Олег Вольпин, Amdocs
Алексей Бойко (АБ): Олег, расскажите подробнее о последних новостях Amdocs в России - контрактах с Ростелеком и ВымпелКом. Доступная на рынке информация не слишком подробна.
ОВ: К сожалению, деталями по Ростелекому и ВымпелКому я не могу поделиться. С ВымпелКом мы делаем проект, связанный с Customer Management, с Ростелеком, как вы знаете, договорились о стратегическом партнерстве на 5 лет. Надеюсь, что через несколько месяцев появится возможность о чем-то более подробно рассказать.
АБ: Давайте тогда поговорим об одном из решений, которое Amdocs показывает на MWC2015 в Барселоне. Что такое ваш "Мобильный кошелек", чем он отличается, чем он лучше других аналогичных решений.
ОВ: С нашей точки зрения тема мобильных платежей "созрела" для массового коммерческого применения уже очень давно. У нас было много внедрений в Северной Америке, Европе и Юго-Восточной Азии. Тем не менее, по общему мнению, мобильные платежи остаются скорее нишей, нежели основным трендом. Доля в доходах операторов от мобильных платежей очень мала, зато велика доля отчислений партнерам в этом сегменте. Примерно два года назад в Amdocs решили, что следует расширить портфолио решений в области мобильных финансов. В частности, занялись таким направлением, как мобильный кошелек. В прошлом году была приобретена успешная сингапурская компания Utiba Mobility, специализирующаяся в области мобильных финансов. Кстати, одним из ее клиентов является МТС-Индия. Особого успеха подобные системы достигают на развивающихся рынках, где зачастую невысоко проникновение банковских услуг. Услуга не требующая открытия банковского счета, оптимальна для таких рынков. Мобильный кошелек - это как раз такая услуга.
Как правило, запуская услугу Мобильный кошелек, оператор сразу или постепенно становится еще и банком. Возможно очень тесное партнерство с банком, или получение банковской лицензии, или приобретение банка. В разных странах законодательство на этот счет может быть различным, что также влияет на путь, избираемый оператором.
Потенциал мобильного кошелька и в целом мобильных финансов очень велик. Можно предоставлять потребителям объемный выбор дополнительных услуг, например, переводы денег из страны в страну, билеты в кино, микрокредиты и т.п.
В ряде стран Amdocs уже добилась немалых успехов в этой области, например, в Норвегии, где наше решение решили использовать все мобильные операторы страны. Операторы Норвегии для внедрения услуги создали консорциум, тендер которого выиграл Amdocs. Это очень удобно для потребителя, поскольку он не зависит от оператора, и переходя в другую сеть может продолжать использовать привычный мобильный кошелек, при этом комиссию начинает получать тот оператор к которому перешел абонент. Группа Telenor также выбрала решение мобильного кошелька от Amdocs для использования в ряде стран присутствия операторов группы. Если говорить о России и странах СНГ, то сейчас мы принимаем участие в ряде конкурсов.
АБ: Решение "мобильный кошелек" от Amdocs устанавливается "поверх" других систем Amdocs оператора или это изолированное решение, не требующее жесткой привязки к другим системам OSS/BSS?
ОВ: Это совершенно самостоятельное решение, которое может приобрести и внедрить любой оператор, независимо от того, какие другие IT-системы он использует. Например, в Норвегии, наши системы установлены только у одного оператора.
АБ: Какие основные конкуренты есть у Amdocs в таком сегменте рынка, как мобильный кошелек? Высок ли уровень конкуренции?
ОВ: Есть очень много небольших компаний, которые предлагают свои решения. Обычно они отсеиваются в ходе тендера. Как правило, причина в том, что даже если они могут справиться с технологическим решением, то им сложно решать множество других вопросов, прежде всего, правовых, которыми изобилует финансовая сфера. Сертификация и проверка межвзаимодействия с различными банковскими системами - тоже непростая задача, которую сложно решать небольшой компании.
Если говорить о крупных конкурентах, то два из них "стандратные" для Amdocs - это Ericsson и Huawei, которые в последние годы расширили потрфели своих предложений в области ПО. Третий конкурент - это Visa, которая приобрела компанию Fandango и продает решения телекоммуникационным компаниям.
АБ: Ходят слухи, пока неподтвержденные, что это направление деятельности Visa может быть закрыто?
ОВ: Возможно. Посмотрим. Показательно, что MasterCard этой темой не стали заниматься. Пока что мы Visa в некоторых тендерах на "мобильный кошелек" встречаем. Предложение Visa особенно интересно тем операторам, у которых нет собственного банка в структуре группы. В этом случае Visa может помочь оператору в организации партнерства с банком для запуска услуги.
АБ: Можно ли говорить о долях рынка в этой области?
ОВ: Скорее всего, это пока что делать преждевременно, рынок очень фрагментирован.
АБ: На что может рассчитывать оператор, которому вы предлагаете решение мобильного кошелька? Идет ли речь о возможности увеличить доходы оператора на 1-3% или можно рассчитывать на большую доходность?
ОВ: Не могу приводить точные данные о том, каких успехов добиваются наши партнеры - покупатели. Но в успешных внедрениях это добавило оператору от 10% до 15% в доходах. Это серьезные цифры, которые выше в развивающихся странах с высоким телефонным проникновением и низким проникновением банковских услуг.
АБ: Вы продвигаете решение мобильного кошелька с 2014 года, есть уже какие-то успехи, которыми компания готова поделиться?
ОВ: В последние месяцы мы заключили 3-4 крупных сделки (Норвегия, Индия и другие страны), поэтому сейчас уже с уверенностью можно говорить о том, что проект состоялся и будет развиваться.
АБ: Может ли экономический кризис в России влиять на внедрение таких услуг, как мобильный кошелек? Операторы сейчас взвешенно относятся к расходам и инвестициям.
ОВ: Не думаю. Мы предлагаем удобную бизнес-модель - оператору достаточно заплатить небольшую фиксированную составляющую, а затем мы готовы участвовать в разделении доходов (модель revenue share). Соответственно нет финансовых барьеров для внедрения, напротив, в кризис интерес операторов к решениям, которые обещают дополнительные доходы, напротив, заметно растет. Один из российских операторов сейчас проявляет очень серьезный интерес, намеревается приобрести и запустить решение в сжатые сроки. Практика показывает, что пользование мобильным кошельком может очень быстро становится массово востребованным, подключения к услуге как правило растут высокими темпами. Если, конечно, решены вопросы удобного интерфейса, есть эффективное маркетинговое продвижение и PR.
Еще один интересный тренд - некоторые операторы уже попробовали услугу в "наколенном" варианте с каким-то местным провайдером, столкнулись с ограничениями и теперь созрели для перехода к более серьезному решению. Такие операторы уже понимают, что с глобальными решениями проще работать!
АБ: Amdocs в этом году, как и годом ранее показывает в Барселоне решение Connected Home. За прошедший год интерес к нему вероятно вырос? Сужу по тому, что на MWC2015 несколько операторов демонстрируют услуги на базе аналогичных платформ.
ОВ: В прошлом году мы существенно обновили наше решение. Amdocs в 2014 году заключил стратегическое партнерство с компанией Tyco (www.tyco.com), выпускающей различные устройства и предоставляющей различные виды услуг для подключенного дома. За прошедшие месяцы, Amdocs продала решение в 9 стран, где операторы на его базе предоставляют пользователям различные услуги. Самая популярная услуга - охранные системы, также спросом пользуются системы телемониторинга показателей здоровья пожилых людей. Если раньше мы пытались продвинуть на рынок только платформу, а датчики и другие устройства предлагали приобретать на рынке самостоятельно, то теперь вместе с нашим новым стратегическим партнером мы предоставляем комплексное решение, готовое к использованию практически сразу после покупки.
Оператору остается только принять решение - он будет самостоятельно оказывать самые разные услуги от мобильного здравоохранения до охранных или это будут делать партнеры с которыми ему предстоит заключить соглашения. Привлекательным фактором для операторов является то, что решение не каннибализирует их основные доходы, это по-настоящему "дополнительные услуги", позволяющие оператору расширить спектр оказываемых им услуг.
Российский рынок вполне созрел для интереса к такого рода услугам и мы надеемся, что в этом году операторы из России и СНГ могут оказаться среди покупателей нашего решения "подключенный дом".
АБ: Сколько времени обычно занимает внедрение оператором такого решения?
ОВ: Если оператор готов использовать услугу из "облака", то внедрение можно делать очень быстро, буквально за считанные недели. Если требуется перевести услугу на сервера оператора, внедрение займет несколько месяцев, причем основное время уйдет не на настройки "железа", а на выстраивание цепочек оказания тех или иных услуг - выбор партнера на оказание охранных, медицинских услуг и т.п. Операторы подходят к решению по-разному, например, AT&T в США предпочитает приобретать сервисные компании и включать их в структуру оператора, в других странах предпочитают схемы, основанные на партнерстве и разделении доходов. Американские компании к тому же стремятся к расширению географии своей деятельности в области "подключенного дома" - идут по модели выхода далеко за пределы "только телеком" в сторону формирования глобальной сервисной компании, где телеком - только одно из основных направлений. Какой путь выберут российские компании? Скоро узнаем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий