В ходе совместной пресс-конференции МТС и ВымпелКом, в которой также принимал участие представитель российского Минкомсвязи, операторы рассказали о деятельности в области RAN sharing (совместного строительства и использования радиоподистемы сотовой связи) и ответили на вопросы журналистов ведущих изданий.
Для вас - конспект встречи и отдельные комментарии, а также справочные материалы.
Заявленная тема конференции: "Развитие инфраструктуры связи в России и нормативно-правовое регулирование отрасли". Участники: зам. министра связи и массовых коммуникаций РФ Дмитрий Михайлович Алхазов; генеральный директор ОАО Вымпелком Михаил Юрьевич Слободин; президент ОАО МТС Андрей Анатольевич Дубовсков.
Дмитрий Алхазов, Минкомсвязи
Рост уровня доступности услуг связи для населения на территории нашей страны с непрерывным повышением качества этих услуг является нашим приоритетом. Эти задачи мы решаем в сфере регулирования телекоммуникационного рынка. При этом стараемся придерживаться принципа, который подразумевает, что рост доступности связи для граждан нашей страны достигается с помощью таких методов регулирования, которые помогают субъектам отрасли решать эти задачи в том числе с помощью оптимизации ресурсов. В данном случае я имею в виду прежде всего инвестиционные ресурсы. Какие-то конкретные шаги уже сделаны, из целый ряд.
Прежде всего, хотелось бы напомнить о нашем решении в отношении внедрения принципа технейтральности. По сути, теперь можно говорить о том, что у нас в обороте вырос пул радиочастот, которые могут быть использованы для построения сетей мобильного ШПД. Очевидно, что эта мера прямо направлена на снижение операторских издержек, связанных со строительством сетей. Опыт показывает, что разрешение технейтральности оказалось крайне своевременным. Судить об этом можно хотя бы потому, что уже в 77 регионах России операторы этот принцип используют. (Прим.АБ: в России сети LTE действуют в 79 регионах, считая Моск.область и Ленобласть).
С января 2015 года, буквально через считанные недели, начнет работать методика платности радиочастотного спектра в которой мы ушли от платы за каждую базовую станцию. Теперь оператор платит за полосу частот, которая ему выделена. По-сути, эта мера стимулирует оператора более эффективно использовать спектр. При этом не "наказывается рублем" тот оператор, который решает нужную для нас задачу - строит все новые базовые станции. Тем самым зафиксированы на постоянном уровне операционные затраты оператора, связанные с использованием базового ресурса. Рост плотности базовых станций, рост качества услуг - не связаны с дополнительными издержками.
Можно также упомянуть наши новшества, связанные с системой универсального обслуживания. Качественно расширена линейка универсальных услуг. Все помнят, что на протяжении нескольких последних лет универсальная услуга являла собой 1.5 тысячи таксофонов и несколько десятков тысяч "пунктов коллективного доступа". Теперь помимо этих двух опций за те же самые бюджетные средства оператор универсального обслуживания будет обязан построить точки доступа в интернет. Эта мера дала старт строительству крупнейшей системы ВОЛС, качественно изменив уровень развития инфраструктуры фиксированной связи в стране.
Еще одно знаковое новшество в сфере регулирования рынка, которому посвящена сегодняшняя встреча, это, говоря техническим языком, RAN sharing. Мы приняли ряд актов. Теперь операторы могут совместно использовать одну базовую станцию. Это направлено на кратное сокращение капитальных затрат операторов на развитие инфраструктуры сетей мобильного ШПД. Мы ожидаем, что возможность оптимизации затрат будет одним из источников в отрасли, который позволит ускорить развитие сетей в отдаленных регионах. Отрадно, что сегодня можно констатировать, что отрасль трансформировала наши достижения в области регулирования в конкретные совместные проекты, в конкретные договоры и конкретные проекты.
Название нашей конференции носит скучный характер. Я бы ее озаглавил по-другому - в российском телекоме произошла революция с точки зрения эффективности капитальных вложений и кооперации операторов. Открыта новая страница интеграции нескольких игроков в борьбе за экономию издержек. Это происходит на фоне макроэкономического кризиса, который мы наблюдаем, в частности, роста курса иностранной валюты. Это наш, операторов телекома, вклад в улучшение платежного баланса страны. Будет оптимизирован объем инвестиций в инвалюте, которые мы платим нашим вендорам. Безусловно, здесь огромную работу провела команда наших коллег из МТС, команда Вымпелкома, включая технический блок, правовой, коммерческий. Это, конечно, команда регулятора, без которой бы не произошли необходимые изменения в регуляторной среде.
От момента первой серьезной встречи с Андреем (Дубовсковым) до момента фактического включения сетей прошло 10 месяцев. Считаю, что для такого сложного инфраструктурного проекта - это очень хороший резльтат. Это только начало. Безусловно - это очень долгосрочное сотрудничество. Сейчас команды притираются и смотрят как это работает во взаимодействии. До этого было сотрудничество между операторами в области пассивной инфраструктуры - гораздо более простой вариант взаимодействия. Сейчас сделан большой шаг вперед - технологический, сруктурный, организационный. Нам пришлось преодолеть сопротивление коммерческих команд каждой из компаний, которые, как правило, убивают такие вот инфраструктурные проекты. Тем не менее, если задумываться о перспективах, это перспектива российского телекома - экономия издержек, основанная на совместной деятельности.
Объем взаимодействия МТС и Билайна - 36 регионов РФ.
Прим. АБ: Компании на "оглашали весь список", можно только гадать, о каких именно регионах идет речь. Мои предположения собраны в список ниже. Звездочкой помечены предположения, в которых я практически уверен, без звездочки - гипотеза
- Алтай республика, МТС на базе Билайн *
- Астраханская область, МТС на базе Билайн *
- Вологодская область, Билайн на базе МТС *
- Дагестан республика, Билайн на базе МТС *
- Ивановская область, Билайн на базе МТС
- Иркутская область, Билайн на базе МТС *
- Ингушетия республика, МТС на базе Билайн *
- Кабардино-Балкария, МТС на базе Билайн
- Калининградская область, МТС на базе Билайн *
- Калмыкия республика, МТС на базе Билайн *
- Калужская область, Билайн на базе МТС
- Карачаево-Черкесская республика, МТС на базе Билайн
- Кемеровская область, МТС на базе Билайн
- Кировская область, Билайн на базе МТС
- Красноярский край, Билайн на базе МТС *
- Марий Эл, Билайн на базе МТС
- Мордовия, МТС на базе Билайн
- Мурманская область, Билайн на базе МТС *
- Нижегородская область, Билайн на базе МТС
- Новгородская область, МТС на базе Билайн
- Омская область, Билайн на базе МТС
- Оренбургская область, МТС на базе Билайн
- Орловская область, МТС на базе Билайн
- Пензенская область, МТС на базе Билайн
- Пермский край, Билайн на базе МТС
- Псковская область, Билайн на базе МТС *
- Сахалинская область, МТС на базе Билайн
- Северная Осетия-Алания, Билайн на базе МТС
- Тверская область, Билайн на базе МТС
- Тульская область, МТС на базе Билайн
- Удмуртия республика, Билайн на базе МТС
- Хабаровский край, Билайн на базе МТС
- Челябинская область, Билайн на базе МТС
- Чеченская республика, МТС на базе Билайн
- Чувашия республика, МТС на базе Билайн
- Ярославская область, Билайн на базе МТС *
Менее вероятные сценарии: знак (-) сомнительная версия, знак (--) еще более маловероятная версия.
- Амурская область, Билайн на базе МТС (-)
- Архангельская область Билайн на базе МТС (-)
- Белгородская область, Билайн на базе МТС (--)
- Брянская область, Билайн на базе МТС (-)
- Бурятия республика, Билайн на базе МТС (-)
- Владимирская область, Билайн на базе МТС (-)
- Воронежская область, Билайн на базе МТС (--)
- Еврейская АО, МТС на базе Билайн (-)
- Забайкальский край, Билайн на базе МТС (--)
- Камчатская область, МТС на базе Билайн (--)
- Карелия Республика, Билайн на базе МТС (-)
- Краснодарский край, Билайн на базе МТС (-)
- Коми Республика, Билайн на базе МТС (--)
- Костромская область, Билайн на базе МТС (-)
- Курганская область, Билайн на базе МТС (--)
- Курская область, Билайн на базе МТС (-)
- Липецкая область, Билайн на базе МТС (-)
- Магаданская область, МТС на базе Билайн (--)
- Рязанская область, Билайн на базе МТС (-)
- Саратовская область, Билайн на базе МТС (--)
- Саха (Якутия), Билайн на базе МТС (--)
- Смоленская область, Билайн на базе МТС (--)
- Томская область, Билайн на базе МТС (--)
- Тыва республика, Билайн на базе МТС (--)
- Ульяновская область, МТС на без Билайн (--)
UPD: официальный список
Михаил Слободин поблагодарил коллег из МТС, своих коллег, занятых в проекте, отметив, что было очень непросто найти юридические формы взаимодействия. В итоге был составлен договор толщиной в несколько сантиметров на базе лучших международных практик с учетом российской специфики. Г-н Слободин считает его заключение настоящим "прорывом".
На этом выступление г-на Слободина завершилось. Ведущая встречи задала ему вопрос "как конечный потребитель почувствует на себе результаты деятельности компаний в рамках договора?"
Отвечая на этот вопрос, Михаил Слободин отметил, что в результате кооперации Билайн и МТС вырастут темпы роста проникновения услуг LTE. Кроме того, "чем меньше денег ты тратишь, тем больше ты себе можешь позволить развивать сеть и повышать качество".
М.С.: Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, и это большой вызов для индустрии, в связи с тем, что капитальные затраты операторов сотовой связи и мобильного ШПД в значительной части привязаны к доллару. Сейчас мы наблюдаем существенный рост затрат компании. При этом доходы компания получает в рублях. Темпы роста доходов снижаются. Если учитывать инфляцию, то доходы даже сокращаются.
Россия, как страна, должна гордиться, что у нас одна из самых, если не самая эффективная цена услуг сотовой связи и мобильного ШПД. Эффективная с точки зрения соотношения затрат операторов и цены услуг. Сегодня связь в России очень дешева. Боюсь, что уровень цен будет очень сложно удерживать на фоне растущих затрат оператора. Негативный тренд мы частично компенсируем этим проектом, но полностью устранить проблемы только одним этим проектом достичь не получится. Завершая ответ на вопрос, г-н Слободин пообещал, что потребители благодаря проекту получат услуги более высокого качества и возможно не по столь высокой цене, какой она была бы, если бы не проект. Пострадают от проекта, разве что поставщики зарубежного оборудования - им достанется меньше операторских денег.
Андрей Дубовсков
Мы также рады, что все это происходит, довольны, будем экономить CAPEX, OPEX. Высвобожденные ресурсы сможем еще куда-то направить. Кстати, хочу сразу отметить, этот проект не направлен "против кого-то", я уже видел какие-то глупые заголовки. Чушь какая. Мы не против кого не объединялись (прим.АБ - вопросительно смотрит на Слободина, Слободин разводит руками - мол, и кто мог даже подумать такое, улыбается. И добавляет лукаво "кто-то, правда, страдает, наверное", смеется). Мы могли бы и с другой какой-то компанией посотрудничать, как с Билайном. И ВымпелКом, наверное, не против. Никто ни против кого не объединяется, все нормально.
АБ: Ага, мы так и поняли. Вспоминается, как в свое время МТС и Билайн безуспешно катались на переговоры со Скартелом, изображавшим интерес к сотрудничеству с любым оператором, который хочет работать на базе его сети LTE.
А.Д. Дмитрий кратко описал законодательные нововведения в столь важной сфере, как телекоммуникационная. То, что делается сейчас командой Минкомсвязи, регулятором, необходимо было сделать ранее, еще в 90-е. Идея, например, администрирования частотного ресурса не по номиналам, а через спектр была на поверхности еще в 90-е годы. Я очень огорчен тем, что это не было сделано раньше. Сменилось большое количество уважаемых государственных чиновников. Почему-то такие очевидные вещи делает только нынешняя команда. Мы, как оператор, и надеюсь к этому присоединятся другие операторы, безусловно благодарны отраслевому руководству. Видна реальная заинтересованность в порученном деле. Уважаемые руководители работают, что называется не за страх, а за совесть.
Что стоило еще в 90-е годы отменить норму, в соответствие с которой в каждом субъекте федерации каждый из операторов должен иметь собственный узел коммутации. Считаю, что отрасль много теряла только на этом, вкладывая деньги туда, куда можно было бы их не вкладывать. И так далее, и так далее. Очень много позитивных изменений мы видим в регуляторике в последний период. В том числе изменения, которые позволили нам построить сеть совместно с нашими коллегами из Билайн.
М.С. Еще один комментарий. Мы, безусловно, видим позитивные сдвиги. И, конечно, хотелось бы, чтобы все происходило быстрее и раньше. И одна из следующих вещей, которую можно сравнить с еще одним шагом - это spectrum sharing, который мы ожидаем в первой половине следующего года. Что позволит нам уже на технологическом уровне оптимизировать затраты, а также предоставлять услуги лучшего качества на базе объединенного частотного диапазона. Это одна из тех инновационных вещей, принятия которых мы ожидаем в первой половине 2015 года. И это следующий шаг помимо RAN sharing. Spectrum sharing в нашей стране будет! И это прямое повышение эффективности использования радиоспектра, т.е. крайне ограниченного у нас ресурса, это повышение качества услуги.
Сессия вопросов и ответов
Q: Прозвучала информация из уст г-на Слободина, что в первой половине 2015 года можно ожидать принятия законодательства, которое сделает возможным в России spectrum sharing. Г-н Алхазов, как представитель регулятора, подтвердит эту информацию и эти сроки? Когда будут приняты соответствующие законы и подзаконные акты?
Д.А. Отвечая на вопрос по-поводу законопроекта. Мы, как отраслевой регулятор, "всеми руками за" это нововведение. Но надо понимать, что законы принимаются Думой. Мы только готовим. Мы конечно же "за" то, чтобы законопроект был заслушан и принят на самых первых пленарных заседаниях после Нового Года. Однако гарантировать какие-то сроки за наших думских коллег, к сожалению, не можем. Можем сказать, что то, что зависит от нас по части продвижения данного законопроекта, по согласованию с соответствующими федеральными органами власти, которые участвуют в процессе, мы делаем, что называется "денно и нощно". Действительно это нововведение обещает более качественную услугу, это нам необходимо. По-честному, это решение давно запоздало.
Q: В связи с проектом RAN sharing с компанией ВымпелКом, где Комстар оказывает услуги телевещания на базе стандарта MMDS, что созадает препятствия для переиспользования частот band 7 операторами LTE? Начнете освобождать эти частоты, или останется, как сейчас?
А.Д. Отвечая на этот вопрос, хочу обратить внимание, что какого-то практического, крайне негативного влияния на развитие сетей LTE это сейчас не оказывает. Особенно учитывая уровень проникновения, CAPEX, скорость развития сетей. Да, вопрос существует, он будет решен. Как? Сейчас не скажу.
Q: Можете поделиться, наскольку благодаря RAN sharing сократятся ваши затраты, если сравнивать с тем, как если бы вы строили сети по-отдельности? По какому критерию отбирались сети для совместного строительства? Что это за регионы?
М.С. Территории мы подбирали по степени готовности хотя бы одного из игроков. Модель такая - один оператор лидирует и строит всю инфраструктуру. Другой только принимает участие в использовании этой инфраструктуры. В 15 регионах лидерство у МТС. В 17 регионах - у ВымпелКом. Подбирались для лидерства МТС территории, где мы еще не начали, например, а коллеги уже начали развитие. И наоборот. Часть регионов начали с чистого листа после того, как договорились о разделении усилий. Вопрос какой у кого будет регион не являлся предметом особого спора. В основном развиваемся в регионах, где есть коммерческая целесообразность, где невелики риски неокупаемости. Проникновение терминалов с поддержкой LTE носит сегодня невысокий характер. Сравнивая с рынками ряда стран, передовых в области LTE.
Экономию оцениваем на уровне 25-30% CAPEX. И до 50% по части OPEX.
Q: Как в договоренностях относительно RAN sharing предусмотрено разделение CAPEX и операционных затрат? Доходов? Эксплуатационные затраты будут распределяться в соответствие с трафиком или каким-то иным образом? Как будет распределяться ответственность операторов в случае каких-то непредвиденных расходов, например, свяазанных с нарушением правил эксплуатации?
А.Д. Предположим, есть регион Х, где МТС - ведущий, а ВымпелКом - ведомый оператор. Т.е. МТС построил всю сеть LTE на этой территории. Абоненты МТС обслуживаются в этой сети. Абоненты ВымпелКом обслуживаются так же в этой сети. Никто не находится в положении роумера или кого-то, кто обслуживается в другой сети. Всё, как в обычной ситуации. Раз в полгода мы договорились проводить взаиморасчет. Будут идти платежи от одного оператора к другому за эксплуатацию этой сети. Естественно всю ответственность за техническое состояние, поддержание, развитие этой сети несет тот оператор, который строит эту сеть. Наоборот будет там, где ВымпелКом строит сеть, которую мы можем использовать. Хочу отметить, что в договоре предусмотрена возможность для обеих сторон проводить какую-то комплиментарную постройку элементов сети, необходимую тому или другому оператору, независимо от того, кто из операторов в этом регионе является ведущим. Например, в регионе Х из нашего примера, если у ВымпелКом есть корпоративный клиент, компания может для своего клиента построить сегмент сети, который будет включен в сеть МТС. И наоборот в регионах, где ВымпелКом является ведущим оператором.
(На вопрос о принципах исчисления сумм взаиморасчетов А.Д. и М.С. предпочли не ответить, отметив только, что условия носят "справедливый, зеркальный характер").
Q: Готовы ли вы пригласить к сотрудничеству в рамках RAN sharing Tele2 и МегаФон? Какие регионы останутся у МТС и Билайн без LTE после реализации проекта RAN sharing?
М.С. Бегать не за какими операторами с приглашениями мы не будем. В целом мы, как Билайн, открыты к любой форме кооперации, если она может принести нам выгоду. Если коллеги захотят присоединиться на каких-то условиях, будем рассматривать. По тем регионам, где мы уже сотрудничаем с МТС, вместе с ними, где не сотрудничаем, будем рассматривать самостоятельно. Думаю, что сейчас спрос на то, чтобы кооперироваться, существенно повысился. Поэтому я и сказал, что в следующем году мы станем свидетелями еще более глубоких интеграций. Может быть не в этой конфигурации, а в другой. Только не спрашивайте с кем мы сейчас ведем переговоры.
А.Д. По первому вопросу мы готовы к сотрудничеству с кем угодно и как угодно. Все возможно.
В отношении регионов... у нас на конец 3q2014 65 регионов. Рано или поздно будет полное покрытие.
М.С. Что тут добавить, у нас примерно всё то же самое.
Q: Сколько базовых станций будет построено в рамках проекта RAN sharing? Может ли сотрудничество расшириться на базовые станции 3G? GSM?
А.Д. В рамках сотрудничества количество базовых станций не помню. Мы не анонсировали эти данные. Они секретные (полушутя). В целом число баз LTE у нас исчисляется в десятках тысяч. (Прим.АБ. У МТС - 10900 на 3q2014. По RAN sharing речь идет примерно о до 2 тысяч "совместных" базовых станций в 2014 году. Оценка А.Бойко, MForum.ru).
М.С. Совместное строительство 2G / 3G обсуждалось и мы признали это нецелесообразным. Сети 2G / 3G в основном построены. Такого большого выигрыша, как в случае с LTE там не получить за счет RAN sharing. Но опять же... все в этой жизни возможно.
++
2015.12.17 МТС и Билайн договорились о совместном использовании частот
++
О компании МТС
О компании Билайн
Конспект пресс-конференции 19.12.2014
Q&A: Будут ли МТС и ВымпелКом корректировать инвестиционные планы из-за кризиса?
Q&A: Как будут меняться тарифы МТС и Билайн в 2015 году?
Q&A: МТС и Билайн "про Крым"
Подробнее о Network Sharing
Комментариев нет:
Отправить комментарий