Генеральный директор ПАО "ВымпелКом" Александр Торбахов, комментирует: Все основные показатели компании по итогам квартала находятся в "зеленой зоне". И выручка, и EBITDA растут, пусть и с небольшими процентами, но это устойчивый рост. Как мы уже говорили в прошлом году, мы не ставим задачу сейчас "выжать сок" из нашей компании ради быстрого роста показателей, стратегия нацелена на планомерный системный рост.
Мы продолжаем инвестировать, интенсивно продолжаем стройку сети. Отношение CAPEX к выручке для нашей компании остается более высоким, чем в целом по индустрии. Поскольку наши клиенты все более активно пользуются передачей данных, то наша стройка в основном сосредоточена в области технологии 4G. Сегодня мы сосредоточены на создании клиентской ценности, которая, мы не сомневаемся, будет обеспечивать необходимый результат уже в ближайшем будущем.
Тем не менее, мы не можем забыть и о какой-то мгновенной перспективе, поэтому придерживаемся сбалансированного подхода.
В целом есть отклик, клиенты компании позитивном воспринимают наши усилия в области улучшения качества связи и мобильного интернета. Количество клиентов растет.
Что не может не радовать, суммы, которые платят нам наши абоненты также подрастают разумным образом (прим. АБ - ARPU вырос на 4.8%). Российский рынок телекома находится в странной противофазе относительно других рынков. На других рынках царит разумная инфляция и только на телеком рынке это было не так. Сегодня мы видим некоторые позитивные изменения. В индустрии происходит разумная корректировка цен.
"Самым важным показателем" назвал Александр Торбахов рост абонентской базы по итогам 2021 года.
"Для нас принципиально важно сохранять отношения с нашими клиентами. Мы были очень недовольны динамикой, которая сложилась в бизнесе к середине 2020 года, когда Билайн терял своих клиентов. Мы не хотим какой-то агрессии, каких-то сумасшедших темпов восстановления абонбазы, агрессия бы потребовала снижения цен, а мы этого пытаемся избегать. Пусть невысокими пока что темпами, но наша абонентская база прирастает квартал за кварталом".
Валерий Шоржин, исполнительный вице-президент по технике. "В 1H2021 мы интенсивно строили сеть. Мы развивали ее в существующих регионах, в том числе, за счет рефарминга частот в 15 регионах - перевода частотных диапазонов для использования их сетями LTE. На фоне роста потребления клиентами трафика, рефарминг дал рост средних скоростей в диапазоне +15% - +50% в зависимости от региона.
Кроме того, мы в 1H2021 достигли рекордных за последние 5 лет темпов строительства инфраструктуры сети в количестве новых сайтов и новых базовых станций.
Появилось новое покрытие в тех городах и весях, где Билайн пока еще не так мощно представлен, как результат, мы наблюдаем, как растет потребляемый абонентами трафик. Например, трафик абонентов Билайн в Подмосковье догнал по объемам московский трафик - этому помогли инвестиции в развитие сети Билайн в Московской области. Инвестиции в сеть позволяют качественно обрабатывать растущие объемы трафика.
Кроме того, в 1H2021 мы завершили сооружение некоторых знаковым объектов, в частности, в Московском метро у нас теперь сеть работает везде, на всех станциях и во всех перегонах. В Санкт-Петербурге мы завершили стройку нашей части линий метрополитена, построили 2 линии, поменялись с коллегами из МТС и сейчас Билайн представлен со своими сервисами на 4 из 5 линиях метро Санкт-Петербурга.
Светлана Кирсанова, исполнительный вице-президент по розничному бизнесу Билайн. Результаты работы сегмента B2C в 2q2021 - 50,6 млрд рублей, что соответствует росту на +3,5% год к году. При этом выручка от мобильной связи у нас выросла на 1,6%, тогда как выручка от фиксированной связи - на +8,3% традиционно у нас фиксированная связь в фокусе, продолжаем ее развивать. При этом MAU "Мой Билайн" вырос на +13% год к году, то есть по этой части наблюдаем значительный рост.
Один из самых значительных приростов показывает выручка от продажи телефонов и другого мобильного оборудования, включая аксессуары - +48,3% год к году.
При этом сохраняется положительная динамика в отношении такого показателя, как NPS. Напомню, что нам удалось остановить его падение и развернуть к росту. За последний квартал прирост составил +2 п.п. и также год к году.
Максим Зайков, исполнительный вице-президент по развитию корпоративного бизнеса.
Мы уделяем особое внимание развитию корпоративного бизнеса, растем с точки зрения разнообразия предложений для клиентов, их совершенствования. Особые успехи у нас - в развитии продуктов на основе Big Data +60,8% год к году. Кроме того, мы наблюдали, как реализуется отложенный спрос прошлого года ADTECH компаний +170% год к году.
Также нами в этом квартале подписаны соглашения с 9-ю субъектами Российской Федерации, в том числе, с наукоградом Иннополис. Мы наблюдаем спрос на развитие интеллектуальных транспортных систем, развитие использования геоданных в этих областях и собираемся по этим направлениям плотно сотрудничать с местными администрациями.
Александр Торбахов, генеральный директор ПАО ВымпелКом. Как мы уже с вами об этом неоднократно говорили, важным приоритетом для нас является развитие также нетелекомовских сервисов, предоставление нашим клиентам продуктов, не связанных с телекомом. Вам хорошо известно, что у нас в работе целый ряд различных направлений, а на рынке - целый ряд различных продуктов. Мы обещали, что время от времени будем "подсвечивать" различные аспекты. Поэтому сегодня скажем несколько слов про такую область как финтех и про отношения с двумя компаниями, входящими в Альфа-Групп.
Вы видите на картинке наши цифры, отражающие отношения с Альфа-Банком. И мы в Билайн, и наши партнеры в Альфа-Банке очень довольны этим сотрудничеством. Идет плотная "горизонтальная" партнерская работа, когда никто не пытается доминировать.
Мы, как уже это отмечалось, не верим в такие структуры, как "экосистемы", в попытки все делать самостоятельно. Мы верим в горизонтальные связи с сильными игроками, за сотрудничество с профессионалами. Мы не верим, что в одной компании можно построить лучшую экспертизу одновременно в большом количестве направлений. Сотрудничество с профессионалами дает сегодня очень неплохие результаты, замеченные и рынком, и нашими клиентами. Мы довольны этим сотрудничеством.
Также не вчера началось наше сотрудничество с Альфа-Страхованием, но за последние месяцы мы запустили ряд новых продуктов, которые предлагаем вниманию наших клиентов. Данная работа также строится в идеологии горизонтального сотрудничества двух сильных партнеров, каждый из которых хорошо разбирается в своей области. Здесь мы также очень оптимистичны и ожидаем неплохих результатов.
Александр Торбахов. ESG на сегодня является, как говорится, "горячим топиком", все очень любят порассуждать на тему ESG. Мне очень приятно, что Билайн в этом плане не следует за модой, а в каком-то смысле трендсеттером, компанией, которая эту моду сильно опередила.
Всем известен целый ряд инициатив Билайна, которые компания запускала в последние годы, не буду их сейчас перечислять, они показаны на слайде. Мне особенно приятно то, что есть целый ряд новых идей в области медицины, где математика, работа с данными, начинает открывать новые перспективы для работы в части здоровья. Особенно радует попытка помочь детям с аутизмом. Эта проблема в России долго замалчивалась, а многие родители таких детей и слов-то таких не знают. Мы надеемся, что наш продукт принесет толику помощи этим людям.
В завершение я хочу представить нашего нового коллегу, - Евгений Черешнев уже две недели возглавляет наше подразделение Digital Ventures, которое отвечает за развитие нетелекомовских продуктов и за большую часть будущего Билайн. На этом основная часть нашей презентации закончена, прошу вас задавать вопросы.
Сессия Q&A
Ростелеком продвигает сервис Wink и платное ТВ, МТС - KION и МТС ТВ. Будет ли Билайн что-то делать в этом направлении? Были переговоры с Megogo, которые зашли в никуда.
АТ: Если вопрос был про видеостриминг, то ответ на него есть на слайде. Beeline TV - 2.7 млн активных пользователей, +16% гг. В отношении переговоров, как вы понимаете, даже если бы переговоры были в завершающей стадии, даже если бы на завтра было намечено подписание, мы сегодня не могли бы об этом рассказывать. Вопрос очень "живой", сегодня никаким образом не можем комментировать будут ли у нас какие-то крупные партнерства по части видеостриминга.
Говоря о техническом развитии, вы показывали в основном центральную Россию. Как обстоят дела с развитием в Сибири и на Дальнем Востоке?
ВШ: Безусловно развитие сети Билайн не ограничивается Уральским хребтом. Часть новых сайтов, о которых я говорил, построена в Сибири и на Дальнем Востоке. Рефармингом мы тоже там занимаемся. Но там с точки зрения активности пользования сетью проблемы с емкостью, с плотностью размещения базовых станций менее выражены, чем в центральной части страны. Упор традиционно приходится на точки концентрации трафика, места скопления абонентов.
Но безусловно и Новосибирск, и Барнаул, и Приморский край, и Хабаровский край получают у нас достаточный объем инвестиций, в том числе стоит отметить, что мы запустили уже третий магистральный канал на Дальний Восток, который позволил нам "приблизить" ДВ к Москве на 5 мс, это ощутимо.
АТ: Мы еще в прошлом году рассказывали, что 2020 год был рекордным годом стройки в Новосибирске, не только для Билайн, но и для всей индустрии. Ни один оператор, ни за один из предшествующих 30 лет, за год не строил в Новосибирске столько баз, сколько мы построили. Крупные города для нас приоритетны, независимо от того, в каких регионах они находятся.
Как в Билайн относятся к идее обязать операторов связи сделать бесплатными услуги оповещения абонентов о возможных звонках мошенников? Достижимо ли это технически? Может ли такое решение повлечь рост тарифов?
АТ: Мы озабочены тем, что происходит на рынке, сами с этим сталкиваемся и понимаем, что происходит с рядовыми гражданами, какой вал звонков идет со спамом, от мошенников. Билайн был одним из лидеров в попытках решить эту проблему. Ни один из операторов не решил эту проблему полностью, хотя мы сегодня активно выявляем и блокируем мошенников. Мы понимаем, что проблема далека от решения и планируем активно инвестировать в ее решение, поскольку считаем, что такой клиентский опыт не должен продолжаться долго - скоро клиенты начнут отказываться от связи, лишь бы уйти от этого ужаса. В целом мы внимательно отслеживаем различные инициативы и сами активно работаем над решением.
Вопрос связан с недавними решениями ГКРЧ в рамках продления частотных лицензий операторам сетей LTE. Операторов обременили рядом обязательств, в частности, по обеспечению покрытия LTE в малых населенных пунктах. Оценивали ли вы затраты, которые на это потребуются? Отразится ли это существенно выполнение таких обязательств на рентабельности бизнеса компании, на финансовых итогах ее деятельности?
АТ: Работы по точной оценке и планированию финансовых затрать еще ведется, поэтому я эту цифру вам пока что не назову. Важно отметить также другой аспект - впервые идет какой-то диалог, удалось уйти из режима, когда нам сверху спустили какие-то условия, неудобоваримые - делайте, что хотите, но выполняйте. Сейчас иная ситуация, есть диалог, есть ощущение, что индустрия не оставлена один на один с этой проблемой, что в ее решении будет участвовать целый ряд государственных органов. Энергетики, в частности, должны решать проблемы со снабжением нашего оборудования энергопитанием, муниципальные власти должны решать проблемы доступа к необходимым территориям, к строениям, на которых целесообразно размещать те или иные конструкции.
Кроме того, наладился плодотворный диалог между операторами. Мы понимаем, что закончилась эра, когда каждый думал, что можно наперегонки строить каждому индивидуальное покрытие, стараясь сделать лучше и от этого выиграть. Пришло понимание, что по крайней мере эту сеть нам следует строить вместе, поскольку она крайне низко рентабельная, если не сказать, что убыточная. Сеть будем строить в кооперации, что позволит снизить затраты на ее развертывание.
В кооперации? Будет ли это совместное использование инфраструктуры? Совместное использование радиочастот? Со всеми ли операторами есть договоренности о совместной деятельности в этом направлении?
ВШ: Диалог идет со всеми операторами Б4. Окончательного технического решения - как это будет, будет ли это active sharing (cовместное использование радиоподсистемы) или как-то по-другому, пока что нет, мы как раз сейчас это все обсуждаем. Фокус для нас сейчас - оптимизация затрат, причем, прежде всего, затрат операционных (эксплуатационных) затрат, которые потребуются на обслуживание сети. Как вы понимаете, это все отдаленные районы, большие транспортные "концы". Понятно, что мы говорим далеко не только о совместной стройке, но и о совместной эксплуатации сети.
Сегодня число тарифов, которыми пользуются абоненты компании Билайн - несколько тысяч штук. Планируете ли их количество сокращать, чтобы этот "зоопарк" привести к какому-то "общему знаменателю"?
СК: Конечно же мы планируем определенным образом оптимизировать работу с архивной базой, но делать это без ущерба клиентскому опыту. Это, наверное, самое важное, над чем мы будем работать в ближайшее время. Это непростая работа, мы это хорошо понимаем. Но это важно с точки зрения сокращения затрат, которые мы несем из-за сохранения такого разнообразия тарифных планов, которое сложилось у Билайн исторически в больших масштабах, чем в целом по индустрии.
Персональные предложения, то есть тарифы, которые подбираются по профилю абонента - условно "семейные", "не семейные". Делает ли компания что-то в этом направлении? Если "да", то как именно?
Мы активно работаем над совершенствованием клиентского опыта, как для новых клиентов, так и для существующих. О запуске конкретных тарифов будем информировать в момент запуска. Не хочу пока что открывать карты, но соответствующая работа ведется.
АТ: Мы этого не касались, но возможно стоит отметить. Дело в том, что одним из элементов стратегии, которую мы озвучивали в 2020 году был принципиально другой уровень работы в области IT. И та трансформация, которая проходит в Билайн по этой части... Лет 5 назад Билайн работал в концепции light assets company, по части IT это означало, что практически все было передано вендорам. В 2020 году мы начали кардинально изменять это соотношение в пользу работ, выполняемых внутри компании. Мы существенно сокращаем закупки у внешних разработчиков, существенно наращиваем штат наших собственных IT-специалистов. Как у любого оператора, у нас очень сложный ландшафт, очень много legacy систем, поэтому изменить тарифы, что называется, по щелчку пальцев, не получается. Но экспертиза в компании сейчас быстро растет, под капотом идет большая работа, которая завтра сделает нас намного более гибкими, чем мы были вчера, более интересными для клиентов.
Ведет ли Билайн разговоры о продаже компании Национальная башенная инфраструктура кому-либо из участников рынка? Если да, то с кем идут такие разговоры? В какую сумму вы оцениваете возможную сделку?
АТ: Мы не раз отвечали на подобные вопросы. Мы внимательно рассматриваем эту опцию и считаем, что на рынке настал момент... я уже не раз говорил об иллюзии, в том числе сегодня, что с 90-х годов каждый пытался строить сеть полностью самостоятельно, считая что в этом есть конкурентное преимущество. В 20-х годах ХХ века такой иллюзии нет, мы понимаем, что как минимум часть инфраструктуры может быть консолидирована. Что в этом есть некое скрытое value, поэтому тот, кто первым сделает соответствующие шаги, выиграет от этого первенства.
Мы очень внимательно смотрим... но понятно, ни о каких конкретных цифрах и, тем более, о возможных претендентах говорить не готовы. Уверены, что в целом перераспределение сил на башенном рынке - правильное движение для рынка в целом и, особенно, для игрока(ов), которые такой ход сделают.
--
Пресс-релиз Билайн по итогам 2q2021
После успешного начала года основные усилия Билайн по-прежнему направлены на улучшение показателей операционной деятельности и повышение общего качества обслуживания клиентов, в том числе за счет дальнейшего проникновения 4G и улучшения цифровых сервисов. Во втором квартале 2021 года Билайн продемонстрировал уверенную положительную динамику, как в показателях общей выручки год к году, так и в показателях сервисной выручки и EBITDA, а также отметил рост абонентской базы как год к году, так и квартал к кварталу. Мы ожидаем, что в течение года Билайн продемонстрирует положительную динамику показателей сервисной выручки. Общая выручка показывает уверенный рост на 6,2% год к году во втором квартале 2021 года, достигнув 69 596 млн. руб. Это обусловлено увеличением продаж абонентского оборудования год к году. Обнадеживает и рост сервисной выручки в мобильном сегменте (+1,6% год к году), а также продолжающийся рост выручки в фиксированном сегменте Билайн (+8,6% год к году), а также в сегменте B2B (+15,3% год к году). Улучшение показателей сервисной выручки в мобильном сегменте во многом связано с успешным распространением 4G-сервисов среди абонентской базы Билайн.
Билайн продолжил внедрять меры по борьбе с ненужными клиентам услугами контент-провайдеров. Это оказало положительное влияние на NPS и квартальный отток абонентов, который снизился на 3 п.п. год к году во 2 квартале 2021 года и составил 10,8%. В мобильном сегменте сервисная выручка от B2B продолжает уверенно расти, тогда как B2C по-прежнему требует пристального внимания руководства в оставшейся части года.
В фиксированном сегменте сервисная выручка продолжила расти, продемонстрировав во 2 квартале 2021 года увеличение на 8,3% год к году, поскольку клиенты продолжали активно пользоваться услугами Домашнего интернета. Абонентская база клиентов ШПД увеличилась на 7% год к году.
Билайн продолжил уделять особое внимание развитию корпоративного бизнеса, результатом которого стал рост выручки сегмента B2B на 15% год к году во 2 квартале 2021 года. В этом квартале Билайн продолжил расширение портфеля предложений за счет новых цифровых сервисов и решений в ответ на растущий запрос клиентов на решения системной интеграции. Для расширения своих технических возможностей в сфере облачных решений Билайн Бизнес запустил новое облачное решение в партнерстве с платформой Yandex.Cloud. Кроме того, выручка от решений с использованием Big Data (сервисы для сегмента B2B на основе обработки больших массивов данных) увеличилась на 60,8% год к году, в основном за счет выручки от услуг в сфере рекламных технологий, которая выросла на 170% год к году.
Абонентская база Билайн выросла на 0,6% год к году во 2 квартале 2021 года, что было обусловлено рядом инициатив, среди которых ускорившееся строительство сети, клиентоцентричные продуктовые предложения и защита клиентов от некачественных контентных сервисов.
Билайн успешно увеличивает в России собственную базу абонентов 4G, которая выросла во 2 квартале 2021 года на 20,5% год к году, чему способствовал рост пользования высокоскоростным мобильным интернетом.
Число активных пользователей сервиса «Билайн ТВ» во 2 квартале 2021 года выросло до 2,7 млн. в месяц (на 16% год году), что обусловлено запуском расширенного контентного предложения, а также таргетированных сервисов на основе усовершенствованной рекомендательной системы.
Билайн продолжает уделять много внимания развитию продаж в онлайн-каналах. Число активных пользователей приложения самообслуживания «Мой Билайн» выросло на 13% год к году, что отражает усилия компании по переходу к цифровой модели общения со своими клиентами и партнерами.
Показатель EBITDA увеличился на 2,2% год к году, что было обусловлено, в первую очередь, ростом показателей сервисной выручки, а также увеличением продаж абонентского оборудования, что отчасти компенсировало рост затрат на содержание и эксплуатацию сети и коммерческих расходов.
Капитальные затраты без учета лицензий и капитализированной аренды (показатель Operational Capex) выросли на 22,4% год к году во 2 квартале 2021 года. Соотношение капитальных затрат к выручке (показатель Capex Intensity) составило 29,3%, что отражает по-прежнему высокий уровень инвестиций в развитие сети во 2 квартале 2021 года. Билайн увеличил количество 4G-сайтов на 15,3% год к году во всех российских регионах, стремясь создать современную инфраструктуру высокого качества, готовую к внедрению новых технологий. В июне 2021 года Билайн объявил о старте совместного проекта с другими телеком операторами, направленного на высвобождение радиочастотного спектра в диапазонах, приемлемых для сетей 5G.
| 2Q21 | 2Q20 | Динамика | 1H21 | 1H20 | Динамика | |
| 69 596 | 65 513 | 6,2% | 137 999 | 132 971 | 3,8% | |
| 26 298 | 25 737 | 2,2% | 53 129 | 53 917 | (1,5%) | |
| 37,8% | 39,3% | (1.5 п.п.) | 38,5% | 40,5% | (2.0 п.п.) | |
| 22 077 | 18 037 | 22,4% | 36 867 | 28 980 | 27,2% | |
| 29,3% | 22,0% | 7.3 п.п. | - | |||
| |||||||
| 59 511 | 56 227 | 5,8% | 117 861 | 114 409 | 3,0% | |
| 52 264 | 51 425 | 1,6% | 103 565 | 103 942 | (0,4%) | |
| 17 226 | 16 201 | 6,3% | 33 955 | 32 499 | 4,5% | |
| 50,1 | 49,8 | 0,6% | ||||
| 33,9 | 31,5 | 7,5% | ||||
| 29,9 | 27,4 | 9,2% | ||||
| 24,2 | 20,1 | 20,5% | ||||
| 348 | 332 | 4,8% | ||||
| 321 | 321 | 0,0% | ||||
| 12,5 | 8,1 | 55,3% | ||||
| 89% | 87% | 2.0 п.п. | ||||
| |||||||
| 10 085 | 9 287 | 8,6% | 20 138 | 18 562 | 8,5% | |
| 9 989 | 9 220 | 8,3% | 19 730 | 18 332 | 7,6% | |
| 3 030 | 2 701 | 12,2% | 5 953 | 5 527 | 7,7% | |
| 2,9 | 2,7 | 6,8% | ||||
| 353 | 336 | 4,9% |
--
Комментариев нет:
Отправить комментарий