком показателе оттока. Соответствующей цифры у меня нет, поэтому это утверждение предлагаю оставить в статусе "оценки".
В целом, ситуация пока не простая для T2 и в 1q2015 вполне может быть зафиксировано снижение размера абонентской базы компании. По мере массированных запусков 3G / 4G во все новых регионах летом 2015 года влияние фактора нехватки мобильного интернет-доступа будет снижаться. Не возьмусь прогнозировать результаты года в целом по показателям "число абонентов" и "доля рынка", но понятно, что в компании постараются их нарастить, скорее всего это заложено в KPI руководства.
++
О компании Tele2 Россия
++
Комментариев нет:
Отправить комментарий