КCell отчиталась за 1q2015. Тревожные итоги

В связи со скандалами вокруг деятельности компании TeliaSonera в Центральной Азии, мы можем теперь наслаждаться подробным и прозрачным отчётом компании о ее деятельности. Отчет, на мой взгляд, показывает, что после нескольких лет "почивания на лаврах" компания осознала себя в непростой ситуации жесткой конкуренции.   

Основные показатели:

  • Доход снизился на 2.3% до ТГ43,085 млрд (44,107 гг)
  • EBITDA (без учета единовременных расходов) снизилась на 7.2% до ТГ23,817 млрд (25,673). 
  • Рентабельность по EITDA снизилась до 55,3% (58,2%)
  • Операционная прибыль (без единовременных) снизилась на 10.8% до ТГ17,791 млрд (19,855)
  • Чистые затраты на финансирование выросли до ТГ586 млн (280)
  • Чистая прибыль снизилась на 15.4% до ТГ13,234 млрд (15,635)
  • Свободный денежный поток снизился до ТГ3,189 млрд (17.985) !!
  • Абонентская база сократилась на 363 тысячи абонентов и составила 10,829 млн пользователей. 

АБ: Столь заметное изменение числа подключений связано с тем, что компания перешла на новый способ учета препейдных абонентов в базе - теперь он основан на 3-х месячном периоде активности. Отсюда снижение числа абонентов сразу на 3 млн с соответствующей коррекцией доли рынка компании. Не будь этой коррекции, такие показатели, как доход на абонента были бы и вовсе катастрофическими.

Основные финансовые показатели:


Комментирует главный исполнительный директор Арти Отс

«В первом квартале 2015 года мы наблюдали продолжающийся рост доходов от услуг передачи данных и доходов от продаж мобильных телефонов, обусловленный продолжающимся спросом на смартфоны.



Доход от голосовых услуг снизился в связи с усилением конкуренции на рынке. 
Фокус нашей стратегии был направлен на эффективное использование возможностей рынка, создающих потенциал для долгосрочного роста на фоне высокого уровня проникновения мобильной связи в Казахстане. Такие направления включают в себя предоставление услуг передачи данных высокого качества, привлекательные пакетные предложения и доступные интернет-услуги.

Кроме того, мы приступили к реализации новой стратегии розничных продаж, открыв первый флагманский магазин в Алматы, где предлагаем клиентам индивидуальный подход и возможность на месте оценить преимущества наших продуктов. Вместе с тем мы разрабатываем новые источники дохода от предоставления контента, такого как музыка и видео, и мобильных финансовых услуг. Наряду с инициативами для розничных потребителей, на протяжении всего 2015 года мы нацелены быть более привлекательными для наших клиентов и развивать рост в корпоративном сегменте, а также инвестировать в поддержание качества нашей сети и обеспечение долгосрочной устойчивости нашего бизнеса»

АБ: Для меня это читается так. Конкуренция заставила KCell вспомнить о том, что за клиентами надо бегать и заводить с ними долгосрочные романы. Отсюда и обещания "индивидуального подхода", и резкое снижение стоимости голоса. 

KCell очевидно испытывает некоторые проблемы работы на рынке Казахстана после того, как местный партнер вышел из ее акционеров. Возникшее административное давление на компанию привело к ряду кадровых подвижек, а в подобных ситуациях бывает сложно сосредоточиться на клиенториентированном бизнесе.

Кроме того, ситуация на рынке объективно не в пользу KCell. Алтел, этот новый участник рынка Казахстана, пользуется полученной от чиновниковой форой в виде монополии на LTE, что неизбежно должно было привести к потерям рыночной доли KCell, а также снижению стоимости 1 МБ трафика передачи данных. Это мы и наблюдаем.

Ожидаемые мной в таких условиях шаги компании - все более активное использование пакетных предложений вместо pay-as-you-go. 





Компания по сути свернула инвестиции в инфраструктуру, предпочитая выплачивать немалые дивиденды. Это со временем может негативно повлиять на оценку качества ее услуг пользователями.  

Из позитива отмечу все еще фантастически высокую маржу EBITDA. Понятно желание компании поддерживать ее высокой на фоне отсутствия уверенности в стабильности тг. 

Давайте посмотрим на данные подробнее

Доходы

Уровень доходов снизился на 2,3 процента до 43 085 миллионов тенге (44 107). 



Доход от услуг голосовой связи снизился на 15,1 процента, составив 26 631 миллион тенге (31 366). Доход от услуг передачи данных вырос на 15,1 процента и составил 9 580 миллионов тенге (8 326), доход от дополнительных услуг снизился на 17,1 процента до 3 541 миллиона тенге (4 274). Прочие виды дохода увеличились до 3 333 миллионов тенге (141). 









Доход от услуг голосовой связи 

Доход от услуг голосовой связи снизился на 15,1 процента до 26 631 миллиона тенге (31 366). Объем голосового трафика вырос на 1,9 процента до 5 683 миллиона минут (5 576). 


Тем не менее, рост объема голосового трафика был нивелирован снижением тарифов, в результате чего показатель ARMU снизился до 3,5 тенге (4,3). 



Доход от исходящей голосовой связи снизился на 16,9 процента до 19 920 миллионов тенге (23 963). 

Доход от услуг интерконнекта снизился на 15,7 процента, составив 5 033 миллиона тенге (5 969) в основном из-за снижения ставки за взаимное подключение. 



Доход от услуг передачи данных 

Доход от услуг передачи данных вырос на 15,1 процента и составил 9 580 миллионов тенге (8 326). Трафик данных вырос на 63,3 процента до 10 579 282 Гб (6 477 665). Рост трафика данных был частично нивелирован предложением пакетных услуг с более низкими тарифами за МБ, что привело к снижению среднего дохода на один МБ (ARMB) до 0,9 тенге (1,3). 







Доход от дополнительных услуг 

Доход от дополнительных услуг сократился на 17,1 процента до 3 541 миллиона тенге (4 274) в основном в результате снижения доходов от услуги SMS и MMS. В целях соблюдения политики по авторским правам, были расторгнуты контракты с третьими сторонами, предоставляющими нелицензионный контент, это так же послужило причиной уменьшения доходов от данного вида услуг. 

Прочие виды дохода 

Прочие доходы выросли до 3 333 миллионов тенге (141). Рост был обусловлен в основном увеличением продаж телефонов iPhone, Samsung и Lenovo.

Расходы 

Себестоимость продаж 

Себестоимость продаж выросла на 14,4 процента, составив 21 122 миллиона тенге (18 468), в основном за счет увеличения себестоимости проданных телефонов. 

Расходы на продажи и маркетинг 

Расходы на продажи и маркетинг снизились на 27,2 процента до 2 143 миллионов тенге (2 943), главным образом, за счёт уменьшения размера комиссии за прием платежей. 

Общие и административные расходы 

Общие и административные расходы увеличились на 22,9 процента до 2 951 миллиона тенге (2 402) в основном за счет увеличения амортизационных отчислений и расходов на персонал.

Прибыль, финансовое состояние и денежный поток 

Показатель EBITDA, без учета единовременных расходов, снизился на 7,2 процента, составив 23 817 миллионов тенге (25 673). Маржа по EBITDA составила 55,3 процента (58,2).


Чистые затраты на финансирование увеличились до 586 миллионов тенге (280), и представляли собой чистые расходы по процентам.

Расходы по налогу на прибыль сократились на 9,8 процента, составив 3 554 миллиона тенге (3 940).

Чистая прибыль, причитающаяся собственникам материнской компании, уменьшилась на 15,4 процента и составила 13 234 миллиона тенге (15 635). Доход на одну акцию уменьшился до 66,2 тенге (78,2).

Капитальные расходы (CAPEX) сократились до 2 090 миллионов тенге (2 373), при этом соотношение CAPEX к продажам составило 4,9 процента (5,4).

Свободный денежный поток сократился до 3 189 миллионов тенге (17 985).

Ключевые события 1q2015 

Январь

Совет директоров Kcell одобрил Соглашение о сотрудничестве и Соглашение об оказании услуг между Kcell и TeliaSonera AB (TS). Данные Соглашения регулируют порядок оказания компании Kcell отдельных корпоративных услуг с целью использования преимуществ стратегического руководства со стороны TeliaSonera, но с сохранением корпоративной независимости. Kcell и TS подтвердили, что соглашения и сделки между компаниями TS Group должны совершаться как сделки между независимыми сторонами на обычной коммерческой основе. 

Тронд Моэ назначен Финансовым директором Компании. Назначение вступит в силу после получения необходимых разрешений от регулирующих органов.

Февраль 

Kcell сообщил о ходе внутреннего расследования. Расследование пришло к выводу, что Kcell имеет формальные основания обратиться в Генеральную Прокуратуру РК с заявлением о возбуждение уголовного расследования в отношении действий ряда бывших сотрудников Компании, которые предположительно нарушили процедуры и политики Компании. Совет директоров подал заявление в соответствующие правоохранительные органы. Сотрудники, которые предположительно ответственны за совершение данных нарушений, более не являются работниками Компании. Нет оснований полагать, что какой- либо из материалов расследования окажет существенное влияние на финансовые результаты Компании.

Внеочередное собрание акционеров одобрило увеличение численного состава Совета директоров с шести до семи. Дуглас Луббе, представитель акционера Fintur Holdings B.V., был избран седьмым членом Совете директоров Kcell.

Март 

Kcell объявил об открытии первого фирменного магазина Kcell в Алматы. Компания изменила свою розничную бизнес- модель и установила новый тренд на рынке телекоммуникаций, объединив концепции магазина и клуба для предоставления клиентам услуг самого высокого качества. Новый формат магазина позволяет клиентам получать информацию о различных мобильных устройствах и приложениях у консультантов Kcell, а также на месте протестировать возможности смартфонов до совершения покупки. Компания планирует открыть фирменные магазины Kcell в других крупных городах Казахстана. 

Совет директоров рекомендовал выплатить годовой дивиденд («Годовой дивиденд») в размере 70 процентов от чистой прибыли Компании за период двенадцать месяцев, завершившийся 31 декабря 2014 («Период»). Кроме того, Совет директоров рекомендовал выплатить специальный дивиденд («Специальный дивиденд», вместе с Годовым дивидендом – «Дивиденды») в размере 30 процентов от чистой прибыли Компании за Период. 17 апреля 2015 года данная рекомендация была одобрена Общим годовым собранием акционеров. 

Общая сумма Дивидендов составит 58 260 миллионов тенге, или 291,30 тенге на одну акцию, что соответствует 100 процентам от чистой прибыли Компании за полный 2014 год. Дата закрытия реестра акционеров, имеющих право на получение дивидендов, – 20 апреля 2015 (1:00 по времени Алматы). Годовой дивиденд будет выплачен не позднее 15 мая 2015 года, и предлагаемый Специальный дивиденд будет выплачен не позднее 30 октября 2015.  Kcell получил транш в размере 22 миллиардов тенге в рамках утвержденной кредитной линии по договору банковского займа между Kcell и АО “Народный Банк Казахстана”. Этот транш был получен в рамках договора о банковском займе на получение 30 миллиардов тенге с целевым назначением для пополнения оборотного капитала. 

Судебные споры 

Услуга «Дневной безлимит» 

5 сентября 2014 года вступило в силу предписание Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (АЗК), обязывающее Kcell 

1) прекратить взимание абонентской платы за услугу «Дневной безлимит» при недостаточности денежных средств на лицевых счетах абонентов (исполнено Компанией); 

2) обеспечить прерывание соединения на момент окончания средств на лицевых счетах абонентов; 

3) обеспечить возврат абонентам денежных средств, полученных в результате непрерывания соединения на момент окончания денежных средств на их лицевых счетах.  

Исполнение Приказа требует внесения существенных технических изменений в биллинговую систему, в этой связи Kcell подал заявление об отсрочке исполнения данного предписания. Однако и АЗК, и суд отказали в удовлетворении заявления. Учитывая данное обстоятельство, Kcell понесёт дополнительные расходы. Точная сумма будет определена после разъяснения предписания со стороны АЗК. Предписание не было незамедлительно исполнено, в результате чего в отношении Kcell было возбуждено административное дело и решением суда первой инстанции наложен штраф в размере 3,1 миллиона тенге. Данное решение не вступило в силу в связи с обжалованием Kcell в апелляционный суд, который приял решение о его отмене.

Внешние аудиторы провели обзор промежуточной финансовой отчетности за январь-март 2015 года. Отчет аудиторов будет размещен на сайте компании после 30 апреля 2015 года.

Чем объясняет проблемы компания

1. Телеком-рынок Казахстана продолжает насыщаться, проникновение находится на уровне 170%
2. Жесткая конкренция, включающая предложения о переходе из одной сети в другую 
3. Монополия Altel на LTE
4. Снижение платы за приземление трафика с ТГ11.1 до ТГ8 
5. Планы запуска MNP летом 2015 года 
Подписывайтесь на мой Youtube-канал

и на мой Telegram-канал

MForum.ru: Новинки

MForum.ru - Бизнес

Сообщество 4G

Популярные сообщения