Когда мы общались в мае 2013 года, вы уверяли, что потребители будут использовать VoLTE, поскольку они предпочитают пользоватся голосовыми услугами с качеством, как у оператора фиксированной связи? После того массированного роста пользования OTT голосовыми услугами (Skype, Google и т.п.), который происходил в последние 12 месяцев, насколько вообще тема VoLTE актуальна для потребителей?
Не могу согласиться с утверждением, что в сегменте голоса OTT произошел существенный рост. Хотя LTE существенно улучшит скорость передачи и уменьшит задержку распространения сигнала, сети HSPA и WLAN и так хорошо справляются с передачей голоса в рамках OTT-услуг. Поскольку проникновение смартфонов для которых существуют клиенты для голосовой связи OTT уже достаточно заметно, получается, что не так уж много причин могли бы заставить клиентов неожиданно изменить своим привычкам. OTT будет расти в рамках общего тренда роста голосового трафика, но я по-прежнему считаю голос по OTT отдельным продуктом, нежели VoLTE, кейсы использования которых различны.
Я согласен с вами, что потребители не сильно переживают на тему VoLTE. Хотя VoLTE - замечательная технология и ее запуск - это серьезный вызов для технических служб оператора. Но кроме этого, цель запуска VoLTE - обеспечить бесшовный пользовательский опыт на фоне лучшего качества передачи голоса и сокращения времени установления вызова. А также предоставить клиенту возможность использования мультимедийных возможностей, таких как видеотелефония. Одна из привлекательных особенностей VoLTE в том, что вы можете вскоре начать делать VoLTE-вызовы, даже не подозревая об этом.
Запускать VoLTE следует после того, как вы обеспечили сплошное покрытие LTE?
Пока мы ограничиваемся поддержкой базовой услуги передачи голоса, благодаря механизмам, заложенным 3GPP, можно использовать традиционные технологии без особых потерь качества, а в случае использования перевода звонка в сеть 3G/HSPA и вовсе без потерь качества. Хотя сеть LTE позволяет поддерживать множественные соединения для передачи данных параллельно голосовой услуги или мультимедийной телефонии, не нужно ожидать пока будет построена сеть LTE со сплошным покрытием, собираясь вводить поддержку голоса в сети LTE.
Что запуск поддержки VoLTE дает операторам? Снижается стоимость за бит или что?
Безусловно поддержка голоса в сети VoLTE дешевле, чем в режиме CS, но что еще важнее, VoLTE это фундаментальное движение вперед к полностью пакетной сети. Пока что операторы вынуждены поддерживать два типа работы с голосом, что означает сложность и неэффективное использование частот, когда оператор обеспечивает коммутируемые соединения. Хотя переход к полностью пакетной сети все еще планируется лишь через несколько лет, даже задумываться о таком переходе невозможно, пока не будет обеспечена возможность поддержки голоса в режиме передачи пакетов.
В чем основная техническая сложность при внедрении VoLTE?
Как подвид более общего подхода - голос в режиме IMS, VoLTE связано с поддержкой IMS. Это не является основной проблемой, поскольку уже немало операторов успешно внедрили поддержку IMS на своих сетях, например, чтобы иметь возможность запустить Joyn, а у некоторых операторов был объемный опыт, полученный при внедрении IMS на сетях фиксированной связи.
Отмечу, что есть две проблемы, которые следует решить прежде чем можно будет рассчитывать на успешное внедрение VoLTE.
Прежде всего, проблема совместимости терминалов. Хотя в GSMA сделали серьезную работу по определению того, как терминал должен обеспечивать поддержку голоса по IMS и SMS, основываясь на историческом опыте, можно не сомневаться, что на практике придется столкнуться с некоторым разбросом в функционировании терминалов. На сегодня еще нет программ сертфикации, что означает, что операторам мобильной связи придется заниматься тщательным тестированием терминалов, что приведет к задержкам с началом их использования.
Во-вторых, требуется обеспечить бесшовный переход. Как уже говорилось выше, мы в Deutsche Telecom хотели бы защитить абонентов от сложностей при переходе на передачу голоса по IMS. Для того, чтобы достичь этой цели, понадобится немало закулисной работы, например, развернуть поддержку соответствующих услуг и т.п., например, работу систем автоматизированных услуг. Если перефразировать известную цитату Tomasi de Lampedusa "много чему предстоит измениться, чтобы все осталось как прежде".
Можно ли монетизировать VoLTE и Joyn и избежать миграции пользователей на OTT?
Использование VoLTE в качестве голосовой составляющей услуг RCS (Rich Communication Services) уже стоит в планах. Но есть риски, что абонентов может смущать обилие вариантов голосовых услуг. Остаются некоторые проблемы, которые необходимо преодолеть для интеграции VoLTE и Joyn, особенно по части международного роуминга, но как только удастся справиться с этими сложностями, мобильные операторы смогут предложить услуги, как минимум, с теми же возможностями, которые сегодня предлагает любой из OTT, но также с дополнительным функционалом, таким, как интеграция с клиентом, поддержкой безопасности и защитой приватности, надежным чарджингом, лучшим доступом к сетевым ресурсом (т.е. QoS) и так далее.
Что же делать для того, чтобы удержать клиентов от пользования OTT? Как я уже отметил выше, по мнению специалистов Deutsche Telecom, это два разных продукта - VoLTE и голос по OTT. Как в любом сгементе рынка, потребители будут иметь свободу выбора продукта, который лучше отвечает их потребностям. Например, если говорить об автопроме, фундаментальной услугой является перемещение с помощью автомобиля из пункта А в пункт B. Но это не остановит конкуренцию и сегментирование рынка, поскольку любой из сегментов наилучшим образом отвечает запросам конкретного вида клиентов. Уверен, что это произойдет и в области передачи голоса.
Чего вы ожидаете от участия в конференции "Голос в сетях LTE"?
Надеюсь, что конференция обеспечит возможность развеять некоторые мифы о неготовности и нежизненности VoLTE. С момента появления, VoLTE сталкивается с критикой, вначале она касалась угроз со стороны VOLGA, затем превозносились CSFB и OTT. Не удивительно, учитывая новизну технологии, однако я уверен, что сейчас мы уже видим финишную черу и я полагаю, что конференция усилит мою уверенность, что пришло время VoLTE.
==
Конференция LTE Voice Summit состоится 1-2 октября в Hilton Paddington, London.
Источник: Telecoms.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий