Четвертый федеральный отправился в путь. Поезд Tele2 отходит в 3G/LTE

Сегодня Tele2 сообщило о начале коммерческой эксплуатации первой сети 3G компании в России. Постараюсь избежать повторения общеизвестных фактов, например, что Tele2 уже не имеет к прежним шведским владельцам никакого отношения. Да и про тарифы на 3G вы все легко узнаете сами. Я попробую поговорить о другом - о том, что я думаю в связи с этим запуском.

Компания Tele2 начинает большой проект. Что у нее при этом в активе? Уже существующие площадки для размещения базовых станций в нескольких десятках регионов России. Транспортная сеть. Сбытовая сеть с использованием собственных салонов и стендов, других классических и нестандартных каналов сбыта. И неслабый пул частот. Неплохо для начала активной фазы конкуренции.

Планы тоже большие, если не сказать огромные. Компания, в частности, планирует развернуть порядка 80 тысяч базовых станций. Если считать по среднерыночным ценам, то их приобретение потянуло бы примерно на $2 млрд. И обустройство сайтов под них - еще на $2 млрд. Как я уже выше отметил, далеко не все станции из этих 80 тысяч придется покупать, значительная часть из них уже давно закуплена и стоит на площадках - наследство собственно Tele2, так и наследство Ростелекома. Потребуются, конечно, затраты времени и денег на интеграцию, но все это решаемые проблемы. Негативным фактором выступают санкции, падение курса рубля, растущая сложность получения кредитных линий для российских бизнесов. Высокая маржинальность сотового бизнеса - это большой плюс для проекта Tele2. Под что-то другое сейчас уже не дадут деньги, а под мобильный ШПД могут дать.

Транспорт. При его сооружении в период 2G и шведских хозяевах компания особенно не закладывалась на далекую перспективу. Поэтому много где потребуется существеное умощнение. Ростелеком, конечно, может предоставить магистральные каналы, но в области "последней мили" придется тратить деньги и силы на обустройство сети, способной пропустить трафик 3G, а затем и еще более значительный трафик LTE. Вот только такие слагаемые, как радио + транспорт на сегодня не исчерпывают уравнение качественного мобильного ШПД. Требуется также решить вопрос с доставкой контента, оптимизировать хранение данных. Для этого, среди прочего, нужны CDN (сеть доставки контента) и ЦОД (центры обработки данных). Насколько в Tele2 готовы к их развертыванию? Это ведь тоже требует немалых денег и быстро не строится. Хотя сейчас хороший момент для аренды, может быть кто-то уже стал сговорчивее при поиске клиентов на простаивающие мощности?

В общем, я веду к тому, что быстро наладить серьезную конкуренцию с остальными участниками "большой четверки" у Tele2 вряд ли получится. Конкуренты вкладывали свои миллиарды более десяти лет, пробежать "десятилетку в два года" даже для стахановца от телекома вряд ли посильная задача. Само собой, это не отменяет возможности постепенно, но постоянно наращивать свою долю рынка.

Экономический кризис в результате санкций, принятых сообществом западных стран, задачу Tele2 не упрощает. Учитывая, что все закупки пойдут по импорту, а отбивать расходы придется в худеющих рублях, задача дополнительно усложняется. А ведь еще компании придется выполнять свои обещания по сохранению имиджа оператора с оптимальными (в смысле более дешевыми при прочих равных) затратами на услуги... Интересно на какую EBITDA margin будут целится в Tele2.

В возможностях "понадкусывать" абонентские базы конкурентов по "большой четверке", я не сомневаюсь. Многие устали от "лидеров рынка" и в лице Tele2 могут разглядеть черты "хороших парней", которые лишнего за свои услуги не возьмут. В то же время, результат будет определяться целым рядом факторов, некоторые из которых я перечислю.

- Время выхода на рынок Москвы. В Москве связь нужна всем, поэтому участник большой четверки просто обязан ее предоставлять. Между тем сегодня прозвучало что-то типа "по поводу сотрудничества в области предоставления услуг связи в Москве переговоры в настоящий момент не ведем". И срок выхода в Москву тоже не называют, хотя и говорят, что "скоро".

- LTE. Можно много и занудно спорить, так ли эта технология нужна клиентам, но на сегодня ее поддержка - один из факторов выбора оператора, один из признаков его технологической инновационности. За свои 150 руб в месяц абоненты хотят быть с лидером, не зря же китайцы готовы писать Adidas и Гуччи чуть не на портянках. Хитрые американцы еще несколько лет назад именовали свои сети HSPA сетями 4G, играя на стремлении людей приобщиться к самому передовому даже без реальной потребности в использовании этого передового. Так что в области LTE Tele2 безусловно следует активничать. Обещают запуски в 20-25 регионах в 2015 году. Много, но паритета с другими участниками рынка не будет.

- Влияние Ростелекома. Оно может быть... разным. Скажем, уменьшится "шведскость" компании, вырастут затраты на персонал. Это я про корпоративную культуру. Одна надежда на то, что в Tele2 был заложен хороший стартовый импульс. Может быть он и не даст размыть фундамент. С другой стороны, позитив тоже не исключен. Ростелеком мог бы, что называется "подогнать" корпоративных клиентов. Например, включая мобильный интернет Tele2 в пакеты B2B. Не знаю, есть ли такая договоренность.

- Маркетинг. Здесь, как с воспитанием детей и медициной, каждый знает, как лучше. Тоже выскажусь. Вот эти "черный", "самый черный", "очень черный"... вы это серьезно? Да, в России любят этот цвет, машины такие покупают, но применительно к тарифам это смущает. Депрессивно как-то. Беспросветно. Даже "белый", наверное, было бы лучше. И в целом новая кампания после "мафии" совсем не внушает. Безлико как-то. Рекомендую провести опросы, фокус группы, если мне на слово не верите.

В целом я призываю всех порадоваться, что Tele2 наконец перешла от бумажной фазы объединения-реорганизации к фазе "железной". Это несомненно обеспечит рынку дополнительную живость. Сейчас, правда, из-за падающего рубля дополнительная конкуренция российским операторам вряд ли нужна. Но уровень прибыльности, который они сохраняют, позволяет надеяться на их достаточную живучесть.

Интересно было заметить и то, что в Tele2 по-сути повторяют последние шаги Билайна с некоторым дисконтом (вполне уместным). Я про пакетирование услуг, как вы поняли. Здесь опять же, не поспоришь, действие правильное - пример США заразителен. Нужно повышать ARPU, иначе будет не на что перевооружаться на новые технологии. Да и в области прозрачности.

++
О компании Tele2
Пресс-релиз компании
++
Подписывайтесь на мой Youtube-канал

и на мой Telegram-канал

MForum.ru: Новинки

MForum.ru - Бизнес

Сообщество 4G

Популярные сообщения