Гендиректор ВымпелКом Михаил Слободин после краткого вступления передал слово Андрею Патоке, исполнительному вице-президенту по развитию инфраструктуры ВымпелКом в России, Билайн. Предлагаю вашему вниманию конспект выступления. С отдельными моими комментариями.
С начала года в Билайн исходят из предположения, что для того, чтобы получить внимание клиентов, следует предоставить им востребованные и качественные услуги. Первая потребность клиента - быть всегда на связи. Прежде всего востребован "голос", но все большее число клиентов пользуются мобильным интернетом, а для кого-то эта услуга становится основной.
Кроме того, на компанию оказывает воздействие постоянно происходящая научно-техническая революция, которая требует от нее постоянной модернизации существующих решений, их обновление или закупка новых решений.
2014-й год, его первые девять месяцев стали для компании месяцами ударной стройки. В компании ставили перед собой задачу достичь паритета с конкурентами, чего, к сожалению, не было в предыдущие годы. Прежде всего, это паритет по части покрытия для обеспечения голосовой услуги.
С этой целью в Билайн активно строили сеть радиодоступа. В области 2G, т.е. GSM, компания концентрировала усилия по развитию покрытия там, где его еще не было - в основном это населенные пункты с малым числом жителей в регионах, а также развитие связи вдоль магистралей и т.п.
На треть выросло число базовых станций 3G, и это стало мощным фактором улучшения качества услуги мобильной передачи данных. По сравнению с 2013-м годом значительно выросла сеть 4G / LTE, в разы.
АБ: Справедливости ради отмечу, что когда какой-то показатель растет от близких к нулю значений, он предсказуемо может достигать сколь угодно гигантских значений. Так что давайте не поддаваться на магию цифр +1300% выглядит мощно, но объективно у Билайн пока в 2.5 раза меньше регионов с поддержкой LTE, нежели у конкурентов. Тем не менее, доля рынка Билайн в области LTE по числу охваченных регионов или по числу подключенных абонентов, в любом случае в 2014 году выросла в разы.
Что обеспечил рост числа базовых станций?
Во-первых, полный паритет по технологиям с конкурентами. На сегодняшний день в Билайн уверены, что абонент компании может воспользоваться практически тем же набором услуг, как и у других операторов российского рынка и практически везде.
Кроме того, это обеспечило клиентам компании существенное улучшение качества голосовой связи. В компании ставили перед собой задачу улучшения качества голосового сервиса и этого добились.
Разрывы связи всегда вызывают немалую досаду абонентов. В 2014 году существенным образом была снижена доля обрывов голосовых соединений в сети Билайн. До значний менее 1%, т.е. не более 1 разговора из 100 "рвется" в процессе разговора "по вине" сети.
АБ: Это ниже норматива, установленного регуляторикой. Это ниже нормативов, используемых в ряде развитых стран, насколько мне известно. Если заявленные цифры соответствуют реальному положению вещей, то по этому показателю Билайн безусловно не проигрывает российским конкурентам, а в отдельных регионах вполне может претендовать на пальму первенства.
Аналогичная ситуация и с другим базовым показателем качества связи - вырос процент успешных соединений. Его удалось нарастить за год весьма существенно, на четверть! На таком блестящем результате сказалось, как активное развитие сети, так и ее модернизация.
Особо отмечают в Билайн опережение конкурентов по показателю "процент успешных соединений в сети 3G". Кстати, это свидетельствует и о том, что те абоненты, которые пользуются современными устройствами связи - смартфонами с поддержкой 3G, получают услуги с более высоким качеством.
АБ: Еще раз подчеркну - по данным показателям сеть Билайн на уровне лучших в мире сетей. Во-многих странах считают, что обеспечивать столь высокие значения перечисленных показателей вовсе не обязательно. Не раз в этом убеждался на собственном опыте.
Андрей Патока напомнил о результатах исследования качества голосовых услуг в Москве и области. Компания DMTel по результатам тестов в августе 2014 года признала сеть Билайн в Московском регионе лучшей по данным многочисленных измерений по целому ряду показателей. Начиная с середины 2014 года были и другие обзоры, где Билайн отмечался, как компания с лучшим качеством голосовых услуг.
(АБ: Смотрите, например, 2014.11.10 «Билайн» признан лучшим по качеству голосовой связи в Московском регионе ; 2014.03.04 DMTel измерил качество мобильного ШПД Билайн в С.Петербурге )
Идет активное внедрение новых технологий на сети компании. Меняется даже обычная голосовая связь. С начала 2014 года в Билайне решили, что раз уж обеспечено качественное покрытие 3G, следует внедрять и услугу HD Voice (АБ: по ссылке - подробнее об услуге). Эту услугу часто называют "голос с эффектом присутствия". Услуга, позволяющая клиентам общаться друг с другом с повышенным качеством передачи речи, на сегодняшний день внедрена на сети Билайн уже на территории 39 российских регионов, до конца 2014 года планируется расширить ее действие еще на 4 региона. Услуга HD Voice доступна 29,7 млн клиентов, которые находятся в зоне ее действия при условии, конечно, что они пользуются смартфоном с поддержкой HD Voice, как и их "визави" - человек, с которым они общаются.
У тех, кто уже пользуется этой услугой, безусловно, не может не меняться восприятие качества предоставленной услуги связи, так что здесь новые технологии напрямую влияют на лояльность клиентов.
АБ: Здесь Билайн безусловно в тренде. В мире уже более 100 операторов запустили поддержку HD Voice на сети 3G.
Сотовая связь потому и называется мобильной, что она с нами везде. В Билайн считают важным предоставление услуги даже там, где предоставлять ее сложно, прежде всего, это касается связи в метро и на транспорте в целом. Большую часть времени клиенты компании проводят дома и на работе. Мобильность связи для всех нас особенно нужна, когда мы в дороге. В Билайн говорят о приоритетном развитии сети и улучшении качества ее работы в метрополитене в Москве. И если говорить о достижениях последнего квартала, то в С.Петербурге обеспечен апгрейд сети 3G с тем, что теперь она в режиме DC-HSPA+ обеспечивает пиковые скорости вплоть до 42 Мбит/с.
АБ: Справедливо отметить, что в С.Петербурге реальные пиковые значения скоростей определяются не радиоинтерфейсом, который действительно способен обеспечивать 42 Мбит/с, а транспортом - на базы в подземке завязаны каналы с пропускной способностью не выше 30 Мбит/с. Звучит все равно неплохо, но не будем забывать, что этот ресурс как правило делится между многими абонентами. Кстати, рекомендую подборку информации по теме "связь в метро". В общем, дело очень полезное в отличие от неудобного Wi-Fi в метро. Хочется от Билайн, чтобы компания во-первых "закопала" в метро не только 3G, но и LTE, а во-вторых обеспечила бы поддержку мобильного интернета не только на станциях, но и в перегонах между ними. Это действительно востребованная услуга, хороший генератор трафика и соответствующих доходов для компании. Приятно было слышать, что Андрей Патока говорил о принципиальном изменении отношения к связи и мобильному ШПД в метро - это направление в Билайн наконец-то признали одним из стратегических. Кстати, в метро С.Петербурга сейчас услуги 3G Билайн предоставляет бесплатно - в ознакомительных целях. Хороший повод оценить качество?
Андрей Патока отмечает некоторые трудности над которыми в компании работают. Прежде всего, речь о надежности предоставления услуг. По мере развития сети усложняется ее топология. Соответственно растут требования по обеспечнию устойчивости. Влияние оказывает множество факторов, как индустриального, так и естественного характера. Сейчас приближается зима, а вместе с ней и неблагоприятные климатические факторы для оказания услуг. В компании работают над повышением надежности, снижением аварийности сети.
АБ: Очень важный фактор. Сегодня, когда от мобильной связи часто зависит много в жизни чуть не каждого абонента, когда она связана не только с возможностью "оставаться на связи", но и доступ к рабочим документам, банковскому счету и мобильному кошельку, иногда к системам обеспечения безопасности и т.п. любые аварии на сети связи, даже если они не превышают нескольких минут, или, что хуже, часов, воспринимаются абонентами весьма болезненно и портят репутацию (и карму!) компании на годы. Как постоянный пользователь фиксированным интернет-доступом от Билайн отмечу - в 2014 году услуга не стала идеально надежной, но число сбоев и их продолжительность существенно уменьшилось. Усилия компании привели к вполне заметным результатам. На мобильной сети это также актуально, поэтому нужно продолжать работы, направленные на повышение безаварийности сети, причем комплексно, по всем выявленным "аварийноопасным" направлениям.
АП: Если совсем недавно потребность абонента в мобильном интернете можно было упрощенно свести к тому, что "он должен быть", то теперь наличия интернет-доступа еще недостаточно для клиентов, многие из них хотят пользоваться мобильным интернетом с достаточно высокой скоростью.
АБ: Я бы не переоценивал эти "хотелки". Платежеспособного спроса за ними, как правило нет, поэтому в мире практически нет примеров тарификации, зависящей от достижимых пиковых скоростей. (Вечных экспериментаторов типа Yota считать не буду). Тем не менее, сравнительно искушенные абоненты конечно, будут стремиться при прочих равных выбирать оператора с более высокими средними скоростями доступа к сети. Пиковые скорости, как правило, "ниочем".
Андрей Патока отмечает, что по итогам 9M2014 в Билайн удалось достичь существенного роста средной скорости мобильного доступа - до более 3 Мбит/с.
АБ: Обратите внимание - несмотря на резкий рост числа базовых станций, скорость в последние два квартала выросла незначительно. Это результирующая двух противонаправленных трендов. С одной стороны компания инвестирует в развитие сети, что должно наращивать средние скорости, с другой стороны растет число пользователей мобильным интернетом и вдобавок объем потребления трафика этими пользователями, что негативно сказывается на доступных средних скоростях. Есть мнение, что если не вкладывать в развитие сети достаточно много, то несмотря на все усилия, средняя скорость может не расти, а падать, что по-моему наглядно демонстрирует московская сеть МегаФон в 2014 году. Впрочем, возможно это субъективный вывод, основанный на моем личном опыте и отзывах некоторых моих знакомых.
В случае с Билайн важно отметить - 3 Мбит/с - это тот уровень скорости, начиная с которого комфортно смотреть на мобильной устройстве видеостримы, картинка редко не "морозится" в процессе просмотра. Да и ряд других приложений при таких средних скоростях работают комфортно.
Сети LTE обеспечивают дальнейший рост средних скоростей, доступных клиентам.
АБ: Что еще более важно, активное строительство сетей LTE обеспечивает более высокую пропускную способность сетей. Благодаря этому оператор может качественно обслужить все большее число клиентов. Если бы не строились сети LTE, то уже сейчас средние скорости в сетях 3G, возможно, были бы около нуля из-за перегрузок.
Немало абонентов уже успели оценить что такое LTE, росту спроса на эту услугу способствует и политика производителей вендоров, которые расширяют выбор устройств с поддержкой LTE и постоянно снижают нижнюю ценовую планку на такие устройства. Заметен существенный рост числа активных пользователей услугой LTE, за три квартала их число выросло в 15 раз. То же касается и трафика в этих сетях, он быстро растет.
АБ: К сожалению, Билайн не озвучивает абсолютное число активных абонентов, пользующихся LTE на регулярной основе. Предполагаю, что их все еще меньше 1 млн.
Андрей Патока говорит о продолжении развития сети LTE. За прошедший квартал компания пришла с LTE еще в 6 российских регионов, а их общее число по итогам квартала достигло 25.
АБ: Это намного лучше, чем было годом ранее. В несколько раз больше регионов. Но по данному показателю до паритета с конкурентами по числу регионов с LTE Билайну еще далеко. Список "Все сети LTE в России" можно смотреть по ссылке. Хочется верить, что моя догадка верна, что позволит Билайну ускориться и довести показатель охвата регионов услугой LTE до каких-то более высоких значений уже в ближайшие кварталы.
Парируя возможные упреки в небольшом числе регионов с LTE Андрей Патока специально отметил, что само по себе "число регионов - не самоцель", что уже сейчас компания обеспечила покрытие территорий, где находится 65% всех устройств, которые можно использовать для пользования сетью LTE.
АБ: Существенный аргумент, но небесспорный. Не буду на нем останавливаться, в силу очевидности возможных возражений. Можно и проще - нужен паритет с конкурентами и здесь.
Московский рынок в Билайн позиционируют как самый важный, поскольку здесь самое высокое проникновение устройств с поддержкой LTE у пользователей. В компании довольны достигнутыми результатами, говорят об уникальности ситуации. Благодаря использованию полосы в диапазоне 800 МГц, Билайн добился покрытия с охватом 95-98% населения Москвы, Важно отметить, что и внутри помещений покрытие очень хорошее.
АБ: Как пользователь нескольких устройств с поддержкой LTE соглашусь, что сеть Билайн обеспечивает хорошее проникновение и как правило удается пользоваться мобильным интернетом компании там, где он мне бывает нужен.
Дальнейшее развитие будет определяться появлением на рынке устройств, которые поддерживают агрегацию, т.е. позволяют собирать из частот разных диапазонов полосу, позволяющую обеспечивать более высокие скорости в сети оператора. (АБ: подробнее об агрегации частот). Андрей Патока напомнил, что Билайн первым в России организовал агрегацию несмежных частот в сети LTE и первым представил абонентам смартфон, обеспечивающий возможность пользоваться сетью с агрегацией частот. Благодаря этому абонентам в Москве доступны скорости доступа до 100 Мбит/с.
Андрей Патока напомнил о действующей сейчас уникальной акции для пользователей тарифов с включенным интернет-трафиком или опциями (ВСЁ, Хайвей и другими). "Задармо..." Можно бесплатно оценить качество LTE-услуги Билайн. В Билайн ожидают от акции подключения новых пользователей, которые после сравнения качества услуг в прежней сети и в сети Билайн, сменят провайдера.
Чтобы абонентам было комфортно пользоваться услугами Билайн, прежде всего, смотреть мобильное видео, мы ввели в эксплуатацию функционал "динамическая оптимизация видео". Благодаря поддержке этого функционала снижается, иногда до 0, число моментов, когда из-за неравномерности радиоусловий в обычной сети показ видео прерывается. До конца ноября 2014 года в Биланй намерены реализовать поддержку этого сервиса во всех регионах.
Фиксированный интернет - еще одна составляющая бизнеса Билайн. Широкополосный доступ для домашних пользователей. По словам Андрея Патоки, этой услугой в Билайн гордятся. Число пользователей в этой сети постоянно растет, как и качество предоставляемой услуги. В частности, достигнут новый рубеж скорости, доступный для абонентов компании - 365 Мбит/с для клиентов Московского региона.
Билайн также продвигает новые услуги, связанные с ТВ, в частности, пакетные приложения и услуга "возврат эфира" на 48 часов в рамках Билайн ТВ.
АБ: Несколько лет подряд, еще со времен Corbina Telecom, пользуюсь услугой фиксированного ШПД Билайн. В целом доволен, хотя раз в несколько месяцев бывают кратковременные отказы в предоставлении услуги, как правило, не превышающие нескольких минут или нескольких десятков минут. Года два тому назад уже задумывался о переходе к другому провайдеру. В какой-то момент стал заметен тренд на сокращение числа дискомфортных ситуацией. Месяцами их не бывает. Иногда падает скорость скачивания до значений ниже "гарантированных", но это было заметно на тарифе со скоростями 15 Мбит/с, на 30 Мбит/с уже, как правило, снижений скорости не замечаю. В квартире несколько пользователей. Всем пока хватает. Так что этой услугой Билайн я удовлетворен вполне. Но это не "мнение аналитика", а просто частный опыт одного из множества пользователей.
++
Конспект вступительного слова Михаила Слободина на встрече по итогам 3q2014 / 9M2014
Конспект выступления Александра Поповского по итогам 3q2014 (еще не готов)
О компании Билайн
++
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Популярные сообщения
-
Дочерняя структура Вымпелком, beeline cloud объявила о запуске бесплатного образовательного курса Base Virtualization состоит из 10 уроков,...
-
Национальный аттестационный центр завершил проверку выделенного публичного сегмента облачной платформы beeline cloud, предоставляющей услуги...
-
МТС сообщает о получении сертификата Росреестра на систему онлайн тарификации и расчетов с абонентами (чарджинг системы), высокопроизводител...
-
МегаФон расширил инфраструктуру сети в Ленинском, Фрунзенском, Заводском, Волжском, Кировском районах областной столицы, ориентируясь на ква...
-
Жители населенного пункта Варваровка Новосибирской области впервые получили доступ к мобильной связи и интернету МегаФона. Это произошло в р...
-
МТС сообщает, что первым из операторов построил базовую станцию 4G/LTE на территории курорта Сюгеш - месте отдыха в Таштыпском районе респуб...
Желающие следить за новостями блога, могут подписаться на рассылку на follow.it (отписаться вы сможете в один клик).
Еще можно подписаться на Telegram-каналы @abloud62 @abloudrealtime, где также дублируются анонсы практически всех новостей блога.
Комментариев нет:
Отправить комментарий